Как правильно и быстро конспектировать лекции. Что такое конспект и как его писать

Как вести конспекты учат ещё в средней школе, но по-настоящему актуальными они становятся во время лекций в институте или университете. Правильно записанный конспект - это залог успешно сданного экзамена.

Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?

Почему необходимо научится писать конспекты и

Порядок ведения конспекта

Как красиво и правильно писать конспект

Конспект — это краткое содержание лекции или произведение, в котором выделено всё главное и существенное. Записывать информацию нужно коротко и содержательно. Для каждого предмета стоит завести отдельные тетради — так легче найти нужную информацию.

Не стоит путать конспект с планом, ведь это понятие намного шире. Но общее у них всё-таки есть — умение разделить беседу или произведение на логически связанные части.

В конспекте обязательно используется рассмотрение примеров и цитирование. Последнее стоит делать по всем правилам — выделать кавычками и указывать источник взятого материала. Также стоит аккуратно выделять заголовки, подзаголовки, термины и понятия. Это поможет более эффективно запомнить и систематизировать информацию, полученную во время занятия. Кроме того, при подготовке к зачёту или экзамену будет весьма удобно отыскать всё самое основное в кратчайшие сроки.

Для конспектирования беседы вам понадобится записать её тему, краткое содержание, все основные мысли и тезисы. Главная ошибка в ведении записей — слишком подробное, практически дословное записывание материала. Это совершенно ни к чему, ведь это будет занимать слишком много времени, и вы попросту не успеете за лектором. В итоге вы рискуете потратить драгоценные минуты на мелочи, упустив при этом всё самое главное.



Просмотреть примеры конспектов вы можете в интернете, просто отправив запрос с темой на соответствующем сайте. Но надеяться на такие подсказки нельзя — во всемирной сети много неточных (а иногда и откровенно неправильных) материалов. Поэтому подходят такие виртуальные конспекты для систематизации и уточнения информации, а не как её главный источник. Кроме того, многие преподаватели требуют конспектировать информацию исключительно во время лекций и от руки (вклейки и цитаты из интернета находятся под строжайшим запретом).

Записывая краткое содержание статьи или беседы, старайтесь обобщать так, чтобы это было в итоге интересно читать. Если вы используете в тексте сокращения (а они иногда просто необходимы) не забудьте где-то записать их расшифровку. Это нужно для того, чтобы в ответственный момент вы не тратили время, чтобы понять, что значит та или иная фраза. Помните, что даже самые креативные идеи могут впоследствии существенно подвести.

Конспект урока или лекции может содержать подробный план, основные тезисы разговора, цитаты и выписки. Однако вся информация должна быть подана максимально кратко и понятно. По содержащейся в конспекте информации их можно условно поделить на плановые (которые содержат лишь краткий план урока или текста), текстовые (тут только связанные логически выписки и цитаты) и свободные (есть признаки двух предыдущих видов).

Особенности написания конспекта по русскому языку и литературе

Написание конспекта — это, по сути, логическая переработка исходного текста и запись всех самых важных нюансов. При составлении конспекта по русскому языку очень важно обращать внимание на правила и примеры к ним. Они должны иметь логическую связь — это необходимо для последующего восстановления информации в полном объеме. То есть конспект должен отвечать на три главных вопроса — о чём говорится, что самое важное и что с этим следует делать.

Конспект по литературе пишется в основном по какому-то выбранному произведению (хотя изредка требуется и записывание самых важных моментов урока). Прежде чем приступать к конспектированию, стоит прочесть тематический материал, выделить в нём основные моменты, написать подробный план и только тогда можно заниматься собственно работой. Написание по тексту должно быть кратким без ненужных мелочей и уточнений. Главное — выделение главных героев повествования, место и время действия, основные сюжетные линии и события. А вот имена второстепенных героев, каждую локацию и разговор упоминать не стоит — это будет совершенно бесполезная работа.

Особенности написания конспекта по ФГОСу

Написание конспекта — это обязательное условие учебного процесса на основе новых государственных стандартов отечественного образования. Согласно им, ученик должен уметь не только прочитать материал, но и тщательно его обработать, обобщить и записать всё самое главное. Особенно конспектирование актуально по истории и биологии. Краткое содержание урока по этим предметам обязательно нужно дополнить информацией, записанной по параграфу в соответствующем учебнике. Приветствуются также и уточнения из других источников (не забудьте сделать пометки где вы нашли ту или иную информацию).

При составлении конспекта по физике, в него обязательно стоит включить все основные термины, правила и примеры соответствующих задач. На полях обязательно делайте пометки о разделе изучаемого предмета — это сделает поиск нужного материала намного легче.

Несмотря на кажущуюся разницу, схожие правила написания имеет и конспект по английскому языку. Тут очень важно разделять разные направления предмета. Писать вместе лексику и грамматику не стоит — это впоследствии может значительно усложнить вам жизнь.

Особенности написания конспекта в школе и в ВУЗе

Как говорилось ранее, конспект в университете — это, наверное, главный способ запоминания и систематизации информации. А вот конспектирование в школе — это скорее подготовка к нормальному учебному процессу в универе, чем жизненно важное и необходимое условие (на самом деле она начинается намного раньше — из пересказов сказок в детском саду).

Первые конспекты дети начинают писать в 5 классе. На этом этапе это очень короткое плановое конспектирование, когда содержание одного параграфа вмещается всего в пару строчек. В 6 классе записи становятся лишь чуть объемней — сказывается и возраст учащихся и добавление новых предметов, которые также следует конспектировать.

А вот самыми сложными по праву считаются 9 — 10 классы, в которых количество предметов достигает своего апогея. А это значит, что писать нужно много и правильное ведение записей — это скорее жизненно важная необходимость, чем прихоть педагогов (да и на ЕГЭ конспекты очень даже могут пригодиться). Для успешной сдачи экзаменов и тестирования просто необходимо вести подробные и понятные записи начиная уже с 7 класса. Позднее при подготовке вам будет достаточно просто немного освежить их в памяти.

Почему необходимо научится писать конспекты и как это лучше всего сделать

Как говорилось ранее, писать обобщённые записи уроков просто необходимо. Для этого следует быстро определять для себя всё самое главное и кратко это конспектировать. Проще всего это делать по книге — прочитав её, вы точно запомните все главные моменты, которые и стоит записать. Это обязательно должны быть герои и события. Немаловажным будет место и время разворачивающихся в повествовании событий. Это и будет опорный конспект, который обязательно пригодится вам в недалёком будущем. Если лень читать произведение полностью, то не стоит доверять записям из интернета — содержащаяся там информация зачастую неполная или имеет существенные искажения. Тут уж стоит определиться — я хочу хорошо учиться или я хочу гулять. Третьего варианта просто не дано. Именно поэтому ответ на вопрос, нужно ли писать конспект, однозначен — это просто необходимо для того, чтобы нормально и эффективно учиться.

Порядок ведения конспекта

Правильное и красивое записывание главных тезисов любой информации — это путь к весьма успешному обучению в школе и в институте. Твёрдых правил ведения записей не существует — каждый выбирает для себя те методы, которые ему ближе и проще. Способы эффективного выделение и запоминания материала у каждого также свои — кому-то помогают пометки на полях, кому-то выделение основных тезисов цветным маркером, а кто-то, наоборот, рисует мини-пиктограммы, которые сложно понять непосвящённому человеку.

Технология написания конспекта достаточно проста — сначала записывается тема, услышанная информация систематизируется и кратко заносится в тетрадь. Все главные заголовки, подзаголовки, правила и термины обязательно выделяются. В качестве наглядного приложения записываются примеры или делаются схематические зарисовки. Последовательность записи зависит только от порядка изложения материала. Также при конспектировании не стоит забывать, что план — это основа записей, от которой вы будете отталкиваться в будущем.

Написание конспекта — это не сложно, если не лениться и быть настроенным на интенсивную работу. Поверьте, время, потраченное на записывание нужной информации, потом вернётся вам сторицей во время подготовки к ЕГЭ или сессии.

В процессе обучения студенты постоянно что-то конспектируют и пишут лекции. По сути, это является их основным занятием и первостепенной обязанностью. Однако далеко не каждый умеет правильно выполнять эту работу. В вузах преподают многие дисциплины, но не предусмотрены никакие вводные курсы, где научили бы грамотно писать конспекты. В этом есть определенная несправедливость. Правильное написание конспекта является наиболее важным умением студентов. Хорошее конспектирование лекций - почти половина успеха на экзамене/зачете.

Из-за такого неверного подхода к устройству рабочего процесса, большинство обучающихся попросту не готово к выполнению своих прямых обязанностей. Бывшие школьники, привыкшие работать по учебникам, начинают теряться в длинном монологе лектора. Им не хватает времени, чтобы осмыслить и тут же записать услышанное. В итоге, лекции пишутся наскоро, неаккуратно и неразборчиво, в них много бессвязного, а ценность такого труда практически сводится к нолю.

Безусловно, не существует четкой техники правильного составления конспектов. Возможно, по этой причине и нет вводных курсов по их написанию. Тем не менее, решить проблему все-таки можно. Мы подготовили ряд советов, в которых каждый найдет для себя что-тоновое и полезное.

Самое главное правило - материал должен быть четко структурирован. Согласитесь, если известно место какой-то вещи, то найти ее проще. Возьмем за основу структурирование текста и теперь более подробно рассмотрим общие положения успешного составления конспекта.

Занимайтесь только одним делом

Человек - не Юлий Цезарь и не может делать несколько дел одновременно. Если студент сидит на лекции, параллельно с этим разговаривает с соседом, периодически берет в руки телефон, чтобы зайти в интернет, и при этом еще пишет конспект, то ничего хорошего из этой затеи у него не выйдет.Дело в том, что человеческое внимание очень нестабильно. Уделяя свое внимание разным вещам, человек не может должным образом сфокусироваться на чем-то одном. Получается, что энергия на все эти дела будет израсходована впустую, ведь результат будет нулевым.В механическом бездумном записывании нет никакого смысла. Здесь можно привести в пример ситуацию, которая будет знакома многим. Когда школьный учитель во время урока неожиданно спрашивал болтливых хулиганов о том, что было только что сказано. Обычно ответом было молчание и потупленный взгляд. Наверняка, и вы хоть раз, но попадали в такое положение.

Скорее всего, такой ситуации не возникнет в стенах высшего учебного заведения, ведь подразумевается, что студент - взрослый и самостоятельный человек, который пришел сюда получать образование. Тем не менее, недавние школьники по-прежнему нуждаются в присмотре, но преподавателям до этого нет никакого дела, а зря. Студенты чувствуют свободу и отсутствие тотального контроля, поэтому начинают халатно относиться к учебному процессу, им становится не до лекций.

Все хотят хорошей жизни, но не все осознают, что успех зависит только от нас самих. Длятого, чтобы достичь желаемого необходимо прилежно учиться. Безусловно, хорошую подготовку строят не только на конспектах. Нужно собственное размышление, анализ, активность на парах, работа с литературой. Все это поможет стать ближе к высоким успехам в учебе. Главное, чтобы в голове был четкий порядок. То же самое можно сказать и про конспекты. В них все должно быть разложено по полочкам. Поверьте, это очень выручит вас на ближайшей сессии и в дальнейшем.

Конспектирование помогает закреплять информацию в памяти и развивать ум. Внимательно слушая и записывая лекцию, у человека активизируется умственная деятельность. Сосредоточенность невозможна без усилий воли. Важно, чтобы студент периодически контролировал и проверял уровень своей сосредоточенности во время лекций. Если студент потерял концентрацию на теме и начал просто писать все, что диктуют, то это можно назвать деградацией.

Вывод: Для хорошего ведения конспекта важно внимательно слушать лекцию преподавателя и не отвлекаться на что-то постороннее. В таком случае информация будет усвоена в голове и грамотно записана в тетради.

Записывайте только самое важное

Многие студенты часто допускают ошибки при конспектировании. Одна из таких - писать абсолютно все, что было услышано. Это приводит к тому, что лекцию прерывают на повторы. Как следствие, отведенного времени может не хватать для того, чтобы донести до аудитории всю информацию. Записывать нужно только ключевые моменты. Представим, что конспект - фундаментдома или компас, ведущий на путь овладения знаниями. На лекциях дается общая и важная информация, которую надо фиксировать. Все остальное студент должен черпать из учебников, чтобы достроить «дом» самостоятельно и таким образом освоить дисциплину.

Вывод: Не старайтесь успеть записать каждое слово из лекции преподавателя. Выделяйте суть и тезисно отмечайте главные моменты.

Придумайте свою систему сокращений

В предыдущем пункте мы говорили, что конспектировать нужно только ключевые моменты. Может показаться неразумным, использовать еще и сокращения. Впрочем, бывают случаи, когда одна лекция преподносит очень большую порцию информации. Студенты довольно сильно устают морально и физически, когда всю пару только и делают, что работают ручкой. Есть способ, который может значительно сократить нагрузку на руку и позволит усвоить весь материал, не упустив ничего важного. Помимо известных сокращений, типа «сантиметры - см», «год - г.», «область - обл.», можно создать собственную систему. Однако не перестарайтесь, иначе ваш конспект будет выглядеть, как шпионская шифровка. Плюс, не всегда можно вспомнить обозначения всех, записанных вами ранее, сокращений.

Есть несколько правил сокращения слов:

  • Они должны быть широко распространенными и общеизвестными,
  • Сокращать - значит делать слова максимально возможно короткими («классический - классич. - клас.»);
  • Не стоит сокращать слова и словосочетания, входящие в состав заглавия;
  • Нужно быть уверенным в том, что спустя время удастся расшифровать сокращение;
  • Если тема о глаголах, то не обязательно каждый раз писать это слово. Вместо этого можно воспользоваться сокращением до первой буквы и писать ее заглавной («глагол - Г»);
  • К примеру, в скорописи слово «который» заменяют значком «альфа».

Вывод: Используя свою систему сокращения слов можно успеть конспектировать за лектором, при этом экономя место в тетради и не нагружая руку.

Ключевые положения - в цвете

Выделение цветом основных моментов текста является одним из важных правил составления конспектов. Представьте ситуацию начала сессии, когда студент достает тетрадь по предмету. Он начинает долго вычитывать и искать необходимую часть среди многочисленных рукописных листов. С учетом стресса и нехватки времени, эти поиски превратятся в нудное и лихорадочное занятие. Чтобы избежать таких неприятностей и упростить себе подготовку к экзаменам, нужно выделить главные моменты. Причем, лучше всего это сделать в тот день, когда была проведена лекция. Во-первых, вы не запутаетесь в том, что конкретно надо выделить. Во-вторых, перечитывая дома текст, материал будет повторяться, а значит, лучше усвоится в голове.

Не стоит брать фломастеры и цветные карандаши для выделения, иначе можно превратить свою тетрадь в художественную галерею. Тем более, фломастеры имеют свойство отпечатываться на других страницах, что может подпортить аккуратность. В идеале, это должны быть маркеры-выделители одного или двух цветов. Они оставляют текст читабельным, не закрашивая лишнего.

Вывод: Главные моменты (тема, определения, формулы, тезисы) выделяйте маркерами-выделителями, но не перестарайтесь, а то получите обратный эффект.

Четкая структура материала

Вернемся к структурированию конспекта. Оно важно для того, чтобы написанное полностью раскрывало тему лекции и было доступно для понимания.Разбивайте текст на абзацы и подпункты, поскольку сплошной текст сложно воспринимается человеческим мозгом. Чтобы что-то разобрать/найти в большом куске текста придется вдумчиво его читать. Для успешного формирования абзацев непосредственно во время лекции, прислушивайтесь к интонации и паузам лектора. Обычно это выделяется голосом. Правильно структурировать текст лекции можно и с помощью оформления. Вот несколько советов по оформлению конспекта:

  • Используйте тетрадные поля (если их нет - начертите сами) для проставления даты, обозначения сокращений, отмечания важных мест лекции, оформления пунктов плана;
  • Лучше писать через клетку. Это дополнительное место для новых сведений или исправления ошибок. При чтении такого текста глаза будут меньше уставать;
  • Старайтесь не писать мелко. Крупные буквы немного замедлят скорость написания, но разборчивость важнее. Мало написать конспект, надо суметь потом его разобрать.

Вывод:Хорошо структурированный и оформленный текст быстро читается и легко откладывается в памяти. На сессии это сэкономит драгоценное время и упростит процесс подготовки.

Аккуратность и понятный почерк

Наверное, не стоит подробно объяснять, почему это важно. Во-первых, это упрощение подготовки самому себе. Согласитесь, читать конспект, который написан разборчивым почерком, гораздо приятнее и проще, чем разбирать каждое кривое слово. Во-вторых, аккуратное ведение тетради складывает положительное мнение об ее обладателе. Это будет очень кстати, если у вас попросят переписать лекции или преподаватель на сессии будет проверять вашу посещаемость.

Конспекты очень много значат для студентов. Теперь вы знаете, как правильно их писать. Желаем удачи в учебе!

Умение быстро писать качественные конспекты, которые отображали бы самую суть всего сказанного кем-либо, всегда высоко ценилось. Особенно такое умение может пригодиться студентам, школьникам, журналистам, секретарям и другим людям, которым приходиться вкратце записывать большие объемы информации. В этой статье рассмотрим вопросы о том, как правильно вести конспект лекции, какую пользу это может принести и о способах увеличения качества и скорости конспектирования.

Конспект для студента - хорошее подспорье, которое поможет быстро вспомнить учебный материал, подготовиться к контрольной работе или экзамену. Это отличный инструмент упорядочивания информации в голове. Конечно, одного конспекта мало для хорошей подготовки: без собственного размышления и обобщения, без труда на занятиях и без работы с научными источниками тяжело достичь отличных результатов в учебе. Но конспект представляет собой своеобразный фундамент, «компас», если хотите, который поможет на пути овладения знаниями. От умения конспектировать зависит способность воспроизвести прочитанный или прослушанный материал. Поэтому, первое, чему должен научиться студент - это конспектирование.

Нужно понимать, что слушать и записывать лекцию - это сложный вид вузовской работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента.

Внимание человека очень неустойчиво. Чтобы быть сосредоточенным, требуются волевые усилия, поэтому важно систематически контролировать себя в этом отношении, во время прислушивания лекций.

Конспектирование развивает ум, внимательность, способствует закреплению знаний в памяти. Если же студенты во время лекции отключается и начинает записывать все под диктовку - это приводит к деградации. Механическое бездумное записывание под диктовку бессмысленно.

Конспект - сокращенная запись устного или письменного текста, которую студент создает для личного пользования, поэтому каждый конспект - неповторим, уникален и непохож на конспект соседа по парте. Это не точная запись текста лекции слово в слово, а запись смысла, сути лекции, самого главного.

Когда студент пишет конспект, он выполняет своеобразное «свёртывание» информации, оставляя только наиболее важные, ключевые моменты. Всё остальное выкидывается: в первую очередь, это слова и фразы, которые организуют связность текста или являются комментариями автора к сказанному. Такие элементы можно убрать из конспекта, не опасаясь за целостность информации, тем более, что их можно будет легко вспомнить, просмотрев законспектированные ключевые записи.

Кроме умения конспектировать немаловажно научиться продуктивно работать со своими записями. Ведь каждый из конспектов пригодится не только при подготовке к определённым экзаменам, но и во время всего обучения и последующей сдачи государственных экзаменов.

Конспект лекции

Основная информация для студентов подается в виде лекций. Но не все лекции конспектируются одинаково. Например:

  • Преподаватель читает материал как по учебнику.
  • Преподаватель много рассказывает, и дает под запись лишь ключевые моменты (отличный преподаватель!)
  • Преподаватель дает под запись готовый проработанный конспект. Студенты все записывают дословно (плохой преподаватель). В этом случае правильный конспект получится сам собой и вам нужно сосредоточится на "переваривании" получаемой информации, не поддаваясь соблазну перейти на механическое записывание под диктовку.
  1. Записывать лекцию по смысловым блокам: каждый блок соответствует пункту плана лекции. Должна быть четкая нумерация (удобно использоваться подпункты, отступ слева и маркеры списка). Также используйте красную строку.
  2. Ключевые слова можно сократить до одной заглавной буквы, а потом использовать это обозначение в тексте. Так, в любом подзаголовке можно сразу обозначить такие слова, потому что они будут часто фигурировать в повествовании. Например:

    Тема: Когнитивный диссонанс в голове первокурсника. Записываем так: Когнитивный диссонанс (КД) в голове первокурсника (П).

    При этом при совпадении букв или если вы путаетесь, можно выделять использование сокращения каким-нибудь специальным образом. Например, можно обводить буквы в кружок.

    При несовпадении части речи, можно подчеркнуть сокращение нужным образом. Например, если П обозначает слово «промышленность», то слово «промышленный» можно записать буквой П с подчёркиванием её волнистой линией.

  3. Можно использовать специальные сокращения для стержневых понятий научной дисциплины, например: интеллектуальные системы (ИС), жанр (Ж), литература (Л), фонетика (Ф), предикат (П). Такие сокращения будут «действовать» в пределах конспектов по одной дисциплине. Для страховки можно выписывать выбранные сокращения на последнюю страницу тетради или на обложку.
  4. Удобно сокращать распространённые длинные слова, чтобы не тратить лишнего времени:
  • Древнерусский язык - др.р. яз.
  • Украинская литература - укр. лит-ра.
  • Государство – гос-во
  • Руководство – рук-во
  • Формула - ф-ла
  • Функция – ф-я (хотя тут можно просто f)
  • Используйте значки важности (выработайте свой личный стиль), например:
    • ! - важно;
    • !! - очень важно;
    • ? - под вопросом;
    • R - проверить;
    • Rm - запомнить;
    • U - посмотреть в учебнике;
    • ZB - пример (например).
  • Используйте приёмы стенографии, обозначая частые сочетания букв значками, например
    • «ность» можно обозначать одним значком Ђ (общительЂ, ущербЂ, материальЂи);
    • «-ение» или «-анис» - ~
    • / - «-ический» (например соц. - социальный; соц/ - социалистический).
  • Обозначения понятий можно записывать как отдельный абзац, отделяя его от основного массива текста и выделять подчеркиванием или цветным маркером. Выделение цветом хорошо помогает запомнить то или иное понятие. Хорошо, если какой-то цвет будет иметь определенное значение в конспекте. Например, красный – выделение основной мысли, зеленый – выводы и др.
  • Используйте различные математические обозначения:
    • + (плюс), = (равно),
    • ≠ (не равно),
    • ≈ (приблизительно),
    • <, >, ≤, ≥, ≪, ≫ (больше, меньше, намного больше и т.д),
    • ± (погрешность, неточность),
    • ⇒ (следовательно),
    • → (влечение, «если, то …»),
    • ⇔ (что-то верно тогда и только тогда, когда …),
    • ∨ (или),
    • ∧ (и),
    • ∀ (для всех),
    • ∃ (существует),
    • ∅ (пустое множество),
    • ∈ (принадлежит),
    • ∉ (не принадлежит),
    • ⊂ (включает в себя),
    • ∪ (объединение),
    • ⋂ (пересечение),
    • ∞ (бесконечно),
    • || (параллельно),
    • ∑ (сумма),
    • ¬ (не),
    • стрелка вверх или вниз (возрастание, убывание);
  • Везде, где можно, использовать аббревиатуру или значок – используйте. Примеры:
    • В физике: v - скорость, а - ускорение, L - индуктивность, БАД.
    • Программирование: ООП, СУБД, БД, ЯВУ, ТЗ, ТП, ЭП.
  • Когда не успеваете, можно пропускать гласные буквы в словах, они не помешают понимать написанное.
  • Знаете английский или другие языки? Возможно некоторые слова на них пишутся короче. Это можно использовать.
  • Классификации и периодизации предпочтительнее конспектировать не в текстовом виде, а в виде схем, диаграмм, рисунков. Это очень важное правило, верх мастерства. Например:

    На изображении "а)" представлен хороший конспект, на изображении "б)" неудачный. Оба несут один и тот же смысл, но конспект "а)" мы можем понять и запомнить намного быстрее и эффективнее:

  • Используйте пространственную запись:

  • Другие виды конспектов

    • Конспект научной статьи. Основное в конспектировании научных работ - умение выделить главное, рациональное. Основное правило такого вида работы: нельзя менять текст первоисточника, то есть цитаты подаются без изменений, сохраняется авторская пунктуация. Он должен быть настолько точным, чтобы в дальнейшем его можно было использовать при написании курсовых работ. Примечания к таким конспектам чаще всего имеют такие специальные знаки: NB - nota bene (заметь хорошо, возьми на заметку, обрати внимание), Sic! (было именно так и никак иначе, даже если очевидно, что тут ошибка; "я знаю, что тут ошибка, но так было в оригинале"), знаки восклицания и знаки вопросов.
    • Конспект словарной статьи. Основное задание во время работы со словарем - выписка отдельных значений слов, но студенты чаще всего переписывают текст из словарной статьи без изменений и сокращений, что само по себе неправильно. Цель работы - выборочно выписать необходимую информацию. Примеры использования слов и их грамматические характеристики переписывать не нужно.
    • Конспект художественного произведения. Чтобы избежать путаницы при чтении объемного произведения или параллельного чтения сразу нескольких произведений, удобно пользоваться схематическими конспектами, которые еще называют картами памяти. В таких схемах часто используют круги и стрелки, которые иллюстрируют развитие сюжетных линий. Такой тип конспектирования наиболее удобен для студентов с развитым образным мышлением и для студентов с очень плохой памятью (развивайте образность).

    Студентам приходится осваивать массу предметов, относящихся к выбранной специализации или необходимых представителю каждой профессии. Опытные педагоги с первых же дней учебы нагружают подопечных огромным объемом информации. Не обучают их только одному умению, требующемуся, чтобы все эти сведения надежно фиксировать, — знанию, как писать конспект. Его грамотное ведение поможет в дальнейшем не портить глаза, разбирая собственные наспех выполненные каракули, а использовать записанную информацию для успешной аттестации. Некоторые рекомендации помогут превратить полученный на лекции материал в удобное пособие.

    Как правильно писать конспект: полная концентрация

    Вне зависимости от того, требуется ли конспект статьи Лихачева «Учиться говорить и писать», которую школьникам задают перечитывать к урокам по развитию речи, или просто запись прослушиваемых лекций, не обойтись без максимальной сосредоточенности на теме. Одновременное выполнение нескольких дел не будет тому способствовать. Потому не стоит отвлекаться на увлекательные беседы с соседями по парте или чаты с приятелями в соцсетях — такими несущественными для усвоения знаний занятиям допустимо посвящать перемены. Лекционный же курс или конспектирование определенных статей предназначается для углубленного понимания нужного материала.

    Как писать конспект по истории или иному предмету: фиксирование опорных моментов

    Если предстоит переносить на бумагу лекционный материал, составлять конспект «Учиться говорить и писать» или другой книги, принцип здесь один: надо учиться выделять ключевые моменты. Не нужно дословно переписывать все, что успел произнести за время своего продолжительного монолога преподаватель. Это нереально, если не строчить со скоростью света. Опытные лекторы часто сами выделяют в собственной речи главное, начиная в определеннные моменты рассказывать немного медленнее, чтобы предоставить студентам возможность все зафиксировать. Для вникания в подробности существуют учебники, а лекции предназначаются для получения учащимися представления об основных принципах, законах и аксиомах изучаемого.

    Как писать план-конспект или лекцию: структурирование получаемого материала

    Независимо от конкретной цели конспектирования, в получившемся после выполнения подобного задания тексте самому человеку непросто будет разобраться, если тот будет представлять собою сплошное пересказывание, без малейших признаков структурирования. Разделение на подпункты, уровни по степени важности, соотношению элементов между собою, — одно из обязательных требований к тому, как писать план-конспект урока. При записывании же лекционной информации этот принцип поможет в дальнейшей работе с нею, позволит выделить опорные моменты, быстрее отыскать ответы на необходимые экзаменационные или зачетные вопросы.

    Как писать конспект по литературе и другим дисциплинам: использование цветовых выделений

    Помимо ручки, для конспектирования непременно пригодятся маркеры нескольких цветов. Они потребуются для подчеркивания опорных моментов: терминов, ключевых фактов из жизни писателя, взаимоотношений между персонажами его творений, других блоков информации, которые впоследствии помогут сориентироваться в тексте, оперативно отыскать необходимую информацию. Так будет проще отыскать блоки текста, требующие углубленного рассмотрения. Эта рекомендация едва ли поможет с тем, как писать конспект по параграфу: там больше пригодится рекомендация по структурирования, — но при записывании лекций станет подспорьем.

    Как писать конспект урока: создание системы сокращений

    Подобная методика давно используется теми, кому приходится переписывать за говорящими огромные текстовые объемы. Пригодится этот метод и людям, которым нужен конспект по книге, а как писать его, они представления не имеют. Студентам или ученикам стоит разработать систему понятного для себя самих сокращения текстов. Какие слова укорачивать, вставляя взамен некоторых букв дефисы или дроби, зависит от самого человека. Обычно распространены такие варианты, как «характер»-«хар-р» или «х-р», «который»-«к-рый», «через»-«ч/з», «свойства»-«св-ва». Ими имеет смысл воспользоваться, добавив и собственные ноу-хау. Важно только, чтобы никаких проблем с расшифровкой сокращений не возникло.

    Если лень писать длиннющий конспект: лайфхак

    Советы касательно конспектирования часто включают пункт о красивом выведении букв. В таком деле требуется сноровка, многочасовые тренировки. Потому иногда проще составлять лекционные записи в электронной форме. Если же преподаватель непременно требует предъявления того, что законспектировано, причем в рукописном варианте, который априори отсутствует, стоит пойти на одну хитрость, создав «подделку», сложно отличимую от созданных вручную записей. Для воплощения подобной идеи пригодится Word, в который и потребуется перенести нужный текст, а потом основательно над ним поработать. Детальная инструкция приведена .

    1. ПРАВИЛА

    КАК РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА

    1. Прочтите название темы, заглавие параграфа и обдумайте его содержание, связь с ранее изученным учебным материалом.

    2. Прочтите весь параграф. Убедитесь, что новые термины и выражения вам понятны. Рассмотрите прилагаемые к тексту иллюстрации и схемы, постарайтесь понять главное в них.

    3. Выучите определения понятий, формулировки законов и правил, которые имеются в тексте. Подберите в учебнике или приведите свои примеры для их иллюстрации.

    4. Составьте план прочитанного (устно или письменно). Обдумайте, в какой последовательности лучше пересказывать текст и как иллюстрировать свой ответ. Трудный текст прочитайте вновь, уясняя его по абзацам.

    5. Перескажите текст мысленно или вслух в соответствии с намеченной последовательностью изложения, так вы лучше запомните и уясните учебный материал.

    6. Проверьте, все ли задания в конце параграфа или темы вы можете выполнить. Непонятное выясните у товарищей или у преподавателя.

    2. КАК СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ ИЛИ ПЛАН К ТЕКСТУ УЧЕБНИКА

    1 . Прочитайте параграф медленно по абзацу или смысловым частям текста.

    2. Вычлените в прочитанном существенное, для этого решите, как можно было бы озаглавить текст абзаца.

    3. Перескажите существенную часть изложенного в тексте своими словами.

    4. Запишите кратко содержание текста. Писать следует чётко, аккуратно применяя общепринятые сокращения и обозначения. В конспект могут быть включены рисунки с поясняющими записями к ним, заменяющие текст схемы и таблицы, дополнительные примеры и выводы.

    5. Познакомьтесь с заданиями в конце параграфа, и мысленно решите, готовы ли вы к их выполнению, что нужно ещё раз посмотреть в тексте или уточнить у учителя.

    Конспект должен составлять примерно 1/5 часть прочитанного текста, лучше его размещать на развёрнутом двойном листе тетради тогда им будет удобно пользоваться. Конспектирование прочитанного, в конечном счете, экономит время, так как к некоторым текстам нам приходиться возвращаться несколько раз.

    3. Правила ведения конспекта

    1. У каждого студента должен быть свой конспект по каждому предмету . Многие студенты носят одну тетрадь для ведения лекций по всем предметам. Хорошо если она разбита на несколько разделов, но чаще все лекции просто смешались в одну кучу – лишь бы преподаватель видел, что студент что-то пишет.

    Так что студентов, не носящих рюкзаки и портфели, а засовывающих тетрадь и ручку в задний карман брюк, становится все больше.

    2. Конспект обязательно должен быть логически завершенным , передавать смысл лекции преподавателя, т.е. смысл должен быть полностью понятным, хотя бы для вас. Если какие-то вещи вызывают непонимание, и вы забыли или побоялись попросить преподавателя разъяснить их – не поленитесь обратиться к одногруппникам или сходить после лекций в библиотеку.

    3. Постарайтесь писать разборчиво , не сокращайте слова, или хотя бы сокращайте их как можно реже – это очень затрудняет беглое прочтение текста.

    4. Используйте цвета для выделения выводов , пояснений и т.п. Если выделяете выводы черным цветом – делайте так во всех лекциях по всем предметам, не меняйте цвета. Не используйте красный и зеленый цвета, они хуже воспринимаются нашим мозгом.

    5. В конце конспекта напишите свои мысли, литературу по теме, план лекции . Это очень поможет вам при подготовке к экзаменам, да и подобная лекция в будущем просто лучше отложится в памяти.

    6. Делайте пробелы между абзацами . Разбиение на блоки (лучше, если это будет действительное разделение именно на смысловые блоки) лучше поможет воспринять информацию.

    7. Рисуйте рисунки, схемы, таблицы и т.п. Даже если их нет в лекции, вы можете самостоятельно составить что-либо из вышеперечисленного для лучшего усвоения материала.

    И помните – ведение конспектов лекций, это не только залог успешной сдачи экзаменов, но и неоценимая помощь в лучшем постижении вашей специальности. Тогда вы не просто бездарно потратите время в училище, но действительно получите среднее специальное образование и базовый набор знаний, необходимый в будущем.