10 приемов привлечения внимания. Учебно-методический материал на тему: Приемы привлечения и удержания внимания обучающихся на уроке

Галина Волкова

Цель исследования :

Выявить .

Задачи :

Изучить литературу по данной теме;

Основываясь на обобщении и систематизации опыта коллег, а также на собственном практическом опыте выделить методы и приемы привлечения внимания детей ;

Внедрить в педагогическую деятельность изученный материал по данной теме;

Составить фотоотчет о проделанной работе.

Каждый педагог стремится к тому, чтобы занятия в детском саду были занимательными и интересными, чтобы каждый ребенок был максимально вовлечен в педагогический процесс и получил максимум пользы от проведенного занятия . Как молодой педагог, столкнулась с проблемой привлечения и удержания внимания детей на занятии .

Будучи мамой двоих детей , интуитивно я понимала, что без «ярких красок» , сюрпризных моментов, интонационного и тембрального изменения голоса заинтересовать детей сложно . И это только азы для привлечения внимания . Более глубоко изучив информацию по данной теме, обобщив и систематизировав опыт коллег, основываясь на собственном практическом опыте, я выделила следующие методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду .

К проведению любого занятия подходите творчески , используя план занятия с конкретными задачами и целями. Но не забывайте, что план – не догма, его всегда можно дополнить и разнообразить, используя интерактивную доску, мультимедийный проектор, компьютер, планшет или просто интересную идею. Начинайте занятие с интриги : например, с загадочного предмета (у меня для тебя что-то есть интересненькое) или загадки (угадай, что я вам приготовила) . Фантазия и изобретательность – ваши волшебные помощники, способные привлечь внимание детей . Отработайте ритуал приветствия и прощания , что благоприятно отразится на установлении атмосферы доверия и общности в группе, на развитии умения взаимодействовать со сверстниками и педагогом, на создании положительного настроения каждого.


Поделитесь своим энтузиазмом. Энтузиазм - это моторчик, который позволяет педагогу постоянно находиться в действии, это движение вперед. Энтузиазм заразителен, и наша задача не упустить этой возможности вести за собой детей . Дети пребывают в состоянии вечного любопытства, удивления и восхищения, поэтому этот процесс не доставит особого труда. Ведите игру : вытяните лицо, сопровождайте речь мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией.

Пусть дети копируют ваши действия, не бойтесь показаться смешным. Покажите всем своим видом, что вы действительно хотите проводить с ними время и вам самим интересно. Используйте голосовую и эмоциональную модуляции : изменяйте интонацию, тембр, высоту и громкость голоса, темп речи, избегая монотонности.


Обучайте, играя. Психология требует от нас учитывать, что внимание маленького ребенка в основном является непроизвольным. В его основе лежит интерес к происходящему. Недостаток произвольности в этом возрасте компенсируется за счет природного детского любопытства и готовности включаться в игру. Используйте это! Обучение через игру – наиболее эффективная форма занятия для дошкольников .

Игру недаром называют "ведущей : именно благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей , входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых. Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности. «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности" - отмечал В. А. Сухомлинский. Существует очень мало видов деятельности, которые не могут быть превращены в игру, когда вы пытаетесь привлечь внимание детей . Простая фраза вроде : “давай посмотрим, кто быстрее может это сделать …» обеспечит вам всестороннее внимание детей и полную их вовлеченность в процесс.


Дайте возможность обрести реальный опыт. Дети любят то, к чему могут прикоснуться, ощутить на вкус и запах. История о животных, не может заменить реальной встречи с живыми животными. Лекция о жизненном цикле растения не несет никакого сравнения с возможностью вскопать почву и посадить семена – потом перепроверять, как они растут. Стремитесь строить занятия таким образом , чтобы учебная информация поступала по этим каналам. Ребёнок должен не только слышать объяснения педагога, но и увидеть, потрогать или даже понюхать.


Используйте цвета. Красочные визуальные эффекты имеют важное значение для привлечения внимания детей , особенно младшего возраста. Цвет – одна из самых ярких сторон детства . И каждый (мы же все были детьми) может вспомнить, сколько радости было, когда нам покупали желтый шар, цветную яркую книжку или розовое мороженое. Восприятие цвета детьми не только не такое, как у взрослых. Восприятие цвета детьми особое, непонятное взрослым, но очень точное в действительности, хотя для его описания детям не хватает слов языка. Примером этого служит веселый детский стишок С . Михалкова :

"Мы гуляли по Неглинной,

Заходили на бульвар,

И купили синий-синий,

Презеленый, красный шар"!

Цвет - это отличное средство управлять детьми. Мы все можем применять это средство, чтобы обучать, подталкивать и вдохновлять подрастающее поколение.


Сочиняйте сказки. Никто не любит лекции, а дети меньше всего. Все любят сказки, а дети больше всего. Новейшие нейро - маркетинговые исследования продемонстрировали, что наш мозг сказку помнит лучше, чем любую другую форму обмена информацией. Придумывать истории - это отличный способ научить ребенка чему-либо. Во время рассказа предлагайте детям активные роли, вовлекайте детей , заставляя их действовать в некоторых частях или давая возможность предсказать некоторые события, и вы, несомненно, окажетесь в центре их внимания .


Используйте музыку. Дети очень любят петь и танцевать! Используя эту привязанность детей к музыке , возможно, повысить качество любого занятия , сделать его более привлекательным для ребенка . Музыка – самый эмоциональный вид искусства, поэтому она должна быть постоянным спутником повседневной жизни детей . Музыка помогает детям отражать окружающий их мир в ярких образах, вызывать сопереживание этих образов, будить чувства и мысли, стремление к деятельности, формирует внутренний духовный мир ребенка, побуждает к творчеству. Включайте музыкальные паузы в повседневную жизнь детского сада : пусть она звучит во время гимнастики, игр, развлечений, на прогулках и экскурсиях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку.


Вовремя осуществляйте смену видов деятельности. Удержать внимание маленьких детей во время взаимодействия с ними непросто. Чтобы этого добиться, мы должны вовремя осуществлять смену видов деятельности. Это прием , который заключается в целесообразном чередовании педагогом в ходе занятия различных видов деятельности детей с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса у воспитанников. Послушайте, а теперь посмотрите, а теперь потрогайте, можно даже понюхать, смотря, о чем речь. А теперь давайте попробуем это изобразить в движении! При смене вида деятельности внимание на какое-то время снова концентрируется на объекте. Важно не переступить грань предела человеческого непроизвольного внимания . У детей 3-4 лет примерно 3-4 мин, к моменту поступления в школу – 10-12 мин, у взрослого – 20 минут.


Дети непременно должны видеть «продукт» своего изучения : рисунок, поделку и обязательно выполненное упражнение. Рисование, лепка, аппликация, конструирование, проигрывание определенных ситуаций и ролей способствуют раскрытию индивидуальности ребёнка, а положительные эмоции, ощущаемые детьми при творческом вдохновении, являются движущей силой, которая помогает детям справиться с различными трудностями, создаёт радостное настроение от полученного результата, закрепляет полученные знания.


Какие бы приемы ни использовал педагог в своей работе, самым важным остается то, насколько он чувствует психологическое состояние коллектива, каждого отдельного ребенка, насколько вовремя он может применить тот или иной способ активизации внимания , а нестандартные ходы воспитателя, творчество и выдумка – наши верные в этом помощники.


Самой главной задачей рекламы является привлечение максимального внимания возможного потребителя, которое очень сложно заполучить среди такого большого ее количества. "Внимание" рассматривается как определенный механизм, который контролирует объем и характер информации, получаемой потребителем. Максимальное внимание привлекают рекламные сообщения, помещаемые на обложки журналов (либо в начало или конец рекламной паузы на радио или телевидении); сложная по творческому замыслу реклама воспринимается и запоминается лучше, чем простая; реклама; различного рода вкладыши образцов парфюмерии и косметики в периодические издания приковывают внимание почти 100% читателей.

В рекламе используются различные приемы для привлечения внимания. Она должна запоминаться, ведь некоторую рекламу потребители замечают сразу же, а на другие не обращают внимания даже после того, как 10 раз ее увидят.

Приемы привлечения внимания

Выделяют несколько определенных приемов привлечения внимания к рекламе.

Во-первых, это шок. Чтобы удивить и шокировать зрителя, усиляют звук или свет, используют раздражающий звук, резкое движение, приближение предмета из глубины экрана. Но иногда, придумывая рекламное сообщение, его создатели не задумываются о том, шок может привести к негативной реакции на рекламу, и уже не имеет значение, хороший продукт или хороший.

Эмоциональность - важная составляющая рекламного обращения. Положительные эмоции сохраняются гораздо дольше, чем отрицательные. Кроме того, потребитель переносит полученные от рекламного сообщения положительные эмоции и на другие рекламные послания того же рекламодателя. Однако использование эмоционального мотива должно быть рассчитано на целевую аудиторию. Поэтому данный метод применяется с учетом того, требуется ли потребителю только эмоциональная реклама, либо же ему необходима информация.

Также один из используемых приемов - движение, так как оно чаще всего привлекает внимание, любопытство, заставляет человека следить за объектом. Именно по этой причине телевизионная реклама так популярна у рекламодателей. Установлено, что человек видит движение уже через 0,08 секунды после начала показа ему картинки с динамичными и статичными предметами. Через 0,16 секунды он начинает распознавать движущийся предмет и только через 0,32 секунды - неподвижный предмет. Также на фотографии движущийся объект фокусирует на себе больше, чем статичный.

Внимание может привлекать резкое изменение раздражителей в рекламе, к примеру, пауза в речи, увеличение или уменьшении ее скорости, а также изменение пространств, расположения рекламного героя.

Размер рекламного сообщения имеет значение не только в печатной рекламе. В радио- и телевизионной рекламе привлечение внимания потребителя также зависит от продолжительности ролика. Однако слишком длинный ролик может снизить внимание потребителя к рекламному сообщению и тем самым производить обратный эффект. В печатной рекламе привлечение внимания за счет размера не означает увеличения содержания самого послания. Рекламное сообщение из нескольких слов может размещаться на целой полосе, в то время как увеличение продолжительности ролика требует дополнительной информации, и если это повлечет за собой появление банальностей - реклама провалена.

Рекламодатели часто используют такой прием, как повторение рекламы через определенные промежутки времени. Велика вероятность того, что таким образом ее заметит больше возможных потребителей. Также у некоторых информационных источников часто меняется аудитория, поэтому надо постоянно завоевывать новых клиентов. Изучение психологии потребителя привело к выводу о том, что единственного контакта потребителя с информацией недостаточно для принятия решения о покупке. Как правило, таких контактов должно быть более пяти. Подобная закономерность была отмечена немецким психологом Т. Кенингом в его работе "Психология рекламы", изданной еще в 20-е годы XX века: "Первый раз - не замечают, второй - замечают, но не читают, третий - читают, но рассеянно, четвертый - читают и обдумывают, пятый - делятся мыслями с друзьями, шестой - размышляют о возможности покупки, седьмой - приобретают товар".

Когда в рекламе звучит вопрос, то человек сразу подсознательно на него отвечает, тем самым, обращая на нее внимание, вовлекаясь в ситуацию, становясь "ближе" к товару и к самой компании, чья продукция рекламируется.

Интрига, или как принято называть - тизер, дразнит потребителя. Этот прием принято использовать на ранних этапах продвижения товара. Тизер заинтересовывает потребителя, и ему хочется узнать, какова разгадка.

Контрастность предполагает, что рекламное сообщение хорошо выделяется на общем фоне. На уровне подсознания это соотносится с правдивостью сообщения, а также с уверенностью рекламодателя в своих силах и возможностях. В печатной и наружной рекламе в этих целях используется многокрасочная печать, оригинальные шрифты заголовков, необычное художественное оформление. Однако, необходимо помнить о том, что шрифты должны хорошо восприниматься потребителем, быть легко читаемыми.

При подготовке к публичному выступлению не следует забывать о приемах привлечения внимания аудитории.

Любое выступление принято начинать с обращения. Нужно уделить особое внимание соответствию ситуации и состава слушателей выбранному обращению. Например, обращения Дорогие друзья! Господа! Уважаемые гости! Коллеги! дифференцируются в зависимости от состава аудитории.

Цели и основные моменты доклада или выступления лучше изложить в начале. Так слушателям будет понятна авторская позиция по отношению к поднимаемым в выступлении проблемам.

Для привлечения внимания уместно использование парадоксальных ситуаций и изречений. Например, афоризмы Марка Твена позволяют нетривиально сформулировать мысль: Человек, не читающий хороших книг, не имеет никакого преимущества перед теми, кто не умеет читать. Нельзя полагаться на собственное суждение, если оно не основано на воображении . Я всегда старался, чтобы учеба не препятствовала моему образованию.

В середине речи привлечь внимание поможет апелляция к текущему моменту, к ситуации «здесь и сейчас». Для этого необходимо следить за реакцией слушателей. Целесообразно также уместное и тактичное обращение к речи предыдущего выступающего, использование речевых формул: как верно заметил…; об этом сегодня уже говорил…; как и предыдущий оратор, я…; хотелось бы поддержать уже высказанную точку зрения…; нельзя не согласиться с…; позволю себе возразить… и т.п.

Вставки, призванные вызвать смех и раскрепостить аудиторию, могут быть уместны, если слушатели утомлены. Анекдоты, занимательные истории, ссылки на личный опыт, связанные с темой выступления, могут быть приготовлены заранее. Известно, например, что американский президент Ф. Рузвельт привлекал внимание отвлекшегося собеседника словами: «Сегодня утром я убил свою бабушку ». Эффект неожиданности стимулировал активное слушание.

Риторические вопросы (заключающие в себе утверждение и потому не требующие ответа), вопросно-ответный прием (оратор самостоятельно формулирует вопросы и сам дает на них ответы), вступление в диалог с аудиторией – все эти приемы помогут восстановить затухающее внимание к выступлению.

Провокационный вопрос или утверждение могут быть использованы в целях привлечения внимания и активизации аудитории. При этом желательно, чтобы выступающий и слушатели пришли к общему мнению по проблеме, поставленной провокационным вопросом или утверждением.

Подчиняя речь поставленным целям, выступающий должен демонстрировать убежденность, компетентность в обсуждаемых вопросах, подготовленность к выступлению или дискуссии, проявлять самообладание при негативной реакции аудитории, контролировать мимику и жестикуляцию.



Реакцию аудитории можно определить по поведению нескольких присутствующих, сидящих в разных местах зала. Опытным путем установлено, что лучше всего речь воспринимается слушателями, сидящими в средних рядах. Вопреки естественному желанию, выступающему не следует ориентироваться на наиболее эмоциональных слушателей, даже в том случае, когда они выражают явное одобрение. Надо стараться замечать разные реакции, не пытаясь немедленно отреагировать на их проявления.

Не прерывая зрительного контакта с аудиторией, особенно внимательно следует следить за ее реакцией в момент изложения мыслей или фактов повышенной экспрессивности. Более интенсивная реакция аудитории помогает вскрыть ее действительное отношение к оратору и его речи.

Опытный оратор по малейшим изменениям в облике и поведении аудитории умеет распознать ее состояние. В каждый момент своей речи он способен поставить себя на место слушателей, воссоздавая их состояние и реакцию и должным образом распределяя внимание. Заслуженный профессор из рассказа А.П. Чехова «Скучная история», читая лекцию, сравнивает себя с хорошим дирижером, который, «передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в сторону то барабана, то валторны и проч. То же самое и я, когда читаю. Предо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя – победить эту многоголовую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти».

Среди других способов привлечения внимания аудитории (особенно в ситуации длительного публичного выступления) можно выделить следующие.

1) Неожиданное прерывание мысли . Как считал П.С. Пороховщиков, «внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, – и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее». Кстати, подобный «перерыв» может быть использован и для того, чтобы возвратиться к тому месту в речи, которое случайно было пропущено увлекшимся оратором («Да, чуть было не забыл... »).

2) Голосовые приемы . Для того чтобы активизировать внимание аудитории или сосредоточить его на том или ином положении выступления, достаточно бывает усилить громкость речи или повысить тон голоса. При этом, конечно, следует соблюдать меру. Иногда может использоваться обратный прием: понижение громкости вплоть до шепота, а также понижение тона голоса. Восстановить внимание можно изменением темпа речи, особенно ее замедлением. Во всех этих случаях привлечению непроизвольного внимания способствует внешнее звуковое раздражение. Однако этика публичного выступления предполагает, что все, что было сказано тихо, необходимо после достигнутого эффекта привлечения внимания повторить с обычной громкостью.

3) Пауза . Рассчитанная и умело выдержанная пауза не только в начале выступления, но и в середине речи может также оказать «гипнотизирующее» воздействие, сосредоточивая внимание аудитории на нужном месте речи. Нередко пауза действует даже сильнее, чем усиление громкости или повышение тона речи, будучи разновидностью прекращения раздражения.

В определенных случаях рекомендуется выдержать паузу, сосредоточив взгляд на тех, кто мешает публичному выступлению. Однако этот прием можно использовать один-два раза: при частом повторении он теряет свою действенность. Можно также ввести удлиненную паузу, срочно создав в речи кульминационный момент. И этим приемом нужно пользоваться в разумных пределах, потому что слишком часто вводимые паузы будут лишь раздражать аудиторию.

4) Жест и движение . Эмоциональный или указующий жест помогает сосредоточить внимание аудитории, особенно в сочетании с другими приемами. Поднятая в нужный момент рука, сжатый кулак и другие жесты, как правило, приковывают взгляды слушателей и помогают овладеть их вниманием.

5) Наглядные средства (иллюстрации, диаграммы, географические карты, реальные вещи и пр.) не только обладают информативной значимостью, но и помогают переключить или восстановить внимание аудитории, так как смена слухового восприятия на зрительное обязательно возбуждает непроизвольное внимание. Хороший эффект дает чтение выдержки из какого-либо документа, который оратор вынимает из кармана или разворачивает на глазах у публики. Современные электронные презентации позволяют объединить разные средства наглядности, однако нужно следить за тем, чтобы презентация не становилась главным средством привлечения внимания и не оттесняла оратора на задний план.

6) Юмор в публичной речи – это одно из наиболее эффективных средств разрядки (подробнее о юморе см. следующий раздел). Вот как пользуется этим приемом профессор из «Скучной истории» А.П. Чехова: «Читаешь четверть, полчаса и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок... один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям... Это значит, что внимание утомлено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго гул моря... Я тоже смеюсь. Внимание освежилось, и я могу продолжать».

Конечно, перечисленные способы привлечения непроизвольного внимания имеют «вынужденный» характер. Оратор должен стремиться к гармоничному использованию всех средств, обеспечивающих сосредоточенность внимания слушателей на содержании речи.


Введение

Заключение

Список литературы

Введение


Сутью и обоснованием выбора данной темы является тот факт что концентрация внимания аудитории на выступающем - необходимое условие для того, чтобы информация напрямую попадала в мозг людей. Если внимание публики занято мыслями о своих делах и проблемах, разговором с соседом, разглядыванием каких-нибудь материалов и оратор не сумел его захватить, любая речь бессмысленна.

Без внимания никакое воздействие на сознание и на эмоции публики невозможно. Самая мощная пушка бесполезна, если она не наведена на цель, ее снаряды будут рассеяны по воробьям. Так и сила оратора будет распыляться, если он не сумел захватить внимание слушателей.

Между тем хорошо известно из психологии, что внимание людей капризно и непостоянно, само по себе оно сконцентрировано не будет, но хороший оратор обязан грамотно им управлять. И важно делать это тонко и, как ни странно звучит, незаметно для публики - у хорошего оратора никакие приемы не бросаются в глаза.

Для этого в своей работе выделяются такие подтемы:

-способы привлечения внимания

-способы удержания внимания

1. Способы привлечения и удержания внимания


Во-первых, любой движущийся предмет. Когда вы появляетесь перед публикой, сам факт появления нового движущегося объекта уже завладевает вниманием людей, хотя бы на несколько секунд - но для начала и этого достаточно. Я всегда говорю людям на тренинге - выступление начинается, не когда вы открываете рот и начинаете говорить, а когда появляетесь в поле зрения публики. В момент вашего появления все люди в аудитории повернут голову на вас - ага, вот кто у нас следующий, ну, давай, давай, сейчас посмотрим, на что ты способен… И вы спокойно и уверенно, по-хозяйски шагаете на сцену и занимаете центральное место для выступления.

Во-вторых, выразительная жестикуляция. Руки - тоже движущийся объект, который хорошо цепляет внимание людей. Жестикуляция выполняет очень важную функцию - она дает пищу для глаз. Обычно мы в общении перегружаем информацией звуковой канал, а зрительный канал у публики скучает. Ну, посмотрели люди, как вы вышли, как вы одеты, как вы держитесь, ну и все. Дальше глаза скучают. Плакаты, слайды, и наглядные пособия далеко не всегда есть в запасе. А между тем, зрительный канал способен воспринимать в 10 раз больше информации, чем звуковой!

В-третьих, контакт глазами. Есть ораторы, которым некомфортно смотреть в зал, поэтому они начинают шарить глазами по сторонам и теряют контакт с аудиторией. Важное правило для любого оратора - держать глазами аудиторию, в основном центральный сектор, иногда - боковые сектора зала. Держите глазами публику!

В-четвертых, сильный и уверенный голос оратора. Звук голоса сам по себе является сильным раздражителем и не дает "засыпать" залу, даже если содержанием вы не удивляете. Если у вас негромкий голос, и вы полагаете, что публике и так слышно, вы заставляете людей, особенно на задних рядах, напрягать внимание и прислушиваться. А внимание так устроено, что оно скоро утомляется, и люди в зале перестают прислушиваться, и уходят мыслями в себя.

В-пятых, энергетика речи. Энергетика - это эмоциональный заряд человека, его увлеченность, экспрессивность. Энергетика держит внимание людей лучше, чем многое другое. Заряженный по энергетике человек становится сильнейшим магнитом для зала, от него невозможно отвести глаз, он выразителен, он интересен, он привлекателен. И наоборот, в вялом состоянии нельзя выходить на публику и говорить, это лучший способ усыпить зал и далее при своем появлении вызывать только зевотный позыв.


2. Контакты с аудиторией: удержание внимания


От длинных монологов слушатели быстро устают. И начинают подремывать, считать ворон за окном, витать в своих мыслях… Оратору можно, конечно, утешать себя тем, что его слова, возможно, действуют прямо на подсознание. И продолжать делать то, что так убаюкивающее воздействует на аудиторию…

Но можно начать делать что-то другое. Бороться за внимание слушателей. Использовать самые разные средства, чтобы это внимание не только захватить, но и удержать.

Самый простой и эффективный способ - это все время что-то менять в своем выступлении.

Изменять интонации. Делать свой рассказ эмоционально насыщенным (ничто так не убаюкивает, как монотонный, одноцветный голос оратора).

Поднимать и опускать энергетику. То успокаивать аудиторию… то заводить её так, чтобы она чуть ли не бесновалась!

Передвигаться по аудитории, подходить к первому ряду, отходить назад… активно жестикулировать. Движущиеся объекты привлекают больше внимания!

Менять способ донесения информации: 3 минуты - слайды, 4 минуты - лекция, 2 минуты - история из жизни, 3 минуты - вопросы в зал…

Как только оратор начинает делать что-то новое - происходит всплеск интереса к тому, что происходит. Всё новое подсознательно притягивает внимание человека (хотя бы для того, чтобы оценить, не опасно ли это для жизни).

Разнообразие - это общая идея. А вот как именно это разнообразие можно создавать, мы и поговорим.

Один из самых простых приемов - это имитация диалога. Просто вы в своем выступлении начинаете беседовать с воображаемым собеседником. Отвечая на его вопросы, задавая ему свои. Создавая спектакль одного актера!

Это позволяет оживить речь, сделать её более разговорной, живой, стимулирует внимание слушателей (они становятся как бы свидетелями спора/беседы).

Построить подобный диалог помогают фразы:

"Мне могут возразить…"

"Иногда спрашивают…"

"Иногда мне приходится слышать такие, например, высказывания… на что я обычно отвечаю"

"Есть три вопроса, которые мне обычно задают…"

Вот, например фрагмент оправдательной речи Брута после убийства Цезаря (в интерпретации Шекспира), в котором он использовал этот приём (в этой речи есть также риторические вопросы к слушателям, про которые мы поговорим в следующей рассылке).

"…Если в этом собрании есть хоть один человек, искренне любивший Цезаря, то я говорю ему: любовь Брута к Цезарю была не меньше, чем его. И если этот друг спросит, почему Брут восстал против Цезаря, то вот мой ответ: не потому, что я любил Цезаря меньше, но потому, что я любил Рим больше. Что вы предпочли бы: чтоб Цезарь был жив, а вы умерли рабами, или чтобы Цезарь был мёртв и вы все жили свободными людьми? …"

После этой пламенной речи народ начал чествовать Брута, как народного героя. Правда, не прошло и 10 минут, как после ответной речи Антония тот же народ бросился с горящими факелами жечь дом Брута.

"Юлий Цезарь" Шекспира почти наполовину состоит из подобных фрагментов, где мнение и действия толпы определяются искусством оратора, тем, насколько красиво оратор манипулирует мышлением толпы.

аудитория внимание оратор управление

Заключение


Управлять вниманием в деловом общении - важная задача не только для говорящего, но и для слушающего. Если он намерен увидеть и услышать именно то, что имеет отношение к делу, он должен уметь управлять своим вниманием. Разнообразные приемы активного слушания направлены именно на приобретение этого навыка.

Итак, важно помнить, что для того, чтобы захватить аудиторию во время начала публичного выступления есть немало взаимодействующих факторов, воздействующих на психику, подсознание и внимание слушателей, которые должен знать каждый оратор.

Список литературы


1.С. Кара-Мурза "Манипуляция сознанием" 2009

2.Игнатьев Д. Настольная энциклопедия Public Relations. / Д. Игнатьев, А. Бекетов, Ф. Сарокваша. - М., 2006. - 229 с.

.Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов / Г.Г. Почепцов. - М.: Рефл-бук, 2010. - 624 с.

.Чумиков А.Н. Связи с общественностью: теория и практика / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. - М., 2003. - 246 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Структура выступления зависит прежде всего от метода преподнесения материала, избранного оратором. Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в различных ритори­ческих пособиях, активно используются современны­ми ораторами.

1. Индуктивный метод - изложение материала от част­ного к общему. Выступающий начинает речь с частно­го случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агита­ционных выступлениях.

2. Дедуктивный метод - изложение материала от об­щего к частному. Оратор в начале речи выдвигает ка­кие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распростране­ние этот метод получил в выступлениях пропагандист­ского характера.

3. Метод аналогии - сопоставление различных явле­ний; событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способству­ет лучшему пониманию излагаемого материала, помо­гает восприятию основных идей, усиливает эмоцио­нальное воздействие на аудиторию.

4. Концентрический метод - расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения цент­рального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

5. Ступенчатый метод - последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

6. Исторический метод - изложение материала в хро­нологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Использование различных методов изложения мате­риала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, не­стандартной.

Каким бы методом ни пользовался оратор в вы­ступлении, его речь должна быть доказательной, суж­дения и положения убедительными.

Оратору необходимо не только убедить в чем-то аудиторию, но исоответствующим образом повлиять нанее, вызвать ответную реакцию, желание действо­вать в определенном направлении. Поэтому при работе над композицией следует продумать систему логичес­ких и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию.

Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические - к чувствам.

Располагая определенным образом доводы в своей речи, оратор не должен забывать о таком важном прин­ципе композиции, как принцип усиления. Суть его за­ключается в том, что значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают, самые сильные до­воды используются в конце рассуждения.

10. Приемы привлечения внимания аудитории.

Публичное выступление имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать, проду­мывая композицию основной части выступления. Каж­дая ораторская речь должна вызывать интерес у ауди­тории, стремление познать тему выступления Только интересные, содержательные лекции, доклады, беседы слушаются с большим вниманием. «Никогда, никаки­ми словами вы не заставите читателя познавать мир через скуку» , - писал Алексей Толстой. Об этом дол­жен помнить и оратор.

Но как бы ни интересна была лекция, внимание со временем притупляется и человек перестает слушать. В этом каждый мог убедиться на собственном опыте. Борьба с утомлением внимания - важная задача, о которой не должен забывать оратор, продумывая струк­туру своей речи. Поэтому выступающему необходимо знать ораторские приемы поддержания внимания у слу­шателей и заранее планировать их при работе над композицией публичного выступления. Составляя свою речь, оратору следует определить, какой прием исполь­зовать в том или ином месте.

Известный судебный дея­тель XIX века Пороховщиков (Сергеич) такими приема­ми считает прямое требование внимания от слушателей, обращение к слушателям с неожиданным вопросом. Для привлечения внимания аудитории он рекомендует ора­торам прервать речь, сделать паузу.

Приемы стимулирования внимания и интереса

1. Сведения о практическом значении информации.

    Краткий исторический экскурс.

    Создание проблемной ситуации.

    Отстранение. Название этого приема происходит от слова «странный»: привычнее, обыденное вдруг подается под неожиданным углом зрения. Например, о серьезном говорится с юмором.

    «Личное сближение».

    Психологические паузы.

    Использование особенностей слушателей.

8. Импровизация.

Импровизированное отступление от заранее намеченного плана выступления_ощутимо оживляет его. Поводом для импровизации может быть что-то_ про­изошедшее во время или накануне выступления. На­пример: «Когда я ехал на встречу с вами...» или «Некоторые садятся подальше в надежде хорошо выспаться. Лучше спать впереди, потому что к сидя­щим сзади я чаще обращаюсь с вопросом, что они думают по поводу услышанного». Отступление должно быть достаточно непро­должительным.

9. Короткие рассказы.

    Соучастие.

    Вопрос-ответ.

    Риторические вопросы.

  1. Принципиально новые факты, новизна подхода.

15. Крылатые фразы, высказывания выдающихся личностей, пословицы и поговорки.

16. Подробности и прямая речь.

«Иногда богатые люди получают от высоких до­ходов мало счастья». Высказывание остаётся абстрактным, если его не сделать наглядным. Например: «Старый Рокфеллер зарабатывал в неделю более 1 миллиона долларов, а мог потратить на свою еду только 5 долларов, потому что был болен и питался кашей и картофе льным_пюре».

17.Использование «закона края».

18. Выдвижение гипотез, предположений.

19. Приемы П. Сергеича:

Прямое требование внимания от слушателей,

Употребление вставных предложений,

Обращение к слушателям с неожиданным вопросом,

Затянуть изложение и поддразнить любопытство,

Внимание слушателей получает толчок, когда оратор неожиданно для них прерывает начатую мысль, - и новый толчок, когда, поговорив о другом, возвращается к недоговоренному ранее,

Заранее намекнуть на то, о чем предстоит говорить впоследствии.

    Движение мысли.

Внимание всегда устремляется к тому, что нахо­дится в движении. Это правильно не только в отно­шении физического движения, попавшего в поле зрения, но и в отношении движения мысли. Внимание к движению мысли устойчиво, если мысль развивается логично. Слушателей покоряет упорядоченное поступательное развитие идей. Впечат­ления должны нарастать, тогда слушатели не утомля­ются, внимание поддерживается интересом. Чувство движения пропадает, если движение не будет поступательным.

    «Сократический диалог».

Обучение в школе Сократа велось методом вопро­сов и ответов, направляемых учителем. Суть умения в том, чтобы обнаружить, столкнуть противоречия и найти истину.

Этим обусловливается методическое построение сократического диалога. На первом этапе осмысливается одно положение, выдвинутое и аргументированное учителем-лектором. На втором - противоположное ему, но столь же аргументированное. На третьем - противоречие обнаруживается и фиксируется в со­знании слушателей, что создает проблемную напря­женность. На четвертом начинается диалектическое размышление - исследование противоречия и путей к его разрешению. И пятый этап - разрешение про­блемы, открытие истины.

    Яркие примеры из художественной литературы и из жизни.

    Видеоматериалы: видеосюжеты, слайды, плакаты, графики, схемы, диаграммы.

24.Средства пантомимики.