Конспект занятия в средней группе по теме:
«Волшебница осень»
Цель : обобщить знания детей по теме «Осень».
Задачи:
- Закрепить знание признаков наступившей осени.
- Учить детей отвечать на вопросы.
- Закрепить знания об овощах, фруктах, грибах.
- Уточнить, как ведут себя животные осенью.
- Воспитывать наблюдательность и положительное отношение к природе.
Материал и оборудование: волшебная палочка, набор картинок по теме «Осень», листики, набор муляжей овощей и фруктов, картинки грибов, животных.
Предварительная работа:
- чтение произведений об осени;
- заучивание стихотворений;
- наблюдение за осенними явлениями на прогулке;
- рассматривание иллюстраций об осени и беседа по их содержанию;
- дидактические игры по данной теме;
- слушание музыки по данной тематике.
Ход занятия:
Дети встают в круг.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на наших гостей, поздороваемся с ними и начнем наше занятие.
Ручки, ручки просыпайтесь, здравствуйте!
Пальчики сердитые, здравствуйте!
И ладошки наши крошки, здравствуйте!
Разбудите ножки, здравствуйте!
И притопы, и притопы, здравствуйте!
И пружинки, и пружинки, здравствуйте!
И улыбки, и улыбки, здравствуйте!
Все друг другу улыбнитесь, здравствуйте!
Поцелуй воздушный всем пошлите, здравствуйте!
Воспитатель: Сегодня я расскажу вам сказку. Слушайте:
Жила-была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение. В волшебном мешочке (педагог показывает сумочку, украшенную желтыми листочками) хранила она свое главное сокровище – волшебную палочку (педагог извлекает из сумочки большую мягкую кисточку, обвитую золотой ленточкой) . Именно волшебная палочка помогала ей творить множество чудес. Дотронется она до листьев и сразу они меняют свой цвет. Какими становятся листочки?
Дети: Желтыми, красными, оранжевыми, коричневыми.
Воспитатель: Правильно! Осень – настоящая волшебница и очень добрая. Посмотрите, какие замечательные свои картины прислала нам она в подарок. Давайте их внимательно рассмотрим. Какую осень мы видим на этих картинах? Расскажите, что вы знаете об осени?
Дети рассказывают об осени.
Воспитатель:
Давайте, поиграем в игру
«Да или нет»
(дайте правильный ответ):
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто - часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Воспитатель: Молодцы! Ребята посмотрите, что лежит на столе?
Дети: Листочки.
Воспитатель: Когда листики желтеют, что с ними происходит?
Дети: Опадают.
Воспитатель: Правильно, они медленно кружатся и падают на землю. Как называется это явление природы?
Дети: Листопад.
Воспитатель: Правильно, листопад. А сейчас давайте поиграем в игру: «Листопад»
Листопад, листопад
Листья по ветру летят
Все летят, летят
Под ногами шелестят
Воспитатель: А еще осенью созревают?
Дети: Овощи, фрукты.
Воспитатель: Правильно, осенью созревают овощи и фрукты. Как можно сказать одним словом, что созревает осенью?
Дети: Урожай!
Воспитатель: Правильно, урожай. Сейчас, я загадаю загадки, а вы попробуйте отгадать.
Загадки
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а
лук
.
Из земли за чуб плутовку
Тянем сладкую
морковку.
Важен он, как господин,
Этот сочный
апельсин.
Он круглый и красный,
Как свет светофора.
Среди овощей
Нет сочней
помидора.
Кислый – очень кислый он!
В чай к нам просится
лимон.
Хоть я и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я
свекла.
Воспитатель: Молодцы! Поиграем в игру : «Соберем урожай». В синюю корзинку – фрукты, в желтую – овощи.
Воспитатель: Молодцы!
На столе стоит корзинка. Воспитатель обращает внимание.
Воспитатель: Кто - то оставил корзинку? Давайте посмотрим, что здесь?
Дети: Грибы.
Дети рассматривают и находят мухомор.
Воспитатель: Ребята а, какие грибы надо собирать! (Ответы детей). Давайте расскажем про мухомор.
Игровое упражнение «Мухомор».
Мухомор на тонкой ножке
(дети ставят руки на пояс и встают на одну ножку)
Вырос на лесной дорожке
(встают на носочки, поднимают руки вверх).
Ждет прихода грибников
(подносят руку ко лбу и смотрят вдаль).
Кто сорвать его готов?
(вопросительно пожимают плечами)
Знают грибники прекрасно,
(грозят пальчиком),
Мухоморы есть опасно.
(гладят животики, вытягивают руки вперед ладонями от себя).
Воспитатель: А мухомор можно пинать или топтать?
Дети: Нет!
Воспитатель: Почему?
Дети: Мухомором звери лечатся.
Воспитатель: Правильно, ведь все в природе взаимосвязано, все что растет и живет на земле, приносит пользу. Ребята, а скажите мне, пожалуйста, как готовятся осенью к зиме дикие животные? (Белка, медведь, заяц, ёжик).
Дети: Звери собирают запасы, меняют шубки.
Воспитатель: А как вы думаете, зачем меняют шубки зайчик. А мишка что делает? (Ответы детей) .
Воспитатель: А как готовятся к зиме птицы?
Дети: Птицы улетают в теплые края.
Воспитатель: Ребята, сегодня вы много рассказали. Вам понравилось занятие? О каком времени года мы сегодня говорили? Во что вы сегодня играли? Вы сегодня очень замечательно работали на занятии, и королева Осень решила вам подарить свои дары осени.
Роли: ведущий (воспитатель), петушок, курочка, хозяйка, корова, хозяин, кузнец (дети).
Ведущий . Жили-были петушок и курочка. Выходили они на травку и прохаживались. (Дети, играющие петушка и курочку, выходят на сцену и выполняют необходимые движения.) Петушок кричит…
Петушок . Ку-ка-ре-ку!
Ведущий . А курочка ему отзывается…
Курочка . Ко-ко-ко.
Ведущий . Петушок был торопливый, непоседливый. Курочка ему и говорит…
Курочка . Петя, не торопись.
Ведущий . А петушок все по-своему: торопится. Однажды курочка принесла бобовые зернышки и предлагает петушку…
Курочка . Кушай, Петя, бобовые зернышки.
Петушок . Спасибо, ку-ка-ре-ку!
Ведущий . Поторопился петушок и подавился бобовым зернышком. Стал громко кашлять…
Петушок . Кхе, кхе.
Ведущий . Испугалась курочка, бежит к хозяйке, просит у нее маслица, чтобы петушку горлышко смазать.
(Петушок садится на пенек, и выходит девочка – хозяйка.)
Курочка . Ох, хозяюшка, дай скорее маслица. Подавился петушок бобовым зернышком.
Ведущий . Хозяйка и спрашивает…
Хозяйка . Зачем тебе маслице?
Курочка . Маслицем смажу я петушку горлышко.
Хозяйка . Нет у меня маслица. Беги к корове, она даст молока, а уж я потом собью маслице.
Ведущий . Побежала курочка в стойло, нашла там корову и говорит ей…
Курочка . Коровушка, голубушка, дай скорее молока.
Корова . Зачем тебе молока?
Курочка . Из молока хозяйка собьет маслице. Мы смажем петушку горлышко: подавился он бобовым зернышком.
Ведущий . Корова курочке отвечает…
Корова . Ступай скорее к хозяину, пусть он принесет мне свежей травы.
Ведущий . Побежала курочка к хозяину и говорит…
Курочка . Хозяин, хозяин! Дай скорее коровушке свежей травы, она даст мне молока.
Хозяйка . Зачем тебе молоко?
Курочка . Из молока хозяйка собьет маслице.
Ведущий . Маслицем смажем горлышко петушку: подавился он бобовым зернышком.
Хозяин . Беги скорее к кузнецу за косой.
Ведущий . Побежала курочка к кузнецу и говорит…
Курочка . Кузнец, кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу.
Кузнец . Зачем тебе хорошая коса?
Курочка . Хозяин накосит корове свежей травы.
Ведущий . Корова даст молока, хозяйка собьет маслице, мы смажем петушку горлышко: подавился он бобовым зернышком. Дал кузнец курочке новую косу. (Кузнец дает косу.) Накосил хозяин свежей травы. (Хозяин «косит траву».) Коровка поела и дала молока. (Корова жует траву.) Хозяйка сбила маслице. (Хозяйка «сбивает масло».) Курочка принесла маслице и смазала петушку горлышко. (Курочка смазывает горлышко петушку.) Тогда бобовое зернышко – раз! – и проскочило! Курочка и петушок обрадовались и стали кричать…
Петушок . Ку-ка-ре-ку!
Курочка . Ко-ко-ко!
Ведущий . Вот так и закончилась эта сказка.
(Все герои выходят и кланяются, а зрители хлопают в ладоши.)
Воспитатель спрашивает у детей, понравился ли им домашний театр. Затем предлагает немного размяться, поиграв в сказку.
Игра-разминка «Курочки и петушки».
Птичница .
Я люблю своих птенцов,
Курочек и петушков.
Вот на двор они идут,
Песню весело поют.
Курочки .
Ко-ко-ко, с петушками
Мы идем за червячками.
(Ходят по двору и хлопают крыльями.)
Петушки (имитируют поиски корма).
Ку-ка-ре-ку не зевай,
Землю ловко разгребай!
Птичница . Петушки, отзовитесь!
Петушки . Ку-ка-ре-ку, мы здесь!
Птичница . Курочки, отзовитесь!
Курочки . Ко-ко-ко, мы здесь!
Птичница .
Принесла зерна в корыте,
Подходите, подходите,
У меня для вас всегда
Есть любимая еда.
(Подает воображаемое корыто.)
Курочки .
Ко-ко-ко, у вас всегда
Есть любимая еда.
(Клюют зерно.)
Петушки .
Ку-ка-ре-ку у вас всегда
Есть любимая еда.
(Клюют зерно.)
Игра-ситуация «Осень – добрая волшебница»
Программное содержание. Развивать творческое воображение; приобщать к красоте, искусству, творчеству; развивать умение действовать в воображаемом плане.
Материалы. Декорации дня оформления комнаты под осеннюю лужайку; костюм Осени; бумажные осенние листья.
Ход игры
Воспитатель приходит в костюме Осени с охапкой листьев и напевает песенку.
Осень .
Осень – волшебница
Осень – добрая волшебница,
Все раскрасила вокруг.
Разноцветные, веселые
Стали берег, лес и луг.
Динь-динь, дон-дон,
Слышен капель перезвон.
Дон-дон, динь-динь,
Потемнела неба синь.
Солнце в небе появляется
Из-за тучки тут и там.
Дождь осенний начинается,
Барабанит по кустам.
Динь-динь, дон-дон,
Слышен капель перезвон.
Дон-дон, динь-динь,
Потемнела неба синь.
Затем воспитатель приглашает детей на осеннюю прогулку по лугу. Под русскую народную мелодию «А я по лугу» (быстрая часть) дети отправляются «на дрожках». Звенит бубенчик.
На лужайке Осень показывает ребятам свою «художественную мастерскую» – расписной лес (декорации, репродукции картин, фотографии).
Осень . Я – художник. Вот моя художественная мастерская. Все полотна я нарисовала с помощью красок. Вы знаете, какие бывают краски у осени? (Ответы детей.) А для чего они? Правильно, чтобы мир украшать. Взмахну кистью – и вмиг лес стоит золотой. Взмахну другой кистью – и луг зазеленеет ярче прежнего. Есть у меня и коричневые краски: для… (дети продолжают фразу: «для деревьев, для старой листвы»); есть краски красные для осенних ягод… (для рябины, калины, боярышника, шиповника).
Осень – художница
Осень использует разные краски,
Кистью взмахнет – и очутишься в сказке:
Желтые клены недвижно стоят,
Ели зеленые выстроились в ряд.
Тут серебрится, трепещет осинка,
Там затаится, краснея, рябинка -
Все ей подвластно и все ей под силу,
Осень рисует, чтоб мир стал красивым.
Осень приглашает детей в хоровод. Дети берут осенние листья и танцуют.
Хоровод с листьями
В парке осенние листья летят,
Осень пришла – начался листопад.
Будем листочки с тобой собирать,
Будем мы группу свою украшать.
Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля, осень на бал пригласила,
Вот закачался осенний листок,
И, покружив, на скамейку прилег.
Листья в саду под ногами шуршат,
Радует осень ребят-дошколят.
Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля, осень на бал пригласила.
Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля, осень детей одарила.
Осень предлагает всем ребятам попробовать себя в качестве художников. Под спокойную музыку дети раскрашивают воображаемыми красками свои полотна, а потом рассказывают, кто что нарисовал.
Ноябрь
Игра-ситуация «На пруду»
Программное содержание. Вовлекать детей в игровую ситуацию; упражнять в выразительной интонации голоса; выражать эмоции через движение.
Материалы. Игрушка уточка.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Ознакомление с окружающим, развитие речи.
Ход игры
Воспитатель знакомит детей с игрушечной уточкой, которая любит плавать в пруду. Педагог беседует с детьми об уточке: не холодно ли ей ходить на пруд, не боится ли уточка снега. Дети подходят к уточке и жалеют ее, называя ласковыми словами. Уточка обращается к детям как к своим утятам и просит пойти вместе с ней на пруд. Проводится игра-разминка на стихи 3. Александровой «Утки – беленькие грудки».
Елена Биричевская
Игра-ситуация «Осень-добрая волшебница». Возраст 4–5 лет
Осень – добрая волшебница.
Ход игры.
Воспитатель приходит в наряде Осени с охапкой листьев и поет песенку.
Осень :
Осень- волшебница
Осень-добрая волшебница,
Все раскрасила вокруг.
Разноцветные, веселые
Стали берег, лес и луг.
Динь-динь, дон-дон,
Слышен капель перезвон.
Дон-дон, динь – динь,
Потемнела неба синь.
Солнце в небе появляется
Из-за тучки тут и там.
Дождь осенний начинается,
Барабанит по кустам.
Динь-динь, дон-дон,
Слышен капель перезвон.
Дон-дон, динь-динь,
Потемнела неба синь.
После воспитатель приглашает детей на прогулку по лугу. Под русскую народную мелодию «А я по лугу» дети гуляю по дорожкам. Звенит бубенчик.
На лужайке Осень показывает ребятам свою «художественную мастерскую»- расписной лес (декорации, фотографии).
Осень. Я – художник. Вот моя художественная мастерская. Все полотна я нарисовала с помощью красок. Вы знаете, какие бывают краски у осени? (Дети отвечают.) А для чего они? Правильно, чтобы было красиво. Взмахну кистью - и в миг лес стоит золотой. Взмахну другой кистью - и луг зазеленеет ярче прежнего.
Осень-художница
Осень использует разные краски,
Кистью взмахнет – и очутишься в сказке:
Желтые клены недвижно стоят,
Ели зеленые выстроились в ряд,
Тут серебрится, трепещет осинка,
Там затаится, краснея, рябинка-
Все ей подвластно и все ей под силу,
Осень рисует, чтоб мир стал красивым.
Осень приглашает детей в хоровод. Дети берут осенние листья и танцуют.
Хоровод с листьями
В парке осенние листья летят,
Осень пришла- начался листопад.
Будем листочки с тобой собирать,
Будем мы группу свою украшать.
Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля, осень на бал пригласила,
Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля, осень детей одарила.
Осень предлагает всем ребятам попробовать себя в качестве художников. Под музыку дети раскрашиваю воображаемыми красками свои полотна, а потом рассказывают, кто что нарисовал.
Публикации по теме:
Наконец-то и к нам пришла Волшебница Осень и преобразила всю нашу природу, мы всегда не перестаём любоваться её красотой. Все деревья одела.
Здравствуйте уважаемые коллеги! Вот и наступило моё любимое время года - Осень. Хочу предоставить вашему вниманию наше небольшое творчество.
Конспект занятия «Волшебница природа» (средний возраст) Цель: создать условия для изучения влияния деятельности человека на природу. Задачи: Образовательные: - формировать первоначальную систему.
Игровая образовательная ситуация по развитию речи в старшей группе «Осень» Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое». Цель: Обобщить.
Конспект занятия по рисованию «Волшебница Осень»
Конспект занятия «Волшебница Осень» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Улыбка» города Сафоново, Смоленской области (МБДОУ д/с №.
НОД «Волшебница-Осень» на средней группе Цель НОД: формирование знаний детей об осенних изменениях в природе, создание условий для формирования, дружеских взаимоотношений в совместной.
Программное содержание. Развивать творческое воображение; приобщать к красоте, искусству, творчеству; развивать умение действовать в воображаемом плане.
Материалы. Декорации дня оформления комнаты под осеннюю лужайку; костюм Осени; бумажные осенние листья.
Ход игры
Воспитатель приходит в костюме Осени с охапкой листьев и напевает песенку.
Осень .
Осень – волшебница
Осень – добрая волшебница,
Все раскрасила вокруг.
Разноцветные, веселые
Стали берег, лес и луг.
Динь-динь, дон-дон,
Слышен капель перезвон.
Дон-дон, динь-динь,
Потемнела неба синь.
Солнце в небе появляется
Из-за тучки тут и там.
Дождь осенний начинается,
Барабанит по кустам.
Динь-динь, дон-дон,
Слышен капель перезвон.
Дон-дон, динь-динь,
Потемнела неба синь.
Затем воспитатель приглашает детей на осеннюю прогулку по лугу. Под русскую народную мелодию «А я по лугу» (быстрая часть) дети отправляются «на дрожках». Звенит бубенчик.
На лужайке Осень показывает ребятам свою «художественную мастерскую» – расписной лес (декорации, репродукции картин, фотографии).
Осень . Я – художник. Вот моя художественная мастерская. Все полотна я нарисовала с помощью красок. Вы знаете, какие бывают краски у осени? (Ответы детей.) А для чего они? Правильно, чтобы мир украшать. Взмахну кистью – и вмиг лес стоит золотой. Взмахну другой кистью – и луг зазеленеет ярче прежнего. Есть у меня и коричневые краски: для… (дети продолжают фразу: «для деревьев, для старой листвы»); есть краски красные для осенних ягод… (для рябины, калины, боярышника, шиповника).
Осень – художница
Осень использует разные краски,
Кистью взмахнет – и очутишься в сказке:
Желтые клены недвижно стоят,
Ели зеленые выстроились в ряд.
Тут серебрится, трепещет осинка,
Там затаится, краснея, рябинка -
Все ей подвластно и все ей под силу,
Осень рисует, чтоб мир стал красивым.
Осень приглашает детей в хоровод. Дети берут осенние листья и танцуют.
Хоровод с листьями
В парке осенние листья летят,
Осень пришла – начался листопад.
Будем листочки с тобой собирать,
Будем мы группу свою украшать.
Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля, осень на бал пригласила,
Вот закачался осенний листок,
И, покружив, на скамейку прилег.
Листья в саду под ногами шуршат,
Радует осень ребят-дошколят.
Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля, осень на бал пригласила.
Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля, осень детей одарила.
Осень предлагает всем ребятам попробовать себя в качестве художников. Под спокойную музыку дети раскрашивают воображаемыми красками свои полотна, а потом рассказывают, кто что нарисовал.
Ноябрь
Игра-ситуация «На пруду»
Программное содержание. Вовлекать детей в игровую ситуацию; упражнять в выразительной интонации голоса; выражать эмоции через движение.
Материалы. Игрушка уточка.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Ознакомление с окружающим, развитие речи.
Ход игры
Воспитатель знакомит детей с игрушечной уточкой, которая любит плавать в пруду. Педагог беседует с детьми об уточке: не холодно ли ей ходить на пруд, не боится ли уточка снега. Дети подходят к уточке и жалеют ее, называя ласковыми словами. Уточка обращается к детям как к своим утятам и просит пойти вместе с ней на пруд. Проводится игра-разминка на стихи 3. Александровой «Утки – беленькие грудки».