Ролевые игры по безопасности "моя безопасность". Ролевые игры по безопасности «Моя безопасность

Тевдорошвили М.С.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

детский дом «Ласточкино гнездышко»

Тевдорошвили М.С.

«Чрезвычайная ситуация»

(Ролевая игра)

Составитель М.С.Тевдорошвили, заместитель директора по безопасности жизнедеятельности муниципального казенного образовательного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом «Ласточкино гнездышко».

Ролевая игра «Действия в ЧС» разработана для организации и проведения с детьми практических занятий по правилам поведения в чрезвычайных ситуациях, отработке и закреплении теоретических знаний, на практике.

Материал предназначен для заместителей директоров по безопасности жизнедеятельности и преподавателей ОБЖ.

1. Введение. …………………………………………………………………….…5

2. План проведения игры…………………………………………………………8

3. Этапы проведения игр……………………………………… …………………10

4 Описание этапов игры (с 1по 10)…………………………………………..…..11

5. Заключение…………..………………………………………………………….19

6. Список литературы…………………………………………………………….20

7. Приложения …………………………………………………………………...21

Введение

Организация работы с детьми и подростками в области защиты от чрезвычайных ситуаций и подготовки к действиям в условиях социальных, криминогенных конфликтов, а также формирование активной жизненной позиции у подрастающего поколения является одной из наиболее острых социальных проблем. А успешное усвоение знаний основывается не только на теории, но и в практике – тренировках и учениях.

Системное изучение наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких ситуациях призваны подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из ЧС с наименьшими потерями.

Ролевая игра – игровая имитационная модель, воссоздающая условия, содержание, отношение, динамику той или иной деятельности. Это один из наиболее эффективных методов активизации обучения. Особый способ построения моделей, допускающий одновременное многостороннее взаимодействие соревнующихся и сотрудничающих игроков. Имитируя выработку, принятие и реализацию решений, они позволяют вводить обучаемых в круг задач управления.

Участвуя в игре, школьники ненавязчиво усваивают определённые понятий, т.е. теоретические, методические и практические знания, легче запоминают значительные объёмы информации, и учебный процесс превращается из «школы памяти» в «школу мышления».

Обеспечение безопасности предполагает обязательные знания конкретного чёткого алгоритма последовательных действий. Особенно эффективным представляется использование метода имитационно-ролевых игр для проверки знаний алгоритмов действий в чрезвычайных или экстремальных ситуациях того или иного характера.

Условия игры имитирует конкретную ситуацию. В сценарии игры подробно описываются правила её участников, дающие им возможность принимать решения с высокой степенью безопасности.

Для проведения итоговой проверки изученного материала и закрепления знаний, общешкольную ролевую игру лучше всего проводить в конце учебного года.

На первом этапе в развёрнутых и точных формулировках раскрывается тема игры. На втором формулируется её цель и конкретные учебные задачи. На третьем даётся характеристика исходной обстановки игрового комплекса, определяющая район игры, её условия, используемый наглядный материал, характер размещения участников в аудитории, временные границы проведения.

При проведении итогов игры важно не только дать общую оценку действиям участников и каждого в отдельности, но и подробно по шагам разобрать весь её ход, акцентируя внимание как на удачных, так и на неудачных решениях. При этом желательно оценивать и общую манеру поведения участников игры: интерес, взаимопомощь, эгоизм, нестандартность мышления, дисциплину, быстроту реакции и т.п. При разборе игры следует обязательно получить от них собственную оценку, предложения по совершенствованию. Это поможет избежать в следующей игре допущенных ошибок.

Игра проводится как комплексное мероприятие, состоящее из 10 этапов, охватывающей знание учащихся вопросов личной безопасности, задач решаемых в рамках курса ОБЖ и мероприятий гражданской обороны, оказание медицинской помощи. Как правило, местом проведения игры является основное здание школ

Ролевые игры позволяют широко использовать групповые формы работы. Как результат – повышается интерес учащихся к конкретным вопросам изучения раздела, развивается чувство товарищества и ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих. Таким образом, ролевые игры являются эффективным звеном системореализующих компонентов методической системы преподавания ОБЖ.

Цель: обучение обучающихся умению быстро принимать правильное решение в экстремальной ситуации;

Научить обучающихся самостоятельно анализировать обстановку в которой оказался и выходить из неё;

Формирование и закрепление сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности;

Закрепление навыков по оказанию 1 медицинской помощи.

Основные задачи:

1. Совершенствование внеурочной работы по БЖ.

2. Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

3. Овладение способами и приёмами деятельности, направленной на сохранение своей жизни и здоровья в опасных ситуациях.

4. Закрепление знаний, умений, навыков приобретённых на занятиях курса ОБЖ.

5. Совершенствование у обучающихся и педагогического состава учреждения теоретических знаний и практических навыков правильного поведения и действий в чрезвычайных ситуациях.

Ожидаемые результаты:

    активизация познавательной деятельности обучающихся ;

    повышение качества знаний обучающихся по действиям в ЧС;

    повышение уровня коммуникативной культуры обучающихся;

    обновление учебного процесса, отражающее степень сложности, доступности, гибкости, экономичности, энергичности действий;

    более широкое применение технических средств обучения;

    развитие заинтересованности в предотвращении возможных чрезвычайных ситуаций.

План проведения ролевой игры

группы

Мероприятия

количество участников

Ответственные

возрастная

группа

1-4 кл.

1этап .

Интеллектуальая разминка.

Викторина «Что я знаю о пожаре»

2эта п.

Игры-эстафеты.

3этап .

Укладка рюкзака.

4этап .

Оказание первой доврачебной помощи (при носовом кровотечении.)

возрастная группа

5-8 кл.

1этап.

Интеллектуальная разминка. Обучающий КВН «Крестики-нолики». Решение кроссворда.

2этап .

1.Действия участников в районе аварии с утечкой сильнодействующих ядовитых веществ.

2.Укладка рюкзака.

3. Ядовитые и съедобные грибы.

3этап.

Оказание первой доврачебной помощи (перелом верхних конечностей). Транспортировка пострадавших.

4этап.

Тестирование по курсу ОБЖ.

возрастная группа.

9-11 кл.

1этап .

Интеллектуальная разминка. КВН «Нам стихия ни почём» Решение кроссворда

2этап.

Действия по команде «Газы».

Сигналы бедствия (международные.)

Ядовитые и съедобные грибы.

3этап.

Оказание первой доврачебной помощи. (перелом нижних конечностей).

4этап.

Тестирование по курсу ОБЖ.

Этапы проведения игры

    Действия по сигналам оповещения «Внимание, Всем!»

    Герметизация помещений и повседневной одежды.

    Викторины, КВН, игры-эстафеты.

    Действия участников в районе аварии с утечкой

сильнодействующих ядовитых веществ.

Укладка рюкзака.

Ядовитые и съедобные грибы.

5.Оказание первой доврачебной помощи.

6. Тестирование по курсу ОБЖ.

7. Подведение итогов. Итоговая линейка.

8 Награждение.

В подготовке и проведении игры принимают участие все обучающиеся, учителя и воспитатели. Учителя и воспитатели организуют и контролируют действия обучающихся. Выполнение практического задания проходит под контролем медицинского работника учреждения (санитарное звено). За действиями обучающихся, на всех этапах игры, наблюдает судейская комиссия, оценивая их действия и подводит итоги.

I этап. Безопасность движения на дорогах.

Задание командам: ответить на вопросы по закреплению правил дорожного движения. За каждый правильный ответ 1 балл. (Для каждой возрастной группы свои вопросы).

1. Вы сошли с трамвая на остановке и должны перейти дорогу, чтобы по попасть в магазин. Покажите на схеме как это сделать безопасно?

2. Покажите на схеме, по какой стороне проезжей части дороги вы будете идти, если пешеходные тротуары отсутствуют?

3. Покажите как правильно переводить группу учащихся через перекресток?

4. Как следует обходить автобус?

5. Поясните понятие «Дорожная ловушка».

6. Работа со знаками. О чем они предупреждают?

7. Каким правилам подчиняется человек ведущий велосипед?

8. Что означает мигающий зеленый сигнал светофора?

9. Что такое островок безопасности?

10. Как правильно прейти перекресток и почему вы так думаете?

II этап. Транспортировка пострадавшего

Задача команды : на носилках доставить пострадавшего до указанного судьей места.

№ п/п

Причины штрафов

Баллы

Отсутствие контроля за состоянием пострадавшего

Правильность транспортировки

Носилки не выдерживают пострадавшего

1-5 классы

Покажите способы переноски пострадавшего, если помощь оказывает один человек (Ответ: перетаскивание, перенос на спине, волоком (на плащ палатке, лыжах)

7-8 классы

Покажите способы переноски пострадавшего, если помощь оказывают два человека (Ответ: при помощи сиденья из двух пар рук, способ «замок», перенос раненого на доске)

9-11 классы

Назовите как можно больше способов замены носилок. Покажите один из способов. Какие правила необходимо соблюдать при переноске раненого на носилках? Как правильно транспортировать пострадавшего: вперед ногами или вперед головой?

III этап: Оказание первой доврачебной помощи при переломе конечности.

№ п/п

Причины штрафов

Баллы

Неправильный выбор места наложения жгута

Неправильное наложение жгута

Отсутствие указательной записки

Неправильное наложение повязки

Неправильная фиксация конечности шинами

Дополнительные вопросы:

1. Как избежать теплового (солнечного) удара?

2. Как остановить носовое кровотечение?

3. Для каких целей используется: йод, зеленка, нашатырный спирт, перекись водорода, подорожник, крапива?

4. Как оказать первую помощь при обмороке?

5. Какова профилактика радиационного поражения? (для 9-11 классов)

6. В каких случаях используется жгут?

7. Покажите как правильно сделать перевязку раны при порезе пальца?

8. Как оказать первую доврачебную помощь при ожоге кипятком?

9. Расскажите последовательность оказания доврачебной помощи при сотрясении головного мозга.

IV этап. Действия в условиях химического заражения.

Задача команды : по команде «Газы!» надеть противогазы и выйти из зоны заражения, учитывая направление ветра.

Провести проверку на наличие пострадавших (при обнаружении таковых: надеть на каждого противогаз, оказать первую медицинскую помощь и вывести из зоны заражения) и вынести материальные ценности.

№ п/п

Причины штрафов

Баллы

Ошибки, допущенные при надевании противогаза (не закрыты глаза, не сделан выдох)

Несоблюдение установленной последовательности при надевании и снятии средств защиты

Не застегнуты пуговицы на одежде

При надевании защитного костюма:

Тесемки чулок не закреплены

Чулки перепутаны

Неверный выбор направления движения из зоны заражения

Теоретические вопросы:

1. Какие средства индивидуальной защиты от химического поражения вы знаете?

2. Какие коллективные средства защиты от химического поражения вам известны?

3. Находясь в зоне заражения, вы захотели есть или пить? Как вы поступите?

4. Как поступит если вас двое, а противогаз один?

5. Всегда ли можно спастись от химического поражения в подвале?

6. Вы в зоне химического поражения, а средств защиты нет. Как быть?

V этап.

Задача команд (5-11 классов) :ответить на задания и выполнить действия по тушению пожара. За каждый правильный ответ 1 балл. За неправильный ответ снимается один балл.

1. «Пожарная азбука» - закончи пословицу (задание для команд). Кто быстрее допишет пословицы:

1. Из искры пожар ….. (рождается)

2. Нет дыма без …. (огня)

3. Москва от копеечной свечи… (сгорела)

4. Огонь хороший слуга, но …. (плохой хозяин)

5. Правда в огне не горит …. (и в воде не тонет)

6. Огнь друг и.. (враг человека)

7. Спичка невеличка, огонь… (враг)

2. «Струей в ведро»

По сигналу участник добегает до отметки, где находится брызгалка и ведро. Участник берет брызгалку, выполняет три надавливания целясь в ведро (расстояние 1,5 метра), затем возвращается в команду, стартует следующий. Побеждает команда закончившая эстафету первой и набравшая большее количество воды в ведро.

3. Умственная разминка - викторина «Вода, вода». Чья команда ответит больше:

Вопросы:

1. Что в гору не вкатишь? (воду)

2. Как называется наука о лесных пожарах) (пирология)

3. При каком пожаре горят кроны деревьев) (верховом)

4. Охрана лесов это: обязанность государства или долг каждого гражданина?

5. Иван бежит, сам кричит и всех на себе носит (река)

7. Кругом вода, а с питьем беда. (море)

8. Ни море, ни земля, корабли не плавают, а ходить нельзя (болото)

9. Назовите агрегатное состояние воды (жидкое, твердое, газообразное)

11. Перечислите все океаны (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)

12. Назовите самый мелкий океан (Северный Ледовитый океан)

13. Как называют людей, купающихся зимой (моржи)

14. Какие подручные средства могут помочь в тушении огня? (вода, песок)

15. Какая причина чаще всего приводит к пожару? (небрежность)

16. Средство пожаротушения (огнетушитель)

17. Что нельзя вскрывать, прокалывать при ожоге? (волдыри)

18. Имя героя древнегреческих легенд принесшего огонь людям (Прометей)

19. С какой птицей на Руси ассоциируется огонь? (красный петух)

20. Как называется профессия людей борющихся с огнем? (пожарные)

21. Что значит ликвидировать пожар? (локализовать)

22. Чем эффективнее следует воспользоваться при тушении легковоспламеняющихся жидкостей? (куском мокрой ткани)

23. Что нельзя тушить водой? (бензин, лак, краски, эл. бытовые приборы)

24. Какое наказание за умышленный поджог леса нес виновный во времена Петра 1? (смертная казнь)

25. Сколько пожарных частей у нас в городе? (1)

26. Что опаснее для здоровья и жизни человека при пожаре дым или огонь? (дым)

27. Можно ли открывать окна во время пожара? (нет)

28. Ожог вызванный пламенем, паром, кипятком? (термический)

4. «Струей в цель»

По сигналу участник добегает до отметки, где находится брызгалка и кегли. Участник берет брызгалку, выполняет одно надавливание, стараясь сбить кеглю струей (2 м). Возвращается в команду, стартует следующий (каждый участник целится в свою кеглю). Побеждает команда закончившая эстафету первой и сбившая большее количество кеглей.

VI этап. Обращение со взрыво-опасными предметами.

За каждый правильный ответ 1 балл.

Задание командам:

Ваши действия при нахождении взрывного устройства?

Ваши действия при захвате в заложники?

Всегда ли необходимо соблюдать все приказы террористов?

Нужно ли вступать в контакт с заложниками?

VII этап. Спортивный.

Задание командам: «Преодоление полосы препятствий» сдать нормативы по:

Подтягиванию на перекладине для мальчиков;

Подъему туловища из положения лежа для девочек;

Преодоление полосы препятствий.

VIII этап. Викторина «Защити себя сам»

Задание командам: ответить на вопросы викторины по программе ОБЖ (отдельно для каждой возрастной категории учителем составляются вопросы) в письменном виде.

За каждый правильный ответ 1 балл. Причина штрафа – каждый неправильный ответ.

IX этап. Ориентирование на местности. Укладка рюкзака в поход.

Контрольное время работы на этапе: 20-25 миут.

Задача командам: на всех контрольный пунктах за минимальное время ответить на вопросы и произвести отметки в зачетном маршрутном листе (Приложение № 2):

Ориентирование в данном направлении;

Ориентирование по маркированному маршруту.

Команда пришедшая последней получает меньшее количество баллов.

Задача команде при укладке рюкзака: правильно упаковать предложенные вещи и предметы, взяв только необходимое. Причины штрафов:

Неправильное расположение вещей или предметов в рюкзаке;

Наличие в рюкзаке ненужных вещей или предметов.

X этап. Зеленые друзья и враги.

Задача команды: за минимальное время ответить на контрольные вопросы теста. Причина штрафов – каждый неправильный ответ участника.

Подведение итогов ролевой игры. Награждение смелых и находчивых.

Заключение

Предлагаемая методическая система с использованием метода ролевых игр в качестве метода оценки знаний позволяет повысить динамику учебного процесса – состояние деятельности ученика и учителя, которые благодаря этому методу работают более активно, более интенсивно, более сосредоточенно, более оперативно, что в результате приводит к более высокому уровню качества знаний по действиям в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, повышению уровня практической подготовки обучающихся к безопасному поведению в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного характера, и, соответственно, формирует у обучающихся культуру безопасности жизнедеятельности как составную часть общечеловеческой культуры.

Список литературы

1. Баленко С.В. Школа выживания. Часть 1.- М.: Приложение к журналу «Знание», 1992.

2. Гастюшин А.В., Шубина С.И. Азбука выживания. – М.: Знание, 1996.

3. Гастюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. – М.: Зеркало, 1994.

4. Кошельков С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристических слетов и соревнований учащихся. М.: ЦДЮ, 1997.

5. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований «Школа безопасности». – М.: Владос, 2000.

6. Палкевич Я.Е. Выживание в городе. Выживание на море. – М.: Корвет, 1992.

7. Павлова О.В., попова Г.П.. Пожарная безопасность в 5-11 классах. – Волгоград: Учитель, 2006.

8. Самыгин О.П., Столяренко Л.Д. Школа выживания (обеспечение безопасности жизнедеятельности). Ростов-на-Дону: Феникс 2010.

9. Стемпиньска Я. Первая помощь при несчастных случаях и в экстремальных ситуациях. – М.: ФиС «Турист» 2009.

10. Круглов Д.Г. Методическое пособие по подготовке и проведению мероприятий по программа «Школа безопасности», 2006.

11. Шимановский В.Ф., Голова Е.Н. Основы поведения и меры безопасности людей в общественной жизни. Методические рекомендации. – М.: «Турист», 2008г.

12. Штюльмер Ю.А. Профилактика туристского травматизма. – М.: «Турист», 2009г.

13. Приложение к журналу «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи» № 6, 2006г.

Приложение № 1

Интеллектуальная разминка

1. Какие слова (слово) связывают с объектами, событиями, явлениями которые могут причинить человеку вред, физические пи психологические травмы, заболевания или смерть? Выберите ответ:

а) неуверенность;

б) рассеянность;

в) опасность;

г) забывчивость, неряшливость.

2. Приведите два примера природной опасности, с которыми вам пришлось столкнуться. Вспомните свои ощущения при этом.

3. Дополните фразу: « ______________» - это такие опасности, которые связаны с войнами, преступлениями, алкоголизмом, нищетой, низкой культурой общения между людьми и др. пороками человеческого общества.

4. . Дополните фразу: « ______________» - это такие опасности, которые рождены техникой.

5. Как вы понимаете слово «жизнедеятельность»? Выберите ответ:

а) пребывание;

б) наслаждение;

в) существование.

6. Что такое безопасность? Выберите ответ:

а) состояние при котором ничего не случается;

б) положение при котором не угрожает опасность кому-либо, чему-либо;

в) ситуация, в которой пребывает человек и природа, находясь в некотором состоянии равновесия.

7. Какие передачи по телевизору учат безопасности жизнедеятельности:

а) «В мире животных», «Путешествие натуралиста»;

б) «Дорожный патруль», «Катастрофы недели»;

в) «Утренняя почта», «Добрый вечер»;

г) «Угадай мелодию»

8. Перечислите средства пожаротушения.

Приложение №2

Маршрутная карточка

Команда _____1 -4 классы________________________________________

Этапы соревнований

Баллы

Подпись чл ена судейской бригады

2. Игры - эстафеты

3. Укладка рюкзака

Всего:

Маршрутная карточка

Команда: _________5 – 11 классы _____________

Этапы соревнований

Баллы

Подпись членов судейской бригады

1. Интеллектуальная разминка

2. КВН. Решение кроссворда.

3. Действия участников по команде «Газы»

4. Оказание первой доврачебной помощи

5. Тестирование по курсу ОБЖ

Всего:

Приложение № 3

ПУТЕВОЙ ЛИСТ

Класс ___________

1. Интеллектуальная разминка.

№ п/п

Кол-во баллов

Роспись

судьи

Безопасность на дорогах

Переноска пострадавшего

Оказание медицинской помощи

Действия в условиях химического заражения

Локализация пожара

Взрывоопасные предметы

Спортивный

Викторина

Ориентирование на местности

Зеленые друзья и враги

Всего баллов: _______________

«Чрезвычайная ситуация» [текст]: Ролевая игра / сост. М.С. Тевдорошвили, - Нововосточный: Изд – во МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко»// 2015 – 24с.

Технический редактор Л.И.Архипенко

Оригинал – макет на компьютерном комплексе

МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко»

652553, п.Нововосточный, ул.Мира,6

Цель: Рассмотрение и обсуждение с детьми опасных ситуаций, которые могут возникнуть при контакте с незнакомыми людьми и предметами, закрепление правил поведения в данных ситуациях.

1 -Закреплять представление детей об источниках опасности и правилах безопасного поведения в проблемных ситуациях.

2 -Развивать охранительное самосознание, сообразительность, внимание, логическое мышление.

3 -Развивать умения детей работать с моделями (схемами).

4 -Активизировать речь детей путём составления сложных предложений при ответах на вопросы воспитателя.

5 -Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, сочувственное отношение к пострадавшему.

Предварительная работа:

1-Беседы по русским народным сказкам: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Кот, лиса и петух».

2 -Рассматривание иллюстраций, плакатов, схем на тему «Как избежать опасных ситуаций?»

3 -Дидактическая игра «Свои – чужие».(Цель игры- закрепить с детьми опасные ситуации при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице, научить ребёнка правильно себя вести в таких ситуациях.

Ход занятия:

Ребята, нам пришло письмо от дяди Фёдора из деревни Простокваши-но. (показ письма). Интересно что в нём, откроем? Да, письмо-то непростое, а звуковое. (слушается аудиокассета).

Интересно, какие задания прислал дядя Фёдор?

Задание 1:

В каких сказках вышло так, что дети и сказочные герои попали в опасные ситуации?

(«Колобок», «Кот, лиса и петух», «Петушок-золотой гребешок», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Бармалей»).

Хорошо, молодцы, много сказок вы знаете, а в сказке «Волк и семеро козлят», что сделали козлята? (открыли дверь незнакомцу).

И что произошло? (ответы детей)

А как бы вы поступили, что в таком случае надо сделать? (ответы детей)

Правильно, вы обязательно должны сообщить взрослому, давайте послушаем, что нам расскажет Саша: (карточка№8)

«Если позвонил звонок,

Посмотри сперва в глазок,

В гости кто пришёл узнай,

Но чужим - не открывай!

Если нет глазка, тогда:

«Кто же там?»- спроси всегда,

А не станут отвечать-

Дверь не надо открывать!»

Ребята, все теперь знают, как надо вести себя в подобных ситуациях? За-помнили?

Задание 2:

Ребята, а здесь ещё задание есть. Да не простое, а рассказ. И ещё карточки какие-то, непонятно. Давайте прочитаю?

Жил на свете мальчик Петя. И однажды он остался один дома.

Петя увлёкся игрушками и тут зазвонил телефон. Он снял трубку.

(Сценка по ролям)

Алло, я вас слушаю- совсем как взрослый сказал мальчик.

Скажите, пожалуйста, кто это говорит?

Петя, Петя Иванов.

А-а-а, Петя –протяжно сказала тётенька.

А дома кто-то есть?

Нет, я один.

Совсем один?- переспросила тётя.

Да, совсем один, - ответил Петя. Ему даже стало немного грустно.

А где твои мама и папа?

Они ушли куда-то. Сказали чтобы я посидел пока один.

Ну, хорошо, Петенька, до свидания!

До свидания,- сказал Петя и положил трубку.

Какая приятная тётенька, подумал Петя,- вежливая такая!

Ребята, правильно поступил Петя? Как бы вы поступили вы? Как надо вести себя в этом случае? (ответы детей).

Правильно, про такую ситуацию нам расскажет Данила: (карточка№15)

«Если телефон звонит,

Кто-то в трубку говорит:

И куда же я попал?

Номер я какой набрал?

Как тебя зовут, малыш?

Дома с кем сейчас сидишь?-

Ничего не отвечай,

Просто маму подзывай!

Если взрослых дома нет,

Не веди ни с кем бесед,

«До свидания!»-скажи,

Быстро трубку положи!»

Ребята, вы хорошо запомнили эти правила? Молодцы! Давайте посмотрим, что же дальше наш Петя стал делать?

А Петя решил пойти погулять, а жил он на седьмом этаже многоэтажного дома. Подошёл он к лифту, а рядом с лифтом стоит незнакомый мужчина. Двери лифта открылись и незнакомец предложил Пете пройти в кабину лифта.

Правильно, Маша нам расскажет, как надо поступить в такой ситуации. (карточка№14)

«Если квартира твоя высоко
И добираться домой нелегко,
Пользуйся лифтом, но только учти:
В лифт с не знакомыми - не заходи!
Могут обидеть тебя, напугать…
Можешь серьёзно, мой друг, пострадать…
Будь осторожней, всегда берегись
И с незнакомцами в лифт не садись!»

Ребята, и наш Петя поступил также, он не поехал с чужим человеком, вышла соседка т. Валя и он вместе с ней спустился во двор.

Ребята, есть такая игра, которая называется «Свои – чужие», и я предлагаю вам в неё поиграть. (мама; папин брат; дедушка; продавец в магазине; твой друг; папа; водитель автобуса; дедушка, сидящий на скамейке; близкая подруга мамы; тётенька в аптеке; вы сами).

Ребята, а кому мы можем доверять: только близким, родным, хорошо знакомым, а незнакомцам? Молодцы!

Интересно, что Петя дальше стал делать? Вышел Петя на улицу во двор и встретил там свою подружку Машу, она ела вкусную конфету, но с Петей не поделилась, а убежала к девочкам в песочницу. А Петя остался один и горько заплакал. И в это время к нему подошёл незнакомец и спросил его, почему он плачет. Петя рассказал ему о своём горе и незнакомец предложил Пете сесть к нему в машину и поехать в магазин, за очень вкусными конфетами.

Ребята, как надо поступить Пете? (ответы детей)

Адель и Рома нам расскажут как надо посту-пить. (карточка№18); (карточка№28)

«Осторожней будьте, «Если люди незнакомцы

Милые ребята: Вас кататься позовут,

К незнакомым людям в машину не садитесь-

Доверять не надо! Далеко вас увезут!

Если вас с собою И не будет папы, мамы,

В гости позовут, Ни подружек, ни друзей…

Или вам конфетку Не садитесь к незнакомцам,

Вкусную дадут, А бегите прочь скорей.»

Лучше отбегайте

Прочь от них скорей

И предупреждайте

Всех своих друзей….»

Ребята, можно доверять незнакомым людям? А брать угощение? А что ещё нельзя? (ответы детей)

Вот и Петя, подумал и убежал от незнакомца к другим ребятам, которые играли во дворе детского сада. Они строили в песочнице замок и вдруг откопали большую разноцветную коробку. Все ребята стали громко кричать, что надо срочно открыть коробку и посмотреть, что же там такое?

Ребята, а как вы думаете, что может быть в коробке? (ответы детей)

Правильно, ребята, в коробке могут быть не только конфеты, клад, но и незнакомые предметы, которые могут быть опасны для нашего здоровья и даже жизни. Об этом нам расскажут … и …. (карточка№20)

«Интересно, что там в свёртке? «Неизвестные предметы

Ты его не вздумай брать! В руки не бери!

Взрослым о своей находке Ни в коробки, ни в пакеты

Должен сразу рассказать. Даже не смотри,

Осторожнее, ребята! А зови на помощь взрослых,

В свёртке может быть граната Чтобы выяснять,

Кто-нибудь коснётся- Делать что с такой находкой,

И она взорвётся!» Что же предпринять?

Может быть опасным очень

Вот такой пакет…

Если ты неосторожен,

Жди проблем и бед!»

Наступил вечер, вернулись родители, и Петя им рассказал, что с ним про-изошло пока их не было дома. Папа с мамой очень внимательно выслушали Петю и похвалили его за то, что он очень правильно и умело вёл себя в таких опасных ситуациях.

Ребята, как вы думаете, прав был дядя Фёдор, когда написал нам, что если мы в школу не ходим, то и правил поведения в опасных ситуациях мы не знаем? Почему?

В детском саду мы тоже знакомимся с правилами безопасности: как надо вести себя при пожаре, правила дорожного движения, правила поведения дошкольника в опасных ситуациях.

Ребята, давайте с вами ещё раз напомним нашим мамами папам правила поведения детей при опасных ситуациях и вручим им памятки. А завтра напишем письмо дяде Фёдору и отправим такую памятку и ему, чтобы он тоже не забывал их.

ПАМЯТКА для родителей

правила для дошкольников:

1. Не выходи на лёд водоёмов.

2. Не играй на стройке.

3. Не подходи близко к фейерверку.

4. Не сиди на подоконнике при открытом окне.

5. Не открывай двери незнакомым людям.

6. Не ходи с незнакомыми людьми.

7. Если ты потерялся, обратись к милиционеру.

8. Не подбирай чужие вещи.

9. Не сообщай незнакомым людям по телефону, что ты дома находишься один.

10. Обязательно сообщи родителям или близким людям обо всех подозри-тельных телефонных звонках и незнакомых, звонящих в дверь.

Светлана Чернова
Игровой тренинг для детей «Защити себя сам!»

Игровой тренинг для детей «Защити себя сам

ЦЕЛЬ : Научить ребенка делать выбор в критической ситуации, чтобы не получить физической, ни психической травмы.

ЗАДАЧИ :

Учить детей говорить твердое и решительное «НЕТ!»

Учить детей как вести себя при ссоре с родителями

Напомнить детям куда они могут обратиться за помощью в критической ситуации

Стулья по количеству участников(6-8 человек) расставлены полукругом.

Здравствуйте, дети! Меня зовут (одновременно прикрепляя нагрудную табличку с именем.) Чтобы запомнить ваши имена, возьмите таблички (раздаются таблички с именами детей ) . Пока вы их прикрепляете, пусть каждый ответит мне на такой вопрос : кто должен заботиться о вас и защищать вас ?

Родители!

Бабушки и дедушки!

Старший брат!

Воспитатель!

Государство!

Вы перечислили так много, но одного, самого главного, почему-то забыли.

Самого себя ! Каждый человек – и большой, и маленький – должен сам заботиться о себе. Согласны?

Именно этому : «Как себя защитить , как себя вести , чтобы не попадаться в неприятные ситуации, и что делать если всё – таки в такой ситуации оказались» - мы с вами и будем учиться.

Все решения будете принимать самостоятельно. Сможите? Тогда – вперед!

Встаньте те, кто остаётся дома один, когда родители уходят. Теперь пересаживаемся : те, кто встал, садятся справа, вы будете игроками , а остальные – слева, будете судьями , будете решать , правильно ли поступают игроки .

(Дети пересаживаются, один из игроков выходит в центр круга)

Итак, родители ушли, ты остался один. Только сел рисовать, и вдруг… (раздаётся звонок)

Что будешь делать?

Ребёнок подбегает к двери и начинает её открывать.

Стой, не надо!

Уходите, никого нет дома!

Кто там?

А теперь судьи решат, кто поступил правильнее (Кто там)

Ребёнок подходит к двери : «Кто там?»

Я врач из поликлиники. (Что делать)

Я вам не открою.

Взрослых пока нет дома, придите, пожалуйста, позже или перезвоните.

Следующий вариант :

Откройте, это милиция.

Впустите, мне нужно проверить газ.

Откройте, телеграмма.

Я друг твоего папы, он скоро придёт, и велел тебе впустить меня…

Когда начинают уговаривать и здесь нужно уметь сказать твёрдое «Нет!»

Хотите узнать, как дракончик Памси научился говорить «Нет!» ?

Когда дракончик Памси был маленьким, он очень любил говорить слово «нет» . Его спрашивали : «Ты вымыл руки?» - «Нет!» - отвечал Памси.

«Ты любишь кашу?» - «Нет!» - «Ты убрал игрушки?» - опять «Нет!» .

Но когда он подрос, то заметил, что всё чаще ему стало трудно говорить слово «Нет» . Это случалось тогда, когда его приятели звали Памси делать то, что было, по его мнению, опасно, вредно и нехорошо. Если в таких случаях он не мог сказать «нет» , то потом чувствовал себя очень плохо . Что-то мешало ему сказать «нет» . Это были мысли : «Если я скажу «нет» , то я кого-то обижу», «Если я скажу «нет» , то со мной не будут играть, меня будут считать трусом»

Что мешало Памси сказать «нет» ? (страх)

Бывали ли у вас ситуации, когда вам было трудно сказать «нет» ?

(Когда предлагают кого – то обидеть, сказать кому – то неправду, пососать сосульку, покататься на машине с незнакомым человеком, играть там, где тебя не видит мама)

Памси понимал, что ему необходимо научиться говорить «нет» даже тогда, когда это бывает трудно. «Я смогу сделать то, что мне надо!» , - решил дракончик Памси.

Он сложил лапы рупором и очень громко крикнул : «Нет!» Это было больше, чем просто звук его голоса, это был звук его силы, звук победы над своим страхом.

Памси знал, что нужно много тренироваться для того , чтобы чего-то добиться.

Он сел и стал тренироваться .

Памси вспомнил случай, когда его звали разорять птичьи гнёзда, испачкать друга, а он боялся сказать «нет» , потому что думал, что с ним тогда перестанут дружить. И сейчас, вспоминая это, он крикнул :

«Нет!» «Нет!» «Нет!»

Сначала это было неуверенно, а потом стало получаться всё лучше и лучше.

Мы тоже с вами потренируемся . Педагог предлагает ситуации, а дети отвечают «нет» .

Пойдём, толкнем того мальчика.

Давай сломаем его горку.

Сосулька такая вкусная, холодная. Хочешь?

Хочешь вкусный торт? Идем ко мне домой.

Я подарю тебе компьютер идем со мной.

Может, покатаемся на машине с тем дядей.

Давай, залезем в подвал.

Идём, поиграем в соседнем дворе.

Есть и другие способы сказать «нет» Например :

Я в этом не нуждаюсь

Мне это не надо

Я таких вещей боюсь

Не сегодня

Нет, я не хочу

Нет, спасибо

Мои родители мне не разрешают

Нет, я подожду, когда мне это разрешат

Я без этого обойдусь

Мне есть чем заняться

Нет, я вас не знаю

Нет, я знаю это опасно для жизни, для меня

Нет, лучше я позову брата (родителей ит. д.) и мы будем играть.

Говорить это нужно уверенно, решительно.

Если вы чувствуете, что у вас не получается, то лучше убежать к своему дому, родителям, хорошим знакомым.

Нарисовать ситуации в виде запрещающих знаков то, от чего они хотели бы отказаться, чему они хотели бы научиться говорить : «Нет!» .

Рассматривание рисунков.

Запомните на всякий случай!

Не все люди, даже взрослые, хорошо понимают, что делать хорошо, а что – плохо, что можно, а что нельзя. Некоторые заставляют детей делать неприятные и гадкие вещи. Поэтому лучше всего, если ты не станешь играть в одиночестве там, где тебя некому будет защитить – на всяких пустырях, чердаках, в подвалах, незнакомых местах.

Чужие люди могут позвать тебя с собой – погулять или покататься. Они могут уговаривать тебя и обещать в подарок интересные вещи, о которых ты давно мечтаешь или что-то вкусное. Ты сделаешь правильно, если не пойдешь и не поедешь с ними, а от подарков откажешься. Значит ты смог сам себя защитить .

Конечно, не все люди плохие, но ты ведь не можешь угадать, что на уме у чужого, незнакомого человека. Если это хороший человек, он всё поймёт и не обидится на твой отказ гулять с ним или принять от него подарок.

Если всё – таки чужой человек не отстаёт от тебя, как поступить в этом случае?

Лучше всего убежать или позвать на помощь других людей.

Совсем хорошо, если ты расскажешь о приставании чужих людей своим родителям – они постараются сделать так, чтобы чужие люди больше тебя не беспокоили.

Пойдем со мной!

Нет, я не иду с вами! (пантомима)

Работаем в кругу. Представьте ситуацию :

Незнакомые взрослые уговаривают пойти погулять вместе с ними. (Твой друг предлагает убежать из дома. Незнакомый просит проводить его домой, обещая за это подарок)

Покажите с помощью мимики и жестов свой отказ. (Что будут делать руки. Положение туловища. Выражение лица.)

Звонит звонок.

«Маска откровения»

Входит лисенок очень грустный.

Лисёнок рассказывает.

На лесной полянке всегда было спокойно. Зайчихи сидели на пеньках. Белки скакали с ветку на ветку. Ежи играли в камешки под ветвистым деревом. А лесные малыши резвились в песочнице. А по вечерам мы, зверята постарше, собирались на поляне, играли в лапту, разговаривали о многих интересных вещах. Однажды на нашей поляне появились чужие звери, которые были старше нас. Откуда они пришли, никто не знал. С тех пор на поляне собираться стало невозможным. Каждый раз эти звери обижали того, кто попадался на их пути : ругались плохими словами, дразнили, отнимали игрушки, сладости и просто били нас.

Однажды я не выдержал и дал сдачи одному хулигану. Тогда они стали постоянно меня преследовать, избивали, когда я был один, обижали. Мои друзья их боятся и поэтому не защищают меня . Я не знаю, как поступить в данной ситуации. Подскажите, что мне делать.

Предложения детей .

Рассказать родителям.

Не быть одному на поляне.

Нанесение обиды, жестокое обращение можно предотвратить, защищая себя самого , обратиться за помощью к родителям, другим родственникам, воспитателю, заведующему детским садом, родителям твоих друзей, к хорошим соседям, в милицию.

Лисенок благодарит детей и угодит .

(Звонит телефон.)

Звонит Марья – рукодельница. Что-то случилось. Марья рассказала, что занималась рукоделием и не заметила как порезала красивую кружевную скатерть и теперь боится, что будет за это наказана.

Ребята, как вы думаете, что чувствует Марья? (страх)

Чего боится Марья? Почему?

Наказывают ли вас родители?

Как ругают вас родители? (Грозят отшлёпать, ставят в угол, кричат, говорят обидные слова)

Что вы делаете в ответ?

Предлагаю вам и Марье ряд советов, которые помогут вам при ссоре с родителями.

1. Скажите взрослым, что вам страшно, когда они на вас кричат. (Мама мне страшно, когда ты ругаешься. Папа мне больно и страшно, когда ты ругаешься и шлёпаешь меня.)

2. Покажите готовность исправить свою ошибку : «Что мне сделать, чтобы ты не сердилась на меня?” Это помогает смягчить гнев взрослого.

3. Иногда полезно переждать «бурю» . Пусть взрослый человек сам успокоится, и вы сможете с ним спокойно поговорить. (подождать и предложить попить чай)

Разыграть ситуацию. Разделиться по парам. Один участник - «мама» , а другой – «Марья» . Затем меняются ролями.

Итог занятия : каждый ребенок может предотвратить неприятные ситуации и сделать правильный выбор в критической ситуации, чтобы не получить физической, ни психологической травмы.

Используя приемы : сказать уверенное и твердое «Нет!» ; говорить о своих чувствах; уйти от этой ситуации, переждать «бурю» ,а затем поговорить об этом; обратиться за помощью к родственниками и хорошим знакомым, кому вы доверяете.

Список используемой литературы :

1. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Я - ребенок, и я имею право. - М : «Издательство Скрипторий 2003» , 2007. - 96с.

2. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка : Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост.: Е. В. Соловьева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, Н. М. Степина. - 3-е изд., испр. И доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 88с.

3. Крюкова С. В., Слободняк Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста : Практическое пособие - М.: Генезис, 2000. - 208с., илл.

4. Профилактика ВИЧ - инфекции и СПИДа : Учебное пособие А. А. Быков, Е. Н. Худякова, Т. И Бочкарёва, Н. В. Шокурова. Самара : СИПКРО, 2002.-226с.

Ролевая игра "Беседа с вымогателем"

Название . Ролевая игра "Беседа с вымогателем"

Предназначение .

Процедура группового психологического тренинга. Разыгрывается ролевая ситуация беседы с вымогателем.

Ведущий предлагает участникам тренинга "поупражняться в беседах с вымогателями". Следует сразу отметить, что предмет и обстоятельства шантажа могут быть самыми разными, и в этом упражнении не будет рецептов того, как вообще уйти от вымогательства. Будет рассмотрена лишь психологическая составляющая.

Разыгрывается сцена вымогательства. Для этого вызывается два добровольца. Им озвучивается краткий сценарий ролевой игры, который они должны разыграть. Выбор сценария сильно зависит от категории участников. Для одних можно выбрать ситуацию помягче: например, небольшое вымогательство по работе ("сделай за меня это, иначе тебе не будут передаваться хорошие заказы"). Для взрослых и уравновешенных участников таким предметом вымогательства могут быть сведения о факте супружеской измены (включая требование большой суммы денег). И так далее.

Ведущему, конечно, следует сразу и особо подчеркнуть, что это - всего лишь ролевая игра, она не должна затрагивать чьи-то чувства (если кому-то будет неприятна сцена, то игра сразу прекратится). В ней не происходит обучение "правильному вымогательству". Эта ролевая игра - модель предельно напряженной ситуации общения , в которой имеют значение малейшие нюансы.

Ведущий для "актеров" лишь очерчивает общий сценарий "вымогательства". В процессе игры участники сами додумывают остальное.

Всего разыгрывается несколько сценок. После каждой производится обсуждение:

Какие чувства испытывали играющие?

Какие чувства испытывали наблюдатели?

Как проявляется волнение собеседника?

Какие интересные нюансы заметили наблюдатели?

Как можно "вытянуть" из собеседника дополнительную информацию?

Если бы это происходило в реальной жизни, как следовало бы отвечать вымогателю? почему?

1. Ролевая игра "Беседа с вымогателем" [Электронный ресурс] // А. Я.. 14.11.2012..html (14.11.2012).

Инструкция

Безопасность жизни складывается из двух основных составляющих – психологической безопасности и физической. При этом первая сильно влияет на вторую. Зажатый, закомплексованный, всего боящийся человек невольно притягивает к себе опасности. Почему? Потому что его энергетику могут чувствовать окружающие люди. В природе хищники хорошо ощущают исходящий от жертвы «запах страха». Но хищники есть и среди людей, они легко вычисляют потенциальную жертву по исходящим от нее волнам страха.

Поэтому самым первым шагом обеспечения безопасности является избавление от комплекса жертвы. Ощутите себя охотником, культивируйте чувство силы. Если вы сможете это сделать, количество потенциальных опасностей резко уменьшится – окружающие люди будут подсознательно чувствовать вашу силу и побоятся с вами связываться.

Еще одним фактором психологической безопасности является умение защищаться во время общения. Многие люди являются энергетическими – им хочется поговорить с вами, выплеснуть свои беды, заставить вас сочувствовать им. Выговорившись, такой человек чувствует . Вы же, напротив, ощутите усталость, потому что потеряли часть энергии. Обрывайте подобные беседы под любым удобным предлогом.

Второй распространенный вариант энергетического вампиризма связан с «раскручиванием» человека на эмоциональный выплеск. Конкретных способов много – ущемить гордость человека, его самолюбие, заставить переживать и волноваться. Часто такое происходит в семье или просто между близкими людьми. Человек устраивает сцены, закатывает истерики не потому, что для этого есть какой-то реальный повод, а вследствие энергетического голода. Он не осознает своих действий, но на подсознательном уровне чувствует, что ему становится лучше, когда удается расстроить, довести до слез свою «вторую половинку».

Помните: пока вы «ведетесь» на такие истерики, они не прекратятся. И наоборот, перестаньте реагировать на них эмоционально, и они исчезнут. Не поощряйте – напротив, помогите любимому человеку от него избавиться, переключите его на другие источники силы. Это могут быть прогулки на свежем воздухе, чтение духовной литературы, посещение церкви и многое другое.

Научитесь говорить «нет» - это очень важно. Многие люди не могут отказать кому-то даже в том случае, если просьба им явно не нравится, а то и наносит вред. Доброта и чуткость – хорошие качества, но умение сказать «нет» тогда, когда это уместно, тоже очень важно. Слабые люди «вращаются» вокруг сильных, выполняют их прихоти - это один из законов общества. Попробуйте хоть раз четко сказать «нет», и вы на практике ощутите, как резко вырастет ваш уровень энергии. И все потому, что вы перестанете идти на поводу у другого человека.

Важную роль играет и безопасность физическая. Не надо всего бояться, но готовность к опасностям должна присутствовать постоянно. Проблема большинства людей в том, что какие-то территории они считают безопасными, тогда как на деле это лишь иллюзия. Вы переходите дорогу на разрешающий сигнал светофора – это безопасно? Да, при условии, что кто-то из водителей не проедет на красный свет. Переходя улицу, всегда смотрите по сторонам – это и есть состояние готовности.

О каких-то конкретных способах повышения безопасности вы можете прочитать в соответствующей литературе. Вам посоветуют укрепить входные двери и не ездить в лифте с незнакомцами, остерегаться сосулек, носить средства самозащиты и т.д. и т.п. Но все это вторично. Основа вашей безопасности в вашем сознании. Избавившись от страхов, научившись не идти на поводу у других людей, умея предвидеть возможные неприятности, вы сможете жить долго и счастливо.