Чертеж немецкой винтовки на памятнике калашникову. Почему на памятнике калашникову появился немецкий автомат. Сын своего класса

На торжественно открытом в Москве памятнике конструктору стрелкового оружия Михаилу Калашникову обнаружен элемент с чертежом немецкой штурмовой винтовки StG 44, разработанной в 1944 г. и состоявшей на вооружении вермахта и СС. Как сообщает «Интерфакс», об этом в Facebook сообщил военный историк Юрий Пашолок. Он опубликовал на своей странице фотографию этой детали памятника и взрыв-схему StG 44. Автор памятника скульптор Салават Щербаков готов демонтировать этот элемент с барельефа, сообщил «Интерфаксу» исполнительный директор Российского военно-исторического общества (РВИО) Владислав Кононов. РВИО было заказчиком памятника. Кононов добавил, что специалисты подтвердили, что действительно на памятнике изображена схема немецкой винтовки.

В АО «Концерн "Калашников"» (входит в ГК «Ростех») заявили, что специалисты предприятия «не осуществляли авторский надзор скульптурной композиции и не привлекались в качестве консультантов». Как сказала агентству представитель концерна София Иванова, эксперты готовы проконсультировать создателей памятника.

Скульптор Щербаков выразил готовность исправить ошибку, если она действительно подтвердится. Он объяснил агентству «Москва», что ему сложно общаться в социальных сетях, так как он «больше работает с глиной, чем с компьютером». «При этом кто-то говорит, что этого специалиста из соцсетей на самом деле не существует. Если же специалист есть и он прав, то мы будем очень благодарны и внесем те или иные исправления», - добавил он.

Схема немецкой штурмовой винтовки StG 44

«У нас изображено семь автоматов, восьмой автомат в руках у Михаила Калашникова. Кроме того, у нас изображены слесарные и чертежные инструменты. Если же ошибка будет, мы ее исправим. Сейчас самое главное - отделить происходящее от политической трескотни», - сказал Салават Щербаков.

РВИО благодарно историку, который заметил ошибочный чертеж, заявил руководитель организации. Он заверил, что скульптор уже прибыл на место и «демонтирует эту плиту, поскольку действительно, по мнению специалистов, это схема немецкого оружия». У РВИО было одно пожелание к оружию - автомат, который в руках у Калашникова, должен был представлять один из первых образцов, объяснил Кононов. «Все остальное, что касается барельефа и прочего, - это полет творческой фантазии скульптора, художника. К сожалению, вкралась эта ошибка», - отметил он.

Благодаря ошибке Щербакова «развенчан миф о том, что Калашников заимствовал какие-то идеи у своих иностранных коллег, в первую очередь у немецкого конструктора Шмайссера», считают в РВИО. «Благодаря сопоставлению схем все теперь видят и знают, что автомат Калашникова - это совершенно иное устройство», - заявил Кононов.

Памятник Калашникову торжественно открыли на пересечении Садовой-Каретной и Долгоруковской улиц 19 сентября. На церемонии министр культуры Владимир Мединский назвал Калашникова культурным брендом России. Также в церемонии участвовал руководитель «Ростеха» Сергей Чемезов.

Монумент представляет собой скульптурную композицию. Одна ее часть - пятиметровая фигура конструктора с автоматом в руках, Калашников стоит на 4-метровом постаменте.

Военный историк Юрий Пашолок внимательно рассмотрел памятник Михаилу Калашникова , открытый 19 сентября в центре Москвы, и обнаружил на нем чертежи немецкой штурмовой винтовки StG 44 (Sturmgewehr 44), разработанной Хуго Шмайссером в 1944 году. Историк тут же забил тревогу в социальных сетях - и неудивительно, что может чертеж немецкой винтовки делать на памятнике великому советскому конструктору?

Федеральное агентство новостей обратилось за комментарием по поводу всей этой ситуации к главному редактору журнала «Калашников», военному эксперту Михаилу Дегтяреву .

«Во-первых, на памятнике изображена схема не Sturmgewehr 44, как об этом пишут в Сети, а MKb.42(H), но это мало что меняет. Это просто несколько иной образец вооружения того же временного периода, также произведенный в фашистской Германии. То, что мы видим, есть результат коллективного непрофессионализма заказчика памятника и его исполнителя. При этом исполнитель - скульптор Салават Щербаков - отличился уже во второй раз. На Белорусском вокзале уже стоит его памятник «Прощание славянки», где в руках у советского солдата винтовка Mauser, а не винтовка Мосина. Щербаков сработал в традиционной для себя манере, а РВИО проявило непрофессионализм как заказчик», - заявил эксперт в беседе с корреспондентом ФАН.

Михаил Дегтярев надеется, что в ближайшее время ошибка будет исправлена. «Со скульптора ни в коем случае нельзя снимать вину, учитывая, что это уже его вторая ошибка с советским оружием на памятниках патриотического направления», - подводит итог он.

Надежда Усманова , руководитель департамента по информационной политике Российского военно-исторического общества, сообщила ФАН, что ее организация не занималась экспертным сопровождением процесса создания памятника.

«Конечно, в первую очередь вопросы необходимо адресовать скульптору. РВИО выступило инициатором и заказчиком возведения этого монумента, но исполнял заказ Салават Александрович Щербаков. Он был на прямой связи с КБ (Концерна «Калашников» - прим. ФАН). Со стороны РВИО были в основном только пожелания к фигуре и тому оружию, которое конструктор держит в руках: это один из первых опытных образцов автомата Калашникова, насколько я знаю, он даже называется еще не АК, а МТ. Мы не являемся экспертами в оружии, у нас несколько иная специализация. Потому мы не проверяли досконально такие вещи. Это полет фантазии скульптора и его зона ответственности», - заявила Усманова.

Военный историк Юрий Пашолок, первым сообщивший об ошибках в оформлении памятника, совершенно прав, добавляет Усманова. Появление немецкого чертежа на памятнике советскому конструктору - досадная ошибка, и ее надо исправить.

«РВИО уже обратилось к скульптору с запросом. Он решил демонтировать плиту, на которой был изображен чертеж, не оставлять ее на месте. Слишком много объяснений нужно каждый раз давать, тот это автомат или не тот. Насколько мы знаем, демонтаж ведется прямо сейчас. Салават Александрович на объекте и решает этот вопрос», - подводит итог она.

Ситуация кажется тем более противоречивой, учитывая распространенный в Интернете миф о том, что Калашников якобы скопировал свой знаменитый автомат с германского образца Шмайссера. Эксперты блогосферы уже развенчали эту «гипотезу», приведя массу доводов в пользу того, почему Шмайссер не мог быть причастен к изобретению знаменитого АК. Исторические документы показали, что советские конструкторы вообще были не особо высокого мнения о своем германском коллеге. Усманова отмечает что ошибка, допущенная в конструкции памятника, стимулировала оживление дискуссии по данному вопросу, а потому непроизвольным образом также помогла разоблачить досадный миф.

Очередной скандал разразился вокруг памятника работы скульптора Салавата Щербакова . К автору возникли претензии после того, как историк Юрий Пашолок на своей странице в "Фейсбуке" заметил: на композиции изображена схема не российского автомата, а немецкой штурмовой винтовки MKb.42.

В комментарии радиостанции "Говорит Москва" скульптор заявил: если информация об ошибке в изображении чертежей подтвердится, он готов внести изменения.

"Ждем конкретики и конкретного специалиста. Пока к нам не обращались непосредственно", — сказал он. По словам Щербакова, чтобы разъяснить ситуацию, он планирует связаться с историком, который обратил внимание на один из "подозрительных" чертежей.

"Скорее всего, там просто закрыт чертеж лежащим сверху автоматом, и может быть, он не рассмотрел", - предположил скульптор.

При этом он заявил: ему бы не хотелось, чтобы вопрос конкретных деталей, которые находятся не на первом плане, становился политическим.

Автор скульптурной композиции также рассказал о том, как подбирали схемы. Он отметил, что если претензии об изображении чертежа немецкой винтовки подтвердятся, то конкретного виновника найти будет сложно, потому что он работал с разными специалистами, пишет сайт НТВ.Ru.

Данная скульптурная композиция представляет собой пятиметровую фигуру оружейника Калашникова на 4-хметровом постаменте с легендарным АК в руках. Позади находятся изображение земного шара и святой Георгий, поражающий змея копьем, а у подножия монумента покровителя Москвы расположены схемы оружия. На одной из них историк и выявил чертеж MKb.42.

Историк, который заметил ошибку, после разразившегося скандала в своем "Фейсбуке" частично оправдал Щербакова. По его словам, "скульптор в данном случае исполнитель и не обязан знать тип автомата и чертежи". Кроме того, пишет историк в ответ на просьбы СМИ о комментарии, "вопрос, прежде всего, тем людям, которые приняли окончательный вариант".

Днем 22 сентября стало известно, что Щербаков прибыл к памятнику Калашникова для демонтажа чертежа немецкого автомата. При этом исполнительный директор Российского военно-исторического общества Владислав Кононов поблагодарил человека, который заметил ошибочный чертеж.

По словам Кононова, Щербаков уже находится на месте и демонтирует плиту. "Поскольку действительно, по мнению специалистов, это схема немецкого оружия", — сказал он.

Кононов также сообщил, что заказчиком памятника является Военно-историческое общество. Однако оно регламентировало только модель автомата в руках у Калашникова, а другие детали конструкции - "это полет творческой фантазии скульптора". Кроме того, Кононов надеется, что допущенная ошибка позволит развенчать миф о заимствовании Калашниковым идей у иностранных коллег, пишет Газета.Ru .

Это уже не первый скандал, связанный со скульптурами Салавата Щербакова. Так, в 2014 году на композиции "Прощание славянки", который был торжественно открыт у Белорусского вокзала, ветераны с изумлением обнаружили немецкий Mauser 98.

Вскоре , а Щербаков пояснил: на монументе хотели изобразить винтовку Мосина, но по неизвестной причине произошла ошибка.

Еще одна ошибка вкралась в памятную надпись на скульптуре Александру I, которая стоит рядом с Красной площадью. Среди пушек, мушкетов и сабель 19 века виднеются пламегаситель и мушка современного оружия, очень похожего на автомат АК-74.

Что же касается памятника Калашникову, то после его открытия Щербакову пришлось с некоторыми деятелями культуры, которые раскритиковали эту композицию.

Впрочем, из-за ненормативной лексики, с помощью которой блогер выражает свое возмущение историческим невежеством скульптора, воспроизвести текст блога полностью "НИ" не имеет права.

"Можете увеличить и сравнить в фотошопе - там все повторяется в точности до миллиметра. Т.е. да, гравировку совершенно точно снимали с этой картинки. Беда лишь в том, что на картинке изображена схема сборки немецкого MKb.42. Можете посмотреть в энциклопедии оружия . А ведь выполнением работ по памятнику рулило военное сообщество!"- пишет блогер.

Впрочем, удивляться не стоит. Особенно после нашумевших ляпов в открытках и плакатах и билбордах, которые лепили к юбилею Победы по всей стране.

«Только не говорите, что это они случайно. За такое надо бить, больно и прилюдно. Это мальчики-скульпторы, блин!» - написал Пашалок на своей странице в Facebook.

Памятник конструктору стрелкового оружия Михаилу Калашникову и его автомату открылся в столице в День оружейника, который отмечается 19 сентября. Монумент появился в центре города, на пересечении улиц Садовая-Каретная, Долгоруковская и Оружейного переулка. Автором скульптуры выступил народный художник России Салават Щербаков.

Возможно, что такая накладка с автоматом - не случайна. По одной из популярных версий, прототипом для полного или частичного копирования при разработке АК стала немецкая винтовка StG-44. В качестве аргументов в пользу этой версии приводятся внешнее сходство орудий и тот факт, что автомат Калашникова появился именно в то время, когда в Ижевске работала группа ведущих немецких оружейников. Однако специалисты опровергают версию о том, что Михаил Калашников заимствовал идеи у конструктора StG Хуго Шмайссера. Во-первых, потому что в обоих вариантах оружия не было никаких принципиально инновационных элементов, все они известны были с конца XIX - начала XX веков. Новизна этих систем заключалась в концепции оружия под промежуточный между пистолетным и винтовочно-пулеметным патроном, АК к тому же обошел немецкий образец по уровню надежности, так что ни о каком копировании и речи идти не может. Еще одним доводом в пользу несостоятельности версии является тот факт, что АК разрабатывался в условиях строгой секретности и привлечение немецких специалистов было невозможным. На заимствовании построено и еще одно предположение - якобы прототипом советского автомата и немецкой винтовки стала чехословацкая винтовка ZK-420.

Существует гипотеза, которая не умаляет талант советского оружейника Калашникова, но направляет его немного в другое русло. Согласно ей Михаил Калашников ничего не изобретал - он изучил системы и детали наиболее успешных видов стрелкового оружия, доработал, усовершенствовал некоторые функции и грамотно объединил их, сконструировав легендарный АК-47. Именно Калашников отбирал и апробировал лучшие комбинации элементов, искал способы стыковки и внедрял продуктивные идеи. Поэтому если изобретателем в чистом виде его назвать нельзя, то создателем автомата Калашникова, без сомнения, остается он.

КСТАТИ

Российское военно-историческое общество уберет с памятника Михаилу Калашникову на Садовом кольце в Москве схему немецкого автомата StG 44. Об этом рассказал агентству «Москва» исполнительный директор РВИО Владислав Кононов. Он заявил, что скульптор Салават Щербаков и его подмастерье «что-то напутали». По его словам, РВИО предъявляло требование только к тому оружию, которое Калашников держит в руках - автомат собственной конструкции, остальное Кононов назвал " полетом творческой фантазии". «Это очень маленькая фоновая вещь. Я даже удивляюсь, как ее разглядели. Мы ее брали из источников. И там где, мы ее брали написано «Автомат Калашникова». Что-то из интернета», - заявил Щербаков РБК. По мнению Кононова, подобная ошибка только подчеркивает то, насколько АК отличается от StG 44, и что обвинения Калашникова в заимствовании конструкции «категорически неверно».

Конечно, уже ничему не удивляемся, но на памятнике Калашникову, открытому в Москве, разместили схему немецкого автомата STG-44. На это обратил внимание историк Юрий Пашалок

Здание,в котором размещалась "шаражка", где с 1945 по 1952 работал Хуго Шмайссер. В 1953 он умер,и все "изобретения Калашникова" прекратились

Из воспоминаний Хуго Шмайссера:


«Если бы не этот придурок Миша Калашников, который вечно путался у нас под ногами и мешал всем работать, мы бы изобрели АК-47 не в 52-м, а в 1947, как и планировалось.
Не было ничего дурнее и вреднее для инженерного бюро, чем этот заносчивый кретин, который вечно лез со своими лаптями в наши чертежи. Отто дважды порывался его задушить, Ганс - прибить рейсшиной, а Фриц - заколоть циркулем. Болван никак не понимал, что он всем мешает. Я, как мог, успокаивал друзей по несчастью: по крайней мере, мы были в тепле и накормлены, в отличие от наших товарищей на лесоповале. Переломным стал 1951, когда Миша ушел в длительный запой: Альберт придумал напоить его спиртом, в котором мы промывали пружины испытательных экземпляров. Поняв, что с помощью водки мы легко можем от него отделаться, я, скрепя сердце, украл в лаборатории 12 литров, и велел передать их Михаилу. Нам нечем было чистить наши испытательные образцы, зато мы были избавлены от его присутствия. Теперь он появлялся в бюро раз в месяц, небритый и страшный как черт, с трясущимися руками, требуя свою вечную chekushka. Мы давали ему новую банку и выпроваживали прочь. К концу года испытательный экземпляр был готов. Мишу привезли на стрельбы в детских санях, пьяного и с гармошкой».