Церковный Православный праздник сентября

Православные люди 19 сентября 2018 года отмечают праздник Михайлово чудо и считается, что загаданное желание, в это день обязательно исполнится. Также с давних времен к нам дошли традиции, которые люди строго соблюдают по сей день.

Праздник Михайлово чудо 19 сентября 2018 года, что можно и нельзя делать, загаданное желание

Праздник Михайлово чудо отмечается 19 сентября и люди стараются соблюдать все традиции этого дня. Проверено времен, что Архистратиг не терпит непослушания и наказывает в течение, от нескольких часов до нескольких дней.

Самое главное, что в этот надо поставить общую свечку. При этом можно загадать любое желание, которое обязательно исполниться. После выхода из церкви обязательно надо подать милостыню нуждающимся.

После этого хозяйки пекли пироги или готовили другие вкусности. Мужчины, готовили медовуху, т.к. Михаил не ругает людей, которые умеют работать и отдыхать. Обязательной традицией этого дня считается, что после обеда собирается вся семья и разговаривает о конфликтных ситуациях. Смыслом разговоров, является поиск компромиссов и применение. Затем, собираются соседи и выносят на общий стол свои угощения. Они тоже, объясняют свое поведение при конфликтах и просят прощения. Главное после этого «побрататься», объятья – главная традиция этого дня. Как символ прощения и примирения. Заканчивая гулянья, надо скормить все остатки животным.

Особые молитвы имели молитвы и заговоры для избавления болезней. В этот день над больными людьми читали особенные молитвы и давали отпить святой воды.

Строго запрещается в этот день работать, можно получить травму или поломать инструменты. Ругаться или повышать голос. Ни в коем случае, нельзя выкидывать даже крошки со стола. Их надо скормить домашним или приблудным животным.

История праздника Михайлово чудо

История праздника Михайлово чудо идет с 4 века. Один верующий человек постоянно молился за исцеление немой дочери. Во сне ему наказали, набрать воды, из протекающего рядом источника и напоить дочь. Исцеление было мгновенным и весть об источнике распространилась по всему городу. Возле родника, построили храм, в котором часто молились и просили исцеления, а в водах проводили крещение новых христиан.

Язычники были недовольны таким положением, попытались устроить разрешения храма, путем затопления. Для этого соединили две реки в одну, которая неслась огромным потоком по направлению к храму. Во главе с праведником Архипом, люди начали молиться о защите целебного источника. Услышав их молитвы, на землю спустился Архистратиг Михаил и ударом меча создал широкою расселину, а водам реки, нестись на язычников. И те в страхе разбежались. После этого на храм никто не смел нападать. В честь этого события церковь и отмечает праздник Михайлово чудо 19 сентября.

Приметы на праздник Михайлово чудо

После праздника Архангела Михаила идут первые заморозки.

Ранняя зима наступит, если березовые листья на верхушке не успели пожелтеть.

Упавшие листья осины предсказывали погоду на зиму: лицевая сторона рассказывала о холодах на долгий период, изнаночная – теплая зима. Если листья смешивались и падали на разные стороны, то это говорило об умеренной зиме по погодным условиям и долготе.

Вечерние синие облака, предсказывают перемену погоды.

19 сентября отмечается 2 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 19 сентября

Михайлово Чудо

В IV веке в древнем городе Хоны, который при апостоле Павле назывался Колоссами (во Фригии, недалеко от Иераполя), находился храм Архистратига Божия Михаила. Он был воздвигнут усердием одного из жителей Лаодикии: его немая дочь исцелилась и получила дар речи, испив воды из целебного источника, находившегося близ места построения храма, после явления ее отцу Архистратига Михаила. Впоследствии на этом месте Архистратиг Божий не раз являл христианам свое заступничество.

В храме на протяжении 60 лет исполнял пономарское служение благочестивый христианин Архипп. Однажды озлобленные язычники, видя, что проповедь блаженного Архиппа обращает в христианство большое число людей, задумали разрушить храм Архистратига Михаила и погубить Архиппа. Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм. Но по молитве Архиппа явился Архистратиг Михаил, ударом своего жезла открывший в горе широкую расщелину; воды рек ушли в землю, и храм был спасен.

В этот день Православная Церковь прославляет чудеса, совершенные для блага христиан святым Михаилом, Архангелом Небесных Сил в разные времена в разных местах.

Близ Фригийского города Иераполя, на месте, называвшемся Хони, в IV веке. Святой апостол Иоанн Богослов, будучи в Иераполе с апостолами Филиппом и Варфоломеем для проповеди Евангелия, предсказал, что на сем месте воссияет благодать Божия, и Архангел Михаил будет посещать место сие. Вскоре после этого проторжеся вода в пустыне (Исаия 35, 6) Иерапольской, и открылся источник, от которого святой Архангел невидимо подавал верующим исцеления, как некогда от купели Силоамской. Многие приходили к сему источнику, не только христиане, и мывшиеся и утолявшие жажду водою его исцелялись от недугов своих. Многие приняли в нем святое крещение.

Впоследствии при целебном источнике усердием одного эллина, дочери которого Господь разрешил язык от немоты водою этого источника, построен был храм в честь святого Архангела Михаила. При храме поселился муж по имени Архипп, который прославился своею святостью.

Язычники, желавшие разрушить храм и погубить святого Архиппа, вознамерились затопить то место. Святой Архипп молился тогда об избавлении от напасти. И вот, когда поток пущен был из двух рек и с великою силою устремился к храму, Архангел Михаил ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и велел воде нестись на язычников, спас храм от разрушения и святого Архиппа от потопления.

На Неаполитанской горе Гарган, близ города Сипонта в 493 году Архангел Михаил чудесно указал место для построения храма во имя его и по сооружении этого храма подавал также в нем исцеление недужным. Когда неверные лангобарды в 630 году приступили к Сипонту с намерением покорить и разграбить его и монастырь Гарганский, Архангел явился в видении епископу сего города и ободрив устрашенных жителей, содействовал им своей помощью победить и изгнать врагов. Последние, увидев в этом событии всесильную руку Божию, обратились к православной вере Христовой.

Близ горы Афонской святой Архангел Михаил спас от потопления одного отрока. Этого отрока злоумышленники хотели утопить, дабы воспользоваться найденной им богатой сокровищницей с великим множеством золота. По случаю этого чуда посвящен был имени Архангела Михаила храм, сооруженный на Афонской горе неким Дохиаром, царедворцем болгарским, а золото, сохраненное вместе с жизнью отрока, употреблено на украшение нового храма.

В VIII веке святой Иоанн Дамаскин, в IX веке Иосиф Студит и Византий написали многие песнопения на празднование святому Архангелу Михаилу 6 сентября. В день воспоминания чудес святого Архангела Михаила Церковь взывает к нему о предстательстве и заступлении верных и молит его, с прочими небесными силами, оградить нас кровом крыл невещественной славы своей.

Мучеников Евдоксия, Зинона и Макария

Мученики Евдоксий, Зинон, Макарий и их дружина приняли мученическую смерть за Христа при императоре Максимиане Галерии, преемнике императора Диоклитиана.

Святой Евдоксий занимал высокую должность военачальника в императорских войсках. Он был христианин, так же как и его друг святой Зинон и его домоправитель Макарий. После издания императором Диоклитианом эдикта о предании смерти христиан, отказавшихся принести жертву идолам, многие, в том числе знатные люди и сановники, бежали в разные страны со своими семьями, чтобы избежать мучений и смерти. Тогда и святой Евдоксий со своей супругой святой Василиссой и всей своей семьей оставил высокую должность, бросил имущество и скрылся в пределах Мелитины Армянской.

Правитель Мелитины послал воинов разыскивать Евдоксия. Встретив самого Евдоксия, одетого в бедную одежду, и не узнав его, воины стали расспрашивать о местонахождении военачальника Евдоксия. Не открывая себя, святой пригласил воинов в свой дом, накормил их и предоставил им ночлег. Встречу свою с воинами святой Евдоксий расценил как призыв от Господа на мученический подвиг. Утром он открыл своим гостям, что он и есть тот, кого они ищут. Благодарные за гостеприимство воины предлагали скрыть от начальства, что им удалось найти святого Евдоксия. Однако он сам не согласился на это.

Сделав все распоряжения по дому, он объяснил своей супруге, что его не следует оплакивать, а наоборот, день его мученической смерти надо отмечать как праздник. Надев на себя воинскую одежду, он ушел с воинами к правителю. Святая Василисса и его друзья – святые Зинон и Макарий – следовали за святым Евдоксием. Правитель пытался уговорить святого Евдоксия принести жертву идолам и этим сохранить себе жизнь, высокое положение и имущество. Святой Евдоксий твердо отказался от всего, обличив безумие тех, кто поклоняется бездушным идолам.

Воинский пояс – знак его начальнической власти – он снял с себя сам и бросил в лицо правителю. Находившиеся при этом воины, тайные христиане, сделали то же, а их было более тысячи человек. Смущенный правитель запросил императора, как ему поступить, и получил приказание: начальников пытать, а прочих отпустить. После длительных истязаний святого мученика Евдоксия повели на казнь. Следуя за мужем, святая Василисса плакала, плакал и друг мученика святой Зинон. Тогда святой Евдоксий опять убеждал жену не плакать, а радоваться, что он удостоился мученического венца, и просил ее похоронить его тело в месте, называемом Амимна.

Плачущему Зинону святой Евдоксий предсказал, что они в одно время предстанут в Царствии Небесном. Воодушевленный этими словами, Зинон громко исповедал себя христианином, за что немедленно был приговорен к смерти. Святая Василисса беспрепятственно забрала тело своего мужа и похоронила его там, где он ей заповедал. За это святую схватили и привели к правителю; стремясь разделить участь своего мужа, она без всякого страха обличала и правителя, и его ложных богов-идолов. Однако правитель понял ее намерение, не стал ее мучить и прогнал от себя. Уходя, святая сказала ему, что Бог видит ее желание пострадать за свою веру и примет это желание как исполненный подвиг.

Через 7 дней святой Евдоксий явился своей жене в видении и велел передать своему другу и домоправителю Макарию, что он со святым Зиноном ожидает прихода к ним Макария. Последний немедленно пошел к правителю, исповедал себя христианином, был приговорен к смерти и обезглавлен. Многие христиане также приняли в это время мученическую смерть (+ 311-312).

Архангел Михаил — один из высших ангелов, "архистратиг" — старший воин, вождь. В Писании он именуется "князем", "вождем воинства Господня" и изображается, как главный борец против дьявола и всякого беззакония среди людей. В Откровении Иоанна Богослова архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-дьявола и прочих взбунтовавшихся ангелов. "И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною" (Откр. 12, 7-9).

В христианской традиции архангел Михаил считается защитником веры и борцом против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем низвергающим дьявола.

Чудо в Хонах (по-славянски — "в Хонех") — один из редких примеров явления архистратига Михаила в Новом Завете. На знаменитой иконе из кремлевского Архангельского собора, изображающей его "с деяниями", большинство клейм посвящены ветхозаветным сюжетам: явлению Иисусу Навину у стен Иерихона, ночной борьбе с Иаковом, спору с диаволом о теле Моисея. К христианским временам относится лишь одно клеймо — архангел Михаил на нем ударяет жезлом в землю, направляя в расселину два горных потока. Рядом изображена церковь и согбенный старец, обращающийся к архистратигу с молитвой.

По преданию, это произошло в IV веке во Фригии, недалеко от города Иераполя, в местности, называемой Херотопа (на месте разрушенного в 64 году землетрясением города Колоссы, жителям которого адресовано одно из посланий апостола Павла). Там находился храм во имя архистратига Михаила, а около него — целебный источник. В этих местах как-то особенно не любили христиан: здесь, по преданию принял мученическую смерть апостол Филипп и чуть было не погиб апостол Варфоломей.

В Михайловском храме 60 лет служил пономарем некий благочестивый человек по имени Архипп. В своем озлоблении на христиан вообще и на Архиппа в частности местные язычники задумали уничтожить церковь вместе с пономарем и соединили в одно русло две горные реки, направив их течение на храм. Архипп взмолился архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия, и тот, явившись около храма, ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел потоку устремиться в нее. Церковь была спасена.

Место, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит (от греческого — "воронки", "расселины").

Обычно на иконах "Чудо в Хонах" изображается сам момент явления архангела: крупная фигура архистратига, храм, старец и поток воды, делящий пространство иконы пополам. Однако на Руси встречается и другой вариант: на нем архангел в царском облачении изображается крупно, фронтально, с хрустальной сферой в руке, а святой Архипп - в углу иконы, припадает к стопам небесного покровителя своего храма.

Для истории древнерусского почитания архангела Михаила "Чудо в Хонех" имеет первостепенное значение — этот сюжет входил самые распространенные на православной Руси книги — Прологи, Четьи Минеи, Торжественники, переписывался в самых разных сборниках.

В 1357 году 6 сентября (19 сентября по новому стилю), в день церковного праздника, посвященного этому событию, по молитвам Московского митрополита Алексия, находившегося в Орде по приглашению хана Джанибека, прозрела ослепшая от неизвестной болезни жена хана Тайдула. В знак благодарности святитель Алексий получил перстень Чингисхана, ярлык, согласно которому Русская церковь освобождалась от дани Орде, и участок земли в московском Кремле, где стояла ханская конюшня. Вернувшись в Москву, митрополит велел ее снести и на этом месте заложил каменный храм в честь Чуда архангела Михаила в Хонех, ставший основанием для будущего Чудова монастыря, снесенного в XX большевиками, который теперь, по инициативе президента, решено воссоздать.

Йом Кипур — Судный день

День очищения или всепрощения у иудеев самый важный праздник — день поста, покаяния и отпущения грехов. Отмечается он в 10-й день месяца тишрей и посвящен только искуплению и примирению. Все остальное — работа, еда, питье, умывание, использование косметики, ношение кожаной обуви и интимная близость - под запретом. Это единственный день в году, когда Тора предписывает человеку не заниматься ничем, кроме анализа своих поступков и помыслов.

В древности, когда в Иерусалиме еще стоял Храм, в Судный день первосвященник совершал обряд самоочищения, входил в Храм, готовил жертву для заклания и приносил ее во искупление грехов всего народа Израилева. Сегодня суть обрядовых действий перешла из Храма в синагогу, а место жертвоприношения заняли молитвы. "Открывающая молитва" — Кол-Нидрей — превратилась в символ всего праздника. Она произносится трижды и поется вслух.

Накануне совершается капарот — обряд искупления: шойхету-резнику женщины относят курицу, а мужчины — петуха, а потом раздают бедным примерную стоимость птицы.

На вечернее богослужение мужчины надевают талит — особое белое прямоугольное покрывало с несколькими синими или черными полосами и длинной бахромой вдоль узких сторон. Особо религиозные иудеи остаются в синагоге на всю ночь, читая псалмы, славословия и молитвы. А пост в Йом Кипур соблюдают даже светские евреи, и в синагогах в этот день людей гораздо больше обычного.

Обычай просить у всех прощения и желать "хорошей записи" (в Книге Жизни) и легкого поста тоже соблюдают независимо от степени религиозности.

В Израиле в этот день не работают не только все учреждения и предприятия, радио и телевидение, но даже общественный транспорт, и на пустых дорогах, по которым никто, кроме скорой помощи, полиции и пожарных не ездит, раздолье для велосипедистов.

Судный день, согласно еврейской традиции, завершается тем, что каждый еврей получает положительную или отрицательную оценку своих деяний и на ее основе — приговор, милостивый или осуждающий. Это день, когда выясняется, принята или отклонена просьба о прощении Высшим судом на небесах.

Особое значение имеет "закрывающая молитва", произносимая при заходе солнца — после нее уже как бы закрыты врата милосердия, через которые поднимаются к небу просьбы и молитвы народа Израиля. Раздаются звуки шофара — трубы из бараньего рога, и слышен завершающий все обряды призыв: "В следующем году — в Иерусалиме".

19 сентября (6 сентября по "старому стилю" - церковному юлианскому календарю). Вторник 16-й седмицы по Пятидесятнице (шестнадцатой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет . Сегодня в Русской Православной Церкви празднуется , а также память 13 известных нам поименно святых и день двух почитаемых святынь. Далее коротко расскажем о них.

Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) . В одном из малоазийских храмов, посвящённых Архангелу Божию Михаилу, в IV веке от Рождества Христова в течение 60 лет служил пономарем Архипп Херотопский, широко прославившийся своей добродетельной жизнью.

Однажды язычники решили уничтожить этот храм и убить Архиппа. Для этого они соединили две горные реки в один поток и направили его на храм. Праведный Архипп тут же начал молиться Архангелу Михаилу , и вскоре около храма появился сам Архистритиг, который, ударив жезлом по горе, открыл в ней широкую расселину, куда устремились воды потока, и храм остался невредимым.

Этому событию полуторатысячелетней давности было посвящено несколько русских святынь, в том числе - уничтоженный большевиками Чудов монастырь в Московском Кремле, а также пресненский Чудов храм. О последнем, а также о самом сегодняшнем празднике вы можете узнать из нашего материала , опубликованного на страницах "Царьграда".

В этот же день также совершается память самого преподобного Архиппа Херотопского .

Мученики Евдоксий, Зинон, Макарий и их дружина . Эти святые воины, страдальцы за Христа и Его Церковь, приняли мученические венцы в 311 или 312 году от Рождества Христова во времена антицерковных гонений императора-язычника Максимиана Галерия. Святой Евдоксий был военачальником римской армии, но, несмотря на высокий пост, он и его друзья и помощники Зинон и Макарий бесстрашно исповедовали Христа. В годы диаклетиановых гонений он был вынужден скрыться в Мелитине Армянской.

Когда Евдоксия арестовали за его верность христианству, то он снял с себя свой воинский пояс и смело бросил в лицо правителю Мелитины Армянской. Находившиеся при этом воины-христиане сделали то же (по некоторым данным, их было свыше тысячи человек). После этого Евдоксия, Зинона и Макария, а также многих из их дружины казнили.

Мученик Ромил Римский и с ним многие . Святой Ромил, подобно мученику Евдоксию, был римским военачальником, приближенным к императору-язычнику Траяну, царствовавшему в 98-117 годах от Рождества Христова.

Однажды нечестивый император, проводя проверку войск, выяснил, что около 11 тысяч воинов приняли христианство. Разгневавшись, он отправил всех в ссылку в Армению. Военачальник Ромил укорил Траяна, что он ослабил армию, а вместе с тем исповедал и себя христианином. Император приказал избить и казнить святого Ромила, также были казнены и многие из сосланных воинов-христиан.

Мученики Фавст пресвитер, Авив диакон и с ними Калодоты, Макария, Андрея, Кириака, Дионисия, Андрея, Андропелагии, Феклы, Кириака, Феоктиста, Сарапавона (Сарапамвона) . Все эти святые страдальцы за Христа и Его Церковь приняли мученические венцы в Александрии во время антихристианских гонений императора-язычника Декия, царствовавшего в Римской империи в 249-251 годах от Рождества Христова.

Во время гонений все эти 11 христиан твердо и смело исповедали свою веру перед правителем Валерием, после чего были усечены мечом. Это произошло около 250 года от Рождества Христова.

Священномученик Кирилл, епископ Гортинский . Этот святитель Церкви Христовой, по разным житийным сведениям, пострадал либо при упомянутом выше императоре-язычнике Декии, либо несколько позднее, при императоре Максимиане, царствовавшем в 284-305 годах . Владыка Кирилл служил епископом в Гортинии на протяжении 50 лет и принял мученическую смерть, будучи 84-летним старцем.

Святителя Кирилла дважды приговаривали к смертной казни, первый раз - к сожжению, но огонь чудесным образом даже не повредил святого, и даже мучители прославили Христа. Во второй же раз старец Кирилл с радостью пошел на казнь, возрадовавшись возможности умереть за Христа.

Преподобный Давид Ермопольский . Этот египетский святой VI столетия от Рождества Христова стал одним из самых ярких примеров покаяния благоразумных разбойников, каковых с момента Распятия Христа было немало. Святой Давид в молодые годы был предводителем бандитской шайки в Ермопольской пустыне в Египте. Но ближе к старости он пришел к покаянию и ушел в монастырь, где открылся игумену и сказал, что если он не примет его в братию, то он вернется к прежнему образу жизни.

В монастыре Давид стал одним из самых смиренных монахов, взял на себя самые строгие и тяжелые подвиги. Господь послал к нему Архангела Гавриила с вестью, что бывший разбойник прощен, но Давид усомнился в архангельских словах, за что был наказан немотой. Святой взмолился даровать ему возможность говорить исключительно для молитвы, что и было ему дано. Также в конце своей земной жизни преподобный Давид получил от Бога дар чудотворений: исцелять болезни и изгонять злых духов из бесноватых.

Священномученики Димитрий Спасский (1918), Иоанн Павловский и Всеволод Потемкинский, пресвитеры (1937) . Православные священнослужители, принявшие мученические венцы в этот день в разные годы эпохи советских богоборческих гонений и прославленные в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Киево-Братская (1654) и Арапетская (Аравийская) иконы Божией Матери . Чудотворные образы Пресвятой Богородицы, явленные в разные годы и разных странах.

Киево-Братская икона была явлена в 1654 году под Киевом в Борисоглебской церкви города Вышгород. Это случилось в те времена, когда православное Московское государство вело борьбу с католической Речью Посполитой за единство Русских земель.

В 1662 году Борисоглебская церковь была разорена крымскими татарами, вошедшими в союз с Речью Посполитой, но чудотворную икону по воде отправили в Киев, и она чудесным образом была спасена и доставлена в киевский Братский монастырь. К сожалению, до наших дней этот образ Пресвятой Богородицы не сохранился, однако существует несколько его почитаемых списков.

Арапетская (Аравийская) икона Божией Матери не сохранилась до наших дней, как неизвестна точная дата ее явления. Одни источники относят это событие к 301 году от Рождества Христова, другие - к апостольскому I веку и непосредственно к проповеди апостола Фомы в Индии. В Русской Православной Церкви существуют два отличающихся друг от друга списка этого образа, один из которых также именуется "О Всепетая Мати" .

Поздравляем всех православных христиан с днем этих святынь и всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: "Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!"

Не снижается интерес россиян к вопросу о том, какой праздник отмечается в тот или иной день. В этом отношении сегодняшний день не является исключением, так как на 19 сентября 2018 года выпадает сразу несколько праздников.

В России сегодня отмечают День оружейника. В свою очередь народным праздником является следующий: Михайлов день. Далее расскажем подробнее.

Какой сегодня праздник, 19.09.2018: День оружейника

День оружейника отмечается 19 сентября. 25 мая 2010 года председатель Правительства РФ В. Путин находился с рабочим визитом в городе Ижевске, где посетил оборонное предприятие "Ижмаш".

Во время экскурсии он разговорился с М. Т. Калашниковым, который и попросил утвердить День оружейника. В. Путин обещал исполнить его просьбу, отметив, что Союз российских специалистов вышел с подобным ходатайством. Ежегодное празднование было закреплено Указом Президента России Д. Медведева № 1578 от 3 декабря 2011 года.

Дата праздника имеет символическое значение. 19 сентября православная церковь почитает Архистратига Михаила - покровителя небесного воинства.

День назван в честь архангела Михаила, чье имя в первоначальном виде складывается из трех слов: "Ми ка эл" - и дословно означает "Кто как Бог?". Слово "Архангел" переводится как "старший посланник".

Согласно православию, Михаил - архистратиг, возглавляющий святое ангельское воинство, охраняющих закон Божий. Он почитается защитником и помощником христианам, противостоящим злым силам, а также тем, кто оберегает души покинувших этот свет, ведь он вознес на небеса еще души Богородицы и Авраама.

Также Михаил - привратник рая. Поскольку Михаил противостоит злым духам, то ему молились в болезнях об исцелении, ведь именно злобные духи, верили наши предки, порождали все болезни. Именем Михаила часто назывались источники, чья вода была целебной.

В Михайлов день крестьяне сходились на мирские братчины для разрешения дел в семьях или между соседями. Сходка могла закончиться не только спором, но и ссорой, но неизменно их завершали застольями, причем каждый приносил по какому-либо кушанью. И вот теперь пора было мириться и брататься, а второй такой шанс выпадал на Николу Зимнего (19 декабря).

Приниматься за работу этим днем было нельзя, чтобы не прогневать Господа.

Однако пора было обратить внимание на погоду, тем более, что подступали холода: "Михаил заморозком прихватил". И вот после них, если ветви деревьев наряжались инеем, ожидалась зима снежная. А еще стоило поглядеть на осину: если ее листочки опадают вверх "изнанкой", можно ждать зиму теплую, а если наоборот - студеную.