Биография ренаты литвиновой. Личная жизнь ренаты литвиновой

Для Земфиры и сама снялась в качестве актрисы в клипе Аллы Пугачёвой «Речной Трамвайчик».

Помимо актёрской и режиссёрской работ, Рената Литвинова известна как телеведущая нескольких программ об истории моды («Пьедестал красоты. История обуви с Ренатой Литвиновой» и «Красота скрытого. История нижнего платья с Ренатой Литвиновой» на телеканале «Культура»), о кино («Ночной сеанс с Ренатой Литвиновой» на «НТВ» , «Кинопремьеры» и «Синемания» на «Муз-ТВ»).

Рената Литвинова является рекламным лицом многих брендов. Так, актриса в разное время рекламировала косметику L"Oreal , часы Rado , автомобили Volvo , ювелирные изделия Carrera Y Carrera. В 2014 году Литвинова при поддержке компании Zarina представила свою авторскую коллекцию одежды в стиле 1950-х годов XX века .

Жизнь и карьера

Рената Литвинова родилась 12 января 1967 года в Москве. Имя Рената актриса получила в честь своего дяди Рината, который был татарином . Мать будущей актрисы - Алиса Михайловна Литвинова работала врачом-хирургом , отец Мурат Аминович Вергазов (1940-1987) также был врачом. Родители разошлись, когда Литвиновой был всего год, но актриса в интервью вспоминала его как очень красивого мужчину. Он был потомком старинного татарского рода из города Касимова Рязанской губернии .

1967-1990: Детство и юность

Мать Ренаты Литвиновой всегда много работала и девочка росла самостоятельной. Помимо общеобразовательной, Рената посещала и музыкальную школу, а также секцию лёгкой атлетики , хотя способностей к бегу не имела. Она была выше своих сверстников, за это ей дали прозвище «Останкинская телебашня». Помимо роста, Литвинова отличалась и особым взглядом на мир, который окружающие не воспринимали и высмеивали, а её классный руководитель называла девочку «не от мира сего» и просила не трогать. Она оставляла её после уроков и учила выкручивать половую тряпку, что Литвинова воспринимала как издевательство. Не имея друзей, Рената большую часть свободного времени проводила наедине с собой, читая книги в домашней библиотеке. Любимым писателем у неё был Гоголь . В старших классах школы Рената Литвинова проходила практику в доме престарелых , где её назначили начальницей приёмного отделения, так как постоянных врачей там не было, а кому-то нужно было выполнять работу по приёму пожилых людей. Врачи приезжали лишь в день самого приёма, и дольше не задерживались. Там Литвинова столкнулась с нарушением закона , когда дети сдавали своих родителей, в то время как по закону можно было принимать только одиноких. В интервью Владимиру Познеру она сказала, что у неё было одинокое детство и школа вспоминается с отвращением.

В молодости у Ренаты Литвиновой были большие финансовые проблемы. Это побудило её сниматься в рекламе. Первый рекламный опыт Литвиновой состоялся в девятом классе. Её внешность, видимо, удачно сочеталась с драгоценностями, поскольку именно их ей предложили рекламировать. Позже она успешно прошла отборочный конкурс для работы манекенщицей, но одновременно была принята и во ВГИК, куда и пошла учиться.

Во время учёбы увлекалась историей кино, и, по её собственным словам, предпочитала сценарную работу актёрской.

При написании своего дипломного сценария под названием «Принципиальный и жалостливый взгляд Али К.» у Литвиновой возникли проблемы с рецензентом, который негативно оценил уже почти готовую работу, обвинив в неумении говорить по-русски. В результате её пришлось переписывать три раза. Преддипломную стажировку Рената проходила в объединении известного режиссёра, сценариста и продюсера Сергея Соловьёва «Круг», с которым она познакомилась ещё тогда, когда он руководил казахской мастерской во ВГИКе. Соловьёв считал, что проза Литвиновой очень своеобразна благодаря ярким личностям и незабываемым манерам, а уровень мастерства уже в ранние годы был выдающимся. Соловьёву очень понравился написанный Ренатой сценарий «Нелюбовь» и он запустил его в своём объединении. В 1988 году Литвинова написала сценарий короткометражного фильма «Очень любимая Рита. Последняя с ней встреча», а в 1989 году дебютировала в роли актрисы эпизодической роли в фильме российского режиссёра Аллы Суриковой «Две стрелы. Детектив каменного века», сыграв человека из рода. Так начался творческий путь Ренаты Литвиновой.

1990-2000: Написание сценариев и сотрудничество с Кирой Муратовой

Сразу после появления в кинематографическом обществе Рената Литвинова произвела большое впечатление. Особо в ней отмечали манеру говорить и жестикулировать . Не сделав ещё ничего существенного, Литвинова стала объектом повышенного внимания кинопрессы и богемного общества 1990-х. Она стала модным персонажем, но пока известность Ренаты ограничивалась узким кругом мастеров искусства и журналистов .

В 1992 году Ренатой Литвиновой был написан сценарий для абсурдистской трагикомедии «Трактористы 2 », в котором в ироничной форме рассматривается проблема выбора между богатством и бедностью. Фильм так и не стал успешным, хотя сама Литвинова утверждает, что братья Глеб и Игорь Алейниковы , которые его срежиссировали, обладают большим талантом.

В 1994 году на большие экраны выходит фильм украинского режиссёра Киры Муратовой «Увлеченья», в котором Рената сыграла одну из главных ролей. Муратова ещё в 1980-х годах, прочитав в альманахе «Киносценарии» дипломную работу Литвиновой «Принципиальный и жалостливый взгляд», хотела снять по ней фильм, но так как сама Рената тогда не снималась, считая своё лицо не фотогеничным, сотрудничества не произошло. Через несколько лет они встретились на одном из кинофестивалей и познакомились лично. Муратова убедила молодого сценариста попробовать себя в роли актрисы. Чуть позже, Муратова позвонила Ренате и предложила прийти к ней на кинопробы. Литвинова пришла. Так появился новый персонаж будущей картины - странная медсестра со своими таинственными монологами. В 1995 году фильм получил две премии «Ника» в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший режиссёр» , а также спецприз жюри на кинофестивале «Кинотавр» . Позже Литвинова написала несколько новелл для Муратовой, в числе которых была «Офелия, недавно утонувшая». Новелла понравилась Кире и она включила её в свой фильм «Три истории» вместе с двумя произведениями других сценаристов, а также предложила Литвиновой сыграть одну из главных ролей. Актриса исполнила роль работницы архива Офы во второй истории под названием «Офелия». Офа не любит ни мужчин, ни женщин, а исключительно детей. Особое внимание проявляет к тем матерям, которые в роддоме отказываются от своих детей. После этой роли Рената Литвинова заслужила профессиональную известность и попала в историю кино.

2000-2004

После десяти лет работы сценаристом и небольших ролей в кино, Рената получила всероссийскую известность. В 2000 году на телеэкранах вышел кинороман режиссёра Александра Митты «Граница. Таёжный роман» , пилотная серия которого вышла в эфире канала ОРТ 13 декабря . Литвинова сыграла роль гарнизонного медработника Альбины Ворон, странной, утончённой девушки 25-30 лет, которую тяготит жизнь в глубинке России с ненавистным мужем. Он акцентирует внимание на бытовых проблемах, в то время как Альбина считает себя аристократичной особой и борется с его желаниями. «Как только он касается моей руки, мне становится плохо. Мне плохо, и ему плохо. Поэтому у нас детей нет», - объясняла Альбина своим подругам. Но после встречи с Вадимом Глинским, близким по духу человеком - она просто расцветает и меняется. Любимому человеку Альбина готова и варить борщ, и стирать носки. И «голубая кровь» не играет никакой роли. В 2002 году за роль в этом сериале Рената Литвинова получила Государственную премию России .

В 2000 году Литвинова выпустила собственный документальный фильм «Нет смерти для меня» , в котором взяла интервью у пяти легендарных советских актрис: Нонны Мордюковой , Татьяны Окуневской , Татьяны Самойловой , Лидии Смирновой и Веры Васильевой . Литвинова спрашивает актрис о жизни, о кино, о любви , о браке , о смерти , представляя актрис живыми и человечными. Весь фильм разбит на небольшие части, каждая из которых посвящёна отдельной теме. Между некоторыми режиссёр оставила свои комментарии и выводы к отрывкам. Также в фильме демонстрируются кадры советских кинофильмов с участием героинь. Нонна Мордюкова сыграла в этом фильме свою последнюю роль.

В 2001 году Литвинова снялась сразу в трёх картинах: киноальманахе «Чёрная комната» , фильме «Берлинский экспресс» и криминальной драме «Апрель» . В «Чёрной комнате» Литвинова сыграла роль крупье в последнем эпизоде «Гипноз», вместе с Еленой Кориковой , Маратом Башаровым и Михаилом Ефремовым . В «Берлинском экспрессе» актриса исполнила эпизодическую роль агента спецслужб. Также в этом году Литвинова снялась в клипе Аллы Пугачёвой «Речной Трамвайчик», а в 2003 году в клипе выпускницы «Фабрики Звёзд» Юлии Бужиловой на песню «Ты мне пишешь».

После ряда незначительных проектов, Литвинова вернулась к работе сценариста, благодаря чему в 2002 году вышел фильм «Небо. Самолёт. Девушка» . Он стал ремейком фильма 1968 года «Ещё раз про любовь» . В этой работе Рената выступила как сценарист, продюсер и актриса, сыграв главную женскую роль Лары. Сценарий Литвинова писала, опираясь на пьесу Эдварда Радзинского «104 страницы про любовь». Фильм посвящён проблеме любви и расставания.

В 2003 году британский художник, режиссёр и писатель Питер Гринуэй приглашает Литвинову в свой мультимедийный проект «Чемоданы Тульса Люпера» . Помимо Ренаты в проекте принимали участие итальянские актрисы Орнелла Мути и Изабелла Росселлини . Несмотря на участие мировых кинозвёзд, проект не удалось реализовать полностью. Литвинова прошла путь от сценариста , вдохновившего Киру Муратову , Юрия Грымова , Валерия Тодоровского , до режиссёра собственного фильма «Богиня: как я полюбила ».

2004-2008: Работа в театре и фильм «Богиня: как я полюбила»

В издательстве «Афиша» в 2005 году вышла книга «Богиня. Разговоры с Ренатой Литвиновой», написанная журналистом Алексеем Васильевым. Книга составлена из диалогов и отрывков неопубликованной прозы.

Икона стиля

Рената Литвинова получила широкую известность во многом благодаря своему публичному имиджу , стилю в одежде и поведению . По утверждению историка моды Александра Васильева , Литвинова имеет свой стилистический стержень, который ощущается в манере говорить, двигаться, одеваться, причёсываться.

Взгляды

Неоднократно высказывалась против гомофобии , расизма , фашизма . В 2012 году приняла участие в фотопроекте Harper’s Bazaar «Я против!» . В феврале 2013 года , отвечая на вопрос журнала The New Times , выступила со словами поддержки в адрес гомосексуальных подростков: «Когда ты один против всех - надо внутри себя иметь силу и знание, что наступит время, когда, пойдя против всех, но сохранив именно себя, ты будешь правым» . Позже присоединилась к антигомофобной кампании «Будь сильнее», в видеообращении для которой высказала аналогичное мнение .

Личная жизнь

Рената Литвинова старательно избегает разговоров о личной жизни.

Фильмография

За свою карьеру Рената Литвинова снялась в 34 фильмах в актрисы, срежиссировала 7 фильмов (в числе которых 2 концертных фильма для певицы Земфиры и 2 короткометражных фильма для брендов Rado и L"Oreal . Также Литвинова написала сценарии для 14 фильмов, озвучила 4 роли и выступала продюсером 4 картин. В некоторых работах Рената выступила одновременно и в качестве сценариста, и режиссёра, и продюсера и актрисы («Богиня: как я полюбила » и «Последняя сказка Риты »).

Актриса в фильмах
  • Две стрелы. Детектив каменного века (1989) - эпизодическая роль
  • Увлеченья (1994) - медсестра Лилия
  • Три истории (1997) - Офа
  • Право на выбор (1999) - Ника
  • Граница. Таёжный роман (2000) - Альбина Ворон
  • Чёрная комната (2001) - крупье в казино
  • Берлинский экспресс (2001) - агент спецслужб
  • Апрель (2001) - Настасья
  • Небо. Самолёт. Девушка (2002) - стюардесса Лара
  • Чемоданы Тульса Лупера (Часть 3) (2003) - Constance Bulitsky
  • Настройщик (2004) - Лина
  • Богиня: как я полюбила (2004) - следователь Фаина
  • Диверсант (2004) - начальник радиостанции
  • Жмурки (2005) - официантка и секретарша Катя
  • Вокальные параллели (2005) - конферансье
  • Девять месяцев (2006)
  • Жесть (2006) - жена обнажённого мужчины
  • Мне не больно (2006) - Тата (Натэлла Антоновна)
  • Два в одном (2007) - вагоновожатая трамвая Алиса
  • Жестокость (2007) - Зоя Андреевна Вяткина, одинокая женщина
  • Догнать брюнетку (2008) - женщина на фотографии (мама Маши)
  • Весельчаки (2009) - Евгения, жена Розы
  • Приказано уничтожить! Операция: «Китайская шкатулка» (2009) - Шарлотта
  • Мелодия для шарманки (2009) - «Киса»
  • Золотое сечение (2009) - Катюша, владелица фотостудии
  • Волшебный кубок Роррима Бо (2010) - старшая пионервожатая, ведьма
  • Бриллианты. Воровство (2010) - женщина с большим носом
  • Generation П (2011) - Алла
  • Сердца бумеранг (2011) - волшебница
  • Последняя сказка Риты (2012) - Таня Неубивко
  • Девушка и смерть (2012) - Нина
  • Вечное возвращение (2012) - Она
  • Гена Бетон (2014) - Главный редактор газеты «Наш криминал»
  • Однажды в парке (2014)
  • Про любовь (2015) - Лектор
Режиссёр в фильмах
  • Rado (2006)
  • Однажды в парке (2014)
Сценарист в фильмах
  • Очень любимая Рита. Последняя с ней встреча (1988)
  • Ленинград. Ноябрь (1990)
  • Мужские откровения (1995)
Озвучивание в фильмах
  • 8 1/2$ (1999) - Ксения
  • Лягушачий Рай (2007)
  • Сапсан (2008) - Гала
  • Приключения Алёнушки и Ерёмы (2010) - тётка Ефросинья
Продюсер в фильмах

Театральные работы

МХТ им. Чехова

  • - «Вишнёвый сад», по пьесе А. Чехова , реж. Адольф Шапиро - Любовь Андреевна Раневская
  • - «Шага» М. Дюрас , постановка Мари-Луиз Бишофберже
  • , 26 июня - «Свидетель обвинения» А. Кристи , постановка Мари-Луиз Бишофберже - Ромэйн

Музыкальные клипы

  • - «Моряк», Агата Кристи
  • - «Речной Трамвайчик», Алла Пугачёва
  • - «Ты мне пишешь», Юля Бужилова
  • - «Прогулка», Земфира
  • - «Блюз», Земфира
  • - «Самолёт», Земфира
  • - «Итоги», Земфира
  • - «Отымела», Корней
  • - «Мы разбиваемся», Земфира
  • - «Во мне», Земфира
  • - «Жить в твоей голове», Земфира

Работа на телевидении

  • «Ночные музы» (НТВ , съёмки прекращены)
  • «Стиль от… Ренаты Литвиновой» (НТВ , съёмки прекращены)
  • «Ночной сеанс с Ренатой Литвиновой» (НТВ)
  • «Синемания» (Муз-ТВ)
  • «Кинопремьеры» (Муз-ТВ)
  • «Детали» (СТС)
  • Комментатор в проекте Леонида Парфёнова «Намедни » на НТВ
  • «Красота скрытого. История нижнего платья с Ренатой Литвиновой» (Телеканал «Культура », 2011. Автор сценария, режиссёр, ведущая)
  • «Пьедестал красоты. История обуви с Ренатой Литвиновой» (Телеканал «Культура », 2013. Автор, ведущая)

Аудиокниги

  • 2005 - «Алиса в Стране чудес» - Алиса

Съёмка в рекламе

  • Рекламный ТВ-ролик «Красная линия».
  • Рекламный ТВ-ролик «L’ORÉAL».
  • Реклама часов «Rado».
  • Реклама автомобилей «Volvo».
  • Реклама салонов меха «Capitol».
  • Реклама женской коллекции часов «RADO Esenza Ceramic Touch».

Награды

Факты

Напишите отзыв о статье "Литвинова, Рената Муратовна"

Примечания

Ссылки

  • Рената Литвинова (англ.) на сайте Internet Movie Database

Отрывок, характеризующий Литвинова, Рената Муратовна

Пьер несколько раз пересаживался во время игры, то спиной, то лицом к Наташе, и во всё продолжение 6 ти роберов делал наблюдения над ней и своим другом.
«Что то очень важное происходит между ними», думал Пьер, и радостное и вместе горькое чувство заставляло его волноваться и забывать об игре.
После 6 ти роберов генерал встал, сказав, что эдак невозможно играть, и Пьер получил свободу. Наташа в одной стороне говорила с Соней и Борисом, Вера о чем то с тонкой улыбкой говорила с князем Андреем. Пьер подошел к своему другу и спросив не тайна ли то, что говорится, сел подле них. Вера, заметив внимание князя Андрея к Наташе, нашла, что на вечере, на настоящем вечере, необходимо нужно, чтобы были тонкие намеки на чувства, и улучив время, когда князь Андрей был один, начала с ним разговор о чувствах вообще и о своей сестре. Ей нужно было с таким умным (каким она считала князя Андрея) гостем приложить к делу свое дипломатическое искусство.
Когда Пьер подошел к ним, он заметил, что Вера находилась в самодовольном увлечении разговора, князь Андрей (что с ним редко бывало) казался смущен.
– Как вы полагаете? – с тонкой улыбкой говорила Вера. – Вы, князь, так проницательны и так понимаете сразу характер людей. Что вы думаете о Натали, может ли она быть постоянна в своих привязанностях, может ли она так, как другие женщины (Вера разумела себя), один раз полюбить человека и навсегда остаться ему верною? Это я считаю настоящею любовью. Как вы думаете, князь?
– Я слишком мало знаю вашу сестру, – отвечал князь Андрей с насмешливой улыбкой, под которой он хотел скрыть свое смущение, – чтобы решить такой тонкий вопрос; и потом я замечал, что чем менее нравится женщина, тем она бывает постояннее, – прибавил он и посмотрел на Пьера, подошедшего в это время к ним.
– Да это правда, князь; в наше время, – продолжала Вера (упоминая о нашем времени, как вообще любят упоминать ограниченные люди, полагающие, что они нашли и оценили особенности нашего времени и что свойства людей изменяются со временем), в наше время девушка имеет столько свободы, что le plaisir d"etre courtisee [удовольствие иметь поклонников] часто заглушает в ней истинное чувство. Et Nathalie, il faut l"avouer, y est tres sensible. [И Наталья, надо признаться, на это очень чувствительна.] Возвращение к Натали опять заставило неприятно поморщиться князя Андрея; он хотел встать, но Вера продолжала с еще более утонченной улыбкой.
– Я думаю, никто так не был courtisee [предметом ухаживанья], как она, – говорила Вера; – но никогда, до самого последнего времени никто серьезно ей не нравился. Вот вы знаете, граф, – обратилась она к Пьеру, – даже наш милый cousin Борис, который был, entre nous [между нами], очень и очень dans le pays du tendre… [в стране нежностей…]
Князь Андрей нахмурившись молчал.
– Вы ведь дружны с Борисом? – сказала ему Вера.
– Да, я его знаю…
– Он верно вам говорил про свою детскую любовь к Наташе?
– А была детская любовь? – вдруг неожиданно покраснев, спросил князь Андрей.
– Да. Vous savez entre cousin et cousine cette intimite mene quelquefois a l"amour: le cousinage est un dangereux voisinage, N"est ce pas? [Знаете, между двоюродным братом и сестрой эта близость приводит иногда к любви. Такое родство – опасное соседство. Не правда ли?]
– О, без сомнения, – сказал князь Андрей, и вдруг, неестественно оживившись, он стал шутить с Пьером о том, как он должен быть осторожным в своем обращении с своими 50 ти летними московскими кузинами, и в середине шутливого разговора встал и, взяв под руку Пьера, отвел его в сторону.
– Ну что? – сказал Пьер, с удивлением смотревший на странное оживление своего друга и заметивший взгляд, который он вставая бросил на Наташу.
– Мне надо, мне надо поговорить с тобой, – сказал князь Андрей. – Ты знаешь наши женские перчатки (он говорил о тех масонских перчатках, которые давались вновь избранному брату для вручения любимой женщине). – Я… Но нет, я после поговорю с тобой… – И с странным блеском в глазах и беспокойством в движениях князь Андрей подошел к Наташе и сел подле нее. Пьер видел, как князь Андрей что то спросил у нее, и она вспыхнув отвечала ему.
Но в это время Берг подошел к Пьеру, настоятельно упрашивая его принять участие в споре между генералом и полковником об испанских делах.
Берг был доволен и счастлив. Улыбка радости не сходила с его лица. Вечер был очень хорош и совершенно такой, как и другие вечера, которые он видел. Всё было похоже. И дамские, тонкие разговоры, и карты, и за картами генерал, возвышающий голос, и самовар, и печенье; но одного еще недоставало, того, что он всегда видел на вечерах, которым он желал подражать.
Недоставало громкого разговора между мужчинами и спора о чем нибудь важном и умном. Генерал начал этот разговор и к нему то Берг привлек Пьера.

На другой день князь Андрей поехал к Ростовым обедать, так как его звал граф Илья Андреич, и провел у них целый день.
Все в доме чувствовали для кого ездил князь Андрей, и он, не скрывая, целый день старался быть с Наташей. Не только в душе Наташи испуганной, но счастливой и восторженной, но во всем доме чувствовался страх перед чем то важным, имеющим совершиться. Графиня печальными и серьезно строгими глазами смотрела на князя Андрея, когда он говорил с Наташей, и робко и притворно начинала какой нибудь ничтожный разговор, как скоро он оглядывался на нее. Соня боялась уйти от Наташи и боялась быть помехой, когда она была с ними. Наташа бледнела от страха ожидания, когда она на минуты оставалась с ним с глазу на глаз. Князь Андрей поражал ее своей робостью. Она чувствовала, что ему нужно было сказать ей что то, но что он не мог на это решиться.
Когда вечером князь Андрей уехал, графиня подошла к Наташе и шопотом сказала:
– Ну что?
– Мама, ради Бога ничего не спрашивайте у меня теперь. Это нельзя говорить, – сказала Наташа.
Но несмотря на то, в этот вечер Наташа, то взволнованная, то испуганная, с останавливающимися глазами лежала долго в постели матери. То она рассказывала ей, как он хвалил ее, то как он говорил, что поедет за границу, то, что он спрашивал, где они будут жить это лето, то как он спрашивал ее про Бориса.
– Но такого, такого… со мной никогда не бывало! – говорила она. – Только мне страшно при нем, мне всегда страшно при нем, что это значит? Значит, что это настоящее, да? Мама, вы спите?
– Нет, душа моя, мне самой страшно, – отвечала мать. – Иди.
– Все равно я не буду спать. Что за глупости спать? Maмаша, мамаша, такого со мной никогда не бывало! – говорила она с удивлением и испугом перед тем чувством, которое она сознавала в себе. – И могли ли мы думать!…
Наташе казалось, что еще когда она в первый раз увидала князя Андрея в Отрадном, она влюбилась в него. Ее как будто пугало это странное, неожиданное счастье, что тот, кого она выбрала еще тогда (она твердо была уверена в этом), что тот самый теперь опять встретился ей, и, как кажется, неравнодушен к ней. «И надо было ему нарочно теперь, когда мы здесь, приехать в Петербург. И надо было нам встретиться на этом бале. Всё это судьба. Ясно, что это судьба, что всё это велось к этому. Еще тогда, как только я увидала его, я почувствовала что то особенное».
– Что ж он тебе еще говорил? Какие стихи то эти? Прочти… – задумчиво сказала мать, спрашивая про стихи, которые князь Андрей написал в альбом Наташе.
– Мама, это не стыдно, что он вдовец?
– Полно, Наташа. Молись Богу. Les Marieiages se font dans les cieux. [Браки заключаются в небесах.]
– Голубушка, мамаша, как я вас люблю, как мне хорошо! – крикнула Наташа, плача слезами счастья и волнения и обнимая мать.
В это же самое время князь Андрей сидел у Пьера и говорил ему о своей любви к Наташе и о твердо взятом намерении жениться на ней.

В этот день у графини Елены Васильевны был раут, был французский посланник, был принц, сделавшийся с недавнего времени частым посетителем дома графини, и много блестящих дам и мужчин. Пьер был внизу, прошелся по залам, и поразил всех гостей своим сосредоточенно рассеянным и мрачным видом.
Пьер со времени бала чувствовал в себе приближение припадков ипохондрии и с отчаянным усилием старался бороться против них. Со времени сближения принца с его женою, Пьер неожиданно был пожалован в камергеры, и с этого времени он стал чувствовать тяжесть и стыд в большом обществе, и чаще ему стали приходить прежние мрачные мысли о тщете всего человеческого. В это же время замеченное им чувство между покровительствуемой им Наташей и князем Андреем, своей противуположностью между его положением и положением его друга, еще усиливало это мрачное настроение. Он одинаково старался избегать мыслей о своей жене и о Наташе и князе Андрее. Опять всё ему казалось ничтожно в сравнении с вечностью, опять представлялся вопрос: «к чему?». И он дни и ночи заставлял себя трудиться над масонскими работами, надеясь отогнать приближение злого духа. Пьер в 12 м часу, выйдя из покоев графини, сидел у себя наверху в накуренной, низкой комнате, в затасканном халате перед столом и переписывал подлинные шотландские акты, когда кто то вошел к нему в комнату. Это был князь Андрей.
– А, это вы, – сказал Пьер с рассеянным и недовольным видом. – А я вот работаю, – сказал он, указывая на тетрадь с тем видом спасения от невзгод жизни, с которым смотрят несчастливые люди на свою работу.
Князь Андрей с сияющим, восторженным и обновленным к жизни лицом остановился перед Пьером и, не замечая его печального лица, с эгоизмом счастия улыбнулся ему.
– Ну, душа моя, – сказал он, – я вчера хотел сказать тебе и нынче за этим приехал к тебе. Никогда не испытывал ничего подобного. Я влюблен, мой друг.
Пьер вдруг тяжело вздохнул и повалился своим тяжелым телом на диван, подле князя Андрея.
– В Наташу Ростову, да? – сказал он.
– Да, да, в кого же? Никогда не поверил бы, но это чувство сильнее меня. Вчера я мучился, страдал, но и мученья этого я не отдам ни за что в мире. Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее. Но может ли она любить меня?… Я стар для нее… Что ты не говоришь?…
– Я? Я? Что я говорил вам, – вдруг сказал Пьер, вставая и начиная ходить по комнате. – Я всегда это думал… Эта девушка такое сокровище, такое… Это редкая девушка… Милый друг, я вас прошу, вы не умствуйте, не сомневайтесь, женитесь, женитесь и женитесь… И я уверен, что счастливее вас не будет человека.
– Но она!
– Она любит вас.
– Не говори вздору… – сказал князь Андрей, улыбаясь и глядя в глаза Пьеру.
– Любит, я знаю, – сердито закричал Пьер.
– Нет, слушай, – сказал князь Андрей, останавливая его за руку. – Ты знаешь ли, в каком я положении? Мне нужно сказать все кому нибудь.
– Ну, ну, говорите, я очень рад, – говорил Пьер, и действительно лицо его изменилось, морщина разгладилась, и он радостно слушал князя Андрея. Князь Андрей казался и был совсем другим, новым человеком. Где была его тоска, его презрение к жизни, его разочарованность? Пьер был единственный человек, перед которым он решался высказаться; но зато он ему высказывал всё, что у него было на душе. То он легко и смело делал планы на продолжительное будущее, говорил о том, как он не может пожертвовать своим счастьем для каприза своего отца, как он заставит отца согласиться на этот брак и полюбить ее или обойдется без его согласия, то он удивлялся, как на что то странное, чуждое, от него независящее, на то чувство, которое владело им.
– Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить, – говорил князь Андрей. – Это совсем не то чувство, которое было у меня прежде. Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она и там всё счастье надежды, свет; другая половина – всё, где ее нет, там всё уныние и темнота…
– Темнота и мрак, – повторил Пьер, – да, да, я понимаю это.
– Я не могу не любить света, я не виноват в этом. И я очень счастлив. Ты понимаешь меня? Я знаю, что ты рад за меня.
– Да, да, – подтверждал Пьер, умиленными и грустными глазами глядя на своего друга. Чем светлее представлялась ему судьба князя Андрея, тем мрачнее представлялась своя собственная.

Для женитьбы нужно было согласие отца, и для этого на другой день князь Андрей уехал к отцу.
Отец с наружным спокойствием, но внутренней злобой принял сообщение сына. Он не мог понять того, чтобы кто нибудь хотел изменять жизнь, вносить в нее что нибудь новое, когда жизнь для него уже кончалась. – «Дали бы только дожить так, как я хочу, а потом бы делали, что хотели», говорил себе старик. С сыном однако он употребил ту дипломацию, которую он употреблял в важных случаях. Приняв спокойный тон, он обсудил всё дело.
Во первых, женитьба была не блестящая в отношении родства, богатства и знатности. Во вторых, князь Андрей был не первой молодости и слаб здоровьем (старик особенно налегал на это), а она была очень молода. В третьих, был сын, которого жалко было отдать девчонке. В четвертых, наконец, – сказал отец, насмешливо глядя на сына, – я тебя прошу, отложи дело на год, съезди за границу, полечись, сыщи, как ты и хочешь, немца, для князя Николая, и потом, ежели уж любовь, страсть, упрямство, что хочешь, так велики, тогда женись.
– И это последнее мое слово, знай, последнее… – кончил князь таким тоном, которым показывал, что ничто не заставит его изменить свое решение.
Князь Андрей ясно видел, что старик надеялся, что чувство его или его будущей невесты не выдержит испытания года, или что он сам, старый князь, умрет к этому времени, и решил исполнить волю отца: сделать предложение и отложить свадьбу на год.
Через три недели после своего последнего вечера у Ростовых, князь Андрей вернулся в Петербург.

На другой день после своего объяснения с матерью, Наташа ждала целый день Болконского, но он не приехал. На другой, на третий день было то же самое. Пьер также не приезжал, и Наташа, не зная того, что князь Андрей уехал к отцу, не могла себе объяснить его отсутствия.
Так прошли три недели. Наташа никуда не хотела выезжать и как тень, праздная и унылая, ходила по комнатам, вечером тайно от всех плакала и не являлась по вечерам к матери. Она беспрестанно краснела и раздражалась. Ей казалось, что все знают о ее разочаровании, смеются и жалеют о ней. При всей силе внутреннего горя, это тщеславное горе усиливало ее несчастие.
Однажды она пришла к графине, хотела что то сказать ей, и вдруг заплакала. Слезы ее были слезы обиженного ребенка, который сам не знает, за что он наказан.
Графиня стала успокоивать Наташу. Наташа, вслушивавшаяся сначала в слова матери, вдруг прервала ее:
– Перестаньте, мама, я и не думаю, и не хочу думать! Так, поездил и перестал, и перестал…
Голос ее задрожал, она чуть не заплакала, но оправилась и спокойно продолжала: – И совсем я не хочу выходить замуж. И я его боюсь; я теперь совсем, совсем, успокоилась…
На другой день после этого разговора Наташа надела то старое платье, которое было ей особенно известно за доставляемую им по утрам веселость, и с утра начала тот свой прежний образ жизни, от которого она отстала после бала. Она, напившись чаю, пошла в залу, которую она особенно любила за сильный резонанс, и начала петь свои солфеджи (упражнения пения). Окончив первый урок, она остановилась на середине залы и повторила одну музыкальную фразу, особенно понравившуюся ей. Она прислушалась радостно к той (как будто неожиданной для нее) прелести, с которой эти звуки переливаясь наполнили всю пустоту залы и медленно замерли, и ей вдруг стало весело. «Что об этом думать много и так хорошо», сказала она себе и стала взад и вперед ходить по зале, ступая не простыми шагами по звонкому паркету, но на всяком шагу переступая с каблучка (на ней были новые, любимые башмаки) на носок, и так же радостно, как и к звукам своего голоса прислушиваясь к этому мерному топоту каблучка и поскрипыванью носка. Проходя мимо зеркала, она заглянула в него. – «Вот она я!» как будто говорило выражение ее лица при виде себя. – «Ну, и хорошо. И никого мне не нужно».
Лакей хотел войти, чтобы убрать что то в зале, но она не пустила его, опять затворив за ним дверь, и продолжала свою прогулку. Она возвратилась в это утро опять к своему любимому состоянию любви к себе и восхищения перед собою. – «Что за прелесть эта Наташа!» сказала она опять про себя словами какого то третьего, собирательного, мужского лица. – «Хороша, голос, молода, и никому она не мешает, оставьте только ее в покое». Но сколько бы ни оставляли ее в покое, она уже не могла быть покойна и тотчас же почувствовала это.
В передней отворилась дверь подъезда, кто то спросил: дома ли? и послышались чьи то шаги. Наташа смотрелась в зеркало, но она не видала себя. Она слушала звуки в передней. Когда она увидала себя, лицо ее было бледно. Это был он. Она это верно знала, хотя чуть слышала звук его голоса из затворенных дверей.
Наташа, бледная и испуганная, вбежала в гостиную.
– Мама, Болконский приехал! – сказала она. – Мама, это ужасно, это несносно! – Я не хочу… мучиться! Что же мне делать?…
Еще графиня не успела ответить ей, как князь Андрей с тревожным и серьезным лицом вошел в гостиную. Как только он увидал Наташу, лицо его просияло. Он поцеловал руку графини и Наташи и сел подле дивана.
– Давно уже мы не имели удовольствия… – начала было графиня, но князь Андрей перебил ее, отвечая на ее вопрос и очевидно торопясь сказать то, что ему было нужно.
– Я не был у вас всё это время, потому что был у отца: мне нужно было переговорить с ним о весьма важном деле. Я вчера ночью только вернулся, – сказал он, взглянув на Наташу. – Мне нужно переговорить с вами, графиня, – прибавил он после минутного молчания.
Графиня, тяжело вздохнув, опустила глаза.
– Я к вашим услугам, – проговорила она.
Наташа знала, что ей надо уйти, но она не могла этого сделать: что то сжимало ей горло, и она неучтиво, прямо, открытыми глазами смотрела на князя Андрея.
«Сейчас? Сию минуту!… Нет, это не может быть!» думала она.
Он опять взглянул на нее, и этот взгляд убедил ее в том, что она не ошиблась. – Да, сейчас, сию минуту решалась ее судьба.
– Поди, Наташа, я позову тебя, – сказала графиня шопотом.
Наташа испуганными, умоляющими глазами взглянула на князя Андрея и на мать, и вышла.
– Я приехал, графиня, просить руки вашей дочери, – сказал князь Андрей. Лицо графини вспыхнуло, но она ничего не сказала.
– Ваше предложение… – степенно начала графиня. – Он молчал, глядя ей в глаза. – Ваше предложение… (она сконфузилась) нам приятно, и… я принимаю ваше предложение, я рада. И муж мой… я надеюсь… но от нее самой будет зависеть…
– Я скажу ей тогда, когда буду иметь ваше согласие… даете ли вы мне его? – сказал князь Андрей.
– Да, – сказала графиня и протянула ему руку и с смешанным чувством отчужденности и нежности прижалась губами к его лбу, когда он наклонился над ее рукой. Она желала любить его, как сына; но чувствовала, что он был чужой и страшный для нее человек. – Я уверена, что мой муж будет согласен, – сказала графиня, – но ваш батюшка…
– Мой отец, которому я сообщил свои планы, непременным условием согласия положил то, чтобы свадьба была не раньше года. И это то я хотел сообщить вам, – сказал князь Андрей.
– Правда, что Наташа еще молода, но так долго.
– Это не могло быть иначе, – со вздохом сказал князь Андрей.
– Я пошлю вам ее, – сказала графиня и вышла из комнаты.
– Господи, помилуй нас, – твердила она, отыскивая дочь. Соня сказала, что Наташа в спальне. Наташа сидела на своей кровати, бледная, с сухими глазами, смотрела на образа и, быстро крестясь, шептала что то. Увидав мать, она вскочила и бросилась к ней.
– Что? Мама?… Что?
– Поди, поди к нему. Он просит твоей руки, – сказала графиня холодно, как показалось Наташе… – Поди… поди, – проговорила мать с грустью и укоризной вслед убегавшей дочери, и тяжело вздохнула.
Наташа не помнила, как она вошла в гостиную. Войдя в дверь и увидав его, она остановилась. «Неужели этот чужой человек сделался теперь всё для меня?» спросила она себя и мгновенно ответила: «Да, всё: он один теперь дороже для меня всего на свете». Князь Андрей подошел к ней, опустив глаза.
– Я полюбил вас с той минуты, как увидал вас. Могу ли я надеяться?
Он взглянул на нее, и серьезная страстность выражения ее лица поразила его. Лицо ее говорило: «Зачем спрашивать? Зачем сомневаться в том, чего нельзя не знать? Зачем говорить, когда нельзя словами выразить того, что чувствуешь».
Она приблизилась к нему и остановилась. Он взял ее руку и поцеловал.
– Любите ли вы меня?
– Да, да, – как будто с досадой проговорила Наташа, громко вздохнула, другой раз, чаще и чаще, и зарыдала.
– Об чем? Что с вами?
– Ах, я так счастлива, – отвечала она, улыбнулась сквозь слезы, нагнулась ближе к нему, подумала секунду, как будто спрашивая себя, можно ли это, и поцеловала его.
Князь Андрей держал ее руки, смотрел ей в глаза, и не находил в своей душе прежней любви к ней. В душе его вдруг повернулось что то: не было прежней поэтической и таинственной прелести желания, а была жалость к ее женской и детской слабости, был страх перед ее преданностью и доверчивостью, тяжелое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшего его с нею. Настоящее чувство, хотя и не было так светло и поэтично как прежнее, было серьезнее и сильнее.
– Сказала ли вам maman, что это не может быть раньше года? – сказал князь Андрей, продолжая глядеть в ее глаза. «Неужели это я, та девочка ребенок (все так говорили обо мне) думала Наташа, неужели я теперь с этой минуты жена, равная этого чужого, милого, умного человека, уважаемого даже отцом моим. Неужели это правда! неужели правда, что теперь уже нельзя шутить жизнию, теперь уж я большая, теперь уж лежит на мне ответственность за всякое мое дело и слово? Да, что он спросил у меня?»
– Нет, – отвечала она, но она не понимала того, что он спрашивал.
– Простите меня, – сказал князь Андрей, – но вы так молоды, а я уже так много испытал жизни. Мне страшно за вас. Вы не знаете себя.
Наташа с сосредоточенным вниманием слушала, стараясь понять смысл его слов и не понимала.
– Как ни тяжел мне будет этот год, отсрочивающий мое счастье, – продолжал князь Андрей, – в этот срок вы поверите себя. Я прошу вас через год сделать мое счастье; но вы свободны: помолвка наша останется тайной и, ежели вы убедились бы, что вы не любите меня, или полюбили бы… – сказал князь Андрей с неестественной улыбкой.
– Зачем вы это говорите? – перебила его Наташа. – Вы знаете, что с того самого дня, как вы в первый раз приехали в Отрадное, я полюбила вас, – сказала она, твердо уверенная, что она говорила правду.
– В год вы узнаете себя…
– Целый год! – вдруг сказала Наташа, теперь только поняв то, что свадьба отсрочена на год. – Да отчего ж год? Отчего ж год?… – Князь Андрей стал ей объяснять причины этой отсрочки. Наташа не слушала его.
– И нельзя иначе? – спросила она. Князь Андрей ничего не ответил, но в лице его выразилась невозможность изменить это решение.
– Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно! – вдруг заговорила Наташа и опять зарыдала. – Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно. – Она взглянула в лицо своего жениха и увидала на нем выражение сострадания и недоумения.
– Нет, нет, я всё сделаю, – сказала она, вдруг остановив слезы, – я так счастлива! – Отец и мать вошли в комнату и благословили жениха и невесту.
С этого дня князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым.

Обручения не было и никому не было объявлено о помолвке Болконского с Наташей; на этом настоял князь Андрей. Он говорил, что так как он причиной отсрочки, то он и должен нести всю тяжесть ее. Он говорил, что он навеки связал себя своим словом, но что он не хочет связывать Наташу и предоставляет ей полную свободу. Ежели она через полгода почувствует, что она не любит его, она будет в своем праве, ежели откажет ему. Само собою разумеется, что ни родители, ни Наташа не хотели слышать об этом; но князь Андрей настаивал на своем. Князь Андрей бывал каждый день у Ростовых, но не как жених обращался с Наташей: он говорил ей вы и целовал только ее руку. Между князем Андреем и Наташей после дня предложения установились совсем другие чем прежде, близкие, простые отношения. Они как будто до сих пор не знали друг друга. И он и она любили вспоминать о том, как они смотрели друг на друга, когда были еще ничем, теперь оба они чувствовали себя совсем другими существами: тогда притворными, теперь простыми и искренними. Сначала в семействе чувствовалась неловкость в обращении с князем Андреем; он казался человеком из чуждого мира, и Наташа долго приучала домашних к князю Андрею и с гордостью уверяла всех, что он только кажется таким особенным, а что он такой же, как и все, и что она его не боится и что никто не должен бояться его. После нескольких дней, в семействе к нему привыкли и не стесняясь вели при нем прежний образ жизни, в котором он принимал участие. Он про хозяйство умел говорить с графом и про наряды с графиней и Наташей, и про альбомы и канву с Соней. Иногда домашние Ростовы между собою и при князе Андрее удивлялись тому, как всё это случилось и как очевидны были предзнаменования этого: и приезд князя Андрея в Отрадное, и их приезд в Петербург, и сходство между Наташей и князем Андреем, которое заметила няня в первый приезд князя Андрея, и столкновение в 1805 м году между Андреем и Николаем, и еще много других предзнаменований того, что случилось, было замечено домашними.
В доме царствовала та поэтическая скука и молчаливость, которая всегда сопутствует присутствию жениха и невесты. Часто сидя вместе, все молчали. Иногда вставали и уходили, и жених с невестой, оставаясь одни, всё также молчали. Редко они говорили о будущей своей жизни. Князю Андрею страшно и совестно было говорить об этом. Наташа разделяла это чувство, как и все его чувства, которые она постоянно угадывала. Один раз Наташа стала расспрашивать про его сына. Князь Андрей покраснел, что с ним часто случалось теперь и что особенно любила Наташа, и сказал, что сын его не будет жить с ними.
– Отчего? – испуганно сказала Наташа.
– Я не могу отнять его у деда и потом…
– Как бы я его любила! – сказала Наташа, тотчас же угадав его мысль; но я знаю, вы хотите, чтобы не было предлогов обвинять вас и меня.
Старый граф иногда подходил к князю Андрею, целовал его, спрашивал у него совета на счет воспитания Пети или службы Николая. Старая графиня вздыхала, глядя на них. Соня боялась всякую минуту быть лишней и старалась находить предлоги оставлять их одних, когда им этого и не нужно было. Когда князь Андрей говорил (он очень хорошо рассказывал), Наташа с гордостью слушала его; когда она говорила, то со страхом и радостью замечала, что он внимательно и испытующе смотрит на нее. Она с недоумением спрашивала себя: «Что он ищет во мне? Чего то он добивается своим взглядом! Что, как нет во мне того, что он ищет этим взглядом?» Иногда она входила в свойственное ей безумно веселое расположение духа, и тогда она особенно любила слушать и смотреть, как князь Андрей смеялся. Он редко смеялся, но зато, когда он смеялся, то отдавался весь своему смеху, и всякий раз после этого смеха она чувствовала себя ближе к нему. Наташа была бы совершенно счастлива, ежели бы мысль о предстоящей и приближающейся разлуке не пугала ее, так как и он бледнел и холодел при одной мысли о том.
Накануне своего отъезда из Петербурга, князь Андрей привез с собой Пьера, со времени бала ни разу не бывшего у Ростовых. Пьер казался растерянным и смущенным. Он разговаривал с матерью. Наташа села с Соней у шахматного столика, приглашая этим к себе князя Андрея. Он подошел к ним.
– Вы ведь давно знаете Безухого? – спросил он. – Вы любите его?
– Да, он славный, но смешной очень.
И она, как всегда говоря о Пьере, стала рассказывать анекдоты о его рассеянности, анекдоты, которые даже выдумывали на него.
– Вы знаете, я поверил ему нашу тайну, – сказал князь Андрей. – Я знаю его с детства. Это золотое сердце. Я вас прошу, Натали, – сказал он вдруг серьезно; – я уеду, Бог знает, что может случиться. Вы можете разлю… Ну, знаю, что я не должен говорить об этом. Одно, – чтобы ни случилось с вами, когда меня не будет…
– Что ж случится?…
– Какое бы горе ни было, – продолжал князь Андрей, – я вас прошу, m lle Sophie, что бы ни случилось, обратитесь к нему одному за советом и помощью. Это самый рассеянный и смешной человек, но самое золотое сердце.
Ни отец и мать, ни Соня, ни сам князь Андрей не могли предвидеть того, как подействует на Наташу расставанье с ее женихом. Красная и взволнованная, с сухими глазами, она ходила этот день по дому, занимаясь самыми ничтожными делами, как будто не понимая того, что ожидает ее. Она не плакала и в ту минуту, как он, прощаясь, последний раз поцеловал ее руку. – Не уезжайте! – только проговорила она ему таким голосом, который заставил его задуматься о том, не нужно ли ему действительно остаться и который он долго помнил после этого. Когда он уехал, она тоже не плакала; но несколько дней она не плача сидела в своей комнате, не интересовалась ничем и только говорила иногда: – Ах, зачем он уехал!
Но через две недели после его отъезда, она так же неожиданно для окружающих ее, очнулась от своей нравственной болезни, стала такая же как прежде, но только с измененной нравственной физиогномией, как дети с другим лицом встают с постели после продолжительной болезни.

Здоровье и характер князя Николая Андреича Болконского, в этот последний год после отъезда сына, очень ослабели. Он сделался еще более раздражителен, чем прежде, и все вспышки его беспричинного гнева большей частью обрушивались на княжне Марье. Он как будто старательно изыскивал все больные места ее, чтобы как можно жесточе нравственно мучить ее. У княжны Марьи были две страсти и потому две радости: племянник Николушка и религия, и обе были любимыми темами нападений и насмешек князя. О чем бы ни заговорили, он сводил разговор на суеверия старых девок или на баловство и порчу детей. – «Тебе хочется его (Николеньку) сделать такой же старой девкой, как ты сама; напрасно: князю Андрею нужно сына, а не девку», говорил он. Или, обращаясь к mademoiselle Bourime, он спрашивал ее при княжне Марье, как ей нравятся наши попы и образа, и шутил…
Он беспрестанно больно оскорблял княжну Марью, но дочь даже не делала усилий над собой, чтобы прощать его. Разве мог он быть виноват перед нею, и разве мог отец ее, который, она всё таки знала это, любил ее, быть несправедливым? Да и что такое справедливость? Княжна никогда не думала об этом гордом слове: «справедливость». Все сложные законы человечества сосредоточивались для нее в одном простом и ясном законе – в законе любви и самоотвержения, преподанном нам Тем, Который с любовью страдал за человечество, когда сам он – Бог. Что ей было за дело до справедливости или несправедливости других людей? Ей надо было самой страдать и любить, и это она делала.

Литвинова Рената Муратовна одна из самых женственных и необычных знаменитостей. Обладает утонченной красотой, изяществом и независимым характером.

Верит в предопределение и судьбу, так как актрисой быть никогда не хотела. Однако жизнь распорядилась иначе.

Детство и юность

Девочка появилась на свет в семье московских врачей 12 января 1967 г. Мама — Алиса Литвинова работала в больнице хирургом и обладала сильным, гордым характером.

Отец – Мурат Вергазов также занимался врачебной деятельностью, но больше приобрел славу сердцееда. Он был из княжеского рода и обладал исключительной красотой.

Именно из-за его постоянных измен родители развелись спустя год семейной жизни. Девочке на память от отца осталось лишь имя Рената.

С мамой в детстве

Отец назвал свою дочь в честь своего брата – Рината. Имея такое необыкновенное имя, девочка росла стеснительной и закомплексованной.

В детстве ее дразнили Дасаевым, тогда был такой известный вратарь. Рената сильно переживала, что растет в неполной семье. В советское время разводы не поощрялись.

Каждый раз, когда к ней приходили в гости друзья, она вешала в коридоре пальто дедушки и говорила, что оно папино. Хотя в классе все знали, что отца у Ренаты нет.

В средних классах из-за высокого роста ее стали обзывать «останкинской башней». Белые волосы и кожа, усыпанная веснушками, стали причиной того, что на солнце Рената практически сразу обгорала.

Еще один комплекс возник у девочки из-за бедности и довольно скромной одежды, которую ей шила мама.

Хотя позже, разглядывая свои фото, актриса понимает, что одета она была очень хорошо.

Любимым предметом одежды уже в детстве становится маленькое платье черного цвета.

Большую роль в воспитании и становлении собственного стиля и вкуса у Ренаты сыграла бабушка. Она очень следила за собой и постоянно брала внучку в парикмахерскую.

Главный мудрый совет, который бабушка оставила ей в наследство звучит так: «Внешность всегда должна быть под контролем».

В 9 классе Рената получила предложение сняться в рекламе драгоценных украшений. Первые в ее жизни съемки проходили в Ботаническом саду.

За эту работу она получила вознаграждение в размере 25 руб., которые отдала маме.

Помимо общей школы Рената посещала и музыкальную при консерватории. А успешно окончив ее, записалась в секцию легкой атлетики.

Рената бегала на короткие дистанции, но особых успехов не достигла. Она очень веселила тренера, поэтому он продолжал ее тренировать.

В старших классах Рената Литвинова победила в конкурсе, на котором отбирали девушек для работы манекенщицей.

Она очень увлекалась литературой, любила читать и писала небольшие рассказы, поэтому одновременно поступает во ВГИК на сценарный факультет.

Рената восхищалась талантливыми людьми, и уже с 1 курса она стала общаться в кругу знаменитых гениев кинематографа.

Карьера и режиссерские работы

Рената никогда не планировала сниматься в кино. Оказавшись в институте, она постоянно отказывалась от поступающих предложений о съемках.

Она не любила жить и подчиняться чужим замыслам. Ей хотелось самой создавать свой мир. Во время учебы за белую кожу и ярко накрашенные губы ее называли гейшей.

Однако Рената не смогла устоять перед предложением гениального советского кинорежиссера Киры Муратовой.

Позже она напишет специально для нее несколько новелл. Одну из которых с названием «Офелия» можно увидеть в ленте «Три истории».

Стажировку перед дипломом Рената Литвинова проходила в объединении «Круг», которое возглавлял сценарист С. Соловьев.

Он был впечатлен сценарием Ренаты с названием «Нелюбовь» и поставил по нему спектакль в своем объединении.

В 1988 г. она пишет еще один сценарий для ленты «Очень любимая Рита». Первая слава к Р. Литвиновой пришла после роли медсестры Лилии в фильме «Увлеченья» (1994 г.).

Самостоятельно в качестве режиссера Рената смогла выступить только в 2000 г. Документальный проект «Нет смерти для меня» из-за отсутствия финансов снимался в ее квартире.

Рената пригласила в свой первый режиссерский дебют Нонну Мордюкову и была потрясена глубиной исполнения и вживания той в роль.

Она настояла, чтобы актерам, занятым в ее фильме достойно заплатили.

В это же время она получает роль в многосерийной картине «Граница. Таежный роман». Это был прорыв в ее карьере.

Вскоре Рената Литвинова решает попробовать себя в качестве продюсера фильма «Небо.Самолет. Девушка», а также финансирует свою собственную картину «Богиня. Как я полюбила».

Главные роли в этих картинах исполнила сама Рената.

Театр также имел место в ее карьере.

Литвинова входила в главный состав актеров спектакля «Вишневый сад», которые шел на сцене МХТ им. Чехова. Она выступила в роли Раневской. Также ее можно увидеть в спектакле «Свидетель обвинения».

В 2007 г. выпустила свою книгу «Обладать и принадлежать». Эта деятельность ей очень понравилась и выйдя на пенсию, Рената планирует серьезно заняться карьерой писателя.

С Земфирой

Часто режиссировала музыкальные клипы для многих звезд музыкального Олимпа. Чаще всего сотрудничала с певицей , с которой ее связала близкая дружба.

Был опыт работы с . Рената снимала для нее клип на композицию «Речной трамвайчик».

С недавнего времени Рената выступает официальным лицом косметического бренда Лореаль. Также снимается в рекламе швейцарских часов Rado.

Личная жизнь

За Ренатой ухаживали всегда красиво. Первый раз предложение о замужестве она получила еще в старших классах школы.

В нее влюбился француз, который заметил белокурую красавицу на тренировке по легкой атлетике на стадионе.

С ним произошел и первый поцелуй, но уехать с ним во Францию Рената Литвинова отказалась.

Он часто писал письма, а спустя 5 лет вернулся в Россию и повторно сделал ей предложение, от которого Рената опять отказалась из-за учебы во ВГИКе.

Рената не видит важности в штампе в паспорте, хотя сама официально была замужем дважды. Первым супругом был однокурсник, кинопродюсер Александр Антипов.

Прожили они вместе всего год. Рената благодарна Александру за помощь в поиске съемной квартиры, в которой она потом долго будет жить, наслаждаясь одиночеством и творчеством.

С Леонидом Добровским

Следующий брак с бизнесменом Леонидом Добровским был более продолжительным. В этом союзе родилась единственная дочь Ренаты – Ульяна.

Спустя 5 лет из-за слухов о нетрадиционной ориентации актрисы и ее чересчур близкой дружбы с Земфирой семья распалась. Развод был тяжелым и долгим.

С дочерью Ульяной

Сейчас Рената считает, что единственной ее любовью является ее ребенок, а до этого она не знала, что это такое.

Награды и достижения

Рената Литвинова свою первую награду получила за дебют в фильме «Увлечения» на кинофестивале Ника в 1994 г.

Рената Муратовна Литвинова – самобытная актриса, сценарист, режиссер, икона стиля и известный персонаж светской хроники, в первой половине 2000-х покорившая зрителей умением переплетать в своих работах философию, психологию, чувства и долю сумасшествия.

За неподражаемую мимику и манеры, умение держать себя многие называют Ренату Литвинову русской Марлен Дитрих .

Детство

Рената Литвинова родилась в семье врачей Алисы Литвиновой и Мурата Вергазова. Назвали Ренату в честь дяди Рината, татарина по национальности. Отец жил отдельно от жены и дочери, поэтому мама воспитывала девочку в одиночку. «Когда ко мне приходили какие-нибудь подружки, я вешала в прихожей или мужскую кепку, или пальто, чтобы они думали, что у меня есть отец», – с грустью поделилась Рената в одном из интервью.


Алиса Литвинова, челюстно-лицевой хирург по профессии, души не чаяла в кино и постоянно брала дочку в кинотеатр на вечерние сеансы. Взрослые фильмы Ренате казались скучными, чтобы увлечь ребенка, мама всегда брала с собой пакет с яблоками. Но в итоге киномания передалась и Ренате, которая впоследствии признавалась, что может смотреть фильмы сутками напролет.

«Я помню, как разбила молотком кассету с одним скандальным фильмом, настолько он мне показался омерзительным. Короче, я слишком неравнодушна к кино. Чересчур. Можно было и не колотить молотком», – вспоминала актриса.


А вот школьные годы Рената Литвинова предпочитает не вспоминать. Единственное, о чем упоминала знаменитость, это воспоминания какой-то беспросветности, одиночества. После занятий девочка всегда торопилась домой, подальше от учеников и учителей, к любимым книгам.

В детстве Рената Литвинова много читала, причем все подряд. Ну а больше всего любила Николая Гоголя и мамину Большую медицинскую энциклопедию. «Помню, между страниц там были вложены гибкие грампластинки как учебное пособие, например „Шизофренический бред“... Вот все это я обожала изучать».

Студенческие годы

В 1984 году, после 10 класса, девушка решила подавать документы на сценарный факультет ВГИКа. Не только из-за не поддающейся контролю любви к кино – уже в средних классах она начала пробовать себя в качестве писателя под псевдонимом Рытхэу. К тому же институт был совсем рядом с ее домом.


Экзамены во ВГИК принимал сценарист Евгений Габрилович. Он сразу выделил Ренату из огромного количества абитуриентов, и девушка без труда поступила с первого раза. На курсе с Ренатой училось много детей знаменитых родителей, например, сын режиссера-мультипликатора Роман Качанов и Аркадий Высоцкий, сын Владимира Высоцкого и Людмилы Абрамовой.

«Познер»: Рената Литвинова

Руководил курсом драматург Исай Константинович Кузнецов. «Рената была красавица, – вспоминал педагог. – Меня сразу поразила ее жестикуляция. Поначалу все манеры Ренаты кажутся ненастоящими, но потом понимаешь, что для нее это естественный способ держаться».

Однокурсники и педагоги Ренаты отмечали, что она была очень резка в суждениях. К примеру, если на курсе обсуждали чью-то работу и спрашивали мнение актрисы, то она заявляла: «А зачем это вообще обсуждать?».


Во времена студенчества Литвинова дебютировала в кино с небольшой ролью («Две стрелы. Детектив каменного века»)

Диплом у Ренаты Литвиновой был под стать ей самой – оригинальный. Называлась работа «Принципиальный и жалостливый взгляд Али К.». Однако рецензент его оценил негативно и диплом пришлось переписывать. После его прочтения один из экзаменаторов даже спросил, умеет ли Рената разговаривать по-русски.

Карьера: сценарист, актриса, режиссер

После института последовала стажировка, которую Литвинова проходила в объединении Сергея Соловьева «Круг». Первый же сценарий «Нелюбовь» понравился руководителю, и картина с одноименным названием вышла в 1991 году. Сюжет рассказывал о девушке, флиртующей одновременно с двумя мужчинами: юным студентом и пожилым, но состоявшимся в жизни фотографом, ни к одному из них не питая искренних чувств.


В 1992 году вместе с Глебом Алейниковым Рената Литвинова работала над сценарием к фильму «Трактористы-2», однако вышедшая на экраны лента осталась незамеченной зрителями.

Актерский дебют Литвиновой пришелся на драму «Увлеченья», режиссером которой выступала Кира Муратова , еще в конце 80-х прочитавшая дипломный сценарий Литвиновой. Тогда их сотрудничество не задалось, но в этот раз Ренате досталась одна из главных женских ролей картины – медсестра Лилия, мгновенно зарекомендовавшая Литвинову как оригинальную, самобытную актрису.


«Я никогда не чувствовала в себе актерских талантов. Более того, свое лицо я считала нефотогеничным. Я всегда отказывалась, когда меня звали сниматься. Но отказать самой Кире – это было невозможно», – рассказывала о своем первом серьезном актерском опыте Рената.

Интервью Ренаты Литвиновой (2000 год)

Сотрудничество Муратовой и Литвиновой продолжилось. В 1996 году режиссер взялась за фильм по дипломному сценарию Литвиновой, который рассказывал о жизни женщины средних лет, ищущей спасение от беспросветного одиночества в детских воспоминаниях.

Чуть позже Рената написала сценарий для одной из новелл киноальманаха «Три истории», а также исполнила в ней главную роль, сыграв девушку по имени Офа, которая по непонятной причине ненавидит всех вокруг. Работая в архиве больницы, она отслеживает судьбы детей, от которых отказались родители. Фраза ее героини «Этой планете я поставила бы ноль» моментально пошла в народ.


Одной из самых сильных литературных работ Ренаты Литвиновой стала повесть «Обладать и принадлежать» – историю о двух девушках, одна из которых глухая, мечтающих уехать в страну глухих, где царит справедливость. Прочитав ее, режиссер Валерий Тодоровский снял свою четвертую картину – драму «Страна глухих» с Чулпан Хаматовой и Диной Корзун.


В начале нулевых, после премьеры сериала «Граница. Таежный роман» Александра Митты , к Литвиновой-актрисе пришла народная слава. Актриса воплотила образ гарнизонного медработника Альбины Ворон – женщины с тонкой, чувствительной и экстравагантной натурой. Создавалось впечатление, что роль писали специально для нее.


Апогей союза Литвиновой и Киры Муратовой пришелся на 2004 год – именно тогда свет увидела трагикомедия «Настройщик». На два с половиной часа экранного времени ее зрители погружались в исследование психологических мотивов, побудивших простого студента консерватории на изящную криминальную аферу. В этом кино Рената Литвинова впервые показала поцелуй. Она не раз отмечала, что ни разу не видела правдивого поцелуя в кино, а потому решила продемонстрировать его сама.


В том же году вышел фильм «Богиня. Как я полюбила» – Рената Литвинова была его режиссером, сценаристом и ключевой актрисой. После просмотра столь интимного авторского фильма зрители не могли сдержать слёз.


Среди других ярких ролей Ренаты Литвиновой – Тата из «Мне не больно» Алексея Балабанова , Зоя из драмы «Жестокость», Алла из экранизации романа Виктора Пелевина «Generation П».

Личная жизнь Ренаты Литвиновой

Рената Литвинова не любит обсуждать личную жизнь. Про первого супруга, кинопродюсера Александра Антипова, она рассказывать не любит. Замуж за него она вышла совсем юной, в 17 лет.

Уже в те годы обладавшая индивидуальным стилем, она неожиданно для самой себя стала настоящим секс-символом среди однокурсников, прозвавших Ренату гейшей за густо напудренное лицо и ярко-красную помаду. Она отвергала все ухаживания сверстников, и лишь начинающему ленинградскому режиссеру Антипову удалось растопить ее сердце. Но увы – их брак продержался лишь три года; разрыв стал серьезным испытанием для психики девушки.

Рената Литвинова известна широкому кругу зрителей не только как актриса: вместе со съемками в кино и работе в театре она занимается режиссерской деятельностью, ведет телепередачи о кинематографе и истории моды, а также выступает рекламным лицом различных брендов. Многие поклонники отмечают, что звезда экрана является неповторимой и пленительной женщиной, а ее стиль, манеру говорить и двигаться называют утонченными. Побывав два раза замужем, Литвинова больше не стремится изменить свою личную жизнь. Однако, недавно актриса призналась журналистам, что счастливее всего она чувствует себя с любимым человеком.

Рената родилась в 1967 году в Москве. Ее отец, корни которого шли из знатного татарского рода, был врачом. Вскоре после рождения малышки родители разошлись. Ее мама работала хирургом, но в свободное время она любила смотреть фильмы, благодаря чему и девочка полюбила завораживающий мир кинематографа. Уже в детские годы она демонстрировала свои творческие способности: изучала музыку, танцевала и сочиняла рассказы.

После окончания школы будущая звезда поступила в театральный вуз, мечтая в будущем создавать фильмы. Впервые ее актерские способности были раскрыты в картине «Увлеченья», а в 2000 году о Литвиновой заговорили: роль медсестры Альбины из сериала «Граница. Таежный роман» была как будто специально написана для нее. Успешно развивалась также ее карьера как режиссера и сценариста. В таких проектах, как «Богиня: как я полюбила» и «Последняя сказка Риты», Рената не только приняла участие в съемках, но и полностью работала над фильмом, который стал ее авторским детищем. Творческая многогранная деятельность кинодивы были отмечены престижными премиями, кроме этого, ей присвоили звание - заслуженная артистка.

В интервью с журналистами Литвинова почти ничего не говорит о личной жизни, однако, известно, что создать семью она пыталась дважды. Ее первым мужем был Александр Антипов, занимающийся продюсированием проектов. Этот союз просуществовал всего год, и в 1997 супруги развелись. Через три года кинодива познакомилась с бизнесменом Леонидом Добровским, который в 2001 году стал ее мужем. Летом этого же года в семье родилась дочь Ульяна. Пара прожила вместе шесть лет, а затем они расстались.

На фото Рената Литвинова с бывшим мужем Леонидом Добровским

Несколько лет ходили слухи об ее отношениях с Земфирой, с которой ее связывает творческое сотрудничество и давняя дружбы. Сама режиссер считает певицу своей близкой подругой, с ней всегда интересно и не скучно проводить время. А вот отношения с представителями сильного пола у Ренаты не ладились, кроме того, она даже представить себе не могла, чтобы в ее доме поселился какой-то мужчина.

Долгое время поклонники звезды пытались узнать, есть ли у нее романтические отношения. И лишь летом 2016 года актриса намекнула о появлении в ее личной жизни любимого человека. Имя возлюбленного Литвиновой не известно, но важно то, чтобы она чувствовала себя с ним счастливой и защищенной.

На фото Рената Литвинова с дочерью Ульяной

Ее дочь сейчас учится во Франции, поэтому звезда приобрела свое жилье в Париже. На покупку этой роскошной квартиры она потратила большие деньги, однако, сама режиссер не жалеет об этом, наслаждаясь прекрасным видом из окон.

Смотрите также

Материал подготовлен редакцией сайта сайт


Опубликовано 30.09.2016

Известная актриса и просто красивая женщина Рената Литвинова является примером успешной, независимой современной женщины. При этом карьера не стоит для неё во главе угла. Элегантный ретрообраз для Ренаты гармоничен и комфортен, не зря её называют «иконой стиля». Источником вдохновения для Литвиновой служит любовь.

Национальность: отец – татарин, мать – русская

Образование: ВГИК

Семейное положение: разведена

Место жительства: Москва

Количество детей: дочь Ульяна

Рост: 176 см

Занятие: сценарист, актриса театра и кино, режиссёр.

Биография

Появилась на свет Рената Муратовна Вергазова в российской столице январским днём 1967 года в семье медиков. Отец, потомок древнего татарского княжеского рода, ушёл из семьи почти сразу же после появления дочери. Мама Алиса Михайловна, по профессии челюстно-лицевой хирург, была вынуждена отдавать много времени работе, чтобы дочка ни в чём не нуждалась.

На формирование личности актрисы большое влияние оказали родители Алисы Михайловны. Дедушка, выходец из дворянской семьи, работал инженером на заводе, а бабушка, имеющая польско-украинские корни, увлекалась модой, сочиняла стихи и занималась общественной жизнью.

Рената училась в обычной московской школе, там начала писать рассказы и увлекательные истории. Кроме этого, девочка посещала секцию по лёгкой атлетике, занималась танцами, окончила музыкальную школу.

По утверждению Ренаты, она была очень скромным и закомплексованным ребёнком.

Карьера

После окончания школы в 1984 году девушка решила поступать во ВГИК. Ей передалась любовь матери к кинематографу, Вергазова с детства писала рассказы, да и институт был рядом с домом. Она легко сдала экзамены и поступила. На сценарно-киноведческом факультете училось много молодых парней, поэтому на длинноногую блондинку обратили внимание все.

Её сокурсниками были Александр Башаров, Роман Качанов, Иван Охлобыстин. Там она обрела много друзей и единомышленников. Студентка писала сценарии, снималась в учебных и дипломных работах сокурсников.

Её кинематографический дебют состоялся в 1989 году, а в 1994 девушке предложили главную роль в фильме «Увлеченье», потом были съёмки ещё шести картин этого же режиссёра с участием Ренаты.

Но настоящую известность Литвиновой принёс сериал «Граница. Таёжный роман», где снялся и Михаил Ефремов. Рената с улыбкой вспоминает об этом, давая интервью журналистам: «Мы с Мишей Ефремовым в «Границе…» два таких неформала: он - пьющий, я - сумасшедшая…».

Заслуженная артистка РФ вписала в свою актёрскую биографию тридцать три фильма, написала сценарии к 14 картинам и срежиссировала – шесть. Помимо этого, является ведущей нескольких программ о моде, участвует во мхатовских спектаклях, представляет многие косметические, автомобильные и ювелирные бренды, а в 2014 году выпустила авторскую коллекцию одежды стиля 50 –х годов 20 века, издано несколько её книг.

Валерий Тодоровский, причитав повесть Литвиновой, снял по ней фильм «Страна глухих». В 2014 году вышла комедия «Гена-Бетон» с её участием.

Личная жизнь

Про свою личную жизнь Рената говорить не любит. Первый брак, просуществовавший всего год, и мужа, кинопродюсера Антипова, никак не комментирует.

Вторым избранником Литвиновой стал бизнесмен Леонид Добровский. Они оформили отношения в 2001 году, а летом этого же года у пары появилась дочурка Ульяна. Но семья просуществовала всего 5 лет. В 2006 году произошёл скандальный развод, получивший обширную огласку, благодаря скандальным судебным разбирательствам.

Позже, мама актрисы рассказала, будто у молодых людей были нормальные отношения, пока в прессу не просочились слухи о том, что Рената Литвинова и Земфира Рамазанова как-то уж очень тесно дружат. Это привело Добровского в бешенство. Он несколько раз кидался на жену с ножом. Рената была вынуждена подать заявление о расторжении брака.

Развод и всеобщие обсуждения крепкой женской дружбы не повлияли на отношения подруг. Более того, всё чаще стали поговаривать, что Земфира с Ренатой живут вместе. Литвинова срежиссировала для певицы 8 клипов, в 2008 году сняла документальный фильм о подруге, который называется «Зелёный театр в Земфире».

Масло в огонь подлили некоторые бывшие однокурсники актрисы, утверждая, что Рената и во время учёбы не баловала вниманием мужчин, т. к. сама обладает мужским целеустремлённым характером.

Пресса всё чаще говорила о нетрадиционной ориентации актрисы. Рената опровергала эту информацию и утверждала, что Земфира – её лучшая подруга и соратница. После того, как у женщин появились одинаковые кольца, поползли слухи об их свадьбе в Голландии или Швеции.

Однако в 2009 году женщины прекратили тесное общение. Поговаривали, что страсть между ними прошла, но они смоги сохранить дружеские отношения.

В 2010 году появились слухи о том, что кинодива, на съёмках картины «Волшебный кубок» в Таллинне, познакомилась с начинающей актрисой и певицей Ренатой Пиотровски, внучкой знаменитого актёра Леонида Коневского, и увлеклась ей. После завершения съёмок женщины продолжили общение. Старшая Рената делала дорогие подарки младшей подруге, преподносила ей ювелирные украшения и одежду от кутюр. Когда знаменитого дедушку спросили о его отношению к данной ситуации, он ответил, что мудрая Рената многому может научить его внучку, а в её личные отношения он не лезет. Но на 24-летие тёзки Рената не пришла.

Своё сорокавосьмилетие Литвинова отпраздновала в Московском ресторане. Поздравить Ренату приехала Земфира. На торжестве также присутствовали её давнишние подружки Светлана Бондарчук и Ольга Слуцкер. Почётным гостем на торжестве был помощник президента РФ Владислав Сурков с женой.

Недавно Бондарчук в своём блоге выложила фотографию с девичника, на которой Земфира и Рената Литвинова нежно обнимаются, подписав «Девчонки» и прикрепив смайлик-сердечко. Поклонники Бондарчук оценили фотографию, она получила много добродушных комментариев.

Дочь Ренаты Литвиновой учится во Франции, домой приезжает только на каникулы. Актриса её очень любит, называет своей отдушиной, сожалеет, что доводится редко видеться. Ульяне Добровской исполнилось 14 лет, и она очень похожа на свою мать.

Актриса неоднократно признавалась, что одержима темой смерти. Рената считает, что какие-то существа контролируют каждого человека. В 2012 году вышел фильм, под её режиссурой, который называется «Последняя сказка Риты». Он посвящён любви и смерти. Фильм был снят на личные сбережения Литвиновой.

Секреты стройной фигуры, красоты, любимый парфюм

Внешность известной актрисы вызывает восхищение. Многие женщины завидуют и хотят знать секреты её молодости Многочисленные слухи о том, что Рената поддерживает свою красоту благодаря пластической хирургии и неоднократно делала коррекцию внешности, она опровергала. Говорила, что страшно боится этих операций и старается достойно принимать свой возраст. Несмотря на её отрицательное отношение к пластике, в ноябре 2015 года в прессу снова просочилась информация, что якобы Литвинова сделала коррекцию носа, избавив себя от давнего комплекса и очень довольна результатом.

Макияж Ренаты Литвиновой имеет свои характерные особенности – это чёрная графичная стрелка на глазах и губы ярко-красного цвета.

Рената делится своей диетой:

  • нельзя игнорировать завтрак (салат, овсянка на воде или йогурт);
  • нужно мало есть;
  • нельзя торопиться, необходимо тщательно пережёвывать пищу, тогда насыщение приходит быстрее;
  • возьмите за правило последний раз есть в пять часов вечера, тогда не захочется проглотить какой-нибудь кусочек перед сном.

Она совсем не употребляет мучное, жареное, отказалась от молочных продуктов, но не прочь выпить бокал шампанского жарким летним днём.

Актриса говорит, что её бабушка постоянно душилась «Красной Москвой» . Любовь к этому аромату передалась внучке. В сумочке у Ренаты всегда можно найти флакончик винтажной «Красной Москвы». Она признаётся, что любит смешивать разные ароматы, но только любимый парфюм Chanel № 5 смешивать с другими рука не поднимается. Ещё ей нравятся духи «Мицуко».