Зима вьюжная. Русская зима

«Мне посчастливилось сблизиться с Иваном Сергеевичем в ранние годы его литературной работы, – вспоминал К. Федин. – Это было вскоре после Гражданской войны. На протяжении полувека он настолько посвящал меня в свою жизнь, что мне иногда кажется – она стала моей.

Он никогда не задавался целью написать подробно свою биографию. Но он из тех редких художников, жизнь которых как бы сложила собою все, что им написано».

Калерия Жехова

НА РОДНОЙ ЗЕМЛЕ

Восход солнца

Еще в раннем детстве доводилось мне любоваться восходом солнца. Весенним ранним утром, в праздничный день, мать иногда будила меня, на руках подносила к окну:

– Посмотри, как солнце играет!

За стволами старых лип огромный пылающий шар поднимался над проснувшейся землею. Казалось, он раздувался, сиял радостным светом, играл, улыбался. Детская душа моя ликовала. На всю жизнь запомнилось мне лицо матери, освещенное лучами восходящего солнца.

В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит вверху над макушками предутренний ветер, одна за другою гаснут в небе чистые звезды, четче и четче обозначаются на посветлевшем небе черные вершины. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Чист и прозрачен воздух. Росистым утром, смолою пахнет в густом лесу.

Видел восход солнца над родными полями, над зеленеющим, покрытым росою лугом, над серебряной гладью реки. В прохладном зеркале воды отражаются побледневшие утренние звезды, тонкий серп месяца. На востоке разгорается заря, и вода кажется розовой. Как бы в парной легкой дымке под пение бесчисленных птиц поднимается над землею солнце. Точно живое дыхание земли, легкий золотистый туман стелется над полями, над недвижной лентой реки. Все выше поднимается солнце. Прохладная прозрачная роса на лугах сияет алмазной россыпью.

Наблюдал появление солнца в морозное зимнее утро, когда нестерпимо сияли глубокие снега, рассыпался с деревьев легкий морозный иней. Любовался восходом в высоких горах Тянь-Шаня и Кавказа, покрытых сверкающими ледниками.

Особенно хорош восход солнца над океаном. Будучи моряком, стоя на вахте, много раз наблюдал я, как восходящее солнце меняет свой цвет: то раздувается пылающим шаром, то закрывается туманом или далекими облаками. И все вокруг внезапно меняется. Иными кажутся далекие берега, гребни набегающих волн. Изменяется цвет самого неба, золотисто-голубым шатром покрывающего бескрайнее море. Пена на гребнях волн кажется золотою. Золотыми кажутся летящие за кормою чайки. Алым золотом отсвечивают мачты, блестит крашеный борт корабля. Стоишь, бывало, на вахте на носу парохода, несказанной радостью наполняется сердце. Рождается новый день! Сколько встреч и приключений сулит он молодому счастливому моряку!

Жители больших городов редко любуются восходом солнца. Высокие каменные громады городских домов закрывают горизонт. Даже сельские жители просыпают короткий час восхода солнца, начало дня. Но в живом мире природы все пробуждается. На опушках леса, над озаренной водою громко поют соловьи. Взвиваются с полей в небо, исчезая в лучах рассвета, легкие жаворонки. Радостно кукуют кукушки, свистят дрозды.

Только моряки, охотники – люди, тесно связанные с матерью-землею, знают радость торжественного солнечного восхода, когда на земле пробуждается жизнь.

Друзья мои читатели, очень советую вам полюбоваться восходом солнца, чистой ранней утренней зарею. Вы почувствуете, как свежей радостью наполняется ваше сердце. В природе нет ничего прелестнее раннего утра, утренней ранней зари, когда материнским дыханием дышит земля и жизнь пробуждается.

Русская зима

Хороши, чисты русские снежные зимы. Глубокие сверкают на солнце сугробы. Скрылись подо льдом большие и малые реки. В морозное тихое утро над крышами деревенских домов столбами поднимается в небо дым. Под снежной шубой, набирая силу, отдыхает земля.

Тихи и светлы зимние ночи. Обливая снега тонким светом, сияет луна. В лунном свете мерцают поля, вершины деревьев. Хорошо видна накатанная зимняя дорога. Темны тени в лесу. Крепок зимний ночной мороз, потрескивают в лесу стволы деревьев. Высокие звезды рассыпаны по небу. Ярко светит Большая Медведица с ясной Полярной звездою, указывающей на север. От края до края протянулся по небу Млечный Путь – загадочная небесная дорога. В Млечном Пути распростер свои крылья Лебедь – большое созвездие.

Что-то фантастическое, сказочное есть в лунной зимней ночи. Вспоминаются пушкинские стихи, гоголевские рассказы, Толстой, Бунин. Кому приходилось ездить лунной ночью по зимним проселочным дорогам, наверное, вспомнит свои впечатления.

А как хороши зимний рассвет, утренняя заря, когда покрытые снегом поля, пригорки освещают золотые лучи восходящего солнца и заблестит, засверкает ослепительная белизна! Необыкновенны русская зима, яркие зимние дни, лунные светлые ночи!

Некогда бродили по снежным полям и дорогам голодные волки; пробегали, оставляя на снегу тонкие цепочки следов, лисицы, разыскивая спрятавшихся под снегом мышей. Даже днем можно было увидеть в поле мышкующую лисицу. Неся над снегом пушистый хвост, пробегала она по полям и перелескам, острым слухом чуяла спрятавшихся под снегом мышей.

Чудесны зимние солнечные дни. Раздолье лыжникам, бегущим на легких лыжах по скользкому снегу. Я не любил проторенных лыжниками лыжней. Возле такой лыжни, где цепочкой бежит человек за человеком, трудно увидеть зверя или лесную птицу. На лыжах я один уходил в лес. Лыжи ходко, почти неслышно скользят по нетронутому снегу. В высокое небо возносят сосны свои кудрявые побелевшие вершины. На зеленых колючих ветвях развесистых елей лежит белый снег. Под тяжестью инея в дугу согнулись молодые высокие березки. Темные муравьиные кучи покрыты снегом. В них зимуют черные муравьи.

Полон жизни зимний, казалось бы, мертвый лес.

Вот простучал на сухом дереве дятел. Неся в клюве шишку, пестрым платочком перелетел на другое место – к своей «кузнице», устроенной в развилине старого пня, ловко вправил шишку в свой верстак и стал долбить клювом. Во все стороны полетели смолистые чешуйки. Вокруг пня валяется много расклеванных шишек. С дерева на дерево перепрыгнула шустрая белочка. Большая белая снежная шапка упала с дерева, рассыпалась снежной пылью.

На краю леса можно увидеть сидящих на березах черных тетеревов. Зимою они кормятся почками берез. Бродя по снегу, собирают черные ягоды можжевельника. Крестообразными следами тетеревиных лап исписана между кустами поверхность снега. В студеные зимние дни тетерева, падая с берез, зарываются в снег, в глубокие лунки. Счастливому лыжнику иногда удается поднять спрятавшихся в снежных лунках тетеревов. Один за другим в алмазной снежной пыли вылетают птицы из глубокого снега. Остановишься, любуясь дивным зрелищем.

Много чудес можно увидеть в зимнем спящем лесу. С шумом пролетит рябчик или поднимется тяжелый глухарь. Всю зиму глухари кормятся на молодых соснах жесткой хвоей. Возятся под снегом лесные мыши. Спят под корнями деревьев ежи. Бегают по деревьям, гоняясь за белками, злые куницы. Стайка красногрудых веселых клестов, роняя снежную навись, с приятным свистом расселась на покрытых смолистыми шишками ветвях ели. Стоишь и любуешься, как быстро и ловко теребят они тяжелые шишки, добывая из них семена. От дерева к дереву тянется легкий следок белки. Цепляясь за сучья, сверху сорвалась, упала к ногам обглоданная шишка. Подняв голову, вижу, как закачалась, освободившись от тяжести, ветка, как перемахнула, затаилась в густой вершине проворная лесная проказница. Где-то в дремучем лесу спят в своих берлогах почти непробудным сном медведи. Чем сильнее мороз, тем крепче спит медведь. Бродят в осиннике рогатые лоси.

Интересные рассказы для младших школьников и дошкольников про зиму. Зимние рассказы для детей. Рассказы Н. И. Сладкова, И. С. Соколов-Микитов.

Рассказы о зимней природе, о поведении животных в природе, о поведении лосей, о том как переживают зиму цветы и растения.

Столовая-прорубь. Н. И. Сладков.

Бывают такие быстрые речки, что в них зимой не везде замерзает вода. У такой полыньи, у живой воды, любят зимовать птички оляпки. Целыми днями летают они у полыньи, садятся на обледенелые камни, весело приседают, кланяются и даже поют. Да так звонко, весело и старательно, что даже из клюва парок вырывается! И хоть мороз, а они купаются, плавают и ныряют. Но всё это только до той поры, пока сильный мороз не скуёт полынью. На дно не нырнуть, водяных жуков и личинок не достать. Тут уж не до песен. Сидят на камнях скучные и голодные. Вот тут-то и надо взять длинный шест и разбить лёд в полынье. Это нетрудно: лёд ещё тонкий, глубина под ним по колено, а бить можно прямо с берега. И оляпки тогда не улетят на другую речку, а останутся тут жить: жуков ловить, вас веселить.

На лесной дороге. Автор: И. С. Соколов-Микитов

Одна за другой идут по зимней дороге нагружённые брёвнами тяжёлые машины. Выбежал из лесу лось.

Смело перебегает широкую наезженную дорогу.

Остановил шофёр машину, любуется сильным, красивым лосем.

Много лосей в наших лесах. Целыми стадами они бродят по засыпанным снегом болотам, скрываются в кустарниках, в больших лесах.

Люди не трогают, не обижают лосей.

Только голодные волки решаются иногда нападать на лосей. Рогами и копытами обороняются от злых волков сильные лоси.

Никого не боятся лоси в лесу. Смело бродят по лесным полянам, переходят широкие просеки и наезженные дороги, нередко подходят близко к селениям и шумным городам.

Подснежники.

А под снегом что?

Валежник, древесный лом. Палые листья, хвоя. Хвощи и папоротники, которых зазимок не побил. Не побил их мороз с осени, доймёт сейчас: земля-то, поди, на метр вглубь промёрзла.

Пусть так: снег валит, мороз ёлки на лучину щеплет. Как бы ни было, как раз зимой и ждёт своего часа весна. Под снегом брусника зеленым зелена, с осени проклюнулись всходы трав, и какая-нибудь окоченелая былинка в пазушках листьев пеленает бутоны — цветами они развернутся ранними, когда рухнут сугробы, растекутся лужи.

В разгар зимы под снегом весна: писк и беготня, возня и весёлые игры. И у кого бы это? Да у мышей!

Полёвка с виду точно как мышь. Хвост лишь короче и уши маленькие. Себе на уме полёвка, не жалеет сил на благоустройство норки: отдельно спальня и детская, туалет отдельно и отдельно кладовая с запасом съестного добра. Нет норки, так гнездо свито из травяной ветоши. Во мху, под пластами древесного мусора, палых листьев устроены ходы-улочки к кустам — кору грызть; к зарослям трав — семена собирать; от норы к норе — к соседям в гости бегать.

Общительны полёвки, держатся кучно. В норах и гнёздах тепло. Иногда и душно. Делаются поэтому лазейки на поверхность, чтобы свежего воздуха, как из форточки, хлебнуть.

Темень под снегом.

Ночь или день, зима или лето — какая полёвкам разница? Тепло им и сытно, кладовые от запасов ломятся. И пищат в гнёздах мышата...

Вот так подснежники!

Иван Сергеевич Соколов-Микитов “Зима” – это первый рассказ, который мой сын вписал в свой читательский дневник. В этой статье я покажу как мы разбираем прочитанное, какое изложение произведения сделал ребенок. Также представлю дополнительные материалы, которые помогут разнообразить и дополнить занятие.

Здравствуйте уважаемые читатели, мы начинаем работу с читательским дневником. Сегодня разберем первый рассказ из книги издательства Речь, которую я описала в отдельной статье. Данное произведение короткое, понятное для восприятия ребенком (моему сыну сейчас 6 лет 4 месяца), именно с него мы и начнем учиться делать мини-анализ прочитанного.

Читаем текст

Выпал снег.
Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля. Глубокие высятся сугробы.

Тяжёлыми белыми шапками накрылся и притих лес. На скатерти снегов видят охотники красивые узоры звериных и птичьих следов.

Вот у обглоданных осинок натропил ночью зайчишка-беляк; подняв чёрный кончик хвоста, охотясь за птичками и мышами, пробежал горностай. Красивой цепочкой вьётся по лесной опушке след старого лисовина. По самому краю поля, след в след, прошли разбойники-волки.

А через широкую наезженную дорогу, взрывая копытами снег, перешли лоси…

Много крупных и мелких зверей и птиц живёт и кормится в накрытом снежною нависью, притихшем зимнем лесу.

Иван Сергеевич написал данное повествование поющим, спокойным языком, используя периодически незнакомые для современных детей слова. В книге учтиво сделаны сноски с расшифровкой, вы можете увидеть их внизу страницы, кликнув на фото.

Фото увеличивается при клике

Работаем с читательским дневником

Есть много видов их заполнения, наш создан ориентируясь на уровень моего шестилетнего ребенка. Биография писателя пройдена нами отдельно, вы можете

Вопрос-ответ

Детям дошкольного и младшего школьного возраста можно, и даже нужно, помогать с заполнением дневника. Наш процесс таков: когда мой сын читал текст, я просто молчала, не перебивая. Затем задала наводящие вопросы, прося найти фразы в произведении, которые могут подтвердить его ответы. Мы обсудили прочитанное и сын записал краткую зарисовку.

Порой легче работать с текстами бОльшего объема, в них развиваются определенные события, которые проще вычленить. Тем не менее, я не заметила проблем у ребенка, ответить на мои вопросы по рассказу “Зима”.

Где и когда происходит действие? Зимой, в лесу.
Кто основные герои рассказа?

  • зайчишка-беляк с черным кончиком хвоста;
  • горностай;
  • старый лисовин (лис);
  • разбойники-волки;
  • лоси.

Понравившаяся фраза:

По самому краю поля, след в след, прошли разбойники-волки.

  • заячьи;
  • горностая;
  • лисьи;
  • волчьи;
  • лосиные.

Где прошли волки? По самому краю поля.
Через что перешли лоси? Через широкую наезженную дорогу.
Тебе понравился рассказ? Да.

Изложение прочитанного

Вся предыдущая работа проводится для того, чтобы дитя осознало главные мысли автора. А у родителя появляется возможность увидеть, понял ли ребенок суть произведения. Только после этого можно приступать к его описанию.

Хоть это и первый раз в жизни сына, мне хотелось увидеть его собственный потенциал. Поэтому, попросив сделать запись в читательском дневнике, я просто вышла из комнаты. Так я смогла понять что имеем на данный момент, над чем нужно работать, и в дальнейшем смогу брать этот текст за отправную точку. Вот что получилось у Александра.

Была зима, выпал снег. Он накрыл лес, сделались сугробы. Пробежал зайчишка, пробежал горностай. Охотники увидели цепочкой след старого лисовина. Пробежали волки, они искали добычу. В зимнем лесу многие звери не спят.

Развлекательная страничка

Обычно в дневнике юного читателя имеется место для рисунка, кроссворда или какого-то другого занятия по теме прочитанного. В этот раз мне показалось логичным дать возможность увидеть то о чем пишет прозаик. Я подготовила фото описанных им животных и их “узоры” на снегу. Всё это совсем несложно найти в картинках интернета. Александр сопоставил увиденное и вклеил на развороте.

Хороши, чисты русские снежные зимы. Глубокие сверкают на солнце сугробы. Скрылись подо льдом большие и малые реки. В морозное тихое утро над крышами деревенских домов столбами поднимается в небо дым. Под снежной шубой, набирая силу, отдыхает земля. Тихи и светлы зимние ночи. Обливая снега тонким светом, сияет луна. В лунном свете мерцают поля, вершины деревьев. Хорошо видна накатанная зимняя дорога. Темны тени в лесу. Крепок зимний ночной мороз, потрескивают в лесу стволы деревьев. Высокие звезды рассыпаны по небу. Ярко светит Большая Медведица с ясной Полярной звездою, указывающей на север. От края до края протянулся по небу Млечный Путь, загадочная небесная дорога. В Млечном Пути распростер свои крылья Лебедь - большое созвездие.
Что-то фантастическое, сказочное есть в лунной зимней ночи. Вспоминаются пушкинские стихи, гоголевские рассказы, Толстой, Бунин. Кому приходилось ездить лунной ночью по зимним проселочным дорогам, наверное, вспомнит свои впечатления. А как хороши зимний рассвет, утренняя заря, когда покрытые снегом поля, пригорки освещают золотые лучи восходящего солнца и заблестит, засверкает ослепительная белизна! Необыкновенны русская зима, яркие зимние дни, лунные светлые ночи!

Некогда бродили по снежным полям и дорогам голодные волки; пробегали, оставляя на снегу тонкие цепочки следов, лисицы, разыскивая спрятавшихся под снегом мышей. Даже днем можно было увидеть в поле мышкующую лисицу. Неся над снегом пушистый хвост, пробегала она по полям и перелескам, острым слухом чуяла спрятавшихся под снегом мышей.

В высокое небо возносят сосны свои кудрявые побелевшие вершины. На зеленых колючих ветвях развесистых елей лежит белый снег. Под тяжестью инея в дугу согнулись молодые высокие березки. Темные муравьиные кучи покрыты снегом. В них зимуют черные муравьи. Полон жизни зимний, казалось бы, мертвый лес. Вот простучал на сухом дереве дятел. Неся в клюве шишку, пестрым платочком перелетел на другое место - к своей "кузнице", устроенной в развилине старого пня, ловко вправил шишку в свой верстак и стал долбить клювом. Во все стороны полетели смолистые чешуйки. Вокруг пня валяется много расклеванных шишек. С дерева на дерево перепрыгнула шустрая белочка. Большая белая снежная шапка упала с дерева, рассыпалась снежной пылью. На краю леса можно увидеть сидящих на березах черных тетеревов. Зимою они кормятся почками берез. Бродя по снегу, собирают черные ягоды можжевельника. Крестообразными следами тетеревиных лап исписана между кустами поверхность снега. В студеные зимние дни тетерева, падая с берез, зарываются в снег, в глубокие лунки. Счастливому лыжнику иногда удается поднять спрятавшихся в снежных лунках тетеревов. Один за другим в алмазной снежной пыли вылетают птицы из глубокого снега. Остановишься, любуясь дивным зрелищем. Много чудес можно увидеть в зимнем спящем лесу.

Цель: познакомить учащихся с произведением И. Соколова-Микитова “Зима в лесу”.

  • познакомить учащихся с жизнью диких животных зимой в лесу;
  • развивать логическое мышление через работу с загадками;
  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи и делать простейшие выводы и обобщения;
  • воспитывать мотивацию к учению.

Учебно-наглядное пособие: выставка книг И. Соколова-Микитова; таблички со словами “метель”, “сугроб”, “вьюга”, “мороз”; картина “Жизнь животных зимой в лесу”; иллюстрации с изображением зимних пейзажей; картинки с изображением зайца, волка, лисы, лося, горностая; слоговая таблица; части тела лисы; шифр-ключ для отгадывания автора; изображение следов зверей.

Ход урока

Найти карточку с прочитанным словом на столе у учителя и прикрепить на доску.

Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На твоей ладошке. (Cнежинка )

Про что говорят: “висят”, “хрустит, скрипит”?

Какое время года “подарило” нам эти слова? (Зима )

Составьте предложение из слов “холодная”, “наступила”, “зима”, “снежная”. (Наступила холодная снежная зима )

Какой слог не вошел в предложение? (Иг )

II. Речевая зарядка.

1. “Есть страна Австралия”. (Приложение 1)

По какой стране мы с вами путешествуем? (По стране Читалия )

Чему мы учимся в этой стране? (Ответы детей )

2. Задание “Инструкция”. (Текст на доске ).

В полдень дождь перестал ,
И что белый пушок
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.

III. Проверка домашнего задания.

Какую большую тему изучаем на уроках чтения и развития речи? (“Идёт волшебница зима” )

Какое стихотворение учили? (“Встреча зимы” )

Тихое чтение стихотворения по учебнику.

О чём пишет поэт? (Ответы детей )

Как изменилась природа с наступлением зимы?

IV. Подготовка к первичному восприятию текста.

Прозвенел давно звонок.
Продолжаем мы урок.
Можно за партой тихонько сидеть,
А можно отправиться в лес –
Чудеса посмотреть.

Закройте глаза и представьте себе такую картину.

Серебрятся на солнце сугробы. Всеми цветами радуги сверкает снег. Хорош лес в зимнем убранстве. Спит он под белыми снежными шапками. Но жизнь в лесу не остановилась. На белом снегу видны узоры звериных и птичьих следов. Откройте глаза.

Куда мы с вами сейчас перенеслись? (На доске картина “Жизнь животных зимой в лесу”)

Не эту ли картину вы все увидели закрытыми глазами?

Что зимой в лесу нас окружает? (Сугробы, ветер, деревья, следы )

Отгадайте, чьи следы можно увидеть в лесу на снегу.

Работать будем с загадками. Вам необходимо найти на доске картинку-отгадку.

1. Он за модой не следит,
На “показах” не сидит,
Но, как сменится сезон,
Поменяет шубку он –
Серую, немаркую
На белую и яркую
Модницам на зависть.
Кто он? Это… Заяц

2. На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож.
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк )

3. Этого животного узнайте по деталям – частям тела. (Лиса ) (Приложение 2)

4. Следующее животное отгадайте по описанию: “Стоит великан леса у дерева, тянется за молодыми побегами. А на голове огромные рога, словно куст ветвистый”. (Лось )

5. А этого красивого зверька с ценной белой шкуркой и черным концом хвостика зовут горностай. (Показ картинки )

И ещё следы многих зверей можно увидеть в лесу зимой.

V. Сообщение темы урока.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов очень любил природу, изучал её, наблюдал и написал для вас много рассказов. (Выставка книг )

VI. Изучение нового материала.

1. Чтение текста учителем.

Послушайте, как И. Соколов-Микитов описывает зимний лес и его обитателей в своём произведении “Зима в лесу”. (Прослушивание текста )

Где мы сейчас с вами побывали? (В зимнем лесу )

Следы каких зверей встречаются в зимнем лесу? (Дети отвечают, опираясь на картинки с доски )

А почему не видны следы медведя?

Просека – полоса в лесу, очищенная от деревьев.

3. Чтение текста учащимися и работа по содержанию.

а) 1-я часть: до слов “… и притих лес”.

О чем говорится в этой части?

Прочитайте, как выглядит зимний лес.

С чем сравнивается снег в тексте? (С чистой белой скатертью )

Чем “накрылся и притих лес”? (Тяжелыми белыми шапками )

Какое слово нам говорит о том, что снега выпало много?

б) 2-я часть : до слов “… прошли разбойники-волки”.

Чьи следы видны на снегу в лесу? (Звериные )

Прочти, что сделал зайчишка-беляк?

Что значит “натропил”?

Около каких деревьев лакомился заяц?

Чем занят горностай?

Опишите по картинке, как выглядит этот зверёк?

Чьи ещё следы видны?

След какого зверя назван “цепочкой”?

Как вы представляете себе такой след?

в) 3-я часть: со слов “А через широкую …” и до конца.

О каких животных узнали из этой части? (О лосях )

Прочтите, где ходят лосиные стада?

Как вы думаете, почему эти животные ходят стадами?

В наших лесах лосей тоже много.

Кто иногда решается нападать на лосей? (Волки )

Почему они это делают? (Голодные )

Как лоси обороняются от нападений?

Прочти, где можно встретить лосей?

4. Жужжащее чтение.

О ком узнали из рассказа?

Объяснить выражение “на скатерти снегов”.

У каких зверей на ногах копыта?

5. Игра “У кого какие следы”.

Книгу леса открываем,

По следам её читаем.

Что изображено на доске? (картинки животных и их следы )

Вам необходимо проследить, какой след кому принадлежит. (Приложение 6)

У кого из этих животных след похож на след собаки? (У волка и лисы )

6. Выборочное чтение.

Найдите и прочитайте описание зимнего леса.

Почему лоси такие смелые животные?

7. “Ловушка”. (Учитель читает текст и заменяет некоторые слова синонимами, учащиеся ищут эту замену ).

8. “Голова и хвост”. (Учитель начинает читать предложение, учащиеся его находят и дочитывают до конца )

VII. Домашнее задание.

Стр. 128-129 – пересказ текста.

VIII. Итог урока.

С каким произведением познакомились на уроке?

Кто в зимнем лесу питается корой деревьев?

Назовите хищников, описанных в тексте.

Продолжите фразу: “Сегодня я узнал, что …”