Самый современный вертолет в мире. Лучшие ударные вертолёты в мире

Вертолеты появились над полями боев относительно скоро после завершения Второй мировой войны. Первое массовое применение винтокрылых машин состоялось во время корейского конфликта, и первопроходцами в этом стали американцы. Первоначально вертолеты выполняли функцию разведчиков, корректировщиков огня, эвакуировали раненых (благодаря использованию вертолетов для эвакуации выживаемость раненых бойцов в армии США выросла в несколько раз). На заре своей военной карьеры вертолеты не выполняли ударных функций.

У нового типа летательных аппаратов было немало противников: отмечалась небольшая скорость вертолетов, их недостаточная защищенность даже от стрелкового оружия. Но опыт применения ударных вариантов этих машин в итоге развеял все опасения, и вертолеты прочно заняли место на поле сражения.

Через некоторое время мир вошел в эпоху окончательного обрушения колониальной системы, и в разных уголках планеты вспыхнули вооруженные конфликты, для которых были характерны активные партизанские действия. Оказалось, что вертолеты, в отличие от боевых самолетов, прекрасно подходят для борьбы с партизанами.

Переломным моментом в истории боевых вертолетов стал октябрь 1973 года, когда во время арабо-израильского конфликта 18 израильских вертолетов «Кобра » в одном вылете уничтожили 90 египетских танков. С этого дня одной из основных задач боевых вертолетов стала борьба с бронетехникой.

В Советском Союзе не сразу разглядели потенциал вертолетов, но затем принялись быстро наверстывать упущенное. В 1971 году появился первый опытный образец ударного советского вертолета Ми-24 . Эта легендарная машина до сих пор стоит на вооружении России и многих других стран. За время своей долгой службы «крокодил» успел поучаствовать в десятках конфликтах, прошел суровые испытания афганской войны и претерпел многочисленные усовершенствования. Если американский вертолет Bell UH «Хьюи» — это символ вьетнамской войны, то Ми-24 «крокодил» — это символ войны в Афганистане.

Ми-24 был задуман как летающая БМП: кроме мощного вооружения и броневой защиты, он имел десантный отсек, в котором мог доставлять пехоту на поле боя, а затем поддерживать ее огнем. Но в действительности получилось так, что десантирование с Ми-24 проводилось крайне редко, и как правило, вертолет применялся как ударная машина. Так что попытка создания многоцелевого вертолета вышла не совсем удачной, и в середине 70-х годов прошлого века в СССР решили создать боевой вертолет нового поколения. Для разработки перспективной ударной машины был объявлен конкурс между КБ Миля и Камова. В результате этого соревнования появились на свет самые лучшие на сегодняшний день боевые вертолеты России: Ми-28 «Ночной охотник» и Ка-50 «Черная акула» (и Ка-52 «Аллигатор»).

Ми-28 «Ночной охотник»

Технические характеристики вертолета Ка-50 «Черная акула»

Одной из основных причин прекращение производства Ка-50 стала как раз «одноместность» этого вертолета». Пилотировать вертолет на малых высотах – очень непросто, еще сложнее вести при этом огонь по противнику. Вертолет соосной схемы довольно сложен в пилотировании и требует от пилота серьезного мастерства. Поэтому на смену Ка-50 «Черная акула» пришел Ка-52 «Аллигатор».

Ка-52 – двухместная модификация Ка-50. Вертолет отличается от своего предшественника измененной носовой частью и комплексом нового радиоэлектронного оборудования. Ка-52 изначально задумывался как командирская машина, координирующая действия группы вертолетов Ка-50.

На Ка-52 установлен многофункциональный навигационный комплекс «Аргумент-2000», который делает вертолет всепогодным и способным летать в любое время суток. Он состоит из поисково-прицельной системы ГОЭС-451 и обзорно-пилотажной системы.
Вооружение аналогично вооружению Ка-50.

Еще одной интересной машиной, которая в различных комплектациях уже поставляется в Вооруженные силы и гражданским заказчикам, является вертолет «Ансат», разработанный и изготовленный на Казанском вертолетном заводе. «Ансат» построен по классической одновинтовой схеме, имеет два газотурбинных двигателя. Он может поднимать до 1300 килограмм груза или 9 пассажиров.

Первый свой полет «Ансат» совершил в 1999 году. Машина универсальна: может перевозить грузы, пассажиров, использоваться в качестве медицинского и поисково-спасательного вертолета. Казанские конструкторы создали модификацию « » — учебный вертолет для обучения курсантов военных училищ.

Стремительный Ми

В прессе появилась информация о разработке нового высокоскоростного вертолета в КБ имени Миля. В 2018 году проект новой машины должен быть закончен. В 2014-2015 годах на этот проект из государственного бюджета планировалось выделить 4 миллиарда рублей.

Изначально в этой программе участвовало и КБ имени Камова, но проект КБ Миля был признан более удачным. Новый вертолет должен иметь дальность полета до 1,5 тысячи километров и развивать скорость до 450 км/ч. Вертолет создается для потребностей гражданской авиации.

Можно добавить, что созданием скоростного вертолета занимаются и в других странах. В частности, сейчас подобную машину разрабатывают в Sikorsky Aircraft.

Старый конь борозды не портит

На сегодняшний день в России осталось большое количество старых, проверенных временем Ми-24. Еще в 1999 году была разработана программа модернизации этих вертолетов. Обновленная машина получила обозначение Ми-35 . Она производится для нужд Министерства обороны России и экспортируется за рубеж.

В новом вертолете установлена новая тепловизорная система и приборы ночного видения. Кроме того, Ми-35 оборудован системой спутниковой навигации, позволяющей точно определить координаты машины.

К началу 2014 года для министерства обороны России было изготовлено 24 Ми-35, еще почти 50 единиц планировалось передать российским военным к 2018 году.

Ми-171А2 и Ми-38

Еще одной интересной машиной, находящейся на стадии государственных испытаний, является вертолет Ми-171А2. Это не что иное как глубокая модернизация знаменитого Ми-8 . По сути, эта машина — продолжение славных традиций вертолетов Ми-8/17, выполненная на современном технологическом уровне, с использованием самых современных технологий и материалов. На новом вертолете будут установлены современная система управления, силовая установка, будет переделан салон. В 2014 году вертолет был сертифицирован, в 2016-м началось его серийное производство.

Еще одной репликой Ми-8/17 является грузопассажирский вертолет Ми-38 . В эту машину было внесено множество модификаций. Современная авионика, полностью стеклянная кабина, широкое использование композитных материалов. Несущие винты вертолета выполнены полностью из композитных материалов и не требуют замены в течение всего срока службы машины.

Создано несколько модификаций Ми-38, способные выполнять разные функции: возить пассажиров и грузы, выполнять поисково-спасательные работы. В 2014 году проводились испытательные полеты, а в начале 2015-м состоялась сертификация Ми-38.

Видео о новейших российских вертолетах

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

С июля 1961 года было выпущено более 17 тыс. вертолетов Ми-8 и его модификаций. Из-за своей надежности машина - желанный гость более чем в 50 странах мира, ведь она способна справляться с задачами практически в любых условиях - от Африки до Крайнего Севера. Популярность Ми-8 действительно оправдана: неприхотливый, простой, универсальный вертолет способен справляться с полным спектром задач. Свое место в топ -10 лучших вертолетов мира Ми-8 заслужил еще одним личным непобитым рекордом - поднятие на высоту 8100 метров за 13 минут.

МИ-26 - самый большой

Созданный в 1977 году, вертолет получил неласковое прозвище «Корова», хотя ему скорее подошло бы «муравей», ведь при своей взлетной массе 49 650 кг он спроектирован под возможность переносить грузы больше собственного веса . По расчетам, вертолет должен был переносить до 80 полностью экипированных десантников. Но бравое советское руководство плевать хотело на расчеты и загружало в машину до 150 человек. И самое парадоксальное: «Корова» взлетала и с таким набитым «брюхом». Именно этой машине-рекордсмену в 1999 году было доверено перевезти на внешнем подвесе 25-тонный блок льда с 23 000-летним из Сибири . Во время ликвидации последствий ЧАЭС эти исполины, перегруженные дополнительной свинцовой защитой, на удлиненных внешних подвесках (чтобы не поднимать радиационную пыль) занимались в четвертом блоке монтажными работами невообразимой сложности. По завершении операции вертолетчики со слезами на глазах проводили всех своих «боевых друзей» на захоронение в Зону Отчуждения.

LOCKHEED АН-56 CHEYENNE - самый быстрый

Выпущенный в 1967 году в США, этот вертолет развивал скорость до 393 км/час и был создан для огневого прикрытия мощного собрата-вертолета «Чинук». Формально «Шайенн» даже не вертолет, так как у него в запасе имеется толкающий пропеллер. А суперскорость (по некоторым данным, более 400 км/час) была обусловлена использованием небольших крыльев, которые позволяли винтокрылу не наклоняться вперед и избегать избыточного лобового сопротивления. Жаль, что судьба этого рекордсмена топ-10 вертолетов мира была недолгой: инцидент с оторвавшейся лопастью, пробившей фонарь и убившей пилота, заставил военных отозвать скоростной вертолет из серии. Во всем оказалась виновата бесшарнирная конструкция винта, но у вояк не было времени на разбор полетов - реалии поджимали сроки.

BELL UH-1 - самый легендарный

«Ирокез» - культовый символ Вьетнамской войны UH-1 по прозвищу «Хьюи» стал любимцем не только американских военных, но и всех любителей кино , ведь без этого гордого профиля с фигуркой солдата, беспечно свесившего ноги за борт, не обходится ни одна приличная голливудская картина о войне. Живучий красивый вертолет был настолько удачен, что его серия насчитывает более 16 тыс. машин. Ветераны тепло вспоминают, как «Хьюи» стал для них родным домом, летающим «складом» с провизией и долгожданным транспортом для эвакуации раненых. За время военных действий 3000 машин не вернулись на базу, но этот вертолет все равно признан удачным, ведь «трудяга» совершил столько вылазок в тыл врага, что одна потеря приходилась на 18 тыс. боевых вылетов! И это при том, что «Хьюи» даже не был защищен броней.

КА-50 - самый маневренный

«Черная акула» - советский «ответ Чемберлену» на новейшие разработки американского авиапрома, этот вертолет 1982 года выпуска не успел стать легендарным (сейчас ему на смену пришла обновленная модификация Ка-52), но успел засветиться в рекордсменах. Соосная схема винтов позволяет «Черной акуле» выполнять фигуры высшего пилотажа, включая «Мертвую петлю» и уникальную «Воронку» : сохраняя наведение на цель, на 180 км/час вертолет движется вокруг нее в боковом скольжении с постоянным отрицательным углом тангажа до 35 градусов, уворачиваясь от вражеских ПВО.

МИ-24 - самый универсальный

Этот до зубов вооруженный ростовский товарищ по прозвищу «Крокодил» стал настоящим кошмаром для противников Советов на Востоке: моджахеды с ужасом бежали от одного звука «Шайтан-Арбы». «Летающий БМП» мог высадить десант и самостоятельно обеспечить ему огневое прикрытие. С технической точки зрения, Ми-24 - это гибрид вертолета с самолетом, ведь у него есть крылья, которые обеспечивают ему как минимум четверть подъемной силы. Бронированный хищник холодный войны сражался на трех континентах.

RAH-66 «КОМАНЧ» - самый скрытный

В 1996 году концерн Boeing/Sikorsky выпустил эту невидимку в небо. Плоские внешние поверхности фюзеляжа, выполненные по технологии стелс, частично изготовлены из композитных материалов со специальными радиопоглощающими покрытиями . Все вооружение этого разведывательно-ударного вертолета также спрятано вовнутрь. На это стоит хоть раз посмотреть и... забыть, ибо военные XXI века решили, что с большинством функций «Команча» лучше справятся беспилотники, и после любования аж двумя прототипами машины закрыли проект.

АН-54 «АПАЧ» - самый нашумевший

Американский «Апач» 1975 года является основным ударным вертолетом армии США. Свое триумфальное шествие эта «важная птица» начала с резонансной операции «Буря в пустыне» , а потом продолжила его во время войны в Ираке в 2000-х. Залог успеха АН-64-его возможности маскировки (в том числе звуковой), предельная точность (современный радар из 120 выбранных целей выделяет 16 самых опасных и наносит прицельный удар) и возможность ведения ночного боя за счет отличной аппаратуры ночного видения.

СН-47 CHINOOK - самый эффектный

В 1961 году выпустил в небо с промышленных рельсов этот «летающий вагон» , как СН-47 прозвали за глаза. Огромные 18-метровые несущие винты, вращающиеся в противоположные стороны, позволяют обойтись без хвостового винта. Перегоночная дальность вертолета такова, что он без дозаправки вполне способен преодолеть от Бразилии до Либерии. Тяжеловес может перевозить 105-мм полевое орудие, что позволяет армии США быть более мобильной в условиях гористой местности и резкой перемены погоды. Транспортный рекорд «Чинука» - 147 человек. Сам «Вагон» старался держаться подальше от боя, ведь неповоротливый вертолет нуждался в огневом прикрытии. Однако со своей транспортной миссией он справлялся «на ура»: за период войны во Вьетнаме «Чинуки» эвакуировали технику на 3 миллиарда долларов.

BOEING А160 «КОЛИБРИ» - самый «умный»

Современный беспилотник 2002 года выпуска позволил, наконец, убрать из полетов самое слабое звено - пилота. Отныне вертолеты могут летать быстрее, дальше, забираться выше (эта «птичка» залетает на 9000 метров). Управление «Колибри» ведет самостоятельно, в соответствии с боевыми задачами на маршруте. Правда, пока этот вертолет еще только прототип, но именно за ним, по оценкам экспертов, будущее. Поэтому «Колибри» и получает свое законное место в топ-10 вертолетов мира.

С момента своего первого появления и до сегодняшнего дня вертолет является неотъемлемой частью арсенала как гражданских, так и военных служб. Эта техника выполняет транспортировку грузов, быструю перевозку пассажиров, а также позволяет эффективно уничтожать наземные цели врага. В наши дни боевые вертолеты занимают прочную позицию в составе практически всех армий мира – в качестве надежного многофункционального оружия. В этой статье мы описали лучшие боевые вертолеты в мире – Топ 10.

1. AH-64D Apache Longbow

Специально разработанный под нужды армии Соединенных Штатов, AH-64D Apache Long Bow вошел в число не только лучших боевых вертолетов мира, но и стал одним из популярнейших среди них. Его боевая мощь поражает, а спектр возможностей – просто колоссальный. AH-64D Apache Long Bow оснащен передовой электроникой и способен вести боевые действия как днем, так и ночью – с равной эффективностью. К тому же эта машина способна выполнять задачи даже в сильную непогоду. Внушительный ракетный боезапас (среди которых можно разместить 16 управляемых ракет) и мощный пулемет позволяют вертолету беспрецедентно уничтожать наземные объекты и живую силу противника.

2. Ка-52 «Аллигатор»

Лидером среди всех боевых вертолетов мира считается Ка-52 «Аллигатор». Даже легендарный американский AH-64D Apache Long Bow не может похвастаться такой маневренностью и боевой силой. Первая достигается благодаря двум винтам, расположенным на одной оси, вторая обязана передовому боевому оснащению и возможности ведения боя в любое время суток и при любой погоде. Ка-52 способен летать даже при ураганном ветре, а вести огонь – при густой туманной или дымовой завесе. В арсенале «Аллигатора» находится множество первоклассных передовых технологий, часть из которых не имеет аналогов. Совокупность всего выше перечисленного позволила вертолету Ка-52 «Аллигатор» занять лидирующую позицию в мире среди прочих боевых вертолетов.

3. AH-1Z Viper

Еще один отличный американский боевой вертолет – AH-1Z Viper. Создан он на базе Bell AH-1 Super Cobra: разработка велась целенаправленно для сил морских пехотинцев США. Эта боевая машина оснащена передовыми технологиями и вооружением, двумя турбированными двигателями и предназначена для ведения плотного пулеметного и ракетного огня по объектам и живой силе противника. Гордостью AH-1Z Viper является его модернизированная прицельная система, которая позволяет добиться высокой кучности стрельбы как при пулеметном, так и при ракетном огне. К тому же часть ракет этого вертолета являются управляемыми. В эксплуатацию в вооруженных силах Соединенных Штатов он был принят в начале 11-го года.

4. Eurocopter Tiger

На заре сегодняшнего тысячелетия европейская компания (Франция, Германия) начала разработку нового мощного боевого вертолета, который бы смог удовлетворить современным требованиям, предъявляемым к технике в этой сфере. Итог был более, чем успешным – Eurocopter Tiger. Эта боевая машина стоит на вооружении стран-производителей, а также в Австралии и Испании. Eurocopter Tiger изначально проектировался в качестве боевого вертолета с высокой выносливостью и максимальной скрытностью. Машина оснащена системой распознавания ракет, запущенных в вертолет. В качестве вооружения стоит 30-миллимитровый пулемет, а также 2 крепления под дополнительные уже заряженные пулеметы и 4 точки подвески для ракетных комплексов (с управляемыми и обычными ракетами).

В списке Топ 10 лучших боевых вертолетов мира достойно красуется МИ-28Н, который является модернизированной версией МИ-28. Его разработка велась долгих 33 года (с 1980-го), после чего этот вертолет поступил на вооружение армии. Согласно классификации натовских вертолетов МИ-28Н получил второе название, которое переводится как «опустошитель». Эта воздушная машина может похвастаться передовым вооружением, прекрасной живучестью, высокими скоростными показателями и способностью выполнять фигуры высшего пилотажа. Вертолет также способен вести огонь в любое время суток, в любую погоду, а также – на невероятно малых высотах.

6. Agusta A129 Mangusta

Первенство среди боевых вертолетов, целиком разработанных в Западноевропейских странах, принадлежит Agusta A129 Mangusta. Его изобрела итальянская компания. Сегодня этот вертолет имеет еще одну схожую модификацию, которая выпускается турецкой стороной. Своими вооружением и технологиями, впрочем, равно как и мощностью, Agusta A129 Mangusta уступает, выше перечисленным в этом списке, вертолетам. Однако, это не помешало ему стать одним из лучших как в Европе, так и во всем мире. Эта машина так же оснащается различными типами ракет, но пушки и пулеметы у нее немного меньшего калибра.

7. Bell AH-1 Super Cobra

Bell AH-1 Super Cobra – тот самый вертолет, который стал прародителем не менее востребованного в мире AH-1Z Viper. В свою очередь, первый был создан на базе «Кобры» с одним двигателем. После разработки в начале 80-х годов прошлого века Bell AH-1 Super Cobra (теперь уже с двумя мощными двигателями) был принят на вооружение морской пехоты Соединенных Штатов, где и числится по сей день. В числе вооружения этого боевого вертолета: управляемые и обычные ракеты и бомбы, 20-миллиметровая пушка. Эта боевая машина способна вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям (в том числе и управляемыми ракетами).

8. Denel AH-2 Rooivalk

Настоящим достижением для вооруженных сил Южно-Африканской Республики стала высокая эффективность их вертолета Denel AH-2 Rooivalk, который был признан одним из лучших в мире. Но стоит он на вооружении только в ЮАР, и то – это всего лишь 12 вертолетов, которые были модифицированы из тех, что использовались в этой стране ранее. В серийное производство они не запущены и созданы в таком количестве только для удовлетворения соответствующих боевых нужд государства. Denel AH-2 Rooivalk, однако, способен развивать скорость в 309 км/ч, что является вторым показателем среди всех боевых вертолетов в мире (первое – у Ми-24). Вооружение так же не особо уступает его конкурентам – точки присоединения ракетных комплексов (с возможностью оснащения управляемыми ракетами) и 20-миллиметровый пулемет с запасом в 700 патронов.

Один из лучших боевых вертолетов всех времен и народов – Ми-24. Он встал на вооружение советской армии в 71-м году и по сей день используется во множестве стран (особенно в России). Его вооружение и оснащение зависит от модификации, каждая из которых разработана для определенных условий. Во времена появления Ми-24 у США был сконструирован аналогичный вертолет AH-24 «Апачи», но у советского было преимущество – он мог перевозить на борту еще и 8 пассажиров. Ми-24 может вести огонь по наземным и воздушным целям в любое время суток и даже при тяжелых метеоусловиях, а также обладает рекордной скоростью среди боевых вертолетов – 335 км/ч.

0

Благодаря беспрецедентной по своим масштабам Госпрограмме вооружений до 2020 года уже третий год подряд российский ВПК занимает первое место в мире по темпам роста отрасли и второе место по объему экспорта вооружений и военной техники. Недавно опубликованный рейтинг крупнейших производителей оружия Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) включает шесть отечественных компаний, пять из которых (кроме ОАК) значительно улучшили свои показатели по сравнению с предыдущим исследованием. Первое место по объему экспортной выручки занял концерн ПВО «Алмаз-Антей» (5,51 млрд долларов), поднялось в рейтинге SIPRI на восемь строчек, 14-е место. Самым же «продвинувшимся» в списке оказался холдинг «Вертолеты России», который поднялся сразу на десять позиций вверх. В 2012 году он продал военной техники на 3,52 млрд долларов, поднявшись с 35-го на 25-е место. Самым востребованным продуктом компании стали ударные вертолеты Ка-52 «Аллигатор», ежегодный «заказ» на которые превышает 0,9 млрд долларов. Это абсолютный рекорд в современной истории. Давайте разберемся, в чем секрет успеха новой российской винтокрылой машины.

Ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор» (по классификации НАТО Hokum B) является дальнейшим развитием знаменитого вертолета Ка-50 «Черная акула». Основное отличие Ка-52 от Ка-50 – наличие второго места для оператора вооружения, что расширяет функциональность Ка-52 от чисто ударного вертолета до разведывательной и командирской машины, способной выполнять разведку, целеуказание и координацию действий группы вертолетов. Однако если сравнивать его тактико-технические характеристики с мировыми аналогами, состоящими на вооружении других стран, то совершенно очевиден вывод о том, что российская разработка объективно является лучшим ударным вертолетом в мире. У этого аппарата есть длинный список непревзойденных качеств, которые недосягаемы даже для испытываемых сейчас перспективных аппаратов для армии США. Сравнительный анализ ТТХ Ка-52 с другими новейшими вертолетами мира дает однозначный ответ о его превосходств е по основным позициям, в том числе в сравнении с лучшим американским всепогодным боевым вертолетом AH-64D «Апач» .

Прежде всего это уникальная маневренность – он может летать даже хвостом вперед со скоростью 130 км/ч, боком – 100 км/ч, с овершать такие пилотажные маневр ы с огромными перегрузками, которые и не снились пилотам НАТО и США. Максимальная с корость Ка-52 – 370 км/ч – также самый высокий показатель на планете. Если рассказывать обо всех технических преимуществах нашего аппарата, придется писать книгу. Пожалуй, с реди основных «наилучших» характеристик стоит все-таки отметить его потрясающую всепогодность – он может летать даже в ураган со скоростью ветра до 140 км/ч и при этом четко удерживать свою позицию в воздухе по координатам РЛС и данных со спутника.

В «шарике» за остеклением кабины находи тся оптика обзорно-поисковой системы «Самшит», дневная телесистема для нормальной и низкой освещенности, тепловизор, лазер ный дальномер-целеуказатель, совмещенный с пеленгатором лазерного пятна для автоматического сопровождения цели и подсвета ее при движении и вертолета, и цели. Днем в хоро шую погоду «Самшит» позволяет обнаруживать и распознавать танк с расстояний до 15 км (американский Apach последнего поколения только на 12 км) . Носовой обтекатель заняла боль шая антенна РЛС «Арбалет-52», которая обнаруживает танк с дистанции 20 км, дает карту местности и предупреждает о пре пятствиях. Над втулкой винта установили малую антенну той же станции для обнаружения воздушных целей и других объектов – она обнаруживает даже снаряды противника и атакующие ракеты.

Взлетная мощность форсированного ТВЗ-117ВМА Ф составляет 2500 л.с., а на чрезвычайном режиме при отказе одного из двух двигателей другой выдает до 2800 л.с. Новая электрогидравлическая система регулирования повышает приемистость, устойчивость и надежность на переходных режимах и при пусках ракет. Реализован вывод из помпажа и «вращающегося срыва» компрессора, а также автоматиче ское восстановление режима при з аглохании.

Ка-52 оснащен новы м пр и цельно-пилотажны м и навигационны м комплекс ом «Аргумент-2000». В его состав вошли обзорно-пилотажная система, поисково -прицельная система ГОЭС-451. Они могут работать круглосу точно и в туман вместе с входящим в состав этого комплекса локатором «Арбалет-52», основная антенна которого уст анов лена в носовой части. Все оборудование, включая бортовой комплекс обороны, а также три радиостанции, систему засекречивания и аппаратуру передачи данных комплекс связи БКС-50, интегрировано в единое целое бортовой сетью БЦВМ «Багет-53» с открытой архитектурой, позволяющей без замены «железа» менять состав боевых систем, инсталлируя новый «софт».

Главным оружием боевог о вертолета является противотан ковый ракетный комплекс – ПТРК «Вихрь» . Его ракета 9А4172 с автоматизированным лазерным наведением уничтожает танк с броней, эквивалентной 900-мм плите из гомогенной стали, с дистанции до 3 км. Причем д инамическая защита – не преграда для ее тандемной кумулятивно-осколочно-фугасной БЧ. «Вихрь» превосходит даже аналогичную американскую ПТУР AGM-114A, которой так гордятся Штаты, но тульские оружейники уже создали модернизированный комплекс ударного вооружения (К УВ) «Вихрь-М» с семейством ракет 9М4172. Комплекс одной ракето й уничтожает танк с 1000-мм бро ней за динамической защитой с дальности от 400 м до 10 км с вероятностью 80%. У американской DARPA подобные характеристики пока заложены только на бумаге в качестве перспективного задания. Обеспечено круглосуточное поражение не только бронетехники, но и оборонительных сооружений штатной БЧ или новыми – осколочной и термобарической. Вертолет Ка-52 может накрыть серией ракет «Вихрь» четыре мишени за 30 секунд. КУВ «Вихрь-М» может вести огонь за пределами радиус а досягаемости самоходных ракет ных комплексов «Роланд», ПЗРК «Стингер», «Мистраль» и артиллерийских комплексов «Гепард» , состоящих сейчас на вооружении стран НАТО .

В арсенал Ка-52 введены и управляемые ракеты Х-25МЛ с тяжелой боевой частью, сп роектированные для ударных само летов. Классическим его вооружением остаются и неуправляемые ракеты – Ка-52 несет четыре блока Б-8В20 по двадцать 80-мм снарядов С-8, которые поставляются в 15 модификациях с БЧ кумулятивно-осколочного, объемно-детонирующего или фугасно-проникающего действия, а против пехо ты – со стреловидными поражающи ми элементами и т.д. Американский АН-64 также несет четыре блока НАР, но 19-зарядных, и ракеты в них слабее – калибра 68 мм. К роме легких снарядов С-8 наш Ка-52 может взять 10 тяжелых НАР С-13 калибра 422 мм или четыре С-24 (240 мм). Традиционным вооружением российских боевых вертолетов являются свободнопадающие авиабомбы, чего не предусмотрено для АН-64.

П реимуществом вооружения Ка-52 «Аллигатор» перед аналогичными вертолетами НАТО является также пушка 2А42. Американская М-230 ве дет огонь н а дальность до 1500 м, а дальность боя нашей пушки 4000 м, и поражающее действие российских снарядов выше, чем американских М789 и М79 9, – на дистанции 1500 м они про бивают 15-мм стальную броню при угле встречи 60 град усов – недосягаемый показатель в мире . Американ ское орудие использует специальные авиационные снаряды, и резервными типами являются боеприпасы авиап ушек – ан глийской ADEN или французской DEFA, но их баллистические данные еще ниже.

Разме щение пушки вблизи центра масс на Ка-52 повыша ет маневренность и скорость машины, а точность стрельбы получается в четыре раза выше, чем у АН-64. Кроме 2А42, Ка-52 может брать два подвесных контейнера УПК 23-250 с пушками ГШ-23Л, которые эффективны проти в легкобронированных целей и зе нитных установок на малых дальностях. В кабине Ка-52 установлен индикатор на фоне лобового стекла ИПС-28К. С его помощью можно стрелять не только по наземным, но и по маневрирующим воздушным целям. Камовский вер толет имеет и управляемые ракеты «воздух-воздух». Он несет четыре ракеты 9М39 «Игла-В». Эта моди фикация проверенного в бо ю переносного зенитного комплек са с пассивной головкой самонаведения надежно выделяет истинную цель при темпе отстрела ловушек по одной каждые 0,3 секунды при мощности их излучения, превышающей излучение самой цели.

Теперь главное – маневренность. Обычный вертолет расходует на компенсацию реактивного момента несущего рото ра рулевым винтом до 10-20% мощ ности двигателей, а при изменении режима работы силовой установки пилот должен регулировать тягу. Соосная схема таких потерь не допускает, а благодаря более высокому КПД ее энергетические хара ктеристики выше на 6-10%. Осо бенно важно это при разгоне с режима висения, например, при атаке из засады. Ее аэродинамическая симметрия улучшает устойчивость и управляемость, а отсутствие перекрестных аэродинамических связей между продольным и боковым движением и независи мость каналов управления упрощает пилотирование и делает его безопаснее. Летчик АН-64 или Ми-28 при изменении режима полета должен парировать перебалансировку машины креном и скольжением, а пилот Ка-52 на это не отвлекается и не расходует тягу силовой установки. Понижено и негативное влияние воздушных потоков. У соосного вертолет а меньше моменты инерции и боль ше управляющие моменты, что дает возможность выполнять более энергичные маневры с использованием нормальной перегрузки. Благодаря повышенной мощности продольного управления Ка-52 «зависает» в конце маневра. Все это позволяет ему делать невероятные «па» в воздухе – то, о чем пилоты других вертолетов только мечтают. Только Ка-52 может выполнить специфически й боев ой маневр – плоский разворот, энергичное изменение курса без использования нормальной перегрузки. Ка-52 летает со скольжением, недопустимым в схеме с РВ, и атакует обычный вертолет, просто поворачивая на него нос и не меняя курса. Он может устойчиво лететь хвостом вперед на скорости до 13 0 км/ч, а на скорости 230 км/ч углы скольжения достигают ±90 градусов. Противнику же, чтобы занять позицию для атаки, нужно разворачиваться «по-самолетному», тратя больше времени. Плоский разворот «носом против ветра» по зволяет безопасно садиться с ма лыми поступательными скоростями, когда аэродинамические приборы определения скорости не работают.

Энергетика и независимость каналов управления дают возможность Ка-52 непрерывно обстреливать цепь, постоянно перемещаясь вокруг нее с использованием маневра «ворон­ка». Он может атаковать внезапно, энергично обходя холмы по горизонтали (маневр «слалом ») или огибая их вертикально ма невром «дельфин», что позволяет уничтожать скорострельные зенитные установки, находясь в зоне их огня. Специальный режим работы РЛС «Арбалет-52» позволяет использовать эти приемы даже ночью. Менее жесткие огранич ения по угловым движениям позво ляют Ка-52 выполнять вертикальные маневры «косая петля», «кувырок», «восходящая бочка» с кренами до 140 град усов и углами тангажа 90 град усов .

Бронирование защища ет экипаж от огня 12,7-мм пулеметов и высокоэнергетических осколков снарядов и ракет. Топливная система предохранена от возгорания и взрыва топлива, а также от возникновения в баках гидравлического удара при аварийной поса дке. Летный эксперимент показал, что Ка-52 способен продолжать полет при полном разрушении хвостового оперения, тогда как АН-64 и другие современные вертолеты не сохраняют управ ляемость при выходе из строя хвостового винта. Не допустить поражения ракетами с тепловым самонаведением помогают экранно-в ыхлопные устройства, сни жающие, рассеивающие и искажающие тепловой след двигателей. Средства преду преждения об атаке ракетами, об лучении вертолета вражескими РЛС и лазерными системами целеуказания и помех овое оборудование сведены в бор товой комплекс обороны, управляемый компьютером.

Если вышли из строя оба двигателя, остается авторотация. Самолет в такой ситуации пл анирует, вертолет использует са мовращение ротора. Аэро динамическая симметрия и отсутс твие перекрестных связей в управлении делают посадку на авторотации безопаснее в сравнении с обычным вертолетом. Кроме того, экипаж Ка-52 защищен от удара. Если есть время выпустить шасси, то основную часть нагрузки воспримут его амортизаторы, а дальше стойки, ломаясь, защитят фюзеляж и кабину от тяжелых разрушений. Бронированная носовая часть сопротивляется деформации, а под креслами находятся специальные сминаемые блоки, которые гасят энергию падения. Есть и катапультируемые кресла К-37-800М. Они разработаны специал ьно для вертолетов с учетом спе цифики их применения и полностью испытаны на летающей лаборатории. При катапультировании специальное устройство «разрывает» остекление ка бины, а лопасти винтов отстрели ваются.

Бортовые системы и вооружение Ка-52 позволяют находить и поражать тщательно замаскированные, «тихие» неизлучающие объ екты, и это крайне важно в пери од, когда технология «стелс» активно внедряется на флоте и в сухопутных войсках. Возможность действий против наземных, морских и воздушных целей делает Ка-52 незаменимым и в наступлении, и в обороне, и в миротворческих операциях, и в борьбе с бандами боевиков.

Заказ на вертолеты Ка-52 для Министерства обороны России составляет 240 штук . В 2012 году изготовлен 21 вертолет , в 2013-м МО РФ получило еще 24, в 2014-м по плану будет 28. Около ста машин собирается принять на воо ружение Военно-морской флот для огневой поддержки морских десантов, сопровождения палубных транспортно-десантных вертолетов, уничтожения кораблей малого и средне го водоизмещения.