Разница между эссе и сочинением. Чем отличается эссе от сочинения: описание и отличия

В последнее время в высших учебных заведениях страны на гуманитарных специальностях, тесно связанных с владением русским языком, преподаватели все чаще стали требовать от студентов написания в некоторой степени нового вида литературных работ - эссе.

Несмотря на то что данный вид письменного изложения собственных мыслей напоминает обычные сочинения, несколько существенных отличий все же имеется. Требования, структура, форма, объем эссе - это лишь неполный перечень характерных признаков.

Что такое эссе

Само слово «эссе» имеет французское происхождение (essai), и обозначает «набросок», «очерк», «этюд», «проба». Наиболее часто этот вид сочинений встречается среди художественных произведений. Однако существуют не только эссе по литературе: письменные рассуждения распространены в философии, обществознании, истории, иностранных языках, политологии и во многих других предметах.

Основная идея эссе как произведения

Эссе подразумевает под собой свободное изложение мыслей. Однако в соответствии с некоторыми требованиями, касающимися очерка, это утверждение можно поставить под вопрос. В частности, преподавателем задается объем эссе и в большинстве случаев - его тема. Именно это и противоречит изначальному определению вольности. Что же тогда следует понимать под термином «эссе»?

Соль всей работы заключается в том, что студент на бумаге самостоятельно высказывает свои мысли и мнения касательно того или иного аспекта, трактует личное отношение к определенным проблемам и описывает взгляды. В связи с этим жанр эссе может носить различную окраску - критическую, философскую, публицистическую.

Практическая польза

Эссе, уже в течение многих лет успешно применяющееся в западных системах образования, помогает упорядочивать свои мысли, ясно излагая их в письменном виде, способствует творческому мышлению и расширению кругозора учащихся. Кроме того, в процессе написания выясняется причина проблемы, выделяются предпосылки ее возникновения, возможные последствия и способы их избежания. Студент учится аргументировать мысли и делать выводы. Особенно яркими в этом плане являются примеры эссе по обществознанию, истории и политологии.

Основные признаки

В 2004 году российским ученым М. Ю. Брандтом были выделены и наиболее точно описаны основные признаки эссе:

Конкретная тема, лежащая в основе каждого сочинения;

Осмысление проблемы и непосредственное восприятие ее самим автором;

Небольшой объем эссе;

Свободная структура;

Повествование - свободное, не ограниченное строгими рамками;

Неразрывность смысла повествования;

Незавершенность, то есть отсутствие исчерпывающего анализа с конкретной концовкой.

Кроме того, каждое эссе по литературе или любому другому предмету должно иметь в своем теле анализ материалов, найденных по данной проблеме, а также некоторые примеры, ее иллюстрирующие.

Отличие от курсовых, рефератов, сочинений

Отличия эссе от прочих письменных работ заключаются главным образом в его основных признаках. Рассмотрим эти особенности более подробно:

  1. Структура . Курсовая работа имеет строго регламентированный порядок: оглавление, введение, логическую цепочку из тем, включающих в себя главы, параграфы и пункты, заключение, список литературы и приложения. Форма эссе не предполагает столь жестких рамок. Информация хоть и подается в упорядоченном виде, но без доказательства актуальности проблемы, без постановки определенных целей и задач.
  2. Стилистика . Дипломные, курсовые и рефераты пишутся исключительно в научном или академическом стиле. Эссе же излагается свободным языком, но при этом предложения должны быть грамотными, а речь - хорошо поставленной.
  3. Конкретная информация. Если в научных работах обилие чисел, дат, тезисов (зачастую не очень нужных), приветствуется, то в эссе по литературе или любому другому предмету достаточно будет буквально нескольких, но весьма ярких и запоминающихся примеров.
  4. Отсутствие цитат и ссылок. В свободных очерках цитаты малодопустимы: помним, что наш очерк - это личные суждения и мысли.

    Некоторые преподаватели путают студентов, называя эссе сочинением. Это не совсем так. В очерке присутствует разговорная интонация, тема пересказывается образно, текстовка украшается афоризмами, а суждения в ней нередко могут противоречить друг другу.

    Структура

    В каждом эссе можно выделить некоторую структуру, которая, в общем-то, ничем не регламентируется, но все-таки имеет место.

    Краткий экскурс в рассматриваемую проблему совершает условное вступление в эссе. Начало, как правило, имеет не более двух абзацев, занимает около 15-30% от всего очерка и намечает суть проблемы. Важно сделать вступление таким, чтобы оно заинтересовывало читателя, мотивировало его к дальнейшему изучению статьи.

    За вступлением следует основная часть эссе. Объем слов этого фрагмента должен составлять не менее 50% от текста. В основной части раскрывается суждение автора, приводятся уместные доводы и примеры. Чем ярче будет иллюстрирована идея эссе, тем лучше она покажет состоятельность автора в способности описательно рассуждать и аргументированно подкреплять свою речь.

    Третья и последняя часть каждой статьи - заключение. Она самая короткая - всего около 10-15%. В заключении допустимо подчеркнуть главную мысль, сделать выводы относительно рассматриваемой проблемы и кратко подвести итоги, оставив легкую недосказанность.

    Следуя всем описанным принципам при написании эссе, вы сможете привлечь внимание преподавателя и произвести на него хорошее впечатление.

    Объем

    Достаточно много споров вызывают вопросы относительно того, какой объем эссе должно иметь. Тут все зависит от требований преподавателя, а также темы самой статьи. Согласитесь, что разбор определенного стихотворения поэта займет гораздо меньше страниц, чем суждение о его творчестве в целом.

    Стандартное эссе занимает около трех листов формата А4, заполненных с одной стороны. Однако очерк вполне может помещаться как на одной странице, так и на семи. Объем эссе также в немалой степени зависит от мастерства самого автора и манеры его изъяснения.

    Требования к эссе

    В связи с тем, что в конкурсные программы при поступлении все чаще включаются эссе как инструмент аттестации, важно знать некоторые требования, которые применяются к ним в большинстве ВУЗов страны.

    Одну из главных ролей играет человеческий фактор. Другими словами, эссе будет проверяться преподавателем, с которым вы, вероятнее всего, не знакомы. К тому же, помимо вашей работы, ему нужно будет обработать множество других статей. Поэтому, независимо от идей и взглядов проверяющего, важно произвести на него впечатление, «зацепить» внимание.

    В связи с этим рекомендуется облачить в легкую форму. Предложения должны быть короткими, но содержательными. Избегайте пространных рассуждений, не отвлекайтесь от темы. Пишите по делу, но и не слишком скупо. При соблюдении этих нехитрых правил шансы на то, что ваше эссе дочитают до конца, значительно повышаются. Предварительно составленный план также поможет упорядочить мысли и сделать абзацы лаконичными и интересными по своему содержанию.

    Будьте готовы к тому, что вам могут задать как определенную тематику, так и разрешить самостоятельный поиск предмета обсуждения. Так как наиболее часто встречается второй вариант, подбирайте такие вопросы, о которых вам есть, что сказать. Еще лучше, если они будут нейтральными - тогда ваши мысли или критика вряд ли пойдут вразрез с мнением комиссии.

    Если вы совсем не представляете, что можно рассказать по заданной теме, попробуйте изучить примеры. Эссе по обществознанию или философии найти гораздо проще, чем по экономике или праву, однако после изучения схожих материалов модель будущей статьи все равно начнет вырисовываться.

    К серьезному же заданию и подготовиться следует серьезно. Постарайтесь найти максимум информации по затрагиваемым проблемам. Изучите различные точки зрения и мотивы заинтересованных лиц - это поможет вам наиболее полно сформировать картину собственного мировоззрения и наиболее содержательно обрисовать ее в будущем эссе.

    Подготовка и написание

    Чтобы упростить себе задачу и привести в порядок мысли, которые впоследствии будут выложены на бумагу, литераторы рекомендуют принять во внимание следующие советы по подготовке и написанию эссе:

    Составьте план эссе;

    Создайте черновой вариант работы;

    Каждую идею заключайте в отдельный абзац;

    Дополните получившийся очерк новыми отрывками;

    Откорректируйте порядок изложения;

    Придумайте интересный, врезающийся в память заголовок.

    Что касается распределите этапы работы, не старайтесь сделать все за один день, если это достаточно объемный труд. Не перегружайте голову информацией и помните, что написанный накануне очерк будет читаться с утра несколько иначе, чем сразу же после многочасовой работы.

Как написать эссе

Эссе как жанр сочинения

Жанр эссе предполагает свободу творчества. Вся его прелесть в том, что оно может быть написано на любую тему и в любом стиле, т.е. о чем угодно и как угодно, ведь эссе - это ваше размышление по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного.

На первом плане эссе - личность автора, его мысли, чувства, отношение к миру. Это главная установка сочинения. Однако надо помнить, что несмотря на свободу творчества, писать в жанре эссе совсем нелегко, так как надо найти оригинальную идею (даже на традиционном материале), нестандартный взгляд на какую-либо проблему.

Что же такое эссе как жанр литературного произведения?

Эссе (с французского еssai «попытка, проба, очерк») - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ. Это новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, имеющее философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или беллетристический характер.

Стиль эссе отличается:

    образностью

    афористичностью

    парадоксальностью

Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе

    привлекает многочисленные примеры

    проводит параллели

    подбирает аналогии

    использует всевозможные ассоциации.

Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности:

    метафоры

    аллегорические и притчевые образы

  • сравнения

Эссе будет выглядеть богаче и интереснее, если в нем присутствуют:

    непредсказуемые выводы

    неожиданные повороты

    интересные сцепления

По речевому построению эссе - это динамичное чередование полемичных высказываний, вопросов, установка на разговорную интонацию и лексику.

Специфика жанра эссе

    Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого.

    Свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль эссе следует искать в «пестром кружеве» размышлений автора. В этом случае затронутая проблема будет рассмотрена с разных сторон.

    Если в сочинении на литературную тему должно преобладать рациональное сочетание анализа художественного произведения с собственными рассуждениями, то в эссе - ярко выражена авторская позиция.

    Если в традиционном сочинении приветствуются индивидуальные особенности стиля и языка автора сочинений, то в эссе индивидуальные авторский стиль - требование жанра.

Если вы хотите сказать что-то свое, новое, нестандартное, то жанр эссе - это ваш жанр. Пробуйте, творите, быть может, именно в вас скрыт дар великого публициста.

Особенности жанра эссе.

Такой вид манеры изложения как эссе применяется для оценки личности автора, его чувств, степени своеобразия мыслей, а также мировоззрения человека.

Учиться написанию эссе полезно для развития более четкого и грамотного формулирования мыслей, для тренировки работы с источниками, что, несомненно, помогает во многих сферах. (Цитирование стихотворных строчек, классических произведений, высказываний великих людей в эссе, если это к месту, очень приветствуется.)

Рассмотрим особенности этого жанра.

Основными признаками эссе являются:

Небольшой объем;

Конкретная тема;

Открытое личностное осмысление;

Свободная композиция;

Парадоксальность, афористичность, образность;

Разговорная интонация и лексика.

Эссе может быть посвящено философским и историческим проблемам, автобиографическим фактам, искусству и многому другому. В нем могут соединяться различные способы мировосприятия: и художественное, и научное, и религиозное, и философское. Тема эссе как правило полемически заострена (т.е. выводит на спор), нацелена на нравственный и эстетический выбор личности. Главное – заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль. В отличие от очерка, статьи – в эссе факты являются лишь поводом для авторских размышлений. Автор эссе не анализирует что-либо, а рассуждает на конкретную тему, подчеркивая субъективность своего отношения и не претендуя на исчерпывающий ответ на поставленный перед собой вопрос. Тезисы часто являются личным мнением, впечатлением автора, полной обоснованности для эссе не требуется, главное – достаточная эмоциональность, заразительность. (Тезис – положение, главная мысль.)

Разновидности эссе. Советы по написанию

Сочинение и эссе: в чём разница?

Без сочинений по русскому языку и литературе не обходится ни одна четверть, а в выпускных и вступительных экзаменах подобная творческая работа часто является ключевым заданием. При этом слова сочинение и эссе часто подменяют друг друга – создаётся впечатление, что это одно и то же. А ведь это не совсем так.

Сочинение традиционная форма проверки успеваемости в школе. Как вы помните, сочинение является плановым: на уроках русского языка и литературы мы пишем множество сочинений.

Сочинение представляет собой письменный текст, содержащий мысли ученика на заданную тему. Прошли «Капитанскую дочку» – написали сочинение. Прочитали «Войну и мир» – получили темы для домашних сочинений. На уроке русского языка сочинение может быть связано с развитием речи: описание натюрморта или иной картины, рассказ о летних каникулах или о лучшем друге.

Каждый учитель знает, какие моменты в сочинении подлежат проверке: тема по морфологии или лексике, понимание сюжета, художественного образа, системы персонажей. А ученик? Ученик знает, что если он напишет в сочинении-рассуждении о судьбе Ассоль про вертолёты и освоение Марса, он рискует получить двойку. Выход: использовать вертолёты и Марс как аргументы в пользу мечты и фантазии. И не уклоняться от заданной темы.

Итак, сочинение требует от вас ответственности, чёткого плана и следования теме. Сочинение – это не доказательство наличия у вас писательской жилки, не ваше личное обращение к читателю: вашим читателем будет педагог, и он терпеливо снесёт сложноподчинённые предложения и многочисленные союзы причины и следствия.

Цель школьного сочинения – объяснить свою позицию и донести логику рассуждений до адресата. Если вы находите, что Пьер Безухов глуп, а Долохов настоящий герой, вы должны доказать это. Если вам не нравится, что Лермонтов убил своего героя Мцыри, вы должны пояснить, почему это было ужасной ошибкой поэта. Если вы в восторге от принципов Печорина и хотели бы встретить его в жизни, приведите доводы в пользу его мировоззрения. В каждом случае подкреплением вашим мыслям будут уместные цитаты из текста.

Когда в сочинении появляются метафоры и эпитеты, выстраивается изящная композиция, проблёскивают искры юмора – сочинение приближается к литературе. Беда юного автора в том, что чем дальше отпускаешь фантазию на свободу, тем сложнее поймать её за хвост – и ускользают куда-то логика и пункты плана, а тема расплывается в стихийном творчестве. Вот тут вы оказываетесь на границе сочинения и эссе.

Сочинение – это продукт деятельности ученика. Эссе – продукт деятельности писателя, критика, философа. Первое – способ проверки знаний. Второе – произведение искусства.

Эссе – это литературный жанр, в котором автор раскрывает одну узкую тему в свободной художественной форме. В отличие от сочинения, эссе предполагает не ответ на проблемный вопрос и не жёсткий выбор позиции, а создание чего-то нового – нового взгляда, нового смысла, нового прочтения.

Слово эссе происходит от французского essai – «проба, испытание, попытка, этюд, набросок». Это литературная попытка соединить три точки мира – авторское «я», описываемый предмет и читателя – в едином тексте. Для успешного синтеза требуются мастерство и некоторая изощрённость: простое «это так, потому что…» и «я считаю…» слишком просто. Читателем вашего эссе будет отнюдь не доброжелательный наставник, готовый простить вам пропущенные запятые ради светлой мысли. Читателем будет такой же человек, как и мы сами: эссе – это то, что можно опубликовать. С такой установкой его и следует писать.

Какие особенности жанра эссе делают его таким особенным? Ведь эссе отличается не только от сочинения, но и от своих собратьев – других литературных жанров.

Прежде всего, это субъективность – в этой категории реализуется авторское «я». Если другие прозаические жанры литературы претендуют на объективное отражение мира, то автор эссе говорит: мне всё равно, что происходит с мирозданием независимо от меня, мне важно, что лично я думаю о происходящем в данный момент с мирозданием. В эссе ценно именно личное мнение автора, его индивидуальность.

Как видите, субъективность мешает эссе стать образцовым сочинением: когда вы пишете текст на заданную тему «И один в поле воин» по «Горе от ума», вы не можете отступить от текста Грибоедова. Как ни крути, мы приходим в этот текст за цитатами, основываем рассуждения на сюжете и не можем придумать действий героев, которых они не совершали.

Вторая особенность эссе связана с его предметом . Эссе посвящено узкой теме, конкретному вопросу, в нём невозможно описать широкую проблему с множеством подпунктов. Оно будто тростниковая лодочка среди тяжёлых кораблей романов, повестей, рефератов и больших проектов: лёгкая, быстрая, изящная. Проблемы крепостного права или система образов поэмы «Мёртвые души» ни за что в эссе не вместятся – это неподъемный груз для данного жанра. Поэтому, выбирая тему, старайтесь свести проблему к яркому примеру, явление – к выдающейся детали, героя – к самой важной для вас черте.

Но что такое предмет эссе? Если вы описываете пару старых башмаков – это одно. А если вы через рассказ о паре старых башмаков ведёте разговор о бренности жизни, или о старости и красоте, или о творчестве Ван Гога – это другое. И оба текста при этом могут быть эссе.

*Напишите эссе с названием «Пара башмаков». Помните о небольшом объёме, конкретном вопросе и субъективности этого жанра. Возможно, в вашей работе вам помогут картины Винсента Ван Гога «Ботинки», «Пара кожаных башмаков», «Пара башмаков» (1886-1888 гг., названия картин переводятся на русский язык по-разному).

Третья особенность жанра эссе связана с читателем. Назовём её стилем эссе: именно желание установить с читателем контакт и вести разговор в непринуждённой атмосфере диктует эссеистике её стиль, так непохожий на стиль школьного сочинения. Вот его характерные черты:

Доверительная интонация, простота, лёгкость восприятия. Эссе интересно читать, и одним из условий этого интереса является то, что читатель не чувствует себя дураком. Избегайте длиннот, слишком сложных терминов и неясных построений.

Эмоциональность, художественность, яркость. Эссе – не набор доказательств несостоятельности Наполеона или обречённости «лишнего человека». Это текст, который обогащает вашего читателя, передавая ему новый взгляд или новый образ, так что не забывайте, что искусство всегда говорит не только с разумом, но и с душой.

Точность, ясность, афористичность. Поскольку мыслей в вашем эссе будет немного (как вы помните, их не должно быть много), пусть они будут хорошо изложены. Хорошее эссе легко разнести на цитаты: текст запоминается, потому что содержание его плотное, «сгущённое». Пусть эти немногие мысли рождают у читателя ответные – многие мысли. Не бойтесь парадоксов, но и не злоупотребляйте ими: ради красного словца не стоит жертвовать логикой.

Свободное течение мысли не выходит из русла. Несмотря на отсутствие композиционных правил, эссе – гармоничный текст. Эссе может иметь форму дневниковой записи, письма, лирической миниатюры, рецензии, философского размышления – в любом случае оно остаётся единым произведением, в котором все части связаны между собой общей логикой, позицией автора и общим стилем.

*Напишите сочинения на следующие темы:

Гарри Поттер – роман воспитания

Настоящий герой романа «Евгений Онегин»

Портрет движения (по картине «Всадница» К. Брюллова)

Слабый герой у Дж.Р.Р. Толкина

Зачем нужен Захар в романе «Обломов»?

*Напишите эссе, выбрав тему, связанную с этими предметами:

Школа чародейства и волшебства

Мой Пушкин

«Всадница» К. Брюллова

Путь к Ородруину

Диван, халат и кулебяка


Цели : знакомить с особенностями публицистических жанров; развивать умения работать с текстом, совершенствовать
навыки создания собственного текста в заданном стиле.

Тип урока : усвоения новых знаний.

Методы :исследовательский, создание эмоционально-нравственных ситуаций, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Ход урока

1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

Доклад подготовленных учащихся о результатах мини-исследования по теме урока (с. 272–291, учебник).

Материал для учителя .

Эссе (нескл., ср. р., от франц. essai – буквально опыт) – это разновидность очерка: научного, исторического, критического, публицистического характера. Однако в отличие от обычного очерка, где в центре внимания находится рассказ о событии или описание героя, в эссе главную роль играет не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые он вызывает у автора, раздумья и размышления о жизни, о событиях в науке, искусстве, литературе.

В эссе отражается оригинальный взгляд на предмет, интересные мысли. Для него характерна образная и афористичная речь. В этом прелесть и трудность жанра. Эссе можно назвать прозаическим этюдом, отличающимся свободной, индивидуально-авторской трактовкой темы и отточенностью формы.

Вероятно, можно отнести к эссе тургеневские стихотворения в прозе, лирические отступления в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя, фрагменты из «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, где Печорин размышляет над странностями своего характера.

Чаще всего эссе по форме представляет собой рассуждение-размышление. В этом случае в нем активно используются такие речевые приемы, как вопросно-ответная форма изложения, цепь вопросов, именительный представления, параллельный способ связи предложений, ряды однородных членов, расчленение предложения; субъективный характер изложения подчеркивается частым использованием вводных слов.

Отзыв – речевое произведение, основанное на выражении эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

Отзыв – вторичный текст, передающий впечатление пишущего о книге (спектакле, фильме и др. ), мнение о сюжете и героях произведения (без детального разбора) .

Рецензия (от лат. recensio – рассмотрение, обследование) – письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного и т. п. произведения, спектакля, концерта, кинофильма, книги. Толковый словарь русского языка».)

В рецензии на книжное издание обычно даются его библиографическое описание, краткая информация о содержании, общественной проблематике, стиле произведения, критическая оценка произведения. («Литературный энциклопедический словарь».)

Рецензия:

· дает анализ произведения, указывает на его общественную значимость;

· оценивает речевое произведение, мастерство писателя;

· представляет собой единство аналитической мысли и глубокой внутренней убежденности критика;

· сочетает концептуальные и эстетические критерии оценки.

Любой человек, пишущий рецензию, должен придерживаться определенных этических правил :

1. Работа рецензента требует большого труда и серьезной подготовки: необходимо освежить свои знания по теме, вникнуть в суть излагаемого материала, обратить внимание на все стороны сообщения.

2. По ходу чтения рецензенту следует делать краткие замечания, которые помогут восстановить в памяти подробности исходного текста.

3. Проверить все цифры, даты, имена, приведенные автором.

4. Рецензия должна быть деловой, конкретной, доброжелательной.

6. Мнение рецензента не должно зависеть от личных отношений.

7. Рецензент – не ревизор, получивший задание осуществить внезапную проверку, и не судья, выносящий приговор. В рецензии должна быть выражена позиция ее автора. Авторитет рецензента определяется его компетентностью и доброжелательностью. Поэтому категоричность замечаний (если они даже правильны по существу) , нежелание выслушать автора недопустимы.

8. После чтения рецензент должен побеседовать с автором, кратко сообщить ему свой отзыв о сочинении.

В рецензии обычно дается анализ произведения, высказывается и обосновывается его оценка. Всё это требует от автора рецензии хорошего знания предмета, того, о чем он пишет, – литературы, театра, кино. Рецензент не должен подробно пересказывать содержание прочитанного или увиденного, он должен показать рецензируемое произведение так, чтобы читатель понял его тему, идейную направленность, почувствовал характер, настроение. В рецензии обычно отмечаются художественные особенности произведения (сочинения, спектакля, фильма) , его построения, авторского языка.

В рецензии используют публицистический или научный стиль речи. Это зависит от цели, ради которой пишется рецензия. Если цель рецензирования состоит в том, чтобы привлечь внимание читателей (или зрителей) к произведению, заинтересовать их, то обычно выбирают публицистический стиль. Если же перед рецензентом стоит иная задача – помочь читателю понять книгу или спектакль, помочь автору усовершенствовать сочинение, то рецензия пишется в научном стиле.

По типу речи рецензия , как правило, бывает рассуждением : оценка произведения (тезис) обязательно должна быть аргументирована (доказана) или объяснена.

Рецензия похожа на отзыв и эссе, но отличается от них как по содержанию, так и по форме. Содержание рецензии составляет анализ произведения ; содержание отзыва общая оценка произведения ; содержание эссе впечатления и раздумья его автора , вызванные восприятием произведения.

Более жесткие требования предъявляются и к форме рецензии: в отличие от отзыва и эссе она пишется по определенному плану, в ней обычно используется книжная, часто научная речь, сдержанная по тону, лишенная особой экспрессии.

Как строится научная рецензия.

ПАМЯТКА

Рецензия строится по определенному плану . В роли опорных конструкций в ней употребляются специальные обороты речи (клише) , которые обеспечивают связность и логичность, свойственные научной речи.

Клише

1. Вступление.

Чему посвящено произведение.

…посвящено

рассмотрению вопроса…

решению вопроса…

проблеме…

…написано

на актуальную тему

…затрагивается тема (вопрос)

произведения.

2. Центральная часть.

Каково основное содержание произведения;

В центре внимания (находятся)…

Главные усилия направлены…

основные проблемы

по существу, одну задачу…

…отмечает (что?)

…описывает (что?)

…касается (чего?)

…обращает внимание (на что?)

…напоминает (о чем?)

…анализирует (что?)

Постараемся теперь объяснить…

Необходимо остановиться на…

Особо хочется выделить…

Приведем пример…

Наконец, можно еще отметить…

Достоинством…является…

Есть ли недостатки, в чем они заключаются

К сожалению, работа не лишена

недостатков…

К существенным недостаткам,

на наш взгляд, относятся…

3. Заключение.

Работа завершается…

В заключение отметим…

Слова-синонимы , которые можно использовать в рецензии:

Рассказывать – описывать, показывать, изображать, рисовать, знакомить с …, вводить в …

Понравиться – произвести большое впечатление, глубоко взволновать, привлечь внимание, запомниться, запасть в память.

Интересный – увлекательный, занимательный, занятный, замечательный, любопытный.

Исключительный – необыкновенный, выдающийся, редкий, редкостный, недюжинный, незаурядный.

Выделить – особо отметить, подчеркнуть.

План выборочной рецензии.

1. Была ли удачной вступительная фраза?

2. Были ли связующие элементы между вступлением и основной частью?

3. Есть ли в ответе обобщение-концовка? Удачна ли она в языковом отношении?

4. Были ли нарушения последовательности?

5. Удовлетворены ли вы количеством и качеством примеров?

6. Был ли ответ развернутым? Использованы ли сравнения?

7. Были ли приведены основания сравнения?

2. Этап первичной проверки понимания изученного.

Задание : разделитесь на две группы – «рецензентов» и «стенографистов»: первые, слушая ответ товарища, подбирают материал для анализа ответа; вторые воспроизводят ход ответа, отметив все особенности устной речи отвечающего.

3. Этап закрепления и применения изученного.

Задания для учащихся «Проверь себя»: работа над сочинением по исходному тексту на примере статьи Д. Гранина «О милосердии» (упр. 313).

1) Повторение требований к сочинению на ЕГЭ по русскому языку:

– четко сформулировать (в той или иной форме) одну из проблем исходного текста;

– понять и полно отразить основные мысли предложенного текста, уделяя значительное место концептуальному анализу, из которого станут понятными основные идейные линии текста (прокомментировать проблему текста) ;

– сделать обоснованную оценку текста; опираясь на жизненный или читательский опыт, выразить и аргументировать свое мнение по одной из проблем, поставленных автором текста.

Напоминаем ученикам о том, что сочинение должно быть логически стройным, безупречно грамотным.

2) Работа над текстом статьи Д. Гранина (используются те вопросы и задания, которые предлагают авторы учебника) .

Слово учителя .

Д. Гранинродился в 1919 г. в семье лесника. Перед самой войной, в 1940 г., он окончил Ленинградский политехнический институт, работал в конструкторском бюро. В 1941 г. добровольцем ушел защищать Ленинград, воевал на Прибалтийском фронте, закончил войну в Восточной Пруссии командиром роты тяжелых танков.

После войны восстанавливал разрушенное в блокаду энергетическое хозяйство Ленинграда, трудился в НИИ, учился в аспирантуре.

В 1954 г. вышел в свет его роман «Искатели», принесший автору громкий успех. Затем был создан еще один роман – «Иду на грозу», продолживший тему «Искателей». Автор убедительно отстаивает в своих произведениях достоинство науки, сосредоточивает внимание на нравственных основах научного творчества, поэтизирует бескорыстных героев, одержимых поиском.

Позже Д. Гранин написал целую серию документальных произведений об ученых. А в 1987 г. появилась документальная повесть «Зубр», продолжившая всё ту же тему одержимости ученых и правды научного творчества.

Вопросы нравственности, честности, чистоты продолжают волновать Д. Гранина и сегодня.

Чтение текста статьи Д. Гранина, определение темы, идеи, его проблематики.

(Тема милосердия – ведущая тема текста. Об этом свидетельствует заглавие статьи. Автор размышляет над проблемой гуманного отношения людей друг к другу, с горечью показывает, что безразличие людей к ближнему может привести к фатальным последствиям, и финальная часть текста является своеобразным авторским воззванием – беречь в себе «способность откликаться на чужую боль».)

Обсуждение вопросов , данных в упражнении:

а) Является ли этот текст рассуждением? Назовите основные признаки текста и этого типа речи, докажите свое мнение.

Тип текста – рассуждение с элементами повествования и описания.

б) Определить стиль данного текста.

Это текст публицистического стиля, так как главное его назначение – «информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателей, убеждением их в чем-то, внушением им определенных идей, взглядов, побуждением к определенным действиям, поступкам». Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность – черты публицистического стиля – характеризуют текст Д. Гранина.

в) Каков основной тезис данного текста? Какие аргументы используются для доказательства? Достаточно ли их? Каков вывод? Согласны ли вы с этим выводом?

г) Выпишите слова и обороты, которые, на ваш взгляд, особо точно и выразительно передают мысли и чувства автора.

Обсуждение отдельных моментов, связанных с написанием сочинения по данному тексту: какими могут быть вступление, основная часть, заключение у сочинения? Как, опираясь на жизненный и читательский опыт, можно аргументировать свое отношение к поднятой автором текста проблеме? Какие логические переходы от одной части к другой можно предложить?

3) Работа над написанием сочинения в выбранном учеником публицистическом жанре.

Вот один из примеров.

«Милосердие… "Как же так получилось, что чувство это у нас заросло, заглохло, оказалось запущенным?” – над этим вопросом Д. Гранин рассуждает в своем тексте. А действительно, почему в наше время по-настоящему гуманных людей становится всё меньше и меньше?

В самом начале статьи автор рассказывает о беде, произошедшей с ним в центре города около семи часов вечера. Он шел по улице, поскользнулся и упал. Упал неудачно. Истекая кровью, плохо соображая, кое-как поднялся. Но что самое печальное: никто ему не помог, хотя народу на улице было немало…

Прочитав этот текст, задумалась: "А как бы я, будучи прохожей, поступила в тот момент?”. Удивительно, но однозначного ответа дать не смогла.

Во-первых, в наше "неспокойное” время доверять первому встречному нельзя, ведь кто знает, что у него на уме. Однако, во-вторых, а если человек нуждается в срочной помощи и поддержке, кто же ему должен оказать эту помощь и поддержку, если не мы, люди?!

Добрым примером здесь, я думаю, могут служить доноры, которые почти безвозмездно отдают свою кровь больным, находящимся на грани жизни и смерти. Или организаторы приютов для бродяг – людей потерянных, оказавшихся на самом дне жизни, нуждающихся во внимании милосердных, добрых граждан.

Однако с сожалением надо отметить, что принадлежащих к группе "бессердечных”, равнодушных, живущих только для себя не так уж мало, потому Д. Гранин отмечает "убыль милосердия в нашей жизни” и с горечью подытоживает: "Если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется”».