План-конспект занятия на тему: Викторина «Знатоки природы. Викторина «Любители природы». Старший дошкольный возраст

Викторина с ответами для младших школьников «Знаем ли мы природу».

Автор: Кузнецова Ольга Витальевна, учитель географии и начальных классов МАОУ "СОШ №10" г. Пермь, Пермский край
Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся в области природы.
Задачи:
- привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды,
- воспитывать бережное отношение к природе.
Участвуют все желающие учащиеся из начальных классов. Побеждают ученики, набравшие большее количество жетонов, которые даются за каждый правильный ответ.
Ведущий:
Приветствуем всех игроков на нашей игре "Знатоки природы".Посмотрим, кто у нас самый любознательный в познаниях природы.Начинаем игру.
1.Травянистое растение, вырастающее с пятнадцатиэтажный дом (бамбук).
2.Дерево, плод которого весит до 25 кг и созревает 10 лет (сейшельская пальма).
3.Самое крупное животное, у которого сердце весит до 800 кг, а печень целую тонну (кит).
4.Лучший лесоруб среди животных (бобр).
5.У кого самый длинный хвост, достигающий иногда 7 м? (японский петух).
6.Самое быстроногое животное, бегающее со скоростью выше 100 км/ч (страус)
7.Самая длинная змея, которая водится в долине реки Амазонки (Анаконда).
8.Самое толстое дерево, растущее в Африке (баобаб).
9.Самая быстрая в мире рыба, плавающая со скоростью до 130 км/ч (меч-рыба).

10.Самый из говорящих попугаев, живущих в тропических лесах Африки (жако).
11.Самое длинношеее животное (жираф).
12.Самое высокое дерево, растущее в Северной Америке. Знаменито оно тем, что не боится пожара и не поддается гниению (секвойя).
13.Самые маленькие птицы, которые питаются цветочным нектаром и несут яйца величиной меньше горошины (колибри).
14. Какая птица роет нору? (ласточка - береговушка).
15.Какая рыба умеет летать? (летучая рыба – морской петух).
16.Ящерица, у которой меняется окраска тела? (хамелеон).
17.Дерево, которому цвет коры помогает спасаться от жары? (береза).
18.Это дерево, живущее в Индии, можно принять за целую рощу – у него более 1000 стволов (дерево баньян).
19.Какая рыба строит гнездо? (колюшка).
20.Из семян, какого растения в Японии научились делать молоко, сосиски и бензин? (соя).
21.Какому животному жало заменяет уши? (змея).
22.У какого дерева, растущего на Канарских островах, смола красная, как кровь? (драконово дерево).
23.Хоть и не птица, а летает не хуже, и крылья у нее есть (летучая мышь).
24.Зверек этот летом рыжий, а зимой серый, пушистый хвост и кисточки на ушах (белка).
25.Какая рыба, завидев хищника, заглатывает много воды, сильно раздувается и превращается в колючий шар? (еж - рыба).
26.Какая птица может летать хвостом вперед? (колибри)
27.Какая птица выше всех летает? (орел)
28.Какая птица в нашей стране самая маленькая? (королек)
29.Какая птица в мире самая большая? (страус)
30.Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой? (одинакова - 40)
31.Какая птица носит фамилию известного писателя? (Гоголь)
32.Какая птица выводит птенцов в дождь? (лебедь)
33.У какой птицы самый длинный язык? (у дятла – до 15см)
34.У каких птиц перья покрыты не перьями, а чешуей? (у пингвинов)
35.Какая птица имеет очень длинный хвост? (сорока).
36.Где синицы вьют гнезда? (в дуплах деревьев).
37.Какую пользу приносят синицы? (поедают жучков и личинок).
38.Когда гуси бывают особенно злыми? (когда появляются гусята).
39.Как гуси защищают своих детей от непогоды? (прячут под своими крыльями).
40.Меня пьют, меня льют, всем я нужна. Кто я такая? (вода)
41.Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает (лес)
42.Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает (подснежник)
43.Беленькие горошки на зелёной ножке. (Ландыш)
44.Синенький звонок висит, никогда он не звенит. (Колокольчик)
45.Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох)
Подведение итогов.Ученику, набравшему большее количество жетонов вручается энциклопедия про природу.

Листья каких деревьев осенью краснеют?

Правильный ответ: листья краснеют у рябины, у клена и у осины.

Почему кролики непрерывно что-то жуют?

Таким образом они стачивают зубы.

С кем в одной норе может лиса жить?
С барсуком.

Какой зверь самый чистоплотный?
Барсук.

Бывают ли жабы ядовитыми?
Да, это жаба ага.

Умеют ли слоны плавать?

Да, эти гиганты великолепно плавают. А еще они любят играть в воде и резвиться. Еще они могут ложиться в воду почти полностью, выставив наружу только хобот.

У какого зверя осенью детеныши родятся? Чьих малышей называют листопадничками?

Ответ: У зайчихи детеныши появляются на свет по осени. Отсюда и милое название этим крошкам появилось.

Почему пожилых лосей сохатыми называют?

Потому что его рога похожи на старинный земледельческий инструмент - соху.

У кого самые большие уши?

У зайцев, кроликов, слонов, у длинноухого тушканчика, ослов и лисички фенек.

Где раки зимуют?
Они проводят зиму в норах, которые строят вдоль берегов рек.

Куда зайцу бежать удобней – с горы или в гору? Почему?
Наверх зайцу легко бежится - ноги-то задние длинные. А вот вних приходится косому кубарем катиться - иначе в ногах может запутаться.
Есть ли у слона шерсть или мех?
Могучее тело слона покрыто толстой и грубой кожей. Она испещрена многочисленными глубокими морщинами. Взрослые слоны практически лишены шерсти, а новорожденные слонята покрыты редкой жесткой щетиной. Окраска слонов однородная серая или буроватая.


Какой зверь летом живет в воде, а зимой на суше?
Мускусная крыса. Иначе - ондатра, водяная крыса, водяная полевка.


Что такое заячья скидка?
Когда заяц от погони уходит - делает большой бросок в сторону. Это и называют скидкой.

Охотится ли белый медведь на пингвинов?

Это невозможно, так как пингвины и медведи живут на разных полюсах.

Куда прячутся на зиму лягушки?

Они могут зимовать в амбарах и овинах. А те, что живут далеко от людей - зарываются в песок, ил, тину. Лесные прячутся в мох.
Кто зимой спит вниз головой?
Летучая мышь. Кстати, мыши, прилетая на зимовку в облюбованную пещеру, спят всегда в одном и том же месте с точностью до 1 см.

Сколько весит слон?
Африканские слоны вырастают до 4 метров в высоту и весят 5-7 тонн. Индийские - поменьше, их рост 2,5-3,5 метра, а вес - от 3 до 5 тонн.


Для чего слону хобот?

Хобот это не нос, как думают многие, а совершенно уникальный орган, образованный сросшимися носом и верхней губой. При этом хобот имеет собственную систему мощных мышц и сухожилий. Благодаря такому строению хобот обладает одновременно силой и гибкостью. Мощь хобота такова, что с его помощью слон способен крушить деревья, подымать бревна. На конце хобота расположен подвижный и чувствительный вырост, с помощью которого слон способен осязать и манипулировать мельчайшими предметами. Слоны хорошо распознают фактуру различных поверхностей, могут, к примеру, подымать монеты или рисовать кистью. Хобот играет в жизни слона незаменимую роль: он необходим животному для добывания пищи, защиты, общения.
С помощью хобота слоны также пьют воду, ведь пить ртом высокий и короткошеий слон не может. Только маленькие слонята могут сосать мать ртом, а взрослые слоны втягивают воду хоботом, а потом только заливают себе в рот. Слоны, лишенные хобота из-за травмы, пытаются пастись на коленях, но в конце концов погибают.


У какого животного самый громкий голос?

У крокодила.

Что муравьи зимой делают?
Закрывают все входы и выходы из муравейника, собираются все вместе в большую кучу и ждут потепления.

Лилия Лавренина
Экологическая викторина для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы»

Цель : обобщить знания детей об окружающем мире , в форме проведения экологической викторины , опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности.

Задачи :

Закреплять знания детей о диких животных , домашних животных и птицах;

Расширять знания о природе ;

Воспитывать чувство любви к природе ;

Развивать творческие способности детей , активность, сообразительность и речь;

Вызывать положительные эмоции;

Закрепить знания детей о поведении в лесу ;

Способствовать развитию внимания и памяти; созданию эмоционального настроения.

Предшествующая работа :

Беседы о лесе и его обитателях, об охране и бережном отношении к природе ; рассматривание иллюстраций природоведческого характера ; дидактические и развивающие игры; чтение художественной литературы.

Оборудование : музыкальная фонограмма «В мире животных» , эмблемы капитанов, конверт для разрезанных картинок, разрезанные картинки (птиц, кормушек и корма для птиц, юла со стрелкой, шишки, корзинки для шишек, медали для всех участников.

Ход викторины

Под музыку «В мире животных» дети входят в зал и становятся полукругом.

Воспитатель : Сегодня мы с вами поговорим о природе . Ведь природа – это богатство человечества! Ее необходимо беречь, как жизнь человека. Каждое животное или насекомое на земле нужное и полезное. Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы . Где бы вы ни были : в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду нас окружают загадки и таинства.

Воспитатель : Ребята, вы должны на слух, по описанию узнать и назвать деревья , которые растут в лесу, они растут и на участке нашего детского сада. Слушайте внимательно.

Это дерево весёлое, нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листьями, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят его в зимнее время посещать разные птицы : снегири, свиристели. (Рябина) .

Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о ней сложено, сколько стихов написано. Стройная, с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, ещё у неё имеются серёжки с семенами. (Берёза) .

Каждый, кто проходит весной, мимо этого дерева, восклицает : «Как хорошо пахнет!» Оно усыпано пушистыми кистями белых, душистых цветов. Сильный его аромат не только приятен, но и полезен, воздух очищает от микробов. (Черёмуха) .

Это дерево легко узнать по стволу почти чёрного цвета. В начале лета зацветает оно душистыми жёлтыми цветками. Из них заваривают лечебный чай. Охотно посещают богатые сладким нектаром цветки разные насекомые. А пчёлы делают из ароматного сока вкусный целебный мёд. (Липа) .

Мы сегодня с вами проведём викторину : «Знатоки природы . Сейчас расщитаемся на первый – второй. Первые номера сделают шаг во внутрь круга и останутся со мной, а вторые номера – сядут на стульчики для зрителей. Мы разделились на две команды, команду «знатоков » и команду «зрителей» . Считалочкой команда «знатоков «выбирает капитана и садится за стол для игры.

Правила поведения во время викторины : выслушать вопрос задания до конца, не подсказывать отвечающему во время его ответа; команда совещается и после моего сигнала (звон колокольчика, капитан назначает отвечающего. Если команда «знатоков » «Зрителей» викторины

Воспитатель крутит юлу и на чьей карточке остановится стрелка, тот «зритель» задаёт вопрос.

1 команда

Наука о правильном природопользовании и охране живых организмов. (Экология )

Как называется растительный мир? (Флора)

Время года, когда начинает засыпать природа ? (Осень) .

Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел) .Домашний родственник зайца? (Кролик) .

Готовят ли запасы еды зайцы? (Нет) .

Где живет белка? (Дупло) .

Какие грибы растут под берёзой? (Подберёзовики) .

Какой овощ содержит наибольшее количество каротина, так называемого «витамина роста» ? (Морковь)

Назови три состояния воды (жидкое, твёрдое, парообразное)

После того, как все «зрители» задали свои вопросы, воспитатель задаёт вопросы команде «знатоков » и команде «зрителей» .

«Правда или нет?»

(воспитатель называет фразу, а дети определяют правда это или нет)

1. Медведи любят есть тигров? (нет)

2. У березы весной бывают сережки? (да)

3. Солнце зеленого цвета? (нет)

4. Собака – это дикое животное? (нет)

5. Цветы никогда не поливают? (нет)

6. Акула, щука – это птицы? (нет)

7. Дерево всегда было большое? (нет)

8. Цветы все время черного цвета? (нет)

9. В теплой лужице своей громко квакал…. Воробей? (нет)

10. Слоны умеют махать хоботом? (да)

Физкультминутка

Воспитатель :

Мы идём во лесок, будь внимателен дружок. (Ходьба) .

Впереди – ручеёк, перейти - вот мосток. (Ходьба на носочках) .

Мы попрыгаем немножко по извилистой дорожке. (Прыжки) .

Как услышим в небе гром – спрячемся мы под кустом. (Приседания) .

Будем медленно идти – дождь настигнет нас в пути. (Лёгкий бег) .

Мы пришли с тобой, дружок, во дремучий во лесок. (Ходьба) .

Воспитатель : Вот мы и пришли опять в детский сад. Команда «игроков» садится на стульчики и становится «зрителями» , а у нас появилась вторая команда «игроков» и она занимает место за столом. Повторяю правила поведения во время викторины : выслушать вопрос задания до конца, не подсказывать отвечающему во время его ответа. ; команда совещается и после моего сигнала (звон колокольчика, капитан назначает отвечающего. Если команда «знатоков » ответила не правильно, отвечает тот, кто задал вопрос и балл присуждается команде «Зрителей» . Каждый правильный ответ оценивается шишкой. После проведения викторины мы подсчитаем количество шишек и определим победителя.

Воспитатель крутит юлу и на чьей карточке остановится стрелка на юле, тот «зритель» задаёт вопрос.

2 команда

1. Документ, содержащий краткие сведения о распространении и мерах охраны редких видов растений всего мира. (Красная книга)

2. Как называется животный мир? (Фауна)

3. В какое время года бывает гололёд? (Зимой) .

4. Кто является санитаром леса из животных? (Волк) .

5. Дикий родственник свиньи. (Кабан) .

6. Готовят ли запасы еды белки? (Да) .

7. Зимняя квартира медведя? (Берлога)

8. Какие грибы растут под осиной? (Подосиновики) .

9. Витаминное блюдо, приготовленное из измельченных овощей с добавлением соли и растительного масла. (Салат)

10. При каких погодных условиях снег скрипит под ногами (Когда на улице сильный мороз)

Задание для обеих команд

Задание «Отгадай мой домик»

1. Где живет медведь? (берлога)

2. А где домик зайца? (под кустом)

3. А как называется жилище мыши? (норка)

4. Где живет корова? (коровник)

5. Как называется жилище волка? (логово)

6. Как называется домик белки? (дупло)

7. А где живет кролик? (крольчатник)

8. А какой домик у собаки? (конура)

(вопросы задаются по очереди каждой команде)

Подведение итогов

Разрезные картинки

Воспитатель : Уважаемые знатоки и «зрители» , Дед Мороз узнал о нашей викторине , и прислал тоже вам задание, собрать разрезные картинки птиц, кормушек и корма для этих птиц. Письмо несла сорока, а она очень любопытная, захотела осмотреть эти картинки и нечайно их все перепутала.

Команда «зрителей» и команда «знатоков » собирает разрезанные картинки птиц, кормушек и птичьего корма и наклеивает их на лист ватмана.

Каждая команда показывает свой ватман.

Подведение итога

Конкурс капитанов (загадывание загадок по очереди)

1) Под соснами, под елками

лежит мешок с иголками (Ёж)

2) Зимой спит – летом ульи ворошит (медведь)

3) Хитрая плутовка, рыжая головка,

хвост пушистый – краса! А зовут ее…. (лиса)

1) С веточки на веточку прыгает, резвится

ловкая, проворная, а не птица! (белка)

2) Комочек пуха, длинное ухо,

прыгает ловко, любит морковку (заяц)

3) Кто зимой холодный,

ходит злой, голодный? (волк)

(загадки читаются по очереди каждому капитану)

Воспитатель : ребята, ваши родители тоже знают правила поведения в природе и их они вам зачитают.

Правила поведения в природе зачитывают родители

1. Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать, бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай, что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь, испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.

2. Ветки дуба не ломай.

3. Никогда не забывай мусор с травки убирать.

4. Зря цветы не надо рвать.

5. Из рогатки не стрелять! Ты пришел не убивать.

6. Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

7. Здесь не нужно всех ловить. Топать, хлопать, палкой бить.

8. Ты в лесу всего лишь гость, здесь хозяин – дуб и лось. Их покой побереги, ведь они нам не враги.

1 ребенок : Берегите землю! Берегите!

Любите родную природу :

Озера, леса и моря.

2 ребенок : Ведь это же наша с тобой

Навеки родная земля!

Воспитатель :

Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом. Беречь и любить все живое! Запомните, дети, вы – частица природы !

Давайте будем беречь планету –

Во всей Вселенной похожей нету,

Во все Вселенной только одна,

Для жизни и дружбы она нам дана!

В конце занятия всем участникам викторины раздаются медальки .

ВИКТОРИНА «Знатоки природы» (1 – 4 классы)

Заенчковская Ирина Владимировна

КГУ школа – лицей «Дарын» г. Петропавловск

Задачи: способствовать расширение кругозора детей, их знаний об окружающем мире, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы; способствовать воспитанию экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желанию заботиться о ней; воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы;

(В игре принимают участие три команды по восемь человек в каждой).

Ход викторины:

1.Организационный момент.

Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
(Л.Дайнеко)

Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.

Давайте разделимся на 3 команды.

Оценивать ваши знания в ходе соревнования команд будет жюри. Болельщики тоже могут принести своей команде дополнительный балл за правильный ответ, но и за плохое поведение они могут лишить свою команду балла

I. Первая станция. «Царство растений».

Ведущий. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

Итак, в путь. Первая станция нашего путешествия « Царство РАСТЕНИЙ» .

1-й конкурс. Викторина «Узнай растение».

Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.

1. На какие группы можно разделить все растения? (Хвойные и цветковые).

2. Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).

3. Какие деревья называют вечнозелеными ? (Ель, сосну). Почему?

4. Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).

5. Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).

6. На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).

7. Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).

8. Это самый первый цветок, появляющийся из-под снега. (Подснежник).

9. Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).

10. Какое дерево дает сладкий сок? (Берёза)

11. Как называется растение, которое жжётся? (Крапива)

12. У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).

13. Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).

2-й конкурс. Кто больше составит слов – существительных из слова ПРИРОДА. (У каждой команды лист и карандаш). Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др.

3-й конкурс. Какие листья и плоды, на каком дереве они растут?

1.Лист берёзы – берёзовый.
2.Лист липы – … липовый
3.Лист клёна – … кленовый
4.Шишка ели – … еловая
5.Плод дуба – … жёлудь
6.Лист дуба – …. дубовый
7.Лист осины – … осиновый
8.Лист ивы – … ивовый
9.Шишка сосны – …сосновая
10.Плод яблони – … яблоко

4-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?

1. Клён, рябина, ель, тюльпан.

2. Берёза, дуб, шиповник, тополь.

3. Яблоня, смородина, малина, рябина.

4. Осина, липа, дуб, ель.

5. Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …

6. Липа, осина, клён, яблоня. Так как …

7. Груша, слива, тополь, вишня. Так как …

8. Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.

Загадки

1. Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Береза ).

2. Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ели ).

3. Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел – и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь ).

4. Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива ).

5. Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен ).

6. Летом знойным зацветет –
Сразу пчел к себе зовет.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар...
Кто-то дерево узнал? (Липа ).

7. Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (Рябина ).

1. Что человек делает для сохранения животного мира?

2. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы ).

3. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы ).

4. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери ).

5. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки ).

6. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук ).

7. У кого на сучке кладовая? (У белки ).

8. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина ).

9. Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши).

10. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока)

11. Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры ).

12. Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка ).

13. Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка. (Стрекоза ).

14. На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному. (Черепаха ).

15. Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно –
Укусит. Ясно? (Змея ).

16. Волны к берегу несут
Парашют – не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь – обжигает. (Медуза ).

2-й конкурс. «Забавные зверюшки».

Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?

1. Цапля и лягушата в озере.

2. Лев и собачка.

3. Ворона и лисица.

4. Машенька и три медведя.

III. Третья станция. «Царство Грибов».

Ведущий. Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.

По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (Грибы ).

Среди даров природы, которыми богата наша природа, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

А сейчас мы отправляемся за грибами.

Вы любите собирать грибы?

1-й конкурс. «На лесной полянке».

Сейчас мы вспомним правила сбора грибов. За несколько минут обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила.

2-й конкурс. Игра «Собери грибочки».

(На поле разбросаны картинки грибов. Выходят по одному участнику от команды).

Кто больше соберёт грибов. (Повторить несколько раз ).

На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные ).

Загадки

1. Вот в траве приметные
Шляпки разноцветные.
Вспомни ты их имя,
Но не ешь сырыми! (Сыроежки).

2. Очень дружные ребята
У пенька живут... (Опята).

3. Где хвоинок многовато,
Поджидают нас... (Маслята).

4. Под осиной гриб тот, дети,
В ярком красненьком берете. (Подосиновик).

5. У берёзок, посмотри:
Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик).

6. Царь грибов живёт в дубраве.
Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый).

3-й конкурс. «Собери пословицу».

Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.

Грибок к грибку – наберёшь и лукошко» ).

Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.

IV. Четвёртая станция. «Экологическая».

Ребята, что такое «экология»?

Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.

Прогулка. ( С. Михалков )

Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Там и тут пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо
– Эй, ребята! – крикнул Дима, –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,

Жгли костёр.
В футбол играли –
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки –
Две размокшие баранки –
Словом мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не нашли!

Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?

А как бы вы поступили на месте этих туристов?

Какой вред наносят люди таким поведением?

Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют ).

Конкурс «Правила друзей природы».

Вспомните правила друзей природы. (Называют правила по очереди).

Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ.

Слово для подведения итогов я предоставляю нашему жюри. (Награждение команд )

Итоговая викторина о природе для старших дошкольников

«Природа вокруг нас!»

Цель: обобщение знаний детей о растительном и животном мире, воспитании любви к родной природе.
Задачи:
Образовательные: систематизировать знания детей по экологии;
формировать целостное представление о живой и неживой природе; обучать дошкольников способам познания окружающего мира.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, животному и растительному миру; воспитать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, развивать чувство любви к объектам природы;
закрепить умение работать в команде.
Развивающие: развивать познавательный интерес к миру природы;
развивать умение сравнивать, воспитывать в детях умение логически
мыслить, правильно формируя выводы.
Речевые: развивать связную речь и активный словарь.
Демонстрационный материал: картинки с изображением животных, деревьев, медали, эмблемы командам, мяч, песочные часы.
Методические приёмы : игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, подведение итогов.

Воспитатель: Дорогие ребята, гости, приглашаю вас на викторину о природе. «Здесь знает каждый, ты и я, Природу обижать нельзя!»

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы нашего родного города Канаша. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки - повсюду вас окружают загадки и таинства природы.

Сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира, проведем с вами викторину «Природа вокруг нас». В викторине примут участие две команды.
Первая команда - «Ёжики», вторая команда - «Листочки».
Дорогие участники сегодня вы должны показать свои знания, навыки и умения, вас ждут сложные конкурсы и интересные вопросы, но вы же у нас умники и умницы, и мы верим что вы справитесь, а болельщики вам помогут.
Их мы тоже разделим на две команды. Первая команда помогает «Ёжикам», а вторая «Листочкам». За каждый дополнительный ответ, балл получает команда, за которую они будут болеть.

Я узнал, что у меня есть огромная страна

И тропинка и лесок, в поле каждый колосок

Речка, небо — голубое - это всё моё родное

Всех люблю на свете я

Это Родина моя!

Итак, готовы? Тогда начнём!
1 Конкурс «Разминка» : Представляет собой блиц опрос. За одну минуту (песочные часы) нужно ответить на как можно большее число вопросов.
Вопросы для команды «Листочки»:

. Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)

Когда листва с деревьев опадает? (осенью)
. Как назвать детеныша лошади? (жеребенок)
. Сколько ног у паука? (восемь)
. Какая птица лечит деревья? (дятел)
. У какого дерева белый ствол? (у березы)

Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)
. Назовите детенышей курицы (цыплята)
Вопросы для команды «Ёжики»:

На каком дереве растут желуди? (на дубе)

Ворона, скворец, воробей, ласточка - кто это? (птицы)
. Как назвать детеныша коровы? (теленок)
. У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы)
. Сколько ног у жука? (шесть)
. У какой птицы красная грудка? (у снегиря) . Кабан - дикое или домашнее животное? (дикое)
. Когда земляника поспевает? (летом)

Дополнительные вопросы (для болельщиков):
. Как назвать детеныша свиньи? (поросенок)
. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
. Кто в лесу плетет паутину? (паук)
. Что такое зеленый покров Земли? (трава)
. Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)
. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
. Кто носит свой дом на спине? (улитка)
. Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)

Разминку для ума сделали, а теперь давайте сделаем разминку для тела, выходите на физкультминутку (песня-игра «У оленя дом большой»).

2 конкурс «Кто лишний?».

На доске картинки с изображениями для первой команды: берёза, ива, дуб, тополь, клён и сосна, а для второй команды: кабан, лиса, волк, заяц, медведь и собака. Дети должны выбрать лишнюю картинку и объяснить.
Наши команды- Mолодцы!
Все на свете знают и для них сейчас игра «Угадай мелодию».
Дети отгадывают песню («Жил-был у бабушки серенький козлик", «Кузнечик» и поют её как «Хор лягушек»).
Как замечательно наши команды пели, какие они музыкальные, теперь
проверим какие они сообразительные.
Игра с болельщиками «Я начну, а ты продолжи»:
- У дуба желуди, а у сосны…(шишки)
- Береза кудрявая, а сосна…(колючая)
- У рябины листочки, а у сосны…(иголки)
- Осенью береза стоит золотая, а сосна…(зеленая)
- Осина зимой стоит без листьев, а сосна…(в иголках)
- На яблоне растут яблоки, а на дубе… (желуди)
Итак, объявляю следующий конкурс: «Загадки о природе». Нужно не только загадать загадки команде противника, но и отгадать их (детям заранее раздаются загадки, которые они загадывают команде противника).
1: Припрятала орешки
И сушит сыроежки-
Зимой в её дупле Что хочешь на столе.(белка)
2: Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет.(лиса)
3: Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный?(волк)
4: Носит на макушке-
Длинные ушки,
Шубку на зиму меняет,
Кто зверька такого знает?(заяц)
5: Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья- белобока,
А зовут её …(сорока).
6: Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно ты будешь мой.(дятел)
7: Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло-
Спать летит в дупло.(сова)
8: Я на ёлке на суку
Счёт веду: «Ку-ку, ку-ку».(кукушка)
Игра с мячом для болельщиков: «Назови быстро»
Белобокая птица. (Сорока)
Какое растение может нас обжечь? (Крапива)

Новогоднее дерево. (Елка)
Время года, когда просыпается природа. (Весна)
Кто является санитаром леса из животных? (Волк)
Как называется домашний родственник зайца? (Кролик)
Дикий родственник свиньи. (Кабан)
Как называется жилище медведя? (Берлога)
Делают ли запасы еды зайцы? (Нет)
Красногрудая птица. (Снегирь)
Какой цветок без листьев цветет? (Мать-и-мачеха)
Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел)
Как называется зверь, строящий на реках плотины? (Бобер)

Вот наша викторина подошла к концу, и мы просим наших уважаемых гостей подвести итоги нашей экологической викторины

(Награждение медалями.Победила дружба.)
Вот так в дружбе должны жить все люди Земли, в дружбе с растениями, животными, которые тоже живут на нашей планете.

Нас в любое время года учит мудрая природа

Птицы учат пению. Паучок терпению

Пчёлы в поле и в саду обучают нас труду

Снег нас учит чистоте. Солнце учит доброте

И при всей огромности обучает скромности

Нас деревья всех пород как большой лесной народ

Учит крепкой дружбе!

А нашим уважаемым взрослым мы хотим сказать:
Перефразируя писателя известного,
Мы говорим на сердце руку положа,
Пусть будет в человеке всё прекрасно:
И мысли, и поступки, и душа,
В гармонии с природой и с собою
На свете, чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
А в завершение нашей викторины давайте станцуем и споём песенку

« Почемучки»

Почемучки, почемучки,
Любознательный народ!
Почемучка, почемучка
Всем вопросы задает:
Почему на небе солнце?
почему вокруг трава
Почему дельфин не тонет?
И зачем быку рога?

Припев:
И зачем, и зачем, и зачем быку рога? (2 раза)

Почемучкам, почемучкам
Интересно все узнать,
Почемучки, почемучки
за рукав всех теребят
Почему в пустыне жарко?
А на севере - мороз?
Почему у кошки лапы?
И зачем мартышке хвост?

Припев:
И зачем, и зачем, и зачем мартышке хвост? (2 раза_

Почемучкам, почемучкам
Нелегко на свете жить.
Почемучкам, почемучкам
Надо все успеть спросить:
Почему шумят деревья?
Почему журчит вода?
Почему девчонки плачут?
А мальчишки никогда?