Конспекты наблюдений детей младшего дошкольного возраста за природой весной. Наблюдения за изменениями в природе «Весна - красна

Урок-экскурсия

Тема. Весенние изменения в природе.

Цель. Наблюдения за весенними изменениями в неживой и живой природе, знакомство с растениями и животными лесопарка, актуализация знаний о взаимозависимости между человеком и природой, развитие экологических знаний, воспитание эстетических чувств и любви к природе.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные.

Предметные.

    Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил поведения в мире природы.

    Освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация, получение информации в открытом информационном пространстве).

    Метапредметные.

    Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

    Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

    Активное использование речевых средств для решения познавательных задач.

Ход экскурсии

I .Подготовительная часть

Проводится предварительная работа по изучению народных примет, пословиц. Дети учат стихи о весне.

1).Задания для обучающихся:

    Наблюдения за весенними изменениями в природе.

    Знакомство с растительным и животным миром лесопарка

    Сбор природного материала для уроков трудового обучения.

2) Повторение правил поведения в природе.

    Не рвать цветы.

    Не трогать птичьи гнёзда.

    Не разрушать муравейники.

    Не ломать ветки деревьев и кустов.

    Не разжигать костёр, не оставлять мусор.

    Соблюдать тишину, чтобы не беспокоить лесных обитателей.

    Не ловить шмелей, бабочек, стрекоз, божьих коровок, они опыляют растения и уничтожают вредителей.

II . Основная часть.

1. Ознакомление с весенними изменениями в природе.

1).Работа над загадкой.

Зазвенели ручьи,

прилетели грачи.

В улей пчела

первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

когда это бывает? (Весной)

2).Наблюдения за природой. Диалог.

Что изменилось в природе весной?

Какие изменения происходят в живой природе?

Какие первые запахи приносит весенний ветерок?

3).Работа с пословицей.

Март с водой, апрель с травой, май с цветами.

О каких характерных изменениях в природе за каждый месяц говорится в этой пословице? (Ответы детей)

Какие ещё знаете приметы и пословицы о весне?

    В марте облака плывут быстро и высоко – к хорошей погоде.

    Случившийся в марте гром – признак плодородия.

    Первый апрельский дождь воза золота стоит.

    В конце марта – начале апреля прилетают скворцы.

    Май холодный – год хлебородный.

    Весенний день – год кормит.

2. Наблюдения за животным миром

1).Наблюдения за насекомыми.

Насекомые в большинстве своём наносят большой вред лесам. Это жуки - дровосеки, короеды, златки, шелкопряды и другие. Но есть и полезные насекомые. Назовите их. (Ответы детей)

Почему муравьи считаются санитарами леса? Что вы о них знаете?

Наблюдение за муравейником. Беседа о бережном к ним отношении.

2).Наблюдения за птицами.

Назовите зимующих птиц. Что вы знаете о них?

Какие птицы прилетают к нам с приходом весны?

Как вы поступите, если найдёте птичье гнездо или выпавшего из него птенца?

В чём заключается польза птиц?

(Основной пищей птиц являются насекомые, которые причиняют очень большой вред лесам. Розовый скворец, например, в сутки съедает 200 грамм саранчи. Еще интенсивнее идет питание птенцов. Точными наблюдениями установлено, что ласточки, скворцы, синицы и другие мелкие птицы во время выкармливания птенцов подлетают к гнезду с пищей в клюве сотни раз в сутки. В частности, большая синица приносит пищу птенцам 350-390 раз в сутки, большой пестрый дятел более 300 раз. Представьте, какую пользу приносят пернатые друзья.)

3).Слушание пения птиц.

4). Знакомство с обитателями леса.

Учитель:

Вот он лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же знаешь, мы свои.

Конкурс «Знатоки родной природы» Дети называют животных – обитателей местного лесопарка.(Белка, ёж, крот, куница, лиса и др.) Обсуждение проблемы «Как вести себя в лесу, чтобы не беспокоить животных?»

3. Наблюдения за растительным миром.

1) Дидактическая игра «Найди дерево»

Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки. (Берёза)

Берёзы

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня же обижают:

Шкуру тонкую сдирают.(Липа)

Я самый серьёзный из русских деревьев,

Так просто не дамся на сруб.

Раскидиста крона, крепки мои ветви.

А люди зовут меня … ( Дуб)

(Дети находят эти деревья, наблюдают за особенностями каждого, за весенними изменениями)

2). Чтение детьми стихотворений.

Распустились почки, лес зашевелился,
Яркими лучами весь озолотился.

На его окраине из травы душистой
Выглянул на солнце ландыш серебристый.

И открылись кротко от весенней ласки
Милой незабудки голубые глазки. (С. Дрожжин)

Я пройдусь по лесам,
Много птичек есть там;
Все порхают, поют,
Гнёзда теплые вьют.

Побываю в лесу,
Там я пчёлок найду:
И шумят, и жужжат,
И работать спешат.

Я пройдусь по лугам,
Мотылёчки есть там:
Как красивы они
В эти майские дни. (А. Майков)

Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждёт;
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет… ( А.К. Толстой)

3)Наблюдение за красотой окружающей природы.

III . Заключительная часть.

1).Дидактическая игра «Лесные тайны»

Остановитесь, оглядитесь, внимательно все посмотрите. Что вы видите? Что слышите? Найдите тайны леса, расскажите о них.

(Вблизи поляны лесной родничок)

Родничок журчит, струится
День и ночь из года в год:
Чтобы смог воды напиться,
Кто захочет, кто придёт.
Мать-Земля его послала
Для своих родных детей:-
Для зверушек и растений,
И, конечно, для людей.
Чтоб напились, чтоб умылись,
Чтоб здоровыми росли,
Чтоб любили, понимали

И Природу берегли. (А. Ченин)

Дети обсуждают проблему «Родник – дар природы. Охрана родника»

2) Сбор природного материала для уроков труда.

3) Итоговые задания группам

I группа. Рисование на тему «Природа весной»

II группа. Рисование листовок «Правила поведения в лесу»

Наблюдения за изменениями в природе ранней весной в подготовительной группе

«Весна - красна!»

Аннотация

Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры. Такие наблюдения не просто дают детям новую информацию, а помогают погрузиться в удивительный мир личного живого общения с природой, вступить в непосредственный диалог с ней. В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы большое внимание уделяем организации наблюдений за природными объектами. Чаще всего наблюдения мы организуем на прогулке. Наш детский сад расположен в зеленой зоне. Живое общение детей с природой помогает воспитывать у детей эстетические, патриотические, нравственные чувства. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Конспект наблюдения на тему «Весна – красна!»

(Наблюдения за изменениями в природе ранней весной в подготовительной группе )

Цели : Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны.

Задачи :

Образовательные : Учить детей сравнивать, пополнять речевой запас (наст) , делать простейшие выводы.

Развивающие : Развивать у детей внимание, наблюдательность, мышление.

Воспитательные : Воспитывать у детей любовь к природе и наблюдательности.

Предварительная работа :

1. Рассматривание с детьми иллюстраций о весне, весенних изменениях в природе.

2. Беседы с детьми о бережном отношении к природе.

3. Наблюдения на прогулке, беседы с детьми о признаках весны, почему наступает весна.

4. Чтение художественной литературы.

5. Заучивание стихов, народных игр о весне, о весенних месяцах, загадывание загадок, поговорок и пословиц.

Игровая ситуация.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, что это на дереве, конверт! Интересно от кого это письмо!?.(открывает конверт, читает)

Светает рано по утрам,

Проталины и тут и там.

Ручей шумит, как водопад.

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает?

Ответы детей : Время года весна!

Воспитатель : Это письмо от Весны! Интересно, что она нам пишет…«Дорогие ребята! Зиме очень понравилось в нашем Ханты-Мансийском автономном округе, и она не торопится уходить, но ведь пришла моя пора. Помогите, найдите как можно больше весенних примет и тогда она уйдет!»

Воспитатель : Ребята, предлагаю вспомнить, какие весенние месяцы вы знаете?

Ответы детей : Март, апрель, май.

Воспитатель : А какой сейчас месяц? (март) Правильно!

Воспитатель : Почему март называют «утром года»?

Ответы детей : День стал длиннее, солнце светит ярче, становится теплее, солнце поднимается выше.

Воспитатель : Сравним, что изменилось по сравнению с февралем.

Ответы детей : Снег тает на солнце, рыхлый, грязный, на крышах сосульки.

Воспитатель : Сейчас снег мокрый, а сверху он покрыт ледяной корочкой-настом. Что такое наст?(ледяная корка).

Воспитатель : Зима никак не хочет уходить она злится, Влада Т. и Лиза С. расскажут стихотворение Федора Тютчева.

Зима недаром злится,

Прошла ее пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон -

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит.

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя.

Весне и горя мало:

Умылася в снегу,

И лишь румяней стала,

Наперекор врагу

Воспитатель : Как вы думаете, почему

Весне и горя мало:

Умылася в снегу,

И лишь румяней стала,

Наперекор врагу?

(ответ детей)

Воспитатель : В марте солнце пригревает и начинается период снеготаяния. (Взять снег в руки и показать, как он тает от тепла)появляются проталинки, дни становятся длиннее. Снег питает землю водой и растет травка, на деревьях и кустах появляются первые листочки.

Воспитатель : Но кто же еще нам предвещает приход весны?

Ответы детей : Прилетают перелетные птицы.

А каких вы знаете перелетных птиц?

Ответы детей : грачи, утки, скворцы, дикие гуси.

Воспитатель : Молодцы! А вы знаете, какие птицы прилетают первыми? Это грачи, затем прилетают скворцы, а потом утки, гуси, журавли. Расскажите, пожалуйста, а куда они улетали от нас? (ответы детей) Правильно! А вот еще один вопрос, а почему они улетают от нас? (ответы детей)

Воспитатель : Какие же вы молодцы, все вы знаете.

Воспитатель : С давних времен люди наблюдали за прилетом птиц и появились приметы. Предлагаю вспомнить приметы о весне

Дети : Летит скворец - зиме конец;

Видишь скворца, знай, весна у крыльца!

Одновременный прилёт птиц - к дружной весне;

Вороны купаются ранней весной - к теплу;

Воробьи купаются в луже - к теплу;

Если с крыш висят длинные сосульки то и весна будет длинной.

Пришёл марток – надевай двое порток!

Воспитатель : С давних времен устраивали праздники и звали весну, чтобы она поскорее пришла, вот и мы сейчас давайте встанем в хоровод и позовем весну, чтобы быстрее снег растаял и солнышко стало жарче греть. И зима к нам не вернулась, ушла дальше на север.

Календарная народная игра «Идет матушка Весна»

Двое ребят берут друг друга за обе руки и поднимают их вверх. Это – «ворота». Остальные дети берутся за руки, как в хороводе. Все играющие проходят под воротами и говорят такие слова:

Отворяйте ворота

Идет матушка Весна!

Первым март прошел,

Всех детей провел!

А за ним апрель

Отворил нам дверь!

А за ним и май, сколько хочешь гуляй,

Сколько хочешь гуляй, только не зевай!

Уважаемые конкурсанты и гости!
С 15 мая с 12-00 по 19 мая до 20-00 2017г. на портале состоялось онлайн - голосование за "Приз зрительских симпатий". (Определилось 4 победителя, по 1 из каждой номинации)

1,2,3 МЕСТО в выставке - конкурсе определяет жюри. (12 конкурсантов)

16 победителей будут торжественно награждены 23 июня в Большом зале заседаний Тюменской областной Думы.

Лауреаты I, II и III степеней награждаются дипломами, ценными подарками и благодарственными письмами заместителя председателя Тюменской областной Думы.
Каждый участник получает сертификат, подтверждающий участие в региональном мероприятии.

Оставляйте содержательные комментарии, их количество подсчитываться не будет.

За три весенних месяца природа успевает измениться до неузнаваемости. В марте она еще только начинает пробуждаться от зимней спячки. Весеннего тепла не хватает для того, чтобы заставить снег и ледяные глыбы таять, но воздух постепенно прогревается, подготавливая все живое к постепенному пробуждению, появляются первые кучевые облака, которые парят еще очень высоко.

Наиболее часто встречаемые природные явления весной:

Активное таяние снега начинается в первой половине апреля. Его вызывает солнце, которое уже достаточно высоко поднимается над горизонтом. Воздух вокруг наполняется журчанием ручьев, которые могут спровоцировать начало половодья - явного весеннего признака.

Завораживает и вызывает опасения. Скованные льдом реки еще нескоро смогут избавиться от своих оков, но как только солнце наберет свою силу, они взбунтуются и постараются своим течением расколоть панцирь льда. Иногда лед не успевает таять, образуются заторы, которые могут вызвать разрушительные наводнения. Но если реки вскрываются правильно, и лед тронулся одновременно в нескольких местах, то серьезных последствий можно избежать.

Солнце постепенно наполняет своим теплом землю, которая его отражает и создает предпосылку для образования весенних ветров . Пока они еще слабы и неустойчивы, но чем теплее становится вокруг, тем сильнее перемещаются воздушные массы. Такие ветра называют термальными, именно они характерны для этого времени года.

То тут, то там снег сходит с земли, образуя невзрачные проталины . Они появляются везде, где снежный покров был наиболее тонким. Именно появление проталин говорит о том, что зима сдала свои права, и началось новое время года. Сквозь них быстро пробивается первая зелень, на них можно найти первые весенние цветы - подснежники. Снег еще долго будет лежать в расщелинах и впадинах, но на возвышенности он тает быстро, подставляя островки суши под теплое солнышко.

На деревьях появляются в конце апреля - в начале мая. Трава уже пробила свои зеленые стебли, а деревья готовятся одеть зеленые наряды. Листья распустятся быстро и внезапно. Сегодня ты радовался, что набухли почки, а завтра они уже красуются крупным листовым бутоном, который раскроется вот-вот. Как красиво и радостно вокруг. Слышно пение птиц, появляется жужжание первых пчел и насекомых. Все пробуждается вокруг и готовится к празднику цветения жизни.

В конце мая может прогреметь первая гроза. Еще не такая сильная, но ярая. Ливневые дожди окончательно разделаются с весенней грязью и подготовят землю к началу следующего сезона. Переход к лету не затянется на долгое время. Это единственный сезонный промежуток, который проходит быстро и незаметно.

Яркое цветение, сочная зелень, теплый воздух - все это говорит о том, что лето вступит в свои права в самое короткое время. Во многих областях нашей страны, по местным приметам и поверьям, окончание весны символизирует появление первых комаров. Как только он прожужжал над вашим ухом, значит все, лето настало.

Конспекты наблюдений детей младшего дошкольного возраста за природой весной режимных моментах

В процессе работы над темой недели «К нам весна шагает быстрыми шагами» среди детей младшего дошкольного возраста, мы организовывали наблюдений за природой в режимных моментах (на прогулке днем), а также в вечернее время. При этом, мы и днем и вечером смотрели на одни и те же объекты. Так, например, днем капель была активнее, чем к вечеру; птиц наблюдалось меньше, ручейки также сменяли скорость движения и уменьшался объем уносимой воды. Отметим, что некоторые родители забирают детей пораньше, в связи с чем, не все дети в полной мере могли наблюдать за весенними изменениями в природе в вечернее время (перед уходом домой).

Рассмотрим содержание конспектов наблюдений за природой в режимных моментах (на прогулке днем): наблюдение за весенней капелью, за вербой, птицами, погодой и ручейками.

Наблюдение за весенней капелью днем

Цель: вызвать интерес к окружающему миру, стимулировать наблюдательность и познавательный интерес

образовательные : расширять знания детей о временах года, свойствах воды и её природной важности; прививать основы безопасности жизнедеятельности;

развивающие

воспитательные : воспитывать интерес к физическим явлениям, культуру поведения в близи сосулек.

Непосредственное наблюдение:

Воспитатель: Ребята! Вы слышите!? Что это за звонкий звук? Правильно, это капает с крыш талая вода! Давайте понаблюдаем за ней!

Воспитатель: Что вы видите? А откуда появляется эта вода? Конечно, она появляется от таяния снега.

Воспитатель: Посмотрите! Там куда вода падает, образуются впадины! Откуда они появляются? Конечно! Вода падает с большого расстояния и ударяется об лед, почву, постепенно пробивая себе ямки. Вода способна даже пробивать гранит, делать себе проход под землей, в пещерах. Она, медленно, потихоньку, но постоянно пробивает себе дорогу. Одна капелька маленькая, а огромное их количество способно изменить окружающую природу.

Воспитатель : Ребята! Скажите вы слышали когда-нибудь стихотворения о весенней капели? Нет? Тогда послушайте стихотворение Самуила Маршака «Апрель».

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник.

Воспитатель: Ребята, а почему медведь проснулся, вы знаете? Верно, снег начал таять и капли превратились в лужи. Косолапому стало сыро и он вылез из своей берлоги. Как вы думаете, медведь любит наблюдать за природой? Я тоже думаю, что любит. Давайте еще раз послушаем и посмотрим на нашу звонкую капель.

Воспитатель: давайте возьмем немного снега с собой в группу и посмотрим, как он будет себя вести в помещении, хорошо?

Наблюдение за Вербой днем

Цели: продолжать знакомить с особенностями роста деревьев, выделяя характерные признаки вербы и её изменения, связанные с временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы

Задачи:

образовательные : расширять знания детей о сезонных изменениях в природе, формировать представления о том, как ведут себя деревья весной, объяснять особенности роста деревьев и растений вообще;

развивающие

воспитательные : воспитывать интерес к биологическим законом, окружающему миру, бережному отношению к растениям

Непосредственное наблюдение:

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы пойдем на участок старших детей и понаблюдаем за Вербой. Скажите, вы знаете что за дерево такое, «Верба» и как она выглядит? Все правильно, молодцы!

Воспитатель: послушайте ребята, пожалуйста, стихотворение Афанасия Фета

«Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,

Тепло озарены,

И в душу снова просятся

Пленительные сны…»

Воспитатель: Ребята, давайте понаблюдаем за Вербой! Опишите пожалуйста какая она, Верба! Верно ребята, она мягкая, пушистая, нежная, желтенькая, а есть там дальше куст и с белыми почками. Как правильно отметил Влад, у нее на веточках маленькие, крохотные, мягкие комочки. Как заметила Танюша веточки у вербы коричневые, а почки белые и желтые. Скажите, а длинна у веточек какая? Верно, есть и длинные и короткие веточки.

Воспитатель: давайте возьмем веточки вербы, где почки еще не распустились и поставим в вазу, и время от времени будем смотреть как она себя будет вести.

Наблюдение за птицами днем

Цели: сформировать представление о перелетных птицах, их внешнем виде, поведении; воспитывать любовь к птицам, бережному отношению к окружающей природе

образовательные : расширять знания о птицах, введение понятия перелетные птицы;

развивающие

воспитательные : воспитывать чувство любви и бережного отношения к птицам.

Непосредственное наблюдение:

Воспитатель: Ребята, давайте подойдем поближе к кормушке, только очень медленно и осторожно, чтоб не спугнуть птиц.

Воспитатель: Посмотрите, каких птиц вы видите на участке? Верно, синички, воробьи и голуби. А каких еще птиц вы знаете? Отлично!

Воспитатель: Что делают эти птицы? Что они кушают?

Воспитатель: Ребята, а помните, на рябине мы видели зимой снегирей, а сейчас они есть? Верно, они улетели гнездоваться в другие леса, ближе к северу. Зато сейчас появились другие птицы. Посмотрите на скворечник, только не шумите.

Воспитатель: Видите, время от времени в скворечник залетает птичка. Вы знаете как ее зовут. Это скворец.

Послушайте стихотворение Сергея Михалкова

Живет у нас под крышей

Непризнанный артист,

И целый день мы слышим

Художественный свист.

Еще в полях туманы,

Еще роса блестит,

А он, проснувшись рано,

Уже вовсю свистит.

Свистит не славы ради,

Не ради всяких благ,

А просто в небо глядя,

От сердца! Просто так!

Выводит он рулады

По нескольку минут...

Не требуя награды

За свой талант и труд.

Воспитатель: А какие птицы самими первыми прилетают в наши края? Послушать звонкие голоса птиц.

Воспитатель: Опишите птичку, которая вам больше всего понравилась.

Наблюдение за погодой днем

Цели: продолжить формирование целостной картины мира, знаний об изменениях в погоде

образовательные : расширять знания о временах года, погодных условиях, смене месяцев;

развивающие : способствовать развитию наблюдательности, внимания, познавательной активности;

воспитательные : воспитывать чувство любви и бережного отношения к окружающей природе, привитие навыков одеваться в соответствии с погодными условиями.

Непосредственное наблюдение:

Воспитатель: Ребята, посмотрите какая чудная сегодня погода! Опишите, что вы можете сказать относительно погоды? Верно, сегодня светит солнышко, согревая нас своим теплом, дует небольшой ветерок, видите, как колышется шарфик у Светы, веточки у березы? Солнышко греет нас, и все вокруг, смотрите - с крыши капает вода – как это можно называть, помните? Как можно сказать про погоду в общем? Плохая она сегодня или хорошая?

Воспитатель: Ребята, скажите, какое сейчас время года? Какой месяц? Какой праздник будет в этом месяце, какого числа? Молодцы, ребята!

Воспитатель: Мальчики и девочки, скажите, как нужно одеваться весной? Валенки нужны? Шапка на меху нужна? А пуховик на овчине? Шуба? Верно ребята! Если погода теплая, как сейчас, что нужно одевать? Конечно!

Воспитатель: Ребята, скажите, апрель является каким месяцем? Он первый месяц весны или нет? Правильно, апрель является разгаром весны. Посмотрите: еще вчера снега было больше, сегодня он заметно подтаял. А какого он стал цвета? Скажите весной со снегом что делается? Верно, он тает и вся земля от него освобождается. Почему? Верно! А скажите, ребята где снег тает быстрее? В такую замечательную погоду, когда солнце греет ярко появляются проталины, освободившиеся от снега. Что там можно увидеть? Конечно, там смотрите старые, прошлогодние травинки и листочки!

Наблюдение за ручейками днем

Цели: учить определять признаки весны, развивать наблюдательность; воспитывать умение радоваться красивому, бережно относиться к природе.

образовательные : расширять знания о временах года, определять признаки весны;

развивающие

воспитательные

Непосредственное наблюдение:

Воспитатель: Ребята! Пойдемте со мной к ручейку! Посмотрите на него, куда бежит вода? Какая она? Откуда она взялась?

Воспитатель: Правильно сказал Миша, вода бежит в одну стороны, а почему она бежит в одном направлении? Откуда? А вы видели ручейки? Обращали на них внимание? Верно, вода стекает с возвышенности и бежит туда, где ниже поверхность.

Воспитатель: Скажите ребята, для чего люди продалбливают дорожки для ручейка? Верно!

Послушаем стихотворение Ирины Золотухиной:

Весенней порою, в положенный срок

На свет народился малыш-ручеек.

От солнечной ласки окреп он чуть-чуть,

И на рассвете отправился в путь.

«Привет ручеек, чик-чирики, ты чей?»

Чирикнул вдогонку ему воробей.

«Постой, погоди синеглазый малыш,

Куда расскажи ты так резво бежишь?»

Ответил, журча, ручеек молодой:

«Бегу я на встречу с могучей рекой.

Мечтают всегда, по весне ручейки

Стать частью огромной и бурной реки.

Воспитатель: Ребята, давайте опустим бумажные лодочки в ручейки, посмотрим как лодочка плывет вместе с веселым ручейком.

Рассмотрим содержание конспектов наблюдений за природой вечером.

Наблюдение за весенней капелью вечером

Цель: отметить изменения в интенсивности весенней капели и отметить причины произошедших изменений с течением времени

образовательные : расширять знания детей о изменениях в природе в вечернее время весной;

развивающие : способствовать развитию наблюдательности, внимания, познавательной активности, любознательности;

воспитательные : воспитывать интерес к физическим явлениям.

Непосредственное наблюдение:

Воспитатель: Ребята! Мы сегодня наблюдали за весенней капелью? Какая она была, опишите? Было весело смотреть на нее? Какое чувство вы испытывали?

Воспитатель : А какое настроение у вас сейчас? А оно бы улучшилось, если бы капель была бы такой же веселой и активной как днем? Скажите, почему вечером капель менее интенсивная, чем днем? Скажите, что будет ночью и завтра утром с капелью? А завтра днем, если погода будет такой же теплой? Почему, как вы думаете?

Наблюдение за Вербой вечером

Цели: отметить наличие изменений в облике Вербы с течением времени, формирование умения отстаивать свою точку зрения

Задачи:

образовательные : расширять знания детей о влиянии времени суток на физические явления и объекты природы;

развивающие : развитие внимания, мышления, воображения, познавательной активности, любознательности;

воспитательные : воспитывать интерес к окружающему миру

Непосредственное наблюдение:

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы наблюдали с вами за Вербой! Вспомните, какая она и что это? А где растет верба? Верно, она любит места около воды, она довольно быстро растет, по сравнению с другими деревьями и кустарниками.

Воспитатель: Скажите, вы видите какие либо изменения у вербы с течением времени? У вербы изменились почки? Появились листочки? Конечно, изменения происходят с растительностью постоянно, но они не так заметны и ощутимы. Вот если рассматривать подсолнух, то будет видно, что он поворачивает цветок в след за движением солнца. А Верба имеет более жесткие стебли и не может так следовать за солнцем.

Наблюдение за птицами вечером

Цели: отметить изменения в жизненной активности птиц в разный временной период

образовательные : расширять знания о птицах, приобретение знаний о поведении птиц в разное время суток;

развивающие : способствовать развитию наблюдательности, внимания, познавательной активности;

воспитательные : воспитывать чувство любви и бережного отношения к птицам, воспитывать культуру поведения рядом с птицами, подкармливать их.

Непосредственное наблюдение:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами днем ходили на прогулку, помните? Хорошо, тогда вспомните как вели себя птицы днем?

Воспитатель : А теперь посмотрите на птиц. Каких птиц вы видите у кормушки? На территории детского сада? Что они делают? Изменилось ли их поведение с течением времени? Верно, ближе к вечеру активность птиц несколько снижается, днем они активно щебетали, кушали, летали стайками. А сейчас птиц меньше, несмотря на то, что кормушки наполнены птичьим кормом. А скажите, что кушают птицы?

Опишите поведение птиц сейчас. Что вы видите?

Наблюдение за погодой вечером

Цели: продолжить формирование целостной картины мира, отмечать возможные изменения в погоде

образовательные : обучать знанию времени суток, знанию погодных условий и особенностей её смены, формирование представлений о словах «штиль», «шквалистый ветер»;

развивающие : способствовать развитию наблюдательности, внимания, любознательности;

воспитательные : воспитывать чувство любви к природе, привитие навыков одеваться в соответствии с погодными условиями.

Непосредственное наблюдение:

Воспитатель: Ребята, сегодня днем мы наблюдали за погодой. Что вы видите сейчас? Какие изменения вы можете отметить?

Воспитатель: Скажите днем был ветерок, а сейчас его не стало. Как называется отсутствие ветра одним словом? Правильно, штиль. А когда ветер очень сильный как называют его? Ураган, верно. Также ветер иногда называют шквалистым, когда случается внезапное резкое усиление ветра.

Воспитатель : Ребята, очень важно смотреть за погодными условиями и, например, в ветер стоит одеть куртку, которая не пропускает ветер.

Наблюдение за ручейками вечером

Цели: формировать представление детей о изменениях в природе в связи со сменой времени суток

образовательные : расширять знания о свойствах воды и ручья в частности в зависимости от температуры;

развивающие : способствовать развитию наблюдательности, внимания, мышления;

воспитательные : воспитывать чувство любви и бережного отношения к окружающей природе.

Непосредственное наблюдение:

Воспитатель: Ребята! Сегодня мы наблюдали за ручейком. Опишите что вы помните? Каким ручеек был утром? А что изменилось сейчас!? Ручеек стал скорее, быстрее или напротив замедлился? Расскажите свои наблюдения.

Воспитатель: Давайте отправим в плавание наши кораблики. Пустите их в ручеек. Как плывут они? Также быстро как утром или нет?

Вчера мы с детьми решили немного отдохнуть и прогуляться. Прогулка -это отличный способ провести время с ребенком.

Можно оглянуться вокруг, рассмотреть изменения в природе, полюбоваться красотой.Благодаря прогулкам можно воспитать в ребенке умного наблюдателя. Прогулка должна восприниматься как праздник!

Весне радуется все живое. Целью нашей прогулки было: наблюдать, какие изменения произошли вокруг. Отметить, какая выросла травка, рассмотреть почки на деревьях и маленькие листочки, найти весенние цветы и полюбоваться ими. А также понаблюдать за птицами и их поведением.

Наблюдения в природе весной

Солнце . Отметить, какое солнышко весной. Оно стало ярче и согревает землю больше. Светит ослепительно и день стал длиннее.

Воздух. Воздух пахнет весной. Еще бывает прохладно и даже холодно, особенно утром.Спросила Юлю, чем пахнет воздух. Она ответила: шашлыками. Совсем »весенние » запахи.

Небо. Ярко-голубое, красивое. А зимой было серым и унылым. На небе можно увидеть облака. Они называются кучевые, т. к.держатся кучкой.Когда дует ветер, облака бегут быстрее.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка.

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Рассмотрели небо, облака, солнышко. Потом обратили внимание, что уже появилась молоденькая травка. Зеленая, шелковая.»Травка-муравка со сна поднялась».Травка растет повсюду!

Увидели на травке фиалки. Нежные, красивые. Просто ковром усыпали землю. Они спешат отцвести, пока солнечные лучи пробиваются сквозь деревья, на которых только начинают распускаться листочки. Поэтому такие цветы называются ранневесенние.

Еще увидели другие цветы-нарциссы, ранние тюльпаны. Юля сказала, что еще весной цветут подснежники, гусиный лук, одуванчики, лилии, мать-и-мачеха, анютины глазки.

Мы в другой раз подробнее расскажем о весенних цветах.

Деревья. Весне радуется все живое. Все пробивается. растет. Начинают зеленеть листья вербы, ольхи, березы. Березка одела сережки, такая нарядная стала-красавица! И уже появились маленькие клейкие листочки. У каштана только недавно были большие почки, а уже видны листочки. Как быстро природа изменяется весной!


На ветках —

Плотные комочки.

В них дремлют

Клейкие листочки.(Почки)

У тополя почки длинные, клейкие, душистые. А еще мы полюбовались фруктовыми деревьями. У нас уже расцвела вишня, слива, абрикос. Вокруг деревьев уже роем летают насекомые.. А запах! Чуть позже все деревья наденут белый наряд и будут стоять как невесты.


Обратили внимание на одежду людей. Они сняли теплые шапки, пальто, сапоги и надели куртки и туфли. Но совсем раздеваться еще рано. Погода очень изменчивая, можно заболеть!

По утрам еще холодно и могут быть даже заморозки.

Птицы. Посмотрели,как воробьи весело щебечут, прыгают. А зимой сидели, нахохлившись.Поговорили о птицах. Перелетные птицы уже возвращаются домой. А почему? Потому что появился корм для них-насекомые и другой.

Труд людей . Люди весной много трудятся. Сажают деревья, цветы. чтобы было красиво. У на посадили целую аллею молодых деревьев. Когда молодые липки вырастут, то будет много тени.Только надо беречь саженцы, не ломать. Недавно тоже высадили деревья. а какие-то молодые люди, ночью, просто шли и все подряд ломали. Это целая аллея деревьв. как было больно смотреть на это варварство! В этом году снова посадили.

Мы посадили березы и клены-

Будет город нарядный, зеленый.

Тополя мы посадили рядами-

Станут площади наши садами.

Насекомые. Обратили внимание на прогулке, что появилось много насекомых, которые роем летают: мухи, шмели, пчелы.

Поиграли в игру »Летит-летит…»

Надо быстро отвечать на вопросы, не задумываясь.(да или нет).

Любой ребенок точно знает,

Кто по воздуху летает.

Поскорее дай ответ:

Кто летает, а кто-нет.

Летит-летит самолет?..

Летит-летит бутерброд?..

Летит-летит лисица?

Летит-летит-синица?…

Летит-летит-ворона?

Летит-летит корона?…

Летит-летит птичка?

Летит-летит- косичка?…

Летит-летит папа?…

Летит-летит-шляпа?..


Потом еще поиграли в игру »Угадай, какое время года.»

Отгадай загадку-когда это бывает.

Снег на полях, лед на водах,

Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой)

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает. Когда это бывает? (Весной)

Зазвенели ручьи. прилетели грачи,

В улей пчела первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной)

Солнце печет, липа цветет.

Рожь поспевает, когда это бывает? (Лето)

Утром мы во двор идем-

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят-летят. летят…

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Осенью)

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою.

Я реки согреваю. »Купаться»-приглашаю

И любите за это вы меня. Я…(Лето)

Вот такая у нас была прогулка. Погуляли, посмотрели, как обновилась природа, какие изменения произошли. Но Юле я сказала, что у нас в Молдавии тепло, а в других местах, например, на севере, еще может лежать снег и только начинает таять. Весна начинается у всех по-разному.

Но все равно можно с детьми гулять и наблюдать за весной, за тем, как все оживает. Пусть ваши дети видят прекрасное вокруг себя. И побольше эмоций! Радуйтесь вместе с ними каждому новому листику, цветочку, увиденной птичке. Дети вырастут неравнодушными и добрыми. А это очень важно!

Оставляйте ваши комментарии. Конкурс в этом месяце подходит к концу!

Оставляйте отзывы и делитесь с друзьями, нажав на кнопочки соц. сетей.