Конспект «Путешествие в осенний лес. Конспект НОД «Путешествие в осенний лес» в средней группе

Конспект занятия «Путешествие в осенний лес»

Интегрируемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель: Закрепить представления детей об осени, ее признаках.

1. Расширять знания детей о времени года - осени.

2. Способствовать развитию творческих и познавательных способностей.

3. Закреплять цвета: желтый, красный, зелёный.

4. Развивать мелкую моторику рук.

5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

6. Развивать интонационную выразительность речи, активизировать и обогащать словарь.

Средства: картина осеннего леса, листья из цветной бумаги (красные, желтые, зеленые, лист клена, дуба и березы, гуашь, разведенная с водой, листы бумаги с силуэтом дерева, салфетки.

Способы работы с детьми: беседа, наблюдение, художественное слово, сюрпризный момент, дидактическая игра «С какого дерева листочек», дыхательная гимнастика «Дуем, дуем на листочки», пальчиковая игра «Осенние листья», индивидуальная работа, рисование в нетрадиционной форме.

Предварительная работа: чтение и разучивание стихотворений об осени, наблюдения за осенними явлениями на прогулках, проведение дидактических игра, дыхательной гимнастики, пальчиковых игр, рассматривание иллюстраций по темам: «Осень», «Деревья».

Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас. Давайте поприветствуем, друг друга, встанем в круг. Дети встают в круг и улыбаются - приветствуя друг друга. Раздается стук в дверь. Почтальон приносит телеграмму от Зайчика, который приглашает детей на прогулку в осенний лес. Но сначала давайте вспомним, какое сейчас время года.

Ребята послушайте стихотворение …

Если на деревьях листья пожелтели.

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

О каком времени года говорится в стихотворении?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно, и сегодня мы с вами поговорим про прекрасное время года - осень.

Воспитатель: Ребята, а вы любите осень? За что? (Дети отвечают: «Осенью красиво. Много листьев. Ими можно пошуршать, поиграть». А играть вы любите? Давайте с вами поиграем в игру «Да - нет» и еще раз вспомним, что происходит осенью в природе.

Дидактическая игра «Да- нет». Воспитатель задает вопросы, а дети отвечают:

Осенью цветут цветы? Да!

Тучки солнце закрывают? Да!

Холодный ветер прилетает? Да!

И букашки прилетают? Нет!

Звери норки закрывают? Да!

Урожай все собирают? Да!

Часто - часто льют дожди? Да!

Солнце светит очень жарко? Нет!

Можно детям загорать? Нет!

Ну а что же надо делать,

Куртки, шапки надевать? Да!

Воспитатель. Все верно ответили! Молодцы!

Воспитатель: Ребята, вы готовы отправиться в путешествие?

Воспитатель: Сначала давайте вспомним, кто же нас пригласил в гости.

Дети: Зайчик

Воспитатель: Отправляемся в путь.

Физкультминутка «По ровненькой дорожке». Дети строятся в колонну.

По ровненькой дорожке,

В лесок шагают ножки - раз, два, раз, два.

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам, (прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед)

В яму - бух, (присаживаются на корточки)

Вылезли из ямы, (дети поднимаются).

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке (дети идут шагом)

Шагают наши ножки - раз, два, раз, два.

Воспитатель: Ребята, мы с вами пришли в осенний лес. (На полу разложены цветные листочки). Посмотрите, как много на земле листочков, как будто все покрыто красивым, ярким ковром. А какого они цвета? (Ответы детей.) У нас есть и красные, и зеленые, и желтые листья.

Воспитатель: Как шуршат, шелестят осенние листья? (Дети изображают звук: «ш-ш-ш». Артикуляционная гимнастика.

Воспитатель: Давайте поиграем с опавшими листочками.

Положите на ладошку листочек и попробуйте его сдуть. (Ребята выполняют дыхательную гимнастику «Сдуем листочки» 2-3 раза) - Ребята, посмотрите, нас кто-то уже встречает? (Воспитатель показывает игрушку Зайчик)

Дети: Зайчик.

Зайчик: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй!

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на Зайчика и скажите, какой он?

Дети: Серенький, ушки длинные, у него есть маленький круглый хвостик.

Воспитатель: А где живет зайчик?

Дети: В лесу.

Зайчик: Ребята, я очень спешу, мне пора возвращаться в осенний лес. Пора мне разноцветных листиков набрать, чтобы украсить мой дом. А как мой дом называется?

Дети: Норка.

Зайчик: Правильно. Молодцы!

Воспитатель: Давай зайка и мы тебе поможем. (дети соглашаются помочь)

Зайчик. Ребята, я приготовил для вас игру. У меня есть 3 корзиночки: красная, желтая и зеленая. Помогите мне разложить листочки в корзинки по цветам.

Проводится дидактическая игра «Разноцветные листочки». (Дети под музыку берут листочки и раскладывают их по корзинам) .

Зайчик: Молодцы, ребята! Я возьму эти листочки и украшу ими свой домик.

Воспитатель: Давайте сейчас с вами представим, что мы осенние листочки, которые играют с ветром. Поиграем?

Физкультминутка «Осенние листочки». Дети приглашают поиграть зайчика в игру. (Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.)

Мы листики осенние.

На веточках сидели,

Дунул ветер - полетели.

Полетели, полетели и на землю сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял,

Повертел их, покрутил и на землю опустил.

Воспитатель: Ребята, а как называется пора, когда много-много листьев падает на землю?

Дети: листопад.

Воспитатель: Дети, скажите, а листья у всех деревьев одинаковые?

Дети: У всех деревьев разные листочки.

Воспитатель: Давайте вспомним, на каком дереве, какие листочки растут.

Дидактическая игра «С какого дерева листок». (Назвать листья, изображённые на картинке. Детям предлагаются кленовый, березовый и дубовый листья)

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Зайчик: А сейчас мне пора к себе в норку. До свидания, ребята.

Дети: До свидания, зайка.

Воспитатель: Ребята, мы с вами попутешествовали по осеннему лесу. Полюбовались яркими картинами осени. Но пока мы с вами играли, листочки совсем облетели с деревьев. Как грустно стало в лесу! А я придумала, давайте мы нарисуем листья на деревьях. Для этого нам надо вернуться в группу.

Физкультминутка.

(Дети строятся в колонну и, повторяя слова, возвращаются на свои места.)

Вместе по лесу идем

Не спешим, не отстаем

Дружно, весело идем,

Скоро в садик мы придем, (обычная ходьба.)

Воспитатель: Вот мы и пришли. Теперь тихонько садимся за столы и с помощью красок будем творить чудеса. Но сначала подготовим наши пальчики.

Пальчиковая игра «Осенние листья».

Вышли пальчики гулять, (шагаем пальчиками по столу)

Стали листья собирать, (сжимаем кулачки)

Красный листик,

Сколько листиков собрали

Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики)

Можно с ними поиграть (поднимаем руки вверх, делаем "фонарики")

Воспитатель раздает каждому ребенку листы бумаги с силуэтом дерева и показывает, как с помощью поролоновой губки и гуаши раскрасить осенние деревья. Просит показать сначала желтую краску, затем красную и зеленую. Воспитатель объясняет принцип рисования поролоном.

Воспитатель: Обмакиваю поролон в желтой краске, прикладываю к листу и сразу же убираю (отрываю, прикладываю - отрываю…

Затем тоже проделать с красным и зеленым цветом.

Самостоятельная работа детей. По ходу занятия воспитатель подходит к ребятам и помогает. В конце дети составляют из рисунков большую панораму и любуются красивым осенним лесом.

Итог занятия.

В конце занятия воспитатель задает вопросы детям:

Что вам больше всего сегодня понравилось на занятии?

А где мы были?

У кого мы побывали в гостях?

Что мы рисовали?

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу, спасибо вам за ваши рисунки! Вы все сегодня замечательно работали. Молодцы!

Елена Рогова
Конспект НОД «Путешествие в осенний лес» в средней группе

Цель : обобщение и закрепление знаний детей о сезонных изменениях в природе.

Задачи :

Образовательная :

Расширять представления об образе жизни диких животных осенью , о том, как они готовятся к зиме, об их жилищах; обогащать словарь названиями :

Развивающая :

Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям.

Развивать общую и мимическую моторику, умение сочетать речь с движением, развивать воображение, логическое мышление, наблюдательность, эмоциональную сферу.

Воспитательная :

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным, птицам, умение вести себя в лесу, проявлять заботу и внимание ко всему живому, умение слушать друг друга, воспитателя.

Области интеграции :

«Познание» :

1. Расширить и обобщить представление детей о временах года, характерных признаках осени , учить самостоятельно находить их;

2. Уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений , птиц и животных;

«Развитие речи»

1. Уточнять, обогащать, систематизировать словарный запас.

2. Воспитывать активное произвольное внимание речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание.

«Социально-коммуникативная»

1. Учить соблюдать правила безопасности на природе;

2. Уточнить представления детей о съедобных и ядовитых грибах;

3. Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.

4. Воспитывать внимание, умение получать удовольствие и радость от занятия;

«Физическое развитие»

1. Укреплять здоровье детей и приобщать их к здоровому образу жизни;

2. Создать бодрое и радостное настроение;

3. Воспитывать интерес и желание жить в мире движений.

«Художественно-эстетическое»

1. Развивать способность слушать литературное произведение в виде стихотворного текста.

2. Эмоционально реагировать на содержание и следить за развитием событий.

3. Выполнять в соответствии с текстом песни;

4. Развивать музыкальный слух при прослушивании классической музыка.

Предварительная работа :

Беседы об осени .

Рассматривание пособий с изображением диких животных, деревьев, птиц; рассматривание альбома «Времена года» .

Наблюдения на участке детского сада за живой и неживой природой.

Рассматривание репродукций художников.

Чтение художественной литературы. Заучивание стихов.

Оборудование :

Проектор, мультимедийная презентация, конструкция из стульев «автобус» , «письмо от зверей» на листике клёна;

Раздаточный : корзины с муляжами овощей и фруктов – 4 штук, маленькие корзинки – 8 штук, карточки «Найди тень» , маркеры – 8 штук,

Музыкальное сопровождение : «Автобус» (из альбома «Аэробика» Пономаревой, Чайковский – Времена года. Осень («Сентябрь» , «Октябрь» , «Ноябрь» )

Ход деятельности:

Воспитатель

Организационный момент.

Ребята, посмотрите в наше волшебное окно, как вы думаете, какое время года за окном? (Осень )

По каким приметам вы догадались, что это осень ?

«Проблемная ситуация»

Кто это к нам спешит? (ёжик)

Ребятки, ёжик нам принёс записку.

«Дорогие ребята, в нашем лесу случилась беда – пролетел сильный ветер и всё в лесу перепутал. Помогите нам навести порядок в лесу!»

Ну, что, ребята, поможем лесным зверям?

Этюд : «Собираемся на прогулку»

А как вы думаете, какая погода в лесу? (Холодная, дождливая, пасмурная)

Значит надо одеться потеплее.

Какая нам нужна одежда? (Куртка, брюки, сапожки, шапка, шарф, перчатки)

Правильно!

Давайте надевать одежду. (дети надевают воображаемую одежду)

Ну, вот мы и оделись для осеннего путешествия .

А отвезёт нас в лес наш любимый автобус. (дети пересаживаются на стульчики, составленные по два в виде автобуса)

Все сели? Тогда в путь!

Музыкально-ритмичное упражнение «Автобус» (Выполнение движений в соответствии с текстом) .

Вот мы и приехали в лес! (Дети переходят на ковёр возле экрана)

2 часть :

Раз, два, три, четыре, пять-

И окажемся в лесу

Где раскрасила листву

В цвет багряный, золотистый

Осень разноцветной кистью .

Дидактическая игра

«Что перепутал ветер?»

Входим в лес. Тихо. Посмотрите, что в лесу перепуталось? (мальчик везёт санки, божья коровка, одуванчики, снеговик, дерево с зелёными листьями, птичка кормит птенчика)

- Молодцы, всё правильно : вот она какая настоящая осень !

«Логоритмика»

Осень , осень - листопад (руки вверх)

Листья желтые летят (руки вниз)

Ветер дует, задувает (разводят руки)

Туча солнце закрывает (закрывают глаза)

Дождик капает с утра (сжимают кулаки)

Осень – грустная пора (разводят руки в стороны)

А кто это нас в лесу встречает?

Я кого-то уже вижу.

«Загадка»

Он любитель грызть морковку,

Ест капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По полям и по лесам

Серый, белый и косой,

Кто, скажите, он такой?

Игра «Помоги зайке рассортировать овощи и фрукты» (музыкальное сопровождение П. И Чайковский «Времена года. Осень ) (Дети работают в парах)

Молодцы, ребята, вы справились с заданием.

Кто ещё нас встречает в лесу?

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

Кто это? (Белка)

Мультимедийная игра

«Помоги белке собрать грибы» (ИКТ)

Ребятки, ветер белочке раскидал все запасы по лесу, помогите ей их собрать.

Дидактические карточки «Найди тень»

Ветер пролетая над лесом, засыпал песком всех зверей, помогите их отыскать. Для этого необходимо нарисовать дорожки от тени к цветному изображению зверя.

(музыкальное сопровождение П. И Чайковский «Времена года. Осень » )

«Помоги найти нам дом» (ИКТ)

Лесные звери потерялись, помогите найти им свои дома.

Любят зайцы в поле жить,

Гнезда под кустом мостить.

Где зимой медведь ночует,

Или по лесу кочует?

Спит в берлоге до весны,

Видит радужные сны.

Дуб стоит, а в нем дупло,

Угадай, живет в нем кто?

Белка рыжая живет,

Что-то целый день грызет.

Где же ты ночуешь мышка,

У тебя, что нет домишка?

За оврагом моя норка,

Там храню зерно, морковку».

Лиса живет в своей норе,

Гуляет утром на заре.

Серый, грозный с виду, волк

Не такой ужасный,

Очень любит он волчат. Разорвёт любого,

Кто посмеет заглянуть в логово родное.

Каких животных мы не увидим в лесу зимой?

В берлогу скоро лягу спать,

За осенью зима опять .

Пусть мне во сне приснится мед, Проснусь, когда весна придет.

Я тоже буду спать, как мишка.

Я поохотился за лето :

Грибы искал, мышей ловил,

Мне надо отдохнуть за это.

Молодцы, ребята. Со всеми заданиями справились, посмотрите, звери вышли вас благодарить.

3 часть (заключительная)

Игра «Да – нет»

Чтобы вернуться на автобусе в детский сад, нужно правильно ответить на вопросы.

Осенью растут грибы ?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут ?

Ну, а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто - часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Музыкально-ритмичное упражнение «Автобус»

«Рефлексия»

Вот мы и вернулись в наш детский сад.

Понравилось вам наше путешествие ?

А что больше всего запомнилось?

Министерство образования и науки РФ

Братский педагогический колледж

Государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального обучения

«Братский государственный университет»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

в средней группе

на тему: «Путешествие в осенний лес»

МБДОУ «ДСКВ»№98

Выполнил: Круглова Е.Е.

Дата защиты:

Оценка:

Братск 2014г

Цель: развитие познавательных способностей детей.

Задачи:

Закреплять у детей навыки счета предметов в пределах 3,закреплять умение различать понятия много и один; упражнять в различении геометрических фигур.

Обобщить знания детей о сезонных изменениях в природе, о диких животных.

Развивать умственные способности: сообразительность, внимание, смекалку, логику;

Воспитывать любовь к природе, умение слушать друг друга, воспитателя

Активизация словаря: квадратной, круглой, треугольной

Оборудование : магнитофон, корзина, музыка для игры с листьями

Дидактический материал : картинки животных, корзина, игрушки –заяц, еж.

раздаточный материал: геометрические фигуры; мешочек и яблоки, клей.

Ход:

Дети заняты свободной деятельность, воспитатель обращает внимание на корзину стоящую на столе.

1.Организационный момент

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что лежит в корзине? (в корзине лежат осенние листочки) Ребята, как вы думаете, кто нам принёс корзину? (ответы детей). А почему вы думаете, что осень? (ответы детей). Я вам предлагаю отправиться в осенний лес. Согласны? (ответы детей)

1 – 3топаем ногами

1 – 3 хлопаем руками

1 – 3 не будем отвлекаться

1– 3будем в лес мы отправляться.

Воспитатель: Вот мы с вами и пришли в осенний лес (слышится голоса леса). Ребята, посмотрите как красиво в лесу! А какие звуки услышали?

Сколько много лежит листвы на земле! А почему листики лежат на земле, вы знаете?

(ответы детей – листопад).

А сколько листиков лежит на земле? (ответы детей). Ребята возьмите по одному листику. Вова, сколько у тебя листиков? (воспитатель поочередно спрашивает у детей сколько у него листиков). А давайте с вами устроим листопад.

Физминутка с листочками

(под веселую музыку)

Дружно мы гуляем, листья собираем.

Листья расписные, листики сухие (гуляют с листиками)

Листья расписные весело поднимем,

И помашем ими

(машут над головой)

Листик желтый, листик красный покружись.

Вместе с нами покружись, не ленись.(Кружатся)

Воспитатель: А теперь все листики сложим в корзинку.

Сколько корзинок? (ответы детей).

А сколько листиков в корзине? (ответы детей)

Игра «Кто, где живёт?»

Воспитатель: А мы продолжим путешествие по лесу. А кто живет в лесу? (ответы детей). А давайте с вами вспомним кто где живёт? медведь в ….., белка в …., лиса в …., ёж в ……., заяц ……..

Д/игра «Заштопай штанишки»

Ребята, посмотрите кто это под елочкой сидит? (заяц)

Ребята у зайчика беда, он зацепился за веточку и порвал штанишки. Как ему можно помочь? (ответы детей)

Давайте зашьем штанишки, поставим заплатки на них.

(Воспитатель предлагает детям пройти к столам и выполнить задание: с помощью клея и геометрических фигур «заштопать» штанишки )

Посмотрите какая заплатка подойдет к каким штанишкам по цвету и форме. Сначала подберите заплатки, а потом приклеивайте.

Саша, тебе нужны заплатки какой формы (круглой, квадратной, треугольной)
- Молодцы, помогли зайчику, заштопали все штанишки. Давайте отнесем штанишки зайчику.

Упражнение «Посчитай яблоки для ёжика»

Ребята посмотрите, чей –то мешочек с яблоками. - Ребята, как вы думаете, кто оставил эти запасы в мешочке? (ответы детей). Правильно,ёжик. А давайте, с вами посчитаем для ёжика, сколько яблок в мешочке?

Воспитатель достаёт яблоки,выкладывает их на стол и предлагает детям посчитать, сколько же всего яблок было в мешочке.(по очереди)

Молодцы ребята, посчитали для ёжика яблоки и отнесем мешочек ежику.

Ну что ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

1 – 3топаем ногами

1 – 3 хлопаем руками

1 – 3 не будем отвлекаться

1– 3 будем в сад мы отправляться.

Рефлексия : - Ребята понравилось вам путешествие в осенний лес, а что больше всего понравилось?

Ребята, Осень подарила нам листики, давайте ими порисуем.(печатание листиками)

Переход в другой вид деятельности : на столах приготовлены кисти, гуашь, бумага, салфетки.

Описание материала : Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по теме «Путешествие в осенний лес». Данный материал будет полезен воспитателям средней группы. Это конспект направленного на воспитание бережного отношения к природе и развитию познавательного интереса у средних дошкольников.

Конспект НОД в средней группе по теме «Путешествие в осенний лес»

Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы»

Цель: Продолжать формировать представлений о временах года, экологической культуры через наблюдения и экспериментальную деятельность.

Задачи:

Образовательные: Уточнить знание детей о видах деревьев, диких животных и птицах; Сформировать у детей обобщенное представление о лесе и его обитателях.

совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы.

Развивающие: Формировать логическое мышление дошкольника через решение проблемной ситуации; развивать познавательный интерес детей, внимание, память, наблюдательность.

Воспитательные: Воспитывать у детей бережное отношение к природе; способствовать формированию доброго и заботливого отношения к животным и птицам, воспитывать интерес и любознательность.

Демонстрационный материал:

Деревья (береза, клён, дуб), листья, дикие животные (игрушки), разрезная пейзажная картина «Осень».

Методические приемы : игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физкультминутка, продуктивная деятельность детей, подведение итогов.

Ход НОД:

В круг ребята становитесь, Но за руки не беритесь, А послушайте загадку

И скажите мне отгадку.

Загадка: Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далёкий птицы улетели. Если небо хмурится, если дождик льется. Как это время года зовется?

Да, ребята время года сейчас осень. И в природе произошли изменения.

Какие изменения произошли в природе? (дожди, холодно, пасмурно)

Люди как одеты?(тепло)

Какая сегодня погода? (Облачная)

Что случилось с деревьями? (остались деревья голыми)

Куда делись листочки? (листья опали)

Куда улетели птицы? (Теплые края)

Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Стук в дверь, заходят в группу: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.

Ой ребятки к нам гости пришли. Вы узнали кто они? (осенние месяца)

Правильно, осенние месяца (рассказывают стихотворения).

Сентябрь:

Опустел наш детский сад. Паутинки вдаль летят, И на южный край земли

Потянулись журавли. Распахнулись двери школ. Что за месяц к вам пришёл? (сентябрь)

Октябрь:

Всё мрачней лицо природы, Почернели огороды. Оголяются леса,

Ноябрь:

Поле черно-белым стало, Падает то дождь, то снег, А еще похолодало

Льдом сковало воды рек. Мёрзнет в поле озимь ржи, Что за месяц,

подскажи? (ноябрь)

Правильно, ребята, вы отгадали название месяцев.

А где же осень?

Вы не видели её?

Не знаем мы тоже ищем её. Куда то пропала осень.

Кажется ребята я догадываюсь где она. Она наверно в лесу доделывает свои дела. Ведь скоро зима наступит.

А вы, ребята, любите путешествовать?

А давайте мы сейчас пойдем в лес, и узнаем там ли она?

Вот по этой тропинке мы отправимся в путь. И по дороге споем песню: «Тучи в небе хмурятся» (слова Е. Авдиенко)

Вот мы на полянке леса, посмотрите сколько листьев лежит на земле, какие они красивые, яркие, цветные.

Кто же их так раскрасил? (осень)

Правильно ребятки, это осень!

Возьмите ребятки осенний листок, который вам больше нравиться.

(дети подходят, находят листок, который им понравился)

Какой ты лист взял? (У меня лист кленовый, дубовый, рябиновый, берёзовый…)

А у тебя какой?

А знаете, с каких деревьев упали ваши листочки?

Мой лист упал с клена, с дуба, с рябины, с березы…

Может быть с этого дерево упал ваш листочек?(показываю на ель)

Нет, это же ель.

Да ребята это ель. У неё нет листочков.

А что есть у неё?

Ребята отгадайте загадку:

«Зимой и летом одним цветом»?

Что это? Да, правильно это же ель. Она осталось неизменном.

А сейчас давайте поиграем в игру: «С какого дерева лист?»

На столе разложены осенние листья с деревьев.

Посмотрите, листья какие? (красные, желтые, коричневые, осенние, разноцветные.) Вот здесь смотрите деревья: это дерево дуба, это березы, а это дерева клена. Вы сейчас должны найти листочки, и поставить около дерева свой лист. Будьте внимательны!

С какого дерева какой лист?

С дуба - дубовый - желто- коричневый;

С клена - кленовый - красный, бурый, желтый;

С березы - березовый - желтый.

Молодцы ребята. Вы справились заданием.

Ребята в лесу только деревья растут?

Правильно, в лесу и живут дикие животные и птицы.

Каких диких животных ты знаешь, Карина?

Лиса, заяц.

Правильно, Адиля еще?

Правильно, Кирилл?

Медведь.

Молодцы. Что- то стало прохладно…

Предлагаю вам согреться.

Слушайте и выполняйте:

Физкультминутка

Каждый день по утром, Мы делаем зарядку, Это мы любим делать по порядку

Руки поднимать, руки опускать, Приседать и вставать.

Вот мы и согрелись.

А ребята что-то тихо в лесу. Почему? Как вы думаете? (все птицы улетели в теплые края)

Правильно уже поздно и все перелетные птицы улетели.

А какие птицы остались у нас?

Зимующие

Верно, зимующие птицы.

Назовите их? Дятел, клест, снегирь, воробьи, голуби ….

Да, правильно.

А как вы думаете, чем они питаются зимой?

Ребята, оказывается наша рябина спасает птиц от голода. У рябины, у калины есть плоды, и птицы клюют эти плоды.

А синицу и воробья мы с вами уже знаем, потому что они прилетают к нам на участок и мы кормим их. Зимой мы делаем с вами кормушки и туда кладем для птиц что?

Да, крошки хлеба, зернышки, семечки.

Значит ребята, осенью у животных и птиц много забот. Как вы думаете, чем они заняты?

Птицы улетают в теплые края, животные делают запасы на зиму.

Не будем мешать животным и птицам. Пора нам возвращаться в детский сад.

Возвращаемся по тропинке в детский сад и споем песню: «Листопад» (автор Св. Ранда)

Итог:

Вот ребятки мы уже пришли в детский сад. Ребята чем мы сегодня занимались что узнали нового? (ответы детей)

Правильно, мы были в лесу и увидели там много нового, встретились с дикими животными. Узнали чем питаются зимой зимующие птицы.

Вы все сегодня молодцы. Спасибо.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 39 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

Конспект НОД

«Путешествие в осенний лес»

(для подготовительной к школе группы)

Составил и провел:

воспитатель

Занятие: «Путешествие в осенний лес»

Задачи:

- обобщать и систематизировать знания детей об осени

(Дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди. Приостанавливается рост растений, трава увядает, листья меняют цвет и опадают. В полях, огородах, садах убирают урожай. Исчезают насекомые, отлёт птиц. Звери делают запасы или готовятся к спячке.);

Учить детей устанавливать причинно – следственные связи (между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме);

Активизировать словарь детей,

Развивать логическое мышление (логическая задача «книжка про Осень»), творческое воображение (игра «Чей силуэт?», «Симметричное пятно»);

Воспитывать бережное отношение к растениям и животным;

Оборудование: мини-презентация, иллюстрации, схемы продолжительности дня, дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает», «Чей силуэт?», два симметричных пятна;

Ход занятия

Воспитатель: - Здравствуйте, дети, к нам пришли гости, посмотрите, давайте поздороваемся! Давайте поздороваемся со всеми с помощью наших пальчиков. Приготовились! (Пальчиковая гимнастика хорошего настроения)

А теперь отгадайте загадку:

Дни стали короче, Длиннее стали ночи. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Осенью)

Да, это - осень, одно из четырех времен года. Какие вы еще знаете времена года? Сколько месяцев длится год? А сколько месяцев в году длится осень? Как называются осенние месяцы? (Ответы детей.)

Давайте вспомним, чем осень отличается от других времен года? В этом нам поможет наш телевизор. (Иллюстрация «Осень»; и модели - признаки осени.) (Рассказы детей сопровождаются показом моделей.)

Я хочу вам рассказать про мальчика Сашу.

Логическая задача «Книжка про осень»

Цель: учить детей выделять характерные признаки основных периодов сезона и рассказывать об этом.

Мама купила Саше новую книжку. В ней были три картинки. На первой деревья стояли с желтыми листьями. Такие же листья покрывали землю. Светило солнце, и деревья казались золотыми. Веселая была картинка. На второй картинке листьев на деревьях было меньше, небо затянули тучи, шел дождь. Грустная была картинка. А на третьей картинке почти все деревья стояли голые, только дуб не сбросил свою листву. Опавших листьев было много на дорожках, под деревьями. В воздухе кружился и медленно падал на землю первый снег.

«Как называется первая картинка?» - спросил Саша маму и показал на первую. «Осень» - прочла мама. «А эта?» - показал Саша на вторую картинку. «Осень» - опять прочи­тала мама. «А эта?» - спросил Саша про третью картинку. «Осень» - опять прочла мама.

Воспитатель: Почему про осень нарисованы три разных картинки? Как разложить их по порядку: что раньше, что потом? (Ответы детей.)

Отгадайте новую загадку.

Почему монетки «золотые»?

Какой период осени называют «золотая осень»?

Какие еще мы отмечали периоды осени? (Ранняя осень, поздняя осень - все вместе находят иллюстрации к каждому периоду.)

Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в осенний лес.

Шагаем по мягкому ковру из листьев. Давайте определим, с каких деревьев слетели эти листья: (Ответы детей - с какого дерева лист, чей силуэт?)

(Ответы детей: стало холоднее, меньше еды, так как насекомые приготовились к зимовке - модель.) (насекомоядные, водоплавающие – сложные слова) (Ответы детей.)

(Ответы детей.)

Воспитатель:

Мы в затылок подравнялись,

На носочки приподнялись, Дети идут по скамейке или доске.

На мосток другой взошли -

Вот и речку перешли.

Группой по лугу шагаем,

Вдруг болото мы встречаем.

Как нам пройти по болоту?

Перейдем преграду вмиг Прыжки из обруча в обруч.

И по кочкам прыг-прыг-прыг!

Только к лесу подошли -

Обнаружили следы.

Игра «Чей силуэт? Чья тень?»: Медведь, заяц, белка, ежик, жираф - кто лишний?

Воспитатель: Что вы можете рассказать о жизни зверей наших лесов осенью?

(Ответы детей с использованием моделей - шерсть становится гуще, меняется ее окраска, заготавливают корм на зиму, некоторые звери готовятся к спячке.)

Пока мы гуляли, погода испортилась.

Шел долговяз, в сыру землю увяз. (Дождь)

Летит орлица по синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча)

(Рассматривание симметричного пятна - туча. Дидактическая игра «На что похоже?»)

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле. (Дождь)

- Такой сильный дождь пошел, что на земле появились... (лужи)

(Рассматривание второго симметричного пятна.)

Чтобы нам вернуться домой сухими, придется воспользоваться помощниками.

Сухой - клин.

Мокрый - блин. (Зонт )

Если дождик, мы не тужим -

Бойко шлепаем по лужам.

Будет солнышко сиять -

(Дети аргументируют каждый свой ответ.)

Давайте вернемся в группу, пока совсем не промокли.

Воспитатель: - О чем мы сегодня с вами говорили?

(Ответы детей: об осени. Педагог дает обобщающую характеристику осени.)

Что вам больше всего нравится осенью и что не нравится? (Проводится дидактическая игра «Хорошо - плохо».)

Какое время года было перед осенью? Какое будет после осени? Какое самое любимое и почему?

Когда мы пойдем на прогулку, мы продолжим наши наблюдения на участке.