Дочь алексея баталова от первого брака. Вдова алексея баталова рассказала, почему после рождения дочери с дцп они не захотели еще детей. Режиссерские работы Алексея Баталова

Алексей Баталов – талантливый советский и российский актёр, сценарист, режиссёр и преподаватель. Прославился благодаря гениальным ролям в фильмах «Летят журавли» и «Москва слезам не верит». Его киногерои стали гордостью отечественного кинематографа.

Завершив актерскую карьеру, он начал преподавать во ВГИКе, передавая все свои знания новому поколению.

Детство Алексея Баталова

Алексей Баталов появился на свет во Владимире, в творческой семье. Его родители – Владимир Баталов и Нина Ольшевская – работали в МХАТе. Все детские воспоминания будущего актёра были связаны в первую очередь именно с театром.


В 30-е годы родители Алексея развелись. Во второй раз его мама вышла замуж за писателя Виктора Ардова. Уже будучи взрослым, Баталов всегда с теплом и уважением отзываться об отчиме, ведь Ардов заботился о пасынке как о родном сыне, стараясь воспитать из него высокоморального человека. Кстати, известная комедийная актриса Анна Ардова приходится ему племянницей.


Новоиспеченному семейству сначала было нелегко, так как они жили рядом с первой женой Виктора. Но через несколько лет они купили новую квартиру и поселились в доме литераторов. В гостях у Ардовых часто бывали и звезды советского кино, и великие творцы: Анна Ахматова, Борис Пастернак, Осип Мандельштам. Несомненно, они повлияли на становление личности будущего актёра.


В 1941 году детство Алексея резко оборвалось – пришла война… Мать с сыном эвакуировалась в Бугульму (Татария). И даже там женщина не изменила своей профессии, самостоятельно организовав небольшой театр. 14-летний Алексей помогал матери, и постепенно взял на себя небольшие маленькие роли.

Образование Алексея Баталова

Алексей Баталов вырос в столь возвышенном артистическом окружении, что у него просто не могло возникнуть каких-либо сомнений относительно будущей профессии. Единственное, в чём он был не уверен, так это способности, ведь, считал он, без настоящего таланта на сцене театра делать нечего.


С окончанием войны семья возвратилась в Москву, где Алексей окончил школу и поступил в МХАТ. После выпуска в 1950 году он следующие три года работал в театре Советской Армии.

Профессиональное становление Алексея Баталова

Впервые Алексей Баталов появился на киноэкране ещё в школьные годы. В 1944 году он сыграл в фильме о советской партизанке Космодемьянской («Зоя» режиссёра Лео Арнштама). Следующая работа в кино последовала лишь через 10 лет, после ухода из армейского театра. Ей оказалась роль рабочего из киноленты «Большая семья» Иосифа Хейфица. Забегая вперед, отметим, что сотрудничество актера и режиссера оказалось весьма плодотворным: в 1955 году Баталов сыграл в фильме «Дело Румянцева», в 1960 – в ленте «Дама с собачкой», а в 1964 году на экраны вышла картина «День счастья». Хейфиц был режиссером всех этих работ.


В 1957 году Алексей Баталов и Татьяна Самойлова появились в главных ролях в военной мелодраме «Летят журавли». Удивительно эмоциональный фильм произвел фурор даже на Каннском фестивале, снискав главную награду – Золотую пальмовую ветвь.


В дальнейшем Баталов исполнял самые разные роли – простых студентов, рабочих, солдат. Тем не менее, все его герои обладали общей чертой – интеллигентностью и силой духа. Отдельно стоит лишь главная роль в фильме «Дама с собачкой», снятом на основе одноимённой повести Антона Чехова. Картина заслужено завоевала множество наград, но актёру было нелегко справиться с образом Гурова.

Многогранность талантов Алексея Баталова: развитие карьеры

Алексей Баталов не ограничивал себя лишь одной сферой деятельности. С начала 60-х годов актёр начал увлекаться режиссурой. Всего он снял три киноленты: «Шинель» (1959 г.), «Три толстяка» (1966 г.) и «Игрок» (1972 г.). Самой успешной многие критики признают киноленту «Три толстяка», где Алексей выступил также актёром и постановщиком. Экранизация классического произведения отличалась трепетным отношением к авторскому тексту, а также присутствием многочисленных трюков без страховки. Сам Баталов сыграл роль канатоходца и самостоятельно выполнил чрезвычайно опасный трюк.

Алексей Баталов о фильме «Три толстяка»

Важное место в жизни Баталова занимали радиопостановки. Благодаря новому увлечению актёра появились всем известные радиоспектакли: «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова, «Казаки» Льва Толстого, «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира и многие другие.

С 1974 года актёр занялся озвучиванием мультфильмов. Его голос зрители могли слышать в известнейших советских мультфильмах: «Ежик в тумане», «Лягушка-путешественница», «Ключи от времени». С 1975 года Баталов преподавал во ВГИКе, а в 1980 году получил профессорскую степень и возглавил одну из кафедр.

Таким образом, можно смело заявить, что Алексей Баталов долгое время являлся одной едва ли не самым яркой фигурой в отечественном кинематографе. Так что кому-то может показаться странным, что в 1979 году гениальный актёр решился сыграть в, казалось бы, совсем заурядной мелодраме Владимира Меньшова . Тем не менее, фильм «Москва слезам не верит» со временем был разобран на цитаты и стал украшением отечественного кинематографа.


Режиссёр тщательно подбирал актёра на роль Гоши, но убедительным оказался лишь Алексей. Да и кто бы смог сыграть более естественно роль простого слесаря, непринуждённо знакомящегося в общественном транспорте с женщиной, строго воспитывающего молодое поколение, иногда выпивающего, но при этом способного влюбить в себя женщин всей страны? Другой актёр, иная манера или даже взгляд могли превратить этого искреннего персонажа в обычного хама. Вызывала восхищение и очаровательная Вера Алентова , супруга Меньшова, сыгравшая в ленте главную женскую роль – «железную леди» Екатерину Тихомирову.


В 1981 году «Москва слезам не верит» была удостоена премии американской киноакадемии. «Оскар» в номинации «лучший иностранный фильм» стал подтверждением гениальности ленты. На этом фильме Баталов практически окончил свою актерскую карьеру, посвятив время преподавательской деятельности и озвучке мультипликационных фильмов. Среди его последних актерских работ: «Скорость», «Зонтик для новобрачных», «Досье человека в мерседесе», «Полтергейст-90». Также Алексей Баталов появился с камео в ремейке фильма Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь: 50 лет спустя».


Личная жизнь Алексея Баталова

Первый раз Алексей Баталов женился очень рано – ему едва исполнилось 16 лет. Наверное, именно поэтому брак оказался некрепким. Его избранницей стала девушка Ирина Ротова, дочь художника Константина Ротова, знакомая актёру с детства. Вскоре у молодой семьи родилась дочь Надя. Ее рождение совпало с карьерным взлетом Алексея: он постоянно трудился, а на жену с ребёнком времени не оставалось. Семейные узы не выдержали подобных испытаний и, когда дочке исполнилось три года, пара рассталась. К сожалению, отношения Баталова со старшей дочерью не сложились и впоследствии они практически не общались.

Этот союз оказался прочным, счастье омрачила лишь болезнь дочери Маши (1968 г.р.), которая страдала от ДЦП. Как полагали родители, девочка получила страшный недуг из-за врачебной ошибки при родах. Гитана вынуждена была оставить работу и посвятить себя ребёнку. И сам актёр постепенно отгородился от других людей и даже близких родственников. Всю жизнь он посвятил заботе о жене и дочери. Его усилия принесли достойные плоды. У Марии Алексеевны много достижений – она занимается благотворительностью, является членом Союза писателей, пишет сценарии; один из них был экранизирован («Дом на английской набережной»).

«Алексей Баталов. Я не торгуюсь с судьбой»

Смерть Алексея Баталова

Даже в преклонном возрасте Алексей Баталов занимался преподавательской деятельностью. К своей работе он всегда относился очень требовательно и был твёрдо убеждён, что актёр должен играть героев, которые способны учить и совершенствовать общество.

В прессе иногда появлялись сообщения о довольно ограниченных материальных возможностях Баталова. Актёр трудился всю жизнь не столько ради денег, сколько из любви к искусству, а потому огромного капитала не нажил. Но не переживал за себя и не жаловался, ведь он прожил яркую, интересную и достойную жизнь.


Последние полгода жизни он провел на больничной койке одной из московских клиник, восстанавливаясь после операции (в январе 2017 у него диагностировали перелом шейки бедра). О смерти актера стало известно утром 15 июня 2017 года. В 6:00 по московскому времени его сердце остановилось. Как сообщили близкие, Алексей Баталов умер во сне: вечером заснул и больше не проснулся. Ему было 88 лет.

Алексей Баталов - замечательный человек, один из ярчайших представителей советского кинематографа. Актер театра и кино, сценарист, кинорежиссер и отличный преподаватель. За его плечами огромное количество разнообразных гениальных ролей. Алексей Баталов - достаточно яркий и неординарный человек. Наиболее популярная роль актера - Гоша в фильме «Москва слезам не верит».

Итак, как же наш сегодняшний герой достиг таких высот в своей карьере? Чем же Алексей привлекал к себе внимание зрителей? Чем он им интересен? Каким было его детство, юность? Узнаем в данной статье.

Уверены, что любого, кто интересовался творчеством Баталова волнуют данные вопросы: рост, вес, возраст. Год жизни Алексея Баталова также интересует его поклонников.

Алексей Баталов появился на свет в далеком 1928 году. Сегодня ему могло бы быть 88 лет, однако актер умер в прошлом году… Его рост составлял 182 см, он был довольно высоким мужчиной. А вес около 98 кг. В юности Алексей был невероятно привлекательным и статным парнем. Его фотографии в юности и на протяжении всей жизни можно без труда отыскать в сети. Для очень любопытных поклонников творчества Баталова можем указать знак его зодиака. Наш сегодняшний герой - Скорпион.

Биография Алексея Баталова (актер)

Осенью, в столице России в семье театралов увидел этот мир малыш, которого родители назвали Алексей. Родители Алексея - Нина Ольшевская и Владимир Баталов работали в художественном театре Москвы, поэтому мальчишка всесторонне развит.

Увы, когда Леше было 3 годика его родители развелись. По прошествии 3 лет его мама снова обручилась. Отчимом мальчика стал Виктор Ардов. Они начали совместную жизнь.

Биография Алексея Баталова наполняется более яркими красками начиная с того периода, когда семья приобрела другое жилье и перебралась в дом, где проживали известные литераторы. Их соседями стала семья Мандельштамов. У них часто гостили популярные личности. Эти знакомства способствовали тому, что мальчик жил в окружении интеллигенции и сам стал таковым.

1941 год… Спокойную и беззаботную жизнь Баталовых наглым образом оборвала начавшаяся война. Леше с мамой пришлось уехать из своего дома. Они остановились в татарском городке Бугульма. Там они пробыли до тех пор, пока не закончились военные действия. Было тяжелое время, но несмотря на это мать продолжала посвящать себя театру. Тогда парню было 15 лет. Алеша всегда помогал маме в театре. Вначале был разнорабочим, а потом ему начали давать мелкие роли.

Когда война закончилась мама с сыном смогли возвратиться в родные края, по которым так сильно соскучились. Через пару лет юноша закончил школу и начал служить в Советской Армии, где работал 3 года.

Баталов еще в школьные времена испытал себя в роли актера. Первая кинокартина в карьере Баталова - «Зоя». Спустя 10 лет он сыграл свою вторую роль в фильме «Большая семья».

Лучшим фильмом, в котором снялся Баталов, стал «Летят журавли». Этот шедевр принес артисту невероятную популярность. В 1960 году вышел его следующая кинокартина «Дама с собачкой». Роль в этом фильме была не свойственна для актера, но несмотря на это он отлично с ней справился.

Спустя 2 года появился новый фильм в котором снялся Баталов - «Девять дней одного года». Актер прекрасно исполнил эту роль. За данную картину Алексею вручили премию. После этого Баталов увлекся режиссурой. В 1975 году артист начал преподавать, что вышло у него прекрасно.

Когда на телеэкраны вышел кино-шедевр «Москва слезам не верит» вновь вспыхнула любовь народа к Баталову. Роль Алексея - Гоша, в которого влюбилась и цитировала вся страна.

Все, за что бы не брался Алексей, все у него идеально получается. Сейчас в социальных сетях можно встретить такие записи, к примеру: Алексей Баталов, здоровье сегодня. По словам его супруги, он плохо себя чувствовал. Тогда он попал в больницу. После этого он замкнулся в себе. Постепенно у него начались проблемы с памятью. И, к огромному сожалению, в прошлом году, 15 июня 2017 года Алексей умер.

Личная жизнь Алексея Баталова (актер)

Личная жизнь Алексея Баталова никогда не скрывалась. За всю жизнь Алексей обручился дважды. В личной жизни у Баталова было довольно много проблем, но со всеми трудностями он с достоинством справился.

Ирина Ротова - первая любовь популярного актера. Молодые люди познакомились еще в 16 лет. Тогда они влюбились друг в друга без памяти. Позже они поженились. В браке у них родилась доченька, которую они назвали Наденькой. Со временем Алексей начал много времени уделять работе. Отношения с Ириной постепенно начали рушиться.

В то же время на съемках фильма «Большая семья» актер встретил циркачку Гитану Леонтенко. Алексей влюбился в юную девушку. Через некоторое время он подал на развод и сделал предложение Гитане. Через время в семье тоже родилась дочка Маша. Второй союз Баталова оказался удачным, но семейную жизнь омрачает инвалидность дочки. Но папа делает все, чтобы Маша была счастливым и полноценным ребенком.

Семья Алексея Баталова (актер)

Как мы уже говорили Алексей Баталов родился в полной семье. Его родители были творческими людьми и 2 года жили душа в душу, однако, когда мальчику было 3 года родители развелись. Через небольшой период времени мама снова обручалась с Ардовым. Мальчику нравился новый муж матери. Отчим любил Алешу, как собственного ребенка. Поэтому в семье царила дружеская атмосфера.

Сейчас семья Алексея Баталова - любимая жена и доченька. Они смогли пережить вместе много бед, но не сломились. Семейная жизнь наполнена счастьем и любовью. Родители с трепетом воспитывают свою дочку, стараясь дать ей как можно больше тепла и заботы.

Дети Алексей Баталова (актер)

Дети - цветы жизни… Появление своих детей для каждого человека - очень важный шаг. Дети Алексея Баталова - две дочери от разных браков. Старшую дочку от первого брака зовут Надей, а младшую - Мария. Несмотря на то, что девочки из разных семей, он любит их одинаково сильно. Актер с трепетом относился к своим детям, старался дать им как можно больше тепла и заботы, воспитать гармоничных личностей.

К сожалению, с первой дочкой актер перестал общаться после развода с ее матерью, но он всегда вспоминал о ней, пытался помочь в каких-то жизненных ситуациях, решить ее проблемы. А вот вторая дочка Мария родилась с болезнью ДЦП. Ее он воспитывал с трепетом, пытался сделать все, чтобы она не чувствовала себя не такой как все и добилась успеха в жизни.

Дочь Алексея Баталова (актер) - Надежда

Старшая дочь Алексея Баталова - Надежда, родилась от первого брака актера с Ириной Ротовой. Когда-то все было хорошо и будучи 16-летним мальчонкой Алексей сказал родителям, что женится на Ирине. Молодые очень любили друг друга, давали много обетов. В браке родилась девочка Наденька. Через некоторое время отношения в паре остыли, а Алексей влюбился в другую женщину. Баталов развелся с женой. После развода родителей, Алексей с первой дочкой перестали общаться.

Сейчас Надежде уже более 60 лет. У нее уже есть дочка и правнучка. Однако, к сожалению, Алексей никогда с ними не общался. И когда у него брали одни из последних интервью, оказалось, что Алексей Баталов полностью вычеркнул свою первую семью из своей жизни.

Дочь Алексея Баталова (актер) - Мария

Младшая дочь Алексея Баталова - Мария родилась в крепкой семье от второго брака актера с Гитаной Леонтенко. Второй союз был удачным. Несмотря на это, их счастливую жизнь омрачила болезнь их малышки Машеньки. Из-за халатности докторов девочка получила травму при рождении. У нее ДЦП. Родители хотели наказать врачей, ведь они сломали жизнь их дочери. Но в суд решили не идти. Они осознали, что изменить уже ничего не удастся и что необходимо жить сегодняшним днем.

Семья твердо решила бороться. Здравницы, реабилитационные курсы - все делали для Марии. Все это было не напрасно. Огромные усилия родителей и бабушки способствовали тому, что девочка начала говорить, читать и писать. Окончив школу она поступила во ВГИК. Сейчас Мария сценарист, который пользуется успехом.

Бывшая жена Алексея Баталова (актер) - Ирина Ротова

Со своей первой супругой Алексей познакомился еще в очень юном возрасте. Им было 16 лет. Бывшая жена Алексея Баталова - Ирина Ротова была невероятно привлекательной и умной, Леша всем сердцем полюбил юную девчонку. И она ответила взаимностью. По прошествии двух лет ребята закончили школу и сразу же поженились. Через некоторое время после свадьбы в их семье появилась желанная доченька, которую назвали Надей.

Однако постепенно их любовь угасала, отношения между людьми становились холоднее. К сожалению, когда девочке исполнилось 3 года родители решили развестись. Тогда Алексей очень много внимания уделял работе и у него совсем не было времени на семью. Этот союз не смог выдержать таких жизненных трудностей. После развода Баталов перестал общаться с женой и со своей первой дочкой, он полностью разорвал связь с ними.

Жена Алексея Баталова (актер) - Гитана Леонтенко

Вторая жена Алексея Баталова - Гитана Леонтенко работала артисткой в цирке, когда они познакомились впервые. Девушка делала сложные трюки, захватывающие дух. Она мгновенно запала в сердце Алексею. Молодые люди встретились на съемках фильма. Долгое время молодые люди встречались, не обязывая себя какими-либо отношениями, но позднее решили пожениться.

Второй брак актера оказался успешным, очень счастливым и крепким. Все было бы прекрасно, если бы не болезнь их доченьки Маши. Из-за оплошности врачей девочка родилась инвалидом. У нее был синдром ДЦП. Однако родители смогли преодолеть все трудности и с достоинством справились с такой проблемой. Они смогли воспитать удивительную, толковую и одаренную девушку.

Инстаграм и Википедия Алексея Баталова

В Интернете очень много пишут о жизни актера, но сам Алексей Баталов никогда ничего не писал в сети.

Инстаграм и Википедия Алексей Баталова не существует. Всю свою жизнь он посвятил театру и режиссуре. Также Алексей обожал преподавать, у него это прекрасно получалось. Также он написал пару книг, в которых делился своих жизненным опытом с юными читателями. В них есть очень много правил Алексея, которым он следовал большую часть своей жизни. Они стали опорой в преодолении всех проблем, выпавших на его судьбу. Алексей Баталов всю жизнь любил свою профессию. И не из-за материальной составляющей, а из-за преданности к делу всей жизни. Чего в современном мире почти не бывает.

Алексей Баталов умер 15 июня 2017 г. Известие о том, что покинул этот мир талантливейший актер моментально разнеслось по всем уголкам России и зарубежья. Ценители его творчества до сих пор не могут смириться с утратой.

Впервые откровенно рассказывает о своем первом юношеском браке с Ириной Ротовой и о старшей дочери Надежде, отношения с которой актеру почти не удалось сохранить...

О семье Алексея Баталова - дочери Маше и супруге Гитане, с которой актер в браке уже более полувека, - известно всем поклонникам Алексея Владимировича. Но в юности у него была другая семья, и в том браке тоже есть дочь. В интервью «7Д» актер впервые честно рассказал, как он женился в 16 лет и почему ему не удалось сохранить семью.

- Алексей Владимирович, в первый раз вы женились в 16 лет.

Расскажите, пожалуйста, об этом…

С первой женой мы были знакомы с детства. С семьей художника Константина Ротова, отца Иры, у моего отчима Виктора Ардова дачи были рядом, в писательском поселке на Клязьме. Мы с Ирой ровесники, так что у нас была общая компания: мы бегали вместе, играли. Помню, как я эффектно появился перед всеми на белом коне. Ирина это запомнила. Хотя все получилось случайно. Водовоз позволил мне проехать верхом, а лошадка была совсем старенькая. Это было незадолго до войны. Все довоенное детство кажется таким беззаботным, солнечным. Помню, как однажды встретил Иру на катке на стадионе «Динамо».

Она каталась мастерски, что в то время было редкостью, и это произвело на меня впечатление. Она была небольшого роста, темноволосая, характер озорной. А потом нас разлучила война. Меня увезли в эвакуацию в Чистополь, а Иру - в Алма-Ату. Мы снова встретились, когда, вернувшись из эвакуации, я зашел в гости к своему другу, Пете Петрову. Туда заглянула и Ира. Нам было по 16 лет, хотя взрослые нас все еще считали детьми. Для меня большое значение имело, что она своя, проверенная долгими годами дружбы. Ведь с девчонками я был очень робкий. Я не мог жениться на чужой девушке, даже подойти к незнакомке мне было трудно! Так что, скорее всего, это было просто юношеское увлечение, которое проистекало из моей стеснительности. Словом, мы с Ирой снова стали общаться, гулять вместе. Вот буквально по улицам ходили. В то время не было никаких кафе, а если и были, то нам не по карману.

Еще даже продовольственные карточки не отменили, не редкостью было, что люди недоедали. Нет, это не такое ухаживание, как себе представляют нынешние молодые люди. И цветов не продавали - их можно было только где-то украдкой нарвать. И подарков я делать не мог вообще никаких! И одевался черт-те во что… Помню, у меня была шинель, солдатские ботинки и флотские брюки. И никаких носков - их тогда вообще невозможно было достать! Чтобы ноги не «белели» под черными брюками, я их красил ваксой.

- Почему же вы с Ириной решили пожениться? Разве не страшно заводить семью в таких условиях?

В те годы люди так не рассуждали, ведь бедствовали все. А молодым все равно хотелось любить, создавать семьи.

Жениться на любимой девушке - это было нормально. Но конечно, если бы мы стали спрашивать совета у старших, пожениться нам, школьникам, никто бы не разрешил. Поэтому, дождавшись, пока возраст подошел, мы удрали в загс тайком.

Зашли и расписались. Правда, у нас было кольцо - одно на двоих, мы купили его, одолжив денег у домработницы Николая Погодина. Такое маленькое золотое колечко, на внутренней стороне мы попросили выгравировать: «Алеша + Ира = Любовь». Помню, в загсе нам сказали, что мы самая юная пара, но все-таки расписали и вручили свидетельство о браке. С ним-то мы и пошли к родителям, которые и не подозревали, что «дети» поженились! Конечно, они пришли в ужас. Еще не окончили школу, нигде не работаем, никакого жилья нет, и вдруг - муж и жена… Двое сумасшедших!

Они-то не обращали внимания на нашу дружбу, думали, что мы еще маленькие. Ну ходят друг к другу в гости и ходят, и тут вдруг эти «гости» получили документальное подтверждение. Однако ничего с нами нельзя было поделать, и нам пошли навстречу. Отдельной комнаты для нас взять было, правда, негде. У нас на Ордынке жили отчим, мама, два брата, еще часто приезжала и жила Анна Ахматова в моей комнатке. Я ее на это время освобождал. У Ирочки тоже лишнего метража не было. Поэтому мы как-то крутились, жили то у меня, то у нее. Вскоре после нашей свадьбы из лагеря вернулся Ирин отец - художник Константин Ротов. Дело в том, что он был очень хорошим художником, и кто-то из зависти написал донос, будто бы он тайком рисовал какие-то портреты Сталина. И Константина Павловича посадили, он отсидел несколько лет. А когда вернулся, Ирина познакомила меня с ним уже в новом качестве.

И мы быстро нашли общий язык. Более того, именно Ротов первый стал учить меня рисовать! Получилось это случайно. Константин Павлович работал в журнале «Крокодил», ему нужна была натура. И вот он меня использовал: просил встать в ту или иную позу и делал зарисовки. Получается, что я у него работал натурщиком. Ну а раз я оказался рядом, то начал и красочки смешивать, еще в чем-то помогать. И вот так постепенно Константин Павлович стал меня учить рисовать. Кстати, благодаря Ротову, который в свое время получил заказ на иллюстрации к «Дяде Степе» Михалкова, Дядя Степа приобрел мое лицо. Тесть объяснял: «Ведь у тебя, Леша, размер ноги сорок пятый. И у Дяди Степы тоже! Так, значит, вы похожи». Сейчас я уже никому не могу доказать, что был Дядей Степой, но это действительно так!

- А теща как к вам относилась?

С тещей, Екатериной Борисовной, с самого начала не сложились отношения. Сама она была драматургом, автором нескольких пьес и книг для детей. При этом ей совершенно не нравилось, что я хочу стать актером. Но я не рассматривал никакие другие варианты. Ведь я буквально родился и вырос в театре. Когда был совсем маленьким, мы с мамой жили прямо в здании МХАТа, в бывшей дворницкой. Чтобы выйти во двор, мне достаточно было перешагнуть через подоконник. А там кругом декорации и загримированные люди в париках, с бородами и в разных костюмах. Все это я принимал за реальность. На улицу меня лет до пяти вообще не выводили, я играл только в этом дворе и на полном серьезе воспринимал его как весь город. Это был мой мир, и я искренне думал, что все люди на свете работают в театре!

Мы как играли? Вот лето, театр в отпуске, можно бегать по сцене. Мы под нее заползали на пузе и доставали из-под сцены кошек. В здании МХАТа в те годы кошек была бездна. Они во время спектакля когда хотели, тогда и выходили на сцену, и никто даже не смеялся, до того это было привычным делом. И вот мы этих кошек доставали. Так что никаких сомнений не было: театр - мой дом, и я должен быть здесь.

- Нетрудно предположить, что, когда вы пришли в Школу-студию, где преподавал ваш родственник Виктор Станицын, зазвучали разговоры: «Ну конечно, за этого попросили!»

За меня никто бы не стал хлопотать. Это было не принято в те годы. И если кто-то мне и помог поступить в Школу- студию, то Галина Христофоровна.

Эта удивительная женщина, педагог, была другом дома и стала со мной заниматься, увидев, какой я неуч. Ведь во время войны мы с мамой и двумя братьями жили бог знает где. Отец и отчим ушли на фронт, а мы проехали по маршруту Свердловск - Уфа - Казань - Бугульма. Это сейчас Бугульма большой город, а в 1941-м была самой настоящей деревней. Там я, воспитанный домашний мальчик, впервые увидел лошадь, корову и крестьянскую избу, где, собственно, нас и поселили. Пришлось много работать по хозяйству, а потом устроиться рабочим сцены в местный театр. Учиться было некогда и негде. Поэтому, вернувшись в Москву, я среди товарищей чувствовал себя недоучкой и стеснялся этого. Часто уроки просто прогуливал, и поэтому возник вопрос о моем исключении. Тогда родители определили меня в школу рабочей молодежи, ее я кое-как дотянул.

Так вот Галина Христофоровна пожалела меня и стала специально приходить, чтобы со мной заниматься. Я ей обязан всем! Ну а родственные связи меня даже несколько сковывали. Я чувствовал, что за мной тень дядей, в том числе Николая Баталова, имя которого в тридцатые годы гремело. Я не мог подвести своих родственников, недопустимо было бы, если бы им сказали: «Ваш Алексей там выкаблучивается!» Так что в институте я старался не высовываться и вел себя очень скромно. Может, поэтому поначалу не производил впечатления на педагогов и не проявил себя. У меня в голове была установка: «Не выставляться! Я буду как все. Мне - как положено!» Даже когда после дипломного спектакля Ольга Книппер-Чехова сама подошла ко мне и предложила подписать диплом, я сначала отказывался. Она меня слушала, слушала, а потом все-таки подписала и сказала: «Бери, дурак!

Потом поймешь». Так я окончил Школу-студию. Наконец-то можно было идти в большую жизнь, что-то делать… Но мои планы резко оборвались - меня совершенно неожиданно призвали в армию. Я-то думал, что это меня уже не коснется. Мы в институте проходили военное дело, а теперь я стал дипломированным актером… Но тут Сталину вдруг приходит в голову, что снова может начаться война. И он издает специальный указ, по которому все молодые люди нашего возраста призываются, независимо ни от чего. Меня вполне могли бы отправить служить куда-нибудь на Дальний Восток.

В столице я остался просто чудом! В Театре Красной Армии не хватало призывников для массовки. Это даже не актеры, а солдаты, которых используют в спектаклях, и надо признаться, что использовали нас много, почти в каждом спектакле.

А когда спектакль заканчивался, мы еще и разбирали декорации, а ночью по очереди несли охрану театра. Вот на такое место я и попал. Но все равно был счастлив: все-таки можно было что-то сыграть. В более крупных ролях я был занят в двух спектаклях, с которыми мы гастролировали по гарнизонам.

- После армии вы стали актером МХАТа, но не прошло и трех лет, как вы сделали выбор в пользу кино. Это был смелый шаг...

Когда я радостно сообщил в театре, что мне нужно ехать на очередные съемки, услышал ответ: «Это невозможно! Если ты поедешь - придется тебя уволить». Уйти из театра, где кругом родственники, в котором я буквально родился...

Это было невероятно трудно! И страшно. Театр - это стабильность, постоянный заработок, служебная лестница, артистов МХАТа тогда все уважали и знали… А в кино - полная неразбериха: сегодня ты нужен, завтра - нет. Показывают фильм с твоим участием, а ты уже сидишь дома без работы, и неизвестно, когда тебя в следующий раз позовут. Поэтому все были, мягко говоря, удивлены. Администрация театра уговаривала меня остаться, но и на съемки не отпускала. Нужно было выбирать. И я написал заявление об уходе, которое, по словам старожилов, было чуть ли не единственным с истории основания театра. Поэтому его потом долго хранили как реликвию... Ради съемок мне то и дело приходилось оставлять и молодую жену, потому что не было никакой возможности взять ее с собой, например, в Ленинград, где снимался фильм «Большая семья».

Думаю, меня туда взяли не потому, что я блеснул талантом на пробах, а просто я оказался «в масть» с главными героями: Борисом Андреевым, Сергеем Лукьяновым. Нужен был младший сын, похожий на них - с голубыми глазами, курносый. Там попробовали человек пятнадцать, в итоге Иосиф Хейфиц выбрал меня. Так началось наше знакомство…

- А почему нельзя было взять с собой на съемки жену?

Потому что я ехал в абсолютно чужой город, без денег, и там у меня никого нет. Вы знаете, как я жил в Ленинграде? Одно время снимал койко-место у домоуправа - у него была комната напротив «Ленфильма». Это уж потом Хейфиц, слава богу, пригласил меня жить к себе, и я там у них спал на раскладушке. На киностудии ставка была совсем небольшая, ее едва хватало, чтобы прокормиться.

Так что я буквально бедствовал. Не было ни одного приличного костюма, ходил в чем попало. Позже, когда мне понадобилось поехать на первый кинофестиваль, мне сшили костюм в долг. Я написал расписку, что со следующего гонорара у меня вычтут деньги.

- Вы скучали по своим родным?

Конечно, скучал! В Ленинграде поначалу я чувствовал себя чужим и одиноким. Я привык, что в Москве все родное, все привычное. Вот тут театр, тут мама, тут отчим-писатель. Все тебя знают, все готовы помочь. А там ты чужак - и на «Ленфильме», и везде, никто тебя знать не знает. При этом я понимал, что сейчас вся моя судьба решается, и от того, как я буду работать в кадре, все зависит. Я вообще больше ничем не занимался, кроме работы.

Старался изо всех сил! Даже если меня не снимали в этот день, я приходил на съемочную площадку и наблюдал за мастерами. Смотрел, как они играют, что они делают. И потом, мы же с Хейфицем репетировали просто день и ночь. Поздно вечером закончатся съемки, мы садимся в его машину, я - за рулем. И даже в дороге все равно обсуждаем какую-то роль. Приезжаем домой, там допоздна репетируем. И в таком режиме я жил постоянно. То же было с Марком Донским на съемках фильма «Мать». Я жил у него в кабинете, то есть буквально спал там. Только поднимешься - репетиция! Он меня не отпускал от себя. Так что эти люди, а прежде всего Хейфиц, для меня в сто раз больше, чем режиссеры!

- А как же ваша семья? Ведь со временем у вас родилась дочь, Надя. Вы как-то участвовали в ее воспитании?

Я никак в этом не участвовал. Конечно, я помню, как Надя родилась, как впервые взял ее на руки. Это было интересно… Но для Нади я стал просто… воскресным папой. Появлялся, когда выдавались какие-то перерывы в съемках. Помню, Наде было года три. А я в очередной свой приезд в Москву возился с машиной и придумал такое устройство, благодаря которому машина сама двигается по кругу, а руль заблокирован. Посадил дочь за руль, якобы она ведет. Сам сел рядом и окликнул свою маму и Ирину. Когда они высунулись из окна, оцепенели: трехлетняя девочка за рулем! Говорю честно: я не участвовал в быту, я этого ничего не знал. И не стремился этим заниматься. Вся семейная жизнь была подчинена графику моих съемок. Сниматься было самым главным, и я этого не скрывал.

- А Ирина работала?

Пока была замужем за мной - нет. А потом, насколько я помню, получила профессию художника-ретушера.

- Из-за чего же вы все-таки расстались?

Тут сослужили плохую службу сплетни. Теще кто-то сказал, что на съемках в Киеве я закрутил какой-то роман. А она и так была уверена, что актер - профессия несерьезная, и поверила в это… Но главное, вероятно, заключалось в том, что жене не хватало моего внимания. Мы начали ссориться. Крушение семьи происходило постепенно. То тут провал, то там… Вот так и получилось. Насколько я помню, официально в 1961 году. В те времена еще сохранялась традиция печатать объявления о разводах в «Вечерней Москве». И вот однажды там появилась информация и про нас с Ириной. Но, по сути, расстались мы гораздо раньше, потому что я начал активно сниматься.

Как раз тогда в Москве шли съемки фильма «Летят журавли», и я день и ночь проводил на площадке. После нашего развода Ира потом снова вышла замуж. А сейчас ее уже нет на свете.

- Если говорить откровенно, вы считаете себя виноватым перед той семьей?

Да. Виноват, конечно, тут не может быть никаких сомнений! И прежде всего перед дочкой. Она была маленькая совсем, она тут вообще ничего не решала… Это старшие воевали и принимали за нее решения. Она же ничего не могла тогда ни понять, ни сказать, в том-то все и дело…

- Вы тоже были совсем маленький, когда ваши родители развелись.

Для меня развод родителей прошел незаметно. Тем более что мне повезло: моим отчимом стал Виктор Ардов. Он очень ответственно к этому отнесся. Мне не было отказа ни в советах, ни в карманных деньгах. Правда, деньги я просить всегда стеснялся. И когда это делал, всегда начинал издалека: «Витя, намечается такой небольшой юбилей… Мы решили пойти туда-то…» Он тут же меня прерывал: «Не морочь мне голову! Сколько нужно?» В общем, для меня Ардов был отцом в квадрате, очень близким человеком! К тому же и родной отец никуда не делся, он был тут же, в Москве, работал со Станиславским, мы все общались.

- А с дочерью вы после развода общались?

Конечно. Моя мама, Нина Антоновна, вообще очень ее любила. Ира вместе с дочерью нередко гостила у нее в доме на Ордынке.

И я с дочкой встречался. Правда, по мере того, как выходили мои фильмы и меня стали все больше узнавать на улице, это становилось все труднее. Однажды мы пошли в зоопарк и не смогли там гулять из-за нахлынувшей толпы. Меня такие случаи всегда смущали. И Надя стала приходить к моему гаражу, где я любил возиться с машиной. В вопросы ее воспитания я никогда не вмешивался. Но мог устроить представление. Как-то я спросил ее, когда мы шли по Ордынке: «А ты будешь меня любить, когда я буду старый и кривой?» Надя не задумываясь ответила: «Конечно!» И тогда я притворился - стал припадать на одну ногу, скосил глаза… А ведь это Ордынка, нас там все знали: соседи, дворники. И это было самым важным - что была публика. Дочке, конечно, стало стыдно за меня, она просила: «Папа, не надо!» Но главное, что не бросила. Так и бежала за мной по улице.

- Почему же сейчас вы с ней почти не общаетесь? Ведь кроме старшей дочери у вас есть еще внучка и даже правнучка…

Жизнь так сложилась. Все-таки Надежда выросла в другой семье, и она теперь сама по себе… Работает переводчиком. Окончила институт иностранных языков по специальности «английский язык». Да дело не в этом! Я просто признаю: был хреновым отцом для нее. Вот и все.

- Алексей Владимирович, когда речь идет о годах юности, нередко актеры жалеют: вот меньше бы пить, а больше делом заниматься! Про вас никогда ничего такого не было слышно…

Ну, я физически не мог выпивать. Дело в том, что еще во время войны я тяжело переболел, что-то с печенью.

Потом, когда стал старше, несколько раз пытался принять алкоголь - и тут же накатывала боль, опоясывающая, невыносимая… Помню, когда студентом в свой день рождения выпил чуть-чуть, на следующий день едва доехал до учебы. С тех пор я вообще никогда не пил. Что курил с 13 лет - это правда, и продолжаю курить, тут уж ничего не поделаешь. А вообще, в студенческие годы у нас было очень мало времени на баловство. Понимаете, мы, вчерашние пацаны, недоучившись, ничего не зная, пришли в Школу-студию, и здесь из нас сделали людей! Педагоги были серьезные, предметы интересные - например, хорошие манеры нам преподавала настоящая княгиня Волконская, из бывших. Нам показывали, как подать руку даме, как сесть в машину - мы же этого ничего не умели.

- А почему вы начали курить?

Элементарно: чтобы заглушить голод! Был такой способ в войну: покуришь махорки - и вроде есть не так хочется. Достать ее было легко, ведь даже в тылу кругом - военные. Мы с мамой ходили по госпиталям, выступали. Я ей помогал, мог стихотворение прочитать. И с ужасом смотрел на покалеченных людей: кто без рук, кто без ног, у кого забинтована половина лица... Это было страшно. Но постепенно страх проходил, потому что, когда мы начинали выступать, эти люди улыбались... Они становились живыми, близкими. Я понимал, что это за нас они отдавали жизни, здоровье. Поэтому в Москву я вернулся уже другим, повзрослевшим… К сожалению, передать атмосферу сороковых-пятидесятых годов просто невозможно, сколько ни снимай о них фильмы. Другое время было, другие совершенно люди. Ни с кем и никогда этого больше не повторится. А мне еще и особенно везло на людей.

Со мной постоянно случалось какое-то чудо. Что была в моей жизни Анна Ахматова, что встретились на моем пути такие люди, как Иосиф Хейфиц, Михаил Ромм, что Владимир Меньшов снял меня в «Москва слезам не верит». Ведь все они потом вошли в историю кино. То, что я работал с ними, - это абсолютное счастье! И важно, что фильмов с моим участием не так много - пять-шесть настоящих. Честно скажу: я сам от многого отказывался. Всю жизнь я стремился не изменять себе и быть никому не обязанным. Вот только за это иногда приходилось очень дорого платить.

Алексей Баталов — знаменитый артист и всенародный любимец. Он снялся в 34 картинах, причем в большинстве из них исполнял главные роли. Фильмы с его участием приносили режиссерам самые престижные кинонаграды — то Золотую пальмовую ветвь, то Оскар. Многие поклонники актера были уверены, что образы, сыгранные Баталовым- это и есть он сам. В глазах зрителя актер был добрым и порядочным человеком. Однако личная жизнь актера покрыта темными пятнами..

Первый брак и сложный развод

Женился Баталов очень рано, в 16 лет. Со своей женой он был знаком с самого раннего детства. Ирина, дочь знаменитого советского художника Константина Ротова, долго дружила с Алексеем, а затем эта дружба переросла в серьезные отношения. Вспыхнувшие чувства и привели молодых людей в ЗАГС, а чуть позже у них уже родилась дочь, которую назвали Надеждой.


Первая жена Ирина Ротова и дочь Наденька // Фото: tele.ru

Баталов был хорошим актером и видным мужчиной, а потому часто привлекал внимание женщин. Однако он никогда не изменял жене, что подтверждали его друзья и знакомые. Впрочем, молодая супруга все же не верила ему. Так, во время съемок фильма «Мать» (1955) Ирина заподозрила его в измене, поверив нелепым слухам.
Она пришла прямо на съемочную площадку и устроила скандал, хотя мужчина не давал для этого повода. Баталов объяснил, что никаких измен и быть не может, ведь целый день он находится на виду у съемочной группы, а ночью спит на кровати в комнате режиссера. Однако женщина продолжала страдать от ревности и одиночества (из-за занятости Баталова), а потому уже через несколько месяцев подала на развод.


Фото: ru.euronews.com

Алексея эта новость повергла в шок, но переубедить супругу он не смог. Актер невероятно сложно переживал разрыв с любимой женщиной. По словам брата Баталова, иногда он плакал настолько проникновенно, что сидящая рядом собака подвывала ему, сочувствуя горю хозяина.

Второй брак и странное завещание

Позже судьба свела Баталова с артисткой цирка Гитаной Леонтенко. Актер увидел Гитану на представлении и сразу влюбился. Вскоре они поженились, у пары родилась дочь Маша. При рождении рождении девочка получила травму: ребенку поставили диагноз ДЦП.
Никакие способы лечения не помогали, и дочь Баталова оказалась прикована к инвалидной коляске. Актер обожал свою девочку, постоянно со съемок спешил домой, чтобы уделить время жене и дочери. При этом с ребенком от первого брака Баталов почти не общался.


Алексей Баталов и вторая жена // Фото: kp.ru

После смерти актера в 2017 году выяснилось, что всю свою недвижимость, в том числе и квартиру в знаменитом доме на набережной Баталов завещал младшей дочери Марии. Старшая дочь (от первого брака) может вступить в права наследства только после смерти младшей. У старшей дочери Надежды есть дочь и внучка, у Марии же детей нет. Что заставило актера так распорядится имуществом — неизвестно. Вполне возможно, это обида на бывшую жену, которая не смогла довериться ему в трудную минуту.


Фото: rgov.ru

Актер прошел трудный жизненный путь. Его поступки и решения можно оценивать по-разному, однако ясно одно: Алексей Баталов — настоящий талант, который всегда будет жить в сердцах зрителей.

Он вернулся в родительский дом, чтобы найти клад. Прошло 70 лет, но он помнил слова отца…

Видео 1 741 просмотров

Мария Баталова – инвалид от рождения. Казалось бы, с диагнозом ДЦП ей суждено было влачить жалкое существование, но дочери известного актера удалось получить образование и стать сценаристом. Она не живет в роскоши, даже наоборот, во многом нуждается. Зарабатывая деньги, жертвует на благотворительность. Потому что считает: на свете есть люди, которым еще больнее.

Маша появилась на свет в результате большой любви, прошедшей через многие испытания. Ее родители, начинающий актер Алексей Баталов и потомственная цирковая артистка, цыганка Гитана Леонтенко, познакомились в 1953 году. Их роман тянулся десять лет. Алексей не был свободен. Он женился в 16 лет по любви, в браке родилась дочка Наденька. Но к моменту встречи с Гитаной брак начал распадаться. Несколько лет Баталов метался между семьей и новой любовью. Да и родственники юной циркачки не особенно-то его жаловали, ведь цыгане неохотно выдают замуж дочерей за инородцев. И все же в 1963 году они поженились, а через пять лет родилась долгожданная дочка Маша. Во время родов малышка получила травму. Каким же ударом для родителей было узнать страшный диагноз ребенка! Казалось, это приговор.

– Но у нас даже мысли не было отказаться от ребенка! – вспоминает Алексей Владимирович. – Считаю, что любые нормальные люди поступили бы так же, как и мы.

Родители утешались надеждой: ребенок выздоровеет! И растили Машу, внушая ей, что она – полноценный человек и обязательно одолеет болезнь. Старались, чтобы она не отставала от своих сверстников, училась. Машеньку не хотели принимать в обычную среднюю школу. Родителям стоило большого труда, чтобы убедить комиссию: девочка дееспособна!

– Ею постоянно занимались бабушка и мама, – рассказал «Только звездам» Алексей Баталов. – Только благодаря им она нормально окончила школу. Мы надеялись на выздоровление дочери. Когда я преподавал в Канаде, Америке, то пытался найти какие-то лекарства, которых нет в России, искал врачей, которые могли бы помочь. Но к сожалению, чуда не произошло. Дочь прикована к коляске. Но я купил ей специальную клавиатуру, с помощью которой она может печатать одним пальцем. Дочка у меня очень упорная, постоянно занимается. Она по несколько раз в день выполняет специальные упражнения, чтобы хоть чуть-чуть двигаться. Становится аж мокрой – столько усилий ей приходится прилагать. Это, конечно, адовы муки…

Благодаря усилиям родных Маша окончила школу. А потом отец, занимавший пост руководителя кафедры актерского мастерства во ВГИКе, задумался, как дать дочери высшее образование. Конечно, пришлось убеждать руководство вуза, чтобы человека, который не может говорить и двигаться, приняли на сценарный факультет. Но творческое задание на вступительных экзаменах Маша выполнила сама. Преподаватели убедились: девушка обладает писательским талантом. По просьбе отца преподаватели приезжали домой к Баталовым и начитывали курс. Мария успешно сдала экзамены и получила диплом сценариста.

Свой первый в жизни сценарий Маша написала благодаря матери. Гитана Аркадьевна много рассказывала дочери о цирковом прошлом. Так родился фильм «Дом на Английской набережной», режиссером которого стал Михаил Богин. В 2008 году на фестивале «Московская кинопремьера» Мария получила из рук Эльдара Рязанова приз за лучший сценарий.

– Это был для нас самый счастливый момент в жизни! – вспоминает Алексей Владимирович. – У меня навернулись на глаза слезы. Кто бы мог подумать, что наша дочка добьется такого успеха, станет признанным сценаристом. Тем более это не единственное ее достижение, она пишет музыкальные рецензии в газетах, ее знают в мире музыкальной критики.

Обычно день Маши проходит в работе. Она часами сидит у компьютера. Интернет для нее – мир в окно. А недавно она получила заказ еще на один сценарий.

– Пока что мы не хотим говорить, кто режиссер и о чем фильм, чтобы не сглазить, – рассказала «Только звездам» мама Марии Гитана Аркадьевна. – Дочь очень трепетно относится к своей работе, нервничает, мы уж стараемся ее не трогать… Маша характером пошла в отца, привыкла к работе подходить ответственно. Она пишет долго, но все делает на совесть!

Гитана Аркадьевна из скромности не говорит об одном поразительном обстоятельстве. Все свои доходы от выпуска книг и сценариев Маша уже не раз жертвовала на Дом ветеранов кино в Матвеевском. Это место, где доживают свои дни актеры, которые на старости лет оказались забытыми, ненужными родственникам.

– Мы поражены поступком этой мужественной девочки. Ей самой нужна помощь, да и ее отец едва сводит концы с концами, – говорит актриса Римма Маркова, которая также участвует в помощи этому учреждению. – Но Машенька объяснила, что не считает себя обделенной. Она сказала: «Люди должны не сетовать на физические страдания, а радоваться каждому дню и жить полной жизнью, несмотря ни на что».

кстати

У всемирно известного физика Стивена Хокинга появились первые симптомы паралича, когда он был студентом. Но стремительно развивающаяся болезнь, которая в итоге посадила талантливого ученого в инвалидное кресло, не помешала ему стать преподавателем Кембриджа. Используя так называемый синтезатор речи, ученый передает свои знания учащимся посредством компьютерных лекций. Врачи говорят, что в мире крайне мало людей, которые с таким диагнозом доживают до преклонного возраста, а Хокингу это удалось. К тому же у него есть трое детей и один внук, и все они здоровы.

<\> код для сайта или блога