Заказ экскурсий Online. Афины - туристический обзор

«Афины – один величайших греческих городов. В сознании людей он ассоциируется со всей Древней Грецией. Отчасти, это заслуженно, потому что многие достижения эллинской цивилизации появились в Афинах. Город подарил Греции десятки философов, поэтов, драматургов, ораторов, историков, политиков. Афины властно тянули к себе лучших людей Греции. Дань уважения городу отдавали даже завоеватели-римляне, которые щадили мятежные Афины ради славы их предков.»

Микенская и Гомеровская Греция

Территория Афин была заселена с неолитической эпохи. К XV веку до н. э. относят появление на этом месте ахейского города. На Акрополе стояли цитадель и дворец. Но Афины Бронзового века никогда не были крупным политическим центром, как Микены, Тиринф или Пилос.

Неясно, пострадал ли город от дорийцев. Сами афиняне всегда гордились тем, что были автохтонным населением этой земли, а не переселенцами как другие эллины. Тем не менее, начало Гомеровской Греции было периодом спада экономического развития Афин. В XI веке до н. э. началась ионийская миграция, многие афиняне отправились за море и основали новые города на побережье Малой Азии.

Примерно с 900 года до нашей эры Афины стали крупным центром торговли. В период «темных веков» и эпохи Архаики Афины развивались, как и другие греческие государства. Согласно традиции, государством долго правили цари. Отмену царской власти историческая традиция относит к 752 году до н. э., когда наследственного басилея сменили три должностных лица – басилей, полемарх и архонт. Первый отвечал за религиозную сферу, второй был командующим армией, а третий занимался внутренними делами государства.

Аристотель писал, что сначала ввели должности трех архонтов, а позже их число было доведено до девяти. Бывшие архонты пополняли совет Ареопаг, который пользовался влиянием в Архаических Афинах. Членство в этом совете было пожизненным. Монархию в полисе сменили аристократическая республика. В IX-VIII веках население Аттики росло. Погребения того времени становятся богаче, в них находят предметы роскоши. Но в конце VIII века что-то случилось, и полис стал приходить в упадок. Высказывались теории об эпидемии или засухе в это время. К тем же годам относят рост числа находок в культовых местах. Стихийные бедствия могли быть причиной рост религиозности жителей Аттики. Торговля пришла в упадок, и афиняне стали больше заниматься сельским хозяйством.

Синойкизм и присоединение Элевсина

Важным процессом, который позволил Афинам стать могущественным полисом был синойкизм. Этим словом называли объединение нескольких общин в одну. Афиняне сумели создать единое государство, территория которого была сопоставима с территорией соседней Беотии, где было несколько отдельных городов-государств. Древние приписывали синойкизм легендарному царю Тесею. Согласно им, герой объединил Аттику, которая состояла из двенадцати независимых государств. Синойкизм не предполагал переселения жителей Аттики в город у подножия Акрополя. Он заключался в ликвидации всех локальных органов власти, место которых теперь занимал один общий совет в Афинах.

На западе Аттики располагался полис Элевсин . Он существовал с Микенским времен. В VIII-VII веках до н. э. Афины воевали с Элевсином, и борьба закончилась включением этого полиса в состав Афинского государства. Близкие по времени к событиям источники очень скупо сообщают о войне. Предания греков рассказывали о войне, где афинянами командовал легендарный царь Эрехтей, а элевсинцами царь Эвмолп. По другой версии Элевсин подчинил внук Эрехтея Ион. Во время раскопок в Аттике нашли остатки старой пограничной стены между территориями двух полисов. Вероятно, конфликт не решился одной битвой, а тянулся на протяжении многих лет. В VII веке до н. э. город стал частью Афинского полиса. После подчинения Элевсин сохранил свои органы управления, которые занимались внутренними делами. Знать города, которая была связана с культом мистерий, сохранила высокое положение в афинском государстве. В Афинах был построен храм Элевсиний, и празднество мистерий отныне начиналось там. Но сами мистериальные таинства остались под контролем элевсинских родов.

VII-VI века до н. э.: законодатели и тираны

К концу VII века до н. э. Афины были аристократической республикой. Жители подразделялись на четыре филы: Гелеонты, Эгикореи, Аргады и Гоплеты. Их эпонимами были сыновья легендарного Иона. Каждая фила состояла из трех триттий. Во главе фил стояли филобасилеи, которых избирали из знатнейших граждан. Сословно население делилось на три категории – знатные эвпатриды, земледельцы геоморы и ремесленники демиурги.

В эпоху Архаики во многих греческих полисах честолюбивые люди захватывали власть и становились тиранами. В Афинах попытался стать тираном аристократ Килон . Он был юношей из знатного рода, зятем тирана Мегар Феагена. В 640 году до н. э. Килон одержал победу на Олимпийских играх. В ту эпоху победа в Олимпии давала ее обладателю статус, близкий к сакральному. Дельфийский оракул дал юноше прорицание, чтобы он захватил Акрополь в день величайшего праздника в честь Зевса. Килон посчитал, что Олимпийские игры и есть этот праздник, и с группой сторонников захватил Акрополь. Афиняне не приняли тирана и под предводительством архонтов осадили Килона и его соратников. После долгой осады несостоявшийся тиран и его брат бежали, а их соратники сдались.

В 621 году до н. э. в Афинах были приняты знаменитые законы Драконта. Об этом человеке почти ничего не известно. Он не занимал должность архонта, когда были записаны его законы. От свода Драконта сохранился только раздел об убийстве. Законодатель делал различия между преднамеренным и непреднамеренным убийством. Свод законов давал возможность помириться убийце и родственникам убитого.

Об остальной части законов Драконта есть только упоминания, которые говорят о необычайной суровости законов. Законы Драконта об убийстве действовали еще в IV веке до н. э., но предполагают, что остальную часть свода отменили. Законодательство Драконта было не реформой, а записью обычного права афинян, которое действовало и до него.

Законодательство Драконта не решило противоречий в полисе, и в первом десятилетии VI века до н. э. на сцену вышел новый законодатель – Солон. Этот человек происходил, как и все лидеры того времени, из знатного рода. В древности он имел репутацию мудреца. Сохранились стихи Солона, где он говорит о своей деятельности. Среди его законодательных мер было разделение афинян на четыре группы на основе имущественных ценза. Выходцы из разных имущественных групп имели неодинаковые политические права. На должность архонта избирали представителей первых двух групп. Беднейшие граждане, феты, вообще имели право только на доступ в народное собрание и суды. Также законодатель предпринял меры для освобождения афинян, попавших в долговую кабалу.

После реформ Солона жизнь полиса шла своим чередом – за власть соперничали политики, происходившие из знатных семей. Одному из них суждено было стать правителем Афин.

Писистрат родился около 600 года до н. э. в знатной семье, которая возводила свое происхождение к царю Пилоса Нестору. В 560-е годы до н. э. будущий тиран прославился как полководец: во время войны с Мегарами он захватил их укрепление Нисею. После своей победы Писистрат стал одним из трех самых влиятельных политиков Афин. В 560 году до н. э. он получил от народа отряд телохранителей и с их помощью захватил власть. Вскоре он был отстранен от власти. Затем Писистрат, заключив союз с Мегаклом из рода Алкмеонидов, вернулся. Вскоре он вновь вынужден был покинуть Афины.

Через десять лет Писистрат решился силой вернуть власть. В 546 году до н. э. он высадился около Марафона с войском наемников и добровольцев из нескольких городов Греции – Фив, Эретрии, Аргоса, Наксоса. Жители той части Аттики, где он высадился, поддержали тирана и усилили его войско. После этого в одной битве Писистрат легко разбил афинское ополчение. Его воины напали на афинян внезапно и обратили их в бегство. При этом сторонники Писистрата старались не проливать кровь сограждан.

Тиран занял Афины. Алкмеониды вынуждены были покинуть город. Писистрат спокойно правил полисом почти двадцать лет. Античные писатели говорили о нем, как о гуманном и справедливом правителе, который заботился и о знати, и о простом народе.

Писистрат расширил афинские владения во Фракии, отвоевал у Митилены Сигей, захватил Делос. В Афинах начали широко праздноваться Великие Дионисии. В конце своей жизни тиран решил воздвигнуть в городе величественный храм, посвященный верховному богу. На окраине Афин начались работы по строительству храма Зевса Олимпийского. Но создание этого храма завершилось не при Писистрате или его сыновьях, а только через семь веков, когда Греция уже был римской провинцией. По приказу афинского тирана была создана комиссия, которая записала тексты поэм Гомера.

В 527 году до н. э. тиран умер от старости, и власть в Афинах получили его сыновья. Гиппий и Гиппарх правили в Аттике, другой сын Гегесистрат при жизни отца правил Сигеем, зависимым от Афин. Первое время Писистратиды правили в духе своего отца. Аристократам-изгнанникам позволили вернуться в полис. Клисфен из рода Алкмеонидов даже занимал должность архонта. При дворе Писистрата и его сыновей жили видные поэты Греции – Анакреонт и Симонид Кеосский, поэт-орфик Ономакрит. В 514 году до н. э. Гиппарх погиб от рук заговорщиков Гармодия и Аристогитона. Убийцы действовали из личных мотивов, но идеология демократических Афин сделала их борцами с тиранией. Позже бронзовые статуи Гармодия и Аристогитона стояли в городе на почетном месте.

Сторонников заговорщиков казнили, и Гиппий стал править жестче. Аристократы вновь вынуждены были покинуть Афины. Вскоре после этого Алкмеониды попытались свергнуть тиранию. Они заняли крепость Липсидрий в Аттике. Но войскам Гиппия удалось выбить оттуда Алкмеонидов и их сторонников. Аристотель цитирует застольные стихи афинских аристократов, в которых прославляется храбрость эвпатридов, погибших при защите крепости.

В годы изгнания Алкмеониды жили в Дельфах. На свои средства они перестроили храм Аполлона. Жречество этого города убеждало спартанцев помочь изгнанникам. Наконец, войско Лакедемона под командованием царя Клеомена вступило в Аттику и разбило сторонников Гиппия. Тиран сдался, получив возможность безопасно покинуть Афины.

После падения тирании в городе боролись за власть политики-аристократы Исагор и Клисфен. Последний сумел привлечь на свою сторону народ Афин, обещав реформы. Победив в политической борьбе, Клисфен провел серию преобразований.

Целью реформ Клисфена была борьба с прежними родовыми порядками. Он создал десять фил вместо прежних четырех. Пятьдесят представителей каждой филы создавали совет пятисот. Сто демов Аттики реформатор разделил на триттии. Кажая триттия включала по дему города, прибрежной и центральной части. Три триттии включались в филу. Главной территориальной единицей стал дем. Клисфен создал коллегию десяти стратегов, в руках которых было военное руководство полиса. В V-IV веках до н. э. должность стратега стала самой важной в Афинах.

V век до н. э.: взлет и падение

В 507 году до н. э. афинское посольство побывало в Персии. У греков и раньше были контакты с правителями малоазийских монархий, поэтому в нем не было ничего необычного. Но, не зная персидских обычаев, афиняне предоставили персам «землю и воду», что означало формальное подчинение империи. Во время Ионийского восстания 500-494 годов до н. э. афиняне послали небольшой отряд кораблей на помощь сородичам. Афинские корабли не поучаствовали в сражениях и вскоре вернулись обратно. Но оба этих события давали персам повод к войне.

В 490 году до н. э. персидская армия высадилась в Аттике. Афинянам удалось победить благодаря военному гению их полководца Мильтиада. Сразу после победы при Марафоне полководец предложил покарать греков-островитян, поддержавших персов. Мильтиад возглавил экспедицию против Пароса, но потерпел поражение. В 480-е годы до н. э. ведущая роль в Афинах принадлежала человеку по имени Фемистокл. Он был выходцем из аристократического рода Ликомидов, который уступал в знатности и богатстве семьям, представители которых задавали тон в политике того времени – Алкмеонидам, Филаидам, Керикам.

Впервые Фемистокл был архонтом в 493 году до н. э.. На этой должности он начал работы по созданию гавани Афин в деме Пирей. Вернувшийся в город Мильтиад оттеснил Фемистокла на второй план, но в 480-е годы до н. э. он вернул себе прежнее влияние. По предложению Фемистокла серебро от открытой в 487 году до н. э. жилы было направлено не на раздачи народу, как обычно, а на строительство флота. Афинянам удалось снарядить двести боевых триер, и это был самый многочисленный флот в Греции. Во время персидского нашествия 480-478 годов до н. э. Фемистокл стоял во главе афинского контингента в составе общегреческого флота. Он был вторым человеком во флоте. Но именно благодаря решениям Фемистокла была выиграна битва при Саламине.

В ходе войны афиняне эвакуировали население своего города. Часть мирных жителей они направили в Трезен на Пелопоннесе, часть – на остров Саламин. Пустые Афины были заняты персидской армией и разрушены. После возвращения в город по инициативе Фемистокла афиняне возвели вокруг города и Пирея Длинные стены, которые сделали Афины неприступными.

После побед при Саламине и Платеях афиняне продолжили борьбу против Персии. Война велась за пределами Греции: во Фракии, Малой Азии, на Кипре, в Египте. Окончательно мир между Афинами и империей Ахеменидов был заключен в 449 году до н. э..

В ходе греко-персидских войн Афины основали Делосскую симмахию. Позднее она была преобразована в Афинский морской союз . Он объединял более 200 греческих полисов Балкан, островов, Малой Азии. Союзники должны были платить Афинам налог, именуемый форос.

Во главе Афин после изгнания Фемистокла около 476 года до н. э. стояла несколько выдающихся политиков. Большую роль в организации союза сыграл Аристид, соперник Фемистокла. Морскими походами против персов вплоть до своей смерти в 450 году до н. э. руководил Кимон сын Мильтиада.

Два десятилетия после 449 года до н. э. были временем, когда во главе Афин стоял политик Перикл . При нем были проведены работы по перестройке Акрополя: холм над городом украсили величественные храмы Парфенон и Эрехтейон. К этому времени в городе сложилась демократическая форма правления, но Перикл мудро умел направлять волю народу в нужное ему русло.

В 457-446 году до н. э. Афины и Спарта воевали. Тогда удалось заключить мир на приемлемых условиях. Но в 431 году до н. э. война вспыхнула снова. Новый конфликт, вошедший в историю как Пелопоннесская война , продолжался до 404 года до н. э.. Он закончился полным поражением Афин и роспуском Афинского морского союза. Во время совещания спартанцев и их союзников представители Фив открыто требовали разрушения города и продажи его жителей в рабство.

Школа Эллады: особенности культурной жизни Афин

В Классическую эпоху были созданы важнейшие достижения художественной культуры Афин. На Великих Дионисиях, Ленеях и Анфестериях ставились трагедии и комедии.

Философ Платон ставил театр в один ряд с судами и народным собранием среди институтов, обеспечивающих демократическую форму правления. В городе существовал особый фонд «Теорикон», из которого беднейшим афинянам выдавали деньги для покупки билетов. Оратор Демад назвал эти деньги цементом демократии.

Предполагают, что начало раздаче «театральных денег» положил Перикл. Достоверно известно, что они существовали во времена Демосфена . Упоминаний о теориконе после подчинения Афин Македонии в 322 году до н. э. нет. Скорее всего, он был упразднен.

Для управления теориконом избирали должностное лицо. В 350-е годы до н. э. политик Эвбул, занимавший этот пост, провел закон, по которому все денежные излишки пополняли теорикон. Этот закон устанавливал смертную казнь за предложение употребить деньги зрелищного фонда для других целей. После долгой борьбы незадолго до битвы при Херонее Демосфен смог добиться отмены этого закона.

В 380-е годы до н. э. бывший ученик Сократа Платон создал собственную философскую школу. Местом для нее стала роща недалеко от Афин, посвященная герою Академу. В честь него школа Платона получила свое название – Академия. Занятие в ней включали лекции наставников и беседы. Неизвестно, сколько времени занимало обучение в Академии – предположительно один-два года. Но Аристотель был слушателем Платона около двадцати лет.

Ученики стекались к Платону со всего греческого мира. Около 370 года до н. э. туда из захолустной Стагиры приехал Аристотель. После двадцати лет жизни в Афинах он какое-то время путешествовал, а в 335 году до н. э. основал собственную школу. Она называлась Ликей по тому месту, где была основана.

Летом в городе праздновались Панафинеи. Первоначально их отмечали один день, потом торжества продлили до трех. Самые ранние упоминания о Панафинеях относятся к VII веку до н. э.. Афиняне называли основателями праздника легендарного царя Кекропа или героя Тесея. Допускали также, что Тесей сделал Панафинеи праздником, общим для всей Аттики .

Первоначально торжество состояло из поднесения богине нового пеплоса. В 566 году до н. э. Панафинеи начали сопровождаться спортивными состязаниями. С этого времени ежегодно стали праздноваться Панафинеи, а раз в четыре года – Великие Панафинеи, сопровождавшиеся поднесением пеплоса и состязаниями. Для организации праздника в Народном собрании избирали десять афлофетов, по одному от каждой филы. Они занимали эту должность четыре года. При Писистрате Великие Панафинеи стали включать состязания рапсодов в исполнении поэм Гомера. Позже к ним добавились состязания музыкантов.

Спортивные состязания включали бег, пятиборье, кулачный бой, панкратион. Было три возрастных категории участников – мальчики, юноши, взрослые мужчины. Победителям вручали амфоры с оливковым маслом. Музыкантов награждали золотым венком и денежной суммой.

За городом проходили состязания колесниц. Командным состязанием было исполнение танца в полном вооружении. Во время Великих Панафиней проходила гонка триер. Каждая фила выставляла по одному кораблю с командой, и они состязались в скорости между гаванями Пирей и Мунихий.

Поднесение пеплоса было торжественной процессией, которая выходила с рассветом из района Керамик и шла к Акрополю. Одеяние для Афины везли на повозке. Сам пеплос за девять месяцев до Панафинеи ткали девушки из знатных семей полиса. Для руководства работой архонт-басилей выбирал двух девочек 7-11 лет из знатных семей. На одеянии вышивали узор, изображавший подвиги богини в сражении с гигантами.

Во главе процессии на Панафинеях шли девушки, ткавшие пеплос. За ними – девушки с сосудами и курильницами для ритуалов и воины афинского ополчения. В процессии шло много афинян, метеков и граждан союзных полисов. Отдельной категорией были девушки-канефоры («корзиноносицы»), несшие в корзинах инвентарь для жертвоприношения. Чтобы стать канефорой девушка должна была происходить из хорошей семьи, быть красивой и иметь незапятнанную репутацию. Отцы канефор получали от государства почести и вознаграждение. Девушек, которые неоднократно исполняли эту обязанность (не только на Панафинеях) удостаивали почетных декретов и даже статуй.

Трудности IV столетия

Год после Пелопоннесской войны стал для Афин временем новой тирании. После заключения мира во главе города стала комиссия из 30 афинских граждан. Декларировалось, что они должны составить новые законы для Афин. Современники называли их Тридцать, но позже греки и римляне дали этому правительству более броское название – «тридцать тиранов».

Во главе Тридцати встал афинянин Критий сын Каллесхра. Он происходил из знатного рода Кодридов. Его отец был одним участников переворота Четырехсот, которые пытались свергнуть демократию. Сам Критий в молодости был учеником Сократа, дружил с Алкивиадом, сохранилась даже его эпиграмма, в которой он утверждает, что выступил с предложением вернуть опального полководца из изгнания. Позже он сам был изгнан, жил в Фессалии , где участвовал в каких-то смутах.

Критий не скрывал своего презрения к основной массе народа и метекам. Правительство Тридцати при нем установило в полисе режим настоящего террора: метеков арестовывали и казнили без суда, а их имущество присваивали. Полноправными гражданами считались только три тысячи афинян. Критий слыл поклонником спартанских порядков, и в его действиях видят попытку перестроить Афины в подобие Спарты. Три тысячи – аналог спартанских гомеев, остальное население Афин – неполноправные периэки.

Ферамен, другой незаурядный член правительства, выступил с критикой действий главы Тридцати. Но Критий во время заседания собрания трех тысяч принудил своего коллегу к самоубийству. Ферамен мужественно взял кубок с ядом, плеснул часть его содержимого на землю, как при игре в коттаб, и остатки выпил.

Фрасибул, еще один друг Алкивиада, нашел убежище в Фивах. Оттуда он вышел с 70 соратниками и занял крепость Филу. Она стала центром, куда стали стекаться афиняне, готовые сражаться с тиранами. Защитники Филы отбили нападение воинов Тридцати, а затем дали им бой, в котором Критий погиб. Три тысячи прогнали уцелевших членов правительство и организовали новое, желая продолжать борьбу с Фрасибулом. После переговоров обе стороны сумели помириться. В 403 году до н. э. в Афинах восстановили демократическое правление. Народное собрание постановило, что никто не имеет права спрашивать с другого за его действия во время правления Тридцати и гражданской войны. Исключение делалось для уцелевших членов правительства, но даже они могли оправдаться, дав отчет о своих действиях. Отдельные судебные процессы проходили, и жертвой стал философ Сократ.

В 395 году до н. э. Афины, Фивы, Аргос и Коринф начали войну против Спарты. Когда в 399 году до н. э. началась война Спарты с Персией, афинский стратег Конон, живший при дворе правителя Кипра Евагора, предложил персам свои услуги. В 394 году до н. э. Конон и сатрап Фарнабаз разбили спартанцев на море около острова Книд. После этого афинянин вернулся на родину с персидским золотом, на которое они восстановили флот и Длинные стены Пирея.

В конце войны Персия стала поддерживать Спарту, и в 386 году до н. э. при ее участии в Сузах греки заключили мирный договор. Он запрещал межполисные объединения, но передавал под власть Афин острова Лемнос, Имброс и Скирос.

Следующие тридцать лет были для Афин временем лавирования между Персией, Спартой и Фивами. В 378 году до н. э. Афины и Фивы начали войну со Спартой. В этом году был создан Второй Афинский морской союз . В декрете о его создании декларировалось невмешательство афинян во внутренние дела членов союза. В 377-376 году до н. э. афинские наемники под командованием прославленного стратега Хабрия обороняли от спартанцев Беотию. В 371 году до н. э. фиванцы разбили спартанцев при Левктрах, и эта победа сделала Беотийский союз сильнейшим государством в Греции.

Одновременно Афины взялись за старое в отношении союзников. Появились случаи вмешательства во внутренние дела городов. В 357 году до н. э. началась Союзническая война. Против города Паллады выступили бывшие члены союза – Византий, Родос, Хиос, которых поддерживал карийский правитель Мавсол. Эту войну Афины проиграли, но Второй Афинский морской союз просуществовал в усеченном виде еще два десятилетия.

Союзническая война совпала с первым конфликтом между Афинами и царем Македонии Филиппом II. Борьба велась за контроль над городами полуострова Халкидика. Противостояние между Афинами и Македонией закончилось битвой при Херонее в 338 году до н. э..

Афиняне проиграли битву, но сохранили независимость. В годы правления Александра Великого во главе Афин стоял политик Ликург. Благодаря его финансовому гению полис, не получая доходов от фороса, смог в несколько раз увеличить свои доходы. Афиняне копили силы – строились новые корабли (афинский флот никогда не был таким большим, как в эти годы).

После смерти Александра Афины и некоторые другие полисы решили дать бой Македонии. Так началась Ламийская война 323-322 годов до н. э.. Под командованием талантливых стратегов Леосфена и Антифила афиняне добились определенных успехов, но в итоге потерпели поражение в битве при Кранноне. Одновременно македоняне трижды разбили афинский флот, который больше не возродился как серьезная военная сила.

Городу была навязано олигархическое правление, которое вскоре было свергнуто. В 317 году до н. э. один из полководцев Александра Кассандр навязал Афинам своего ставленника – Деметрия Фалерского, который правил городом десять лет.

В 307 году до н. э. Афины были освобождены царевичем Деметрием, сыном Антигона, а Деметрий Фалерский бежал. Афиняне восстановили демократическую конституцию, уничтожили статую свергнутого правителя и отменили часть его законов.

Впервые в истории полиса они удостоили царей божественных почестей, и это положило начало традиции в истории эллинистических Афин. В городе учредили культ богов-спасителей Антигона и Деметрия, в честь них проводили игры. За культ новых богов отвечал жрец. К десяти филам добавили еще две – Антигониду и Деметриаду, которые получили первое место в списке фил. Подиум, где стояли статуи героев-эпонимов фил, расширили и поставили на нем статуи царей. Другие их статуи воздвигли рядом с памятником Гармодию и Аристогитону.

Последующие годы афиняне отступали от Полиоркета и вновь присягали ему на верность. В 287 году до н. э. Афины восстали и выбили гарнизон царя из города. Но Пирей и некоторые крепости Аттики остались под контролем Македонии. Следующие 25 лет полис был независимым. В 267 году до н. э. Афины рискнули в союзе со Спартой и Египтом бросить вызов Македонии. Война оказалась неудачной, и Афины вновь стали зависимыми от Македонии. Но в 229 году до н. э. афинянам удалось мирно при помощи денежной суммы заставить иноземные гарнизоны оставить Афины, Пирей и другие крепости в Аттике.

После восстановления независимости афиняне установили государственный культ Демоса. Его наследственными жрецами были потомки Микиона и Эвриклида, чьими усилиями в 229 году до н. э. была достигнута свобода. В сооруженный Демосу храм стали посвящать статуи граждан, отличившихся перед Афинами.

В 224 году до н. э. божественных почестей удостоили царя Египта Птолемея III. Ему был учрежден государственный культ и введена должность жреца. Была учреждена тринадцатая фила Птолемаида. Число членов буле увеличилось до 650. К филе приписали по одному дему от других фил, а также учредили дем Береникида в честь жены Птолемея. Статуя царя заняла место среди статуй героев-эпонимов афинских фил. Был учрежден государственный праздник Птолемеи.

Накануне войны с Македонией в 200 году до н. э. в Афины прибыл царь Пергама Аттал. Жители города приняли его с почетом. Афиняне учредили в честь царя новую филу Атталиду, а в ее составе дем Аполлонию по имени жены Аттала.

В конце III века до н. э. на Балканах появилась новая сила – Рим. В течение II столетия до н. э. Афины были союзником Римской республики, которая увеличивало свое влияние на полуострове. В 88 году до н. э. Афины рискнули поддержать царя Понта Митридата VI в его войне с Римом. Сначала во главе анти-римского движения в городе стал философ-перипатетик Афинион. Позже его сменил другой уроженец Афин – Аристион, последователь философии Эпикура. Он был прислан в город Митридатом.

Понтийский полководец Архелай сделал Пирей своей штаб-квартирой. В 87 году до н. э. Аттика стала полем боя. Римский полководец Сулла осадил Афины и Пирей. Архелай был способным полководцем, и осада порта шла тяжело. По приказу римлянина рощи Академии и Ликея вырубили и из деревьев сделали осадные машины. В марте 86 года до н. э. ночной атакой легионеры захватили город. В Афинах началась резня, но Сулла по просьбам изгнанников и сенаторов из своего штаба остановил ее, заявив, что щадит живых ради усопших. Аристион с верными людьми какое-то время оборонял Акрополь, но голод вынудил его сдаться. Философа, воинов его охраны, магистратов Афин того года казнили. Архелай со своей армией по морю ускользнул из Пирея.

Закончив войну, Сулла вернулся в Афины. Там его ждали почести афинян: его славили как освободителя от тирании Аристиона, провели в честь него праздник Силлеи, установили статую полководца.

Во время гражданской войны между Цезарем и Помпеем полем боя стала Греция, а ее полисы поддерживали Помпея . Несколько афинских кораблей усилили его флот, а афинские гоплиты вошли в его армию и сражались при Фарсале. После победы Цезаря афинское посольство прибыло просить его о пощаде. Юлий Цезарь простил город ради славы предков афинян. Афиняне привычно воздвигли римлянину статую, на постаменте которой прославляли его как спасителя и благодетеля. Через несколько лет афинян снова втянули в гражданские войны римлян. После убийства Цезаря Афины поддержали его убийц. В октябре 44 года до н. э. Брут и Кассий приплыли в Грецию. В ее городах в честь убийц Цезаря принимали почетные декреты, а афиняне установили их бронзовые статуи рядом со статуями Гармодия и Аристогитона.

Брут некоторое время жил в Афинах . Он ходил на лекции философов Академии и Ликея. Одновременно он вел работу по сбору сил, привлекал на свою сторону влиятельных римлян, занимавших посты на Балканах.

После поражения Брута и Кассия в Афинах какое-то время жил Марк Антоний. Он старался расположить к себе жителей древнего города и получал удовольствие, когда его называли «друг афинян». В 39-37 году до н. э. Марк Антоний жил в Афинах со своей женой Октавией, которую очень любили горожане.

В 32 году до н. э., когда началась война с Октавианом, Антоний с царицей Клеопатрой посетил Афины. Помня о популярности Октавии, правительница Египта пыталась подарками расположить граждан полиса. После битвы при Акции в 31 году до н. э. Август без боя занял город. На этом закончился период самостоятельности Афин, которым предстояло стать частью провинции Римской империи Ахайя .

Первые свидетельства обитания людей в относятся к эпохе неолита,примерно 4-е тысячелетие до н.э. Во всяком случае, об этом говорят множество археологических
артефактов, найденных во время раскопок .

Во время микенского периода (13-й век до н. э) Афины уже были развитым политическим и культурным центром , о чем свидетельствуют остатки Циклопической стены вокруг Акрополя , трассы и царского дворца. Ну и, конечно же, огромное количество легенд и мифов, дошедших до нашего времени.

По легенде, Афины были населены ионийцами, берущими свое название
от имени Иона — сына бога Аполлона. Как величайших царей Афин мы
знаем Кекропа, Эрехтея, Эгея и Тесея, каждый из которых внес значительный вклад в развитие города. На месте царского дворца сегодня находится знаменитый храм Эрехтейон .

Главным основателем города считается Тесей , освободивший афинян от оброка, который
афиняне платили царю Крита — Миносу. Ему также приписывают объединение разрозненных полисов Афин в единое целое.

После смерти Тесея институт царской власти постепенно слабеет и, в конце
концов, власть над городом переходит к нескольким аристократическим семьям. В 594 году до н. э., благодаря реформам Солона , Афины получили Конституцию, Народное Собрание и Верховный Суд. В 560 году до н.э. к власти пришел тиран .

Под словом «тиран» следует понимать человека, сосредоточившего всю
полноту власти в одних руках. Писистрат, по сути дела, стал царем Афин . Писистрат был очень мудрым политиком. Он поддерживал бедняков, поощрял развитие искусств и науки. Именно он воздвигнул первые храмовые комплексы на Акрополе .

Классические Древние Афины.

В 490 году до н.э. царь персов Дарий решил наказать Афины за поддержку другого греческого полиса Милета во время восстания греческих городов в Малой Азии. Разведывательная армия персов высадилась вблизи Афин в городе Марафон , где ее уже ждали афинские силы под руководством стратега Милтиада. Произошла битва, в которой афиняне одержали первую победу над персами.

Спустя десять лет, после смерти Дария , персы вновь вторглись в Аттику. На этот раз с более значительными силами и непосредственно под руководством царя Ксеркса. После легендарной битвы под Фермопилами , в которой малый отряд спартанцев героически
сдерживал всю армию персов, давая время собраться основным греческим силам, персы вошли в Афины и полностью разрушили все храмы Акрополя.

Переворот в войне произошел после морского сражения под Саламином , в котором объединенные греческие силы под руководством афинского стратега Фемистокла наголову разбили флот перского царя.

Талантливый политик, Фемистокол многое сделал для Афин. Он окружил Афины мощными стенами, построил порт Пирей и добился того, чтобы Афины стали могущественной морской державой.
Однако судьба его печальна. Непризнанный афинянами он вынужден был
покинуть город, поступил на службу к перскому царю, где был убит
наемными убийцами. Окончательно изгнал персов из области Аттики
стратег Кимон (его могила сохранилась и до наших дней, находится в
районе Акрополя).

Золотой век Афин

Свой наивысший расцвет Афины достигли в 5 веке до н.э. во время правления Перикла , прозванного в народе “Олимпийским”. Перикл многое сделал во славу Афин, но наиболее значимым достижением, сделавшим славу Перикла бессмертной, следует считать возведение великолепных памятников Акрополя, в особенности . В этот
же период свой наибольший расцвет переживала также духовная жизнь города, благодаря философам Сократу и Анаксагору, историкам Геродоту и Фукидиду, поэтам Эсхилу, Софоклу и Эврипиду.

Упадок Афин

Золотой век Афин заканчивается двумя войнами со Спартой , названными Пелопонесскими войнами . Эти войны положили конец политическому могуществу Афин, но, несмотря на это, в культурном плане Афины продолжали оставаться столицей древнего мира. С Афинами этого периода связаны такие имена как Платон, Ксенофонт,
Пракситель и Демосфен.

Окончательно Афины утратили свое политическое значение во время расцвета Македонии, во времена правления Филиппа Второго и Александра Македонского . В 146 году до н. э. в Грецию пришли римляне , подчинив, кроме всего прочего, и Афины.

В 86 году до н. э. римский консул Сулла разграбил город, вывезя бесчисленное количество произведений искусства в Рим. В 276 году нашей эры Афины подверглись новому разрушению. На этот раз уже имперский Рим ничего не смог противопоставить набегу орд эрулов.
Но даже после этого события Афины продолжают оставаться духовным центром древнего мира благодаря известным школам философии. После закрытия этих школ в 529 году затихает и слава Афин . Афины стали маленьким провинциальным городком сперва Византийской, а затем Оттоманской империй.

В 1821 году началась греческая война за независимость, в результате которой произошло становление современной Греции . В 1834 году Афины были провозглашены столицей вновь созданного греческого государства. Начался бурный рост Афин, который
продолжается и по сей день.

Сегодня Афины являются огромным мегаполисом, насчитывающим вместе с пригородами более 4 миллионов жителей.

Афины на карте Греции

Афины (Греция) - самая подробная информация о городе с фото. Главные достопримечательности Афин с описанием, путеводители и карты.

Город Афины (Греция)


Общественный транспорт Афин представлен метро, пригородными поездами, трамваями, троллейбусами и автобусами. На всех видах транспорта действует единый билет. Метро имеет три линии: М1 (зелёная) - соединяет порт и северные пригорода через центр города, М2 (красная) - соединяет западные и южные Афины, М3 (синяя) - соединяет юго-западные пригороды с северными пригородами и аэропортом.

Достопримечательности

Самой известной достопримечательностью Афин является священный холм - Акрополь. Здесь расположены поразительные античные руины древних храмов, которые символизируют расцвет греческой цивилизации.


Акрополь имеет высоту 156 метров и заметен почти отовсюду. В древности здесь располагался царский дворец, величественные храмы богам, предметы культа и многочисленные скульптуры. Большинство главных сооружений Акрополя были построены в эпоху правления Перикла (5 век до н.э.) в период расцвета Афин.


Самой известной достопримечательностью Акрополя является великолепный Парфенон, который, несмотря на время, является одним из самых хорошо сохранившихся древнегреческих сооружений Афин. Парфенон считается крупнейшим храмом классического периода Древней Греции и посвящён Афродите. Он был завершён в 438 году до н.э. Храм известен монументальными дорическими колоннами и был украшен многочисленными скульптурами.


Среди древних руин Акрополя выделяется храм Ники Аптерос, построенный в 427-424 годах до н.э. и посвящённый Афине-Победительнице, пропилеи (главный вход, образованный колоннами и портиками), Эрехтейон, храм построенный между 421-406 годами до н.э. и посвящённый Афине, Посейдону и царю Эрехтею.


Все сооружения и руины Акрополя:

  1. Гекатомпедон.
  2. Статуя Афины Промахос.
  3. Пропилеи.
  4. Элевсинион.
  5. Бравронейон.
  6. Халькотека.
  7. Пандросейон.
  8. Аррефорион.
  9. Афинский алтарь.
  10. Святилище Зевса Полиея.
  11. Святилище Пандиона.
  12. Одеон Герода Аттического.
  13. Стоя Эвмена.
  14. Асклепион.
  15. Одеон Перикла.
  16. Теменос Диониса.
  17. Святилище Аглавры.

В 300 метрах расположен музей Акрополя, который является одним из самых важных современных зданий Афин и построен из стали, стекла и бетона. Здесь хранятся бесценные находки и древности, которые нашли здесь при раскопках.


От Акрополя в город ведёт археологический путь, на котором можно увидеть другие древности Афин, которые относятся к разным периодам и культурам. Так, у подножия холма, расположены руины Олимпиона, храма посвящённого Зевсу. Это было самое большое сооружение Древней Греции. Его начали строить в 6 веке до н.э. и закончили только во 2 веке н.э. при римском императоре Адриане. Более сотни огромных мраморных колонн когда-то поддерживали грандиозное святилище. До нашего времени сохранилось всего 15 из них.


Театр Диониса расположен на южной стороне Акрополя и считается древнейшим сооружением такого типа в Греции. На этой сцене были представлены многие из самых известных древнегреческих комедий и трагедий. Театр, первоначально построенный как храм, датируется 6 веком до н.э. Он был посвящен Дионису, богу веселья и вина, и мог вмещать 17 000 человек.


Древняя Агора была рынком и центром повседневной жизни в древних Афинах. Большинство сохранившихся руин относятся к римскому периоду и датируются 1 веком н.э. Агора была окружена колоннадами и колоннами. Здесь также проводились спортивные мероприятия и театральные представления. Восточнее расположена 12-метровая башня Ветра.

Отличный вид на Агору открывается с северной стены Акрополя.


Арка Адриана

Арка Адриана была построена в 131 году н.э. и символизирует вход в древний город. Недалеко от западного склона Акрополя расположен холм Пникс. Здесь граждане Афин могли реализовать свои демократические права. К юго-западу от афинского Акрополя расположен холм Филопаппа, который был известен как холм Муз и сохранил несколько древних руин. Также здесь расположена крошечная византийская часовня 12-го века с фресками 18 века.


Ядром исторического центра Афин является район Плака, расположенный на восточной стороне Акрополя. Этот район был заселён с древнейших времён. Сейчас он представляет собой лабиринт узких цветущих живописных улочек с традиционными домами 19 века. Плака славится своей провинциальной атмосферой (иногда даже не верится, что это центр шумного мегаполиса), симпатичными ресторанчиками и историческими церквями.


От Плаки афинские улочки приведут на площадь Монастираки, которая является одной из центральных площадей старых Афин с узкими улочками и небольшими зданиями. На площади проводится традиционный базар (Yousouroum). Монастираки является популярным торговым районом, где расположено более 2000 самых разнообразных магазинов.

Анафиотика - еще один атмосферный деревенский квартал Афин, расположенный к северу от Акрополя. Здесь туристы могут насладиться традиционной греческой едой и прогулкой по извилистым улочкам в кикладском стиле. Анафиотика была построена в 60-х годах 19 века.


Одеон Герода - древнеримский театр, построенный во 2 столетии н.э. на крутых склонах Акрополя Геродом Аттиком в память о своей жене. Театр вмещал 6000 зрителей и был восстановлен в 1950-х годах.


Олимпийский стадион был построен в 19 веке для первой современной Олимпиады. Он вмещает 50 000 зрителей и является крупнейшим спортивным сооружением, выполненном полностью из мрамора. Первый стадион на этом месте был построен в 3 веке до н.э. и перестроен в 144 году. В древние времена на стадионе проводился религиозный фестиваль, посвященный богине Афине каждые четыре года.


Церковь Богородицы Капникареи - великолепный пример византийской архитектуры 11-го века. Церковь расположена на одной из центральных улиц Афин - Эрму.


Церковь Святых Апостолов - религиозное сооружение 10-го века на месте древней Агоры, построенное в типичном византийском стиле. Внутри купол украшен оригинальными фресками. Также сохранилась значительная часть древнего иконостаса 11-го века.


Площадь Синтагматос - центральная площадь современных Афин. Перед зданием греческого парламента стоит президентская гвардия в национальных костюмах. Смена гвардии происходит перед монументом Неизвестному солдату в 11 утра ежедневно.

  • Национальный археологический музей - один из самых больших музеев Греции, который имеет одну из крупнейших экспозиций Античности в мире. Здание площадью 8 000 квадратных метров включает 11 000 экспонатов.
  • Византийский музей - более 25 000 экспонатов, представляющих собой сокровищницу религиозных артефактов византийского периода, а также произведения раннехристианского, средневекового и поствизантийского искусства.
  • Музей кикладского искусства - древние экспонаты, найденные на Кикладских островах и Кипре.

Афины названы в честь богини мудрости, которая покровительствовала полису. Город-государство достигло такого огромного развития, что определило многие тенденции в дальнейшем развитии все Европы. Именно тут начиналась демократия и философия и олимпиада. Читайте далее, достопримечательности Древних Афин.

О городе Афины

Афины не просто столица, тут появилась классическая Греция, и западная цивилизация в целом. Первые люди поселились в этом районе еще в 3000-м году до нашей эры. В 19-м столетии, после многолетнего оттоманского ига, Афины имели жалкое зрелище, это было поселение, больше похожее на обычную деревню. Сейчас это агломерация, которая включает в себя старый город, несколько центральных районов, пригороды и порт Пирей. Все это окружено горами. Сейчас тут проживает треть всего населения страны, плотность составляет больше 8 тыс. человек на 1 квадратный километр. Чтобы осмотреть все интересные места, по времени может понадобится целый месяц.

Афины на карте

Афинский Акрополь Греция

Каждый греческий полис имел свой акрополь, но афинский никогда не был превзойден в масштабах, планировке и по количеству находящихся на его территории памятников. Это настоящая мекка для туристов, здесь все выглядит величественно и поражает своей красотой и изяществом. Изначально на этом холме размещался императорский дворец, в 7-м веке до нашей эры заложили первый камень для возведения храма Парфенона. Особая планировка позволяет рассмотреть это здание в объеме, это можно увидеть со стороны центральных ворот, когда взору отрываются сразу три стены.

Секрет заключается в том, что колонны выстроены здесь под разными углами по отношению одна к другой. В Эрехтейноне по свидетельствам мифов когда-то произошел спор между Посейдоном и Афиной. Сейчас тут можно увидеть статуи Кариатид – колонны в виде женских фигур, местами сохранилась мозаика.

Возле храма богини Ники находится древний театр Диониса, где проходили представления известных греческих драматургов, среди которых Аристофан, Эсхил и Софокл. Ранее попасть в Акрополь можно было через огромные ворота, в которых была первая картинная галерея в мире. Вход обойдется в 20 евро. Чтобы сэкономить деньги, лучше приобрести так называемый специальный билет за 30 евро, который позволяет посетить около 10-ти достопримечательностей, включая археологический музей Ближайший день, когда посетить это место можно бесплатно – 18-го мая. Режим работы с 8:00 до 20:00 ежедневно.

Официальный сайт

http://odysseus.culture.gr/h/3/eh351.jsp?obj_id=2384

Акрополь на карте

Храм Гефеста Афины

Туристы любят это место за то, что здесь можно с головой окунуться в эпоху Древней Греции, нельзя пройти стороной эту древнюю постройку при описании, достопримечательности Древних Афин. Это одно из самых хорошо сохранившихся сооружений, которое дошло до наших дней. Предполагаемая дата возведения 449-й год до рождества Христова. Но только спустя 19 столетий после возведения, с 1834-го года храм использовался в качестве православной церкви. К этому зданию греки сами относились с большим трепетом, об этом свидетельствует тот факт, что колонны, все без исключения фронтоны и часть крыши осталась в своем первозданном виде. Единственно, за века были разграблены все украшения, которые находились здесь.

Храм относится с самым ценным памятникам в стране. Возведен в дорическом стиле, как и Парфенон, в длину тянется на 31 метр, ширина составляет 14 метров. Это первое сооружение в Греции, которое было построено из мрамора. Сохранились многочисленные скульптуры, которые именуются метопами, например метопы которые повествуют о подвигах Геракла и Тесея.

Вход обойдется в 12 евро для взрослых, детям посещение бесплатное. С ноября по март месяц по воскресеньям в храм можно попасть бесплатно. Работает с 8:00 до 18:00 часов.

Храм Гефеста официальный сайт

http://odysseus.culture.gr/h/2/eh251.jsp?obj_id=6621

Храм Гефеста на карте

Храм Зевса в Олимпии Греция

Строительство этого гиганта началось за несколько сотен веков до нашей эры с подачи тогдашнего правителя — тирана Писистрата. План был один, но очень амбициозный – затмить все чудеса Света. Впрочем он исполнился, правда с одной оговоркой, после смерти тирана. По свидетельствам историков, в обществе в то время такую идею восприняли в штыки. Знатные и богатые склонялись к мысли, что это просто высокомерие, а простые граждане думали, что это просто способ увековечить себя в истории. Окончательно строительство было завершено уже другим правителем – императором Адрианом. В общей сложности продолжительность строительства растянулось на 6 веков, учитывая, что простояло здание только три и было разрушено землетрясением, его можно отнести к сомнительным проектам.

Сейчас взорам путешественников доступны лишь руины, но и они впечатляют своей гигантоманией. Колонны достигают высоты 17-ти метров, изначально их было больше сотни. Периметр сооружения составлял 96 и 40 метров. О внутреннем убранстве можно судить только по рассказам, которые положены в различные письменные источники. Они свидетельствуют, что центральным украшением служила огромная статуя Зевса, выполненная из слоновой кости и декориванная золотом. Одна из легенд гласит, что ее пытался перевезти в Рим Цезарь.

Осмотреть развалины можно каждый день, с 8:00 до 19:30 часов Входной билет одному взрослому обойдется в 20 евро.

Официальный сайт

http://odysseus.culture.gr/h/2/eh251.jsp?obj_id=500

Храм Зевса на карте

Театр Диониса в Афинах

На сцене этого театра впервые были показаны великих греческих писателей. Эта сценическая площадка, которая находится прямо на открытой атмосфере, является одной из древнейших на Земле, которая появилась здесь в 5-м столетии да нашей эры. Первоначально, театр был выстроен из дерева, основная функция, которой он служил, являлось проведение различных торжеств. Выступления проводились дважды в году, во время таких дионисий, отдельным пунктом программы были театральные состязания. Как правило, соревновались трое драматургов, которые ставили по несколько трагедии и одну комедию. Результаты, между прочим, строго фиксировались, их именовали дидаскалии и далее отдавались на хранение в местный архив.

Среди современных развлечений, которые предлагают посетителям, это проверка акустики. Для этого один человек остается в центре оркестра и пытается что-то сказать, другой подымается на самый отдаленный ряд и пытается слушать. Каменным театр стал только к 330-му году до нашей эры. Зрители располагались на 67-ми рядах, общая вместительность составляла 17 тысяч человек, тогда это была ровно одна вторая населения всего города. В наше время можно увидеть части самых последних рядов. В первом ряду размещались 67 мраморных кресел для VIP-персон, с высеченными именами и должностями на креслах. Сам император сидел на втором ряду. Во время римского владычества театр был перестроен и перепрофилирован под гладиаторские бои, к примеру, тогда появился высокий бортик возле первого ряда, который служил для безопасности зрителей.

Посетить можно ежедневно с 8:30 до 18:00. Входная плата составляет 12 евро.

Официальный сайт

http://www.visit-ancient-greece.com/theatre-of-dionysus.html

Театр Диониса на карте

Библиотека Адриана

Считается уникальным архитектурным комплексом, такое название это место получило из-за большого внешнего сходства с римским Форумом. Император Адриан вошел в историю, как страстный поклонник культуры, он одним из первых правителей отпустил бороду, чтобы иметь внешнее сходство с эллинскими мудрецами. Именно благодаря ему, в городе появилось много культурных заведений, одно из них и этот комплекс. На момент завершения строительства тут не только хранились книги, это был большой культурный центр. Здесь было несколько лекционных залов, комнаты для перевода и небольшая сцена. Книжный фонд насчитывал 16 тысяч экземпляров, среди которых было много редких рукописей. Мраморные стены служили прохладным оазисом и имели очень хорошую акустику. По форме здание было возведено в форме прямоугольника, из которого одна стена была мраморной, а остальные из местного песчаника. Мраморная колоннада сохранилась до нашего времени. Библиотека была варварски ограблена римлянами, которые превратили сооружение в часть оборонительной стены. Позже, в 4-м веке учреждение было вновь восстановлено, во времена турецкой оккупации служил в качестве казармы для королевского войска. После масштабной реконструкции, которая завершилась в 2004-м году, библиотека вновь открыта для массового посещения.

Посетить учреждение можно с 8:00 до 19:30, визит обойдется в 20 евро с человека.

Официальный сайт

http://odysseus.culture.gr/h/3/eh351.jsp

Библиотека на карте

Башня ветров в Афинах

Эта башня считается удивительным памятником архитектуры, которая несет и практическую функцию, на ней размещена действующая метеостанция. Это строение сами греки именуют Клепсидрой, из-за ее особенности, которая заключается в том, что на башне находится часовой гидравлический механизм, который указывает время по солнцу. Существует и официальное название – Часы Кирриста, согласно утверждениям ученым их соорудил астроном из городка под названием Кирра. Время строительства исследователи относят к 1-му столетию до нашей эры, в высоту башня тянется на 12 метров, ее диаметр составляет 8 метров. Интересные украшения можно увидеть на фризах строения, которое символизирует розу ветров. Боги нарисованы на тех сторонах стен башни, откуда дуют ветры, к примеру, на северной стороне изображен Борей.

Материалом строительства послужил мрамор, внизу постройка находится на трехступенчатой платформе. Крыша имеет форму конуса и покрыта керамической черепицей. В древние времена башня служила для измерения времени, основными часами являлись солнечные, но когда погода стояла пасмурная, использовались водяные часы. Увидеть это сооружение можно в старой части города, который носит имя Плака.

Попасть в это место можно ежедневно, с 8:00 до 19:00 часов.

Плата за вход составляет 3 евро и дает право одновременно посетить Агору.

Башня на карте

Одеон Герода Аттика -Достопримечательности Древних Афин

Этот знаменитый объект размещается на южном склоне Афинской агоры, при самостоятельном исследовании достопримечательности Древних Афин, обязательно не упустите возможность побывать здесь. Несмотря на свой большой возраст, концертная площадка не только до сих пор используется по своему прямому назначению, она еще является главной городской. Одеон был возведен в Афинах во 2-м веке, благодаря философу Героду. Легенда гласит о том, что он был настолько богатым человеком, что сам император пытался его лишить жизни из-за денег. Он был спонсором многих культурных учреждений, которые возводились во время его жизни. В Древней Греции Одеоном именовали место, где проводились концерты и другие музыкальные мероприятия.

Внешне афинский одеон напоминает римский амфитеатр, которых в мире сохранилось с десяток, но греки, естественно, находят много отличий. Ряды для зрителей выполнены в форме полукруга, в середине большая сцена, сзади которой размещалась мраморная стена, богата декорированная, но главное ее предназначение – она служила для улучшения акустики. Крыша была деревянной, которую изготовили из дорогого ливанского кедра. До наших дней, сохранилось все, кроме крыши и стены. Масштабная реконструкция завершилась здесь в 50-х годах прошлого столетия. Сейчас кроме многочисленных музыкальных мероприятий на этой арене проводится ежегодный Афинский фестиваль, который начинается в мае и заканчивается в октябре.

Попасть в Одеон можно только при условии приобретения билета на одно из мероприятий фестиваля.

Одеон Герода Аттика на карте

Стоя Аттала

Задолго до нашей эры по приказу пергамского царя Аттала было возведено это сооружение, которое несла функцию коммерческого центра. Конструкция представляет собой крытый павильон, одна фасадная стена которого венчалась рядами колонн, при этом остальные стены были сделаны глухими. Здание состояло из двух этажей и несколько десятков портиков в виде арок, внутри которых работали торговые точки. В таком оригинальном виде постройка существовала несколько веков и даже не была разрушена во время нашествия варваров. В настоящее время, сооружение, доступное посетителям является репликой, либо другими словами говоря полномасштабным макетом, где постарались максимально близко воссоздать детали оригинального здания. Это получилось благодаря сохранившимся руинам. В макете присутствует древний фундамент и остатки античных колонн. Специально под реставрацию этого объекта был открыт карьер по добыче камня. Восстановительные работы были завершены в 1956-м году. Такая конструкция идеально подходила для огромного скопления людей, с одной стороны она защищала от непогоды, с другой здесь всегда было много свободного пространства и свежего воздуха. Сейчас здесь работает археологический музей с богатой коллекцией античных предметов. Посетить это учреждение можно ежедневно с 8:00 до 20:00 часов. Плата за вход составляет 8 евро.

Официальный сайт

http://odysseus.culture.gr/h/2/eh251.jsp?obj_id=10303

Стоя Аттала на карте

Афины достопримечательности фото и описание:

Музеи

В Афинах музеев наберется несколько десятков, чтобы рассказать про все, понадобится написать отдельный обзор, но о некоторых стоит упомянуть при обзоре достопримечательности Древних Афин.

Городской музей Афин

Выставочные экспозиции этого музея рассказывают о том, каким греческий полис был в 19-м столетии, и каким он стал в наши современные дни. Коллекции состоят из произведений искусства, есть инсталляции в виде целых комнат греческой знати. К примеру в одном из залов выставлена мебель короля Оттона. Здание, которое занимает сам музей, считается одним из красивейших в городе, это бывший особняк, где проживал первый греческий король с супругой. Второе название, которое употребляться применительно к данному сооружению – Старый Дворец. Дворец соединен при помощи крытой галереи с другой постройкой, которая была спустя 16 лет, после строительства дворца. Впервые музейную экспозицию посетители увидели в 1980-м году. Режим работы – кроме вторника с 9:00 до 15:00, среда и пятница до 16:00. Входной билет сюда стоит 5 евро.

Официальный сайт

http://www.athenscitymuseum.gr/en/

Музей на карте

Нумизматический музей Афины

Это выставочное учреждение является одним из самых популярных и посещаемых среди туристов. Основу коллекции, которая считается уникальной в своем роде, составляют монеты, найденные при археологических раскопках. Этот музей размещается в здании Илионского дворца, который сам по себе является достопримечательностью, среди его собственников был именитый археолог Генрих Шлиман. Внутри этого заведения можно не только осмотреть древние монеты, но также почувствовать себя в роли чеканщика. Музей работает уже на протяжении нескольких сот лет, первое открытие состоялось в 1834-м году, хотя стоит заметить, что собственное здание появилось у него совсем недавно – в 1999-м году. Кроме, собственно, монет, в пером зале можно увидеть старые гобелены, которые посвящены Шлиману, кроме них тут вас введут в курс дела, что такое нумизматика, расскажут о фальшивомонетчиках и попросят собственноручно отличить подделку от оригинала. В других залах кроме монет можно увидеть драгоценные камни и различные медали, причем не только из Древней Греции. На первом этаже музея работает магазин, где можно приобрести реплики древних монет. В саду под открытым небом в кафе можно выпить чашечку кофе и перекусить.

Режим работы с 9:00 до 16:00 кроме понедельника.

Входной билет стоит 6 евро.

Древний город на месте современных Афин возник в XV веке до нашей эры. Он появился в результате объединения нескольких общин, живших в Аттике. Этот регион соединяет Балканский полуостров с полуостров Пелопоннес. Это был центр Греции.

Древние Афины

Полулегендарный царь Тесей, живший приблизительно в XIII веке реформировал афинскую общину. С этого момента она была поделена на несколько сословий, в том числе демиургов, геоморов и эвпатридов. Последние из них были аристократами, обладающими большими наделами земли. Из-за этого со временем большая часть свободного населения города стала зависимой от этих помещиков. Так в Афинах появилось рабство.

В городе, помимо свободных и невольников, было сословие метеков. Они не были рабами, но в то же время не обладали теми правами, которые были у аристократии. Афины управлялись советом девяти архонтов, избиравшихся из рядов самых богатых и влиятельных горожан.

Реформы Солона

Античные Афины, географическое положение которых было крайне выгодным, быстро богатели на фоне своих соседей. Это привело к увеличению пропасти между богатыми и бедными. Ситуация требовала проведения реформ. Их инициатором в начале VI века до нашей эры стал архонт Солон.

Он принадлежал к влиятельной семье. Тем не менее ему удалось выдвинуться за счет собственных талантов. Сперва он был известен как поэт. В зрелости он стал военачальником и провел несколько успешных воин против соседей, в том числе с Мегарами.

В 594 году до н. э. он стал архонтом. Из-за Солону были даны самые широкие полномочия. Благодаря этому он провел ряд реформ. Была запрещена продажа и купля людей в рабство за их финансовые долги перед заемщиками. Благодаря разрешению завещаний, появились ростки частной собственности и нового среднего свободного сословия. Для того чтобы каждый гражданин платил разумное количество налогов, все население Афин было поделено на четыре разряда в зависимости от уровня доходов. Все эти перемены послужили фундаментом для того, чтобы город вскоре стал главным политическим центром всей античной Греции.

Золотой век Перикла

Другим человеком, много сделавшим для величия Афин, был Перикл. Он начал править в 461 году до н. э. При нем была установлена система демократии. Государство Афины стало первым в мире, принявшим эту форму правления. С тех пор все свободные жители получили право участвовать в политике и голосовать за тех лидеров, которые им были больше по нраву.

При Перикле развитие афин достигло максимума. Город был центром античной культуры. Здесь жил историк Геродот, философы, скульпторы и поэты. Город подвергся кардинальной перестройке. Возник величественный акрополь и храм Парфенон - шедевры античной архитектуры. Среди жителей был высокий процент грамотных и умеющих читать. Именно с этого момента греческий язык становится доминирующим во всем Средиземноморье. Даже после падения античных полисов его продолжили использовать в науке, благодаря чему возникло огромное количество современных терминов в самых разных дисциплинах. Ораторы и риторики проводили публичные диспуты в окружении самой разношерстной публики.

Афины, географическое положение которых позволяло строить корабли, в это время стали центром морской торговли и колонизации. Отсюда в дальний путь отправлялись авантюристы и искатели приключений, осевшие на берегах Италии, Северной Африки и Причерноморья.

Соперничество со Спартой

В 431 году до н. э. античные Афины оказались втянуты в войну с южным соседом - Спартой. Перикл был еще жив, и именно он руководил первым успешным этапом конфликта. Однако внезапно в городе началась смертоносная эпидемия, жертвой которой стал и сам знаменитый царь.

Позже в историографии войну назовут Пелопоннесской. Греческие Афины встали во главе Делосского союза, в котором также были Самос, Хиос и Лесбос. Спарта уже много лет пыталась оспорить с этими городами. Она значительно отличалась от демократических Афин. Здесь во главе власти стояло военное сословие, а все жители жили в казарменных условиях. Всем известны жестокие порядки этого полиса, например, обычай выбрасывать хилых и нездоровых младенцев со скалы. Так что это была война не только двух политических центров, но и двух систем общественного устройства.

Первый период этого вооруженного конфликта был характерен многочисленными набегами спартанцев на Аттику, в то время как Афины пытались победить с помощью флота и превосходства на море. Во второй половине войны все перевернулось с ног на голову. Спарта заручилась поддержкой иноземцев персов и смогла построить флот. С его помощью сначала были разбиты все афинские союзники. В 404 году до н. э. и сам великий полис признал поражение, в результате чего там установилась многолетняя тирания. И Афины, и Спарта были ослаблены. В результате со временем в Греции вперед выдвинулись Фивы. Однако и этот период продолжился недолго.

Захват македонцами

В IV веке до н. э. возвысилось Македонское царство, которое находилось к северу от Греции. Его правитель Филипп II решил покорить южных соседей, которые уже много лет были заняты междоусобными войнами. Жители Афин объединились с гражданами Фив и встретились с неприятелем при Херонее в 338 году до н. э. Греки оказались разгромлены.

После этого и Афины, и Спарта оказались частью Македонской державы. Сын Филиппа - великий полководец Александр - вскоре увел огромное количество греков на восток для того, чтобы покорить далекие страны. Он окончательно разбил персов, которые долгое время были угрозой для полисов. Новое государство, охватившее также Малую Азию, Месопотамию, Египет и граничащее с Индией, просуществовало недолго. Тем не менее, за несколько десятилетий все эти провинции переняли эллинистическую культуру, очагами которой были полисы Афин и Спарты. стал межнациональным.

В самих Афинах в это время произошел очередной расцвет культурной жизни. Была открыта Академия Платона и Ликей Аристотеля.

Римская провинция

В 146 году до н. э. Афины были присоединены к Римской республике, которая позже стала империей. С тех пор город стал провинциальным. Тем не менее римляне многое переняли от греческой культуры. Это была их особенность - они никогда не уничтожали местные традиции, язык и т. д. Вместо этого римляне брали лучшее от покоренных народов, вовлекая их в свою орбиту влияния мирным путем.

Настоящий упадок Афин случился в III веке н. э., когда балканские провинции стали целью для набегов варваров. Многие памятники античной культуры пришли в запустение и со временем разрушились. Были отменены Олимпийские игры, которые являлись важным и регулярным событием в жизни местных греков.

Часть Византии

С распадом империи на две части Афины, географическое положение которых соответствовало восточной ее половине, стали частью Византии. Именно в это время местное население начало принимать христианство, особенно после эдикта Константина Великого. Это привело к исчезновению из массового сознания давних античных богов. Византийским императорам не нравились особенности Афин, и они методично избавлялись от символов прошлой эпохи. Так в VI веке Юстиниан запретил деятельность философских школ, которые считал рассадником язычества и богохульства.

Афины стали провинциальным городом, в то время как греческий язык стал официальным языком империи, столицей которой был Константинополь. Близость к политическому центру позволила городу спокойно пережить несколько столетий. В XIII веке Византия ненадолго прекратила существование после того, как Константинополь был захвачен крестоносцами. Католики основали на территории Греции несколько государств. Афины стали центром небольшого герцогства, где властвовали французы и итальянцы.

Турецкий город

В 1458 году город был захвачен мусульманами турками. Он надолго стал частью Османской империи. Несколько разы Афины становились целью для атак Венецианской республики, которая воевала с Турцией за господство на Средиземном море. В XVII веке в ходе одной из осад был разрушен античный Парфенон.

Современная столица Греции

Несмотря на власть турок, греческая нация сохранилась, хотя, конечно, она имела мало общего с античными греками. Этот народ имел свою ортодоксальную церковь - христианская религия осталась здесь со времен Византии. В XIX веке на фоне кризиса в империи начался греческий национальный подъем. Вспыхнула революция, которую поддержали многие европейские христианские страны. В 1833 году возникло независимое столицей которого стали Афины.

После освобождения от турецкого владычества здесь развернулась колоссальная археологическая работа. Огромное количество европейских специалистов и историков принялись за изучение остатков античного города. Одновременно с этим началась реставрация города. Сюда стекались знаменитые архитекторы (например, Теофил фон Хансен и Лео фон Кленце), которые отстроили запущенные улицы. В 1896 году в Афинах прошли первые современные Олимпийские игры.

В начале XX века благодаря греко-турецким договорам об обмене населением в город вернулись соотечественники из самых далеких земель. Миллионы греков впервые смогли посетить Афины. Географическое положение столицы позволило разместить многих из переселенцев.

Во время Второй мировой войны Афины недолго были в немецкой оккупации. Сегодня это современный европейский город с многочисленными памятниками античности и развитой инфраструктурой.

Немногно географии

Город расположен на Аттики (юг омывается заливом Сароникс. Он на сегодняшний день занимает практически всю территорию равнины, поэтому скоро городу будет некуда расти из-за естественных границ в виде гор и воды. Но пока пригороды на окраинах расширяются. Через Афины текут реки Кифисос, Эридан и Пикродафни.