Ввс латвии получили первый самолет. История ввс латвии

Все полагали, что у Латвии ВВС - это только набор пустых звуков. Как "ла-ла-ла", например, или "ку-ка-реку". Могут только петь под крылом самолета. Причем чужого. Намекали, мол, рожденный ползать… и все такое. Ан нет. Вернее, "Ан" есть. И даже два. То есть, один Ан-2. Но свой собственный. В составе военно-воздушных сил этой прибалтийской республики появится первый боевой самолет. Прежде они могли похвастаться лишь парой-тройкой армейских вертолетов и автомашинами техподдержки. "Кукурузник". Ну и что? И в его пропеллере "дышит спокойствие наших границ".

И в самом деле, дышит. В Латвии нашли все-таки "баснословные" деньги, чтобы вдохнуть жизнь в этого "птеродактиля", что долгое время пылился на одном из аэродромов. Естественно, не на том, что занят натовскими "красавцами". А где-то подальше от глаз. Сейчас подумали, что и его не стыдно выставить на всеобщее обозрение, "бросая ввысь свой аппарат послушный или творя невиданный полет". Говорят, что теперь-то они развернутся. Предвкушают выполнение целого круга боевых задач. В том числе, надо полагать, не только взлета, но и посадки. А еще десантирования. По этому поводу здесь уже шутят, что в дополнение к "этажерке" надо бы и ВДВ создать. А что, человек двенадцать она вполне потянет.

Радуются, как дети. Им же американцы только смотреть да обслуживать свои истребители разрешают. Хоть и подготовили у себя лет 15 назад пару-тройку латвийских пилотов для F-15, но близко их к кабинам так и не подпустили. А так хочется "поштурвалить" и посмотреть на все это откуда-то сверху. Вот и выросли у них свои крылья. Впрочем, если разобраться, то и по их меркам все-таки не свои, а чужие. Ведь так высоко "символ советской оккупации" в этих краях еще не возносился. Рожденная в СССР "Аннушка" - она же тоже оттуда. Но масло на рельсы технического прогресса не прольет. Ее подлатали, подчинили, поплевали, эмблему ВВС нахлобучили. И вот это уже не "тяжелое наследие тоталитарного режима", а гордость нации.

Правда, почему-то в лапах птицы, очень похожей на белоголового орлана, известно какого происхождения. На эмблеме военно-воздушных сил страны именно это залетное существо держит в своих когтях латышский флаг. Вот и получается, что Ан-2 этот - как сама Латвия. Ничего нового, кроме герба и хозяина. И в том, и в другом случае из того, что лишь для сельской местности сгодится, пытаются сделать боевую единицу. Так себе затея. Зато сбывается многовековая мечта свободолюбивого латышского крестьянина: все-таки оторваться от земли.

Им главное теперь - на "кукурузнике" не останавливаться. Прогрессировать - так до самого конца. Можно, например, порыться в анналах, поискать на чердаке, поскрести по ангарам и откопать среди прочей рухляди какой-нибудь дирижабль. А уже после этого для самого быстрого реагирования им всего-то и останется, что изобрести велосипед.

История вооруженных сил трех прибалтийских республик, так же как и история Латвии, Литвы и Эстонии, имеет много общего. Период независимости между двумя мировыми войнами, присоединение к СССР, немецкая оккупация, вновь включение в состав Советского Союза, провозглашение независимости в начале 1990-х. Все эти небольшие государства имеют довольно слабые вооруженные силы и предпочитают полагаться на своих союзников по НАТО.Латвия Национальные вооруженные силы Латвии можно считать наследниками вооруженных сил, существовавших до 1940 года и включавших четыре сухопутные дивизии, техническую дивизию, Военно-морской флот и разного рода вспомогательные соединения. После включения Латвии в состав СССР части латвийской армии были преобразованы в 24-й Латвийский стрелковый корпус РККА, который находился в оперативном подчинении 27-й армии. В августе 1991 года в Латвии был принят закон о создании первого военизированного формирования – «Земессардзе», а после провозглашения независимости Латвии правительство начало создание вооруженных сил.С 1994 года Латвия активно участвовала в программе НАТО «Партнерство ради мира». А в марте 2004 года республика вступила в Североатлантический альянс. Латышские военнослужащие участвовали в различных международных миссиях в горячих точках: в миротворческом контингенте в Боснии и Герцеговине, в контингенте KFOR (Косово), в оккупации Афганистана и Ирака.В середине 2005 года в Латвии была принята концепция стандартного стрелкового оружия, которая предусматривала постепенное перевооружение латвийской армии на оружие стандарта НАТО. При этом в первую очередь новым оружием должны были быть оснащены соединения, участвующие в миссиях Североатлантического альянса, а также подразделения, которым предназначено участвовать в международных операциях.В ноябре 2006 года на вооружение латвийской армии поступила первая партия автоматов HK G36. В январе 2007 года была отменена всеобщая воинская обязанность, состоялся переход к профессиональной армии.Вооруженные силы Латвии насчитывают около 5 000 военнослужащих и 10 000 резервистов. В том числе более 900 – в Сухопутных войсках, 552 – в ВМС, 250 – в ВВС. Также в вооруженных силах насчитывается более 1 200 гражданских служащих. Военный бюджет 2012 года составлял 370 миллионов евро.В состав Сухопутных войск Латвии входят следующие части и подразделения: пехотная бригада сухопутных сил, подразделение специального назначения, батальон штаба вооруженных сил, военная полиция, силы территориальной обороны, управление материально-технического обеспечения, управление обучения.В 2015 году в Латвию были доставлены несколько гусеничных бронетранспортеров CVRT, призванных улучшить боеспособность и мобильность пехотной бригады сухопутных сил. До 2020 года латышские военные должны получить 123 таких гусеничных бронетранспортера, купленных у Великобритании. На вооружении латвийской армии состоят также американские армейские вездеходы Humvee, обладающие высокой проходимостью и пригодные к транспортировке по воздуху и десантированию.Ведутся активные переговоры с Германией по поводу покупки самоходных артиллерийских установок Panzerhaubitze 2000 и боевых машин пехоты. А летом 2015 года командующий вооруженными силами Латвии заявил прессе, что его страна закупит у США переносные зенитно-ракетные комплексы Stinger. Как ожидается, эти ПЗРК будут размещены на самом большом военном полигоне стран Балтии – военной базе Адажи.Военно-воздушные силы Латвии невелики. В начале 2000-х были приобретены два новых вертолета Ми-8МТВ, снабженных спасательно-поисковым оборудованием, но используемых также для транспортировки живой силы, эвакуации и поддержки спецназа. Затем были приобретены еще два Ми-8МТВ. Ранее на вооружении ВВС состояли польский учебно-спортивный самолет PZL-104 Wilga, чехословацкий универсальный двухмоторный самолет Let L-410 Turbolet, советский легкий многоцелевой самолет Ан-2, вертолет Ми-2.Неудивительно, что имеющая весьма скромный военно-воздушный арсенал Латвия (так же как Литва и Эстония) вынуждена пользоваться услугами «коллег» по НАТО, которые поочередно патрулируют воздушное пространство прибалтийских республик. С января 2016 года эту миссию выполняют военные самолеты Бельгии и Испании, летающие с натовской военной базы в литовском городе Шяуляй.Латвийские военно-морские силы насчитывают 587 военнослужащих и несколько кораблей, главной задачей которых является разминирование территориальных вод, а также патрулирование. Резерв вооруженных сил составляют прошедшие воинскую службу граждане Латвии (5 000 человек). В случае всеобщей мобилизации армия получит еще 14 легких пехотных батальонов, один батальон ПВО, один артиллерийский батальон и несколько вспомогательных подразделений.По состоянию на 2012 год численность государственной пограничной охраны Латвии составляла 2 500 человек, на вооружении имелось три вертолета, три патрульных катера, 12 малых патрульных катеров, четыре моторные лодки, два грузовика, четыре автобуса, 11 микроавтобусов повышенной проходимости, 22 внедорожника, 60 микроавтобусов, 131 легковая автомашина, 30 квадроциклов, 17 мотоциклов и семь тракторов.Литва До 1940 года вооруженные силы Литвы назывались Войском Литовским. После включения республики в состав СССР оно было реорганизовано в 29-й территориальный стрелковый корпус РККА. В январе 1992 года начало свою деятельность Министерство охраны края. В это же время был объявлен первый призыв на действительную военную службу. В ноябре 1992 года было провозглашено воссоздание Войска Литовской Республики.Продолжая традиции Войска Литовского межвоенного периода, многим батальонам современной литовской армии были присвоены имена полков 1920-х – 1930-х годов и их символика. Современные вооруженные силы Литвы состоят из Сухопутных войск, военно-морских сил, Военно-воздушных сил и войск специальных операций.В сентябре 2008 года в Литве был отменен призыв на срочную военную службу, и теперь комплектование вооруженных сил Литвы производится на профессиональной основе. Впрочем, в 2015 году призыв был «временно» восстановлен – под предлогом «российской угрозы» и того, что многие подразделения оказались недоукомплектованными. При этом призывают молодых людей в возрасте от 19 до 26 лет, отбираемых при помощи компьютерной жеребьевки.По состоянию на 2011 год военный бюджет Литвы составлял 360 миллионов долларов США (позже он несколько раз увеличивался, приближаясь к 500 000 долларов), общая численность вооруженных сил составляла 10 640 кадровых военнослужащих, 6 700 резервистов, еще 14,6 тысячи служили в составе иных военизированных формирований.В составе Сухопутных войск насчитывается более восьми тысяч военнослужащих (бригада сил быстрого реагирования, два мотопехотных батальона, два механизированных батальона, инженерный батальон, батальон военной полиции, учебный полк и несколько подразделений территориальной обороны). На вооружении находятся 187 бронетранспортеров M113A1; десять БРДМ-2; 133 105-миллиметровых орудия полевой артиллерии; 61 120-миллиметровый миномет, до 100 безоткатных 84-миллиметровых орудий Carl Gustaf, 65 ПТРК, 18 зенитных орудий и 20 переносных зенитно-ракетных комплексов RBS-70, а также свыше 400 противотанковых гранатометов различных систем.Литовские Военно-воздушные силы насчитывают менее одной тысячи военнослужащих, два самолета L-39ZA, пять транспортных самолетов (два L-410 и три C-27J) и девять транспортных вертолетов Ми-8. В ВМС Литвы служит более 500 человек.Военно-морские силы имеют на вооружении один малый противолодочный корабль проекта 1124М, три датских патрульных корабля класса Flyvefisken, один норвежский патрульный катер класса Storm, три патрульных катера иных типов, два тральщика Lindau английской постройки (M53 и M54), один штабной корабль минно-тральных сил норвежской постройки, одно гидрографическое судно и один буксир. Есть также береговая охрана (540 человек и три патрульных катера).Так же как и другие прибалтийские республики, Литва в 1994 году начала сотрудничество с Североатлантическим альянсом по программе «Партнерство ради мира», продолжавшееся до вступления в НАТО в марте 2004 года. Литовские военные принимали участие в миссиях в Боснии, Косове, Афганистане и Ираке. После присоединения Литвы к НАТО началась интеграция вооруженных сил страны с вооруженными силами иных стран альянса.В частности, литовская моторизованная бригада «Железный волк» была включена в состав датской дивизии, а в 2007 году было подписано соглашение о создании Эстонией, Латвией и Литвой пехотного батальона сил первоочередного задействования НАТО. В сентябре 2015 года в Вильнюсе открылся штаб НАТО (аналогичные открыты также в Эстонии, Латвии, Болгарии, Польше и Румынии), в котором работают 40 военных из стран – членов альянса (прежде всего Германии, Канады и Польши). Одной из главных его задач называют координацию сил быстрого реагирования Североатлантического альянса в случае международного кризиса в регионе.Эстония Современные вооруженные силы Эстонии (Армия обороны Эстонии) в мирное время насчитывают около 5,5 тысячи человек, из которых около двух тысяч – военнослужащие срочной службы. Резерв вооруженных сил составляет около 30 000 человек, что позволяет полностью укомплектовать одну пехотную бригаду, четыре отдельных батальона и организовать четыре оборонительных района. Дополнительно имеется еще более 12 тысяч человек, состоящих в Союзе обороны (так называемый «Кайтселийт», добровольческое военизированное формирование).Вооруженные силы Эстонии комплектуются на основе всеобщей воинской повинности. Юноши от 18 до 28 лет, не имеющие освобождения, являющиеся гражданами Эстонии, обязаны проходить восьмимесячную или 11-месячную службу (отдельные специалисты). Крупнейшей частью вооруженных сил являются Сухопутные войска. Приоритетом их развития объявлена способность участвовать в миссиях за пределами национальной территории и выполнять операции по защите территории Эстонии, в том числе в кооперации с союзниками.Наряду с некоторым количеством бронетехники советского производства, на вооружении эстонской армии находится несколько десятков шведских БМП Strf 90, финских бронетранспортеров Patria Pasi XA-180EST и Patria Pasi XA-188.Основными функциями ВМС Эстонии являются защита территориальных вод и береговой линии, обеспечение безопасности морского судоходства, связи и морских перевозок в территориальных водах и сотрудничество с ВМС НАТО. Военно-морские силы включают в себя патрульные корабли, минные тральщики (тральщики – искатели мин типа Sandown), вспомогательные корабли и подразделения береговой охраны. Отдельно стоит сказать о добровольной военной организации «Кайтселийт», подчиняющейся Министерству обороны.Она состоит из 15 территориальных подразделений, зоны ответственности которых в основном совпадают с границами округов Эстонии. Эта организация принимает участие в учениях эстонской армии, кроме того, его активисты участвуют в обеспечении общественного порядка в качестве добровольных помощников полицейских, в тушении лесных пожаров и выполняют некоторые иные общественные функции.Как и другие балтийские государства, Эстония является членом Североатлантического альянса и возлагает на своих союзников большие надежды. Так, весной 2015 года эстонский президент Тоомас Хендрик Ильвес призвал разместить в стране натовские силы на постоянной основе (по меньшей мере бригаду). А Военно-воздушные силы Эстонии на протяжении прошлого года несколько раз участвовали в совместных учениях с ВВС США: в эстонском небе летали американские штурмовики и производилась учебная высадка воздушного десанта.Небольшой эстонский контингент принял участие в войне в Афганистане в составе международных сил ISAF, а также в американской оккупации Ирака. Незначительное количество представителей Эстонии принимали участие в миротворческих миссиях ООН, ЕС и НАТО в Ливане, Мали, Косове и на Ближнем Востоке.

Марат ХАЙРУЛИН Москва






1*










Трофеи, взятые у Бермондта






3*







Тип сер. № Борт. № Koл-во
Nieuport 24bit 4300 1 1
Nieuport 23 4271 3 1
Sopwith 1 1/2 Strutter 2341
7044 2
A5248 11
A5254 15
A6985 13
F7590 14 4
Sopwith 2F. 1 Cornel N6750 18
N7143 16
N8134 7
N8137 4
N8185
N8187 9
N8189 17 7
Albatros С lb 2545/17 20
? 25 2

Тип Сер. № Борт. № Кол-во
Albatrot B.II 414/17 5 1
Albatrot C.III 1145/18 22
1158/18 24 2
DFW C.V ? 3
8205/18 12
7022/17 22 3
Fokker 0 VII 8595/18 4 2
14
Holberstadt C.V 4237/18 19
13458/18 22 2
Hannover С1.IIIa 7015/18 21 1
Junkert CL 1 12921/18 10 1
LV.G. C.V 17573 23 1
LV.G. C.VI ? 24
9014/18 25 2
Rumpler C.I ? 4 1
Итого: 33 самолета








С июля 1919 г


С начала 1920 г.




Примечания:

Из истории авиации независимой Латвии 1919–1940 гг. Часть 7

Марат ХАЙРУЛИН Москва


Ст лейтенант Вольдемар Якубовс. награжденный орденом Лачплесиса 3-й степени и имевший самый большой налет в Войну и Независимость


Зарождение латвийской авиации происходило на фоне событий, без рассказа о которых нам никак не обойтись.

Как известно, еще в конце 1 8-го века Латвия была присоединена к Российской империи и оставалась ее частью вплоть до окончания Первой мировой войны. В феврале 19)8 г. Латвия была занята немецкими войсками, и по условиям Брестского мирного договора (3 марта 1918 г.) отходила (как и вся территория Прибалтики) Германии. Правительства стран Антанты тоже хотели иметь влияние в этом регионе, поэтому не без их помощи в Латвии было сформировано свое правительство и создана своя армия.

Территория страны, таким образом, стала предметом интересов трех сторон: России (большевиков), Германии (согласно Брестскому договору) и Антанты (национального правительства, с ориентацией на независимость).


Авиация Армии Советской Латвии

II марте 1918 г. н России началась Гражданская война между белыми, поддерживаемыми Антантой, и красными. 11а стороне последних воевала Латышская Советская Стрелковая дивизия (небезызвестные - латышские стрелки»). По приказу се штаба 9 мая 1918 г. н подмосковном поселке Подосинкн началось формирование Авиационной группы при дивизии. Командиром назначили военлета Рудольфа Стукалиса. Летом из московского парк-склада были получены новенькие «Ньюпоры» и «Сопвичи». Группа состояла из двух отрядов, и которых служили такие летчики как: Петр Томсон. Аттис Вейнберг, Нарцисс Пушкель. Ян Предит. Владимир Якубов и Петр Мардок.

В октябре 2 самолета из 2-го латышского отряда под командованием Томсона отправились на Южный фронт и, пробыв там до декабря, вернулись обратно в тыл.

Конец 1918 г. отмечен рядом значительных событий: в ноябре Советское правительство аннулировало условия Брестского договора, тогда же при содействии Антанты было сформировано Временное правительство Латвии во главе с К. Ульманнсом, а 7 декабря в Латвии была провозглашена Советская власть.

К декабрю Авиагруппу переформировали в Авиационный Дивизион, состоявший уже из грех авиаотрядов. В должности командира остался Стукалис, который кроме этого занял пост Начальника Авиации и Воздухоплавания Советской Латвии. Со временем в дивизион из разных отрядов перевелись латышские летчики:

Вольдемар Скрастынь, Альфред Медине, Владимир Коробовский, Петр Абрам, Эдуард Альтдорф и Август Спарин.

В январе 1919 г. авиадивизон отправился в Латвию на Северный фронт в район действия латышских советских бригад. Большевики там воевали с немцами (Балтийский ландесвер. Железная дивизия) и «бело- латышами» (т. е. военными формированиями национального правительства К. Ульманнса).

Первый латышский отряд под командованием Вейнберга имел стоянку в Риге и летал на «Ньюпорах». С января по апрель 1919 г. летчики этого подразделения совершили на фронте 14 боевых вылетов.

К этому же времени на территории Германии был сформирован Добровольческий отряд (имени графа Келлера) из бывших русских военнопленных. Подразделением командовал полковник Петр Рафаилович Бермондт (позднее - князь Авалон). Отряд входил в состав Добровольческого Корпуса ротмистра Светлейшего Князя А. П. Ливена.

В 14 часов 9 мая 1919 г. над Ригой появился немецкий аэроплан, что в те дни не являлось редкостью. Навстречу разведчику поднялись на своих «Ньюпорах» 24бис красвоенлеты Якубов. Предит и Пушкель. Заметив их. немец на полном газу стал уходить к линии фронта. «Ньюпоры» погнались за неприятелем и на свой аэродром близ Цементного завода больше не вернулись.

Только вечером немецкий самолет сбросил в расположение красных вымпел с запиской: «Сегодня н воздушна» бою были сбиты три самолета. У одного из летчиков прострелена грудь. Второй при посадке скапотировал и переломах себе ноги, получив сотрясение головного мозга. Третий с простреленным ручным управлением был принужден от пяти истребителей садиться, его фамилия Якубов. Он остался невредим-. Послание было ложным, рассчитанным только на то. чтобы защитить от проследования родственников перелетевших летчиков.

На самом деле три советских истребителя (Предита - № -4300. Пушкеля - № 4306 и Якубова - № 4321) перелетели линию фронта и сели на Петерсфелцдском аэродроме недалеко от Добеле. На нем дислоцировался немецкий авиаполк Заксенберга (Kampfgesch wader Sachsenberg). Когда преследуемый «Румплер» из 413-го отряда (Flieger Abieilung 413) приземлился, на аэродроме сразу объявили тревогу. К удивлению немцев, красные самолеты не пустили в ход пулеметы, а совершили посадку. Из них выбрались пилоты и подняли руки. На допросе летчики заявили о том. что они давно хотели воевать против большевиков за свою родину и искали только такой возможности. Командир полка капитан Заксенберг решил использовать трофейные «Ньюпоры» против своих недавних хозяев, оставив на них прежние опознавательные знаки - красные звезды. В первом же вылете, который состоялся в тот же день. 9 мая. «Ньюпор» Якубова был разбит фицефлюгмейстером Хакбушем. Летчик получил тяжелые ранения. Причина аварии оказалась проста - немецкое горючее не подходило для французских моторов «Рон». Кстати, фотографии разбитого самолета, в подтверждение той ложной записки, были сброшены на следующий день на аэродром 1-го латышского отряда. Перелетевшие же летчики с двумя оставшимися аэропланами были зачислены в Авиационный отряд Светлейшего Князя Ливена.

Большевики отметили пропавших летчиков как героев Красного Воздушного Флота, погибших при исполнении своих служебных обязанностей. И только примерно через год жена адъютанта 44-го отряда Екатерина Степанова (она была задержана в Риге немцами и долгое время не могла добраться к своим) рассказала о том, что она видела "здоровыми и состоявшими на службе в белой авиации" Якубова. Предита и Пушкеля.

Спустя годы в сохранившихся архивных документах удалось обнаружить немало - погибших красных пилотов- на службе в белой авиации. В большинстве это были летчики без твердой политической убежденности. которым, ради сохранения жизни своих семей или по сложившимся обстоятельствам, приходилось воевать под первым попавшимся флагом. В то трагическое время им сложно было разобраться на чьей стороне правда. Судьба этих людей и случаи их «предательства и дезертирства» - тема для будущих публикаций. Причины перелетов, в большинстве своем. так и останутся для нас неизвестными. В любом случае мы не вправе их осуждать, наше дело - приводить факты.



«Ньопор»24бис № 4300 и «Сопвич» № 2341 из 1-го отряда на Латгальском фронте. август 1919 г.


22 мая 1919 г. в Ригу вошли германские войска. Штаб и канцелярия 1-го латышского отряда были захвачены вместе со служащими. Летнабы Грасман и Маркедант были убиты, летчику Альтдорфу удалось спастись на катере. Летчик Скрастынь вместе с несколькими служащими отряда скрылись. Неприятелю достались «Сопвич» № 2441 и неисправный «Ньюпор» 24бис № 4287. находившиеся на аэродроме у Цементного завода.

После майского отступления остатки 1-го, 2-го и 3-го отрядов Латышского авиадивизиона были переименованы соответственно в 44-й. 45-й и 46-й разведывательные авиаотряды. В течение года противнику достались еще 4 самолета из вышеназванных красных латышских отрядов. Это случилось так. 19 июля 1919 г. из Бежицы на бомбометание по мосту через реку Эвст вылетел «Сопвич».№ 7046 45-го отряда. Надо заметить, что после отступления и - исчезновения» большей части летного состава 45-го отряда (летчики Спарин и Зеберг, летнабы Думс и Спикер) оставшиеся пилоты (не исключая командира отряда Абрама!) летали только с наблюдателем-коммунистом, вооруженным наганом. Так было и в этот раз: с летчиком Мардоком летел коммунист Карклин. Роте железнодорожной охраны удалось «подстрелить» самолет. С поврежденным мотором аэроплан сел на поле и был захвачен подоспевшими «белолатышскими» солдатами. По показаниям перебежчика. Карклина как коммуниста расстреляли на месте, Мардок с места посадки успел скрыться. Позже. 6 августа, Петр Мардок был зачислен в Авиагруппу Латвийской национальной авиации (о ней рассказ чуть ниже). Туда же попал и его «Сопвич».

8 сентября 1919 г. на «Ньюпоре» 23 № 4271 для сопровождения «Сопвича» вылетел красвоенлет В. И. Куцько из 19-го авиаотряда. В районе oзepa Любань он был подбит наземным огнем. Летчик попал в плен, а разбитый самолет удалось отремонтировать.

21 февраля 1920 г. с аэродрома у озера Нища отправился в боевой полет «Сопвич» № 5248 (опять из 45-го отряда!). В самолете находились пилот Владимир Коробовский и моторист Ионишкан. Они сели на территории, занятой «белолатышами». и вместе с машиной были зачислены в Латвийску ю авиацию.

22 марта 1920 г. под предлогом отыскания аэродрома в районе Великих Лук перелетели в Латвии» на «Альбатросе»: красвоенлет П. Абрам и краслетнаб Э. Оше - оба из 45-го отряда, а также красвоенлет Карл Визин - временно исполнявший дела Начальника авиации 15-ой армии (!).

Всего за 1919–1920 гг. в Латвию от красных дезертировало 11 пилотов: из 1-го (44-го) отряда - Якубов, Предит, Пушкель, Скрастынь; из 2-го (45-го) - Мардок, Абрам, Спарин, Зеберг, Коробонский, Томсон (он незаметно остался в Риге в мае 1919 г.) и Визин. Двенадцатым (а точнее, первым) был красный военный летчик 22-го корпусного авиаотряда 3-й боевой авиагруппы Элвин Битте. Еще 9 ноября 1918 г. он «пропал без вести» на Южном фронте. Служил в Донской авиации, затем у Врангеля во 2-м авиаотряде на «Авро». В чине подполковника вернулся в декабре 1921 г. из Парижа на родину. После Гражданской войны в Латвию вернулось еще несколько летчиков-латышей, служивших в рядах красных. Про них мы поговорим в другой раз.

1* 15 армия создана согласно директивы главкома от 7 июня 1919 г. путем преобразования Армии Советской Латвии



Янис Приедитис у своего Ньюпора 24бис, аэродром Спилве. Рига. август 1919 г



Поломка Сопвича № 2341. аэродром Спилве. Рига, август 1919 г


Война за независимость Латвии Август 1919 г. - август 1920 г.

Днем создания Латвийской национальной авиации считается 7 июня 1919 г., когда был издан приказ по Латвийской армии о формировании Авиационной группы (Aviacijas дойра). командиром которой был назначен военный летчик ст. лейтенант Альфред Валлсйка (Alfreds Valeika). Кстати, в Первую мировую он был наблюдателем 17-го корпусного авиаотряда и сбил 2 немецких аэроплана.

В те дни обстановка для латышей была неблагоприятной: Ригу занимали немцы - части Балтийского ландесвера и Железной дивизии, а бригада генерала Балоднса ("белолатыши") воевала на Латгальском фронте против большевиков. В июне 1919 г. от Ливена перевелись в Авиагруппу уже знакомые нам сержант Приедитис (Janis Priedilis) , капрал Якубовс (Voldemars Jakubovs). Лейтенант Пушкелис (Narcis Puskelis) оставался у Ливена до октября 1919 г. В списках группы значились также: адъютант капитан Муцинекс (Janis Muinieks), ст. лейтенанты Томсонс (Peteris-Eduards Tomsons) (помощник начальника), Спариныш (Augusts Sparins) и Сникерис (Snikeris), лейтенанты Скрастыньш (Voldemars Skrastins) и Экке (F.kke). К 21 июня н Авиагруппе насчитывалось 14 офицеров. 95 инструкторов и солдат. Не было только самолетов!

Наконец, случай пополнить свою материальную часть представился. В середине июля 1919 г. Авиационный отряд Светлейшего князя Ливена собирался на Нарвский фронт для присоединения к Северо-Западной армии Юденича. Четыре машины (3 «Ньюпора» № 4287. 4300. 4306 и «Сопвич» № 2341) были погружены на баржу для отправки по реке. 20 июля вооруженный отряд Валлейки захватил судно и отбуксировал на другой берег Даугавы. Светлейший Князь не хотел так просто расставаться со своим имуществом, и случилось бы вооруженное столкновение, не вмешайся союзная комиссия, которая разделила груз пополам. Латышам "достались" лучшие самолеты:

"Ньюпор" 24бис № 4300 и "Сопвич" № 2341. 22 июля 1919 г. Приедитис получил приказ сформировать из этих самолетов 1-й латвийский авиационный отряд. На том самом «Ньюпоре» № 4300, на котором он летал еще у красных, командир совершил пробный полет в августа. Якубовсу достался «Сопвич». На нем он налетал больше всех в период Воины за Независимость. 19 августа отряд был послан в Крустпилс на Латгальский фронт в распоряжение командира Курземской дивизии, ведшей боевые действия против большевиков. Самолеты отправили железной дорогой, т. к. горючего было всего около 4.5 пудов.





Трофеи, взятые у Бермондта

Вверху Fokker D VII 8595/18(OAW), Рига. зима 1919-20 гг

Внизу AJbairos В II 616/17(MER). Рига, декабрь 1919 г


26 августа 1919 г. состоялся первый боевой вылет латвийской авиации. «Сопвич» с пилотом Якубовсом и наблюдателем Зутте сбросил 12 бомб на станцию Трепес. Но возвращении в самолете насчитали 5 пулевых пробоин. На следующий день Приедитис вылетел на "Ньюпоре", заправленном последними запасами горючего. На обратном пути бензин кончился, и летчик едва дотянул до своего аэродрома. Отряд вскоре перебросили в местечко Мазюмиравмуйжа в Елгавском районе, где лейтенант Якубовс на "Сопвиче" выполнил еще несколько боевых полетов.

30 сентября 1919 г. Авиационная группа была переименована в Авиационный парк (Aviacijas park) и вышел приказ о формировании 2-го отряда из трофейных «Сопвича» № 7046 и «Ньюпора» 23 № 4271. (Об истории появления их у латышей говорилось выше.) Приказом от 16 октября начальником Авиапарка был назначен Рудольф Дриллис (Rudolfs Drillis).



Junkers C IJ 12921/18. взятый у Бермондта. Рига, лето 1920 г



Лейтенант Я. Приедитис у своего «Ньюпора» 24бис. Рига, июль 1920 г


Таким образом, национальная авиация крепла, обретение независимости было уже не за горами. Это. видимо. чувствовали и немецкие ставленники: 8 октября Западная Добровольческая армия под командованием Бермондта начала боевые действия против латвийских формирований. Основная тяжесть бое-вой работы легла на плечи первых латышских летчиков- Якубовса, Мардокса и Приедитиса. 4 ноября эти летчики, например, совершили 5 вылетов - наибольшее число вылетов в день за всю Войну. Всего с 8 октября по 19 ноября 1919 г., т. с. в период борьбы против Бермондта, было совершено 47 боевых полетов общей продолжительностью 56 часов. Даже в последний день. 19 ноября, произошел воздушный бой латвийского «Сопвича» с Мардоксом и Спариньшем на борту и бермондтовским самолетом, который предпочел ретироваться сразу же после того, как но нему открыли огонь.

При отступлении армия Бермодта бросила значительное количество авиационной техники, из которой удалось собрать более 10 самолетов. Для восстановления аэропланов в Риге в декабре 1919 г. были учреждены авиаремонтные мастерские на базе бывшего Русско-Балтийского завода. 20 января 1920 г. открылась Школа Военной Авиации, н которой имелись классы летчиков-наблюдателей и мотористов.

Три разведчика «Сопвич» и семь истребителей «Кэмел» подбросили англичане после ликвидации антибольшевистского фронта на Севере. Вместе с самолетами в Латвию прибыли 2 летчика-инструктора капитаны Арнольд и Винсент, которые приступили к обучению латвийских летчиков на всех типах машин. Эти два англичанина внесли большой вклад в развитие молодой авиации Латвии и. получив официальные благодарности от латвийского правительства, в апреле уехали на родину.

В марте началось формирование 3-го отряда, в то время как 2-ой был послан в Резекне на Латгальский фронт в распоряжение командира Курземской дивизии.

3* Западная Добровольческая Армия к тому моменту состояла из 1-го Западного Добровольческого имени графа Келлера колрпуса, 2-го Западного Добровольческого полковника Вырголича корпуса, Железной дивизии и Немецкого Легиона.



Сопвич "Кэмэл", аэродром Спилве, лето 1920 г



Английский капитан, инструктор латвийских летчиков, у самолета Сопвич "Кэмэл". Рига, апрель 1920 г


Из Грузии вернулся летчик 6-го авиаотряда Добровольческой армии Деникина подпоручик Александр Зариньш (Зариным) (Aleksandrs Zarins), летавший там на «Кэмеле». В мае он продолжил воевать на том же типе, но уже в Латвии.

11 августа 1920 г. Советская Россия и Латвия подписали мирный договор. Наступил долгожданный мир. длившийся без малого 20 лет - до 17 нюня 1940 г.

Всего с августа 1919 г. по август 1920 г. (этот период назван Освободительной войной или Войной за Независимость) молодая латвийская военная авиация совершила (по официальным данным) 69 боевых полетов общей продолжительностью 101 час.43 минуты. К концу Воины в Авиапарке насчитывалось уже 23 самолета. Наставала пора мирного строительства авиации молодого государства.

В статье использованы материалы РГВА (Москва) и ЛГИА (Рига).

Автор благодарит за предоставленные фотографии и материалы Военный музеи в Риге, Латвийский государственный исторический архив, а также историков Э. Брувелиса, Н. Щербинскиса (Латвия) и М. Бухмана (Израиль).


Самолеты военной авиации Латвии, состоявшие на вооружении в 1919-21 гг.
Тип сер. № Борт. № Koл-во
Nieuport 24bit 4300 1 1
Nieuport 23 4271 3 1
Sopwith 1 1/2 Strutter 2341
7044 2
A5248 11
A5254 15
A6985 13
F7590 14 4
Sopwith 2F. 1 Cornel N6750 18
N7143 16
N8134 7
N8137 4
N8185
N8187 9
N8189 17 7
Albatros С lb 2545/17 20
? 25 2

Тип Сер. № Борт. № Кол-во
Albatrot B.II 414/17 5 1
Albatrot C.III 1145/18 22
1158/18 24 2
DFW C.V ? 3
8205/18 12
7022/17 22 3
Fokker 0 VII 8595/18 4 2
14
Holberstadt C.V 4237/18 19
13458/18 22 2
Hannover С1.IIIa 7015/18 21 1
Junkert CL 1 12921/18 10 1
LV.G. C.V 17573 23 1
LV.G. C.VI ? 24
9014/18 25 2
Rumpler C.I ? 4 1
Итого: 33 самолета


Sopwith 1 1/2 Strutter № 2341 Одна из первых машин Латвийской авиации. Аэродром Спилве, август 1919 г



Neuport Ne-24ba № 4300. аэродом Спилве. август 1919 г



Junkers CL1 № 12921/18 Рига, лето 1920 г


Sopwith 2F1 Camel N 8187 ст л-та Якубова Латгальский фронт, апрель-май 1920 г


Опознавательные знаки латвийской авиации

С июля 1919 г


С начала 1920 г.


С начала 1921 г по июнь 1940 г.



Экипаж 25 гвардейского полка после возвращения из вылета ЦАМО РФ

После провозглашения независимости Латвии началось создание национальных вооруженных сил. 23 августа 1991 года был принят закон о создании первого военизированного территориального формирования — «Земессардзе».

Национальные вооруженные силы (НВС) состоят из регулярных сил, территориальных сил «Земессардзе» и резерва ВС. Латвия первая и единственная из прибалтийских республик полностью отказалась от срочной службы в армии. В январе 2007 года всеобщая воинская обязанность была отменена, и состоялся переход к контрактной службе.

СОСТАВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

НВС имеют в своем составе: Сухопутные войска (одна пехотная бригада, подразделение специального назначения, батальон штаба вооруженных сил, военная полиция), ВВС — авиационная база, ВМС (флотилия боевых кораблей), добровольные силы территориальной обороны «Земессардзе», управление обучения, управление логистики и подразделения центрального подчинения.

Верховным главнокомандующим, в соответствии с Конституцией,является президент страны. Общее руководство НВС осуществляет министр обороны, который должен быть лицом гражданским. Все воинские подразделения подчиняются непосредственно командующему Национальных Вооруженных сил. Командующий НВС занимает должность четыре года. Численность сухопутных войск (СВ) Латвии на 2016 год 5310 человек. Резерв НВС — более 10 тыс. человек. Организационно СВ сведены в одну пехотную бригаду, которая состоит из двух пехотных батальонов, роты штаба и связи, роты снабжения и транспорта, батальона поддержки пехоты и медицинской роты. Военно-воздушные силы насчитывают 310 военнослужащих. В состав ВВС входит Штаб авиабазы ВВС, эскадрилья наблюдения за воздушным пространством, авиационная эскадрилья, Дивизион ПВО. Авиабаза ВВС распределена по трем аэродромам базирования: Лиелварде, Даугавпилс и Резекне. Военно-морские силы представлены одной флотилией кораблей в составе Службы береговой охраны, Эскадры минных кораблей, Эскадры сторожевых кораблей, Службы морского наблюдения и оповещения и мастерских. Военно-морские силы насчитывают около 840 военнослужащих. Военно-морские базы расположены в Риге (главная база, штаб ВМС), Лиепае и Вентспилсе.

«ЗЕМЕССАРДЗЕ»

Добровольные силы территориальной обороны «Земессардзе» имеют 18 батальонов, сведенных в три региональных командования. Региональные штабы расположены в Риге, Лиепая и Резекне.

Первый округ, под руководством штаба первого командования, имеет в подчинении четыре пехотных батальона и один батальон обеспечения, который готовит снайперов, разведчиков, парамедиков и связистов.

Второй округ также имеет четыре пехотных батальона, батальон поддержки, артиллерийский батальон и батальон по защите от оружия массового уничтожения Штаб третьего командования имеет в подчинении два пехотных батальона, инженерно-технический батальон, Студенческий батальон и батальон ПВО, вооруженный 40-мм зенитными орудиями L-70. В Студенческом батальоне военному делу на добровольной основе обучаются студенты вузов страны.

В подразделениях «Земессардзе» числилось 592 профессиональных военнослужащих (руководящее звено) и 10 510 добровольцев — «земессаргов».

ВООРУЖЕНИЕ НВС ЛАТВИИ

Сухопутные войска НВС Латвии имеют на вооружении три танка Т-55, полученные из Польши, около 120 британских бронированных разведывательных машин CVR(T), несколько десятков колесных вездеходов и около 180 гусеничных вездеходов Bandvagn 206, отслуживших в Швеции. Имеются ручные противотанковые средства (АТ4, «Карл Густав») и средства ПВО (RBS 70). Артиллерия представлена исключительно минометами калибра до 120. В качестве стрелкового оружия используются различные автоматические винтовки, включая устаревшие американские М-14 (поставлено более 10 тыс. шт.), пистолеты «Беретта» 92 и «Глок-17», ручные и станковые пулеметы, производства Бельгии, Германии и США. На вооружении ВМС стоят пять минных тральщиков класса «Трипартит» (все пять прежде служили в голландских ВМС), два корабля обеспечения постройки Голландии и Норвегии, восемь патрульных катеров и кораблей, шесть кораблей береговой охраны (постройки Швеции и Финляндии). В составе ВВС всего три самолета — один чешский L-410 и четыре советских Ан-2 — и шесть вертолетов — четыре Ми-17 и два Ми-2, российского и польского производства. Имея такой скромный военно-воздушный потенциал Латвия (как другие страны Балтии) вынуждена приглашать патрулировать свое воздушное пространство самолеты НАТО, которые делают это поочередно. С января 2016 года эту миссию выполняют самолеты Бельгии и Испании, летающие с натовской военной базы в г. Шяуляй.