Профессионально-психологический отбор гражданна воинский учет. Профессиональный психологический отбор и его предназначение Урок профессиональный психологический отбор и его предназначение

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Профессионально-психологический отбор граждан при первоначальной постановке на воинский учет Подготовил Учитель ОБЖ МБОУСОШ№5 Чуфенев А.С.

2 слайд

Описание слайда:

Организация постановки и постановка граждан на воинский учёт регламентируется: Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. N 123 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» Приказом Министра обороны РФ N 240 Министерства здравоохранения РФ N 168 от 23 мая 2001 года «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан РФ к военной службе» Приказом Минобороны РФ от 2 октября 2007 г. N 400 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663»

3 слайд

Описание слайда:

Профессиональный психологический отбор - комплекс мероприятий, направленных на осуществление качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных индивидуально-психологических качеств и способностей граждан, поступающих на военную службу, требованиям военно-профессиональной деятельности. Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся с использованием методов социально – психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования.

4 слайд

Описание слайда:

Социально - психологическое изучение - оценка условий воспитания и развития личности, ее военно-профессиональной направленности, организаторских способностей, особенностей общения и поведения в коллективе, образовательной и профессиональной подготовленности. Психологическое и психофизиологическое обследование позволяет оценивать познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление), внимание, психологические особенности личности (способности, характер, темперамент), свойства нервной системы (силу, подвижность, лабильность, уравновешенность, динамичность), психомоторики и нервно - психическую устойчивость. Социально - психологическое изучение проводится с использованием следующих основных методов: изучение документов, наблюдение, опрос (беседа, анкетирование).

5 слайд

Описание слайда:

Основным методом психологического и психофизиологического обследования является профессионально - психологическое испытание (тестирование) проводится с использованием универсального набора из семи психодиагностических тестов, в том числе с использованием технических средств профотбора.

6 слайд

Описание слайда:

Психологическое и психофизиологическое обследование граждан проводится в целях определения у них уровней развития профессионально важных качеств, необходимых для успешной подготовки по военно-учетным специальностям в общественных объединениях и обучения в военно-учебных заведениях. Согласно ст. 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане при постановке на воинский учет, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами.

7 слайд

Описание слайда:

Врачи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

С учетом индивидуально-психологических качеств человека воинские должности, подразделяются на классы сходных воинских должностей: командные операторские связи и наблюдения водительские специального назначения технологические

16 слайд

Описание слайда:

1. Командные воинские должности Для того чтобы успешно исполнять обязанности на командных должностях, человек должен выработать у себя ряд необходимых качеств. Надо иметь хорошую, разностороннюю физическую подготовку. Обладать ясной и разборчивой речью, уметь кратко и логично обоснованно излагать свои мысли, доходчиво ставить подчиненным задачу. Развитые организаторские и (организаторские) , познавательные (интеллектуальные) способности. Умение ориентироваться в сложной обстановке, выделять главное и принимать правильные решения в короткий срок. Инициативность, самообладание, ответственность, требовательность, принципиальность, самостоятельность.

17 слайд

Описание слайда:

Он должен знать основы педагогики и основные принципы обучения и воспитания, а также методы формирования у подчиненных необходимых для службы качеств. Ему должны быть известны основы управления воинским коллективом, порядок оценки обстановки, уяснения поставленных задач, принятия решения, организации и контроля исполнения. Кроме того, командир должен воспитывать у себя ряд психологических качеств: способность сознательно и беспрекословно подчиняться требованиям законов, воинских уставов, приказам командиров; умение быстро переключаться с одной работы на другую и направлять свою деятельность на достижение конечного результата; упорство и последовательность в преодолении трудностей при выполнении задач; умение владеть собой в любой обстановке и организовать подчиненных на исполнение поставленной задачи.

18 слайд

Описание слайда:

2. Операторские воинские должности В зависимости от содержания и характера операторских обязанностей различают несколько видов должностей операторов: операторы-технологи операторы-диспетчеры операторы- исследователи и др. Операторам также необходим ряд профессионально важных качеств: развитая оперативная и долговременная память; способность к длительной концентрации внимания; умение выделить в информации главное; точность и быстрота зрительного и слухового восприятия; хорошая координация движений; эмоциональная устойчивость; аккуратность и ответственность, точный глазомер, быстрота мышления, умение выделить в информации главное.

19 слайд

Описание слайда:

3. Воинские должности связи и наблюдения Связь - основное средство управления войсками и оружием. Деятельность связистов сопряжена со значительными физическими и эмоциональными нагрузками, которые могут неизмеримо возрастать особенно в условиях информационной войны. Для успешного исполнения обязанностей на должностях связи и Наблюдения необходимы следующие профессионально важные качества: острый слух и зрение; точность (сенсорные) слухового (зрительного) восприятия; устойчивость внимания; развитая оперативная память; правильная дикция и разборчивый почерк; хорошее владение русским языком; подвижность кистей и пальцев рук; развитое чувство ритма; выносливость нервной системы.

20 слайд

Описание слайда:

4. Водительские воинские должности Все они должны обладать следующими качествами: умение водить самодвижущуюся военную технику днем и ночью, в любое время года, в различных погодных условиях и в боевой обстановке; соблюдение установленных правил движения; своевременное проведение технического обслуживания, осмотра, ремонта и регулировки материальной части; уверенно управлять техникой и контролировать ее работу в условиях быстроменяющейся обстановки.

21 слайд

Описание слайда:

Для успешного исполнения водительских обязанностей каждый военный водитель должен быть физически здоровым, закаленным и выносливым. В профессиональном отношении водитель должен иметь прочные знания по устройству, правилам движения, эксплуатации и обслуживания подвижного средства. Кроме того, каждый военный водитель должен обладать высокой нервно-психической устойчивостью; развитой зрительной и слуховой памятью; подвижность нервной системы; быстрой реакцией и хорошей координацией движений; умением сохранять работоспособность; нормальным цветоощущением.

22 слайд

Описание слайда:

5. Воинские должности специального назначения Это должности разведчиков, саперов, пожарных, водолазов и др. Деятельность на этих должностях осуществляется в особо напряженных, часто в экстремальных условиях и связана с очень высокими эмоциональными и физическими нагрузками. Воины должны уметь мастерски применять штатное оружие, технику, специальное снаряжение, действовать быстро, решительно, проявлять инициативу и находчивость. Для успешного исполнения своих обязанностей военнослужащие этой категории должны иметь крепкое здоровье, отличную физическую подготовку, высокие морально-боевые качества: мужество, самоотверженность, чувство ответственности, коллективизма, войскового товарищества. Они должны воспитывать в себе сообразительность, самообладание и выдержку, наблюдательность и точный глазомер, умение быстро перерабатывать большой объем информации и принимать верные решения.

ТЕМА: Профессионально-психологический отбор в Вооружённых Силах РФ.

Цели урока. Познакомить учащихся и изучить правила профессионального психологического отбора при первоначальной постановке на воинский учет; ознако­мить с психологической классификацией воинских должностей.

Урок

Время: 40 минут

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 11 класс, ПК, проектор

Ход урока

Одним из основных мероприятий первоначальной постанов­ки гражданина на воинский учет является профессиональный психологический отбор. Именно он даёт ответ на главный вопрос о дальнейшем выполнении гражданином воинской обязанности - в каком качестве и в каких войсках будет служить гражданин РФ.

Многие из ребят уже прошли первоначальную постановку на во­инский учет и имеют довольно четкое представление о том, что пред­ставляет из себя професси­ональный психологический отбор. На сегодняшнем уроке мы с вами подробно рассмотрим порядок прохождения профессионального психологического отбора, еще и некоторые важные теоретические вопросы, касающиеся этих мероп­риятий.

Вопросы для активизации знаний.

1. В чем состоит цель проведения профессионального психологи­ческого отбора при первоначальной постановке на воинский учет?

2. Как влияют итоги профессионального психологического отбора на то, каким образом гражданин будет исполнять воинскую обязанность?

3. Изучение нового материала. Вступительное слово учителя.

Действительно, не одними только духовными и нравственными силами воина достигается победа в бою. Нужна еще и сила физиче­ская. Да и не только сила, но и ловкость, выносливость, другие фи­зические качества, без которых невозможно представить настоящего военного.

Обратимся к руководству «По профессиональному психологиче­скому отбору в Вооруженных силах Российской Федерации» (фраг­менты).

I. Общие положения

3. Мероприятия по профессиональному психологическому отбору прово­дятся штатными и нештатными подразделениями профессионального психо­логического отбора (далее именуются - подразделения профотбора) и специ­алистами по профессиональному психологическому отбору.

4. Профессиональный психологический отбор в Вооруженных силах являет­ся одним из видов профессионального отбора и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на достижение качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных социально-психологических, психологических и психофизиологи­ческих качеств граждан, призываемых или добровольно поступающих на во­енную службу, и военнослужащих требованиям военно-профессиональной деятельности.

5. Задачами профессионального психологического отбора являются: военно-профессиональная ориентация граждан и военнослужащих на овладение военно-учетными специальностями солдат, матросов, сержантов старшин (далее именуются - военно-учетные специальности), обучение в военно-учебных заведениях по соответствующим специальностям и поступление на военную службу по контракту;

определение профессиональной пригодности граждан и военнослужащих к подготовке (обучению) по военно-учетным специальностям, военной службе на воинских должностях, обучению в военно-учебных заведениях, поступлению на военную службу по контракту и выработка рекомендаций по их отбору для подготовки (обучения) по военно-учетным специальностям и определению по воинским должностям;

9.По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности граждан и военнослужащих к подготовке (обучению) по военно-учетным специальностям и военной службе на конкретных воинских должностях (далее
именуется - профессиональная пригодность):

а)рекомендуется в первую очередь - первая категория.
Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств полностью соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учетной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно отличные оценки, получить классную квалификацию;

б)рекомендуется - вторая категория.
Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств в основном соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), что позволяет им в установленные сроки овладеть военно-учетной специальностью, иметь по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно хорошие оценки;

в)рекомендуется условно - третья категория.
Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств минимально соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей), с трудом овладевают военно-учетной специальностью в установленные сроки, имеют по результатам инспекторских, итоговых, контрольных проверок и выпускных экзаменов преимущественно удовлетворительные оценки. Допускаются к обучению или профессиональной деятельности при недостатке кандидатов;

г)не рекомендуется - четвертая категория.
Относимые к этой категории граждане и военнослужащие по уровню развития профессионально важных качеств не соответствуют требованиям воинской должности (воинских должностей).

10.При вынесении заключений о профессиональной пригодности граждан учитывается также уровень их нервно-психической устойчивости.

Оценка нервно-психической устойчивости выносится по четырем уровням:

Высокая нервно-психическая устойчивость;

Хорошая нервно-психическая устойчивость;

Удовлетворительная нервно-психическая устойчивость;

Неудовлетворительная нервно-психическая устойчивость или нервно-психическая неустойчивость.

12. Граждане и военнослужащие, имеющие четвертую категорию профес­сиональной пригодности, не могут быть:

Направлены для подготовки по военно-учетным специальностям в об­щественные объединения и учебные воинские части;

Направлены на обучение в военно-учебные заведения;

Приняты на военную службу по контракту на соответствующие воин­ские должности.

Граждане и военнослужащие, имеющие четвертую категорию професси­ональной пригодности по классам основных сходных воинских, должностей, назначаются на воинские должности, для выполнения которых не требуются особые профессионально важные качества (прочие воинские должности), ус­тановленные Психологической классификацией воинских должностей, за­мещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами (приложение № 1 к настоящему Руководству).

14. Заключения о профессиональной пригодности граждан и военнослужащих учитываются:

военными комиссарами - при направлении граждан для подготовки по военно-учетным специальностям в общественных объединениях;

призывными комиссиями - при принятии решений о направлении граждан для сдачи конкурсных вступительных экзаменов в военно-учебные заведения.

15. Результаты социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования, заключения о профессиональной при­годности и другие данные на граждан и военнослужащих заносятся в соответ­ствующие разделы карты профессионального психологического отбора.

29. Мероприятия по профессиональному психологическому отбору с гражданами, подлежащими призыву на военную службу, осуществляются поэтапно: в период первоначальной постановки граждан на воинский учет; в период от первоначальной постановки граждан на воинский учет до их явки на заседание призывной комиссии.

30. Военные комиссары после составления списков граждан, подлежа­щих первоначальной постановке на воинский учет, направляют по месту учебы или работы этих граждан анкету и запрос на сведения о личностных качествах.

31. В период первоначальной постановки граждан на воинский учет не­штатная группа профотбора военного комиссариата проводит их военно-про­фессиональную ориентацию, социально-психологическое изучение, психо­логическое и психофизиологическое обследование.

Результаты социально-психологического изучения, психологиче­ского и психофизиологического обследования, заключение о профес­сиональной пригодности и решение о предназначении заносятся в разделы I - III, V, VI карты профессионального психологического отбора и журнал учета работы нештатной группы профотбора воен­ного комиссариата (по форме, приложение № 4 к настоящему Руководству). Карта профессионального психологического отбора, подписанная военным комиссаром, вместе с другими документами граж­данина, призванного на военную службу, направляется на сборный пункт субъекта Российской Федерации.

Психологическая классификация воинских должностей, занимаемых сержантами, старшинами, солдатами и матросами

Основные профессионально важные психологические качества

Примеры воинских должностей

Командные (организаторские)

Развитые организаторские и позна­вательные (интеллектуальные) способности. Умение ориентиро­ваться в сложной обстановке, выделять главное и принимать правиль­ные решения в короткий срок. Инициативность, самообладание, ответственность, требовательность, самостоятельность. Ясная и раз­борчивая речь

Командир боевой машины. Командир орудия

Командир отделения.

Командир танка

Командир установки.

Командир боевого поста

Начальник команды.

Начальник мастерской

Начальник поста

Начальник пункта

Начальник радиостанции

Начальник станции

Старшина команды

Операторские (сенсорно-гностические)

Точность и быстрота зрительного (слухового) восприятия, точный глазомер. Устойчивость и концент­рация. Опера­тивная память. Быстрота мышле­ния, умение выделить в информа­ции главное. Координация движений руками

Оператор (РЛС, ЗРК, ПТРК, энергосистем, постов управления, АСУ, ЭВТ и др).

Наводчик орудия (танка, САО и др.)

Наводчик-оператор (БМП, БМД, противолодочных бомбовых установок и др.)

Радиометрист. Снайпер и др.

Связи и наблюдения (сенсорные)

Острый слух (зрение). Точность слухового (зрительного) восприя­тия. Устойчивость внимания. Опе­ративная память. Развито чувство ритма, выносливость и подвиж­ность нервной системы. Правиль­ная дикция, разборчивый почерк. Подвижность кистей и пальцев рук

Радиотелеграфист, радист, радио­телефонист. Телеграфист. Наблю­датель. Акустик, гидроакустик. Сигнальщик

Водительские (сенсомоторные)

Распределение и устойчивость вни­мания. Быстрая сенсомоторная ре­акция. Подвижность нервных про­цессов. Двигательная память. Ко­ординация движений руками и ногами

Водитель. Механик-водитель (тан­ка, БМП, БМД, САУ и др.) Машинист тепловоза. Рулевой. Крановщик и др.

Специального назначения (моторно-волевые)

Координация движений, ловкость, физическая сила и выносливость, решительность, смелость, самооб­ладание.

Специалисты воздушно-десант­ных, десантно-штурмовых, разве­дывательных подразделений, мор­ской пехоты и др.

Технологические (специалисты по обслуживанию и ремонту техники)

Развитое наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Об­щеобразовательная и техническая грамотность

Аккумуляторщик. Дизелист. Мо­торист. Механик. Мастер (радио­мастер, телефонный мастер и др.) Электрик. Электромонтер и др.

Прочие

Особых профессионально важных психологических качеств не требу­ется

Стрелок. Помощник гранатометчи­ка. Заряжающий и др.

Подведение итогов урока.

Вопросы для закрепления знаний.

1. Какие нормативно-правовые акты регламентируют проведение профессионального психологического отбора?

2. Кто проводит профессиональный психологический отбор при первоначальной постановке на воинский учет?

3. Каким образом и где отражаются итоги профессионального психологического отбора?

4. Как влияют результаты профессионального психологического отбора на определение порядка прохождения военной службы гражданином?

Домашнее задание.

1. Ситуационная задача. Используя психологическую классификацию воинских должностей, определите, на какие должности может быть назначен гражданин И., если он не имеет развитых организаторских способностей, но в его профессионально-психологической характеристике указано что его психологические качества следующие: «Точность и быстрота зри­тельного (слухового) восприятия, точный глазомер. Оперативная память. Быстрота мышления, умение выделить в информации главное. Координация движений руками».

Cлайд 1

Профессионально-психологический отбор граждан при первоначальной постановке на воинский учет Подготовила педагог-психолог МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 п.Пангоды» Шамиловская С.В.

Cлайд 2

Организация постановки и постановка граждан на воинский учёт регламентируется: Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. N 123 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» Приказом Министра обороны РФ N 240 Министерства здравоохранения РФ N 168 от 23 мая 2001 года «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан РФ к военной службе» Приказом Минобороны РФ от 2 октября 2007 г. N 400 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663»

Cлайд 3

Профессиональный психологический отбор - комплекс мероприятий, направленных на осуществление качественного комплектования воинских должностей на основе обеспечения соответствия профессионально важных индивидуально-психологических качеств и способностей граждан, поступающих на военную службу, требованиям военно-профессиональной деятельности. Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся с использованием методов социально – психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования.

Cлайд 4

Социально - психологическое изучение - оценка условий воспитания и развития личности, ее военно-профессиональной направленности, организаторских способностей, особенностей общения и поведения в коллективе, образовательной и профессиональной подготовленности. Психологическое и психофизиологическое обследование позволяет оценивать познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление), внимание, психологические особенности личности (способности, характер, темперамент), свойства нервной системы (силу, подвижность, лабильность, уравновешенность, динамичность), психомоторики и нервно - психическую устойчивость. Социально - психологическое изучение проводится с использованием следующих основных методов: изучение документов, наблюдение, опрос (беседа, анкетирование).

Cлайд 5

Основным методом психологического и психофизиологического обследования является профессионально - психологическое испытание (тестирование) проводится с использованием универсального набора из семи психодиагностических тестов, в том числе с использованием технических средств профотбора.

Cлайд 6

Психологическое и психофизиологическое обследование граждан проводится в целях определения у них уровней развития профессионально важных качеств, необходимых для успешной подготовки по военно-учетным специальностям в общественных объединениях и обучения в военно-учебных заведениях. Согласно ст. 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане при постановке на воинский учет, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами.

Cлайд 7

Врачи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе

Cлайд 8

Cлайд 9

Cлайд 10

Cлайд 11

Cлайд 12

Cлайд 13

Cлайд 14

Cлайд 15

С учетом индивидуально-психологических качеств человека воинские должности, подразделяются на классы сходных воинских должностей: командные операторские связи и наблюдения водительские специального назначения технологические

Cлайд 16

1. Командные воинские должности Для того чтобы успешно исполнять обязанности на командных должностях, человек должен выработать у себя ряд необходимых качеств. Надо иметь хорошую, разностороннюю физическую подготовку. Обладать ясной и разборчивой речью, уметь кратко и логично обоснованно излагать свои мысли, доходчиво ставить подчиненным задачу. Развитые организаторские и (организаторские) , познавательные (интеллектуальные) способности. Умение ориентироваться в сложной обстановке, выделять главное и принимать правильные решения в короткий срок. Инициативность, самообладание, ответственность, требовательность, принципиальность, самостоятельность.

Cлайд 17

Он должен знать основы педагогики и основные принципы обучения и воспитания, а также методы формирования у подчиненных необходимых для службы качеств. Ему должны быть известны основы управления воинским коллективом, порядок оценки обстановки, уяснения поставленных задач, принятия решения, организации и контроля исполнения. Кроме того, командир должен воспитывать у себя ряд психологических качеств: способность сознательно и беспрекословно подчиняться требованиям законов, воинских уставов, приказам командиров; умение быстро переключаться с одной работы на другую и направлять свою деятельность на достижение конечного результата; упорство и последовательность в преодолении трудностей при выполнении задач; умение владеть собой в любой обстановке и организовать подчиненных на исполнение поставленной задачи.

Cлайд 18

2. Операторские воинские должности В зависимости от содержания и характера операторских обязанностей различают несколько видов должностей операторов: операторы-технологи операторы-диспетчеры операторы- исследователи и др. Операторам также необходим ряд профессионально важных качеств: развитая оперативная и долговременная память; способность к длительной концентрации внимания; умение выделить в информации главное; точность и быстрота зрительного и слухового восприятия; хорошая координация движений; эмоциональная устойчивость; аккуратность и ответственность, точный глазомер, быстрота мышления, умение выделить в информации главное.

Cлайд 19

3. Воинские должности связи и наблюдения Связь - основное средство управления войсками и оружием. Деятельность связистов сопряжена со значительными физическими и эмоциональными нагрузками, которые могут неизмеримо возрастать особенно в условиях информационной войны. Для успешного исполнения обязанностей на должностях связи и Наблюдения необходимы следующие профессионально важные качества: острый слух и зрение; точность (сенсорные) слухового (зрительного) восприятия; устойчивость внимания; развитая оперативная память; правильная дикция и разборчивый почерк; хорошее владение русским языком; подвижность кистей и пальцев рук; развитое чувство ритма; выносливость нервной системы.

Cлайд 20

4. Водительские воинские должности Все они должны обладать следующими качествами: умение водить самодвижущуюся военную технику днем и ночью, в любое время года, в различных погодных условиях и в боевой обстановке; соблюдение установленных правил движения; своевременное проведение технического обслуживания, осмотра, ремонта и регулировки материальной части; уверенно управлять техникой и контролировать ее работу в условиях быстроменяющейся обстановки.

Cлайд 21

Для успешного исполнения водительских обязанностей каждый военный водитель должен быть физически здоровым, закаленным и выносливым. В профессиональном отношении водитель должен иметь прочные знания по устройству, правилам движения, эксплуатации и обслуживания подвижного средства. Кроме того, каждый военный водитель должен обладать высокой нервно-психической устойчивостью; развитой зрительной и слуховой памятью; подвижность нервной системы; быстрой реакцией и хорошей координацией движений; умением сохранять работоспособность; нормальным цветоощущением.

Cлайд 22

5. Воинские должности специального назначения Это должности разведчиков, саперов, пожарных, водолазов и др. Деятельность на этих должностях осуществляется в особо напряженных, часто в экстремальных условиях и связана с очень высокими эмоциональными и физическими нагрузками. Воины должны уметь мастерски применять штатное оружие, технику, специальное снаряжение, действовать быстро, решительно, проявлять инициативу и находчивость. Для успешного исполнения своих обязанностей военнослужащие этой категории должны иметь крепкое здоровье, отличную физическую подготовку, высокие морально-боевые качества: мужество, самоотверженность, чувство ответственности, коллективизма, войскового товарищества. Они должны воспитывать в себе сообразительность, самообладание и выдержку, наблюдательность и точный глазомер, умение быстро перерабатывать большой объем информации и принимать верные решения.

Cлайд 23

6. Технические воинские должности Поддержание в боевой готовности и исправном состоянии вооружения и военной техники обеспечивают военнослужащие, занимающие технические воинские должности. Специалисты технических специальностей должны уметь выявлять причины неисправностей техники и устранять их; осуществлять ремонт и настройку механизмов; выявлять и устранять дефекты и неисправности деталей, узлов, блоков в процессе их регулировки и эксплуатации. Они должны знать основы механики, квантовой физики, электроники, оптики, уметь читать чертежи, разбираться в показаниях приборов; знать конструктивные особенности обслуживаемой техники. Для успешного исполнения обязанностей эти специалисты должны обладать рядом профессиональных качеств: развитой оперативной памятью, развитым наглядно - действенным и наглядно - образным мышлением, нормальным цветоощущением, склонностью к работе с техническими устройствами. Воинская деятельность сегодня носит ярко выраженный коллективный характер. Военнослужащий должен ещё обладать способностью работать в коллективе. Умение жить бесконфликтно – это одно из важных требований воинской деятельности, относящееся к любым воинским должностям. Военная служба всегда была для человека испытанием его духовных и физических сил, это первая ступень, где проверяется уровень подготовки человека к взрослой жизни, где каждый получает оценку уровня своей подготовленности к жизни.

Cлайд 26

Проведение такого исследования не только позволяет дифференцировать призывников по их психологическим особенностям, но и доказывает необходимость и важность индивидуального подхода к ним, как при выполнении текущих задач, так и при необходимости решения спорных вопросов и разрешения каких-либо нестандартных ситуаций. Учёт этих особенностей и формирование подразделений с их учётом является важным фактором, обеспечивающим психологическую комфортность службы, как рядового, так и командного состава, положительную динамику в сознании призывников и отношении общества к военной службе, т.е. в конечном итоге способствующим более эффективному решению задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации в целом.

Cлайд 27

Последний раз нормативные законодательные документы о военном профессиональном психологическом отборе обновлялись в 1994 году, а в текущем в 2018 году в Закон №53-ФЗ был внесён ряд изменений, касаемо данного мероприятия. Теперь официально закреплена необходимость проведения проф. психологического отбора, который должны проходить все, кто так или иначе связан с призывом и военной службой.

Первоначально профессиональный психологический отбор проходят юноши при первоначальной постановке на воинский учёт после школы. Эти данные хранятся до достижения призывником 27 лет, например, в период действия отсрочки или ещё не прошедших службу. Данные о призванных на срочную службу или учащихся на военные специальности хранятся не менее трёх лет. Ответственное хранение документов возложено на военкомат.

Приказ Минобороны РФ от 04.07.1994 N202 «О введении в действие Руководства по профессиональному психологическому отбору в ВС РФ» действующая редакция

Пример карты, которая хранится в документах личного дела призывника из приложения к Руководству

С какой целью проводится профессиональный психологический отбор?

Из-за недавних изменений в законодательстве, теперь многие беспокоятся, задумываются, для чего проводится профессиональный психологический отбор, повлияет ли он на их жизнь. Обратимся к юридической основе его проведения. Основная цель военного профессионального психологического отбора – это выполнить качественное формирование военных сил страны через отбор подходящих граждан, соответствующих профессионально важных индивидуально-психологических качеств и способностей. Такова официальная глобальная цель.

Задачи и предназначение военного профессионального психологического отбора

Однако подцели раскрывают процесс более существенно. Это и психологическая ориентация граждан перед службой по контракту, это и определение проф.пригодности к обучению и военной службе призывников, полноценный отбор желающих пройти обучение в военных учебных учреждениях (далее ВУУ), выявление лиц с затруднённой адаптацией, формирование отдельных команд на основе психологической совместимости, выявление лиц с нарушением психологического здоровья. Это означает, что мероприятие направлено на формирование наиболее сильных военных подразделений, стремясь исключить возможные психологические проблемы и возникновение неуставных отношений (она же дедовщина).

Юноша, желающий поступить в ВУУ, пройдя тестирование, получит рекомендации по освоению наиболее предпочтительной для него военной специальности. Для призывников прохождение военной профессиональной психологической оценки может дать дополнительный шанс попасть в элитные войска или ему могут предоставить службу наиболее подходящей его личности.


Методы проведения отбора. Как проходит оценка?

Профессионально психологический отбор в военкомате проводят по специальным разработанным методикам. Используют разработанные рекомендации для направления на определённую воинскую должность (называется «психологическая классификация воинских должностей»). Методика – это более 120 тестовых заданий. В настоящее время используется в общей практике до 19 тестов. Обязательно проводится беседа, как правило, в самом военкомате.

Проводится оценка качеств личности, условий воспитания и развития, насколько человек стремится к воинской службе, проводится оценка волевых качеств, моральных, организаторских споростей. Обязательно оценивают коммуникативные навыки, как человек ведёт себя в обществе, коллективе, учитываются особенности поведения. Через тесты проводят оценку интеллектуальных и физических способностей. Это оценка восприятия, внимания, памяти, мышления, силы, подвижности, лабильности, уравновешенности, психомоторики, выявляют темперамент, особенности характера, способности и таланты, психологическую устойчивость и выносливость. Также военкомат вправе затребовать характеристики с места учёбы, работы, провести беседу с родственниками и другими лицами из окружения.

По результатам профессионального психологического отбора составляется карта

По результатам выносится заключение, указанное в карте призывника:

  • а) рекомендуется, то есть полностью соответствует требованиям воинских должностей, претендует на должности более высокого ранга;
  • б) рекомендуется, то есть в основном соответствует требованиям воинских должностей;
  • в) рекомендуется условно – означает, что гражданин минимально соответствует требованиям воинских должностей, его могут допустить к обучению или проф.деятельности при недостатке кандидатов;
  • г) не рекомендуется, применяется, когда гражданин не соответствует требованиям воинских должностей.

По результатам военного профессионального психологического отбора формируются списки лиц из «рекомендованных, годных к армии» и «группы риска». Рекомендованные должны пройти также мед.освидетельствование для уточнения годности по состоянию здоровья. А для группы зоны риска проводится дополнительные психологические обследования в рамках мед.освидетельствования. Список группы риска направляется психиатру для дальнейшей работы. К ним относятся молодые люди с неудовлетворительной нервно-психической устойчивостью.


Выводы

Стоит ли беспокоиться из-за прохождения профессиональной оценки? Конечно, нет. Данное мероприятие проводится для составление индивидуального психологической характеристики. На этапе призывных мероприятий можно выявить молодых людей с девиантным поведением, низкой социальной адаптацией, исключить неготовых и не годных по физическим параметрам к армии, и в результате сформировать подразделения наиболее оптимально. В идеале каждый будет обучаться на срочной службе тому, к чему у него есть предрасположенность. Отбор существует и практикуется военкоматом не один десяток лет. На практике отбор производится при первичной постановке на учёт, и в период прохождения мед.освидетельствования, в который обязательно входит беседа с психиатром. Если у него возникнут сомнения, то призывника направят на обследование в ПНД. Если оснований для доп.обследования нет, но на готовность к армейской службе будут оценивать другие врачи.

ПЛАН:

2.Формы и методы профориентации.Недостатки и

достоинства 3.Определения ассесмент­центра

4.Ступени отбора при трудоустройстве. Методы оценки персонала.Методы и элементы ассесмент­центра.

5.Цели использования ассесмент­центра.Стандарты техники ассессмент­центра.

6.Сравнение ассесмент­центра с другими диагностическими методами.Упражнения в ассесмент­центре

7.Понятия: «профессиограмма», «модуль профессии», «модель специалиста»,

8.Методы профессиографирования; 9.«Аналитическая профессиограмма» и схема профотбора; 10.Уровни анализа трудовой деятельности;

11.Проблемы и пути их решения в изучении профессий в России; 12. Список литературы

КАТЕГОРИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

1.Профориентация

«компонент общечеловеческой культуры, в

котором проявляется забота общества о

профессиональном становлении

подрастающего поколения, о поддержке,

развитии природных дарований, а так же о

проведении комплекса специальных мер

содействия человеку в профессиональном

самоопределении и выборе оптимального

вида занятости с учетом его потребностей и

возможностей, социально­экономической

ситуации на рынке труда».

2.Профориентация

направлена на складывание у личности

призвания в профессиональной сфере,

обнаружение способностей для той или

иной сферы деятельности – понимается

совокупность экономических, социальных,

Боронова Х.Б. «Психология труда», 2006г.стр157

медицинских, психологических действий.

НАПРАВЛЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Важнейшие

5)Профессиональн

направления

профориентаци

3)Профессиональна

производственная

я информация

и социальная

адаптация

4)Профессиональны

Носкова О.Г. «Психология труда», под ред. Климова. Изд. 2004г.стр219

НАПРАВЛЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ: (ЦЕНТР ТЕСТИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»)

1.Профессиональная информация­

2. Профессиональная консультация –

ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, с содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, с требованиями профессий к работнику, с возможностями профессионального роста и развития.

оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия им осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а так же потребностей общества.

Пряжников Н.С «Методы активизации профессионального и личностного самоопределения» Москва­2002г.стр.132

3. Профессиональный подбор –

4. Профессиональный отбор

5. Профессиональная, производственная и социальная адаптация ­

предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, физиологическим особенностям на основе результатов психологической и медицинской диагностики.

определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии в соответствии с нормативными требованиями.

система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей в активном творческом

труде, достижению высшего уровня

Пряжников Н.С «Методы активизации профессионального и личностного

профессионализма.

самоопределения» Москва­2002г.стр132

В ПРОФОРИЕНТАЦИИ ВАЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ РЯД ФОРМ

телевизионных передач, ­ выставки передового опыта,

­ экскурсии на предприятия и в учебные заведения, ­ информационные (теоретические

и практические вопросы подготовки к будущей профессии, используя методы: беседа, рассказ, объяснение, диспут, игра, сочинение, отчет о мероприятии и другие), ­ уроки в учебных мастерских с

сообщением определенных сведений профориентационного

характера, демонстрация

практических умений.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ:

2. Активизирующие деятельность:

­ индивидуальные задания для углубления знаний с учетом интересов,

­ конкурсы для выявления склонностей,

­ вечера техники, книги, математики…

­ недели искусства, техники…

­ клуб будущих специалистов,

­ кружки технического творчества,

­ молодежные объединения,

­ школьные трудовые объединения.

Захаров с.27­55. Журнал «Школа и производство»

3. Методы изучения личности:

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ:

В ПРОФОРИЕНТАЦИИ ВАЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ РЯД ФОРМ И МЕТОДОВ, ДОПОЛНЯЮЩИХ ДРУГ ДРУГА. ЗАХАРОВ ВЫДЕЛЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ 3 ГРУППЫ ФОРМ:

­ беседа (целенаправленная, индивидуальный подход, педагогический такт, ознакомление с профессиями, выявление мотивов и причин, затрудняющих выбор), ­ анкетирование, ­ наблюдение,

­ анализ результатов деятельности (дневник, школьный журнал успеваемости, сочинение, тетрадь с высказываниями, личное дело, медицинское обследование)

профориентации

Профвоспит

Климов Е.А. «Введение в психологию труда», Москва 1998г.стр117 httpwww.hr­portal.ruarticleosnovnye­metody­proforientatsionnoi­raboty