Новодевичий монастырь находится. Пришло время объединения московских земель. Одна из версий причин основания монастыря

Aдpec: г.Mocквa, Hoвoдeвичий пpoeзд, дoм 1. Как доехать: м. Cпopтивнaя, автобус 64, 132, троллейбус 5, 15. Или oкoлo 10 минyт пeшкoм - сначала идти по улице Савельева, потом пересечь сквер, затем по Учебному переулку выйти прямо к обители. Время посещения: - вход на территорию с 10:00 до 17:00 ежедневно. Вход свободный. - музеи работают с 10:00 до 16:30 ежедневно, вторник - выходной день, первый понедельник каждого месяца санитарный день. Вход платный: 300 р. - взрослый билет, 100 р. - льготный (школьники, пенсионеры).

Москва по концентрации духовных ценностей и памятников архитектуры ничем не уступает ведущим европейским городам, а может даже и в чем-то превосходит. Во-первых, не нужно визы, чтобы посетить этот замечательный город - столицу Российской Федерации с многомиллионным населением и вековым наследием современности в виде архитектурных сооружений, построенных много веков тому назад. Во-вторых, только будучи в Москве можно по-настоящему понять, насколько красивой может быть архитектура XVI-XVII веков, сохранившаяся и дошедшая до наших дней и нашедшая отражение в церквях, соборах, монастырях и других не менее важных сооружениях. В экскурсионной программе по Москве обязательно должен присутствовать Новодевичий монастырь, один из самых старейших и красивейших действующих женских монастырей.

История создания

Обет Василия III - начало пути строительства монастыря

Князь Василий Темный совместно с князем Казимиром заключили соглашение, согласно которому Москва отказывалась от владения смоленскими землями и Смоленском. Договор был заключен в 1449 году, но уже при властвовании Василия Третьего во время русско-литовской войны были совершены попытки присоединить Смоленск к Москве. Так как в это время город находился под управлением литовцев. Именно тогда в 1514 году Василий Третий дал обещание, что если присоединит к Москве Смоленск, возведет он в честь этого важного для него события женский монастырь. Взятие Смоленска началось 29 июля 1514 года, Литовский гарнизон не устоял перед напором русских солдат и уже 31 июля жители города давали присягу князю Московскому. Первого августа Великий князь приехал в Смоленск, где в честь этого события была вынесена чудотворная Смоленская икона.
Свое обещание великий князь сдержал и уже 13 мая 1524 года был возведен Новодевичий Монастырь во главе с соборным храмом в ознаменование Смоленской иконы. Место для строительства было выбрано знаковое - на Девичьем поле в излучине Москвы-реки, где в свое время москвичи возвращали в 1456 году икону Смоленску. Для строительства князем было выделено 3000 рублей, также обитель в будущем полностью освобождалась от поборов и податей в государственную казну. В 1525 году был организован целый крестный ход в честь переноса Смоленской чудотворной иконы из Кремля в монастырь.
Сегодня однозначно сказать, что стало причиной строительства монастыря, сложно. По одной из версий - после отвоевания Смоленска у литвинов князь Василий исполнил данный ранее обет, что в случае взятия города, он возведет в честь этого события в Москве Монастырь. Однако есть и еще одна версия, согласно которой монастырь был построен как пристанище для жены князя Василия - Соломонии, с которым та расторгнула брак. Бракоразводный процесс, к слову, пришелся аккурат на период начала строительства монастыря.
Сложно ответить, почему монастырь назвали Новодевичьим. По одной версии - у первой настоятельницы монастыря была фамилия Девочкина, по второй версии - обитель предназначалась исключительно для девиц, третья версия - в месте будущего строительства во времена правления Золотой Орды шел регулярный отбор самых красивых и титулованных девушек для главенствующих особ в качестве дани от Руси.
Первая версия - обитель была построена в ознаменование взятия Смоленска и названа в честь главной святыни города иконы Божией Матери "Одигитрия" - самая правдоподобная. Но исключать другие тоже не стоит. После возведения монастыря здесь часто можно было увидеть царских особ: дочери великих людей проходили в обители процедуру пострига, а Иван Грозный поселил здесь свою невестку - вдову старшего сына Ивана, а также вдову младшего брата. В свое время в Новодевичьем монастыре проживали Борис Годунов со своей сестрой - царицей Ириной Годуновой, которая переехала жить в обитель сразу же после смерти своего мужа. Некоторое время монастырь был своеобразной резиденцией царицы, где она отдавала приказы, подписывала грамоты, принимала бояр, иными словами выполняла царскую работу. Многие представительницы женского рода боярских, княжеских семей были послушницами монастыря. Правда, не все они приходили в это духовное место по своей воле. К примеру, сестра Петра Первого - сестра Софья - прошла процедуру пострига в монахини насильно. Брат принял такое решение в отношении сестры после прошедшего Стрелецкого восстания. Чуть позже в монастырь насильно были сосланы и остальные сестры Софьи. К слову, показательная казнь в отношении стрельцов проходила прямо у стен монастыря. К слову, Софья активно участвовала впоследствии в строительстве и финансировании основных зданий духовной обители. На деньги царевны были возведены Успенская церковь, трапезная, церковь Преображения Господня и церковь Покрова Богородицы.
Через два года после заточения Софьи была построена колокольня в стилистике московского барокко, которую многие называли и считали одной из самых красивых и выдающихся колоколен во всей Москве.
Немалоизвестной монахиней была и Евдокия Лопухина - супруга Петра Первого, которую насильно постригли в монахини и сослали в Суздаль в женский монастырь в 1698 году и только через двадцать девять лет она вернулась в Москву в Новодевичий Монастырь по разрешению своего внука Петра Второго. Палаты, где жила Евдокия Лопухина после ее смерти стали называться Лопухинским корпусом. Евдокии вернули звание царицы специально изданным указом и назначили годовое содержание в 4500 рублей, позже Петр Второй распорядился увеличить ей содержание и выплачивать в год около шестидесяти тысяч рублей. Умерла Евдокия Лопухина в 1731 году и была захоронена с южной стороны Смоленского собора. Там же захоронены царевна Софья и ее родная сестра - Екатерина. Пристанищем для представительниц царской семьи и местом их заточения монастырь служил практически двести лет.
Название "новодевичий" появилось не с проста. В момент появления обители на территории сегодняшней Москвы уже действовал Зачатьевский монастырь, который в те времена именовался Стародевичьим. Поэтому, с названием нового монастыря решили не мудрить и назвать Новодевичьим.
Практически все строения датируются XVI-XVII веками. Изменений с момента возведения и до наших дней практически никаких внесено в архитектуру не было. Сохранность монастыря и построек, ему принадлежащих - исключительна, что было оценено международными ассоциациями и внесено в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Самый богатый монастырь XVII века в России!

В XVII веке обитель считалась одной из самых богатых в России - на постриг приходили достаточно знатные по тем временам представительницы царских семей, вносящие в качестве пожертвований драгоценности, серебряные монеты, жемчуг и другие дорогостоящие вещи. Война 1812 года не сказалась на монастыре, который полностью сохранился во время наступлений наполеоновской армии. За сохранность обители рьяно боролись жившие в ней монахини. Предание гласит: Наполеон, отступая, установил в монастыре пороховые бочки и поджег фитили, однако женщины вовремя сумели затушить фитили и воспрепятствовать взрыву и уже начинающемуся пожару. Обитель действующая, поэтому посетить ее может каждый желающий. С 2010 года в монастыре работает церковный музей, а также располагается резиденция митрополита Ювеналия - митрополита Коломенского и Крутицкого, управляющего Московской областной иепархией с 1977 года.

Икона Богородицы "Одигитрия" - как переходящий символ веры, надежды, силы

В переводе с греческого языка " Одигитрия" означает - наставница, путеводительница. Именно так назывался образ Божией Матери, написанный в древние времена Лукой и хранившийся долгое время в греческом храме Одигон.
Впервые в Россию икону Богородицы привезла в XI веке царевна Анна - дочь византийского императора Константина Девятого. Именно этой иконой отец благословил девушку, вступающую в брак с князем Всеволодом Ярославичем. Впоследствии святыня стала переходить из поколения в поколение и служить оберегом для русских князей. Нередко икону отождествляли с символом преемственности поколений, родственной близости Руси и Константинополя.
В XII веке Владимиром Мономахом святыня была перевезена в Смоленск и размещена в построенном соборе Успения Богоматери. Именно с тех пор было принято решение называть икону Смоленской. А сам город считался городом Пресвятой Богородицы. Именно икона, по преданию и легендам, спасла город во время нашествия Батыя (1239 год).
В Москву икону "Одигитрию" перевезли в XV веке. На сегодняшний день существует целых три мнения (легенды) по поводу того, как икона оказалась в российской столице. По преданию, она была похищена в момент ограбления и привезена в качестве презента князю московскому Василию. Вторая легенда гласит, что эту икону передал своей дочери князь Витовт, которая была женой князя Василия. По третьей версии - последний князь Смоленска, убегая из города, забрал с собой самые ценные иконы, среди которых и оказалась небезызвестная сегодня "Одигитрия".
Икона была возвращена князем Василием Вторым Темным в Смоленск после просьбы Смоленского епископа Мисаила в 1456 году. После возврата в Смоленск икону поместили в Благовещенский собор и только практически через 80 лет она была перенесена в монастырь.

Новодевичий монастырь сегодня

Монастырь был закрыт в 1922 году и преобразован в художественный, историко-бытовой музей. Внутри помещений и покоев собрана впечатляющая коллекция икон, древнерусской живописи, тканых полотен, сохранившихся и дошедших до наших дней с шестнадцатого века. Будет интересно ознакомиться с изделиями, изготовленными из драгоценных и полудрагоценных металлов, камней в XVI-XVII веках. В музейной коллекции присутствуют документы монастыря, архивные данные, а также целая библиотека старинных книг: как рукописных, так и старопечатных. Что еще обязательно привлечет в музее, так это собрание облачений XVII-XX веков, богослужебных предметов, вкладных икон и многое другое. В Смоленском соборе до сих пор сохранилась фресковая живопись, нанесенная на стены еще в XVI веке. А великолепие и величие резного иконостаса поражает воображение даже самых требовательных к достопримечательностям туристов.
Монастырский комплекс окружен впечатляющими по высоте и мощи крепостными стенами, на которых сооружено более десяти башен. Каждая из башен отличается своей стилистикой и архитектурными особенностями. Всего в комплекс входит более двадцати пяти объектов, каждый из которых представляет особую архитектурную ценность. Большинство объектов сохранилось до наших дней в своем первозданном виде и практически не потребовало никаких реставрационных мероприятий.

Смоленский собор

Центральная часть монастыря построенный в 1525 году пятиглавый Соборный храм Смоленской иконы Богоматери. Внешне он практически ничем не отличается от кремлевского Успенского собора. В Смоленском соборе сохранился до наших дней пятиярусный иконостас, покрытый позолотой и удивляющий своей искусной резьбой. Иконостас был сделан мастерами из Оружейной палаты. Помимо основной реликвии - Смоленской чудотворной иконы, в соборе хранятся старинные святыни, принесенные в дар храму Борисом Годуновым, Иваном Грозным и другими царями, правящими на Руси.

Колокольня

В непосредственной близости находится Колокольня высотой в 72 метра со стенами, украшенными "кружевом", построенная еще под руководством царевны Софьи. В те времена Колокольня считалась одной из самых высоких и славилась своим невероятно красивым колокольным звоном. Колокола отлиты в разное время, но самым старым считается колокол, сделанный еще во времена правления Ивана Грозного. Всего в Колокольне предусмотрено шесть ярусов, однако проведенные в недавнем времени исследования подтвердили - согласно имеющимся пропорциям объект должен был быть семиярусным. Последний ярус не был достроен в связи со свержением царицы.
К Колокольне примыкает два храма: Святого апостола Иоанна Богослова и преподобных Варлаама и Иоасафа. Первый храм находится прямо под колокольней, второй - занимает средний ярус звонницы.

Преображенская церковь (находится над центральными воротами)

На сегодняшний день это действующий храм, однако, не предполагает свободного доступа туристов и прихожан. Причина проста - это домовой храм митрополита Крутицкий и Коломенский. Внешне очень красивое сооружение с большими дугообразными окнами-витражами. По стилистике храм напоминает украинский барокко и отличается торжественной "внешностью".

Лопухинские палаты

Являются продолжением Преображенского храма, возведены в конце XVII века по приказу царя Алексея для его дочери - Екатерины. Названы Лопухинскими в связи с тем, что в XVIII веке в палатах проживала Евдокия Лопухина. Палаты примечательны сохранившимися и дошедшими до наших дней в первозданном виде солнечными часами - самыми старинными в Москве. Украшением интерьера являются печи с изразцами. На сегодняшний день Лопухинские палаты являются резиденцией Ювеналия - митрополита Крутицкого и Коломенского.

Мариинские Палаты

Являются продолжением Покровской надвратной церкви, которая на сегодняшний день закрыта для посещения. Палаты отличаются белоснежными каменными стенами и возведены в XVII веке практически в тоже время что и Лопухинские палаты. Названы в честь царевны Марии - дочки царя Алексея, которая проживала в палатах в конце семнадцатого века. Первоначально палаты состояли из двух этажей, но позже был пристроен третий этаж с двухскатной крышей и напоминающий терем.

Амвросиевская церковь

Построена из белоснежного камня и сохранившаяся фактически в идеальном состоянии до наших дней. Изначально была посвящена Иоанну Предтече, затем объект прошел обряд переосвещения в честь Святого Амвросия. По историческим данным, строение неоднократно перестраивалось. Церковь совмещена с трапезной.

Палаты Ирины Годуновой

Являются продолжением Амвросиевской церкви, к которой примыкало два двухэтажных здания, одно служило в первое время трапезной. Затем после окончания строительства Успенской церкви, трапезная перебазировалась в другое здание. Другое предназначалось для проживания Ирины Годуновой. По сведению историков, два строения считаются самыми старейшими в монастырском комплексе.

Певческие палаты

Одноэтажные палаты, являющиеся самыми большими жилыми помещениями в монастырском комплексе. Изначально это были братские кельи. Чуть позже в палатах проживала наместница монастыря. В XIX веке строение было передано для проживания монахинь, которые пели в хоре.

Казначейские палаты

Здание, построенное в XVII-XVIII веках из камня. Изначально здесь находилась игуменская келья и само по себе строение было одноэтажным. Однако уже в начале XIX века была установлена деревянная надстройка с узорчатым украшением.

Палаты царевны Софьи

Сегодня в помещениях размещен музей, сам интерьер украшает печь с изразцами, выложенная еще в семнадцатом веке. В палатах очень маленькие окна. Можно сказать окошки, из которых в те далекие времена Софья наблюдала за казнью стрельцов, участвующих в Стрелецком восстании. Палаты выстроены в два яруса. Верхний - разделен на небольшие комнатки, нижний - не имеет перегородок и является одним большим помещением.

Часовня Прохоровых

Обязательно стоит посетить часовню, построенную в 1911 году архитектором В.А. Покровским. Здание является ярчайшим представителем неорусского стиля. Внутреннее убранство - очень красивые мозаики.
В монастырский комплекс на сегодняшний день входит Филатьевское училище, где в свое время воспитывали и растили осиротевших девочек и обучали их кружевному плетению.
Также в комплекс входила больница, где осуществлялось лечение и уход за русскими солдатами-ветеранами, богодельня и нескончаемые палаты царских особ: Евдокии Лопухиной, Ирины Годуновой и других величественных женщин.

Некрополь - старинное новодевичье кладбище

С момента строительства Смоленского собора он служил знаковым местом для царских особ женского пола, которые были острижены в монахини и похоронены после смерти у стен монастыря. Собор вообще служил местом, где хоронились насельницы, представители знати. В 1771 году был издан указ, согласно которому хоронить в городах было запрещено, поэтому на территории монастыря было выделено место, где городские жители проводили похороны своих усопших родственников. К началу двадцатого века свободных участков в разрешенных для захоронения местах практически не осталось, поэтому городские власти приняли решение выделить под кладбище территорию с южной стороны монастыря, которое стало называться Новым Новодевичьим кладбищем. А место прежнего захоронения - Старым.
Уже в советские годы на Новодевичье кладбище был перенесен прах многих деятелей культуры, выдающихся личностей с территорий других некрополей, которые могли быть в скором времени уничтожены. В середине XX века кладбище становится фактически элитным с учетом того, кто хоронится на нем. Кладбище является особенной достопримечательностью Монастырского комплекса. Здесь захоронены Борис Ельцин, Любовь Орлова, Никита Хрущев и многие другие небезызвестные российские личности.

Новодевичий Монастырь - это яркий представитель московского барокко, идеально сохранившийся до наших дней. Даже сегодня кажется неприступной крепостью с высоченными стенами и башнями, сложенными из кирпича и отделанными белоснежным камнем. Большинство зданий, входящих в комплекс монастыря, возводились во второй половине семнадцатого века в барочном стиле.

Что есть что в церкви

Обитель поставили на том месте, где в 1456 москвичи провожали в Смоленск чудотворную «Одигитрию». Эти земли были известны под двумя названиями - Самсонов луг и Девичье поле. Московские краеведы часто вспоминают о легенде, по которой здесь татарские баскаки отбирали из согнанных московских девушек рабынь, которых в уплату дани отправляли в Орду. Но есть и более прозаичное объяснение: на этом поле девушки гоняли коров. А новым девичий монастырь назвали по отношению к более древним - Зачатьевскому (Стародевичью) и Вознесенскому монастырю в .

Основание обители совпало также с бракоразводным процессом Василия III и Соломонии Сабуровой. За 20 лет у четы так и не родился наследник, и князь решил сослать жену в монастырь, чтобы вступить в новый брак. Поэтому есть версия, что он «вспомнил» о своем обете и выстроил Новодевичий монастырь для великой княгини Соломонии Сабуровой. Но закончила она земную жизнь в Покровском монастыре в городе Суздале.

Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь много раз оказывался в центре исторических событий.

В 1571 году сюда вторглось войско крымского хана Девлет-Гирея, а в 1606 в обители разместил воинов князь Шуйский, собираясь на решающее сражение с крестьянским войском Ивана Болотникова.

Постриг в Новодевичьем монастыре принимали представительницы знатных родов. А при Иване IV в Новодевичьем поселились его ближайшие родственницы: 30 апреля 1564 года в монастыре приняла постриг с именем Александра княгиня Иулиания Палецкая, вдова великого князя Юрия Васильевича, младшего брата Ивана IV. Она жила в собственных кельях с домовой церковью, содержала штат придворных, имела погреба, ледники и поварни. А в 1582 в Новодевичьем монастыре поселилась царевна Елена Шереметева (сестра Леонида), вдова сына Ивана IV. Она находилась в обители как вдовствующая «царица» и ни в чем себе не отказывали. Тогда за монастырем закрепился статус придворного.

В январе 1598 года, на девятый день после смерти царя Федора I Иоанновича, из в Новодевичий переселилась его вдова - царица Ирина Годунова. В то время она была единственной наследницей престола, и ее уход в монастырь был равносилен отречению. Тем не менее обитель на несколько месяцев стала резиденцией главы государства: царица-инокиня продолжала принимать доклады бояр и подписывать указы.

С ней за стенами монастыря укрывался брат Борис Годунов. Трижды бояре и народ приходили на Девичье поле просить Годунова на царство. Наконец, 22 февраля 1598 года в Смоленском соборе Борис принял избрание на царство. О монастыре он не забыл и организовал строительство новых мощных стен длиной 900 метров. Они превратили обитель в крепость, а на ее территории появились даже караульни с выходом на куртины.

Во время смут Новодевичья обитель была убежищем для царственных персон. Из-за этого монастырь много раз страдал. Например, в 1605 году Лжедмитрий I «взял в долг» из монастырской казны 3 000 рублей. Конечно, деньги он не вернул.

Лишь с воцарением Михаила Федоровича Романова Новодевичий восстановили и освободили от податей в казну. А у московских царей установилась традиция каждый год 28 июля, в день празднования Смоленской Богоматери, приезжать на богомолье в монастырь. Под стенами обители ставили шатры и ночевали в них, ожидая утренней службы. После нее угощали народ. Отсюда пошел обычай гуляний на Девичьем поле, а после строительства Клинического городка гуляния перенесли на Пресню.

Новодевичья обитель также была темницей. Здесь в 1689 году после стрелецкого бунта по приказу Петра I насильно постригли в монахини под именем Сусанны царевну Софью.

Верные стрельцы попытались освободить ее и даже устроили подкоп, но тщетно. Чтобы подобное не повторилось Петр устроил при Новодевичьем монастыре отделение Преображенского приказа - здесь допрашивали бунтовщиков, а готовы казненных нанизывали на зубцы монастырских стен.

Всего казнили 200 человек, а перед окнами кельи Софьи в Напрудной башне повесили самых верных ее сторонников. Теперь в народе эту башню называют башней желаний. Говорят, если приложить руку к стенам и обратиться в Софье, желание исполнится. Некоторые оставляют на стенах Напрудной башни целые сообщения для царевны.

Вообще имена есть у всех башен Новодевичьего монастыря: Лопухинская, Царицынская, Иосафовская, Швальная, Покровская, Предтеченская, Затрапезная и четыре угловые - Напрудная, Никольская, Чеботарская, Сетуньская.

Также до 1868 года церковная власть использовала Новодевичью обитель в качестве исправительного учреждения для женщин, осужденных за неверие.

А в 1724 году в Новодевичьем открылся приют для девочек-подкидышей на 250 человек. Их обучали плетению голландских кружев. Для этого Петр I специально выписал мастериц из Брабанта.

В 1922 году Новодевичий монастырь закрыли и устроили там «Музей царевны Софьи и стрельцов».

Путеводитель по архитектурным стилям

В 1926 его преобразовали в «Историко-бытовой музей «Новодевичий монастырь». В 1930-1934 годах в монастыре работал «Музей раскрепощения женщин», а в 1934 обитель стала филиалом Государственного Исторического музея.

С 1994 года монашеская община находится в ведении митрополита Крутицкого.

Центр монастыря - пятиглавый (изначально, вероятно, девятиглавый) Смоленский собор. В его интерьерах сохранилась фресковая живопись XVI века работы Симона Ушакова и чудотворная икона Смоленской Божией Матери. По преданию, ее написал евангелист Лука. Смоленский собор в Новодевичьем монастыре построен по образцу в Кремле. Возможно, руководил строительством также Алевиз Фрязин. Возведение храма высотой около 42,5 м завершилось в 1525 году.

В конце XVII века Смоленский собор стал центром пересечения двух главных осей. Ось «север-юг» образуют две надвратные церкви, а ось «запад-восток» - колокольня и трапезная. Архитектором этого ансамбля и большинства сооружений Новодевичьего монастыря был Петр Потапов - создатель церкви Успения на Покровке.

Шестиярусную колокольню высотой 72 метра построили при участии Осипа Старцева. Она стала в то время самой высокой колокольней в Москве после .

А недалеко от колокольни находились больничные палаты, где в 1939-1984 годах жил реставратор Петр Барановский.

Рядом с Новодевичьим монастырем расположено самое престижное в Москве кладбище.

Первые захоронения появились на территории Новодевичьего монастыря в XVI веке. Там хоронили насельниц, знать, а позже - представителей других сословий.

К началу XX века свободного места на территории некрополя практически не осталось. В 1898 году для расширения кладбища выделили 2 га земли за южной стеной монастыря. Официально эту часть кладбища открыли в 1904, но захоронения стали производить раньше. Сейчас территорию за южной стеной монастыря принято называть «старое Новодевичье кладбище». В 1949 году кладбище еще раз расширили, а в конце 1970-х добавилась территория «новейшего Новодевичьего кладбища».

Сейчас Новодевичье кладбище включает 4 территории, на которых захоронено около 26 000 человек. На Новодевичьем некрополе покоятся Денис Давыдов, генерал Брусилов, Михаил Булгаков, Борис Ельцин.

Говорят, что... ...сначала Новодевичий монастырь заложили на месте, из которого бил сильный ключ. Строительство пришлось перенести, а колодец и ручей назвали Вавилон. На этот источник положили плиту, а позже заложили часовню. На рубеже XVIII-XIX веков митрополит Платон (Левшин) передал ее кремлевскому Чудову монастырю. Одна из стариц-монахинь так поясняла происхождение названия: «Вавилонским он назван потому, что, как Вавилонскую башню не достроили, так и тут: начали строить монастырь и ключ помешал» .
...колокольня Новодевичьего монастыря должна была быть семиярусной - но ее не достроили из-за свержения царевны Софьи в 1689 году. Колокольню украшают часы, которые отбивают каждую минуту: так Петр хотел напомнить Софье о ее преступлении.
...после стрелецкого бунта на льду Новодевичьего пруда Петр лично рубил головы восставшим стрельцам. Этот пруд пользуется дурной славой, так как души замученных стрельцов бродят в окрестностях в поиске своих мучителей.
...Наполеон заявил, что не уйдет из Москвы, пока не увидит гибели Новодевичьего монастыря. Он велел поджечь обитель. Но французам не удалось выполнить приказ Наполеона: монахини вовремя потушили тлеющие фитили. Чтобы спасти монастырь, живший рядом москвич поджог свой дом. Именно это зарево увидел ожидавший на Воробьевых горах Наполеон. Император решил, что Новодевичий горит, и покинул Москву.

МОСКОВСКАЯ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра сервиса и туризма

Реферат по курсу религиозного туризма на тему:

«Новодевичий женский монастырь»

Выполнила: студентка

201 группы Сит

Небиева А.А

Проверил: профессор

Бондарев В.П.

Введение……………………………………………………………………………3

1 История происхождения………………………………………………………...5

2 Смоленская икона Божией Матери - Одигитрия…………………………….6

3 Основание монастыря……………………………………………………………6

4 Храмы и постройки монастыря…………………………………………………7

5 Главный собор монастыря………………………………………………………8

6 Заключение

7 Список литературы

Введение

Цель работы рассказать о женском Новодевичьем монастыре: о его истории, об основателе монастыря- князе Василии III, о Смоленской иконе Божией Матери «Одигитрия»,в честь которой и был основан монастырь, а так же о его современной жизни.

История происхождения

Новодевичий женский монастырь был основан в XVI веке на Девичьем поле (иначе именовавшемся Самсоновым лугом). В 1523г. было выдано из великокняжеской казны 230 килограммов серебра на устройство нового монастыря, построить который еще за 9 лет до того дал обет московский князь Василий III, если удастся взять Смоленск, отвоеванный у Московского княжества литовцами. Смоленск действительно был взят, а место для монастыря было выбрано не простое – с этого поля икона Божией Матери Одигитрии Смоленской была отправлена из Москвы обратно в Смоленск. Название Девичьего поле получило оттого, что, по преданию, во времена татаро-монгольских нашествий баскаки отбирали здесь русских девушек, которым предстояло отправиться в Орду.

Склон, на котором был поставлен монастырь, вел вниз от города к Лужникам. Изначально стены и башни монастыря были деревянными, но высокими и очень красивыми. Ворота были только южные, северные ворота были построены позже. Главный собор монастыря – в честь Смоленской Иконы Божией Матери – был возведен в 1524-1525гг. и закончен к престольному празднику (28 июля). По некоторым данным, его приписывают работе Алевиза Нового, но другие исследователи полагают, что строил его зодчий Нестор, погибший при строительстве.

История Новодевичьего монастыря связана с именами Бориса Годунова и его сестры Ирины Федоровны, которые до избрания Годунова на царствование оставались здесь. Ирина Годунова постриглась в монахини под именем Александры и жила в каменных палатах с надстроенным над ними деревянным теремом. В конце XVI века при Борисе Годунове были выстроены каменные стены и 12 башен. Они были сделаны по образцу кремлевских; угловые башни – круглые, в стенах – квадратные. Верха их были украшены зубцами. Увы, эти красивые башни не смогли защитить монастырь от разорения в Смутное время – ставшая крепостью обитель несколько раз переходила из рук в руки и наконец была сожжена паном Гонсевским. Новый расцвет монастыря начался с воцарением Романовых. Уже после вступления на престол Михаила Федоровича монастырь был восстановлен и вновь стал действующим, а при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче он был превращен в царское богомолье. В дар Новодевичьему монастырю от монархов были переданы многочисленные вотчины и драгоценности.При царевне Софье Алексеевне здесь развернулось новое грандиозное строительство. Практически весь ансамбль монастыря, за исключением старого собора, стен и Ирининых палат, выполнен в новом для того времени стиле московского барокко. За очень короткое время появились высокая колокольня (приписываемая зодчему Якову Бухвостову), надвратные церкви на северных и южных воротах, трапезная палата с Успенским храмом, а также два жилых корпуса для сестер Софьи – царевен Марии и Екатерины. Царевна Софья после прихода к власти Петра I была в 1689г. заключена в Новодевичьем монастыре и пострижена в 1698г. под именем Сусанны. Она прожила здесь до 1704г. Софья – не единственная знатная узница этого монастыря. Сюда же из Суздаля при Петре II перевели Евдокию Лопухину, первую жену Петра I. Вообще монастырь был «знатным» – послушницы и монахини его были все из дворянских богатых семей, и при поступлении сюда жертвовали свои богатства в монастырь.В 1724г. при монастыре был открыт приют для девочек-подкидышей на 250 человек. Девочек обучали плетению голландских кружев мастерицы, выписанные Петром I из Брабанта. При захвате монастыря войсками Наполеона в нем была устроена батарея, но сожжен монастырь не был – когда французы подожгли его и ушли, монахини во главе с казначеей Саррой успели загасить не разгоревшийся огонь. Часть сокровищ успели вывезти в Вологду и спасти от расхищения.

Очень примечателен некрополь Новодевичьего монастыря. У апсид Смоленского собора сохранилась могила первой здешней игуменьи Елены (ум. 18 ноября 1548г.), в самом соборе похоронены женщины царской фамилии. В старой части некрополя, расположенной между храмами, лежат рядом ученые, писатели, поэты, просто члены знатных семей. Среди похороненных встречаются такие громкие имена, как А.П.Чехов, С.М.Соловьев, Д.В.Давыдов, А.С.Уваров (археолог), Одоевские, Волконские и др. В 1898-1904гг. было принято решение расширить кладбище, и новая часть, вынесенная за пределы монастыря, была обнесена оградой по проекту архитектора И.П.Машкова. Сейчас там находятся могилы множества видных советских деятелей. Старое же кладбище в советское время сильно пострадало: были ликвидированы многие могилы, за исключением писательских и деятелей науки и культуры.

В 1922г. монастырь был закрыт, и новые хозяева начали с того, что открыли в нем «Музей раскрепощения женщины». В 1926г. его преобразовали в Историко-бытовой и художественный музей (филиал ГИМа). Часть зданий отдали под немузейные нужды: в кельях разместили ясли, общежитие Наркомпроса, прачечные, в трапезной устроили гимнастический зал. С 1939 по 1984 гг. в монастыре жил и работал знаменитый историк-реставратор П.Д.Барановский. В 1992г. здесь была установлена мемориальная доска с его именем. В 1994г. монастырь снова стал действующим. Это единственный в Москве монастырь, подчиняющийся не непосредственно Патриарху, а Митрополиту Крутицкому и Коломенскому. Монастырской общине были переданы не все здания – часть их осталась в ведении музея, в том числе древний Смоленский собор, ровесник монастыря.И по сей день в Новодевичьем монастыре соседствуют музейные экспозиции и действующая обитель. Кто-то приходит помолиться, а кто-то - полюбоваться памятниками старины. Есть же любители посетить "Софьинскую башню" - то есть, Напрудную, которая носит также название Софьиной, в память о царевне Софье, которую держали взаперти в караулке при башне. После некоего сюжета на телевидении, посвященного чудодейственной силе башни, народная молва Софью превратила в святую (чего церковь никогда не делала), и к башне началось паломничество. Одни просто притрагиваются к стене башни, другие пишут свои пожелания прямо на штукатурке. Пользы башне это не приносит, сотрудники музея собираются в скором времени ее уже реставрировать. Так слух, пущенный журналистами, перерос в поклонение, не имеющее под собой никаких веских оснований.

Новодевичий женский монастырь находится почти в центре Москвы, в историческом месте, столетия назад именовавшемся Девичье Поле.

Как добраться - Территория монастыря и парка ограничена Новодевичьей набережной, Хамовническим валом и Лужнецким проездом. Добраться сюда проще всего пешком от станции метро «Спортивная» (см. ниже схема проезда)

Монастырь невозможно воспринимать отдельно от окружающего его парка и кладбища, поэтому речь пойдет и об одном, и о другом и о третьем. Ансамбль Новодевичьего монастыря включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История Новодевичьего монастыря началась с того, что Великий князь Московский Василий III дал обещание, что построит монастырь в честь иконы Богоматери Смоленской, если отвоюет у литовцев Смоленские земли. В 1514 году Смоленск вошел в состав Московского княжества, а через десять лет, в 1524 году по приказу Василия III началось строительство монастыря.

Инокинями монастыря были в основном женщины знатных родов. При Иване Грозном в монастырь были сосланы многие дамы двора, попавшие в немилость. В конце XVI века в монастыре был избран на царство Борис Годунов. В это же время монастырь был полностью сожжен Крымским ханом Девлет Гиреем. Движимый идеей сделать из монастыря форпост на западных подступах к Москве, новый царь полностью обновил монастырь – построил новые укрепленные стены с бойницами и башнями. Таким монастырь сохранился по сей день.

Новодевичий монастырь становился местом ссылки некоторых знатных и царственных особ. Так, после стрелецкого бунта Петр I заточил в монастырь свою родную сестру Софью. Также здесь доживала свои дни первая супруга Петра – Евдокия Лопухина. С именем Софьи, кстати, связано одно из современных суеверий монастыря. Согласно этому поверью, если загадать желание, прислонившись к Напрудной башне монастыря или обняв ее, то желание непременно сбудется. На деле, паломничество к башне, которую в народе прозвали Софьиной, превратилось в вандализм. Люди пишут прямо на стене башни маркерами, из-за чего башню каждые несколько месяцев приходится заново белить.

В советское время Новодевичий монастырь постигла участь многих святых мест – он был закрыт. Долгие годы тут находился филиал Исторического музея. Уже после Великой отечественной войны тут какое-то время размещалась духовная семинария, и только в 1994 году монастырь вновь стал действующим. В 2010 году монастырь вошел в состав Московской Епархии, с этого же года тут находится церковный музей.

Самое древнее сооружение на территории монастыря – Собор Смоленской иконы Божьей матери. Изначально это была единственная постройка из камня на территории монастыря. В подклете собора находится усыпальница, в которой похоронены сестры Петра I и его первая супруга. Также есть на территории монастыря палаты Ирины Годуновой и Евдокии Лопухиной. В основном все постройки монастыря сохранились с XVII века.

История Новодевичьего кладбища берет свое начало в монастырских захоронениях. Изначально тут хоронили послушниц, в том числе из числа знатных и царских особ. В XIX появились первые могилы известных людей, в том числе мужчин. К сожалению, некрополь Новодевичьего монастыря сильно пострадал в советское время, из 2000 захоронений осталось не больше сотни. В том числе сохранились мавзолей Волконских, усыпальница с часовней владельцев Трехгорной мануфактуры, могила Дениса Давыдова. К началу XX века места для захоронений на территории монастыря не осталось, поэтому решено было расширить территорию. Так появилось сначала старая территория кладбища, затем в 40-50-х годах ХХ века – новая, а в конце 70-х годов и новейшая территория.

В отличие от других общественных мест захоронения, это кладбище не навевает тоску. Видимо, здесь такое скопление могил знаменитых и великих, что скорее ощущаешь прикосновение к вечности, чем к праху и тлену. Судите сами: Чехов, Гоголь, Булгаков, Маяковский, Шаляпин, Евстигнеев, Гурченко, Никулин, Ельцин – вот лишь несколько имен тех, кто нашел тут вечное пристанище. Помимо писателей, поэтов, актеров, режиссеров, политических деятелей, тут похоронены выдающиеся академики, ученые, инженеры, философы. А какие тут памятники! Их авторы, как правило, известнейшие скульпторы, например автор памятника Н.С.Хрущеву – Эрнст Неизвестный. У каждого памятника своя история, их можно воспринимать как самостоятельные произведения искусства.

Скульптурная композиция "Мама утка и утята" - подарок Лоры Буш

И, наконец, довершает ансамбль парк, раскинувшийся вдоль западной стены монастыря. Парк сложился вокруг Большого и Малого Новодевичьих прудов, которые представляют собой старое русло Москвы-реки. Тут хорошо в любое время года и очень живописно, что сделало это место известным среди московских фотографов. В парке находится знаменитая скульптурная композиция "Мама утка и утята" - подарок Лоры Буш. Летом здесь часто устраивают пикники. К тому же тут много лавочек - можно насладиться видом пруда и монастыря. И что немаловажно – в парке всегда очень чисто.

Новодевичий монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Новодевичий монастырь - один из самых красивых монастырей Москвы, сегодня относится к Историческому музею . Но и службы в храмах тоже проводятся. Как это часто можно встретить в столице - в одном месте гармонично сосуществуют историческое наследие в виде музейной части и духовная составляющая. Помимо всего этого на территории монастыря просто очень приятно находиться, прогуливаться и созерцать.

История

Монастырь этот был построен в 1524 году великим князем Василием III по обету в честь возвращения древнего Смоленска в состав московского княжества. И освятили монастырь во имя чудотворной Смоленской иконы Божией Матери. О том, почему монастырь назван Новодевичьим, единого мнения нет. По одной из версий, на месте монастыря раньше было поле, на котором выбирали самых красивых московских девиц и отправляли их в качестве дани в Золотую Орду. По другой - первая настоятельница монастыря имела прозвание Девочкина. А третья версия - самая вероятная - что монастырь предназначался для девиц, а приставка «ново» появилась, чтобы отличать его от другого женского монастыря, находившегося в самом Кремле.

В свое время Новодевичий монастырь был самый богатый и привилегированный монастырь в России.

В свое время это был самый богатый и привилегированный монастырь в России. В него поступали знатные женщины, жертвовавшие при постриге драгоценности - жемчуг, золото, серебро. В XVII в. сформировался великолепный ансамбль монастыря в стиле московское барокко. Башни украсили ажурные короны, была возведена колокольня (вторая в Москве по высоте после Ивана Великого), появились трапезная и Успенская церковь. В ходе истории появлялись в Новодевичьем монастыре и постоялицы, не по своей воле переступавшие порог обители. В разное время здесь держали под стражей боярыню Морозову, Петр I заточил сюда царевну Софью, не желавшую уступать трон брату, незадолго до смерти перевели сюда и Евдокию Федоровну Лопухину - первую жену Петра Великого.

Во время Отечественной войны 1812 года монастырь чудом избежал гибели. По преданию, монахини в последний момент успели погасить фитили, ведшие к пороховым бочонкам, зажженные отступавшей армией Наполеона, и потушили начинавшийся в обители пожар.

Современность

В 1922 г. монастырь закрыли и устроили здесь Музей раскрепощения женщины, позже преобразованный в историко-бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь». Музейная коллекция включает в себя древнерусскую живопись, иконы, ткани XVI-XX вв., изделия из драгоценных металлов и камней, документальную коллекцию, состоящую из документов монастырского архива, библиотеки рукописных и старопечатных книг, а также богатейшую ризницу монастыря (вкладные иконы, богослужебные предметы и облачения). В главном, Смоленском соборе, сохранилась ценная настенная фресковая живопись ХVI в. и великолепный резной иконостас с иконами известных царских мастеров того времени.