Никола вешний 22 мая что нельзя делать. С высоты птичьего полёта. Что нельзя делать на Николу Летнего

Сегодня 22 мая отмечается День Святого Николая Чудотворца. Накануне вечером в храм Христа Спасителя в Москве из итальянского Бари доставили частицу мощей Николая Чудотворца.

22 мая 2017 года в народе почитают Святого Николая. Согласно народному календарю, в году есть два праздника, посвященного Николаю Чудотворцу - Никола зимний 19 декабря и Никола весенний (летний) – 22 мая.

Николая Чудотворца чтут также на Западе, а в России даже далекие от Церкви люди знают Николая Угодника как самого почитаемого русским народом святого. Кроме посвященных ему особых праздников память святителя Никола Чудотворца Церковь отмечает каждый четверг. Часто поминается святой Николай на богослужениях и в другие дни недели.

Николай Чудотворец: в чем помогает

Святителя Николая особо почитают за чудеса, которые происходят по молитвам к ним. Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям.

Николаю Угоднику на Руси посвящено немало храмов и монастырей, в честь его имени святой Патриарх Фотий крестил в 866 году Киевского князя Аскольда - самого первого русского князя-христианина, а над могилой Аскольда в Киеве святая равноапостольная Ольга построила первый на русской земле храм святителя Николая.

Народные традиции

На Руси Николая Угодника считали «старшим» среди святых. Его называли «милостивым», в честь него строили храмы и называли детей.

На Николу Зимнего люди устраивали праздничные трапезы - пекли пироги с рыбой, варили брагу и пиво, а на Николу Летнего, или Вешнего крестьяне устраивали крестные ходы - с иконами и хоругвями шли в поля, совершали молебны у колодцев - просили о дожде.

Святителю Николаю в православном церковном календаре посвящен не один праздник. 19 декабря по новому стилю вспоминается день смерти святого, 11 августа - его рождение. В народе эти два праздника называли Никола Зимний и Никола Осенний. 22 мая верующие вспоминают перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, которое произошло в 1087 году. На Руси этот день имееновали Никола Вешний (то есть весенний), или Никола Летний.

Все эти праздники непереходящие, то есть даты их фиксированы.

Святителя Николая называют чудотворцем. Таких святых особо почитают за чудеса, которые происходят по молитвам к ним. С древности Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям. В западном народном христианстве его образ соединился с образом фольклорного персонажа - «рождественского деда» - и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. - святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на Рождество Христово.

Николай Угодник родился в 270 году в городке Патары, который располагался в области Ликии в Малой Азии и был греческой колонией. Родители будущего архиепископа были весьма состоятельными людьми, но при этом верили во Христа и активно помогали бедным.

Как говорит житие, святитель с детства полностью посвятил себя вере, много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем и священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский.

После смерти родителей Николай Чудотворец раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение. В годы, когда отношение римских императоров к христианам стало более терпимым, но гонения тем не менее продолжались, он взошел на епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, он расположен в провинции Анталия в Турции.

Нового архиепископа очень полюбили люди: он был добрым, кротким, справедливым, отзывчивым - ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При всем этом Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством - разрушал идолов и капища, и защитник христианства - обличал еретиков.

Еще при жизни святитель прославился многими чудесами. Спас город Миры от страшного голода - своей горячей молитвой ко Христу. Молился и тем помогал тонущим морякам на суднах, выводил из заточения в тюрьмах неправедно осужденных.

Николай Угодник дожил до глубокой старости и умер примерно в 345-351 годах - точная дата неизвестна.

Святитель Николай Чудотворец отошел ко Господу в 345-351 годах - точная дата неизвестна. Его мощи были нетленными. Первое время они покоились в кафедральной церкви города Миры Ликийские, где он служил архиепископом. Они мироточили, и миро исцеляло верующих от разных недугов.

В 1087 году часть мощей святого перенесли в итальянский город Бари, в церковь святого Стефана. Спустя год после спасения мощей там возвели базилику во имя святителя Николая. Сейчас у мощей святого могут помолиться все желающие - ковчег с ними по сей день хранится в этой базилике. Спустя несколько лет оставшаяся часть мощей была перевезена в Венецию, а в Мирах осталась небольшая частица.

В честь перенесения мощей Николая Угодника установлен особый праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 22 мая по новому стилю.

Николаю Угоднику на Руси посвящено немало храмов и монастырей. Во имя него святой Патриарх Фотий крестил в 866 году Киевского князя Аскольда - самого первого русского князя-христианина. Над могилой Аскольда в Киеве святая равноапостольная Ольга построила первый на русской земле храм святителя Николая.

Во многих русских городах именем архиепископа Мир Ликийских называли главные соборы. Новгород Великий, Зарайск, Киев, Смоленске, Пскове, Галич, Архангельск, Тобольск и многие другие. В Московской губернии было построено три Никольских монастыря - Николо-Греческий (Старый) - в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский. Кроме того Никольской названа одна из главных башен столичного Кремля.

Иконография святителя Николая сложилась в Х-XI веках. При этом самая древняя икона, а именно фреска в церкви Санта Мария Антиква в Риме, относится к VIII веку.

Есть два основных иконографических типа святителя Николая - ростовой и поясной. Один из классических примеров ростовой иконы - фреска из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, написанная в начале XII века. Сейчас она хранится в Третьяковской галерее. На этой фреске святитель изображен в рост, с благословляющей десницей и раскрытым Евангелием в левой руке.

Иконы поясного иконографического типа изображают святителя с закрытым Евангелием на левой руке. Древнейшая икона такого типа в монастыре святой Екатерины на Синае относится к XI веку, пишет портал Росрегистр. На Руси самый ранний из сохранившихся подобный образ относится к концу XII века. Иван Грозный привез его из Новгорода Великого и положил в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Сейчас эту икону можно увидеть в Третьяковской галерее.

Иконописцы создавали и житийные иконы Николая Угодника, то есть изображающие разные сценки из жизни святителя - порой до двадцати разных сюжетов. Самая древние из таких икон на Руси - это новгородская из погоста Любони (XIV век) и коломенская (сейчас хранится в Третьяковской галерее).

глас 4

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Перевод:

Правилом веры, образцом кротости, воздержания учителем показала тебя жизнь твоя пастве твоей. И потому смирением ты приобрел величие, нищетой – богатство: отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак святителю Николаю Чудотворцу

глас 3

В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.

Перевод:

В Мирах ты, святой, явился совершителем священнодействий: евангельское учение Христа исполнив, положил ты, преподобный, душу свою за людей твоих и неповинных избавил от смерти. Потому и освятился, как великий служитель таинств Божией благодати.

О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче!

Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков.

Молитва вторая святителю Николаю Чудотворцу

О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае!

Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защитель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси, и с ними непрестанно воспевати единаго в Троице поколоняемого Бога во веки веков. Аминь.

Молитва третья святителю Николаю Чудотворцу

О всехвальный и всечестивый архиерею, великий Чудотворче, Святителю Христов, отче Николае, человече Божий и верный рабе, мужу желаний, сосуде избранный, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый, звезда осиявающая и освещающая всю вселенную: ты еси праведник, яко финик процветший, насажденный во дворах Господа своего, живый в Мирах, миром облагоухал еси, и миро приснотекущее благодати Божия источая.

Твоим шествием пресвятый отче, море осветися, егда многочудная твоя мощи шествоваху во град Барский, от востока до запада хвалите имя Господне.

О преизящный и предивный Чудотворче, скорый помощниче, теплый заступниче, пастырю предобрый, спасающий словесное стадо от всяких бед, тебе прославляем и тебе величаем, яко надежду всех христиан, источника чудес, защитителя верных, премудрого учителя, алчущих кормителя, плачущих веселие, нагих одеяние, больных врача, по морю плавающих управителя, пленников свободителя, вдов и сирот питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцев кроткого наказателя, старых укрепление, постников наставника, труждающихся упоение, нищих и убогих изобильное богатство.

Услыши нас, молящихся тебе, и прибегающих под кров твой, яви предстательство твое о нас к Вышнему, и исходотайствуй твоими богоприятными молитвами, вся полезная ко спасению душ и телес наших: сохрани святую обитель сию (или храм сей), всякий град и весь, и всякую страну христианскую, и люди живущая от всякого озлобления помощию твоею:

Вемы бо, вемы, яко много может молитва праведного поспешествуя во благое: тебе же праведнаго, по преблагословенной Деве Марии, предстателя ко Всемилостивому Богу имамы, и к твоему, преблагий отче, теплому ходатайству и заступлению смиренно притекаем: ты нас соблюди яко бодрый и добрый пастырь, от всяких врагов, губительства, труса, града, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, и во всяких бедах и скорбях наших, подавай нам руку помощи, и отверзи двери милосердия Божия, понеже недостойна есмы зрети высоту небесную, от множества неправд наших, связаны узами греховными, и николи же воли Создателя нашего сотворимох ни сохранихом повелений его.

Тем же преклоняем колена сокрушенна и смиренна сердца нашего к Зиждителю своему, и твоего отеческого заступления к Нему просим:

Помоги нам Угодниче Божий, да не погибнем со беззакониями нашими, избави нас от всякого зла, и от всякия вещи сопротивныя, управи ум наш и укрепи сердце наше в правой вере, в ней же твоим предстательством и ходатайством, ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом мне даст ми пожити в веке сем, и избавит мя шуяго стояния, сподобит же деснаго со всеми святыми. Аминь.

Молитва четвертая святителю Николаю Чудотворцу

О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое; виждь нас немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных; потщися, угодниче Божий, не оставити нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниих наших.

Моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, ему же ты со безплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по своей благости воздаст нам.

На твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем, и ко пресвятому образу твоему припадающе, помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, и укроти волны страстей и бед возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших. Моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков.

Молитва пятая святителю Николаю Чудотворцу

О великий заступниче, архиерею Божий, Николае преблаженне, иже подсолнечную осиявый чудесы, призывающим же тя скорый услышатель являйяся, ихже присно предваряеши и спасаеши, и избавляеши, и от бед всяческих изъимаеши, от Бога данною ти чудес и даров благодатию!

Услыши мя недостойнаго, с верою тя призывающа и молебное тебе приносяща пение; тебе бо ходатая на умоление ко Христу предлагаю.

О пресловущий в чудесех, святителем высото! яко имеяй дерзновение, скоро Владыце предстани, и преподобнии свои руце молебне к Нему простри о мне грешнем, и от Него щедроты благости подаждь ми, и приими мя в свое заступление, и от всех бед и зол мя избави, от нашествия врагов видимых и невидимых свобождая, и тех всех наветы и злохитрства погубляя, и борющих мя во всей жизни моей отражая; прегрешением же моим прощение испроси, и спасена мя Христу представи и Царствия Небеснаго сподоби улучити за множество того человеколюбия, емуже подобает всяка слава, честь и поклонение, со безначальным его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Молитва шестая святителю Николаю Чудотворцу

О, всеблагий отче Николае, пастырю и учителю всех верою притекающих к твоему заступлению, и теплою молитвою тебя призывающих, скоро потщися, и избави Христово стадо от волков губящих е, сиречь от нашествия латинян лукавых, востающих на ны.

Огради и сохрани страну нашу, и всяку страну в Православии сущую, святыми твоими молитвами от мирскаго мятежа, меча, нашествия иноплеменников, от междуусобныя и кровопролитныя брани.

И якоже помиловал еси триех мужей в темнице седящих, и избавил еси их царева гнева и посечения мечнаго, тако помилуй и избави Великия, Малыя и Белыя Руси народ православный от пагубныя ереси латинския.

Яко да твоим ходатайством и помощию, Своим же милосердием и благодатию, Христос Бог, да воззрит милостивным оком Своим на люди в невежествии сущия, иже десницы ни шуйцы своея не познаша, паче же юныя, киим обольщения латинския глаголются во еже отвратити от веры православныя, да просветит разум людей Своих, да не соблазнятся же и не отпадут от веры отеческия, совесть, суетными мудрованьми и невежествиими усыпленную, да пробудит, волю обратит ко хранению святыя веры Православныя, да помянет убо веру и смирение отцев наших, живот свой за веру Православную положивших, приемлющи моления теплыя святых угодников Своих, в земли нашей просиявших, соблюдающих нас от прелести и ереси латинския, да сохранивши нас во святем Православии сподобит нас на страшнем Судищи Своем деснаго стояния со всеми святыми. Аминь.

19 декабря по новому стилю приходится на Рождественский, или Филиппов, как его еще называют, пост. В этот день можно есть рыбу, но нельзя есть мясо, яйца и другие продукты животного происхождения.

Николай Чудотворец считается покровителем, заступником и молитвенником о плавающих и, вообще, всех, кто путешествует. Например, как говорит житие святителя, в юные годы, путешествуя из Миры в Александрию, он воскресил моряка, который во время жестокой бури сорвался с мачты корабля и, упав на палубу, разбился насмерть.

Мы празднуем сегодня день смерти святителя Николая Чудотворца. Какое это странное совмещение слов: праздник о смерти… Обычно, когда кого-нибудь застигнет смерть, мы тоскуем и плачем об этом; а когда умрет святой - мы об этом ликуем. Как же это возможно?

Возможно это только потому, что когда умирает грешник, у остающихся тяжело лежит на сердце чувство, что настало время разлуки, хотя бы временной. Как бы ни была крепка наша вера, как бы надежда нас ни окрыляла, как бы мы ни были уверены в том, что Бог любви никогда окончательно не отделит друг от друга тех, которые любят друг друга хоть несовершенной, земной любовью - все-таки остается грусть и тоска о том, что мы не увидим в течение долгих лет лица, выражения глаз, светящихся на нас лаской, не прикоснемся к дорогому человеку благоговейной рукой, не услышим его голоса, доводящего до нашего сердца его ласку и любовь…

Но наше отношение к святому не совсем таково. Даже те, кто был современником святых, уже при их жизни успели осознать, что, живя полнотой небесной жизни, святой не отделился от земли при жизни, и что когда он телом почиет, он все равно останется в этой тайне Церкви, соединяющей живых и усопших в едино тело, в един дух, в едину тайну вечной, Божественной, победившей все жизни.

Умирая, святые могли сказать, как Павел говорил: я подвигом добрым подвизался, веру сохранил; теперь готовится мне награда вечная, теперь я делаюсь сам жертвоприношением…

И вот это сознание - не головное, а сознание сердца, живое чувство сердца о том, что святой не может от нас отлучиться (так же как от нас не отлучается ставший для нас невидимым Христос воскресший, так же как не отсутствует невидимый нам Бог), вот это сознание позволяет нам радоваться в день, когда, как говорили древние христиане, человек родился в вечную жизнь. Он не умер - а родился, вошел в вечность, во весь простор, во всю полноту жизни. Он - в ожидании новой победы жизни, которой мы все чаем: воскресения мертвых в последний день, когда уже все преграды разделения падут, и когда мы возликуем не только о победе вечности, но о том, что Бог и временное вернул к жизни - но во славе, новой сияющей славе.

Один из древних отцов Церкви, святой Ириней Лионский говорит: слава Божия - это человек, до конца ставший Человеком… Святые являются такой славой для Бога; глядя на них, мы изумляемся тому, что Бог может совершить над человеком.

И вот, мы радуемся в день смерти того, кто на земле был небесным человеком, а войдя в вечность, стал для нас предстателем и молитвенником, не отлучившись от нас, оставаясь не только таким же близким, становясь еще более близким, потому что мы делаемся близкими друг другу по мере того, как делаемся близкими, родными, своими Живому Богу, Богу любви. Радость наша сегодня так глубока! Господь на земле пожал, словно зрелый колос, святителя Николая. Теперь он торжествует с Богом, на небесах; и как он любил землю и людей, умел жалеть, сострадать, умел окружить всех и встретить каждого изумительной ласковой, вдумчивой заботой, так и теперь он молится о нас всех, заботливо, вдумчиво.

Когда читаешь его жизнь, поражаешься, что он не только о духовном заботился; он заботился окаждой человеческой нужде, о самых скромных человеческих нуждах. Он умел радоваться с радующимися, он умел плакать с плачущими, он умел утешить и поддержать тех, кому нужно было утешение и поддержка. И вот почему народ, мирликийская паства его так полюбила, и почему весь христианский народ так его чтит: ничего нет слишком ничтожного, на что он не обратил бы внимание своей творческой любви. Нет ничего на земле, что казалось бы недостойно его молитв и недостойно его трудов: и болезнь, и беднота, и обездоленность, и опозоренность, и страх, и грех, и радость, и надежда, и любовь - все нашло живой отклик в его глубоком человеческом сердце. И он нам оставил образ человека, который является сиянием Божией красоты, он нам в себе оставил как бы живую, действующую икону подлинного человека.

Но оставил он нам ее не только для того, чтобы мы ликовали, восхищались, изумлялись; он нам оставил свой образ для того, чтобы мы от него научились, как жить, какой любовью любить, как забывать себя и помнить бесстрашно, жертвенно, радостно всякую нужду другого человека.

Он нам оставил образ и того, как умирать, как созреть, как встать перед Богом в последний час, отдав Ему душу радостно, словно возвращаясь в отчий дом. Когда я был юношей, мой отец мне раз сказал: научись в течение твоей жизни так ожидать смерть, как юноша трепетно ожидает прихода своей невесты… Вот так ждал и святитель Николай часа смертного, когда раскроются смертные врата, когда падут все узы, когда вспорхнет душа его на свободу, когда ему дано будет лицезреть Того Бога, Которому он поклонялся верой и любовью. Так и нам дано ждать - ждать творчески, не ждать оцепенело, в страхе смерти, а ждать с радостью того времени, той встречи с Богом, которая нас сроднит не только с Живым Богом нашим, со Христом, ставшим человеком, но и с каждым человеком, потому что только в Боге мы делаемся едины…

Отцы Церкви нас призывают жить страхом смертным. Из столетия в столетие мы эти слова слышим, и из столетия в столетие мы их превратно понимаем. Сколько людей живет страхом того, что вот-вот наступит смерть, и за смертью - суд, а за судом - что? Неизвестно. Ад? Прощение?.. Но не об этом страхе смертном говорили отцы. Отцы говорили о том, что если бы мы помнили, что через мгновение можем умереть, как бы мы спешили делать все добро, которое мы еще можем успеть сделать! Если бы мы думали постоянно, трепетно о том, что стоящий рядом с нами человек, которому мы сейчас можем сделать доброе или злое, может умереть - как бы мы спешили о нем позаботиться! Не было бы тогда никакой нужды, ни большой, ни малой, которая превосходила бы нашу способность жизнь посвятить человеку, который вот-вот умрет.

Я уже сказал нечто о своем отце; простите - я скажу еще одно личное. Моя мать три года умирала; она это знала, потому что я это сказал ей. И когда смерть вошла в нашу жизнь, она жизнь преобразила тем, что каждое мгновение, каждое слово, каждое действие - потому что оно могло быть последним - должно было быть совершенным выражением всей любви, всей ласки, всего благоговения, которые между нами были. И вот три года не было мелочи и не было крупных вещей, а было только торжество трепетной, благоговейной любви, где все сливалось в великое, потому что и в одном слове можно заключить всю любовь, и в одном движении можно выразить всю любовь; и это должно быть так.

Святые это понимали не только по отношению к одному человеку, кого они любили особенно ласково и на протяжении каких-то малых лет, на которые у них хватало духа. Святые умели так жить в течение целой жизни, изо дня в день, из часа в час, по отношению к каждому человеку, потому что в каждом они видели образ Божий, живую икону, но - Боже! - порой такую оскверненную, икону такую изуродованную, которую они созерцали с особенной болью и с особенной любовью, как мы созерцали бы икону, затоптанную в грязь перед нашими глазами. А каждый из нас грехом своим затаптывает в грязь образ Божий в себе.

Подумайте над этим. Подумайте над тем, как славна, как дивна может быть смерть, если только мы проживем жизнь, как святые. Они - подобные нам люди, отличающиеся от нас только смелостью и горением духа. Если бы мы подобно им жили! И как богата могла бы быть для нас память смертная, если вместо того, чтобы называться, на нашем языке, страхом перед смертью, она была бы постоянным напоминанием, что каждое мгновение есть и может стать дверью в вечную жизнь. Каждое мгновение, исполненное всей любовью, всем смирением, всем восторгом и крепостью души, может распахнуть время к вечности и нашу землю сделать уже местом, где явлен рай, местом, где живет Бог, местом, где мы едины в любви, местом, где все дурное, мертвое, темное, грязное побеждено, преображено, стало светом, стало чистотой, стало Божественным.

Дай нам Господь вдуматься в эти образы святых, и не друг друга, даже не себя спрашивать о том, что же делать, а обратиться прямо к ним, к этим святым, из которых некоторые были поначалу разбойниками, грешниками, людьми страшными для других, но которые сумели величием души воспринять Бога и вырасти в меру возраста Христова. Станем их спрашивать… Что с тобой случилось, отче Николае? Что ты сделал, как ты раскрылся силе Божественной любви и благодати?.. И он нам ответит; он своей жизнью и своей молитвой сделает для нас возможным то, что нам кажется невозможным, потому что сила Божия в немощи совершается, и все нам доступно, все нам возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе Христе.

Слово, произнесенное на литургии в день памяти святителя Николая 19 декабря 1973 г., в храме его имени, что в Кузнецах (Москва)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Поздравляю вас с праздником!

Когда мы празднуем день такого святого, как Николай Чудотворец, которого не только русское сердце, но вселенское Православие восприняло как один из самых совершенных образов священства, делается особенно трепетно и служить Божественную литургию и предстоять ей; потому что прежде чем он стал сотаинником апостолов, святитель Николай был подлинным, истинным мирянином. Сам Господь открыл, что именно его надо было поставить священником - за чистоту его жизни, за подвиг его любви, за его любовь к богослужению и храму, за чистоту его веры, за его кротость и смирение.

Все это было в нем не словом, а было плотью. В тропаре ему мы поем, что он был правило веры, образ кротости, учитель воздержания ; все это его пастве явилось самим делом, сиянием его жизни, а не только словесной проповедью. И таким он был еще мирянином. И таким подвигом, такой любовью, такой чистотой, такой кротостью он стяжал себе высшее призвание Церкви - быть поставленным архиереем, епископом своего града; быть перед глазами верующего народа (который сам является телом Христовым, местом пребывания Святого Духа, божественным уделом), среди православного народа стоять, как живая икона; чтобы можно было, взирая на него, в его глазах видеть свет Христовой любви, в его действиях видеть, воочию пережить Христово божественное милосердие.

Мы все призваны следовать одним путем. Нет двух путей для человека: есть путь святости; другой путь - путь отречения от своего христианского призвания. Не все достигают той высоты, которая нам явлена во святых; но все мы призваны быть настолько чистыми своим сердцем, своим помышлением, своей жизнью, своей плотью, чтобы мы могли быть как бы воплощенным присутствием в мире, из столетия в столетие, из тысячелетия в тысячелетие, Самого Христа.

Мы призваны быть так совершенно, так полно отданными Богу, чтобы каждый из нас стал как бы храмом, где живет и действует - и в нас и через нас - Святой Дух.

Мы призваны быть дочерьми и сынами нашего Небесного Отца; но не иносказательно только, не потому только, что Он с нами обращается, как отец обращается с детьми. Во Христе и силой Святого Духа мы призваны подлинно стать Его детьми, подобными Христу, приобщившись Его сыновству, получив Духа сыновства, Духа Божия, так, чтобы наша жизнь была сокрыта со Христом в Боге.

Этого мы не можем достигнуть без труда. Отцы Церкви нам говорят: пролей кровь и получишь Дух… Мы не можем просить Бога о том, чтобы Он вселился в нас, когда сами мы не трудимся над тем, чтобы приготовить Ему святой, очищенный, богопосвященный храм. Мы не можем Его звать в глубину нашего греха вновь и вновь, если не имеем твердого, пламенного намерения, если мы не готовы, когда Он к нам снизойдет, когда Он нас взыщет, как заблудшую овцу, и захочет понести обратно в отчий дом, быть взятыми и унесенными навсегда в Его Божественных объятиях.

Быть христианином - это быть подвижником; быть христианином - это бороться за то, чтобы преодолеть в себе все, что является смертью, грехом, неправдой, нечистотой; одним словом - преодолеть, победить все то, из-за чего Христос был распят, убит на Кресте. Грех человеческий Его убил - мой, и ваш, и наш общий; и если мы не избываем и не изживаем греха, то мы приобщаемся либо тем, которые небрежением, холодностью, безразличием, легкомыслием отдали Христа на распятие, либо тем, которые злобно Его хотели уничтожить, стереть с лица земли, потому что Его облик, Его проповедь, Его личность были их осуждением.

Быть христианином - это быть подвижником; и однако самим нам спастись невозможно. Наше призвание настолько высоко, настолько велико, что человек своими силами не может осуществить его. Я уже говорил, что мы призваны быть как бы привитыми к человечеству Христа, как веточка прививается к животворному дереву - с тем, чтобы жизнь Христова била ключом в нас, чтобы мы были Его телом, чтобы мы были Его присутствием, чтобы наше слово было Его словом, наша любовь - Его любовью, и наше действие - Его действием.

Я сказал, что мы должны стать храмом Святого Духа, но больше чем вещественным храмом. Вещественный храм содержит в себе присутствие Божие, но не пронизывается им; а человек призван так соединиться с Богом, как, по слову святого Максима Исповедника, огонь пронизывает, проникает железо, делается с ним одно, и можно (говорит Максим) резать огнем и жечь железом, потому что больше нельзя различить - где горение и где горючее, где человек и где Бог.

Этого мы не можем достичь. Мы не можем стать сынами и дочерьми Божиими только потому, что мы сами этого хотим или об этом просим и молим; мы должны быть приняты Отцом, усыновлены, должны стать, по любви Божией ко Христу, тем, чем Христос является для Отца: сынами, дочерьми. Как же нам этого достичь? Ответ на это нам дает Евангелие. Петр спрашивает: Кто же может спастись? - И Христос отвечает: Невозможное человеку возможно Богу. ..

Подвигом мы можем открыть свое сердце; охранить от нечистоты свой ум и душу; мы можем направить свои действия так, чтобы они были достойны нашего призвания и нашего Бога; мы можем плоть нашу сохранить чистой для приобщения Тела и Крови Христовых; мы можем открыться Богу и сказать: Прииди, и вселися в ны … И мы можем знать, что если мы искренним сердцем этого просим, этого хотим, то Бог, Который хочет нам спасения больше, чем мы умеем сами себе его хотеть, нам егодаст. Он же Сам в Евангелии нам говорит: Если вы, будучи злыми, умеете добрые подарки давать своим детям, насколько больше Отец ваш Небесный даст Духа Святого просящим у Него…

Поэтому будем всей силой нашей человеческой немощи, всем горением нашего тусклого духа, всей надеждой нашего сердца, тоскующего по полноте, всей нашей верой, которая вопиет к Богу: Господи, верую, - однако помоги моему неверию! , всем голодом, всей жаждой нашей души и тела будем просить Бога о том, чтобы Он пришел. Но вместе с тем, всеми силами нашей души, всеми силами нашего тела будем приготовлять Ему храм, достойный Его прихода: очищенный, посвященный Ему, охраненный от всякой неправды, злобы и нечистоты. И тогда - придет Господь; и совершит, как Он обещал нам, с Отцом и Духом, Тайную вечерю в наших сердцах, в нашей жизни, в нашем храме, в нашем обществе, и воцарится Господь во век, Бог наш в род и род.

В западном христианстве образ святителя Николая Чудотворца соединился с образом фольклорного персонажа - «рождественского деда» - и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. - святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на день святителя Николая, но чаще - на Рождество Христово.

У истоков традиции дарить подарки от имени Санта-Клауса - история о чуде, которое совершил Николая Угодник. Как говорит житие святителя, он спас от греха семью бедного человека, который жил в Патарах.

У бедняка было три прелестных дочери, и нужда заставила его задумать страшное - он хотел отправить девушек заниматься проституцией. Местный архиепископ, а им как раз служил Николай Чудотворец, получил откровение от Господа о том, что в отчаянии задумал его прихожанин. И решил спасти семью, причем тайно ото всех. Однажды ночью он завязал в узелок золотые монеты, которые достались ему в наследство от родителей, и бросил мешок бедняку в окошко. Отец дочерей обнаружил дар только утром и подумал, что это сам Христос послал ему подарок. На эти средства он выдал замуж за хорошего человека свою старшую дочь.

Святитель Николай возрадовался, что его помощь принесла добрый плод, и так же, тайком, закинул второй мешочек с золотом в окно бедняку. На эти средства тот сыграл свадьбу средней дочери.

Бедняку не терпелось узнать, кто же его благодетель. Он не спал ночами и ждал, не придет ли тот, чтобы помочь третьей дочери? Святитель Николай не заставил себя долго ждать. Услышав звон узелка с монетами, бедняк догнал архиепископа и узнал в нем святителя. Упал к его ногам и горячо благодарил его за то, что тот уберег семью от страшного греха.

19 декабря и 11 августа по новому стилю православные христиане вспоминают, соответственно, смерть и рождество святителя Николая Чудотворца. По времени года эти праздники получили народные названия - Никола Зимний и Никола Осенний.

Николой Вешним (то есть весенним), или Николой Летним, называли праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, который отмечается 22 мая по новому стилю.

Словосочетание «Никола Мокрый» происходит от того, что этот святой во все века считался покровителем моряков и, вообще, всех путешествующих. Когда храм во имя Николая Угодника строили мореходы (часто - в благодарность за чудесное спасение на водах), в народе его называли «Никола Мокрый».

На Руси Николая Угодника почитали «старшим» среди святых. Николу называли «милостивым»; в честь него строили храмы и называли детей - с древности и вплоть до начала XX века имя Коля было самым популярным среди русских мальчиков.

Про Николу Зимнего (19 декабря) в избах в честь праздника устраивали праздничные трапезы - пекли пироги с рыбой, варили брагу и пиво. Праздник считался «стариковским», самые уважаемые люди села собирали в складчину богатый стол и вели долгие беседы. А молодежь предавалась зимним развлечениям - каталась на санках, водила хороводы, пела песни, готовилась к святочным посиделкам.

На Николу Летнего, или Вешнего (22 мая), крестьяне устраивали крестные ходы - с иконами и хоругвями шли в поля, совершали молебны у колодцев - просили о дожде.

В народном календаре дата 22 мая – Никола Вешний, весенний, летний, теплый, травный, Николин день. Приметы на Николу (22 мая) подскажут, каким будет урожай в этом году. Православная церковь в этот день отмечает перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из города Миры в город Бари.

Святой родился в III веке в колонии Патара (Греция), с детства был очень религиозен, преуспевал в изучении Священного Писания. Днем он не выходил из храма, а ночью читал книги и молился. Полученное после смерти родителей имущество Николай раздал нуждающимся, а свою жизнь посвятил служению Богу.

Жил святитель и чудотворец в малазийском городе Миры, где был и погребен около 345 года. Через семь веков на город напали мусульмане и разрушили его. Чтобы уберечь от поругания мощи Николая Угодника перевезли в город Бари, находящийся в Южной Италии. В 1087 году жители города поместили мощи святого в специально построенный храм, где они находятся и сегодня, привлекая верующих людей со всего мира.

22 мая: традиции и обычаи дня

Праздник Никола Вешний – важная аграрная дата. С этим днем связано много примет, присловий и поговорок. К нему приурочено множество обрядовых действ и сельскохозяйственных дел. Во многих текстах, относящихся ко дню теплого Николы, содержится сравнение или двух Никольских дат ( и 22 мая), или двух больших весенних праздников – ) и Николина дня.

В народе этот день ожидали с большим нетерпением. Его называли Николой вешним (весенним), теплым, травным. С этой даты ждали наступление настоящего тепла и роста трав.

До Николы крепись, хоть разопнись, а с Николы живи – не тужи.

Пришел бы Никола, а тепло будет.

По опыту зная, что весеннее тепло переменчиво и в любой момент может смениться ненастьем, говорили:

До Николы не стриги овечки, не сей гречки.

Хвали зиму после Николина дня.

В северных регионах считали, что от Николы может быть ещё 12 морозных утренников, которые могут растянуться аж до ). Если погода в этот день оставалась холодной, уповали на : Никола травит, а Троица правит .

С Николы начинает хорошо расти трава. Для крестьян это было не просто отрадно и красиво, но и очень важно, потому что появлялась возможность лошадей и скот перевести на подножный корм, да и свой рацион значительно обогатить зеленью. Поэтому тема никольской травы широко представлена в приметах и поговорках:

В году два Николы: один травный, другой морозный.

Егорий с теплом, а Никола с кормом.

Егорий с водой, Никола с травой.

Не хвались на Егория посевом, а хвались на Николу травой.

В былые времена особо уважительно относились к земле, готовой к росту трав. Поэтому по ней запрещалось бить палкой.

Настоящей благодатью считался начавшийся в этот день дождь, который так необходим набирающей силу траве, уже посеянным яровым хлебам, для хорошего увлажнения почвы под посев других зерновых культур.

Велика Божья милость, если на Николу Вешнего дождик пойдёт.

Если в Николин день дождь, то лето не будет засушливое и хлеба уродятся.

Поэтому, если в этот день не было дождя, то молились Николаю Угоднику, прося его смиловаться и подарить весенней земле долгожданную влагу.

В некоторых местах с этого дня начинали сеять пшеницу и овес. Там, где уже ранний посев яровых состоялся, на Николу теплого приходился средний посев. При подготовке к севу опирались не столько на календарную дату, сколько на состояние природы. Например, считалось, что сеять пшеницу нельзя до тех пор, пока на дубе лист не развернется или пока черемуха не расцветет. А вот если береза «раскинулась», самое время сеять. Также земледельцы начинали сеять пшеницу тогда, когда босая нога сможет вытерпеть холод во вспаханной борозде.

Существовала ещё одна интересная поговорка, приуроченная к этому дню: «Святой Егорий запасает коров, Никола коней». Указывает она на то, что с Юрьева дня (6 мая) появляется первая трава и начинается выпас коров, а с Николина дня – лошадей. Кони переходят на подножный корм. Вообще весенний Никола считается покровителем лошадей. В день его памяти заказывали молебен с водосвятием, чтобы подарить животным здоровье и защитить их от диких зверей. С Никольского дня начинали лошадей гонять в «ночное», привязывая им медные колокольчики, по звуку которых можно было с легкостью разыскать деревенский табун. Скотоводы обращались к святому, прося: «Николай Чудотворец, присмотри за нашей скотиной », причем каждую корову и лошадь называли по имени.

От каждого села в конюхи выбирали холостых парней, а потом всем миром их провожали. Специально для них пекли пироги с кашей и готовили презенты. После обильного угощения конюхи отправлялись на луга, где всю ночь веселились. При свете костров они справляли свой нехитрый пир: привозили водку, закуску, жарили яичницу, а после заката к ним присоединялись девушки. Молодежь веселилась, пела песни и водила хороводы до самого утра. По этой причине Никола Вешний на Руси традиционно считался мужским праздником.

В связи с переводом скотины на подножный корм, с этого дня «заказывали» луга, т.е. на межах втыкали в землю ветки и прутья. Таки образом обозначали места, на которых запрещалось пасти животных.

После Николина дня городи городьбу.

22 мая заканчивали сажать картофель, который в старину ценили не меньше хлеба. Крестьяне в этот день около дома выкладывали кресты из веточек или щепок, жгли у крыльца ветки ольхи, чтобы защитить жилище и его обитателей от змей.

В религиозном сознании Николай Угодник непосредственно связан с водной стихией. Он является покровителем моряков, рыбаков и всех плывущих по океанам, морям, рекам и озёрам. Связано это с эпизодами из жития святого, где рассказывается о спасении Николаем Чудотворцем утопающих или попавших в бурю людей. Существует много заговоров и молитв, в которых обращаются к святому с просьбой спасти и сохранить «на водах». Как раньше, так и сегодня на любом судне в обязательном порядке присутствует образ святого Николая.

Народный календарь эту связь отразил по-своему. Считалось, что до вешнего Николы нельзя мочить коноплю, а намоченную следуют вытянуть, чтобы потом не пришлось вытягивать утопленника. До этого дня не купались.

22 мая: приметы и поверья

  1. Дождь на Николу Вешнего – к хорошему урожаю.
  2. Если на Николу лягушки заквакают, то овес будет хорош.
  3. До святого Николы не стриги овец, не сей гречки, не купайся в водоёмах.
  4. Сон с 21 на 22 мая сбудется у людей, родившихся в этот день. Сновидение, увиденное днем 22 мая, исполнится через 5 лет, когда вы уже про него забудете.

Видео: 22 мая – «Никола Вешний»

Приближенный к Богу Николай Чудотворец поистине считается его любимцем. Святой Николай покровительствует детям, торговцам, возлюбленным, солдатам и является защитником всех людей. Праведная жизнь Святителя удостоила его высокого сана, чистого сердца и обожания среди людей.

Ежегодно день памяти Николая Чудотворца празднуется 22 мая. Это связанно с переносом его мощей из Греции в Италию, в город Бари. Угодник Божий прожил праведную жизнь и помог многим людям, особенно тем, кого испытывала судьба. Он поднимал на ноги уже, казалось, неизлечимо больных, наставлял на путь истинный каждую заблудшую душу, боролся с язычеством, смело давал отпор всякому невежеству, помогал обрести счастье, любовь, успех и богатство. Обращенные к посреднику между Богом и людьми молитвы в день его памяти наиболее эффективны и могут исполнить любые ваши желания .

Жизнь Николая Угодника

С ранних лет Святитель был приверженцем христианской религии : маленький мальчик присутствовал на каждой литургии и изучал Священное Писание. В отрочестве Николай получил сан священника и безоговорочно отдал свою жизнь служению Господу. Его работой восхищались все прихожане, ведь Угодник обладал сердобольностью, милосердием, открытостью, сочувствием и любовью ко всем людям. Никто не уходил из церкви без совета и помощи Николая: он протягивал руку каждому оступившемуся и заблудшему человеку. Наследство, которое получил приближенный к Богу после смерти своих родителей, он сразу же раздал на нужды людей, тем самым снискав еще больше любви и уважения среди христиан.

Зрелость Николай провел в паломничестве: он посетил все места, где прежде ступала нога Спасителя. Вернувшись на родину, он был встречен радостной новостью: Угоднику сообщили, что он получил сан епископа. Приняв новую должность, Святитель не изменил своим привычкам, оставаясь таким же скромным, кротким, добрым и отзывчивым человеком. За долгую жизнь и заслуги перед Господом и людьми в народе его прозвали Чудотворцем. Как утверждает история, Николай действительно помогал каждому нуждающемуся, больному и немощному. Были случаи, что Николай воскрешал убиенных и ушедших из жизни по чужой или злой участи людей.

Как правильно встретить день памяти Николая Чудотворца

Чтобы последующий год принес только радость и процветание, необходимо провести день в молитвах Святому Угоднику о благополучии, здоровье близких и любимых людей, защите дома и увеличении материального состояния. Необходимо в день памяти заниматься полезными делами, помогать людям и трудиться не покладая рук.

Священнослужители призывают помолиться обо всем, что требуется вашей душе. Если слова искренни, наполнены верой и идут от самого сердца, то Бог и Николай Чудотворец непременно помогут вам.

В празднество Николая Летнего наши предки начинали посев культурных растений: считалось, что сажать после 22 мая бессмысленно, и не стоит ждать богатого урожая.

Ранним утром нужно принять ванну или сходить в баню. Надев все чистое, следует приступать к генеральной уборке дома. После трудового дня все члены семейства должны встретиться за праздничным столом. Кушать можно все, что послал вам Бог, главное, чтобы это было приготовлено с любовью и чистыми помыслами.

А вот предаваться недобрым помыслам и желаниям в этот день считается смертным грехом. Нельзя лениться: проведя весь праздник без работы, вы рискуете остаться без денег на весь год. А отказ в помощи нуждающемуся человеку обречет на череду неудач .

Святой Николай является заступником детей, поэтому следует подготовить небольшие подарки маленьким членам семьи. По возможности следует помочь сиротам и пожертвовать деньги на благотворительность. Это притянет удачу и приумножит в будущем все ваши отданные деньги в несколько раз.

Пьянство и дебоширство крайне запрещено в этот святой праздник. Николай Чудотворец отвернется и от людей, которые в день его памяти ругаются, ссорятся, скандалят.

Традиции на Николу Летнего

Так как Николай является заступником личного счастья, многие одинокие люди притягивают в свою жизнь любовь с помощью заговоров , ритуалов и молитв . Следует это делать на заре: в это время Николай Угодник внемлет каждой просьбе и помогает обрести любимого человека, с которым вы разделите все тяготы жизни.

На Руси было принято в ночь с 21 по 22 мая выгонять на пастбища скот, а именно — лошадей и овец. Это было грандиозное зрелище, даже по сей день в некоторых деревнях сохранилась подобная традиция. Святитель покровительствует этим священным животным и помогает им излечиться от всех болезней и окрепнуть, чтобы принести большой достаток хозяевам. С вечера устраивалось огромное пиршество для пастухов: на полях разжигались костры, а жители выходили посмотреть на ночной выгул скота. Ночью начиналось большое гулянье с песнями и плясками, где одинокие люди могли присмотреть себе вторую половинку. Это время считалось для молодых людей входом во взрослую жизнь, а родители не стремились контролировать пылкие поступки своих чад.

Чтобы урожай был богатым, а почва плодородной, следует выйти поутру в поле или огород и прочитать молитву Николаю Угоднику , попросить защитить и приумножить яства, которые растут на вашей земле. Если вы не имеете своего участка, то можете просто попросить у Святителя помощи в деньгах и безбедной жизни.

Никола Летний очень почитается в России: его любят как взрослые, так и дети. Этот праздник символизирует конец весны и начало жаркого лета. Необходимо провести этот день правильно, чтобы заручиться поддержкой Николая Чудотворца . При соблюдении всех правил он станет вашим заступником и исполнит любые желания. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Рассказ о том, почему день 22 мая стал для греков траурной датой календаря, а для итальянцев - радостной.

22 мая во всех православных храмах городского округа Домодедово пройдут торжественные богослужения. Они посвящены событию, которое произошло 932 года назад. 22 мая 1087 года мощи святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских были доставлены в итальянский город Бари.

Корсарский корабль

Погожим майским днём 1087 года пристань портового Бари была, как всегда наполнена суетой. Пришвартованные к крепкому дубовому настилу корабли слегка покачивались на волнах, пронзительно кричали чайки, пахло солью, смолой и рыбой. По пирсу сновали грузчики, на спинах выносившие мешки с одного из торговых большегрузов, вразвалочку ходили бывалые моряки. Возле входа на пирс пожилой таможенный чиновник записывал в амбарную книгу названия судов и взимал торговую пошлину. «Название корабля? Цель приезда? - гусиное перо быстро скользило по пергаменту, - Имя капитана?». «А если господин негоциант не хочет называть своего имени?» - «О, тогда разговор короток: стража!!!». Гремя алебардами и пиками тут же бросались на помощь стражники. Купцу, который не догадался вовремя положить пару монет в раскрытый карман таможенника, приходилось рассчитываться уже с офицером портовой стражи.

За всей этой привычную суету с борта галеры «Санта Мария» наблюдал капитан. Он нервничал. О табаке и Новом Свете в Европе ещё не слышали, а потому капитан пожёвывал соломинку. Слишком много внимательных глаз в порту! И эти цепкие взгляды уже наверняка отметили хищные обводы его судна. Нет, всё было как и на других кораблях - щиты, фальшборт и амбразуры для ведения морского боя. Любому купцу приходилось сталкиваться с пиратами, а потому вооружению торгового судна придавалось большое значение. Но водоизмещение «Санта Марии» явно не подходило для торговых операций, она была скорее быстроходной яхтой. На таких отправляются с дипломатическими миссиями. Или совершают набеги на прибрежные города.

Эй, на корабле! - раздалось с пирса, - Куда собираетесь?

В Антиохию! - ответил капитан и быстро отошел от борта. Только расспросов ему сейчас не хватало!

На колокольне Бари уже отзвонили полуденные колокола, когда появился пассажир, которого ждали на корабле. Двое носильщиков втащили по дрожащим сходням за опоясанным мечом рыцарем большой сундук. Тут же сходни были скинуты, сняты причальные концы и, развернув огромный парус, корабль направился к горизонту.

Ветер перемен

Привычный мир Средневековой Европы стремительно менялся. За четыреста лет до отправки корабля из портового Бари из аравийской пустыни пришел Ислам, сразу же изменивший облик мира. Из двух держав, веками боровшихся за мировое господство - Византии и Персии - уцелела только Византия. И уцелела только ценой неимоверных усилий. Ею были потеряны все Африканские владения и большая часть Ближнего Востока. Под властью арабов оказалась главная святыня христиан - Иерусалим. Последователи воинственного пророка огнём и мечом прошли до Испании и Сицилии. Да что там Сицилия! Родной Бари целых двадцать лет был под властью сарацин! Европа гудела, словно огромный колокол.

При отсутствии одной силы, которая контролировала Средиземноморье со времён Римской Империи, быстро стали развиваться небольшие портовые города, такие как Генуя, Бари или Венеция. Прибрежные леса безжалостно вырубались, зато со сказочной быстротой строились военные и торговые галеры, а отчаянные капитаны в поисках наживы совершали совершенно немыслимые плавания. Их мало интересовала разница между торговыми и пиратскими операциями. Одно вполне могло включать в себя и другое. Эта удаль начала приносить плоды: золото из охваченной войной Малой Азии быстро перетекало в карманы европейских купцов. Грозным соперником европейцев на море стали берберские и алжирские пираты. Столкновение с ними в море были обычным делом.

В этих условиях непрекращающейся войны за обладание морем и сушей, точкой опоры для корабелов стала христианская религия. Если тебе постоянно грозит смерть от морских волн, арабских стрелы или болезней, поневоле стаешь религиозным человеком. Своим главным покровителем моряки издревле считали святого Николая. Он усмиряет бури и быстро отвечает на молитвы, защищает вдов и вступается за обиженных. Его мощи, которые веками хранились в малоазийском городе Миры Ликийские, оказались в эпицентре боевых действий. А потому идея переправить их в Европу носилась буквально в воздухе. О подобной операции поговаривали не только в Бари, но и главные конкуренты: венецианцы и генуэзцы. Вот чьих цепких взглядов опасался капитан «Санта Марии» перед отплытием. В сундуке опоздавшего рыцаря было золото - для выкупа святых мощей. А сам он входил в Городской совет. Капитан понимал, что получив самого святого Николая, его родной Бари сразу выделится из массы торговых городов! А если переговорный процесс не сложится, он был готов действовать по обстоятельствам. В том числе и при помощи силы. Игра стоила риска!

«Украли!»

Берег Малой Азии встретил корабелов неприветливо. Как рассказано в исторических хрониках Никифора и архидиакона Иоанна, первая попытка пристать к Мирам окончилась неудачей. Город был захвачен арабами. Совсем недавно у них скончался военачальник, их горе было всеобщим, о запрете Пророка Мухамеда на алкоголь они слухом не слыхивали, а потому тризну справляли во вполне языческом духе. Тут и там пылали дома. Европейский корабль они приняли за подарок судьбы, и тут же всей шумной толпой попытались его захватить. Дротики и стрелы с сухим стуком впивались в борта судна. Ответным огнём христиане охладили пыл нападавших, но о том,

что бы пристать - и речи не могло быть. - Мы теряем время! - сокрушался капитан, - когда арабы уйдут, сюда обязательно нагрянут генуэзцы!

На коротком военном совете было решено отвести корабль в ближайшую бухту и наблюдать. Ожидания оправдались. Через неделю арабы оставили разграбленные Миры. Местные жители прятались в горах, а потому отряд моряков вошёл в город без препятствий. Опасения о том, что арабы могли под горячую руку сжечь мощи святителя Николая, не подтвердились. Во-первых мусульмане тоже его почитали. Поднимать руку на грозного святого они не решились. Даже церковь не тронули. А во-вторых, местные монахи от греха мощи спрятали. Да так хорошо, что отыскать их оказалось делом очень сложным. Переговоры с хранителями мощей ничего не дали. Блеск золота не произвёл на монахов никакого действия. «Мы не торгуем святыней! - спокойно отвечали они на все посулы и обещания, - Возвращайтесь домой, и скажите всем: святой Николай не продаётся».

Тогда языки вам развяжет пытка! - в сердцах воскликнул капитан.

Ни голод, ни меч, ни страдания не отлучат нас от любви Божьей! - сказали они, - Мы не выдадим вам мощи! Кроме того, монахи пригрозили ударить в набат и собрать на защиту святыни весь город.

Уподобляться арабам и воевать со стариками, женщинами и детьми итальянцам не хотелось. А вот получить мощи Святителя - очень! Они же где-то тут, совсем близко! Нет, пытать монахов итальянцы не стали - твёрдость хранителей святыни внушила уважение. Но монахов связали и начали планомерный обыск базилики. Моряки решились на то, на что не дерзнули сарацины! Начали попросту грабить храм. Прошёл час, но найти сокровище не удавалось. Один из моряков по имени Маттео в сердцах кинул лом на мозаичный пол. Мозаика ответила гулким звоном, словно под ней была пустота. «Нашёл! - вдруг озарило Маттео, - Я нашёл!». Моряки бросились лихорадочно разбирать полы всем, что попадалось под руки. И, наконец, пол поддался. Похитители буквально провалились в гробницу святителя Николая, наполненную благоухающим ароматом.

В пылу поисков итальянцы позабыли про монахов. Одному из них удалось развязаться, и он бросился на колокольню. Над Мирами Ликийскими поплыл призывный набат, мгновенно подхваченный остальными храмами. «Украли, украли Николая!» - кричал монах с колокольни. Из окрестных гор на звон и крик начали сбегаться люди. Вскоре в святотатцев полетели камни.

Наспех переложив мощи в деревянный ларец, прикрываясь скамьями и столами, моряки бросились назад - к порту. Ещё бы чуть-чуть и жителям Мир удалось бы отбить святыню! Моряки потеряли даже чудотворную икону святителя, известную на всю Европу! Но ларец с мощами они держали цепко. С корабля пришла подмога. Блеск рыцарских мечей позволил выиграть похитителям какие-то минуты. Когда рубили швартовые канаты, на набережной уже собрался весь город! «Украли, украли святителя!» - со слезами кричали горожане. День 22 мая стал для Мир Ликийских поистине чёрным днем!

Победителей не судят

Излишне говорить, что родной Бари встретил расхитителей гробниц как героев! Город был украшен флагами, звонили все колокола, войска, вставшие вокруг пути в Собор и жители кричали от восторга! Местный епископ сначала было насупил брови: воровать-то плохо! Особенно мощи! Но затем сменил гнев на милость - победителей не судят. А то, что моряки были именно победителями и героями не сомневался в ликующем итальянском Бари никто. Очень быстро церковные власти утешились благочестивыми размышлениями о том, что без воли самого святителя Николая авантюра моряков бы не удалась. А потому похищение стали называть «перенесение святых мощей» святителя Николая. Как оказалось, второпях итальянцы унесли из разграбленной базилики в Мирах далеко не все останки святителя. Но жителям Малой Азии это помогло мало. Не пройдёт и десяти лет, как оставшиеся части мощей заберут крестоносцы. Сейчас они хранятся на венецианском острове Лидо. И недавно проведённая медицинская экспертиза показала, что костные фрагменты, которые хранятся в Бари и Венеции, принадлежат одному человеку. Удалось даже реконструировать его лицо. Оно очень похоже на иконописные изображения святителя Николая, каким мы его знаем.

С высоты птичьего полёта

Если смотреть в перспективе прошедшего тысячелетия, то эта драматичная история похищения мощей кажется в какой-то мере оправданной. Византия навсегда перестала существовать. Многочисленные святыни Константинополя турки попросту сожгли. Но мощи святителя Николая - уцелели. И в сегодняшнем открытом мире им может поклониться любой верующий во Христа человек, доступ к Святителю открыт всем. Небольшие частицы его святых мощей разошлись по всему христианскому миру. Двадцать пять московских обителей и храмов обладают этой святыней! Среди них - Даниловский, Сретенский, Покровский и Новодевичий монастыри, Богоявленский Елоховский собор и храм святителя Николая при Третьяковской галерее. Не обязательно ехать в далёкую Италию. Кроме того, как и тысячу лет назад, святитель Николай остаётся «скорым помощником», который обязательно ответит на молитву верующего человека. Лишь бы она шла из чистого сердца!

С праздником, дорогие домодедовцы!

В народе 22 мая чествуется Никола Летний. Считалось, что с этого дня начинали хорошо расти травы, а потому домашнему скоту начиналось раздолье с кормами.

Главная примета дня: если на Николу идет дождь - к урожаю и здоровью.

Этот святой издревле считался заступником крестьян, поэтому на Николу начинали средний посев яровых хлебов. А еще в этот праздник было принято сажать картофель.

Крестьяне верили: "Попроси Николу, а он Спасу скажет". Тем, кто интересуется, можно ли работать на Николу летнего, стоит ответить, что в этот день также стригли овец. Крестьяне устраивали целые крестные ходы и, держа в руках иконы и хоругви, шли в поля, совершали молебны у колодцев, испрашивая у Бога дождя.

Христиане говорили о великой Божьей милости и благодати, выражающейся в падающих с неба каплях. А еще на Николу летнего 22 мая можно сажать гречиху.

Этот праздник считался и праздником конюхов, потому как Николай вешний покровительствовал лошадям. В этот день начинали выгон лошадей, а еще вся молодежь с заходом солнца отправлялась на луга.

Говорили: "Парни в первый раз едут в ночное".

С собой брали лошадей, разжигали костры и пировали: пели песни, водили хороводы и плясали до утренней зари. Говорили так: "Никола весенний лошадь откормит, а осенний на двор загонит".

Взрослые и люди преклонного возраста заказывали молебны с освящением воды, чтобы Никола уберег табуны от волков и медведей и даровал коням силу и здоровье.

С Николиного дня осуществлялось "заказывание" лугов с использованием прутьев и веток деревьев. Их втыкали в землю на межах и тем самым запрещали выпас скота на этих территориях. Крестьяне верили, что если на Святого Николу летнего заквакают лягушки, то будет хороший урожай овса.

К этому времени его необходимо было уже отсеять, потому как "овес Микольский будет ни хозяйским, ни конским", то есть не подходить ни людям, ни животным. Это отличная пора для сбора одуванчиков и начала их заготовки на зиму в виде варенья, а также в виде сухого сбора в лекарственных целях.

Что нельзя делать на Николу Летнего?

Чтобы волки не трогали стада, в этот день не принято было прясть. Считалось, что в это время у волков очень сильно обостряется нюх и они могут с большей яростью резать овец. Кроме того, никому не давали личные ткацкие орудия и не упражнялись в сновании.

В период между празднованием дня Святого Юрию и Святого Николая не водружали изгородей, а вот на счет употребления мяса сведения противоречивые.

Есть примета, что в этот день на столе обязательно должен быть утиный суп.