Флаг сечи. Запорожская Сечь, её значение и уничтожение

Ближайшей самостоятельной ветвью Малороссийского казачества является лихое Запорожье, сделавшееся чем то вроде академии для выработки могучих, закаленных характеров и непоколебимых в своих убеждениях бойцов.

Запорожье было носителем и хранителем старинных традиций и обычаев древних черкас. Запорожье - единственная из всех казачьих общин, сохранивших свою независимость и полное самоуправление до 1775 года, когда знаменитая Сечь была занята русскими регулярными войсками и прекратила свое почти 275-летнее, полное героических и сказочных подвигов, существование.

Запорожская Сечь сплошь состояла из Малороссийских черкас, искавших вольной волюшки и тяготившихся различными стеснениями, творимыми над ними польским правительством. Поступая в Сечь, они как бы отрекались от всего, оставшегося за еe границами, как бы поступали в своеобразный военный монастырь, в котором крепко держалось самое тесное братство и товарищество, где на обыкновенную храбрость мало обращалось внимания, где все должны были быть храбрыми и воинами, вольными как степной ветер, в частной жизни и скованными железной дисциплиной и сознательными традициями в военное время.

Кроме Малороссийских и частью Донских казаков Сечь пополняли и другие разнообразные по своему племенному и сословному составу рыцари, но число их было до того незначительно, так как охотников к суровой, пропитанной казачьим мировоззрением, жизни находилось немного, что пропадало без какого-либо следа в плотной казачьей массе истых Запорожцев.

Трудно точно сказать, когда было основано ядро Запорожского казачества, хотя данные говорят за то, что существование его относится к глубокой древности, и, во всяком случае, к циклу Киевских князей. Письменные же документы утверждают, что основателем Запорожской Сечи был борец за независимость Литовской Руси, волынский дворянин Евстафий Дашкевич, который, после упорной борьбы с поляками, бежал за днепровские пороги и приютился там в обществе промышлявших набегами вольных казаков. В 1500 году он соединил в сплоченное товарищество отдельные ватаги и они вместе построили на одном неприступном Днепровском острове свой укрепленный Кош - Запорожскую Сечь. По летописным сведениям Евстафий Дашкевич был у Запорожских казаков первым кошевым атаманом.

Скоро Запорожцы сделались грозой всего магометанского и отчасти польского мира, и имя их, связанное с легендарными по храбрости и хитрости подвигами, прославилось далеко за пределами Украины и Польши.

Нередко из отдаленных стран приезжали в Польшу отважные рыцари, чтобы лично повидать и подивиться на Запорожцев, причем многие из этих гостей, радушно принимаемые на жившем открытой разгульной жизнью Запорожье, оставались подолгу в среде казаков, деля с ними суровую жизнь и отважные походы. Пробыть некоторое время на Запорожье считалось почти тем же, как в нынешнее время окончить курс военной академии.

Запорожские казаки занимали обширные земли по низовьям Днепра и его притокам, причем строго обозначенных границ не было, так как почти со всех сторон их окружала дикая степь, служащая притоном полевым зверям и бродячим хищническим шайкам крымцев, черкесов и татар.

Одним из самых старинных городов, построенных запорожцами, является Чигрин, прозванный „складовым городом", потому что запорожцы имели обыкновение на зиму уходить из степей, в которых летом рассеивались для охоты и рыболовства, в Кош или в города. Город Чигрин был построен в 1530 году для склада военной добычи, для лечения раненных и для зимовки. Кроме Чигрина у запорожцев были города: Терехтимиров, Самар и другие.

Главным центром Запорожья являлась Сечь, где всегда пребывали кошевой атаман и старшины. Для управления же Запорожская область разделялась на паланки, или округа, которых сначала было пять. В каждой паланке имел местопребывание полковник и старшина этого округа, отправлявший в своем лице военную и судебную власть над проживавшими в паланке казаками. Впоследствии число паланок увеличилось и управление значительно усложнилось.

В Сечи находили себе верный и радушный приют все обездоленные польским жестоким управлением Малороссийские казаки, принося с собой непримиримую ненависть к притеснителям православной веры - польскому духовенству и особенно к жидам. Запорожцы требовали от всех новых пришельцев лишь принадлежность к православной вере, храбрость, безусловное уважение и подчинение старинным казачьим обычаям и законам. Несмотря на разгульную свободную жизнь и полное равенство, в мирной обстановке Запорожцы отличались выдающимся целомудрием и не допускали в свою Сечь женщин; кроме того, они были очень набожны, никогда не пропускали церковных служб и постов, построили на свои средства в Сечи храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы – покровительницы Сечи, - украсили его богатыми вкладами, а под старость многие, имевшие возможность дожить до нее, уходили в монастыри и особенно в Киевский и Терехтомирский, где постригались в монашество.

Как полагают, число запорожцев в 1535 году доходило до 3000 казаков, хотя конечно, при почти постоянной боевой жизни, уносившей массу жертв, а с другой стороны, при постоянном притоке (и притом неравном) новых пришлецов, число сечевиков учесть было невозможно, да вряд ли и сами Запорожцы из политических видов позволили бы перечислить себя.

„У нас, як байрак (овраг) то и козак", говаривали они на вопрос: сколько казачьей силы?

Сечь отчасти подчинялась малороссийским гетманам, хотя подчинение это не носило признака обязательности и при первом же посягательстве на вольность казаков нарушалось. Характерно то обстоятельство, что многие малороссийские гетманы вышли из Запорожья.

Так, после Евстафия Дашкевича малороссийскими гетманами были: князь Предслав Ланцкоронский, князь Дмитрий Вишневецкий (казак Байда), князь Евстафий Ружинский, Венцеслав Хмельницкий и другие.

Запорожцев не могло не возмущать бесцеремонное

Донские областные ведомости № 129/15.06.1913 г. стр. 3

самоуправство и беззаконное насилие поляков над православным земледельческим населением Украйны. Поэтому они при каждом удобном случае поддерживали восстания Малороссийских казаков, производя в случае успеха беспощадную резню польского населения и вешая без счета попадавшихся в руки жидов.

Так, в 1596 году, во время одного из таких восстаний, Запорожцы под предводительством гетмана Наливайки, совместно с Малороссийскими казаками, на голову разбили поляков и на время облегчили страдания Украинского народа. Но на другой же год, благодаря коварству и предательству поляков, храбрый Наливайко, (по происхождению белорусский дворянин Павел Гвоздич), был захвачен и увезен в Варшаву, где после невыносимых пыток и мучений был казнен всенародно.

После его мученической смерти дело восстания расстроилось, чем воспользовались поляки и с невероятными, позорящими имя христианина, варварствами подавили возмущение. Впрочем, нуждаясь в казацкой силе, польское правительство не раз заискивало у Запорожцев и обсыпало их ласками и обещаниями, не скупясь на королевские грамоты и универсалы, в которых подтверждались „на вечные времена” вольности и привилегии казачества, а также посылались ему войсковые клейноды и знамена. По свойственному всему казачеству добродушию Запорожцы верили этим польским уловкам и прекращали на время враждебные действия, а иногда и помогали Польше, особенно в отражении мусульман.

После 1596 года, в который совершилась казнь Наливайки, и прекращение восстания, гетманом сделался Петр Конашевич Сагайдачный, про которого бандуристы сложили следующую песню, ярко рисующую беспечный и воинственный характер тогдашних казаков.

„Ой на гори та женьци жнут,
А попид горой, долом долиною
Казаки йдут.
По переду Дорошенко,
Веде свое вийско, веде Запорижске
Хорошенько...
Посередини пан хорунжий, -
Пид ним кониченько,

пид ним вороненький

Сильне дужий...
А позаду Сагайсачный,
Що проминяв жинку

на тютюн та люльку, -

Необачный...
Гей, вернися Сагайдачный,
Визми свою жинку,

виддай тютюн, люльку,

Необачный...
Мини з жинкой не возитьця
А тютюн та люлька

козаку в дорози

Знадобытьця.
Гей хто в лиси озовися,
Та й викришем вигню,

закуремо люльку,

Не журися...”

Этот „необачный” гетман сумел уклониться от заманчивых обещаний Польского правительства и вести по отношению его совершенно независимый образ действий. За время правления Сагайдачного особенно упрочились дружеские отношения Запорожцев с Малороссийскими казаками. Польша, боясь новых восстаний казачества, объединенного Сагайдачным, держала себя по отношению православия и казачьих вольностей очень осторожно.

В 1622 году гетман Сагайдачный скончался, и с его смертью снова начались притеснения казаков и преследование православия на Украйне. Снова вспыхнуло восстание, снова полилась без счета казачья кровь за права и свободу православного люда. Эта героическая борьба, то затихая, то вновь разгораясь, велась с переменным успехом вплоть до присоединения Малороссии к Московскому царству. Запорожцы принимали в этой кровавой борьбе самое горячее и деятельное участие.

Наиболее славная эпоха жизни Запорожья считается от конца 16 и начала 17 века, когда в казачьих рядах появляются богатырские имена знаменитых казаков: Нечая, Сагайдачного, Барабаша, Павлюка и Ивана Сирка, прославившегося кроме военных подвигов еще и известным читающему миру, ответом Запорожцев турецкому султану в 1675 году.

Во время восстания Хмельницкого против поляков Запорожцы поголовно примкнули к Малороссийскому Войску и были главными виновниками жестоких поражений, нанесенных польским войскам казаками. Как уже было сказано, у Малороссии не хватило средств для доведения этой войны до счастливого конца, и поэтому Хмельницкий принужден был искать защиты и подданства у Московского Царя Алексея Михайловича, которому присягнула на Переяславской раде в верности вся Малороссия в 1667 г. Однако, Запорожцы, оберегая свои вольности, не согласились присягать Москве и остались независимыми от какого бы то ни было влияния.

В 1668 году Царь Феодор Алексеевич в знак своей милости послал Запорожцам подарки и жалованную грамоту.

Впрочем, несмотря на наружное спокойствие и даже благожелательное отношение к Запорожцам, Московское правительство не могло примириться с мыслью, что у самых границ недавно присоединенной и далеко еще не подчиненной московскому влиянию Малороссии существует вольная могучая община, от которой нельзя было ожидать сочувствия в проведении задуманных для наибольшего слияния края с центральной Россией мер. Кроме того, воинственное и буйное Запорожское казачество не давало покоя ни Турецкому султану, ни Крымскому хану, что опять-таки после присоединения Малороссии ежеминутно грозило Московскому, еще достаточно не окрепшему царству, кровопролитной войной с Турцией. Все это заставило московское правительство заняться проведением целого ряда ограничительных по отношению Запорожья мероприятий, ведущих к полному его в конце концов уничтожения.

Разумеется, свободолюбивые казаки не могли, с своей стороны считая себя совершенно независимыми, идти навстречу затеям московской политики и поэтому, крайне враждебно относились ко всякому усилению на Украйне русского влияния и господства и всеми мерами старались этому воспрепятствовать. Эти причины и подготовили при Петре Великом переход части Запорожцев на сторону шведского короля Карла ХІІ.

В 1686 году после окончательного соглашения Москвы с Польшей Запорожская Сечь отошло в сферу влияния Московского правительства и совершенно была изолирована от Польши. После этого подчинение Малороссии русскому влиянию быстро пошло вперед. Предчувствуя неравную борьбу, Запорожье завело тайные сношения с Крымским ханом, предполагая передаться в турецкое подданство.

В 1688 году Московское правительство построило на реке Самари возле самой Сечи небольшую крепость, под названием Богородичного городка и поместило туда русский регулярный гарнизон для наблюдения за действиями Запорожцев. Это в высшей степени не понравилось казакам и они уже не скрывали своих враждебных отношению к Москве.

Одним из главных руководителей недовольства был

Донские областные ведомости № 129/15.06.1913 г. стр. 4

малороссийский гетман Иван Мазепа, человек весьма хитрый, умный и честолюбивый. Он мечтал об отделении Малороссии в самостоятельное государство, в котором думал сделаться верховным правителем. Его верный сообщник, кошевой атаман Запорожья, Иван Гордиенко, с своей стороны подготовлял к тому же Сечь и, во время вторжения в Малороссию шведского короля Карла ХІІ, несмотря на увещевательные царские грамоты, пристал с Запорожским Войском к шведам. Как известно, Малороссийские казаки не примкнули к Запорожцам и остались верными Петру Великому.

В знаменитой Полтавской битве шведы были разбиты на голову русскими войсками и казаками, причем Карл с Мазепой и частью Запорожцев бежал в Турцию. Там Запорожцы поселились в местности, называемой Алешки, и основали новую Сечь. Петр Великий так был разгневан переходом Запорожцев на сторону Карла и изменой Мазепы, что приказал всякого из них, появившегося в пределах России, немедленно казнить. Попавших в плен в Полтавском сражении Запорожцев Петр Великий сослал в Сибирь, где они потом вошли в состав Сибирского и частью Забайкальского казачьих Войск. Для истребления же самой Сечи Царь приказал атаковать ее полковнику Яковлеву с регулярными войсками. Сечь после отчаянного сопротивления засевших в ней остатков Запорожцев была взята кровавым штурмом, причем все ее защитники были перебиты.

В 1710 году, пользуясь поражением русских войск турками, Запорожцы устроили было на реке Каменке Новую Сечь, но после Прутского мира между Россией и Турцией были снова атакованы и оттеснены русскими войсками за границу.

Наконец, в царствование Анны Иоанновны Запорожцам было разрешено вернуться на родину, и они, воспользовавшись разрешением, построили на реках Базавлуки и Подпольной в 1734 году Новую Сечь, причем стали называть себя „Славное Войско Запорожское Низовое”.

В 1737 году число их простиралось до 27000 казаков и из них служилых – до 13000 человек. Для наблюдения за жизнью Запорожья был построен вблизи Сечи Новосеченский ретраншамент с регулярным гарнизоном.

Самый Кош состоял из 38 куреней, управляемых куренными атаманами.

Курени состояли только из „товариства”, то есть холостых казаков, имеющих право жить в Сечи, тогда как женатые жили по паланкам и считались в „подданстве”. В Коше числились следующие курени:

Кущевский, Поповичевский, Васюринский, Ирклеевский, Щербиновский, Титаровский, Шкуринский, Кореновский, Незамаевский, Рогеевский, Корсунский, Калниболотский, Уманский, Деревянивский, Нижне-Стеблиевский, Вышне-Стеблиевский, Джерелиевский, Переяславский, Полтавский, Мышастовский, Минский, Тимошевский, Величковский, Леушковский, Пластунивский, Дядьковский, Брюховецкий, Ведмедовский, Плантировский, Пашковский, Батуринский, Каневский, Крылевский, Донской, Сергиевский, Конеловский, Иванивский и Кисляковский.

Войско Запорожское имело в постоянной готовности конницы свыше 6500 казаков и первой в мире по стойкости и выносливости пехоты около 6000 человек; эта пехота в то же время служила на море в гребной флотилии. Кроме того была довольно многочисленная и исправная артиллерия.

В 1768 году Запорожцы, частью соединившись с бежавшими из Польской части Малороссии от гонений за православие казаками, взяли город Умань и вырезали почти все население, состоявшее большею частью из евреев.

Участники этого погрома во главе с казаком Швачкой были переловлены русскими властями и сосланы в Сибирь. Последнее обстоятельство внесло в среду Запорожцев новое неудовольствие и ропот, продолжавшиеся до 1775 года и приносившие русскому правительству много беспокойства.

Наконец, решено было окончательно уничтожить самостоятельность Сечи, и в 1775 году генерал Текелли, имея под начальством отряд, состоящий из 8 полков регулярной кавалерии, 20 гусарских и 17 поселенных регулярных полков и 13 Донских казачьих полков, осадил Сечь.

Запорожцы не хотели сдаваться и готовы были уже к кровопролитному сражению, когда из храма вышел в полном облачении с крестом в руках архимандрит с духовенством и начал убеждать их не проливать христианской крове. Казаки послушались и дозволили занять Сечь без сопротивления. Генерал Текелли приказал срыть Сечь до основания. Часть Запорожцев рассеялась по окрестностям, а другая ушла в Турцию, где основала новую Сечь в Добрудже на Дунае. Запорожские земли повелено обратить в состав Новороссийской и Азовской губерний, а войсковую казну отдать на составление городских городах. Так окончила свое существование знаменитая Запорожская Сечь.

Запорожская Сечь - общественно-политическая и военно-административная организация украинского казачества, которая сложилась в первой половине XVI в. за днепровскими порогами в районе острова Хортица и существовала до 1775 г. Из военного центра Запорожская Сечь превратилась в своеобразное государственное образование - казацкую православную демократическую республику, которая имела демократический социально-политический строй, особую военную организацию, своеобразный жизненный уклад, быт и обычаи.

1. Образование Запорожской Сечи. Образование Запорожской Сечи связано с процессом формирования украинского казачества и освоение им ранее опустошенных татарами украинских земель между Днепром и Южным Бугом.

Первые казаки на Запорожье появились, вероятно, в начале XVI в. Многочисленные отряды, которые занимались хозяйственным освоением этих земель и вели постоянную борьбу с татарами, вынуждены были строить на уходах укрепления из поваленных деревьев (так называемые «Городца» и закрома, или же «сечи») для собственной безопасности.

Появление же за порогами большого укрепленного пункта, который бы был постоянной базой для наступления на Крымское ханство, связано с именем Вишневецкого (Дмитрий Вишневецкий). В первой половине 50-х гг. XVI в. (существует несколько версий относительно времени основания Хортицкий Сечи - от 1552 до 1556 гг.) он основал на о. Малая Хортица (теперь - остров Байда) замок, который стал казацкой твердыней и опорным пунктом для масштабных походов против татар. Позже местоположение казацкой столицы неоднократно менялось, и в истории казачества зафиксировано несколько сечей: Томаковская (1564-1593 гг.), Базавлукская (1593-1638 гг.), Никитинская (1638-1652 гг), Чертомлыкская (1652-1709 гг.), Каменский (1709-1711 гг.), Олешковская (1711-1734 гг.) и Новая Сечь (1734-1775 гг.).

Сооружения Сечи делали из нее настоящую крепость: вокруг казаки выкапывали глубокие рвы, насидалы высокие земляные валы, на которых сооружали оборонительные башни с бойницами. Здесь стояли пушки, в постоянном дозоре дежурили вооруженные казаки.

Посреди Сечи располагалась обширная площадь, на которой проходили казацкие военные советы, которые решали все вопросы повседневной жизни. Площадь окружали казацкие жилища - шалаши, построенные из деревянных бревен или плетеные из лозы и покрытые камышом; канцелярия, пушкарня (орудийная мастерская), церковь, дома старшины. Все эти сооружения были хорошо приспособлены для обороны.

Территория Запорожья называлась «землями Войска Запорожского». Запорожская сечь по размерам территории в начале XVIII в. (территория Сечи постоянно менялась, границы переносились) приближалась к островной Англии.

2. Органы управления Запорожской Сечи. По форме правления Запорожская Сечь была республикой. Войску Запорожскому Низовому были присущи определенные признаки демократической республики. Здесь не существовало ни феодальной собственности на землю, ни крепостничества; царило формальное равенство между всеми казаками (право пользоваться землей и другими угодьями, участвовать в советах и др.). В Сечи господствующей была избирательная система органов управления, контроль за деятельностью которых осуществляла казацкая рада, которая была высшим органом власти. На сечевой совете решались все важнейшие вопросы внутренней жизни Сечи, вопросы войны и мира, дипломатических отношений, избрание казацкой старшины, распределения земель между сараями и т.д.

Возглавлял Запорожскую Сечь выборный гетман (после 1648 г. - Кошевой атаман). Гетман наделялся высшей судебной и исполнительной властью, был главнокомандующим, представлял Войско Запорожское на дипломатических переговорах.

Казацкий совет кроме гетмана избирал также и военную старшину, которая была в распоряжении гетмана. К военной старшине принадлежали: обозной (руководил артиллерией), писарь (возглавлял военную канцелярию), судья (творил суд), есаулы (порученцы гетмана).

С помощью кошевой системы осуществлялось размещение казаков в корзине - полевом лагере во время военных походов и в самой Сечи. В корзине казачество распределялось на шалаши , (всего 38) - военно-административные единицы и одновременно казацкое жилье. Их возглавляли выборные атаманы.

3. Военные задачи и функции Запорожской Сечи. Запорожская Сечь, выполняя историческую миссию защиты родной земли и спасения украинской нации, защищала Украину от турецко-татарской агрессии. Казаки укрепили фортификациями города и местечки, создали военную охранно-защитную, разведывательно-сторожевую систему обороны границ Украины, просуществовавшую в течение трех столетий. Постоянно действовали посты со сторожевыми очередными отрядами, которые наблюдали за степными дорогами и переправами через реки. С помощью оригинальной сигнализации казаки предупреждали население о продвижении татарских орд, пытались организовать сопротивление врагу.

Именно в Запорожской Сечи было создано Запорожское Войско, ставшее организационной формой вооруженных сил Украины. Запорожское Войско, постоянным и безотказным резервом которого всегда выступало все украинское казачество, имело свой флот, артиллерию, конницу и пехоту. Оно выработало блестящее казацкое военное искусство, превосходившее стратегию и тактику феодальных европейских армий.

Сформировавшись в условиях жестокой борьбы против литовских, польских и украинских феодалов, с одной стороны, и турецко-татарских агрессоров, с другой, Запорожская Сечь героически отстаивала свою независимость. Литовское правительство, а позже правительство шляхетской Польши, будучи не в состоянии ликвидировать сечь, демонстративно отказалось юридически признать ее существование. Чтобы воспрепятствовать побегам крестьян в сечь и полностью изолировать Запорожье от Украины, Речь Посполитая построила на Днепре крепость Кодак. Однако попытки шляхетской Польши уничтожить сечь успеха не имели.

4. Казацкое обычное право. Кроме собственных органов управления, в Сечи функционировало также собственно казацкое право, которое было не писаным законом, a «древним обычаем, словесным правом и здравым смыслом». Если в целом на территории Украины в то время действовали различные источники права («Русская правда», Литовские статуты, акты королевской власти, Магдебургское право), то на Запорожской Сечи важнейшее значение приобрело казацкое обычное право, которое основывалось на принципах коллективизма, братства и взаимопомощи.

На основании обычаев и традиций четко регламентировались права и обязанности старшин. Нормы казацкого права утверждали те общественные отношения, сложившиеся среди казачества. Они закрепляли военно-административную организацию Запорожской Сечи, устанавливали правила военных действий, деятельность судебных органов, порядок землепользования, заключение договоров, определяли виды преступлений и наказаний. Казацкое право признавали зарубежные государства, а казаки всячески защищали его, опасаясь, что писанное право может ограничить казацкие вольности.

5. Духовная жизнь. В основе миропонимания казаков, своеобразным идеологическим фундаментом казацкого государства были свободолюбивые и национально-религиозные основы. Глубокая религиозность, ревностная защита православной веры - характерные признаки духовной жизни Запорожья. Достаточно сказать, что вступление в запорожское общество начиналось с вопроса: «В Бога веруешь?» Именно православие, очевидно, в значительной степени повлияло на формирование романтической модели рыцарства, которым стало запорожское казачество. Ведь в православной системе ценностей глубокая духовность противопоставляется корыстному индивидуализму, а материальные интересы отходят на второй план. О благосклонном отношении казаков к религии свидетельствует существование в пределах Вольностей Войска Запорожского Низового более 60 церквей.

6. Судьба Запорожской Сечи после Национально-освободительной войны украинского народа. Запорожской Сечи принадлежала ведущая роль в Национально-освободительной войне украинского народа 1648-1657 гг., но после ее завершения большинство запорожцев не были включены в казацкий реестр. Это вызвало недовольство сечевиков и обострение их отношений с гетманской властью вплоть до вооруженных конфликтов.

В период Руины запорожцы неоднократно вмешивались в борьбу разных старшинских группировок за гетманскую власть. При этом они нередко поддерживали кандидатов на гетманство из своей среды - Ивана Брюховецкого, М. Ханенко, П. Суховия, которые обещали положить конец произволу старшины и эксплуатации рядового казачества.

Особенно осложнилось положение Запорожской Сечи после Андрусовского перемирия 1667 г., когда над ней был установлен совместный контроль России и Речи Посполитой. Причем по условиям перемирия сечь должна была оказывать военную помощь обоим государствам, каждое из которых стремилась использовать запорожцев для ликвидации независимости Гетманщины. В апреле 1775 г. русская императрица Екатерина II приняла решение о ликвидации Запорожской Сечи.

Запорожская Сечь – военно-политическая организация украинского казачества. Запорожской Сечь называли потому, что располагались все сечи за порогами Днепра, которые в нескольких местах пересекали Днепр, на отрезке между Днепропетровском и Запорожьем. Всего было 12 порогов (Кодацкий, Сурский и др.), которые пересекали от берега до берега Днепр и тянулись на 100 км, после чего река разливалась в широкую заплаву – Великий Луг, где было много островов (более 250). В разное время Сечь располагалась на разных островах – Малой Хортице, Томаковке, Базавлуке и др.

Понятие «Запорожская Сечь» употреблялось в двух значениях: в широком – это все земли, которые находились в управлении и владении казаков, в узком – это центральное поселение, где находилось административное управление Сечи. Казацкие владения еще назывались – Вольности Войска Запорожского, а центральное поселение – Кош.

До середины XVI в. история Запорожской Сечи – как правило, более легендарная, и только к 1552 г. относятся достоверные исторические сведения о ней. Основание первой Запорожской Сечи на острове Малая Хортица историки связывают с именем первого казацкого гетмана(Гетман – старший над казаками, военноначальник) Дмитрия Вишневецкого.

Высшим органом власти на Сечи была казацкая рада . Она выполняла законодательные, административные, судебные функции. В ее работе участвовали все запорожцы. Решение принималось после того, как за него проголосует большинство. Как правило, рада рассматривала важные вопросы внутренней и внешней политики, проводила раздел земельных угодий, судила преступников. Важной функцией рады было избрание правительства Сечи – военной старшины, а также органов местной власти – паланковой или полковой старшины. В разное время численность казацкой старшины составляла до 150 человек. К этой категории относились: кошевой атаман, войсковой судья, войсковой есаул, войсковой писарь, войсковой обозный, военные служители: хорунжий, бунчужный, довбыш, канцеляристы; походные и паланковые начальники – полковник, писарь, есаул.

Общая численность запорожцев обычно не превышала 5 – 6 тысяч человек.

Особенности Запорожской Сечи

здесь не было крепостного права, вместо него использовался вольнонаемный труд.

в свои ряды запорожцы принимали всех независимо от их социального происхождения, национальности, религии. Но одним из главных объединительных факторов на Сечи была православная вера.

женщины и дети не допускались.

Казачество – феноменальное явление в истории Украины. Запорожские казаки – стали продолжателями государственных традиций Киевской Руси, благодаря их деятельности начинается новый виток борьбы за создание независимого государства на украинских землях.

23. Казацко-крестьянские восстания конца XVI - начала XVII вв.

. Причины, характер, периодизация национально-освободительной борьбы украинского народа.

Основные причины революции

    политическая причина (отсутствие государственной независимости).

    усиление экономического угнетения.

    усиление национально-религиозного гнета.

Движущие силы: казаки, крестьяне, горожане, частично шляхта.

Характер:

национально-освободительный, всенародный, справедливый, антифеодальный, религиозный, социальный.

Периодизация:

1) фераль 1648-1657 год – высший подъём нац.осв. движения.

2) 1657-1663 г. – период Руины, Смуты.

Многие считают, что Запорожская Сечь - это одно-единственное укрепление, находившееся в районе но это совершенно ошибочное мнение. На самом деле под этим названием история объединила целый ряд центров днепровского казачества, которые сменяли друг друга последовательно. И находились они в различных местах низовья Днепра, южнее днепровских порогов (отсюда и название «Запорожская»).

Первая Запорожская Сечь - это Хортицкая крепость (Хортицкая Сечь), основанная в 1552 году князем Дмитрием Вишневецким на острове Малая Хортица. Она была разрушена крымско-турецкими войсками уже в 1557 году, но её идея - хорошо укреплённый военный лагерь - вскоре возродилась в образе следующих сечевых объединений.

В общей сложности история Запорожской сечи насчитывает восемь Сечей, каждая из которых существовала от 5 до 40 лет: Хортицкая, Томаковская, Базавлуцкая, Никитинская, Чертомлыцкая, Каменская, Алёшковская и Подпольненская.

Какие обычаи и порядки там царили? Известно, например, что для приёма в Сечь мужчина должен был быть свободным, неженатым, говорить по-украински, исповедовать православие (или креститься в православную веру). После принятия в казаки он должен был пройти военную подготовку, которая длилась около семи лет.

Единственным органом власти на Сечи являлась Рада, на которой решались все важнейшие вопросы. Рады проходили 1 октября, затем 1 января и на второй или третий день Пасхи. Также, Рада могла быть созвана в любое время по желанию большинства казаков. Решения, принятые на Раде, являлись обязательными для всех и каждого.

Община всех Сечи называлась Кош. Делился он на 38 куреней, которые являлись самостоятельными военными единицами. В каждом курене находилось от нескольких десятков до нескольких сотен казаков. Кроме того, у слова «курень» было и другое значение - так называлось жилое здание, в котором и находился «военный курень».

Несмотря на то, что все решения принимались на Радах, Запорожская Сечь имела главу, которым являлся кошевой атаман. Кроме основных своих полномочий, он имел право подписывать смертные приговоры для виновных казаков. считались следующие: убийство казаком другого казака; любое, даже мелкое, воровство; драка в нетрезвом состоянии; дезертирство; грабёж местного населения.

О запорожских казаках, их стойкости, мужестве, нестандартных ходило множество легенд. И факт остается фактом - они могли успешно противостоять сильным, многочисленным и хорошо вооруженным противникам.

В 1775 году российская императрица Екатерина II подписала манифест, согласно которому Запорожская Сечь не только уничтожалась, но и официально причислялась к Новороссийской губернии, что положило конец самостоятельному запорожскому казачеству. Причинами такого судьбоносного решения послужили несколько событий.

Во-первых, Россия заключила с Крымских ханством договор, по которому она получала выход к Чёрному морю, поэтому необходимость в защите южных границ отпала. А во-вторых, казаки активно участвовали в поэтому Екатерина II опасалась, что восстание перекинется и на Запорожские степи.

5 июня 1775 года началась печально известная ликвидация Запорожской Сечи. Российские войска во главе с генералом-поручиком Петром Текелей подошли к Запорожью ночью. Они подобрали день, когда казаки праздновали и не были готовы к сражению. По итогам ультиматума Текели Запорожская Сечь была сдана без боя. Казна и архив были конфискованы. После этого Запорожская Сечь была полностью разрушена артиллерией.

После ликвидации своей Сечи, казаки пополнили ряды войск российской армии, а бывшие старшины стали дворянами. последний атаман Запорожской Сечи, был сослан в Соловецкий монастырь, где провёл тяжкие 28 лет до самой смерти. Часть казаков ушла на территорию Турции, где они основали Задунайскую Сечь, которая смогла продержаться до 1828 года. Задунайские казаки сражались на стороне Турции, а также участвовали в подавлении восстаний.

May 7th, 2015 , 01:20 pm

Степная местность ниже днепровских порогов издавна зовётся Запорожьем (по расположению за порогами Днепра). Именно здесь, на границе леса и дикой степи, на стыке славянского оседлого постоянства и разгульной жизни кочевников, зародилось и окрепло запорожское казачество.


Илья Репин . Запорожцы. 1880—1891. х,м. 203×358см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Первые казаки появились на порогах Днепра, вероятно, в конце XV-го века. В 1492 году запорожские казаки атаковали турецкую военно-морскую галеру под Тягиней и освободили украинцев, взятых в плен и проданных в рабство. Как писал профессор Михаил Грушевский, это было первое в истории официальное упоминание о действиях казаков на море и официальное упоминание о запорожцах вообще.

Местонахождение Запорожской Сечи в разные периоды её истории

В 1397 году золотоордынский хан Тохтамыш передал ордынские земли (Киевщину, Подолию, Черниговщину и часть Дикого поля) литовскому князю Витовту в обмен на защиту от Тамерлана, остальные земли долгое время считались ничьими, предназначенными лишь для кочевья. В первых упоминаниях слово «казак» означало «работник, батрак» или наоборот, тюркск. «свободный, независимый человек, искатель приключений, бродяга».

Во время похода польского короля Яна-Альбрехта на татар в 1489 году дорогу его войску на Подолье указывали казаки-христиане. В том же году отряды атаманов Василия Жилы, Богдана и Голубца напали на Таванскую переправу в низовье Днепра и, разогнав татарскую стражу, ограбили купцов. Впоследствии, жалобы хана на козацкие нападения становятся регулярными. По мнению Литвина, учитывая как привычно это обозначение употребляется в документах того времени, можно считать, что казаки-славяне были известны не одно десятилетие, по крайней мере, с середины XV столетия, возможно также, что у своих соседей из тюркоязычной (преимущественно татарской) среды запорожские казаки заимствовали не только название, но и немало других слов, примет внешности, организации и тактики, ментальности.




Франц Рубо . Атака запорожцев в степи

Причины возникновения Запорожской Сечи

Пробуждением самосознания украинского народа в связи с колонизацией Среднего Приднепровья
- постоянная военная опасность со стороны Крымского ханства и кочевых татарских орд
- организаторская роль местных, пограничных землевладельцев и чиновников
- усиление социального и религиозного гнета, закрепощение крестьянства, крестьяне и мещане бежали от феодальных повинностей и государственных налогов
- наличие в украинском обществе отдельных слоев свободных людей, занимавших промежуточное положение между неимущими, шляхтой и крестьянством

Казаки пользовались угодьями, занимались промыслами, участвовали в самоуправлении Для обороны от турецко-татарской агрессии казаки объединялись в военные отряды Они и сами нанес валы ударов татарам и туркам: спускаясь по Днепру на своих больших лодках - \"чайках\", они нападали на татарские гарнизоны, турецкие галеры, крепостьери, фортеці.

За первые десятилетия XVI-го века панству удалось подчинить своей власти значительную территорию Среднего Приднепровья и превратить большую часть украинского населения в феодально зависимых или полузависимых. Однако часть казаков, чтобы избавиться от феодального гнета, отступила на юго-восток, в низовье Днепра.

Уже в 1527-м крымский хан Сапиг-Гирей жаловался литовскому правительству на черкасских и каневских казаков, которые вблизи татарских кочевий ставили "уходы" (занимались промыслами), а рыбу, меха и мед вывозили отсюда на продажу в "волости" (государственную территорию Литвы). Богатые угодья за порогами привлекали литовских и украинских феодалов. Паны с отрядами вооруженной челяди не раз вторгались в казацкие владения. Таким образом, у порогов, как и ранее на Среднем Приднепровье, столкнулись две колонизационные волны: господская - в лице магнатов, преимущественно старост юго-восточного пограничья Великого княжества Литовского, и народная, которую представляли запорожские казаки.

Не меньшей была для запорожцев угроза и с Юга, от крымских татар, которые непрерывно опустошали "уходы" и захватывали в плен казаков. Постоянные нападения врагов заставили казаков строить укрепления для обороны. Сначала они основали отдельные городки или сечи в разных местах, в том числе, наверное, и на о.Большая Хортица. Позже, в связи с усилением наступления панов и крымских татар на Запорожье, казаки для сплочения своих сил объединились в одну Сечь.
Большая хоругвь Запорожской Сечи XVI−XVIII вв. (лицевая и оборотная стороны)

Первое письменное упоминание о Сечи оставил польский хронист Марцин Бельский. По его рассказу, казаки за Днепровскими порогами летом занимались промыслами (рыболовством, охотой, пчеловодством), а зимой расходились по ближайшим городам (Киев, Черкассы и др.), оставляя в безопасном месте на острове в Коше несколько сотен вооруженных огнестрельным оружием и пушками казаков. Рассказ Бельского о запорожцах позволяет сделать вывод, что объединение отдельных сечей в Запорожскую Сечь произошло, вероятно, где-то в 1530-х гг. Остров Томаковку (названный позднее Буцким, а также Днепровским и Городищем), который возвышался над окружающей местностью и был превосходным естественным укреплением, можно считать местом, где была основана Запорожская Сечь как организацию всего казачества за порогами.

Казачество пополнялось выходцами из разных слоев населения: крестьян, мещан, шляхты.


Проводы на Сечь. Картина Афанасия Сластиона (укр.) начала XX века

Условия приёма в Запорожскую Сечь:

Царское правительство использовало свои войска и крепости на Запорожье не только для обороны края, но и для установления контроля над Запорожской Сечью в интересах крепостнического государства. Запорожская Сечь постепенно теряла независимость. Во 2-й пол. 17 в. шляхетская Польша, захватив Правобережную Украину, начала уничтожать казачество и реставрировать крепостничество, а Крым и Турция развернули наступление на Украину. В то тяжелое для украинского народа время запорожское казачество мужественно боролось против польских, крымских и турецких агрессоров. Особое значение приобрели походы запорожцев против Польши и Крыма под руководством прославленного кошевого атамана Ивана Сирко в 60-х-70-х годах 17 в.

Правительство царя Петра I рассматривал Запорожскую Сечь как один из центров освободительной борьбы украинского народа. После перехода на сторону шведов гетмана Ивана Мазепы и части запорожской старшины и казаков под руководством кошевого атамана Костя Гордиенко, царское правительство обвинило все запорожское казачество в измене. По приказу царского правительства 14 (25) мая 1709 г. Запорожская Сечь была разрушена войсками под командованием полковника Яковлева.

После поражения шведской армии и украинских казаков под командованием гетмана Мазепы под Полтавой некоторые запорожцы ушли на юг и в 1710 году основали новую Сечь, при впадении в Днепр реки Каменки (на Херсонщине). Однако по приказу Петра она была разрушена войсками гетмана Скоропадского и генерала Бутурлина. Запорожцы отошли еще дальше и учредили Олешковскую Сечь в пределах Османской империи. Согласно Прутскому мирному соглашению (1711) и Адрианопольскому соглашению (1713) Московское государство отказывалось от претензий на Правобережную Украину и Запорожье и признавало юрисдикцию Турции над Запорожской Сечью.

Последний период (1734-1775 гг.) в истории Запорожской Сечи сказался, с одной стороны, заметным экономическим подъемом Запорожья, с другой - постепенным упадком автономии Запорожской Сечи и тех порядков, которые были присущи ей в ранний период. Усиление феодально-крепостнического и национального гнета в центральных районах Украины и относительное спокойствие на российско-крымских границах способствовали народной колонизации Запорожья. В 70-х годах 18 в. населения Запорожья составляло, вероятнее всего, 100 тыс. человек. В связи с этим усложнилось и управление краем. Именно тогда сложилось административно-территориальное деление Запорожья на 8 паланок (округов).

Для надзора за действиями кошевой старшины возле Сечи в 1735-м г. был построен Новосеченский ретраншемент и поставлен ​​гарнизон. Принимались меры для проверки казацких компутов (списков) и внедрение паспортов. На границах Запорожья по приказу царского правительства была построена система укрепленных линий и основаны военные поселения Новая Сербия (1752 г.) и Славяно-Сербия (1753 г.).

После ликвидации гетманства (1764 г.) Запорожская Сечь оставалась единственным украинским краем, где еще сохранялась автономия. По Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года границы России отодвинулись до устья Южного Буга, и Запорожская Сечь теряла значение форпоста в борьбе против турецко-татарской агрессии. Кроме того, царское правительство, вспоминая участие сечевиков в кровавом восстании на Правобережье в 1768 году, более известном как Колиивщина, опасалось новых беспорядков. Тем более, что Емельян Пугачев в 1774 г. во время бунта собирался идти на воссоединение с запорожцами, чувствуя моральную поддержку с их стороны. После подавления бунта для многих участников этого восстания Запорожье стало надежным убежищем.

В апреле 1775 года Григорий Потемкин выступил на заседании царского правительства с проектом ликвидации Запорожской Сечи. В начале июня 1775 г. царские войска во главе с генералом П.Текелием, возвращавшиеся с турецкого фронта, осадили Запорожскую Сечь 4-5 (15-16) июня 1775 г. Не имея сил защищаться, кошевой атаман Петр Калнышевский вынужден был сдать крепость без боя. Вместе со старшиной он был арестован и по предложению Потемкина сослан пожизненно в Соловецкий монастырь.

При правлении императрицы Екатерины Второй казаков пытались превратить в послушный винтик имперской военной машины. «Под раздачу» попали и донские, и яицкие (за поддержку Е.Пугачева; их даже переименовали в «уральских») казаки — но Запорожская Сечь пострадала более всего.

Запорожское войско было объявлено распущенным .

Надо понимать, что государство в государстве вещь не совместимая. Запорожская Сечь как государственное образование и как социальная организация внутри империи априори представляло не только неудобство, но и опасность. Сама Екатерина в Манифесте указывала на основную провинность запорожцев: построение «...посреди Отечества области совершенно независимой под собственным неистовым управлением». В этом и была основная причина её уничтожения в Российской империи. Многие украинские историки именно в этом видят главную — национальную! — причину уничтожения Сечи: мол, это было уничтожение последних атрибутов украинской независимости.

Земли Запорожской Сечи царское правительство начало раздавать помещикам, а казаков - покрепощать. Это стало причиной побега 5 000 запорожцев на подвластную Турции территорию в устье Дуная, где они основали Задунайскую Сечь.

Запорожская Сечь на международной арене .

Запорожская Сечь заняла важное место в межгосударственных отношениях стран Европы и Азии. Это стало результатом относительной самостоятельности Сечи во внешней политике, наличии у него многотысячного боеспособного е ийська, территориального расположения казацкого края на границе между европейским и азиатским миром. Правительствами разных западноевропейских стран, в т.ч. Австрии, Франции, казаки приглашались на военную службу и тем самым втягивались в орбиту европейской политики

Основными направлениями внешней политики Запорожской Сечи были:

Борьба против татаро-турецкой агрессии Казаки вмешивались в конфликты, которые возникали в отношениях между Крымом и Турцией, стремились использовать их для укрепления собственных позиций. Эту функцию казачество на себя с самого начала своего существования. Героические, наиболее резонансные походы против татар и турок связаны с именами гетманов Богдана Ружинского (1575 г), Самийла Кошки (нач XVII в), Михаила Наймановича (1608 г), Петра Конашевича-Сагайдачного (1616 г.). Благодаря активной наступательной тактике казаки подрывали мощь Крымского ханства и Турции, превращались в ведущую силу в борьбе против этих государств.

Отношения с Московским государством, которые характеризуются как сложные и неоднозначные

Украинцев и русских связывала необходимость защиты от Крымского ханства и Турции. Союзнические отношения с Москвой были у гетмана Дмитрия Вишневецкого. Были и другие случаи сотрудничества между казаками и московским правительством, координации их совместных действий против татар и турок. Вместе с тем, отношения Запорожской Сечи с Московским государством оставались напряженными, а часто и открыто враждебными. Находясь в составе Речи Посполитой, казаки выступали на ее стороне в военных конфликтах с Московией.

Успехи Запорожской Сечи на международной арене способствовали ее укреплению, стимулировали ее внутриполитическую деятельность, направленную на защиту украинских интересов

В конце XVI - начале XVII в Сечь стала центром освободительного движения украинского народа