Экологические проекты посади дерево для школьников. Социальный проект "посади дерево"

Участники проекта: Дети старшей группы, родители, воспитатель группы №1 АСКЕРОВА Л.А.

Где было пустое место, где не было ничего,
Пусть каждый посадит дерево и не забудет его.
В. Берестов.

Аннотация проекта

Проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых, предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

Вид проекта: экологический, познавательно-исследовательский, детско- родительский.

Участники проекта: Дети старшей группы, родители, воспитатель группы №1 МДОУ д/с «Радость» Аскерова Людмила Анатольевна

Введение

На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Состояние этих растений, внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать и уметь использовать эти чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.

Актуальность и социально- экономическая значимость

Деревья окружают нас постоянно, однако большинство современных детей и взрослых не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес дошкольники проявляют к животным и ярким, красивоцветущим растениям. Деревья порой не представляют такого интереса, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Деревья- прекрасный объект для фенологических наблюдений. Это так интересно – наблюдать, как из маленького семечка сначала проклюнется маленький росточек, а потом будет расти и постепенно вырастет большое красивое дерево, которое будет жить сотни лет!

Анализ ситуации

Не раз мы были свидетелями варварского отношения к деревьям, когда взрослые или подростки и даже маленькие дети просто так ломают ветки, вырезают на стволе свои имена, повреждают кору во время сбора березового сока. Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Ребенок же в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для насекомых, птиц, животных, человека и правилах поведения в природе. Природу нельзя изучать по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.

Постановка проблемы.

Дети мало проявляют интерес к деревьям, не знают, как они вырастают, не предполагают, где прячутся их семена. Мы исследовали, какие деревья растут вокруг детского сада, у своего дома, в городе и выяснили, что очень мало растет каштанов. Тогда возникла проблемная ситуация: «Сможем мы с вами вырастить каштаны?» Совместно с детьми мы нашли орехи каштана. У детей появилась возможность посадить свое собственное дерево из семечка и ухаживать за ним.

Цели и задачи проекта

Цель:

Формировать у детей исследовательские способности в процессе изучения жизнедеятельности деревьев, их взаимосвязи с окружающей средой.

Задачи:

  • Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья) .
  • Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность.
  • Развивать способность к прогнозированию будущих изменений семян деревьев.
  • Способствовать развитию трудового навыка по посадке, выращиванию и уходу за проросшими всходами каштана.
  • Воспитывать бережное и осознанное отношение к деревьям ближайшего природного окружения, прививать любовь к деревьям.
  • Вовлечь родителей в мини-исследования в роли помощников и консультантов.

Сроки реализации проекта: 1-1, 5 месяца.

Этапы реализации проекта

1 этап - организационный (1 неделя)

  • Изучение методической литературы.
  • Подбор справочной, детской художественной литературы.
  • Подбор дидактических, словесных, подвижных, народных игр.
  • Целевая прогулка «Какие деревья растут на территории детского сада?»
  • Подготовка материала: подборка изображений деревьев, растущих на территории детского сада, сбор информации и иллюстраций о каштане и других деревьях.
  • Беседа с детьми «Что мы знаем о деревьях?» (Модель трех вопросов: Что я знаю? Что хочу узнать? Как узнать? Во время беседы фиксировать ответы и желания детей.)
  • Проблемная ситуация: «Сможем мы с вами провести исследование: прорастить орехи каштана?»
  • Изготовление модели трудовой деятельности: алгоритм посадки и лист наблюдений за ростом каштана.
  • Беседа с родителями, связанная с реализацией проекта.
  • Сбор плодов каштана совместно с родителями.
  • Оформление листа домашних заданий родителей с детьми.

2 этап - основной (1 месяц)

Вид деятельности

Формы организации детской деятельности

деятельность Д/и «От какой ветки детки?» , «Собери дерево» , «Узнай дерево» , «Подбери листья, семена или плоды к дереву» , «Найди желудь» (ящик ощущений) , «Определи на ощупь»

Н/и «Как зовут тебя деревце» , «Почемучка-1» (от семечка до дерева) .

Игровые задания: «Заштрихуй дерево, не выходя за контур» , «Обведи рисунки точно по линиям» .

Коммуникативная деятельность Разучивание стихотворения «Ветром деревце качало» . Беседа по картине «Посадим дерево» .

Беседа «Правила поведения в парке, лесу» (природоохранное поведение) .

Составление рассказов о березе, рябине, дубе, каштане с помощью иллюстраций, схем (совместно с родителями) .

Составление рассказа по картине «Разве дереву не больно?!»

Д/и «Скажи со словом много» , «Подбери слово» , «Назови ласково» .

Познавательно- исследовательская деятельность

Рассматривание коллекции семян.

Беседа «Для чего нужны семена?» , «Целебные свойства деревьев» (липовый цвет, берёзовые почки и т.д.) .

Рассматривание альбома «Деревья» .

НОД «Дерево- дом и столовая для животных» .

Цикл наблюдений за прорастанием ростков каштана.

Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнут все деревья?» , «Как продлить жизнь дереву?»

Исследовательская деятельность

«Для чего корешки?» , «Какие деревья растут у моего дома?» , «Какие деревья растут в нашем городе?» (совместно с родителями) ;

«Свойства древесины» . «Какие деревья растут вокруг детского сада?» , «Кому лучше?» (условия для роста) , «Где спрятались семена?» .

Просмотр развивающего видео для детей «Как из желудя вырос дуб» , «Профессор Карапуз» («Что такое дерево» , «Прогулка в парке, лесу» , «Лечим дерево» ) , (совместно с родителями) .

Восприятие художественной литературы и фольклора Стихи: Н. Григорьева «Ожидание» , «Мы сажали на полях» , «Садовник» , Н. Миркграф «Дерево» , М Садовский «Посади сосну» , В. Берестов «Где было пустое место…» , С. Есенин «Черемуха» , Е. Серова «Мечты дуба» , И.Токмакова «Дуб» , «Песенка дубовых сеянцев» , П. П. Дзюба «Считалка» , «Дуб» .

Сказки: «Голубой дуб» , «Мечта дерева»

Рассказы: Л. Толстой «Старик сажал яблони» , «Как ходят деревья» , К. Ушинский «Спор деревьев» , М. Пришвин «Осинкам холодно» , «Рябина краснеет» , Г. Г. Кученева «Береза» , «Черемуха» , «Ива» , «Дуб» , «Ель» , «Сосна» , «Рябина» (из книги «От первых цветов до белых снежинок» ) .

Просмотр мультфильмов «Дерево и кошка» (режиссер Евгений Сивоконь, 1983) , «Цветы и деревья» (режиссер Уолт Дисней, 1932) , «Лоракс» (2012) , «Дерево желаний» (из сериала «Мудрые сказки тетушки Совы» ) .

Самообслуживание и элементарный бытовой труд Посадка орехов каштана дома и в детском саду.

Поручение «Полив росточков» .

Пересадка укоренившейся веточки каштана в кашпо.

Конструирование «Деревья в нашем городе» (оригами) .

«Экологические знаки» (совместно с родителями) .

Изобразительная деятельность Рисование листьев по трафарету, их раскрашивание.

Раскрашивание деревьев.

Рисование с натуры «Ветка каштана» .

Аппликация с элементами рисования «Красивое дерево» (мозаика) , (совместно с родителями) .

Музыкальная деятельность Слушание: Аудио записи «Звуки природы»

Двигательная деятельность Физкультминутки: «Дерево» , «Две больших сосны» , «Выросли деревья в поле» .

Пальчиковая гимнастика: «Елка» .

П/игры: «Если бы я был деревом…» , «Я - дерево-мама» , «Раз, два, три- к дереву беги» , «Как семечко выросло» .

Взаимодействие с родителями

  • Помочь детям посадить дома орех каштана.
  • Найти вместе с детьми справочный материал про деревья, названия которых ребенок не знает.
  • Изготовление паспорта дерева совместно с детьми.
  • Посещение ярмарки саженцев в цветочном магазине, на рынке.
  • Сочинение стихов, сказок, рассказов о деревьях совместно с детьми.

3 этап - заключительный (1 неделя)

  • Изготовление паспорта дерева.
  • Оформление выставки творческих работ: «Ветка каштана» , «Красивое дерево» .
  • Создание природоохранного знака .
  • «Посади своё дерево»
  • Изготовление экологических знаков.
  • Заполненный лист наблюдений за ростом каштанов.
  • Рассказы детей о результатах своей деятельности: «Что я узнал и что научился делать» .

Управление и обеспечение проекта

Ресурсное обеспечение

Методическая литература:

  • Н. А. Рыжова «Экологический проект «Мое дерево» », «Карапуз» , 2006.
  • Н. Н. Кондратьева «Мы» - программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, «Детство- пресс» , 2000.
  • Парамонова Л. А. «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет» , Москва, «Олма» , 2007.
  • О. В. Дыбина «Неизведанное рядом» , Москва, «ТЦ Сфера» , 2010.

И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.» Москва, «Карапуз» , 2010.

Методический материал, имеющийся в детском саду

  • Набор карточек «Деревья» .
  • Дидактический материал «Почемучка-1» .
  • Демонстрационный материал «Уроки экологии» .
  • Схема строения дерева «Как дерево дышит, питается и растет» .
  • Схема для описательного рассказа о деревьях.
  • Настольные, дидактические игры, видеоматериал «Как из росточка выросло дерево» .

Оценка результатов проекта

Предполагаемые продукты проекта

  • Выращенные каштаны для посадки весной на территории детского сада или около дома.
  • Книга «Про зеленых друзей» (стихи, загадки, рассказы, сочиненные детьми и родителями) .
  • Разработка и создание плаката «Посади своё дерево»
  • Экологический знак «Осторожно! Молодые саженцы!» .
  • Выставка творческих работ.

Итоговое мероприятие

  • Посадка саженцев деревьев на территории детского сада.

Критерии и показатели эффективности проекта

Результаты проекта оцениваются по следующим параметрам

  • Знания о разнообразии деревьев ближайшего окружения.
  • Исследовательский интерес к познанию мира живой природы.
  • Умение детей рассказывать о результатах экспериментальной деятельности.
  • Понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому.
  • Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом.

Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов

Предполагаемые результаты

  • Дети узнают названия незнакомых им деревьев, у детей повысится интерес к особенностям жизнедеятельности деревьев ближайшего окружения: строении, развитии, росте, приспособлению к среде, об их красоте и пользе.
  • Дети приобретут навыки исследовательской деятельности, научатся искать пути разрешения проблемной ситуации, умение прогнозировать результаты эксперимента.
  • Приобретенные навыки трудовой деятельности помогут в формировании экологического самосознания: выращивая каштаны, дошкольники и взрослые участвуют в преумножении природного богатства, у них появиться желание вырастить и посадить новые деревья.
  • У детей и взрослых повысится уровень экологической воспитанности, понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому, сдерживание в поведении негативных поступков по отношению к деревьям.
  • Становясь непосредственными участниками образовательного процесса, родители обогатят свой педагогический опыт, испытают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

Проект практически применим и может быть использован в работе другими педагогами.

При высокой заинтересованности детей проект может быть продолжен: может быть предложено дальнейшее знакомство детей с жизнедеятельностью деревьев в разные сезоны, наблюдение и исследование за жизнью одного дерева, выращивание рассады других растений.

    Исследование №1.

    Цель: изучить пожелания коллектива школы и жителей близлежащих домов по формированию внешнего вида школьного двора.

    Вывод: дети и учителя хотят видеть на школьном дворе березы и дубы, а жители близлежащих домов клены и дубы. Таким образом, большинство опрошенных выбрали дубы! Значит, будем выращивать и высаживать дубы!

    Исследование №2

  • : выяснить план пришкольного участка и расположение на нем деревьев

Вывод: наши дубы можно будет высадить на участках №6 и №7.

План действий:

  • Собрать желуди для посадки (сентябрь-октябрь 2014г)
  • Отобрать самые лучшие по внешнему виду желуди и положить в холодильник (ноябрь-декабрь 2014г)
  • Посеять семена (конец декабря 2014г)
  • Вырастить рассаду (январь-апрель 2015г)

(апрель 2015г.)

  • Высадить рассаду (май 2015г.)
  • Уход за высаженными растениями

Ход работы:

Отобрав лучшие одинаковые по размеру желуди, обучающиеся 3«Г» класса поместили их в холодильник. Стратификация - испытание зернышек холодом. Такой прием намного улучшает всхожесть, и растения получаются более сильными.

Исследование №3

Гипотеза: желуди, которые находились в холоде быстрее дадут ростки

11 января 2015г семена посеяли в грунт. Коробочки взяли из-под сока, который давали в школьной столовой на завтрак. Грунт привезли родители из совхоза «Тепличный».

Каждую неделю по пятницам мы поливали посаженные желуди и вели дневники наблюдений. В некоторых коробочках росла трава, которую мы выдергивали.

15 марта 2015г. появился первый росток из желудя, который находился до посева в холоде. Уход и наблюдения продолжились.

Вывод: желуди, находивщиеся не в холоде, ростков не дали.

Исследование №4

Гипотеза: чем позднее появился росток, тем развиваться он будет быстрее

Высота второго ростка 13 см, 6 листьев, по размеру

листья мельче, цвет светлее.

На основе наблюдений гипотеза подтвердилась. Большее количество тепла и солнечного света влияет на рост растений. Рост саженцев замедлился, т.к. небольшой размер коробочки не позволяет развиваться корневой системе дуба.

Перспективы развития:

Наш проект рассчитан на длительный срок. В течение учебного года мы успели увидеть первый результат нашей работы.

В конце мая нам предстоит высадить саженцы на пришкольный участок в открытый грунт. Мы продолжим наблюдение за развитием саженцев.

Мы будем рады принять помощь других ребят по уходу за растущими молодыми дубками. Ведь деревья дают людям радость.

Самоанализ:

Мы хотим учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Мы думаем, что у нас это уже получается.

Мы считаем наш проект социальнозначимым, так как деревья приносят радость всем людям. Нам понравилось выращивать и наблюдать за растущими саженцами дубов. Планируем на следующий год продолжить нашу работу и высадить на пришкольный участок другие замечательные растения.

Так как в нашем проекте принимали участие многие учащиеся, то никто не портил нашу работу. Наш проект совершенно не затратный, так как мы не израсходовали на его реализацию никаких денег.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Никольское»
Экологический проект
«Сохраним дерево»
При поддержке фирмы
по переработке вторичного сырья
«КОРОНА» (Санкт-Петербург)
Проект выполнили:
Шувалов Андрей, Кемпи Ольга,
учащиеся 9а класса
Руководитель:
Горбунова Наталья Владимировна,
заместитель директора по ВР
г. Никольское- 2016 г
http://linda6035.ucoz.ru/

«Сохраним дерево»

Как появляется бумага?
Главным сырьём для получения бумаги является целлюлоза,
которую получают из древесины. Обычно используются хвойные
породы деревьев, выращиваемые на плантациях.
Целлюлозно-бумажная отрасль отличается:
-высокой материалоёмкостью:
для получения 1 т целлюлозы необходимо в среднем 5-6 куб.м. древесины;
- большой водоемкостью: на 1 т целлюлозы расходуется в среднем 350
куб.м. воды;
- значительной энергоёмкостью: 1 т продукции требует в среднем 2000
кВт/ч.
.
http://linda6035.ucoz.ru/

«Сохраним дерево»

Еще одним источником является
переработка отходов. Сдача
макулатуры дает 61% всей производимой
в стране бумаги.
Бумага, произведенная из вторичного
сырья, имеет несколько преимуществ
перед изготовленной из древесины:
-она значительно дешевле,
-ее переработка уменьшает количество
отходов, позволяет сэкономить воду и
электроэнергию.
-в процессе ее производства не
используется никаких химикатов, а что
самое главное, прием макулатуры
сокращает интенсивность вырубки лесов.
http://linda6035.ucoz.ru/
Информационная справка.
1 миллиард "цивилизованых" людей
планеты потребляют 3 миллиарада
больших деревьев в год.
Остальная часть человечества
потребляет около 5 кг бумаги в год...
Более 4 миллиардов деревьев в год
вырубается для производства бумаги,
большая часть которой затем
выбрасывается в мусор или сжигается.

«Сохраним дерево»

Цель проекта: в соревновательной форме привлечь учащихся к
возрождению традиции сбора макулатуры, формирование активной
гражданской позиции школьников и жителей г. Никольское
в защиту и сохранение лесов.
Задачи проекта:
-организация практических акций по сбору
макулатуры.
- развитие у учащихся потребности практического участия в
решении экологических проблем;
- осознание участниками проекта экологического и экономического
значения сбора макулатуры;
- расширение представлений участников проекта о возможности
вторичного использования бумаги.
http://linda6035.ucoz.ru/

«Сохраним дерево»

Экологический проект по сбору макулатуры
«Сохраним дерево» стартовал в сентябре
2013 года. А начало ему было положено в
связи с другим проектом «Создадим из хаоса
красоту», целью которого стало создание
Зимнего сада из заброшенного складского
помещения. Тут же встал вопрос: куда девать
старые плакаты, журналы, тетради? Кроме
того, в конце каждого учебного года в
школьных кабинетах накапливается очень
много использованной бумаги. Зная о
потребности общества в бумаге и о затратах на
ее производство, мы поняли, что существует
проблема: природные ресурсы, используемые
для производства бумаги, сокращаются, а
такой ценный ресурс, как макулатура
выбрасывается на свалку. Так возникла идея
сдавать ненужную бумагу на переработку.
http://linda6035.ucoz.ru/

«Сохраним дерево»

Проект уже 4-й год успешно
реализуется в МБОУ «СОШ
№2 г. Никольское». В нем
участвуют все классные
коллективы школы, учителя,
.
родители учащихся, а также
присоединяются жители города
Нас поддержал город Коммунар
Гатчинского района
Ленинградской области.
Именно с их помощью осенью
2013 и 2014 учебных годов был
организован вывоз макулатуры
http://linda6035.ucoz.ru/

«Сохраним дерево»
В 2015-2016 учебном году
нашей школе
предложила участвовать в
акции по сбору
макулатуры санктпетербургская компания
«Корона»
ИНФОРМАЦИОННАЯ
СПРАВКА:
Компания работает на территории СанктПетербурга
с 2011 года и за это время смогла занять
одно из ведущих мест на рынке
переработки вторсырья в России.
Миссией компании является
улучшение экологической обстановки
в нашем регионе, борьба за сохранность
наших лесов, красоту наших пригородов
и охрана окружающей среды в целом.
http://linda6035.ucoz.ru/

«Сохраним дерево»

Так, наша ежегодная акция
«Сохраним дерево»
стала частью
городского проекта
«Чистое
будущее –
в чистом
настоящем».
http://linda6035.ucoz.ru/

«Сохраним дерево»

Что обеспечивают организаторы
компании «Корона»
Транспортное средство в согласованную дату для вывоза
собранной макулатуры
Подарки и грамоты школе и классам по итогам сдачи макулатуры
http://linda6035.ucoz.ru/

«Сохраним дерево»

Что обеспечивают организаторы
компании «Корона»
А также пунктуальность, доброжелательность, отзывчивость
сотрудников компании
Анна Петергеренко,
менеджер компании
http://linda6035.ucoz.ru/
Алексей, водитель,
добрый,
позитивный человек

«Сохраним дерево»

ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1 ЭТАП –ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Чтобы организовать масштабный сбор макулатуры, нужно привлечь к этому
процессу школьников, сотрудников школы, а также родительскую
общественность и жителей города. Для этого нами было сделано следующее:
Объявление об акции в информационной группе «Взгляд»
http://linda6035.ucoz.ru/

«Сохраним дерево»

ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1 ЭТАП –ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Подготовлены агитационные материалы
Информирование членов Школьного
Парламента об акции
26 сентября была проведена еженедельная
радиолинейка с включением данной темы
Даны разъяснения о том, как правильно
подготовить макулатуру к сдаче
Хорошо
Очень плохо
Не желательно

Http://linda6035.ucoz.ru/

«Сохраним дерево»

2 этап – ПРАКТИЧЕСКИЙ
Практическая часть реализации проекта – сбор
макулатуры.
В итоге было собрано 2тонны 209 кг макулатуры.
http://linda6035.ucoz.ru/

«Сохраним дерево»

3 этап – ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Подсчет количества килограммов макулатуры в каждом классе
и всего по школе
Линейка - награждение грамотами активных классных
коллективов и учащихся, собравших большее количество
макулатуры
Объявление результатов акции в радиолинейке
Фиксирование результатов акции в ежемесячной газете «На
Первомайской у реки»
http://linda6035.ucoz.ru/

«Сохраним дерево»

Оценка эффективности проекта
Количество собранной макулатуры по годам
2013-2014
2014-2015
2015-2016
2016-2017

1 т 523 кг
http://linda6035.ucoz.ru/
1 т 340 кг
1 т 604 кг
2 т 209 кг

«Сохраним дерево»

Средства, вырученные от сбора макулатуры
2013-2014
2014-2015
2015-2016
2016-2017
учебный год учебный год учебный год учебный год
за 1 т 523 кг/
1тыс. 523 руб
за1 т 340 кг/
1тыс.340 руб
за1 т 504 кг/
4 тыс. 520 руб.
за 2 т 209 кг
6тыс.627 руб
(1руб. за 1 кг)
(1 руб. за 1 кг)
(3 руб.за 1 кг)
(3 руб.за 1 кг)
http://linda6035.ucoz.ru/

«Сохраним дерево»

На что расходуются вырученные средства?
А это – наша
мечта
Стойка для микрофона
http://linda6035.ucoz.ru/
Грамоты, дипломы,
призы

Анна Ивлева

«Давайте друзья, везде, где живём,

Деревья посадим , сады разведём.

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица,

И доверяли повсюду нам,

Как самым лучшим своим друзьям!».

Возрастная группа : дети 5-6 лет (старшая группа) .

Место реализации проекта : дошкольное отделение «Ромашка» МБОУ «Губинская СОШ» .

Вид проекта : информационный, практико-ориентировочный.

Участники : дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Продолжительность : долгосрочный.

Цель : сформировать основы экологической культуры, осознанного отношения к объектам живой природы, научить сохранять и приумножать природное богатство.

Задачи :

Дополнить, обобщить и систематизировать знания детей о деревьях , сформировать у них представления о строении и развитии деревьев , о их значении в жизни человека;

Познакомить с разнообразием деревьев ;

Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой деревьев в разное время года ;

Формировать познавательные умения, учить отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности;

Способствовать воспитанию чувства сопереживания к бедам природы, желанию бороться за её сохранность;

Повысить уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе с детьми.

Актуальность : В настоящее время на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты , так как потерялся непосредственный контакт человечества с природой : люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Варварское отношение как взрослых, так детей ко всему живому ведёт к экологической катастрофе. С каждым годом количество зеленых насаждений на планете неуклонно уменьшается. Этому способствуют промышленные вырубки, лесные пожары, засуха. В настоящее время дети очень мало общаются с природой. В. А. Сухомлинский писал : «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Нельзя забывать о том, что воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с самого раннего детства. Дошкольные учреждения как раз и призваны сыграть в этом важнейшую роль. Очень часто можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям . Поэтому, с одной стороны – важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром (в частности, с деревьями , формирование у них убеждения о необходимости бережного отношения к природе, и с другой – отсутствие целенаправленной и систематической работы привели к выбору темы проекта . Суть этого проекта заключается в том , чтобы не допустить равнодушного отношения детей и их родителей к зелёным насаждениям, углубить их знания о значении деревьев в жизни людей . Посадить дерево очень просто . Действие, которое займет несколько минут, будет иметь эффект на протяжении десятков лет. Деревья улучшают состав воздуха и почвы, радуют глаз. Это наш дар будущим поколениям, Земле и всему живому.

Ожидаемый результат :

Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках , их значении в природе и жизни человека;

Повышение экологической грамотности детей и их родителей;

Формирование осознанно-правильного отношения к природе;

Создание экологически-развивающей среды на участке дошкольного отделения;

Повышение познавательных интересов детей через различные виды деятельности;

Активное участие детей и их родителей в акциях по посадке

Методы и приёмы : наглядные, словесные, игровые, практические.

Продукты проекта :

Систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме «Деревья » ;

Выставка творческих работ детей;

посадка деревьев на участке и за периметром дошкольного отделения, на территории Орехово-Зуевского района Московской области;

Ресурсное обеспечение проекта :

Учебно-методическая и художественная литература по тематике проекта (книги, энциклопедии и пособия о строении и развитии деревьев );

Демонстрационные материалы (иллюстрации и фотографии деревьев ) ;

Материально-техническое оборудование (фотоаппарат, компьютер) ;

Взаимодействие с семьей (сбор посадочного материала и инвентаря) .

Этапы проекта :

Подготовительный этап

Изучение уровня знаний детей, ознакомление с темой проекта , постановка целей и задач, определение актуальности и значимости проекта . Подбор материала, оборудования, художественной литературы, иллюстраций для реализации проекта . Продумывание хода бесед, организации и проведения игр, наблюдений, экскурсий, занятий. Организация и пополнение развивающей среды.

Основной этап (см. «Приложение» )

Реализация комплекса мероприятий, направленного на достижение поставленной цели (наблюдения за жизнью деревьев , проведение исследований, сочетание деятельности с рисованием, аппликацией, оригами и играми, разучивание стихов и загадок, участие в экскурсиях) Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью . Посадка саженцев , создание условий для их роста. Сбор семян и листьев для изготовления гербария. Участие в акциях по посадке древесных культур на территории Орехово-Зуевского района Московской области.

Заключительный этап.

Подведение итогов проекта . Оценка полученных результатов. Разработка рекомендаций и консультаций родителям.

Практическая значимость проекта : участие в проекте способствует систематизации и расширению имеющихся теоретических представлений у детей о деревьях , повышению познавательной активности детей, формированию осознанного бережного отношения к природе, повышает интерес и активность детей и их родители к участию в благоустройстве участка детского сада и территории района посредством высадки молодых саженцев деревьев .

Используемая литература :

1. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений»., Москва «Мозаика – Синтез» , 2008

2. Н. А. Виноградова, Е. А. Панкова «Образовательные проекты в детском саду » , Москва «Айрис-пресс» , 2008

3. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» , Москва ТЦ «Сфера» , 2009

4. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» , Москва «Просвещение» , 1973

5. С. Н. Николаева «Юный эколог» . Программа экологического воспитания в детском саду, Москва «Мозаика – Синтез» , 2010

6. М. Н. Сигимова «Познание мира растений» , С-Петербург «Детство пресс» , 2010

7. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет, Москва «Мозаика – Синтез» , 2010

8. Н. А. Рыжова Программа "Наш дом - природа": пособие для педагогов». Москва «ЛИНКА – ПРЕСС» , 2005

9. Т. А. Шорыгина «Деревья . Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров, родителей», Москва «ГНОМ и Д» , 2002

Приложение

1. НОД : «Деревья нашего двора » .

2. Беседы с детьми :

- «Красота природы бесценна» ;

- «Здравствуй, дерево ;

- «Что мы знаем о деревьях ;

- «Какие деревья растут на участке » ;

- «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой» ;

- «Как появляются деревья » ;

- «Почему нужно беречь и охранять деревья » ;

- «Как сберечь деревья

2. Ознакомление детей с художественной литературой :

Чтение стихов, рассказов, сказок о деревях : Т. А. Шорыгина «Деревья . Какие они?» , Е. Серова «Зеленая страна» , И. Семенова «Березка» , А. Лопатина «Мудрость дерева » , «Жизнь дерева » , «Липкины дары» , О. Высоцкая «Наш сад» , «Две сосны и ель» , А. Прокофьев «Наш лесок» , М. Ивенсен «Ёлочка» , Н. Некрасов «Зелёный шум» .

Заучивание : И. Бунин «Листопад» . Ф. Тютчев «Первый лист» .

Отгадывание и придумывание загадок.

Пословицы и поговорки о деревьях .

3. Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года : И. Э. Грабарь «Рябинка» , А. Лопатина «Мудрость дерева » , И. И. Шишкин «В сосновом бору» , И. Левитан «Весна. Цветущие яблони» , И. И. Шишкин «Дубовая роща» и беседы по их содержанию;

4. Игровая деятельность

Дидактические игры : «Найди листок, какой покажу» , «Сравни» , «Найди, о чем расскажу» , «Найди листок, как на дереве » , «Узнаю деревце » , «Зеленый мир» , «Чудесный мешочек» , «Загадайте, я отгадаю» , «Где что зреет?» , «Что такое хорошо, а что такое плохо» , «Как семечко выросло» ,

Подвижные игры на участке : «Листья и ветер» , «Найди такой же лист» , «Найди свое дерево » , «Лесные пятнашки» , «Шишки, желуди, орехи» , «От дерева до дерева » , «Дерево , куст, ручей, тропинка» , «Обними дерево » , «Если б я был деревом… » .

Настольно-печатные игры : «Лес» , «Что растет в лесу?» , «Четвертый лишний» .

Сюжетно-ролевые игры : «Как мы ездили в лес» , «Экскурсия в парк» .

5. Пальчиковая гимнастика «Деревья » , утренняя гимнастика и физкультурные занятия на улице».

6. Наблюдения и исследовательская деятельность : экскурсия по экологической тропе, знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписей со звуками природы, рассматривание деревьев на территории детского сада и за е пределами, исследование дерева , опытно-экспериментальная деятельность (проведение опытов «Наблюдение за изменениями веток тополя и сирени в вазе с водой» , «Как деревья спасают нас от жары » , «Деревянный брусочек » , «С какой ветки эти детки?» , «Сравнение коры с разных деревьев » , составление гербария из листьев деревьев участка , коллекционирование

7. Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность :

Рисование на тему «Дерево » , «Портрет семьи дерева » , «Части дерева » ;

Аппликация «Декоративное панно из осенних листьев» , «Осенняя березка» ;

Декоративная лепка «Гроздь рябины спелой» , «Осенний ковер» .

8. Труд на участке и в природе :

Уход за деревьями , уборка сломанных веток на участке;

Изготовление кормушек для птиц.

9. Викторина «Что мы знаем о деревьях .

10. Работа с родителями :

Консультация : «Природа как воспитатель» , «Прогулки в природу – основа здоровья ребёнка»

Совместная творческая деятельность : выставка творческих работ из природного материала «Лесная фантазия» .

Совместные походы детей и родителей в парк, лес, на природу.

Посадка саженцев деревьев на участке дошкольного отделения.

Участие родителей и детей в акциях «Наш лес. Посади свое дерево » , «Лес Победы» .

Юлия Кондратенко

Проект посади дерево .

Участники проекта – воспитанники младшей группы детского сада «Золотая рыбка» №12

Описание проекта :Двор дома – это место, где каждый из нас учится жить, а дети и начинают жизнь. Один из главных жизненных уроков, который мы получаем здесь – это экология. Мы учимся бережно относиться ко всему, что нас окружает и учимся сохранять то, что имеем.

Экологическое воспитание – важный компонент общего образования современного человека. Дошкольные учреждения являются начальным элементом системы экологического воспитания.

Это информационно – исследовательский, краткосрочный, экологический проект , направленный на воспитание у детей интереса к природе, развитию любознательности у детей младшего дошкольного возраста.

Цель проекта :

Формирование знаний о мире растений, ответственного отношения к уникальному миру природы во всех его проявлениях, установка на сбережение деревьев и кустарников .

Задачи проекта :

Систематизировать представления детей о деревьях и кустарниках

Знакомить детей с посадкой деревьев и кустарников , их поливом и уходом за ними

Активизировать в речи понятия, связанные со строением деревьев

Развивать познавательный интерес

Формировать умение принимать участие в коллективной работе

Научить видеть красоту соединения живой природы с городской архитектурой

Достигнутые результаты :

Получили системные знания о строении деревьев , способе их посадки и уходе за ними

Получили большой эмоциональный заряд в совместном труде с воспитателем и сопричастности к важному и полезному делу.

Социальная значимость проекта :

Экологический урок в доступной для ребятишек практической форме помогает в решении серьезных воспитательных и образовательных задач : помогает усвоить знания о живой и неживой природе, а также способствует развитию эмоциональной сферы дошкольников и накоплению ими экологического опыта. Ребёнок учится действовать в коллективе, у него развиваются коммуникативные способности, то есть умение контактировать и сотрудничать друг с другом, решать проблемные ситуации. У детей формируются бережное отношение к природе и способность к сочувствию и доброте.

Результатом нашего экологического урока стало то, что дети проявили активность, интерес и большое желание участвовать в посадке саженца . Новое дается нелегко. Мы порой говорим одно, а дети видят другое. Тем не менее наши воспитанники в большей мере ориентируются на то, как мы действуем, поступаем, от чего отказываемся. Несомненно, наиболее убедительными методами экологического воспитания, примерами правильного поведения в природе являются поступки : мы сажаем деревья и цветы , ухаживаем за животными, уважительно относимся ко всему живому. При этом исчезает пассивная созерцательность и на смену ей приходит сознательность. Именно она определяет совестливое отношение к природе как обычное явление.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта :

Рисование деревьев .

Чтение книг о природе

Проведение опыта – с песком и стволом дерева

Практический этап Посажено 1 дерево

Охват проекта :

Воспитатели, дети младшего дошкольного возраста 3-лет.



Публикации по теме:

21 сентября в нашем детском саду прошла акция «Посади свое дерево», в которой приняли участие дети, сотрудники детского сада, родители.

Наши добрые дела. Акция для дошкольников "Посади дерево". Цель акции: Развитие у детей интереса к изучению природы родного края; Воспитание.

Встают сады в родном моем краю Вокруг полей зеленою стеною. И тем горжусь, что в дружном их строю Есть дерево, посаженное мною… И хоть.

«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.