Экологическая викторина "что мы знаем о природе". Классный час на тему: Экологическая игра-викторина

Викторина «Любители природы».

Старший дошкольный возраст

ГККП « Ясли-сад № 54 акимата г Костная отдела образования г. Костаная

Цель: Развитие у детей познавательного интереса к природе.

Задачи: Выявить знания детей о природе. Расширять кругозор детей. Развивать познавательный интерес и смекалку, память, внимание, логическое мышление. Воспитание желания заботиться о природе, радоваться и восхищаться каждой встрече с ней.

Описание : Это викторина для детей дошкольного возраста. Дети любят викторины, потому что в них присутствует элемент соревнования. А для детей это викторина полезна, потому что она способствовать формированию представлений о законах жизни и развития живой природы; развивает логическое мышление, быстроту реакций, умение работать в команде; воспитывает любовь ко всему живому, желание и способность бережного отношения к окружающему миру.

Ход:

Ребенок.

Под одною голубою

Общей крышей мы живем.

Дом под крышей голубой

И просторный, и большой.

Дом кружится возле солнца,

Чтобы было нам тепло,

Чтобы каждое оконце

Осветить оно могло.

Чтобы жили мы на свете,

Не пугаясь, не грозя,

Как хорошие соседи

Или добрые друзья.

Ведущий: Друзья, сегодня мы собрались в зале поиграть в викторину «Любители природы». Викторина – это игра в вопросы и ответы. Я знаю, что вы много знаете о нашей природе и сегодня покажите свои знания. Каждое ваше «почему» открывает для вас новый мирокружающий мир. Для того, чтобы провести эту игру-викторину, мы разделимся на две команды и будем соревноваться. Давайте произнесём девиз нашей викторины:

Дети : Девиз: «Любить и охранять природу!»

Ведущий: Я представляю вам членов жюри и команды.
1 команда – «Чистый родник»
2 команда – «Защитники леса»
Каждый конкурс будет оцениваться следующим образом: За каждый правильный ответ команда получит – солнышко. Если команда отвечает неправильно, то выполнить задание предлагается другой команде. В конце викторины мы узнаем, кто больше знает о природе.

Ведущий: Дорогие гости. Будьте активными болельщиками, помогайте игрокам, но не подсказками, а своими улыбками.
А теперь заслушаем приветствие команд.
Приветствие команды «Защитники леса»

Много леса – не губи,

Мало леса – береги,

Нет леса – посади.

Лес сажаем и растим

Его мы защитим,

Никому в обиду не дадим.

Приветствие команды «Чистый родник»

Широки просторы Родины любимой,

Дорог каждый кустик, мотылек.

Сохраним, мы, красоту природы,

Пусть журчит, искрится,

«Чистый родничок»!

Ведущий : А сейчас предлагаю командам провести разминку, сначала я задам вопрос, а вы над ним всерьёз подумайте, потом скажите

Разминка «Да» или «Нет».(Задаются вопросы командам поочередною)
1.Скажи, приветствуя рассвет,
Поет ли сом усатый? (нет)
2.А рассекая гладь пруда,
Умеют гуси плавать? (да)
3.А если солнцем снег согрет,
Он станет льдом холодным? (нет)
4.Ответь, а может василек
Цвести в саду зимою? (нет)
5.А крокодил собрать букет
Из белых лилий может? (нет)
6.Верблюд способен, дай ответ
Идти три дня без пищи? (да)
7.Тех, кто трудится всегда,
В народе уважают? (да)
8.В конце спросить пришла пора:
Вам понравилась игра? (да)

Ведущий: Мы приступим к следующему заданию

«Подбери слова»
1. Лес может быть густым, а может быть. . - (редким)
2.Осень бывает ранняя, а бывает … - (поздняя)
3.Волк зверь большой, а заяц … - (маленький)
4.Ягоды малины сладкие, а рябины … - (горькие)
5.День летом длинный, а зимой … - (короткий) 6.Цветы бывают садовые, а бывают … - (полевые, комнатные)

Ведущий: Конкурс капитанов.
1 . Куда зайцу бежать удобней, с горы или в гору? (в гору, с горы заяц летит кубарем, через голову, потому что задние ноги у него длиннее.)
2. Растет ли дерево зимой? (нет, замирает)
3 . Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? (жирным: жир греет и питает спящего медведя))
4. У какого животного детеныши рождаются осенью? (у зайцев – 3 раз за лето – листопаднички)
5.Каких птиц называют зимними гостями? (клест, снегирь, свиристель)

6.Какой лесной житель сушит себе на дереве грибы? (белка)
7.Какой зверь спит всю зиму вниз головой?
8.Почему нельзя трогать яиц в гнездах? (птица бросает гнездо)
9.Почему о зайце говорят: «Сам себя обогнал»
10.Какие птицы роют норы для гнезда? (ласточки – береговушки)
Оценка жюри.

Ведущий: Разминка . С детьми воспитатель проводит игру в кругу с мячом «Бывает - не бывает.»

Ледоход летом (не бывает)

Листопад летом (не бывает)

Дождь летом (бывает)

Роса зимой (не бывает)

Заморозки весной (бывает)

Гроза летом (бывает)

Метель летом (не бывает)

Радуга летом (бывает)

Град летом (бывает)

Буран летом (не бывает)

Иней зимой (бывает)

Туман осенью (бывает)

Капель летом (не бывает)

Иней летом (не бывает)

Мороз летом (не бывает)

Лужи зимой (не бывает)

Зеленые листья зимой (не бывают)

Ведущий:Выбрать правильное поведение в лесу.

1 Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц, можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

2 Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает природе свое полезное дело.

3 Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

4 Сажать как можно больше деревьев, чтобы мы могли дышать чистым воздухом.

5 В лесу, отдыхая, мусор с травки не убирайте, а там оставляйте.

6 В лесу можно играть: листья порвать, венки сплести, букеты огромные собрать. 7 Подумаешь, в лесу и так их много (правило сопровождается картинкой).

8 Наконец-то можно пошуметь, покричать, побегать и главное, никому не мешаешь!

9 Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Воспитатель: Послушайте следующее задание.
«Времена года».

Ребята, у каждого времени года в природе есть приметы, и вам нужно их определить.

Команды, перед вами столы, где лежат карточки, где изображены времена года. Из предложенных картинок с приметами нужно выбрать те, которые подходят к вашему времени года,но сначала послушайте загадки.

Загадка для команды «Чистый родник»

Солнышко печет, липа цветет,
Рожь поспевает, когда это бывает?

Загадка для команды «Защитники леса»

Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет, когда это бывает?

Ведущий: Молодцы! Следующее задание: «Птицы»

1. Какую птицу называют птицей мира? (Голубь.)

2. Какая птица никогда не станет матерью? (Кукушка.)

3. Загадка: На шесте - дворец, во дворце - певец. Кто это? (Скворец)

4. Назовите крупных птиц, которые живут в заповеднике? (Глухарь, тетерев.)

5. Загадка: Всю ночь летает - мышей добывает. А станет светло - спать летит в дупло (сова).

6. Картина, какого знаменитого русского художника, посвящена прилету птиц?

Как она называется? (А. Саврасов «Грачи прилетели)

7. Кто из птиц прилетает первым? (Зяблики, дрозды, грачи, скворцы.)

8. Каких птиц называют санитарами леса? Почему? (Дятел, иволга, поползни, они защищают деревья от вредителей.)

9. Как называется самая маленькая птица? (Колибри)

10. Как называется самая большая птица? (Страус)

Жюри подводит итоги. Объявляется победитель. Детям вручают награды и призы.

Ведущий. Как хочется, чтобы сегодняшний праздник оставил в вашей душе, ребята и взрослые, хотя бы маленький след.

Что значишь ты без трав и птиц?

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймешь ты, наконец,

Врубаясь в мертвые породы,

О человек, венец природы,

Что без природы - твой конец.

Листья каких деревьев осенью краснеют?

Правильный ответ: листья краснеют у рябины, у клена и у осины.

Почему кролики непрерывно что-то жуют?

Таким образом они стачивают зубы.

С кем в одной норе может лиса жить?
С барсуком.

Какой зверь самый чистоплотный?
Барсук.

Бывают ли жабы ядовитыми?
Да, это жаба ага.

Умеют ли слоны плавать?

Да, эти гиганты великолепно плавают. А еще они любят играть в воде и резвиться. Еще они могут ложиться в воду почти полностью, выставив наружу только хобот.

У какого зверя осенью детеныши родятся? Чьих малышей называют листопадничками?

Ответ: У зайчихи детеныши появляются на свет по осени. Отсюда и милое название этим крошкам появилось.

Почему пожилых лосей сохатыми называют?

Потому что его рога похожи на старинный земледельческий инструмент - соху.

У кого самые большие уши?

У зайцев, кроликов, слонов, у длинноухого тушканчика, ослов и лисички фенек.

Где раки зимуют?
Они проводят зиму в норах, которые строят вдоль берегов рек.

Куда зайцу бежать удобней – с горы или в гору? Почему?
Наверх зайцу легко бежится - ноги-то задние длинные. А вот вних приходится косому кубарем катиться - иначе в ногах может запутаться.
Есть ли у слона шерсть или мех?
Могучее тело слона покрыто толстой и грубой кожей. Она испещрена многочисленными глубокими морщинами. Взрослые слоны практически лишены шерсти, а новорожденные слонята покрыты редкой жесткой щетиной. Окраска слонов однородная серая или буроватая.


Какой зверь летом живет в воде, а зимой на суше?
Мускусная крыса. Иначе - ондатра, водяная крыса, водяная полевка.


Что такое заячья скидка?
Когда заяц от погони уходит - делает большой бросок в сторону. Это и называют скидкой.

Охотится ли белый медведь на пингвинов?

Это невозможно, так как пингвины и медведи живут на разных полюсах.

Куда прячутся на зиму лягушки?

Они могут зимовать в амбарах и овинах. А те, что живут далеко от людей - зарываются в песок, ил, тину. Лесные прячутся в мох.
Кто зимой спит вниз головой?
Летучая мышь. Кстати, мыши, прилетая на зимовку в облюбованную пещеру, спят всегда в одном и том же месте с точностью до 1 см.

Сколько весит слон?
Африканские слоны вырастают до 4 метров в высоту и весят 5-7 тонн. Индийские - поменьше, их рост 2,5-3,5 метра, а вес - от 3 до 5 тонн.


Для чего слону хобот?

Хобот это не нос, как думают многие, а совершенно уникальный орган, образованный сросшимися носом и верхней губой. При этом хобот имеет собственную систему мощных мышц и сухожилий. Благодаря такому строению хобот обладает одновременно силой и гибкостью. Мощь хобота такова, что с его помощью слон способен крушить деревья, подымать бревна. На конце хобота расположен подвижный и чувствительный вырост, с помощью которого слон способен осязать и манипулировать мельчайшими предметами. Слоны хорошо распознают фактуру различных поверхностей, могут, к примеру, подымать монеты или рисовать кистью. Хобот играет в жизни слона незаменимую роль: он необходим животному для добывания пищи, защиты, общения.
С помощью хобота слоны также пьют воду, ведь пить ртом высокий и короткошеий слон не может. Только маленькие слонята могут сосать мать ртом, а взрослые слоны втягивают воду хоботом, а потом только заливают себе в рот. Слоны, лишенные хобота из-за травмы, пытаются пастись на коленях, но в конце концов погибают.


У какого животного самый громкий голос?

У крокодила.

Что муравьи зимой делают?
Закрывают все входы и выходы из муравейника, собираются все вместе в большую кучу и ждут потепления.

Задачи:

Обобщить знания детей о животных, растениях, временах года, охране природы.
Развивать логическое мышление, речь.
Активизировать внимание, память.
Учить детей соблюдать правила игры.
Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, развивать чувство ответственности перед своей командой, умение работать сообща.
Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

До начала занятия дети группы делятся на две команды. Дети решают, как они назовут свои команды, выберут капитанов, обсудят эмблемы. Знакомство с Красной книгой, чтение произведений Пришвина М.М., рассматривание иллюстраций о природе.

Ход занятия:

Команды входят в зал под музыку. Усаживаются на свои места, за столы с заранее подготовленными эмблемами.
В викторине участвует небольшое количество детей, все дети садятся за столы, берутся за руки и закрывают глаза на 1 минуту (психологический настрой).
— Для проведения нашей экологической викторины «Знатоки природы» понадобиться справедливое жюри, ведущий предлагает выбрать жюри из числа гостей.
— ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! Начинаем нашу экологическую викторину: «Знатоки природы».

Давайте вспомним правила нашей игры:

Нельзя подсказывать командам во время игры и перебивать своих товарищей на вопросы могут отвечать только те, кто первым поднял флажок. За каждый правильный ответ отвечающий получает балл. Тот кто к завершению викторины наберет наибольшее количество баллов является победителем.
Если команда, отвечающая на вопрос, затрудняется или дает неверный ответ, то отвечает другая команда, то есть соперники.
Нужно быть очень внимательным и терпеливым.
Обратите внимание на стол стоящий перед вами, на нем подготовлен волчок, со стрелкой, стрелка укажет какая команда должна будет отвечать первой.
И так начинаем!

Ведущий:

Есть мир чудесный - он вокруг
И стоит только захотеть
Как оживет природа вдруг
И всем захочется лететь, как птица
Шуметь берёзкой кудрявою в лесу
И я вас приглашаю окунуться
В природу, в дикий мир и красоту.

Презентация 1. (Приложение № 1).

Слайд 1. Наша викторина пройдёт под названием “Знатоки природы ”.
Слайд 2. Наша планета как большой красивый дом.
Слайд 3. Она радует нас утренними, нежными восходами, разноцветными прощальными закатами, пейзажами родной природы;
Слайд 4. Завораживает нас огромными, глубокими и бескрайними океанами, просторами морей.
Слайд 5. Она удивляет высокими горами, крутыми скалами и холмами,
Слайд 6. Восхищает густыми, запашистыми рощами, сосновыми борами, могучими дубравами.
Слайд 7. Земля – планета гармонии. На ней всё соразмерно и взаимосвязано.
Слайд 8. Природа планеты совершенна. Нашу Землю называли загадочной планетой и таинственной.
Слайд 9. Однако, для чутких сердец она раскрывает самые сокровенные свои тайны. Мы познаём и объясняем явления природы, секрет рождение нового дня, разнообразный мир живого и неживого на планете.
Слайд 10. Сохранить планету такой же красивой предстоит Вам, нашему будущему поколению.

I – Приветствие команд.

Приветствие команды «Чистый родничок»

Широки просторы Родины любимой,
Дорог каждый кустик, мотылек.
Сохраним, мы, красоту природы,
Пусть журчит, искрится,
«Чистый родничок»!

Приветствие команды «Защитники леса»

Много леса – не губи,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади.
Лес сажаем и растим
Его мы защитим,
Никому в обиду не дадим.

II Разминка. С детьми «Бывает — не бывает»

Ледоход летом (не бывает)
Листопад летом (не бывает)
Дождь летом (бывает)
Роса зимой (не бывает)
Заморозки весной (бывает)
Гроза летом (бывает)
Метель летом (не бывает)
Радуга летом (бывает)
Град летом (бывает)
Буран летом (не бывает)
Иней зимой (бывает)
Туман осенью (бывает)
Капель летом (не бывает)
Иней летом (не бывает)
Мороз летом (не бывает)
Лужи зимой (не бывает)

III «Соберипазл»

Детям предлагается разрезные картинки «пазл». Оценивается та команда, которая быстрее соберет пазл и расскажет, что там изображено.

IV.«Вопрос-ответ»

1. Самое длинношеее животное. (Жираф)
2. Кто носит детеныша в сумке? (Кенгуру)
3. Птица, которая не умеет летать и не боится морозов? (Пингвин)
4. Длинноухий трусишка. (Заяц)
5. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)
6. Какая змея имеет капюшон? (Кобра)
7. Какая птица не строит гнездо? (Кукушка)
8. Самое большое животное, живущее на суше. (Слон)
9. Самое большое животное, живущее в океане. (Кит)
10. Какое животное строит плотины на реках? (Бобр)
11. Кто на себе свой дом носит? (Черепаха, улитка)
12. У какой птицы самый красивый хвост? (У павлина)
13. Полосатый родственник кошки. (Тигр)
14. Какое животное называют кораблем пустыни? (Верблюда)

V. Подвижная игра «Болото».

Проводят две линии одна от другой на расстоянии 7–10 шагов. Между ними чертят мелом 10–12 кругов на расстоянии 25–30 см друг от друга – это кочки, а кругом болото (можно обвести чертой). Задача играющих: перебраться по кочкам с одного берега (линии) на другой. Дети по очереди перепрыгивают на обеих ногах с кочки на кочку. Прыгнувший мимо кочки в болото – «замочил» ноги и выходит из игры (сушится на берегу). Выигрывают те, кто благополучно переберется с берега на берег.

VI. «Загадочный ящик»: загадка о хлебе.

Рос сперва я на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотился,
То в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто.
В магазине занял место.

VII. – Выбрать правильное поведение в лесу

Презентация 1.(Приложение № 1 продолжение).

Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
В лесу можно играть: листья порвать, венки сплести, букеты огромные собрать. Подумаешь, в лесу и так их много.
Наконец-то можно пошуметь, покричать, побегать и главное, никому не мешаешь!
Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц, можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает природе свое полезное дело.
Сажать как можно больше деревьев, чтобы мы могли дышать чистым воздухом.
В лесу, отдыхая, мусор с травки не убирайте, а там оставляйте.
А теперь поставьте знаки охраны природы туда, где дети поступают неправильно.(правило сопровождается картинкой).

VIII. Литературная пауза: дети читают стихи о природе
(Приложение № 2).

Подведение итогов, объявление общего счета. Награждение.

— Дорогие ребята! Мне очень приятно было, что вы приняли участие в нашей экологической викторине «Знатоки природы». Надеюсь, что вы еще больше будете любить природу, проявлять интерес, оберегать ее.
А сейчас, ребята давайте встанем в полукруг и исполним «Гимн природе» «Дом земля»

Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок – терпению,
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Ведь ее лесной народ
Учит крепкой дружбе.

Приложение № 2. Стихи.

Что такое лес?
Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы…
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И родник с живой
Ключевой водой.

Что такое луг?
Что такое луг?
Ковёр травы вокруг.
Цветов нарядных венчики,
Звонкие кузнечики.
Мотыльки игривые,
Жуки неторопливые.
С мёдом сладким пчёлки,
Песня перепёлки.
Мяты аромат,
Лета нежный взгляд
И до белых мух
С дудочкой пастух.

Что такое поле?
Что такое поле?
Для коней раздолье,
Пашни полоса,
Метёлочки овса.
В поле колосится
Спелая пшеница
И шумит там рожь,
Колючая, как ёж.
В поле ветер свищет,
Мышка зёрна ищет,
Ящерка снуёт,
Солнышко встаёт.
Знает только птица,
Где его граница,
Ну а ты пойдёшь —
Края не найдёшь.
Что такое река?
Что такое река?
На воде облака.
Над водою - ивы.
Весенние разливы.
Окуни, ерши.
Кувшинки, камыши.
Пена на песке,
Лодка вдалеке.
В гнёздышке утёнок,
В домике бобрёнок.
Под корягой рак,
На берегу рыбак.

Что такое сад?
Что такое сад?
Розовый наряд.
Яблони цветущие,
Скворечники поющие.
Синие капели,
Мячики-качели.
Заросли шиповника,
Ягоды крыжовника.
Груши золотистые,
Персики пушистые.
Шорох листопада,
Осенняя прохлада.
Снегирей семейка,
Любимая скамейка.

Что такое огород?
Что такое огород?
Овощей хоровод.
Дыни сладкие,
Помидоры гладкие.
С клубникой грядки,
Грабли и лопатки.
Лейка с дождём.
Улитка под листом.
А под землёй крот
Устроил ход.
Ещё для порядка
Сторож Ванятка —
Пугало сердитое,
Соломою набитое.

Что такое море!
Что такое море?
Чайки на просторе.
Скалы-великаны,
Холодные туманы.
Волны трёхэтажные,
Моряки отважные.
Акулы зубастые,
Киты головастые.
Камней подводных глыбы,
Диковинные рыбы.
Кораллы, осьминоги,
Медузы и миноги,
А на дне темно,
Как в кино…

Что такое горы?
Что такое горы?
С ветром разговоры.
Снежные вершины,
Грозные лавины.
Тропы каменистые,
Антилопы быстрые,
Пропасти бездонные
И пещеры тёмные.
Колючие кустарники,
Змеи и лишайники,
Козы-скалолазы,
А под землёй алмазы.
Реки, как хрусталь,
В синей дымке даль,
Где парит орёл —
Страж высоких гор.

Приложение №1. Презентация

Викторины для начальной школы о природе и природных явлениях.

Интересные и познавательные викторины для младших школьников и школьников средних классов.

Все вопросы викторины с ответами.

Викторина «Природа и мы»

Вопросы викторины

Природное явление, качающее верхушки деревьев. Ответ: Ветер.

■ Он может ударить и среди ясного неба. Ответ: Гром.

■ Естественный водоем. Ответ: Озеро.

■ Маленькая речка. Ответ: Ручеек.

■ Большая куча снега. Ответ: Сугроб.

■ Волга, Дон, Днепр... Ответ: Реки.

■ Мелкий участок реки, который может перейти и конный, и пеший. Ответ: Брод.

■ Линия обрыва. Ответ: Край.

■ Зеленый островок пустыни. Ответ: Оазис.

■ Во что превращается вода при кипении? Ответ: Пар.

■ Водный поток. Ответ: Река.

■ Долгий гул, например, от грома. Ответ: Раскат.

■ Между ночью и днем. Ответ: Утро.

■ Залив, стоянка для судов. Ответ: Бухта.

■ Восход солнца. Ответ: Рассвет.

■ Ледяные кристаллики на почве и траве при весенне-летних заморозках. Ответ: Иней.

■ Сильная вьюга. Ответ: Пурга.

■ Весной и летом эти льдинки, падающие с неба, могут погубить урожай. Ответ: Град.

■ Первый снежок тонким слоем. Ответ: Пороша.

■ Эти осадки не падают с неба, а образуются на земле и траве, как конденсат. Ответ: Роса.

Викторина «Будь природе другом»

Вопросы викторины

■ Что такое Международная Красная книга? Ответ: Информационный документ-список — описание редких и исчезающих видов животных и растений планеты.

■ Что обозначает красный цвет книги? Ответ: Цвет тревоги.

■ Какого цвета страницы имеет Красная книга? Ответ: Красные — исчезнувшие виды; белые — печатаются редкие виды; желтые — сокращающиеся виды; серые — неопределенные, о состоянии этих видов нет четких сведений; зеленые — виды, численность которых восстановлена.

■ Какие вы знаете формы охраняемых территорий? Ответ: Национальные парки, заповедники, заказники, памятники природы.

■ Какие растения ты должен оберегать, охранять в лесу? Они должны быть занесены в твою Красную тетрадь. Ответ: Адонис весенний, ветреница, волчье лыко, горечавка желтая, колокольчик, кувшинка белая, ландыш, мать-и-мачеха, чистяк...

■ Вор с ружьем в лесу или сетью на реке. Ответ: Браконьер.

■ Почему весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу? Ответ: Потому что птицы и звери в это время выводят потомство, могут испугаться шума и уйти.

■ От чего больше всего страдают леса? Ответ: От пожаров.

■ Каким должно быть поведение человека в лесу? Ответ: Нельзя жечь костры, ломать молодые деревца, нужно убирать за собой мусор и др.

■ Почему погибнет лес, если вырубить все старые деревья? Ответ: На молодых деревьях еще недостаточно семян для восстановления новой поросли.

■ Почему нельзя кору с дерева кольцом обдирать? Ответ: Дерево может засохнуть, т.к. питательные соки от корней поднимаются вверх по веткам только по коре.

■ Почему нельзя трогать яйца в гнездах птиц? Ответ: Потому что запах человека совершенно отпугивает птиц, птица больше не прикоснется к яйцам, и потомство погибнет.

■ Какие рыбы занесены в Красную книгу России? Ответ: Усач, ряпушка, форель, стерлядь.

ОБСУСО «Шуйский комплексный центр социального обслуживания населения»

Детский дом - интернат для глубоко умственно отсталых детей.

Экологическая викторина «Что мы знаем о природе».

Подготовила и провела:

Булычева М. Г.

Шуя, 2016 г.

Цель:

    Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии, повысить профессиональное мастерство педагогов.

    Создать благоприятный психологический климат в коллективе.

Ход мероприятия.

Вступительное слово ведущего.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка. Дети постоянно соприкасаются с ней. Их привлекают яркие цветы, бабочки, птицы, звери, движущиеся облака, ручейки и многое другое. Разнообразный мир растений и животных пробуждает у ребят живой интерес к природе.

Ввести ребенка в мир природы, научить его понимать ее, воспитывать бережное отношение к ней, вызвать желание заботиться о растениях и животных – важнейшая задача каждого педагога.

В процессе ознакомления детей с природой используются разнообразные методы:

- наглядные (наблюдение, экскурсии, рассматривание картин, демонстрация кинофильмов);

- практические (игровой метод, труд, элементарные опыты);

- словесные (рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, беседы).

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны. Важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны беречь ее и заботиться о ней.

Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое отношение к ней. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие.

Уважаемые коллеги! Сегодня в рамках нашего семинара проводится викторина «Что мы знаем о природе» для повышения экологической компетенции педагогов. Вам предстоит выполнить задания, которые помогут выявить ваши знания о природе. Оценивать выступление команд будет жюри (представление членов жюри).

Воспитатели делятся на две команды.

Конкурс №1 «Экологическая разминка».

Каждой команде предлагается по 10 вопросов, на которые нужно быстро ответить.

Вопросы для первой команды.

    У какой птицы самый длинный язык? (у дятла)

    Наука о животных (зоология)

    Кого называют листопадничками? (зайчат, родившихся осенью)

    Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)

    Трава от 99 болезней (зверобой)

    Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (фотоохота)

    Лесной петух (глухарь)

    Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (не колется)

    Что ест зимой жаба? (ничего не ест, она спит)

    Какое дерево самое толстое на Земле? (баобаб).

Вопросы для второй команды.

    У какого домашнего животного зубы растут всю жизнь? (у кроликов)

    Какие ноги у жирафа длиннее: передние или задние? (все одинаковые)

    Какое лекарственное растение определят даже слепые? (крапива)

    Наука о растениях (ботаника)

    Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (зрячими)

    Какое дерево является символом России? (береза)

    Самая маленькая птица в России (королек)

    След какого зверя похож на след человека? (медведя)

    У каких деревьев осенью листья красные (у клена и рябины)

    Самое большое наземное животное (слон).

Познавательная пауза.

А знаете ли вы, что старинное предание говорит о том, что лекарственные свойства подорожника были открыты змеями.

Однажды две змеи грелись на солнце посреди дороги. Неожиданно показалась мчавшаяся повозка. Одна змея зазевалась, и колесо переехало через нее. Отправилась вторая змея на поиски целебной травы. Люди, ехавшие в повозке, увидели, что скоро она возвратилась с листом подорожника. Это и навело людей на мысль использовать растение в лекарственных целях.

Конкурс №2 «Выбери правильный вариант ответа».

Вопросы для первой команды .

1.Изучением взаимоотношений в системе «человеческое общество – природа» занимается:

    Глобальная экология

    Социальная экология

    Экология человека

    Промышленная экология

    Инженерная экология

2.Все популяции, занимающие данную территорию – это:

    Биосфера

    Экосистема

    Сообщество

    Биодом

3.Поступление в окружающую среду любых твердых, жидких и газообразных веществ, вредных для людей и животных называют:

    Деградация

    Выбросы

    Нарушение

    Загрязнение

    Разрушение

4.Приспособление организмов к среде называют:

    Мутация

    Популяция

    Конкуренция

    Адаптация

5.«Живая оболочка» Земли, это:

    Гидросфера

    Литосфера

    Атмосфера

    Биосфера

Вопросы для второй команды.

1.В каком году произошла крупнейшая за всю историю развития человечества катастрофа на Чернобыльской АЭС?

    1945

    1972

    1986

    1983

2.Факторы, порожденные человеком и воздействие на окружающую среду, называются:

    Физические

    Химические

    Антропогенные

3.Какое загрязнение вызывает вирусы?

    Тепловое

    Биологическое

    Химическое

    Физическое

4.Природные объекты и явления, которые человек использует для создания материальных благ, называют:

    Природные ресурсы

    Полезные ископаемые

    Минеральное сырье

    Материальные ресурсы

5.Слово «экология» в переводе с греческого означает:

    Народ

    Наука о доме

    Природа

Познавательная пауза.

А знаете ли вы, что эмбрион песчаной тигровой акулы становится полноценным хищником уже в животе матери. Матки у песчаной тигровой акулы две – соответственно и эмбрионов акула вынашивает двоих за один раз. При этом уже в утробе будущий акулий детеныш начинает в полной мере следовать теории Дарвина о выживании сильнейшего. В каждой из двух маток самый крупный эмбрион поедает остальных, которые послабее. Чтобы поддерживать силы маленьких монстров, чтобы не быть съеденной самой, мать продолжает производить яйца, которые также идут в пищу молодым каннибалам.

Конкурс№3 «Угадай по пантомиме».

Педагогам предлагается с помощью пластики, мимики, жестов изобразить какое – либо животное или птицу. Отгадывает команда соперников.

Пингвин, бобер, жираф, лиса, страус, сова, обезьяна, кошка, лягушка, медведь.

Конкурс №4 «Загадки – иллюстрации».

Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников (вниманию воспитателей предлагаются слайды картин известных художников, писавших пейзажи). Необходимо определить автора и название произведения.

    «Рожь» Шишкин И. И.

    «Золотая осень» Левитан И. И.

    «Грачи прилетели» Саврасов А. К.

    «Утро в сосновом лесу» Шишкин И. И.

    «Девятый вал» Айвазовский И.К.

Познавательная пауза.

А знаете ли вы, что усы у кошек, помимо основной функции, помогают им определить размеры щелей, чтобы знать, можно ли туда пролезть или нет.

Кошки вылизываются не только ради гигиены. С шерсти они слизывают витамин В, который помогает им сохранять равновесие в психическом здоровье. Нарушение этого действия может привести к стрессу или гибели.

Лось чувствует, если какое – то насекомое садиться на его рога.

Для глубоководного ныряния крокодилы глотают камни.

Конкурс №5 «Экологический кроссворд».

Членам команд предлагается разгадать кроссворд на экологическую тематику.

Вопросы по горизонтали:

2.Топкое место, обычно со стоячей водой и зыбкой поверхностью.

3.Временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедлены до минимума и отсутствуют все видимые признаки жизни.

5.Годичный цикл роста и развития.

6.Приспособление животных к перенесению зимнего времени года.

7.Комплекс мероприятий, направленных на сохранение того или иного вида.

8.Минеральная подкормка для растений.

11.Метод для исследования взаимоотношений в экосистемах.

12.Этаж леса.

13.Комплекс мероприятий по сбору, транспортировке и обезвреживанию отбросов.

Вопросы по вертикали:

1.Комплекс мелких, взвешенных в воде организмов.

2.Состояние защищенности природной среды и жизненно – важных интересов человека.

4.Наука о закономерностях взаимоотношений организмов, видов, сообществ со средой обитания.

9.Животный мир.

10.Совокупность всех водных ресурсов Земли.

Познавательная пауза.

А знаете ли вы, что черепахи могут плакать. Так они избавляются от песчинок, что попадают в глаза. Морские черепахи еще и понимают язык дельфинов, благодаря звуковым сигналам которых они узнают о возможной опасности на побережье.

Все змеи имеют возможность спать подряд три года, при этом, не употребляя абсолютно ничего в пищу.

Молодые крокодилы хорошо лазают по деревьям и часто отдыхают на ветвях.

Конкурс №6 «Творческий».

Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее и последнее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее прочитать.

Пословицы:

1.Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

2.Яблоко от яблони недалеко падает.

3.Готовь сани летом, а телегу зимой.

4.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Подведение итогов.

На этом наша викторина заканчивается, надеюсь, что она была для вас интересной и полезной. Желаю вам успехов в работе по формированию у наших детей экологической культуры.

Приложение