Дон Корлеоне – кто это. Крестный отец

Карло Гамбино, заслужившего почетное звание "босса боссов", называют самым выдающимся мафиози ХХ века. Это с него Марио Пьюзо списал образ Вито Корлеоне — "крестного отца" всех времен и народов. Это он стал членом Коза Ностра уже в 19 лет, и это он умер редчайшей для мафиозного босса смертью — в своей собственной постели от сердечного приступа.

После того, как Лаки Лучано оставил американскую криминальную сцену — сначала его упрятали в тюрьму, а позже депортировали в Италию, — во всем Нью-Йорке остался только один человек, способный возглавить местную мафию. И Вито Дженовезе, и Джо Боннано, и Кармине Галанте — все они мнили себя достойными преемниками Лучано, однако королем суждено было стать только Карло Гамбино.

Персонажем он был довольно противоречивым. В криминальном мире его многие считали трусом, а Джо Боннано так и вовсе сравнивал с белкой в человеческом обличье и уличал в лакействе. Когда еще был жив Альберт Анастази, босс семьи Гамбино до 1957 года, он держал Карло в качестве мальчика "подай — принеси" и особо с ним не церемонился. "Однажды я видел, как Альберт страшно разозлился на Карло, — вспоминает Боннано. — Он поднял руку и почти ударил его. Другой бы не стерпел такого публичного унижения, но Карло ответил лишь подобострастной усмешкой".

Впрочем, Карло, похоже, сам предпочитал, чтобы его воспринимали неправильно. Он любил прикидываться этаким тихоней, обычным покупателем, пришедшим на рынок за фруктами, и, казалось, всегда был готов подставить другую щеку. "Гамбино был как змея, которая сворачивается и притворяется мертвой, пока опасность не минует", — говаривал начальник нью-йоркских детективов Альберт Сидман. Однако в кругу своих Гамбино требовал неукоснительного соблюдения всех тонкостей криминального этикета. Сам он, к примеру, пожимал руку двумя разными способами. Если Карло клал свою ладонь под ладонь визави, это значило, что к знакомству он относится формально. Если же рука Гамбино оказывалась сверху, это значило, что собеседника приняли.

Когда в конце 1950-х годов Вито Дженовезе решил занять лидирующую позицию среди нью-йоркских мафиози, он обратился за помощью именно к Гамбино — от него требовалось содействие в устранении Альберта Анастази. В этом случае Гамбино встал бы во главе семьи Анастази и вассалом Дженовезе. У Гамбино, впрочем, были свои планы: он согласился разработать план убийства Анастази, однако вместо этого начал обдумывать способ устранения самого Дженовезе.

В 1957 году Анастази расстреляли во время посещения парикмахерской, и главным оказался Дженовезе. Он еще не знал, что те, от кого Гамбино надумал избавиться, недолго наслаждаются властью. За несколько месяцев Дженовезе достиг вершины, не без помощи Гамбино, и тут-то его и поймали федеральные агенты — опять же, не без помощи Гамбино: это он организовал сделку по продаже наркотиков на сумму 100 тысяч долларов, на которой попался его бывший соратник. Дженовезе получил 15 лет тюрьмы и скончался, так и не выйдя на свободу.

Так Карло Гамбино оказался лидером сильнейшей семьи в Нью-Йорке. Он прибрал к рукам весь Манхэттен, вернул контроль над бизнесом по сбору и вывозу мусора, а также усилил контроль над бруклинским портом. Заниматься наркотиками своим подчиненным Гамбино строго-настрого запретил — слишком опасным был этот бизнес.

К концу 1960-х годов клан Гамбино считался самым могущественным из всех пяти мафиозных семей в Нью-Йорке. Он не только управлял правления своим кланом, но и оказывал существенное влияние на жизнь других семей. Правда, здоровье Гамбино оставляло желать лучшего: в 1970-х годах он старался реже выходить из дома. Там он и скончался 15 октября 1976 года во время просмотра телепрограммы в возрасте 74 лет.

Похоронили "босса боссов" на кладбище Сент-Джонс в районе Куинс. На церемонию прощания пришли более двух тысяч человек, в том числе полицейские, судьи и политики.


Мусорный бунт под Неаполем

Фильм Крестный отец (оригинальное название The Godfather) в 1972 году снял режиссер Френсис Форд Коппола. Сценаристом выступил Марио Пьюзо, Френсис Форд Коппола. Фильм идет 175 мин. / 02:55.

Слоган фильма:
«Настоящая сила не может быть дана, она может быть взята…»

  1. Прототипом Джонни Фонтейна являлся Фрэнк Синатра.
  2. Марио Пьюзо был полностью разорен, когда подписывал контракт с «Random House» на издание «Крестного отца».
  3. Всего в фильме показано 18 трупов, включая лошадь.
  4. Кинокомпания Paramount Pictures до начала съёмок хотела отобрать проект у Копполы и передать его режиссёру Элии Казану, но Брандо сказал, что тоже уйдёт, если уволят Копполу.
  5. Продюсеры всеми силами пытались заставить Френсиса Форда Копполу уволить Пачино со съемок фильма. Просматривая отснятый материал, они постоянно задавали режиссеру один и тот же вопрос: «Когда же он, наконец, начнет ИГРАТЬ?» Только увидев сцену, в которой Майкл Корлеоне убивает комиссара полиции, они поняли гениальную режиссерскую прозорливость Копполы.
  6. Композитор Нино Рота был номинирован на «Оскар» за лучшую музыку к фильму, но номинацию отменили, когда выяснилось, что он не писал новой музыки для фильма целиком, а переработал отрывки из старой (из фильма «Фортунелла», 1958).
  7. В 2006 году по фильму вышла компьютерная игра с одноименным названием.
  8. Слово «коппола» (итал. coppola) обозначает традиционную сицилийскую шляпу, такие шляпы можно увидеть в некоторых «итальянских» сценах фильма. А Корлеоне (итал. Corleone) — это название горной сицилийской деревушки, многие годы служившей убежищем для мафиози.
  9. Прототипом Вито Корлеоне являлся знаменитый ганстер Джозеф «Джо» Бонанно.
  10. Книга Пьюзо стала бестселлером, разойдясь тиражом 10 миллионов экземпляров.
  11. В книге у Майкла и Кей Корлеоне было 2 сына, а в фильме — сын и дочь.
  12. По некоторым сведениям, на роль Вито Корлеоне также претендовал Фрэнк Синатра.
  13. Джеймс Каан и Аль Пачино лишь на 10 лет младше актрисы Морганы Кинг, которая сыграла их мать, а Джон Казале — на 5 лет.
  14. Съёмки фильма проходили в течение четырёх месяцев в середине 1971 года.
  15. Марлон Брандо отказался от присуждённого ему «Оскара». На церемонии вручения он отправил на сцену вместо себя Сашин Лёгкое Перо, представительницу индейского племени апачи, которая тоже не приняла премию. Таким образом актёр хотел высказать протест против дискриминации коренного населения Америки
  16. На разные роли в фильме рассматривались: Уоррен Битти, Ален Делон, Берт Рейнолдс, Роберт Редфорд, Дастин Хоффман, Джек Николсон, Роберт Де Ниро, Лоуренс Оливье и другие. Но Коппола отверг все эти кандидатуры.
  17. В январе 2008 года компания McFarline выпустила 16-ти сантиметровую фигурку Дона Корлеоне.
  18. По словам Аль Пачино, слезы Марлона Брандо в сцене в госпитале были настоящими.
  19. По словам Марио Пьюзо, персонаж Джонни Фонтейна не был основан на факте из биографии Фрэнка Синатры, по слухам получившего роль в фильме Фреда Циннемана «Отныне и вовеки» (1953) вследствие давления на продюсера картины со стороны мафии. Но впоследствии это стало стереотипом, неоднократно опровергаемым биографами Фрэнка Синатры.
  20. Сцена, в которой Санни избивает Карло, снималась в течение 4 дней и потребовала 700 статистов.
  21. Во время съёмок Брандо носил специальную капу, чтобы его челюсть выглядела как челюсть бульдога.
  22. При утверждении кинопроекта студия Paramount выдвинула требование не привлекать к съемкам Брандо. К тому времени он был известен своими выходками на съемочной площадке, а также проблемами с алкоголем. На роль крестного отца пробовалось несколько актёров, но лучшую игру показал именно Брандо. Студия вынуждена была согласиться с этим фактом.
  23. Студия Paramount приобрела права на экранизацию романа еще до того, как он был опубликован. В распоряжении студии был лишь 20-страничный план романа.
  24. Апельсины являются символом смерти в картине: через некоторое время после их появления в кадре кто-либо погибает.
  25. Сам писатель как-то признался, что все свои знания о мафии он почерпнул из других книг.
  26. Фильм занимает первое место в списке среди 10 лучших гангстерских фильмов по версии Американского института кино (AFI).
  27. Манеру говорить хриплым голосом создатели фильма взяли дону Корлеоне от знаменитого гангстера Фрэнка Костелло. В детстве Фрэнку случайно повредили голосовые связки во время операции по удалению аденоидов.
  28. Френсис Форд Коппола загорелся идеей снять фильм после прочтения книги. По его словам, если бы он пришёл с этой идеей в студию Paramount на 4 месяца позже, то ему бы не доверили съемки этого фильма. Кинокомпания изначально отнеслась к проекту как к небольшой гангстерской драме и не ожидала большого успеха. Спустя полгода книга Марио Пьюзо обрела большую популярность, а фильм стал ожидаемым проектом. Кинокомпания не решилась менять режиссёра посреди съемок.
  29. Актёр Ленни Монтана, игравший Луку Брази, так трепетал при виде Марлона Брандо, что постоянно путал текст. Копполе понравилась такая натуральная нервозность, и он вставил в фильм сцену прямо со спутанным текстом.
  30. Считается, что одной из сцен, в которой показывают жестокость Дона Корлеоне, является сцена, в которой он предлагает избить человека, при этом нежно поглаживая кошку, сидящую у него на коленях. Но дело в том, что никакой кошки не было в сценарии. Эта кошка бродила по съемочной площадке и запрыгнула на колени к Марлону Брандо как раз перед началом съемок.
  31. Место режиссёра фильма было сначала предложено Серджио Леоне, но тот отказался. Впоследствии Леоне сожалел о своём решении и в 1983 году решил снять столь же масштабный фильм «Однажды в Америке».
  32. Фильм снят по мотивам романа Марио Пьюзо «Крёстный отец» (The Godfather, 1969).

Дон Вито Андолини Корлеоне – персонаж, олицетворяющий итальянского эмигранта, ставшего главарем мафии Нью-Йорка.

Его придумал американский писатель Марио Пьюзо , имеющий итальянские корни. Он использовал персонаж в романе, посвященном жизни преступных кланов Америки и рассказывающем о мафиози, создавшем собственную преступную сеть и законы, действующие в ней. Наибольшую известность Дон Корлеоне получил благодаря выходу одноименного цикла кинокартин Фрэнсиса Форда Копполы — «Крестный отец» .

Примечательно, что поклонниками киносаги стали и представители преступного мира, и даже использовали впоследствии некоторые наработки персонажа.

«Крестный отец» имел множество отличий от книг о гангстерах, ведь в основном авторы использовали при работе над книгами данные из архивов полиции. В то время, как Марио Пьюзо акцентировал внимание не на преступной деятельности мафии, а на законах и ценностях таких структур.

Он позволил узнать об иерархии мафиозного клана, его правилах. Пьюзо придумал уникальный образ главаря минигосударства-мафии, чьи граждане-гангстеры свято исполняют любые его указаниям.

Неизвестно, есть ли у Дона Корлеоне реально существовавший прототип или это собирательный персонаж. В любом случае, жизнь Вито Андолини схожа с биографиями некоторых глав преступных кланов.

Жизнь Корлеоне

Наш герой рожден на Сицилии в местечке Корлеоне, чье название впоследствии и послужило ему фамилией, ведь при переезде в США, название городка ошибочно внесли вместо фамилии. Юноша бежал из Италии от лидера преступной группировки, уничтожившего его родных.

В США он работал в магазинчике приемных родителей и вынужден был вскоре заняться мошенничеством, поскольку его место в лавке занял племянник гангстера Фануччи. По прошествии времени, именно племянник гангстера стал первой жертвой будущего главы преступной группировки.

Вито был справедлив по отношению к подчиненным, умел уважать их чувства. Он вел бизнес по поставкам оливкового масла, параллельно занимался и незаконными делами. Разбогатев, Корлеоне вернулся в Италию и отомстил за родных.

К тридцатым годам двадцатого века у Вито Корлеоне было уже четверо своих детей и один приемный, рос и его клан, члены которого стали возглавлять крупные компании. Несмотря на поступавшие предложения заняться выгодной торговлей наркотических средств, Дон Корлеоне не счел нужным унижать себя подобным бизнесом.

На жизнь Корлеоне покушались, но он выжил, передав на время бразды правления старшему сыну Сантино. Младший же сын Майкл отомстил организаторам покушения. Дон Корлеоне поступил мудро, попытавшись наладить отношения с другими кланами и предотвратив гангстерскую войну.

Умер Вито от сердечного приступа, сказав напоследок, что жизнь прекрасна . Сын Майкл, расправившись со всеми, кто противостоял клану, взял дело отца в свои руки.

Фильмы о Доне Корлеоне

Примечательно, что Фрэнсис Форд Коппола решил снять картину о Вито Корлеоне, увидев в газете рекламу романа «Крестный отец». А Марлон Брандо сам позвонил режиссеру с целью обсуждения сценария, так и родилась идея создать фильм. Было создано три экранизации.

«Крестный отец» (1972 год)

Коппола создавал сценарий фильма вместе с автором книги, они сделали его проще, опустив зрелищные сцены и сделав упор на теме внутриклановых отношений и семьи. К тому же фильм начинается с момента, когда дочь Корлеоне выходит замуж, а о более раннем периоде его жизни упоминается в воспоминаниях героя.

Фильм имел грандиозный успех и получил три «Оскара» (лучшая мужская роль, лучший сценарий, лучшая постановка).

Марлон Брандо создал прекрасный образ Дона Корлеоне, передав силу его характера и показав душевное смятение уже стареющего главы клана. Роли его сыновей получили Аль Пачино, Джон Казале, Джеймс Каан, Роберт Дюваль.

«Крестный отец-2» (1974 год)

Второй фильм получился более зрелищным и рассказывает преимущественно о Майкле Корлеоне, возглавившем семью. Эта картина получила пять «Оскаров». Но в ней Марлон Брандо играть отказался, уступив роль Роберту де Ниро.

«Крестный отец-3» (1990 год)

Спустя долгое время после выхода второй картины, исключительно с целью заработать на популярном персонаже и сюжете, был снят третий фильм цикла. Он считается самым слабым, потому его рекомендую смотреть лишь чтобы увидеть всю киносагу.

Несмотря на то, что фильм также номинировался на «Оскар», награжден он не был.

Во время съемок картины Марлон Брандо для создания образа мафиози одевал специальную капу, визуально выдвигавшую нижнюю челюсть актера вперед, чтобы достичь сходства с бульдогом.

Марлону Брандо не понравилось воплощение собственного персонажа и он всегда говорил, что сделал массу ошибок, играя его. Кроме того, он отказался от присужденного ему «Оскара» в качестве протеста против угнетения индейцев.

Существует цветок, носящий имя Ле-Дон Корлеоне – фиолетовая махровая фиалка.

Как и большинство американских фильмов о мафии, «Крестный отец» Фрэнсиса Форда Копполы в самой Италии был воспринят критиками достаточно холодно. Один из киноведов так и выразился: «Сосредоточие всех штампов и клише об итало-американской мафии». Итальянцам казалось, что посредством голливудской продукции американцы якобы утверждают, что мафия – их собственное изобретение. Тот же критик отметил, что сицилийский эпизод фильма «до обидного глуп». И уж в этом он был отчасти прав: эта часть культового шедевра особенно отличилась нелепостями.

В одной из сцен Майкл Корлеоне в исполнении Аль Пачино бродит по улицам фамильного города. Удивленный количеством женщин в черных одеяниях, он спрашивает, где же все мужчины. «Они все умерли от вендетты», - отвечает ему его телохранитель из местных жителей. При этом ударение на слове «вендетта» возводит этот термин в статус некоего стихийного бедствия, аналог чумы, которая однобоко выкашивает ряды сицилийских жителей.

Во времена, когда вымышленный персонаж Майкла Корлеоне навещал отчий дом, тиф был гораздо большей напастью, нежели преступления мафиози: летом 1947 года от этой болезни скончалось около 40 человек. Корлеоне, чьи дороги и канализация были повреждены проходившими через город союзническими танками, по-прежнему считался одним из беднейших поселений Южной Италии. И хотя количество убийств в те годы было несопоставимо с апокалиптическими цифрами «Крестного отца», оно все же было чрезмерно велико. В 1944-м их было одиннадцать, шестнадцать в 1945-м, семнадцать в 1946-м, восемь в 1947-м и пять в 1948-м. Как и повсюду на западе Сицилии, это были годы возрождения мафии, которая безжалостно расправлялась с вооруженными после войны крестьянами.

Кадр из фильма "Крестный отец" Копполы

Что касается Корлеоне, то здесь статистика была особенно мрачной, ибо включала в себя первые убийства, совершенные Лучиано Леджо, мафиози, коему предстоит играть ключевую роль внутри коза ностра. Следуя примеру Леджо, его любимый ученик и земляк, Тото Риина по кличке Коротышка, устроит беспрецедентную резню в рядах своих коллег. Резню, больше известную как вторая мафиозная война 1981-1983 годов. Под предводительством Риины выходцы из Корлеоне установят диктатуру внутри организации, что, в свою очередь, чуть было не погубило мафию. Даже сегодня преемник Риины – также родом из Корлеоне. Так что автор «Крестного отца» Марио Пьюзо очень удачно выбрал место рождения Дона Вито Корлеоне (Вито Андолини), ибо здесь родились одни из самых могущественных и зловещих гангстеров своего времени.

Самые известные фотографии Лучиано Леджо были сделаны на судебном процессе 1974 года. Судя по ним, трудно избавиться от ощущения, что мафиози решил принять облик Дона Корлеоне в исполнении Марлона Брандо. Эта сигара, длинная тяжелая челюсть и плохо скрываемое высокомерие. На самом же деле облик Леджо был известен широким массам задолго до выхода на экраны «Крестного отца». Анализ Леджо, проведенный антимафиозной комиссией, совпал по дате публикации с премьерой фильма и уж точно не основывался на характеристиках внешности. И тем не менее в отчете иногда проскальзывали фразы об его «большом, круглом, холодном лице» и «иронично-презрительном взгляде». Так что если образ Дона Вито был таким, каким мафия хотела видеть себя со стороны – рассудительной и семейственной, то черты Леджо, скорее, навевали мысли о своенравном ужасе.

Лучиано Леджо дает показания на судебном процессе

В то время как тяжелые веки придавали персонажу Брандо респектабельность, выпученные зрачки Леджо излучали взрывоопасность и злобу. Кто-то из его подчиненных заметил, что «взгляд босса внушал страх даже самим мафиози. Он заводился с полуоборота, и странный огонек в его глазах заставлял умолкать всех вокруг... Можно было почувствовать, как в воздухе витает запах смерти». Этот человек, по словам того же анонима, убил члена мафии и его любовницу, а затем изнасиловал и убил ее пятнадцатилетнюю дочь.

Лучиано Леджо родился в нищете в 1925 году. Когда после освобождения Сицилии союзными войсками в 1943-м мафия воспряла духом, жалкий воришка Леджо попался на глаза Микеле Наварре, врачу, совмещавшему пост капо в семье Корлеоне. Сия профессия ценилась внутри организации, а сам Наварра встал во главе госпиталя в 1946-м, после того как его предшественник пал от руки неизвестных «доброжелателей». Опираясь на поддержку Наварры, в возрасте 20 лет Леджо получил место охранника в одном из поместий около Корлеоне. С тех пор как убили Бернардино Верро, подобные должности были полностью оккупированы мафией, позволяя ей беспрепятственно провозить контрабанду, воровать, запугивать работников и вымогать деньги из помещиков.

В 1948 году, вероятно, по приказу Наварры Леджо совершил одно из самых знаменитых убийств послевоенных лет, подкинув крестьянам еще одного мученика. Вечером 10 мая, что неслучайно совпало с проведением первых парламентских выборов в стране, Леджо вывез из города профсоюзного лидера и ветерана Сопротивления Плачидо Риззотто. Там он заставил жертву встать на колени и трижды выстрелил в упор в голову Риззотто. Останки Плачидо, вместе с двумя другими скелетами, были найдены полтора года спустя на дне глубокой пещеры. Его мать сумела опознать тело сына только по фрагментам одежды и паре американских резиновых сапог. Леджо, что характерно, избежал наказания, несмотря на то что двое его подельников, помогавших ему похитить Риззотто, впоследствии дали показания и даже указали на местоположение трупа. Риззотто так и не похоронили, но в 1996-м в его честь у мэрии Корлеоне установили бюст.

Профсоюзный лидер и мученик Корлеоне - Плачидо Риззотто

Вскоре после убийства Леджо благоразумно скрылся из виду. Беглеца сцапали в 1964-м, но уже в 1970-м он снова пустился в бега и был пойман окончательно лишь в 1974 году. Он так долго умудрялся скрываться от закона, что даже заслужил прозвище Алый первоцвет (по прозвищу героя популярного романа баронессы Орци). Однако в отличие от вымышленного персонажа книги Леджо ни храбростью, ни лихими поступками не отличался. Просто он страдал от хронического простатита и спондилеза (заболевания позвоночника), вследствие чего вынужден был носить кожаный корсет. Его слабое здоровье подразумевало, что большую часть времени он отлеживался в дорогих клиниках и спа-салонах.

Уход в тень для мафиози – дело обычное. Что и говорить, даже толстяк Дон Кало Виццини частенько делал ноги. Однако для Леджо укрывательство от закона стало стилем жизни. Многих жителей Корлеоне можно было звать Алыми первоцветами, ибо они скрывались не только от властей и полиции, но и от своих врагов из других кланов. Невидимость стала неотъемлемым элементом могущества мафии, а для Корлеоне ключевым элементом стала жестокость.

В 1956-м Леджо, официально будучи в бегах, прикинулся животноводом, обеспечивая легальную ширму своему бизнесу по угону скота. С этой позиции он мог претендовать на лидерство в клане и потеснить своего босса, Микеле Наварру. Для начала он принудил одного из партнеров Наварры отказаться от своей доли в животноводческом предприятии. Затем, когда один из лейтенантов Наварры прикупил себе участок земли по соседству, Леджо развернул против него кампанию по вандализму. Неудивительно, что в июне 1958-го киллеры Наварры устроили на Леджо засаду. Однако, зная его репутацию отличного стрелка, наемники открыли огонь издалека, что позволило Леджо выйти из поединка победителем и отделаться легкими царапинами.

Это был последний шанс доктора. Два месяца спустя Наварра возвращался из городка Леркара-Фридди домой на машине, везя с собой другого врача – совершенно безвинного человека. На очередном повороте их путь перегородила «Альфа-Ромео 1900», принадлежавшая Леджо. Когда полиция и репортеры прибыли на место происшествия, они обнаружили автомобиль Наварры в кювете, весь изрешеченный пулями. Это было первое мафиозное убийство в Корлеоне, попавшее в заголовки местных газет, после исчезновения Плачидо Риззотто. Дурная слава Леджо расползалась за пределы родного города.

"Злой доктор" Леджо расправился со своим наставником, Микеле Наваррой

Нападение на Наварру было дерзким поступком. «Злой доктор» из Корлеоне характеризовал собой стабильность и политический протекционизм, значимые для коза ностра. Помимо своих медицинских обязанностей он занимал президентский пост в местной крестьянской федерации, а также работал инспектором по страхованию здоровья. Он помогал своим друзьям занимать ответственные посты, а один из братьев Леджо управлял автобусной компанией, основанной Наваррой после войны. Корлеонский доктор контролировал значительный пакет голосов в ХДП, его поддерживали другие региональные боссы, и он мог всецело рассчитывать как на своих людей, так и на разумную поддержку заокеанских товарищей. Его даже наградили итальянским эквивалентом рыцарского звания, как раз перед тем, как Леджо получил по заслугам. Даже несмотря на подозрения в убийстве Риззотто. Неудивительно, что местные крестьяне называли его «U patri nostru» - Наш Отец.

После устранения Наварры выживание и победа для Леджо стали означать одно и то же. За месяц трое из самых устрашающих боевиков Леджо были убиты в масштабных перестрелках прямо в центре города. В числе пострадавших были и случайные прохожие, включая детей. Корлеоне заслужил прозвище Тумстоун (надгробный камень). В октябре того же 1958 года издание L’Ora опубликовала разоблачительную статью, подробно расписав деятельность Леджо под лаконичным заголовком «Опасен». Не прошло и трех дней, как в редакции газеты рванула бомба.

Памятные места Корлеоне ("Крестный отец")

Удача, сопутствовавшая Леджо в его схватке с боссами Корлеоне, была закономерной. Да, политическое влияние было важным фактором, однако абсолютная власть всегда базировалась не на умении искать консенсусы, а побольнее стукнуть противника. В 1958-м Леджо сознательно пошел на насильственный отбор власти, понимая, что растеряет часть политических союзников. Эта тактика для всех его последователей и преемников стала определяющей.

Стрельба и похищение людей продолжались в Корлеоне на протяжении пяти лет. Леджо уже почти победил остатки ополчения Наварры, когда 30 июня 1963-го в Чиакулли взорвалась бомба и массовые аресты свели мафиозную деятельность по всей Западной Сицилии практически к нулю. Самого Алого первоцвета взяли в 1964-м. Что характерно, в доме бывшей невесты профсоюзного лидера Риззотто.

Тем не менее все 64 участника конфликта между кланами Леджо и Наварры, представшие перед судом в 1969-м, были оправданы. Невероятно, но, будучи на протяжении десятилетий главным мафиозным убийцей, Леджо в своей официальной криминальной биографии имел всего одну запись: срок за кражу кукурузы. В итоговом отчете Антимафии по делу Леджо отмечалось, что вердикт был слишком мягким, свидетели явно напуганы, а сам судья слишком уж скрупулезно копался в уликах обвинительной стороны. Судя по всему, преступник успел замести следы. Так, на месте убийства Наварры полиция обнаружила осколок задней фары другой машины. Экспертиза показала, что фара вполне могла принадлежать «Альфе-Ромео» Леджо. Однако когда пакет с уликой был открыт в преддверии суда, фару уже подменили.

Лучиано Леджо: в печали и в радости

Освобождение Леджо и его людей привело к новому витку мафиозной активности. К власти пришли новые люди. В числе убийц, переодетых в полисменов, которые замочили Микеле Каватайо по кличке Кобра, были два лучших киллера Лучиано Леджо. Калоджеро Багарелла (именно его труп нападавшие сунули в багажник машины) и Бернардо Провенцано по прозвищу Трактор, один из будущих «боссов всех боссов».

Статус Леджо внутри организации вскоре был подтвержден и вновь воссозданной мафиозной Комиссией, которая временно состояла из трех членов. В их числе значился Гаэтано Тано Бадаламенти, главный наркобарон, имевший солидные связи в Америке и состоявший в рабочей группе, писавшей конституцию Комиссии. Вторым участником временного комитета числился Стефано Бонтате, известный как Принц Виллаграции, капо самой крупной Семьи Палермо и потомок знатной мафиозной династии: его отец был одним из тех, кто нес гроб на похоронах Дона Кало. Третьим был Лучиано Леджо собственной персоной, хотя на совещаниях его частенько подменяло доверенное лицо – Тото Риина по прозвищу Коротышка.

Состав триумвирата предполагал, что новая Комиссия будет разительно отличаться от той, что была создана в 1957 году после визита на Сицилию Джо Бонанно. Правило, запрещавшее главам Семей занимать место в Комиссии, было аннулировано. Эти трое, без сомнения, были самыми могущественными «людьми чести» во всей провинции Палермо, то есть во всей сицилийской мафии. Комиссия больше не являлась противовесом в отношениях индивидуальных мафиози и Семей, как мечталось в конце 50-х Томмазо Бушетте. Наоборот, теперь мафиозные кланы получили неограниченную власть. Когда Комиссия полноценно заработала в 1974-м, коза ностра представляла собой сложнейшую структуру, которая сохраняется и до наших дней.

Вопрос в другом. Как Леджо, отпрыску нищего Корлеоне, удалось стать одним из самых влиятельных людей в Палермо? Дело в том, что, несмотря на дурную славу, которую обеспечили этому поселению Леджо и Марлон Брандо, Корлеоне никогда не являлся мафиозной «столицей». Еще до своего первого ареста в 1964-м Леджо удалось распространить свое влияние за пределы родины. Туда, где это влияние действительно ценилось, – в Палермо.

Именно в Палермо большей частью отсиживался Леджо. Сюда, на оптовый мясной рынок, его небольшая транспортная компания завозила незаконно освежеванный скот. В Палермо настырный мошенник Вито Чанчимино локтями пробивался в городской совет. Здесь, в столице, Леджо завел тесные связи с главными участниками первой мафиозной войны – братьями Ла Барбера, Бушеттой, Греко, Каватайо и Торреттой. Корни мафии находились в Палермо. Именно здесь была самая высокая концентрация власти и могущества тайной организации. И столица должна была стать главной наградой тому, кто победит во второй мафиозной войне.

  • Modalità corrente: tranquillo
  • Musica attuale: Tarantella Napoletana

25 ПРАВИЛ ЖИЗНИ ДОНА КОРЛЕОНЕ - для тех кто не знает кто это поясню:
Дон Вито Корлеоне (1891-1955) (итал. Vito Corleone, урожд. Андолини) по прозвищу «крёстный отец» - главный герой романа Марио Пьюзо «Крёстный отец» и основанного на нём фильма Фрэнсиса Форда Копполы. Он возглавлял один из самых могущественных кланов итало-американской мафии - семейство Корлеоне.

Марлон Брандо и Роберт Де Ниро, сыгравшие старшего дона Корлеоне в первом и втором фильмах кинотрилогии о семействе Корлеоне, - единственная пара актёров, удостоенных премии «Оскар» за исполнение роли одного и того же персонажа.

1. Первейшая обязанность человека - оставаться живым. А уже потом следует то, что люди именуют честью.

2. Если ты проявляешь щедрость, то придай этой щедрости личную окраску.

3. В день свадьбы дочери ни один сицилиец не может никому отказать в просьбе. И ни один сицилиец не упустит такого случая.

4. Если мужчина не стал своим детям настоящим отцом, он не мужчина.

5. Дружба - это все. Дружба превыше таланта. Сильнее любого правительства. Дружба значит лишь немногим меньше, чем семья. Никогда этого не забывай.

6. У каждого из нас найдется что рассказать о своих невзгодах. Я этого делать не собираюсь.

7. Меня тянет повозиться в саду - делать домашнее вино, когда нальются гроздья.

8. Он деловой человек. Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться.

9. Я человек суеверный, стыдно признаться, но что поделаешь.

10. Один законник с портфелем в руках награбит больше, чем сто невежд с автоматами.

11. Никогда не сердись, никогда не угрожай и заставь человека рассуждать здраво. Главное искусство состоит в том, чтобы не замечать ни оскорблений, ни угроз и подставлять левую щеку, когда тебя ударят по правой.

12. Иной долг способен сломить самую крепкую силу.

13. Ничто мне так не чуждо в этой жизни, как беспечность. Женщины и дети могут позволить себе жить беспечно, мужчины - нет.

14. Людям, которых любишь, говорить «нет» нельзя - во всяком случае, часто. В этом весь секрет. Когда же все-таки приходится, то твое «нет» должно прозвучать как «да». Или добейся, чтобы они сами сказали это «нет». И не жалей на это времени и усилий.

15. С теми, кто воспринимает несчастный случай как личное оскорбление, несчастные случаи не происходят.

16. Что творилось бы на земле, если б люди, вопреки всяким доводам рассудка, только и знали, что сводили друг с другом счеты? Разве не в этом проклятье Сицилии, где мужчины так заняты кровной местью, что им некогда зарабатывать хлеб для семьи.

17. Я рассуждаю по старинке.

18. Всегда лучше, если друг недооценивает твои достоинства, а враг - преувеличивает твои недостатки.

19. Месть - это блюдо, которое вкуснее всего, когда остынет.

20. Мы не юристы, чтобы выдавать друг другу заверенные ручательства. Мы - люди чести.

21. Знай меру.

22. Одно дело виски, азартные игры, даже женщины - то, чего требует душа у многих и что запрещено отцами церкви и государства. И совсем другое - наркотики.

23. Как знать, не станет ли кто-нибудь из детей моих внуков губернатором или даже президентом - здесь, в Америке, нет ничего невозможного.

24. Жизнь так прекрасна.

25. Будь я всесилен, я явил бы больше милосердия, чем Господь.