Анчар: смертельно ядовитое дерево. Интересные растения: Анчар

Май 18th, 2010

Сразу же оговоримся, что речь пойдет не о страшном дереве – людоеде, нередко фигурирующем в старинных легендах, поверьях и не столь давних газетных сенсациях. Ботаники тщательно обследовали самые отдаленные и малодоступные уголки нашей планеты и ничего подобного не встретили. Речь пойдет об анчаре.
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит - один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила…
А. С. Пушкин

Анчар (Antiaris toxicaria)
В прошлом о нем было широко распространено мнение как о «древе смерти». Положил начало недоброй славе анчара голландский ботаник Г. Румпф. В середине XVII столетия он был командирован в колонию (в Макассару) с целью выяснить, какие растения дают туземцам яд для отравляющих стрел. В течение 15 лет Румпф попросту бездельничал, выуживая нужные ему сведения из всяких россказней, передававшихся из уст в уста в кулуарах местного губернатора, и в результате составил «авторитетный» отчет о «ядовитом дереве». Вот что он писал о нем:
«Под самым деревом не растут ни другие деревья, ни кусты, ни травы - не только под его кроной, но даже на расстоянии брошенного камня: почва там бесплодна, темна и словно обуглена. Ядовитость дерева такова, что садящиеся на его ветви птицы, наглотавшись отравленного воздуха, одурманенные падают на землю и умирают, и их перья устилают почву. Все, чего коснутся его испарения, гибнет, так что все животные его избегают и птицы стараются не летать над ним. Ни один человек не осмелится приблизиться к нему».
Пользуясь этими недобросовестными, безбожно преувеличенными сведениями, Александр Сергеевич Пушкин в свое время написал великолепное, всем известное стихотворение «Анчар». Немало времени прошло, прежде чем это растение удалось детально исследовать, развеять неправильное представление о нем, дополняемое с легкой руки Румпфа новыми наговорами.

Анчар (Antiaris toxicaria)
Анчар реабилитирован, научно описан и впервые наречен научным именем - антиарис токсикария (анчар ядовитый) ботаником Лешено. Оказалось, что это высокое красивое дерево растет на островах Малайского архипелага, а особенно распространено на Яве. Стройный его ствол, у основания которого есть присущие многим тропическим деревьям досковидные корни-подпорки, достигает 40-метровой высоты и несет на себе округлую небольшую крону. Принадлежит «дерево смерти» к семейству тутовых и является близким родичем шелковицы и тропического обитателя фикуса.
Первые исследователи, наслушавшись немало страшных рассказов об этом дереве, были удивлены, завидев птиц, безнаказанно сидевших на его ветвях. Со временем выяснилось, что не только ветви, но и другие части анчара вполне безвредны как для животных, так и для человека. Только густой млечный сок, вытекающий в местах повреждения его ствола, действительно ядовит, и туземцы в свое время смазывали им наконечники стрел. Правда, попадая на тело, сок способен только вызвать нарывы на коже, но перегонкой анчарового сока со спиртом достигается высокая концентрация яда (антиарина), опасная для жизни.
Но оставим на время эту тему и послушаем ботаников. Они установили, что анчар - растение с мужскими и женскими цветками, причем женские соцветия очень напоминают цветки нашего орешника, тогда как мужские похожи на мелкие грибы опенки. Плоды у анчара мелкие, продолговато-округлые, зеленоватые. Листья схожи с листьями шелковицы, но опадают, как и у всех вечнозеленых деревьев, постепенно.
Позже ботаники обнаружили в Индии второй вид анчара - анчар безвредный. Из его плодов добывают превосходную карминовую краску, а из луба - грубые волокна и даже целые мешки. Недаром местные жители называют его мешочным деревом. Способ получения мешков довольно прост: отпиливают нужного размера бревно и, поколотив основательно по коре, легко снимают ее вместе с лубом. Отделив луб от коры, получают готовую «ткань», которую надо только сшить, чтобы вышел прочный и легкий мешок.

Анчар (Antiaris toxicaria)
Но, разыскивая подлинное «дерево смерти», мы должны вспомнить еще о двух страшных растениях.
Если вам доведется быть в Сухумском ботаническом саду, ваше внимание, конечно, привлечет дерево, которое ограждено железной решеткой. Рядом табличка с предостерегающей надписью: «Руками не трогать! Ядовито!»
Экскурсовод вам расскажет, что это лаковое дерево из далекой Японии. Там из его белого млечного сока варят знаменитый черный лак, широко известный своими редкими качествами: долговечностью, красотой и стойкостью. Нарядные перистые листья дерева в действительности сильно ядовиты.
Не уступают им и листья сумаха - лианы, известной ботаникам под названием токсидендрон радиканс. Ее можно встретить в североамериканском отделе Сухумского ботанического сада. Сумах ядовитый вьется там по могучим стволам болотных кипарисов и других деревьев. Гибкие, тонкие его стебли-канаты буквально врезаются в чужие стволы, а тройчатые листья, напоминающие листья фасоли, сплошь покрывают и самые лианы и могучие штамбы кипарисов. Осенью листья сумаха особенно красивы, расцвечены на редкость красивой гаммой пунцово-оранжевых красок. Но привлекательность их обманчива. Стоит только дотронуться, как начинается сильный зуд кожи, который, правда, скоро проходит. Через несколько часов возникает слабая припухлость с небольшими очагами сильно лоснящейся кожи, зуд возобновляется, все возрастает, затем появляется и острая боль. В следующие дни боль усиливается, и только срочное вмешательство врачей способно предотвратить тяжелые последствия отравления. Сильное отравление ядом сумаха может закончиться даже смертью. Кстати, у него ядовиты не только листья и стебли, но и плоды, и даже корни. Вот уж настоящее дерево смерти.
Наконец, в тропической Америке и на Антильских островах растет еще одно дерево, имеющее отношение к нашей теме. Оно принадлежит к семейству молочайных, зовется марцинелла, или по-латыни хипомане марцинелла. Вот оно, пожалуй, больше сумаха соответствует пушкинскому анчару, так как способно поражать даже на расстоянии. Достаточно постоять некоторое время вблизи него и вдохнуть его запах, как наступит тяжелое отравление дыхательных путей.
Кстати, виды с ядовитыми свойствами известны не только среди деревьев, но и среди травянистых растений. Ядовитыми свойствами обладают все части наших чудесных ландышей, листья и стебли томатов, табака.
Яд, извлекаемый из растений, в прошлом часто служил целям мрачным и страшным. Теперь же растительные яды строфантин, кураре и другие используют в медицине: строфантин лечит сердце, а кураре помогает при операциях на сердце и легких. Ядовитый сок сумаха искусные фармацевты превращают в лечебные средства, излечивающие параличи, ревматизм, нервные и кожные заболевания. Перед деревьями смерти ныне открываются широкие горизонты.
С. И. Ивченко - Книга о деревьях

Текст стихотворения «Анчар» Пушкина был написан в 1828 году. Произведение создано после двух южных ссылок. Поэт использует более сложный, торжественный язык и приемы аллегории. В основе стихотворения - сюжет древней легенды о ядовитом дереве, растущем в безлюдной пустыне. В современных Пушкину периодических изданиях появлялись материалы о том, что на востоке для смазки оружия используют яд анчара. Добыча его связана с опасностью для жизни.

Основная тема, звучащая в произведении - тема свободы, неволи и власти. Она раскрывается в сюжете стихотворения, близкого по стилистике к жанру притчи. В первой части стиха повествуется о природе. В далекой безлюдной пустыне растет дерево анчар. Порожденное природой в день гнева, это дерево несет гибель всему живому. Его крона и корни, мертвые листья пропитаны смертоносным ядом. Ничто живое, ни птицы, ни хищные звери не смеют приблизиться к нему, и даже дождь, попав на ветви, стекает с них уже ядовитыми каплями. Пролетая мимо дерева смерти, его боится коснуться даже черный вихрь. Вторая часть стиха раскрывает отношения людей: всесильного господина и подневольного раба. Один наделен властью, а участь другого – быть его послушным орудием. Поэт показывает социальные отношения в человеческом обществе. Обществе, в котором законы бесчеловечны, а судьбой человека имеет полное право распоряжаться наделенный властью. Господин посылает раба в мертвую долину за ядом. Он знает, что обрекает его на смерть. Об этом знает и раб, который не смеет противостоять воле властного хозяина своей судьбы. Покорный слуга беспрекословно подчиняется приказу и доставив господину черную ядовитую смолу, молча гибнет у его ног. Александр Сергеевич Пушкин рассматривает тему общемирового зла и тирании в общефилософском аспекте. Корень зла - в законах, допускающих полную власть одного человека над другим. Носитель зла – владыка-князь, который использует яд, добытый ценой человеческой жизни для того, чтобы пропитать им оружие и отнять жизни у тысяч других. Но не меньшее зло олицетворяет и безропотный послушный раб, в котором законы сильных мира сего убили волю и личность.

Проблема человеческого закона, иерархии общества, мирового зла возрастает в стихотворении до вселенских масштабов. А аллегория слишком прозрачна, чтобы не вызвать к поэту множества вопросов от руководителя 3-го Отделения тайной канцелярии. Читать стих Пушкина «Анчар» на уроке по литературе можно на сайте.

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит - один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит
И тигр нейдет - лишь вихорь черный
На древо смерти набежит
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом:
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принес - и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседам в чуждые пределы.

Смертельно ядовитый... Обычно это словосочетание ассоциируется у нас со змеями, скорпионами, пауками... Но ядовитыми бывают не только эти внушающие страх животные, но и неприметные на первый взгляд растения. Человечество знакомо с ними издавна. Коварная сущность этих растений, способных нанести непоправимый урон здоровью человека или даже угрожать его жизни, прочно закрепилась в их народных названиях. Пожалуй, самым известным из литературы ядовитым растением является анчар – знаменитое пушкинское «дерево смерти». О каком растении идет речь в известном стихотворении?

В начале колониальных войн европейцев на многих островах встречали не дружелюбные туземцы, а стрелы и дротики, которые к тому же были отравлены. Особенно славились своим ядовитым оружием жители острова Ява. Раскрыть их секрет в XVII в. было поручено голландскому ботанику Г.Румпфу. Местные жители рассказали ботанику, что наконечники своего оружия они смачивают в ядовитом соке одного из местных деревьев, но добавили, что нечего и думать о том, чтобы приблизиться к этому дереву, – оно якобы способно убивать даже на расстоянии. И уже от самого Румпфа по Европе распространились слухи о необыкновенно ядовитом дереве – анчаре. В 1783 г. полевой хирург голландской армии некто Фреш подтвердил сообщение Румпфа. Якобы он сам путешествовал в глубь острова Ява и видел человеческие жертвоприношения ужасному дереву. Из записок Фреша следовало, что вокруг анчара не росли другие растения, а птицы, пролетающие над деревом, падали замертво. Фреш сообщал также о том, что для сбора ядовитого сока анчара посылали преступников, осужденных на смерть. Тем, кто возвращался живым с собранным ядом, гарантировали помилование. Страшные легенды о дереве смерти еще долго гуляли бы по миру, если бы в 1805 г. французский ботаник Лешено де ля Тур не исследовал наконец ужасное дерево и не рассказал о нем правду.

Анчар ядовитый (Antiaris toxicaria ) – растение из семейства тутовых, т.е. родственник инжира и шелковицы. Распространен этот вид не только на Яве, его ареал простирается от Западной Африки до Южного Китая и островов Фиджи. Анчар ядовитый – высокое, до 40 м, дерево. У него прямой стройный ствол, который лишь на высоте примерно 25 м образует густую крону. Сок анчара действительно очень ядовит и даже при контакте с кожей человека вызывает сильное раздражение, а при попадании в кровь может вызвать смерть. Всего 90 г сока анчара необходимо, чтобы сделать смертельно ядовитыми 100 стрел. Но это, конечно, не означает, что анчар растет в гордом одиночестве, губя ядовитыми испарениями все вокруг.

В середине XVIII в. извлеченный из млечного сока анчара яд под названием «макассар» попал в коллекцию Британского музея в Лондоне. А в XIX в. уже был известен его химический состав. Действующим началом яда анчара является гликозид антиарин – вещество, близкое по своему действию к дигиталину наперстянки и другим растительным сердечным гликозидам, которые очень быстро вызывают паралич сердечной мышцы. Всего 0,0000009 г этого гликозида мгновенно убивают лягушку. Кроме антиарина в соке анчара содержатся и другие, менее исследованные яды.

Помимо анчара ядовитого ботаники насчитывают еще несколько видов этого рода, растущих в Индии, на Шри-Ланке и в Малайзии. В Индии встречается неядовитый анчар (A.innoxia ), который называют также «мешочным деревом» – местное население делает из его коры прочные мешки для домашних нужд.

Отравленные стрелы при охоте и на войне использовали, конечно, не только яванцы. Такое оружие было знакомо многим древним племенам в самых разных частях света – на каждом из континентов встречаются ядовитые растения, сок которых годится для отравления оружия.

В древнегреческих мифах непременным атрибутом Гекаты – трехголовой богини, повелевающей чудищами и приведениями, навевающей на людей ужасные сны и покровительствующей отравителям и колдунам, – было растение, которое еще Диоскорид назвал аконитом . Название это происходит от города Аконе, в окрестностях которого, согласно преданиям, Геракл совершил свой одиннадцатый подвиг – укротил стража подземного царства Аида, пса Цербера. Из пота Цербера, падающего на землю клочьями пены, выросла очень ядовитая трава. Всего 0,003–0,004 г сока аконита достаточно, чтобы убить человека.

Род аконит (Aconitum ferox ) включает около 300 видов, большинство из которых ядовиты. Ядовитыми являются все части растения, ядовит даже мед, содержащий пыльцу аконита. «Мать-королева ядов» – так называли сок аконита в древности. Древние галлы и германцы смачивали им наконечники стрел при охоте на волков и других хищников. В средние века ядом аконита отравляли преступников, которые были осуждены на смертную казнь. Существует предание, что Тамерлан был отравлен именно ядом аконита.

В средневековой Европе аконит был известен только как ядовитое растение. На Востоке же его издавна употребляли как лекарство, он входил в состав болеутоляющих средств. Конечно, перед употреблением растение подвергалось длительной, тщательной обработке.

Европейские исследователи проявили интерес к акониту в XVIII в. Основным действующим началом его сока являются алкалоиды, вызывающие судороги и паралич дыхательного центра. В настоящее время аконит применяют в медицине как наружное средство при невралгии, ревматизме и как болеутоляющее. В гомеопатии его применяют от головной боли. Из аконита белоустого получают препарат аллапелин, который применяют при сердечной аритмии.

Растительное происхождение имеет и такой известный яд, как стрихнин. Это алкалоид, который получают из семян чилибухи , или рвотного ореха (Strychnos nux-vomica ), растения из семейства логаниевых, произрастающего в диком виде в Индии, Юго-Восточной Азии и Австралии. Чилибуха – невысокое листопадное дерево с мелкими белыми цветками, собранными в небольшие соцветия в пазухах листьев.

Стрихнин в чистом виде был получен из плодов чилибухи в 1818 г. Смертельная доза этого алкалоида для человека составляет от 0,05 до 0,2 г. Горечь стрихнина ощущается даже при разведении его водой в пропорции 1: 1 000 000. В очень малых дозах стрихнин стимулирует работу дыхательного центра мозга, надпочечников, половую функцию, восстанавливает перистальтику кишечника и устраняет атонию желудка. Впервые в медицинскую практику ввели стрихнин арабы, затем им воспользовались и другие народы.

Стрихнин, однако, не так известен, как другой яд, выделяемый из чилибухи, – кураре. Впервые европейцы познакомились с кураре в XVI в. при завоевании Южной Америки. Местное население активно применяло кураре на охоте. Европейцев удивило, что индейцы спокойно употребляли в пищу животных, погибших от отравленных стрел. Однако смертельно ядовитый при попадании в кровь, кураре не может принести никакого вреда при приеме через пищеварительный тракт, если, конечно, на слизистых оболочках рта нет ранок.

Европейцы долго не знали о происхождении кураре, а индейцы сопровождали его добычу особыми ритуалами и тщательно скрывали ее от чужаков. Изучив яд кураре, ученые установили, что в его состав входят алкалоиды, встречающиеся во многих растениях. В Бразилии активные компоненты яда кураре содержатся в трех местных видах рода Strychnos (растения этого рода широко распространены в тропиках), на острове Ява кураре также получают из нескольких видов чилибух.

Изучением действия яда кураре занимался известный французский физиолог Клод Бернар. Опыты этого ученого на животных доказали, что кураре имеет периферическое действие, не затрагивающее центральную нервную систему. Был найден и антагонист кураре – эзерин, вещество, извлекаемое из калабарских бобов. В настоящее время кураре применяют в медицине в сочетании с обезболивающими средствами и наркотиками при операциях на сердце и легких, требующих полного расслабления мышц и прекращении собственного дыхания. на время проведения операции кровь пациенту насыщают кислородом при помощи аппарата искусственного дыхания. Используют препараты кураре и при некоторых нервных заболеваниях, сопровождающихся судорогами.

Литература

Австахова В.Г . Загадки ядовитых растений. – М.: Лесная промышленность, 1977.

Кузнецова М.А., Резникова А.С. Сказания о лекарственных растениях. – М.: Высшая школа, 1992.

Анчар (Antiaris toxicaria) – это довольно мощное вечнозеленое дерево, которое относится к семейству тутовых (Moraceae). В странах Азиатского региона это дерево называют «Upas» или «Ipoh», которое происходит от яванского слова, которое переводится как «яд». Ствол у старых деревьев-гигантов нередко достигает полутораметровой толщины на котором располагается величественная раскидистая крона, возвышающаяся над многими окружающими деревьями. Естественный ареал этого растения занимает просторы Южной и Юго-Восточной Азии. Анчар произрастает на территории Индии, Шри Ланки, юга Китая, на Филиппинах, Яве и островах Фиджи. А некоторые родственные виды анчара произрастают также и в тропическом поясе Африканского континента.

Анчар нечасто можно встретить в густых зарослях джунглей, среди другой растительности, так как он предпочитает расти у подножия известковых и суглинковых холмов. Древесина у анчара красивой структуры, она имеет беловатый или очень светло-коричневый цвет. На ощупь она шелковистая, средней плотности, вот только в свежесрубленном состоянии древесина анчара издает довольно специфический, весьма неприятный запах. Ствол у анчара заметно утолщен у основания. Листья довольно крупные, эллипсовидной формы. Они темно-зеленого цвета с блестящей поверхностью. Довольно мелкие розовые цветки, собраны в многочисленные мужские и женские соцветия. После окончания цветения на дереве образуются грозди плодов. Плоды-ягоды немного напоминают увеличенные грозди черной смородины, и имеют темный, почти черный, цвет.

Останавливающий сердце

Это дерево в прошлые века было окружено ореолом таинственности, с ним связан ряд самых мрачных легенд и описаний, весьма далеких от истины... Так, германо-голладский натуралист Румфиус в XVII веке писал, «что это дерево растет на бесплодных горных склонах, а вся земля вокруг него выглядит пустынной. И в этой, как будто выжженной местности, обитают только рогатые гадюки, глаза которых светятся в ночные часы»...

Совсем уж фантастическим выглядит рассказ бывшего военного врача Форша, служившего на Яве, который был опубликован в XVIII веке в одном из лондонских журналов: «Дерево анчара настолько ядовито, что убивает все живое на расстоянии более15 миль вокруг. Поэтому как альтернативу немедленной смертной казни, приговоренные преступники добывают его яд. Сначала они выжидают, пока умеренный ветер не начнет дуть по направлению от них к дереву, тогда они быстро бегут к нему и начинают добывать ядовитый сок маленькими порциями, до тех пор, пока ветер снова не начнет менять направление. Если повезет заключенным, то они могут продлить свою жизнь на двадцать таких пробежек, пока анчар не убьет их своим ядовитым дыханием...»

Даже в 1929 году шведский натуралист Эрик Мьоберг, исследователь острова Борнео пишет, что оставаться в непосредственной близости от этих деревьев опасно для жизни, о чем свидетельствуют кучи костей, валяющзихся под деревьями.

И когда наконец с этим деревом ближе познакомились ученые, то оказалось, что большая часть страшных рассказов об анчаре является пересказом местных легенд, к тому же еще и приукрашенными сказаниями самих путешественников. На самом же деле это дерево оказалось достаточно безопасным. Хотя следует сразу заметить, что его сок действительно ядовит и поэтому его много веков использовали для приготовления яда. А вот прогуливаться в тени великолепной кроны анчара люди могут вполне спокойно, без всяких опасений за свое здоровье, а птицы преспокойно обустраивают свои гнезда на его ветках. В настоящее время анчар растет во многих оранжереях мира.

Специальные исследования показали, что сок анчара очень ядовит. Именно поэтому, местные (аборигенные) воины и охотники его ядом смазывали свои стрелы, которыми стреляли при помощи духовых ружей, используя их как на охоте, так и при межплеменных разборках. Ученые установили, что в латексе этого растения содержится сильнодействующий, крайне опасный, сердечный гликозид антиарин. При попадании сока анчара в открытые ранки или даже небольшие царапины в теле человека или животного, может иметь самые плачевные последствия. Этот токсин, попав в организм позвоночного, вызывает очень быстрое сгущение крови, что сначала ведет к закупорке кровеносных сосудов, а затем наступает паралич сердечных мышц.

Именно поэтому в Китае анчар называют «убийца крови», и у этого народа даже есть поговрока, описывающая ядовитые свойства этого дерева: «Семь вверх, восемь вниз, девять – упал». Смысл этой поговорки в том, что у отравленного анчаром человека еще есть возможность сделать только семь шагов вверх по ступеням или восемь вниз, а на девятом же шаге - человек падает замертво...

В народе существует даже предание о том, как впервые человек узнал об ядовитом соке анчара… Жил в деревне охотник по имени Дай. Однажды во время охоты за ним погнался крупный медведь, с которым охотник не мог справиться, поэтому Даю пришлось спасаться от хищника на дереве. Но медведя это не остановило, и он продолжая преследование, полез следом за охотником на дерево. Стараясь отбиться от врага, охотник стал ломать ветки и швырять их в морду медведя. При этом одна из веток случайно попал зверю в слизистую глаза, и несколько мгновений спустя, к удивлению охотника, медведь свалился с дерева и вскоре умер... Как оказалось позже, что дерево, на котором спасался незадачливый охотник, и было анчаром.

Детальный химический анализ сока анчара в лаборатории показал, что латекс анчара состоит более 30 редко встречающихся сильнейших ядовитых алкалоидов - сердечных карденолидов. Наиболее опасным и сильнодействующим токсическим агентом среди всех ядовитых алкалоидов оказался антиарин, который составляет примерно 2% всей массы латекса. При этом молекула антиарина состоит из двух компонентов (соединенных между собой посредством очень чувствительного к нагреванию гликозидного моста): стерина антиаригенина (Sterin аntiarigenin), представляющего собой яд, и гликозида L-Rhamnose, являющимся композитом сахаров. Именно сахарная составляющаяся делает молекулы этого вещества быстрорастворимыми в воде и крови. Но, если латекс или чистый яд подвергнуть нагреванию, что происходит в процессе приготовления пищи, при варке мяса отравленного животного, гликозидное соединение разрушается, в результате чего сахарная составляющая высвобождается и яд как таковой теряет свои губительные свойства.

Следует также отметить и такой интересный факт, что отмеченный яд содержится только в коре, древесине, корнях и семенах анчара, а вот в листьях, мужских соцветиях и мякоти плодов он отсутствует.

Весь процесс приготовления яда для стрел из сока анчара аборигены начинают с того, что ножом в коре дерева делается надрез. Из него начинает вытекать сок (латекс), который собирают наподобие того, как в нашей стране собирают березовый сок. Собрав достаточное количество натекшего сока, помещают его в бамбуковый контейнер для дальнейшее переработки. Иногда латекс сразу собирают в специально подготовленные молодые, еще не полностью раскрывшиеся листья пальмы Licuala spinosa, которые по внешнему виду напоминают меха гармони. Листья именно этой пальмы настолько прочны и огнестойки, что их можно спокойно класть на огонь, не боясь их разрушения. Благодаря этим свойствам, из такого листа, сложенного в виде лодочки, и готовят яд. Для этого латекс, размещенный в контейнере, в дальнейшем подвергается довольно продолжительному процессу дегидратизации (в данном случае - упариванию воды).

Собрав латекс, аборигены разводят очень слабый огонь и на высоте примерно 70 см над ним, подвешивают пальмовый контейнер с латексом. Процесс дегидратизации (в данном случае - упаривание воды) требует огромного терпения и осторожности. Для получения готового яда средней концентрации необходимо его постоянное прогревание примерно в течение недели. В процессе сгущения латекс сначала становится темно-коричневым, а к концу процесса приготовления, когда выпариваемая масса делается все более и более вязкой, она приобретает черный цвет с металлическим блеском.

В процессе приготовления яда аборигены вынуждены самое большое внимание уделять температурному режиму упаривания, так как, если допустить чуть более сильный нагрев, яд разрушится из-за утери латексом своих ядовитых свойств, а полученный продукт тогда приобретет характерный сладкий вкус. Все это хорошо известно местным охотникам, поэтому в процессе приготовления они время от времени пробуют массу кончиком языка на вкус, тут же сплевывая остатки месива и тщательно полоща рот. Правильно приготовленный яд должен быть очень горьким, а если вкус получается сладковатый, то упариваемая масса выбрасывается и вся работа по приготовлению яда начинается сначала...

Как видим, анчар имеет не очень лестную репутацию, но справедливости ради, отметим и его достоинства. Кора у анчара довольно толстая и очень эластичная, поэтому местное население часто использует ее для изготовления весьма прочных и привлекательных ковриков и одежды. Для этого сначала подбирается нужного размера кусок коры, который снимается со ствола дерева. После этого кору размягчают, поколачивая ее специальными деревянными молоточками, одновременно растягивая ее до нужной длины. Когда кора полностью отделилась от остатков внутренней древесины и приобрела необходимые размеры, ее погружают в воду почти на месяц. По прошествии этого срока, кору снова моют и еще раз выколачивают, таким образом избавляясь от остатков жидкости в ней, клейковины и яда. Теперь кора становится похожей на белую плотную но мягкую ткань, из которой делают штаны и рубашки, а также очень удобные мягкие коврики-циновки, которые не теряют своей мягкости и эластичности на протяжении последующих десятилетий.

Описание

См. также

Литература

  • Hutchinson J., The genera of flowering plants, v. 2, Oxf., 1967.
  • А.С.Пушкин: Анчар 1828.г.

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Анчар" в других словарях:

    См. АНТИАР. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АНЧАР Сок ядовитого дерева упас, которым жители Индийского архипелага отравляют свои стрелы. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в… … Словарь иностранных слов русского языка

    АНЧАР, анчара, муж. (малайск.). Дерево Малайского архипелага с ядовитым соком. «Анчар, как грозный часовой, стоит один во всей вселенной.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Род деревьев и кустарников семейства тутовых. 5 6 видов, в тропиках Азии, Африки. Один из азиатских видов, т. н. упас дерево, содержит ядовитый млечный сок, использовавшийся для отравления стрел … Большой Энциклопедический словарь

    АНЧАР, а, муж. Тропическое южноазиатское дерево (также кустарник) сем. тутовых, один из видов к рого содержит ядовитый млечный сок. Древесный а. Кустарниковый а. | прил. анчарный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова

    - (Antiaris), род деревьев и кустарников сем. тутовых. 5 6 видов, в тропиках Ст. Света. А. ядовитый, или упас дерево (A. toxicaria), высокое дерево, растущее в Юж. Азии; содержит ядовитый млечный сок, к рый служил местному населению для смазывания… … Биологический энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 8 антар (1) антиар (2) боа упас (1) … Словарь синонимов

    АНЧАР - акустическая разведка на нефть энерг … Словарь сокращений и аббревиатур

    - (Antiaris) род растений семейства тутовых. Однодомные деревья или кустарники. Цветки невзрачные, мужские в плоских головчатых соцветиях, женские одиночные. 5 6 видов в тропиках Азии, Африки и на о. Мадагаскар. Встречающееся в русской… … Большая советская энциклопедия

    А; м. [малайск. ančar]. Тропическое дерево сем. тутовых, содержащее ядовитый млечный сок. * * * анчар род деревьев и кустарников семейства тутовых. 5 6 видов, в тропиках Азии, Африки. Один из азиатских видов, так называемое упас дерево, содержит… … Энциклопедический словарь

    анчар - а, м. Ядовитое тропическое дерево, соком которого смазывались смертоносные стрелы. В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит один во всей вселенной. // Пушкин. Стихотворения // … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков