Талант - это что такое? Что такое талант и гениальность в психологии? Какие таланты существуют

В сочинении имеются отсылки к рассказу Б. Кремнева «Бетховен».

Вариант 1

Талант — это дар, который может проявляться в раз-личных сферах деятельность человека, чаще всего — в ис-кусстве. Талантливый человек способен создавать прекрас-ные творения, которыми восхищается весь мир.

Обратим внимание на то, как автор передаёт впечатле-ния, которые вызвали в Моцарте музыка и игра Бетховена. В музыке он слышал «яростное единоборство», чувствовал, как «борьба... сокрушает мироздание», понимал, что «мир будет ввергнут в хаос».

Только в исполнении талантливого музыканта произве-дение может вызвать подобные ощущения.

Это действительно так. Помню, мы всей семьёй ходили на концерт известного пианиста Дениса Мацуева, и я нико-гда не забуду эмоции, которые переполняли меня, когда я слушала игру этого удивительного артиста.

Думаю, что без труда и вдохновения талант немыслим.

Вариант 2

Талант — это выдающиеся способности, которые разви-ваются, если человек трудолюбив и верен своему дару. Творчество талантливых мастеров искусства на протяжении многих лет вдохновляет и впечатляет людей.

В рассказе Б. Кремнева читатель имеет возможность раз-делить переживания, которые рождает игра Бетховена. Это сильные, захватывающие эмоции. Аккорды «подобны во-плям ужаса», аккомпанемент «бурный и свет-лый, как журчанье весенних потоков», музыка вызывает «радость и счастье».

Действительно, талантливая игра пианиста, композито-ра, актёра способна не только разбудить потрясающие по силе чувства, но и дать возможность понять, сколько сил, вдохновения и труда в неё вложено.

Вариант 3

В моём понимании талант — это набор способностей, по-лученный человеком от природы. Работы талантливых людей впечатляют, заставляют переживать очень сильные эмоции.

Например, умение Бетховена создавать прекрасную му-зыку, способную впечатлять слушателя, описано в рассказе Б. Кремнева. «Грозные аккорды» во время исполнения сменяются «неукротимым, как вырвавшееся на свободу пламя, пассажем». Игра Бетховена спо-собна заставить воображение нарисовать сильные и яркие образы: «свет пронзил тьму».

На самом деле, талант — уникальный дар!

Вариант 4

Талант — это особый, редкий дар, данный человеку свыше. И если у человека он есть, то рано или поздно обя-зательно проявится.

В рассказе Б. Кремнева Бетховен показан не известным композитором, а начинающим молодым пианистом, при-шедшим на прослушивание к великому Моцарту. Волнение, растерянность и робость отняли все душевные силы, поэто-му игра на клавире, он сам это понимал, была механической. А вот тема, предложенная для импровиза-ции, будто пробудила все чувства. Вопли ужаса и тишина, радость и счастье, свет и тепло — всё это зазвучало, забур-лило, сложилось в звучащей музыке.

Талант будущего великого композитора неудержимо рвался наружу, и это не мог не увидеть Моцарт.

Примером великого таланта, который не мог не реализо-ваться, может служит полководческий дар А. Суворова. Пройдя непростой путь от рядового до генералиссимуса, он вписал своё имя в героическую историю России.

По-моему, истинный талант человека, как родник, не-пременно найдёт выход, и его всегда заметят окружающие.

Вариант 5

Талант — это выдающиеся способности в какой-то опре-делённой области. И человек, которому дан этот дар, обязательно будет преодолевать все преграды, чтобы показать его миру.

Молодой Бетховен, желая иметь наставником Моцарта, испытал немало трудностей: едва добыл деньги на длитель-ное путешествие, прибыл в чужой город и, справившись с робостью и волнением, предстал перед великим мастером. Материал с сайта

Пережитое дало о себе знать — Бетховен сначала не су-мел показать всё, на что способен. Но он не сдался, а попро-сил позволения сымпровизировать. И именно импровизация показала, насколько талантлив юноша. Вос-хищённый Моцарт привёл друзей, чтобы показать им буду-щего гения.

Как видим, трудолюбие и упорство помогают раскрыться таланту.

Вариант 6

Талант — это природная одарённость человека, редкая способность к чему-либо. Талантливые люди всегда целеуст-ремлённы.

Таким мы видим Бетховена в тексте Б. Кремнева. Юный музыкант поставил своей целью стать учеником Моцарта. Он не сдался даже тогда, когда понял, что игра не впечат-лила знаменитого композитора. Им-провизация Бетховена показала, насколько он талантлив. Пламя, искры, тьма, свет — всё это зримо предстало в его игре и покорило Моцарта.

Талантливые люди, показывая примеры целеустремлён-ного труда, украшают историю человечества.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Все люди в чем-то талантливы. Но далеко не каждому удается обнаружить в себе одаренность и проявить ее. Так что такое талант и откуда произошло это понятие?

Происхождение слова "талант"

Это слово происходит от греческого слова "талант", которым обозначали счетно-денежную единицу во времена античности. Есть библейская притча о таланте. В ней рассказывается о том, как некий господин, отправляясь в дальнее путешествие, подарил своим рабам монеты (таланты). Одному - пять, другому - две, а третьему одну. Первые два раба вложили деньги в дело и приумножили их на такое же количество. Третий раб не стал трудиться, а закопал свой талант в землю. Приехав, господин похвалил двух рабов, а третьего выгнал и отдал его монету другому. Из этой притчи и произошло крылатое выражение: "Зарыть свой талант".

Так и мы получаем свои таланты - кто-то меньше, а кто-то больше. Наша задача - развивать и приумножать таланты, а не закапывать их в землю.

Определение слова "талант"

Талант - это одаренность, выдающиеся способности человека в какой-то области. Считается, что талант - это только врожденные способности, дар, который нельзя приобрести. На самом деле это не так. От рождения человек обладает только задатками многих талантов, но какие именно он будет развивать свои способности, зависит от его выбора и предпочтений.

В развитии способностей ребенка огромную роль играют родители. Каким занятиям они уделяли внимание, какие наклонности своего ребенка развивали? Если в детстве не обнаружился талант, не стоит расстраиваться. Талант может проявить себя в более позднем возрасте и раскрыться с приобретением нового опыта и навыков.

Талант - это то, что человек любит делать больше всего, то, что приносит ему удовольствие, и то, что у него получается отлично. Он делает это не ради денег или престижа. Необязательно талант проявляется в сфере искусства или науки, это просто стереотип. Бывают талантливые домохозяйки, слесари, администраторы. Просто подумайте, что вы делаете всегда с удовольствием, к чему у вас лежит душа? О том, как найти и развить свой талант, вы сможете прочитать в .

Скрытый талант

Что такое скрытый талант? Это талант, который вы сознательно или бессознательно скрываете от себя и не развиваете. Причин тому может быть множество: неуверенность, заниженная самооценка, страх перемен. Вспомните, что восхищает вас в других людях? Возможно, и вы обладаете этими талантами, осталось только проявить их. Не бойтесь и не сомневайтесь. Если вы не будете действовать, то ваши выдающиеся способности так и останутся невостребованными.

Талант

(от греч. talanton - первоначально вес, мера, потом в переносном значении - уровень способностей) - высокий уровень развития способностей , прежде всего специальных (см. способности специальные ). О наличии Т. следует судить по результатам деятельности человека , к-рые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Т. человека, направляясь выраженной потребностью в творчестве , всегда отражает определенные общественные запросы.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Талант

Высокий уровень развития способностей, проявляемых в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры, прежде всего - способностей специальных. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности, кои должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

В различных областях талант может проявляться в разное время. Так, в музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике обычно он проявляется в раннем возрасте; а талант в литературной, научной или организаторской сферах обнаруживаются в более позднем возрасте.

Максимальная продуктивность талантливых людей тоже проявляется в разных возрастах: в науке в 35 - 40 лет; в поэзии в 24 - 30 и т.д.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Специфика.

В различных областях талант может проявляться в разных возрастах. Так, в музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике обычно он проявляется в раннем возрасте, а талант в литературной, научной или организаторской сферах обнаруживаются в более позднем возрасте. Также и максимальная продуктивность талантливых людей проявляется в разных возрастах: в науке - в 35-40 лет, в поэзии - в 24-30.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ТАЛАНТ

(англ. talent ).

2. Социальная характеристика человека, внесшего значительный вклад в развитие культуры, промышленности, науки и пр. См. .

«Т.» - понятие не столько научное, сколько житейское, поскольку не существует ни теории, ни методов его диагностики. Об уровне Т. обычно судят по продуктам деятельности человека. Однако оценка новизны, совершенства и значимости продукта с течением времени меняются. Соответственно меняется и социальная характеристика личности (см. ).

В музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике Т. проявляется нередко в детском возрасте. Литературные, научные, организаторские Т. обнаруживаются в более позднем возрасте. Неравномерна и продуктивность талантливых людей. Замечены 6-7-летние периоды изменения творческой продуктивности и определенные возрастные ее максимумы: в науке максимум приходится на период 35-40 лет, в поэзии 24-30.

Формирование и развитие Т. зависит от собственной активности и условий жизни человека. Проявлению Т. способствуют: демократический стиль отношений в семье, отсутствие жесткой регламентации поведения, наличие творческого образца для подражания . (В. Н. Дружинин.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "талант" в других словарях:

    Талант - Воспитание * Величие * Гений * Здравый смысл * Идеал * Манеры * Мнение * Мораль * Помощь * Поступок * Привычка * Репутация * Совет * Тайна * Талант * Характер … Сводная энциклопедия афоризмов

    ТАЛАНТ - (лат. talentum, от греч. собственно весы). 1) определенная сумма денег у древних иудеев, а также вес = ок. 3 пудов. 2) вес серебра у греков = ок. 1,5 пуда. 3) вес в Греции и на Ионич. остр. = 100 английск. фунт. 4) дарование, способность к какой… … Словарь иностранных слов русского языка

    талант - а, м. talent m. <лат. talentum <гр. talanton. 1. Выдающиеся природные способности, большое дарование. БАС 1. Но какая польза государству будет.. есть ли в важных случаях министерство полагаться будет на малого таланта и знания людей. 1766 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    талант - См. дарование, способность, судьба зарывать свой талант... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. талант дар, дарование, способности; способность, судьба; голова, искра божья,… … Словарь синонимов

    Талант - Талант ♦ Talent Больше, чем дарование, но меньше, чем гений. Об одаренном ребенке, имеющем явные способности к математике или рисованию, невозможно сказать, талантлив он или нет. А вот талантливый, и даже гениальный художник – например,… … Философский словарь Спонвиля

    Талант - высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры. В различных областях талант может проявляться в разное время. Так, в музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике обычно… … Психологический словарь

    ТАЛАНТ - таланта, м. [греч. talanton, букв. вес, весы]. 1. только ед. Дарование, одаренность, выдающиеся природные способности. «Твое искусство, твой талант почтили данью равной.» Некрасов. || чаще мн. Вообще способность к чему н., уменье что н. делать… … Толковый словарь Ушакова

    талант - ТАЛАНТ, а, муж. 1. Выдающиеся врождённые качества, особые природные способности. Т. актёра. Музыкальный т. 2. Человек, обладающий такими качествами, способностями. Молодые таланты. Зарыть талант в землю не дать развиться таланту, дать ему… … Толковый словарь Ожегова

    ТАЛАНТ - (от греч. tälanton, букв. – весы, вес, взвешенное) выдающиеся способности, необычная одаренность в какой либо области, присущая индивиду от рождения или под влиянием упражнений развивающаяся до высокой степени, обеспечивающая человеку возможность … Философская энциклопедия

    Талант - крупная счетно денежная единица Древней Греции, Египта, Малой Азии. Талан введен в 594 г. до н.э. Талан содержал свыше 26 кг серебра. По английски: Talent См. также: Счетно денежные единицы Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь


Талант является особенностью человека , присущей ему от рождения, раскрывается он постепенно, с приобретением определенных навыков или опыта, и для его развития большое значение имеют трудолюбие и настойчивость.

Что это такое в психологии: определение

В психологии талант определяется как наиболее успешное сочетание способностей, личной предрасположенности человека и благоприятных условий исторической и культурной среды для творческой реализации тех или иных конструктивных устремлений.

Талантливость — это степень выраженности условий, благодаря которым можно судить о наличии таланта.

В чем сущность?

Суть таланта в том, что он предполагает особенную одаренность, когда человек интуитивно чувствует тягу к определенному виду деятельности .

Наличие таких способностей сложно не заметить, так как, даже не имея для этого подходящих условий, человек стремится любой ценой заниматься тем, что его притягивает.

В истории науки есть множество примеров , когда выдающиеся физики начинали свой путь с изучения стекляшек, биологи с детства интересовались флорой и фауной, а математики одновременно начинали разговаривать и складывать числа.

Талантливые люди всегда выделяются среди окружения, их одаренность рано или поздно становится очевидной .

Теория наследственности

Кто впервые пытался обосновать наследственность таланта?

С началом развития психологии стали появляться научные обоснования таких понятий, как талант, одаренность, гениальность.

Стремясь выявить закономерности появления этих качеств, английский антрополог Ф. Гальтон в 1869 году опубликовал теорию о наследственности таланта.

В своих научных трудах он указывал на неравенство людей в умственном отношении, утверждая, что большое количество людей не может в одинаковой мере обладать выдающимися способностями.

Гальтон полагал, что важную роль играет наследственность. Ему удалось найти статистические обоснования тому, что врожденная одаренность передается по наследству наравне с физическими качествами.

Одним из главных результатов его наблюдений стали выводы о наличии широко известных родственников у знаменитых людей.

Задатки, способности, одаренность, гениальность и талант- в чем разница?

Существует несколько связанных между собой явлений, определяющих наличие способностей.

Задатки к чему-либо свидетельствуют о том, что у индивида есть некая природная предрасположенность к какой-то деятельности, которая со временем может проявиться в большей степени или угаснуть, в зависимости от прилагаемых усилий.

Так, имеющий задатки к музыке человек легче других обучается ей, так как с рождения имеет хороший слух или большой голосовой диапазон.

Пластичному от природы человеку легче заниматься танцами или спортом.

Но все это не позволяет судить об одаренности человека, так как только в процессе работы и обучения задатки становятся предпосылкой для развития способностей.

В свою очередь, способности к чему-либо понимаются как служащие неотъемлемым условием высококачественного выполнения того или иного вида деятельности индивидуальные психологические особенности человека.

Обязательное условие для выделения способностей — их индивидуальность, так как нельзя назвать способностями обыденные функции человека, такие как речь или труд, потому что они носят всеобщий характер и большинство людей способны их выполнять.

Способности проявляются в том, насколько быстро, легко и прочно человек усваивает необходимые ему знания, получает полезные навыки.

Например, легкое обучение управлению автомобилем и быстрое усвоение принципов его работы свидетельствуют о наличии у человека способностей к вождению.

Одаренность — это комплекс природных задатков, которые выступают одним из условий формирования способностей. Результаты наблюдений за одаренными детьми показывает, что они обнаруживают сильную тягу к той деятельности, к которой они способны.

Если ребенок увлекается художественным творчеством , о наличии одаренности будут свидетельствовать: богатое воображение, чувство прекрасного, особенное видение окружающего мира, способность улавливать тонкие перепады света и цвета, в самовыражении.

Как и способности, талант лишь предоставляет возможность для достижения успеха и при соответствующих общественных и культурных условиях зависит от большого, напряженного творческого труда.

Гениальность — это наивысший уровень одаренности. Для нее характерна высокая продуктивность, создание чего-то принципиально нового, отличающегося своей уникальностью.

Гениальность определяется не только результатами труда, но и силой восприятия окружающего мира, глубиной воздействия на чувства и мысли других людей.

Виды и примеры из жизни

В книге «Структура разума: теория множественного » в начале 80-х годов ХХ века Говард Гарднер описал 7 типов таланта . Вот список:

Что значит быть талантливым человеком?

Талантливые люди отличаются особым взглядом на окружающий мир , их в меньшей мере интересуют обыденные занятия.

Человек, имеющий талант к чему-либо будет чувствовать постоянную потребность заниматься этим видом деятельности.

Такие люди немного оторваны от реальности , так как часто погружены в свое воображение, в творческий процесс.

У меня нет талантов: что делать?

Талант присущ не всем людям, именно это определяет его уникальность , однако задатки или способности к чему-либо в той или иной степени можно обнаружить у достаточно большого числа людей.

Поэтому стоит проанализировать, есть ли у человека тяга к чему-либо или ему легко дается какой-то вид деятельности . Почти каждый человек может проявить себя хотя бы в одной сфере.

Как его найти?

Стоит обратить внимание на те виды деятельности, к которым проявляется особая склонность.

И даже если не получилось найти таковые, расширяя кругозор, зачастую удается выявить области для развития.

Находя новые занятия можно обнаружить, что какие-то виды творчества или науки вам удается выполнять легче и продуктивнее. Главными признаками будут воодушевление и желание заниматься этим наибольшую часть свободного времени.

Как его развить?

Как стать талантливым человеком? Развитие таланта — упорный, постоянный труд .

Поэтому обнаружив в себе способности к пению , лучше всего начать заниматься с преподавателем по вокалу.

Приобретение навыков способствует наилучшему проявлению таланта, когда, в достаточной степени овладев искусством, человек может получать результат высокого качества. Даже талантливый певец вынужден постоянно тренировать голос и слух , чтобы не потерять форму.

Если человеку нравится готовить , он может культивировать в себе кулинарный талант: находить новые рецепты, обучающие видеоролики, самостоятельно или с помощью более опытных кулинаров изучать техники приготовления пищи.

Имея технические способности , можно пройти онлайн-курсы программирования; тем, кто любит заниматься фотографией — с помощью интернета научиться делать и обрабатывать снимки.

Можно даже стать талантливым визажистом или стилистом , изучая журналы и обзоры видеоблогеров. Необходимо позволить себе заниматься тем, что нравится, не бояться потраченного времени и возможной неудачи, так как творчество — это всегда приятный процесс.

Может он скрытый?

Иногда человек не сразу находит то, в чем хорош. Так, не пользуясь фотоаппаратом, он может не знать о таланте к фотографированию. И наоборот, сделав несколько снимков, чувствует, что именно к этому занятию у него есть особая склонность, и именно оно получается лучше всего.

Так, лишь пройдя службу в армии, некоторые люди становятся талантливыми стрелками. Во всех этих случаях идет речь о скрытых талантах.

Поэтому единственный способ их обнаружить — постоянно пробовать что-то новое: легкость освоения, воодушевление и быстрое получение достойных результатов помогут понять, что движение идет в правильном направлении.

Как похвалить человека за его талантливость?

Развитие таланта облегчает поддержка и принятие окружающих.

Поэтому обнаружив у близкого человека способности, поддержите его и дайте понять, что вам тоже важно видеть, как он , занимаясь любимым делом.

Не бойтесь перехвалить , потому что воодушевление и восхищение человеком помогут ему поверить в то, что он на верном пути. Похвалите ребенка, если он нарисовал хоть и неумелую и смешную, но картину.

Творческие люди зачастую очень ранимы и действительно переживают, когда никому нет дела до их успехов. Даже простое «молодец» или «умница» может стать очень важным шагом в развитии таланта.

Талант — это особое качество . Он может проявиться при благоприятном сочетании внутренних качеств человека, его способностей и условий культурной и общественной среды, в которой протекает его жизнь.

Детство — лучшее время для развития способностей, выявления одаренности и раскрытия таланта. Этот период самый благоприятный в жизни человека, он узнает мир и не произвольно тянется к тому, что его интересует, а родители и школа помогают ему развиваться.

Не исключено, что и во взрослом возрасте у человека может проявиться какое-либо дарование , все зависит от личного старания, внутренней мотивации и желания добиваться блестящих результатов.

Как найти свой талант и определить дело своей жизни? Помогут 2 техники:

Среди творческих людей и критиков различных эпох и стран, наверное, никогда не прекращаются споры о понимании и значении данного слова. Некоторые думают, что талант - это удел избранных, Божья искра, которая возникает совершенно непредсказуемо и достаточно редко на Земле. Иные считают, что талант - это то, что дано каждому из нас, и любой человек может выявить определенными методами свои неординарные способности в той или иной сфере, а затем - правильно развить при помощи специальных упражнений. Некоторые думают, что от этого понятия зависит 99% успеха, а некоторые, что талант - это труд и ежедневные упражнения процентов на 90! Кто знает? А может, призвание - это талант? Давайте и мы попробуем хотя бы немного разобраться в этом, прямо скажем, непростом вопросе.

Определение понятия

Согласно словарям и энциклопедиям, данное слово определяется, как наличие определенных выдающихся способностей у конкретного человека или группы людей. Как правило, они проявляются в творческих достижениях различного вида искусств, профессиональных новациях и тому подобном. Так, остальное общество судит о наличии таланта в основном по результатам деятельности. А они, безусловно, должны быть новаторскими, со свежим и оригинальным подходом к теме и материалу. Различные таланты могут проявляться в разном возрасте: от самого раннего детства (яркий пример - Моцарт в музыке), до насыщенной опытом зрелости (к примеру, многие философские труды).

Врожденный или приобретенный

Мнение, достаточно широко распространенное: что талант - это следствие и возможный результат только врожденных и генетикой обусловленных Так называемый дар. Но многолетние эксперименты и исследования, проведенные некоторыми учеными, свидетельствовали о том, что практически каждый из нас обладает от рождения зачатками различных талантов. А уже та или иная степень их последующего развития может быть обусловлена воспитанием и обучением. Откуда напрямую следует, что талант - это способности, развиваемые и утверждаемые при помощи опыта и приобретения навыков.

Люди и звери

Многие исследователи считают, что данное понятие присуще только человеку. Но некоторые думают иначе. Ведь у высших млекопитающих животных, к примеру, приматов или дельфинов, могут быть выявлены и развиты потрясающие способности. Что было уже неоднократно доказано на различных примерах и экспериментах, документально зафиксированных. А в Индии дельфинов вообще официально признали разумной расой, отличной от человеческой. Наверное, все же талант - не только человеческая привилегия!

Социальная характеристика

Как бы то ни было, талант человека - это, скорее, одна из его социальных характеристик, а не строгое научное определение. Оно является понятием сугубо житейским, так как нет определенных и четко выверенных диагностических методов его выявления и оценки. Об уровнях таланта обыкновенно судят другие люди, окружающее общество. А суждения формируются в зависимости от продуктов деятельности и их новизны. Однако со временем оценки значимости могут измениться, а актуальность творений утратиться, и тогда неотвратимо забвение, как уже не раз случалось в истории человечества: признанные своей эпохой мастера утрачивали всякую ценность для потомков.

Этимология

Само слово происходит от наименования меры веса и денежной единицы в Древней Греции. А в христианстве существует притча о том, что хозяин подарил своим трем рабам по монете - таланту. Первый закопал деньги. Второй - разменял богатства. Третий - приумножил. Отсюда, кстати, затем и пошли выражения: приумножить или зарыть свой талант в землю (как это делают многие представители человечества). В переносном смысле слова: дар Божий, возможность сотворения нового, равная самому Господу, который создал людей по своему образу и подобию. А значит, и у человека есть такая привилегия - создавать и творить!

Попытка классификации

В попытках классифицировать само понятие некоторые умы, что называется, сломали головы. Подвергая сомнению и будучи неудовлетворенными подобными методологиями, можно все же привести в пример «Рамки ума» Говарда Гарднера. В ней ученый выделяет девять типов таланта, присущих всем людям.

  • Лингвистический и вербальный. Им обладают многие писатели и журналисты, мастера слова и акулы пера.
  • Талант цифровой. Он присущ программистам и людям с математическим складом мышления.
  • «На слух». Такой талант присущ многим музыкантам, лингвистам, полиглотам.
  • Пространственный. Им обладают художники и дизайнеры.
  • Физический. Спортсмены и, к примеру, танцоры.
  • Следующими идут личностный и межличностный, талант окружающей среды и талант предпринимательский, связанный с тайм-менеджментом и деньгами.

Конечно же, такая классификация воспринимается довольно условно, так как критериями оценки выступают мнения окружающих, а оценка производится в основном по результатам, представленным публике.

В музыке

Есть довольно много критериев, по которым можно сказать: музыкальный талант - это способность человека запоминать, повторять, сочинять мелодию и играть на различных музыкальных инструментах. Как правило, данные способности проявляются в раннем возрасте, чрезвычайно рано. Иногда родители не обращают должного внимания на соответствующие особенности ребенка, и звездочки гаснут, так и не успев зажечься. Иногда - как в случае с Моцартом - талант усиленно развивается родителем, и подкрепленный знаниями и опытом, вспыхивает, как солнце!

Порой происходит все наоборот: взрослые считают ребенка гениально одаренным, всячески потакая ему, и тем самым ломая ему судьбу. Как же разобраться в этом тонком и щепетильном вопросе, ведь так ранимы порою? Существуют просто хорошие музыканты, а есть - таланты, близкие к гениальности. Последние, как правило, слышат в музыке много больше чем обычный человек, не представляют жизни без нее, она - их естественная и неотложная потребность. При наличии хорошего педагога из практически любого малыша можно сделать музыканта средней руки, понимающего гармонию и ноты, могущего играть с листа довольно сложные произведения уважаемых авторов. Для гения обучение - вещь не самая главная (хотя при наличии опытного педагога талант реализуется быстрее). Важна ощущение себя в музыке, Божий дар, желание совершенствования и развития себя. Зачастую ученики, обладающие такими качествами, уже в раннем возрасте превосходят своих опытных учителей (и это характерно не только для музыкальных сфер).

Как распознать

Отмечено, что музыкальные можно распознать уже к трем годам жизни. Именно это может стать залогом формирования будущего таланта и даже гения в данной области. Исследователи, прежде чем записывать собственное чадо в гении, советуют применить несколько тестов, проверяющих способности ребенка, касающихся слуха (конечно же, музыкального, а не обычного), чувствительности к ритмике, музыкальной памяти. У опытных педагогов даже существуют спецметодики определения талантливости малышей в столь раннем возрасте. Они сориентированы на то, чтобы не дожидаясь 7-ми летнего возраста, когда обычно отдают в музыкальную школу, начать развивать способности. Кто знает, может, к семи годам ваше чадо уже профессионально будет играть на нескольких инструментах и писать собственные пьесы, доказывая тем самым, что музыкальный талант - это особенность, именно ему присущая?

Тесты

Если в доме имеется музыкальный инструмент, к примеру, пианино (или игрушечный синтезатор, наконец), можно провести один из простых тестов. Они предназначены для того, чтобы выявить скрытый талант. Это различение ребенком высоты звука (разумеется, все должно происходить в игровой форме, чтобы дитя было заинтересовано), его тональности и скорости воспроизведения. Можно ударять по клавишам, приговаривая: а вот так мышка пищит, а вот так медведь идет, а вот так - лисичка. Прося малыша затем звуки: кто это - медведь или мышка? Замечено, что если у ребенка хороший то он с первого раза сможет определить различия уже в 2-3 года.

Угадай мелодию и ритм

Еще один замечательный «детский» тест заключается в угадывании малышом несложных мелодий. Нужно выбрать несколько, и каждую обозначить определенной картинкой или предметом. Воспроизведя ноты, попросите ребенка узнать их в следующий раз, указывая на определенный рисунок или предмет. Так можно проверить музыкальную память. Если узнавание происходит быстро, можно говорить о наличии соответствующего таланта. А проверяется аналогичным образом. Прихлопывайте в такт мелодии в ладоши. Если малыш сможет повторить прихлопы вместе с вами в следующий раз, то у него хорошее чувство ритма.