Сообщение на тему значение млекопитающих в природе. Каково значение млекопитающих в природе и жизни человека? Значение Млекопитающих в природе и жизни человека

Общие признаки класса Млекопитающие

Млекопитающие - наиболее высокоорганизованный класс позвоночных животных. Сочетание многих прогрессивных признаков определило высокий уровень общей организации и позволило млекопитающим широко расселиться по Земле. Среди них преобладают наземные виды. Кроме того, есть летающие, полуводные, водные и почвенные жители.

Для млекопитающих характерны следующие признаки:

1. Выкармливают детенышей молоком, которое вырабатывается молочными железами матери (отсюда название класса млекопитающих)

2. Имеют постоянную высокую температуру тела

3. Тело покрыто волосяным покровом (шерстью), что способствует сохранению тепла

4. Зародыш развивается в утробе матери, которая рождает живых детёнышей

5. Высокий уровень развития нервной системы, в первую очередь хорошо развит головной мозг, сложное поведение.

6. Имеется наружное ухо - ушная раковина.

Происхождение Млекопитающих

Полагается, что млекопитающие произошли от зверозубых ящеров - группы древних пресмыкающихся, которые жили более 200 млн лет назад.

Древнейших млекопитающих изучают по ископаемым останкам. Одним из первых млекопитающих мог быть меланодон. Ископаемые находки этого животного относят к числу самых древних млекопитающих. Предполагают, что меланодон был небольшим зверьком, внешне сходным с крысой.

Некоторые из древних млекопитающих, известных нам по ископаемым останкам, являются предками современных видов. Другие не имеют продолжателей и давно вымерли.

Значение Млекопитающих в природе и жизни человека

Значение в природе

Значение для человека

1. Участвуют в распространении семян, в естественном возобновлении растительности.

2. Участвуют в рыхлении почвы, обогащении ее кислородом, органическими и минеральными веществами.

3. Растительноядные звери регулируют рост и развитие растений.

4. Хищные звери регулируют численность других животных, поедая трупы, выполняют санитарную роль

1. Промысловые и домашние животные дают мясо, шерсть, кожу, жир, и т.д.

2. Вредные животные (грызуны) - вредят культурным растениям и уничтожают запасы продовольствия; хищные животные могут нападать на домашний скот.

3. Объект спортивной охоты (заяц).

4. Эстетическое значение.

_______________

Источник информации: Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, - СПб.: 2004.

Млекопитающие входят в состав большинства биоценозов, занимая ниши как пер­вичных потребителей растительных кормов (грызуны, копытные, хоботные и др.), так и плотоядных (хищники, на­секомоядные, рукокрылые и др.). Они участвуют в почвообразовании и формировании растительного покрова. Деление млекопитающих на полезных и вредных – доста­точно условно. В разных ситуациях значение одного и того же вида может оцениваться для человека как позитивно, так и негативно.

Млекопитающие дают человеку продукты питания (мя­со, молоко), одежду (кожа, мех), лекарственные препараты, служат транспортным средством и т. д. Приручение и одо­машнивание млекопитающих началось в глубокой древнос­ти и продолжается до настоящего времени.

В 20-х гг. XX в. в России началось развитие пушного звероводства. В специализированных хозяйствах (зверосов­хозах) разводят норок, песцов, нутрий, соболей, шиншилл, лисиц. Важное значение в хозяйственной деятельности че­ловека имеет промысел диких млекопитающих. Он проводится под контролем государственных и общественных ор­ганизаций.

Вредными для человека в нашей стране считаются синантропные грызуны – крысы и домовые мыши. Синантропные организмы растения и животные, образ жизни которых связан с человеком, его жильём, созданным или видоизменённым им ландшафтом. Облигатные синантропные животные (крысы, домовые мыши, тараканы, клопы) тесно связаны с человеком и за пределами его поселений обычно не встречаются.

В ряде районов ощутимый вред сельскому хозяйству приносят полёвки и суслики. Многие дикие животные яв­ляются носителями и распространителями таких опасных для человека инфекционных заболеваний, как чума, лейшманиоз, геморрагическая лихорадка, сыпнотифозная лихо­радка и др.

Класс Млекопитающие. Общая характеристика и строение тела

Общая характеристика класса Млекопитающие (Mammalia) – теплокровные позвоночные животные из группы амниотов. Млекопитающие – наиболее высокоорганизованная группа позвоночных животных. Прогрессивные черты их организации выражены во многих органах, но особенно наглядно в высоком развитии центральной нервной системы и органов чувств; сложной системе терморегуляции, определяющей относительное постоянство температуры тела (у большинства млекопитающих –37 – 39° C); приспособлении к живорождению и выкармливанию детёнышей матерью своим молоком, что создаёт благоприятные условия для выживания потомства.

По характеру питания млекопитающие делятся на всеядных, плотоядных и растительноядных.

Тело покрыто волосами (у некоторых видов волосяной покров редуцирован).

В коже есть сальные и потовые железы.

Головной мозг отличается сильным развитием коры полуша­рий. Череп сочленяется с позвоночником двумя мыщелками. В среднем ухе расположены три слуховые косточки.

Зубы различаются по форме и назначению; они сидят в ячей­ках челюстей.

Легкие имеют альвеолярное строение.

Сердце четырехкамерное. Единственная дуга аорты загибается влево.

Грудная полость отделена от брюшной мускульной перегород­кой - диафрагмой.

Почки у взрослых - тазовые.

Как правило, живородящие животные, но имеются также яй­цекладущие формы.

Самки выкармливают детенышей молоком, выделяемым мо­лочными железами.

2. Строение тела млекопитающих: можно различить голову, шею, туловище, хвост (иногда отсутствует), передние и задние ко­нечности.

Полость тела млекопитающих отличается тем, что она разделе­на диафрагмой на два отдела: грудной и брюшной. В грудной полости находятся сердце и легкие, а в брюшной - желудок, кишечник, печень, почки и ряд других органов.

Покровы млекопитающих своеобразны. Их кожа имеет особые трубчатые потовые и альвеолярные сальные железы. Первые несут выделительные функции и их секрет - пот - способст­вует охлаждению тела при перегреве. Сальные железы выделяют

жировую смазку, покрывающую волосы и поверхность кожи, предохраняя их от химического воздействия среды и намока­ния. Но особенно характерны для млекопитающих молочные железы, выделяющие молоко, которое служит пищей детены­шам. Молочные железы -- видоизмененные потовые железы. Число сосков молочных желез у различных млекопитающих колеблется от одной до десяти и даже более пар. Тело боль­шинства млекопитающих одето волосяным покровом.

Волос - нитевидное роговое образование, которое формируется из клеток глубоких слоев эпидермиса. Он состоит из стержня, выдающегося из кожи, и корня, погруженного в нее.

Корень заканчивается луковицей, размножение клеток которой обуславливает рост волоса. Корень волоса находится в так на­зываемом мешочке волоса. Мех большинства млекопитающих слагается из волос двух категорий: остевых (более длинных, толстых и грубых) и пуховых (нежных, тонких). Густой слой пуховых волос определяет в основном теплозащитные свойства волосяного покрова, а остевые защищают пуховые от вытира­ния и сволачивания. На голове, лапах и других местах распо­ложены особо длинные упругие волосы - вибриссы, корни ко­торых окружены нервными окончаниями. Они играют роль ор­ганов осязания.

Для млекопитающих зон умеренного и холодного климата ха­рактерны сезонные смены волосяного покрова - линьки. У тро­пических млекопитающих волосы сменяются постепенно, без выраженной сезонности. Конечные фаланги пальцев почти у всех млекопитающих несут роговые образования - когти, ног­ти или копыта. У многих млекопитающих развиваются рога, в образовании которых участвуют покровы.

3. Скелет взрослых млекопитающих образован костными эле­ментами.

Хорда хорошо развита только на ранних стадиях эмбриональ­ного развития.

Позвоночник состоит из позвонков, обычно с плоскими со­членовными поверхностями. Между ними лежат хрящевые прослойки с остатками хорды.

Шейных позвонков, как правило, семь. Первый из них - ат­лант - имеет вид кольца с двумя сочленовными поверхностями

для сочленения с мыщелками черепа. Второй - эпистрофей -имеет направленный вперед отросток, который входит в коль­цо атланта. Подобное соединение позвонков обеспечивает подвижность головы.

Грудных позвонков от 12 до 15. К ним прикрепляются хорошо развитые ребра, большая часть которых нижними хрящевыми концами срастается с грудиной, образуя грудную клетку.

Поясничных позвонков от 2 до 9. Они несут рудиментарные ребра. Крестцовых позвонков обычно 3-4, они срастаются в еди­ную крестцовую кость, что обеспечивает прочную основу для прикрепления костей таза. Число хвостовых позвонков раз­лично. Череп млекопитающих отличается большой мозговой коробкой. С позвоночником он сочленяется двумя мыщелка­ми. Нижняя челюсть образована одной зубной костью, которая причленяется непосредственно к височной области черепа. Плечевой пояс скелета млекопитающих, как правило, состоит из двух пар костей - лопаток и ключиц. Коракоидные кости почти у всех млекопитающих рудиментарны и еще в процессе эмбрионального развития прирастают к лопаткам, образуя ко-ракоидные отростки. Лишь у утконосов и ехидн коракоидные кости сохраняют самостоятельность. Тазовый пояс млекопи­тающих образован тремя парами костей: седалищными, лобко­выми и подвздошными.

По типу хождения различают^шекоритающих:

    стопоходящих - опирающихся при хождении на всю стопу (медведи);

    полустопоходящих, у которых с землей соприкасается только передняя часть стопы (многие грызуны и хищники);

    пальцеходящих ~ опирающихся только на концы пальцев (ко­ пытные).

Мускулатура млекопитающих достигает большой сложности и образована многочисленными отдельными мышцами.

Значение млекопитающих в природе и жизни человека очень велико и чрезвычайно разнообразна. В природе млекопитающие обеспечивают распространение семян в природе (мышевидные грызуны, белки), уничтожение вредителей сельского хозяйства (ласка, горностай, насекомоядные, летучие мыши). Млекопитающие являются важными звеньями цепей питания почти во всех экосистемах, в которых выполняют роль консументов (потребителей) первичной и вторичной биомассы, регуляторов численности травоядных животных, санитаров в природе (гиены, шакалы). Мелкие млекопитающие, которые живут в почве, осуществляют важную роль в процессах почвообразования (кроты, землеройки, слепцы).

Многие виды млекопитающих являются родоначальниками домашних животных (например, предком крупного рогатого скота был дикий бык - тур, дикий баран-муфлон стал предковым видом для пород овец). Разведением домашних животных с целью создания новых пород и получения необходимых продуктов питания и сырья для промышленности, занимается животноводство. Млекопитающие могут быть переносчиками возбудителей инфекционных заболеваний (крысы, мыши распространяют возбудителей чумы, лисы - бешенство) и гельминтозов (собачьи является хозяевами эхинококка). Среди зверей являются промышленные (белки, ондатра, лисица, морские котики), домашние животные, которые дают человеку мясо, кожу, молоко, масло, сало и т.п. (свиньи, крупный и мелкий рогатый скот), помогают перевозить грузы (лошади, ослы), находятся на службе (собаки) и др. Многие виды млекопитающих приспособились жить у человека и стали вредителями сельского хозяйства (дикие кролики, зайцы, мышевидные грызуны).

Интенсивный промысел многих видов млекопитающих, разрушение мест их обитания привели к тому, что только за последние 400 лет полностью вымерли 63 вида млекопитающих (стелерова корова, тур, тарпан, сумчатый волк и др.). Более 350 видов млекопитающих находятся под угрозой исчезновения и нуждаются в немедленных мер охраны. В Красную книгу Украины занесено 41 вид млекопитающих: еж ушастый, выхухоль обычная, бурозубка альпийская, кутора мала, подковонос малый, подковонос большой, ночница прудовая, ночница трехцветная, довгокрил обычный, широкоух европейский, вечерницы мала, вечерницы огромная, нетопырь средиземноморский, заяц белый, суслик европейский, содовый волчок, тушканчик большой, емуранчик обычный, слепыши песчаный, слепыши буковинский, слепыши подольский, снежная полевка, водяная полевка имела, афалина черноморская, азовка, белобочка черноморская, горностай, хорь степной, норка европейская, перевязка обычная, барсук, выдра, кот лесной, рысь обыкновенная, зубр, тюлень-монах средиземноморский и др.

Технологическая карта урока

Предмет: биология 7 класс В.М. Константинов

Тема урока: «Млекопитающие. Значение в природе и в жизни человека».

Тип урока: урок обобщения и «открытия» новых знаний .

Ц ель: Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных отрядах Млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека.

Задачи урока:

    Образовательные – обобщить и расширить знания учащихся о роли млекопитающих в природе и жизни человека, выяснить влияние человека на видовой состав и численность млекопитающих.

    Воспитательные – сформировать экологическую культуру с элементами краеведения, бережное отношение к природе.

    Развивающие – развить логическое мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать), развить познавательный интерес к предмету.

Оборудование и материалы Таблицы по охране животных, рисунки по нервной и кровеносной системе хордовых, карточки с разноуровневыми заданиями, материал кабинета, ИКТ (проектор, компьютер, интер.доска), доска

I . Повторение и обобщение изученного

- Ребята, мы познакомились с вами с представителями класса млекопитающие. Изучили их строение, познакомились с физиологическими особенностями, образом жизни и сегодня на уроке мы с вами выясним роль млекопитающих в природе и жизни человека . Мы вспомним происхождение млекопитающих, сравним их с другими хордовыми животными, побеседуем о роли и значении млекопитающих, экологии их.(запись числа, темы урока в тетрадь)

При изучение представителей каждого класса, мы говорили о характерных особенностях. А какими характерными особенностями обладают млекопитающие,

что их отличает от других классов царства животные.

Перечислите черты строения, которые характерны для млекопитающих животных.

На доске записаны группы животных найдите среди них представителей класса млекопитающие

Найдите лишнее животное и укажите, по какому признаку Вы его выбрали:

а) тюлени, кошки, морские львы, моржи

б) лошади, зебры, олени, носороги;

в) олень, белый медведь, куропатка, верблюд

Дети настраиваются на урок, слушают, записывают число, тему урока.

- Работа с учебником: характеристика класса млекопитающие.

Работа в группах

- тюлени, морские львы, моржи – отряд Ластоногие, а кошки – отряд Хищные;

- олени – отряд Парнокопытные, а остальные – отряд Непарнокопытные;

Осетр – рыба

Лангуст и речной рак - ракообразные,

а остальные-звери.

Слайд № 1

Многообразие млекопитающих

II . Постановка учебной задачи

Ребята, давайте представим на минуту, что млекопитающих не стало. Смогли бы мы обойтись без млекопитающих?

А какова роль их в природе? Чтобы ответить на вопрос необходимо выполнить задание. Выберите правильные утверждения. Номера правильных утверждений записать в тетрадях.

1. Млекопитающие регулируют рост и развитие растений.

2. Регулируют численность других животных.

3. Выполняют роль санитаров.

4. Служат основным источником пищи для других животных.

5. Образуют пищевые связи.

6. Поедают множество насекомых.

7. Служат добычей птиц и пресмыкающихся.

8. Служат пищей для человека.

Ответы с места

Самостоятельная работа в тетрадях

- Беседа

- Просмотр видеоматериала.

Слайд № 2

Учебные задачи:

(на доске)

III . Включение в систему знаний и повторения

Что делается в нашей стране для защиты млекопитающих?

Какие животные, относящиеся к классу млекопитающие, занесены в Красную книгу

Давайте познакомимся более подробно с образом жизни некоторых животных России занесенных в Красную книгу. Для этого просмотрим видеоматериал об этих удивительных животных.

- Ребята, как вы думаете, что стало причиной их истребления

- Каким животным поставлены памятники?

Беседа

Просмотр видеоматериалов

Ответы

Дети приводят примеры из жизни

- В Риме – ослу труженику, в Париже – сербернару, спасшему в Альпах 41 человека; в Берго Сан-Лоренцо (Италия) псу Верному, в течение 14 лет ходившему на остановку встречать хозяина, погибшего на войне; в Санкт-Петербурге – собаке, служащей науке.

Слайд № 3

Виды

Млекопитающих, занесенных в красную книгу

IV . Итог урока.

Подведем итог

Млекопитающие – высокоорганизованные животные, многие обладают сложным поведением. Имеют ряд приспособлений для жизни в определенных условиях и средах.

Редкие и исчезающие млекопитающие нуждаются в охране и бережном отношении со стороны человека

Слайд № 4

На доске эпиграф И. Гете: «Природа всегда права и всегда правдива, а все ошибки и заблуждения исходят от людей».

V . Домашнее задание.

Параграф 58

Запись на доске

Морей и суши млекопитающие занимают экологические ниши как в качестве первичных потребителей растительной пищи (зайцеобразные, грызуны, хоботные, копытные, ленивцы, сирены, даманы и приматы), так и в качестве плотоядных животных.

Плотоядных млекопитающих условно можно разделить на две группы:

  1. «Мирные», питающиеся только мелкими животными. К ним относятся насекомоядные, рукокрылые (искл. плодоядные крыланы и нектарососы), трубкозубы и усатые киты, неполнозубые.
  2. «Хищных», нападающие на активную добычу. Это ластоногие, зубатые киты и хищные.

Среди хищных, грызунов и приматов встречается представители со смешанным питанием.

Млекопитающие занимают верхние звенья цепей питания, поэтому оказывают большое влияние на эволюцию растений.

Пример 1

Внимание животных, у которых высокоразвиты органы чувств, привлекают прежде всего формы, раскраска, запах цветов и вкус плодов. Появление алкалоидов и развитие колючек уменьшают вероятность поедания растений животными. Животные являются распространителями спор и семян, имеющих специальные приспособления для прикрепления. Устойчивость биогеоценозов связана с деятельностью млекопитающих. Так, истребление или вымирание роющих грызунов (песчанок, полевок) в степях и пустынях сопровождается разрастанием некоторых растений (дерновинных злаков, многолетников) и сокращением количества или исчезновением однолетников-эфимеров и двудольных растений, что обедняет и губит пастбища.

Умеренный выпас копытных млекопитающих благоприятствует высокой производительности травостоя пастбищ, а перевыпас или исключение пастьбы, может привести к уничтожению степного растительного покрова.

Хозяйственное значение млекопитающих

Значение млекопитающих в хозяйственной деятельности человека очень многообразно:

  1. Большинство домашних животных (60%) принадлежат к классу Млекопитающие (свиньи, крупный и мелкий рогатый скот, лошади, верблюды, кролики, кошки, собаки и др.).
  2. Все объекты пушного звероводства (голубые песцы, серебристо-черные лисицы, соболи, норки, нутрии и др.). Основные промысловые виды в России: соболь, белка, лисица, ондатра, песец и др.
  3. Некоторые виды применяют для лабораторных целей (крысы, мыши, морские свинки и др.). Обезьян семейства мартышки используют в разнообразных физиологических, бактериологических и противоэпидемических исследованиях.
  4. Промысел диких копытных (лоси, северные олени, кабаны, сайгаки) обеспечивает хозяйство шкурой и мясом.
  5. Морской зверобойный промысел обеспечивает жиром, шкурами животных, являющихся ценным меховым и кожевенным сырьем.

Разведение млекопитающих в неволе сопровождается выведением новых пород животных. Так, число пород собак равно 200 и продолжает увеличиваться. Среди лабораторных животных увеличивается количество генетически чистых линий крыс и мышей.

С целью получения новых пород и улучшения уже имеющихся применяют гибридизацию домашних животных с дикими видами.

Негативное влияние млекопитающих на деятельность человека

Многие виды грызунов наносят существенный вред народному хозяйству повреждая и уничтожая различные виды сельскохозяйственных и культурных растений, а также дикорастущие растения, приносящие пользу.

Разные виды мышей, сусликов, полевок подгрызают побеги, поедают высеянные в почву семена, уничтожают зерно, чем очень вредят полеводству.

Большой урон плодовым насаждениям могут принести зайцы, обыкновенные и водяные полевки, сони, овощным культурам – мыши, крысы, полевки, хомяки. Много пищевых продуктов уничтожается крысами и мышами в домах и на складах.

Волки могут нанести ущерб животноводству, охотясь на сельскохозяйственных животных.

Многие виды млекопитающих, особенно грызуны, являются переносчиками и хозяевами возбудителей опасных заболеваний человека и животных.

Пример 2

Суслики, сурки, песчанки, мыши и некоторые полевки хранят и распространяют чумного микроба. Зайцы, водяные крысы, гигрофильные полевки распространяют туляремию. Песчанки являются хозяевами кожного лейшманиоза. Млекопитающие хранят и передают бешенство (хищные), лептоспироз и листериоз (крысы, полевки, мыши, насекомоядные, копытные).