Разработка проекта содержания копытных в полувольных условиях. Старт в науке. Список использованной литературы

Комплекс мероприятий по восстановлению численности диких копытных животных, предпринимаемых специалистами охотничьего хозяйства в целях устранения последствий резкого снижения численности диких копытных животных, имевшего место в конце 80-х, начале 90-х гг. прошлого столетия, до настоящего времени не привел к желаемому результату и остается одной из самых злободневных задач охотничьего хозяйства.

Успехи отдельных, в первую очередь частных охотхозяйств, где проводятся интенсивная охрана, подкормка, регулирование численности хищников, не позволяют достичь былой численности диких копытных, ввиду незначительной их площади на фоне общей площади охотугодий, пригодной для обитания рассматриваемых видов.

В сложившейся ситуации, как альтернатива низкой численности диких копытных животных в угодьях общего пользования, в последние годы в ряде регионов стали образовываться отдельные хозяйства паркового типа, направленные на выращивание дичи в полувольных условиях.

Таблица 1. Охотпользователи, имеющие разрешение на право содержания и разведения объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания на территории Тверской области.

Охотпользователь

дачи раз-

Андреаполь-

ЗАО «Нормикс»

Косуля - 20, Кабан - 30,

Пятнистый олень- 15

Бологовский

ОАО «Сельхозтехника»

Косуля - 20, Кабан - 40,

Пятнистый олень- 15

Зубцовский

ООО «Сезон

Кабан - 5, Марал - 20, Косуля -20,

Пятнистый олень- 20

Калиниский

ООО ПХ «Несте-

Кабан - 250, Марал - до 150, Косуля - до 150

Кесовогорский

Тверьоблохотуп-

равление

Марал - 15, Кабан - 30

Конаковский

Кабан до 100

ЗАО Агрофирма

«Дм. Гора»

Пятнистый олень -20

Максатихин-

СПК «Тверские

зори» (район)

Пеновский

«Руссо-Диз»

Ржевский

ОАО «Высота»

Благородный олень - 15, Кабан - 12

Торжокский

ЗАО «Залесье»

Лось - 1, Кабан - 20, Пятнистый олень, Лань - 20

Помимо оскудения охотугодий имеется и ряд других причин, способствующих их развитию, в том числе ограниченность времени на проведение охот у отдельной категории охотников, требование полной гарантии успешности охоты, невозможность приобретения или острая ограниченность лимита разовых лицензий на добычу диких копытных животных, ограниченность по срокам данных видов охот в арендуемых охотхозяйствах и угодьях общего пользования, острая востребованность данного вида услуг, в связи с ростом материального благополучия населения в последние годы.

Основной целью развития вольерных хозяйств, по мнению автора являются:

Предоставление максимальных видов услуг при проведении охоты, по желанию охотника;

Сохранение диких животных в природе, за счёт добычи животных выращенных в вольере;

Обогащение охотугодий выпуском в арендуемые угодья охотничьих животных выращенных в полувольном состоянии, в т.ч. реализация животных другим хозяйствам;

Изучение биологии диких животных при выращивании в вольерах, выработка эффективных методов биотехнии, в т.ч. подкормки;

Защита от хищников, браконьеров и болезней;

Определение лимитирующих факторов и их устранение путем проведения соответствующих биотехнических и зооветеринарных мероприятий;

Улучшение видового состава и формирование маточного поголовья;

Демонстрация посетителям парков диких животных для обзора, фото и видеосъёмок; проведение образовательных лекций по биологии вида.

В настоящее время довольно подробно разработана технология выращивания в полувольных условиях пятнистого оленя и марала, вошедшего в список сельскохозяйственных животных России. Рассматриваемые виды пантовых оленей исконно используются на Дальнем Востоке и Алтае для получения ценной биологической продукции, основным видом которой являются панты. Все большую популярность среди охотников как ценный объект охоты приобретает кабан. При этом наблюдается тенденция развития вольерных хозяйств двух типов: интенсивного и экстенсивного.

Ярким примером ведения интенсивного хозяйства на площади 20 га является работа ООО «Битис», расположенного в 50 км от г. Москвы, в 1 км от д. Шапилово, близ ст. Хотьково. Автору удалось лично убедиться в эффективности воспроизводства дичи в данном хозяйстве, которое только в 2008 г. реализовало «под выстрел» 800 особей кабана. Наряду с кабаном здесь разводят пятнистых оленей и косуль. Имеется свой инкубатор, фазанарий, ферма кряковых уток, рыболовный пруд. Охотник по своему усмотрению может воспользоваться рядом услуг, включая охоту на копытных, по перу и спортивную рыбалку, что наглядно демонстрировали посетители хозяйства, количество предварительных заявок от которых много превышало пропускную способность. Не лишен парк и эстетического наслаждения: на пруду рядом с кряковыми утками обитают лебеди-шипуны и огари, по прибрежной полосе кормятся пятнистые олени.

Высокая эффективность воспроизводства охотничьих животных здесь достигнута благодаря применению технологии разведения дикого кабана путём гибридизации с домашней свиньёй, жестким соблюдением санитарно-ветеринарных требований, своевременной вакцинации животных, их кормления высококачественными сбалансированными кормами собственного производства, произведёнными на своем оборудовании, высокой культурой производства за счёт стабильной работы обученного персонала, активной материальной мотивации труда, в зависимости от конечных результатов, создания условий для диких животных с учётом их биологических особенностей и потребностей, детальной проработкой конструкций загонов, клеток, помещений ферм. Обслуживает хозяйство штат в количестве 10 ед., включая администрацию, специалистов и технический персонал.

Противоположным, экстенсивным, типом ведения паркового охотничьего хозяйства является пример ООО ПХ «Нестерово» близ д. Базыкино Тверской обл. на границе с Московской. Здесь огороженная металлической сеткой площадь парка составляет 3,5 тыс. га, в том числе периметр изгороди 32 км. Парк обслуживается 7 ед. егерей-охранников, которые раз в два дня на квадроциклах объезжают периметр парка. На территории парка обитает более 250 особей кабана и 150 особей марала. Пребывание в данном хозяйстве в июне 2009 г. показало значительную концентрацию диких копытных животных, в тоже время отсутствие активных признаков деградации растительности и почвенного покрова. Благодаря значительной внутренней площади вольера, наличию больших посевных площадей занятых овсом, озимыми культурами, молодняками лиственных пород, включая осину и иву, в виде просек шириной 40-50 м, интенсивной подкормке на 7 комплексных подкормочных площадках, сооружению искусственных водопоев, включая небольшой пруд в 0,3 га, достигнуто оптимальное соотношение количества дичи по отношению к площади парка.

Информация по выбору видов животных, площадок под парки, огораживания и обустройства участка, содержания животных в вольерах, достаточно подробно приведена в монографии Данилкина А.А. Дикие копытные в охотничьем хозяйстве. Различные конструктивные особенности сооружения изгородей в парках даются в пособиях Гусева В.Г. и Коваленко Н.Е., Друри И.В. и Матюшева П.В. Практические рекомендации по повышению численности диких копытных животных, представлены в работе Дицевича Б.И. Специфика кормления диких копытных животных в зимний период содержится в статье Данилкина А.А.

Востребованность услуг по добыче животных в вольерах в настоящее время довольно высока, несмотря на неприятие отдельными охотниками, специалистами охотничьего хозяйства, охотничьими клубами данного вида добычи животных. В тоже время, охотник требует максимального приближения охоты к загонной, с использованием активной её фазы с подходом к зверю на выстрел или с использованием охотничьих собак, постепенно уходя от статического отстрела с вышек на подкормочных площадках. Не вдаваясь в полемику моральной стороны вольерной охоты, это тема для отдельной статьи, необходимо признать, что на сегодня другой альтернативы нет, поскольку угодья бедны дичью и не обеспечивают потребность охотника в достаточном её количестве. Хотим мы этого или нет, но парковое охотничье хозяйство активно развивается, пока, к сожалению, хаотически.

Признавая право на жизнь такой формы ведения охотничьего хозяйства, специалистам охотничьего хозяйства необходимо решить ряд вопросов по его развитию, включая следующие аспекты:

Объединить для начала специалистов данного направления в рабочую группу;

Подготовить методики по организации вольерных (парковых) хозяйств;

Наладить информационное обеспечение по базе данных племенных животных, наличия доступных и недорогих материалов для строительства вольеров;

Обобщить накопленный отдельными хозяйствами опыт и издать его приемлемым тиражом, выложить на охотничьих сайтах;

Урегулировать правовые вопросы, в частности устранить излишнюю опеку контрольных органов, упростить процедуру приобретения племенного материала, пересмотреть размер стоимости аренды площадей лесного фонда под организацию вольера;

Предусмотреть ряд льгот для хозяйств, занимающихся полувольным разведением и выпуском в охотугодья диких животных;

Выделить отдельную подпрограмму в рамках экологических, сельскохозяйственных программ, по развитию малого бизнеса, с целью выделения адресных долгосрочных кредитов под низкие проценты для желающих развивать охотничье фермерское хозяйство;

Провести под эгидой профильных научных организаций Всероссийскую конференцию, посвященную вопросам охотничьего фермерства (паркового разведения диких животных).

Учитывая, что главная тема XXIX Международного Конгресса биологов-охотоведов: «Охотничье хозяйство - один из важнейших инструментов сохранения животного мира» - можно констатировать, что тема паркового разведения диких копытных животных вполне соответствует данному утверждению и достойно дальнейшего обсуждения.

Ф.Ф. Абдуллин.


Полувольное содержание о разведение охотничьих животных не относится но к одному из семи видов о способов пользования животным миром, предусмотренных ст. 34 Федерального закона «О животном мире»:
1) охота;
2) рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;
3) добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;
4) использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира — почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;
5) изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурнопросветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания;
6) извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира — почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;
7) получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.
Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку в этой же статье указано, что законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут быть предусмотрены и другие виды пользования животным миром.
Тем не менее полагаем, что полувольное содержание и разведение охотничьих животных не является, по нашему мнению, видом пользования животным миром в принципе.

Указанный вывод вытекает из следующих понятий - «животный мир», «использование объектов животного мира», «среда обитания животного мира», «пользование животным миром», которые даны в ст. 1 Федерального закона «О животном мире». Эти четыре понятия в их совокупности определяют критерий пользования животным миром, который заключается в использовании диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы.

Кроме этого, пункт 10 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденного
постановлением Совета Министров РСФСР от 10.10.60 № 1548, и пункт 1 Типовых правил охоты в РСФСР, утвержденных приказом Главохоты РСФСР от 04.01.88 № 1, признают охотой выслеживание с целью добычи, преследование и саму добычу диких зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы.

Полувольное же содержание и разведение животных подразумевают неволю.

Согласно разделу А «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001, принятого и введенного в действие с 01.01.03 постановлением Госстандарта РФ от 06.11.01 № 454-ст, подгруппа 01.25.4 «Разведение оленей» и подгруппа 01.25.9 «Разведение прочих животных, не включенных в другие группировки», относятся к подклассу 01.2 «Животноводство».

При этом разведение животных предполагает их содержание.

Между тем, в ст. 2 Федерального закона «О племенном животноводстве» даны понятия как «племенному животноводству» (разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала) в селекционных целях), так и «племенному животному» (сельскохозяйственное животное, имеющее документально подтвержденное происхождение, используемое для воспроизводства определенной породы и зарегистрированное в определенном порядке), что объективно выводит диких животных из-под действия данного закона. Не зря в ст. 4 названного закона указано, что отношения в области разведения и использования диких животных регулируются иным законодательством Российской Федерации.

Попробуем разобраться, каким же законодательством регулируется вопрос разведения и использования диких животных в неволе?

Согласно пункту 1 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, охотничье хозяйство - это отрасль народного хозяйства, основной задачей которой является обеспечение потребностей государства в пушнине и другой продукции охоты. В этих целях осуществляется устройство охотничьих угодий, охрана, воспроизводство и рациональное использование запасов диких зверей и птиц.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.09.01 № 649 охотничье хозяйство отнесено к сезонной отрасли, как и виды деятельности, осуществляемые внутри нее, включая биотехнические мероприятия и дичеразведение.

Хотя термин «дичеразведение» относят в основном к содержанию, разведению и выпуску в охотничьи угодья пернатой дичи (утки, фазаны и др.), но все-таки работы по содержанию и разведению всех объектов охоты в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания допустимо поместить в рамки хозяйственной деятельности, регулируемой законодательством о животном мире.

Не зря вопрос содержания и разведения объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания затронут в ст. 26 Федерального закона «О животном мире», которая гласит, что содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания допускаются только по лицензиям специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Юридические лица и граждане, занимающиеся содержанием и разведением объектов животного мира, обязаны гуманно обращаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно-ветеринарные и зоогигиенические требования к их содержанию. Несоблюдение указанных требований влечет за собой административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а объекты животного мира подлежат конфискации в судебном порядке.

Между тем порядок получения лицензий на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания ни вышеуказанным законом, ни иными федеральными нормативными правовыми актами не установлен. Только известны органы, которые выдают эти лицензии.

Так, в соответствии с пунктом 4 и подпунктом 5.2.2 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.04 № 327, данная служба и ее территориальные органы выдают лицензии на содержание и разведение объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.

По нашему мнению, порядок выдачи лицензий, предусмотренный ст. 37 ФЗ «О животном мире» и Положением о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, утвержденным приказом Минсельхоза РФ от 26.06.00 № 569, в данном случае применяться не может.

Таким образом, заявка на получение лицензии на содержание и разведение охотничьих животных в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания должна направляться в территориальное управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в произвольной форме. Причем юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель могут и не иметь статус охотпользователя, то есть не иметь долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира в границах определенной территории.

Как образец может быть использована форма заявки, утвержденная совместным приказом Минсельхозпрода РФ и Госкомэкологии РФ от 22.06.98 № 378/400.

Одновременно следует решать вопрос с собственником или владельцем участка лесного фонда, земельного участка о его предоставлении в пользование для вышеназванных целей в определенных границах, которые должны быть указаны в заявке.

Как на практике решается этот вопрос в отношении использования участков лесного фонда, в принципе прописано в лесном законодательстве.

Названным законодательством предусмотрено два варианта полу¬чения участка лесного фонда в пользование в целях содержания и разведения животных, отнесенных к объектам охоты, в полувольных условиях. Первый вариант - для нужд охотничьего хозяйства, второй - для побочного лесопользования. При реализации обоих вариантов заявитель приобретает статус лесопользователя.

Первый вариант предпочтительнее для тех хозяйствующих субъектов, кто пользуется животным миром в целях охоты на данной территории лесного фонда на основании долгосрочной лицензии. А второй - для тех, кто охотпользователем не является.

В обоих случаях пользование участком лесного фонда оформляется в порядке, предусмотренном Положением об аренде участков лесного фонда, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.03.98 № 345. Пункт 7 названного Положения предписывает предоставлять участки лесного фонда в аренду по результатам лесных конкурсов.

Порядок организации и проведения лесных конкурсов утвержден приказом Минприроды РФ от 21.04.05 № 103.

Для потенциальных претендентов интересными представляются следующие положения указанного Порядка. Так, в пункте 19 Порядка предусмотрено, что лица, желающие участвовать в лесном конкурсе на право заключения договора аренды участка лесного фонда, представляют в конкурсную комиссию заявки с конкурсными предложениями на участие в лесном конкурсе, оформленные в установленном порядке. Заявка и конкурсные предложения должны быть подписаны заявителем на участие в лесном конкурсе либо его полномочным представителем. Подписи должны быть заверены в установленном порядке. Полномочия представителя подтверждаются прилагаемой доверенностью, оформленной в установленном порядке. К заявке, подаваемой юридическими лицами, прилагаются следующие документы:

Копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, заверенные в установленном порядке (копия паспорта для физического лица*);
копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
копия бухгалтерского баланса за отчетный период текущего года с отметкой налоговой инспекции;
документ, подтверждающий платежеспособность участника лесного конкурса;
справка из налогового органа, подтверждающая отсутствие задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей, выданная не ранее 3 месяцев до дня проведения конкурсов;
документ, подтверждающий внесение участником лесного конкурса задатка*;
справка, подтверждающая отсутствие задолженности по арендной плате по ранее заключенным договорам аренды участков лесного фонда, выданная не ранее 3 месяцев со дня проведения лесного конкурса (при наличии таких договоров)*;
справка о структуре организации, численности работников и квалификации управленческого персонала, опыте аналогичной деятельности;
справка-презентация участника лесного конкурса, включающая информацию об истории организации и сведения, подтверждающие опыт и возможности претендента по техническому и организационному обеспечению проекта*;
концепция заявителя по освоению и использованию участка лесного фонда, передаваемого в аренду*.

* - документы, необходимые для физических лиц (прим. ред.).

Заявка и опись представленных документов составляются в 2 экземплярах, один из которых остается у организатора лесного конкурса, другой - у претендента.

В пункте 20 Порядка указано, что к участию в лесном конкурсе допускаются физические лица и юридические лица, не находящиеся на стадии ликвидации или реорганизации, не имеющие текущих налоговых задолженностей, оформившие в установленном порядке заявку на участие в конкурсе, внесшие задаток и представившие организатору лесного конкурса в установленные сроки другие необходимые документы, указанные в конкурсной документации.

Участниками лесного конкурса не могут быть организации, являющиеся аффилированными лицами по отношению к организатору конкурса и сотрудникам организатора конкурса, входящим в состав конкурсной комиссии.

Заявителю может быть отказано в участии в лесном конкурсе в случае, если:

Лицо, претендующее на участие в конкурсе, не внесло задаток;
лицо, претендующее на участие в лесном конкурсе, не представило все необходимые документы в установленный срок;
лицо, претендующее на участие в лесном конкурсе, представило заведомо ложную информацию в конкурсной документации.

Подача заявки на участие в лесном конкурсе означает согласие участника с условиями лесного конкурса и принятие им этих условий.

При подаче заявки физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий личность. В случае подачи заявки представителем претендента предъявляется доверенность.

Датой открытия лесного конкурса является дата начала приема заявок с конкурсными предложениями, указанная конкурсной комиссией при публикации извещения в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации или субъектов РФ. По истечении установленного срока прием заявок прекращается.

Пункт 21 Порядка разъясняет, что участник лесного конкурса имеет право отозвать свое предложение до последнего дня приема заявок (включительно), сообщив об этом письменно организатору лесного конкурса и секретарю конкурсной комиссии. Датой отзыва является дата регистрации организатором лесного конкурса письменного обращения участника лесного конкурса в журнале приема заявок.

Для участия в лесном конкурсе претендент должен внести задаток в размере 10 процентов от начального размера арендной платы. Задаток вносится на счет организатора лесного конкурса в безналичной денежной форме.

В случае отзыва участником лесного конкурса своего предложения после истечения срока приема заявок задаток не возвращается.

Согласно пункту 27 Порядка, оценка конкурсных предложений проводится при рассмотрении конкурсных предложений конкурсной комиссией. Участники лесного конкурса или их представители не вправе присутствовать при оценке конкурсных предложений. В ходе оценки конкурсная комиссия имеет право вызвать претендентов для дачи пояснений, запрашивать у них дополнительные сведения и подтверждения.

Информация о рассмотрении и оценке конкурсных предложений имеет конфиденциальный характер и не сообщается лицам, официально не имеющим отношения к процедуре оценки.

Оценка конкурсных предложений и определение победителя лесного конкурса производятся на основании критериев, изложенных в конкурсной документации. Во внимание также могут приниматься дополнительные технические, организационные и коммерческие преимущества представленных конкурсных предложений.

В соответствии с пунктом 8 Порядка победителем признается участник лесного конкурса, конкурсные предложения которого содержат условия, соответствующие критериям, определенным конкурсной документацией, и полностью отвечают условиям лесного конкурса.

Наконец, в пунктах 33-38 Порядка описан механизм заключения договора аренды участка лесного фонда и последствия уклонения от его заключения:

Организатор лесного конкурса и победитель лесного конкурса подписывают в день заседания комиссии протокол о результатах лесного конкурса, который имеет силу договора. Победитель лесного конкурса при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток (пункт 33);
протокол о результатах лесного конкурса составляется в 2 экземплярах, один из которых передается победителю, а второй остается у организатора лесного конкурса. Протокол о результатах лесного конкурса является основанием для заключения с победителем лесного конкурса договора аренды участка лесного фонда (пункт 34);
победителю заказным письмом направляется уведомление о необходимости прибыть для заключения договора аренды участка лесного фонда (пункт 35);
договор аренды участка лесного фонда должен быть подписан победителем лесного конкурса и соответствующим лесхозом Федерального агентства лесного хозяйства или осуществляющей ведение лесного хозяйства организацией органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации (арендодателем), в течение двадцати дней или иного указанного в уведомлении срока после завершения лесного конкурса и оформления протокола о результатах лесного конкурса (пункт 36);
неявка победителя для подписания договора аренды участка лесного фонда в сроки, указанные в настоящем Порядке или в уведомлении, а также задержка оформления договора по вине победителя лесного конкурса рассматриваются как отказ от подписания договора. При наличии уважительных причин организатор лесного конкурса вправе продлить срок подписания договора (пункт 37);
в соответствии со ст. 448 Гражданского кодекса РФ в случае уклонения одной из сторон от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения (пункт 38).

Полученный таким образом в аренду участок лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства используется в соответствии с Порядком пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, утвержденным приказом Минприроды РФ от 27.07.05 № 211.

В пункте 5 названного Порядка прямо предусмотрено право лесопользователя содержать и разводить животных, отнесенных к объектам охоты, в полувольных условиях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о животном мире.

А последующие пункты указанного Порядка уточняют реализацию предоставленного права.

Так, пункт 7 гласит, что лесопользователь на участке лесного фонда, предоставленном ему в пользование для нужд охотничьего хозяйства, может содержать и разводить животных, отнесенных к объектам охоты в полувольных условиях, без дополнительного заключения договора аренды, оформления права краткосрочного пользования, лесного билета.

Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что при содержании и разведении животных, отнесенных к объектам охоты, в полувольных условиях на участках лесного фонда должны учитываться следующие требования:

На выделяемых участках лесного фонда в установленном порядке ограничиваются другие виды лесопользования, а также пребывание граждан в лесах;
участки лесного фонда должны отводиться на расстоянии не менее 1000 метров от границы населенного пункта, а также не должны пересекаться дорогами общего пользования, реками и оврагами;
огражденные территории должны быть обустроены подкормочными площадками, кормушками, укрытиями, наблюдательными вышками;
во избежание значительного повреждения древесно-кустарниковой и травянистой растительности находящимися на огражденной территории животными лесопользователь должен обеспечивать их полноценным кормлением по установленному рациону;
в огражденной территории должны проводиться профилактические мероприятия против возникновения массовых инфекционных и инвазионных заболеваний среди содержащихся животных.

Плата (ставка лесных податей) за пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства установлена приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 07.12.05 № 324 в размере 0,03 руб. за один гектар в год.

Полученный в результате конкурса в аренду участок лесного фонда для побочного лесопользования используется в соответствии с Правилами пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования, утвержденными приказом Минприроды РФ от 27.07.05 № 212. Согласно пункту 10 указанных Правил, лесопользователь обязывается содержать и разводить объекты животного мира в полувольных условиях с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о животном мире.

Ставки лесных податей за побочное лесопользование, в частности, за использование участков лесного фонда для содержания и разведения объектов животного мира в полувольных условиях установлены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 25.10.05 № 285 и колеблются для разных регионов весьма существенно.

Так, для Московской области и г. Москвы годовая ставка лесных податей для названных целей установлена в размере 100 тыс. руб. за один гектар, Ленинградской области и г. Санкт-Петербурга - 50 тыс. руб., Воронежской области - 4312 руб., Белгородской области - 500 руб., Владимирской области - 200 руб., Ярославской области - 100 руб. и, наконец, для Архангельской области и Ненецкого автономного округа - всего 10 руб.

Такая ценовая чехарда ничем не мотивирована. В примечании к названному приказу указано, что побочное лесопользование включает в себя наряду с другими и использование участков лесного фонда для содержания и разведения объектов животного мира в полувольных условиях.

Вместе с тем следует знать, что использование участков лесного фонда для устройства изгородей, размещения сторожек, вешалов, навесов и других временных сооружений, а также для содержания и разведения объектов животного мира в полувольных условиях отнесено к Перечню дополнительных видов побочного лесопользования, согласно Приложению № 1 к Правилам пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования, утвержденным вышеупомянутым приказом Минприроды РФ от 27.07.05 № 212.

Что касается установления правоотношений с собственниками земельных участков, которые не входят в лесной фонд, но которые предполагается использовать для содержания и разведения объектов животного мира в полувольных условиях, то здесь следует руководствоваться нормами земельного и гражданского законодательства. Весьма подробно основания возникновения, в частности, арендных отношений описаны в ст.ст. 22, 28, 34, 38 Земельного кодекса РФ и главе 34 «Аренда» части второй Гражданского кодекса РФ, и нет смысла здесь их цитировать. Следует лишь обратить внимание, что размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором, а согласно ст. 614 Гражданского кодекса РФ, сама арендная плата может устанавливаться в виде:

1) определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;
2) установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов;
3) предоставления арендатором определенных услуг;
4) передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;
5) возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.

Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды.

Также важно, что арендаторы земельных участков в силу ст. 388 Налогового кодекса РФ не признаются плательщиками земельного налога.

Кроме этого, всем, кто занимается или планирует содержать и разводить в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания охотничьих животных по лицензиям, выданным специально уполномоченным государственным органом в соответствии со ст. 26 Федерального закона «О животном мире», необходимо учитывать, что эти животные не являются объектом обложения сбором за пользование объектами животного мира, предусмотренным главой 25.1 Налогового кодекса РФ, так как в соответствии со ст. 333.2 указанного кодекса объектами обложения сбором за пользование объектами животного мира признаются объекты животного мира, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения). При этом под средой обитания, согласно ст. 1 Федерального закона «О животном мире», понимается природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии ес-тественной свободы.

Именно такое разъяснение дано Минфином РФ в ответах от 19.11.04 № МВ2493 и № МВ2494 на соответствующие запросы.

К этому я бы добавил информацию о праве охотпользователей пользоваться объектами животного мира, содержащимися в полувольных условиях, без каких-либо дополнительных разрешений (читай, лицензий). Но главное, чтобы по документам эти животные проходили как приобретенные для расселения на закрепленной территории, чего прямо требует абзац 3 ст. 40 Федерального закона «О животном мире».

Имеется еще несколько важных уточнений и комментариев, без которых данная статья была бы неполной.

Согласно Перечню дополнительных видов побочного лесопользования, утвержденному приказом МПР РФ от 27.07.05 № 212, к таковым относятся использование участков лесного фонда для выращивания сельскохозяйственных культур (овощных, кормовых, зерновых, технических и других), пастьба одомашненных животных (северных оленей и других), использование участков лесного фонда для устройства изгородей, снегозащитных щитов, сторожек, вешалов, навесов, сушилок, лесных складов и других временных сооружений при осуществлении лесопользования, добывании объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности, иных целей.

Так вот, по нашему мнению, все вышеперечисленные виды побочного лесопользования могут без дополнительных условий осуществляться при использовании участка лесного фонда для содержания и разведения объектов животного мира в полувольных условиях, иными словами, внутри территории огороженной вольеры, где находятся дикие животные.

Поскольку в вольерах животные находятся в неволе, то их использование не подпадает под действие ни типовых, ни региональных правил охоты, которые регулируют вопросы добывания животных, находящихся исключительно в состоянии естественной свободы. Следовательно, запреты, содержащиеся в этих правилах, по орудиям и способам охоты на территориях вольер не действуют.

В случае использования животных на территории вольеры документальное оформление такого использования осуществляется в обычном порядке, а именно должен быть составлен соответствующий акт. При этом вся продукция (мясо, шкуры, рога и др.) является собственностью охот- или лесопользователя, который вправе распорядится ею по своему усмотрению, но в случае транспортировки перевозчик должен иметь помимо акта также накладную приема-передачи либо договор купли-продажи и заверенную копию лицензии на содержание и разведение объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания. Иначе могут возникнуть проблемы с сотрудниками ГИБДД.

В заключение следует коснуться тех объектов животного мира, которые не отнесены к объектам охоты, но которые планируется содержать и разводить в полувольных условиях.

Уполномоченным в этой сфере органом определена Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Согласно пункту 5.3.4 Положения об этой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.04 № 400, служба выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на содержание и разведение в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства.

Поэтому по указанному вопросу заинтересованным лицам следует обращаться в территориальные органы Росприроднадзора.

Напечатано по материалам журнала «Сафари» №4 2006 год.

Отлов, транспортировка, выпуск в вольеру, передержка и содержание диких копытных животных (косуля, пятнистый олень) в полувольных условиях на территориях охотничьих хозяйств военно-охотничьего общества в Московской области, последующий выпуск животных в угодья. Организация и проведение охранных, ветеринарных и биотехнических мероприятий, направленных на увеличение численности завезенных животных и их дальнейшее расселение в охотничьих хозяйствах Московской области и других регионах. Организация качественных охот на ограниченных участках в местах полувольного содержания животных. Вольерное содержание копытных животных является наиболее перспективным методом ведения охотничьего хозяйства в условиях урбанизированных ландшафтов и высокой плотности населения.
Создание на базе вольеров сафари – парков и организация в них экскурсий.

Цели

  1. Замещение в охотничьих угодьях Московской области кабана косулей и пятнистым оленем с целью снижения угрозы распространения АЧС на территории Московской области и близлежащих регионов
  2. Увеличение численности охотничьих копытных животных за счет содержания последних в полувольных условиях, повышение экономической составляющей охотничьего хозяйства, удовлетворение растущего спроса охотников Москвы и Московской области, в том числе за счет организации трофейных охот. Расселение косули и пятнистого оленя в охотничьи хозяйства Московской области и другие области Центрального региона
  3. Создание сафари-парков в местах полувольного содержания охотничьих копытных животных с целью обеспечения активного отдыха и досуга в виде экскурсий с познавательными и просветительскими задачами, воспитание у молодежи бережного отношения к природе. Решение социальных задач по льготному обслуживанию целевых групп проекта.

Задачи

  1. 1. Создание и обустройство вольеров для содержания и разведения охотничьих видов копытных животных в охотничьих хозяйствах Военно-охотничьего общества в Московской области
  2. 2. Отлов, транспортировка и выпуск в вольеры косули и пятнистого оленя с целью дальнейшего их использования в рамках проекта

Обоснование социальной значимости

Проект служит целям реализации распоряжения правительства РФ от 30.09.2016 №2048-р по снижению угрозы распространения африканской чумы свиней (АЧС) на территории Московской области путем замещения кабана альтернативными видами копытных животных. Данная мера служит защитой популяций кабана на свободных от АЧС территориях, обеспечивает продовольственную безопасность населения.
Проект предусматривает насыщение угодий Московской области ценными видами охотничьих копытных животных и направлен на сохранение и расширение ресурсного потенциала охотничьих хозяйств области взамен утраченного ресурса (кабана). Проект направлен на обеспечение интересов охотников Москвы и Московской области, популяризации охоты как вида спорта и досуга. Создание на базе вольеров сафари-парков будет способствовать вовлечению населения в активный отдых, формирования у молодежи бережного отношения к природе, а также служить познавательным и просветительским целям.

География проекта

Московская область, охотничьи хозяйства Центрального совета военно-охотничьего общества; «Воинское» (Одинцовский и Наро – Фоминский районы), «Бронницкое» (Раменский район), «Румянцевское» (Истринский, Волоколамский, Рузский районы), «Лотошинское» (Лотошинский район).

В начале девяностых в нашей стране коренным образом изменилась экономика и все содержание жизни. Появились новые возможности для предпринимательства, в том числе в области охоты и охотничьего хозяйства.

Часть первая.

В начале девяностых в нашей стране коренным образом изменилась экономика и все содержание жизни. Появились новые возможности для предпринимательства, в том числе
в области охоты и охотничьего хозяйства. Кроме того, стали несравненно более доступными охоты в других странах. Понятно, что для приезжающих охотников это удовольствие платное, а для принимающей стороны - сложный, но достаточно эффективный бизнес. Более того, опыт стран, в которых он давно и хорошо развит, показывает, что охотничья индустрия более выгодна по сравнению с традиционным сельским хозяйством.

В ряде африканских стран существенно снижают интенсивность лесодобычи для сохранения лесов как среды обитания охотничьих животных. Во время зарубежных охот (особенно первых) большинство наших соотечественников испытывают серьезные потрясения. Ясно, что в Африке море невиданных животных, но это ожидаемо и общеизвестно. Однако, когда в европейских странах - Испании, Швеции, Австрии, Хорватии, Польше, Словакии и др. - добываешь за один день десятки копытных и сотни охотничьих птиц, начинаешь серьезно думать, как им это удается.
Наверное, все наслышаны об испанских монтереях, во время которых за один большой загон добывают около сотни (!) животных: европейских благородных оленей, ланей, муфлонов и кабанов. Эти охоты проводятся с соблюдением традиционных ритуалов - с кострами, музыкальным сопровождением и прочим. Праздничный ужин тоже непременная часть ритуала.

Как правило, участникам охот предлагают поохотиться загоном на красных куропаток. От такого приглашения никто не отказывается. Обычно в распоряжение каждого гостя дают два одинаковых дробовых ружья, пятьсот патронов и секретаря - заряжающего.
С началом загона куропатки идут нарастающим валом. Секретари временами едва успевают перезаряжать ружья. У соотечественников, непривычных к такому обилию дичи, просто «едет крыша». Разве когда-нибудь у себя мы можем добыть за пару часов несколько сот голов дичи?!
Вспоминаются невероятно результативные охоты на копытных в частных хозяйствах Швеции («РОГ» № 51, 2011). На площади менее трех тысяч гектаров, без каких бы то ни было заграждений, держались сотни копытных. При очень жестких ограничениях пола и возраста животных каждого вида, разрешенных к добыче, в каждой охоте брали не менее двадцати копытных животных разных видов (лосей, европейских благородных оленей, ланей, косуль, кабанов).
Такое количество зверя на сравнительно небольших площадях удается выращивать и удерживать благодаря качественной и разнообразной подкормке. Кроме обилия зверей, шведские охоты потрясают наличием в угодьях очень хороших дорог и техническим обеспечением. Здесь и радиосвязь для всех участников охоты (включая собак), и автотранспорт, включая специальный, с лебедками для вытаскивания добытых зверей из труднодоступных мест, и машины с теплыми будками для перевозки собак, и автомобили, на которых развозят стрелков по полувышкам перед началом охоты и собирают после. Количество обслуживающего персонала значительно превосходит число охотников. На базах, где принимают охотников, обеспечиваются безукоризненные бытовые условия и совершенно роскошное питание и сервис.
Яркие впечатления остались от охоты на красных куропаток и фазанов в угодьях компании «Монтефельтро» в северной части Италии. Каждому из пятнадцати охотников дали по паре ружей и одного секретаря (помощника), который их заряжал. Загона было три. Каждый охотник сделал примерно 200 выстрелов. Понятно, что эффективность стрельбы главным образом определялась стрелковым мастерством гостей. Лет птицы был такой интенсивный, что к стволам ружей было невозможно прикоснуться, а секретари не всегда успевали заряжать. Общая обстановка охоты вызывала необычайный азарт даже у видавших виды охотников. Традиционная выкладка дичи, а затем роскошный ужин с организаторами охоты были замечательным завершением этого редкостного праздника.
Невозможно забыть и захватывающие охоты в Германии, когда добывали по четыре десятка животных в одном загоне.
Эти потрясающие охоты заставляют задуматься над важным вопросом: как удается небольшим индустриально развитым странам с высокой плотностью населения принимать ежегодно десятки тысяч иностранных любителей охоты? Хорошо развитая сфера обслуживания «дорогих» охотников обеспечивает фантастически интересные и очень насыщенные охоты. Их организаторам удается превращать каждую охоту в незабываемый праздник, окрашенный национальным колоритом. За счет чего удается обеспечить их всех сказочно добычливой охотой? Ответ лежит на поверхности. Охотничьи хозяйства занимаются выращиванием диких животных (копытных и птиц), предназначенных для охоты так, как это делают крестьяне-животноводы. По мере достижения необходимых кондиций животные поступают «на реализацию» - выпускаются в охотничьи угодья.

Характерно, что формы содержания охотничьих и обычных домашних животных практически полностью совпадают. Этих основных форм по сути три: вольерное, полувольное и вольное. Птиц - уток, куропаток, фазанов - разводят почти всегда в вольерах. Однако туда они попадают не сразу. Обычно все начинается с современных больших инкубаторов, которые используются на птицефабриках. В больших европейских хозяйствах выводят по несколько десятков тысяч голов птиц в год. После инкубатора птенцов содержат в помещениях со специальными условиями. Для питания молодняка приготавливаются специальные корма. Примерно трехнедельные цыплята переводятся в открытые вольеры. Высокая концентрация птицы требует внимательного ветеринарного наблюдения и периодической вакцинации, поскольку в таких условиях очень высоки шансы потерять поголовье от эпизоотии. Кроме того, подрастающих птиц нужно принудительно заставлять двигаться - сначала бегать, а затем летать. Есть еще целый ряд специфических проблем. Например, по мере взросления петушки-фазаны становятся настолько драчливыми, что могут забить соперника до смерти. Для предотвращения драк на них надевают специальные «очки».
В закрытых вольерах издавна выращивают и копытных. Первые «вольеры» для диких животных человек начал строить, вероятно, еще во времена неолита. Все цивилизации древнего мира, о которых нам хоть что-нибудь известно, были связаны с охотой и содержанием в неволе диких животных. В западноевропейских странах вольерное содержание охотничьих животных бурно развивалось с начала XVI века.

В «РОГ» № 49 в статье А. Тихонова «Особенности национальной охоты» затронуты вопросы, связанные с содержанием охотничьих животных в полувольных условиях, и подробно описаны ужасы использования этих животных в целях охоты.

Все оценки автора отражают его личное мнение по этому вопросу и наводят на мысль поверхностного понимания сущности затронутой темы. Автор в своей статье даже попытался совместить два способа, позволяющие повысить эффективность использования некоторых видов охотничьих животных и птиц, подразумевая дичеразведение и полувольное содержание охотничьих животных как одно целое. Это далеко не так. Вспомнив времена СССР и дичеразведение того времени, нужно признать тот факт, что и с того времени можно привести массу примеров, когда стреляли бычков, лошадей, охотничьих собак и т.д. Увязывать проблемы морали и полувольного содержания просто неуместно. Нисколько не защищая нынешних «стрелков», охотниками их язык не поворачивается называть, я все-таки позволю себе отчасти встать на позицию понимания логики некоторых егерей. Если этот егерь все лето выращивал за околицей бычка, а осенью пришла пора его резать и продавать мясо, то почему его не предложить приезжему охотнику. Тем более, если он платит две цены за этого бычка. Это личное дело этого егеря и охотника, к процессу охоты это не имеет никакого отношения. Автором такие факты приведены специально, чтобы провести одну параллель между этим бычком и дикими животными, выращенными в полувольных условиях. Так ли это?

В принятом в 1995 г. ФЗ «О животном мире» впервые введены такие понятия, как долгосрочное лицензирование и полувольное содержание охотничьих животных. Чиновникам понадобилось шесть лет, для того чтобы разработать положение о порядке выдачи охотпользователям долгосрочных лицензий. Что касается выдачи лицензий на полувольное содержание охотничьих животных, то воз и ныне там. Более 13 лет в этом вопросе нет никаких сдвигов. В каждом субъекте РФ этот вопрос понимают по-своему, отсюда вытекают различные домыслы и необоснованные запреты со стороны чиновников от охоты. В одних субъектах выдают разрешение на полувольное содержание на 10 лет и только после прохождения платной государственной экологической экспертизы, в других – без экспертизы, но на пять лет. В Московской области, например, разрешение выдают только на один год. Обычно в конце года подается заявка на переоформление разрешения, до марта она рассматривается, в апреле выдается, а в ноябре пишется уже новая заявка. И так каждый год. Притом нет никакой уверенности в завтрашнем дне, вдруг чиновники не захотят продлевать разрешение.

Лукавит автор, когда со своей позиции излагает порядок использования выращенных в полувольных условиях животных. Статья 40 ФЗ «О животном мире» разрешает пользователям использование закупленного за собственные средства поголовья животных и их приплода без специального разрешения и без ограничения по срокам. Автор же утверждает, что этот закон «ориентировал на содержание животных, для их расселения». Откуда такие выводы?

Давайте представим пользователя, вырастившего до годовалого возраста, к примеру, 100 кабанов. Исходя из логики автора, зверей перед сезоном охоты пользователь должен выпустить в близлежащие угодья. Не считаясь ни с какими затратами, он это сделает. Каким образом можно определить, какой кабан в лесу теперь государственный, а какой пользователя? Учитывая взаимоотношения пользователей и охотуправлений, можно надеяться, что 10–15 лицензий на кабана пользователь, может, и получит. А как же тогда «без специального разрешения»?

Отдельно хочется остановиться на экономической стороне полувольного содержания. Рентабельные размеры питомника для полувольного содержания от 30 до 3000 га. Зная стоимость одной сотки земли в Московской области, можно подсчитать, во сколько обойдется аренда или выкуп такой площади для питомника. Это вопрос, в который сразу упираются охотпользователи. Без помощи государства в этом вопросе даже энтузиасты вынуждены будут оставить это направление деятельности. Если все-таки охотпользователю удалось договориться о нужном участке угодий, встает вопрос его полного огораживания металлической сеткой высотой не менее 2,5 м. Цену погонного метра металлической сетки из проволоки не менее 4 мм в магазинах видели все. Далее согласование деятельности питомника со всеми необходимыми службами. Сколько сил и времени нужно для этого в нашей стране, знает каждый. Добрались и до вопроса приобретения маточного поголовья животных. Средняя цена годовалого поросенка 12–15 тысяч рублей, олененка – 20–25 тысяч. Взрослые животные плохо переносят транспортировку и стоят в три раза дороже молодняка. Год-два придется потратить на выращивание молодняка и получение первого приплода.

Приобретение доброкачественных кормов и кормление в течение всего года тоже удовольствие не из дешевых. Без регулярных ветеринарно-профилактических мероприятий тоже не обойтись. Как видим, полувольное содержание охотничьих животных – дорогое удовольствие. Этим под силу заниматься только экономически стабильным охотпользователям или с привлечением средств целевого финансирования со стороны государства. Решить такой вопрос могут и крупные областные объединения охотников, поставив целью ежегодное создание питомника в одном из охотхозяйств. Создание питомника в следующем хозяйстве будет дешевле, так как можно будет обойтись своим племенным поголовьем. В многовидовом питомнике (кабан, косуля, олень) площадью 600–1500 га при хорошем кормлении можно содержать маточное поголовье около 90–350 голов, ежегодно используя несколько сотен сеголеток и несколько десятков трофейных животных. Только один правильно организованный питомник позволит добывать такое количество зверей, сколько не добывается всеми охотпользователями на территории любого субъекта РФ.

Остановимся и на самом процессе отстрела животных в питомнике. Расположенные в отдаленных углах питомника вышки позволяют проводить это точно так же, как и в обычных угодьях. Живущие в питомнике животные так же боятся человека, ведут себя осторожно при выходе на подкормочную площадку. Удовлетворить спрос охотников так называемой «дикой» охотой в полном объеме вряд ли уже будет под силу, тем более в таких густонаселенных областях, как Московская.

Отдельно можно остановиться на формах проведения в Московской области охоты на выращенного фазана. Биология этой птицы такова, что самостоятельно выжить в условиях средней полосы эта птица не может. У нас, к сожалению, не юг России, о котором пишет автор. Фазан погибает в период многоснежья от холода и голода, а также от многочисленных пернатых и четвероногих хищников. Но это не значит, что подмосковные охотники должны быть лишены возможности добыть эту птицу. Я знаю по крайней мере несколько хозяйств, где фазан заранее выпускается в угодья, а потом на него проводится загонная охота и охота с собаками. Не нравится метод проведения охоты в одном хозяйстве, езжайте в другое. И только благодаря энтузиастам этого направления в Московской области добывается к столу охотников несколько десятков тысяч охотничьих фазанов. Разве это плохо?

Не понаслышке зная все проблемы и вопросы, связанные с полувольным содержанием охотничьих животных, можно сказать, что любой охотпользователь заинтересован в ежегодном выпуске определенного количества выращенных животных и в близлежащие угодья. Это касается в первую очередь кабана. Опыт выпуска даже большого количества пятнистых оленей показал их большую уязвимость перед хищниками, в основном бродячими собаками. За несколько лет из 120 голов выпущенных оленей сохранились единицы. Зафиксированы случаи гибели от собак в марте месяце сразу 12 особей. Выпуск этих животных в дикую природу нецелесообразен, использование может быть рентабельным только в огороженном питомнике.

Теперь об опыте полувольного содержания и использования охотничьих животных в других странах мира. И в западных странах, и в США, и даже в Африке широко практикуется полувольное содержание различных видов охотничьих животных. Огороженные территории составляют иногда несколько десятков тысяч га, особенно в африканских странах. Российские любители сафари именно на таких ранчо и добывают свою африканскую пятерку. Некоторые из ранчо ориентированы только на антилоп. Это направление охотничьего хозяйства должно всемерно поддерживаться и в России, так оно позволит в разы поднять численность основных охотничьих видов животных не только в самих питомниках, но и на всем пространстве нашей великой Родины. В период всемирного кризиса это поможет не только сохранить зарплату и рабочие места работникам хозяйств, но и отчасти решить проблему продовольствия – в виде диетического мяса.