Пункт назначения. Сын президента татарстана, разбившийся в казани, запретил беременной жене лететь с ним Вся королевская рать

Такое впечатление, будто России не хватает собственной организованной преступности: как показали первые результаты расследования недавней авиационной трагедии, в РФ надежно прописались бандиты из бывших «братских» стран, в частности, Болгарии. Болгарский криминалитет по своему составу близок российскому. Его костяк составляют оставшиеся без работы сотрудники спецслужб и владельцы спортивных школ. Только в Болгарии этим людям негде развернуться, поэтому им и приходится искать выход на представителей высшего звена руководства большой славянской страны...

В воскресенье в Казани разбился «Боинг» авиакомпании «Татарстан» . В катастрофе погибли 50 человек, включая сына президента Татарстана Ирека Минниханова и руководителя республиканского УФСБ Александра Антонова. По факту крушения самолета СК России возбудил уголовное дело, а в авиакомпании «Татарстан», как сообщали РИА Новости, прошла выемка документов: следователи выясняют, каким образом эксплуатировался и обслуживался самолет и как он попал в татарскую авиакомпанию.

В понедельник болгарский центр журналистов-расследователей Bivol сообщил, что упавший в Казани «Боинг» был связан со структурами одной из самых влиятельных группировок Болгарии , которые к тому же являлись и совладельцами авиакомпании «Татарстан». «Новая газета» совместно с Международным центром по изучению коррупции и организованной преступности (OCCRP) решили проверить историю и владельцев упавшего самолета.

Откуда самолет

Авиакомпания «Татарстан» начала эксплуатацию «Боингов» в 2008 году на условиях операционного лизинга. Как говорится в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности авиакомпании за 2008 год, договоры операционного лизинга были заключены с болгарской Bulgaria Air. Лизинг самолетов был началом масштабного сотрудничества болгарских инвесторов с татарским авиаперевозчиком.

В конце марта 2008 года исполнительный директор болгарского холдинга «Химимпорт» (куда входит Bulgaria Air) Иво Каменов (на фото) встретился с президентом Республики Татарстан Минтимером Шаймиевым . По окончании встречи Каменов сообщил СМИ, что достигнута договоренность об инвестициях в 70 млн долларов со стороны болгарского холдинга в реконструкцию аэропорта «Казань» и обновление парка самолетов авиакомпании «Татарстан». На встрече М.Шаймиев отметил, что в Татарстане успешно реализуются многие проекты, но одной из нерешенных проблем пока остается сфера обслуживания авиапассажиров. "Идет рост количества перевозимых пассажиров, все больше туристов посещает республику. Мы не успеваем за этим процессом. У нас есть необходимость подтянуть эту (авиационную) сферу. Это неотложная задача", - отметил президент Татарстана. «В части авиакомпании наши обязательства состоят в том, чтобы за один год поменять старую советскую технику на новую. Минимум десять самолетов Boeing за один год», - сказал Иво Каменов (цитата по журналу «Эксперт»).

Однако вместо новой техники авиакомпания «Татарстан» получила от болгарских инвесторов «Боинги», эксплуатировавшиеся уже много лет (разбившемуся в Казани самолету было 23 года).

Поставленные «Боинги» почти сразу стали причиной недовольства профсоюзов авиакомпании «Татарстан». В марте 2009 года деловая электронная газета Татарстана «Бизнес Online» опубликовала открытое письмо профсоюзов к президенту республики Минтимеру Шаймиеву, в котором описывались проблемы авиакомпании. «Одним из главных источников финансовых проблем экономисты компании называют необходимость производить лизинговые отчисления за взятые у болгарской компании «Химимпорт» самолеты «Боинг-737». По условиям договора плата составляет порядка $150–160 тыс. в месяц и порядка $100 тыс. за запчасти . То есть для того, чтобы самолет не приносил убытков компании, он должен летать с пассажирами не менее 250 часов в месяц», - говорилось в письме.

Примерные цифры, озвученные профсоюзами, подтверждаются отчетностью болгарского холдинга «Химимпорт»: по данным на 2009 год, лизинг упавшего в Казани самолета обходился авиакомпании «Татарстан» в 140 тыс. долларов в месяц. Однако срок действия договора лизинга, согласно отчетности «Химимпорта», истекал в марте 2013 года. В авиакомпании «Татарстан» «Новой газете» подтвердили, что отношения с Bulgaria Air были прекращены в марте 2013 года, однако назвать нового лизингодателя отказались.

Представитель Bulgaria Air Румяна Желева также сообщила, что договор лизинга истек в марте 2013 года, и предположила, что новым лизингодателем по договору с авиакомпанией «Татарстан» могла стать компания Ansett Worldwide Aviation Ireland Ltd (британский офшор - изначальный владелец самолета).

На протяжении нескольких лет структуры, связанные с холдингом «Химимпорт», оставались и совладельцами авиакомпании «Татарстан». Компании болгарского холдинга контролировали 50% в ЗАО «Тат-Аэро», которое, в свою очередь, владело авиакомпанией «Татарстан». Однако в декабре 2012 года авиакомпания «Татарстан» выкупила долю болгарских инвесторов в ЗАО «Тат-Аэро» за 363 млн рублей (данные из отчетности авиакомпании за 2012 год).

Румяна Желева также сообщила, что с декабря 2011 года «управление предприятием эффективно перешло в руки нового руководства, определенного со стороны Республики Татарстан, и будущего местного акционера». Желева заметила, что упавший в Казани «Боинг» эксплуатировался в Болгарии около восьми месяцев в 2008 году, и проблем с данным самолетом не было. «Здесь, в Болгарии, все мы - авиаспециалисты - шокированы случившимся и глубоко соболезнуем родным и близким погибших в авиакатастрофе; чувствуем себя сопричастными горю наших коллег и друзей», - говорит Желева.

Иво Каменов и «Химимпорт»


Иво Каменов, ключевой совладелец холдинга «Химимпорт», - достаточно известный человек не только в Болгарии, но и в мире. В рейтинге «100 самых богатых болгарина» газеты «Пари» он занимает третье место с капиталом в 296 млн. лева (200 млн долларов). О бизнесе Каменова и его партнеров подробно писали не только болгарские СМИ, но и американские дипломаты в секретных депешах, опубликованных WikiLeaks . «Восходящая звезда болгарской организованной преступности», - так называли американские дипломаты основанную в Варне группировку «ТИМ», которая, как писали дипломаты, получила свое название по именам трех лидеров: Тихомира Иванова, Иво Каменова и Марина Великова.

«Как считается, группировка была основана в Варне в 1993 году примерно десятью бывшими морпехами, которые служили в элитном военном подразделении, до того как их распустили в начале 90-х... Как организованная преступная группа, «ТИМ» вовлечена во множество видов криминальной деятельности: похищения и вымогательства, организация проституции, игорного бизнеса, трафика наркотиков и угнанных автомобилей», - говорилось в депешах, опубликованных WikiLeaks.

По данным американских дипломатов, «ТИМ» якобы начинала свою деятельность с выбивания долгов и предоставления охранных услуг в Варне, где проживает много русскоязычного населения, поэтому у «ТИМ» были налажены хорошие связи и с представителями российской организованной преступности.

Бизнес постепенно рос, и вскоре Каменов и партнеры стали совладельцами множества активов в Болгарии и других странах. «Через свою торговую компанию «Химимпорт» группировка имеет значительную долю на рынке производства и торговли удобрениями, нефтепродуктами и химическими веществами. Покупка «ТИМ» Центрального кооперативного банка (ЦКБ), наиболее крупного приобретения группы на сегодняшний день, также осуществлялась через «Химимпорт», - говорилось в депешах WikiLeaks.

В холдинге «Химимпорт» эти сообщения предпочли не комментировать. Румяна Желева лишь сообщила «Новой газете»: «С учетом серьезности причин нашего общения и относясь с уважением к вашему изданию, мы предпочитаем воздержаться от обсуждения некоторых свободных публикаций в интернет-пространстве».

Связи в России

У авторитетного болгарского бизнесмена Иво Каменова, похоже, есть влиятельные партнеры в России. Как сообщил болгарский центр журналистов-расследователей Bivol, Иво Каменов якобы находится в дружеских отношениях с зампредом правительства России, бывшим министром природных ресурсов и помощником президента России Юрием Трутневым. Трутнев, как и Каменов, увлекается боевыми искусствами : Трутнев возглавляет президентский совет Ассоциации кёкусинкай России, а Каменов - болгарскую федерацию кёкусинкай карате. Однако помимо спортивных, их семьи могут связывать и совместные бизнес-интересы. В частности, сын зампреда правительства Дмитрий Трутнев представлен во многих компаниях, принадлежащих холдингу «Химимпорт».

С 2007 года по настоящее время Дмитрий Трутнев трудится финансовым советником в болгарском Центральном кооперативном банке (о нем, как о самом крупном приобретении «группы «ТИМ», писали американские дипломаты), конечными владельцами которого через промежуточные структуры являются Иво Каменов и его компания «Химимпорт».

Болгарский Центральный кооперативный банк, в свою очередь, владеет 56% в казанском ТатИнвестБанке, где Дмитрий Трутнев входит в совет директоров.

Помимо этого, у болгарского холдинга «Химимпорт» есть другой важный актив в Татарстане - страховая компания «Итиль», в которой Трутнев-младший также состоит в совете директоров.

Дмитрий Трутнев пока не ответил на вопросы журналистов, переданные через сотрудников ТатИнвестБанка.

Золотая молодежь в небе над Казанью

Катастрофа Boeing - это логическое последствие "Раз приносят, как не взять?" Минниханова

На днях должны пройти похороны старшего сына президента Татарстана Ирека Минниханова, который погиб в авиакатастрофе под Казанью. Как обычно, выясняется, что трагедии можно было избежать. Вроде бы этот рейс должен был совершать другой самолет, а Boeing лететь в Сочи, но в последний момент, узнав, что на лайнере полетят сын президента и глава ФСБ, борт поменяли на более вместительный, с салоном бизнес-класса. Аэропорт Казани отказывался заправлять самолеты авиакомпании «Татарстан», пока она не погасит долги, и поэтому самолеты всегда прилетали с полными баками топлива, которого бы хватило на обратную дорогу. Этим объясняется такое долгое тушение упавшего лайнера. Компания давно находилась в плачевном финансовом состоянии, об этом Slon подробно писал. Если бы у авиакомпании были деньги, то она бы не переучивала в пилоты вышедших на пенсию бортинженера и штурмана, которые почему-то оказались в одной кабине.

Невозможно представить, какой сейчас внутренний диалог ведет с собой Рустам Минниханов. Вспоминает ли он интервью, которое дал пару лет назад Forbes, где он рассказывал, что с коррупцией бороться бессмысленно: «Раз приносят, как не взять?» Вспоминает ли он своего старого знакомого, который попросил куда-нибудь трудоустроить своего сына? Что он думает о нынешнем полпреде на Дальнем Востоке Юрии Трутневе?

Биография Ирека Минниханова описывается просто: 23 года, учился в Швейцарии, где познакомился с будущей женой - француженкой Антонией. Работал в банке «Ак Барс», аффилированном с властями Татарстана. По рассказам близких, был очень скромным. Увлекался автогонками. Из автомобилей предпочитал Porsche Panamera.

Гендиректор авиакомпании «Татарстан» Аксан Гиниатуллин если и не был лично знаком с Иреком, то мог хорошо представить его пожелания, когда принимал решение заменить небольшой самолет на более комфортный. Сразу после катастрофы авиакомпания поспешила удалить с сайта биографию 34-летнего гендиректора. Те, кто это делал, резонно испугались обвинений в юном возрасте топ-менеджера и отсутствии большого опыта в авиации. Я не уверен, что хороший директор должен обязательно пахнуть керосином и иметь слуховой аппарат. Меня скорее пугает похожесть биографий Аксана и Ирека.

Гиниатуллин родился в 1977 году, в семье министра мелиорации и водного хозяйства, а затем вице-премьера Узбекистана Рима Гиниатуллина, которого официально называют «татарским мыслителем евразийского масштаба». В 1999 году Аксан окончил Ташкентский институт ирригации и мелиорации сельского хозяйства. Отец, возглавлявший тогда международный фонд спасения Аральского моря, который финансировался Всемирным банком, пригласил сына на должность помощника технического директора. Лучше всего о работе фонда рассказал его бывший сотрудник, канадский эколог Роб Фергюсон, который в 2005 году написал книгу «Дьявол и исчезающее море» («The Devil and the Disappearing Sea»). Дьявол в представлении Фергюсона - это Рим Гиниатуллин. Канадец описывает его так: «Он не имеет никакого интереса в сохранении Аральского моря. Он хочет денег, чтобы держать своих детей в американских университетах». В контексте Узбекистана это звучит смешно, но после выхода книги разгорелся скандал: Всемирный банк отказался дальше финансировать проект, а Рим потерял кресло в правительстве, ушел на пенсию и возглавил Совет старейшин татар Узбекистана.

К этому времени Аксан окончил двухлетние курсы MBA в американском Fordham University. В официальной биографии Аксана сказано, что с 1998 по 2009 год он был «генеральным менеджером крупных североамериканских компаний (США, Канада)», в которых он получил управленческий опыт. В базах данных имя Аксана Гиниатуллина упоминается только один раз: он возглавлял канадскую компанию Ehorus Incorporated, которая выполняла функции канадского трейдера татарского химического холдинга ТАИФ. Вероятно, этот пост Аксан занял по протекции отца, который был хорошо знаком с тогдашним президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым и его правой рукой - председателем правительства Рустамом Миннихановым. Это вполне в татарских традициях. Например, сын Шаймиева - Радик , трудится членом совета директоров ТАИФ, а Ирек Минниханов работал в другой корпорации, близкой к властям Татарстана, - «Ак Барс». Другое дело, что никто не задумывается о последствиях решений, которые будет принимать золотая молодежь. В частных компаниях это выясняется быстрее. Младший брат Аксана - Искандер Гиниатуллин тоже получил образование в США и возглавил компанию «Система Телеком». Этой «дочке» холдинга АФК «Система» принадлежат права на «яичные бренды» всех телекоммуникационных активов холдинга (МТС, «Комстар» и другие). Бизнес не пыльный - компании тратят деньги на рекламу и продвижение брендов, а еще ежегодно перечисляют за пользование брендом десятки миллионов долларов «Системе-Телеком». Одним из проектов Искандера была продажа оператору сотовой связи МТС ее же бренда за 438 млн долларов. Миноритарии были в шоке, независимые директора возмутились, Искандер подал в отставку и организовал собственный бизнес по продаже торгового оборудования из Южной Кореи.

В 2009 году, переехав в Россию, Аксан тоже устроился в «Ак Барс», где стал советником гендиректора холдинга «Ак Барс», второй корпорации, близкой к властям Татарстана. В холдинге он курировал проект покупки шести канадских лайнеров Bombardier CRJ-200 для авиакомпании «Ак Барс Аэро». У него уже был опыт подобных сделок. В 2007 году он помог авиакомпании «Татарстан» купить два самолета Bombardier CRJ900 на 86 мест за $24 млн каждый. Но в России на эти машины не удалось получить сертификат летной годности, поэтому через год простоя их сдали в аренду в ОАЭ. В этом недоразумении стоимостью почти $50 млн виноват скорее не Аксан, а прежнее руководство авиакомпании.

Авиакомпании «Татарстан» и аэропорту Казани давно пытались найти инвестора. До 2008 года ею управлял местный предприниматель Маннаф Сагдиев, который сбежал от кредиторов после финансового кризиса. Ситуация была критической - через несколько лет в Казани должна пройти Универсиада. Выход предложил бывший министр природных ресурсов России Юрий Трутнев, который был куратором Универсиады со стороны федеральных властей. Трутнев увлекается восточными единоборствами и возглавляет Федерацию киокушинкай каратэ России. На одном из соревнований он познакомился с главой Болгарской федерации киокушинкай каратэ, одним из самых богатых бизнесменов Болгарии Иво Каменовым. Его холдинг «Химимпорт» владеет национальным авиаперевозчиком Bulgaria Air, несколькими крупными аэропортами, банками и страховыми компаниями Болгарии. Капитализация холдинга оценивается в 2,5 млрд долларов, а входящие в него компании производят 5% ВВП Болгарии.

Правда, в стране этот холдинг более известен под названием TIM. Точно так же в 1990-х годах называлась одна из крупнейших криминальных группировок Болгарии. В 2011 году журналистка Невяна Троянска написала книгу «ТИМ - команда, которая взяла Болгарию», в которой рассказывается история восхождения криминальной группировки к вершинам бизнеса. Вряд ли этого не знал Юрий Трутнев.

В одном из интервью Трутнев философски рассуждал, что «дети министров должны чем-то заниматься. Старший сын взрослый, и волен заниматься чем угодно. Хотя если он будет что-то делать в сфере недропользования, то мне, наверное, будет очень стыдно». Чтобы не расстраивать отца до 2007 года, Дмитрий Трутнев был совладельцем одной из крупнейших парфюмерных сетей на Урале «Практическая магия». А после знакомства отца с Иво Каменовым возглавил экспансию авторитетных предпринимателей в Россию, заняв пост консультанта Центрального коммерческого банка, принадлежащего «Химимпорту».

Рустам Минниханов согласился передать «Химимпорту» акции аэропорта Казани и авиакомпании «Татарстан», которые нуждались в инвестициях и обновлении парка самолетов. Бизнес-схема болгар была проста: они отказались от закупки «Татарстаном» новых Aerobus. Вместо этого принадлежащая им компания Bulgaria Air купила четыре старых Boieng, самому молодому из которых было больше 15 лет, и сразу же передала их в субаренду авиакомпании «Татарстан». В годовой отчетности авиакомпании сказано, что аренда каждого из самолетов обходилась в $165 тысяч. Эксперты отмечают, что в тот момент лизинг подобного самолета мог обойтись примерно в $100 тысяч. Помимо этого, старые самолеты нуждались в постоянном техобслуживании, которое, по условиям договора, могло проводиться только в Болгарии, на это уходило еще в среднем $100 тысяч в месяц. Таким образом, каждый Boieng обходился «Татарстану» в $265 тысяч вместо $100 тысяч.

Деньги на обновление парка авиакомпании предоставили болгарские «инвесторы», но в кредит и вполне по рыночным ставкам, 11,5–12% годовых. Также «Химимпорт» приобрел небольшой «Татинвестбанк», который стал обслуживать авиакомпанию и страховую компанию «Итиль», бизнес которой резко пошел в гору после того, как в ней были застрахованы самолеты, пассажиры авиакомпании «Татарстан» и имущество аэропорта Казани. Дмитрий Трутнев до сих пор является членом совета директоров «Татинвестбанка» и компании «Итиль».

С аэропортом были использованы похожие схемы. Болгары оказывали консультационные услуги и не хотели входить в уставной капитал, но охотно выдавали кабальные кредиты на реконструкцию аэропорта. Терпение властей Татарстана лопнуло за полтора года до начала Универсиады, когда болгары пригласили для реконструкции аэропорта собственную строительную компанию, предложившую властям республики смету, в которой стоимость работ была завышена в несколько раз.

Аксану Гиниатуллину досталось непростое хозяйство. У авиакомпании было несколько миллиардов рублей долгов, кабальные соглашения по лизингу старых самолетов и болгары, которые не хотели прощаться со своими активами в Татарстане, бывшими для них прекрасной «дойной коровой». Гиниатуллин по восточной традиции окружил себя преданными людьми. Коммерческим директором авиакомпании стал его школьный приятель из Узбекистана Артур Насрутдинов, который прежде работал в авиакомпании «Татарстан» охранником.

Дипломы MBA не помогли вывести бизнес из крутого пике. От двух самолетов удалось отказаться, и болгары их тут же передали сербской авиакомпании JAT Airways. В этом году компания очень неохотно платила поставщикам топлива и запчастей, начались даже задержки по зарплате. Зато топ-менеджмент был рад поставить на рейс полупустой самолет для того, чтобы сын президента Ирек Минниханов (скромный, но предпочитает Porshe) смог полететь в бизнес-классе.

Коррупцию нельзя победить. «Ты такой же. Станешь таким же. Из десяти один не будет брать, девять будут. Раз приносят, как не взять? Если от тебя зависит что-то», - говорил в интервью Рустам Минниханов. Нельзя отказать старым знакомым в трудоустройстве их детей. Нельзя отказаться от предложения вышестоящего начальника. Вроде бы так и нужно. Не ожидая, Минниханов стал героем почти античной трагедии. Хотя в греческой мифологии нет подобных сюжетов. Не догадались греки. Чисто российская история.

Золотая молодежь в небе над Казанью

На днях должны пройти похороны старшего сына президента Татарстана Ирека Минниханова, который погиб в авиакатастрофе под Казанью. Как обычно, выясняется, что трагедии можно было избежать. Вроде бы этот рейс должен был совершать другой самолет, а Boeing лететь в Сочи, но в последний момент, узнав, что на лайнере полетят сын президента и глава ФСБ, борт поменяли на более вместительный, с салоном бизнес-класса. Аэропорт Казани отказывался заправлять самолеты авиакомпании «Татарстан», пока она не погасит долги, и поэтому самолеты всегда прилетали с полными баками топлива, которого бы хватило на обратную дорогу. Этим объясняется такое долгое тушение упавшего лайнера. Компания давно находилась в плачевном финансовом состоянии, . Если бы у авиакомпании были деньги, то она бы не переучивала в пилоты вышедших на пенсию бортинженера и штурмана, которые почему-то оказались в одной кабине .

Невозможно представить, какой сейчас внутренний диалог ведет с собой Рустам Минниханов. Вспоминает ли он интервью, которое дал пару лет назад Forbes , где он рассказывал, что с коррупцией бороться бессмысленно: «Раз приносят, как не взять?» Вспоминает ли он своего старого знакомого, который попросил куда-нибудь трудоустроить своего сына? Что он думает о нынешнем полпреде на Дальнем Востоке Юрии Трутневе?

Биография Ирека Минниханова описывается просто: 23 года, учился в Швейцарии, где познакомился с будущей женой - француженкой Антонией. Работал в банке «Ак Барс», аффилированном с властями Татарстана . По рассказам близких, был очень скромным. Увлекался автогонками. Из автомобилей предпочитал Porsche Panamera.

Гендиректор авиакомпании «Татарстан» Аксан Гиниатуллин если и не был лично знаком с Иреком, то мог хорошо представить его пожелания, когда принимал решение заменить небольшой самолет на более комфортный. Сразу после катастрофы авиакомпания поспешила удалить с сайта биографию 36-летнего гендиректора. Те, кто это делал, резонно испугались обвинений в юном возрасте топ-менеджера и отсутствии большого опыта в авиации. Я не уверен, что хороший директор должен обязательно пахнуть керосином и иметь слуховой аппарат. Меня скорее пугает похожесть биографий Аксана и Ирека.

Гиниатуллин родился в 1977 году в семье министра мелиорации и водного хозяйства, а затем вице-премьера Узбекистана Рима Гиниатуллина, которого официально называют «татарским мыслителем евразийского масштаба ». В 1999 году Аксан окончил Ташкентский институт ирригации и мелиорации сельского хозяйства. Отец, возглавлявший тогда международный фонд спасения Аральского моря, который финансировался Всемирным банком, пригласил сына на должность помощника технического директора. Лучше всего о работе фонда рассказал его бывший сотрудник, канадский эколог Роб Фергюсон, который в 2005 году написал книгу «Дьявол и исчезающее море» («The Devil and the Disappearing Sea»). Дьявол в представлении Фергюсона - это Рим Гиниатуллин. Канадец описывает его так: «Он не имеет никакого интереса в сохранении Аральского моря. Он хочет денег, чтобы держать своих детей в американских университетах ». В контексте Узбекистана это звучит смешно, но после выхода книги разгорелся скандал: Всемирный банк отказался дальше финансировать проект, а Рим потерял кресло в правительстве, ушел на пенсию и возглавил Совет старейшин татар Узбекистана.

В 2009 году, переехав в Россию, Аксан тоже устроился в «Ак Барс», где стал советником гендиректора холдинга «Ак Барс», второй корпорации, близкой к властям Татарстана. В холдинге он курировал проект покупки шести канадских лайнеров Bombardier CRJ-200 для авиакомпании «Ак Барс Аэро». У него уже был опыт подобных сделок. В 2007 году он помог авиакомпании «Татарстан» купить два самолета Bombardier CRJ900 на 86 мест за $24 млн каждый. Но в России на эти машины не удалось получить сертификат летной годности , поэтому через год простоя их сдали в аренду в ОАЭ. В этом недоразумении стоимостью почти $50 млн виноват скорее не Аксан, а прежнее руководство авиакомпании.

Авиакомпании «Татарстан» и аэропорту Казани давно пытались найти инвестора. До 2008 года ею управлял местный предприниматель Маннаф Сагдиев, который сбежал от кредиторов после финансового кризиса. Ситуация была критической - через несколько лет в Казани должна пройти Универсиада. Выход предложил бывший министр природных ресурсов России Юрий Трутнев, который был куратором Универсиады со стороны федеральных властей. Трутнев увлекается восточными единоборствами и возглавляет Федерацию киокушинкай каратэ России. На одном из соревнований он познакомился с главой Болгарской федерации киокушинкай каратэ, одним из самых богатых бизнесменов Болгарии Иво Каменовым. Его холдинг «Химимпорт» владеет национальным авиаперевозчиком Bulgaria Air, несколькими крупными аэропортами, банками и страховыми компаниями Болгарии. Капитализация холдинга оценивается в 2,5 млрд долларов, а входящие в него компании производят 5% ВВП Болгарии.

Правда, в стране этот холдинг более известен под названием TIM. Точно так же в 1990-х годах называлась одна из крупнейших криминальных группировок Болгарии. В 2011 году журналистка Невяна Троянска написала книгу «ТИМ - команда, которая взяла Болгарию» , в которой рассказывается история восхождения криминальной группировки к вершинам бизнеса. Вряд ли этого не знал Юрий Трутнев.

Разбившийся в Казани сын президента Татарстана не разрешил полететь вместе с ним беременной жене-француженке, с которой сыграл свадьбу три месяца назад (фото)

В страшной авиакатастрофе в Казани погибли 50 человек. Пассажирский «Боинг-737-500» потерпел крушение в воскресенье, 17 ноября, в 19.30 при заходе на посадку. Лайнер столкнулся с землей и загорелся. Рейс авиакомпании «Татарстан» следовал из московского аэропорта «Домодедово», на его борту в числе прочих пассажиров летели старший сын президента Татарстана Ирек Минниханов и глава УФСБ по республике Александр Антонов. Так же в катастрофе погибли жена и дочь известного спортивного комментатора Романа Скворцова. Жертв могло бы быть больше: накануне поездки в Москву Ирек Минниханов запретил своей жене лететь вместе с ним из-за беременности – его 23-летняя супруга, гражданка Франции Антония ГИШАР, сейчас на восьмом месяце.

История любви Ирека и Антонии напоминала телесериал: пара познакомилась в Швейцарии во время учебы несколько лет назад и с тех пор не расставалась. Красавица-француженка с первого взгляда покорила казанских друзей и родственников Минниханова. По словам друзей Ирека, он был вовсе не «мажором» — в нем было мало от представителя «золотой молодежи», он производил впечатление образованного и воспитанного молодого человека.

Летом Антония сообщила бойфренду, что ждет ребенка, и пара сыграла свадьбу в кругу самых близких. Торжество проходило тайно: 16 августа молодые расписались в Казани, а затем отправились на родину девушки во Францию. Ребенок пары должен был появиться на свет в декабре.

Первенец главы Татарстана по работе часто ездил в Москву – он работал в «АК БАРС» банке. Жена нередко сопровождала его, однако в этот раз, из-за большого срока беременности, Ирек запретил Антонии лететь вместе с ним. Это спасло ей жизнь.

Справка «ЭГ»

Старший сын президента Татарстана Рустама Минниханова Ирек Минниханов родился в 1990 году, окончил Казанский (Приволжский) федеральный университет (бывший КГУ им. Ульянова-Ленина). Работал в банке «АК БАРС» и занимался собственным бизнесом, учредив в 2008 году ООО «Стройиндустрия» совместно с сыном Рифката Минниханова (брата президента Татарстана и начальника управления ГИБДД МВД Республики Татарстан). 16 августа 2013 года Ирек женился на француженке Антонии Гишар, с которой он познакомился несколько лет назад на учебе в Швейцарии.

После гибели первенца у Рустама Минниханова остался младший сын – 5-летний Искандер. Супруга Минниханова Гульнара владеет элитным казанским салоном красоты «Luciano Beauty Studio» и входит в десятку самых богатых жен губернаторов.

Рустам Минниханов стал президентом Татарстана в 2010 году. Минниханов — заслуженный мастер спорта РФ, профессиональный спортсмен-автогонщик. Регулярно участвовал в татарстанских, российских и международных соревнованиях, включая чемпионаты Европы. В 2004 и 2005 году занял 3-е место на чемпионате Европы в одной из автомобильных категорий. Став Президентом Татарстана, продолжил участие в ряде соревнований по автоспорту - в частности, 21 августа 2011 года в очередном 4-ом этапе Чемпионате России по автомобильным кольцевым гонкам RTCC. Многократный лауреат и победитель Кубка Президента Татарстана по автоспорту, в том числе уже и являясь Президентом Татарстана. Свободно управляет вертолётом.

— У меня один вопрос: зачем теперь жить?!

Будущие супруги познакомились на матче хоккейного клуба «Ак Барс»: комментатора с первого взгляда покорила хрупкая темноволосая красавица. В октябре 2012 года пара устроила пышную свадьбу в одном из отелей в центре Казани. После этого 37-летняя Эллина вместе с дочкой переехала к мужу в Москву. Три недели назад пара отметила первую годовщину семейной жизни, супруги были полны планов. «Нашёл билеты до Рейкьявика в марте за 6 тысяч рублей. Надо мчать…» — написал Роман в Твиттере всего за пару часов до трагедии. В Казань Даша и Эллина летели повидать родных и друзей.

Коллеги как могут поддерживают Скворцова и выражают ему свои соболезнования.

— Ребята только год как поженились… Рома, держись, — написал в Twitter телеведущий Владимир Соловьев.

«Известия» , 18.11.2013., «Основная версия катастрофы Boeing в Казани — человеческий фактор»

Следователи выясняют, почему экипаж дважды не смог создать условия для посадки самолета и не попросил о помощи авиадиспетчеров.

На месте крушения Boeing 737-500 авиакомпании «Татарстан» в Казани практически сразу после катастрофы начали работать эксперты Следственного комитета и Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Жертвами катастрофы стали 50 человек, в том числе глава УФСБ Татарстана, генерал-майор Александр Антонов и Ирек Минниханов — сын главы республики Рустама Минниханова. Среди рабочих рассматриваются версии ошибок экипажа при посадке в сложных условиях, а также о технических неполадках самолета, которому было уже почти 24 года.

Трагедия в международном аэропорту Казани произошла в 19.25 по московскому времени, когда там приземлялся Boeing 737-500 авиакомпании «Татарстан», который следовал регулярным рейсом №363 из Москвы. Самолет вылетел из столичного аэропорта «Домодедово».

По предварительным данным, в Казани самолет стал заходить на посадку, однако по неизвестной пока причине пилоты решили идти на второй круг. При повтороном заходе на посадку самолет врезался во взлетно-посадочную полосу носом и загорелся.

Прибывшие на место катастрофы пожарные быстро справились с огнем, однако никто из находившихся на борту Boeing людей не выжил.

Следственный комитет возбудил по факту крушения самолета уголовное дело по ч.3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц). В настоящее время на месте происшествия работают следователи и эксперты-криминалисты СКР.

По предварительным данным, причиной катастрофы могла быть техническая неполадка самолета или человеческий фактор — ошибка пилотов. В этот вечер в районе аэропорта шел мелкий дождь, было уже темно, однако видимость оценивалась в 5000 м.

— Погодные условия были вполне нормальными: при такой видимости экипаж уже за 4 км до ВПП видел огни. Если самолет не смог сесть после двух попыток, это говорит либо о непрофессионализме пилотов, которые не смогли создать необходимые условия для посадки, либо у них отказало навигационное оборудование. Если самолет не сел с первого раза, диспетчер должен был выяснить причину и помочь экипажу с посадкой. По неизвестной пока причине, этого не произошло, и пилоты решили идти на второй круг, — рассказал «Известиям» информированный авиационный эксперт. — Необходимо выяснить, почему им не помог диспетчер.

По его мению, экипаж мог быть неподготовлен для управления самолетом такого типа.

— Насколько я знаю, Рустем Салихов лишь недавно был назначен командиром экипажа, поэтому ему должны были дать опытного второго пилота. Сейчас необходимо понять, на какой технике они летали раньше. Если это была легкомоторная авиация, которая может использоваться только в светлое время суток, то им могло просто не хватить опыта для посадки в ночное время по навигационным приборам Boeing.

Эксперты считают, что причины авиакатастрофы не связаны с действиями авиадиспетчеров или наземных служб.

— Международный аэропорт Казани незадолго до этого готовился к Универсиаде и приему большого количества бортов, поэтому был отремонтирован и оснащен по последнему слову техники, — рассказал «Известиям» заместитель председателя профсоюза авиадиспетчеров Сергей Ковалев.

По его мнению, к крушению Boeing могла привести ошибка пилотов.

— При посадке самолет опустился до минимально допустимого уровня, касания с землей не произошло, пилоты решили идти на второй заход, однако Boeing уже «провалился» — уровень высоты был ниже допустимого, поэтому двигатели уже его не вытянули и он врезался в землю, — предположил Ковалев.

Разбившийся в авиакатастрофе Boeing 737-500 был выпущен в 1990 году и имел регистрационный номер VQ-BBN. В последнее время командиром судна был летчик Рустам Салихов. В парк авиакомпании Tatarstan Air самолет попал в декабре 2008 года, до этого он сменил еще несколько компаний, среди которых были Bulgaria Air, Uganda Airlines, Air France, Rio Soul, Blue Air, AWAS.

Этот же борт уже совершал аварийную посадку в аэропорту Казани 26 ноября 2012 года. Тогда он совершал рейс №370 Казань-Москва (Домодедово) и на его борту находились 71 пассажир и 7 членов экипажа. В 7 часов утра, через 20 минут после взлета в кабинете пилота сработали аварийные датчики, и экипаж принял решение вернуться в Казань. По одной из версии, причиной ЧП стала разгерметизация салона.

Как заявил «Известиям» пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, семьям погибшим государство выплатит компенсации.

— Правительство и региональные власти работают в этом направлении, — сказал Песков.

Будут ли какие-то действия со стороны авиакомпании «Татарстан», «Известиям» узнать не удалось. Компания даже по прошествии нескольких часов после катастрофы так и не выразила соболезнования семьям погибших, а также с сайта перевозчика исчезла информация о структуре и руководстве компании.

По информации «Известий», председателем совета директоров авиакомпании является первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства республики Татарстан Инсаф Хайруллин. В декабре 2011 года генеральным директором был назначен Аксан Гиниятуллин. В начале 2012 года правительство Татарстана отказалось от сотрудничества с болгарским холдингом «Химимпорт» в области авиаперевозок и приняло решение передать авиакомпанию «Татарстан» в собственность подконтрольного правительству ОАО «Холдинговая компания «Ак барс». Около двух лет в республике говорили о возможном слиянии «Татарстана» с другой контролируемой холдингом авиакомпанией «Ак Барс аэро», однако вопрос об объединении отложен на неопределенный срок.

Стоит также отметить, что в апреле 2012 года авиакомпания «Татарстан» планировала вывести из эксплуатации два воздушных судна В-737/300, а также В-737/500 и заменить их на ВС типа Аirbus-319. Замена воздушных судов должна была обеспечить однотипность парка, высокую топливную эффективность, сократить долю затрат на топливо в себестоимости авиаперевозок, а также позволить выйти на качественно новый уровень обслуживания пассажиров. Однако, в связи с высокими долгами этого сделать не удалось.

Похожая катастрофа с таким же Boeing 737-500 произошла 14 сентября 2008 года в Перми, жертвами котрой стали 82 пассажира (в том числе 7 детей) и 6 членов экипажа. Самолет авиакомпании «Аэрофлот Норд» совершал рейс из Москвы в Пермь. При заходе на посадку в районе аэропорта «Большое Савино» экипаж повел себя неадекватно: пилоты не выполняли распоряжения диспетчера, второй пилот передал управление командиру, когда самолет находился в состоянии прерванного захода на посадку. Командир в свою очередь ошибся в показаниях приборов, совершил фатальный манёвр по крену, после чего самолёт перевернулся через левое крыло и на скорости около 470 км/час врезался в землю в нескольких сотнях метров от жилых домов. От удара самолет полностью разрушился, обломки загорелись. Пожар сильно повредил то, что осталось от самолёта. Позже эксперты обнаружили в крови командира экипажа следы алкоголя.

Как выяснилось, одной из причин катастрофы был низкий уровень подготовки экипажа. Большинство пилотов ранее летали на отечественных Ту-134, Ан-2, поэтому имели иную технику пилотирования, управления ресурсами (CRM) и принципы по выводу самолета из сложных пространственных положений с прямой индикацией авиагоризонтов.

Андрей Гридасов

Рустам Минниханов родился в селе Новый Арыш 1 марта 1957 года. Хотя детские годы будущий политик провел в родном селе, за средним специальным образованием он отправился в столицу Татарстана – Казань. Там Минниханов в 1978 году успешно окончил Казанский сельскохозяйственный институт, став инженером-механиком по профилю «механизация сельского хозяйства».

В Казани же Рустам получил и высшее образование: в местном филиале Московского института советской торговли. Пройдя обучение в этом институте, он стал товароведом высшей квалификации по профилю «товароведение и организация торговли продовольственными товарами». Забегая немного вперед, отметим, что в 2003 году Минниханов получил заслуженное звание Доктора экономических наук.

Будущий президент Республики Татарстан начинал свое восхождение по карьерной лестнице с должности инженера-диагностика, которую он получил в Сабинском районном объединении под названием «Сельхозтехника» в 1978 году. Через два года после этого Рустам Нургалиевич сменил место работы на Сабинский леспромхоз, где трудился сначала старшим, и затем и главным энергетиком.

В 1983 году Минниханов перешел от инженерных должностей к политическим постам. Так, до 1985 года он был заместителем главы правления Сабинского района, до 1990 года – главой органов местного самоуправления Арского района, до 1992 года – председателем райисполкома Арского района, до 1993 года – первым замом руководителя администрации все того же Арского района, а до 1996 года – уже главой администрации в Высокогорском районе.


Рустам Минниханов (слева) в молодости | Про Казань

С 1996 года политическая карьера Минниханова пошла в гору, и должностям в районных органах государственной власти он смог предпочесть посты в учреждениях республиканского масштаба. В период с 1996 по 1998 годы Рустам Нургалиевич работал министром финансов Татарстана, а в 1998 году стал премьер-министром родной республики.

Примечательно, что летом 1999 года, когда Минниханов уже был главой регионального правительства, его избрали также председателем совета директоров ОАО «Татнефть». Для справки: это предприятие и сейчас дает порядка 40 процентов от всех финансовых поступлений в республиканский бюджет. Специалисты увидели в назначении премьер-министра главой совета директоров компании стремление регионального руководства как можно сильнее контролировать наиболее прибыльные предприятия Татарстана.

В 2001 году Минтимер Шаймиев, при котором Минниханов изначально стал премьер-министром, был переизбран на должность Президента Татарстана. Сохранил свой пост и Рустам Нургалиевич, возглавив новое правительство республики. В апреле 2005 года, когда Шаймиев вновь был переизбран на пост президента региона, Минниханов снова получил должность премьер-министра Татарстана в соответствии с постановлением республиканского Государственного совета.

Киевский митинг

Своеобразным компроматом на Рустама Нургалиевича (который, впрочем, не слишком повлиял на его политическую карьеру) можно назвать киевский митинг, организованный 22 мая 2007 года рядом с офисом предприятия «Укртатнафта».

Участие в мероприятии приняли порядка двух десятков молодых людей, которые объявили себя членами радикально-националистических партий Украины. Никаких особых требований митингующие не выдвигали, лишь протестовали против «захвата правительством РФ Кременчугского НПЗ».

«Украинские националисты» во время акции говорили на русском языке и самозабвенно обвиняли в рейдерстве, выкрикивая соответствующие лозунги и демонстрируя плакаты с нелицеприятными надписями. Вскоре после митинга в прессе всплыла информация о том, что заказчиком малочисленной, но громко прошумевшей акции стало именно ОАО «Татнефть», в роли главы совета директоров которой и выступает Рустам Минниханов.

Журналисты многих изданий предположили, что провокация необходима была «Татнефти» для того, чтобы обострить мелкий и не слишком заметный экономический корпоративный конфликт вокруг компании «Укртатнафта» и ее деятельности.

Вопрос, который без всей этой шумихи остался бы незамеченным, оказался широко освещенным и перенесенным в политическую плоскость. Многие увидели в этом и намеренное обострение отношений между Украиной и Россией.

Президент Татарстана

22 января 2010 года Минтимер Шаймиев, которому на тот момент было 73 года (из них почти 20 лет он провел в должности Президента Татарстана), объявил о самоотводе своей кандидатуры из списка кандидатов на наделение полномочиями главы региона. Шаймиев сделал это по собственному желанию за два месяца до того, как истек срок его полномочий. Первый президент республики поблагодарил главу государства за поддержку и доверие и заявил, что хочет дать дорогу более молодому поколению политиков.


Комсомольская правда

В тот же день , который на тот момент был Президентом России, порекомендовал региональному Госсовету наделить полномочиями главы региона Рустама Минниханова. 28 января это заявление было внесено на рассмотрение Госсоветом, 29 января рассмотрение вопроса назначили на 4 февраля, а непосредственно 4 февраля кандидатура Рустама Нургалиевича была утверждена единогласно.

25 марта состоялась церемония принятия присяги и официального вступления Минниханова в полномочия Президента Татарстана. Полномочия оканчивались в марте 2015 года, и тогда же республиканскому руководителю было предложено занять пост и.о. Президента Республики Татарстан до выборов, которые состоялись 13 сентября 2015 года.

На этих выборах Рустам Нургалиевич набрал 94,4% голосов избирателей, и уже 18 сентября 2015 года он вновь официально вступил в должность регионального президента.

В 2015-ом году регион занял почетное первое место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата, составленным по результатам работы всех субъектов Российской Федерации. В 2016-ом году Республика Татарстан вновь оказалась на первом месте этого рейтинга.


Бизнес Онлайн

Также стоит отметить первое место, которое занял сам Рустам Минниханов в рейтинге, составлявшемся на основе анализа «дружественной политики», которую проводят региональные президенты по отношению к представителя малого и среднего бизнеса.

В 2016-ом году отечественный Фонд развития гражданского общества оценивал работу региональных губернаторов по степени эффективности принимаемых мер, и в соответствующем рейтинге Рустам Наргалиевич занял также весьма почетное третье место.


Хадж в Мекку | MetroNews

Республиканский руководитель много общается с главами других «мусульманских» регионов страны, в частности, есть среди его политических друзей и глава Чечни . В 2013 году президент совершил хадж в Мекку, посетив Саудовскую Аравию с политическим визитом.

Президент Республики Татарстан известен своими довольно смелыми высказываниями и решениями, касающимися экономической, социальной, политической сфер жизни общества в его регионе, и тем, что регулярно ругает чиновников, если недоволен их работой, вместо поддержания видимости всеобщего благоденствия.

Компьютеризация республики

Рустам Минниханов является ярым поклонником достижений научно-технического прогресса. С 2010 по 2012 годы по его инициативе на посту министра информатизации и связи региона трудился молодой специалист Николай Никифоров, ныне министр связи и массовых коммуникаций РФ. Отчасти с его помощью Рустам Нургалиевич внедрил в регионе передовую систему «электронного правительства».


Комсомольская правда

Все лица, занимающие руководящие государственные посты в Татарстане, были снабжены айфонами. Более того: президент запретил подчиненным использовать для записей бумажные носители, а совещания он проводит преимущественно по видеосвязи.

Стоит отметить, что это весьма прогрессивное решение, особенно для удаленных районов республики. Для оформления государственных услуг стали использоваться современные терминалы-инфоматы, а для расположенных в регионе школ были приобретены ноутбуки.


Kazanreporter

Примечательно, что президент Татарстана также признает заслугу виртуальных социальных сетей в предоставлении оперативной и достоверной информации. По его распоряжению для руководителей региональных ведомств провели целый курс закрытых лекций, посвященных правильному использованию Инстаграм, Твиттер и других популярных соцсетей. Рустам Нургалиевич посещал эти лекции вместе со своими подчиненными.

О навозе

В народе широко известны высказывания Рустама Минниханова про навоз: на популярных сайтах можно найти даже видео, где Президент Татарстана возмущается нововведением в сфере сельского хозяйства.

Речь идет о том, что с первого июля 2016-го года было введено обязательное лицензирование обращения с отходами птицеводства и животноводства. При этом на момент прославленного высказывания во всей республике документы на получение соответствующей лицензии получило только одно предприятие – ООО «Камский Бекон».

Как довольно справедливо отметил Руслан Минниханов, во многих фермах отходы птицеводства и животноводства (к коим относится, в первую очередь, навоз) являются не отходами в прямом смысле этого слова, поскольку они в дальнейшем используются как удобрение в растениеводческих целях. Ферму в таком контексте стоит рассматривать как предприятие по изготовлению удобрений, что порождает еще ряд сложностей.

В завершение президент пообещал, что сворачивать производство и накладывать штрафы из-за непродуманного закона в республике никто не будет.

Инцидент с аварией

Впрочем, несмотря на достаточно положительный имидж татарстанского президента, его репутацию нельзя назвать абсолютно чистой, и не последнюю роль играет в этой проблеме семья Минниханова. Так, в 2014 году Рамиль, племянник Президента Татарстана, попал в ДТП на своем авто Range Rover в Альметьевске. Он выехал на встречную полосу и сбил 16-летнего пешехода, который просто стоял на автобусной остановке.


Московский Комсомолец

Инцидент был предан широкой огласке. Рамиля Минниханова оправдывали тем, что он якобы пытался избежать столкновения с мужчиной-пешеходом, внезапно появившимся на проезжей части, однако никаких подтверждений тому найдено не было.


Московский Комсомолец

Подросток, которого сбил племянник президента на дорогой иномарке, скончался от полученных телесных повреждений. Тем не менее, уголовное дело в отношении Рамиля возбуждено не было, так как он, по мнению местной полиции, не имел возможности избежать столкновения с потерпевшим.

Личная жизнь

Первая жена Рустама Минниханова (и на данный момент единственная) – Гульсина Ахатовна. Ее главным занятием, помимо семейных хлопот, на сегодняшний день является поддержание собственного престижного салона красоты под названием «Luciano Beauty Studio», который находится в столице Татарстана.


Коммерсантъ

Свой салон первая леди республики назвала в честь Лучано Де Алойа, итальянского парикмахера, который специально прилетает в Казань из Женевы раз в месяц. Стоимость услуг в салоне – от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов. По результатам 2010 года Гульсина Минниханова зарабатывала более 8 млн. рублей в месяц и входила в ТОП-10 наиболее богатых жен губернаторов.


Рустам Минниханов с сыном Искандером | Комсомольская правда

В семье Президента Татарстана родились двое сыновей: Ирек Минниханов и Искандер Минниханов. 17 ноября 2013 года старший сын четы Миннихановых в результате . В тот день Boeing, на борту которого находились пятьдесят человек, сгорел из-за взрыва топливных баков, заходя на посадку в аэропорту Казани.

После катастрофы Руслан Нургалиевич был безутешен. Говоря о трагедии в Казани, он еле сдерживал слезы, и только ответственность за судьбу целой республики не позволяла ему падать духом.


Sekunde

Гибель сына, к счастью, не повлекла за собой гибели невестки: Ирек, словно предчувствуя трагедию, . И в 2013 году у регионального губернатора родилась внучка.

На сегодняшний день Рустам Миннихамов и его супруга более-менее справились с утратой, они растят младшего брата погибшего первенца и очаровательную внучку. Теперь Рустам Нургалиевич вновь мечтает о том, как вырастит, женит сына, и как они все заживут большой и дружной семьей.

Спорт

Рост Миннихамова составляет 167 см, а вес – около 70 кг, при этом президент Татарстана всегда отличался спортивным телосложением и любовью к такой разновидности спорта, как гонки. Он – заслуженный мастер спорта, профессиональный гонщик, призер многих российских и европейских чемпионатов по автогонкам.


7sportnews

Кроме того, политик неплохо играет в хоккей, и в ноябре 2016 года он даже принял участие в международном товарищеском матче в Казани.

Первым из жертв авиакатастрофы Boeing 737 в Казани похоронили сына президента Татарстана Ирека Минниханова — все прошло без огласки почти сразу после трагедии. В пятницу останки погибших начали выдавать родственникам. Пока идентифицированы по ДНК тела 29 погибших из 50.


О похоронах сына президента Татарстана Ирека Минниханова сообщил источник “Ъ” в аппарате президента Татарстана. Погибшего похоронили еще 19 ноября на Арском кладбище в центре Казани. Церемония прошла без огласки, присутствовал лишь узкий круг родных и близких семьи главы республики. Жены Ирека, француженки Антонии Гишар, по словам источника “Ъ”, на похоронах не было. По некоторым данным, она ожидает ребенка и находится в одной из европейских клиник. Президент Татарстана Рустам Минниханов с момента трагедии не прерывал исполнения своих обязанностей, появляясь на совещаниях в черной рубашке.

В пятницу останки погибших начали выдавать родственникам. В настоящее время следователи идентифицировали 29 погибших из 50. 33 человека были жителями Татарстана, 15 - гражданами из других регионов России (в том числе Кемеровской, Челябинской, Волгоградской, Тюменской и Новосибирской областей). Кроме того, на разбившемся борту находились один гражданин Украины и одна подданная Великобритании. Родственники британки оповещены о случившемся, по словам чиновников, у женщины остались двое несовершеннолетних детей, которые отказываются ехать в Татарстан для проведения идентификации. Сейчас решается вопрос доставки их анализов ДНК российским экспертам.

К настоящему времени уже решено, что 17 погибших будут похоронены в Казани, пятеро - в других городах республики. Как сообщили в УФСБ по Татарстану, дата и место похорон главы ФСБ региона Александра Антонова пока не определены. Ранее обсуждалось, что он может быть предан земле в Липецке, где служил большую часть жизни и где живут его родственники.

Место падения самолета накануне ночью, после того как следователи и спасатели завершили работы, разровняли экскаваторами, засыпав воронку глубиной около двух метров. Предполагается, что здесь возведут памятный знак. Сегодня родственникам погибших в катастрофе предоставят возможность побывать на месте крушения лайнера.

Как была установлена причина катастрофы в Казани


Выводы Межгосударственного авиакомитета (МАК) о причинах воскресной катастрофы Boeing 737 авиакомпании «Татарстан» оказались шокирующими. Пилот, как следует из расшифровки показаний бортового самописца, отключив автопилот, сам отправил самолет в пике. Такие действия летчика, по мнению специалистов, могут объяснить только психологи.

Как в казанской катастрофе нашли человеческий фактор


18 ноября расследование катастрофы Boeing 737 авиакомпании «Татарстан», унесшей жизни 50 человек, переместилось из Казани в Москву. Уголовное дело передали в производство центрального аппарата СКР, а бортовые самописцы - на расшифровку в лабораторию Межгосударственного авиакомитета. При этом участники расследования, традиционно рассматривая несколько версий происшедшего, отдают предпочтение человеческому фактору.

Полина Петрова, Казань