Прошлым летом в чулимске, вампилов александр валентинович. Прошлым летом в чулимске

Вариант 1

Действие происходит в таежном райцентре ранним летним утром. Валентина, стройная миловидная девушка лет восемнадцати, направляется в чайную, где она работает, а по дороге осматривает палисадник перед домом: опять доски из ограды вынуты, калитка сорвана. Она вставляет доски, расправляет примятую траву и принимается чинить калитку. На протяжении всего действия она делает это несколько раз, потому что прохожие почему-то предпочитают ходить напрямик, по газону, минуя калитку. Валентина влюблена в местного следователя Шаманова, который не замечает ее чувства. Шаманов ходит к аптекарше Кашкиной, которая живет рядом с чайной, и потому Валентине, как и всему поселку, известно об их связи. Она молча страдает. Шаманову около тридцати, но он чувствует себя много пожившим и уставшим человеком. Любимое его присловье: «Хочу на пенсию». Его любовница Кашкина обижается, что он ничего ей про себя не рассказывает, хотя она и без того знает о нем много от городских знакомых. Раньше он работал следователем в городе, ему прочили большое будущее, у него была красивая жена, машина и всякие прочие блага. Однако он был из тех, для кого правда важнее положения, и потому, расследуя дело сына какого-то сановника, сбившего человека, Шаманов, вопреки давлению сверху, не захотел замять дело. В результате, однако, нашлись люди сильней его. Суд перенесли, следствие дали вести другому. Шаманов обиделся, уволился с работы, расстался с женой, стал одеваться кое-как, а затем уехал сюда, в таежный райцентр, где нехотя, почти формально выполняет свои обязанности. Свою жизнь Шаманов считает конченой. Через два дня должен состояться суд по тому самому делу, которое начинал вести он и из-за которого ушел, его приглашают принять участие как свидетеля, но он отказывается. Ему не интересно. Он разочаровался и не верит больше в возможность установления справедливости. Он больше не хочет бороться. Однако в райцентре Шаманов все равно резко выделяется, - и Кашкина, и Валентина чувствуют его неординарность и тянутся к нему. В Валентину влюблен Пашка, сын буфетчицы Хороших, и пасынок местного рабочего Дергачева. Приехав из города, Пашка постоянно крутится возле Валентины, зовет ее на танцы. Но Валентина твердо отказывает ему. Пашка намекает, что знает своего соперника и, изображая из себя крутого, даже угрожает расправиться с ним. Пашка постоянно в центре семейных раздоров. Его мать и Дергачев привязаны друг к другу, можно сказать, любят друг друга. Однако Пашка - незаживающая даже со временем рана Дергачева, потому что родился от другого человека, когда Дергачев был на фронте. Мать просит сына уехать, но Пашка не очень-то расположен ее слушаться. Ему тоже обидно: почему это он должен бросать собственный дом, когда в его планах жениться на Валентине, осесть здесь. Дергачев ремонтирует чайную, видно, что он в раздражении, и это раздражение он вымещает на жене, от которой прямо с утра требует выпивки по случаю встречи с давним приятелем, пришедшим из тайги старым промысловиком-эвенком Еремеевым. Оставшийся после смерти жены в одиночестве, Еремеев пришел хлопотать о пенсии. Однако здесь ему предстоят трудности: у него нет ни трудовой книжки, ни справок о работе, - всю жизнь он охотился, работал в геологических партиях и не думал о старости. Еще один участник действия - бухгалтер Мечеткин, зануда и бюрократ. Он хочет жениться и поначалу имеет виды на Кашкину, намекая той, что ее связь с Шамановым вызывает в поселке пересуды и оскорбляет общественную нравственность. Однако тут же, едва только Кашкина приглашает его зайти к ней и даже предлагает выпить, разомлевший Мечеткин признается в своих серьезных намерениях. Кашкина знает о том, что Валентина влюблена в Шаманова, и потому, опасаясь возможного соперничества, советует Мечеткину обратить свое внимание именно на Валентину. Она уверяет Мечеткина, что он, уважаемый в поселке человек, легко может добиться успеха, если солидно обратится к отцу Валентины. Не откладывая в долгий ящик, Мечеткин сватает Валентину. Ее отец не возражает, но говорит, что ничего без Валентины решить не может. Между тем между Шамановым, ожидающим в чайной служебную машину, и Валентиной, чинящей ограду палисадника, завязывается разговор. Шаманов говорит, что Валентина напрасно занимается этим, потому что люди никогда не перестанут обходить его. Валентина упрямо возражает: когда-нибудь они обязательно поймут и будут ходить по тротуару. Неожиданно Шаманов делает Валентине комплимент: она - красивая девушка, она похожа на девушку, которую Шаманов любил когда-то. Он расспрашивает ее, почему она не уехала в город, как многие ее сверстницы. И неожиданно слышит признание, что она влюблена, и не в кого-нибудь, а именно в него, Шаманова. Шаманов растерян, ему трудно в это поверить, он советует Валентине выбросить это из головы. Но тут же вдруг начинает испытывать к девушке нечто особенное: она вдруг становится для него «лучом света из-за туч», как он говорит случайно подслушавшей их беседу Кашкиной. Явившемуся с угрозами Пашке Шаманов советует пойти остудить голову, между ними завязывается ссора. Шаманов явно хочет скандала, он протягивает Пашке свой пистолет и нарочно дразнит его, сообщая, что у них с Валентиной на десять часов назначено свидание и что любит она его, Шаманова, а Пашка ей не нужен. Пашка в ярости нажимает курок пистолета. Осечка. Пашка испуганно роняет оружие. Но и Шаманову тоже не по себе. Он пишет записку Валентине, действительно назначая ей свидание на десять часов, и просит Еремеева передать. Однако записку хитростью перехватывает ревнующая Кашкина. Тем же вечером Валентина, став свидетельницей очередного раздора между отчимом и Пашкой, которого оскорбляет и гонит его собственная мать, из жалости соглашается пойти с ним на танцы. Чувствуется, что Валентина решилась на что-то серьезное, потому что тоже идет напрямик через палисадник, как бы потеряв веру, что сможет преодолеть общее сопротивление. Они уходят. Вскоре появляется Шаманов и, встретив Кашкину, воодушевленно признается ей, что с ним сегодня вдруг что-то произошло: он как бы заново обретает мир. Это связано с Валентиной, про которую он спрашивает Кашкину. Та честно сообщает ему, что записка Шаманова у нее и что Валентина, не зная о назначенном свидании, ушла с Пашкой. Шаманов бросается на ее поиски. Поздно ночью Валентина и Пашка возвращаются. Ясно, что они были близки, хотя это нисколько не изменило их отношений: Пашка как был, так и остался для нее чужим. Испытывая угрызения совести, Кашкина сообщает Валентине, что Шаманов искал ее, что он ее любит. Вскоре появляется и сам Шаманов, он признается Валентине, что благодаря ей с ним произошло чудо. Валентина рыдает. Появившемуся отцу, готовому вступиться за ее честь, она говорит, что была на танцах не с Пашкой и не с Шамановым, а с Мечеткиным. На следующее утро Шаманов уезжает в город для выступления на суде. Пьеса кончается тем, что взгляды находящихся в чайной оборачиваются к вышедшей из дома Валентине. Она гордо подходит, как обычно, к калитке и начинает налаживать ее, а затем вместе с Еремеевым поправляет палисадник

Вариант 2

Действие 1
На улице, у автобусной остановки, в ожидании транспорта стоит Таня, девушка 19 лет, читающая афиши. С ней настойчиво пытается познакомиться студент последнего курса Николай Колесов, молодой человек 24 лет. Вскоре он объясняет, что обещал явиться на свадьбу к другу с красивой девушкой. Таня заинтригована, но всё же отказывает составить Коле компанию.

В общежитии, между тем, идёт подготовка к праздничному ужину, большинство гостей уже за столом. Все ожидают Колю с его загадочной спутницей. Жених и невеста - Вася Букин и Маша. Комсорг норовит произнести речь, но первое слово перехватывает друг Васи Боря, по прозвищу Гомыра. Он сильно нетрезв и говорит довольно малоприятные вещи. Собравшиеся терпят его реплики из-за Васи. Между тем, один из гостей - Гриша Фролов - объявляет, что вот уже пять лет любит Машу, однако желает ей счастья с Васей. Гомыра делает ещё более колкие замечания, так что Маша начинает настаивать, чтобы он покинул торжество. Букин решительно вступается за друга, после чего Маша объявляет свадьбу несостоявшейся и покидает компанию. Букин спешит за своей девушкой.

Спустя некоторое время, среди собравшихся появляется ректор университета - Владимир Алексеевич Репников. От него поначалу скрывают разрыв несостоявшихся молодоженов, но ректор обо всем догадывается. Неожиданно появляется Колесов. Не замечая ректора, он выключает свет и требует убрать звук у магнитофона, поскольку за ним гонится милиция.

Наконец, среди всеобщей суматохи комсоргу удаётся включить свет. Милиционер замечает в окне Колю, который с перепугу вцепился в ректора и заходит в общежитие. Милиционер объясняет всем, что Колесов вломился в номер артистки Голошубовой, упрашивая её пойти с ним на свадьбу. Артистку это позабавило, и она, было, согласилась, но Коля поссорился с артистом Шафранским, которого ударил. Милиционер уводит Колесова. В это время возвращается Букин. Рассерженный ректор требует от него и всех остальных студентов явиться на следующее утро к нему. Входит Таня, которая спрашивает Колесова. Ректор узнает её (дальнейшее развитие событий покажет, что Таня - дочь Репникова).

На следующий день, Колесов в обществе некоего Золотуева, мужчины 58 лет, отправлен в наказание на общественно-полезные работы: им двоим под присмотром милиционера предстоит разобрать ограду старого кладбища. Когда милиционер уходит за папиросами, Золотуев признается Колесову в совершенном им проступке. Этот пожилой мужчина, кажущийся забавным, всего лишь выкопал на газоне орхидею.

Николая за работой застают Маша и Таня, которым в милиции сказали, как искать Колесова. От Маши Колесов узнает об исключении его из университета. Тогда же обнаруживается, что Таня - дочь ректора. Она поссорилась с отцом из-за строгого решения, которое кажется ей несправедливым. Девушка намерена во всем разобраться сама.

Во время обеда, в квартире Репниковых, происходит крупная ссора между отцом и дочерью. Накал страстей усугубляется визитом Колесова, который, ведя себя очень странно и по привычке несдержанно, просит допустить его к экзаменам. Репников выгоняет молодого человека. В ответ на это Таня, вспылив, уходит «проветриться». Репников остаётся один на один с женой. Она недовольна его поведением, но не перечит открыто, а попрекает с намеками, которых ректор понять не может или не хочет. Жена сетует, что её муж стал типичным администратором, хоть и требует от других считать его ученым.

Действие 2
Колесов трудится в саду Золотуева, туда приходит Таня. Коля готов признаться девушке в любви, но не решается. Появляются Букин и Фролов, пришедшие узнать, как дела у Колесова. Расставание Букина с Машей примирило соперников, однако Вася начинает догадываться о планах Гриши встречаться с его бывшей невестой. Когда Колесов уходит проводить Таню, Витя и Гриша решают стреляться и берут с этой целью ружье Золотуева.

Колесов возвращается в опустевший ненадолго сад. Вскоре там показывается хозяин - Золотуев. В разговоре со студентом любитель цветов показывает своё истинное лицо. Он оказывается отъявленным хапугой, на редкость алчным человеком. Из его рассказа о себе и о вымышленном друге можно понять, что он 10 лет отсидел в лагере на Индигирке за взятку ревизору при полной уверенности, что отсидел несправедливо - мало дал, только и всего. С тех пор Золотуева преследует навязчивая идея встретить того ревизора и дать ему 20 тысяч рублей, чтобы «обелить» свое имя.

Раздается выстрел, и из глубины сада показываются Фролов и Букин. Вася всего лишь убил сороку. Студентам неловко за себя, они спешат покинуть сад. Вместо них в сад приходит ректор Репников, который предлагает Коле сделку. Колесов должен отказаться от Тани, перестать встречаться с ней, оттолкнуть её от себя - и тогда его восстановят в вузе, допустят к экзаменам. Коля остается в раздумье.

Вечером он, как кажется, принял решение. Когда вновь появляется Таня, Коля гонит её, утверждая, что их отношения - лёгкий флирт и потому ни к чему серьёзному не приведут. Недоумевая, девушка покорно уходит.

После сдачи экзамена и получения диплома Колесов, сторонясь других студентов, отмечает «радостное событие» в университетской столовой. Здесь его находит «дядя» Золотуев, который делится своим горем: ревизор не взял даже 20 тысяч. Попутно «дядя» осведомляется, сколько «племянник» заплатил за экзамен, на что получает уклончивый ответ «много».

Когда Золотуев на время исчезает, к Коле подходят Маша и Фролов. Девушка пытается убедить себя в присутствии Колесова, что готова влюбиться в «положительного» Фролова. Коле скучно смотреть на эту игру, и он уходит к веселящимся геологам. Тогда Маша впервые за пять лет находит в себе силы твёрдо и однозначно сказать Грише, что у них ничего не получится. Молодые уходят.

В опустевшей столовой появляются супруги Репниковы. Репникова заводит разговор о судьбе дочери и о любви Тани к Коле. Выясняется, что Репников препятствует поступлению Колесова в аспирантуру, хотя за это выступают все преподаватели. После небольшого спора супружеская чета уходит.

Столовую заполняет молодежь - студенты-геологи и прочие. Здесь Букин с Машей, они договариваются о разводе. Затем Маша не без помощи Бори-Гомыры мирится с Васей, просит взять её в экспедицию. Появляется Таня, которая хочет поздравить Колесова перед его отъездом на селекционную станцию. Следом за девушкой приходит Репников. Он выпроваживает дочь и тайком от всех предлагает Коле новую сделку: Таню нужно оттолкнуть более решительно - в обмен на это предлагается учеба в аспирантуре.

Колесов не выдерживает: он находит Таню и обо всем ей рассказывает. Девушка поражена предательством любимого человека. Подавленная горем, она уходит. Неожиданно вновь объявляется Золотуев, который что-то видел и что-то понял. Он зовет Колю работать на своей даче, обещая, что отпишет «племяннику» и дачу, и машину.

Коля ненадолго предаётся раздумьям о блестящих перспективах: богатство Золотуева, с одной стороны, плюс аспирантура под покровительством самого ректора - с другой. Но молодой человек принимает окончательное решение. Он на глазах ректора и друзей-студентов рвёт нечестно полученный диплом.

Коле удаётся поймать Таню на той же остановке, где они когда-то познакомились. Он пытается завязать с ней разговор, чтобы добиться понимания. Таня не желает общаться с Колесовым. Отойдя от него на три шага, девушка ждёт автобуса.

Действие первое. Утро.
Чайная в таежном райцентре. На полу в углу спит Еремеев. Приходит молодая Валентина, вставляет доски в забор, и чинит калитку палисадника, через который все ходят и топчут его. Еремеев просыпается и помогает ей. Приходит Мечеткин, с Валентиной здоровается любезно, а с Еремеевым строго. Пришла буфетчица Хороших, поздоровалась со всеми, открыла буфет. Говорит Мечеткину, что ждет, когда же он наконец женится и перестанет ходить сюда завтракать и обедать. Тот обижается. Приходит Дергачев, муж Хороших, друг Еремеева. Рад другу, который пришел из тайги, где живет один. Дергачев просит у жены водки и закуски для друга, но она не дает сначала, напоминает, что он должен делать ремонт в их чайной. Валентина опять возится с палисадником, отец, не глядя на нее, дает ей задание на день по хозяйству и уезжает на мотоцикле. Из мезонина от Кашкиной выходит Шаманов. Они разговаривают негромко, но внизу все слышно. Дергачев с Еремеевым выпивают, и Илья (Еремеев) говорит, что пришел узнать, полагается ли ему пенсия, но у него, всю жизнь (40 лет) проработавшего в тайге с геологами, нет трудовой книжки. Шаманов с Кашкиной завтракают, причем Шаманов взял стакан вина. Хороших спрашивает у него, как поступить Еремееву. Тот сам не знает, но советует сходить в исполком. Хороших ругает мужа, который с гостем ушел пить в чайную, а Кашкина поясняет Шаманову, что они любят друг друга, но ругаются, т.к. приехал Пашка – сын Хороших, которого она родила, пока Дергачев был на фронте и в плену. Шаманов спрашивает Кашкину, чего она от него хочет. Она приглашает его вечером на танцы в соседнюю деревню, он отказывается, и не хочет рассказать ей ничего из своего прошлого. Но Кашкина говорит, что встретила в городе общую подругу и она рассказала, как Шаманов хотел справедливо осудить сынка важного человека, но не смог добиться справедливости, бросил все и уехал. Шаманов говорит, что ему пришла повестка на суд, который будет через два дня, но он никуда не поедет, т.к. понял, что его выступление ничего не изменит, он перестал бороться. Кашкина уходит на работу в аптеку, Шаманов звонит в милицию на счет машины, ему говорят, что нужно подождать. Пришел Пашка, просит у матери папирос, она дала и говорит, что пора ему ехать – отпуск его закончился. Но Пашка заинтересовался Валентиной и, увидев ее, грубо пригашает вечером на свидание. Валентина отказывается, он ее не пускает. Шаманов заступается за девушку, Пашка пытается вызвать его на скандал, но только глухо предупреждает, чтобы он не касался Валентины. Дергачев просит у Хороших еще выпивки, она не дает, ей помогает Пашка, и они с Дергачевым готовы подраться, но Хороших им не дает, и Шаманов грозно командует прекратить и отвести пьяного Дергачева домой. Пашка уводит отчима, Хороших – за ними. Валентина опять восстанавливает разрушенный ими палисадник. Шаманов разговаривает с ней о бесполезности ее трудов, но Валентина надеется, что люди ее в конце концов поймут. Разговаривая по телефону с товарищем из милиции, Шаманов вдруг замечает, что Валентина молодая и симпатичная, он даже стал помогать ей ремонтировать калитку. Он внимательно разглядывает ее, спрашивает, почему она не уехала в город, как ее сверстники. Шутит, что она осталась, т.к. влюбилась. И Валентина с отчаянием ему: «Вы слепой! Слепой – ясно вам!» Тот поражен и растерян. Валентина уходит в свой дом (он рядом). Приходит Кашкина и говорит, что все видела из окна, и спрашивает у Шаманова, что он будет делать. Тот пытается отшутиться, но потом раскричался и прогнал Кашкину. Она ушла обиженная. Тогда подходит к нему Пашка, и снова угрожает убить Шаманова, если увидит его с Валентиной. Тот не боится, даже дает ему свой пистолет и кричит Пашке, что он уже дав-но встречается с Валентиной, и она любит его, а не Пашку. Тот нажимает на курок – осеч-ка. Оба испугались, Пашка кладет пистолет на стол и уходит, как пьяный, а Шаманов не может встать со стула. Входит расстроенный Еремеев – от него требуют документы. Ша-манов пишет на салфетке записку и просит Еремеева передать ее Валентине. Тот обещает, Шаманов уезжает на машине. Приходит Кашкина, которая опять все видела, советует Еремееву быстро идти в райздрав, а записку обещает передать сама. Еремеев радостно уходит, а Кашкина прочитала записку, в которой Шаманов приглашает Валентину в 10 вечера на свидание.

Действие второе. Вечер. Конец того же дня.
Хороших стыдит Валентину, советует ей уехать в город, как и ее сестры, но Валентина не стыдится своей любви: «А из-за кого переживаю – мое дело…» Мечеткин пришел ужи-нать, из чайной выходят Дергачев и Еремеев. Мечеткин советует Еремееву, который так и не добился пенсии, подать в суд на дочь, чтобы платила ему алименты, но тот говорит, что вернется в тайгу. Дергачев собирается уйти с ним. Мечеткин говорит Кашкиной, что у него к ней серьезный разговор, и по ее приглашению поднимается на балкончик. Он сначала говорит, что в местком поступают сигналы о ее связи с Шамановым, а потом говорит, что он может на ней жениться. Кашкина хохочет, и советует Мечеткину обратить внимание на Валентину. Тот удивлен, говорит, что она молода, а он старый, толстый и лысый. Кашкина его ободряет: «Вы тут первый жених. Это вам каждый скажет», и советует поговорить с отцом Валентины. Мечеткин дождался его возвращения с работы и ушел с ним говорить в дом. Валентина прибирает в чайной, пришел Пашка с охоты. Спрашивает у Валентины, не остаться ли ему тут, она отвечает: «Твое дело. Что я тебе посоветую?» Пашка говорит, что следователь ему рассказал, что давно встречается с Валентиной, та говорит, что ничего не было, это он так пошутил. Пашка приободрился и приглашает ее в Потеряиху на танцы: «На руках тебя понесу. До самой Потеряихи». Валентина отказывается. Выходит Кашкина, хвалит рябчиков, Пашка отдает их ей, а та намекает, что у нее сегодня будет мужчина в гостях и уходит в магазин за вином. Валентина уходит в чайную, Пашка – домой. Мечеткин уговорил отца Валентины и уходит. Отец говорит дочери, что Мечеткин сватается за нее. Валентине смешно, а отец серьезно говорит ей, что пора замуж, а это жених серьезный, а о городе Валентина пусть и не мечтает, и уходит. Валентина поражена. Увидев Пашку, она уходит в дом. Хороших уговаривает сына уехать в город завтра же, тот не хочет, во всем винит мать, доводит ее до слез, но и сам переживает. Валентина подходит к нему и говорит, что согласна пойти с ним на танцы. Это слышит Кашкина, она хотела пройти мимо к себе, но вернулась с полдороги и советует Валентине не ходить с Пашкой, просит выслушать ее, но Валентина резко говорит: «Я вам, кажется, не мешаю. Что вам от меня надо?», и уходит с Пашкой. Кашкина садится за столик в глубине веранды. Приходит нарядившийся Мечеткин и, думая, что это Валентина, заговаривает с Кашкиной. Она говорит, что Валентины нет, и можно ее не ждать. Тот обиделся и ушел. Пришел Шаманов, он возбужденно говорит Кашкиной, что сегодня необыкновенный день, он чувствует, что начинает жить заново, благодарит ее и просит прощения, и спрашивает ее, где Валентина. Кашкина говорит, что она с Пашкой ушла на танцы, и признается, что она не передала ей записку, и Валентина не знает о назначенном ей свидании с Шамановым. Тот убегает в другую сторону, а Кашкина медленно поднимается к себе.

Ночь. Хороших прошла проверить, закрыла ли она кассу. Отец Валентины сидит на ла-вочке и спрашивает у нее, где Валентина. Та говорит, что не знает. Тогда Помигалов вы-катывает мотоцикл и уезжает на нем. Тут же с другой стороны появляются Валентина и Пашка, она с презрением говорит ему: «Ко мне больше не подходи… Уезжай отсюда… Не уедешь – отцу расскажу». Она идет к дому, но опускается на скамью. Хороших с сы-ном ее не видят. Пашка матери: «Все, мать. Завилась веревочка… Она моя». Но мать го-ворит, что Валентина возненавидела его, и ему в самом деле надо уезжать. Она выталки-вает его. К Валентине спускается Кашкина и говорит про записку и что Шаманов любит ее. Приходит Шаманов, садится рядом, говорит, что искал ее всюду. Валентина начинает рыдать. Шаманов успокаивает ее: «Что бы не случилось – скажи , и я увезу тебя отсюда…» Подходит Пашка и говорит следователю, что он опоздал. Приехал отец Ва-лентины и строго спрашивает, где она была. И Пашка и Шаманов говорят, что с ним. А Валентина: «Не верь им, отец. Они ждали меня здесь. Я была с Мечеткиным… Успо-койся…»

Утро следующего дня. На веранде все, кроме Валентины и ее отца. Шаманов и Кашкина завтракают вместе. У ног Пашки большой чемодан. Еремеев укладывает свой рюкзак, а Дергачев ему помогает, но уговаривает остаться. Мечеткин рассуждает о доме Валентины. Шаманов по телефону звонит в милицию и просит машину. Говорит, что поедет на суд: «Мне это надо. И не мне одному…» Приходит Валентина. Все смотрят на нее, а она молча проходит восстанавливать палисадник. Еремеев ей помогает.

История создания

Пьеса написана в начале 1971 года. Первый вариант создавался специально для Московского академического театра им. Вл. Маяковского , однако на сцене поставлен не был. Один из вариантов пьесы заканчивался самоубийством Валентины.

Первоначально Вампилов назвал пьесу «Валентина», однако название пришлось изменить, так как, пока пьеса проходила утверждение цензурой, стала широко известна пьеса М. Рощина «Валентин и Валентина», написанная позднее. Название было изменено на «Лето красное - июнь, июль, август…» В свой первый однотомник Вампилов включил пьесу под рабочим названием «Прошлым летом в Чулимске» - и после смерти автора оно стало окончательным.

Сюжет

Действие пьесы происходит в таёжном райцентре.

Главная героиня пьесы, Валентина, работает в местной чайной. Она влюблена в следователя Шаманова. Он «городской» и «далеко бы пошёл, если бы не свалял дурака»: решил во что бы то ни стало добиться справедливости и засудить сына высокопоставленного чиновника, сбившего человека, однако потерпел поражение и буквально сбежал в Чулимск. Он чувствует себя раздавленным жизнью и мечтает только о пенсии.

Поначалу Шаманов не обращает внимания на Валентину, но внезапно проявляет к ней интерес: сначала он пытается понять, зачем она все время чинит палисадник, который раз за разом ломают посетители чайной, а позже вдруг осознает, что она напоминает ему первую любовь - и это словно пробуждает его к жизни: «Этот мир я обретаю заново, как пьяница, который выходит из запоя. Все ко мне возвращается: вечер, улица, лес, - я сейчас ехал через лес, - трава, деревья, запахи - мне кажется, я не слышал их с самого детства…» На признание Валентины Шаманов сначала отвечает сухо, однако, узнав, что её добивается сын буфетчицы Павел, требует, чтобы тот оставил ее в покое. Любовный конфликт усложняется вмешательством бухгалтера Мечеткина, который по совету Кашкиной сватается к Валентине и получает одобрение ее отца.

Павел зовёт Валентину на танцы, она отказывается, но, услышав, как Павел ссорится с матерью (та буквально выгоняет его из дому), из жалости соглашается пойти с ним. Они возвращаются поздно ночью, отцу Валентина говорит, что была с Мечеткиным и просит, чтобы ни Павел, ни Шаманов к ней «больше не вязались».

Персонажи

  • Шаманов - Шаманову тридцать два года, роста он чуть выше среднего, худощав. Во всем у него - в том, как он одевается, говорит, движется - наблюдается неряшливость, попустительство, непритворные небрежность и рассеянность. Иногда, слушая собеседника, он, как бы внезапно погружаясь в сон, опускает голову. Время от времени, правда, на него вдруг находит оживление, кратковременный прилив энергии, после которого, впрочем, он обычно делается особенно апатичным.
  • Пашка - Пашке двадцать четыре года, в деревне он в гостях у матери Анны Васильевны Хороших, на нем ярко-красная экстравагантная куртка, но одновременно и грубые рабочие башмаки. Парень он крупный, неуклюжий. Взгляд чуть исподлобья, говорит басом. Вообще склонность идти напролом хорошо согласуется с его внешностью.
  • Валентина - Валентина Федоровна Помигалова, восемнадцати лет, она среднего роста, стройна, миловидна.
  • Помигалов - отец Валентины, Федор Игнатьевич Помигалов: " А где твои женихи?.. Ну где? Эти, что тут крутятся, это не женихи, я тебя в сотый раз предупреждаю. Не дай бог с которым увижу – из этих... Женихов не вижу. Это – первый. Один. И свататься пришел. Сам пришел, по чести, по хорошему. И что? А я уважаю. Мать твоя, покойница, меня на пятнадцать лет была моложе. И что?.. А на сестер оглянись. Ну пошли они за молодых, и что вышло? Одна теперь без мужа мается, другая – неизвестно как. Отца родного позабыла. А нам наука. Кеха, может, и не первого разбору жених, зато… Человек сватается, значит, он требует к себе отношения. Просмеять его недолго, а я считаю, не смеяться надо, а задуматься. Не такой он и смешной. Трудится честно, не пьет, не дерется, и дом у него, и скарб, и деньги есть. (Как бы предупреждая возражение.) Да, Валентина Федоровна, и деньги! Потому, если у человека есть деньги, значит, он уже не смешной. Значит, серьезный. Нищие нынче из моды вышли. Даже по городам пошло: и свадьбу надо, и кольцо, и сберкнижку. И что? А я приветствую."
  • Дергачев
  • Мечеткин - Мечеткин прифрантился: сорочка белеет под темным пиджаком. Воображая из себя незаурядного кавалера, присажывается на перила, достает белый платок, сначала эффектно им обмахивается, затем громогласно в него сморкается.
  • Еремеев
  • Кашкина - Зинаида Павловна Кашкина
  • Хороших - Анна Васильевна Хороших, мать Пашки, буфетчица: "Голова кругом. Кассу закрыла или так оставила – не помню."

Театральные постановки

Первая постановка

  • - («Прошлым летом в Чулимске») Театр им. М. Н. Ермоловой , режиссер В. Андреев
  • - («Чулимск») ленинградский БДТ им. М. Горького , режиссер Г. Товстоногов

Известные постановки

  • Ленинградский академический театр имени Ленсовета , в главной роли - Лариса Луппиан .
  • - «Чулимск, прошлым летом». Государственный академический театр им. Е. Вахтангова , режиссёр Дмитрий Петрунь
  • - Нижегородский государственный академический театр драмы имени М. Горького , режиссёр Александр Кладько
  • - Белгородский государственный академический драматический театр им. М. С. Щепкина, режиссер - народный артист России Виталий Стариков
  • - «Прошлым летом в Чулимске». Театр на Подоле (Киев), режиссёр - Виталий Малахов (укр.) русск.
  • - Рязанский государственный ордена "Знак почета" областной театр драмы. Режиссер-постановщик – Максим ЛАРИН. Художник-постановщик – Наталья БОКОВА.
  • «Однажды в Чулимске». Шадринский государственный драматический театр , режиссёр и художник Владимир Лаптев, в ролях Валерий Мазур (Шаманов), Светлана Соловьёва и Наталья Медведева (Валентина), Шаура Бурлакова (Хороших), Владимир Баранов (Дергачёв) и др.
  • Московский Новый драматический театр
  • Московский драматический театр им. А. С. Пушкина, режиссёрский дебют Игоря Бочкина. В ролях Игорь Бочкин (Шаманов), Анастасия Панина (Валентина), Анна Легчилова (Кашкина), Денис Ясик (Мечеткин) и др.

Экранизации

  • (в титрах - 1980 год) - «Валентина » - режиссёр Глеб Панфилов . В главных ролях: Дарья Михайлова - Валентина , Родион Нахапетов - Шаманов , Инна Чурикова - Хороших , Сергей Колтаков - Павел , Лариса Удовиченко - Кашкина , Всеволод Шиловский - Мечеткин .

Библиография

  • Гушанская Е. Самоосознание по Вампилову // Звезда. 1989. № 10
  • Журчева Т. Поэтика «Утиной охоты» А. Вампилова // Поэтика реализма. Куйбышев. 1982
  • Лейдерман Н. Л. , Липовецкий М. Н. Александр Вампилов // Современная русская литература. М., 2001. Книга вторая: 70-е годы. С. 184-194
  • Липовецкий М. Н. Маска, дикость, рок (перечитывая Вампилова) // Литература. 2001. № 2
  • Сушков Б. Ф. Александр Вампилов. М., 1989, с. 84-126
  • Туровская М. И. Вампилов и его критик // Туровская М. И. Памяти текущего мгновения. М., 1987

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Прошлым летом в Чулимске

Действие происходит в таежном райцентре ранним летним утром. Валентина, стройная миловидная девушка лет восемнадцати, направляется в чайную, где она работает, а по дороге осматривает палисадник перед домом: опять доски из ограды вынуты, калитка сорвана. Она вставляет доски, расправляет примятую траву и принимается чинить калитку. На протяжении всего действия она делает это несколько раз, потому что прохожие почему-то предпочитают ходить напрямик, по газону, минуя калитку.

Валентина влюблена в местного следователя Шаманова, который не замечает её чувства. Шаманов ходит к аптекарше Кашкиной, которая живет рядом с чайной, и потому Валентине, как и всему поселку, известно об их связи. Она молча страдает. Шаманову около тридцати, но он чувствует себя много пожившим и уставшим человеком. Любимое его присловье: "Хочу на пенсию". Его любовница Кашкина обижается, что он ничего ей про себя не рассказывает, хотя она и без того знает о нем много от городских знакомых. Раньше он работал следователем в городе, ему прочили большое будущее, у него была красивая жена, машина и всякие прочие блага. Однако он был из тех, для кого правда важнее положения, и потому, расследуя дело сына какого-то сановника, сбившего человека, Шаманов, вопреки давлению сверху, не захотел замять дело. В результате, однако, нашлись люди сильней его. Суд перенесли, следствие дали вести другому. Шаманов обиделся, уволился с работы, расстался с женой, стал одеваться кое-как, а затем уехал сюда, в таежный райцентр, uде нехотя, почти формально выполняет свои обязанности. Свою жизнь Шаманов считает конченой. Через два дня должен состояться суд по тому самому делу, которое начинал вести он и из-за которого ушел, его приглашают принять участие как свидетеля, но он отказывается. Ему не интересно. Он разочаровался и не верит больше в возможность установления справедливости. Он больше не хочет бороться. Однако в райцентре Шаманов все равно резко выделяется, - и Кашкина, и Валентина чувствуют его неординарность и тянутся к нему.

В Валентину влюблен Пашка, сын буфетчицы Хороших, и пасынок местного рабочего Дергачева. Приехав из города, Пашка постоянно крутится возле Валентины, зовет её на танцы. Но Валентина твердо отказывает ему. Пашка намекает, что знает своего соперника и, изображая из себя крутого, даже угрожает расправиться с ним. Пашка постоянно в центре семейных раздоров. Его мать и Дергачев привязаны друг к другу, можно сказать, любят друг друга. Однако Пашка - незаживающая даже со временем рана Дергачева, потому что родился от другого человека, когда Дергачев был на фронте. Мать просит сына уехать, но Пашка не очень-то расположен её слушаться. Ему тоже обидно: почему это он должен бросать собственный дом, когда в его планах жениться на Валентине, осесть здесь.

Дергачев ремонтирует чайную, видно, что он в раздражении, и это раздражение он вымещает на жене, от которой прямо с утра требует выпивки по случаю встречи с давним приятелем, пришедшим из тайги старым промысловиком-эвенком Еремеевым. Оставшийся после смерти жены в одиночестве, Еремеев пришел хлопотать о пенсии. Однако здесь ему предстоят трудности: у него нет ни трудовой книжки, ни справок о работе, - всю жизнь он охотился, работал в геологических партиях и не думал о старости.

Еще один участник действия - бухгалтер Мечеткин, зануда и бюрократ. Он хочет жениться и поначалу имеет виды на Кашкину, намекая той, что её связь с Шамановым вызывает в поселке пересуды и оскорбляет общественную нравственность. Однако тут же, едва только Кашкина приглашает его зайти к ней и даже предлагает выпить, разомлевший Мечеткин признается в своих серьезных намерениях. Кашкина знает о том, что Валентина влюблена в Шаманова, и потому, опасаясь возможного соперничества, советует Мечеткину обратить свое внимание именно на Валентину. Она уверяет Мечеткина, что он, уважаемый в поселке человек, легко может добиться успеха, если солидно обратится к отцу Валентины. Не откладывая в долгий ящик, Мечеткин сватает Валентину. Ее отец не возражает, но говорит, что ничего без Валентины решить не может.

Между тем между Шамановым, ожидающим в чайной служебную машину, и Валентиной, чинящей ограду палисадника, завязывается разговор. Шаманов говорит, что Валентина напрасно занимается этим, потому что люди никогда не перестанут обходить его. Валентина упрямо возражает: когда-нибудь они обязательно поймут и будут ходить по тротуару. Неожиданно Шаманов делает Валентине комплимент: она - красивая девушка, она похожа на девушку, которую Шаманов любил когда-то. Он расспрашивает её, почему она не уехала в город, как многие её сверстницы. И неожиданно слышит признание, что она влюблена, и не в кого-нибудь, а именно в него, Шаманова. Шаманов растерян, ему трудно в это поверить, он советует Валентине выбросить это из головы. Но тут же вдруг начинает испытывать к девушке нечто особенное: она вдруг становится для него "лучом света из-за туч", как он говорит случайно подслушавшей их беседу Кашкиной.

Явившемуся с угрозами Пашке Шаманов советует пойти остудить голову, между ними завязывается ссора. Шаманов явно хочет скандала, он протягивает Пашке свой пистолет и нарочно дразнит его, сообщая, что у них с Валентиной на десять часов назначено свидание и что любит она его, Шаманова, а Пашка ей не нужен. Пашка в ярости нажимает курок пистолета. Осечка. Пашка испуганно роняет оружие. Но и Шаманову тоже не по себе. Он пишет записку Валентине, действительно назначая ей свидание на десять часов, и просит Еремеева передать. Однако записку хитростью перехватывает ревнующая Кашкина.

Тем же вечером Валентина, став свидетельницей очередного раздора между отчимом и Пашкой, которого оскорбляет и гонит его собственная мать, из жалости соглашается пойти с ним на танцы. Чувствуется, что Валентина решилась на что-то серьезное, потому что тоже идет напрямик через палисадник, как бы потеряв веру, что сможет преодолеть общее сопротивление. Они уходят. Вскоре появляется Шаманов и, встретив Кашкину, воодушевленно признается ей, что с ним сегодня вдруг что-то произошло: он как бы заново обретает мир. Это связано с Валентиной, про которую он спрашивает Кашкину. Та честно сообщает ему, что записка Шаманова у нее и что Валентина, не зная о назначенном свидании, ушла с Пашкой. Шаманов бросается на её поиски. Поздно ночью Валентина и Пашка возвращаются. Ясно, что они были близки, хотя это нисколько не изменило их отношений: Пашка как был, так и остался для нее чужим. Испытывая угрызения совести, Кашкина сообщает Валентине, что Шаманов искал её, что он её любит. Вскоре появляется и сам Шаманов, он признаётся Валентине, что благодаря ей с ним произошло чудо. Валентина рыдает. Появившемуся отцу, готовому вступиться за её честь, она говорит, что была на танцах не с Пашкой и не с Шамановым, а с Мечеткиным.

На следующее утро Шаманов уезжает в город для выступления на суде. Пьеса кончается тем, что взгляды находящихся в чайной оборачиваются к вышедшей из дома Валентине. Она гордо подходит, как обычно, к калитке и начинает налаживать её, а затем вместе с Еремеевым поправляет палисадник.

Год написания:

1972

Время прочтения:

Описание произведения:

Писатель и драматург Александр Вампилов написал пьесу "Прошлым летом в Чулимске" в 1971 году, и это вариант был создан для постановки пьесы в Московском академическом театре, но тогда спектакль так и не поставили. В одном из вариантов Валентина кончала жизнь самоубийством.

Публикация пьесы состоялась год спустя, в 1972 году. Издательством выступил альманах "Ангара". Интересна история названия пьесы. Изначально она называлась "Валентина", но пока произведение утверждалось цензурой, Рощин написал пьесу "Валентин и Валентина", получившую широкую известность. Пришлось название заменить на "Лето красное - июнь, июль, август...", однако Вампилов в итоге назвал произведение "Прошлым летом в Чулимске", и после его смерти название так и закрепилось.

Читайте краткое содержание "Прошлым летом в Чулимске".

Краткое содержание пьесы
Прошлым летом в Чулимске

Действие происходит в таежном райцентре ранним летним утром. Валентина, стройная миловидная девушка лет восемнадцати, направляется в чайную, где она работает, а по дороге осматривает палисадник перед домом: опять доски из ограды вынуты, калитка сорвана. Она вставляет доски, расправляет примятую траву и принимается чинить калитку. На протяжении всего действия она делает это несколько раз, потому что прохожие почему-то предпочитают ходить напрямик, по газону, минуя калитку.

Валентина влюблена в местного следователя Шаманова, который не замечает ее чувства. Шаманов ходит к аптекарше Кашкиной, которая живет рядом с чайной, и потому Валентине, как и всему поселку, известно об их связи. Она молча страдает. Шаманову около тридцати, но он чувствует себя много пожившим и уставшим человеком. Любимое его присловье: «Хочу на пенсию». Его любовница Кашкина обижается, что он ничего ей про себя не рассказывает, хотя она и без того знает о нем много от городских знакомых. Раньше он работал следователем в городе, ему прочили большое будущее, у него была красивая жена, машина и всякие прочие блага. Однако он был из тех, для кого правда важнее положения, и потому, расследуя дело сына какого-то сановника, сбившего человека, Шаманов, вопреки давлению сверху, не захотел замять дело. В результате, однако, нашлись люди сильней его. Суд перенесли, следствие дали вести другому. Шаманов обиделся, уволился с работы, расстался с женой, стал одеваться кое-как, а затем уехал сюда, в таежный райцентр, где нехотя, почти формально выполняет свои обязанности. Свою жизнь Шаманов считает конченой. Через два дня должен состояться суд по тому самому делу, которое начинал вести он и из-за которого ушел, его приглашают принять участие как свидетеля, но он отказывается. Ему не интересно. Он разочаровался и не верит больше в возможность установления справедливости. Он больше не хочет бороться. Однако в райцентре Шаманов все равно резко выделяется, - и Кашкина, и Валентина чувствуют его неординарность и тянутся к нему.

В Валентину влюблен Пашка, сын буфетчицы Хороших, и пасынок местного рабочего Дергачева. Приехав из города, Пашка постоянно крутится возле Валентины, зовет ее на танцы. Но Валентина твердо отказывает ему. Пашка намекает, что знает своего соперника и, изображая из себя крутого, даже угрожает расправиться с ним. Пашка постоянно в центре семейных раздоров. Его мать и Дергачев привязаны друг к другу, можно сказать, любят друг друга. Однако Пашка - незаживающая даже со временем рана Дергачева, потому что родился от другого человека, когда Дергачев был на фронте. Мать просит сына уехать, но Пашка не очень-то расположен ее слушаться. Ему тоже обидно: почему это он должен бросать собственный дом, когда в его планах жениться на Валентине, осесть здесь.

Дергачев ремонтирует чайную, видно, что он в раздражении, и это раздражение он вымещает на жене, от которой прямо с утра требует выпивки по случаю встречи с давним приятелем, пришедшим из тайги старым промысловиком-эвенком Еремеевым. Оставшийся после смерти жены в одиночестве, Еремеев пришел хлопотать о пенсии. Однако здесь ему предстоят трудности: у него нет ни трудовой книжки, ни справок о работе, - всю жизнь он охотился, работал в геологических партиях и не думал о старости.

Еще один участник действия - бухгалтер Мечеткин, зануда и бюрократ. Он хочет жениться и поначалу имеет виды на Кашкину, намекая той, что ее связь с Шамановым вызывает в поселке пересуды и оскорбляет общественную нравственность. Однако тут же, едва только Кашкина приглашает его зайти к ней и даже предлагает выпить, разомлевший Мечеткин признается в своих серьезных намерениях. Кашкина знает о том, что Валентина влюблена в Шаманова, и потому, опасаясь возможного соперничества, советует Мечеткину обратить свое внимание именно на Валентину. Она уверяет Мечеткина, что он, уважаемый в поселке человек, легко может добиться успеха, если солидно обратится к отцу Валентины. Не откладывая в долгий ящик, Мечеткин сватает Валентину. Ее отец не возражает, но говорит, что ничего без Валентины решить не может.

Между тем между Шамановым, ожидающим в чайной служебную машину, и Валентиной, чинящей ограду палисадника, завязывается разговор. Шаманов говорит, что Валентина напрасно занимается этим, потому что люди никогда не перестанут обходить его. Валентина упрямо возражает: когда-нибудь они обязательно поймут и будут ходить по тротуару. Неожиданно Шаманов делает Валентине комплимент: она - красивая девушка, она похожа на девушку, которую Шаманов любил когда-то. Он расспрашивает ее, почему она не уехала в город, как многие ее сверстницы. И неожиданно слышит признание, что она влюблена, и не в кого-нибудь, а именно в него, Шаманова. Шаманов растерян, ему трудно в это поверить, он советует Валентине выбросить это из головы. Но тут же вдруг начинает испытывать к девушке нечто особенное: она вдруг становится для него «лучом света из-за туч», как он говорит случайно подслушавшей их беседу Кашкиной.

Явившемуся с угрозами Пашке Шаманов советует пойти остудить голову, между ними завязывается ссора. Шаманов явно хочет скандала, он протягивает Пашке свой пистолет и нарочно дразнит его, сообщая, что у них с Валентиной на десять часов назначено свидание и что любит она его, Шаманова, а Пашка ей не нужен. Пашка в ярости нажимает курок пистолета. Осечка. Пашка испуганно роняет оружие. Но и Шаманову тоже не по себе. Он пишет записку Валентине, действительно назначая ей свидание на десять часов, и просит Еремеева передать. Однако записку хитростью перехватывает ревнующая Кашкина.

Тем же вечером Валентина, став свидетельницей очередного раздора между отчимом и Пашкой, которого оскорбляет и гонит его собственная мать, из жалости соглашается пойти с ним на танцы. Чувствуется, что Валентина решилась на что-то серьезное, потому что тоже идет напрямик через палисадник, как бы потеряв веру, что сможет преодолеть общее сопротивление. Они уходят. Вскоре появляется Шаманов и, встретив Кашкину, воодушевленно признается ей, что с ним сегодня вдруг что-то произошло: он как бы заново обретает мир. Это связано с Валентиной, про которую он спрашивает Кашкину. Та честно сообщает ему, что записка Шаманова у нее и что Валентина, не зная о назначенном свидании, ушла с Пашкой. Шаманов бросается на ее поиски. Поздно ночью Валентина и Пашка возвращаются. Ясно, что они были близки, хотя это нисколько не изменило их отношений: Пашка как был, так и остался для нее чужим. Испытывая угрызения совести, Кашкина сообщает Валентине, что Шаманов искал ее, что он ее любит. Вскоре появляется и сам Шаманов, он признается Валентине, что благодаря ей с ним произошло чудо. Валентина рыдает. Появившемуся отцу, готовому вступиться за ее честь, она говорит, что была на танцах не с Пашкой и не с Шамановым, а с Мечеткиным.

На следующее утро Шаманов уезжает в город для выступления на суде. Пьеса кончается тем, что взгляды находящихся в чайной оборачиваются к вышедшей из дома Валентине. Она гордо подходит, как обычно, к калитке и начинает налаживать ее, а затем вместе с Еремеевым поправляет палисадник.

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание "Прошлым летом в Чулимске" не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию произведения.