Преподобный антоний дымский. «Отечества и дым нам сладок и приятен. Напоследок - Ваши пожелания нашим телезрителям

Александр Трофимов.
ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ И ЕГО ОБИТЕЛЬ.

В заселении Тихвинского края большое значение имели монастыри. Какой-нибудь старец поселялся в пустынной, но удобной для уединенной молитвенной жизни местности. Слухи о его святой жизни привлекали к нему желающих жить под его духовным руководством. Вокруг кельи вырастал монастырь. Вслед за тем на освоенные уже земли приходили жители, основывали поселки, деревни, слободы и посады.

Во второй половине XIII века, по преданию, пришел сюда хутынский игумен Антоний и поселился при озере на Дымях. Родился он в Великом Новгороде в начале XII столетия от благочестивых родителей. Еще в юном возрасте оставил он родительский дом и был принят в обитель Спаса, что на Хутыни близ Новгорода. Основателем и игуменом монастыря был преподобный Варлаам Хутынский. Это был поистине святорусский богатырь огромного роста. Носил он власяницу и тяжкие вериги, еще при жизни творил великие чудеса. Из жития известно, как он воскресил умершего отрока, во время засухи в Великом Новгороде.

Преподобный Варлаам, провидя в юноше будущего великого угодника Божия, принял его в обитель, и вскоре постриг его с именем Антоний в честь великого основателя и учителя православного монашества преподобного Антония Великого (356 г., память 17/30 января). Так Антоний стал одним из преемников и сподвижников преподобного Варлаама, названного в нашей духовной истории вертоградарем и насадителем монашества на севере Русской земли.

У ног преподобного Варлаама инок Антоний восходил «из меры в меру», проходя в монастыре различные послушания. Однажды по благословению Новгородского архиепископа преп. Варлаам направил Антония в Константинополь с важным церковным поручением. В Царьграде его принял Вселенский Патриарх. Пять лет пробыл здесь преподобный Антоний, совершил паломничество в Святую Землю, поклонился Гробу Господню в Иерусалиме, познакомился с жизнью палестинских монастырей. – Антоний возвратился в родную обитель с дарами от Патриарха.

В то время, когда Антоний приближался к стенам Хутынской обители, игумен Варлаам находился в предсмертной болезни, давая последние наставления братии. Прозревая смущение иноков, кто же будет игуменом после его смерти, преподобный Варлаам сказал: «Се уже, братие, конец жития моего приблизился, и отхожу от мира сего. Вас же предаю в руки Божии. Наставник же ваш в мое место будет Антоний…». Как раз перед уходом в вечность своего учителя Антоний успел увидеть его и получить последнее послушание: «С Богом оставляю тебя, Антоний, строителем и правителем святому сему монастырю. И Господь наш Иисус Христос да сохранит и утвердит тебя в любви Его. Я же, хотя и отхожу телом от вас, но духом с вами пребуду. Да будет вам известно о том, что, если я обрел благодать пред Богом, а вы любовь будете иметь между собою, то монастырь и после моей смерти, как и при жизни моей, ни в чем не оскудеет».

Антония поставили игуменом Хутынского монастыря. Для братии он стал вторым Варлаамом, руководил духовной жизнью обители, умножил число иноков, завершил строительство каменной церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Множество паломников и знатных гостей посещали Хутынский монастырь; настоятеля почитали и прославляли по всей Новгродской земле. Земная слава тяготила Антония, и он со слезами просил Господа и Его Пречистую Матерь указать место упокоения в старости.

Получив откровение о пути своего спасения, преподобный тайно покинул обитель и ушел в глухие дебри Русского севера в поисках места для отшельнической жизни. После ухода настоятеля братия избрала игуменом другого ученика Варлаама – преподобного Ксенофонта Робейского.

Преподобный Антоний пришел на берег Дымского озера, находившегося среди дремучих тихвинских лесов на дальней окраине Новгородской земли. Житие преподобного сообщает, что он познал этот край как место своего спасения и «возлюбил его зело». Антоний срубил малую келью со словами псалмопевца: «Сей покой мой во век века, зде вселюся, яко изволих и» (Пс. 131, 14). На холме у озера отшельник выкопал пещеру «зимнего ради пребывания» и стал жить здесь в полном уединении. Дни проводил он в трудах, ночами молился.

Преподобный взял на себя особый подвиг: он носил на главе тяжелую кованую железную шапку с широкими полями, прибитыми к тулье гвоздями. Шляпки гвоздей впивались в голову, останавливаясь на твердых черепных костях, а тяжесть шапки усиливала боль. Железная «шляпа» преподобного постоянно напоминала ему о муке тернового венца, принятого Христом во спасение людей. Эту шапку преподобный носил до последнего дня своей жизни.

Посреди Дымского озера преподобный Антоний обнаружил большой камень, верх которого едва виднелся из воды. В зависимости от уровня воды в озере камень то уходил под воду, то снова показывался на поверхности. Антоний подплывал на лодке к камню и долгие часы и ночи молился один, стоя на этом камне. Дымский столпник на много лет предварил подвиг стояния на камне преподобного Серафима Саровского, а затем близкого нам по времени подвижника – преподобного Серафима Вырицкого. Кроме того он – единственный святой Русской Церкви, совершивший подвиг столпничества на водах. В зимнее время лед оттаивал и вода согревалась от молитвы старца: так он в течение всего года совершал этот подвиг, превосходящий человеческие силы.

Своими молитвами и многолетним стоянием преподобный Антоний освятил Дымское озеро, которое стали называть Святым. Сохранилось предание о том, что преподобный заповедал богомольцам не входить в основанную им обитель, не омывшись в водах Святого озера. Впоследствии возник обычай плавать вокруг Антониева камня с молитвой преподобному. Замечательно и то, что большинство посмертных чудес по молитвам святого, записанных в монастырских рукописях, совершалось через погружение или омовение в Дымском озере.

Постепенно люди узнали о повигах благодатного отшельника. Вскоре на берегу Дымского озера появились первые кельи желавших подвизаться под духовным руководством великого старца. Когда собралось довольно братии, по благословению Новгородского архиепископа был основан монастырь и освящена церковь в честь преподобного Антония Beликого. Позже в ней были устроены приделы в честь Покрова Божией Матери и во имя Святителя и Чудотворца. Николая. Затем поставили в обители теплую церковь во имя Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с братской трапезной.

Знаменательно, что престольный праздник этого храма (24 июня / 7 июля) – соединился с памятью самого преподобного Антония, скончавшегося в этот день.

Почитателем преподобного Антония был святой благоверный князь Александр Невский, который пожаловал грамоту на учреждение монастыря. В Дымском монастыре сохранилось предание о том, что благоверный князь Александр Невский посещал обитель и погружался в Святое озеро, исцелившись после этого от ревматизма. Дымский монастырь в течение многих столетий почитал святого князя своим небесным покровителем. На изображениях обители обычно над монастырем вместе с преподобными Антонием Великим, Антонием Дымским и святым Иоанном Предтечей обязательно изображался и святой благоверный князь Александр Невский.

Существует глубочайшая духовная связь преподобного Антония Дымского и Тихвинской иконы Божией Матери. Преподобный молился в тихвинских лесах за полтора столетия до явления здесь чудотворного образа. Своими молитвами и подвигами он приуготовил место сие, призвал на этот некогда глухой и необжитый край благословение Божией Матери.

Русские паломники с самых давних времен видели духовную связь между молитвенным подвигом преподобного Антония и явлением Тихвинской иконы Божией Матери. Возник благочестивый обычай: по пути на богомолье в Тихвинский монастырь прежде заходить в Дымскую обитель. Сложилась даже такая поговорка: «Кто у Антония не бывал, того Тихвинская Божия Матерь не примет». При мощах преподобного постоянно находилась Тихвинская икона Божией Матери. Празднование дня памяти преподобного Антония (24 июня / 7 июля) за день до праздника явления Тихвинской иконы Божией Матери (26 июня / 9 июля) также является подтверждением, что эти духовные события связаны нераздельно.

Более тридцати лет провел преподобный Антоний на берегах Дымского озера и скончался 24 июня / 7 июля 1273 года. Погребено было тело святого в приделе преподобного Антония Великого у клироса созданного им храма. Господь прославил Своего угодника многими чудесами и нетлением мощей, которые были обретены в 1370 году во дни княжения святого благоверного князя Димитрия Донского.

alexandrtrofimov.ru

Чудеса по молитвам у мощей преподобного Антония и в результате купания в Дымском озере

Примерно с 1670 года составители жития преподобного Антония начали записывать чудеса, которые происходили от его мощей и раньше. Рукописи жития дымского подвижника сохранили для нас описания этих многочисленных чудес.

Например, мы узнаем, как житель тихвинского посада Симеон через два года после начала болезни, от которой глаза его сильно гноились и из них постоянно сочилась кровь, услышав о чудесах от мощей Дымского Чудотворца, пришел в Антониево-Дымский монастырь. Около церкви над гробом преподобного он зачерпнул утренней росы с листьев растущей там травы и промыл ею глаза. Получив от этого исцеление, Симеон пошел вполне здоровый в дом свой, хвалу воздавая Антонию за эту его чудесную милость.

Чудо 1671 года

В 1671 году случилось Симеону, жителю тихвинского посада, который ранее получил исцеление от глазной болезни, опять впасть в искушение. Он тяжко заболел и семь недель, горя огнем, не знал себе покоя ни днем ни ночью. На восьмой седмице, ожидая смертного часа, сподобился он благоговейно приготовиться и со страхом причаститься от священноиерея Иоанна Пречистых и Животворящих Таин, Тела и Крови Спасителя нашего Господа Иисуса Христа.

Когда же священник, причастив страдальца, ушел, тот начал усердно молиться. Из самой глубины его сердца потекли слова: «Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, Царю Небесный, яко сподобил меня, грешного, и недостойного, желанно причаститься Пречистого Твоего Тела и Крови! Ради Твоих Бессмертных и Животворящих Таин, молитвами Пречистой Твоей Матери и преподобного угодника Твоего Антония, Дымской обители начальника, помилуй меня и восстави от смертной сей болезни, так как и прежде его молитвами получил я глазам своим исцеление и обрел полное здравие. Также и ныне верю, Господи, что будет явлена на мне Твоя милость».

И так помолившись, больной склонился в изнеможении и лег на свою постель. И тогда, в тонком сне, как наяву, видит дом свой, где он лежит, с как бы разобранными до нижней части окон стенами, видит обитель Царицы Небесной, а между его домом и Тихвинским монастырем других домов как бы и нет.

Видит Симеон, как ангелы не по земле, а по воздуху из этой пречестной обители несут чудотворную икону Тихвинской Божией Матери и икону преподобного Антония, Дымской пустыни начальника. А вместе с иконами ангелы несут великую чашу, наполненную до краев колеблющейся в ней от края до края святой водой.

Когда же ангелы принесли к нему чашу, то воскликнули: «Восстань, Симеон, и сядь! Чего лежишь распростертым на одре своем?» Он же отвечал им: «Господи! Более всего желаю такового здравия, чтобы встать со одра своего. Грехов же ради своих изнемогаю!» Тогда преподобный Антоний также говорит ему: «Встань и седи!» После чего он, взяв кропило, окропил болящего святой водой, принесенной из обители Царицы Небесной.

От этого окропления Симеон, ощутив на себе, как дождь небесный падает на все его одежды, ужаснувшись и сильно испугавшись такового видения, быстро вскочил со своей постели и почувствовал во всех членах своих полное здравие. И тут же Божьей милостию, заступничеством Богоматери и ходатайством угодника их преподобного Антония смог ходить.

Получив благодатное исцеление, не оставившее никаких последствий болезни, в радости и веселии Симеон стал благодарить Господа Бога и Пречистую Богородицу, также хвалу вознося начальнику Дымской обители преподобному Антонию.

Чудо 1680 года

В 1680 году, при державе благочестивого государя Федора Алексеевича, в монастырь преподобного Антония пришел клирик Белозерского уезда Петр. Он умолил строителя обители монаха Симона и прочию братию оставить его в монастыре. Затем он некоторое время жил в нем, выполняя церковное послушание, но когда захотел уйти, то заболел трясовицею. Долгое время недуг не оставлял его. Он сильно страдал, не имея покоя ни днем ни ночью.

Однажды в тонком сне ему явился преподобный Антоний и повелел: «Восстани, человече, и искупайся в здешнем озере!» - обещая, что больной получит исцеление. Проснувшись от такого радостного известия, во время утреннего молитвенного пения Петр поспешил к озеру, искупался в нем и Благодатию света Христа и милостивым призрением о нем угодника Его Чудотворца Антония тут же полностью выздоровел.

Чудо 1687 года

В 1687 году некий отрок именем Никифор от веси Никифоровой, которая находилась недалеко от Устюга Железопольского, пришел в обитель преподобного Антония и умолил игумена и братию разрешить ему читать в церкви псалмы. С тех пор прошло три месяца, и замыслил он уйти из монастыря. Но внезапно заболел трясовицею, да так сильно, что был близок к тому, чтобы умереть.

Ожидая своего смертного часа, он сильно восскорбел, но преподобный явил ему свою милость, подняв со одра болезни. Пришла страждущему на ум мысль благочестно поклониться Чудотворцу. Встав с постели, он пошел в церковь. Прилежно помолившись, взял персти у святого гроба Антония, бросил ее в плошку с водой и умыл лицо. И от того часа Христовой Благодатию и молитвами преподобного Антония Дымского тут же ощутил всем своим телом, что совершенно выздоровел.

Чудо о келейном пожаре 1687 года

2 октября 1687 года в монастыре случился пожар, который был связан с чудесным заступничеством преподобного Антония за свою обитель. В вечернее время угодник Божий явился в тонком сне строителю обители монаху Симеону Клеопину. Ему приснилось, что преподобный пришел к нему в келью и громогласно возгласил: «Восстань, нерадивый! Сгоришь бездельно!». Сильно испугавшись такого видения, игумен тотчас проснулся и увидел, что из-за неисправной печи в его келии уже бушевало пламя. Он успел выскочить из нее и ударить в било. На этот зов сбежалась братия. Обращаясь с молитвою ко Господу, Божией Матери, призывая на помощь начальника обители, они стали тушить пожар. По молитвам и ходатайству преподобного пожар был вскоре прекращен.

Чудо о трапезном пожаре 1687 года

Месяц спустя, 14 ноября, после вечерней службы, уже загорелись трапезная и хлебопекарня. И опять преподобный Антоний явился избавителем своей обители от несчастья. Пономарь Пахомий, исполнявший послушание, вечером после службы, выйдя в обычное время из церкви, затопил в трапезной печь и закрыл ее. Затем он пошел на кухню приготовить братии к ужину пищу. В это время из-за неисправности в трубе загорелась стена, примыкавшая к ней. Тогда преподобный опять предстал перед игуменом и, видя его спящим, толкнул в ребра со словами: «Проснись! Монастырь горит!» Игумен, испугавшись видения, вскочил с постели и ударил в било, сзывая братию и рабочих на пожар. Те с молитвой, призывая на помощь святого заступника обители Дымской, поспешили разобрать в трапезной крышу и потушили огонь.

Чудо о болезненном ногами 1687 года

А преподобный Антоний не оставлял своим предстательством притекающих к нему с верою. Примерно в сорока пяти километрах от монастыря в Черенском погосте вотчины дворянина Саввы Палицына жил крестьянин Лаврентий Яковлев. В 1687 году он занемог и полгода был болен ногами. Он не мог даже стоять на них. Однажды, задремав, он услышал голос, который сказал ему: «Человече! Что так лежишь беспечно? Обещай идти к Богородице в пещеры и к преподобному Антонию. Помолись у гроба его, отслужи молебен, тогда получишь исцеление!»

Пробудившись ото сна и никого не увидев рядом с собой, Лаврентий понял, что это было не простое видение. В тот же час, со слезами, от самого сердца он пообещал сделать то, что ему повелел Антоний. И с того времени выздоровел и стал ходить.

Чудо 1689 года

23 апреля 1689 года случилось клирику Антониево-Дымского монастыря впасть в тяжкую болезнь. Посетил его своей милостью Господь. Горя весь огнем, Лука помутился разумом и стал в исступлении бегать по обители. Бросался из окон церкви... Совершал нелепые поступки. И так, проведя в болезни две недели, не позволял никому помочь ему. Однако преподобный не оставил страдальца. Заступничеством и молитвами Антония пришло как-то Луке на ум, ради облегчения своих страданий, искупаться в озере. Исполнив задуманное, он едва дошел до кельи и заснул.

В тонком сне он увидел, как некий инок в незнакомом ему древнем монашеском облачении с мечом пришел в его келью и возгласил: «Что ж ты лежишь в таком нечеловеческом состоянии! Совсем обезумел! Не от людей, а от самого себя и своего безумия погибаешь напрасно! В церковь Божию приходишь служить Богу, а мысли имеешь не церковные. Страха Божия нет в тебе. Так ли подобает вести себя клирикам?! Все шепчешься, прекословишь, в сквернословии и мыслях греховных время проводишь!»

Больной, услышав обличающие его слова, хотел сдвинуться с места, но не смог. Он почувствовал, как будто ноги его связаны железными узами. Инок же, держа при себе меч, говорил ему: «Ныне я подам тебе облегчение от болезни, но ты помни, что следует, особенно в церкви, иметь страх Божий. Не соблазнять собравшихся на молитву и пение разговорами, а хранить молчание. Не прекословить, не шептаться и не делать иных неподобных вещей».

Сказав это, он ударил мечом и освободил ноги связанного грешника. От этого сильного удара, рассекшего его железа, Лука получил и в болезни своей облегчение.

Сотворив все это, неизвестный сказал ему: «Это тебе, человече, за твою дерзость малое наказание. Если же и впредь не вразумишься и не уцеломудришься, если в церковь Божию будешь приходить без благоговения и стоять в ней без страха людям на соблазн, то последует более суровое наказание. И не только тебе, но и прочим, всем, кто творит то же самое».

Больной, проснувшись, устрашился и удивился всему увиденному, тем более что во всех своих членах почувствовал облегчение от болезни. А потому, не медля ни минуты, пошел ко гробу преподобного, благодаря Господа Бога, Его Пречистую Матерь и самого Антония Дымского за его ходатайство перед ними, за малое наказание, за страх, который он испытал, и за милость к нему от Господа Бога.

Чудо 1744 года

В 1744 году после купания в Дымском озере получил исцеление от кожной болезни петербургский купец Ермолай Иванович Калитин. Он долгое время страдал кожной болезнью. Тело его было покрыто «жестокими струпы». Услышав о чудесах преподобного Антония, он приехал в монастырь и, отслужив молебен у гроба, стал купаться в озере, после чего совершенно выздоровел. Калитин, в благодарность за свое исцеление, дал деньги «отстраивавшейся в то же лето» церкви. Кроме того, внутри вновь построенной церкви на его пожертвования были сооружены два иконостаса и рака над мощами Чудотворца Антония.

Второе чудо 1744 года

В то же время другой купец из Санкт-Петербурга Иоанн Васильев был болен глазами. Прибыв в монастырь, он отслужил молебен у раки с мощами преподобного и искупался в озере. После купания он получил глазам своим полное исцеление.

Чудо 1796 года

В 1796 году в городе Тихвине у купца Иоанна родился сын, которого нарекли Василий. До пяти лет он не мог ходить. Родители его очень скорбели по этому поводу. После долгого лечения, не давшего никакого результата, они решили везти его в обитель преподобного Антония. Прибыв в монастырь и помолившись у гроба Чудотворца, родители искупали своего сына в Дымском озере, призывая на помощь начальника обители. С этого времени его молитвами отрок стал ходить сам.

Чудо 1800 года

В 1800 году в городе Тихвине очень сильно заболел купец именем Петр. Когда он был уже при смерти, то впал в забытье. Приклонився ко сну, он увидел Пресвятую Богородицу и предстоящих перед ней Чудотворца Николая и преподобного Антония Дымского. И от этой иконы Божией Матери был ему голос: «Покайся, человече, и обещай жить благочестно!»

Больной тут же клятвенно пообещал Божией Матери исполнить то, что она советовала ему сделать. Он также обратился к предстоящим с просьбой поручиться за него. Преподобный же Антоний умолял Божию Матерь помочь страдальцу, обещая быть за него поручителем.

Умолив Божию Матерь, он обратился к Петру со словами: «Обещался и исправься! Иди в обитель мою, искупайся в озере и будешь здрав. И помни свое обещание!»

От этого видения больной проснулся и внезапно ощутил в себе, что полностью выздоровел. Однако, встав с одра болезни, он поспешил в монастырь преподобного Антония, отслужил у гроба его молебен и искупался в озере. Получив здравие, он пошел в свой дом радуяся.

Чудо 1802 года

В декабре 1802 года некий дворянин именем Василий, у которого глаза болели так, что он мог едва видеть, обещал пойти к преподобному Антонию и отслужить у его святых мощей молебен. После того как он помолился у гроба основателя монастыря, получил болящим глазам своим полное исцеление.

(XIII в.?), прп. (пам. 17 янв., 24 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых).Сведения о жизни святого содержатся в его житии, существующем в 2 редакциях. Ранняя (известна в 13 списках; древнейший в сб. БАН. Мордв. № 11, кон. XVII в.) появилась в кон. XVII в. (первое записанное в ней чудо - 1671) скорее всего в Антониевом Дымском мон-ре на основе местных преданий и новгородской житийной традиции. Поздняя редакция (известна в 17 списках) также была создана в Дымском мон-ре в кон. XVIII - нач. XIX в.; ее сведения, особенно даты, не могут считаться достоверными. В ранней редакции жития не назван год рождения святого, нет описания его детства, сведений о месте и времени пострига. Скудость сведений составитель жития объясняет тем, что «преподобный Антоний, Дымския обители начальник... не желая славы от человек, все свое благое по Бозе житие, и крепкое пребывание, и всякую добродетель ни во что же вмени. И не токмо сие, но и преставление свое и вечную память непамятно всем учини». К тому же «от велия забвения и нерадения все истребися, еще же и от бывших пожаров, и всяких воинских людей буести и находов и от своих, во обители живущих, всякия скудости и простоты» (Белоброва . С. 289). Обе редакции называют А. Д. современником прп. Варлаама Хутынского (поздняя сообщает год - 1206-й - и место рождения А. Д.- Вел. Новгород). Житие сообщает, что по воле прп. Варлаама А. Д. ходил к К-польскому Патриарху Афанасию (имя недостоверно) «некиих ради церковных вин» или «потреб». При описании «хожения» составитель ранней редакции использовал «Паломник Антония Новгородского в Царьград», устные новгородские предания и допустил ряд анахронизмов, приписав А. Д. факты путешествия Новгородского архиеп. свт. Антония (Добрыни Ядрейковича). В обеих редакциях рассказывается, что прп. Варлаам перед смертью благословил А. Д. быть игуменом Хутынского мон-ря (событие, также заимствованное из жизнеописания свт. Антония Новгородского; годом преставления Варлаама назван 1243-й вместо 1192-го). Ок. 1243 г. А. Д. удалился в уединенные и глухие места на берегу Дымского оз. (в ранней редакции говорится, что это был погост на Тихвине). Поселившись здесь, А. Д. (по сообщению поздней редакции) ископал пещеру, поставил келью и стал подвизаться, изнуряя плоть ношением железной шляпы.

Согласно житию ранней редакции, А. Д. поставил 2-этажную деревянную ц. во имя прп. Антония Великого с верхней ц. в честь свт. Николая Чудотворца (в поздней редакции названа верхняя ц. в честь Покрова Божией Матери). «Во общее упокоение братии» А. Д. поставил др. храм (теплый с трапезной) во имя Рождества св. Иоанна Предтечи. Кроме того, святой устроил еще одну малую обитель - Вырдомскую пуст. (о ней см.: Мордвинов И . П . Письмо в редакцию).

По-разному редакции жития сообщают о кончине преподобного. В ранней редакции не названа дата преставления. В поздней редакции сказано, что святой преставился 24 июня 1273 г. в возрасте 67 лет. Только в этой редакции говорится об обретении мощей святого - через 97 лет после преставления, т. е. в 1370 г., и добавлено неверное уточнение - в «княжение великаго князя Иоанна Даниловича» (вероятно, день памяти 17 янв. связан с обретением мощей). Из поздней редакции узнаем также, что в 1409 г., при вел. кн. Василии I Димитриевиче , во время нашествия татар, мощи А. Д. предали земле («да не поругаеми будут от врагов»), а церковную утварь, колокола и железную шляпу преподобного опустили в Дымское оз.

Во 2-й пол. XVII в. была составлена ранняя редакция жития святого. В то же время появились изображения А. Д. в рост на фоне Дымского мон-ря. В 1655 г. в мон-ре был построен Свято-Троицкий собор, в к-ром под спудом в приделе прп. Антония Дымского находились мощи святого. В 1744 г. петербургский купец Калитин, получивший избавление от болезни у мощей А. Д., устроил раку над мощами святого и иконостасы в Троицком храме. У раки хранилась железная шляпа А. Д. (весом более 3 кг), широкие поля к-рой были прибиты к тулье толстыми гвоздями. Ежегодно 24 июня, в день преставления преподобного, в Дымском мон-ре совершался крестный ход на озеро.

В 1800-1803 гг. строителем Дымского мон-ря был Герасим (Гайдуков), в 1806 г. переведен в тотемский Суморин мон-рь. Возможно, что Герасим с целью привлечь внимание к заброшенной Дымской обители и составил новую (позднюю) редакцию жития основателя мон-ря, к-рую дополнил чудесами за 1744, 1796, 1800 и 1802 гг. Предположение об авторстве основано на том, что поздняя редакция жития А. Д. составлена по образцу «Жития преподобнаго отца нашего Феодосия пореклу Суморина, Тотемскаго новаго чудотворца» (М., 1846. Л. 38-48), т. е. она возникла под пером человека, знакомого как с тотемским Сумориным мон-рем, так и с Дымской обителью.

Ист.: Ранняя редакция жития // Новгородские ЕВ. 1898. № 12. Ч. неофиц. С. 725-733; Белоброва О . А . Две редакции Жития Антония Дымского // ТОДРЛ. 1997. Т. 50. С. 281-292; поздняя редакция жития: Житие прп. отца нашего Антония Дымския обители начальника. СПб., 1858. Новгород, 19019; литургические: Молитва прп. отца нашего Антония Дымского. СПб., 1881. Новгород, 1881. СПб., 1883; Служба прп. отцу нашему Антонию, Дымские обители начальнику. СПб., 1865.

Лит.: Иоанн, иером . Историко-статистическое описание Дымского монастыря. СПб., 1861. Тихвин, 190612; сиспрц. С. 27-28; Ключевский В . О . Древнерусские жития. С. 144, 349; Барсуков . Источники агиографии. Стб. 44; Филарет (Гумилевский) . РСв. Янв.-апр. С. 74-75; Голубинский . Канонизация святых. Т. 1. Ч. 2. С. 637-638; Леонид (Кавелин) . Святая Русь. С. 48-49, 52-53; Мордвинов И . П . Письмо в редакцию // Новгородский Север. 1915. № 33; он же. Старый Тихвин и Нагорное Обонежье. Тихвин, 1925. С. 13; Мильчик М . И ., Варакин Е . П . Иконография деревянного Антониева монастыря и его графическая реконструкция // Народное зодчество: Сб. науч. тр. Петрозаводск, 1992. С. 141-154; они же . Иконография Антониево-Дымского монастыря // Чтения по исследованию и реставрации памятников худож. культуры Сев. Руси, посвящ. памяти художника-реставратора Н. В. Перцева (1902-1981). Архангельск, 1992. С. 137-154.

О. А. Белоброва

Иконография

А. Д. представлена немногочисленными памятниками иконописи, прорисями и гравюрами XVII-XIX вв., выполненными преимущественно на Рус. Севере и в старообрядческой среде. В описаниях мон-ря сер.- 2-й пол. XIX в. упоминаются 2 образа А. Д. в посвященном ему приделе в нижнем ярусе Казанского собора: «древний», висевший у раки на столпе (возле изображения Спасителя и Тихвинской иконы Божией Матери) и «новый» (ок. 1744) на юж. двери иконостаса. По-видимому, к древнему надгробному образу восходят редкие прямоличные изображения А. Д. XVIII-XIX вв., поясные (XIX в. ГМЗК; нач. XIX в. Частное собрание. С.-Петербург) и ростовые (кон. XIX в. ТИМАХМ), на к-рых святой представлен благословляющим, в схимническом одеянии, с куколем на голове, с развернутым свитком в левой руке; надписи на свитке традиц.: «Не скорбите, братия моя», или «Господи, да будет на месте сем обитель сия святая», или «Се удалихся бегая и водворихся в пустыни, чая Бога спасающаго мя».

Более распространенная иконография А. Д., известная по сохранившимся памятникам иконописи, складывалась не ранее 2-й пол. XVII в. одновременно с составлением жития святого, вероятно под влиянием иконографии прп. Варлаама Хутынского. Описание облика А. Д. имеется в иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. в основном старообрядческого происхождения. В одном указано, что преподобный «подобием аки Варлаам Хутынский, брада руса, схима на плечах» (РНБ. О.XIII.1. Л. 124 об., 3-я четв. XVIII в.); в др. отмечено, что «в схиме, брада аки Александра Ошевенскаго» (БАН. Двин. № 51. Л. 260, кон. XVIII в.), в 3-м - «рус, брада аки у Василия Кесарийскаго, на конце остряя, на плечах схима, риза преподобническая, ряска вохра» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 138 об., 20-е гг. XIX в.). В текстах подлинников отсутствует упоминание, а на иконах - изображение железной шляпы, хранившейся у раки А. Д.

Образ А. Д. на фоне своей обители (типичный для основателя мон-ря иконографический извод) представлен, напр., в иконах посл. четв. и кон. XVII в. (ГРМ; МИИРК): А. Д. изображен в схимническом одеянии, с куколем на голове, без свитка, в молении Иисусу Христу в небесном сегменте, на фоне густого леса, озера и панорамы деревянного мон-ря, окруженного высокой оградой. К данному изводу относится икона из ризницы Антониева Дымского мон-ря, описанная в 1907 г. К. К. Романовым (не сохранилась): «Образ преподобного Антония Дымского старого письма. На нем изображен монастырь Дымский, обнесенный деревянною стеною с деревянными башнями, деревянной церковью и кельями внутри. Церковь изображена шатровая с папертью, над которой две главки, над шатром главка, а за нею еще две также над шатрами» (ИИМК. Ф. 29. Ед. 472. Л. 4-4 об.). Подобное изображение деревянного мон-ря (отстроенного ок. 1655 игум. Филаретом) соответствует описанию его построек в описях 1682 г. и 1689 г. после пожара 1687 г. (СПб ФИРИ. Ф. 132. Оп. 2. Ед. 609. Л. 3), при этом изображение 2 глав на соборной церкви, очевидно, восходит к облику мон-ря в XVI в., согласно его древнейшей описи 1583 г. (ВОИДР. С. 89). Во 2-й четв. XIX в. появились иконы, на к-рых А. Д. с развернутым свитком в руке обращен в молении к Казанской иконе Божией Матери (этому образу был посвящен соборный храм обители) на фоне панорамы каменного мон-ря, архитектурный облик к-рого сложился к 30-40-м гг. XIX в. (деревянной оставалась лишь ц. во имя св. Иоанна Предтечи), напр., на иконе ок. 1815 г. (ГМЗК), на гравюре 1815 г. (частное собрание), иконах 1-й трети XIX в. (частное собрание. С.-Петербург), 1842 г. (ГРМ), сер. XIX в. (ГРМ), сер. XIX в. (частное собрание. Тихвин).

Вероятно, ко 2-й пол. XVII в. относится появление типа изображения А. Д. с поднятой в молении Спасу правой рукой и с развернутым свитком в левой, напр. на прориси с иконы XVII в. (БАН. СВ № 751. Л. 12), на иконе кон. XVII - нач. XVIII в. (частное собрание). Этот извод, очевидно, повторяет распространенный вариант иконографии прп. Варлаама Хутынского. Небольшой размер таких икон свидетельствует о том, что они возлагались на аналой или писались для раздачи паломникам, о чем упоминается в приходо-расходных книгах мон-ря XVII-XIX вв., фиксировавших плату иконописцам за выполнение «пядничных образов дымского чудотворца».

Образ А. Д. включен в композицию «Новгородские чудотворцы», как на прориси с иконы XVIII в. (изображен без куколя), а также в состав Собора рус. святых - на иконе 1814 г. старообрядческого иконописца П. Тимофеева (Маркелов. Т. 1. С. 399, 453).

Арх.: Монастырь Антониев на Дымях // СПб ФИРИ РАН. Ф. 89. К. 2. № 18. Л. 28; Архив ИИМК. Ф. 29. Ед. 472.

Лит.: ВОИДР. 1850. Кн. 6. С. 89; [Григорьев Л. И.] Тихвинские монастыри. СПб., 1854. С. 97-110; Лихачев Н. П. Материалы для истории русского иконописания. Т. 2. СПб., 1906. Табл. 567; Покровский Н. В. Церковно-археологический музей СПб ДА, 879-1909. СПб., 1909. С. 141-144. Табл. 58; Мордвинов И. П. Старый Тихвин и Нагорное Обонежье: Ист. очерк. Тихвин, 1925. С. 13; Живопись Древней Карелии: Кат. выст./ Сост. Г. Жаренков, С. Ямщиков. Петрозаводск, 1964. С. 8; Ямщиков С. В . Древняя живопись Карелии. Петрозаводск, 1986. С. 56, 106-107; Мильчик М. И., Варакин Е. П. Иконография деревянного Антониева монастыря и его графическая реконструкция // Народное зодчество: Сб. науч. тр. Петрозаводск, 1992. С. 141-154; они же. Иконография Антониево-Дымского монастыря // Чтения по исследованию и реставрации памятников художественной культуры Северной Руси, посвященные памяти художника-реставратора Н. В. Перцева (1902-1981). Архангельск, 1992. С. 137-154; Маркелов Г. В. Новгородские святые по иконописным подлинникам // Новгород в культуре Древней Руси: Мат-лы Чтений по древнерус. литературе. Новгород, 16-19 мая 1995 г. Новгород, 1995. С. 39; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С. 100-105, 398-399, 452-453, 608. Т. 2. С. 54.

И. А. Шалина

В старину, когда паломники шли в Тихвинский монастырь по Вологодскому тракту, они обязательно заходили в древнюю Антониево-Дымскую обитель, находящуюся неподалеку. Умывались здесь, переоблачались в чистые одежды, кланялись честным мощам преподобного Антония Дымского, и только тогда шли к чудотворной Тихвинской иконе. И было у них такое присловье: кто у Антония не бывал - того Тихвинская не принимает. Тем более что и память святого Антония - всего за два дня до праздника Тихвинской иконы Божией Матери: 7 июля по новому стилю.

Пять лет тому назад, в те дни, когда в Россию возвращалась из Америки чудотворная Тихвинская икона, мне довелось побывать в Антониево-Дымском монастыре в день памяти преподобного. В автобус, рано утром отходивший из Тихвина, прихожане Успенского монастыря внесли хоругви, крест и фонарь; одну хоругвь держал молодой человек в тельняшке, по имени Андрей. Он приехал из Вологды по благословению настоятеля Прилуцкого монастыря, несколько дней провел в Петербурге и уже дважды приложился к Тихвинской иконе.

В Петербурге, когда ехал к Казанскому собору, видел в небе две такие радуги! - рассказывал Андрей, пока остальные паломники пели "Радуйся, Радосте миру...". - Все смотрели - и верующие, и неверующие. Я купил в соборе маленькую иконку Богородицы, у чудотворного образа освятил, она мне так помогает!..

А как вы воспринимаете возвращение Тихвинской иконы: как историческое событие или как что-то личное?

Конечно, историческое! Для России это какое значение-то имеет огромное! Но и личное, конечно, тоже. А вы потом приезжайте к нам, в Вологодчину. У нас в монастыре в июне престольный праздник, в этот день из музея в храм переносят икону Димитрия Прилуцкого, древнюю, чудотворную. А я здесь побуду - и в Дивеево...

Литургия в Антониево-Дымском монастыре совершалась прямо на скошенной траве перед Троицким храмом. Перед входом в храм был устроен алтарь - тент на длинных жердях, хор расположился под большой березой, возле стога сена началась исповедь. Я решила пройтись по монастырю, который только-только начинал восстанавливаться, миновала коричневый домик, из тонкой трубы которого шел дым. В домике жил странный человек невыского роста, в широкополой шляпе, а у двери лежала лохматая собака, веселость которой странным образом соединялась с бдительностью и решительностью.

Железные монастырские ворота были открыты, но видно, что на ночь они запирались: на них висела цепь и замок. Стояли они, правда, прямо среди травы, никаких стен не было, хочешь - заходи. Несколько лет назад возле этих ворот мы встретили настоящего странника, длинноволосого, с котомкой за спиной и голыми пятками, который представился как "странник Михаил, раб Божий, никуда негожий". Сейчас в эти ворота заходят редкие богомольцы: девушка с толстой белой косой, в светлой юбке до колен и высоких резиновых сапогах; осаживает велосипед женщина с рюкзаком за спиной...

Во время Литургии мимо меня прошёл и встал под плакучей березой маленький согнутый старичок в рясе, с наперсным крестом и палочкой в руке. Словно бы и не замеченный никем - а ведь это прежний настоятель Тихвинского монастыря, игумен Александр (Гордеев). Он появился на свет в 1928 году, в роддоме, располагавшемся на территории Тихвинского монастыря. Остановившись у берёзы, отец Александр тихонько сказал сопровождавшему ему мужчине: "Епитриахиль и поручи", - и стал в одиночестве молиться. Но, как только закончились песнопения и началось чтение жития преподобного Антония Дымского, отца Александра окружило множество богомольцев. Он благословил всех, а потом отошел и встал неподалеку от алтаря, отказавшись присесть на стул, попросил только принести палочку.

После Литургии мы крестным ходом пошли к Дымскому озеру. Читали Акафист преподобному Антонию возле маленькой деревянной часовни, а озеро, неподвижное, спокойное, ожидало, когда освятят его воду. Дымское! Однажды оно само рассказало мне, почему его назвали именно так. Мы купались в нем рано утром, часов в шесть, и все оно было словно окутано клубами дыма - туманом, в котором мы плыли-брели, руками раздвигая облака. Все тот же крест возвышается над водой - его установили на большом камне, почти полностью скрытом под водой. На этом камне на рубеже XII-XIII веков и молился преподобный Антоний Дымский.

После Акафиста один из батюшек прямо в облачении вошел в воду и трижды погрузил в неё крест. А потом отец Димитрий Пономарев, священник из Казани, обратился к паломникам:

Всечестные отцы, братья и сестры! Господь явил сегодня по молитвам преподобного Антония чудо. То, что вы видите здесь - это и есть жизнь Церкви. Не только в книжках мы читаем об истории Церкви, но и ныне стоящие здесь священники, монахи и мирские люди творят церковную историю. А десять лет тому назад на это святое место пришли всего пять человек! Эти люди молились преподобному Антонию и установили на сем святом месте, у камня, где преподобный молился и зимой и летом, стоя на коленях в воде, памятный крест. И кто мог подумать, что на следующий год на это святое место придёт уже восемь человек? А ещё через год - двадцать! А ещё через год - пятьдесят! И вот сейчас здесь столько людей, что мне даже не сосчитать: что-то около трехсот или четырехсот человек. Сегодня ко мне подошёл монах Тихвинского монастыря и сказал: "Какая радость, Боже! Ну и хор у нас сегодня пел! Кого только в этом хоре не было! Регент из Архангельска, регент из Казани, регент из Ростова. И служило у нас сегодня восемь священнослужителей". А тогда, десять лет назад, среди нас был всего лишь один священник.

И я вас уверяю, что вы, единожды приехав сюда, уже никогда 7 июля не будете находиться в иной точке земного шара. Потому что благодать Божия, которая даруется нам по молитвам преподобного Антония Дымского, велика есть. Сегодня в этом монастыре мы не можем поклониться мощам святого Антония, потому что он не может ныне покинуть Тихвинский Успенский монастырь. Потому что, совершая паломничество, он, по преданию, первым увидел Тихвинскую икону Божией Матери и приложился к ней - тогда она ещё находилась в Константинополе. Получается, он стал предтечею появления Тихвинской иконы Божией Матери в наших землях. Ныне почитание преподобного Антония Дымского становится всё больше. Это чудный святой! Практически все, кто десять лет тому назад нёс сюда памятный крест, стали либо священниками, либо монахами. Преподобный благословляет очень сильно. Пусть же по молитвам преподобного Антония Дымского, чудотворца, Господь наш Иисус Христос благословит вас обильно своей благодатью и человеколюбием!

Пока паломники купались в освящённой воде, я попросила отца Димитрия поподробнее рассказать о том, как устанавливали на озере поклонный крест.

Я не знаю, есть ли еще в России такой необычный крест - на водах! - сказал батюшка. - Ну, это воля Божия, это Господь так на сердце положил - и всё. Когда мы 7 июля 1994 года сюда на грузовой машине приехали, выгрузили из нее крест - прогремел в первый раз гром. Отец Геннадий Беловолов, такой скептический человек, говорит: "Это самолёт, самолёт". Но никаких самолётов в небе не было - мы посмотрели. А когда понесли крест - громыхнуло второй раз!

Когда мы крест везли, по пути нашли металлическую воронку, в которую потом крест поставили. Взяли с собой мешок цемента, но нужен был какой-то тяжёлый груз, чтобы крест поставить. Смотрим: свалка старых вентиляционных вещей, и среди них - эта воронка. Потом разводили цемент, потом жгли костёр, чтобы цемент застыл. Погрузили всё это на водный велосипед - тут база отдыха была - и уже очень поздно, ровно в 23 часа 53 минуты, крест сам соскользнул в озеро. И тут в третий раз гром прогремел! И крест встал очень чётко, как и положено православному кресту. Если бы он встал неровно, его невозможно было бы поправить, потому что основание у него очень тяжёлое. Это действительно было чудо Божие.

А вообще почитание Антония Дымского в наше время началось с фильма "Созижди церковь", посвящённого монастырям России, Северной Фиваиды. В девяносто третьем году, в ноябре, мы с отцом Геннадием приехали сюда вместе со съёмочной группой. И когда мы оказались здесь - услышали колокольный звон. Спустились к озеру - никаких колоколов, никакого монастыря не было, ни одной церкви в округе.

Надо бы благодетелей сюда, людей состоятельных! И преподобный Антоний отмолит все их грехи. Все, кто нёс тогда крест, стали священниками либо монахами, все пятеро. А до этого - никто не собирался! Удивительное дело.

Тут к нам с отцом Дмиитрием две бабушки подошли, белый и голубой платочек:

Мы идём с Новгорода, с Новгорода пешком...

С Новгорода пешком! - повторил отец Димитрий, благословляя бабушек. - Вот видите, что делается. Знаете, я немного слукавил: в первый год мирян было не пятеро, а на одного больше. Потому что, когда мы пришли на это место, вдруг видим: дяденька стоит, с бородой, седовласый, молится, иконочка висит перед ним на дереве. Он так обрадовался, увидев нас, удивился! Побыл-побыл - и исчез, как ангел Господень. Этого человека я несколько раз потом видел, он тихвинец. Так что подспудное почитание преподобного было всегда, никогда не прекращалось.

Приезжайте к нам в Казань, в храм Рождества Христова! У нас там минареты на каждом перекрёстке, а мы мусульман крестим пачками. Я, кстати, рукоположился последним из тех пяти мирян, что пришли сюда десять лет назад. Это было осенью прошлого года.

Простившись с отцом Димитрием, снова встречаю Андрея из Череповца.

Ну как, искупались?

Я же совсем плавать не умею, - расширив глаза, говорит он. - Но искупался! Меня один человек, по имени Антоний, за руки держал. Два раза я окунулся, а потом кричу: "Ой, не могу! Я же утону!" Но и в третий раз он меня окунул. Вот ведь чудо какое!

Иду вверх по тропинке к автобусу, нагоняю незнакомых монахиню и мирянку.

Взяли сухарик с собой, водички, больше не надо ничего. А какой день! Как прожит! - говорит одна.

Да, а сколько мы всего делаем лишнего, ненужного, дурного...

АНТОНИЕВ-ДЫМСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ВИД НА ОБИТЕЛЬ С ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА

В июле прошлого года небольшая группа верующих из Подмосковья совершила паломничество к древним святыням Новгородской земли. Мы посетили Тихвинский Успенский монастырь, Свято-Троицкий Зеленецкий монастырь и Старую Ладогу с ее древнейшим на Руси Георгиевским храмом. Наш рассказ о паломничестве мы начнем с описания дня празднования памяти преподобного Антония Дымского.

В Тихвин мы прибыли ночью накануне дня памяти святого и остановились на ночлег в доме Антонины Сергеевны Орловой – родной сестры незабвенной нашей прихожанки Марии Сергеевны Трофимовой. Тихвин – это ее родина, она не раз рассказывала, как бывала в детстве на Дымском озере на месте подвигов Преподобного. От Тихвина до Дымского озера – 20 километров.

Рано утром 7 июля мы подъехали к Тихвинскому монастырю, где нам сообщили, что в пять часов утра от главного городского Преображенского собора выступил в Антониев-Дымский монастырь Крестный ход, с приходом которого начнется праздничная служба, назначенная на половину десятого утра.

Подъехали мы как раз вовремя, так как буквально через несколько минут от монастыря отправился к Дымскому озеру автобус с паломниками. Тронулись и мы в путь вслед за автобусом. Вскоре показалось озеро и монастырские строения. Пришло время рассказать или напомнить читателям о святыне, к которой мы прибыли в памятный день 7 июля.

Дымское озеро и находящийся на его берегу Антониев-Дымский монастырь – место подвигов одного из великих подвижников Святой Руси – преподобного Антония. Родился он в Великом Новгороде от благочестивых родителей. Еще в юном возрасте оставил он родительский дом и был принят в обитель Спаса, что на Хутыни близ Новгорода. Основателем и игуменом монастыря был преподобный Варлаам Хутынский. Это был поистине святорусский богатырь огромного роста. Носил он власяницу и тяжкие вериги, еще при жизни творил великие чудеса. Из жития известно, как он воскресил умершего отрока, во время засухи в Великом Новгороде свел с неба обильный дождь. Антония поставили игуменом Хутынского монастыря. Для братии он стал вторым Варлаамом, руководил духовной жизнью обители, умножил число иноков, завершил строительство каменной церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Хутынский монастырь посещали множество паломников и знатных гостей, настоятеля почитали и прославляли по всей Новгородской земле.

Земная слава тяготила Антония, и он со слезами просил Господа и Его Пречистую Матерь указать место упокоения его старости. Получив откровение о пути своего спасения, Антоний тайно покинул обитель и ушел в глухие дебри Русского севера в поисках места для отшельнической жизни. После ухода настоятеля игуменом братия избрала другого ученика преп. Варлаама – преп. Ксенофонта Робейского. Однажды преп. Антоний пришел на берег Дымского озера, находившегося среди дремучих тихвинских лесов на дальней окраине Новгородской земли. Как сообщает житие преподобного Антония, он познал этот край как место своего спасения и «возлюбил его зело». Антоний срубил малую келию со словами псалмопевца: «Се покой мой, зде вселюся во веки». На холме у озера отшельник выкопал пещеру «зимнего ради пребывания» и стал жить здесь в полном уединении. Дни проводил он в трудах, ночами молился. Преподобный взял на себя особый подвиг: он носил на главе тяжелую кованую железную шапку с широкими полями, прибитыми к тулье гвоздями. Шляпки гвоздей впивались в голову, останавливаясь на твердых черепных костях, а тяжесть шапки усиливала боль. Железная «шляпа» преподобного постоянно напоминала ему о муке тернового венца, принятого Христом во спасение людей. Эту шапку Антоний носил до последнего дня своей жизни.

Посреди Дымского озера прп. Антоний обнаружил большой камень, верх которого едва выглядывал из воды. В зависимости от уровня воды в озере камень то уходил под воду, то снова показывался на поверхности. Антоний подплывал на лодке к камню и долгие часы и ночи молился один, стоя на этом камне. Дымский столпник за много лет предварил подвиги стояния на камне прп. Серафима Саровского и Серафима Вырицкого. Но он также стал единственным святым русской Церкви, совершившим подвиг столпничества на водах. В зимнее время лед оттаивал и вода становилась теплой от молитвы старца, так что он в течение всего года не оставлял свой подвиг. Своими молитвами и многолетним стоянием прп. Антоний освятил Дымское озеро, которое стали называть Святым. Сохранилось предание о том, что преподобный заповедал богомольцам не входить в основанную им обитель, не омывшись в водах Святого озера. Впоследствии возник обычай плавать вокруг Антониева камня с молитвой преподобному. Замечательно и то, что большинство посмертных чудес по молитвам прп. Антония, записанных в монастырских рукописях, совершалось через погружение или омовение в Дымском озере.

Постепенно люди узнали о подвигах благодатного отшельника. Вскоре на берегу Дымского озера появились первые келии желавших подвизаться под духовным руководством великого старца. Когда собралось довольно братии, по благословению Новгородского архиепископа был основан монастырь и освящена церковь в честь прп. Антония Великого. Позже в ней были устроены приделы в честь Покрова Божией Матери и во имя свт. Николая Чудотворца. Затем поставили в обители теплую церковь во имя Рождества св. пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с братской трапезной. Знаменательно, что престольный праздник этого храма – 24 июня / 7 июля – соединился с памятью самого прп. Антония, скончавшегося в этот день. Почитателем прп. Антония был св. благоверный князь Александр Невский, который пожаловал грамоту на учреждение монастыря. В Дымском монастыре сохранилось предание о том, что св. Александр Невский посещал обитель и погружался в Святое озеро, исцелившись после этого от ревматизма. Дымский монастырь в течение многих столетий почитал святого князя своим небесным покровителем. На изображениях обители обычно над монастырем вместе с преп. Антонием Великим, Антонием Дымским и св. Иоанном Предтечей обязательно изображался и св. Александр Невский.

Существует непреложная и глубочайшая духовная связь прп. Антония Дымского и Тихвинской иконы Божией Матери. Преподобный молился в тихвинских лесах за полтора столетия до явления здесь чудотворного образа. Своими молитвами и подвигами он приготовил место сие, призвал в этот некогда глухой и необжитый край благословение Божией Матери. Тихвинская икона явилась в 1383 году в 15 верстах от места подвигов прп. Антония. И недаром духовная традиция называет Преподобного предтечей этого события. Многие из чудес и явлений прп. Антония совершались совместно с Божией Матерью. Быть может, самое известное из них – исцеление болящего Симеона, которому в тонком сне явился прп. Антоний с Тихвинской иконой Божией Матери. Прп. Антоний шел из Тихвинского монастыря с чашей воды от Царицы Небесной и, окропив ею, исцелил болящего. Русские паломники с самых давних времен уразумели небесную связь прп. Антония и явления Тихвинской иконы. Возник благочестивый обычай: по пути на богомолье в Тихвинский монастырь прежде заходить в Дымскую обитель. Сложилась даже такая поговорка: «Кто у Антония не бывал, того Тихвинская Божия Матерь не примет». Не случайно, что над мощами преподобного постоянно находилась Тихвинская икона. Еще один духовный знак – празднование дня памяти прп. Антония (24 июня / 7 июля) накануне праздника явления Тихвинской иконы Божией Матери (26 июня / 9 июня).

В 1409 году во время нашествия хана Едигея на Новгородские земли иноки обители скрыли мощи преп. Антония под спудом храма. Церковную утварь, колокола, вериги и шляпу преподобного опустили на дно Дымского озера. Татары разграбили и сожгли монастырь дотла. Однако святыни были спасены и взяты из вод Святого озера. Мощи преп. Антония с тех пор находились под спудом, а обретенная в водах озера железная шляпа хранилась на раке, установленной над местом погребения мощей.

В смутное время (1611 г.) шведы разорили и сожгли храмы и келии монастыря. Но вскоре с благословения патриарха Филарета первый царь Дома Романовых – Михаил Феодорович – повелел возобновить Дымский монастырь. В это же время царица-инокиня Дарья Алексеевна (четвертая жена царя Иоанна Грозного), подвизавшаяся во Введенском монастыре Тихвина, пожертвовала на восстановление обители 5 рублей (по тем временам довольно значительная сумма). В царствование государя Алексея Михайловича воздвигли первый каменный храм – во имя прп. Антония Великого с приделом в честь Казанской иконы Богоматери и св. Николая Чудотворца. Ее освящение совершили в престольный праздник монастыря – 17/30 января 1656 года.

В 1764 году после указа императрицы Екатерины II о монастырских штатах обитель закрыли. Соборный храм был приходским в течение 30 лет. 1 сентября 1794 года митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил, сам известный подвижник и насадитель старчества, возобновил Дымский монастырь с общежительным уставом, составленным им собственноручно. Святитель благословил возродить монастырь как Свято-Троицкий Антониево-Дымский. Братство обители составило 30 человек и вплоть до октября 1917 года оставалось неизменным.


Первым настоятелем обители был назначен игумен Тихон. XIX век стал временем расцвета монастыря. Были построены новые каменные храмы, часовни, ограда с четырьмя башнями по углам и святыми вратами. В 1860-е годы вышло в свет «Историко-статистическое описание Дымского монастыря» с изложением подвижнического жития преподобного Антония, ставшее основным источником сведений о монастыре. Главной святыней обители оставались мощи прп. Антония, которые находились под спудом монастырского собора в нижнем храме под центральным сводом между приделами Казанской Божией Матери и прп. Антония Великого. Вблизи гробницы на особом аналое лежала железная шляпа основателя обители. Паломники возлагали ее на свои головы, получая по молитвам Дымского чудотворца благодатные утешения и исцеления. В день памяти Преподобного – 24 июня / 7 июля из монастыря совершался крестный ход на Дымское озеро, где происходило освящение воды и общее купание. Этот путь, вымощенный отполированными булыжниками, сохранился и до сего дня.

Последним документом в дореволюционной истории монастыря стала «Ведомость о числе монашествующих…», представленная в Новгородскую консисторию в 1918 году. По ней в монастыре проживали 27 человек, из них 11 монахов, включая настоятеля игумена Феоктиста, остальные послушники и трудники. Советская власть закрыла монастырь в 1919 году, переименовав его в поселок «Красный броневик». Троицкий собор упоминался как действующий еще в 1931 году в качестве приходского храма. Сюда приезжали богомольцы из Тихвина, где уже были закрыты все церкви. Тогда же разорили монастырское кладбище и разобрали на кирпич большинство строений обители. К концу XX столетия на месте большого цветущего монастыря не осталось ни одного храма, ограда исчезла, большинство монастырских зданий были разрушены до основания. На монастырском пепле одиноко высился лишь остов колокольни.

В 1994 году петербургские почитатели прп. Антония изготовили и привезли в разоренную обитель крест с иконой и установили его на дне озера рядом с камнем, на котором молился святой. Впервые после многих десятков лет на берегу озера отслужили молебен с акафистом прп. Антонию, ставший с того дня ежегодным. В следующие годы в день памяти преподобного собиралось все больше и больше паломников. И вот в 1997 году накануне престольного праздника обители – дня прп. Антония Великого (17/30 января) – было подписано решение о передаче оставшихся строений бывшего Дымского монастыря Православной Церкви. А в сам день памяти святого состоялось первое богослужение в возвращенном Церкви монастыре – молебен с акафистом преп. Антонию. Первой зажженной свечой Дымской обители стала обожженная благодатным огнем свеча из Иерусалима. Дымский монастырь был передан Тихвинскому монастырю как приписной скит. Несмотря на огромные трудности в Тихвинской обители, братия приступила и к восстановлению Антониева монастыря. В единственном оставшемся неразрушенным корпусе была отслужена первая за 80 лет Божественная литургия.

В 2001 году трудами братии был построен новый трапезный храм во имя прп. Варлаама Хутынского – учителя прп. Антония. Тогда же совершилось и чудесное событие, наполнившее сердца всех любящих Преподобного великой радостью.

Весной братия приступила к восстановлению Троице-Казанского собора монастыря, стоявшего над мощами Преподобного. Начались поиски старых фундаментов, и одновременно с раскопками появилась надежда на обретение мощей преп. Антония. 17 мая 2001 года игумен Тихвинского монастыря Евфимий обратился с прошением на проведение археологических раскопок с целью нахождения места погребения прп. Антония Дымского.


ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ПРП. АНТОНИЯ ДЫМСКОГО В ОБИТЕЛИ. РАКА С МОЩАМИ ПРЕПОДОБНОГО АНТОНИЯ. 7 ИЮЛЯ 2011 г.

За время работ братия молилась и ежедневно совершала чтение акафиста преподобному. Через 20 дней были обретены мощи основателя обители. Последующие экспертизы полностью подтвердили их подлинность. Впервые за многие столетия православные люди могли приложиться к святым мощам преподобного.

Первая же служба у мощей ознаменовалась чудом исцеления. Один мужчина с болезнью глаз, носивший очки с толстыми линзами, после молитвы перед мощами приложился к ним и тут же стал видеть все без очков. Ставшие ненужными очки он оставил в монастыре как свидетельство чудесного исцеления. Вслед за этим последовали новые чудеса, записанные уже в летописи, ведущейся в Тихвинском монастыре. Вот некоторые из них.


АНТОНИЕВ-ДЫМСКИЙ МОНАСТЫРЬ. РАКА С МОЩАМИ ПРП. АНТОНИЯ ДЫМСКОГО

В январе 2001 года паломница из Санкт-Петербурга, страдавшая сильными суставными болями обеих кистей рук и уже потерявшая надежду снять боль, так как лекарства не помогали, окунула руки в прорубь на святом озере. По прибытии домой боль и воспаление полностью прошли, о чем сообщила паломница на следующий день на подворье Тихвинского монастыря в Санкт-Петербурге.
Женщина 50-ти лет исцелилась от болей в позвоночнике после молитвы преподобному и растирания воспаленного участка водой из Дымского озера.

В январе 2002 года во время паломнической поездки произошло исцеление женщины от артрита нижних конечностей. С огромным трудом, преодолевая боль, паломница после молитвы преп. Антонию облила холодной водой (!) больные ноги – и исцелилась от болезни, на глазах у всех паломников пробежав от проруби до автобуса.

После открытия мощей прп. Антония и перенесения их в Успенский собор Тихвинского монастыря совершилось чудо исцеления девятилетнего отрока Георгия от воспаления и отека среднего уха вследствие отита. После молитвы, приложившись к святым мощам, ребенок моментально почувствовал облегчение, а затем и отсутствие боли в ухе, а на следующий день врачи подтвердили полное отсутствие болезни, хотя мальчик не принимал никаких лекарств.

А в марте 2002 года исцелился от энуреза отрок Георгий.


РАКА С МОЩАМИ ПРП. АНТОНИЯ ДЫМСКОГО

Продолжим рассказ о нашем паломничестве. Пока прибывшая братия готовилась к совершению Божественной литургии в недавно построенном трапезном храме прп. Варлаама Хутынского, прямо у храма поставлены были мощи прп. Антония, привезенные из Тихвинского Успенского собора. Прибывшие паломники благоговейно прикладываются к ним, и одновременно рядом с ракой совершается таинство исповеди. В это время появляется


Крестный ход из Тихвина с иконами, крестами и хоругвями. Лица подошедших сияют радостью. 20 километров осталось позади, и участники Крестного хода прикладываются к мощам и встают в очередь на исповедь. Как и было сказано, в девять часов 30 минут начинается Божественная литургия. Большинство паломников – а их было очень много – причащаются. После чтения благодарственных молитв служится молебен преподобному Антонию, затем выстраивается Крестный ход, и все собравшиеся с пением тропаря Преподобному и запевов молебна направляются по старинной дороге к Дымскому озеру, где должен совершиться чин благодатного купания.


Во время Крестного хода начинается дождь, так что купание начинается еще до погружения в воды озера. И что замечательно – поначалу люди раскрывают зонтики, а потом их убирают. Многие чувствуют, что дождь этот не случайный, Сам Господь дает благословение на благодатное купание. Вода на земле – кругом лужи; вода стекает с кустов и деревьев, окружающих путь к озеру; вода льется сверху; и перед нами раскрывается водная гладь, на которой виднеется крест рядом с камнем, на котором молился более тридцати лет преподобный Антоний. Крестный ход подходит к часовне, воздвигнутой


на берегу Святого озера. Замечательно, что крыша часовни в точности повторяет форму железной шляпы, которую носил Преподобный. В часовне поставлена рака с мощами Преподобного. Дается первый возглас, и начинается пение молебна с акафистом преподобному Антонию. В руках у многих – книжки с текстами акафиста, и люди, собираясь около этих книжек, «единеми усты и единым сердцем» поют слова акафистных возглашений. И вдруг в самом начале пения акафиста тучи раздвинулись, и появилось солнце – ласковое, радующее, играющее. Дождь как будто прекратился, но в воздухе стоит прямо-таки жемчужная взвесь из легких капель воды. Лучи солнца переливаются в них – зрелище удивительное, завораживающее…

Наконец пение закончено, все собравшиеся становятся на колени, и игумен монастыря читает молитву прп. Антонию. Затем продолжается последование водосвятного молебна. Когда наступает момент освящения воды, игумен входит прямо в Святое озеро с пением «Спаси, Господи, люди Твоя…», троекратно погружает крест в его воды. После этого он подходит к мощам преподобного Антония и говорит о подвиге святого, о том, что его молитвы призвали


благоволение Божией Матери на Тихвинские земли: «Пришествие чудотворной иконы наполнило благодатью эти земли, сделало наш Тихвин и это озеро святыми местами. Было время, когда нашим предкам дарована была радость обретения мощей Преподобного, которые охраняли обитель и наши земли. Именно вскоре после обретения явилась в северных пределах Великой Руси Тихвинская икона, ставшая величайшей святыней и хранительницей нашего государства. И вот нам с вами Господь судил жить в удивительное время. В 2001 году мы мощи великого чудотворца и покровителя нашего края, это стало первым подобным событием в духовной истории нового XXI века. А вслед за этим произошло еще более значимое событие в духовной жизни нашей Отчизны: Тихвинская икона Божией Матери возвратилась на свое место в нашей Тихвинской Успенской обители. И мы верим, что это возвращение святыни произошло не без участия молитв преподобного Антония.


АНТОНИЕВ-ДЫМСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ПОСЛЕ ЧИНА ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ В ОЗЕРЕ

Издревле существует в нашей тихвинской земле благочестивый обычай «крестного плавания» вокруг камня, на котором молился преподобный. По преданию для молитвы об одном человеке нужно трижды проплыть вокруг Антониева камня с молитвой: «Во имя отца и Сына и Святаго Духа» и с молитвенным обращением к преподобному. Этим омовением исцеляются наши души и тела, укрепляется вера, утверждается ревность в благочестивой жизни в Боге. Это благодатное плавание есть купель для души, и каждый, кто сегодня пришел сюда, может ощутить эту благодать. По традиции, принятой в Церкви, первыми совершают благодатное купание и погружение в воды мужчины, а вслед за тем – женщины. Благословение Господне на вас всех».


И так гуськом один за другим направились мужчины в воду и далее – ко кресту и камню Антониеву. Мы повторили вместе со всеми этот путь. Солнце сияло над озером. Женщины на берегу терпеливо ожидали, пока мужчины не закончат купание и, наконец, наступил их черед. Невозможно словами передать обстановку этого купания. Оно поистине было благодатным, незабываемым. Нам довелось побывать в обители преподобного в день главного торжества и, конечно, настроение было приподнятым, праздничным. Но такое бывает один раз в году. А в остальные дни Дымская обитель продолжает оставаться удивительным островком благодатной тишины и покоя.


Именно здесь в полноте ощущается дух старого Тихвина, который во многом утратил былую красоту, благолепие жителей, тот паломнический, молитвенный дух, царивший некогда в городе.