Овд в ссср. Красное нато. организация варшавского договора

В мае 1955 года на проведенном в Варшаве совещании , в повестке дня которого стояли вопросы обеспечения мира и безопасности, руководители ряда стран подписали Договор о дружбе, взаимопомощи и сотрудничестве. Принятие документа состоялось 15 мая, при этом инициатива подписания договора принадлежала Советскому Союзу. Кроме него, в фактически созданный военный блок вошли Чехословакия, Болгария, Польша, Венгрия, Албания, ГДР и Румыния. Соглашение было подписано на тридцатилетний срок, который впоследствии был продлен. Так появилась Организация Варшавского Договора.

Договор , что подписавшие его в станут воздерживаться от угрозы применения силы. А при вооруженном нападении на одну из стран-участниц договора остальные стороны обязались оказать ей всеми имеющимися средствами, не исключая и военной силы. Одной из задач блока было сохранение коммунистической власти в Центральной и Восточной Европы.

Мировое сообщество понимало, что Организация Варшавского Договора стала вполне оправданным и адекватным ответом на создание блока НАТО, упорно стремившегося расширить свое влияние в Европе. С этого момента возникло и продолжалось довольно долго противостояние двух военных организаций мирового масштаба.

Характер и значение Организации Варшавского Договора

В рамках Варшавского блока действовал особый военный , управлявший Объединенными вооруженными силами. Существование военного и политического союза государств дало юридические основания для участия советских военных подразделений в подавлении антикоммунистического мятежа на территории Венгрии и в более поздних событиях в Чехословакии.

Наибольшую выгоду от участия в Организации Варшавского Договора получил Советский Союз, военный потенциал которого был основой политического блока. Подписанный в Варшаве договор фактически дал СССР возможность при необходимости без помех использовать территорию союзнических стран для базирования своих вооруженных сил. В рамках договора советские войска получили вполне законное разместить свои войска почти в самом сердце Европы.

Позже выяснилось, что внутри стран, подписавших договор, существуют трудноразрешимые противоречия. Из-за внутренних разногласий Албания вышла из договора. Свою исключительную позицию по отношению к блоку не раз открыто демонстрировала Румыния. Одной из причин разногласий было стремление СССР установить жесткий контроль над армиями других стран, входящих в блок.

Когда рухнула Берлинская стена и Центральной Европы пронеслась волна «бархатных» революций, военный блок социалистических стран потерял свою основу. Формально Организация Варшавского Договора завершила свое существование в июле 1991 года, хотя фактически она распалась уже в конце 80-х годов.

О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией был подписан 14 мая 1955 г. на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе.

Представители восьми европейских государств, собравшиеся на совещание 11 мая 1955 г. в Варшаве (в качестве наблюдателя на нем присутствовал представитель от Китая), мотивировали заключение Варшавского договора необходимостью ответных мер на создание Организации Североатлантического договора (НАТО), включение в этот блок Западной Германии и политику ее ремилитаризации. Совместные меры по обеспечению безопасности и обороны, основанные на двусторонних договорах 1943-1949 гг. о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, были признаны недостаточными.

Целями Варшавского договора провозглашались обеспечение безопасности стран участниц Договора и поддержание мира в Европе.
Договор состоял из преамбулы и 11 статей. В преамбуле были сформулированы цели заключения Варшавского договора, и указывалось, что участники договора будут уважать независимость и целостность союзных государств, не вмешиваться в их внутренние дела.

Декларировался сугубо оборонительный характер Варшавского договора. Государства - участники Варшавского договора обязались в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (ООН), воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения, разрешать споры мирными средствами, консультироваться между собой по всем важным международным вопросам, затрагивающим их общие интересы, заявили о готовности принимать участие во всех международных действиях, направленных на обеспечение международного мира и безопасности, добиваться принятия эффективных мер к всеобщему сокращению вооружений и запрещению оружия массового уничтожения, предусмотрели оказание немедленной помощи всеми средствами, включая применение вооруженной силы, в случае вооруженного нападения в Европе на одно или несколько государств - участников Договора.

Для реализации целей и задач Варшавского договора в нем было предусмотрено создание соответствующих политических и военных органов, в т.ч. Политического консультативного комитета и Объединённого командования вооруженными силами государств - участников.

(Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. в 8 томах 2004 г.г. ISBN 5 203 01875 - 8)

Варшавский договор вступил в силу 5 июня 1955 г., после сдачи на хранение Польше как стране-депозитарию ратификационных грамот всеми участниками Договора.

Варшавский договор был заключен на 20 лет с автоматическим продлением на последующие 10 лет для тех государств, которые не денонсируют Договор за год до истечения этого срока.

Албания с 1962 г. в работе органов Варшавского Договора не участвовала, а в 1968 г. объявила о его денонсации.

26 апреля 1985 г. государства - участники Варшавского договора подписали в Варшаве Протокол о продлении срока действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. В соответствии с Протоколом, вступившим в силу 31 мая 1985 г., Варшавский договор был продлен на 20 лет с возможностью последующей пролонгации еще на 10 лет.

ГДР перестала быть членом Варшавского договора в 1990 г. в связи с ее объединением с ФРГ.

В связи с социально-политическими преобразованиями в СССР и других государствах Восточной Европы на рубеже 1980-90-х гг. в феврале 1991 г. странами-участницами было принято решение об упразднении военных структур Варшавского договора. 1 июля 1991 г. в Праге Болгарией, Венгрией, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией был подписан протокол о полном прекращении действия Варшавского договора 1955 г.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

военно-политическая организация. Создана 14 мая 1955 г. представителям 8 европейских социалистических государств, подписавших Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Создание военного блока закрепила геополитический раскол Европы и противостояние с НАТО. 1 июля 1991 г. в Праге подписан протокол о прекращении деятельности ОВД.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОРГАНИЗАЦИЯ ВАРШАВСКОГО ДОГОВОРА (ОВД)

создана на основе Варшавского договора 1955 г. о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который был подписан 14 мая в Варшаве Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР, Чехословакией и Албанией (с 1962 г. Албания не участвовала в работе созданной на основе договора Организации, а в сентябре 1968 г. вышла из Организации). Заключение договора было вызвано агрессивной деятельностью блока НАТО для его нейтрализации, обеспечения безопасности государств-участниц и поддержания мира в Европе.

Участниками ОВД было заявлено, что договор открыт для присоединения других государств независимо от их общественного и государственного строя. Государства-участники ОВД обязались воздерживаться от угрозы силой или ее применения, а в случае вооруженного нападения на кого-либо из них оказать жертве агрессии немедленную помощь всеми необходимыми средствами, включая применение вооруженной силы. Члены ОВД в соответствии с его условиями и Уставом ООН обязались действовать в духе дружбы и сотрудничества для укрепления экономических и культурных связей, следуя принципам взаимного уважения независимости, суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга и других государств. Отличное определение

Неполное определение ↓

Распад Организации Варшавского договора (ОВД) и Совета Экономической взаимопомощи (СЭВ) - ряд событий, положивших конец существованию военного и экономических блоков социалистических стран Европы, военному и экономическому присутствию СССР в Восточной Европе. Считается одной из ключевых вех в процессе окончания «Холодной войны».

Образование Варшавского договора.

Варшавский договор (официально - Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи) был подписан 14 мая 1955 г. в столице Польши Варшаве. Он означал создание военного союза социалистических государств в Европе - Организации Варшавского договора (ОВД). В него вошли Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия. Заключен на 20 лет с правом автоматического продления еще на 10 лет, вступил в силу 5 июня 1955 г.

Согласно документу, договор заключался в интересах поддержания мира в Европе, в соответствии с Уставом ООН, на основе суверенитета государств и невмешательства в их внутренние дела. Предполагал взаимную оборону и военную помощь в случае нападения на одну из стран-участниц, консультации по наиболее острым вопросам. В рамках ОВД создавались Объединенное командование вооруженными силами (ОКВС) и Политический консультативный комитет (ПКК).

Не все социалистические страны вошли в Организацию Варшавского договора. Вне его осталась Югославия, предпочитавшая проводить независимую политику и ставшая в 1961 г. одной из основательниц Движения неприсоединения. Албания прекратила свою деятельность в рамках ОВД в начале 1960-х гг. в связи с политическими разногласиями с СССР, а окончательно вышла из ее состава в 1968 г.

На заседании ПКК в 1958 г. прозвучало предложение заключить пакт о ненападении с членами НАТО, оставшееся без ответа. В 1961-1962 гг. ОВД стала участником двух крупнейших кризисов «Холодной войны» - Берлинского и Карибского. В обоих случаях представители стран-участниц Варшавского договора выражали поддержку политике СССР.

Наиболее неоднозначным эпизодом деятельности ОВД стало подавление антикоммунистических выступлений в 1956 г. в Венгрии и в 1968 г. в Чехословакии. В первом случае в Венгрии советские войска провели операцию «Вихрь», во втором случае участниками операции «Дунай» стали воинские соединения не только СССР, но и ГДР, Польши, Венгрии и Болгарии. Румыния осудила ввод войск в Чехословакию и после него сократила свое участие в ОВД. В 1981 г. в рамках ОВД обсуждался ответ на кризис социализма в Польше, но войска иных стран для подавления антикоммунистических выступлений в страну не вошли.

В рамках ОВД проходили командно-штабные и войсковые учения и маневры на территории всех входивших в организацию стран. К числу наиболее крупных относились учения под кодовыми названиями «Квартет» (1963 г.), «Октябрьский штурм» (1965 г.), «Родопы» (1967 г.), «Днепр» (1967 г.), «Север» (1968), «Шумава» (1968 г.), «Братство по оружию» (1970 г.), «Запад-81» (1981 г.), «Щит-82» (1982 г.). После 1968 г. Румыния воздерживалась от участия в военных маневрах ОВД, ограничиваясь штабными учениями.

Членство в ОВД не предполагало обязательного участия государств, входящих в организацию, в боевых действиях за пределами Европы. Так, другие страны-участницы Варшавского договора в 1979 г. не отправили свои воинские контингенты в Афганистан. В то же время они выражали поддержку действиям Советского Союза. Вслед за СССР государства-участницы ОВД (кроме Румынии) бойкотировали Олимпиаду 1984 г. в Лос-Анджелесе. Данное действие стало ответом на бойкот США и рядом стран НАТО Олимпиады в Москве 1980 г.

Свои усилия также координировали разведки и другие спецслужбы стран-участниц ОВД. С 1979 г. в рамках Варшавского договора начала действовать система радиоэлектронной разведки (СОУД). В нее входили силы космической и радиоэлектронной разведки СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Чехословакии, а также не входивших в ОВД Вьетнама, Кубы и Монголии. Румыния в СОУД не участвовала.

Варшавский договор закрепил присутствие советских войск в ряде государств Европы. В их задачу официально входило отражение возможной атаки со стороны НАТО. Неофициально наличие советских воинских контингентов могло гарантировать нерушимость рядов ОВД и противодействовать попыткам изменения социалистического строя, разрыва военно-политического союза с СССР.

Крупнейшим из советских военных соединений в странах ОВД была Группа советских войск в Германии (ГСВГ), созданная на территории ГДР из частей, стоявших там еще со времени окончания Великой Отечественной войны. (С 1989 г. называлась Западная группа войск, ЗГВ). Ее численность в 1980-е гг. превышала 500 тыс. человек. Всего службу в ней прошли порядка 8,5 млн советских военнослужащих.

Группировка советских войск в Польше носила название Северная группа войск (СГВ), она также существовала с момента окончания Второй мировой войны. В штабе СГВ в городе Легница располагалось общее командование советскими войсками в странах ОВД (Главное командование Западного направления). В Венгрии после событий 1956 г. на постоянной основе расположилась Южная группа войск (ЮГВ). В Чехословакии после событий 1968 г. дислоцировалась Центральная группа войск (ЦГВ). Все воинские соединения находились в этих странах на основе двусторонних договоров между СССР и правительствами данных государств.

Бархатные революции в Восточной Европе.

В 1985 г. действие Варшавского договора продлили еще на 20 лет. Но в СССР началась перестройка, повлекшая кардинальное изменение внутренней и внешней политики. Руководство страны заявляло о приверженности принципам коллективной безопасности и разоружения. СССР также провозгласил политику невмешательства во внутренние дела социалистических стран, которые развивались в неблагоприятную для Советского Союза и ОВД сторону.

В 1988-1989 гг. в Болгарии, Венгрии, ГДР, Польше, Румынии и Чехословакии стали отмечаться массовые антиправительственные выступления. Они положили начало процессу смены власти во всех государствах ОВД. 9 ноября 1989 г. пала Берлинская стена, после чего начался процесс объединения Германии. Советский Союз ему не препятствовал, и в результате 3 октября 1990 г. ГДР перестала существовать. Будучи единой территорией с входившей в НАТО ФРГ, территория Восточной Германии автоматически вышла из ОВД и стала частью Североатлантического договора.

В 1989 г. в результате многомесячных переговоров и ряда политических реформ власть в Венгрии и Польше перешла к антикоммунистическим силам. В Чехословакии Коммунистическая партия потеряла власть в декабре 1989 г. в результате мирных массовых протестов, получивших название «Бархатная революция». В Румынии власть коммунистов пала в результате кровавой революции декабря 1989 г. В Болгарии новое, некоммунистическое руководство пришло к власти в 1990 г. Советский Союз переживал трудные времена, в нем начались центробежные тенденции, и он никак не вмешивался в процесс перехода власти в государствах ОВД.

Окончание Холодной войны.

Страны Варшавского договора приняли активное участие в Парижском совещании государств-участниц Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) 19-21 ноября 1990 г. На нем приняли Парижскую хартию для новой Европы, где говорилось об окончании Холодной войны. В ходе совещания был подписан Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), ограничивающий численность войск для стран ОВД и НАТО. Кроме того, 22 государства НАТО и ОВД приняли специальную совместную декларацию.

Пришедшие к власти в странах Восточной Европы силы заявили о крутом развороте внешней политики страны в пользу сотрудничество с США и странами Западной Европы и отказа от тесного взаимодействия с СССР. В 1991 г. Венгрия, Польша и Чехословакия создали свое собственное объединение («Вышеградская группа»), целью которого стало облегчение интеграции этих государств в евроатлантические структуры. О том же заявили и новые власти Болгарии и Румынии.

Роспуск ОВД и вывод советских войск из Восточной Европы.

В новых условиях ОВД перестала выполнять прежние функции и утратила прежнее значение. 25 февраля 1991 г. было принято решение о роспуске военной организации Варшавского договора. На встрече глав государств и правительств ОВД в Будапеште 30 июня - 1 июля 1991 г. его участники приняли решение о роспуске Варшавского договора. Теперь каждое из входящих в него государств получало возможность самостоятельно выбирать военно-политических союзников.

Новые власти Венгрии, объединенной Германии, Польши и Чехословакии настаивали на выводе находившихся на их территории советских войск. В соответствии с договорами, заключенными Советским Союзом с Венгрией и Чехословакией, начался вывод с их территорий соединений Южной группы войск и Центральной группы войск, завершившийся в июне 1991 г. Договор с Польшей о выводе СГВ СССР заключил в 1991 г. Ее вывод закончи лся уже в 1993 г., уже после распада Советского Союза.

Вывод советских войск с территории бывшей ГДР был осуществлен на основе Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 г., подписанном СССР, США, Великобританией, Францией, ФРГ и ГДР. В соответствии с ним вывод советских войск необходимо было завершить до конца 1994 г. В 1992 г. Россия подтвердила свои обязательства в отношении вывода Западной группы войск, а срок ее окончательного вывода передвинули на четыре месяца - с 31 декабря на 31 августа 1994 г. После этого эпоха советского (с 1992 г. - российского) военного присутствия в странах Центральной и Восточной Европы завершилась.

Последствием распада ОВД стало расширение НАТО за счет бывших членов Варшавского договора на восток и приближение Североатлантического альянса к границам России. В 1999 г. его ряды пополнили Венгрия, Польша и Чехия, в 2004-м - Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония, в 2009-м - Албания и Хорватия.

Экономическая ситуация в СССР и странах Восточной Европы в 80-е гг.

В течение 80-х гг. происходило последовательное нарастание проблем внутри СЭВ. Хотя сотрудничество стран - членов СЭВ обеспечивало в 60 - 70-е годы относительно стабильное экономическое развитие, так в 1975 г. на долю стран-членов СЭВ приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 в несколько раз. Многие страны мира (например: КНР, Мексика, Финляндия) были в составе организации как наблюдатели.

Но все же в конце 70-х годов модель «социалистического разделения труда» стала давать сбои. На пути дальнейшего расширения взаимной торговли обнаружился так называемый «структурный барьер». Возможности наращивания поставок топлива и сырья из СССР заметно сузились без компенсирующего увеличения советского экспорта готовых изделий.

Основным импортером товаров в СЭВ являлся СССР, который удовлетворял за счет поставок с рынка СЭВ 77 % импортной потребности в готовой одежде и кожаной обуви, мебели, 95 % — в галантерейных изделиях. В свою очередь Советский Союз поставлял в страны СЭВ свыше 40 % стоимости своих экспортных ресурсов нефти и нефтепродуктов, 70 % твердого топлива, более 50 % газа, 87 % проката черных металлов, 96 % железной руды, обеспечивая их импортные потребности в среднем на 70 %, а по нефти и нефтепродуктам — 72 %, природному газу — примерно 100 %, каменному углю — 96 %, электроэнергии — 98 %, железной руде — 75 %, прокату черных металлов — 67 %.

При этом, например, советские нефтегазовые цены для членов СЭВ были в среднем на 25—45 % ниже среднемировых, но также необходимо отметить, что восточноевропейские страны также по ценам ниже среднемировых (на 15—30 %) экспортировали в СССР свою промышленную продукцию (до 65 % совокупного восточноевропейского экспорта в 1970—80-х годах).

Нарастание технологического отставания.

Между тем масштабы и формы производственной кооперации внутри СЭВ существенно отставали от западных стандартов. Этот разрыв увеличивался вследствие невосприимчивости нерыночного хозяйства к НТР. Наряду с заметной стагнацией межгосударственного обмена в СЭВ стали выявляться другие проблемы: растущий дефицит высококачественных товаров во взаимной торговле, усиление ее стоимостной несбалансированности, мощная инерционность структуры товарооборота как следствие неспособности стран - членов СЭВ и системы их взаимного сотрудничества практически осваивать новые научно-технические и технологические решения.

На партийной встрече в Софии осенью 1985 г. советская сторона предложила разработать комплексную программу научно-технического прогресса стран — членов СЭВ в целях уменьшения и последующего устранения отставания содружества в плане науки и техники.

Попытка придать новый импульс организации.

В ноябре 1986 г. в Москве на Рабочей встрече высших руководителей стран-членов СЭВ Горбачев заявил, что нужно активизировать такой «могучий фактор прогресса», как сотрудничество соцстран. Им же было отмечено, что «во второй половине 1970-х — начале 1980-х годов развитие мировой социалистической системы замедлилось».

В связи с этим в 1987 г. было решено создать единый социалистический рынок. В целях реализации принятой «рыночной» стратегии на 44-й сессии СЭВ (1988 год) была образована временная рабочая группа его исполкома, призванная подготовить конкретные предложения, касающиеся методов и сроков намеченных преобразований механизма сотрудничества. Одним из конкретных шагов к формированию рынка стала разработка системы сертификации СЕПРОРЕВ, которая кроме требований безопасности здравоохранения и экологии, большое значение предъявляла к качественным технико-экономическим параметрам продукции, которая поставлялась в страны-члены СЭВ.

Распад организации.

Нарастающие дезинтеграционные процессы в социалистическом лагере и внутренние экономические проблемы, связанные с обвалом цен на энергоносители, вынудили руководство СССР в 1989 г. предложить партнерам по СЭВ перейти к торговле по среднемировым ценам в свободно конвертируемой валюте. Это удалось осуществить лишь частично: на 45-й сессии СЭВ (София, январь 1990 г.) было принято решение о поэтапном переходе к взаимным расчетам в свободно конвертируемой валюте по ценам мирового рынка.

29 июня 1990 г. Госбанк СССР уведомил страны СЭВ о выходе СССР с 1 января 1991 г. из системы расчётов в переводных рублях и переходе на расчёты в свободно конвертируемой валюте, что фактически подрывало основу существования организации.

5 января 1991 г. на заседании исполнительного комитета Совета экономической взаимопомощи, которое проходило в Москве, было принято решение о преобразовании СЭВ в Организацию международного экономического сотрудничества.

28 июня 1991 г. в Будапеште на 46-заседании сессии Совета страны-члены СЭВ: Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия подписали Протокол о расформировании организации. Вместе с этим завершилась и история социалистической экономической интеграции.

2 сентября 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии, и Вторая Мировая война окончательно завершилась. Однако мир на земле не наступил…

Союзники по антигитлеровской коалиции представляли собой трехстороннюю коалицию, в которой каждый участник вносил свою лепту в общее дело, однако являлся самостоятельной фигурой со своими амбициями, намерениями, принципами. С падением общего врага на первый план вышли личные представления о послевоенном мире и своей роли в нем. Британия оказалась слишком ослаблена для проведения полностью самостоятельной политики и была вынуждена в значительной мере идти в кильватере политики американской. Таким образом послевоенное устройство определялось волей двух гигантов – СССР и США.

Встреча на Эльбе. До начала Холодной Войны меньше года…

Соединенные Штаты видели себя безусловным лидером и первой державой мира. Надо сказать, они имели к тому все основания – пожалуй единственная из всех участников, Америка вышла из войны, обеспечив себе пресловутый «мир лучше довоенного». Около половины мировой экономики контролировалось США напрямую, а также с помощью займов, инвестиций, долговых обязательств. Америка не намеревалась никому уступать и тем более ни с кем делиться. Однако советские лидеры совершенно не собирались признавать чье-либо верховенство и становиться ведомым. Они полагали, что Советский Союз заплатил слишком высокую цену за войну, развязанную не им, а потому не может и не должен становиться второй скрипкой в чужом оркестре.

Этот конфликт интересов носил принципиальный характер и, с учетом естественных проблем взаимного недоверия и коммуникации, вероятно не имел приемлемого для обеих сторон решения. Менее чем через год после завершения войны (22 февраля 1946) советник посольства США в СССР Джордж Фрост Кеннан отправил на родину так называемую «Длинную телеграмму», где в восьми тысячах слов обосновывал необходимость жесткой «ястребиной» политики в отношении СССР. Телеграмма обрела масштабный резонанс и получила очень широкое распространение.

И наконец, о неизбежном конфликте было заявлено открыто персоной, чье слово имело настоящий вес.


Уинстон Черчилль и Гарри Трумэн. Фултон, 5 марта 1946г.

За исключением Британского Содружества и Соединенных Штатов, где коммунизм находится в стадии младенчества, коммунистические партии, или пятые колонны, представляют собой все возрастающий вызов и опасность для христианской цивилизации. Все это тягостные факты, о которых приходится говорить сразу же после победы, одержанной столь великолепным товариществом по оружию во имя мира и демократии. Но было бы в высшей степени неразумно не видеть их, пока еще осталось время.

Формально на тот момент английский политик не занимал сколь-нибудь существенных постов, он был лидером оппозиции, посетившим Штаты как сугубо частная персона. Однако речи деятелей такого уровня не произносятся всуе, и заинтересованные люди по обе стороны Атлантики поняли ее смысл совершенно правильно. Ответ Сталина не заставил себя ждать, он был столь же неофициален по форме, но также однозначен.


Сталин и Черчилль, еще союзники

Вопрос. Как Вы расцениваете последнюю речь господина Черчилля, произнесенную им в Соединенных Штатах Америки?

Ответ. Я расцениваю ее как опасный акт, рассчитанный на то, чтобы посеять семена раздора между союзными государствами и затруднить их сотрудничество.

Ответ. Безусловно, да. По сути дела, господин Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны. И господин Черчилль здесь не одинок, - у него имеются друзья не только в Англии, но и в Соединенных Штатах Америки.

Интервью И.В. Сталина газете «Правда» о речи Черчилля в Фултоне, 14 марта 1946г.

Однако между словами и делами есть определенная разница. Фактическим завершением эпохи шаткого примирения можно считать Блокаду Западного Берлина 1948–49гг. Попутно 11 июня 1948 года США приняли так называемую «Резолюцию Ванденберга» - официальный отказ США от практики неприсоединения к военно-политическим блокам за границами Западного полушария в мирное время. 14 января 1949 г. представители госдепартамента США открыто заявили о том, что ранее все же скорее читалось между строк или просачивалось из закрытых источников - о существовании угрозы для безопасности Западной Европы. Стало очевидно, что бывшие союзники стали в полном смысле «бывшими». Так, совсем недавно завершив Вторую мировую, мир двинулся к третьей.


27 октября 1951 знаменитый американский журнал Collier’s в специальном выпуске на 132 страницах расписал план третьей мировой войны и последующей оккупации СССР «силами демократии», прежде всего США - с точным указанием дат, поводов, событий, даже настроений людей на бывших советских территориях.

Технически блок НАТО был создан 4 апреля 1949 года, с весьма жесткими формулировками, особенно в статье пятой, согласно которой страны-участницы должны были оказывать друг другу военную помощь незамедлительно и так, как если бы нападению подверглись они сами. Практически же вначале он представлял собой скорее декларацию, и даже привычное название обрел лишь в сентябре 1951 года. Союз начинался как своего рода фикция, глобальная декларация о намерениях. Однако через два года после основания Тhе North Atlantic Treaty Organisation в ее распоряжении уже имелась развитая администрация, объединенное командование и контингенты различных родов войск, проводились работы по стандартизации вооружения, организации учений и т.д. Политико-правовой фантом очень быстро обрастал плотью.

Естественно, СССР и его союзники не могли проигнорировать изменение баланса сил и возникновения новой угрозы. Тем более, что несмотря на абстрактность определения будущего врага, основатели НАТО не делали секрета – против кого направлен новый военный союз. Видимо последней каплей стали события октября-декабря 1954, когда на сессиях совета НАТО было принято и юридически оформлено разрешение на ремилитаризацию ФРГ. Призрак вооруженной Германии снова вставал посреди Европы.


Подписание Варшавского договора, 1955г.

Ответ последовал 14 мая 1955 г. на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе. Руководители СССР, ГДР, Польши, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Румынии и Албании подписали «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи», сроком на 30 лет (в 1985 году договор был продлен еще на 20 лет). Договор вступил в силу 4 июня 1955 года, и рождение нового военно-политического блока состоялось. Формулировка Варшавского Договора относительно взаимной защиты была не столь жесткой, как в основополагающих документах Североатлантического Альянса, однако суть от этого не менялась. Теперь вооруженные силы НАТО были уравновешены адекватной мощью Организации Варшавского Договора с восточной стороны железного занавеса. Во всяком случае – формально уравновешены, потому что исход гипотетического столкновения двух титанов так и остается неразрешимой загадкой.

Опорным стержнем ОВД безусловно являлся СССР. Языком командования был русский язык. Вся основная документация ОВД также велась на русском. Из пяти Главнокомандующих Объединёнными вооружёнными силами стран-участниц Варшавского договора четверо были маршалами Советского Союза (и один генерал армии); из шести начальников штаба Объединённых вооружённых сил все – генералы армии СССР.

Иван Степанович Конев, первый командующий объединёнными вооружёнными силами стран ОВД

Алексей Иннокентьевич Антонов, первый начальник штаба объединённых вооружённых сил стран ОВД

Формально в структуру организации входили также органы, не связанные напрямую с планированием и ведением военных действий. Например, Политический консультативный комитет, объединявший партийных руководителей и министров с целью выработки общей стратегии и отношения к мировым событиям/угрозам. Однако также, как и западный противник, Организация Варшавского договора была в первую и главную очередь орудием войны. Возможной войны.

НАТО и ОВД

Объединённые Вооружённые Силы комплектовались и снабжались из состава ВС отдельных стран-участниц ОВД. Этот процесс был упорядочен и согласовывался двусторонними договорами между правительством СССР и правительствами остальных стран-участников. Здесь, как и в советской экономике, действовали «пятилетки» - договоры обновлялись обычно раз в пять лет, сообразно с планами (опять же пятилетними) развития ВС отдельных стран. Поскольку предполагалось, что возможные военные действия не начнутся «сразу вдруг», в мирное время Объединённые Вооружённые Силы содержали только наиболее подготовленные воинские части. Например, в Войске Польском это были Войска ПВО страны и части 1-го оперативного эшелона в полном составе. В случае же начала войны (согласно протоколам от 1955 года) Польше надлежало «выставить» Польский Фронт из трёх общевойсковых армий и одной воздушной армии, который ориентировался на прикрытие правого фланга главной ударной группировки Советской Армии, а также прикрытия морского побережья от возможных десантов НАТО.

От вооруженных сил СССР в мирное время выделялись четыре Группы войск, располагавшиеся на территории ГДР, Чехословакии, Венгрии, Польши. В середине 80-х годов общая численность этих группировок составляла более полумиллиона служащих Советской Армии.


Бойцы ННА ГДР и СА СССР. 1960-е годы

Что касается доктрины и в целом практических планов ОВС ОВД на случай глобального конфликта, то здесь мы, к сожалению, сталкиваемся с одной большой неизвестностью… Эти данные в массе своей продолжают оставаться засекреченными. В целом можно сказать, что первоначально вооруженные силы ОВД ориентировались на стратегическую оборону. Учитывая понесенный в ходе предыдущей войны ущерб, а также отставание в ядерном потенциале, иного ждать не приходилось. Кроме того, первые 4–5 лет Варшавский Договор, как и НАТО в начале существования, представлял собой скорее политическую декларацию, а военные структуры создавались уже по ходу дела.

Однако в 60-х и далее, по мере наращивания возможностей и ядерных арсеналов, акценты начинают меняться. Сначала (на примере Чехословакии) задачи по жестким наступательным действиям «обкатываются» на учениях. Уже в 1960-м ЧНА «ведет» стратегическое наступление на Запад с задачей к четвертому дню достигнуть рубежа Штутгарт - Дахау. А в следующем году на учениях уже отрабатывается выход к Франции, на линию Дижон – Лион. И в 1964-м оперативное планирование ЧНА приводится в соответствие с отрабатываемыми на учениях задачами.


«Молодая поросль» ОВД

Учитывая немногочисленные сведения, находящиеся в открытом (или относительно открытом) доступе, например, рассекреченные польские материалы, а также приведенный выше чехословацкий опыт, можно заключить, что ВС ОВД совершенно не комплексовали относительно масштаба и размаха возможных военных действий. Цели предполагалось достигать масштабными фронтовыми операциями, стратегическим наступлением на территорию противника. Применение ЯО постулировалось только как ответная мера или упреждающий прием в случае явственной угрозы вражеского нападения (впоследствии был декларирован отказ от упреждающего применения, ЯО объявлялось только средством ответного удара).

Но в целом тема практических военных планов ОВД еще ждет своего исследователя…


Материалы учений «Гранит-74», начальный период войны над ГДР. Первый удар НАТО. Реальный полет самолетов для обозначения «противника» показан стрелами из воздушного пространства ПНР.


Гранит-74. Советская схема реальных полетов самолетов, обозначавших «противника»

История Варшавского договора выдалась не очень длинной и (наверное, к счастью) скудной на яркие события. По иронии судьбы структура, которая должна была сразиться с мировым империализмом, известна главным образом «полицейской» операцией по усмирению мятежа внутри социалистической коалиции. Впрочем, события в Чехословакии 1968 года – это тема для совершенно отельной и очень любопытной беседы…

По мере того, как снижался накал противоборства двух непримиримых титанов, советское руководство видело все меньше смысла в содержании громоздкой милитаризованной структуры. Объединенные вооруженные силы все более казались пережитком уходящих времен и бесполезной нагрузкой на армию и экономику. А после падения Берлинской стены и быстрого – на грани бегства - вывода советских войск из Германии, существование организации окончательно утратило всякий смысл.

1 июля 1991 года был подписан Протокол о прекращении действия Договора. История ОВД закончилась вместе с историей СССР.


Последняя встреча руководителей военных структур Варшавского договора, 1991г.

Однако Россия продолжила свое существование. И мир остался прежним – в нем все также хватает вызовов, противников, и возможных союзников. Увидим ли мы РФ во главе или по крайней мере в составе нового военно-политического объединения, сравнимого по масштабу с ОВД? Возможно… Будущее покажет.