Как правильно считается 9 дней после смерти. На девятый день стол должен быть скромным. Значение даты в православии

Что необходимо сделать близким умершего на девятый день? Как его посчитать? Мы расскажем вам о правилах и значении поминального обеда, молитвы и посещения кладбища в этот день.

Начало статьи

Почему 9 дней после смерти человека являются такими важными? Зачем необходимо устраивать поминки и заказывать службу в церкви? Мы расскажем, что необходимо учесть при организации поминального обеда и как по всем церковным канонам провести девятый день со дня смерти близкого.

Помните о том, что именно этот день является «незваным», поэтому на него не принято приглашать гостей. На поминальную трапезу приходят по своему желанию близкие и друзья умершего, те, кто от всего сердца хочет еще раз вспомнить человека и почтить его светлую память.

Поминки начинаются с молитвы «Отче наш», после чего подается первое блюдо - кутья. Обычно она изготавливается из пшеницы или риса с добавлением меда и изюма. Желательно, чтобы кутья была освящена в церкви, однако, если нет такой возможности, достаточно просто окропить ее святой водой. Это блюдо весьма символично, оно обозначает вечную жизнь: как зерно прорастает в земле, так и человек возрождается в Христе.

Несмотря на то, что прошло уже 9 дней со дня смерти, за столом по-прежнему недопустимы алкоголь, веселье, смех, сквернословие и веселые песни. Также нельзя вспоминать не самые лучшие стороны усопшего, его плохие дела и пороки. Фраза «Царствие небесное усопшему» - это больше формальность. Поэтому чтобы ваши просьбы о лучшей судьбе души умершего были в действительности услышаны, постарайтесь полноценно молиться.

Не берите за правило: больше еды - лучше поминки. Хорошо, если трапеза на 9 дней после смерти будет скромной, без изысков. Ведь важен не сам факт приема пищи, а то, что пришли люди, для которых усопший имел больше значение, важно то, что сейчас они вместе, поддерживают друг друга и готовы оказать помощь горюющим.

Если поминки пришли на Великий Пост в будний день, то необходимо дождаться выходного. Внешний вид присутствующих также играет некоторое значение. Так, женщины должны быть с покрытой головой, волосы - собраны под платками. Мужчины, напротив, должны снять головные уборы.

Во время поминок нельзя забывать и о нуждающихся. Особенно, если у вас осталась еда. Хорошо выйти на улицу и отдать ее нищим. Кроме этого, вам необходимо заказать молебен за усопшего. Сделать это можно в церковном киоске, просто подав записку с именем умершего. Также по возможности необходимо сходить на могилу к близкому. При посещении кладбища приберите могилу, зажгите свечу. Если будет возможность пригласить священник совершить литию, сделайте это, если такой возможности нет - прочитайте сами молитву. Постарайтесь воздержаться от разговоров, гораздо лучше, если вы просто вспомните покойного в своих мыслях. Ни в коем случае не устраивайте поминки на самом месте захоронения. На кладбище нельзя ничего есть и пить. Кощунством считается оставлять стакан водки с хлебом «для покойного» и уж тем более лить ее на могильный холмик.

Помните о том, что устраивать поминки необходимо сразу после похорон, на 9 дней, 40 дней и по прошествии года после смерти. Также устраивать поминальные обеды можно в День рождения покойного и в день его Ангела.

Немало людей задаются вопросом, как считать 9 день? Тут нужно быть очень внимательным, ведь по православным канонам, счет идет со дня смерти человека, даже если тот умер в конце дня, но не позднее полуночи. Например, человек ушел из жизни 12 мая. По математическим расчетам (12+9) необходимо справлять поминки 21 мая, однако на самом деле делать это нужно 20 числа. В жизни у людей бывают и такие ситуации, когда похоронить человека удалось не на третий день, а на пятый или шестой. Когда в этом случае справлять поминки? 9 дней и 40 дней считаются со дня смерти, а вот первая поминальная трапеза организовывается в день похорон.

Не относитесь к девятому дню как к формальности, которую следует соблюдать. Помните, что именно от вас в эти дни зависит, навредите вы душе умершего или же поможете ей.

Столовую, кафе или ресторан для организации поминального стола вы найдете в разделе Проведение поминок нашего портала

В странах, где исторически сложились давние и сильные христианские традиции, всем известно, что после смерти человека особое значение имеют третий день после печального события, девятый день и сороковой день. Знают-то практически все, но вот многие не могут сказать, по каким именно причинам эти даты - 3 дня, 9 дней и 40 дней - настолько важны. Что же происходит, согласно традиционным представлениям, с душой человека до девятого дня после его ухода из земной жизни?

Путь души

Христианские представления о посмертном пути человеческой души могут различаться в зависимости от той или иной конфессии. И если в православной и католической картине загробного мира и участи в ней души отличий всё-таки немного, то вот в различных протестантских течениях разброс мнений очень велик - от почти полной идентичности с католичеством до ухода далеко от традиции, вплоть до полного отрицания существования ада как места вечных мучений душ грешников. Поэтому более интересна православная версия того, что же происходит с душой в первые девять дней после начала иной, загробной жизни.

Святоотеческое предание (то есть признаваемый корпус трудов Отцов Церкви) гласит, что после смерти человека в течение почти трёх дней его душа имеет практически полную свободу. Она не только обладает всем «багажом» из земной жизни, то есть надеждами, привязанностями, полнотой памяти, страхами, стыдом, стремлением завершить какие-то неоконченные дела и так далее, но и способна находиться где угодно. Принято считать, что в эти три дня душа либо находится рядом с телом, либо, если человек умер вдали от дома и семьи, рядом со своими близкими людьми, либо в тех местах, которые по каким-то причинам были особенно дороги или примечательны для данного человека. На третий же дань душа теряет полную свободу своего поведения и забирается ангелами на Небеса, чтобы там поклониться Господу. Именно поэтому на третий день, по традиции, нужно провести панихиду и таким образом окончательно попрощаться с душой покойного.

Поклонившись Богу, душа отправляется в своего рода «экскурсию» по раю: ей показывается Царствие Небесное, она получает представление, что такое рай, видит то единение праведных душ с Господом, которое и есть цель человеческого существования, встречается с душами святых и тому подобное. Это «обзорное» путешествие души по раю длится шесть дней. И здесь, если верить Отцам Церкви, начинаются первые терзания души: видя райское наслаждение святых, она понимает, что по своим грехам недостойна разделить их участь и мучается сомнениями и страхом, что не попадёт в рай. На девятый день ангелы снова относят душу к Богу, чтобы та могла восславить Его Любовь к святым, которую она только что могла наблюдать самолично.

Что важно в эти дни для живых

Однако, согласно православному мировоззрению, не стоит воспринимать девять дней после смерти как исключительно потустороннее дело, которое вроде как оставшихся в живых близких покойного и не касается. Напротив, именно сорок дней после смерти человека являются для его родных и друзей временем наибольшего сближения мира земного и Царствия Небесного. Потому что как раз в этот период живые могут и должны приложить все усилия для того, чтобы способствовать лучшей возможной участи души умершего, то есть её спасению. Для этого нужно постоянно молиться, надеясь на Божью милость и прощение душе её грехов. Это важно с точки зрения определения судьбы души человека, то есть где она будет ожидать Страшного Суда, в раю или в аду. На Страшном Суде участь каждой души будет решена окончательно, так что у тех из них, кто был помещён в ад, есть надежда на то, что молитвы за неё будут услышаны, она будет прощена (если за человека молятся, даже несмотря на то, что он совершил много грехов, значит, в нём было и что-то хорошее) и удостоится места в раю.

Девятый день после смерти человека является в православии, как бы это ни звучало странно, почти праздничным. Люди верят, что последние шесть дней душа покойного пребывала в раю, пусть и в качестве гостя, и теперь может достойно восхвалить Творца. Более того - считается, что если человек вёл праведную жизнь и своими добрыми делами, любовью к ближним и раскаянием в собственных грехах снискал расположение Господа, то его посмертная участь может решиться уже после девяти дней. Поэтому близкие человека должны в этот день, во-первых, особенно усердно молиться о его душе, во-вторых, провести поминальную трапезу. Поминки на девятый день, с точки зрения традиции, должны быть «незваными» - то есть на них не нужно никого специально приглашать. Должны сами помнить об этом ответственном дне и придти без напоминаний те, кто желает душе умершего всего наилучшего.

Однако в реальности на поминки практически всегда специальным образом приглашают, и, если людей ожидается больше, чем способно вместить жилище, то они проводятся в ресторанах или подобных заведениях. Поминки на девятый день это спокойное воспоминание о покойном, которое не должно превратиться ни в обычную гулянку, ни в траурные посиделки. Примечательно, что христианскую концепцию об особом значении трёх, девяти и сорока дней после смерти человека взяли на вооружение современные оккультные учения. Но они придали этим датам иной смысл: согласно одной версии, девятый день обозначен тем, что в это срок якобы разлагается тело; согласно другой, на этом рубеже, умирает то из тел, после физического, ментального и астрального, которое может являться в качестве привидения.40 дней после смерти: последний рубеж

В православной традиции третий, девятый и сороковой дни после смерти человека имеют определенное значение для его души. Но именно сороковой день имеет особенное значение: для верующих это тот рубеж, который окончательно отделяет земную жизнь от жизни вечной. Поэтому 40 дней после смерти с религиозной точки зрения дата даже более трагическая, чем сам факт физической кончины.

Борьба за душу между адом и раем

Согласно православным представлениям, которые происходят из описанных в Житиях святых случаев, из богословских трудов Отцов Церкви и из канонических богослужений, душа человека с девятого по сороковой дней проходит через ряд препятствий, называемых воздушными мытарствами. С момента смерти до третьего дня душа человека пребывает на земле и может быть рядом со своими близкими или путешествовать куда угодно. С третьего же по девятый дни она пребывает в раю, где ей предоставляется возможность оценить те блага, которые Господь в награду за праведную или святую жизнь воздаёт душам в Царствии Небесном.

Мытарства же начинаются с девятого дня и представляют собой такие препятствия, в которых от самой человеческой души уже ничего не зависит. Человек изменяет соотношение своих добрых и злых мыслей, слов и поступков лишь в земной жизни, после смерти он уже не в состоянии ничего добавить или убавить. Мытарства это, по сути, «судебные состязания» между представителями ада (бесами) и рая (ангелами), имеющими аналогию в прениях между прокурором и адвокатом. Всего мытарств насчитывается двадцать, и они представляют собой те или иные греховные страсти, которым подвержены все люди. Во время каждого из мытарств бесы представляют список грехов человека, связанные с данной страстью, а ангелы оглашают список его добрых дел. Принято считать, что, если список грехов по каждому мытарству окажется солиднее списка добрых дел, то душа человека отправляется в ад, если по Божьему милосердию добрые дела не умножаются. Если добрых дел больше, душа переходит к следующему мытарству, как и в том случае, если грехов и добрых дел оказывается поровну.

Окончательное решение участи

Учение о воздушных мытарствах не является каноническим, то есть оно не входит в основной вероучительный свод Православия. Однако авторитет святоотеческой литературы привёл к тому, что вот уже на протяжении многих столетий подобные представления о посмертном пути души являются фактически единственными в рамках этой религиозной конфессии. Период с девятого по сороковой день после смерти человека считается наиболее важным, а сам сороковой день едва ли не наиболее трагической датой даже по сравнению с самой смертью. Дело в том, что, по православным представлениям, на сороковой день, после прохождения мытарств и лицезрения всех ужасов и мучений, которые ждут грешников в аду, душа человека в третий раз предстаёт непосредственно перед Богом (в первый раз - на третий день, второй раз - на девятый день). И именно в этот момент решается судьба души - где её пребывать до момента Страшного Суда, в аду или в Царствии Небесном.

Считается, что к тому моменту душа уже прошла все возможные испытания, которые и должны были определить, смог ли человек своей земной жизнью заслужить спасение. Душа уже видела рай и могла почувствовать, насколько она достойна или недостойна разделить участь праведников и святых. Она уже прошла через мытарства и представляет, насколько многочисленны и тяжки её грехи. К этому моменту она должна полностью раскаяться и уповать лишь на Божью милость. Именно поэтому сороковой день после смерти воспринимается Церковью и близкими покойного как ключевой рубеж, после которого душа отправляется либо в рай, либо в ад. Необходимо усердно молиться о душе умершего, исходя как минимум из трёх мотивов. Во-первых, молитва способна повлиять на решение Господа относительно участи души: обращается внимание как на сам факт неравнодушия близких к человеку, так и на возможное заступничество перед Богом святых, которым молятся. Во-вторых, если душа всё-таки отправлена в ад, это ещё не означает для неё конечную гибель: окончательно судьба всех людей решится во время Страшного Суда, а значит, ещё есть возможность молитвами изменить решение. В-третьих, если душа человека обрела Царствие Небесное, необходимо достойно возблагодарить Бога за оказанную Им милость.

Поминки (9 дней) — следующий обязательный этап после погребения. Хотя возник он в христианской религии, придерживаются этой традиции все. Так как провести поминки 9 дней? Каковы особенности ритуала?

Если усопший был христианином, то обязательно нужно сходить в храм. Считается, что в это время душа еще может посещать места своего земного обитания. Она доделывает ту работу, которую человек не успел провести при жизни. С кем-то прощается, у кого-то просит прощения. Молебен, проведенный в это время по всем церковным традициям, способствует успокоению души, ее соединению с Богом.

Желательно, чтобы поминки (9 дней) и родственники начали с обращения к Господу. В коротенькой молитве следует попросить Всевышнего о прощении всех грехов усопшего, помещении его в Царствие Небесное. Это всегда было частью обряда. В храме ставят свечки за помин души. Для этого есть специальное место. Если не знаете, то посоветуйтесь со служителем храма. Но обычно определить его можно самостоятельно. Платформа для поминальных свечей имеет прямоугольную форму (все остальные — круглую). Рядом есть напечатанный текст молитвы. Не поленитесь, прочтите ее.

Что означают поминки 9 дней?

В христианстве достаточно подробно описан путь души к Господу. Так, первые дни Ангелы показывают ей, какова жизнь в Раю. Девятый же является временем, так сказать, экзамена. Душа предстает перед Господом, который определяет ее дальнейшую судьбу. Считается, что грешники боятся и мучаются, наконец, осознав, сколь бездарно они тратили свои силы. Праведники также могут страдать от неведения, будет ли их жизненный путь одобрен Господом. Помощь душе усопшего крайне необходима именно в этот период. Родственники своими молитвами могут помочь ей очиститься и получить «пропуск» в Рай.

В христианских традициях поминки 9 дней считаются очень важными, так как это последний долг, завершающий этап земного существования души. После того как Господь определит ее в Рай или Ад, помочь ей живущие практически не смогут. Священнослужители говорят, что 9 дней — это почти праздник! Так как в это время душа обретает свой приют. Нужно обязательно помолиться, чтобы ее пребывание в том мире оказалось комфортным.

Поминальный обед

Служба в церкви, поход на кладбище — это в основном для самых близких. А тех, кто захочет выразить свое уважение усопшему и членам его семьи, приглашают на поминальный обед. Проводят его скромно. Готовят первое, второе и компот. В христианстве неприняты ни всяческие закуски и салаты, ни спиртное. Традиции со ста граммами и кусочком хлеба возникли в очень тяжелые времена, когда не было иного способа снять напряжение. Сейчас употреблять спиртное на поминках нет необходимости, да и церковь это не приветствует.

Из «излишеств» допустима только выпечка. Так, обычно делают пирожки или булочки и подают к столу. Все должно проходить спокойно и скромно. Это не показатель бедности. Скорее, таким образом демонстрируется признание бренности всего физического перед духовным. За столом всем желающим предоставляют слово, чтобы выразить свою скорбь, разделить уверенность в том, что душа попадет в Рай, просто вспомнить о человеке, который недавно покинул этот мир.

Поминальное угощение

Но обед сейчас устраивают далеко не все. Кому-то не хватает времени, иные не хотят лишних хлопот. Церковь не настаивает на твердом соблюдении именно этой традиции.

Совместную трапезу вполне позволительно заменить угощением. Что это такое? Нужно приготовить такую еду, которой уместно и удобно угостить людей без приглашения в дом, и так провести поминки 9 дней. Что раздают? Обычно печенье и конфеты. Самый простой вариант — купить необходимое в магазине. Рекомендуется испечь пирожки или печенье самостоятельно. Считается, что такими действиями вы выражаете большее почтение усопшему. Раздать приготовленное можно на работе, во дворе бабушкам и деткам.

А как подсчитать нужный срок?

С этим люди часто путаются. Лучше всего обратиться к Батюшке, который отпевал усопшего. Он поможет разобраться со сроками, подскажет, в какой день что отмечать. В связи с важностью для души знать нужно точно, когда проводить поминки 9 дней. Как считать самостоятельно? Первым считается день, когда человек скончался. От него и нужно вести отсчет. Душа с момента смерти начинает свое путешествие по Царству Ангелов. Помощь ей необходима именно в девятый день (и до этого). Не пропускайте никаких сроков, даже если смерть наступила перед полуночью. Первый день — дата смерти. Важными потом являются третьи, девятые и сороковые сутки. Вычислить их нужно сразу и записать, чтобы не забыть. Это те даты, которые обязательно нужно отметить.

Кого приглашают на поминки

Члены семьи и друзья — это те люди, которые обязательно должны участвовать в печальной трапезе. Они и сами это знают. Души требуют встретиться и поддержать друг друга в горе. Но поминки 9 дней после смерти — это такое мероприятие, на которое приходят без приглашения. Непринято прогонять того, кто захотел принять в нем участие, даже если это совершенно посторонние люди. Логика такова: чем больше человек станут молиться о спасении души усопшего, тем легче ей попасть в Рай. Поэтому прогонять кого-то недопустимо, даже греховно.

Постарайтесь угостить как можно больше людей. И если на поминальный обед всех приглашать необязательно, то конфеты можно раздать всем, кого встретите в этот день. Строго говоря, на мероприятие приглашать непринято. Люди сами должны поинтересоваться, когда оно будет проходить (и вообще, планируется или нет). Для удобства организаторы чаще всего сами берут на себя ответственность и обзванивают всех, кто проявил желание помянуть усопшего.

Обязательно ли ехать на кладбище

Строго говоря, поминки 9 дней не включают такой поход в перечень непременных мероприятий. Церковь считает, что на погосте покоятся бренные останки, которые не имеют особого значения. Приветствуется поход в храм, молитвы. Но обычно люди и сами хотят посетить место последнего приюта дорого человека. Туда приносят цветы и конфеты. Тем самым как бы отдается дань уважения покойному. Но это важнее для живых, нежели для усопшего.

Ни в коем случае не нужно нести на кладбище спиртное. Это строго запрещается Церковью! Если решили, что вам обязательно нужно посетить в этот день кладбище, то позаботьтесь о соответствующей одежде. Наряды должны быть скромными, не кричащими. Наличие траурной символики также желательно. Женщины повязывают траурные платочки. Мужчины могут надеть темные пиджаки. Если жарко, то на левое предплечье повязываются черные платки.

Как подготовить дом к поминкам?

В этот день зажигают лампадки, ставят на видное место фотографию покойного с траурной ленточкой. Зеркала закрывать уже не стоит. Это делается, только пока тело находится в доме. Естественно, в этот день не принято включать музыку, смотреть веселые фильмы и передачи.

Перед иконой можно поставить стакан воды и хлеб как знак помощи душе, находящейся в странствии по пока неведомому миру. Желательно, чтобы в доме царила обстановка строгости. Если вы пригласили людей к обеду, то побеспокойтесь об их удобствах. Обычно с пола убирают ковры, чтобы можно было ходить по дому в обуви. Еще необходимо поставить возле фотографии покойного небольшую вазу или тарелочку. Туда будут класть деньги. Это делается в том случае, когда приходит много людей, в том числе и посторонних для домочадцев. Они могут выразить желание пожертвовать некоторую сумму на памятник. А отдать деньги родственникам не всегда удобно.

Смерть - это не конец пути. Это только рубеж, который проходит каждый, но что за этим стоит, из живых никто не знает. Сегодня существует множество элементов культурного наследия, связанных со смертью, которые передавались из поколения в поколение. Некоторые из них служат благом для покойного и его живых родственников. Так, поминание умерших в православии осуществляется на девятый, а впоследствии и на сороковой день после летального исхода. Здесь возникает сразу несколько вопросов: почему так происходит и как считать Лучший ответ, наверное, будет тот, который дают многие священнослужители. Сегодня мы об этом поговорим детально.

Первые девять дней после смерти

Время с момента кончины по девятый день называется формированием так называемого тела вечности. Именно тогда душу умершего водят по местам рая, а в нашем мире проводятся различные поминальные обряды.

В эти дни усопшие находятся ещё в мире живых, они наблюдают за людьми, слышат и видят их. Таким образом душа прощается с миром живых. Так, 9 дней, являются рубежами, которые должна пройти каждая человеческая душа.

Сорок дней после смерти

По прошествии девяти дней после летального исхода летит в ад, чтобы посмотреть на мучения грешников. Она ещё не знает о своей дальнейшей судьбе, а те муки, что она увидит, должны потрясти её и испугать. Такой шанс есть не у каждого. Перед тем как считать 9 дней после смерти, родственники скончавшегося должны просить покаяния за его грехи, ведь когда их слишком много, душа сразу попадает в ад (спустя три дня после кончины человека), где остаётся до Страшного суда. Родственникам рекомендуется заказать поминовение в церкви для смягчения участи покойного.

Показывают душе и все прелести рая. Святые говорят, что здесь обитает истинное Счастье, недоступное человеку в земной жизни. В этом месте исполняются все желания и мечты. Попадая в рай, человек становится не один, его окружают ангелы, а также иные души. А в аду душа остаётся наедине сама с собой, испытывая страшные мучения, которые никогда не заканчиваются. Может, необходимо задуматься над этим уже сегодня, чтобы в будущем не совершать грехов?..

На сороковой день после кончины душа умершего предстает пред Страшным судом, где решается её судьба. Она покидает мир живых навсегда. В это время также принято поминать усопшего молитвами.

Как считать 9 дней после смерти?

Отсчёт девяти дней со смерти человека начинается в тот день, когда он умер: до двенадцати часов ночи считается один день, а после этого времени - уже следующий. Не зависит это от того, с какого момента начинается церковный день (шесть-семь часов вечера) и когда ведётся служба. Отсчёт нужно вести по обычному календарю.

Важно, что на девятый день необходимо совершить поминки умершего. Прежде всего, нужно прочитать молитву дома и в церкви. Обычно родственники посещают храм, где заказывают панихиду. Если она совершается в данной церкви не каждый день, можно заказать её в канун поминального дня.

Поминальные трапезы

Ещё издавна родственники скончавшегося человека делали на 9 дней после его смерти поминальную трапезу. Когда-то это были обеды для бездомных или нищих людей, как подаяние милостыни от имени усопшего и о его упокоении. Теперь милостыню дают на кладбище или в церкви, дома же накрывают стол для близких и родственников. Необходимо помнить о том, что в начале и в конце нужно произносить молитву о том, кто покинул земной мир. С этой целью читают «Отче Наш».

Главным блюдом, которое нужно отведать, является кутья. Она представляет собой отварные пшеничные зёрна с изюмом и мёдом. Перед едой она окропляется святой водой. Далее можно выпить небольшой бокал вина, но это не является обязательным на поминках.

В православии принято первыми усаживать за стол нищих, а также стариков и детей. Раздают на девятый день после кончины человека и его одежду или сбережения. Делается это для того, чтобы помочь душе скончавшегося очиститься от всех грехов и попасть в рай.

За столом в этот день нельзя ругаться, выяснять какие-то вопросы. Необходимо вспоминать хорошие события, связанные с погибшим, положительно о нём отзываясь.

Если поминки попадают на пост, необходимо придерживаться его правил. Кушанья в этом случае должны быть постными, от спиртного следует отказаться.

Православие

Потеря родного или близкого человека может изменить мировоззрение, помочь человеку сделать первый шаг к Господу. Рассмотрев, как считать 9 дней после смерти и что происходит в этот период, можно понять, что каждому воздастся за его грехи в Поэтому, чтобы в мире мёртвых преобладали только хорошие дела, необходимо исповедоваться, очищать свою душу уже сейчас, живя в этом мире.

Православие учит, что жизнь после смерти есть. Сама душа является бессмертной, она покидает своё тело и ходит по земле до того времени, пока не предрешится её судьба. На это указывают древние писания и трактаты, религиозные учения и практика Тибетских исследований. Как бы там ни было, но мы по сегодняшний день соблюдаем все обычаи и ритуалы, связанные со смертью человека.

Сегодня многих людей интересует вопрос, как поминать усопшего, как лучше организовать застолье, раздавать ли калачи и платки и зачем закрывать зеркала в доме?

Кто придумывает эти правила?

Предлагаю ознакомиться с советами по проведению похоронного обряда. Ведь поминовение умерших означает желание помочь душе человека и облегчить ее страдания.

Вокруг поминок много народных примет, которые стали традициями. Мы привыкли беспрекословно следовать им, пребывая в незнании и шоковом состоянии.

Многих людей можно понять, ведь они надеются, что таким образом отгонят беды от своей семьи. Вот некоторые из популярных суеверий.

ПОХОРОННЫЕ СУЕВЕРИЯ:

На похоронах нельзя есть вилками.

Родные не несут гроб, чтобы покойный не подумал, что его смерти рады.

Все зеркала в доме, где находится покойник, нужно закрывать черной тканью.

На поминальном обеде умершему отводится отдельное место за столом, с рюмкой спиртного, прикрытой кусочком хлеба, и тарелкой с ложкой.

Детям до 6 лет и беременным нельзя ходить на похороны.

Если покойник лежит в доме, там нельзя убирать, пока тело не вынесут за пределы помещения.

Всем, кто был на похоронах, нужно дать хлеб и платок.

Лавку, на которой стоял гроб, необходимо перевернуть на сутки и положить возле нее топор. Это делается для того, чтобы в доме не появился еще один покойник.

Нельзя оставлять в доме вещи, которые входили в контакт с уже мертвым человеком.

Дверь и ворота дома, где умер человек, следует держать открытыми три дня.

Верующие люди советуют не обращать внимание на суеверия, а советоваться с церковными служителями. Поминовение усопших — это, прежде всего, церковный молебен. «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Oтца Mоего Hебесного», — пишется в Eвангелии от Mатфея.

Согласно церковным учениям, поминать умерших надо в третий, девятый, сороковой дни после смерти и на годовщину. День смерти всегда считается первым. Самое главное не поминальная трапеза, а совместная молитва. Если твоя семья решила организовать обед в память усопшего, запомни несколько правил.

КАК ПРОВОДИТЬ ПОМИНАЛЬНЫЙ ОБЕД:

В особые дни поминовения (3-й, 9-й, 40-й и на годовщину) закажи в церкви панихиду и присутствуй на литургии, если она положена в этот день.

Посоветуйся со священником, на какой день можно перенести обед, если он приходится на большой праздник. Лучше всего проводить трапезу в субботу. Поминки в пост проводить тоже можно.

Не устраивай пышного застолья. «Если можешь помолиться за человека - помолись, не можешь помолиться - скажи о нём хорошо, не можешь сказать - подумай о нём хорошо».

В особый день поминовения следует зажечь свечу, купленную в церкви, и прочитать молитву: «Молитвами рождшия Тя Христе и Предтечи твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба твоего упокой».

Перед принятием пищи, каждый, кто сидит за обеденным столом, должен прочитать «Отче наш». После трапезы проси у Бога за всех умерших: «Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отнем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память. Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим».

На поминальном столе не должно быть много еды. Первым блюдом, которое гости едят на поминках, является кутья (коливо, или сочиво) — отваренные зерна пшеницы или риса с мёдом и изюмом. Зерно является символом воскресения, а мёд — сладостью праведников в Царстве Божьем. Кутью желательно освятить во время панихиды, но если не получается, надо окропить святой водой.

Пищу с поминок можно раздать нуждающимся, выбрасывать ее нельзя.

Приносить еду на могилу покойника неправильно, это языческая традиция.

Поминки на годовщину после смерти делают скромными. В этот день соберитесь в тесном кругу близких и помяните усопшего общей молитвой, можно без трапезы.

Церковь не одобряет употребления спиртного на поминках. Вино считается символом земной радости, а поминки — время для усиленной молитвы о человеке, который может тяжело страдать в загробной жизни. Оставлять на столе рюмку с водкой и кусок хлеба нельзя ни в коем случае, это пережиток язычества, и в верующих семьях так не делают.

Но что делать, если умерший был неверующим, некрещеным, самоубийцей или следовал другим религиозным учениям?

Вот как отвечает святой отец на этот вопрос:

«В храмах за таких людей не молятся и их не отпевают, но в случае с самоубийцами по благословению священников следует читать домашнюю молитву, не возбраняются и поминальные трапезы с родственниками. Следует посетить храм в Tроицкую родительскую субботу — в этот день церковь молится обо всех “от века почивших”, в том числе и об “иже во аде держим их”.

Подавать записки о самоубийце нельзя, а вот поучаствовать в службе и помолиться именно “обо всех” можно и даже нужно.

B память об иноверцах, нужно молиться о них и раздавать милостыню. Так как они никогда не были в лоне православной церкви, записки о них не подают и свечи не ставят».

Никто не живет на этой земле вечно, мы приговорены к летальному исходу. Но смерть — это рождение в новую жизнь, ведь умирает только физическое тело, а душа бессмертна. Людям суждено встретиться после кончины, но где, зависит от нас сейчас, от того, как мы проведем эту жизнь.

Молись и кайся, живи по заповедям и не проливай бесполезных слез об умерших.

Вспоминай их в домашней молитве или в храме.

НАСКОЛЬКО ВАЖНО ПОДАВАТЬ СОРОКОУСТЫ О УПОКОЕНИИ

Поучения старцев: насколько важно подавать сорокоусты об упокоении.

«Этот рассказ взят из книги - Современные старцы горы Афон, выпущенной издательством Русский Паломник.

Эта не выдуманная история на примере одного семейства, рассказывает насколько важно подавать сорокоусты об упокоении почивших христиан.

Итак, пришлось старцу Даниилу отправиться из монастыря Ватопед в родной город Смирну и пробыть там девять месяцев.

“Как только прибыл я (в Смирну), то счел долгом своим посетить Георгия, сына незабвенного Деметриуса”. (Деметриус был простым мирянином, но его великая вера и добродетельность дали ему “мудрость небесную”, и прославился он своими мудрыми советами и наставлениями. Его поучения укрепляли многие души, включая и душу старца Даниила в юные годы. “Я расспросил его подробно о смерти отца, о кончине которого знал от многих людей”.

В ответ на просьбу монаха Георгий в мельчайших подробностях описал кончину своего достопочтенного отца, слезами сопровождая воспоминания. И одна деталь настолько примечательна, что мы должны сейчас же рассказать о ней.

Достигнув заката земной жизни, богодухновенный Деметриус был предуведомлен о дне смерти своей, определенном ему Господом. В день тот он попросил одного благочестивого, чистого сердцем священника отца Деметриуса придти к нему.

“Я умру сегодня, отче, — сказал он. — Прошу тебя, скажи, что мне делать, когда наступят последние мгновения”.

Священник знал о его добродетельной жизни, знал, что он исповедовался, соборовался и несколько раз причастился. Но, выслушав просьбу, решил предложить следующее.

“Если пожелаешь, распорядись, чтобы по смерти твоей в каком-нибудь сельском храме совершили о тебе сорок литургий (сорокоуст)”. Умирающий с радостью принял совет священника. Немного помедлив, он призвал сына.

“Сын мой, я прошу тебя об одной услуге. Прошу тебя, чтобы по смерти моей ты заказал по мне сорок литургий в какой-нибудь сельской церкви”.

Тот ответил: “Благослови меня, отец мой, я обещаю исполнить твое желание”.

Через два часа Божий человек испустил дух. Без промедления его достойный сын обратился к отцу Деметриусу, не зная, что именно он присоветовал сорок литургий.

“Отец Деметриус, мой отец оставил мне распоряжение отслужиить за него сорок литургий где-нибудь за городом. И так как Вы иногда остаетесь в храме Святых Апостолов, я прошу Вас взять на себя труд отслужить их. Я позабочусь об оплате всех расходов”. Со слезами отвечал священник: “Дорогой Георгий, ведь это я твоему отцу дал такой совет, и пока я жив, всегда буду его поминать.. Но я не могу совершить эти сорок литургий, потому как раз сейчас матушка моя приболела. Тебе придется обратиться к другому священнику”.

Однако Георгий, зная великое благочестие отца Деметриуса и преданность ему своего отца, настаивал, пока не уговорил его. Священник, придя домой, сказал супруге и дочерям:

“Я должен совершить сорок литургий за душу доброго христианина Деметриуса. Поэтому сорок дней не ждите меня дома, я буду в храме Святых Апостолов”.

И начал он усердно совершать литургии. Совершил уже тридцать девять, последняя пришлась на воскресный день. Но в субботу вечером у него так страшно разболелись зубы, что он вынужден был пойти домой. Он стонал от боли. Супруга предложила вызвать врача, чтобы тот удалил зуб.

“Нет, — ответил отец Деметриус. — Завтра я должен совершить последнюю литургию”.

Однако в середине ночи боль настолько усилилась, что пришлось-таки вызвать врача и удалить зуб. И так как было кровотечение, священник решил отложить последнюю литургию до понедельника.

В субботу днем Георгий приготовил деньги для оплаты труда священника и намеревался отдать их ему на следующий день. В ночь на воскресенье он стал на молитву. Ночная тишина способствовала молитвенному настроению. Прошло долгое время, он устал и прилег на кровать, припоминая добрые дела и наставления своего благословенного батюшки. На ум пришла и такая мысль: “Действительно ли сорок литургий помогают душам умерших или церковь предписывает их для утешения живущих? ” И в этот момент задремал.

Он увидел себя в прекрасном месте, в месте такой неописуемой красоты, которую на земле и не встретить. Однако чувствовал себя недостойным находиться в таком святом райском месте, и его охватил страх, что его должны изгнать оттуда до глубин адских. Но он укрепился такой мыслью: “Если Господь Всемогущий привел меня сюда, Он смилуется надо мной и даст еще время на покаяние, ведь я еще не умер и не разрешился от тела”.

После этой утешительной мысли увидел идущий издали чистейший и ярчайший свет, сияющий гораздо сильнее, чем солнце. Он побежал навстречу к нему и с невыразимым удивлением увидел зрелище невиданной красоты. Перед ним простирался огромный то ли сад, то ли лес, благоухающий чудесным незнакомым ароматом. Он подумал: “Так вот он, Рай! О, какое блаженство ожидает тех, кто праведно поживет на земле!”

С изумлением и наслаждением рассматривая эту неземную красоту, обратил внимание на прекраснейший дворец исключительного архитектурного изящества, стены которого сияли ярче золота на солнце и бриллиантов. Невозможно описать его красоту человеческими словами. Он стоял пораженный и безмолвный. Подойдя поближе — о, радость! — увидел отца своего, светоносного и сияющего, у двери дворца.

“Как ты попал сюда, дитя мое?” — спросил отец мягко и с любовью.

“Милость Спасителя нашего Христа и заступничество Его Матери, которую я сугубо почитаю, дали мне место это. Сегодня я должен был войти во дворец этот, но так как строитель, сооружавший его, нездоров — сегодня у него вырвали зуб, — сорок дней строительства не закончены. Потому я войду в него завтра”.

После этих слов Георгий проснулся с ощущением чуда, со слезами, но несколько озадаченный. Остаток ночи не спал, непрестанно творил молитвенные славословия Всемогущему Богу. Утром пошел на литургию в собор святой Фотинии. После, взяв просфору, вино и свечу, отправился в район Миртакии, где находилась церковь Святых Апостолов. Он нашел отца Деметриуса в келлии, сидящим на стуле.

Священник с радостью приветствовал его и сказал, не желая огорчить: “Я только что пришел с Божественной литургии. Сейчас сорок литургий совершены”.

Тогда Георгий стал в подробностях описывать видение, бывшее у него ночью. Когда дошел до описания того, что вступление его отца во дворец было отложено из-за зубной боли строителя, священник исполнился страхом, но вместе и радостью, и ощущением чуда. Он встал и сказал:

“Дорогой мой Георгий, я — строитель, который трудился над возведением дворца. Сегодня я не совершил литургию из-за вырванного зуба. Видишь, мой носовой платок весь в крови. Я сказал тебе неправду, потому что не хотел расстраивать тебя”.

Старца Даниила глубоко взволновал этот рассказ. Под конец Георгий предложил ему посетить отца Деметриуса, который подвизался тогда в приходе св. Иоанна Богослова. Священник подтвердил подлинность и сказал записать все как очень поучительное. Так и совершилось, раз уж мы нашли ее в рукописях. В конце старец Даниил приписал карандашом: “Записанное я слышал в 1875 году, в октябре. Наш незабвенный Деметриус почил в 1869″.