Факультет коррекционной педагогики. Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: Осень

наталия попова
Конспект занятия в старшей группе «Осень»

Конспект занятия в старшей группе «Осень »

Программное содержание :

Расширять знания детей об осени и осенних явлениях природы . Формирование представлений о периодах осени и их характерных признаках. Познакомить детей с периодами осени и осенними месяцами . Обогащать словарь детей. Учить наблюдать явления природы и устанавливать элементарные и причинно- следственные связи. Воспитывать у детей интерес к сезонным явлениям в природе.

Предварительная работа.

Наблюдения на участке. Чтение стихотворений об осени . Рассматривание иллюстраций об осени .

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, если вы ее отгадаете, то узнаете тему нашего занятия .

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» - спросим.

Нам ответят : «Это.» (осень )

Правильно. Так о чем мы сегодня будем с вами говорить на занятии ? Об осени .

- Осень очень красивое время года, которым все любуются, ее еще называют золотой. А как вы думаете, почему ее так называют? Листья деревьев меняют свой цвет.

Послушайте стихотворение про осень .

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем даже дуб зеленый .

Утешает осень : Не жалейте лета!

Посмотрите – роща золотом одета.

А какие еще приметы осени вы можете назвать ? Что еще меняется в природе? Птицы улетают на в теплые края, дни становятся короче, а ночи длиннее, животные начинают готовится к зиме, люди собирают урожай, солнышко мало греет, часто льет дождь и т. д., листопад

Ребята, а какие осенние месяцы вы знаете ? Сентябрь, октябрь, ноябрь.

А сейчас у нас какой месяц? Сентябрь.

Правильно, сентябрь это первый месяц осени . В этот период осень называют ранней . Когда дни еще стоят теплые, солнышко еще немного греет, деревья меняют свою листву, еще цветут цветы, созревают овощи на огороде, фрукты на деревьях, люди собирают урожай.

Октябрь – это середина осени , когда дни становятся хмурыми, серыми, погода можется меняться несколько раз в день, могут показаться и первые снежинки, а вслед за октябрем идет ноябрь, последний месяц осени , после него наступает зима.

А сейчас мы с вами поиграем. Игра «Подбери слова»

Осенью лист (Что делает) - желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.

Птицы (Что делают) - улетают, перелетают, курлыкают, поют.

Дождь (Что делает) – моросит, льет, идет, капает.

Ветер (Что делает) – тучи разгоняет, дует.

Молодцы, много слов подобрали.

2. Беседа по картине. «Золотая осень »

Посмотрите на картину русского художника «Золотая осень » . Написал ее И. Остроухов.

Какое время года видите? (На картине изображена осень )

Какие листья на деревьях? (На деревьях желтые, зеленые, красные листья)

Почему картина называется «Золотая Осень » (Потому, что желтые листья похожи на золотые монетки)

Какое настроение у вас вызывает эта картина? Хотелось бы вам оказаться в этом месте?

Как можно назвать явление, когда падают листья с деревьев? Листопад

Послушайте стихотворение про это явление природы.

Листопад

Листопад, листопад

Листья желтые летят,

Листья желтые летят, скоро станет голым сад.

А сейчас мы с вами поиграем в игру. Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют) .

3. Физминутка "Листочки".

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

Ой, как много на ковре листочков.

Словесная игра «Да-нет»

Осенью цветут цветы ?

Осенью растут грибы ?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают ?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?.

Молодцы!

А теперь мы с вами порисуем. Перед вами лежат раскраски, на которых изображены 4 времени года, вы должны выбрать ту картинку, на которой изображена осень и раскрасить ее . Но сначала подготовим свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Фруктовая ладошка

Этот пальчик апельсин

Он конечно не один,

Этот пальчик – слива, вкусная красивая

Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос

Этот пальчик – груша, просит : «Ну ка - скушай»

Этот пальчик ананас, фрукт для вас и для нас!

(дети раскрашивают картинку) .

Итог занятия .

Ребята. Расскажите что мы с вами делали сегодня на занятии , какие игры вам понравились. Что нового вы узнали. Вы молодцы!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Осень, милости просим» Конспект Интегрированного занятия в старшей группе «Осень – милости просим». Воспитатель: Латакова О. В. МБДОУ «ЦРР – детский сад №183» 2015.

Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе «Осень» Конспект фронтального коррекционно- развивающего занятия по теме «осень». Цель: уточнить и обобщить знания детей по теме «Осень». Задачи:.

Конспект подгруппового занятия в старшей группе с нарушением речи «Поздняя осень» Цель: развитие познавательной сферы у детей старшего возраста с нарушением речи. Задачи: Образовательные: -учить детей определять предметы.

Конспект комплексного занятия в старшей группе «Осень наступила» КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей 5-6 лет (ООД) по теме «Осень наступила» Антипина Н. А., воспитатель МБУ д/с № 16 «Машенька».

Тема: Три поры осени.

Цели: Обобщать и систематизировать знания детей об осени. Учить детей выделять характерные признаки основных периодов сезона и рассказывать об этом. Развивать логическое мышление, творческое воображение. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: иллюстрация «Осень», картинки с признаками осени; картинки, изображающие три поры осени, листья с разных деревьев, зонт, резиновые сапоги, узкая дорожка, канат, мольберт.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Раз, два, три, четыре, пять. Становитесь в круг играть! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот, все обиды и огорчения.
- Молодцы, а теперь присаживайтесь и начнем наше занятие.

2. Постановка целей и задач.
- А о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете из загадки:
Дни стали короче,
Длиннее стали ночи.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью)

Да это осень. И сегодня мы с вами поговорим о том, какой разной бывает осень.

3. Основная часть.

А) Беседа.
- Осень, ребята, это одно из времен года. а скажите, сколько всего времен года в году?
+ 4
- Давайте назовем их.
+ Осень, зима, весна, лето.
- А сколько месяцев у осени?
+ три.
- Назовите их, пожалуйста.
+ Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Б) Работа по иллюстрации «Осень»
- Давайте вспомним, чем осень отличается от других времен года. в этом нам поможет наш волшебный экран.
(Иллюстрация «Осень», а отдельные картинки, признаки осени)
- Каким осенью становится небо?
+ Небо осенью хмурое, затянуто тучами.
+ Дует холодный ветер.
+ Часто идут дожди.
- А солнце осенью, какое?
+ Низкое, светит и греет мало, грустное, печальное.
+ На деревьях листья становятся разноцветными и опадают.
+ Это листопад.
+ Птицы улетают на юг.
- Да, правильно, это все признаки осеннего времени года.

В) Логическая задача «Книжка про осень»
- А сейчас, я хочу вам рассказать про мальчика Сашу.
- Мама купила Саше новую книжку. В ней были три картинки. На первой деревья стояли с желтыми листьями. Такие же листья покрывали землю. Светило солнце, и деревья казались золотыми. Веселая была картинка. На второй картинке листьев на деревьях было меньше, небо затянули тучи, шел дождь. Грустная была картинка. А на третьей картинка, почти все деревья стояли голые, только дуб не сбросил свою листву. Опавших листьев было много на дорожках, под деревьями. В воздухе кружился и медленно падал на землю первый снег.
- «Как называется первая картинка?» - спросил Саша маму и показал на первую. «Осень» - прочитала мама. «А эта?» - показал Саша на вторую картинку. «Осень» - опять прочитала мама. «А эта?» - спросил Саша про третью картинку. «Осень» - опять ответила мама.

Ребята, скажите, почему про осень нарисованы три разные картинки?
+ Потому что она разная.
- Да, скажите, на какой картинке нарисовано начало осени?
+ На первой.
- Почему вы так думаете?
- А её окончание, где заметно, что осень скоро закончится?
+ На последней.
- Почему вы так думаете?
- Правильно. А на второй нарисована середина осени.
(дети раскладывают по порядку картинки)

Г) Словарная работа.
- Отгадайте загадку.
Падают с ветки, золотые монетки. (листья).
- Да, это листья. А почему монетки «золотые»?
+ Потому что листья становятся желтыми, оранжевыми, как будто золотые.
- Какой период осени называют «золотая осень»?
+ самое начало осени.
- Как можно назвать первую картинку в книжке Саши?
+ Ранняя осень, золотая осень, красивая осень.
- Да, это самая красивая пора осени. Это время любят взрослые и дети. Поэты написали очень много стихотворений об этой поре осени.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над солнечной поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца…
- С чем сравнивает поэт лес?
- Какие краски увидел он в лесу?
+
- Да, и именно за богатство красок, за красоту, осень стали называть «золотой».
- А «поздняя осень», - какой период осени?
+ Последний. Это её окончание.
- Название второй картинки можно оставить таким же, а вот третью как можно назвать?
+ Поздняя осень. Скоро зима. Конец осени.
- Молодцы.

Д) Физминутка.

А сейчас мы с вами отправимся на осеннюю прогулку.
(дети за воспитателем идут по узкой дорожке и по канату)
Мы сейчас в поход выходим,
По дорожке мы идем,
Руки за спину кладем
И по бревнышку идем!
Е)
- Шагаем по мягкому ковру из осенних листьев. Давайте попробуем определить с какого дерева листок.
(дети поднимают один листок и называют, с какого он дерева)

Ребята, прислушайтесь, почему то не слышно птичьих голосов?
+ Они улетели в теплые края.
- Правильно. Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг. Как называют таких птиц?
+ Перелетные птицы.
- А почему они улетают?
- Да перелетные птицы улетают на юг, потому что там тепло и много еды для птиц.
- Ребята, пока мы с вами гуляли, погода испортилась. Отгадайте загадку.
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется во мгле,
Только ноги на земле.
(Дождь)
- Да, ребята, пошел такой сильный дождь.
- Что появляется на дорожках во время дождя?
+ Лужи.
- И чтобы нам вернуться сухими нам необходимы помощники.

Сухой – клин.
Мокрый – блин. (зонт)

Если дождик, мы не тужим –
Бойко шлепаем по лужам.
Будет солнышко сиять –
Нам под вешалкой стоять. (резиновые сапоги)

Да, конечно, это зонт и резиновые сапоги. А зачем они нам с вами нужны во время дождя?
+
- Идемте быстрее под зонтик. Давайте вернемся в группу, пока совсем не промокли.

4 Итог
- О чем мы сегодня говорили?
+ Об осени.
- Да, осенью дни стали короче. Солнце светит мало. Листья на деревьях становятся разноцветными: желтыми, оранжевыми, красными, бордовыми, коричневыми. Они падают на землю – это листопад. Часто дует ветер, моросит холодный дождь. Поэтому на дорогах лужи, грязь, а люди прячутся от дождя под зонтиками. Птицы собираются в большие стаи и улетают в теплые края. Поздней осенью выпадает первый снег. Природа готовится к приходу зимы.
- А что вам больше всего нравится осенью и что не нравится?
+
- Какой время года было перед осенью?
+
- Какое будет после осени?
+
Какой самое любимое и почему?
+
- Наше занятие подошло к концу. Большое вам спасибо. А наши наблюдения за осенью еще продолжатся на прогулке.

Занятие для детей старшей группы по формированию целостной картины мира.

Тема: Три осени 02.11.2015

Цель: Обобщить представления о характерных признаках трех периодов осени: ранняя, золотая, поздняя. Систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе(в растительном и животном мире.)

Конкретизировать представления детей о диких животных осенью, и подготовке зверей к зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утепление жилища).

Уточнить представления о сельскохозяйственном труде людей в осенний период.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы все сегодня пришли!

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Воспитатель: Ребята, на свете есть удивительная страна – страна красоты. Там живут звуки и краски, чувства и настроения. И хотя к нам в окно стучится зима, пугая нас крепкими морозами, я приглашаю вас в гости в удивительное время года о котором я прочитаю стихотворение. Вы его внимательно послушайте и скажите о чём оно.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

· О каком времени года стихотворение?

· А какие еще времена года вы знаете?

· Сколько месяцев длится осень?

· Назовите осенние месяцы

А какая бывает осень? (ранняя, золотая, поздняя). Чем они отличаются др. от др.

- Ранняя- днем по прежнему тепло, ночью уже становится холодно, солнце светит по летнему, но уже не греет как летом и т.д.

- Золотая или средняя- листья начинают желтеть, опадать (листопад), становится прохладно, частые и затяжные дожди, люди одеваются по погоде, день становится короче.

- Поздняя- становится все холоднее и холоднее, пролетает снег, опала вся листва, перелетные птицы улетают на юг, животные меняют шубку, уходят в спячку и т.д.

дид.игра "Дикие животные"

подходим к столам. Найдите животных которые меняют свой окрас? найдите животных которые уходят в спячку, какие птицы? (крепим к доске).

Молодцы! Отлично справились с заданием! А сейчас мы превратимся с вами в осенние листочки!

Динамическая пауза « Листочки »

Мы листики осенние.
( Плавное покачивание руками вверху над головой)

На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели.
( Подуть, развести руки в стороны)

Мы летели, мы летели
( Бег)

И на землю тихо сели.
( Присесть)

Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
( Подуть, плавное покачивание руками вверху над головой)

    Закружились, полетели
    И на землю снова сели.
    ( Дети садятся на ковер)

Давайте мы с вами посмотрим репродукции с изображением осени и определим, какая она! (Беседа по картинам, выявить по каким признакам они определили, какая именно это осень).

Люди любят осень не только за красоту, как вы думаете, за что еще? (ответы детей)

    - Верно, осень щедра дарами: и сады, и лес, и огороды дарят людям много вкусного и полезного. ( Беседа об урожае, о труде людей) рассматриваем репродукции.

    Человек осенью (5 мин)

Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? Как ты считаешь, Сережа? (Мы будем говорить о заботах человека осенью.)
- Конечно. Чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые. Вы можете ему рассказать, как мы трудимся осенью? (выставляются картины)
- Какие работы выполняются в парках и скверах?
(В городских парках высаживают молодые деревья и кустарники.)
- А в садах?
(Нижнюю часть деревьев белят известью, чтобы их не погрызли зайцы. Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год хороший урожай)
- Катя, какие еще работы выполняются в саду?
(Еще осенью в садах собирают урожай: яблоки, груши, картофель копают и морковь.)
- А как трудятся в деревне, на полях? (
В селах убирают оставшийся хлеб, с полей убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Убранные поля удобряют и вспахивают. На вспаханные поля высеивают семена озимой ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.)
А вы, ребята, как трудились всю осень? (
А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дяде Диме, чтобы стало чисто.)
За правильные ответы также выдаются жетоны в виде листочков.
- Кто хочет добавить? (
Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты, соленья, маринады. )
- Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.

Ребятки, скажите мне, а какие дары природы мы собираем осенью?(Овощи фрукты).

- Ребятки, посмотрите у меня есть 2 корзины, в которых лежат фрукты и овощи. Но они перемешаны. Сейчас (имена 2 детей) разделят их по корзинам, а пока они это делают мы с вами кое- что выясним

- Что мы можем приготовить из овощей? (Из них можно варить суп, солить, готовить салат.)

- А из фруктов? (Варить компот, делать сок, готовить салат, делать варенье и т. д.)

Дидактическая игра "Поваренок" команды из 4 чел. Придумывают, что они будут делать и рассказывают всем.

Спасибо ребята вам за работу, было приятно с вами играть, а сейчас скажите, о каком времени года мы с вами сегодня говорили, какая бывает осень? Что вам понравилось?

Тема : «Осень золотая».

Цель : закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить пословицы и поговорки; развивать наблюдательность; воспитывать любовь к родной природе, чувство важности и необходимости всего, что происходит в ней; учить понимать закономерности явлений природы.

Ход занятия

В гости к детям приходит Чепухарь.

Чепухарь. Привет, ребята! Айда купаться на речку! Погода сегодня замечательная! Вот будет здорово! Босиком, в одних трусиках, разбежимся -ив речку. Скорей собирайтесь! (Дети высказывают свое мнение на это предложение.)

Воспитатель (выслушав ребят). Постойте, а какое сейчас время года? (Осень.) Так давайте же объясним Чепухарю, почему вы думаете, что осенью на речку ходить купаться уже нежелательно. (Ответы детей).

Чепухарь. А вот и не осень: солнце светит - раз, шубы не носим - два, листья зеленые - три... (Дети спорят с Чепухарем.)

Воспитатель. Ребята, а какой месяц начинает осень? (Сентябрь.) А после сентября? (Октябрь.) А после октября? (Ноябрь.)

Воспитатель. Да, ребята, у осени свое рабочее расписание. Как у весны, только наоборот. Весенние первые месяцы холодные, а последние жаркие. А у осени наоборот, первые месяцы жаркие, а последние холодные. Осень начинается с теплого воздуха, но постепенно воздух охлаждается, солнце уже не так прогревает землю, особенно холодными бывают вечера и ночи. Высоко над головой начинает желтеть, краснеть, буреть листва на деревьях. Листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть. В том месте, где черешок сидит на ветке (воспитатель показывает ветку), образуется дряблый поясок - лист даже в безветренную погоду отрывается и падает на землю.

Ночью бывают заморозки. Когда, проснувшись утром, первый раз увидишь на траве изморозь, знай, началась холодная осень. С этого дня все чаще будут срываться листья с ветвей, пока не задуют сильные ветры и не сорвут весь роскошный наряд с деревьев. Это явление называется листопад.

Чепухарь. Все это чепуха! Пока листопада нет, значит продолжается лето.

Воспитатель . Есть две осени. Одна - радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая - неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень.

И к каждой осени у нас особая любовь.

Давайте подберем много слов-определений к первой, золотой осени. (Прекрасная, золотистая, разноцветная, пышная, роскошная, щедрая, богатая урожаем, тихая, прохладная и т. д.)

Послушайте, как красиво написал об осени поэт Ф.И. Тютчев:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Одна из первых примет осени - желтые пряди в листве. Раньше всех начинает желтеть липа. По этому поводу и поговорка в народе сложена: «Мигнула липа пестрым листом - осень позвала». Липа увядать начала, значит, и лето завяло. Не зря говорят в народе, что ходит лето в сапогах-скороходах. Давно ли встречали его, а вот и прощания пора настала. Появились золотые пряди на березах, багряно-красные - на рябинах, закружились в воздухе опадающие листья.

Удивительная, неповторимая эта пора-увядание. Осенняя песня слышна в трепетном шелесте осин на ветру и робком стрекотании кузнечика. В сентябре синица просит осень в гости. Холоден батюшка-сентябрь, да кормить горазд.

Чепухарь. Все это чепуха! Все равно хочу на речку. Искупаться бы да позагорать! Смотрите, небо синее, солнце яркое!

Воспитатель . Солнце осеннее ярко светит, да не греет, вода в реке холодная. Дикие гуси и утки в дорогу собираются, а стрижи и ласточки уже улетели на юг.

Чепухарь. Все равно еще лето! Я слышал вчера гром, как летом.

Воспитатель. И осенью бывает гром. Есть такая народная примета: гром в сентябре предвещает теплую осень. Так что ты, Чепухарь, еще долго будешь радоваться с ребятами хорошей погоде.

Как ни хороша осенняя погода, как ни сытен сентябрьский лес, а все в природе готовятся к суровым холодам.

Одни птицы покидают родные места днем, другие - ночью; одни летят поодиночке, другие - стаями. Поодиночке летят кукушки, зарянки, в косой ряд выстраиваются утки, чибисы - в длинные цепочки, а журавли и гуси летят клином.

Змеи и лягушки прячутся под камни, пни; крот чистит подземные ходы и делает запасы; белка сушит грибы...

Вот уже и октябрь на пороге. Октябрь - предзимье, первый суровый месяц осени, урывает землю - когда листком, когда снежком.

В октябре линяет заяц-беляк, белка тоже меняет летний коричневый наряд на зимний голубовато-серый. И ежа можно увидеть на поляне, наколов на иголки листья, он несет их к себе в нору, готовит там мягкую подстилку на зиму.

Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родной реки. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела. Птицы улетели к теплым синим морям.

Осень золото роняет,

Холод пташек угоняет...

До свиданья, лес и луг,

Мы летим на теплый юг.

Чепухарь. Как жалко, что лето прошло. И осень проходит. Скоро холодно будет.

Воспитатель . Погоди, Чепухарь, не расстраивайся, холодная осень будет в ноябре, а пока радуйся теплу и солнцу, любуйся осенней красотой.

Наступит ноябрь, и осень сама уступит место зиме. Издревле на Руси первый день ноября считался проводами осени, началом зимы. У ноября - изо льда корона, из инея - перстенек, снегом низан поясок.

Все быстрее облетают клены,

Все темнее низкий свод небес,

Все виднее, как пустеют кроны,

Все слышнее, как немеет лес,

И все чаще прячется во мгле

Солнце, охладевшее к земле.

(И. Мазнин)

Воспитатель . Русский народ был очень наблюдательным, до нас дошло очень много пословиц, примет и поговорок. По ним мы будем определять, какая будет осень в этом году. Расскажите Чепухарю, какие вы знаете приметы, поговорки...

Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.

Если пузыри от дождя по воде — продолжительное ненастье.

Сильный ветер во время дождя - к хорошей погоде.

Если ворона сидит на суку, нахохлившись, и хрипло каркает - к дождю.

Перед дождем дождевые черви выползают из нор.

Появились комары поздней осенью - к мягкой зиме.

Русский народ оставил нам огромное богатство - мудрые приметы, поговорки.

От осени к лету поворота нету.

Весна и осень - на дню погод восемь.

Весной дождь растит, а осенью - гноит.

Осенью семь погод на дворе-сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.

Такие пословицы и приметы могли сочинить очень внимательные, наблюдательные, любящие природу люди. Давайте и мы с вами будем наблюдать за природой и замечать ее закономерности.

Чепухарь. Как интересно! Ребята, я уже не хочу на речку, боюсь простудиться. Давайте лучше отправимся в лес.

Воспитатель и дети поддерживают его. (Звучит тихая музыка, дети садятся на ковер, представляют с закрытыми глазами, как они находятся в осеннем лесу.)

В это время воспитатель расставляет осенние ветки, лесные ягоды, плоды, цветы, репродукции художников с осенними пейзажами. Дети открывают глаза и удивляются. Читают стихи об осени. После этого выходят с Чепухарем на прогулку, где любуются красотой осени.

Осень

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем дуб некогда зеленый.

Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотрите, роща золотом одета!

(3. Федоровская)

Осень

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Осень» с использованием личностно - ориентированных, игровых, здоровьесберегающих, информационно - коммуникативных технологий.

Программные задачи:
Образовательные:
уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;
активизировать словарь детей по теме занятия;
совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.
закрепить знания детей об основных признаках осени, цвете и форме. Учить подбирать листочки для дерева по цвету. Развивать внимание, мышление, мелкую моторику рук.
Развивающие:
развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
развивать интерес к выполнению заданий.
развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Воспитательные:
воспитывать у детей бережное отношение к природе;
создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Предварительная работа: чтение стихотворений об осени, рассматривание иллюстраций, работа с календарём природы, отгадывание загадок, рассматривание осенних листочков, подвижные и дидактические игры по данной теме.
Оборудование:
Конверт с письмом и заданиями от Злого разбойника.
Обручи для «кочек»
Листочки из картона для дорожки;
Познавательный мультфильм: «Почему опадают листья»
Овощи и фрукты для салата, листочки разных цветов.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Ребята послушайте, что я вам хочу рассказать, сегодня утром, когда я как всегда открыла окно, чтобы проветрить группу, к нам залетело письмо. Но чтобы узнать от кого письмо, необходимо отгадать загадку, вот послушайте:
Время года отгадай:
Собираю урожай
Разноцветный лес красивый,
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют,
Грибники в леса спешат,
Листья желтые летят,
Ежик листья собирает
Свою норку утепляет.
Дети: Осень.
Воспитатель: Да, ребята, правильно это письмо от Осени.
Давайте посмотрим, что же в конверте? (открывает конверт, достаёт письмо и читает).
Письмо:

Я – разбойник Злой, могучий.
Соберу сейчас я тучи,
Всю осеннюю листву
Я с собою заберу!
Не хотите Осень, дети?
Так не быть же ей на свете!
Будет сразу вам – зима!
Холод, лёд и снега – тьма!
Воспитатель : Ой ребятки, это проделки Злого разбойника, чтобы помочь освободить Осень нам необходимо выполнить все его задания. Ну что, готовы?
Дети: Да!
Воспитатель:
Но чтобы выполнить первое задание, необходимо пройти по
осенним листочкам и не сбиться с пути. Ну что, готовы? Тогда в путь.
(ребята идут по осенним листьям разложенным змейкой на полу).
Ну вот мы и добрались. Посмотрите перед нами Календарь природы, и вот наше первое задание:
1. Назовите мне пожалуйста времена года? (Зима, весна, лето, осень).
2. Какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь).
3. Скажите мне пожалуйста, как называют осень в сентябре? (Ранняя), а почему? (Потому что листья на деревьях ещё зеленые, солнышко светит ярко, греет тепло).
4. А как называют осень в октябре? (Золотая), а почему? (Потому что листья меняют цвет и становятся желтыми, красными, оранжевыми, начинается самое красивое явление природы листопад, солнце уже светит не так ярко).
5. Ну а как же мы называем осень в ноябре? (Поздняя), почему? (Потому что на улице становится очень холодно, ветрено, дождливо, деревья готовятся к зиме сбрасывая последние листья).
Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, а зачем деревья сбрасывают листья?
Ответы детей: Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя. Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.
Воспитатель : Правильно, а сейчас присаживайтесь на свои места и давайте вместе с вами посмотрим познавательный мультфильм фильм и узнаем почему и для чего деревья сбрасывают свои листья.
Познавательный мультфильм «Почему опадают листья».
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием! Вот вам следующее задание. Ребята, путь нам преградило болото, ну мы же с вами не боимся трудностей? Что будем делать?
Дети: Идём дальше.
Воспитатель: Ребята, нам нужно наступать прямо на кочки и не оступиться, а то попадёте в болото, осторожно, не упадите в реку.
(Проходят по кочкам, высоко поднимая ноги).
Какие же вы ловкие преодолели и это препятствие. А вот и следующее задание, слушайте внимательно.
Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, какие осенние приметы вы знаете?
Ответы детей: – Трава желтеет, лес становится разноцветным, опадают листья. Дни становятся короче, а ночи длиннее, птицы улетают в теплые края, небо становится серым, часто идут холодные дожди. Звери готовятся к зиме, делают запасы, меняют летние шубки на зимние. Люди собирают урожай овощей и фруктов.
Воспитатель : Какие вы молодцы и с этим заданием справились успешно. Предлагаю не скучать, и немного поиграть.
Двигательный тренинг «Мы идем в осенний лес»
Мы идем в осенний лес. - маршируем на месте
А в лесу полно чудес! - разводим руки в стороны, «удивляемся»
Дождь вчера в лесу прошел – потряхиваем ладонями обеих рук
Это очень хорошо. - хлопаем в ладоши
Будем мы грибы искать – приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону
И в корзинку собирать. - сводят руки перед собой в «корзинку»
Вот сидят маслята, - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички. - делают манящие движения руками
«Подосиновик, груздок, - грозят указательным пальцем правой руки
Полезайте в кузовок! – присесть, обнять себя руками
Ну, а ты, мухомор, - встаем, разводим руками в стороны
Украшай осенний бор!»
Воспитатель: Ну, что – же продолжаем дальше выполнять задания от Злого разбойника. Обратите внимание на конверты, которые лежат у вас на столах, это не простые конверты, они с сюрпризом, но чтобы время года отгадать, нужно картинку нам собрать. Итак, будьте внимательными. Приготовились, начали!!! Скажите мне пожалуйста, что изображено на этих картинках? Какое время года? Что люди делают осенью? (собирают урожай и делают заготовки), какие овощи и фрукты вы знаете? (ответы детей). (В конвертах лежат разрезные картинки с различными временами года, дети собирают их и называют время года, которое изображено на картинке).
Воспитатель: Какие вы умнички и с этим заданием справились, осталось совсем немного и мы освободим Осень из плена Злого разбойника.
Воспитатель : А теперь пришла пора поиграть нам детвора. «Игра ДА или НЕТ» - Я буду читать вопросы, «будите мне отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?
Воспитатель: Молодцы, вы так ловко справились со всеми заданиями
Практическая часть:
Мы выполнили все задания Злого разбойника, но что-то он не спешит освобождать нашу пленницу, так посмотрим, здесь ещё какая-то записочка от него. Прочитаем ее. Что же в ней написано (воспитатель достаёт записку и читает):
«Освобожу я вашу Осень, если вы мне приготовите вкусный витаминный салат.»
Воспитатель : Ну что-же ребята, давайте выполним пожелание нашего Злого разбойника и приготовим ему вкусный витаминный салат, он его попробует и обязательно подобреет, и освободит нашу красавицу Осень. (воспитатель совместно с детьми готовит витаминный салат из моркови, яблока и изюма).
Ну вот, посмотрите, какой у нас получился салат, мы его передаём злому разбойнику. А он сдержал своё обещание и освободил нашу Осень. Рефлексия: Посмотрите в окно, как красиво на ветру шевелятся листочки, это Осень нас благодарит за то, что мы освободили её. Давайте помашем ей. Сегодня мы вспомнили, что осень бывает разной. Ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени. И показали себя настоящими знатоками природы!