Ввс латвии получили первый самолет. Первым делом – "кукурузник". ВВС Латвии обзавелись "птеродактилем"

ВВС в Латвии есть, а самолетов не было. Теперь есть. Один. Вот и выросли у них свои крылья.

Все полагали, что у Латвии ВВС – это только набор пустых звуков. Как «ла-ла-ла», например, или «ку-ка-реку». Могут только петь под крылом самолета. Причем чужого. Намекали, мол, рожденный ползать… и все такое. Ан нет. Вернее, «Ан» есть. И даже два. То есть, один Ан-2. Но свой собственный. В составе военно-воздушных сил этой прибалтийской республики появится первый боевой самолет. Прежде они могли похвастаться лишь парой-тройкой армейских вертолетов и автомашинами техподдержки. «Кукурузник». Ну и что? И в его пропеллере «дышит спокойствие наших границ».

И в самом деле, дышит. В Латвии нашли все-таки «баснословные» деньги, чтобы вдохнуть жизнь в этого «птеродактиля», что долгое время пылился на одном из аэродромов. Естественно, не на том, что занят натовскими «красавцами». А где-то подальше от глаз. Сейчас подумали, что и его не стыдно выставить на всеобщее обозрение, «бросая ввысь свой аппарат послушный или творя невиданный полет». Говорят, что теперь-то они развернутся. Предвкушают выполнение целого круга боевых задач. В том числе, надо полагать, не только взлета, но и посадки. А еще десантирования. По этому поводу здесь уже шутят, что в дополнение к «этажерке» надо бы и ВДВ создать. А что, человек двенадцать она вполне потянет.

Радуются, как дети. Им же американцы только смотреть да обслуживать свои истребители разрешают. Хоть и подготовили у себя лет 15 назад пару-тройку латвийских пилотов для F-15, но близко их к кабинам так и не подпустили. А так хочется «поштурвалить» и посмотреть на все это откуда-то сверху. Вот и выросли у них свои крылья. Впрочем, если разобраться, то и по их меркам все-таки не свои, а чужие. Ведь так высоко «символ советской оккупации» в этих краях еще не возносился. Рожденная в СССР «Аннушка» – она же тоже оттуда. Но масло на рельсы технического прогресса не прольет. Ее подлатали, подчинили, поплевали, эмблему ВВС нахлобучили. И вот это уже не «тяжелое наследие тоталитарного режима», а гордость нации.

Правда, почему-то в лапах птицы, очень похожей на белоголового орлана, известно какого происхождения. На эмблеме военно-воздушных сил страны именно это залетное существо держит в своих когтях латышский флаг. Вот и получается, что Ан-2 этот – как сама Латвия. Ничего нового, кроме герба и хозяина. И в том, и в другом случае из того, что лишь для сельской местности сгодится, пытаются сделать боевую единицу. Так себе затея. Зато сбывается многовековая мечта свободолюбивого латышского крестьянина: все-таки оторваться от земли.
Им главное теперь – на «кукурузнике» не останавливаться. Прогрессировать – так до самого конца. Можно, например, порыться в анналах, поискать на чердаке, поскрести по ангарам и откопать среди прочей рухляди какой-нибудь дирижабль. А уже после этого для самого быстрого реагирования им всего-то и останется, что изобрести велосипед.

История вооруженных сил трех прибалтийских республик, так же как и история Латвии, Литвы и Эстонии, имеет много общего. Период независимости между двумя мировыми войнами, присоединение к СССР, немецкая оккупация, вновь включение в состав Советского Союза, провозглашение независимости в начале 1990-х. Все эти небольшие государства имеют довольно слабые вооруженные силы и предпочитают полагаться на своих союзников по НАТО.Латвия Национальные вооруженные силы Латвии можно считать наследниками вооруженных сил, существовавших до 1940 года и включавших четыре сухопутные дивизии, техническую дивизию, Военно-морской флот и разного рода вспомогательные соединения. После включения Латвии в состав СССР части латвийской армии были преобразованы в 24-й Латвийский стрелковый корпус РККА, который находился в оперативном подчинении 27-й армии. В августе 1991 года в Латвии был принят закон о создании первого военизированного формирования – «Земессардзе», а после провозглашения независимости Латвии правительство начало создание вооруженных сил.С 1994 года Латвия активно участвовала в программе НАТО «Партнерство ради мира». А в марте 2004 года республика вступила в Североатлантический альянс. Латышские военнослужащие участвовали в различных международных миссиях в горячих точках: в миротворческом контингенте в Боснии и Герцеговине, в контингенте KFOR (Косово), в оккупации Афганистана и Ирака.В середине 2005 года в Латвии была принята концепция стандартного стрелкового оружия, которая предусматривала постепенное перевооружение латвийской армии на оружие стандарта НАТО. При этом в первую очередь новым оружием должны были быть оснащены соединения, участвующие в миссиях Североатлантического альянса, а также подразделения, которым предназначено участвовать в международных операциях.В ноябре 2006 года на вооружение латвийской армии поступила первая партия автоматов HK G36. В январе 2007 года была отменена всеобщая воинская обязанность, состоялся переход к профессиональной армии.Вооруженные силы Латвии насчитывают около 5 000 военнослужащих и 10 000 резервистов. В том числе более 900 – в Сухопутных войсках, 552 – в ВМС, 250 – в ВВС. Также в вооруженных силах насчитывается более 1 200 гражданских служащих. Военный бюджет 2012 года составлял 370 миллионов евро.В состав Сухопутных войск Латвии входят следующие части и подразделения: пехотная бригада сухопутных сил, подразделение специального назначения, батальон штаба вооруженных сил, военная полиция, силы территориальной обороны, управление материально-технического обеспечения, управление обучения.В 2015 году в Латвию были доставлены несколько гусеничных бронетранспортеров CVRT, призванных улучшить боеспособность и мобильность пехотной бригады сухопутных сил. До 2020 года латышские военные должны получить 123 таких гусеничных бронетранспортера, купленных у Великобритании. На вооружении латвийской армии состоят также американские армейские вездеходы Humvee, обладающие высокой проходимостью и пригодные к транспортировке по воздуху и десантированию.Ведутся активные переговоры с Германией по поводу покупки самоходных артиллерийских установок Panzerhaubitze 2000 и боевых машин пехоты. А летом 2015 года командующий вооруженными силами Латвии заявил прессе, что его страна закупит у США переносные зенитно-ракетные комплексы Stinger. Как ожидается, эти ПЗРК будут размещены на самом большом военном полигоне стран Балтии – военной базе Адажи.Военно-воздушные силы Латвии невелики. В начале 2000-х были приобретены два новых вертолета Ми-8МТВ, снабженных спасательно-поисковым оборудованием, но используемых также для транспортировки живой силы, эвакуации и поддержки спецназа. Затем были приобретены еще два Ми-8МТВ. Ранее на вооружении ВВС состояли польский учебно-спортивный самолет PZL-104 Wilga, чехословацкий универсальный двухмоторный самолет Let L-410 Turbolet, советский легкий многоцелевой самолет Ан-2, вертолет Ми-2.Неудивительно, что имеющая весьма скромный военно-воздушный арсенал Латвия (так же как Литва и Эстония) вынуждена пользоваться услугами «коллег» по НАТО, которые поочередно патрулируют воздушное пространство прибалтийских республик. С января 2016 года эту миссию выполняют военные самолеты Бельгии и Испании, летающие с натовской военной базы в литовском городе Шяуляй.Латвийские военно-морские силы насчитывают 587 военнослужащих и несколько кораблей, главной задачей которых является разминирование территориальных вод, а также патрулирование. Резерв вооруженных сил составляют прошедшие воинскую службу граждане Латвии (5 000 человек). В случае всеобщей мобилизации армия получит еще 14 легких пехотных батальонов, один батальон ПВО, один артиллерийский батальон и несколько вспомогательных подразделений.По состоянию на 2012 год численность государственной пограничной охраны Латвии составляла 2 500 человек, на вооружении имелось три вертолета, три патрульных катера, 12 малых патрульных катеров, четыре моторные лодки, два грузовика, четыре автобуса, 11 микроавтобусов повышенной проходимости, 22 внедорожника, 60 микроавтобусов, 131 легковая автомашина, 30 квадроциклов, 17 мотоциклов и семь тракторов.Литва До 1940 года вооруженные силы Литвы назывались Войском Литовским. После включения республики в состав СССР оно было реорганизовано в 29-й территориальный стрелковый корпус РККА. В январе 1992 года начало свою деятельность Министерство охраны края. В это же время был объявлен первый призыв на действительную военную службу. В ноябре 1992 года было провозглашено воссоздание Войска Литовской Республики.Продолжая традиции Войска Литовского межвоенного периода, многим батальонам современной литовской армии были присвоены имена полков 1920-х – 1930-х годов и их символика. Современные вооруженные силы Литвы состоят из Сухопутных войск, военно-морских сил, Военно-воздушных сил и войск специальных операций.В сентябре 2008 года в Литве был отменен призыв на срочную военную службу, и теперь комплектование вооруженных сил Литвы производится на профессиональной основе. Впрочем, в 2015 году призыв был «временно» восстановлен – под предлогом «российской угрозы» и того, что многие подразделения оказались недоукомплектованными. При этом призывают молодых людей в возрасте от 19 до 26 лет, отбираемых при помощи компьютерной жеребьевки.По состоянию на 2011 год военный бюджет Литвы составлял 360 миллионов долларов США (позже он несколько раз увеличивался, приближаясь к 500 000 долларов), общая численность вооруженных сил составляла 10 640 кадровых военнослужащих, 6 700 резервистов, еще 14,6 тысячи служили в составе иных военизированных формирований.В составе Сухопутных войск насчитывается более восьми тысяч военнослужащих (бригада сил быстрого реагирования, два мотопехотных батальона, два механизированных батальона, инженерный батальон, батальон военной полиции, учебный полк и несколько подразделений территориальной обороны). На вооружении находятся 187 бронетранспортеров M113A1; десять БРДМ-2; 133 105-миллиметровых орудия полевой артиллерии; 61 120-миллиметровый миномет, до 100 безоткатных 84-миллиметровых орудий Carl Gustaf, 65 ПТРК, 18 зенитных орудий и 20 переносных зенитно-ракетных комплексов RBS-70, а также свыше 400 противотанковых гранатометов различных систем.Литовские Военно-воздушные силы насчитывают менее одной тысячи военнослужащих, два самолета L-39ZA, пять транспортных самолетов (два L-410 и три C-27J) и девять транспортных вертолетов Ми-8. В ВМС Литвы служит более 500 человек.Военно-морские силы имеют на вооружении один малый противолодочный корабль проекта 1124М, три датских патрульных корабля класса Flyvefisken, один норвежский патрульный катер класса Storm, три патрульных катера иных типов, два тральщика Lindau английской постройки (M53 и M54), один штабной корабль минно-тральных сил норвежской постройки, одно гидрографическое судно и один буксир. Есть также береговая охрана (540 человек и три патрульных катера).Так же как и другие прибалтийские республики, Литва в 1994 году начала сотрудничество с Североатлантическим альянсом по программе «Партнерство ради мира», продолжавшееся до вступления в НАТО в марте 2004 года. Литовские военные принимали участие в миссиях в Боснии, Косове, Афганистане и Ираке. После присоединения Литвы к НАТО началась интеграция вооруженных сил страны с вооруженными силами иных стран альянса.В частности, литовская моторизованная бригада «Железный волк» была включена в состав датской дивизии, а в 2007 году было подписано соглашение о создании Эстонией, Латвией и Литвой пехотного батальона сил первоочередного задействования НАТО. В сентябре 2015 года в Вильнюсе открылся штаб НАТО (аналогичные открыты также в Эстонии, Латвии, Болгарии, Польше и Румынии), в котором работают 40 военных из стран – членов альянса (прежде всего Германии, Канады и Польши). Одной из главных его задач называют координацию сил быстрого реагирования Североатлантического альянса в случае международного кризиса в регионе.Эстония Современные вооруженные силы Эстонии (Армия обороны Эстонии) в мирное время насчитывают около 5,5 тысячи человек, из которых около двух тысяч – военнослужащие срочной службы. Резерв вооруженных сил составляет около 30 000 человек, что позволяет полностью укомплектовать одну пехотную бригаду, четыре отдельных батальона и организовать четыре оборонительных района. Дополнительно имеется еще более 12 тысяч человек, состоящих в Союзе обороны (так называемый «Кайтселийт», добровольческое военизированное формирование).Вооруженные силы Эстонии комплектуются на основе всеобщей воинской повинности. Юноши от 18 до 28 лет, не имеющие освобождения, являющиеся гражданами Эстонии, обязаны проходить восьмимесячную или 11-месячную службу (отдельные специалисты). Крупнейшей частью вооруженных сил являются Сухопутные войска. Приоритетом их развития объявлена способность участвовать в миссиях за пределами национальной территории и выполнять операции по защите территории Эстонии, в том числе в кооперации с союзниками.Наряду с некоторым количеством бронетехники советского производства, на вооружении эстонской армии находится несколько десятков шведских БМП Strf 90, финских бронетранспортеров Patria Pasi XA-180EST и Patria Pasi XA-188.Основными функциями ВМС Эстонии являются защита территориальных вод и береговой линии, обеспечение безопасности морского судоходства, связи и морских перевозок в территориальных водах и сотрудничество с ВМС НАТО. Военно-морские силы включают в себя патрульные корабли, минные тральщики (тральщики – искатели мин типа Sandown), вспомогательные корабли и подразделения береговой охраны. Отдельно стоит сказать о добровольной военной организации «Кайтселийт», подчиняющейся Министерству обороны.Она состоит из 15 территориальных подразделений, зоны ответственности которых в основном совпадают с границами округов Эстонии. Эта организация принимает участие в учениях эстонской армии, кроме того, его активисты участвуют в обеспечении общественного порядка в качестве добровольных помощников полицейских, в тушении лесных пожаров и выполняют некоторые иные общественные функции.Как и другие балтийские государства, Эстония является членом Североатлантического альянса и возлагает на своих союзников большие надежды. Так, весной 2015 года эстонский президент Тоомас Хендрик Ильвес призвал разместить в стране натовские силы на постоянной основе (по меньшей мере бригаду). А Военно-воздушные силы Эстонии на протяжении прошлого года несколько раз участвовали в совместных учениях с ВВС США: в эстонском небе летали американские штурмовики и производилась учебная высадка воздушного десанта.Небольшой эстонский контингент принял участие в войне в Афганистане в составе международных сил ISAF, а также в американской оккупации Ирака. Незначительное количество представителей Эстонии принимали участие в миротворческих миссиях ООН, ЕС и НАТО в Ливане, Мали, Косове и на Ближнем Востоке.

Все полагали, что у Латвии ВВС - это только набор пустых звуков. Как "ла-ла-ла", например, или "ку-ка-реку". Могут только петь под крылом самолета. Причем чужого. Намекали, мол, рожденный ползать… и все такое. Ан нет. Вернее, "Ан" есть. И даже два. То есть, один Ан-2. Но свой собственный. В составе военно-воздушных сил этой прибалтийской республики появится первый боевой самолет. Прежде они могли похвастаться лишь парой-тройкой армейских вертолетов и автомашинами техподдержки. "Кукурузник". Ну и что? И в его пропеллере "дышит спокойствие наших границ".

И в самом деле, дышит. В Латвии нашли все-таки "баснословные" деньги, чтобы вдохнуть жизнь в этого "птеродактиля", что долгое время пылился на одном из аэродромов. Естественно, не на том, что занят натовскими "красавцами". А где-то подальше от глаз. Сейчас подумали, что и его не стыдно выставить на всеобщее обозрение, "бросая ввысь свой аппарат послушный или творя невиданный полет". Говорят, что теперь-то они развернутся. Предвкушают выполнение целого круга боевых задач. В том числе, надо полагать, не только взлета, но и посадки. А еще десантирования. По этому поводу здесь уже шутят, что в дополнение к "этажерке" надо бы и ВДВ создать. А что, человек двенадцать она вполне потянет.

Радуются, как дети. Им же американцы только смотреть да обслуживать свои истребители разрешают. Хоть и подготовили у себя лет 15 назад пару-тройку латвийских пилотов для F-15, но близко их к кабинам так и не подпустили. А так хочется "поштурвалить" и посмотреть на все это откуда-то сверху. Вот и выросли у них свои крылья. Впрочем, если разобраться, то и по их меркам все-таки не свои, а чужие. Ведь так высоко "символ советской оккупации" в этих краях еще не возносился. Рожденная в СССР "Аннушка" - она же тоже оттуда. Но масло на рельсы технического прогресса не прольет. Ее подлатали, подчинили, поплевали, эмблему ВВС нахлобучили. И вот это уже не "тяжелое наследие тоталитарного режима", а гордость нации.

Правда, почему-то в лапах птицы, очень похожей на белоголового орлана, известно какого происхождения. На эмблеме военно-воздушных сил страны именно это залетное существо держит в своих когтях латышский флаг. Вот и получается, что Ан-2 этот - как сама Латвия. Ничего нового, кроме герба и хозяина. И в том, и в другом случае из того, что лишь для сельской местности сгодится, пытаются сделать боевую единицу. Так себе затея. Зато сбывается многовековая мечта свободолюбивого латышского крестьянина: все-таки оторваться от земли.

Им главное теперь - на "кукурузнике" не останавливаться. Прогрессировать - так до самого конца. Можно, например, порыться в анналах, поискать на чердаке, поскрести по ангарам и откопать среди прочей рухляди какой-нибудь дирижабль. А уже после этого для самого быстрого реагирования им всего-то и останется, что изобрести велосипед.


О фициальным днем рождения ВВС ЛР можно считать 7 июня 1919 года - тогда была основана Авиационная группа под командованием старшего лейтенанта Алфреда Валейки, выпускника Севастопольской летной школы, кавалера орденов Георгия, Станислава и Анны, дезертировавшего из Советской России. На фронт против большевиков и бермонтовцев вылетели первые трофейные истребители-бипланы Sopwith и Nieport. Летчики, естественно, тоже были "с той стороны" - Янис Приедитис и Волдемар Якубов.

Взлетные площадки 1919-1920 находились в Сигулде (оттуда в Первую Мировую взлетали на немцев русские бомбовозы "Ильи-Муромцы"), в районе нынешней улицы Ропажу ("аэродром Церкви Креста"), затем начали использовать "аэродром цементной фабрики", который потом назвали Спилве. Кстати, до тех пор, пока на нем не построили ирригационную систему, низина Спилвских лугов регулярно затапливалась Даугавой, порой по аэродрому гуляли льдины и хрупкие аэропланы примходилось укрывать на крышах ангаров!

Во время кампании против большевиков на Латгальском фронте самолеты латвийской авиации совершали бомбовые удары по территории России - городам Опочка, Остров, Себеж. Всего на Восток был 21 боевой вылет, против Бермонта вдвое больше.

От "Ансальдо" до "Глостера"

Создание регулярных ВВС Латвии в виде Авиационного полка связано с фигурой Язепа Башко - поручика императорской армии, ставшего первым авиационным генералом ЛР (кстати, он один из немногих военных летчиков, избежавших репрессий после 1940 года - наверное, потому что незадолго до смены власти вышел в отставку). В Латвии 20-х годов авиация была чрезвычайно популярна - устраивались авиационные праздники, проводился сбор средств. Летчики старались продемонстрировать шик высшего пилотажа - и нередко гибли от собственного лихачества, например, при попытке пролететь под мостом в Даугавпилсе... Всего за 20 лет в катастрофах погибло 46 военных летчиков Латвии, самое большое число - 9 человек - в 1931 году.

Постепенно трофейные аэропланы заменялись закупленными за границей. Первой партией стали итальянские истребители Ansaldo, потом были британские учебные машины Avro, истребители Martynside, разведчики De Havilland, Hawker, чешские Letov, гидропланы из Германии - Heinkel, и из Италии - Savoya.

Самыми современными в довоенных ВВС Латвии оказались английские истребители Gloster Gladiator, которыми в 1936 году стали заменять также британские Bristol Bulldog. "Гладиатор" был довольно продвинутой машиной - цельнометаллический, с закрытой кабиной, четырьмя пулеметами Vickers калибра 7,7 мм и скоростью 407 км/ч. О качестве "Гладиаторов" по сравнению с советскими машинами того времени говорит статистика советско-финской войны - на британских самолетах была одержана 41 воздушная победа, с потерей 16 истребителей Gloster Gladiator. Это был настоящий самолет II Мировой, применявшийся на многих ее фронтах, а в Швеции состоявший на вооружении даже после 1945 года. Однако вряд ли корректно говорить о возможности сопротивления советским ВВС в 1940 году в виду малочисленности "Глостеров" - всего 25 машин.

Бесславный конец

Отзвуки Второй мировой войны, ударившей по соседней Польше, первыми почувствовали латвйиские авиаторы. В сентябре 1939 года в Латвию, у которой с Польшей была 105-километровая граница, перелетело целых 83 польских самолета! В основном это были учебно-тренировочные машины, и только один истребитель PZL-11 (кстати, в 1939 году латвийский пилот Вайдерс тоже дал деру на разведчике SV-5 - только в СССР). Летчиков-поляков, общим числом 143, отправили в лагеря для интернированных в Улбруку и Цекуле, со вполне свободным режимом - а самолеты разместили в пустовавших корпусах завода "Проводник" (впоследствие - РЭЗ).

По иронии судьбы, именно туда стали после 1940 года свозить разукомплектованные самолеты латвийской авиации. 15 июня Авиаполк получил приказ перебазироваться с основной базы в Силве на запасные аэродромы (гидросамолеты оставили Лиепаю, еще осенью 1939 - на их место перелетели советские летающие лодки). Через пару дней на аэродром уже вошла РККА с шестью танками. Начались аресты командного состава. Хотя Спилве латвийские "Глостеры" в последний раз увидели а августе 1940 года - три истребителя участвовали в авиационном празднике вместе с истребителями Поликарпова. История умалчивает - какие знаки были на самолетах Народной Армии Латвии - красные звезды или все еще красные свастики?

Разгром

Черту под 20-летней историей латвийской авиации подвел 1941 год. В первый день войны немцы разбомбили современный комплекс аэродрома Спилве - построенную в конце 30-х военную и гражданскую части. Большая часть "Глостеров" погибла на запасном аэродроме в Крустпилсе (один немцы захватили и использовали для буксировки своих десантных планеров), далее советские войска при отступлении затопили на Кишэзерсе четыре английских гидроплана Fairey Seal. На Восток перелетели всего лишь несколько разведывательных самолетов бельгийского производства SV-5. Но так как в СССР их обслуживать не умели, то решением командования ВВС их использовали в качестве мишеней для немцев на "ложном аэродроме" под Псковом. Как будто летом 1941 года для "Люфтваффе" не хватало мишеней настоящих...

Личный состав авиации Латвии делал свой выбор. Причем иногда врагами становились летчики одного экипажа - так, во время перелета разведчика SV-5 в Россию латвийский авиатор застрелил коллегу и сел на занятой немцами территории. Подавляющая часть тех латышских летчиков, которые не были арестованы или депортированы, вступили в эскадрилью ночных бомбардировщиков Люфтваффе - INSG-12, а потом эмигрировали на Запад. Что характерно, в ВВС РККА тоже была ночная эскадрилья ПО-2, но тех, кто ранее служил в латвийских ВВС, в ней оказалось лишь немногим больше десятка.

Таким образом, большинство личного национальных ВВС выбрало войну с Советским Союзом - наверное, потому что они были своеобразной элитой довоенной Латвии, и потому, что авиация являлась наиболее этнически-чистым родом войск. В конце концов, свою роль сыграл "угунскрустс" - ведь у немецких самолетов он тоже был опознавательным знаком, только на киле...