Татары религия. Религия татар

Республика Татарстан - религия объединяет многонациональное население. И это без преувеличения так. Одной из самых многонациональных республик на территории Российской Федерации является Татарстан. Около 3,8 миллионов человек, проживающих на территории, представлены более 115 национальностями, подавляющее большинство из которых татары. Религия (ислам) - одна из самых основных. Около 52,9 % всего населения Татарстана - мусульмане, что и обусловило преобладание ислама суннитского толка в этой чудесной республике.

Основная татарская религия - ислам суннитского толка своей первоосновой считает, безусловно, Коран, а также Сунны, так называемые слова пророка Мухаммеда. Сунниты-татары, религия которых не признает возможность посредничества между простолюдинами и Аллахом после того, как пророк Мухаммед встретит свою смерть, в общинах проводят своеобразные выборы наместников - халифов, которые и осуществляют связь между мусульманами и верховным Божеством.

Мусульманские традиции и обычаи соблюдают, безусловно, все татары. Религия ислам подразумевает под собой:

Во-первых, признание пророка Мухаммеда посланником Аллаха, а также беспрекословное подчинение и поклонение верховному Богу;

Во-вторых, чтение ежедневной молитвы салат;

В-третьих, подачу каждым мусульманином «закята» - налога в размере 2,5 % от всего накопленного за 12 месяцев капитала в пользу бедствующих и нищих;

В-четвертых, соблюдение священного поста «саум», который длится на протяжении месяца Рамадан;

В-пятых, паломничество в Мекку. Считается, что истинный мусульманин должен хотя бы 1 раз в жизни совершить «хадж».

Одними из самых почитаемых являются Ураза Байрам и Курбан Байрам. Ид аль Фитр (или Ураза Байрам) - торжество, посвященное окончанию священного В этот день все родственники собираются в одном доме, в уютной обстановке, так как существует поверье, что именно в этот день души всех родственников, покинувших этот мир, возвращаются к своим близким.

Курбан Байрам (Ид аль Адха) - праздник, когда все мусульмане мира совершают жертвоприношения для восхваления Всевышнего Бога Аллаха. Приносить животное в жертву не является обязательным, но засчитывается Божеством и вознаграждается в будущем материальным достатком, который равен количеству волосков, произрастающих на теле принесенного в жертву зверя.

Второй религией по численности верующих является православие. Около 40 % являются приверженцами данной конфессии. Большое количество храмов и церквей сосредоточенно в столице республики Татарстан. В главные православные праздники, такие как Пасха, Крещение и многие другие, церкви переполнены верующими.

Помимо православия и ислама на территории республики Татарстан можно встретить довольно большое количество верующих, исповедующих католицизм, протестантизм, буддизм, иудаизм, конфуцианство. Об этом свидетельствует, во-первых, то, что на 2008 год в республике Татарстан было официально зарегистрировано около 1400 Во-вторых, 1400 культовых зданий. Причем, мусульманские мечети занимают подавляющее большинство - 1150 зданий. Православных церквей, храмов, соборов и часовен насчитывается 200 сооружений. Остальные 50 культовых помещений принадлежат другим религиозным конфессиям.

Татары, религия которых разделяется на колоссальное число ответвлений - очень мирный и дружелюбный народ. По мнению местных жителей, несмотря на религию, все люди ходят под одним Богом, поэтому притеснять кого-то из-за его религиозных воззрений неправильно и должно караться законом. Самое главное качество, которое свойственно татарскому народу - толерантность и веротерпимость.

С началом XIII века европейское пространство, в основном принявшее учение Христа, содрогнулось от нашествия Золотой Орды. Поначалу бывшие язычниками потомки чингизидов к XiV веку становятся приверженцами ислама. Неприемлемо, но безапелляционно зазвучало: «татары — религия — ислам».
Началась борьба за Бога, за власть между поклонявшимися сыну Божьему и носителями идей пророка Мухаммеда.

История татарского народа

Китай стал первой страной со следами тюрков в своих летописях VI века. Данная этно-группа имела монголоидные признаки внешности и корни праалтайского языка.
На славянском пространстве кочевые племена Орды впервые громогласно заявили о себе в 1223 году. Они легко воспользовались междоусобными распрями русских князей. На реке Калка состоялся бой, ставший стартом трехсотлетней власти Орды на славянской земле.

Этнические особенности татар

Этногенез татар характеризуется так:

  • татарский язык принадлежит к тюркской группе;
  • территория происхождения – северо-западная Азия.

Численность тюрков во всем мире сегодня – более 160 млн.

Эта общность включает:

  • татар,
  • турок,
  • казахов,
  • азербайджанцев,
  • ногайцев и множество других.

Татары составляют 8 млн. Для 5,5 млн из них родиной является Россия. Они вместе с казахами и киргизами входят в кыпчакскую (северо-западную) группу. Республика Татарстан (в древности Булгария) является их официальной национальной республикой в Российской Федерации.

Этапы распространения татар на славянской земле

Три века нация с восточным разрезом глаз господствовала на земле славян. Русские князья платили дань их ханам, за что получали ярлык на право княжения на своей территории.

Захват управления землей от Волги до Дуная проходил поэтапно:

  1. XIII век – закрепление на берегах Волги;
  2. XV век – расчленение на ханства;
  3. XVI век – распад и принятие подданства.

На первом этапе империя Чингисхана создала Золотую Орду – Улус Джучи и захватила Булгарию. Главой улуса стал Улу-Мухаммед.
На втором этапе могущественная структура начала делиться на ханства. На третьем - походы Ивана IV Грозного внесли поправки в политическую географию, и земли казанских татар, как и астраханских, вошли в состав Московского государства. С этого момента Русь стала их домом.
Сегодня представители этой этнической группы расселены по всему миру. Высокая плотность проживания этой нации отмечается в провинции Китая СУАР, Казахстане, странах Средней Азии.

Давние верования татар

Согласно сложившимся культурным представлениям человек в патриархальном обществе воспринимал себя как часть природы и окружающего мира. На этих представлениях основывались самые древние формы религии.

До принятия ислама все представители тюрков поклонялись Тенгри. Это божество неба и солнца. Татарские боги – это святые места: возвышенности, источники воды, деревья, камни.

Основные верования:

  • тотемизм — признание священными отдельных видов животных или растений;
  • фетишизм — поклонение идолам;
  • анимизм — вера в существование души и духов, в одушевленность всего мира природы ;
  • эвгемеризм — культ умерших или живущих «великих людей» .

В религиозной традиции кряшен (татар волжского и уральского регионов ) существовал культ деревьев и животных. Дерево являлось одним из главных образов традиционных религий тюркских народов. Этот культ сформировался еще в докочевой период жизни, когда народ проживал в предгорьях Алтая. Дерево выступало в роли центра мира, было связующим звеном земли с небом. Поэтому с ним ассоциировались важные процессы, происходящие в природе и обществе.

Три стихии взаимно дополняют друг друга и управляют миром:

  • дерево;
  • гора;
  • вода.

В татарской мифологии модель мира строилась вокруг образа «мирового древа» («яфан агачы»). У старокрещеных татар образ «мирового дерева» был тесно связан с одиноко растущим священным дубом («тәре»), «деревом Тенгри». Оно считалось неким связующим каналом с Верховным Божеством.

«Мировое дерево» выступало информационным звеном между тремя мирами:

  • средним - человека;
  • нижним - духов;
  • верхним - божественным.

Микрообраз космического мироздания и создателя мира — Верховного Бога являлся основой древних религиозных верований тюрков. Высокое дерево (дуб с густой листвой), по представлению гуннов и сабир (сувар), считалось связующим звеном с главным божеством Тенгриханом, который жил на небе и почитался наряду с Тенгри. Возле этого дерева совершались языческие обряды и жертвоприношения.

Святое дерево символизировало благополучие и безопасность страны:

  • исцеляло больных;
  • возвышало неимущих и нищих;
  • сохраняло от засухи;
  • питало растения и землю.

Перед ним молились об умножении скота, урожае хлеба. Это дерево не разрешалось безнаказанно трогать: рубить и отламывать ветви.


Бессмертие души и анимизм

Прежде чем поверить в Аллаха, татары поклонялись духам. Религия татарского народа трансформировалась из-за страха перед смертью. Так почва анимизма стала благодатной для веры в бессмертие души. Укреплялся культ захоронений умерших с разделением общества на касты.
Анимизм шел в ногу с ростом материального разделения внутри племен, становясь основой классового общества. Кочевые татары вели походный образ жизни.

Мнение Плано Карпини о захоронениях:

  • погребальный обряд проводился тайно и скрытно;
  • место захоронения выбиралось в стороне от лагеря и места расположения войска;
  • яма имела подкоп сбоку, а место скрывалось дерном так, чтобы его невозможно было опознать, как могильник.

Этот способ захоронений отличал кочевников от оседлых монголов, что выделяли специальные пространства для умерших, оставляя тела под открытым небом.
Количество умерших в походе определялось просто. Собираясь в поход, каждый брал по камню и укладывал его вместе с остальными. Так складывался курган. Возвращаясь, воины разбирали камни. Остаток говорил о потерях. Наличие таких курганов вполне может свидетельствовать о масштабе сражения.

Погребальные обряды зависели от кастовой принадлежности покойного и обстоятельств, со временем обрастая массой обрядовых традиций. Но основой их был, как и в древности, страх перед смертью и вера в загробную жизнь души.

Эпохи вносили коррективы в вероисповедание. Если современная Конституция РФ гарантирует свободу выбора веры, то в древности веру определяла сила правителя.

Современный религиозный состав населения

Современные татары разделены на два основных лагеря:

  • мусульмане – 65%;
  • православные татары – 30%;
  • другие конфессии – 5 % .

Общей святыней двух основных конфессий является самая древняя мечеть Омейядов в сирийском Дамаске, возведенная в 96 году после Хиджры. Ее сокровищницы хранят голову Иоанна Крестителя. Его почитают как пророка мусульмане и христиане.


Мусульмане и ислам

Знакомство с исламом татар относится к V веку, когда жил пророк Мухаммед. Становление веры произошло в период правления могущественной династии Юань. Ее основателем был внук Чингисхана.
Традиции посланников Аллаха покорили Волжский бассейн в то же самое время, что и христианство - берега Днепра. Если «Путь из варягов в греки» явился стартом для византийских проповедников в Киеве, то мусульманская школа крепла от Великого океана – Пацифики (Тихого) до берегов Волги.

Мусульманство проникало в этнос двумя путями:

  • с появлением Золотой Орды;
  • при помощи арабских миссионеров.

Укрепление ислама стало острой необходимостью, когда Золотая Орда разделилась на татарские ханства: Казанское, Астраханское, Крымское, Ногайское и Большую Орду. Это произошло после распада Монгольской империи в середине XIII века.
Святые места мусульман расположены рядом с мечетями, которые возводились под влиянием изящества архитектуры Византии. Со временем сооружения для проповедования ислама вобрали в себя культовые традиции Османской империи.

Мечеть аль-Марджани в Казани стала итогом политики терпимости в период правления Екатерины II. Как духовный центр татарского народа она воспринимается по сей день.

Ислам зиждется на пяти столпах, которые соблюдают татары:

  • вероисповедание предполагает шахад – засвидетельствование веры в Аллаха;
  • намаз – ежедневная пятиразовая молитва;
  • ураз – пост в период Рамадана;
  • закят – пожертвование;
  • хадж – поклонение и паломничество.


Татары – христиане

XVI век ознаменовался для России переходом на новую государственную форму правления – царство. В этот период было присоединено Астраханское и Казанское ханство, и вопрос веры был равносилен вопросу безопасности. Власть ислама и Золотой Орды, продержавшись три века, пала. Крымский хан после полного поражения при Молодях в 1572 г. принял турецкое подданство, а ханы Казани и Астрахани – русское. Поэтому царь всея Руси Иван Грозный крестил татар по обычаям, принятым на Руси.

Время способно объединять и разделять народы, нации, этнологические группы по признакам. Долгое время считалось, что поволжская этническая группа татар-христиан начала исповедовать православие после взятия Казани в 1552 г.

В этом видео рассказывается об истории взятия Казани Иваном Грозным.

Появление обособленного этноса на Волге

Кряшены – это православные крещенные татары. Академик Глухов, татарин по национальности, предполагает, что данная общность изначально была христианами-кераитами. Они сохранили историческую память после захвата их Чингисханом.

Крещеные татары происхождение своей веры подпитывают историческими фактами:

  1. В 1926 году перепись населения показала, что их численность составила 121 тысячу.
  2. C 1939 года при замене паспортов они были признаны татарами в одних регионах, русскими в других.
  3. В 2002 году история народа резко изменилась, и он получил статус субэтнической группы татар.
  4. Этнос развивает национальную культуру, поддерживая идентичность и религию, родной язык. Дьякон Яков стал известным поэтом XIX века благодаря упорству в отстаивании традиций этноса в своем творчестве.

Казань, Нижнекамск, Мамадышский район и Набережные Челны – территории расселения кряшенской общины. В 1996 году появилась надежда восстановления храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери.

Главным доказательством существования кряшенов, как отдельного народа, исследователи считают:

  • язык, что практически не имеет арабизмов, связанных с исламской культурой;
  • автономность проживания от остальных татар.

С образованием в храме во имя Тихвинской иконы Божией Матери в 90-х годах духовного центра была открыта воскресная школа. Священники проводят обряды крещения. При храме работает национальный музей истории и культуры, создан народный хор. Переводится Священное писание для богослужения на родном языке.


Традиции и обряды

У каждого народа обряды имеют особенный уклад.

При рождении ребенка в мусульманских общинах Татарстана существует такая традиция:

  • обрезанная пуповина заворачивается в нательную рубаху отца;
  • губы новорожденного смазываются медом;
  • готовится купель;
  • спустя несколько дней мулла дает ребенку имя.

В свадебном обряде участвует сваха. Успешный договор с родственником жениха о размере калыма означает, что невесту засватали. Приданное ей собирают с детских лет. Свадьба проходит в двух половинах – мужской и женской. Но пока калым не выплачен, молодой муж посещает жену ночью, а живет у своих родственников.
Усопших хоронят на второй день, а поминки проводят на следующий. Металлический предмет (как правило это лом) лежит в вырытой могиле до момента опускания в нее тела в саване.
Молитвы – традиция для всех народов. Татары строго соблюдают ритуальную часть, формой веры которой был анимизм.


Религиозные праздники Татарстана

Пост Рамадан, Ураза-байрам и Курбан-байрам – наиболее почитаемые праздники по мусульманской традиции. Самым значимым из всех является Курбан-байрам - праздник жертвоприношения. Отмечается в память о готовности пророка Ибрагима принести в жертву Аллаху своего сына. За несколько недель до начала праздника татары начинают откармливать жертвенное животное. В день Курбан-Байрама обязательно готовят еду из мяса.

Ураза-байрам отмечается по завершении тридцатидневного поста в месяц Рамазан. С утра, отведав сладостей, мусульмане направляются в мечеть, а вечером устраивают праздничное семейное застолье.

Настоящий мусульманин обязан соблюсти основной принцип – чистоту души. Чтение Корана является основой, дабы были прощены грехи. Для этого и в домах наводится порядок, выбрасывается лишний хлам, готовятся сладкие блюда.

Молитвы воздают дань уважения усопшим. В такие дни люди прощают друг друга. Во время поста соблюдаются ограничения, мусульмане посещают больных родственников, много молятся. А в ночь предопределения озвучивают прошения к Аллаху, надеясь на исполнения просьб.
Существует традиция почитать пророков в определенные дни года.

Видео

В этом видео показано, как проходит главный мусульманский праздник Курбан-Байрам.

Татары - титульный народ Республики Татарстан, которая включена в состав Российской Федерации. Это тюркская этногруппа, имеющая множество субэтносов. Ввиду широкого расселения по регионам России и соседних стран, оказали влияние на их этногенез, ассимилируясь с местным населением. Внутри этноса имеется несколько антропологических типов татар. Татарская культура наполнена необычными для русских национальными традициями.

Где живут

Примерно половина (53% общей массы) татар проживает в Республике Татарстан. Другие расселены по остальной территории России. Представители народа живут в районах Средней Азии, Дальнего Востока, Поволжье, Сибири. По территориально-этническому признаку народ делится на 3 большие группы:

  1. Сибирские
  2. Астраханские
  3. Живущие в Среднем Поволжье, Приуралье.

В последнюю группу входят: казанские татары, мишари, тептяри, кряшены. К другим субэносам относятся:

  1. Касимовские татары
  2. Пермские татары
  3. Польско-литовские татары
  4. Чепецкие татары
  5. Нагайбаки

Численность

Всего в мире насчитывается 8 000 000 татар. Из них около 5,5 млн живут в России и субъектах РФ. Это второе место по численности после граждан русской национальности. При этом в Татарстане находится 2 000 000 человек, Башкортостане 1 000 000. Небольшое количество переехало в соседние с Россией регионы:

  • Узбекистан - 320 000;
  • Казахстан - 200 000;
  • Украина - 73 000;
  • Киргизия - 45 000.

Незначительное число живет в Румынии, Турции, Канаде, США, Польше.

Казань - столица Татарстана

Язык

Государственным языком Татарстана является татарский. Он относится к поволжско-кыпчакской подгруппе тюркской ветви алтайских языков. Представители субэтносов разговаривают на своих диалектах. Наиболее близкими являются речевые особенности народов Поволжья и Сибири. В настоящее время татарская письменность основана на кириллице. До этого применялась латиница, а в средние века основой письменности были арабские символы.

Религия

Подавляющее большинство татар - мусульмане, исповедующие ислам суннитского направления. Также встречаются православные христиане. Небольшая часть считает себя атеистами.

Название

Самоназвание нации - татарлар. Ясной версии происхождения термина «татары» нет. Существует несколько версий этимологии этого слова. Основные из них:

  1. Корень тат , означающий «испытывать», плюс суффикс ар - «получающий опыт, советник».
  2. Производная от татувлы - «мирный, союзник».
  3. На некоторых диалектах тат обозначает «иноземец».
  4. На монгольском слово татари означает «плохо разговаривающий».

Согласно двум последним версиям, этими словами называли татар другие племена, которые не понимали их язык, для которых они были чужеземцами.

История

Первые свидетельства о существовании татарских племен нашли в тюркских летописях. Также о татарах упоминают китайские источники как о людях, живших по берегам Амура. Они относятся к 8-10 векам. Историки считают, что предки современных татар образовались при участии хазарских, половских кочевников, племен, населявших Волжскую Булгарию. Они объединились в одну общность со своей культурой, письменностью, языком. В 13 веке была создана Золотая Орда - могущественное государство, имевшее разделение на сословия, аристократию, духовенство. К 15 веку оно распалось на отдельные ханства, которые дали начало формированию субэтнических групп. В более позднее время началась массовая миграция татар по территории Русского государства.
В результате генетических исследований выяснилось, что у разных татарских субэтносов не было общих прародителей. Также наблюдается большое разнообразие генома внутри подгрупп, из чего можно сделать вывод о влиянии на их создание множества народов. У некоторых этногрупп велик процент генома кавказских национальностей, в то время как азиатский почти отсутствует.

Внешность

Татары разных этногрупп имеют различный внешний вид. Это обусловлено большим генетическим разнообразием типов. Всего выявлено 4 вида представителей народа по антропологическому признаку. Это:

  1. Понтийский
  2. Сублапоноидный
  3. Монголоидный
  4. Светлый европейский

В зависимости от антропологического типа люди татарской национальности имеют светлую или темную кожу, волосы и глаза. Представители сибирской этногруппы наиболее схожи с азиатами. У них широкое плоское лицо, узкий разрез глаз, расширенный нос, верхнее веко со складкой. Кожа смуглая, волосы жесткие, черные, темный цвет радужки. Они невысокого роста, приземистые.


Поволжские татары имеют овальное лицо, светлую кожу. Их отличает наличие горбинки на носу, доставшейся, видимо, от кавказских народов. Глаза большие, серые или карие. Мужчины высокого роста, с хорошим телосложением. Встречаются голубоглазые и светловолосые представители этой группы. Казанские татары имеют средне-смуглую кожу, карие глаза, темные волосы. У них правильные черты лица, прямой нос, четко очерченные скулы.

Жизнь

Основными занятиями татарских племен были:

  • пашенное земледелие;
  • пастбищно-стойловое животноводство;
  • огородничество.

На полях выращивали коноплю, ячмень, чечевицу, пшеницу, овес, рожь. Земледелие было трехпольного типа. Скотоводство выражалось в разведении овец, коз, быков, лошадей. Это занятие позволяло получать мясо, молоко, шерсть, шкуры для пошива одежды. Лошади и быки использовались как тягловые животные и для передвижения. Также выращивали корнеплоды, бахчевые культуры. Было развито пчеловодство. Охотой занимались отдельные племена, в основном живущие на Урале. Рыболовство было распространено у этногрупп, населявших берега Волги и Урала. Среди ремесел распространение получили такие занятия:

  • производство ювелирных изделий;
  • скорняжное дело;
  • валяльное ремесло;
  • ткачество;
  • кожевенное производство.

Национальный татарский орнамент характеризуется наличием цветочных, растительных рисунков. Это показывает близость народа к природе, умение видеть красоту в окружающем мире. Женщины умели ткать, сами шили повседневные и праздничные костюмы. Детали одежды украшали узорами в виде цветов, растений. В 19 веке стала популярна вышивка золотыми нитями. Из кожи изготавливали обувь, детали гардероба. Популярностью пользовались изделия из кожи разных оттенков, сшитые между собой.


До 20 века в племенах были родоплеменные отношения. Существовало разделение между мужской половиной населения и женской. Девушек изолировали от молодых людей, до свадьбы они не общались. Мужчина имел более высокий статус, чем женщина. Пережитки таких отношений сохраняются в татарских селениях и сейчас.

Все татарские семьи глубоко патриархальны. Все, что говорит отец, исполняется беспрекословно. Дети почитают мать, но жена практически не имеет право голоса. Мальчиков воспитывают во вседозволенности, так как они - продолжатели рода. Девочек с детства учат благопристойности, скромности, подчинению мужчине. Юные девушки знаю, как вести хозяйство, помогают матери по дому.
Браки заключались по договоренности между родителями. У молодых согласия не спрашивали. Родственники жениха обязаны были заплатить калым - выкуп. Большинство свадебных обрядов и застолье происходило без присутствия жениха и невесты, в них участвовала многочисленная родня. Девушка попадала к мужу только после уплаты калыма. Если жених устраивал похищение невесты, то семья освобождалась от выкупа.

Жилище

Татарские племена располагали свои поселения по берегам рек, вблизи больших дорог. Аулы строили хаотично, без упорядоченной планировки. Селения характеризовались извилистыми улочками, иногда приводящими в тупик. Со стороны улицы ставили глухой забор, хозпостройки делали во дворе, размещая их кучкой или в виде буквы П. Правление, мечеть, торговые лавки находились в центре поселения.

Татарские дома представляли собой срубные строения. Иногда жилище складывали из камня, реже оно было глинобитным. Кровлю устилали соломой, дранкой, досками. Дом имел два или три помещения, включая сени. Богатые семьи могли позволить себе двух- и трехэтажные жилища. Внутри дом делился на женскую и мужскую половины. В домах делали печи, по типу русских. Их располагали рядом со входом. Внутри жилище украшали вышитыми полотенцами, скатертями. Снаружи стены расписывали орнаментом, отделывали резьбой.


Одежда

Татарский народный костюм сформировался под влиянием азиатской культуры. Некоторые элементы были заимствованы у кавказских народов. Наряды разных этногрупп немного различаются. Основу мужского костюма составляют такие элементы, как:

  1. Удлиненная рубаха (кулмэк).
  2. Штаны типа шаровар.
  3. Длинная безрукавка.
  4. Широкий пояс.
  5. Тюбетейка.
  6. Ичиги.

Туника украшалась в верхней части и снизу национальным орнаментом, ее подпоясывали широким длинным куском материи с бахромой на концах. В дополнение к рубахе надевали свободные штаны. Поверх комплекта носили безрукавку, полочки который снабжались вышивкой. Иногда надевали длинный халат (почти до пола) из хлопкового материала. Голову покрывали тюбетейкой, которая щедро украшалась национальным орнаментом. В некоторых этногруппах носили фески - турецкие головные уборы. В холодную погоду надевали бешмет - кафтан узкого покроя длиной до колен. Зимой носили овчинные шубы, меховые шапки. Обувью служили ичиги. Это легкие, удобные сапоги из мягкой кожи без каблука. Ичиги украшали вставками из цветной кожи, орнаментом.


Наряды татарских девушек очень красочны, женственны. Изначально девушки носили костюм, подобный мужскому: длинная (в пол) туника и широкие штаны. К нижнему краю туники пришивали воланы. Верхнюю часть расшивали узорами. В современных нарядах туника трансформировалась в длинное платье с узким лифом и расклешенным подолом. Платье хорошо подчеркивает женскую фигуру, придавая ей пышные формы. Поверх него надевается жилетка средней длины или длиной до талии. Ее богато украшают вышивкой. Голову покрывают шапочкой наподобие фески, чалмой или калфаком.

Традиции

Татары - нация, обладающая динамичным темпераментом. Они очень подвижные, любят танцы и музыку. В татарской культуре множество праздников и обычаев. Они отмечают практически все мусульманские праздники, а также у них есть древние ритуалы, связанные с явлениями природы. Главными праздниками являются:

  1. Сабантуй.
  2. Нардуган.
  3. Новруз.
  4. Курбан-байрам.
  5. Ураза-байрам.
  6. Рамадан.

Рамадан - это священный праздник духовного очищения. Он называется по имени месяца татарского календаря, девятого по счету. Весь месяц идет строгий пост, кроме того, нужно усердно молиться. Это помогает человеку очиститься от грязных мыслей, стать ближе к богу. Этим укрепляется вера в Аллаха. Ураза-байрам празднуют по случаю окончания поста. В этот день можно кушать все, что мусульмане не могут себе позволить в пост. Праздник отмечается всей семьей, с приглашением родственников. В сельской местности проводятся гулянья с танцами, песнями, ярмарками.

Курбан-байрам - праздник жертвоприношения, отмечается через 70 дней после Ураза-байрама. Это главный праздник у мусульман всего мира и самый любимый. В этот день приносят жертвоприношение в угоду Аллаху. Легенда гласит, что Всевышний в качестве испытания попросил пророка Ибрагима принести в жертву своего сына. Ибрагим решил выполнить желание Аллаха, показав непоколебимость своей веры. Поэтому бог оставил его сына в живых, повелев зарезать вместо него барашка. В этот день мусульмане должны принести в жертву овцу, барана или козу, часть мяса оставить себе, остальное раздать нуждающимся.

Очень значимым для татар является Сабантуй - праздник плуга. Это день окончания весенних полевых работ. Он посвящается труду, урожаю, здоровому образу жизни. Сабантуй отмечают весело, с размахом. В этот день начинаются гулянья, танцы, спортивные соревнования. Проводятся состязания певцов, танцоров. Принято звать гостей, подавать угощения. На стол ставят кашу, крашеные яйца, булочки.


Нардуган является древним языческим праздником зимнего солнцестояния. Его отмечают в конце декабря. В переводе с монгольского название праздника означает «рождение солнца». Существует поверье, что с началом солнцестояния силы тьмы теряют свою власть. Молодежь наряжается в костюмы, маски и ходит по дворам. В день весеннего равноденствия (21 марта) празднуют Новруз - приход весны. Согласно астрономическому солнечному календарю, наступает новый год. Световой день обгоняет ночь, происходит поворот солнца на лето.
Еще одним интересным обычаем является то, что татары не едят свинину. Это объясняется законами ислама. Суть в том, что Аллах знает, что приносит пользу его созданиям, то есть, людям. Он запрещает есть свиное мясо, так как оно считается нечистым. Этот заперт отражен в Коране - священной для мусульман книге.

Имена

Татары называют детей красивыми, звучными именами, которые имеют глубокое значение. Популярными мужскими именами являются:

  • Карим - великодушный;
  • Камиль - совершенный;
  • Анвар - лучистый;
  • Арслан - лев;
  • Динар - драгоценный.

Девочек называют именами, раскрывающими природные качества, символизирующие красоту, мудрость. Распространенные женские имена:

  • Венера - звезда;
  • Гульнара - украшенная цветами;
  • Камалия - совершенная;
  • Люция - светлая;
  • Рамиля - чудодейственная;
  • Фирюза - лучезарная.

Еда

Большое влияние на татарскую кухню оказали народы Азии, Сибири, Урала. Вхождение их национальных блюд (плов, пельмени, пахлава, чак-чак) разнообразило рацион татар, сделало его многообразней. Кухня татар богата мясом, овощами, приправами. В ней много разнообразной выпечки, кондитерских изделий, орехов, сухофруктов. В Средние века широко употреблялась конина, позже стали добавлять мясо кур, индеек, гусей. Любимым мясным блюдом у татар является баранина. Много кисломолочных продуктов: творог, айран, сметана. Пельмени и вареники 1 это довольно частая еда на татарском столе. Пельмени едят вместе с бульоном. Популярные блюда татарской кухни:

  1. Шурпа - жирный, густой суп на основе баранины.
  2. Бэлиш - печеный пирог из пресного теста, начиненный мясом с картофелем, рисом или пшеном. Это наиболее древнее блюдо, его подают на праздничный стол.
  3. Тутырма - домашняя колбаса из кишки, начиненная рубленым мясом с рисом.
  4. Бешбармак - тушеное мясо с домашней лапшой. Традиционно его едят руками, отсюда произошло название «пять пальцев».
  5. Пахлава - угощение, пришедшее с Востока. Представляет собой печенье из слоеного теста с орехами в сиропе.
  6. Чак-чак - сладкое изделие из теста с медом.
  7. Губадия - закрытый пирог со сладкой начинкой, которая распределяется слоями. В него входит рис, сухофрукты, творог.

В качестве гарнира часто употребляется картофель. Присутствуют закуски из свеклы, моркови, томатов, сладкого перца. В пищу используется репа, тыква, капуста. Частыми блюдами являются каши. Для повседневной еды варят пшенную, гречневую, гороховую, рисовую. На татарском столе всегда множество сладостей из пресного и сдобного теста. К ним относятся: баурсак, чельпек, катлама, кош-теле. В сладкие блюда часто добавляется мед.


Из напитков популярны:

  • айран - кисломолочный продукт на основе кефира;
  • квас из ржаной муки;
  • шербет - прохладительный напиток из шиповника, лакрицы, розы с добавлением меда, пряностей;
  • травяные чаи.

Для татарской кухни характерно тушение, варка, запекание в печи. Пищу не жарят, иногда вареное мясо немного обжаривают в печи.

Известные люди

Среди татарского народа много талантливых людей, прославившихся на весь мир. Это спортсмены, деятели науки и культуры, писатели, актеры. Вот некоторые из них:

  1. Чулпан Хаматова - актриса.
  2. Марат Башаров - актер.
  3. Рудольф Нуреев - танцор балета.
  4. Муса Джалиль - знаменитый поэт, Герой Советского Союза.
  5. Закир Рамеев - классик татарской литературы.
  6. Алсу - певица.
  7. Азат Аббасов - оперный певец.
  8. Гата Камский - гроссмейстер, чемпион США по шахматам в 1991 году, входит в число 20 сильнейших шахматистов мира.
  9. Зинэтула Билялетдинов - олимпийский чемпион, многократный чемпион мира и Европы в составе хоккейной сборной, тренер сборной России по хоккею.
  10. Альбина Ахатова - пятикратная чемпионка мира по биатлону.

Характер

Татарская нация очень гостеприимна, дружелюбна. Гость - важный человек в доме, к нему относятся с большим уважением, просят разделить с ними трапезу. Представители этого народа обладают веселым, оптимистичным характером, не любят унывать. Они очень общительны, разговорчивы.

Мужчин характеризует упорство, целеустремленность. Их отличает трудолюбие, они привыкли добиваться успеха. Татарские женщины очень приветливые, отзывчивые. Их воспитывают как образец нравственности, благопристойности. Они привязаны к своим детям, стараются дать им самое лучшее.

Современные татарки следят за модой, выглядят очень ухоженными, привлекательными. Они образованны, с ними всегда найдется, о чем поговорить. Представители этого народа оставляют о себе приятное впечатление.

Основными конфессиями в Татарстане являются ислам и православие. Проводимая в республике долговременная политика соблюдения баланса интересов двух ведущих конфессий играет важную роль в сохранении и укреплении межнационального и межконфессионального мира и согласия.

В качестве позитивной тенденции следует отметить исторически сложившееся, устойчивое взаимопонимание между представителями ислама и православия, их взаимодействие между собой и с другими традиционными для нашего региона конфессиями - иудаизмом, католицизмом и лютеранством.

Межконфессиональное сотрудничество в интересах всех граждан Республики Татарстан развивается по различным направлениям, в том числе и в реализации социально значимых проектов (профилактика наркотизации, работа с социально незащищенными слоями населения, реабилитация лиц с ограниченными возможностями и др.).

В ежегодном Послании Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова Государственному Совету Республики Татарстан от 13 сентября 2012 года подчеркнуто, что «..Нашим безусловным достижением было и остается позитивное состояние межнациональных и межконфессиональных отношений, дух мирного взаимодействия и сотрудничества представителей различных этнических групп и вероисповеданий».

На 1 января 2013 г. в Республике Татарстан по данным Управления Министерства юстиции РФ по РТ зарегистрировано 1594 религиозных организации (1505 на 1 января 2012 г.), в том числе: Русская православная церковь - 305; истинно-православная церковь - 2; старообрядцы - 5; римско-католическая церковь - 2; армянская апостольская церковь - 1; ислам - 1193; буддизм - 1; иудаизм ортодоксальный - 3; евангельские христиане - баптисты - 6; христиане веры евангельской - 5; евангельские христиане - 26; христиане веры евангельской - пятидесятники - 17; адвентисты седьмого дня - 10; лютеране - 5; реформатская церковь - 1; новоапостольская церковь - 1; свидетели Иеговы -5; церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) - 1; церковь последнего завета - 1; сознание кришны (вайшнавы) - 2; вера бахаи - 1; иные вероисповедания - 1.

Наглядным выражением процесса религиозного возрождения в республике стало культовое строительство и реставрация переданных в пользование и собственность религиозным организациям храмов. Функционирует 1763 культовых зданий и молитвенных домов различных конфессий, из которых в пользовании и собственности мусульман находится 1382 мечети, православных - 320 храмов, а также 61 молитвенный дом других конфессий.

По числу зарегистрированных религиозных общин Республика Татарстан, относится к числу лидеров среди субъектов Российской Федерации. В последние годы численность религиозных организаций стабилизировалась, отмечается незначительный рост общин, в основном представленных объединениями ведущих конфессий - ислама и православия.

Деятельность двух централизованных религиозных организаций - Духовного управление мусульман РТ и Казанской епархии РПЦ, преобразованной в Татарстанскую митрополию, территориально охватывает всю республику. При Казанской епархии ведут деятельность 9 монастырей, 1 духовная семинария, при ДУМ РТ 10 мусульманских религиозных образовательных учреждений, в том числе Российский исламский институт.

28 августа 1999 г. вступил в силу Закон Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях». В нем учтены специфические черты многонациональной республики, конкретизированы особенности правового режима отделения церкви от государства, четко определены позиции государства в регулировании религиозных отношений, обозначены границы признаваемой и защищаемой свободы совести и свободы вероисповедания. Закон своим содержанием направлен на достижение взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания.

На внеочередной сессии Государственного Совета Республики Татарстан 3 августа 2012 г. были приняты поправки в Закон Республики Татарстан «О свободе совести и религиозных объединениях», направленные на защиту прав и свобод человека, предупреждение религиозного экстремизма, содействие укреплению внутриконфессионального и межконфессионального согласия. Согласно изменениям иностранные граждане не могут выступать в роли учредителей местной религиозной организации. Отныне такое право имеют только россияне. А кандидаты, претендующие на должность священнослужителей, обязаны будут предъявить диплом о религиозном образовании. Признавать или не признавать его, религиозные организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации, будут решать самостоятельно.

Заметно усилилось взаимодействие Президента Республики Татарстан и представителей органов власти с религиозными организациями основных конфессий, расширилась практика встреч с духовными лидерами, в ходе которых обсуждаются проблемы, волнующие верующих - восстановление и строительство новых культовых зданий, вопросы религиозного образования, духовно-нравственного воспитания. Президент Р.Н. Минниханов принимает участие в значимых мусульманских мероприятиях - Всероссийском форуме татарских религиозных деятелей «Национальная самобытность и религия», «Изге Болгар жыены», фестивале колокольного звона «Алексеевские перезвоны», посещает религиозные учебные заведения.

По инициативе Государственного Советника Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева реализуется крупномасштабный проект «Культурное наследие - остров-град Свияжск и древний Болгар» на 2010-2015 годы, в рамках которого осуществляется реконструкция и строительство многих культовых объектов, являющихся достопримечательностями России.

В средние века империя татар была одной из самых больших в мире. Изначально это были разрозненные племена, неспособные даже к самоорганизации. Но внедрение единой религии позволило объединить разных вождей и создать мощное государство, которого боялась вся Европа. Какую религию исповедуют татары, знает не каждый.

Кто такие татары

Большой и колоритный народ, живущий от центральной Европы до Дальнего Востока России, называют татарами. Происхождение этого этноса до сих пор вызывает споры в кругах ученых. Некоторые считают, что татары - это потомки монголов, которые ассимилировались с менее численными народами Сибири. Другие утверждают, что главная отличительная черта этого этноса - тюркский язык. Но есть и такие факты, разногласий по которым нет. Какая религия у татар, русский народ знал еще с XIII века.

Впечатленный чудесами арабских стран хан Узбек насильственно ввел ислам. Такой поступок консолидировал нацию, но не так, как этого хотелось бы правителю. Многие татары не приняли новую веру. Изначально недовольство не проявлялось на глобальном уровне, но ряд неудачных сражений, ослабление государства и низкий экономический уровень развития привели к тому, что многие племена начали миграцию в Россию.

Истоки вероисповедания

Ислам зародился еще в 611 году, закрепился книгой Коран и в течение двух веков активно распространялся на территории Средней Азии и на Кавказе. Приняли мусульманство и татары. Религия в VIII-IX веке не была насажена искусственно, большая часть людей обратилась к ней по собственному желанию. Волжская Булгария - регион-прародитель данного этноса - первым принял ислам. Особенно заботились о вере ханы.

Один из них, Алмыш, попросил Багдад организовать построение мечетей и отправить проповедников. Его просьба была выполнена. Тем не менее, языческие корни в некоторых местах давали знать о себе, Аллаха называли по имени другого бога - Тенгри.

Анимизм (то есть вера в существование духов и души) все еще оставался близким для населения. Он четко прослеживался в шаманских ритуалах. А Тенгри был главным небесным божеством, создателем растений и покорителем грома.

Но именно ислам стал весомым шагом в поднятии на высшую ступень цивилизации. В 1241 г. государство было захвачено монголами и стало частью Золотой Орды. Чингисхан первым назвал население Бурятии и тюркоязычные части войск просто одним словом - «татары». Религия ислам тогда была чужой монголам, и уже упомянутый Узбек насильственно делал из христиан мусульман.

Последователи пророка

Основоположником данного вероисповедания стал Мухаммед. Этот простой человек жил в городе Мекке и долгое время работал торговцем. Мужчина получал видения, а в 615 году решил проповедовать публично. Вместе с поклонниками появились и преследователи. После его смерти ислам раскололся на две линии. Это было связано с тем, что ученики не могли определить, кто станет преемником пророка.

Меньшая часть стала сторонниками шиитского ислама, а более 90% - суннитского. К какой религии относятся татары сегодня? По верованиям они мусульмане-сунниты.

По теории, Мухаммед был предвестником слова Божьего. В отличие от христианства, пророк не был сыном Бога. Имя Аллах переводится как «единый бог», а его земной дом - это мечеть. Стоит отметить, что татары, которые привыкли вести кочевой образ жизни, не были склонны к строительству. Только благодаря принятию ислама на их землях появились города. Их проектировали архитекторы из арабских стран.

Смесь стилей

Татары жили на рубеже разных культур. Восток, Европа, Россия, ислам, христианство, политеизм - все это повлияло на архитектурный стиль. Особенно яркими являются мечети. Поскольку религия монголо-татар - ислам, ханы активно строили культовые сооружения. Но изначально они не имели ничего общего с ажурными мечетями Турции и Саудовской Аравии.

Божьими домами становились замки. Это была вынужденная необходимость, поскольку Орда постоянно воевала. Впоследствии, по приказу Ивана Грозного, были разбиты почти все центры исламской культуры, до которых смогли добраться царские войска. Татары, проживающие на территории России, были вынуждены принять православие.

Преклонная архитектура

Несмотря на гонения и препятствия, часть памятников отстроилась и снова начала действовать. Особенно в столице современной Республики Татарстан. Кстати говоря, к этому приложили руку не только те татары, религия которых - ислам.

Первой постройкой, которая была заложена как символ двух конфессий (православие и ислам) в одном городе, стало восстановление места поклонения аль-Марджани. Не уступает по пышности еще одно мусульманское молитвенное сооружение в Казани - Апанаевская. Начало строительства стартовало в 1768 году. Что примечательно, проект одобрила сама Екатерина II, а средства выделила исламская община.

На территории современной России есть и другие, не менее знаковые памятники ислама. К сожалению, в первозданном виде их сохранилось очень мало, но исламская община продолжает активно трудиться над восстановлением своего наследия.

Вера в Христа

По оценкам многих исследователей, на сегодняшний день почти 20% тюркских племен России являются православными в нескольких поколениях. И численность их медленно растет. Поскольку в смешанных браках православных и мусульман ребенка обычно крестят.

Считается, что исповедовать христианство некоторые отдельные группы татар начали еще в Х веке. Изменить взгляды им пришлось под давлением Золотой Орды и ханов, которые жестоко расправлялись с каждым, кто высказывался в защиту православия. Примечательно, что религия крымских татар изначально была христианской. Местное население отказывалось принимать ислам. Результатом такого поведения стало уничтожение всех православных храмов.

Татары Сибири

Коренным этносом Западной и Южной Сибири является тюркская раса. В общем, она отличается от других представителей племени. Но генетически ближайшими родственниками являются башкиры, казахи и сарти. Религия сибирских татар - смесь мусульманства и обрядов. Так, большое внимание уделяется имени при рождении, браку, похоронам.

Практикуются поминальные обряды, празднование восточного Нового года и заклинания животных. Вместе с этим сибирские татары придерживаются Рамадана, празднуют Курбан и прочее.

Регион проживания этой группы тюркских племен сильно удален от Москвы. Во времена могущества Золотой Орды главной целью войн было обогащение, поэтому Сибирь не вызывала у ханов никакого интереса. Ситуация не слишком изменилась и тогда, когда российские цари окончательно разгромили монгольские полчища и положили конец империи Чингисхана.

Таким образом, местное население оказалось в определенной изоляции. Оно имело возможность развиваться само по себе. Основными учителями и проповедниками, как и раньше, оставались шаманы. Сибирские татары, религия которых представляет собой уникальный симбиоз классического суннитского ислама и древнего шаманизма, представляют наибольший интерес для этнографов. Эта группа племен практически не ассимилировалась и смогла сохранить подлинную историю своего этноса.