Ракетные поезда. Ракетный поезд – действительно ли Россия прекратила его разработку? Временная приостановка программ бжрк

«Ядерный поезд» - боевой железнодорожный ракетный комплекс - любимая страшилка в разговорах про стратегические вооружения, уступает, пожалуй, только легендарной «нейтронной бомбе». Недавно российским гражданам сообщили об отказе от запуска в серию новейшего БЖРК «Баргузин». Мы подумаем - а так ли он был нужен?

Чёрной-чёрной ночью чёрный-чёрный поезд мчится по заснеженному-заснеженному полю и несёт в себе ядерные-ядерные ракеты. Примерно так и представляется обывателям работа боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК). Неотличимый от простых поездов, он скрытно курсирует по необъятным просторам нашей страны. Внутри же сидят суровые и насторожённые военные, пьют чай из стаканов с подстаканниками и думают о судьбах Родины, готовые в любой момент запустить ракеты с ядерной боеголовкой.

Недавно стало известно, что разработка БЖРК нового поколения «Баргузин» была прекращена на этапе проектирования. И это не так плохо, как может показаться сразу, и уж точно не подразумевает серьёзных прорех в ядерном щите нашей страны. Всё дело в том, что поезд с ядерными ракетами был идеальным оружием только с точки зрения запугивания обывателей. С практической же стороны к этому чуду техники было очень много вопросов. Начнём с начала: в предыдущем подходе к теме было сформировано 12 поездов, каждый из которых нёс три ракеты, итого 36. По сравнению с общим советским арсеналом это была капля в море.

Боевые железнодорожные ракетные комплексы РТ-23 «Молодец» несли боевое дежурство с 1987 года. В 2003–2007 годах они были утилизированы по договору СНВ-2, но две демилитаризованные пусковые установки сохранены в качестве музеев.

Вообще основная задача любого мобильного носителя - незаметно добраться на оптимальную точку пуска, отстреляться и постараться удрать живым на максимальной скорости. Ближе всех к противнику могут «подъехать» подводные лодки и самолеты-ракетоносцы, которые больше других подходят для всяких хитрых планов, с пусками из неожиданных мест и по нестандартной траектории.

Мобильные комплексы на колёсах справятся с этим хуже, зато могут двигаться, как тараканы, - легко менять направление и разбегаться после нанесения удара в разные стороны. Поезд же, как справедливо отмечал Андрей Макаревич, «проедет лишь там, где проложен путь».

еперь посмотрим на карту железных дорог нашей страны. Эффективно прятать поезд от всевидящих глаз спутников можно только в европейской части России, где есть разветвлённая сеть железных дорог. Гнать его по нитке Транссиба весело, но глупо. Но и в европейской части БЖРК не будет чувствовать себя вольготно: за последние годы среднесуточная скорость движения транспортных составов значительно снизилась из-за необходимости часто останавливаться и пережидать пассажирские поезда и составляет - та-дамм! - девять километров в час! То есть даже если спутник-шпион будет снимать «Баргузин» раз в сутки, он не уедет дальше чем на 200 с небольшим километров от последней фотографии.

Теперь немного о пресловутой незаметности. В сети есть воспоминания «матёрых» железнодорожников, оказавшихся неспособными отличить советский БЖРК «Молодец» от обычного поезда. Честно говоря, в это не очень верится. Три локомотива, за ними три пассажирских вагона, четыре почтовых, а затем рефрижераторные вагоны не с четырьмя, а с восемью осями. Вы часто видите такие поезда? Вообще микс из пассажирских и рефрижераторных вагонов - это уже очень редкое явление на желеной дороге. Предполагалось, что новые «Баргузины» будут использовать обычные четырёхосевые вагоны, однако это не сильно исправит ситуацию, хотя, конечно, они не будут выделяться так радикально, как «Молодцы» с их системами перераспределения массы на соседние вагоны.

Поверьте, знать о том, что к ним приехал «ядерный поезд», будут все работники от диспетчерской до депо. А в эпоху мобильников, инстаграма и повсеместной геолокации это превратится в увлекательнейшую игру по поиску в сети хэштега #nucleartrain и #barguzin. Фото на фоне поезда с ракетами - это прекрасно. Что уж говорить про современные цифровые системы учёта вагонов, способные запалить такие поезда в моменты выхода на линию. В итоге мы имеем очень интересный, сложный технически и дорогой проект сомнительной полезности. Опять-таки, в качестве страшной сказки на ночь ядерный поезд идеален. Он останавливается в чистом поле, из вагона-электростанции поднимаются специальные выдвижные устройства. Они закорачивают контактную сеть, во все стороны летят искры и молнии, на протяжении ближайших километров останавливаются все электропоезда. Затем провода отводятся в стороны, ракеты поднимаются и выбрасываются из пусковой установки на небольшую высоту, включаются маршевые двигатели, и вот подарки уже летят в сторону мирно спящей Оклахомщины. Увидишь такое во сне - проснёшься в холодном поту.

С точки же зрения практической реализации всё очень дорого, сложно и ещё раз дорого. Бросковые испытания система прошла, а значит, в случае строгой необходимости может быть достаточно оперативно доведена до практической реализации. Пока же наш поезд будет «стоять на запасном пути», и ничего страшного. Тем же, кто хочет лить слёзы по «мы в советские времена уууу», я рекомендую посетить питерский музей железнодорожной техники возле Балтийского вокзала. БЖРК «Молодец» там есть - можно поностальгировать.

Во второй половине восьмидесятых годов западные страны всерьез поверили в то, что "черт из табакерки" – это не игрушка, а реальная и смертельная угроза. Представьте себе очень длинную "табакерку" с клеймом "Сделано в СССР" и сидящую в ней бестию, способную одним ядерным плевком уничтожить европейское государство. С виду то был обычный поезд, который ничем не отличался от составов, ежедневно прибывающие на вокзалы родины. Но именно он стал занозой для американцев, не успевших построить подобного монстра, и стран НАТО. Знать, что у потенциального противника есть разрушительное оружие, которое отследить сложнее, нежели тягач с пусковой установкой – это действительно страшно!

Подобные составы, коих у нашей страны уже нет, называются БЖРК – Боевой железнодорожный ракетный комплекс. В период с 1987 по 1994 году в СССР было 12 смертоносных поездов РТ-23 УТТХ "Молодец". Их же с трепетом величали "поездами-призраками" и это прозвище было полностью правомерным, учитывая маскировку составов под "обычные". Поговаривают, что даже опытные железнодорожники не могли отличить "спецрейс" под маскировочной сеткой от стандартного поезда на расстоянии 50 метров. Ну а в странах НАТО систему окрестили SS-24 Scalpel.

Soviet Military Power

Разработка стартовала в соответствие с приказом Министерства обороны, подписанном в январе 1969 года, но прошло почти два десятилетия, прежде, чем отнюдь не добрый "Молодец" вышел на боевое дежурство. Ученым-академикам А. Ф. Уткину, который разрабатывал стартовый комплекс и вагоны, и В. Ф. Уткину, автору ракеты-носителя пришлось совместить несовместимое – упаковать в вагон пусковую установку и межконтинентальную баллистическую трехступенчатую ракету с ядерной боеголовкой.

В. Ф. Уткин - создатель БЖРД

Вот, что вспоминал Владимир Федорович: "Задача, которую поставило перед нами советское правительство, поражала своей грандиозностью. В отечественной и мировой практике никто никогда не сталкивался с таким количеством проблем. Мы должны были разместить межконтинентальную баллистическую ракету в железнодорожном вагоне, а ведь ракета с пусковой установкой весит более 150 тонн. Как это сделать? Ведь железнодорожный состав с таким огромным грузом должен ходить по общегосударственным путям Министерства путей сообщения. Как вообще перевозить стратегическую ракету с ядерной боеголовкой, как обеспечить абсолютную безопасность в пути, ведь нам была задана расчётная скорость состава до 120 км/ч. Выдержат ли мосты, не разрушится ли полотно, да и сам старт, как передать нагрузку на железнодорожное полотно при старте ракеты, устоит ли поезд на рельсах во время старта, как максимально быстро после остановки поезда поднять ракету в вертикальное положение?"

В день Апокалипсиса события должны были развиваться следующим образом. Верхняя часть вагонов откидывается в сторону и гигантские снаряды занимают вертикальное положение, пробуждаясь ото сна. Ящик Пандоры открыт. Старт! Ракеты взмывают на несколько десятков метров, затем включаются маршевый двигатель и "Скальпели" устремляются к целям. Каждая такая "птичка" была способна улететь на 11 тысяч километров и превратить пункт назначения в… Об этом даже не хочется думать.

Преимущества и недостатки БЖРК очевидны. В отличие от тягачей поезда, каждый из которых обслуживало более 70 человек, очень мобильные и в сутки способны покрывать свыше тысячи километров. Они малозаметны для спутников, хотя считать великолепно маскирующегося "Молодца" полностью "невидимыми" мешали три тепловоза. Что касается очевидных минусов, то среди них огромная масса, оказывающая повышенные нагрузки на железнодорожное полотно.

Судя по всему, после встречи М. С. Горбачева и премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер, состоявшейся в 1991 году, правительства западных стран утерли пот со лбов. Стороны достигли договоренности о том, что ни один "Молодец" не покинет мест постоянной дислокации и не выйдет на железнодорожную сеть страны, пусть и оставаясь боевой единицей.

БЖРК на маршруте патрулирования / Фото: Пресс-служба РВСН

В 2020 году вооруженные силы России получат новое поколение поездов с пусковыми установками баллистических ракет. Боевой ракетный железнодорожный комплекс «Баргузин» вооружат шестью ракетами РС-24 «Ярс» против трех МБР «Скальпель» у предшественника, БЖРК «Молодец».

Засечь поезд будет невозможно - помимо современных средств маскировки, его оснастят системами радиоэлектронной борьбы и другими устройствами, повышающими скрытность. Дивизионный комплект БЖРК будет состоять из пяти поездов, каждый из которых приравняют к полку.

Бывший начальник Главного штаба РВСН Виктор Есин / Фото: Пресс-служба РВСН


"Создание "Баргузина" является российским ответом на развертывание американцами глобальной системы ПРО", - считает бывший начальник Главного штаба РВСН Виктор Есин.

Ранее командующий Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковник Сергей Каракаев говорил о принятии «Баргузина» на вооружение в 2019 году, однако сроки работ по созданию поезда сдвинуты на год из-за сложной финансовой ситуации. Эскизный проект БЖРК создан, ведется разработка конструкторской документации. В 2017 году Владимиру Путину представят подробный доклад по теме и план развертывания ракетных поездов.

БЖРК «Баргузин» вооружат шестью ракетами РС-24 «Ярс» против трех МБР «Скальпель» у предшественника, БЖРК «Молодец» / Изображение: oko-planet.su


"Новые БЖРК будут значительно превосходить своего предшественника «Молодец» по точности, дальности полета ракеты и другим характеристикам. Это позволит данному комплексу на долгие годы, как минимум до 2040 года, находиться в боевом составе РВСН. Таким образом, войска возвращаются к трехвидовой группировке, содержащей комплексы шахтного, подвижного и железнодорожного базирования", - рассказал С. Каракаев.

Сергей Каракаев / Фото: Пресс-служба РВСН


Из 12 советских ракетных поездов 10 были уничтожены в соответствии с договором СНВ-2, два переданы в музеи. На смену им пришли подвижные грунтовые комплексы ракет "Тополь-М", значительно проигрывающие поездам в мобильности и неуязвимости. При этом восстановить систему БЖРК несложно: сохранились уникальные технические решения и конструкторские наработки, наземная инфраструктура - в том числе скальные тоннели, где поезд не найдет ни одна разведка и не достанет ядерный удар.


Неуловимый "Молодец"

Согласно легенде, идею использовать для запуска баллистических ракет поезда Советскому Союзу подбросили американцы. После того как в США создание железнодорожных ракетных комплексов сочли проектом дорогим, трудновыполнимым и нецелесообразным, ЦРУ предложило дезинформировать советскую разведку: дескать, в Америке такие поезда создаются - и пусть русские вбухивают миллиарды в утопию.

Операция была проведена, но результат ее оказался неожиданным - Советский Союз создал ракетные поезда "Молодец", немедленно ставшие головной болью Пентагона. Для слежения за ними на орбиту вывели группировку спутников, а в конце 80-х - когда БЖРК уже вышли на маршруты, - из Владивостока в Швецию по железной дороге под видом коммерческого груза был отправлен контейнер со следящей аппаратурой. Советские контрразведчики контейнер быстро "вычислили" и сняли с поезда. Американский генерал Колин Пауэлл как-то признался создателю БЖРК академику Алексею Уткину: "Искать ваши ракетные поезда - все равно что иголку в стоге сена".


Фото: vk.com

Действительно, вышедшие на боевое дежурство БЖРК мгновенно пропадали среди тысяч составов, колесящих по разветвленной железнодорожной сети Советского Союза. Внешне "Молодец" был замаскирован под обычный смешанный состав: пассажирские вагоны, почтовые, серебристые рефрижераторы.

Правда, у некоторых вагонов было не четыре пары колес, а по восемь - но со спутника их не пересчитаешь. В движение БЖРК приводился тремя тепловозами. Чтобы это не бросалось в глаза, в конце 80-х большие грузовые поезда стали водить трехсекционные локомотивы. К 1994 году на вооружении находилось 12 БЖРК с тремя ракетами в каждом.

Складная ракета

В ходе создания "Молодца" пришлось решить массу сложных проблем. Длина вагона с пусковой установкой не должна превышать 24 метра - иначе он не впишется в железнодорожную инфраструктуру. Таких коротких баллистических ракет в СССР не делали. Самая компактная МБР весит свыше 100 тонн. Как сделать, чтобы состав с тремя пусковыми установками не раздавил железнодорожные пути? Как спасти поезд от адского пламени стартующей ракеты? Над рельсами контактная сеть - как ее обойти? И это далеко не все возникшие перед конструкторами вопросы.

Созданием БЖРК занимались знаменитые братья-академики Алексей и Владимир Уткины. Первый делал поезд, второй - ракету для него. МБР впервые в СССР сделали твердотопливной, с разделяющейся головной частью. РТ-23 (по классификации НАТО SS-24 Scalpel) состояла из трех ступеней и забрасывала на 11 тысяч километров 10 термоядерных боеголовок мощностью по 500 килотонн. Чтобы "Скальпель" уместился в железнодорожном вагоне, сопла и обтекатель сделали выдвижными.


Выдвижные сопла ракеты / Фото: vk.com


Пока Владимир Уткин придумывал складную ракету, его брат Алексей колдовал над раздвижным поездом. В КБ специального машиностроения спроектировали пусковую установку грузоподъемностью 135 тонн на четырех двухосных тележках. Часть ее тяжести передавалась на соседние вагоны. Замаскирован вагон был под рефрижератор с фальшивыми сдвижными дверями на боках. На самом деле открывалась крыша, а из-под днища выходили мощные гидравлические домкраты, упиравшиеся в бетонные плиты по бокам железнодорожного полотна. БЖРК оснастили уникальными выдвижными устройствами, отводившим в сторону контактный провод. Вдобавок участок, на котором происходил пуск, обесточивался.

Старт ракеты был минометным: пороховой заряд выбрасывал "Скальпель" из пускового контейнера на высоту 20 метров, корректирующий заряд отводил сопла в сторону от поезда, включался двигатель первой ступени и с характерным для твердотопливных ракет дымным следом SS-24 уходила в небо. Невидимый и неуязвимый К 1991 году были развернуты три ракетные дивизии с 12 БЖРК: в Красноярском крае, Костромской и Пермской областях. В радиусе 1500 километров от мест дислокации соединений было модернизировано железнодорожное полотно: деревянные шпалы заменили на железобетонные, уложили тяжелые рельсы, насыпи укрепили более плотной щебенкой.

Вне боевого дежурства БЖРК находились в укрытии. Затем выдвигались в определенную точку железнодорожной сети и делились натрое. Локомотивы отводили пусковые установки к местам старта - обычно они располагались вокруг точки треугольником. В составе каждого поезда была цистерна с топливом (также замаскированная под рефрижератор) и система трубопроводов, позволявшая заправлять локомотивы на ходу. Были там и спальные вагоны для расчета, запасы воды и продуктов. Автономность ракетного поезда составляла 28 суток.

Отработав пуск ракет в одной точке, состав отправлялся на следующую - их в Советском Союзе было более 200. За сутки БЖРК мог пройти свыше тысячи километров. Из соображений секретности маршруты прокладывали мимо крупных станций, а если миновать их было никак нельзя, ракетные поезда проходили их без остановок и на рассвете, когда людей поменьше. Железнодорожники называли БЖРК «поезд номер ноль».

Поскольку ракетный поезд планировался как оружие ответного удара, в 1991 были проведены эксперименты "Сияние" - на воздействие электромагнитного излучения, - и "Сдвиг". Последний имитировал ядерный взрыв килотонной мощности. На полигоне в Плесецке в 650 метрах от БЖРК взорвали 100 тысяч противотанковых мин, вывезенных со складов в восточной Германии и уложенных 20-метровой пирамидой. На месте взрыва образовалась воронка диаметров 80 метров, уровень звукового давления в обитаемых отсеках БЖРК достиг болевого порога (150 децибел). Одна из пусковых установок показала снятие с готовности, но после перезагрузки бортового вычислительного комплекса запустила ракету.

В свое время создание боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) 15П961 «Молодец» с твердотопливной трехступенчатой межконтинентальной баллистической ракетой (МБР) РТ-23УТТХ (по классификации НАТО – SS-24 Sсаlреl Моd 3) с разделяющейся головной частью с 10 боевыми блоками индивидуального наведения стало знаковым событием в истории отечественных стратегических ядерных сил и позволило существенно повысить боевой потенциал Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Но с тех пор ситуация изменилась кардинально.

НЕВИДИМЫЙ «МОЛОДЕЦ»


Разработка ракетного комплекса железнодорожного базирования на базе МБР типа РТ-23УТТХ была задана в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 9 августа 1983 года. Причем одновременно задавалось также создание на базе этой ракеты комплексов стационарного (шахтного) и подвижного грунтового базирования. Последний создан так и не был, а вот наличие варианта шахтного базирования впоследствии сыграло злую шутку с БЖРК: по большому счету его ликвидация происходила не потому, что надо было уничтожить собственно ракетный поезд, а потому, что надо было ликвидировать стоявшую на нем ракету.

Головным разработчиком БЖРК было назначено днепропетровское Конструкторское бюро (КБ) «Южное», а его главными конструкторами стали братья Уткины: Владимир Федорович из КБ «Южное» отвечал за создание ракеты, а Алексей Федорович, работавший в Ленинградском конструкторском бюро специального машиностроения (КБСМ), отвечал за проектирование стартового комплекса и вагонов для ракетного поезда.

В ноябре 1982 года был разработан эскизный проект ракеты РТ-23УТТХ и БЖРК с усовершенствованными железнодорожными пусковыми установками. Комплекс обеспечивал возможность выполнения ракетной стрельбы с любой точки маршрута, в том числе с электрифицированных железных дорог, для чего в его составе имелась высокоточная навигационная система, а его пусковые установки оснащались специальными устройствами закорачивания и отвода контактной сети. При этом, как указывается в отечественной литературе по истории БЖРК, Алексей Уткин сумел найти уникальное решение «проблемы передачи больших массовых нагрузок на железнодорожное полотно в процессе эксплуатации комплексов БЖРК».

Боевой железнодорожный ракетный комплекс «Молодец» был принят на вооружение 28 ноября 1989 года, а к несению боевого дежурства первый комплекс приступил еще раньше – 20 октября 1987 года. Производство межконтинентальных баллистических ракет типа РТ-23УТТХ осуществлялось на Павлоградском механическом заводе (ПО «Южмаш»). В период 1987–1991 годов были построены 12 комплексов, а количество выпущенных ракет составило порядка 100.

Ракетные поезда дислоцировались в трех районах страны, причем, что интересно, в связи с огромной массой вагонов – пусковых установок спецпоездов – в радиусе 1500 км от мест базирования последних пришлось проводить укрепление насыпей железнодорожного полотна более плотной щебенкой, уложить более тяжелые рельсы, заменить деревянные шпалы на бетонные и пр.

Можно сказать, что создание БЖРК в определенной степени положительно повлияло и на развитие железнодорожной сети страны. Однако размер затрат на создание ракетного комплекса и обеспечение его эксплуатации был просто колоссален. Но обстановка того времени – холодной войны – того требовала.

В свете потепления отношений между СССР и Западом ракетные поезда начиная с 1991 года стали нести боевое дежурство в пунктах постоянной дислокации – патрулирование проходило на строго ограниченном маршруте, без выезда на железнодорожную сеть страны. Затем же, согласно договору СНВ-2, страна согласилась ликвидировать все ракеты РТ-23УТТХ. Что и было сделано. Поезда же утилизировали в период 2003–2007 годов (последний БЖРК был снят с боевого дежурства в 2005 году).

ЖИВУЧАЯ ИДЕЯ

Ракетные поезда – тема не новая. Причем пионерами здесь, как и по ряду других классов вооружений, стали американские военные. Впервые попытку заполучить в свое распоряжение боевой железнодорожный комплекс они предприняли еще в 1960-е годы, в ходе реализации амбициозной программы создания новой твердотопливной МБР «Минитмен».

Летом 1960 года в рамках теоретической проработки данного вопроса МО США провело операцию «Большая звезда» (Big Star), в ходе которой прототипы будущих ракетных поездов втайне перемещались по железным дорогам Америки. Опыт был признан удачным, и в следующем году подготовили проект, а также прототип «БЖРК по-американски» с пятью МБР. Планировалось уже в 1962 году поставить первый такой поезд на дежурство, а всего ВВС намеревались запустить по стране 30 составов со 150 ракетами. Но летом 1961 года проект закрыли из-за его дороговизны – шахтные «минитмены» оказались дешевле, проще, да и надежнее (см. статью «Молодец» по-американски – неудачный дебют» в этом номере НВО).

В 1986 году идея ракетного поезда вновь овладела Пентагоном, но уже в рамках создания новой тяжелой МБР «Пискипер», также известной как МХ. Поезд, получивший название Peacekeeper Rail Garrison («Железнодорожный гарнизон с ракетами «Пискипер»), должен был нести две ракеты, каждая с разделяющейся головной частью с 10 боевыми блоками индивидуального наведения. Планировалось с 1992 года поставить на боевое дежурство 25 таких поездов. Прототип прошел испытания в 1990 году, но через год не стало главного врага – Советского Союза, а потому для получения «дивидендов мирного времени» США пустили программу под нож (только на закупке семи первых поездов удалось таким образом сэкономить 2,16 млрд долл.).

Но идея в Америке, равно как и в России, оказалась на удивление живуча. Так, в рамках «Анализа альтернатив» по вопросу дальнейшего развития наземной группировки национальных стратегических ядерных сил, завершенного в 2014 году, американские специалисты рассматривали среди прочих так называемый «мобильный вариант», предусматривавший разработку новой МБР в составе подвижного стратегического ракетного комплекса грунтового или железнодорожного типа базирования. Более того, рассматривался еще и «тоннельный вариант» – создание стратегического ракетного комплекса, базирующегося под землей в специально сооруженных тоннелях и перемещающегося по ним. Однако стоимость создания таких комплексов в итоге была признана чересчур дорогой даже для огромного военного бюджета Соединенных Штатов.

НОВЫЙ ПОЕЗД-«ПРИЗРАК»

Российское военно-политическое руководство тоже не осталось равнодушным к идее ракетного поезда. Обсуждать вопрос о необходимости создания на замену утилизированному и отправленному в музеи «Молодцу» стали едва ли не с того дня, как последний БЖРК сняли с боевого дежурства.

Разработка нового комплекса, получившего название «Баргузин», была начата в России в 2012 году, хотя еще в июне 2010 года был обнародован патент, выданный ФГУП «Центральное конструкторское бюро «Титан» на изобретение, обозначенное как «Пусковая установка для транспортирования и пуска ракеты из размещенного в железнодорожном вагоне или на платформе транспортно-пускового контейнера». Головным исполнителем нового БЖРК стал Московский институт теплотехники – создатель «Тополя», «Ярса» и «Булавы».

В декабре 2015 года командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев сообщил, что «в настоящее время завершено эскизное проектирование, ведется разработка рабочей конструкторской документации на агрегаты и системы комплекса». «Безусловно, при возрождении БЖРК будут учитываться все новейшие разработки в области боевой ракетной тематики, – подчеркивал Сергей Каракаев. – Комплекс «Баргузин» будет значительно превосходить своего предшественника по точности, дальности полета ракеты и другим характеристикам, что позволит на долгие годы, как минимум до 2040 года, данному комплексу находиться в боевом составе РВСН».

«Таким образом, в РВСН будет воссоздана группировка на основе ракетных комплексов трех видов базирования: шахтного, подвижного грунтового и железнодорожного, которая в советские годы доказала свою высокую эффективность», – цитировало тогда командующего РВСН агентство «Интерфакс».

В ноябре следующего, 2016-го года успешно прошли первые бросковые испытания МБР для перспективного ракетного поезда. «Первые бросковые испытания состоялись на космодроме Плесецк две недели назад. Они признаны полностью успешными, что открывает путь для начала летно-конструкторских испытаний», – цитировало слова собеседника агентство Интерфакс. Представители Минобороны и оборонно-промышленного комплекса РФ были настроены весьма оптимистично, сообщали, что на 2017 год запланированы доклад президенту РФ Владимиру Путину о перспективах развертывания комплекса «Баргузин» и начало летно-конструкторских испытаний ракеты, предназначенной для него.

И вдруг – неожиданная о том, что «тема закрыта» как минимум на ближайшую перспективу. Что еще более примечательно: в случае официального подтверждения данного решения это будет первым случаем остановки – временно или насовсем – работ в области стратегических ядерных вооружений, которые, напомним, считаются российским военно-политическим руководством главным гарантом безопасности страны от агрессии любого противника, в связи с чем на их развитие ресурсы выделяются в приоритетном порядке.

Так в чем же дело? Просто в банальной нехватке средств в нынешней непростой экономической обстановке, или же изменился сам подход к развитию стратегических ядерных сил России? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть основные особенности БЖРК.

СИТУАЦИЯ ИЗМЕНИЛАСЬ

Главной целью создания БЖРК «Молодец» являлось стремление советского военно-политического руководства повысить мощь и эффективность группировки ответного/ответно-встречного ракетного удара в условиях жесткого противостояния со странами – членами военно-политического блока НАТО, и в первую очередь США. Решить эту задачу стало возможным благодаря высокой скрытности действия БЖРК, что обеспечивалось следующими обстоятельствами:

– фактической закрытостью страны для иностранцев, что существенно ограничивало возможности по организации постоянного наблюдения за районами возможной дислокации и патрулирования ракетных поездов (да и советские граждане тоже были в значительной мере ограничены в посещении ряда районов и городов страны);

– отсутствием возможности для вооруженных сил и спецслужб вероятного противника вести воздушную (авиационную) разведку интересующей их территории в глубине Советского Союза, что было обусловлено высокой эффективностью созданной к тому времени системы ПВО;

– существенными ограничениями по ведению круглосуточной космической разведки объектов на территории СССР, что, в свою очередь, было обусловлено слабой развитостью радиолокационных средств наблюдения за земной поверхностью, размещаемых на борту космических аппаратов (спутников) соответствующего назначения и единственно способных обеспечить всепогодный и круглосуточный контроль за районами, представляющими интерес для разведки вероятного противника (наиболее широко распространенные оптические и инфракрасные средства наблюдения такой возможности не давали);

– слабой развитостью высокоточных средств воздушного нападения, в первую очередь таких, как относительно малогабаритные малозаметные крылатые ракеты различного типа базирования, предназначенные для ударов по наземным целям, расположенным в глубине территории противника, и способные совершать полет в режиме огибания рельефа местности (не говоря уже о корректируемых и управляемых авиабомбах большой дальности и, тем паче, гиперзвуковых летательных аппаратах);

– отсутствием таких международных договоров в области контроля за стратегическими наступательными вооружениями, которые тем или иным образом ограничивали эксплуатацию подобных ракетных комплексов.

Однако на сегодня ситуация в данной области изменилась самым радикальным образом, существенно снизив или даже и вовсе нивелировав многие достоинства ракетных поездов, а в первую очередь – их скрытность.

Во-первых, страна стала открытой и свободной для перемещения практически по всей ее территории как для своих граждан, так и зарубежных гостей (при условии, конечно, что последние свободно въехали в Россию).

Во-вторых, современные средства космической разведки включают космические аппараты, оснащенные высокоэффективными радиолокационными средствами обнаружения, которые способны вести всепогодный круглосуточный мониторинг районов дислокации БЖРК, известных по результатам обмена соответствующей информацией в рамках различных международных договоров или же вскрытых в результате разведывательных мероприятий разного рода (а при установлении классификационных признаков ракетного поезда и знании его района дислокации контроль за ним можно установить просто жесткий).

В-третьих, качественный скачок совершили и высокоточные средства воздушно-космического нападения, способные при соответствующем целеуказании и наведении с легкостью вывести из строя такой объект, как БЖРК. Его даже не нужно уничтожать, главное – не дать ему выполнить ракетную стрельбу.

А в исследовании американской корпорации RAND от 2014 года указывается, что ракетный поезд имеет еще и следующие существенные недостатки: более сложное обслуживание; возможность естественного (снег, обвалы) и искусственного (диверсии, аварии) блокирования железнодорожного пути; ограниченный набор маршрутов для движения; более низкая живучесть по сравнению с шахтными комплексами (будучи обнаруженным противником, БЖРК может считаться уничтоженным).

Причем согласно тому набору договоров в области ограничения стратегических вооружений, участником которых является Россия, эксплуатация БЖРК в буквальном смысле зажата в тиски многочисленных ограничений, не позволяющих в полной мере реализовать весь их уникальный боевой потенциал. А самое главное – не позволяет добиться скрытности патрулирования. Если ракетный поезд должен передвигаться только по определенному маршруту или маршрутам в зоне своей дислокации, да еще и регулярно демонстрировать себя воздушным и космическим средствам наблюдения зарубежных «контролеров», то о какой скрытности может идти речь? И это, пожалуй, самое главное достоинство БЖРК, без которого утрачивает смысл сама концепция ракетного поезда (хотя, подчеркнем это особо, запрета на создание таких ракетных комплексов нет).

Конечно, убрать всех этих «контролеров» можно одним росчерком пера – выйти из указанных договоров, сняв тем самым с себя любые ограничения, но такого себе не позволяли две сверхдержавы даже в самые жаркие периоды холодной войны. Не говоря уже о том, что имеется еще и агентурная разведка наших потенциальных «друзей», да и спутники-шпионы никуда не денутся. Получится ли от них замаскироваться – это большой вопрос.

Наконец, нельзя забывать и о том, что невидимость ракетного поезда и невозможность отличить его от обычных товарных поездов – миф. Не верите? В подтверждение приведем слова командующего РВСН генерал-полковника Сергея Каракаева, сказанные им журналистам в декабре 2013 года. По его словам, вагон БЖРК первого поколения достаточно сильно отличался от вагона-рефрижератора, под который его маскировали. «Он был длиннее, тяжелее, количество колесных пар было больше. Как бы его ни прятали, если БЖРК находился на стоянке, любой специалист мог определить, что это не поезд народного хозяйства», – приводит слова генерала агентство РИА Новости. Вагон нового поезда, по словам Сергея Каракаева, можно замаскировать более успешно, хотя специалисты по железнодорожному подвижному составу подвергли сомнению и этот тезис. Более того, даже если это и получится, то куда деть такой демаскирующий признак, как несколько локомотивов в голове короткого «спецпоезда», – непонятно.

В итоге, как представляется, создание БЖРК в качестве средства ответного или ответно-встречного удара становится весьма сомнительной затеей. В этой связи примечательно, что еще в феврале 2011 года в интервью еженедельнику «ВПК» Юрий Соломонов, генеральный конструктор корпорации «Московский институт теплотехники», говорил: «На самом деле живучесть подвижного грунтового и железнодорожного комплексов практически одинакова. Совсем недавно мы как раз выиграли конкурс по этой тематике, но я был сторонником принятия решения о неразвертывании полномасштабных работ по БЖРК. Во-первых, здесь речь идет не столько о ракетах, сколько о типе базирования, что связано с необходимыми затратами для воссоздания военной инфраструктуры, которая на сегодняшний день полностью разрушена. Это огромные деньги, и они потенциально ничего не добавят к боевой эффективности наших СЯС. Более того, БЖРК обладает принципиальным недостатком в современных условиях: низкая антитеррористическая устойчивость. Это уязвимое место железнодорожного комплекса, и оно существенно снижает его боевые возможности».

Так, может быть, целесообразней выделить дополнительные средства на подвижные грунтовые ракетные комплексы или на новую тяжелую межконтинентальную баллистическую ракету «Сармат»?

Среди многообразия пусковых стратегических систем, стоящих на вооружении ведущих стран мира, боевой железнодорожный ракетный комплекс (сокращённо БЖРК) в наши дни переживает второе рождение. Этому способствует целый ряд причин, но прежде чем коснуться их, рассмотрим, что же представляет собой эта разработка современной оборонной промышленности. Попутно же постараемся узнать о том, что стало с ядерными поездами прошлых лет.

Что такое БЖРК?

Прежде всего, это железнодорожный состав, в вагонах которого размещаются не пассажиры, спешащие на отдых или в командировку, и не грузы, ожидаемые в разных концах страны, а смертоносные ракеты, для большей эффективности своих ударов снабженные ядерными боеголовками. Их количество варьируется в зависимости от размеров комплекса.

Впрочем, есть и пассажиры - это технический персонал, обслуживающий боевой железнодорожный ракетный комплекс, а также подразделения, в задачу которых входит его охрана. Часть вагонов предназначена для размещения всевозможных технологических и прочих систем для успешного пуска ракет и поражения целей в любой точке земного шара.

Поскольку такой железнодорожный состав, начинённый смертоносным грузом, сродни боевому кораблю, ему нередко даётся название, используемое затем как имя собственное. Например, 15П961 «Молодец». Если первая часть наименования не вполне удобна в произношении, да и запомнится не сразу, то вторая вполне благозвучна и привычна для слуха. К ней даже хочется добавить слово «добрый», но по отношению к комплексу, способному в считаные минуты уничтожить среднее европейское государство, это прилагательное едва ли приемлемо.

Дюжина «Молодцев» на страже Родины

Таких лихих «Молодцев» в период с 1987 по 1994 годы в нашей стране было двенадцать. Все они стояли на боевом дежурстве стратегического назначения и, кроме основного названия, имели ещё одно, встречавшееся лишь в технической документации, - РТ 23 УТТХ. В течение последующих лет они один за другим снимались с вооружения, демонтировались, так что к 2007 году из их славной дружины остались лишь два, помещённые в музей Вооружённых сил России.

К слову сказать, РТ 23 УТТХ стал в Советском Союзе единственным комплексом, пущенным в серийное производство. Разработки подобных боевых систем велись в течение нескольких десятилетий, но лишь в восьмидесятые годы были доведены до этапа, позволившего принять их на вооружение. Для соблюдения секретности железнодорожным составам такого типа было дано условное обозначение «поезд номер ноль».

Американские разработки в той же области

Известно, что в годы холодной войны зарубежные, в частности американские конструкторы, также работали над созданием поездов, везущих в своих вагонах атомную смерть. В результате успешной деятельности советской разведки, а также пелены секретности, окружавшей всё то, что было связано с оборонной промышленностью, в те годы широкий читатель был гораздо более осведомлён в отношении их разработок, нежели достижений отечественных оружейников.

О чем же сообщали в своих донесениях наши доблестные «штирлицы»? Благодаря им известно, что в начале шестидесятых годов в США появилась первая твердотопливная межконтинентальная получившая название «Минитмен». По сравнению со своими предшественницами, работавшими на жидком топливе, она имела ряд существенных преимуществ. Прежде всего, отпадала необходимость в предпусковой заправке, кроме того, значительно повысилась её устойчивость к тряске и вибрации, неизбежно возникавших при транспортировке.

Это позволило производить боевые пуски ракет непосредственно с движущихся железнодорожных платформ, и делать их практически неуязвимыми в случае войны. Единственная сложность состояла в том, что стартовать ракеты могли лишь в строго определённых, специально подготовленных местах, так как их система наведения была привязана к заранее просчитанным координатам.

Америка в лучах «Большой звезды»

Существенным прорывом, позволившим создать в США поезд с ядерными ракетами, стала широкомасштабная операция, осуществлённая в 1961 году и проходившая под секретным названием «Большая звезда». В рамках этого мероприятия поезда, являвшиеся прототипами будущего ракетного комплекса, перемещались по всей сети действовавших в стране железных дорог.

Цель учений состояла в проверке их мобильности и возможности максимального рассредоточения по территории США. По завершении операции её результаты были обобщены, и на их основе сконструирован поезд, ядерный арсенал которого составляли пять ракет «Минитмен».

Отказ от уже готового проекта

Однако этой разработке не суждено было встать на вооружение. Изначально предполагалось, что в 1962 году оборонной промышленностью страны будет выпущено тридцать таких поездов, вооруженных в общей сложности ста пятьюдесятью ракетами. Но по завершении конструкторских работ стоимость проекта сочли чрезмерно высокой, и в результате от него отказались.

В тот период шахтные пусковые установки твердотопливных «Минитменов» были признаны более эффективными, и именно им отдали предпочтение. Их неоспоримым достоинством являлась низкая себестоимость, а также достаточно надёжная защищённость от советских межконтинентальных баллистических ракет, не имевших в те годы требуемой для их уничтожения точности попадания.

В результате проект, над которым американские инженеры трудились в течение всего 1961 года, был закрыт, а уже созданные на его базе железнодорожные составы использовались для транспортировки тех же «Минитменов» из цехов заводов производителей к базам, где осуществлялось их шахтное развёртывание.

Последние разработки, предпринятые в США

Новым толчком к созданию в Америке железнодорожных составов, способных нести ядерное вооружение, послужило появление в 1986 году тяжёлой межконтинентальной ракеты нового поколения LGM-118A, известной также под своим более коротким названием MX.

К этому времени значительно возросла поражающая способность советских ракет, предназначенных для поражения вражеских пусковых установок. В связи с этим особое внимание было уделено вопросу безопасности размещения MX.

После долгих дебатов между сторонниками традиционного шахтного развёртывания и их оппонентами был достигнут компромисс, в результате которого пятьдесят ракет поместили в шахты, и столько же на платформы нового, специально подготовленного для этой цели состава.

Однако и эта разработка не имела будущего. В начале девяностых годов благодаря демократическим преобразованиям, происшедшим в нашей стране, холодная война завершилась, и программа по созданию железнодорожных ядерных комплексов, потеряв свою актуальность, была закрыта. В настоящее время подобные разработки не ведутся и, судя по всему, на ближайшие годы не планируются.

Новая разработка КБ «Южное»

Однако вернёмся на Родину. Теперь уже не составляет военной тайны информация о том, что первый ядерный поезд СССР начал создаваться в соответствии с приказом Министерства обороны, подписанным в январе 1969 года. Разработка этого уникального проекта была поручена конструкторскому бюро «Южное», в котором тогда трудились двое замечательных советских учёных - академики, родные братья Алексей Фёдорович и Они и возглавили работу над новым проектом.

Согласно общему замыслу, создаваемый ими 15П961 «Молодец БЖРК» (боевой железнодорожный ракетный комплекс) предназначался для нанесения ответного удара противнику, так как его мобильность и повышенная живучесть позволяли надеяться на то, что он сможет уцелеть в случае внезапной ядерной атаки врага. Единственным местом, где производились необходимые для его оснастки ракеты, был Механический завод в Павлограде. Этот важнейший стратегический объект скрывался в те годы под безликой вывеской ПО «Южмаш».

Сложности, возникшие на пути разработчиков

В своих воспоминаниях В. Ф. Уткин писал, что поставленная перед ними задача несла в себе огромные сложности. Они заключались главным образом в том, что комплекс должен был передвигаться по обычным железнодорожным путям, наравне с прочими поездами, а ведь вес даже одной ракеты вместе с её пусковой установкой составлял сто пятьдесят тонн.

Перед создателями проекта стояла масса неразрешимых на первый взгляд проблем. Например, как разместить ракету в железнодорожном вагоне и каким образом в нужный момент придать ей вертикальное положение? Как обеспечить безопасность при транспортировке, когда речь идёт о ядерном заряде? Выдержат ли огромную нагрузку, создаваемую при прохождении состава, стандартные рельсы, железнодорожные насыпи и мосты? Наконец, устоит ли в момент поезд? На все эти и многие другие вопросы конструкторам предстояло найти исчерпывающие и однозначные ответы.

Поезда-призраки и те, кто ими управлял

Уже на следующий год поезд, ядерный арсенал которого составили ракеты типа 15Ж61, проходил испытания в различных климатических районах страны - от пустынь Средней Азии до полярных широт. Восемнадцать раз он выходил на железнодорожные магистрали страны, проделав в общей сложности полмиллиона километров и совершая на космодроме «Плесецк» боевые пуски своих ракет.

Вслед за первым составом, обозначенным в графике движения под нулевым номером, появлялись и его близнецы. По мере прохождения испытаний каждый такой поезд-призрак вставал на боевое дежурство в одном из ракетных полков страны. Обслуживавший его личный состав состоял из семидесяти военнослужащих.

Гражданские лица не допускались. Даже места машинистов и их помощников занимали прапорщики и офицеры, специально обученные вести поезд. Ядерный же заряд ракет находился под неусыпным наблюдением специалистов. К началу 1991 года в СССР насчитывалось уже три ракетные дивизии, на вооружении которых находились железнодорожные ракетные комплексы.

Они составляли мощный ядерный кулак, способный, в случае необходимости, сокрушить любого противника. Достаточно сказать, что каждая такая дивизия обладала двенадцатью железнодорожными составами, несущими ядерные ракеты. В те годы Министерством обороны СССР была проделана огромная работа. В радиусе полутора тысяч километров от мест дислокации полков стандартные железнодорожные рельсы были заменены на более тяжёлые, способные выдержать ракетный поезд, ядерный груз которого требовал дополнительных мер предосторожности.

Временная приостановка программ БЖРК

Существенные изменения в маршруты патрулирования БЖРК были внесены после встречи М. С. Горбачёва и Маргарет Тэтчер, состоявшейся в 1991 году. С этого времени, согласно достигнутой договорённости, ни один поезд-призрак не покинул места своей постоянной дислокации, оставаясь, тем не менее, в строю в качестве стационарной боевой единицы. В результате ряда соглашений, подписанных в последующие годы, Россия была обязана снять с вооружения все ракеты, базировавшиеся на железнодорожных поездах, тем самым отказываясь от этого вида стратегических вооружений.

«Баргузин» (БЖРК)

Однако говорить о полном отказе России от ракетных комплексов, установленных на железнодорожных составах, по меньшей мере преждевременно. В конце 2013 года в СМИ появилась информация о том, что в качестве ответной меры на ряд американских программ вооружения в нашей стране возобновляются работы по созданию поездов-ракетоносцев.

В частности шла речь о новой разработке, выполненной на передовой технологической основе, носящей название «Баргузин» (БЖРК). По всем своим параметрам и целевому назначению она не подпадает под перечень ограничений, установленных международным договором СНВ-3, и поэтому её производство не вступает в противоречие с нормами международного права.

Согласно имеющимся данным, ракету, несущую ядерный заряд и оснащённую разделяющейся головной частью, планируется поместить в вагон, замаскированный под стандартный железнодорожный рефрижератор, имеющий длину двадцать четыре метра.

Комплекс «Баргузин» предполагается вооружить ракетами типа «Ярс», прежде базировавшимися на тягачах. Преимущество железнодорожного развёртывания в данном случае вполне очевидно. Если грунтовые установки легко обнаруживаются из космоса, то данная система БЖРК неотличима от обычного товарного поезда даже при ближайшем рассмотрении. Кроме того, перемещение железнодорожного ракетного комплекса в несколько раз дешевле, чем грунтового, базирующегося на тягачах различных видов.

Достоинства и недостатки БЖРК

Завершая разговор о железнодорожных ракетных комплексах, уместно остановиться на общепризнанных достоинствах и недостатках этого вида вооружений. Среди его неоспоримых преимуществ специалисты отмечают высокую мобильность способного, меняя дислокацию, преодолевать за сутки до тысячи километров, что во много раз превосходит аналогичные показатели тягачей. Кроме того, следует учитывать высокую грузоподъёмность железнодорожного состава, способного перевозить одновременно сотни тонн.

Но нельзя сбрасывать со счетов и присущие им некоторые недостатки. Среди них следует выделить сложность с маскировкой поезда, вызванную особенностями его конфигурации, что упрощает обнаружение состава с помощью современных спутниковых средств разведки. Кроме того, по сравнению с пусковыми шахтами поезд менее защищён от воздействия взрывной волны. В случае ядерного взрыва, произведённого где-либо в окрестностях, он может быть повреждён или опрокинут.

И, наконец, существенным минусом использования подвижного состава в качестве носителя ракетных комплексов является неизбежный в таких случаях износ железнодорожного полотна, препятствующий дальнейшей эксплуатации как самих БЖРК, так и обычных поездов. Однако современные технологии позволяют успешно решить большинство из перечисленных проблем, и тем самым открывают перспективу дальнейшего развития и модернизации поездов-ракетоносцев.