Применение в рф огнестрельного оружия. Применение стрелкового и охотничьего оружия правоохранительными органами и гражданами рф

Применение оружия и физической силы любыми гражданами, в том числе исполняющими служебные обязанности, считается крайней мерой. Правила регламентируются разными юридическими документами. В частности, правоохранительных органов регулируется Уставами и федеральным законодательством. Рассмотрим далее основные правила.

Общая информация

Действующее законодательство определяет случаи, при которых допускается . В УК используются такое понятие, как При наличии достаточных оснований должностное лицо вправе воспользоваться оружием при исполнении своих обязанностей. Между тем, Устав и отраслевые федеральные законы устанавливают ряд ограничений для случаев, которые формально подпадают под необходимую оборону.

Защита от нападения

Применение оружия полицией России допускается в случае возникновения явной угрозы охраняемым объектам. К ним, в частности, относят колонны машин, расположения в/ч и подразделений, здания, единичный транспорт, эшелоны и караулы. Нападение может осуществляться как вооруженными, так и безоружными людьми. В первом случае нападение расценивается как угроза для жизни. Соответственно, в таких ситуациях будет считаться необходимой обороной. Что касается второго случая, то такое нападение не несет прямой угрозы жизни. В уголовном законодательстве установлен запрет на лишение человека жизни в таких ситуациях. Применение оружия сотрудником полиции допускается после оценки служащим соразмерности предполагаемого вреда и ущерба, который будет нанесен в ответ.

Пресечение незаконных действий

Применение оружия полицией допускается при несении ими службы на охраняемых объектах, в случае возникновения угрозы неправомерного их захвата. При этом должностные лица обязаны учитывать, что любое имущество, в том числе оборонного значения, имеет меньшую ценность, чем жизнь человека. В этой связи решение о применении оружия должно быть взвешенным.

Охрана порядка

Применение оружия полицией разрешено при наличии угрозы здоровью/жизни населения. При этом не имеет значения, в отношении кого осуществляется защита - мирных граждан или состоящих в рядах ВС. Предусмотренные в законодательстве условия осуществления необходимой обороны охватывают ситуацию, когда пресекается угроза населению, если исключить из нее предполагаемый вред здоровью. Другими словами, допускается, если существует реальная угроза для жизни граждан. При этом закон делает еще одну оговорку. В нормах указывается, что использование спецсредств разрешено, если иными способами обеспечить защиту невозможно. По мнению ряда экспертов, включение этой оговорки в закон нецелесообразно.

Задержание

Законодательство и Устав допускают применение оружия сотрудником полиции в отношении граждан, оказывающих сопротивление. Однако в данном случае должно соблюдаться одно условие. Субъект, в отношении которого осуществляется задержание, должен быть вооружен. Служащие могут использовать автомат, пистолет и прочие спецсредства, если гражданин не хочет сдаваться добровольно. Стоит сказать, что сам факт наличия оружия у субъекта, в отношении которого осуществляется задержание, а также его сопротивление и нежелание исполнить требования служащих правоохранительных органов выступают как основание для квалификации его поведения в качестве уголовно-наказуемого деяния.

Специфика

Цель задержания определяет УК (38 статья). Применения оружия , согласно норме, не должно быть в отношении субъекта ни при каких условиях. В ней, в частности, сказано, что целью задержания является доставление гражданина в правоохранительные органы, пресечение совершения им новых незаконных деяний. Таким образом, субъект должен быть задержан и привезен в дежурную часть. Однако, проведя более глубокий анализ нормы, можно сделать следующий вывод. Вооруженное сопротивление, оказываемое гражданином с момента начала противостояния представителям правоохранительных органов, является посягательством на их жизнь. В такой ситуации, соответственно, формируются условия для Наличие оружия у субъекта, даже если в момент пресечения оно им не использовалось, выступает достаточным основанием для осуществления со стороны служащих ответных действий, которые могут привести к смерти нарушителя.

Дополнительно

В оговариваются и иные случаи, в которых допускается . Так, часть вторая ст. 14 УВС допускает его использование для вызова помощи, отпугивания животных, создающих угрозу жизни/здоровью населения, а также для подачи сигнала тревоги. Стоит отметить, что положения, разрешающие во внештатных ситуациях, присутствуют и в иных нормативных актах.

Запреты

В ст. 14 УВС определены категории граждан, в отношении которых применение оружия не допускается. К ним относят:

  1. Несовершеннолетних лиц, если их возраст очевиден либо известен.
  2. Женщин.
  3. Лиц с внешними и явными признаками инвалидности.

Если же эти граждане вооружены или совершают групповое нападение, создавая тем самым угрозу для жизни окружающих, применение оружия разрешается, если иными способами нейтрализовать опасность, исходящую от них, нельзя.

Нормативное обеспечение

Правила применения служащими оружия в общем виде установлены в УВС, в частях 1 и 2 13 статьи. Нормативный акт предусматривает для должностных лиц определенные полномочия. Они реализуются в ходе выполнения служащими их обязанностей. При крайней необходимости закон допускает применение оружия во внеслужебное время. В общих положениях УВС устанавливаются также предписания, касающиеся ношения и хранения спецсредств.

Закон

В ФЗ "Об оружии" определяются правила его применения мирными гражданами. Нормативный акт устанавливает, что использование спецсредств допускается, только если субъект владеет ими на законных основаниях. Применяться оружие может для обеспечения защиты жизни, здоровья, собственности, в крайних случаях - и при осуществлении необходимой обороны. Прежде чем использовать спецсредства, лицо обязано предупредить гражданина, против которого они направлены, о своих действиях. В исключительных случаях этого можно не делать. В частности, речь о ситуациях, при которых промедление может стоить человеку жизни или повлечет иные тяжелые последствия. При применении оружия субъект не должен причинять вред третьим лицам. В Законе предписано сообщать о каждом факте использования спецсредства в территориальный отдел ВД.

Правила ношения

Законодательство определяет категории граждан, которые не должны иметь при себе оружие и применять его. К ним относят:

  1. Лиц в состоянии алкогольного опьянения.
  2. Граждан, принимающих участие в демонстрациях, шествиях, митингах, собраниях, религиозном обряде/церемонии, пикетировании, культурно-массовом, спортивном либо другом мероприятии с участием большого количества людей.

Последнее правило, однако, не действует в отношении:


Субъекты, которые выступают в качестве организаторов развлекательных, культурно-массовых, спортивных и прочих публичных мероприятий, наделяются правом временно хранить спецсредства, которые принадлежат гражданам на законных основаниях, по правилам, установленным в федеральном законодательстве.

Беликин В.В.д.ю.н., профессор,
начальник кафедры профессиональной, служебной и физической подготовки

Зарыпов В.З.
старший преподаватель кафедры профессиональной, служебной ифизической подготовки
Академии управления МВД России

Косиковский А.Р.к.пед.н., член РАЮН,
преподаватель кафедры профессиональной, служебной и физической подготовки
Академии управления МВД России

Применение сотрудником полиции огнестрельного оружия.

Среди мер административного принуждения, применяемых сотрудниками полиции для защиты личности, интересов общества и государства от противоправных посягательств самыми жесткими являются право на применение огнестрельного оружия.

С одной стороны, эти полномочия, как никакие другие, глубоко вторгаются в сферу основных, закрепленных Конституцией Российской Федерации, прав граждан и сопряженных с высоким риском наступления тяжких и необратимых последствий, вплоть до лишения человека жизни. С другой - это действенные средства зашиты законных интересов правопослушных граждан и сотрудников полиции от общественно опасных посягательств со стороны лиц, сознательно и грубо нарушающих закон, и обеспечения безопасности личности. Поэтому применение данных мер воздействия должно осуществляться на основе четкой правовой регламентации и в строгом соответствии с законом.

Федеральный закон «О полиции» предоставляет право сотруднику полиции лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

  • для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
  • для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении)полиции;
  • для освобождения заложников;
  • для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
  • для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
  • для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
  • для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

В юридической литературе применение огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел рассматривается как мера административного принуждения.

В соответствии с принятой в науке административного права классификацией мер административного принуждения, в основу которой положен способ и цели обеспечения правопорядка, применение оружия отнесено к мерам административного пресечения.

Меры административного пресечения характеризует то, что их применение вызывается реально возникшей противоправной ситуацией и имеет смысл лишь тогда, когда нарушение правопорядка еще длится. Главная определяющая цель применения этих мер состоит в обеспечении прекращения нарушения, устранения противоправной ситуации. В зависимости от конкретной ситуации в качестве непосредственной цели может быть и недопущение противоправного поведения, устранение вредных последствий противоправного поведения, создание необходимых условий для возможного в будущем привлечения виновных лиц к ответственности.

Данные меры используются в процессе исполнительно-распорядительной деятельности лишь уполномоченными на то субъектами административной власти (в том числе полицией), что является результатом проявления их государственно-властных полномочий.

Меры пресечения представляют собой оперативные действия органа или должностного лица по непосредственному прекращению противоправного поведения. Применение данных мер связано с прямым вмешательством в действия правонарушителя с целью их прекращения. В результате посредством психологического или физического воздействия правонарушитель лишается фактической возможности продолжать неправомерные действия, побуждается к выполнению определенных обязанностей. Перечисленные признаки являются общими для всех мер данной группы. Они в полной мере относятся к применению огнестрельного оружия, что и позволило ученымадминистративистам отнести данную меру воздействия к мерам административного пресечения.

Вместе с тем применение административного принуждения главным образом связывают с совершением административного проступка, поскольку это присуще большинству мер административного принуждения. Особенность же применения огнестрельного оружия, в отличие от других мер административного пресечения, состоит в том, что использование данной меры, как правило, связано не с совершением административного проступка, а обусловлено необходимостью прекращения только таких деяний, которые по степени общественной опасности квалифицируются как преступления. В связи с этим в литературе встречаются различные суждения по поводу отраслевой принадлежности рассматриваемой меры.

Так, одни авторы считают, что применение огнестрельного оружия является мерой уголовно-правовой, поскольку оно направлено на пресечение преступления, а не административного правонарушения. Другие утверждают, что применение оружия является мерой уголовного, а не административного принуждения, поскольку огнестрельное оружие может применяться только к лицам, совершившим преступление, и причем, тяжкое преступление. Ряд авторов, исходя из того, что применение оружия в качестве меры пресечения допустимо лишь в отношении особо опасных преступников, делают вывод о том, что применение оружия не может быть признано мерой административного пресечения, а должно быть отнесено к мерам уголовно-процессуального характера.

Поддерживая в целом позицию ученых-административистов, подвергающих критике подобного рода точки зрения и обосновывающих принадлежность применения огнестрельного оружия к мерам административного принуждения, считается, что для того, чтобы правильно определить отраслевую принадлежность рассматриваемой меры воздействия, необходимо более четко уяснить характер тех общественных отношений, которые складываются в момент применения сотрудниками органов внутренних дел огнестрельного оружия, то есть правовую природу данной меры.

Прежде всего, следует отметить, что результаты научных исследований ученых-административистов по проблемам административного принуждения убедительно доказывают необходимость его применения не только в связи с совершением административных проступков, но и при возникновении особых условий, либо для предупреждения и пресечения преступлений.

Специфика применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции, как и других мер административного пресечения, состоит в том, что его применение происходит в рамках особых охранительных (административно-правовых) отношений, складывающихся в сфере государственного управления, которые имеют своей целью, прежде всего, устранение самого факта правонарушения на месте и во время его совершения. Специфика этих управленческих отношений объективно определяет необходимость самостоятельной и быстрой реакции соответствующих должностных лиц на правонарушения, оперативного использования предоставленных им государственно-властных полномочий.

В соответствии с установленными законом случаями, огнестрельное оружие сотрудники полиции имеют право применять лишь тогда, когда необходимо обеспечить немедленную реакцию на совершаемые общественно опасные и, как правило, противоправные действия. Однако подобные действия не всегда являются уголовно наказуемыми (например, действия водителя транспортного средства, создающего опасность для жизни и здоровья людей и отказывающегося остановиться на неоднократные законные требования сотрудника полиции, действия невменяемого лица, либо совершенные лицом, не достигшим соответствующего возраста, непосредственно угрожающие жизни и здоровью граждан)

Основания применения огнестрельного оружия, то есть юридические факты, с которыми законодатель связывает возможность его применения, заключают в себе признаки наиболее опасных и достаточно часто встречающихся на практике ситуаций, которые одновременно могут выступать в качестве элементов, характеризующих объективную сторону тяжких и особо тяжких преступлений, а также иных опасных действий, влекущих нарушение субъективных прав граждан и (или) интересов государства.

Особенность складывающихся на основе данных юридических фактов правоотношений заключается в том, что они возникают в связи с необходимостью прекращения только наличного и действительного общественно опасного посягательства либо события. Содержание данных правоотношений состоит в совершении должностным лицом защитных действий в момент, когда возникает реальная угроза либо происходит вредоносное вторжение в сферу охраняемых законом общественных отношений. Защитные действия могут совершаться не только сотрудниками полиции, но и самими гражданами, которые подвергаются нападению либо оказались на месте совершения противоправных действий. Правовой основой таких действий для граждан является законодательство о необходимой обороне, крайней необходимости и задержании преступника.

В отличие от граждан, действия сотрудников полиции, для которых пресечение различных по характеру противоправных действий входит в число их профессиональных обязанностей, получили в законе более подробную регламентацию. Полномочия по использованию имеющегося на вооружении полиции огнестрельного оружия изложены ст. 23 Закона РФ «О полиции», а в ст. 18 этого закона закреплены меры принуждения, применяемые сотрудниками полиции в качестве средств и способов необходимой обороны, задержания правонарушителей, защиты правопорядка в условиях крайней необходимости. Данные меры обращены в настоящее и потому чаще всего способны самостоятельно и оперативно разрешить конфликтную ситуацию. Это естественная первичная охранительная реакция.

Именно первой помощью и исчерпывается назначение данной группы мер, в том числе таких, как применение огнестрельного оружия. Поэтому правовая природа применения огнестрельного оружия состоит в том, что данные меры воздействия применяются сотрудниками полиции при возникновении состояния необходимой обороны, крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление.

Таким образом, применение огнестрельного оружия, исходя из их правовой природы и назначения, относятся к мерам специального административного пресечения (защиты), а в зависимости от способа осуществления являются правомерными насильственными способами воздействия на лицо, совершающее общественно опасное деяние, транспортное средство или животное (непосредственным принуждением).

Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением признаются сопротивление сотруднику полиции и нападение на него, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых полицейскому могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

Закон РФ «О полиции» расширяет право сотрудника полиции применять огнестрельное оружие:

  • для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;
  • для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;
  • для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 Федерального закона «О полиции»;
  • для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

В соответствии с ч. 4 ст. 23 ФЗ «О полиции» сотруднику полиции предоставляется право применять служебное огнестрельное оружие нового вида - огнестрельное оружие ограниченного поражения.

Огнестрельное оружие ограниченного поражения - это пистолеты, револьверы и огнестрельные бесствольные стреляющие устройства отечественного производства, предназначенные для поражения живой цели на расстоянии метаемым снаряжением травматического действия и не предназначенные для причинения смерти человеку.

Применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения сотрудник полиции имеет право во всех ранее перечисленных случаях применения огнестрельного оружия, а также:

  • для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
  • для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
  • для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
  • для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций.

Федеральным законом «О полиции» сотруднику полиции запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

Кроме того, сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Вооруженный сотрудник полиции, в соответствии с ФЗ «О полиции», при выполнении функциональных обязанностей в целях соблюдения гарантий личной безопасности имеет право обнажать огнестрельное оружие и приводить его в готовность к немедленному применению, в случае возникновения оснований для его применения.

Список литературы.

1. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993, (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, статьи 20, 22, 25 гл. 2).

2. О полиции: ФЗ РФ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // Российская газета от 10 февраля 2011г., № 28. ст. 15.

3. Об оружии: ФЗ РФ от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ (принят ГД РФ 13 ноября 1996 года) (с изм. на 5 апреля 2011 г.) // Российская газета, от 8 апреля 2011 г. № 75.

4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Издательская группа ИНФРА М-Норма, 2009. С. 74.

5. Административное Право: Учебник /Под ред. Ю.М. Кохюва, Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2009. С 304; Коренев А.П. Административное право России. Учебник. В 3-х частях. Часть 1. М.: МЮИ МВД России, 2008. С. 197 - 198; Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багкшаев З.А. Российское административное «право: Учебник. М.: Юристъ, 2008. С. 172, 203.

6. Административное Право: Учебник / Под ред. Ю.М. Кохюва, Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2009. С. 304; Коренев А. П. Административное право России. Учебник. В 3-х частях. Часть 1. М.: МЮИ МВД России, 2008. С. 197 - 198.

7. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багкшаев З.А. Российское административное право: Учебник. М.: Юристъ, 2008. С. 172, 203.

8. Попов Л.Л. Правовая основа административно-принудительных мер охраны общественного порядка // Правовые основы обеспечения общественного порядка: Учебное пособие / В.В. Лазарев, Л.Л. Попов, Л.М. Розин. - М., 2008. С.71.

Чаще всего применение и использование огнестрельного оружия связано с пресечением преступлений. Однако поскольку в целях реализации государственных властных полномочий вооружены только должностные лица уполномоченных на то , регулируется эта мера пресечения в основном , ее принято относить к .

Единого нормативного акта, регламентирующего порядок применения и использования огнестрельного оружия должностными лицами органов исполнительной власти, нет. Данный вопрос рассматривается в ряде федеральных законов. В некоторых из них понятия «применение оружия» и «использование оружия» четко разделяются. При этом применение огнестрельного оружия законодатель связывает со стрельбой по людям, а использование оружия — со стрельбой по иным целям или в воздух.

Так, сотрудники полиции вправе применять огнестрельное оружие для:

  • защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья;
  • отражения нападения на сотрудника полиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием;
  • освобождения заложников;
  • задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление;
  • отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, организаций и общественных объединений;
  • пресечения побега из-под стражи лиц, задержанных но подозрению в совершении преступления;
  • лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу;
  • лиц, осужденных к лишению свободы;
  • а также для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц.

Использовать огнестрельное оружие сотрудники полиции вправе для:

  • остановки транспортного средства путем его повреждения, когда водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и не подчиняется неоднократным законным требованиям сотрудника полиции остановиться;
  • обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни и здоровью людей;
  • производства предупредительного выстрела, подачи сигналов тревоги или для вызова помощи.

В ст. 16 Закона РФ «О полиции» закреплены гарантии личной безопасности сотрудника полиции. Он имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть указанные выше основания для применения оружия. При этом попытка лица, держащего в руках обнаженное огнестрельное оружие, приблизиться к сотруднику полиции, сократив указанное им расстояние, или попытка задерживаемого лица прикоснуться к оружию сотрудника полиции дают ему право применить огнестрельное оружие.

Закон допускает применение огнестрельного оружия против лиц независимо от их вменяемости, возраста и гражданства, наличия депутатского или дипломатического иммунитета, служебного положения и иных обстоятельств. Однако запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, также несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику полиции (кроме случаев оказания этими лицами вооруженного сопротивления; совершения ими вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни людей; значительного скоплении людей, когда от стрельбы могут пострадать посторонние лица).

Применение огнестрельного оружия — самая серьезная мера административного пресечения, которая может повлечь причинение телесных повреждений и даже смерть. Поэтому в данном случае указаны дополнительные гарантии законности. Так, сотрудник полиции обязан о каждом случае применения огнестрельного оружия в течение 24 часов представить рапорт начальнику органа внутренних дел (органа полиции) по месту своей службы или но месту нахождения. К сожалению, из Закона РФ «О полиции» непонятно, должен сотрудник полиции сообщать рапортом начальнику органа внутренних лел только о применении огнестрельного оружия или также о его использовании.

В случае необходимости правомерность применения оружия устанавливается в результате служебной проверки, которая может быть назначена начальником органа внутренних дел. О всех случаях смерти или ранения вследствие применения сотрудником полиции огнестрельного оружия должен быть немедленно уведомлен прокурор.

Порядок применения табельного оружия - это действия и особенности, которые сотрудников полиции должны учитывать: перед, при и после применения сотрудниками огнестрельного (табельного) оружия.

Перед применением оружия сотрудник полиции должен:

1. Информировать лицо, против которого возможно применение табельного огнестрельного оружия, о своей принадлежности к полиции.

С учетом скоротечности ситуаций, в которых встает вопрос о применении огнестрельного оружия, выполнение данной нормы обязывает сотрудника полиции прежде всего меры к тому, чтобы посягающему или задерживаемому лицу стало известно о его принадлежности к полиции. В большинстве случаев специальных заявлений на этот счет не требуется, поскольку сотрудник полиции действует в форменной одежде в условиях достаточной видимости, и ситуация ясна. Аналогично обстоит дело и тогда, когда посягающее или задерживаемое лицо лично знает данного сотрудника полиции.

Однако если сотрудник полиции находиться без форменной одежды или в обстановке, когда посягающее или задерживаемое лицо в силу плохой видимости, наличия препятствий и иных причин имеет основания усомниться в его должностном статусе, перед требованием прекратить посягательство или остановиться он, если позволяет обстановка, должен громко объявить о том, что является сотрудником полиции, продемонстрировав, если ситуация под контролем, свое служебное удостоверение.

2. Обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность для производства выстрела.

Ранее это действие относилось к стадии “при применении оружия”, но юридически уже обосновано, что необходимо настоящее толкование в случаях: осмотра в ночное время и в условиях ограниченной видимости подвалов, чердаков, нежилых строений, строящихся объектах, квартир и объектах где сработала сигнализация, доставка правонарушителя явно превосходящего по физической силе сотрудника полиции, доставка группы лиц одним сотрудником, преследование преступника и т.п. Но также нельзя без надобности обнажать оружие, что может привести к непроизвольному выстрелу со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями для граждан и самого сотрудника полиции.

Таким образом, обнажение огнестрельного оружия до его применения преследует две основные цели:

Оказание психологического воздействия на правонарушителя. Многие правонарушители считают, что сотрудник полиции побоится применять табельное оружие, а также в шутку говорят, что у него в кобуре находится огурец, а не пистолет.

Сокращение времени до применения огнестрельного оружия. То есть не предоставляя возможному объекту, против которого возможно применение табельного оружия льгот, первому применить оружие.


3. Предупредить лицо, в отношении которого возможно применение оружия, о своем намерении.

Хотя предупреждение по-прежнему остается общим предварительным условием применения сотрудником полиции огнестрельного оружия, возможности применения его без предупреждения значительно расширены.

При применении оружия сотрудник должен:

1. Причинить лицу, против которого применяется огнестрельное оружие наименьшего вреда.

Причинение телесных повреждений, а, тем более, смерти ни в коей мере не является целью применения огнестрельного оружия. Такими целями выступают пресечение преступного посягательства и задержание лица, его совершившего, для передачи в руки правосудия. Следовательно, если ситуация все же вынуждает сотрудника полиции прибегнуть к огнестрельному оружию, он должен стремиться по возможности пресечь посягательство или произвести задержание лица, пытающегося скрыться, причинением имущественного, а не физического вреда. Например, для задержания лица, совершающего побег из-под стражи на угнанном или захваченном транспортном средстве, в ряде случаев может оказаться достаточным применения оружия по колесам транспортного средства, но не по самому беглецу (хотя основания для этого имеются).

Наконец, когда сотрудник полиции вынужден стрелять по человеку, он по возможности должен стремиться сохранить ему жизнь (вести огонь по рукам, ногам).

2. Не допустить причинение ущерба посторонним лицам.

После применения оружия сотрудник должен:

1. Оказать доврачебную помощь лицам, получившим в результате применения огнестрельного оружия телесные повреждения.

Помощь должна оказываться всем пострадавшим. Вместе с тем, оказывая помощь посягавшим и задерживаемым лицам, сотрудник полиции должен соблюдать меры предосторожности от внезапного нападения с их стороны. Сотрудник полиции после применения оружия, в случаях ранения правонарушителя должен: оружие поставить на предохранитель, поместить оружие в кобуру (а в последующем имеет право передать только своему прямому руководству), гильзы не подбирать, а только потом оказывать медицинскую помощь.

2. Обеспечить охрану места применения оружия в случаях повлекших смерть, ранение граждан или значительный материальный ущерб.

Посторонние к телу убитого не допускаются, стреляные гильзы и пули не подбираются, оружие не чиститься, не разряжается, а лишь ставиться на предохранитель. Охрана места происшествия должна быть произведена с помощью подручных ограждений с привлечением ближайших нарядов полиции, народных дружинников и законопослушных граждан.

3. Уведомить прокурора о случаях ранения и смерти граждан.

4. Уведомить родственников лиц, получивших телесные повреждения в результате применения сотрудником полиции оружия.

5. Представить рапорт о применении оружия.

Список используемой литературы:

· Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка./Приняты 8 Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращение с правонарушениями, состоявшимся в период с 27.08. по 07.02.1990г. в Гаване\. Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия – ООН: Нью-Йорк, 1992.

· Закон РК “Об органах внутренних дел РК” от 21.12.95г.

· Приказ МВД РК №499 от 23.07.02 года. Об утверждении Положения о специальных приемниках ОВД для содержания лиц, подвергнутых административному аресту.

· Приказ МВД РК №385 от 1.06.02 года. Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания ОВД.

· Приказ МВД РК № 386 от 1.06.02 года. Об утверждении Инструкции по организации несения службы, обеспечению охраны подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторах временного содержания.

· Приказ МВД РК №387 от 1.06.02 года. Об утверждении Правил конвоирования подозреваемых и обвиняемых.

· Приказ МВД РК № 262 от 12. 06. 96 г. «О мерах по выполнению Постановления Правительства РК от 30. 05. 96 г.» , № 665 «О мерах по оказанию социальной, медицинской и иной помощи не имеющих определенного места жительства, документов».

Лично или в составе подразделения в следующих случаях: а) для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья; б) для отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием; в) для освобождения заложников; г) для задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление; д) для отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения гос-ных органов, организаций и общественных объединений; е) для пресечения побега из-под стражи: лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления; лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано ; лиц, осужденных к лишению свободы; для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц.

Закон РФ «О милиции»** (ст. 16) предусматривает гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника милиции, который имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть указанные выше основания для его применения. Попытки лица, задерживаемого сотрудником милиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к нему, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его оружию предоставляют сотруднику милиции право применить огнестрельное оружие для отражения нападения, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, и для пресечения попытки завладения его оружием.

Сотрудники милиции имеют право, кроме того, использовать огнестрельное оружие в следующих случаях: а) для остановки транспортного средства путем его повреждения, когда водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и не подчиняется неоднократным законным требованиям сотрудника милиции остановиться; б) для обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни и здоровью людей; в) для производства предупредительного выстрела, подачи сигналов тревоги или для вызова помощи.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда очевиден или известен сотруднику милиции, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни людей, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица.

О каждом случае П.о.о. в течение 24 часов с момента его применения обязан представить начальнику органа внутренних дел (органа милиции) по месту своей службы или по месту П.о.о.

Общие условия и пределы П.о.о. установлены ст. 12 Закона РФ «О милиции». П.о.о. с превышением полномочий влечет , установленную законом.

Перечень видов огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, состоящих на вооружении милиции, утверждается Правительством РФ. Запрещается принимать на вооружение огнестрельное оружие и к нему, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

Граждане РФ имеют право на применение имеющегося у них на законном основании оружия, в т.ч. огнестрельного, в порядке, предусмотренном ст. 24 ФЗ «Об оружии»**. Оружие может быть применено для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное об этом лица, против которого применяется оружие, кроме случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь иные тяжкие последствия.

При этом применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинить третьим лицам.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения. О каждом случае применения оружия, повлекшем человека, владелец оружия обязан незамедлительно, но не позднее суток, сообщить в внутренних дел по месту применения оружия.

Правила использования спортивного и охотничьего оружия устанавливаются законодательством РФ.


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "Применение огнестрельного оружия" в других словарях:

    Применение огнестрельного оружия - (англ. use of fire arm) в РФ право определенных субъектов применять огнестрельное оружие в случаях, установленных законодательством. Сотрудники милиции вправе применять … Энциклопедия права

    Применение и использование милицией огнестрельного оружия - В соответствии с Законом РФ О милиции от 18 апреля 1991 г (в ред. от 31 марта 1999 г.) сотрудники милиции имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях: 1) для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья;… … Административное право. Словарь-справочник

    Развитие огнестрельного оружия - Прошли века, прежде чем давно известная взрывная сила пороха стала использоваться для военных целей, а глубокое предубеждение к огнестрельному оружию воина, который до тех пор героически защищал себя собственной физической силой и… …

    Правила продажи огнестрельного оружия в странах мира - В августе 2007 года Институт высших международных исследований (Graduate Institute of International Studies, Швейцария) опубликовал доклад о распространении огнестрельного стрелкового оружия. Согласно документу, наиболее вооруженным государством… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Магазин (часть огнестрельного оружия) - магазин для пистолета Магазин коробчатый магазин можно дозарядить патронами сверху из обоймы Магазин. В огнестрельном оружии (карабинах … Википедия

    Применение специальных средств - (англ use of special means) в РФ право сотрудников милиции применять специальные средства, имеющиеся на вооружении милиции, в целях: а) отражения нападения на граждан и сотрудников милиции … Энциклопедия права

    - (англ use of special means) в РФ право сотрудников милиции применять специальные средства, имеющиеся на вооружении милиции, в целях: а) отражения нападения на граждан и сотрудников милиции; б) пресечения оказываемого сотруднику милиции… … Большой юридический словарь

    Введение. Виды оружия и их развитие - «Рыцарь, смерть и дьявол». Рыцарь облачен в доспехи максимилиановского типа, но вместо шлема типа армет на голове у него готический салад без подбородника. Доспех имеет другие особенности, характерные для немецкого снаряжения воинов начала XVI… … Энциклопедия средневекового оружия

    Технологии, применяемые при изготовлении оружия - Воронение покрытие железных и стальных предметов защитной и декоративной окисной пленкой. Известно издавна, но широкое применение получило в Зап. Европе только в нач. XVI в., первоначально в Италии. Чернение заполнение углублений смесью серебра,… … Энциклопедия средневекового оружия

    Рогатки - Рогатка Рогатка метательное холодное оружие, в котором ускоряемое тело (снаряд) приобретает кинетическую энергию при переходе потенциальной энергии, запасённой в растянутом резиновом жгуте. Применяется для охоты на мелких животных и птиц, в… … Википедия