Презентация на тему типы христианских храмов базилика.  Стили православных храмов. Отличия русских и византийских крестово-купольных храмов












































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Данный материал открывают серию уроков, посвященных изучению христианского искусства на уроках МХК в 10 (профильный уровень). При изучении данной темы учащиеся должны осознать особенности перехода от образности искусства Древнего Рима к символике средневекового искусства /рассчитан на 2 урока/.

Урок подготовлен по материалам:

  • Учебника “Мировая художественная культура: учебник (+DVD приложение) для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень); автор Емохонова Л.Г.. - М.: Издательский центр “Академия”, 2008-2010. Урок 17.
  • Книги для учителя с поурочным планированием и сценариями отдельных уроков. Мировая художественная культура: 10 класс (базовый уровень); авторы Емохонова Л.Г., Малахова Н.Н. - М.: Издательский центр “Академия”, 2008. Урок 17.

Цель урока: пробуждение глубокого, искреннего интереса учащихся к изучению художественной культуры, как на эмоциональном, так и на интеллектуальном уровне.

  • сформировать у учащихся целостное представление о связи внешнего вида и внутреннего пространства церквей с христианским ритуалом;
  • дать представление о внешнем и внутреннем устройстве христианского храма и о символике раннехристианских изображений;
  • развить способность учащихся к анализу, сопоставлению и сравнению произведений искусства.

Зрительный ряд: презентация PowerPoint

Тип урока: урок-постижение с элементами беседы-размышления (с использованием мультимедийных средств (проектор, интерактивная доска SMART Board)).

Для учащихся: рабочая тетрадь, письменные принадлежности.

Ход урока

1. Организационный момент (фронтальная форма, словесный метод).

Учитель: Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Садитесь.

2. Формулирование темы урока (фронтальная форма, словесный метод, прием мотивации: создание проблемной ситуации, наглядно-иллюстративный метод)

Учитель: Тема нашего урока “Раннехристианское искусство” .

На уроке мы рассмотрим такие понятия как “христианство” и “раннехристианское искусство”, рассмотрим архитектуру этого периода и зарождение христианской символики.

Откройте тетради и запишите тему урока слайд 1.

3. Освоение нового материала.

Знакомство с понятиями “христианство” и “раннехристианское искусство” (фронтальная форма, словесный метод, наглядно-иллюстративный метод).

Учитель: Что такое христианство? Пожалуйста, дайте определение.

Следуют ответы учащихся (как правило, верные, однако несколько разобщенные).

Учитель: Подведем итог слайд 2.

Учитель: Итак, какой период в истории искусств называется “Раннехристианским искусством”? слайд 3.

Учащиеся записывают определения.

Знакомство с архитектурными сооружениями раннехристианского периода (фронтальная форма, словесный метод, наглядно-иллюстративный метод, работа с планами и схемами).

Учитель: После принятия христианства в качестве официальной религии в Римской империи возникла необходимость постройки новых культовых сооружений. Перед архитекторами встала задача создания большого пространства, способного вместить в себя огромное количество верующих. Храмы на территории Римской империи имелись в достаточном количестве, однако власть не стала их использовать. Почему?

Учащиеся: Потому что они были языческими. Потому что они были посвящены языческим богам.

Учитель: Правильно. Необходимо было либо создать абсолютно новую архитектурную форму, либо воспользоваться теми сооружениями, которые имелись в архитектуре Древнего Рима, но не имели отношения к культовым постройкам. Власть выбрала второй вариант слайд 4.

Первый тип храмовых построек представлен в форме ротонды слайды 5-8.

В виде ротонды с четко обозначенной центральной осью строились баптистерии (крестильни) для крещения либо мавзолеи для захоронения святых. Помимо круга, баптистерии или мавзолеи имели в плане квадрат или крест слайды 9-10. Древнейшими являются мавзолей Констанции в Риме и мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. Круглая форма мавзолея Констанции в Риме(IV в.) напоминает о вечности Церкви Христовой. Его внутреннее пространство делится колоннами на зону обхода и центральную, увенчанную куполом. Особую форму креста, символизирующего Иисуса Христа, имеет мавзолей Галлы Плацидии в Равенне(V в.). На пересечении рукавов креста его венчает квадратная башня, скрывающая внутри купольное завершение.

Вторым типом храмов стала древнеримская базилика слайды 11-14.

Формы древнеримской базилики были несколько видоизменены слайды 15-16.

Учитель (работая со слайдами, постепенно открывает части схемы): В восточной части храма появилась полукруглая апсида, в которой располагался алтарь (в некоторых храмах под алтарем находятся захоронения святых). Сама форма алтарной апсиды – полукруглая – напоминает пещеру. В христианстве известно две пещеры: одна Вифлеемская, где в загоне для скота родился Христос, другая Гроб Господень, куда положили снятое с креста тело Христа и откуда он встал, разрушив узы смерти.

Со временем в базилике появился поперечный неф – трансепт слайд 16.

Благодаря поперечному нефу, план храма приобрел форму креста.

Учащиеся зарисовывают схемы и планы слайды 15-16.

Знакомство с принципами декоративно-живописного оформления первых христианских сооружений (фронтальная форма, словесный метод, наглядно-иллюстративный метод).

Учитель: Своеобразие христианских храмов заключалось в резком контрасте между их внешним обликом и внутренним убранством. Предельно простые по форме, лишенные какого-либо декора снаружи, раннехристианские храмы внутри богато украшались мозаиками. Как вы думаете, почему? слайды 17-19.

Учащиеся дают свои варианты ответа.

Учитель (дает ответ): Христианские священники сравнивали церковь с верующим человеком и считали, что, подобно смиренному христианину с его богатой духовной жизнью, храм внешне должен быть подчеркнуто строг, зато внутри богато декорирован слайд 20. Искусство “мерцающей живописи” (так называли мозаику) стало основным видом изобразительного искусства при оформлении интерьеров храмов. Причем мозаика не просто покрывает стены, а как бы заменяет их. Поскольку она состоит из мелких кусочков смальты разного размера, разной степени прозрачности и выкладывается под разными углами, свет не отражается от шероховатой поверхности, а словно рассеивается, смягчая грани и растворяя плоскости в своем прозрачном потоке. Интерьер воспринимается как преображенный мир, как символ души, которая тем больше сияет, чем невзрачнее ее телесная оболочка слайды 21-25.

В зависимости от типа храма акценты в декоре интерьера расставлялись по-разному. В центрально-купольных сооружениях, таких, как мавзолеи Галлы Плацидии, стены покрыты мраморными плитами, а арочные торцы, своды, паруса и купола – мозаикой. Стены и своды выстилает темно-синяя смальта, ее фон усеян золотыми побегами аканфа, голубыми васильками, белыми ромашками. В магическом пространстве мавзолея краски горят неземным блеском, и неслучайно об их сиянии в одном из древних гекзаметров сказано: “Либо свет родился здесь, либо здесь пойман и теперь правит свободно” слайды 21-26.

В базиликах декоративные композиции помещались над колоннадой центрального нефа и в апсиде, способствуя движению зрителя по прямой линии. Причем значимость изображения нарастала по мере приближения к алтарю. В церкви Санта-Мария Маджоре в Риме над аркадой центрального нефа расположены ветхозаветные сцены, в частности рассказ о первом явлении Бога человеку – праотцу Аврааму слайд 27.

В книге Бытия говорится о явлении трех отроков бездетным Аврааму и Сарре, жившим в дубраве Мамре. По закону гостеприимства Авраам взял масла и молока, лучшего теленка из стада, велел Сарре сделать пресные хлебы и угостил пришедших. После трапезы один из путников сказал: “Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры”. Сарра, находясь в шатре, усмехнулась про себя, так как была в летах преклонных. Но путник, не видя ее, велел не смеяться, ибо нет ничего трудного для Бога. Тогда Авраам и Сарра поняли, что принимали у себя Бога.

Действующие лица расположены по двум уровням. Вверху, как бы на заднем плане, изображен Авраам, идущий навстречу трем отрокам. Внизу Авраам отдает распоряжение жене испечь пресные хлебы, а затем подносит гостям, сидящим за трапезой, блюдо с тельцом.

Несмотря на уже сложившийся христианский канон изображать рядом одно и то же лицо, пребывающее по сюжету в разных местах в разное время, композиция еще сохраняет античный динамизм. Движение Авраама, устремившегося к гостям, подчеркнуто не только позой, но и направлением его правой руки, ветвями дуба, склонившимися навстречу пришельцам, бегущими облаками. В трактовке пространства сохранена иллюзия античной перспективы. Она ощущается благодаря постепенному переходу от буро-оливковых тонов переднего плана к золотисто-зеленым среднего и прозрачно-голубым с оранжевыми сполохами облаков заднего. Фигуры, согласно античной традиции, проработаны тенью, лица выразительны и эмоциональны, а общий тон рассказа лишен скованности канона.

Знакомство с раннехристианской символикой в изображениях (фронтальная форма, словесный метод, наглядно-иллюстративный метод).

Главной особенностью и главной прелестью раннехристианского искусства являлась его тесная связь с античным миром и с античными образами, но как бы пропущенными через чистую и радостную веру “души по естеству христианской”. О связи с еще не забытым языческим миром свидетельствовали не только перспектива, переливы густых и глубоких тонов синего, аметистового, зеленого и винно-красного цветов древнеримской палитры, но и художественные образы. Используя языческие мотивы еще в катакомбах – подземных христианских кладбищах, христиане придавали им новое звучание слайды 28-29.

В период гонений на христиан в Римской империи именно в римских катакомбах появляются первые христианские символические изображения. В этот период символы носили характер тайнописи, позволяющей единоверцам узнать друг друга слайд 30.

Характеристика отдельных символов:

  • Крест слайды 31-32. В центре купола мавзолея Галлы Плацидии светится золотой крест как символ мучений и победы Христа над смертью и рассыпаны золотые звезды.
  • Животворящий крест слайды 33-35. Образ мирового древа жизни получил в раннехристианском искусстве новую трактовку как животворящий крест, на котором был распят Иисус, а также как образ самого Иисуса Христа. Отныне изображение стало символом и мирового древа, и Спасителя мира.
  • Ихтис слайды 36-40. Популярное в древнеримском искусстве изображение плавающих рыб и голубей, пьющих из чаши воду, также получило христианское истолкование. Греческое слово “ichthys” (рыба) расшифровывалось по буквам, составляя фразу “Иисус Христос, теу юйос, сотер”, что значит “Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель”. Это объясняет, почему рыба являлась символом Иисуса, а его самого называли “небесной рыбой”. В Новом Завете символика рыбы связывается с проповедью: бывших рыбаков, а после апостолов, Христос называет “ловцами человеков”; (Мф 4:19; Мк 1:17), а Царствие Небесное уподобляет “неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода”; (Мф 13:47). В первые века христианства люди носили на шее стеклянных, перламутровых или каменных рыбок – будущие нательные кресты. Евхаристическое значение рыбы связывается с прообразовательными евангельскими трапезами: насыщением народа в пустыне хлебами и рыбами (Мк 6:34-44; Мк 8:1-9), трапезой Христа и апостолов на Тивериадском озере по Воскресении (Ин 21:9-22). Символика рыбы оказывается связанной и с таинством Крещения. Как говорит Тертуллиан: “Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде”. Очевидно, символ Рыба был знаком, по которому ранние христиане находили и распознавали друг друга, – особенно во времена гонений. Нацарапанный на стене, на полу рыночной площади или возле фонтана, в местах скопления людей, он позволял странствующим христианам узнавать о том, где собираются их братья по вере.
  • Хризма слайды 41-43. Хризма получила широкое распространение в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках и, вероятно, восходит к апостольским временам. Исторически наиболее известно использование хрисмона для лабарума (лат. Labarum) – древнеримского военного штандарта (вексиллума) особого вида. Император Константин Великий ввел его в войсках после того, как увидел на небе знамение Креста накануне битвы у Мильвийского моста (312 год). Лабарум имел на конце древка хризму, а на самом полотнище надпись: лат. “Hoc vince” (слав. “Сим побеждай”, букв. “Этим побеждай”).
  • Альфа и Омега слайды 42-44.
  • Добрый пастырь слайды 45-49. Христос представал в образе пастуха, безбородого юноши с овцой у ног или на плечах. Христиане видели в этом намек на одну из первостепенных миссий Христа как пастыря человеческих душ, изображаемых в виде овец.
  • Оранта слайды 50-52.
  • Агнец слайды 53-54. Агнец может изображаться на скале или камне, из подножия которого бьют струи четырех источников (символы Четвероевангелия), к которым устремляются другие агнцы – апостолы или, шире, вообще христиане.
  • Ангел, телец, лев и орел слайды 55-59. Словно из их кружения на парусах, контур которых обозначен сине-зеленым серпантином на винно-красном фоне, вырисовываются золотые ангел, телец, лев и орел – символические обозначения евангелистов Матфея, Луки, Марка, Иоанна.
  • Дельфин и якорь слайды 60-61.
  • Корабль слайд 62
  • Виноградная лоза слайды 63-64. В мавзолее Констанции в Риме выложенные мозаикой стены и потолки увиты гирляндами виноградных лоз, на которых сидят разноперые птицы. Из-за лоз выглядывают прелестные девушки и юноши, тут же суетятся пухлые дети, собирающие виноград и давящие из него вино. Для посвященных ветвистые виноградные лозы с вырезными листьями и множеством гроздьев имели евхаристический смысл. Дети символизировали ангелов, собирающих плоды христианской веры.
  • Голубь слайды 65-66.
  • Феникс, павлин, петух, черепаха слайды 67-71.

С течением веков вся ранняя христианская символика сложилась в строго установленную систему изображения – иконографию, получившую законченное выражение в византийском искусстве слайд 72.

Храм (дом) - это сооружение, что имеет культовое предназначение, в нем свершаются служения Богу, а также проводятся религиозные обряды. Помимо основных религиозных функций, храм несет некое представление людей о мироздании. Также храмы имели и другое предназначение (до христианства), они служили убежищем, или местом для решения важных вопросов и торговли.
Христианским храмом считается только строение, имеющее алтарь, в котором совершается евхаристия (благодарение) – великое таинство.

Христианские храмы имеют большую историю. Еще со времен, когда христианство не было одной из основных религий, и поддавалось гонению со стороны власти и других религий. Христиане собирались для служения лишь в катакомбах (подземелья где проводились захоронение), там согласно законам того времени, не запрещались собрания людей, что исповедовали свою религию.
Так, подземные церкви, их называют «крипты» уже имели алтарь (чаще всего гробница) на нем совершалось таинство евхаристия. Еще с тех времен осталась традиция помещения святых мощей именно на алтарь, и украшение стен храмов изображениями из святой книги.
Только в 4 столетье начали строиться надземные христианские храмы, когда религия была признана господствующей (Миланский эдикт 313 г). Случилось это благодаря императору Константину.

Основными типами храмов считаются базилика и крестово-купольный храм.
Базилика – строение, имеющее прямоугольную и вытянутую форму, изнутри разделенное несколькими рядами (от 2-х) столбов или колонн, что создают нефы (архитектурное пространство продольной формы). Зачастую центральный неф был выше, нежели боковые. Также он имел выступ – апсиду (выступающая часть, где находится алтарь), там был размещен пресвитерий (место для духовенства).
Особенностью базилика, также является то, что вход находится с западной стороны храма, а алтарь – с восточной. Такое размещение символизирует приход христиан к Богу (покаяние). В христианстве запад – ассоциируется с греховностью, а восток с божественностью. Возле той части, где расположен алтарь, храм пересекается поперечными нефами, что придавало ему форму креста.
Наиболее распространенными являются трехнефные базилики. Они создаются с помощью двух внутренних рядов колонн, в боковых нефах часто располагаются хоры (помещение продолговатой формы, для духовенства или церковного хора), а также «матронеумы» (специальные галереи для женщин, ведь было перенято у иудеев, раздельное нахождение мужчин и женщин в храме).
Часто, в особенно больших храмах перед основным помещением, находились незакрытые дворы с размещенными по всему периметру колоннами, их называют атриумы.

Большое значение уделялось украшению интерьера базилики. Храм украшался преимущественно изнутри. Для этого использовали мрамор, красивейшие настенные фрески, и мозаики что выкладывались как и на стены, так и на пол. Но особое внимание уделялось украшению основной и священной части храма – алтарю. Фасад базилики зачастую не украшали.
Такая модель храма оставалась неизменной долгое время.

Начиная с 12-13 века, появились другие типы храмов – готический собор. Они отличались от раннехристианских тем, что их перекрывали каменными сводами.

Готический храм стал подниматься высоко вверх, благодаря тому, что в строительстве использовали новые технологии и архитектурные элементы, среди них аркбутан. Вес свода переносился на стены, это разгружало храм от внутренних колон и позволяло создавать большие окна, что делало его просторным и светлым.

Также был отделен алтарь, от основного объема храма, перегородкой. В храмах исчезло ограничение для совместного пребывания мужчин и женщин.

Декорировали теперь не только внутренние стены храма, но и его фасад. Таким образом, пытались донести «слово Божье» за стены храма.
После разделения Единой христианской церкви, восточная (православная) церковь развивала Крестово-купольный Византийский тип храма.

Крестово-купольный

Характерными особенностями его является то, что храм имел крестообразную форму (приближенную к квадрату), и высокий купол, что вмещал в себе окна.

Нефы (как продольные, так и поперечные) имеют теперь равную длину, и при пересеченье создают греческий (равноконечный) крест. Отсюда и само название - Крестово-купольный. В это же время появились ротонды (круглые храмы).

Православный храм

Начиная с 15-16 века в Православных храмах стали появляться иконостасы, ими отделялась алтарная часть храма от ее средней части. Иконостас представляет собой стену с рядами икон.
Нартекс (место для людей, которые не могли входить в средину храма) стал называться притвором, а внешняя его часть – паперть (площадка с лестницей для входа в храм).
Для того чтобы можно было проводить одновременную службу несколькими священниками (по большим праздникам и событиям), были введены пристройки к храму.

Баптистерий

Отдельное здание, часто круглой формы, возле храма, оно предназначено для проведения обряда крещения. В его центре находится купель, в которую может поместиться взрослый человек. Сейчас баптистерий строится редко.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Раннехристианское искусство Типы христианских храмов: ротонда и базилика. Мозаичный декор. Христианская символика. Мавзолей Констанции в Риме. Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме

Период в истории искусства от момента признания императором Константином прав христианской религии в 313 г. до формирования византийского стиля при Юстиниане Великом в УI в. носит название раннехристианского. В целом оно представляет собой европейское искусство, развивающееся под влиянием христианства. . Христианство – одна из трех мировых религий наряду с исламом и буддизмом. Ее основу составляет вера в Иисуса Христа 16 – Богочеловека, пришедшегo в мир с целью искупить смертью на кресте людские грехи. Воскреснув на третий день и вознесшись на сороковой, он показал возможность воскресения и жизни вечной для каждого человека, верующего в нeгo . Жизнь и деяния Иисуса Христа изложены в четырех канонических Евангелиях, вошедших в библейскую книгу Новый Завет.

В архитектуре утвердилось два типа церквей (домов Божьих), восходящих к постройкам Древнего Рима, – ротонде и базилике. В форме ротонды с четко обозначенной центральной осью строились баптистерии для крещения либо мавзолеи для захоронения святых. Древнейшими являются мавзолей Констанции в Риме и Maвзолей Галлы Плацидии в Равенне. Kpyглая форма мавзолея Констанции в Риме (IV в.) напоминает о вечности Цepкви Христовой. Eгo внутреннее пространство делится колоннами на зону обхода и центральную, увенчанную куполом. Ocoбую форму креста, символизирующего Иисуса Христа, имеет мавзолей Галлы Плацидии в Равене (V в.). На пересечении рукавов креста eгo венчает квадратная башня, скрывающая внутри купольное завершение (см. цв. вкл., рис. 21). Именно в мавзолее Галлы Плацидии впервые был осуществлен переход от круглого купола к прямоугольным стенам при помощи четырех сферических треугольников – парусов.

Мавзолей Константины (итал. Mausoleo di Costantina), или Мавзолей св. Констанции (итал. Mausoleo di Santa Costanza) - мавзолей IV в. на восточной окраине Рима, место упокоения дочери Константина Великого - Константины. Знаменит мозаиками IV в. Мавзолей имеет круглую форму диаметром 29 метров. При реставрации в 1620 году массивный порфировый саркофаг Константины был перемещён в папское собрание древностей в музей Пия-Климента, в Ватикане. После того как Константина была причислена к лику святых, мавзолей (в 1254) был обращён в церковь, посвящённую её имени.

Мозаичный потолок

Интерьер усыпальницы-храма прост, но в то же время просторен и функционален. В центре, освещенном солнечным светом, ранее стоял саркофаг с телом святой. Хотя мавзолей Констанции в Риме снаружи выглядит несколько запущенным, внутри он до сих пор прекрасен. Массивный купол усыпальницы (а ныне церкви) лежит на двенадцати парах сдвоенных колонн. Диаметр внутренней части купола - 22,5 метра, а общий диаметр здания около 29 метров. Ранее здесь был установлен массивный сакрофаг Константины, однако сейчас он перемещен в собрание древностей музея Пия-Клемента. В мавзолее сохранились античные мозаичные фрески IV века нашей эры.

Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне

Мавзолей Галлы Плацидии (итал. Mausoleo di Galla Placidia) - крестовокупольная постройка, расположенная рядом с базиликой Сан-Витале в Равенне. Мавзолей датируется приблизительно второй четвертью V века и украшен самыми ранними из сохранившихся равеннских мозаик. Хотя постройка приписывается Галле Плацидии, дочери императора Феодосия Великого, мавзолей не стал местом её погребения. В 1996 году мавзолей в числе других раннехристианских памятников Равенны был включён в число объектов Всемирного наследия под № 788.

Все поверхности купола, арок и люнет покрыты мозаиками. Реставрационные работы, проведённые на рубеже XIX - XX веков, ещё более усилили мягкое и сдержанное настроение, создаваемое мозаиками. Теперь свет, проникающий в мавзолей лишь сквозь небольшие узкие окна, приобретает золотистый оттенок из-за того, что проходит через алебастровые плиты, которыми зашили окна в 1908 году. Впечатление от золотистого света ещё более усиливают желтоватые мраморные плиты, которыми нижняя часть стен была облицована в конце XIX века .

Мозаичное убранство мавзолея отличается редкой пышностью и ставит его в ряд важнейших памятников раннехристианского искусства. Мозаики, хоть и посвящённые различным сюжетам, образуют органически единое целое. Все они следуют античной римско - эллинистической мозаичной традиции. Итальянские мозаичисты любили немногие, густые и глубокие цвета - синий, зелёный и винно- красный. Необычайно и как-то непостижимо глубок очень тёмный синий цвет на потолке мавзолея Галлы Плацидии

Крест и Звёздное небо – мозаика в куполе

Добрый Пастырь Иисус изображён в образе молодого безбородого юноши-пастуха, вокруг которого по зелёной траве гуляют овцы, и Мессия ласково прикасается к одной из них. В отличие от катакомбной живописи, где Пастырь был обычным деревенским пастухом, здесь Иисус одет в золотой хитон, а на коленях лежит пурпурный плащ. Он сидит на пригорке (образ трона), держа в руке крест.

Базилика Бази́лика (от греч. basilik – царский дом), прямоугольное в плане здание, разделённое внутри рядами колонн или столбов на продольные части – нефы (как правило, три – пять). Центральный неф, завершающийся апсидой, выше и шире боковых. Базилики появились в Древнем Риме, где служили помещениями для суда и торговли; в Средние века этот тип здания был приспособлен для христианских храмов. В базиликальных храмах к продольным нефам добавился поперечный неф (трансепт) в восточной части. Пересечение продольных нефов и трансепта образует средокрестие и в плане напоминает букву «Т» или т. н. латинский крест (тип креста, который напоминает о распятом Христе).

Базилика святого Павла

Базилика Святого Павла за городскими стенами (итал. Basilica di San Paolo fuori le Mura ; Сан-Паоло-фуори-ле-Мура) - одна из четырёх великих, или патриарших, базилик Рима (наряду с собором св. Петра, собором св. Иоанна Латеранского и базиликой Санта-Мария-Маджоре). В отличие от всех остальных расположена за Аврелиановыми стенами, в южной части Вечного города. В 1980 г. внесена в Список всемирного наследия. В отличие от остальных патриарших базилик, собор св. Павла за стеной не претерпел существенных изменений ни во времена Возрождения, ни в эпоху барокко, однако 15 июля 1823 г. выгорел почти дотла. Среди потерь числится мозаика Пьетро Каваллини в апсиде, но мозаика V века (заказ Галлы Плацидии) чудом уцелела. Восстановление храма продолжалось до 1840 г., причём был выстроен совершенно новый классицистический фасад. Малахит и лазурит для воссоздания алтаря прислал царь Николай I . Повторное освящение храма состоялось только в 1855 г.

Интерьер базилики

Базилика Санта-Мария Маджоре Санта Мария Маджоре (итал. Basilica di S.Maria Maggiore) - церковь, папская базилика, одна из четырёх главных базилик Рима. С её основанием связана интересная легенда. В одну из летних ночей 352 года папе Либерию и богатому римлянину Джованни Патрицио явилась во сне Мадонна и приказала построить на том месте, где назавтра выпадет снег, церковь. На следующее утро, 5 августа 352 года, на Эсквилине, там, где теперь стоит базилика, лежал снег. После этого и стали возводить церковь. Её сменила базилика, построенная в 440-х гг. папой Сикстом III и посвящённая Богоматери.


Слайд 2

Храм Ирода в Иерусалиме (19 г. до н.э. – 70 г. н.э.) Многие события земной жизни Иисуса Христа связаны с Иерусалимским храмом

Слайд 3

В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм для посвящения Богу.Дева Мария и Иосиф были бедны, поэтому принесли в качестве полагающейся жертвы двух голубей. Старец Симеон, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя встретил в храме Деву Марию с Младенцем и, взяв Его на руки, сказал: «Теперь я могу умереть спокойно, потому что мои глаза увидели Спасителя мира». В храме была вдова Анна пророчица, 84 лет, которая сказала присутствующим, что этот Младенец есть Спаситель мира.

«Сретение Господнее» (современная русская икона)

Слайд 4

Ежегодно на праздник Пасхи родители Иисуса посещают Иерусалим для участия в храмовом богослужении. В одно из таких посещений двенадцатилетний отрок Иисус остается в храме, родители ищут Его и затем находят сидящим среди учителей и спрашивающим их. На упрек Матери Иисус отвечает: Зачем вам было искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?«Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем». (Евангелие от Луки, гл. 2)

«Двенадцатилетний отрок Иисус в храме» (Современная коптская икона) «Преполовение» (Современная греческая икона)

Слайд 5

Во время своей земной жизни Иисус Христос посещал Иерусалимский храм, заботился о порядке в нем и его благолепии. «Приближалась пасха иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли». «И говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников».

Своим примером Иисус Христос освятил обычай совершать богослужения в храме, освятив саму идею храма и необходимость в нем. «Изгнание торгующих из Храма» (Современная русская икона) «Изгнание торгующих из храма» (Мануил Панселин. XIII в. Фреска собора Протата в Карее, Афон)

Слайд 6

В беседе с самарянкой Иисус Христос сказал, что наступит время, когда Богу будут поклоняться не в одном только Иерусалимском храме, но и в других местах.

«Христос и самарянка» Современная коптская икона

Слайд 7

Молился Иисус Христос не только в храме. Тайную вечерю со своими учениками Он совершил в частном доме –Сионской горнице. Предание гласит, что в ней же на учеников, собравшихся вместе в день Пятидесятницы, видимым образом сошел Святой Дух. Именно в этом доме, где Богом были утверждены церковные таинства и сама Новозаветная Церковь, апостолы и их первые ученики «преломляли хлеб» - совершали Божественную литургию. Поэтому Сионская горница называется матерью всех христианских церквей.

Иерусалим

Слайд 8

Одно из помещений перистильного дома представляла собой продолговатую комнату, разделенную рядами колонн на три части и являлась главной в гостевой части дома - называвшуюся«икос» или «экус». «Сионская горница» относилась к этому типу комнат перистильного дома.

Иерусалим, «Сионская горница» Наиболее распространенным типом богатого жилого дома начала I в. н.э. был перистильный тип.

Слайд 9

Перистильный тип жилого домаПланировочная система перистильного дома включала в себя две части: жилую и гостевую. В гостевую (парадную) часть дома имелся изолированный вход со стороны улицы. Центром композиции гостевой (парадной) части являлся открытый внутренний двор – перистиль – окруженный по периметру колоннами. Все помещения, окружавшие двор, имели выход в него и через него же освещались. Экус являлась одной из комнат в гостевой части дома и его пространство разделялось колоннами на 3 части.Среднее пространство экуса иногда бывало выше и шире боковых.

1 – Атрий (внутренний двор жилой части дома); 2 – Таберна (торговая лавка или мастерская); 3 – Крылья атрия; 4 – Переход (отдельный вход в гостевую часть дома; 5 – Перистиль (двор гостевой части); 6 – Экседра (комната или столовая, служившая местом отдыха, собраний, бесед) 7 –Таблинум (Помещение главы семьи - предназначалось для деловых встреч и приема клиентов, а также для хранения документов (табличек с записями). 8 – Экус (икос). Иерусалим. «Сионская горница»

Слайд 10

Гонения на христиан со стороны иудеев и принятие в христианскую общину язычников (без обрезания) прервали связь апостолов и их учеников с Иерусалимским храмом.

Общинный христианский дом в Дура - Европос, Сирия. 231 г. В период гонений появляются первые здания, построенные специально для совершения христианских богослужений, но внешне не отличающиеся от жилых домов. А – Вход; В – Двор – атриум; С – Вход на уровень баптистерия; D – Баптистерий; Е – Купель; F – Помещение для оглашенных (притвор); G – «Церковь». Лишь войдя внутрь, можно было - благодаря настенным изображениям и предметам церковного обихода - понять, что человек оказался в храмовом помещении. G F B D А

Слайд 11

Гонения на христиан заставляли их искать иных мест для собраний и богослужений. Такими местами стали катакомбы - обширные подземелья в древнем Риме и в других городах Римской империи, служившие христианам убежищем от преследований, местом богослужений и погребений.

Ниши –локулы; Кубикулы; Крипта; Капелла. 3 1 2 4 2 Б В Г Д А А. Алтарь; Б. Амвон; В. Солея; Г. Апсида; Д. Престол; Е. Притвор Катакомбные церкви(II – нач. IV вв.) Е 1 1 1

Слайд 12

Римские катакомбы(II – нач. IV вв.)

Катакомбы Присциллы в Риме

Слайд 13

По своему устройству катакомбы представляют собой сеть переплетающихся коридоров или галерей, на протяжении которых встречаются более или менее обширные комнаты: малые, средние и большие.

Ниши – локулы Кубикулы

Слайд 14

Согласно описанию крипт и капелл те и другие имели в плане форму четырехугольникас колоннами для поддержания потолка. Применительно к потребностям христианского богослужения передняя часть крипт и капелл предназначалась для духовенства, а остальная для мирян. В стенах крипт и капелл могли устраиваться специальные углубления для погребения усопших, а сами стены украшались священными изображениями. Для перекрытия крипт и капелл применялись как плоские, так и сводчатые, и арочные конструкции

Место для духовенства Место для верующих Крипта Схема принципиального решения Катакомбы св. Себастьяна в Риме Крипта

Слайд 15

РимКатакомбы св. Себастьяна Крипты(Реконструкция)

  • Слайд 16

    Капеллы отличались от крипт не только большею величиною, но и внутренним решением.В глубине капеллы находилась полукруглая экседра (апсида). В центре этого полукружия обычно помещалась гробница мученика, служившая престолом для приготовления Таинства Евхаристии. По сторонам престола располагались места для священнослужителей. Аспидная часть крипт и капелл, как правило, приподнята над их средней частью. Если крипта или капелла строились близко к поверхности земли, то в средней части храма вырезался люминарий - колодец, выходящий на поверхность, откуда проникал дневной свет. Перед входом в капеллы устраивались небольшие тамбуры – притворы – для нахождения в них оглашенных (готовящихся принять крещение) и кающихся.

    Капелла Схема принципиального решения А Б В 1 2 3 4 5 А – Алтарь; Б – Церковь (место для молящихся); В – Притвор (место для оглашенных и кающихся); 1 – Апсида; 2 – Престол; 3 – Амвон; 4 – Солея; 5 – Люминарий; 6 – Алтарная преграда. 6 Рим, катакомбы Домитиллы

    Слайд 17

    Рим, катакомбы Домитиллы

  • Слайд 18

    Планировочное решение катакомбных церквей традиционно связано с планировкой «Сионской горницы»: их внутреннее пространство разделено рядами колонн на части – нефы.

    Перистильный дом («Сионская горница») Катакомбные церкви (крипты, капеллы) Крипта Капелла

    Слайд 19

    Архитектура древнейших катакомбных христианских храмов являет законченный тип церкви, разделенной на три части, с алтарем, отделенным преградой от остального храма. Но при сформированности объемно – пространственного решения катакомбного храма не решен его внешний облик. Иерусалимский храм I II III I II III Деление на три части внутреннего пространства катакомбного храма аналогично делению Иерусалимского храма

    Слайд 20

    С момента принятия Римом христианства как государственной религии (391 г.), встал вопрос о создании христианского храма, олицетворяющего в своем образе идею христианства.При этом объемно – пространственное решение храма должно сохранять уже сформировавшиеся в катакомбных церквах традиции и вмещать большое количество молящихся.В III – IV веках в Римской империи самыми красивыми и вместительными зданиями были базилики.Слово «базилика» - происходит от «базилевс» - «Царь и судья». В античном Риме базилики не имели религиозной функции и выполняли судебно-административным учреждением. Здания базилик были построены по плану продолговатого четырехугольника, внутреннее пространство которого делилось рядами колонн на три части (нефы), имели экседры и портики.

    Базилика Максенция – Константина (308 – 312 гг.)

    Слайд 21

    После принятия Римом христианства здания базилик после определенных изменений были отданы под первые христианские храмы.

    1 2 1 2 Римская базилика – судебно – административное здание Римский христианский храм - базилика

    Слайд 22

    Раннехристианские храмы – базиликиАрхитектурная традиция сформировавшаяся в катакомбных храмах и Сионской Горнице (четырехугольная форма плана, деление пространства на части колоннами, наличие экседры – апсиды), была причиной того, что христиане могли безбоязненно, не опасаясь разлада с церковной древностью и духом христианской веры, строить свои храмы по типу базилик.

    1 2 3 1 – базилика Сан-Джованни ин Латерно в Риме (~313 ~318 гг.); 2 – базилика Рождества Христова в Вифлееме, построенная, согласно преданию, над местом рождения Иисуса Христа (~333 г.); 3 – базилика монастыря Курси (Палестина). Кон. V в. С В

    Слайд 23

    Базилика Рождества Христовав Вифлееме (~ 333 г.)

  • Слайд 24

    Христианские храмы III – IV вв. имели определенные внешнюю и внутреннюю форму и вид, а именно: форму продолговатого четырехугольника с небольшим выступом при входе и закруглением на противоположной входу стороне. Внутреннее пространство этого четырехугольника разделяется рядами колонн на три, а иногда и пять частей, называемых «нефами» или «кораблями». Центральный неф, а иногда и боковые оканчивались полукруглым выступом (апсидой). Средний неф был больше и выше боковых; в самой верхней, выступающей части среднего нефа устраивались окна, находившиеся иногда и на наружных стенах боковых нефов. Со стороны выхода находилось преддверие, называемое «притвором» (или нарфиксом) и «портик» (крыльцо).

    В С Отличительными чертами планировочного решения и архитектуры такого христианского храма, начиная с IV века, являются: Ориентация алтаря на восток; Разделение внутреннего пространства на нефы рядами колонн; Обилие света, направленного сверху; Наличие открытого двора - атриума со стороны входа. Этот тип храма носит название церковной базилики или продольного храма. Атриум – двор перед христианской церковью – «райский сад» Римский христианский храм - базилика

    Слайд 25

    Базиликальный храм был единственной формой культового христианского здания вплоть до переноса столицы Римской империи в Византию (324 г.). Начиная с этого периода, и в особенности с момента официального разделения Империи на Западную и Восточную (395 г.), образуются новые типы храмов соответствующих различной стилистике и объемно – пространственным решениям.

    Римский христианский храм – базилика (продольный храм) Рим Базилика св. Петра 324 г. (Реконструкция)

    Слайд 26

    395 г. Разделение Римской империи на Западную и Восточную Развитие формы Средневековой базилики 3 1 – Средокрестие; 2 - Апсида; 3 – Ориентализирующие капеллы; 4 – Лучевые капеллы; 5 - Нартекс Трансформация планировочного решения Римской христианской базилики Конец IV - X вв. Западная Римская империя Восточная Римская империя Византия Конец IV в. V в. VI в. VII в. Разрез А - А

    Слайд 27

    988 г.Крещение Руси Принятие христианства от Византии

    Приняв христианскую веру, священнослужителей и систему богослужения, Русь позаимствовала из Византии крестово-купольную систему решения каменных храмов. Крестово-купольная система на Руси была серьезно переработана, и таким образом, изначально приобрела существенные отличия в объемно – планировочном решении русских храмов от византийских. Церковная архитектура начинается на Руси с утверждением христианства. «Крещение Руси» Современная икона, Россия Киевская Русь (X – XI вв.)

    Слайд 28

    Отличия русских и византийских крестово-купольных храмов

    Монастырь Осиос Лукас в Фокиде (Конец X – 1-я пол. XI в.) Церковь Успения Богоматери (Десятинная церковь) в Киеве 989 – 996 гг. Первый каменный христианский храм Руси

    Слайд 29

    Церковь Панагии Горгоэпикоос в Афинах (X в.) Церковь Успения Богородицы в Дафни (пер. пол. XI в.) Византийские и русские крестово-купольные храмы X – перв. пол.XI вв. Спасо-Преображенский собор в Чернигове (~1036 г.) Храм св. Софии в Киеве (1017 – 1034 гг.) Храм св. Софии в Новгороде (1045 г.) Храм св. Софии в Полоцке (~ 1050 г.) Византия Русь

    Слайд 30

    Византийские, русские и западно - европейские храмы XI – XIV вв. Западная (католическая) церковь Разделение христианской церкви на: Западную (католическую) – центр в Риме и Восточную (православную) – центр в Константинополе I II III Византия Планы романских соборов (XI - перв. пол XII вв..) План готического собора (Вт. пол XII- XIV вв.) 1054 г. Романский и готический стили Церковь Богородицы Паммакаристы (Радующейся) в Константинополе (вт. пол. XIII – нач. XIV вв.) Церковь Апостолов в Фессалониках1312-1315 гг. Русь 1 2 Собор Кирилловского монастыря. Киев, (1146 г.); Спасо-Преображенский собор в Переяславле Залесском (1152 – 1157 гг.); Собор Спасо-Евфросиньева монастыря в Полоцке (сер. XII в.); 4. Собор Федора Стратилата «на ручью» в Новгороде (1360 – 1361 гг.); 5. Храм Покрова на Нерли (1165 г.); 6. Собор Перынского скита в Новгороде (XIII в.); 7. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде (1347 г.) Восточная (православная) церковь) 5 1 2 3 4 6 7

    Слайд 31

    29 мая 1453 г.Взятие турками - османами Константинополя - столицы Византийской империи, приведшее к окончательному ее падению.

    Жан-Жозеф Бенжамен-Констант «Султан Мехмед II в покоренном Константинополе» Константинополь, переименованный в Стамбул, стал столицей Османской империи. Османская империя

    Слайд 32

    После гибели Византии новым оплотом Православия стала Русь.

    «Константинополь пал, потому что отступил от истинной Православной веры. Но в России эта вера все еще жива, – Вера Семи Соборов, какой Константинополь передал ее Великому князю Владимиру. На земле существует только одна истинная Церковь – Церковь Русская» Филипп I, митрополит Московский, 1458 г. 1 2 Церковь 3 4 5 Дьяконник (ризница) 6 Алтарь; Средняя часть храма (церковь); Красные врата; Притвор или трапезная; Колокольня, звонница; Паперть. в В Иконостас Притвор или трапезная

    Посмотреть все слайды


    Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
    Текстовое содержимое слайдов презентации:
    Типы христианских храмов: ротонда и базилика. Мозаичный декор. Христианская символика. Урок 17 Период в истории искусства от момента признания императором Константином прав христианской религии в 313 г. до формирования византийского стиля при Юстиниане Великом в УI в. носит название раннехристианского. В целом оно представляет собой европейское искусство, развивающееся под влиянием христианства. Христианство - одна из трех мировых религий наряду с исламом и буддизмом. Ее основу составляет вера в Иисуса Христа - Богочеловека, пришедшегo в мир с целью искупить смертью на кресте людские грехи. Воскреснув на третий день и вознесшись на сороковой, он показал возможность воскресения и жизни вечной для каждого человека, верующего в нeгo. Жизнь и деяния Иисуса Христа изложены в четырех канонических Евангелиях, вошедших в библейскую книгу Новый Завет. Образование духовного пространства, ocнoвaннoгo на христианской вере, и установление религиозного ритуала обусловили необходимость в культовых зданиях. В архитектуре утвердилось два типа церквей (домов Божьих), восходящих к постройкам Древнего Рима, - ротонде и базилике. Ротонда - (итал. rotonda, букв. - круглая), круглая в плане постройка (храм, мавзолей, павильон, зал), обычно увенчанная куполом. Базилика (от греч. basilike - царский дом), прямоугольное в плане здание, разделённое внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (обычно 3 или 5) частей - т. н. кораблей, или нефов, средний неф, завершающийся апсидой, выше и шире боковых и освещается через окна над крышами боковых нефов; вход в базилику. обычно через нартекс. Ротонда Базилика Сан Марко в Венеции В форме ротонды с четко обозначенной центральной осью строились баптистерии для крещения либо мавзолеи для захоронения святых. Древнейшими являются мавзолей Констанции в Риме и Maвзолей Галлы Плацидии в Равенне. Kpyглая форма мавзолея Констанции в Риме (IV в.) напоминает о вечности Цepкви Христовой. Eгo внутреннее пространство делится колоннами на зону обхода и центральную, увенчанную куполом. Мавзолей Констанции в Риме- круглый мавзолей диаметром 29 метров, построенный Константином Великим на восточной окраине Рима как место упокоения своих дочерей Елены и Константины. Последняя впоследствии была причислена к лику святых, а мавзолей был обращён в церковь, посвящённую её имени (Santa Costanza). При реставрации храма в 1620 году массивный порфировый саркофаг Константины был перемещён в папское собрание древностей в музей Пия-Климента, в Ватикане. Главным сокровищем мавзолея ныне являются мозаики IV в., представляющие картину приспособления языческой эстетики для христианских задач. Мавзолей Констанции. Интерьер. IV в. Рим Ocoбую форму креста, символизирующего Иисуса Христа, имеет мавзолей Галлы Плацидии в Равене (V в.). На пересечении рукавов креста eгo венчает квадратная башня, скрывающая внутри купольное завершение. Именно в мавзолее Галлы Плацидии впервые был осуществлен переход от круглого купола к прямоугольным стенам при помощи четырех сферических треугольников - парусов. Мавзолей Галлы Плацидии в Равене (V в.). Мавзолей Галлы Плацидии в Равене (V в.). Мозаика Христианская базилика, к примеру Санта-Мария Маджоре в Риме (IV в.), уподобляется кораблю, который доставляет христиан в Царство Небесное, и предназначается для отправления церковного культа и хранения реликвий. Санта-Мария Маджоре, как любая базилика, представляет собой вытянутое прямоугольное здание, разделенное изнутри колоннадой на три части. Благодаря сводам - плоским деревянным перекрытиям со стропилами, напоминающими киль корабля, проход стали именовать нефом (лат. navis - корабль), причем средний неф всегда выше и шире боковых. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме (IV в.) Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме (IV в.) Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме (IV в.). Центральный неф Освещается базилика через окна, прорубленные в верхней части стен над колоннадой центрального нефа и на боковых стенах. Вход расположен на одной из коротких сторон. Он ведет в нартекс - помещение, предназначенное для людей, готовящихся к крещению. Противоположная короткая cтeна завершается апсидой - полукруглым выступом с большими окнами. Ее внутреннее пространство, перекрытое полукуполом и приподнятое над общим уровнем пола, называется алтарем. Граница между центральным нефом и алтарем, куда прихожане не допускаются, напоминает очертанием триумфальную арку. Перед фасадом высится башня и простирается обширный открытый двор, окруженный колоннадой наподобие римского атриума. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме (IV в.). Центральный неф Предельно простые по форме, лишенные какого-либо дeкора снаружи, раннехристианские храмы внутри богато yкрашались мозаиками. Причем мозаика не просто покрывает стены, а как бы заменяет их. Поскольку она состоит из мелких кусочков смальты разного размера, разной степени прозрачности и выкладывается под разными углами, свет не отражается от шероховатой поверхности, а словно рассеивается, смягчая грани и растворяя плоскости в своем прозрачном потоке. Интерьер воспринимается как преображенный мир, как символ души, которая тем больше сияет, чем невзрачнее ее телесная оболочка. В зависимости от типа храма акценты в декоре интерьера расставлялись по-разному. В центрально-купольных coopyжениях, таких, как мавзолей Галлы Плацидии, стены покрыты мраморными плитами, а арочные торцы, своды, паруса и купола - мозаикой. В центре купола мавзолея светится золотой крест как символ мучений и победы Христа над смертью и рассыпаны золотые звезды. Словно из их кружения на парусах, контур которых обозначен сине-зеленым cepпантином на винно-красном фоне, вырисовываются золотые ангел, телец, лев и орел - символические обозначения евангелистов Матфея, Луки, Марка, Иоанна. Стены и cвoды выстилает темно-синяя смальта, ее фон усеян золотыми побегами аканфа, голубыми васильками, белыми ромашками. Как фантом среди этого разноцветья возникают золотистые лани, пьющие из источника, белоснежные фигуры апостолов, юный Добрый Пастырь в окружении белорунных овец на изумрудно-зеленом лугу. В магическом пространстве мавзолея краски горят неземным блеском, и неслучайно об их сиянии в одном из древних гекзаметров сказано: «Либо свет родился здесь, либо здесь пойман и теперь правит свободно». В базиликах декоративные композиции помещались над колоннадой центрального нефа и в апсиде, способствуя движению зрителя по прямой линии. Причем значимость изображения нарастала по мере приближения к алтарю. В церкви Caнта-Мария Маджоре в Риме над аркадой центрального нефа pacположены ветхозаветные сцены, в частности рассказ о первом явлении Бога человеку - праотцу Аврааму. Действующие лица расположены по двум уровням. ввepху, как бы на заднем плане, изображен Авраам, идущий нaвстречу трем отрокам. Внизу Авраам отдает распоряжение жене испечь пресные хлебы, а затем подносит гостям, сидящим за трапезой, блюдо с тельцом. Несмотря на уже сложившийся христианский канон изображать рядом одно и то же лицо, пребывающее по сюжету в разных местах в разное время, композиция еще сохраняет античный динамизм. Движение Авраама, устремившегося к гостям, подчеркнуто не только позой, но и направлением eгo правой руки, ветвями дуба, склонившимися навстречу пришельцам, бегущими облаками. В трактовке пространства coхранена иллюзия античной перспективы. Она ощущается благодаря постепенному переходу от буро-оливковых тонов переднего плана к золотисто-зеленым среднего и прозрачно-голубым с оранжевыми сполохами облаков заднего. Фигуры, согласно античной традиции, проработаны тенью, лица выразительны и эмоциональны, а общий тон рассказа лишен скованности канона. Главной особенностью и главной прелестью раннехристианского искусства являл ась eгo тесная связь с античным миром и с античными образами, но как бы пропущенными через чистую и радостную веру «души по естеству христианской». О связи с еще не забытым языческим миром свидетельствовали не только перспектива, переливы гycтых и глубоких тонов синего, аметистового, зеленого и винно-красного цветов древнеримской палитры, но и художественные образы. Используя языческие мотивы еще в катакомбах -подземных христианских кладбищах, христиане придавали им новое звучание. К примеру, в мавзолее Констанции в Риме выложенные мозаикой стены и потолки увиты гирляндами виноградных лоз, на которых сидят разноперые птицы. Из-за лоз выглядывают прелестные девушки и юноши, тут же суетятся пухлые дети, собирающие виноград и давящие из нeгo вино. Для посвященных ветвистые виноградные лозы с вырезными листьями и мнoжеством гроздьев имели евхарuстuческий смысл. Дeти символизировали ангелов, собирающих плоды христианской веры. Евхаристия (от греч. eucнaгisтia - благодарение) - в христианстве одно из главных таинств. Согласно христианскому вероучению, в хлебе и вине, которые вкушают во время службы верующие, воплощены тело и кровь Христа Мозаика мавзолея Констанции в Риме Пастырь Добрый из дворца Константина Великого.Мозаика. IV в. Музей мозаики. Стамбул Праведные души у стен Небесного Иерусалима.Мозаика. V в. Церковь Санта –Мария Маджоре. Рим Христос представал в образе пастуха, безбородого юноши с овцой у нoг или на плечах. Христиане видели в этом намек на одну из первостепенных миссий Христа как пастыря человеческих душ, изображаемых в виде овец. Популярное в древнеримском искусстве изображение плавающих рыб и голубей, пьющих из чаши воду, также получило христианское истолкование. Греческое слово «ichthys» (рыба) расшифровывалось по буквам, составляя фразу «Иисус Христос, теу юйос, сотер», что значит «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель» . Это объясняет, почему рыба являлась символом Иисуса, а eгo caмoгo называли «небесной рыбой» . Голуби символизировали христианскую душу, которая, отрешаясь от тела, улетает в райские кущи. Павлин, роскошная птица с пышным хвостом, словно гoстья из другого мира, благодаря античному поверью о том, что eгo мясо никогда не гниет, стал христианским символом бессмертия и воскресения Иисуса Христа. Синий фон, на котором размещали рыб, павлинов, голубей, напоминал об их небесной сущности и означал свет, небо. Образ мирового древа жизни получил в раннехристианском искусстве новую трактовку как животворящий крест, на котором был распят Иисус, а также как образ caмoгo Иисуса Христа. Отныне изображение стало символом и мирового древа, и Спасителя мира. С течением веков вся ранняя христианская символика сложилась в cтpoгo установленную систему изображения - иконографию, получившую законченное выражение в византийском искусстве. Домашнее задание Христианская символика и её значение в раннехристианском искусстве.