Понятие политической системы общества кратко. Структура и функции политической системы. Понятие политической системы

Рассуждая о политической сфере общественной жизни, мы обычно представляем себе совокупность определенных явлений, предметов и действующих лиц, которые ассоциируются с понятием «политика». Это партии, государство, политические нормы, институты (такие, как избирательное право или монархия), символы (флаг, герб, гимн), ценности политической культуры и т.д. Все эти структурные элементы политики не существуют обособленно, независимо друг от друга, а составляют систему - совокупность, все части которой взаимосвязаны так, что изменение хотя бы одной части приводит к изменениям во всей системе. Элементы политической системы упорядочены, взаимозависимы и образуют определенную системную целостность.

Политической системой можно назвать упорядоченную совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть.

Комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

Понятие политическая система более емкое, чем понятие «государственное управление», поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение к политике.

Политическая система характеризуется :

  • , традициями и обычаями.

Политическая система осуществляет следующие функции :

  • конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения;
  • адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;
  • мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей.
  • охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов;
  • внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;
  • консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;
  • распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей;

Классификация политических систем

Существуют различные классификации политических систем.

Под политической культурой понимают составную часть духовной культуры человечества, включающую в себя совокупность политических знаний, ценностей и моделей поведения, а также политический язык, символы и традиции государственности.

Все элементы политической системы, находясь в постоянном взаимодействии, способствуют выполнению важных социальных функций:

  • определение перспективных направлений социального развития;
  • оптимизация движения общества к своим целям;
  • распределение ресурсов;
  • согласование интересов различных субъектов; приобщение граждан к активному участию в политике;
  • разработка норм и правил поведения членов общества;
  • контроль над выполнением норм, законов и правил;
  • обеспечение стабильности и безопасности в обществе.

В политическую систему входят следующие институты:

  • и его ;
  • общественно-политические движения;
  • группы давления, или .

Государство

По отношению к политической системе партии делятся на системные и несистемные. Системные образуют часть данной политической системы и действуют по tе правилам, руководствуясь ее законами. Системная партия борется за власть законными методами, то есть принятыми в данной системе, на выборах. Несистемные партии не признают данную политическую систему, борются за ее изменение или устранение — как правило, насильственным путем. Обычно они нелегальные или полулегальные.

Роль партии в политической системе определяется ее авторитетом и доверием избирателей. Именно партии формулируют ту , которую осуществляет государство, когда данная партия становится правящей. В демократических системах, как правило, происходит ротация партии: из правящих они переходят в оппозиционные, а из оппозиционных — снова в правящие. По количеству партии политические системы классифицируются следующим образом: однопартийные — авторитарные или тоталитарные: двухпартийные; многопартийные (последние преобладают). Российская политическая система — многопартийная .

Общественно-политические движения

Общественно-политические движения занимают в политических системах незначительное место. По своим целям движения сходны с политическими партиями, но они не имеют устава и оформленного членства. В России общественно-политические движения к выборам не допускаются : они не могут выдвигать своих кандидатов в депутаты; организацию, ставящую перед собой политические цели, но не насчитывающую 50 тыс. членов, переводят в общественные организации.

Группы давления или группы интересов

Группы давления, или группы интересов — профсоюзы, организации промышленников, крупные монополии (особенно транснациональные), церковь, средства массовой информации и другие институты — организации, которые не имеют целью прийти к власти. Их цель — оказать такое давление на власть, чтобы она удовлетворила их конкретный интерес — например, снизила налоги.

Все перечисленные структурные элементы, государственные и негосударственные институты действуют, как правило, в соответствии с определенными политическими нормами и традициями, которые выработаны в результате большого опыта. , скажем, должны быть выборами, а не пародией. Например, нормально, чтобы в каждом избирательном бюллетене значилось не менее двух кандидатов. Среди политических традиций можно отметить проведение митингов, демонстраций с политическими лозунгами, встречи кандидатов и депутатов с избирателями.

Средства политического влияния

Государственная власть — это только власть государства, а — власть всей политической системы. Политическая власть функционирует через целый комплекс институтов и представляется достаточно обезличенной.

Cредства политического влияния — это совокупность политических институтов, отношений и идей, которая олицетворяет определенную . Механизмом такого влияния выступает система правления, или система органов политической власти.

Функции системы органов политической власти представляют собой реакции на поступающие в данную систему воздействия субъектов: требований и поддержки.

Требования , с которыми чаще всего сталкиваются представители органов нласти, связаны:

  • с распределением благ (например, требования, касающиеся заработной платы и рабочего времени, улучшения работы транспорта);
  • обеспечением общественной безопасности;
  • улучшением санитарных условий, условий образовании, здравоохранения и т. д.;
  • процессами в сфере коммуникации и информации (информация о целях политики и принимаемых правителями решениях, демонстрации наличных ресурсов и т. п.).

Поддержка сообщества усиливает позиции должностных лиц и самой системы правления. Она группируется по следующим направлениям:

  • материальная поддержка (выплата налогов и других обложений, оказание услуг системе, например труд на общественных началах или воинская служба);
  • соблюдение законов и директив;
  • участие в политической жизни (голосование, демонстрации и другие формы);
  • внимание к официальной информации, лояльность, уважение к официальной символике и церемониям.

Реакцию системы правления на воздействие различных субъектов группируют в три основные функции:

  • нормотворчество (разработка законов, фактически определяющих правовые формы поведения отдельных групп и людей в обществе);
  • приведение законов в действие;
  • контроль над соблюдением законов.

Более подробный перечень функций системы правления может выглядеть следующим образом. Распределительная функция выражается в организации создания и распределения материальных и духовных ценностей, почестей, статусных позиций в соответствии с «табелем о рангах» в данной политической системе. Внешнеполитическая функция подразумевает установление и развитие взаимовыгодных отношений с зарубежными организациями. Программно-стратегическая функции означает определение целей, задач, путей развития общества, разработку конкретных программ его деятельности. Мобилизационная функция подразумевает привлечение и организацию людских, материальных и иных ресурсов для выполнения различных общественных задач. Функция политической социализации — это идеологическая интеграция социальных групп и индивидов в политическое сообщество, формирование коллективного политического сознания. Охранительная функция — защита данной формы политических отношений в сообществе, его исходных базовых ценностей и принципов, обеспечение внешней и внутренней безопасности.

Таким образом, реагируя на воздействии различных субъектов политики, система правления осуществляет в сообществе изменения и одновременно поддерживает в нем стабильность. Способности быстро и адекватно реагировать на требования, достигать поставленных целей, удерживать в рамках признанных норм политические отношения обеспечивают эффективность системы правления.

Определение 1

Политические системы общества – это системы связанных и взаимодействующих объединений людей.

В их основу заложены разнообразные формы собственности, подразделяющиеся по интересам и воле социальных классов, слоёв, групп, наций, реализующие политическую власть либо борющиеся за её выполнение в рамках закона посредством государственного управления.

Структура политической системы

Определение 2

Политическая система включает следующие компоненты:

  1. Группу политических объединений (государство, партии, общественные организации и течения).
  2. Политические взаимоотношения, образующиеся между структурными звеньями системы.
  3. Политические обычаи и нормы, организующие политическую жизнь государства.
  4. Политическое сознание, в котором отражается идеология и психология общества.
  5. Политическая деятельность, включающая действия и решения конкретных представителей партий, членов политобъединений.

Можно сказать, что все 5 компонентов – это характеристика политической системы .

При определении политсистемы важное значение имеет человеческий фактор . Люди – материальные и одухотворённые существа, наделённые разумом. Они как раз и творят политику, порождают политические идеи, создают политические нормы и традиции, устанавливают отношения и т.д. Однако конкретные индивиды сами по себе не выступают в качестве структурных элементов политсистемы. Человек рождается социально-биологическим, но не политическим существом. В данном понимании он является тем “сырьем”, из которого в определенных условиях возникают элементы и система в целостности.

Исходя из материалистического понимания истории, можно сделать заключение.

Вывод 1

В реальной жизни “политическое” требует закономерного организационного оформления. В своём развитии политическое становится реальностью, осязаемой лишь в специфических материализованных формах, организациях, институтах (государство, течения, политические партии). Индивид может быть гражданином, депутатом, членом партии или общественной организации.

Политическая власть

Выступает сущностным фактором и реализуется через несколько уровней:

  • Власть конкретных политобъединений (партий, общественных и политических организаций и течений). Реализуется посредством организационных руководящих структур. Это институциональный уровень, наиболее зримый и реальный.
  • Следующий уровень – коалиционный, отражает властные устремления либо несколько социально-однородных политорганизаций, либо блок политорганизаций, либо блок партий и объединений с интересами разных социальных общественностей. Здесь власть выполняется посредством временных или постоянных органов наподобие “круглого стола”, совета парламентских фракций.
  • Общеполитический уровень, на котором сосредотачиваются результаты политического консенсуса, достигаемого в соперничестве и сотрудничестве разнообразных политических сил. При отражении данных результатов в правовых актах политвласть совпадает с государственной и реализуется государством. В остальных ситуациях она осуществляется посредством политических органов, обычно обладающих равномерным характером (конференции народного согласия, отечественные фронты и т.д.).

Понятие и структура политической системы предполагает использование следующих критериев (зависимо от сферы жизнедеятельности общества):

  • Политические (реальность общественного самоуправления, классовое разделение политвласти).
  • Правовые (демократические права и свободы граждан, гарантии, легитимность политвласти, уровень правопорядка и законности).
  • Социально-экономические (форма и типы собственности на орудия и средства производства, характер осуществления труда, ключевые принципы ведения хозяйства).
  • Социально-структурные (наличие/отсутствие определённых классов, слоёв).
  • Социально-культурные (степень образованности общества, реальность совокупного развития личности).
Вывод 2

Политическая структурность реального общества обусловлена многообразием определенных критериев. А политические события в целом складываются в систему, характеризующуюся постоянным движением комплексного и диалектического назначения.

Классификации политической системы общества

Любая политическая система “живет”, функционирует во времени и пространстве, поскольку является одной из главных форм движения социально-классовой материи. Классификация проводится по разным основаниям.

В зависимости от политического режима политическая система может быть демократической или тоталитарной.

В соответствии с марксистской теорией по основанию общественно-экономической формации, политсистемы бывают рабовладельческими, феодальными, буржуазными, и социалистическими.

Согласно географическому и территориальному фактору можно выделить европейские, азиатские, североамериканские и прочие региональные системы. По национальным, религиозным, языковым, общим и особенным чертам предопределяется принадлежность к арабским, индуистским, мусульманским и прочим политсистемам.

Внутри системы конкретной общественности в виде специфических политических образований выступают также и её структурные звенья: государство, политпартии, общественные группы и объединения.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Понятие политической системы

Определение 1

Политическая система - это упорядоченная совокупность институтов, норм, идей, организаций, отношений, взаимодействий между политическими институтами и организациями, в ходе которых реализуется политическая власть.

Политическая система представляет собой комплекс государственных и негосударственных институтов, которые осуществляют политические функции - деятельность, связанную с работой государственной власти. Понятие политическая система является более емким, чем понятие «государственное управление», так как охватывает все институты и лица, принимающие участие в политическом процессе, неправительственные и неформальные явления и факторы, оказывающие влияние на механизм определения и постановки проблемы, на выработку и реализацию решений поставленных вопросов в сфере государственно - властных отношений.

В наиболее широком смысле в понятие «политическая система» входит все, что имеет отношение к политике.

Любую политическую систему характеризуют:

  • политическая идеология;
  • политическая культура;
  • политические нормы, обычаи и традиции.

Политическая система общества (политическая организация общества) является организованной на единой нормативно-ценностной основе совокупностью отношений различных политических субъектов, которые непосредственно связаны с осуществлением власти и управлением обществом.

Политическая система объединяет различные взаимоотношения и действия властвующих групп, подвластных, господствующих, подчинённых, управляющих и управляемых. Она обобщает взаимосвязи и деятельность организованных форм властных отношений – государственных, а также иных политических институтов и учреждений, политических и идеологических норм и ценностей, которые регулируют политическую жизнь членов этого общества.

Замечание 1

Политическая система обуславливает характерные для конкретного общества типы политического процесса, структуру отношений и политической деятельности.

Функционирование политических систем происходит в соответствии со способом принятия властными органами решений и с ограничением границ вмешательства органов власти в процесс регулирования властных отношений.

В зависимости от способа принятия решений органами власти, среди политических систем можно выделить авторитарные и демократические политические системы. По границам вмешательства органов власти в контроль и регулирование общественных отношений выделяют тоталитарные и либеральные политические режимы. По социально-эконмическому критерию такие режимы подразделяют на: тоталитарно-распределительные (экономика огосударствленная, государство распределяет материальные блага); либерально-демократические (в основе хозяйствования лежит рыночная экономика); конвергенционные и мобилизационные (основаны на сочетаниях государственного вмешательства в рыночную экономику).

Структура политической системы

Для каждого общества характерна собственная политическая система. В разных обществах составляющие политическую систему элементы будут отличаться друг от друга. При этом политика представляет собой открытую систему, которая свободно взаимодействует разными сферами общественной жизни – социальной, экономической, культурной, духовной, оказывая на них влияние и испытывая ответное воздействие.

Структура является важнейшим свойством политической системы, так как раскрывает способ организации и соотношение ее компонентов.

Основные компоненты политической системы:

  • организационно-институциональный – включает институты (партии, парламентаризм, судопроизводство, государственная служба, президентство, гражданство и др.), организации и объединения (социальные группы, трудовые коллективы, политические движения, средства массовой информации, группы давления и др.);
  • нормативно-регулятивный – представлен правовыми, политическими и моральными нормами, традициями и обычаями, регулирующими осуществление политической власти, политическую жизнь общества;
  • коммуникативный – включает политические отношения, формы и информационные связи взаимодействия всех участников политического процесса, взаимодействия между обществом и политической системой в целом;
  • культурно-идеологический – включает идеологию, политические идеи, политическую культуру и психологию;
  • функциональный – особая политическая практика, включающая направления и формы политической деятельности и методы реализации властных полномочий.

Политическая система включает следующие институты: политические партии, государство и государственные органы, общественно-политические движения, группы интересов или группы давления.

Функции политической системы

Политическая система общества выполняет определенные функции:

  • обеспечение политической власти для конкретной социальной группы, или большей части какого-либо общества, установление и реализация конкретных методов и форм властвования;
  • управление разными сферами жизнедеятельности в интересах отдельных групп и большей части населения (постановка целей, задач, программ, путей развития общества в работе политических институтов);
  • преобразование требований общества в политические решения (конверсии);
  • приспособление к изменяющимся условиям общественной жизни (адаптации);
  • мобилизация материальных и людских ресурсов (финансирование, избиратели и т.д.) для достижения определенных целей в политике;
  • защита политического строя, его основных ценностей, идеологии, принципов (защитная);
  • установление и дальнейшее развитие взаимовыгодных отношений с иными государствами (внешнеполитическая);
  • согласование коллективных требований и интересов разных социальных групп (консолидирующая);
  • создание и дальнейшее распределение ценностей, как материальных, так и духовных в соответствии с идеалами общества (распределительная), удовлетворение интересов разных субъектов;
  • интеграция общества, формирование условий для взаимодействия разных компонентов его структуры, объединение различных политических сил позволяет сглаживать, устранять возникающие в социуме противоречия, устранять коллизии, преодолевать конфликты.

К социальным функциям политической системы относятся: оптимизация и мотивация движения общества к его целям; определение наиболее перспективных направлений общественного развития; распределение ресурсов; разработка правил и норм поведения членов общества; приобщение населения к активному участию в политической жизни; согласование интересов разных субъектов; обеспечение безопасности и стабильности в обществе; контроль за выполнением законов, правил и норм.

Замечание 2

Политическая социализация – это процесс, в результате которого формируется политическое сознание, и индивид становится частью конкретного политического механизма. Благодаря этому наблюдается воспроизводство политической системы, что происходит вследствие обучения новых членов общества, их приобщения к политической деятельности.

Политическая система благоприятствует легитимации политической власти, достижение определенного уровня соответствия политической жизни в реальности официальным правовым и политическим нормам.

Для сохранения политической системы выделяются следующие функции (Габриэль Алмонд): политическая социализация, реагирование на идущие изнутри и извне системы сигналы, адаптация к внутренней и внешней среде (реализуется посредством отбора и подготовки субъектов власти), экстракционная функция (ресурсы берутся из внешней и внутренней среды), регулирующая функция (осуществление управленческих действий), дистрибутивная функция (согласование интересов разных групп общества), избирательная функция.

Политическая система, как уже отмечалось, состоит из подсистем, которые взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти. Различные исследователи называют разное количество таких подсистем, однако их можно сгруппировать по функциональному признаку (рис. 8.2).

Рис. 8.2.

Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними, которые в совокупности образуют политическую организацию общества. Центральное место в этой подсистеме принадлежит государству. Концентрируя в своих руках большинство ресурсов, обладая монополией на законное насилие, государство располагает наибольшими возможностями воздействия на различные стороны общественной жизни. Обязательность решений государства для граждан позволяет ему придавать социальным изменениям целесообразность, разумность, ориентацию на выражение общезначимых интересов. Однако не следует принижать и роль политических партий, групп интересов, влияние которых на государственную власть очень велико. Особое значение имеют церковь и СМИ, обладающие способностью существенно влиять на процесс формирования общественного мнения. С его помощью они могут оказывать давление на правительство, лидеров.

Нормативная подсистема включает в себя правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции, обычаи. Через них политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан.

Функциональная подсистема – это методы политической деятельности, способы осуществления власти. Она составляет основу политического режима, деятельность которого направлена на обеспечение функционирования, преобразования и защиту механизма осуществления власти в обществе.

Коммуникативная подсистема включает в себя все формы политического взаимодействия как внутри системы (например, между институтами государства и политическими партиями), так и с политическими системами других государств.

В теории систем под функцией понимается любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии и обеспечение ее жизнеспособности. Действия же, способствующие разрушению организованности, стабильности системы, рассматриваются как дисфункции.

Одна из общепризнанных классификаций функций политической системы была представлена Т. Алмондом и Дж. Пауэллом (рис. 8.3). Они выделили по значимости те функции, каждая из которых удовлетворяет определенную потребность системы, а все вместе они обеспечивают "сохранение системы через ее изменение".

Сохранение или поддержание существующей модели политической системы осуществляется с помощью функции политической социализации. Политическая социализация представляет собой процесс приобретения политических знаний, верований, чувств, ценностей, присущих тому обществу, в котором живет человек. Приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти обеспечивают поддержание существующей модели политической системы. Стабильность политической системы достигается в том случае, если ее функционирование основывается на принципах, соответствующих политической культуре общества. Так, американская политическая культура основана на ряде мифов (миф об "американской мечте"), идеалов и представлений, которые признаются большинством населения страны несмотря на религиозные и расовые различия. Среди них: 1) отношение к своей стране как к богоизбранной, предоставляющей человеку уникальную возможность для самореализации; 2) ориентация на личный успех, дающая уверенность в том, что вырваться из нищеты и достичь богатства можно, только полагаясь на свои способности, и т.д.

Рис. 8.3.

Жизнеспособность системы обеспечивается се способностью к адаптации к окружающей среде, ее возможностям. Функция адаптации может осуществляться с помощью политического рекрутирования – подготовки и отбора субъектов власти (лидеров, элит), способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу.

Не менее важна функция реагирования. Благодаря этой функции политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри ее. Высокоразвитая реагирующая способность позволяет системе быстро адаптироваться к меняющимся условиям функционирования. Особенно это важно тогда, когда появляются новые требования групп, партий, игнорирование которых может привести к дезинтеграции и распаду общества.

Политическая система способна эффективно реагировать на возникающие требования при наличии у нее ресурсов, которые она черпает из внутренней или внешней экономической, природной и иной среды. Данная функция называется экстракционной. Полученные ресурсы необходимо распределить так, чтобы обеспечить интеграцию и согласие интересов различных групп внутри общества. Следовательно, распределение политической системой благ, услуг и статусов составляет содержание ее дистрибутивной (распределительной ) функции.

Наконец, политическая система осуществляет влияние на общество посредством управления, координации поведения индивидов и групп. Управленческие действия политической системы выражают сущность регулирующей функции. Она реализуется путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, группы, а также за счет применения административных и иных мер в отношении нарушителей правил.

Лекция 6. Политическая система общества.

1. Понятия политической системы общества.

2. Структура политической системы общества.

3. Виды политической системы общества.

4. Государство как субъект политической системы общества.

5. Негосударственные субъекты политической системы общества.

Определение . Политическая система общества - это система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции.

Значение понятия политической системы общества . Теоретическая и практическая значимость политической системы выражается в том, что она:

1. объединяет, «скрепляет» общество;

2. показывает, как формируется и функционирует политическая, государственная власть;

3. дает возможность более точно определить роль государства в обществе;

4. легализует и легитимирует политическую власть.

Выделение структурных элементов политической системы общества обусловлено рядом классификационных критериев. Наиболее общим критерием предоставляется критерий подхода к понятию политической системы. Исходя из него выделяют:

Институциональную подсистему (институциональный подход);

Регулятивную подсистему (регулятивный подход);

Идеологическую подсистему (идеологический подход);

Коммуникативную подсистему (коммуникативный подход);

Функциональную подсистему (функциональный подход).

Предметом исследования теории государства и права является институциональная и регулятивная подсистемы.

Институциональная подсистема (система ) - это совокупность институтов (учреждений, организаций), связанных с функционированием политической власти. Она складывается из следующих частей:

1. государство (государственный аппарат): законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы;

2. политическая инфраструктура: политические партии, общественно-политические организации и движения, лоббистские группы;

3. средства массовой информации: телевидение, радио, печать;

4. церковь.

Институциональная подсистема имеет несколько оснований (критериев) деления: степень участия института в политической жизни; положение института в политической системе; производность института и другие.

По степени участия в политической жизни органы и организации делятся на следующие группы:

1. собственно - политические;

2. не собственно политические;

3. не значительно политические (М. Н. Марченко, С. А. Комаров).

Собственно политические организации характеризуются:

Прямой связью с политикой;

Своей задачей они ставят достижение определенной политической цели;

Эта цель обязательно закрепляется в уставах, нормативно правовом документе. К этим организациям относятся государство, партии.

Не собственно политические организации:

Возникают и развиваются в силу экономических и других причин, но не политических. Они занимаются производственной, социально - бытовой, культурной деятельностью;

Они не закрепляют в своих уставах политические цели и задачи, активного воздействия на государство.

Незначительные политические организации:

Возникают и функционируют на основе индивидуальных склонностей и интересов того или иного слоя людей (общество филателистов, нумизматов);

Они не субъекты политической власти, а объекты воздействия на них государственных и иных политических организаций.

В зависимости от занимаемого положения в политической системе в ней различают три уровня:

Высший уровень политической системы - к нему относится центральный аппарат государственной власти (глава государства, Парламент, Верховный Суд);

Средний уровень - его образуют аппараты управления и другие органы власти на местах;

Нижний уровень - его составляют элементы массового уровня, политические группировки, партии, народные движения, массовые политические и не политические организации, пользующиеся политическим влиянием (Г. В. Назаренко).

В политической системе можно выделять первичные и вторичные (производные) субъекты политических отношений. Первичные - это народы, нации, классы, большие социальные группы. Вторичные производные субъекты политики - это институты создаваемые первичными субъектами для выражения и защиты своих интересов: партии, различного рода общественные объединения, государство, международные организации и т. д. (А. Ф. Черданцев).

политическую практику, состоящую из политической деятельности и совокупности политического опыта (А. В. Малько); граждане /или граждане и поданные, или народ (В. В. Лазарев, С. В. Липень); политических лидеров; формы непосредственной демократии; преступные сообщества (В. М. Сырых).

Регулятивная (нормативная) подсистема . Нормативная основа выступает в качестве важнейшей формы регулирования политических отношений, обеспечивающих определенный уровень общественной организованности, стабильности, и устойчивости, как политических институтов, так и всей системы в целом. Нормативная подсистема складывается из следующих компонентов:

Правовые принципы и нормы, имеющие политическое содержание;

Принципы и нормы, содержащиеся в актах партийных органов и общественных организациях;

Политические традиции;

Политические обычаи;

Принципы и нормы морали (нравственности) (М. Н. Марченко).

Нормы права и его принципы играет наиболее важную роль в политической системе. Они:

Определяет, закрепляет пределы свободы человека в официальных нормативных документах, которые обеспечиваются силой государства;

С их помощью учреждаются политические институты, определяются полномочия элементов политической системы;

Право аккумулирует волевые устремления людей: право - это согласование воль различных слоев населения;

Право - стабилизирующий фактор политической системы. Его нормы рассчитаны на длительное во времени существование и реализуется в строгих процессуальных формах.