Почему зою федорову убили сзади затылок. В зверском убийстве зои федоровой обвинили подругу актрисы

Биография великой советской актрисы Зои Федоровой похожа на кинодраму. В ней было все: успех и слава, большая любовь и романтические отношения с иностранцем, счастье материнства, арест, пытки в тюрьме и смерть от руки хладнокровного убийцы.

Зоя Федорова родилась в дореволюционной России, в Санкт-Петербурге, в 1909 году, 21 декабря. Ее отец Алексей Федоров был рабочим на заводе. Мать Екатерина Федорова занималась воспитанием трех дочерей и сына. Семья проживала в большой квартире и не знала нужды.

После событий 1917 года в жизни Федоровых происходят большие изменения. Отец Зои всей душой принимает революцию и активно в ней участвует, делает стремительную карьеру в партии большевиков. В 1918-м семья оказалась в Москве. В столице отца назначают начальником паспортной службы в Кремле.

С раннего детства Зоя посещала драмкружок и мечтала стать актрисой. Отцу увлечение дочери не нравилось. После школы в возрасте 17 лет Зоя пошла работать в Госстрах. Служба не приносила ни малейшего удовлетворения, артистическая натура девушки бунтовала и находила отраду в танцах, которые она посещала после работы.

Обвинение в шпионаже

На вечеринке Зоя знакомится с военным с Кириллом Прове. Между молодыми людьми вспыхивают нежные чувства. Осенью 1927 года возлюбленного внезапно арестовывают как английского шпиона. Следом за ним под стражу попадает и Федорова. Ее подозревают в пособничестве иностранному шпиону.


В ноябре этого же года дело закрыли за недостаточностью доказательств, подтверждающих обвинение. Ситуация довольно нетипичная для тех времен. То ли провидение вступилось за Зою, то ли у ОГПУ были на нее какие-то планы. Как бы там ни было, творческая биография Зои Федоровой могла и не состояться.

Начало карьеры

Несмотря на протесты отца, в 1930 году девушка поступает в училище при Театре Революции. Во время учебы она получает эпизодическую роль в ленте «Встречный». На премьеру картины пришли родственники, но Федорова на экране не появилась. Эпизод с ней был вырезан при монтаже. На съемках Зоя знакомится с оператором Владимиром Раппортом, за которого выйдет замуж.


Зоя Федорова в фильме "Свадьба в Малиновке" | Кино-Театр

Первым ее дебютом на экране станет роль в музыкальном фильме «Гармонь», вышедшем в 1933 году. После выхода ленты талантливая актриса получает множество предложений от режиссеров. Одна за другой выходят картины с ее участием. Громадный успех и всесоюзную известность ей приносит фильм «Подруги», вышедший в 1936 году. Актриса востребована, знаменита, жизнь прекрасна, но наступает тяжелый период, связанный с арестом отца.


Кино-Театр

Кремлевский работник, лично знавший , стал жертвой клеветы. Причиной ареста могли стать и его вольные высказывания в адрес руководства страны. Его задержание и лишение свободы на 10 лет были как гром среди ясного неба. Чтобы помочь отцу, Зоя записалась на прием к . Питавший слабость к красивым актрисам, он приглашает ее в особняк. Отец был освобожден летом 1941 года, а Зоя получила право в любой момент обращаться к Берии за помощью.


После ареста отца за Зоей закрепляется статус дочери «врага народа». Что удивительно, на судьбе актрисы это не отражается, Федорову продолжают снимать. За десять лет ее карьеры снято 22 фильма с ее участием. В большинстве из них она снималась в главной роли. За фильмы "Музыкальная история" (1940) и "Фронтовые подруги" (1941) актриса получила высшую в то время награду – Сталинскую премию.

Арест

Зоя Федорова – одна из самых популярных актрис советского кинематографа. Ею восхищаются, ее любят, фильмы с ее участием пользуются успехом. Но к концу 46-го над ее головой сгущаются тучи, в декабре актрису арестовывают. Ее обвиняют в ведении враждебной агитации, создании антисоветской группы, злобных выпадах против советского правительства и даже в готовности к исполнению террористических актов против руководства.


Актриса обращается за помощью к Берии, но ей не удается избежать чудовищных обвинений и тяжелого приговора. Зою Федорову приговаривают к 25 годам усиленного лагерного режима. Все ее имущество конфискуют, а семью отправляют в ссылку. Маленькая дочка оказывается у родственников в Казахстане, в селе Полудино.

В 1955 году Зою Федорову реабилитируют, а спустя время снимают обвинения полностью. Она воссоединяется со своей 9-летней дочерью, возвращается в кинематограф и много снимается. Роли в кино ей достаются небольшие, но характерные и запоминающиеся.

Личная жизнь

Первым ее мужем был репортер Владимир Раппопорт, в конце 30-х годов их брак дал трещину. Второго мужа – летчика Ивана Клещева - забирает война. В это же время погибает еще один Иван – ее брат.


Третья любовь актрисы к американскому военному принесла счастье материнства и другие события, изменившие ее жизнь. Осенью 1942 года на выставке американского кино в Москве актриса знакомится с корреспондентом "Юнайтед пресс" Генри Шапиро, среди друзей которого оказался и Джексон Тэйт. Он был заместителем главы морской секции американской военной миссии. Тэйт приглашает актрису в ресторан. Так началась красивая история любви советской актрисы и американского военного.

Слухи о ней ходили разные. По утверждению некоторых источников, актрису, которая была агентом КГБ, в общество американских дипломатов ввели специально. Как бы там ни было, Зоя влюбилась, забеременела и родила дочь, о которой красавец-капитан узнал спустя много лет. По окончании войны бывшие союзники стали врагами, поэтому связь Федоровой и Тэйтом не могла иметь счастливое завершение.


Зоя Федорова с дочкой, зятем и внуком | Wday

В июле 1945-го Зою неожиданно отправляют на гастроли в Крым, а Тэйта в течение сорока восьми часов выдворяют за пределы СССР. После возвращения в Москву своего любимого Зоя не застала. Он пишет письма и отправляет запросы, но безрезультатно. Когда уже не было никакой надежды, на его имя пришло анонимное письмо, в котором сообщалось, что Федорова замужем за неким композитором, и у них двое детей.


Colors.life

Доля правды в этом сообщении была. В 1946 у актрисы родилась дочь. В это же время выходит указ о наказании матерей-одиночек. Чтобы защитить Зою от очередных неприятностей, знакомый ей с 40-х годов композитор Александр Рязанов предложил расписаться. С Джексоном Тэйтом она встретилась в 1976 году, когда ей разрешили выезд за границу.


Дочь Виктория унаследовала талант матери и стала актрисой. В молодости, когда она жила в Москве, ее друзьями и партнерами по съемкам были , и Борис Хмельницкий. Потом она уехала в Америку, где тоже снималась. На 66 году ушла из жизни из-за неизлечимой болезни.

Смерть

В 1981 году, 11 декабря актрису обнаружили в квартире мертвой. Причина смерти – выстрел в голову. Кто застрелил Зою Федорову, неизвестно, тайна гибели осталась нераскрытой.


Зоя Федорова в последние годы | Kinodir

Версий существовало несколько. По одной из них, она была убита агентом КГБ, так как собиралась уехать на пмж в Америку, куда ранее переехала ее дочь. По другой - она отдала жизнь за бриллианты, так как входила в «бриллиантовую мафию», костяком которой были дети и жены деятелей Кремля, среди них была и Галина Брежнева.

Фильмография

  • «Москва слезам не верит»
  • «Живите в радости»
  • «Врача вызывали?»
  • «Автомобиль, скрипка и собака Клякса»
  • «По собственному желанию»
  • «Кортик»
  • «За рекой – граница»
  • «Операция "Ы" и другие приключения Шурика»
  • «Иностранка»
  • «Хотите - верьте, хотите - нет...»
  • «Дайте жалобную книгу»
  • «Сказка о потерянном времени»
  • «Алые паруса»
  • «Свадьба»
  • «Шахтеры»
  • «Большие крылья»
  • «Женитьба»
  • «Летчики»
  • «Подруги»
Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев Раззаков Федор

ФЕДОРОВА ЗОЯ

ФЕДОРОВА ЗОЯ

ФЕДОРОВА ЗОЯ (актриса кино: «Гармонь» (1934), «Подруги» (1936), «Шахтеры» (1937), «Человек с ружьем», «На границе» (оба – 1938), «Великий гражданин» (1938–1939), «Ночь в сентябре» (1939), «Музыкальная история», «Фронтовые подруги» (1941), «Свадьба» (1944), «Медовый месяц» (1956), «Ночной патруль» (1957), «Девушка без адреса» (1958), «Взрослые дети» (1961), «Это случилось в милиции» (1963), «Пропало лето» (1964), «Операция „Ы“ (1965), „Свадьба в Малиновке“ (1967), „Шельменко-деньщик“ (1971), „Русское поле“ (1972), „Автомобиль, скрипка и собака Клякса“ (1975), „Москва слезам не верит“ и др.; трагически погибла 11 декабря 1981 года на 72-м году жизни).

Федорова была убита в пятницу 11 декабря 1981 года за десять дней до своего 72-летия. Это был обычный будний день начала зимы, и Москва жила в своем привычном ритме. Кажется, ничто не предвещало того, что этому дню будет суждено войти в историю. Криминальных сообщений, поступивших на пульт дежурного ГУВД на Петровке, 38, к восьми вечера было больше трех десятков, но все они относились к разряду «бытовухи»: где-то неосторожный водитель сбил пешехода, пьяный муж избил свою супружницу, компания подростков разбила стеклянную витрину в магазине. И вдруг, в половине девятого вечера, как гром среди ясного неба тревожное сообщение – «огнестрел».

Взволнованный мужской голос сообщил, что в квартире №234 в доме 4/2 по Кутузовскому проспекту обнаружен труп знаменитой киноактрисы Зои Федоровой с огнестрельным ранением головы. К месту происшествия тут же была направлена оперативная группа…

Расследуя это дело, сыщики раскопали много интересных фактов из прошлого актрисы. Например, вновь всплыла история 1945 года, когда Федорова влюбилась в американского военного Джексона Тэйта и родила от него девочку – Викторию (впоследствии популярную киноактрису). Однако эта связь дорого стоила влюбленным: Джексона выслали на родину, а Федорову упекли за решетку, где она просидела до середины 50-х.

Было известно, что осенью 73-го мать и дочь Федоровы внезапно получили весточку от Тэйта. В своем письме, которое пришло на Кутузовский благодаря помощи американки Ирины Керк, он просил у дорогих ему женщин прощения за то, что послужил невольным виновником постигших их бед. Получив это послание, дочь Федоровой Виктория загорелась желанием во что бы то ни стало увидеть своего отца и попросила Керк помочь ей в этом деле. Так началась почти двухлетняя эпопея с ее отъездом в США. Кульминацией этой истории стала статья в «Нью-Йорк таймс» от 27 января 1975 года, в которой рассказывалась история любви морского офицера Джексона Тэйта к советской актрисе Зое Федоровой, их вынужденной разлуке и вновь вспыхнувшей переписке. Статья произвела впечатление на американцев и сразу несколько продюсеров Голливуда изъявили желание снять об этом фильм. Естественно, что вся эта шумиха не прошла мимо официальных советских властей, которые долгое время старательно делали вид, что вся эта история их не касается. Но после того, как она выплеснулась на страницы газет, игнорировать ее было уже нельзя. В конце концов Виктории Федоровой была выдана виза для поездки в США. Весной 1975 года на небольшом островке недалеко от Флориды она наконец встретилась со своим отцом. А уже 7 июня того же года Виктория вышла замуж за пилота Фредерика Пуи и осталась навсегда в США. А что же ее мать, которая осталась в России?

В элитный дом на Кутузовском проспекте Федорова переехала в конце 60-х. Это стало возможным благодаря знакомству Зои Федоровой с Галиной Брежневой, которая по праву считалась первой леди в среде столичной богемы. Она любила появляться в компании разного рода знаменитостей и многим из них частенько помогала в трудные минуты их жизни. Если назвать всех актеров, спортсменов, писателей и других представителей советской элиты, кому Галина помогла в решении самых разных проблем – присвоение очередного звания, выход фильма на экран, получение ордера на новую квартиру, поездка за границу и т. д. и т. п., – то получится весьма внушительный список на несколько десятков страниц. И одним из первых в этом списке окажется имя Зои Федоровой, которой Галина откровенно симпатизировала. Чуть позже интересы дочери генсека и актрисы переплетутся еще теснее, поскольку у них появится одна общая страсть – скупка и перепродажа бриллиантов. Однако если Федорова вынуждена будет заниматься этим делом исключительно из-за финансовых проблем (ее доход состоял из скромной зарплаты в Театре-студии киноактера, разовых гонораров за эпизодические роли, которых становилось все меньше и меньше, и выступлений перед зрителями в программе «Товарищ кино» от Бюро кинопропаганды), то дочь генсека сделала это занятие чуть ли не смыслом своей жизни.

«Бриллиантовый» бум в Советском Союзе пришелся как раз на 70-е годы. Именно тогда советская номенклатура в лице процветающих деятелей культуры, работников ЦК, чиновников из различных министерств и ведомств, жен и детей членов Политбюро взяла за моду собирать коллекции из редких «камней» и «розочек» (так на слэнге именовались бриллианты). Причем денег на это дело не жалели. Учитывая возросший спрос на «камушки», в нужном направлении сориентировался и криминальный мир. В той же Москве существовала целая система, когда под видом скромных пошивочных и ремонтных мастерских действовали пункты скупки и перепродажи бриллиантов, валюты, антиквариата. Поскольку нити от этого бизнеса уходили на самый верх, правоохранительные органы вынуждены были безучастно взирать на существование «бриллиантовой» мафии. Достаточно сказать, что первое в истории КГБ уголовное дело в этой сфере возникло только в 1971 году, причем чекисты вышли на «каменных дел мастеров» совершенно случайно, арестовав в аэропорту Шереметьево гражданина Глода.

Для особенно редких «камней» в Советском Союзе проводились подпольные аукционы, где советские нувориши за баснословные деньги приобретали в свои коллекции эти экземпляры. Большая их часть попадала на подобные торги посредством незаконного отъема у настоящих владельцев. Вот почему многие громкие преступления 70-х имеют «бриллиантовый» след. Например, дело об убийстве Лианозовой – дочери крупного чиновника. Ее убили из-за редкой коллекции драгоценностей, которая так и канула в небытие, скорее всего, осев в чьей-то частной коллекции. Или ограбление квартиры Алексея Толстого, случившееся на рубеже 80-х. Тогда из дома писателя были похищены драгоценности чуть ли не на миллион советских рублей. Самой дорогой пропажей в списке похищенных вещей была брошь – королевская лилия, которая одна тянула на половину похищенной суммы. Кстати, почти все украденное сыщикам удалось вернуть, а вот брошь-лилия бесследно исчезла где-то в Азербайджане.

В «бриллиантовом» бизнесе Зоя Федорова, судя по всему, могла выполнять роль посредника или курьера, который имел возможность беспрепятственно разъезжать по городам Советского Союза. Известно, что Галина Брежнева часто использовала в таких целях некоторых представителей творческой элиты. Самой ей мотаться по Союзу было несподручно (статус первой леди не позволял), зато популярным артистам сделать это было нетрудно. Известен случай, когда в качестве курьера был использован один английский импресарио, привозивший к нам популярных британских исполнителей. Он должен был ехать с гастролями в Волгоград, и Галина уговорила его взять с собой 500 тысяч рублей, на которые ему следовало купить десяток-другой бриллиантов. Значительно позже импресарио понял, зачем дочери генсека понадобились эти «камушки». Вскоре в СССР объявили очередное повышение цен на драгоценные камни почти на 150 процентов, о котором Галина знала заранее. Преобретя бриллианты по старой цене, она, видимо, потом продала их по новой и сорвала на этом приличный куш.

Вполне возможно, что отъезд дочери Федоровой за границу сыграл только на руку тем дельцам, с кем актриса крутила дела на ниве «бриллиантового» бизнеса. Теперь она оказалась у них в еще большей зависимости, поскольку от их воли зависело позволять или нет матери встречаться с дочерью. И Федорова это прекрасно понимала. В те годы выезд за границу, а тем более в США, был делом очень сложным, и далеко не все смертные могли воспользоваться приглашениями даже самых близких родственников. Все решалось на «самом верху». Но Федоровой такую возможность предоставили. В первый раз она выехала в Америку в апреле 1976 года. Там она встретилась со своим бывшим возлюбленным Джексоном Тэйтом и дочерью, после чего вернулась назад. Она имела возможность остаться в Америке навсегда, но почему-то этого не сделала. То ли она была связана каким-то обещанием перед теми, кто отпустил ее в эту поездку, то ли решающую роль сыграли иные причины, например – боязнь за судьбу своих двух сестер и племянников, которые оставались в Советском Союзе.

Между тем это была последняя встреча Федоровой со своим бывшим возлюбленным: в июле 1978 года Джексон Тэйт скончался от рака в возрасте 79 лет. Однако в Америке у Федоровой оставалась дочь, которая раз в год присылала матери приглашения. И дважды актриса беспрепятственно вылетала в Америку. Осенью 1980 года Федорова получила очередное приглашение от дочери и в четвертый раз начала собираться в поездку. Но на этот раз дело внезапно застопорилось. Дело в том, что незадолго до этого в США вышла книга Виктории Федоровой «Дочь адмирала», которую в Советском Союзе расценили как антисоветскую. На этом основании ОВИР стал отказывать актрисе в выдаче паспорта. Узнав об этом, Виктория предприняла попытку вытянуть мать к себе по своим, американским, каналам. Она обратилась за помощью к сенатору Брэдли. Но он ответил, что если бы ее мать просилась в эмиграцию, то он бы сумел оказать какую-то помощь. Но об этом ведь речь не идет. В таком случае брежневская администрация вправе заявить, что давать или не давать выездной паспорт для поездки в гости – сугубо внутреннее дело. В начале декабря 80-го Виктория позвонила матери в Москву и передала ей суть этого разговора. В ответ та произнесла загадочную фразу: «Меня скоро убьют». Однако закончила она разговор на оптимистической ноте: мол, в ближайшую среду вновь пойду за паспортом.

Утром 9 декабря Зоя Федорова пришла в ОВИР, но опять ничего не добилась. В порыве гнева актриса заявила в глаза чиновнику, решавшему ее участь: «Если меня, русскую до последней капельки, патриота России не выпустят в гости к дочери и внуку, я подам на эмиграцию…»

Свой последний день 11 декабря Зоя Федорова провела дома. С утра она села за телефон и принялась обзванивать своих друзей, пытаясь решить ряд насущных для себя проблем. О том, насколько эти проблемы были для нее важны, говорит хотя бы такой факт: она отказала своему племяннику в визите, хотя еженедельно он посещал ее именно в этот день – в пятницу. То ли актриса не хотела, чтобы кто-то ей мешал, то ли в этот день у нее было назначено свидание с человеком, которого она не хотела показывать племяннику.

Рассказывает дочь актрисы Виктория: «Мама позвонила своей приятельнице Маргарите около десяти утра и сказала: приезжай, попьем чай, потому что я потом должна уходить. Маргарита сказала: хорошо, я сейчас не могу, но часам к 12 приеду. Около 12 она приехала, зная, что мама дома. В доме, в квартире у мамы, очень громко играло радио, орало просто, и Маргарита звонила в дверь очень долго. Кроме этого орущего радио, она ничего не слышала. Ее стало все это очень беспокоить, она позвонила моему двоюродному брату, чтобы он приехал с ключом. Когда она вернулась, радио уже не орало. То есть кто-то из маминой квартиры вышел. Маргарита думает, что вот в эти 20 минут, в которые она ушла позвонить, этот человек вышел. Она думает, что, когда она звонила в дверную кнопку, этот человек был там…»

Когда племянник актрисы вошел в квартиру, его взору открылась страшная картина. Хозяйка сидела за столом, сжимая в руке телефонную трубку и запрокинув голову на спинку кресла. Левая часть ее лица была залита кровью. Женщина была мертва. Племянник бросился к соседям, откуда и произвел звонок на Петровку, 38. Спустя каких-то несколько минут к месту происшествия прибыли оперативники ближайшего – 123-го – отделения милиции и МУРа.

Согласно экспертизе, Федорова была убита из огнестрельного оружия. Убийца подошел к жертве сзади и выстрелил в затылок. Пуля вышла через глаз. Выстрел был произведен из пистолета бельгийского производства системы «Зауэр», модели 38, калибра 7,65 мм. В момент выстрела актриса сидела за столом, на котором в беспорядке находились различные предметы домашнего обихода, бумаги с телефонными номерами и адресами. Телефонная трубка была крепко зажата в руке убитой.

Для расследования этого громкого убийства была создана мощная оперативно-следственная бригада, в которую вошли настоящие асы своего дела: следователи столичной прокуратуры, сыщики МУРа и угро УВД Киевского райисполкома, а также один представитель КГБ. Присутствие последнего объяснялось просто: во-первых, убийство знаменитой актрисы проходило по категории резонансных, и Лубянка не могла остаться в стороне от него, и во-вторых – связи покойной с «бриллиантовой» мафией вызывали повышенный интерес у КГБ.

Первый вопрос, который задали себе сыщики: каким образом убийца проник в квартиру жертвы. Согласно показаниям многочисленных свидетелей, Федорова отличалась крайней осторожностью. Имея дела с «бриллиантовой» мафией, она прекрасно понимала всю степень риска, который сопутствовал ее деятельности. Во всяком случае никто из ее соседей и даже техник-смотритель ни разу (!) не были у нее дома. Узнав человека через «глазок» двери, Федорова обычно просила гостя спуститься вниз и подождать ее во дворе. Там и происходила встреча. Тех людей, кого актриса все-таки впускала в свой дом, можно было пересчитать по пальцам: в их число входили близкие родственники, та самая подруга, которая приходила к ней в роковой день, да еще несколько человек, в том числе и те, кто был связан с «бриллиантовой» мафией. Подруга рассказала сыщикам, что незадолго до убийства она стала свидетелем появления этих людей у Федоровой: между ними состоялся какой-то торг, видимо, по поводу бриллиантов. Сыщики затем установили, что убитая неплохо разбиралась в ценах на драгоценные металлы и дорогие камни. Однако в самой квартире покойной никаких «камней» найдено не было: только 60 пустых коробочек из-под ювелирных изделий и большое количество чемоданов, ящиков и нераспакованных коробок с вещами. Так и осталось неизвестным, куда подевалось содержимое коробочек из-под драгоценностей: то ли Федорова сама избавилась от них, то ли их прихватил убийца. Однако если вторая версия верна, остался без ответа другой вопрос: почему преступник не взял деньги, находившиеся здесь же?

Судя по всему, преступник проник в квартиру актрисы элементарно: она впустила его сама. Значит, пришедшего она хорошо знала. Вот почему она выставила на стол две чашки, пирожные. Смерть настигла ее в тот момент, когда она хотела кому-то позвонить, что опять указывает на близкое знакомство с убийцей: при постороннем человеке Федорова не стала бы обсуждать свои личные дела по телефону.

Сыщики выдвинули сразу несколько версий убийства. Приоритетными были четыре: убийство на почве «бриллиантового» бизнеса, с целью ограбления, по личным и политическим мотивам. Последняя версия отпала быстрее всех. Сыщики раскопали, что Федорова грозилась подать на эмиграцию из страны в случае, если ее не выпустят погостить у дочери в США, однако вопрос о том, кому было выгодно убивать ее за это, так и повис в воздухе.

Версия убийства с целью ограбления «хромала» по одной причине: следов активного поиска драгоценностей в квартире обнаружено не было. А что это за грабитель, который ничего в доме у жертвы не ищет? Хотя был другой вариант: преступник точно знал, где что находится и поэтому беспорядка не устраивал.

Третья версия – убийство по личным мотивам – тоже ни к чему не привела. Оказалось, что у актрисы было не так много недоброжелателей, но даже среди них не нашлось человека, которому покойная могла «насолить» настолько, чтобы тот взялся за пистолет.

И, наконец, четвертая версия – убийство, связанное с «бриллиантовым» бизнесом. Долгое время она выглядела предпочтительнее всех остальных. Однако и отработать ее оказалось намного сложнее. В записных книжках покойной сыщики насчитали 2032 телефонных номера, 1398 почтовых адресов, из которых 971 были московские и 427 – иногородние. Чтобы проверить их все, понадобилась не одна неделя. Однако эта проверка ничего и не дала. В ходе работы над этой версией в поле зрения сыщиков попали весьма высокопоставленные деятели, которые имели контакты с покойной по «бриллиантовым» делам. Однако, чтобы допросить этих людей требовалось указание свыше, которое, естественно, не последовало. Кто же позволил бы в 81-м году вызвать на допрос ту же Галину Брежневу?! Однако именно эта версия, скорее всего, и таит в себе разгадку этого преступления. Вспомним: после того как Федоровой отказали в очередной поездке к дочери в Америку, она стала грозить эмиграцией. Что, если она в отчаянии отправилась к кому-то из тех высокопоставленных деятелей, с кем была связана по «бриллиантовым» делам, и попросила помочь с получением визы. Однако и там получив отказ, не нашла ничего лучшего как начать шантажировать этого деятеля. А в том, что Федорова действительно знала очень много про темные делишки элиты, проживающей на том же Кутузовском проспекте, сомневаться не приходится. Видимо, этим она и подписала себе смертный приговор.

Между тем даже после смерти знаменитая актриса не знала покоя. Родной «Мосфильм», на котором она проработала не один десяток лет, отказал в том, чтобы выделить зал для гражданской панихиды. В то же время ОВИР не позволил дочери актрисы Виктории приехать в Москву на похороны матери. Над дочерью откровенно издевались: «Кто такая Зоя Федорова? У нас на нее нет никакой информации…» Возмущенная подобным заявлением, Виктория положила свой советский паспорт в конверт и отправила его в посольство СССР.

В течение нескольких дней родственники погибшей обивали пороги начальственных кабинетов, пытаясь похоронить ее на одном из городских кладбищ. Наконец с превеликим трудом удалось выбить место на Ваганьковском. На похороны пришли более тысячи человек, хотя власти делали все возможное, чтобы это мероприятие осталось в тайне – надвигалось 75-летие Леонида Брежнева и в столице готовились пышные торжества по этому поводу. По мнению устроителей праздника, смерть даже знаменитой актрисы не должна была испортить юбилей.

Два месяца следственно-оперативная бригада билась над разгадкой тайны гибели Зои Федоровой. Однако несмотря на все старания лучших следователей прокуратуры и сыщиков угро, найти организаторов и исполнителей этого преступления так и не удалось. Дело перешло в разряд «глухих». Не способствовало успешному исходу этого дела и давняя вражда между главами двух ведомств, участвовавших в расследовании преступления: министра внутренних дел Николая Щелокова и председателя КГБ Юрия Андропова. О том, каких масштабов достигла эта взаимная неприязнь говорит хотя бы такой факт: спустя месяц после убийства сотрудники КГБ под покровом ночи провели на Ваганьковском кладбище эксгумацию тела Зои Федоровой. Видимо, чекисты не слишком доверяли акту экспертизы, проведенному сотрудниками МВД.

Чуть позже в Москве стала усиленно муссироваться версия о том, что к гибели знаменитой актрисы непосредственно причастен Щелоков. Официально эту версию впервые обнародовал в конце 80-х писатель Юрий Нагибин в своем рассказе «Афанасьич». Согласно этой версии, Щелоков заказал убийство Федоровой после того, как узнал о существовании в ее коллекции редкого колье, которое он пожелал подарить своей супруге – большой любительнице «камней». О том, каким образом колье попало в коллекцию актрисы, Нагибин ничего не сообщает, между тем на этот счет существует еще одна версия. Согласно ей, в середине 40-х дорогую вещь Федоровой подарил ее возлюбленный – Джексон Тэйт. Многие годы этот подарок находился в коллекции актрисы, напоминая ей о счастливом времени, проведенном вместе с возлюбленным. В 1980 году актриса попыталась увезти колье к дочери в Америку, однако таможня не позволила ей этого сделать, объявив, что на такую ценную вещь необходимо специальное разрешение. Федорова отправилась за этим разрешением, но через несколько дней была убита. Позже это колье якобы было обнаружено среди вещей застрелившегося генерала Щелокова.

Версия Нагибина выглядит красиво, но малоправдоподобно. Первым ее разоблачителем был другой известный писатель – Юлиан Семенов. В своей повести «Тайна Кутузовского проспекта» он мотивировал свои сомнения следующим аргументом. Федорова часто устраивала «левые» концерты артистов, и МВД было прекрасно об этом осведомлено. Поэтому убивать актрису не требовалось. Достаточно было завести на нее уголовное дело, прийти с обыском и конфисковать бесценную реликвию.

По мнению другого литератора – драматурга Эдуарда Володарского – убить Федорову мог ее зять – первый муж Виктории Фредерик Пуи (кстати, она сама считает эту версию правдоподобной). Они прожили около семи лет, у них родился ребенок. Муж знал, что его теща занимается бриллиантовым бизнесом и, когда развелся с Викторией, вполне мог на них позариться. «Он был такая гадина!» – заявила однажды Виктория. В начале 80-х, разведясь с дочерью актрисы, бывший зять, будучи летчиком, часто летал рейсом Москва – Нью-Йорк. Он мог прилететь в СССР и в промежутках между рейсами наведаться к Зое. Та была крайне недоверчива и чужим людям дверь никогда не открывала. Но своему бывшему зятю она доверяла, хотя тот и развелся с ее дочерью. У них был общий ребенок, что не позволяло Федоровой не пускать его к себе в дом. Известно, что Федорову обнаружили мертвой с телефонной трубкой в руках, а на столе стояли две чашки кофе, пирожные. Значит, она принимала в доме гостя, которого хорошо знала. Вину бывшего зятя косвенно подтверждает и то, что вскоре после гибели Федоровой он неожиданно занялся крупным бизнесом, хотя до этого больших средств на это у него не было. Не стали ли бриллианты Федоровой стартовым капиталом для бывшего зятя?

Несмотря на то, что дело по факту убийства Зои Федоровой перешло в разряд «висяков», сыщикам, распутывавшим его, видимо, были известны имена тех, кто заказал устранение актрисы. Иначе чем объяснить тот факт, что в сентябре 1984 года Виктория Федорова прислала в МУР письмо, в котором благодарила сыщиков «за найденную справедливость». Однако по непонятным до сих пор причинам подозреваемые так и не были привлечены к уголовной ответственности, их имена так и не стали достоянием гласности.

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

ФЕДОРОВА ЗОЯ ФЕДОРОВА ЗОЯ (актриса кино: «Гармонь» (1934), «Подруги» (1936), «Шахтеры» (1937), «Человек с ружьем», «На границе» (оба – 1938), «Великий гражданин» (1938–1939), «Ночь в сентябре» (1939), «Музыкальная история», «Фронтовые подруги» (1941), «Свадьба» (1944), «Медовый месяц» (1956), «Ночной

Из книги "АукцЫон": Книга учёта жизни автора Марголис Михаил

Дискография Леонида Федорова «Четыресполовинойтонны» (1997)«Зимы не будет» (2000)«Анабэна» (2001)«Лиловый день» (2003)«Горы и реки» (2004)«Джойс» (2004)«Таял» (2005)«Безондерс»(2005)«Красота» (2006)«Романсы» (2007)«Сноп снов» (2008)«Волны» (2009)«РАЗИНРИМИЛЕВ» (2010)«Wolfgang»

Из книги Звездные трагедии автора Раззаков Федор

Несгибаемая Зоя Зоя ФЕДОРОВА Зоя Федорова была уже известной актрисой, когда в 1936 году ее отца причислили к «врагам народа». Причем повод был высосан из пальца. В том году тяжело заболела мать актрисы (у нее обнаружили рак), и отец нашел для нее частного врача, который

Из книги Большая Тюменская энциклопедия (О Тюмени и о ее тюменщиках) автора Немиров Мирослав Маратович

Федорова, Надежда Есть такая.Увы, все остальное - то же, что и Аксенова В (см). Кроме констатации наличия сией - более сообщить не имею ничего совершенно.Хотя и знаком, и выпивал совместно, и -, а вот так.И более никак.Так что пускай кто-нибудь присылает мне сведения о Ф., я их

Из книги Четыре жизни. Происхождение и родственники [СИ] автора Полле Эрвин Гельмутович

Фёдорова Эльвира Эрвиновна Эльвира родилась в воскресенье 16 февраля 1964 г. в полдень, точнее в 12.25. Когда в ночь на субботу у Нины начались периодические боли в животе, она не придала им значения, но я рано утром потащил её в консультацию, оказалось, начались схватки с

Из книги Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации, 1934-1961 автора Раззаков Федор

Зоя ФЕДОРОВА Зоя Федорова родилась 21 декабря 1909 года в Петербурге. Ее отец - Алексей Федоров - был рабочим-металлистом на одном из заводов и был на хорошем счету. Его жена - Екатерина Федорова - нигде не работала и воспитывала трех дочерей, среди которых Зоя была самой

Из книги Нежность автора Раззаков Федор

Зоя ФЕДОРОВА У знаменитой советской киноактрисы («Подруги», «Девушка без адреса», «Свадьба в Малиновке» и др.) была достаточно бурная личная жизнь, которая оставила свой трагический отпечаток на всей ее дальнейшей судьбе.После окончания школы Федорова устроилась

Из книги Память, согревающая сердца автора Раззаков Федор

ФЕДОРОВА Зоя ФЕДОРОВА Зоя (актриса кино: «Гармонь» (1934; главная роль – Маруся), «Подруги» (1936; главная роль – Зоя), «Шахтеры» (1937; Галя), «Человек с ружьем», «На границе» (Варя Власова) (оба – 1938), «Великий гражданин» (1938–1939; главная роль – Надя), «Ночь в сентябре» (1939; Дуня),

Из книги Свет погасших звезд. Люди, которые всегда с нами автора Раззаков Федор

11 декабря – Зоя ФЕДОРОВА 11 декабря 1981 года, примерно в шесть часов вечера, племянник одной знаменитой советской киноактрисы услышал в телефонной трубке взволнованный голос близкой подруги своей именитой тетки. Подруга просила его срочно приехать к дому на Кутузовском

Из книги Расстрелянные звезды. Их погасили на пике славы автора Раззаков Федор

Выстрел в затылок Зоя Федорова З. Федорова родилась в Петербурге 21 декабря 1909 года. Ее отец, Алексей Федоров, трудился рабочим-металлистом на одном из заводов и был на хорошем счету. Его жена, Екатерина Федорова, нигде не работала и воспитывала трех дочерей, среди которых

Из книги Чекистки? Почему мы поехали в Афган автора Смолина Алла Николаевна

Валентина ФЁДОРОВА (КШУМАНЕВА) 24). Валентина ФЁДОРОВА (КШУМАНЕВА) - Кундуз, в/ч пп 39705, Ташкурган в/ч пп 65753, продавец, 1982-83 г.г.:В Афганистан поехала, чтобы хоть как-то выжить, надоело безденежье.Работала в огромном магазине самообслуживания в г. Пенза.А кто работал в

Из книги Чтобы люди помнили автора Раззаков Федор

Зоя Фёдорова Зоя Алексеевна Фёдорова родилась 21 декабря 1909 года в Петербурге. Её отец - Алексей Фёдоров - был рабочим-металлистом на одном из заводов и был на хорошем счету. Его жена - Екатерина Фёдорова - нигде не работала и воспитывала сына и трёх дочерей, Зоя была

Из книги Каменный Пояс, 1980 автора Филиппов Александр Геннадьевич

Из книги Автомат Калашникова. Символ России автора Бута Елизавета Михайловна

Из книги Иван Федоров автора Муравьева Татьяна Владимировна

МОСКВА ВРЕМЕН ИВАНА ФЕДОРОВА Столица древняя, родная… К. С. Аксаков Место, где родился первопечатник, доподлинно неизвестно, но существует целый ряд гипотез, высказанных разными исследователями по этому поводу.Согласно самой распространенной из них Иван Федоров

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я автора Фокин Павел Евгеньевич

НОВАЯ ВЕРСИЯ НЕРАСКРЫТОГО УБИЙСТВА АКТРИСЫ ЗОИ ФЕДОРОВОЙ

Убийство известной советской актрисы Зои Фёдоровой (1911-1981) до сих пор остается нераскрытым. Кто же застрелил звезду кино, кому и чем могла помешать пожилая актриса? На этот счет существует множество версий. Говорят, что это могли сделать сотрудники КГБ, «бриллиантовая мафия», скупщики драгоценностей или антиквариата. Только те, кто так считает, в основном имеют весьма посредственное отношение к расследованию. В распоряжении редакции появилась альтернативная версия мотивов убийства. Как убили актрису и кто это сделал, решился рассказать бывший начальник уголовного розыска, который расследовал преступление.

На фильмах, в которых снималась заслуженная артистка РСФСР Зоя Фёдорова, выросло не одно поколение россиян. С ее участием в главных и эпизодических ролях вышло более 70 кинокартин, за две из которых она удостоилась Сталинских премий. «Девушка без адреса», «До свиданья, мальчики», «О любви», «Подруги», «Москва слезам не верит» принесли Зое Фёдоровой славу и узнаваемость, но вовсе не легкую судьбу.

В ее жизни были почет и признание, дружба в высших кругах номенклатуры, любовь к американскому дипломату и рождение от него дочки, потом обвинение в шпионаже: «А не рожай от американцев!» Тюрьма. Отсидев в лагерях девять из 25 лет, Зоя Фёдорова была реабилитирована и безуспешно пыталась уехать к дочери в США - прямо перед решением переехать на новое место жительства ей отказали в выезде. Оборвалась жизнь Зои Фёдоровой так же трагично. За две недели до 70-летия ее убили выстрелом в затылок в собственной квартире. Убийство актрисы списывали на КГБ, «бриллиантовую мафию» и даже зятя ее дочери - американского летчика, который после смерти тещи внезапно разбогател.

Тайну смерти любимицы Берии пытались разгадать известные писатели, журналисты, актеры и даже генерал, возглавлявший в то время уголовный розыск в СССР, Вячеслав Панкин. На телеэкранах появился сериал «Зоя», в основу которого легла версия о том, что убийство было заказано тогдашним министром внутренних дел Николаем Щёлоковым, который захотел получить ее бриллианты. Но для объективной картины не хватало свидетельств такого человека, который бы знал дело изнутри, а лучше - принимал участие в расследовании.

Поклонники актрисы терялись в догадках, пока рассказать о случившемся не решился бывший начальник уголовного розыска, который возглавлял штаб по расследованию убийства Зои Фёдоровой. Спустя 33 года после смерти актрисы оперативник воспроизвел в деталях все нюансы следствия, а также поделился своими выводами о том, кому была выгодна ее смерть и почему убийца остался безнаказанным.

ОТ ЧЕГО УМЕРЛА АКТРИСА, ПОНЯЛИ НЕ СРАЗУ

Нет, мне еще никто не докладывал об этом.

Якобы криминальный, Кутузовский, 4/2, Зоя Фёдорова, актриса, заслуженная артистка РСФСР, - уточнил он.

Борис Кривошеин, оперативники и сотрудники Московского уголовного розыска примчались к дому по Кутузовскому проспекту почти одновременно. Возле подъезда их ожидал племянник актрисы, который и обнаружил тетушку мертвой. Он приехал проведать родственницу, звонил и стучал в квартиру, но никто не открыл. В двери торчала записка от соседки, которая тоже безрезультатно пыталась достучаться в квартиру. Племянник сбегал за запасным комплектом ключей, открыл дверь и обнаружил в квартире труп родственницы.

Входим. Комната обычная. Чуть справа стоит стол прямоугольной формы, относительно большой. Спиной к нам на стуле, скажем так, не труп, а силуэт - тело женщины. Первое, что бросилось в глаза, - под стул натекла лужа крови. Сначала, не трогая ничего, провели внешний осмотр. Самое интересное, что мы все-таки были уже не новички, кое-что видели и кое-что понимали. А здесь мы не могли определить, от чего она умерла. Я взял ее руку, потрогал пульс, пульса нет, но тело было еще теплое, - вспоминает бывший начальник УГРО.

Голова актрисы лежала на столе, по носогубной складке стекала кровь. В вытянутой на столе правой руке жертвы лежала снятая с красного дискового телефона трубка, из которой доносились протяжные гудки. Никакого ранения, которое указывало бы на то, что она умерла насильственной смертью, не было заметно. Первое, что пришло в голову оперативникам, - у пожилой актрисы случилось кровоизлияние в мозг.

В замешательстве Борис Кривошеин начал рыскать взглядом по комнате, чтобы найти какую-то зацепку. Возле ножки журнального столика он увидел использованную гильзу. Сомнений в том, что в квартире произошло убийство, не оставалось. Когда оперативники наклонили тело, чтобы осмотреть его, из дырки над левой бровью потекла кровь.

Кому она могла помешать, непонятно. Пожилая женщина, актриса, заслуженный человек. Для меня это было, можно сказать, в диковинку. Что я, молодой начальник уголовного розыска, видел? О всяких таких моментах я слышал только на лекциях. Да нет, даже никто обычно не рассказывал примеров таких вот преступлений. Я наклонился, взял гильзу, место зафиксировал. Так как я с детства стреляю, определил калибр и прикинул, что гильза от вальтера или зауэра. Но тут началось самое страшное - приезд большого руководства. Они как слоны начали ломиться в дверь, хотя по всем правилам это запрещено. Спас напарник, который встал в дверях и матом их остановил, не пуская внутрь, - заново переживает моменты 33-летней давности Борис Кривошеин.

Осмотр помещения продолжался до глубокого вечера. Только к полуночи начальник уголовного розыска попал в отделение милиции. Не успел он переступить порог помещения, в кабинете раздался телефонный звонок. Женщина на другом конце провода сообщила, что помогает органам БХСС, и попросила обратить внимание на одну знакомую убиенной.

Она рассказала, что перед смертью Зоя Фёдорова сдружилась с одной женщиной, у которой сын жил в Америке, и часто приходила к ней в гости. Имя моей таинственной собеседницы я так и не узнал. Договорив, я автоматически положил трубку на рычаги аппарата. Это было ошибкой, нужно было положить ее рядом с телефоном и попросить дежурного определить, откуда поступил звонок. Подсказка могла сыграть важную роль в раскрытии преступления. Наверное, звонившая видела, как Зоя Фёдорова заводила эту женщину к себе домой перед смертью, - рассуждает Борис Кривошеин.

ЧЕТЫРЕ ТЫСЯЧИ ЗНАКОМЫХ НЕ ПОМОГЛИ СЛЕДСТВИЮ

Поиск преступника начался с опроса лиц из записной книжки Зои Фёдоровой. В блокноте было более 2 тыс. телефонных номеров, более 1 тыс. почтовых адресов, московских и иногородних. Большинство из них принадлежали актерам с «Мосфильма» и театральным деятелям. Сотрудники УГРО принялись вызывать и опрашивать знакомых Зои Фёдоровой в поисках хоть какой-то зацепки. В результате было опрошено более 4 тыс. знакомых актрисы, но установить убийцу это не помогло.

Я допрашивал Ролана Быкова, Никиту Михалкова, - вспоминает Борис Кривошеин. - Когда столько людей через тебя проходит, волей-неволей приходится ковыряться в грязном белье. И каждый из актеров просит: об этом не говорите никому, вот это не записывайте. Мы старались вести более доверительные беседы, не в протокол, но результатов это не давало. Мы без толку копались в мосфильмовской каше, в дрязгах, кто там какую-то шубу приволок, кто туфли продал, другой стучит, этот с 15-летними мальчиками кувыркается. А информации, представляющей оперативный интерес по делу, практически не было. Только стандартные вопросы и такие же ответы: да, нет, не знаю, не видел.

В это время Бориса Кривошеина начали посещать сомнения: какая-то зацепка, которую он не заметил, могла остаться в квартире, где убили Зою. Ключи от квартиры были у него. Начальник УГРО отправился на Кутузовский проспект. Чутье не подвело оперативника.

Незамеченной ранее осталась дверца в кладовку, за которой он обнаружил помещение полметра на метр, до потолка забитое старыми женскими сумочками. Их было больше сотни, но в любой могли оказаться какие-то важные документы и записи, представляющие интерес для следствия. Потому вся груда была разложена на пол и обследована вплоть до подкладок. Сомнения следователя, что сумочки никто не проверял, подтвердились. В одной из них нашлись 3 тыс. рублей, а в другой золотая цепочка. Но на этом находки не закончились.

Еще раз внимательно осмотрев комнату, Борис Кривошеин заметил разбросанные на полу и на полочках бирки от ювелирных украшений. Он принялся сгребать их в пакеты. Сотни, если не тысячи маленьких картонных этикеток едва поместились в две целлофановых торбы.

Конечно, меня это насторожило. Я понимаю, что часть бирок изъяли при первом осмотре. Но такое количество откуда могло появиться? И кто мог их разбросать? Оперативники не могли этого сделать. Наши оперативники, если и проводили осмотр места происшествия или даже обыск, старались всегда возвращать предмет на место. У меня проскочила мысль, что кто-то подсовывает мне специально эти бирки, - предположил начальник угрозыска.

Не исключено, что бирки были разбросаны спецслужбами, чтобы списать убийство Зои Фёдоровой на «бриллиантовую мафию». А может, и нет. Актриса была частым гостем на метро «Октябрьское поле». Там находился магазинчик антиквариата, в котором, по рассказам продавцов, она скупала все, что только видела. Купленные там украшения она могла передавать в Америку через мужа дочки, который часто летал в Россию, или через знакомых. Отсюда и появились оторванные бирки. Ходили также слухи, что после убийства Зои Фёдоровой в квартире был обнаружен чемодан с драгоценностями, который впоследствии пропал. Но единственное, что видел Борис Кривошеин при осмотре помещения, - пустые подрамники. Чемодана не было.

ОХОТА ЗА ПОДОЗРЕВАЕМЫМ

В ходе следствия оперативникам стало известно, что незадолго до смерти Зое Фёдоровой предлагали купить украшения с бриллиантами - кольца, серьги и браслет. Но она отказалась, так как перед этим уже приобрела кольцо с бриллиантом примерно за 50 тыс. рублей. Огромная по тем временам сумма, на которую можно было купить три «Волги».

В штаб поступила информация, что к продаже драгоценностей мог быть причастен преступник, находящийся во всесоюзном розыске за спекуляцию. И что у него якобы был пистолет «зауэр», из которого произвели роковой выстрел. Преступник находился на Таганке и в любое время мог скрыться.

Борис Кривошеин схватил всех оперов, которых поймал в коридоре, на лету в дежурке взял пистолет, влетел в машину и от Киевского вокзала рванул к Курскому. По указанному адресу через арку метра три шириной находился глухой двор, обнесенный высокими, как в крепости, стенами. Во дворе стоял деревянный одноэтажный узкий барак и ни одной другой пристройки, за которыми могли укрыться оперативники. В это время дверь барака открылась.

На пороге весь в черном появился «трехстворчатый шкаф» ростом не ниже 2 метров и с бородищей как у хорошего попа - до пупа. А у меня фотография-то была черт знает какой давности. С паспорта. Молоденький мужик какой-то, и близко с этим ничего похожего нет. Он спокойно вышел. Провел взглядом. На нас посмотрел. А мы стоим, как на витрине, все. И спокойно, уверенным шагом пошел прямо в арку. У меня чутье сработало, и я как гаркнул на своих оперов: «Это он, берем!»

В это время слева от арки из-за стены вынырнуло такси, водитель на лету распахнул дверь, в которую и запрыгнул «шкаф». Оперативники выбежали вслед за удаляющейся машиной, но ни транспорта, ни оружия, кроме как у начальника УГРО, у них не было. Рядом заскрипели тормоза - другая машина-такси чуть не сбила замешкавшегося на проезжей части Бориса Кривошеина. Недолго думая, он влетел в автомобиль, приставил под ребра водителю пистолет и приказал догонять преступника.

На одном из светофоров он вычислил такси, в котором находился беглец, и указал своему водителю таранить автомобиль. В этот момент такси со спекулянтом остановилось, видимо, у водителя сдали нервы, когда он увидел, что машина с начальником уголовного розыска перестраивается и выбирает угол атаки.

Борис Кривошеин получил за пойманного преступника премию 100 рублей, но более никакой пользы в расследовании по делу убийства Зои Фёдоровой он не принес. Следствие не установило причастность спекулянта к трагической смерти актрисы.

После этого начальник УГРО перешел в другой отдел. На место Бориса Кривошеина назначили выпускника Высшей школы МВД Александра Петрушко. Периодически встречаясь на заседаниях у высшего руководства, Борис Кривошеин интересовался ходом следствия. Но дело после его ухода не сдвинулось с места, попав в разряд висяков, или глухарей.

ВЫСТРЕЛ СПРОВОЦИРОВАЛ ТЕЛЕФОННЫЙ ЗВОНОК

Спустя некоторое время Бориса Кривошеина сняли с должности зама по розыску и назначили старшим оперуполномоченным по особо важным делам Кировского района. С тех пор он начал заниматься только самыми тяжкими преступлениями - убийствами и покушениями на убийства. Эту должность Борис Кривошеин занимал до выхода на пенсию и набрался много опыта, чтобы начать вести свою личную работу по раскрытию убийства Зои Фёдоровой.

Чтобы мозги на пенсии не закисли, решать одни кроссворды маловато. Поэтому я занялся любимым делом. В первую очередь посмотрел документальные фильмы по убийству Зои Фёдоровой. Начал смотреть сериал «Зоя». Плюнул. Выключил. Больше не включал. Потому что все, что там показывали, на самом деле не соответствует действительности. Особенно то, что комментировали актеры про ее убийство. Не знаю, может, они говорили то, что было выгодно им, а может, чего-то не знали. Я могу судить об этом, потому что через нас прошел практически весь «Мосфильм». Уж сколько мы наслушались помимо того, что было записано в протоколах допросов. Потому я подумал: дай-ка я сяду, помыслю, учитывая тот колоссальный опыт, который я наработал по раскрытию таких преступлений, - решил Борис Кривошеин.

Для начала милиционер восстановил в памяти картину происшествия и проанализировал динамику движений жертвы в момент, когда пуля попала в затылок. Выстрел был сделан в то время, когда Зоя потянулась к трубке. Но следователи не знали, хотела ли она позвонить сама или кто-то позвонил ей. По динамике движений человека, снимающего телефонную трубку, и по тому, в каком положении находился труп, Борис Кривошеин установил, что в трагический момент не актриса звонила кому-то, а позвонили ей! Она повернулась к телефону, но неизвестно, успела ли ответить, так как в этот момент прозвучал выстрел.

Убитую обнаружили в очках, причем в тех, которые она не носила в повседневной жизни, а надевала только для чтения. Зою Фёдорову никто не видел в этих очках в грубой роговой оправе, которые на самом деле были ей не к лицу. Она носила их только дома. Значит, что-то подвигло ее надеть очки в присутствии того человека, который ее потом убил. Вероятно, она хотела прочесть какой-то документ или что-то написать. Также Борис Кривошеин пришел к выводу, что убийца выстрелил в момент звонка, когда актриса повернула голову и потянулась рукой к телефону.

И тут Кривошеин припомнил таинственный звонок от женщины, которая попросила обратить внимание на одну из знакомых Зои Фёдоровой. О ком говорила незнакомка? Звонившая утверждала, что покойная часто посещала одну из своих знакомых перед смертью. Вероятно, она видела, как Зоя Фёдорова заводила эту женщину в день убийства в квартиру. Знакомая, о которой она говорила, не числилась среди близких друзей убитой, в протоколах допросов о ней практически ничего не упоминалось. Интерес для следствия представляло то, что у этой женщины был сын, который уехал на ПМЖ в Америку и поселился недалеко от того места, где жила дочь актрисы Вика.

УБИЙЦЕЙ БЫЛА ЖЕНЩИНА

Зоя Фёдорова тоже хотела переехать к дочери. Трижды ей разрешали выезжать в Америку для встречи с Викой и своим бывшим возлюбленным. Но в 1981 году, когда она решила навсегда переехать в США, ей отказали. Случилось это за несколько недель до ее убийства. В это время Фёдорова и познакомилась со своей подругой, у которой уже были оформлены документы на выезд к сыну, а также куплен билет. Учитывая женскую психологию, кому, как не находящейся в таком же положении женщине, могла поплакаться и излить свою душу актриса?

Я уверен, что убийцей была женщина! Экспертиза определила, что выстрел был сделан с расстояния 20 сантиметров. Выхлопные газы должны были распушить волосы на затылке и как бы загнуть их вперед. А она была как причесанная. Кто причесал убитую и зачем? Если это кто-то и сделал, то только женщина. Причем женщина, которая к вам хорошо относилась и которая, прощаясь, пожалела, пригладила вам волосы. Ни один мужик никогда бы этого не сделал. Все остальные версии - Комитет госбезопасности, наемные киллеры, «бриллиантовая мафия» - не влезают ни в какие ворота. Никто даже не обратил внимания на одну простую деталь. Говорили, что бандит открыл дверь, зашел, Зоя сидела за столом и т. д. Но дверь в комнату открывается вовнутрь, и если бы преступник попытался войти, он бы этой дверью прикрыл Зою. А она, с ее опытом зоны или с боязнью всего, думаете, не отреагировала бы? - считает Борис Кривошеин.

Зоя Фёдорова была очень осторожным человеком. За все время своего проживания в доме на Кутузовском проспекте она ни разу не пустила к себе в квартиру не только никого из соседей, но даже техника-смотрителя. Обычно с посторонними посетителями актриса разговаривала через дверь, и, если гость настаивал на встрече, Фёдорова просила его спуститься во двор и встречалась с ним там.

Мотивом убийства Зои Фёдоровой послужила корысть. По мнению Бориса Кривошеина, актриса хотела передать через убийцу кольцо с бриллиантом для своей дочери. Потому что другого способа у нее не было - она боялась, что с ней что-то может случиться, а тут подруга уже улетала на днях в Америку. В то же время пожилая женщина летела на ПМЖ к единственному сыну без стартового капитала, и ей бы совсем не помешала дорогая драгоценность, чтобы продать ее и не быть обузой для родственников.

«ДЕТИ НЕ ДОЛЖНЫ СТРАДАТЬ ЗА ГРЕХИ БАБКИ»

В день убийства Зоя Фёдорова зашла к подруге в гости. Они перекусили на скорую руку вермишелью с корнишонами. Ни в одном меню столовой поблизости от Кутузовского проспекта такого не продавали. Это позволило оперативникам сделать вывод, что еда была приготовлена дома.

Узнав, что у приятельницы уже куплен билет на самолет и они видятся в последний раз, актриса пригласила ее к себе домой. Днем как раз должна была звонить дочка Вика. Зоя предложила передать подружке кольцо с бриллиантом и в то же время сообщить Вике по телефону данные с билета, чтобы она встретила и забрала передачу. Таким способом Зоя Фёдорова хотела перестраховаться. Хоть какое-то косвенное доказательство в виде телефонного разговора с дочерью, что она передала драгоценности этой женщине.

А приятельница Зои Фёдоровой в то же время надеялась, что звонка не будет. Она думала, что зайдет к актрисе, заберет драгоценности и, сославшись на спешку, а также необходимость собирать чемоданы, уйдет. Если телефонного разговора с дочкой Зои Фёдоровой не будет, доказать, что передача драгоценностей состоялась, станет практически невозможно. Но Вика должна была позвонить. На этот случай приятельница актрисы взяла пистолет образца 1939 года и положила его в сумочку. Она была чуть моложе Зои Фёдоровой, и, вероятнее всего, оружие досталось ей с фронта.

Гостья до последнего не решалась застрелить Зою Фёдорову и оттягивала этот момент. Пока они ждали звонка, она могла под любым предлогом подойти к актрисе и выстрелить. Но женщина выжидала и надеялась, что Вика не позвонит. Когда звонок тем не менее прозвучал, она зашла за спину Зое и, пока та обернулась к телефону, чтобы взять трубку, выстрелила ей в затылок.

Эту женщину допрашивали. Она прошла через сито. Допрашивал мой хороший товарищ из райотдела. А я в этот день в отпуске был, поспать хотелось, понимаете, я же каждый день раньше двенадцати ночи никогда не уезжал из отделения. И в этот день как специально получилось. Я приехал на работу где-то к двенадцати, а она пришла на допрос к десяти. Вместо меня ее допросил мой товарищ, который в то время был в отделении, - признается Борис Кривошеин.

Допрос оказался бесполезным и пустым, на все вопросы женщина отвечала, что ничего не видела и ничего не знает. Оказалось, что она имела какое-то отношение к «Мосфильму», а у оперативника, проводившего допрос, родители были оттуда. Между ними завязалась дружеская беседа, потому оперативник, не получив никакой полезной информации, отпустил ее. Когда Борис Кривошеин узнал, что эта женщина приходила на допрос, но от нее не получили никакой ценной информации, он спохватился и поехал к ней домой, чтобы повторно вызвать ее в отделение. Но к тому времени она уже переехала на другое место жительства. А спустя несколько дней предполагаемая убийца улетела в Америку к сыну.

Мотивом к преступлению послужила корысть, считает Борис Кривошеин. Убийца не только забрала кольцо с бриллиантом, но и выгребла все ценности Зои Фёдоровой, которых ей наверняка хватило на безбедную старость в Америке. Учитывая любовь актрисы к драгоценностям, которой она заразилась от певицы Лидии Руслановой, украшений из ее квартиры хватило бы на безбедную жизнь нескольких таких старушек. Если добавить сюда опустошенные кем-то подрамники, которые Борис Кривошеин видел после убийства актрисы, преступник получил большой куш.

Я уверен, что именно она убийца Зои Фёдоровой. Убийство было совершено из корысти и осталось безнаказанным. Но имя преступницы я вам не назову. Почему? Да потому что она давно умерла, а у нее остались дети, внуки. Я считаю, что им не нужно страдать за грехи бабки.


поделиться:

В деле о загадочной смерти знаменитой советской актрисы Зои Федоровой не так давно появилась новая версия. Тем не менее убийство так и не раскрыто.

Судьба этой женщины завораживает крутыми переменами и испытаниями. А ее смерть до сих пор остается загадкой и порождает легенды. Звезда советского кино Зоя Федоров а была найдена застреленной в собственной квартире. С той поры прошло больше тридцати лет, а дело так и осталось нераскрытым.

Страшная находка

11 декабря 1981 года в элитном доме 4/2 на Кутузовском проспекте, где жили родственники советской партийной элиты и видные деятели культуры, от высокого милицейского начальства рябило в глазах. Случилось резонансное преступление: в квартире №234 была убита заслуженная артистка РСФСР Зоя Федорова.

У присутствующих кровь стыла в жилах от увиденного: в комнате за прямоугольным столом на стуле сидела женщина. Ее голова лежала на столе, а правая рука была вытянута и сжимала красную трубку телефона, в котором раздавались тоскливые протяжные гудки. Говорят, что приехавшие первыми на место преступления следователи не сразу поняли, из-за чего умерла артистка.

Казалось, что у нее случился инсульт, так как по носогубной складке струилась кровь, а тело было еще теплым. Но, приподняв голову жертвы, милиционеры увидели дыру над левой бровью, а потом обнаружили, что стреляли в затылок, с расстояния около 20 сантиметров. Но самое страшное, что после убийства Федорову кто-то причесал! После выстрела волосы жертвы должны были растрепаться и закрутиться, а у нее была гладкая прическа.

Актрису обнаружил племянник, которому позвонила подруга Зои Алексеевны и попросила срочно приехать к тете. Дело в том, что женщины должны были встретиться, но подруга уже дважды приходила к артистке домой, настойчиво звонила, но дверь так никто и не открыл. Племянник зашел в квартиру и увидел ужасающую картину. Кто мог убить 74-летнюю звезду, не дожившую до своего юбилея 10 дней?


Плата за любовь

Слухов о том, кто мог убить любимую миллионами актрису, ходило много. Одной из основных версий выдвигали утверждение, что это сделали сотрудники КГБ. Дело в том, что в далеком 1927 году, когда Зое было всего 20 лет и она работала счетчицей в Госстрахе, с ней приключилась очень неприятная история. По выходным дням она ходила на вечеринки, которые устраивал у себя дома один знакомый ей молодой человек. Там она увлеклась неким военным по имени Кирилл , играющим на рояле, читающим стихи и красиво ухаживающим.

Вскоре этого Кирилла арестовали сотрудники ГПУ (Главное политуправление) и объявили его английским шпионом. Арестована была и Федорова. Но после нескольких допросов она была отпущена домой, и больше ей никаких обвинений не предъявляли. Это можно было объяснить тем, что следователи поверили юной влюбленной девушке и не стали ломать ей судьбу.

Но за спиной начали шептаться, что именно тогда она была завербована НКВД, так как ГПУ был подведомственной организацией. В пользу этой версии говорит и тот факт, что уже известной артистке Зое Федоровой позволили крутить роман с заместителем американского атташе в СССР Джексоном Тейтом .


Статная красавица Федорова и Тейт познакомились в 1945 году. И, как предполагают сторонники «шпионского следа», артистке было поручено «приглядеть» за красавцем американцем, героем войны. Но Зоя влюбилась, более того – забеременела от иностранца.

НКВД наказало обоих: американца в течение суток выслали из СССР. А Федоровой сначала позволили родить свою единственную дочь Викторию , а потом арестовали. Актрису обвиняли не только в шпионаже и антисоветской деятельности, но и в организации покушения на Иосифа Сталина . Не выдержав пыток, Федорова пыталась покончить с собой, но надзиратели ее спасли, избили до полусмерти и закрыли в карцере.


В результате Зою Алексеевну приговорили к 25 годам лагерей усиленного режима и конфискации имущества у всей семьи. Затем наказание изменили на тюремное заключение во Владимире. Пострадали и сестры актрисы. Одна из них была приговорена к пожизненной ссылке с двумя детьми на север Казахстана. Именно Александра и воспитывала дочь Федоровой Викторию, которая долго называла тетку своей мамой.

Вторая сестра, Мария, была осуждена на 10 лет, но умерла в Воркуте, не отбыв полностью срок.

Артистка отсидела девять лет, выйдя на свободу в 1955 году, через два года после смерти Сталина. Но чем могла не угодить КГБ пожилая женщина в 81-м? Дело в том, что ее дочь в 1975 году эмигрировала в США, к отцу. Федорова приезжала к Вике в Америку три раза. В первый свой приезд Зоя Алексеевна даже встретилась со своим бывшим возлюбленным Джексоном Тейтом. В 81-м она начала собирать документы на выезд на постоянное место жительство в Штаты. Но ей отказали, а вскоре в ее квартире оказался убийца.


Любители бриллиантов

Чтобы найти убийцу известной актрисы, оперативники начали допрашивать всех ее знакомых. Но они не ожидали, что придется опросить около четырех тысяч человек. В записной книжке советской звезды были обнаружены более двух тысяч телефонных номеров, и 1400 почтовых адресов, как московских, так и из других городов.

По воспоминаниям следователей, они познакомились практически со всеми сотрудниками «Мосфильма», артистами и режиссерами, общавшимися с Федоровой. Милиционеры понимали, что убийца кто-то из этих четырех тысяч человек. Но они что-то упускали из виду. И тогда было решено вновь выехать на место преступления.

При повторном осмотре была обнаружена незаметная дверь, которая вела в небольшую кладовку. В темной комнате от пола до потолка на полках стояли сумочки Зои Алексеевны. Обыскав каждую из них, сотрудники уголовного розыска нашли несколько тысяч рублей и золотые украшения. А также бирки, срезанные с ювелирных изделий.

По воспоминаниям следователей, они еще при первом осмотре собрали целую гору этикеток. Но на этот раз маленькие картонки валялись в чулане на полу, полках и исчислялись сотнями. Оперативники насобирали два полиэтиленовых пакета. Но куда делись драгоценности? Тогда говорили, что Зоя Алексеевна держала ювелирные украшения в огромном дорожном чемодане. Но он тоже исчез.

Было выдвинуто предположение, что Федорова стала жертвой так называемой «бриллиантовой мафии», к которую принадлежали жены и дети партийной элиты. Говорят, что артистка сумела войти в доверие к кремлевским любителям драгоценностей, антиквариата и картин еще в начале 70-х. И именно благодаря этим связям она сумела приобрести элитную квартиру на Кутузовском, где ее соседями были родственники Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева , председателя КГБ Юрия Андропова , главы МВД Николая Щелокова .

Выдвигалась версия, что Федорова, получив отказ в выезде на ПМЖ в Америку, могла начать шантажировать кого-то из высокопоставленных лиц. Благо, компрометирующей информации за 10 лет существования в этом привилегированном клане она накопила много. И проще было убрать ненужную свидетельницу.

Загадочная подруга


Существует еще одна версия убийства заслуженной артистки РСФСР, о которой знают немногие. Она была озвучена через тридцать с лишним лет после того, как нашли тело Федоровой. Говорят, что ее выдвигают оперативники, которые занимались этим делом, но тогда ничего раскрыть не смогли.

Когда в 82-м вовсю шли допросы знакомых актрисы, в УГРО раздался звонок: женщина, не пожелавшая назвать свое имя, сообщила, что Федорова перед смертью тесно общалась с новой подругой, у которой сын жил в США. Тогда на этот «сигнал» не обратили внимания. А уже потом, спустя годы, один из следователей предположил, что именно эта новая подруга и была убийцей Зои Алексеевны.

Как выяснили милиционеры, незадолго до гибели артистка купила кольцо с бриллиантом стоимостью около 50 тысяч рублей (цена «Волги» была около 12 тысяч, а средняя зарплата - около 200 рублей). Естественно, этого кольца в квартире убитой не нашли. Как предполагают следователи, именно оно и стало причиной гибели актрисы. Новая приятельница Федоровой собиралась эмигрировать в США, но, в отличие от Зои Алексеевны, она получила разрешение на выезд и уже имела билет на самолет.

Версия выглядит примерно так. Подруги встретились незадолго до отъезда. Федорова хотела передать через эту женщину своей дочери то самое кольцо с бриллиантом. Актриса, которая всегда была очень осторожной, решила обезопасить хоть как-то свою «посылочку» и сообщить дочери номер рейса, на котором прилетит из СССР приятельница с кольцом. А вот это как раз в планы новой подруги не входило. Она надеялась забрать кольцо и обеспечить себе безбедное существование в первые месяцы на чужбине.

Следователи установили по положению головы убитой, по тому, как она была повернута к телефону, как актриса держала трубку, что это не Федорова намеревалась позвонить, а ей позвонили. И именно во время звонка и раздался выстрел. Актрису обнаружили в очках, которые считались домашними. Они были старые, немодные и совершенно не шли артистке. Скорее всего, жертва намеревалась прочесть какой-то документ. И если следовать этой версии, то это был билет на самолет.

Также не стоит забывать, что убийца причесал свою жертву после выстрела. То есть он хорошо к ней относился и даже пожалел. Возможно, это могла быть та самая загадочная новая приятельница, которая помимо кольца прихватила и другие драгоценности актрисы.

37 лет назад не стало актрисы Зои Федоровой. Сегодня это дело считается одним из самых таинственных, ведь оно до сих пор не раскрыто. В убийстве бабушки разбирается ее внук Кристофер, который ради этого в очередной раз приехал в Россию из США.

Зоя Федорова считалась одной из самых красивых актрис Советского Союза, но судьба у нее была очень непростой. Звезда фильмов «Подруги» и «Встречный» была приговорена к 25 годам лишения свободы в лагерях строгого режима, подвергалась гонениям из-за связи с иностранным гражданином. А 10 декабря 1981 года Зои Федоровой не стало. Близкие обнаружили актрису в квартире: 74-летняя Зоя Алексеевна сидела за столом, с телефонной трубкой в руках и запрокинутой головой.

Поговаривали, что Федорова была причастна к секретным операциям КГБ, а также входила в «бриллиантовую мафию», занималась скупкой и перепродажей драгоценных камней. Ранее предполагалось, что именно связь с криминальным миром стала причиной ее смерти. Недавно в Россию в очередной раз приехал внук актрисы Кристофер, чтобы поставить точку в этом запутанном деле.

«Мне трудно получить ответ на вопрос о том, что случилось в тот роковой вечер, когда убили мою бабушку. Я считаю, что от меня скрывают правду, и я хотел бы ее узнать», - рассказал Кристофер в студии передачи «Пусть говорят».

В программе появилась вдова племянника актрисы Александра Федорова. Она уверена: Зою Алексеевну убила ее близкая подруга Маргарита Набокова.

«Мы все так думаем: Маргарита договорилась с ней о встрече. Тогда как объяснить, что в день убийства Зоя Алексеевна была в стареньком халате?! К приходу корреспондента или другого чужого человека она бы оделась получше», - выдвинула свою версию Александра Александровна.

Еще один важный момент: в двери Зои Федоровой в день убийства находилась записка от Набоковой, в которой говорилось, что Маргарита приходила к Федоровой, но та не удосужилась открыть дверь. Именно поэтому близкие актрисы предполагают, что этот клочок бумаги стал отвлекающим маневром. Более того, Набокова не попала под внимание правоохранительных органов. Это может говорить о том, что Маргарита являлась исполнительницей преступления. Примечательно: несколько месяцев спустя после смерти Зои Алексеевны не стало и Набоковой.

На передаче также присутствовал историк Федор Раззаков, который написал книгу об убийстве Зое Федоровой. Он собрал все версии об убийстве актрисы, которые существуют на данный момент.

«Преступление совершили профессионалы своего дела. Оно готовилось достаточно долго, составлялся его план. Преступник вошел с улицы, поднялся на чердак. Прошел через три секции, спустился, убил и исчез. Никто его не видел», - Раззаков озвучил свою версию произошедшего.

В конце программы стало ясно одно: данное дело так же продолжает оставаться нераскрытым. Существует много версий, зацепок по этому нему, в круг подозреваемых входят родные и друзья Зои Алексеевны, но имя убийцы так и не названо.