Почему растаяла снегурочка занятие в средней группе. Почему растаяла Снегурочка? Конспект занятия «Почему растаяла Снегурочка?»


Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе:
«Почему растаяла Снегурочка?»
Интеграция образовательных областей: "Познание", "Речевое", "Физическая культура".
Цель: Дать детям представление о превращении снега в зависимости от температуры.
Образовательные задачи:
-Расширить представление детей о свойствах снега и льда.
Развивающие задачи:
-Развивать связанную речь, умение вести диалог.
-Учить вести сравнение.
-Развивать мышление, память.
-Развивать познавательный интерес к окружающему миру.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать любознательность и интерес к новому.
Предварительная работа:
-Чтение русской народной сказки "Снегурочка".
-Целевые прогулки с наблюдением за снегом и льдом.
-Беседы о явлениях природы -снег, мороз, лед.
-Опыты и эксперименты со снегом и льдом на прогулке.
Оборудование и материал: Емкости со снегом, емкости со льдом и водой, снежинки.
Вид деятельности: Игровая, познавательно-исследовательская.

Непосредственная образовательная деятельность
Вводная часть:
Звучит тихая музыка. Педагог читает стихотворение М. Познанской "Снег идет".
Тихо, тихо снег идет, Белый снег,мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.. От калитки мы с трудом
К дому стежку проведем,
Выйдет мама на порог,
Скажет:"Кто бы это мог Провести дорожку
К нашему порожку?".
Основная часть:
Дети, к нам в гости пришла Снегурочка. (Входит взрослый в костюме Снегурочки).
Снегурочка: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуй, Снегурочка!
Снегурочка: Я пришла к вам в гости из русской народной сказки"Снегурочка".
Дети, скажите какое сейчас время года? (Зима). Какая погода бывает зимой?
(Холодная, морозная).
Снегурочка: Правильно. Холодная погода мне очень нравится!
Воспитатель: А почему Снегурочка любит холодную погоду?(Снегурочка из снега).
Воспитатель обобщает ответы детей:"Правильно. Снегурочка любит зиму потому,что дедушка с бабушкой слепили ее из снега. Если будет тепло Снегурочка растает. В
гости к детям Снегурочка приходит зимой и только на праздник Нового года.

Снегурочка предлагает поиграть детям поиграть в
" Выпал беленький снежок".
(Дети стоят полукругом, выполняя движения в соответствии с текстом стихотворения) :
Выпал беленький снежок, (Дети приседают.)
Собираются в кружок. (Образуют круг.)
Мы топаем, мы топаем! (Топают ногами.)
Будем весело плясать. (Кружатся во круг себя.)
Будем ручки согревать. (Потирают ладони.
Мы похлопаем,мы похлопаем! (Хлопают.)
Будем прыгать веселей, Чтобы было потеплей.(Прыгают.)
Мы попрыгаем, мы попрыгаем!
Снегурочка: Дети, я принесла вам немного снега для того, чтобы вы за ним понаблюдали.
Педагог: Снегурочка, мы обязательно понаблюдаем за снегом и посмотрим во что превратится снег в теплой комнате.
Педагог: Ой, Снегурочка, скоро новогодний праздник! Тебе нужно торопиться домой!
Снегурочка: Дети, Скоро Новый год, и я обязательно приду к вам вместе с Дедушкой Морозом. На память о нашей встрече мне хочется подарить вам снежинки.
(Снегурочка дарит детям красивые снежинки, прощается и уходит.)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть снежинки на бумажных листах темного цвета, словно на вечернем небе.
Дети, мы с вами наблюдали за снежинками на прогулке. Как они кружились в воздухе, покажите! (Дети кружатся в медленном темпе). Когда летят много снежинок это явление называется снегопад! А что произойдет если снежинку поймать рукой?(Она растает). А почему?(Потому, что ладошка теплая.) Давайте посмотрим, во что превратился снег который принесла Снегурочка? (В водичку). Правильно. А на холоде водичка превратится в лед. Воспитатель вносит в группу заранее замороженную в формочках воду и предлагает рассмотреть и потрогать кубики льда. Дети определяют свойства льда.(Холодный, прозрачный, твердый). Воспитатель опускает лед в воду и объясняет что, лед не тонет, а плавает и медленно тает в воде.

Заключительная часть:
Холодной зимой снег укрывает землю и под снегом зимуют растения, насекомые, снег помогает им пережить сильные морозы. Лед толстым слоем покрывает реки, чтобы все живое (рыбки и т. д.) в реке не погибло от холода.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.
МАТЕРИАЛ. Снегурочка – кукла; снег в емкости; лед в формочках; снежинки, вырезанные из бумаги; темный лист бумаги для выкладывания снежинок; темные листы бумаги (на каждого ребенка); белая гуашь, кисти № 5, баночки с водой, салфетки; большая емкость с водой; пластилин для лепки снеговиков.
ХОД ЗАНЯТИЯ. Звучит тихая музыка.
Педагог читает стихотворение М. Познанской «Снег идет»:
Тихо, тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
От калитки мы с трудом
К дому стежку проведем,
Выйдет мама на порог,
Скажет: «Кто бы это мог
Провести дорожку
К нашему порожку?»
Входит Снегурочка (воспитатель вносит куклу) и вносит в группу емкость со снегом.
Снегурочка (воспитатель говорит измененным голосом): Здравствуйте, дети! Я пришла к вам в гости из русской народной сказки «Снегурочка».
Дети: Здравствуй, Снегурочка!
Снегурочка: Дети, какое сейчас время года? Какая погода бывает зимой?
Воспитатель обобщает ответы детей: «Зимой погода бывает разной: морозной, снежной, ветреной, солнечной».
Снегурочка. Морозная погода мне очень нравится! Я принесла вам немного снега. Дети как вы думаете, что произойдет со снегом в комнате?
Воспитатель. Снегурочка, мы обязательно понаблюдаем за снегом и посмотрим, что произойдет в помещении. Дети, почему Снегурочка любит холодную погоду?
Педагог обобщает ответы детей: «Снегурочка любит зиму, потому что дедушка и бабушка слепили ее из снега. Если будет тепло, Снегурочка может просто растаять. В гости к детям Снегурочка приходит зимой и только на новогодний праздник. А на празднике она не тает, потому что в Новый год происходят разные чудеса! Каждый год мы ждем встречи с Дедушкой Морозом и Снегурочкой».

Снегурочка предлагает детям поиграть в подвижную игру «Выпал беленький снежок».
Дети стоят кружком, выполняя движения в соответствии текстом стихотворения:
Выпал беленький снежок, (Дети приседают.)
Собираемся в кружок. (Образуют круг.)
Мы потопаем, мы потопаем! (Топают ногами.)
Будем весело плясать, (Кружатся вокруг себя.)
Будем ручки согревать. (Потирают ладони.)
Мы похлопаем, мы похлопаем! (Хлопают в ладоши.)
Будем прыгать веселей, (Прыгают.)
Чтобы было потеплей. (Прыгают.)
Мы попрыгаем, мы попрыгаем! (Прыгают.)
Воспитатель. Ой, Снегурочка, у нас в группе тепло тебе надо торопиться домой.
Снегурочка. Да, жарко у вас, мне нужна прохлада, пойду к Дедушке Морозу, домой. А на память о нашей встрече мне хочется подарить вам снежинки.
Снегурочка дарит детям красивые снежинки, прощается и уходит.
Воспитатель. Дети, давайте разложим снежинки на темном фоне, словно на вечернем небе белые снежинки! Посмотрите, какие красивые снежинки нам подарила Снегурочка!
Дети любуются красотой снежинок, рассматривают их строение и форму.
Воспитатель. Все снежинки похожи, но все они разные, двух одинаковых снежинок не найти. Ребята, помните, как мы наблюдали на прогулке за снежинками? Как они кружились в воздухе, покажите!
Далее педагог предлагает каждому ребенку вспомнить, какие снежинки он видел на прогулке, придумать и нарисовать свою снежинку. Обращает внимание детей на то, что все снежинки имеют шесть лучиков.
Дети подходят к столу и белой гуашью рисуют снежинки на темном листе.
Воспитатель. Когда летит много снежинок, это явление называется снегопад! Вот и нас получился снегопад! А что произойдет, если снежинку поймать рукой? (Ответы детей.) Давайте посмотрим, что же произошло со снегом, который принесла Снегурочка.
Обобщает ответы детей: «Снег начал таять от тепла, превращаясь в воду. А как вы думаете, что может случиться с водой на холоде? Превратится вода в снег?»
Воспитатель вносит в группу, заранее замороженную в формочках воду, предлагает детям рассмотреть кубики льда.
Обобщает ответы детей: «Вода на морозе замерзла и превратилась в лед». Педагог предлагает детям рассмотреть и потрогать кубики льда и спрашивает:
«Какой лед?»
Дети определяют свойства льда. (Твердый, прозрачный, холодный, в ладошке тает.)
Воспитатель опускает лед в воду и говорит: «Что происходит со льдом в воде? Лед не тонет, а плавает на поверхности воды и медленно тает. В сказке дедушка с бабушкой слепили Снегурочку из снега. Наступила весна, пригрело солнышко, и Снегурочка растаяла. А наша Снегурочка ушла на мороз и не растает. Дети, как вы думаете, что еще можно слепить из снега? (Ответы детей.) Из снега можно слепить снеговика с морковкой вместо носа или сделать снежные постройки. Холодной зимой снег укрывает землю и под снежным покрывалом зимуют растения, насекомые, снег помогает им пережить сильные морозы. Лед толстым, прочным слоем покрывает водоемы, чтобы все живое не погибло от холода. Вот о каких удивительных свойствах льда и снега вы сегодня узнали».
В свободное время педагог предлагает детям слепить снеговиков из пластилина.
На прогулке дети лепят снеговика из снега.

КОНСПЕКТ НОД

Подготовила и провела воспитатель

средней группы «Б» Боушева Н.А

«ПОЧЕМУ РАСТАЯЛА СНЕГУРОЧКА?»

Цель: Развивать познавательный интерес.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ .

  1. Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда.
  2. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.
  3. Воспитывать усидчивость, умение слушать не перебивая друзей.

МАТЕРИАЛ . Снегурочка – кукла; снег в емкости; лед в формочках; снежинки, вырезанные из бумаги; темный лист бумаги для выкладывания снежинок; темные листы бумаги (на каждого ребенка); белая гуашь, кисти № 5, баночки с водой, салфетки; большая емкость с водой.

СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ЗАНЯТИЯМИ И ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . Чтение русской народной сказки «Снегурочка». Игры со снегом, льдом, окрашенными льдинками. Рассматривание снежинок через лупу. Чтение рассказа И.Ильина и Е.Сегала «Снежинки». Замораживание льда в формах.

Звучит тихая музыка.

Педагог читает стихотворение М. Познанской «Снег идет»:

Тихо, тихо снег идет,

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой.

От калитки мы с трудом

К дому стежку проведем,

Выйдет мама на порог,

Скажет: «Кто бы это мог

Провести дорожку

К нашему порожку?»

Воспитатель вносит куклу и вносит в группу емкость со снегом.

Снегурочка (воспитатель говорит измененным голосом): Здравствуйте, дети! Я пришла к вам в гости из русской народной сказки «Снегурочка».

Дети: Здравствуй, Снегурочка!

Снегурочка: Дети, какое сейчас время года? Какая погода бывает зимой?

Воспитатель обобщает ответы детей: «Зимой погода бывает разной: морозной, снежной, ветреной, солнечной».

Снегурочка. Морозная погода мне очень нравится! Я принесла вам немного снега.

Дети как вы думаете, что произойдет со снегом в комнате?

Воспитатель. Снегурочка, мы обязательно понаблюдаем за снегом и посмотрим, что произойдет в помещении. Дети, почему Снегурочка любит холодную погоду?

Педагог обобщает ответы детей: «Снегурочка любит зиму, потому что дедушка и бабушка слепили ее из снега. Если будет тепло, Снегурочка может просто растаять. В гости к детям Снегурочка приходит зимой и только на новогодний праздник. А на празднике она не тает, потому что в Новый год происходят разные чудеса! Каждый год мы ждем встречи с Дедушкой Морозом и Снегурочкой».

Снегурочка предлагает детям поиграть в подвижную игру «Выпал беленький снежок».

Дети стоят кружком, выполняя движения в соответствии текстом стихотворения:

Выпал беленький снежок, (Дети приседают.)

Собираемся в кружок. (Образуют круг.)

Мы потопаем, мы потопаем! (Топают ногами.)

Будем весело плясать, (Кружатся вокруг себя.)

Будем ручки согревать. (Потирают ладони.)

Мы похлопаем, мы похлопаем! (Хлопают в ладоши.)

Будем прыгать веселей, (Прыгают.)

Чтобы было потеплей. (Прыгают.)

Мы попрыгаем, мы попрыгаем! (Прыгают.)

Воспитатель. Ой, Снегурочка, у нас в группе тепло тебе надо торопиться домой.

Снегурочка. Да, жарко у вас, мне нужна прохлада, пойду к Дедушке Морозу, домой. А на память о нашей встрече мне хочется подарить вам снежинки.

Снегурочка дарит детям красивые снежинки, прощается и уходит.

Воспитатель. Дети, давайте разложим снежинки на темном фоне, словно на вечернем небе белые снежинки! Посмотрите, какие красивые снежинки нам подарила Снегурочка!

Дети любуются красотой снежинок, рассматривают их строение и форму.

Воспитатель. Все снежинки похожи, но все они разные, двух одинаковых снежинок не найти. Ребята, помните, как мы наблюдали на прогулке за снежинками? Как они кружились в воздухе, покажите!

Дети подходят к столу и белой гуашью рисуют снежинки на темном листе.

Воспитатель. Когда летит много снежинок, это явление называется снегопад! Вот и нас получился снегопад! А что произойдет, если снежинку поймать рукой? (Ответы детей.) Давайте посмотрим, что же произошло со снегом, который принесла Снегурочка.

Обобщает ответы детей: «Снег начал таять от тепла, превращаясь в воду. А как вы думаете, что может случиться с водой на холоде? Превратится вода в снег?»

Воспитатель вносит в группу, заранее замороженную в формочках воду, предлагает детям рассмотреть кубики льда.

Обобщает ответы детей: «Вода на морозе замерзла и превратилась в лед».

Педагог предлагает детям рассмотреть и потрогать кубики льда и спрашивает: «Какой лед?»

Дети определяют свойства льда. (Твердый, прозрачный, холодный, в ладошке тает.)

Воспитатель опускает лед в воду и говорит: «Что происходит со льдом в воде? Лед не тонет, а плавает на поверхности воды и медленно тает. В сказке дедушка с бабушкой слепили Снегурочку из снега. Наступила весна, пригрело солнышко, и Снегурочка растаяла. А наша Снегурочка ушла на мороз и не растает.

Рефлексия:

Дети, как вы думаете, что еще можно слепить из снега? (Ответы детей.) Из снега можно слепить снеговика с морковкой вместо носа или сделать снежные постройки. Холодной зимой снег укрывает землю и под снежным покрывалом зимуют растения, насекомые, снег помогает им пережить сильные морозы. Лед толстым, прочным слоем покрывает водоемы, чтобы все живое не погибло от холода. Вот о каких удивительных свойствах льда и снега вы сегодня узнали».

Как мы хорошо знаем из детской сказки, Снегурочка, прекрасно чувствовавшая себя во время зимы, с появлением летнего солнца растаяла и бесследно исчезла. В этом есть какая-то несправедливость, ведь она никому не делала зла.

Многие дети, даже став взрослыми, не находят ответа на вопрос, почему растаяла Снегурочка, и можно ли было этого избежать.

Откуда взялась Снегурочка?

Ни один новогодний праздник не обходится у нас без встречи с приветливой и нежной Снегурочкой, внучкой грозного зимнего воеводы деда Мороза. Она всегда сопровождает дедушку на детских ёлках, утренниках и других праздничных мероприятиях.

Между тем, о её родителях ничего не говорится – девушка будто появилась сама собой из снежной круговерти. В сказках и легендах других народов мира аналогов Снегурочки практически нет – дальней родственницей можно считать разве что Снежную королеву из сказки Г.Х. Андерсена.

Народную сказку о Снегурочке в 1869 году опубликовал русский филолог А.Н. Афанасьев, записавший эту историю в одной из поморских деревень старинного Русского Севера. В ней рассказывалось о девочке Снегурке (Снежевиночке), которую вылепили из снега бездетные дед и бабка. Снежная фигурка ожила, и дед с бабкой приняли её к себе в дом, как родную дочку.

Но скромная и послушная девочка недолго радовала стариков: однажды она с подружками пошла в лес по ягоды, и там, позавидовав полному лукошку, набранному трудолюбивой Снегуркой, злые подружки убили девочку и зарыли в лесу. На месте её могилки выросло деревце, из которого впоследствии сделали дудочку. Стоило подуть в неё, как дудочка тут же спела жалобную песенку, в которой обвинила подружек в своей смерти.


Злодейка выронила дудочку из рук, та упала на землю и разбилась, и на её месте поднялась живая Снегурка. Односельчане тут же выгнали злых соседок в лес, а Снегурка вернулась в родной дом.

Через несколько лет на основе этой сказки были созданы театральная пьеса и опера, в которых Снегурочка предстала перед публикой дочерью зимнего божества Мороза и весенней богини Лады. Девушка жила в обычной деревне среди племени берендеев, но после того, как её сердца коснулось жаркое пламя любви, растаяла, прыгнув во время летнего обряда Купальской ночи через костёр. Именно эту, повзрослевшую Снегурочку мы и встречаем ежегодно во время празднования Нового года.

Кто такая Снегурочка?

Согласно народной сказке, Снегурочка была слеплена из первого снега, по осени изобильно выпавшего на землю. В пьесе А.Н. Островского предстаёт тихой, скромной девушкой, избегающей шумных игр и предпочитающей находиться под тенистыми кронами лесных исполинов. Нет ничего удивительного, что она старалась скрываться от лучей Солнца: как известно, тепло оказывает на снег разрушительное действие.

Будучи созданной из снега, Снегурочка обладает всеми его свойствами: холодностью, спокойствием, свежей чистотой и белоснежной, изысканной красотой. Но в то же время она добра, приветлива и искренне расположена ко всем окружающим – эти качества унаследованы Снегурочкой от матери, Лады-Весны.

Почему растаяла Снегурочка?

До тех пор, пока жизнь Снегурочки была тихой и безмятежной, она была вне опасности. Избегая солнечных лучей, она могла бы прожить очень долго. Но холодная Снегурочка однажды захотела испытать любовь – чувство, поселяющее внутри человека горячее пламя. Оно и послужило причиной гибели: прыгнув через пламя священного костра Купальской ночи, снежная дева не выдержала сильного жара и растаяла.


Пламя любви послужило своеобразным катализатором внутреннего процесса, который растопил снег, составлявший её сущность. Но гибель Снегурочки избавила берендеев от гнева Ярилы-Солнца, вернула их полям плодородие, а семьям – счастье и процветание. Ну а мы твёрдо знаем, что с наступлением зимних холодов Снегурочка вернётся к людям такой же красивой, чистой и доброжелательной, какой мы привыкли её видеть каждый Новый год.