От милиции к полиции: реформа. Сколько стоило переименование

В 2011 году руководство Министерства внутренних дел пришло к пониманию несовершенства существующей структуры органов внутренних дел.

Реформа МВД России явилась очередным важнейшим шагом модернизации страны и системы государственного управления. Инициатором реформы ведомства стал Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, который в 2009-2010 гг. принял ряд принципиальных решений, касающихся оптимизации деятельности системы МВД России. Главной целью реализуемой реформы являлись создание современной и эффективной правоохранительной системы в России, формирование нового облика сотрудника XXI века.

Принципиально важной для органов внутренних дел стала еще одна инициатива главы государства, предложившего вернуться к традиционному названию профессиональной правоохранительной структуры и переименовать российскую милицию в полицию. Поскольку новый закон предусматривал формирование именно современной правоохранительной структуры полицейского типа, то данное название является абсолютно логичным и адекватным.

Основополагающей целью реформы ведомства являлись кардинальное изменение социальной роли органов внутренних дел в обществе, в первую очередь, предусматривающее постепенное вытеснение из их деятельности карательной функции.

Главной отличительной чертой полиции должна была стать ее социальная функция, выраженная в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан.

Анализ общественного мнения в 2011 году показал, что базовые потребности населения России в безопасности и защите от преступных посягательств остаются в значительной степени неудовлетворенными. Как свидетельствуют результаты опросов населения, проводимых различными социологическими центрами и службами, уровень доверия населения к правоохранительным органам, в том числе и к органам внутренних дел, на протяжении длительного времени оставался очень низким. Сложившаяся ситуация обусловлена тем, что реально ни отдельная личность, ни общество в целом не ощущают себя теми субъектами, на защиту интересов которых в полной мере направлена деятельность сил правопорядка.

Возвращение взаимного доверия между органами внутренних дел и населением - одна из самых главных задач проведенной реформы. Милиция традиционно была и остается силовым ведомством, постоянно взаимодействующим с населением. Потому новые законы и положения, регламентирующие деятельность структуры органов внутренних дел, на первое место выводят формирование партнерской модели взаимоотношений между обществом и полицией. В Федеральном законе от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» присутствует целый ряд разделов, детально регламентирующих эти отношения.

Федеральный закон «О полиции» разрабатывался в условиях высокой общественной потребности в изменении подходов к организации деятельности сил правопорядка в Российской Федерации. Закон подвел итог многомесячного общественно-политического обсуждения будущего российских органов внутренних дел, закрепив законодательную основу организации деятельности полиции в России. Закон был принят после масштабного общественного обсуждения, в ходе которого от граждан поступило более 33 тысяч откликов и конкретных предложений по совершенствованию текста законопроекта. В результате многие положения законопроекта были изменены или дополнены.

В данном правовом акте заложены принципиальные положения, направленные на повышение уровня защищенности прав и свобод граждан, эффективности деятельности полиции по борьбе с преступностью и обеспечению правопорядка. В их числе:

Общественный контроль за деятельностью органов полиции, их должностных лиц; формирование системы оценки работы подразделений полиции на основе общественного мнения и уровня удовлетворенности граждан правоохранительными услугами;

Обеспечение четкого соблюдения полномочий, предоставленных сотрудникам полиции;

Жесткие требования к профессиональной пригодности лиц, проходящих службу в обозначенной государственной структуре, постоянное совершенствование уровня профессионализма каждого сотрудника;

Развитие правоохранительной деятельности на основе использования достижений инновационных технологий и др.

В целом предполагалось, что принятие закона обеспечит условия для решения широкого круга текущих политико-правовых проблем, касающихся деятельности системы МВД России, а также вопросов социально-экономического развития страны, связанных со снижением уровня преступности, действенностью системы профилактики преступлений и правонарушений, повышением уровня защищенности личности и качества услуг, оказываемых населению правоохранительными органами.

При разработке закона о полиции одновременно ставилась задача комплексной модернизации отечественного законодательства, касающегося сферы деятельности органов внутренних дел, включая: его приведение в соответствие с достигнутым уровнем общественных отношений; устранение несогласованности, разрозненности и пробельности правового регулирования данной сферы деятельности; сосредоточение основной деятельности сил правопорядка на выполнении задач по противодействию и профилактике преступности, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также исключение дублирующих и несвойственных полиции функций Портал Краснозерского района. - www.byte54.ru .

Рабочая группа правозащитных организаций по стратегии взаимодействия с органами внутренних дел и содействию реформированию МВД была создана осенью 2008 года. В нее вошли организации, которые рассматривают вопросы соблюдения прав человека в деятельности правоохранительных органов в числе своих приоритетов. Неправительственные правозащитные организации - участники Рабочей группы - на постоянной основе занимаются правовым, информационным, экспертным сопровождением «милицейской» темы.

Предлагаемая Концепция реформирования МВД была подготовлена членами Рабочей группы по реформе МВД в январе-марте 2010 года, обсуждена и принята Рабочей группой на ее заседании 18 марта 2010 года.

Итогами реформы , согласно предлагаемой Концепции, должны были стать Концепция реформирования МВД. Правозащитная рабочая группа. - Сайт «Полит.ру» - www.polit.ru:

Разделение милиции на федеральную и муниципальную (два критерия: территориальный признак и задачи функционирования). Основными задачами федеральной полиции должны стать задачи общефедерального значения: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений по делам, где производство предварительного следствия обязательно (тяжких и особо тяжких преступлений), организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Приоритетом деятельности федеральной полиции должны стать защита потерпевших и минимизация последствий преступлений для них. Основной задачей муниципальной милиции должна стать обеспечение безопасности общества и защита интересов граждан с учетом их ожиданий от работы милиции. Деятельность муниципальной милиции должна планироваться и реализовываться с учетом особенностей и потребностей муниципального образования. Основные задачи: обеспечение безопасности личности, безопасности локальной среды, профилактика правонарушений, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам, где производство предварительного следствия не обязательно. Приоритетом деятельности муниципальной милиции должны стать профилактика правонарушений и создание комфортной, безопасной среды в муниципальном образовании. Решение этих задач должно осуществляться в повседневном взаимодействии с другими муниципальными службами.

Структурная оптимизация, в т.ч. исключение несвойственных МВД функций (предлагается упразднить медицинские вытрезвители, экспертные учреждения в системе МВД, предлагается вывести ФМС из подведомственности МВД РФ, вывести психологическую службу из системы милиции и др., предлагается развивать негосударственные формы охраны общественного порядка).

Модернизация профессионального образования и переподготовки сотрудников милиции (подразумеваются следующие направления осуществления модернизации: практико-ориентированное обучение, аттестация, приоритетность интересов людей, изменение программ подготовки, общественная экспертиза программ обучения, дифференциация профессионального обучения сотрудников полиции/милиции и «гражданского» высшего и среднего образования. Предлагаемые меры должны привести к тому, что в рамках профессиональной подготовки сотрудники милиции получат установки и навыки, позволяющие выполнять служебные обязанности, не нарушая права человека).

Совершенствование кадровой политики в системе МВД России в процессе ее реформирования (представляется целесообразным в процессе реформирования предусмотреть ряд изменений по основным критериям приема лиц на службу (работу) в систему МВД: ценз гражданства, возрастной ценз, ценз по здоровью, образовательный ценз, антикоррупционный ценз, недискриминация и соответствие структуре общества, изучение кандидатов, ответственность за прием на службу, постоянное повышение профессиональной квалификации, регулярная аттестация сотрудников внутренних дел, социальный пакет и стимулирование).

Изменение оценки деятельности милиции (в процессе реформирования важно разделить систему оценки и систему отчетности. Система оценки должна стать самостоятельной, не основанной на системе отчетности, а система отчетности стать источником надежных данных ведомственной статистики).

Повышение доверия к милиции со стороны населения через развитие прозрачности в ее деятельности (общество должно знать основные бюджетные затраты на финансирование милиции, владеть информацией о правах задержанных, иметь доступ к подзаконным актам, ограничивающим права человека; необходимо обеспечить для населения прозрачность и доступность отчетной информации милиции всех уровней, обеспечить физическую прозрачность дежурных частей, всех отделов и участков милиции, где проводятся следственные и оперативные действия, и происходит прямой контакт сотрудников милиции с гражданами, создать на улицах населенных пунктов РФ инфраструктуру указателей и объявлений о местонахождении, близлежащих отделений милиции, обеспечить доступность для населения всех административных регламентов МВД, ввести в практику систему видеонаблюдения за деятельностью милиции внутри помещений милиции, с целью оградить работников милиции и граждан от взаимных претензий и возможностей для совершения преступлений как с одной, так и с другой стороны).

Законопроект, одобренный Президентом РФ Д. А. Медведевым, был предварительно выдвинут на общественное обсуждение, и после внесения ряда поступивших от населения поправок вступил в силу с весны 2011 года.

Дмитрий Медведев: «Полиция должна соответствовать современным требованиям»

Давая комментарий телеканалу «Россия» на эту тему, Президент РФ Дмитрий Медведев отметил, что дело не в смене названия, а в том, чтобы иметь эффективную правоохранительную структуру. Дмитрий Анатольевич говорил, что к милиции накопилось много вопросов: законодательство, облик, приемы работы МВД еще советские, они устарели. Милиция (полиция) должна соответствовать уровню развития экономики и общества, подчеркнул он.
Медведев также заявил о необходимости изменения не только законодательства о милиции (полиции), финансирования структур МВД, в том числе, улучшения материальной базы, но и символа правоохранительного органа, которым является и название: милиция – это добровольные формирования для защиты общественного порядка, если вспомнить историю. Профессионалы же во всем мире называются полицией. Тут речь не об идеологии, а о констатации факта, добавил Д. А. Медведев.

Владимир Путин: «Главное – изменить содержание работы»

Владимир Путин, будучи главой правительства РФ, сказал на брянском форуме «Развитие Центральной России – 2011 – 2012», что «реформы в правоохранительной сфере давно назрели, и смысл предложения Дмитрия Анатольевича выражался в том, чтобы изменить не название, а содержание работы этих ведомств, обновить кадровый состав, проделать структурные изменения, повысить уровень материального благосостояния сотрудников (до 30 – 35 тысяч рублей для начинающих)». Путин сказал, что цель правильная, действия по реформе правоохранительных органов востребованы, а общество должно оценить изменения по их результату, на который нужно работать.

Хинштейн заявил о необдуманных сокращениях подразделений МВД

Депутат Госдумы РФ Александр Хинштейн высказался в одном из телеинтервью, что главной целью реформы МВД стало сокращение личного состава любой ценой на 22%, причем максимальному сокращению подверглись наиболее работоспособные подразделения – те от кого зависит поддержание общественного порядка – ППС. Хинштейн сказал, что на 24% вся патрульно-постовая служба в структурах МВД России была сокращена, а в Самарской области – даже на 45%. По информации депутата, в ходе реформы было упразднено 970 отделений внутренних дел, в 75% городов и районах с населением ниже 30 тысяч человек нет отделов МВД. Хинштейн в целом назвал кампанию по реформированию милиции-полиции неудовлетворительной именно из-за массовых сокращений сотрудников МВД в ряде подразделений.
Лидер фракции ЛДПР В Госдуме Владимир Жириновский привел число уволенных в результате реформы сотрудников милиции – 200 тысяч человек.

Сколько стоило переименование

По предварительной официальной информации, озвученной МВД РФ осенью 2010 года, на все процедуры, связанные с переименованием милиции в полицию уйдет более 2 миллиардов рублей. Одна только смена нагрудных жетонов сотрудников правоохранительных органов должна была обойтись в половину этой суммы. Еще полмиллиарда планировали потратить на новые таблички для зданий подразделений МВД и другую символику. Основные расходы предстояли в связи с увеличением зарплат сотрудникам – на это собирались изыскать 22 миллиарда рублей.
В начале 2013 года Счетной палатой на заседании Госдумы была названа сумма деятельности по реформированию системы МВД в «более миллиарда рублей». Депутаты подтвердили, что вышеупомянутые 1,125 млрд потрачены только на изготовление новой формы, нагрудных знаков, печатей, удостоверений. Сумма в 770 миллионов потрачена на переоформление документов и другие нужды.

21 января 2010 на заседании ассоциации юристов России с участием главы МВД Рашида Гумаровича Нургалиева Сергей Вадимович Степашин заявил, не раскрывая сути нововведения: «Милиции общественной безопасности, насколько я знаю - её больше не будет. И наверное, создание профессиональной полиции - это решение абсолютно правильное».

На этот раз власти дали понять, что всерьёз намерены довести реформу до конца, а также приняли решение приобщить к составлению закона рядовых граждан. 6 августа 2010 года президент России Дмитрий Медведев на совещании по вопросам реформирования МВД предложил уже на следующий день предоставить законопроект «О милиции» для всеобщего обсуждения в интернете.

Тогда же, 6 августа 2010 года, Дмитрий Медведев предложил переименовать милицию в полицию .

Нам нужны профессиональные люди, сотрудники, которые эффективны, честно и слаженно выполняют свою работу. Поэтому я считаю, что пришла пора вернуть органам правопорядка их имя - полиция.

Таким образом, 7 августа 2010 года был предложен новый законопроект «О полиции» (тот же законопроект с изменёнными названиями «милиция» на «полиция»).

В целом, новый законопроект является продолжением политики, обратной той, которая проводилась в реформе 2002 года, то есть ещё большей централизации. Упраздняются институты милиции общественной безопасности и криминальной милиции. В отличие от милиции, частично подчинённой власти субъекта федерации, полиция с субъектом федерации (по законопроекту) не связана.

В уникальном для России онлайн-обсуждении законопроекта «О полиции» приняло участие около 5 миллионов человек. В результате, законопроект, по сравнению с первоначальным видом, претерпел значительные изменения, связанные с полномочиями новой структуры. В частности, были исключены положения о том, что полицейские могут беспрепятственно проникать в помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территории, земельные участки и в помещения, занимаемые общественными объединениями и организациями, а также вызывавшая наибольшую критику «презумпция законности» полиции («требования сотрудника полиции, обращенные к гражданам и должностным лицам, и предпринимаемые им действия считаются законными до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке не будет установлено иное»), хотя по мнению оппозиционных политиков данная формулировка была лишь завуалирована, а не исключена.

Законопроект был принят в первом чтении 10 декабря 2010 г. Первоначально планировалось, что новый закон вступит в силу уже с января 2011 года, затем сроки перенесли на март.

По результатам прошедшего всенародного обсуждения законопроекта «О полиции» гражданами, представителями общественности, экспертами было сформулировано и представлено большое число полезных и важных замечаний и предложений. Неудивительно, что текст документа, направленный Президентом России в Государственную Думу, был существенно скорректирован – как кажется нам, его разработчикам, безусловно, улучшен, доработан в интересах общества и граждан. В целом и изменения, и дополнения могут быть сгруппированы в несколько условных смысловых блоков, которые хотелось бы представить вниманию общественности.

МОСКВА, 27 дек - РИА Новости. Продолжение реформ двух центральных правоохранительных ведомств России - МВД и Следственного комитета, вступление в силу договора СНВ, появление института добровольных пожарных и принятие на вооружение ракеты "Булава" - главные ожидаемые события 2011 года, по версии силовой редакции РИА Новости.

1. Полиция нас сбережет

Вероятно, одной из самых обсуждаемых тем наступающего года в России станет продолжение реформы органов внутренних дел. В рамках преобразований в 2010 году был разработан законопроект "О полиции" , который, как ожидается, вступит в силу 1 марта 2011 года. Этот законопроект - впервые в истории страны - был вынесен на обсуждение общественности в интернете, и некоторые из высказанных гражданами предложений внесли в проект закона, поступивший затем в Госдуму.

Реформа милиции была инициирована президентом после ряда резонансных происшествий с участием сотрудников правоохранительных органов, самым громким из которых стал расстрел посетителей супермаркета в Москве, за которое пожизненный срок получил начальник ОВД "Царицыно" майор милиции Денис Евсюков.

В ходе реформирования органов внутренних дел российская милиция сменит название на полицию, избавится от многочисленных избыточных функций, а число сотрудников до 1 января 2012 года будет сокращено на 20%. Министр внутренних дел Рашид Нургалиев заверил, что в полицию войдут только лучшие из лучших. К кандидатам будут предъявляться повышенные требования, все они пройдут переаттестацию.

Вместе с реформированием органов внутренних дел в 2011 году преобразования продолжатся и в главном следственном органе России - Следственном комитете. Его планируется отделить от прокуратуры в самостоятельное ведомство, оно займется наиболее сложными преступлениями, расследование которых сейчас распределено между четырьмя структурами - собственно, СКП, а также МВД, ФСБ и Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков.

Ожидается, что закон "О Следственном комитете" вступит в силу в начале 2011 года.

3. Ратификация СНВ