Невзрывные заграждения. Противотанковые заграждения и их устройство

В оборонительном бою одной из важнейших задач войск является уничтожение наступающего противника огнем. Понятно, что нанести потери противнику можно только хорошо организованным метким огнем, почему войска и строят себе окопы, дающие большие удобства для ведения огня.
Но этого еще недостаточно. Улучшая условия своей боевой работы, войска одновременно стремятся так приспособить (изменить) местность, чтобы затруднить действия противника, задержать его под своим огнем и заставить нести большие потери. Для этого войска пользуются различными заграждениями и разрушениями.
Заграждения и разрушения применяются не только при обороне, но и при отступлении, чтобы задержать наступающего противника и нанести ему потери, а иногда и при наступлении, чтобы оградить свои фланги от обхода.
В современном бою необходимо задерживать продвижение не только пехоты, но и автобронетанковых войск, т. е. прежде всего танков. Поэтому современные заграждения делятся на противопехотные и противотанковые.
Заграждения всегда нужно строить так, чтобы они задерживали танки и пехоту противника, под действительным огнем противотанковых орудий и пулеметов.
При устройстве различных заграждений и разрушений войскам очень часто приходится пользоваться взрывчатыми веществами, чтобы усилить действие заграждений или произвести необходимые разрушения; поэтому прежде всего необходимо познакомиться с этими веществами.

Противотанковые заграждения (препятствия)

Современные танки обладают очень большой проходимостью, и нападения их можно ожидать почти на всякой местности. Естественными препятствиями для танков являются лишь густые старые бездорожные леса, глубокие (более 1 метра) топкие болота, глубокие овраги и обрывы со склонами круче 45°, рубленый лес, если между пнями танк не пройдет, а высота пней более 0,5 метра. Глубокие (более 1,5 метров) и широкие (более 3 метров) реки и озера также являются естественным препятствием для всех танков, кроме плавающих (амфибий).
Понятно, что войска, располагаясь на местности, прежде всего стараются использовать все имеющиеся естественные препятствия, чтобы защитить свою позицию (или место отдыха) от внезапного нападения танков. Очевидно, что этих препятствий всегда будет мало: они если и прикроют войска, то лишь в некоторых отдельных направлениях. Большая же часть участков местности всегда будет доступна для танков. На таких участках и организуют огневую (артиллерийские орудия) и инженерную противотанковую оборону, основным правилом устройства которой является умелое сочетание огня с заграждениями.
Искусственные противотанковые заграждения могут быть очень многих видов. Из них выбирают те, которые можно легче и быстрее сделать на данной местности, лучше замаскировать и надежнее прикрыть огнем своей артиллерии.

Устраивая заграждения, часто можно использовать местные препятствия. При соответствующем усилении эти препятствия становятся не проходимыми для танков или замедляют их движение, что облегчает нашей артиллерии борьбу с танками. Например, если а редком лесу срубить часть деревьев, оставив высокие пни и повалив деревья так, чтобы между ними не было проходов, то получится завал, преодолеть который танкам будет очень трудно. Можно также натянуть на опушке рощи на высоте около 1 метра прочный стальной канат.
Неглубокую речку и даже ручей можно превратить в заграждение, устроив плотину, благодаря которой вода поднимется и затопит берега. На глубоких реках, чтобы сделать их не проходимыми также и для плавающих танков, устраивают завалы, подводные надолбы (сваи), эскарпирование берегов и т. д.
Недостаточно крутой склон оврага или горки можно сделать более крутым, срезав землю лопатами или специальными инженерными машинами, - получится так называемый эскарп, или контрэскарп.
Зимой противотанковое препятствие можно сделать из снежных валов высотой 1,5-2 метра и толщиной 3,5-5 метров.
Наконец, одним из лучших препятствий против танков служат специальные противотанковые мины, запас которых войска всегда возят с собой. Противотанковые мины представляют собой заряд сильного взрывчатого вещества, заключенный в металлическую оболочку. Взрыв мины происходит только под тяжестью танка. Некоторые виды заграждений танки могут преодолевать благодаря большой скорости движения, как бы перелетая через них с разбегу. Чтобы быстроходные танки не могли преодолевать заграждений, нужно перед заграждениями устраивать дополнительные земляные валы, глубоко вспаханные полосы и т. п. Тогда танк пойдет на основное препятствие с меньшей скоростью и ему труднее будет его преодолеть.
Противотанковые мины расставляются на дорогах и наиболее открытых участках так, чтобы между ними не мог пройти танк. Взрыв мины перебивает у танка гусеницу и останавливает его.
На дорогах, особенно на трудно обходимых участках их (мост через глубокий овраг или реку, горное ущелье, гать на болоте, глубокая выемка колеи, высокая насыпь, узкая просека в густом лесу), широко применяют также различные виды разрушений и специальные заграждения. Прежде всего обычно разрушают мосты, так как обход их или восстановление - дело нелегкое и может значительно задержать войска вообще, а танки и прочие тяжелые войсковые грузы в особенности. Чаще всего мосты взрывают. Деревянные мосты можно иногда сжечь или подрубить (подпилить) их устои. Мосты на плавучих опорах (на плотах или на лодках) можно разобрать или затопить. На дорогах устраивают воронки, растаскивают гати, делают завалы (в лесу) или перекапывают дорогу глубоким и широким рвом.
Одним из главных условий устроения противотанкового заграждения является его трудное обнаружение. Так например снежный вал направлен своей пологой стороной к противнику с расчётом на то, что водитель танка не увидит препятствие и заедет на него спутав вал с естественной возвышенностью. В результате в конце снежного вала танк просто «клюнет» носом в землю, превратившись тем самым в лёгкую цель для противотанковой артиллерии и даже для пехотинцев с ручными противотанковыми гранатами. Туже цель преследует и контрэскарп.

Преодоление заграждений

Войскам приходится не только строить заграждения, но и преодолевать их. Чтобы успешно преодолевать заграждения я не нести излишних потерь, прежде всего необходима тщательная разведка их. Разведка эта должна определять точные границы заграждения, характер его устройства, как оно обороняется, какие материалы необходимы для восстановительных работ и, что особенно важно, какие участки заграждения легче преодолевать, есть ли удобные подступы к ним и нельзя ли обойти заграждение. Разведка заграждений производится фотографированием их с самолетов и непосредственным осмотром и изучением их на месте.
Для непосредственной разведки заграждений посылаются специальные партии разведчиков, в число которых включаются саперы и химики. Все обнаруженные заграждения и проходы в них разведчики обозначают условными знаками, немедленно донося о результатах разведки выславшему их командиру. Если. есть возможность, то разведчики сразу же устраняют некоторые из заграждений или делают в них проходы (убирают или подрывают обнаруженные мины и фугасы, устраивают проходы в завалах).
При преодолении заграждений с боем танки, мото-мехчасти и пехота небольшими группами стараются проникнуть через обнаруженные разведчиками проходы или обходят заграждения и атакуют противника, чтобы облегчить дальнейшую работу по расширению проходов и преодолению заграждений.
Устройство проходов или устранение заграждений производятся войсками различными способами в зависимости от вида заграждения я обстановки.
Проволочные сети разрушаются и растаскиваются танками или разрушаются артиллерией, а иногда, при благоприятных условиях, подрываются саперами с помощью удлиненных зарядов. Когда противник слабо охраняет свои заграждения, ночью, в дождь или снег разрушать проволочные сети может и пехота с помощью ножниц для резки проволоки.
Для устройства прохода в наэлектризованном препятствии надо либо полностью разрушить отдельный участок его так, чтобы оставшиеся проволоки нигде не были соединены друг с другом, либо отвести ток в землю. Разрушить проволочные заграждения могут танки, двигаясь не только поперек, но и вдоль препятствий. Окончательную расчистку прохода выполняют саперы в специальных костюмах из медной сетки. Боец в таком костюме может свободно касаться наэлектризованной проволоки, так как ток по сетке уйдет в землю, а не пойдет по телу. Для того чтобы отвести ток в землю, те же бойцы в костюмах набрасывают или присоединяют к заграждению толстую проволоку, другой конец которой надежно заземляют (закапывают поглубже оставшийся моток проволоки). Когда ток отведен в землю, препятствие устраняют обычным порядком, т. е. его растаскивают танками, разрушают артиллерией или подрывают.
Противотанковые мины и фугасы выкапывают или подрывают. Самовзрывные фугасы и ловушки обезвреживаются саперами после тщательного ознакомления с техникой их устройства.
Завалы растаскивают с помощью танков или деревья распиливают и по частям откатывают в стороны. Если есть возможность безопасно подвезти тракторы, то завалы растаскивают с их помощью. Небольшие завалы с успехом можно взрывать сильными удлиненными зарядами.
Участки, зараженные ОВ (УЗ), преодолеваются с помощью войсковых средств ПХО или силами химиков.
Преодоление заграждений при атаке оборонительной полосы противника, и особенно внутри ее, требует дружной работы всех родов войск.

Виды противотанковых заграждений

1. ПРОТИВОТАНКОВЫЙ ЁЖ

Противотанковый ёж - простейшее противотанковое заграждение, представляющее собой объёмные шестиконечные звёзды. Ежи менее эффективны, чем минные и прочие заграждения, зато их можно в больших количествах изготавливать из подручных материалов без применения высоких технологий.
Ёж делают из трёх кусков стального проката (обычно двутавра - рельс, уголок и т. д. менее прочны) таким образом, чтобы концы балок образовывали октаэдр. Соединяют балки заклёпками на косынках (конструкция должна выдерживать вес танка - до 60 тонн). На ежах промышленного производства оставляют отверстия для колючей проволоки, одну из балок делают съёмной. Чтобы осложнить работу вражеским сапёрам, ежи можно соединять цепями или тросами, минировать территорию вокруг и т. д.
Ежи устанавливаются на твёрдом грунте (лучше всего подходит асфальтовое покрытие улиц). Бетон не годится - по бетону ёж будет скользить. На слабых грунтах ежи мало действительны, так как танк вдавливает их в землю и легко проходит по ним. Если танкист попытается оттолкнуть ёж, тот перекатывается под днище, и танк оказывается поднятым. Гусеницы теряют сцепление с землёй, танк начинает буксовать и зачастую оказывается неспособен съехать с ежа. Обороняющимся силам остаётся только уничтожать остановившиеся танки и не давать танкистам растащить ежи буксирными тросами. А если противник повёл танки другим путём - противотанковая оборона тем более выполнила свою задачу.
Ежи имеют размер около 1 м в высоту - больше дорожного просвета танка, но ниже его лобового листа. Нецелесообразно делать ежи бо́льших размеров - ёж, который окажется выше лобового листа, танк легко сдвинет. Ежи превышающие эти размеры должны быть укреплены в грунте (вбитые в грунт сваи) или связаны между собой 6мм проволокой по крайней мере в три нитки.

2. ПРОТИВОТАНКОВЫЙ РОВ

Рвы могут быть различных профилей - в виде правильной и неправильной трапеции или равностороннего и не равностороннего треугольника.
Недостатком рвов в виде неравностороннего треугольника и неправильной трапеции является то, что пехота противника может, накапливаясь в них, использовать их как прикрытие и танки могут войти в него. Но объем работ значительно меньше, чем при постройке рвов равносторонних и трапецеидальных.
Рвы в виде равностороннего треугольника можно устраивать в сухих песках.
Все эти препятствия требуют хорошего фланкирования, так как ни фронтальным, ни косоприцельным огнем они не простреливаются.
Рвы применяются в равнинной местности, с низким уровнем грунтовых вод, где невозможно построить другие, менее трудоемкие препятствия.

3. ПРОТИВОТАНКОВЫЙ ЭСКАРП И КОНТРЭСКАРП

Эскарпы и контрэскарпы строят на местности холмистой, с крутыми скатами или по берегам рек. Контрэскарпы в виде рва можно возводить и на слабо пересеченной местности, если она постепенно повышается в нашу сторону. Эскарпы и контрэскарпы менее трудоемки, чем рвы, и поэтому при рекогносцировке необходимо всемерно использовать все естественные скаты местности.
Эскарпы имеют тот недостаток, что противник при известных условиях может использовать их как защиту от нашего огня при накоплении. Контрэскарпы этого недостатка не имеют, так как подходы к ним открыты и простреливаются всеми видами огня. Кроме того, контрэскарп не виден противнику, что является немаловажным преимуществом, хотя с помощью различных приспособлений его легче преодолеть. Практика показала, что при большой скорости танк, преодолевая контрэскарп, настолько зарывается при падении в землю, что становится совершенно беспомощным и требует нескольких часов отрывки специальной командой. Контрэскарп ввиду возможности наблюдения и обстрела всех подходов к нему является лучшим препятствием, чем эскарп.

4. «ТРАНШЕИ» и «МОГИЛКИ»

На местности с высоким уровнем грунтовых вод можно возводить систему «траншей» или «могилок». Вследствие различного направления «могилок» танк, если он пойдет через них, сядет брюхом на «целики» между «могилками». Объем отрывки «могилок» хотя и большой, но работа легче, поскольку глубина небольшая. Недостаток этой системы тот, что пехота противника может использовать «могилки» в качестве укрытия, поэтому нужно отрывать их так, чтобы на дне на 25-50 см стояла вода, переплетать проволокой и усиливать противотанковыми и противопехотными минами. Система «могилок» может обстреливаться как фланговым, так и фронтальным огнем.

5. ПРОТИВОТАНКОВЫЕ НАДОЛБЫ

Препятствия из дерева или железа - надолбы. Деревянные надолбы имеют тот недостаток, что, будучи пробитые пулями или снарядами, они легко ломаются под тяжестью движущегося танка; поэтому их следует применять в комбинации со рвами, хотя бы уменьшенных профилей.
Металлические ежи и надолбы в полевых рубежах могут применяться для закрытия отдельных, небольших по фронту направлений, в основном на дорогах и предмостных укреплениях.


6. ПРОТИВОТАНКОВЫЙ ЗЕМЛЯНОЙ И СНЕЖНЫЙ ВАЛЫ

В некоторых случаях на местности с высоким уровнем грунтовых вод можно применять рвы с высокими насыпями и земляные валы.
Рвы с высокими насыпями можно применять при условии что засыпка не будет закрывать фронтального обстрела, т. е. если местность в нашу сторону несколько повышается и дает возможность вести фронтальный огонь.
Валы применяются для перекрытия узких долин, хорошо простреливаемых фланговым и косоприцельным огнем с окружающих высот. Земля для вала берется из широкого рва, отрываемого сантиметров на 25 ниже уровня грунтовых вод, рядом с валом.
Снежные валы применяются зимой при невозможности быстро соорудить земляной вал либо другие противотанковые препятствия сопряжённые с земляными работами.

7. ПОЛЕ ВОРОНОК КАК ПРОТИВОТАНКОВОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ

При недостатке рабочей силы, коротких сроках строительства и при наличии достаточного количества ВВ можно создавать поле воронок. При величине заряда аммонала в 20-30 кг. и глубине заложения в 2, 5 м. воронка получится диаметром 6-7 м. и достаточно глубокой (в зависимости от грунта). Такое поле воронок хотя и не является непреодолимым препятствием, но задерживает продвижение танков настолько, что их легко расстрелять артиллерией и из противотанковых ружей.

Литература / полезные материалы:

  • Брошюра - Бригинженера ШПЕРК В. Ф. «ФЛАНКИРОВАНИЕ ПРОТИВОТАНКОВЫХ ПРЕПЯТСТВИЙ» (ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР. МОСКВА -1942 г.)
  • Военно-инженерное дело ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НАРКОМАТА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР Москва - 1931 г.

Много в последнее время говорят о ВОВ, пышно празднуют День Победы, но многие героические деяния советских людей остаются позабытыми.

Одним из вычеркнутых подвигов ростовчан является противотанковый ров. Вокруг Ростова во время ВОВ была обустроена целая система земляных укреплений для отражения в первую очередь танковых атак немецких войск. Масштабы проделанной работы огромны. Уже к осени 1941 года оборонительная полоса вокруг Ростова достигла почти 100 км в длину. Особенно наглядно это заметно, если посмотреть на схему противотанковых рвов, которые опоясывали город в несколько линий. Основная начиналась на берегу Мертвого Донца, в районе поселка Каратаево. Далее ров шел на север вдоль левого берега Сухочалтырьской балки до армянского хутора Красный Крым, где поворачивал на восток к поселку Темерницкому. От него он продолжался к балке Щепкина по территории современного лесхоза, вдоль правого берега которой выходил к месту слиянии ее с балкой Большой Камышевахой. По левому берегу этой балки ров доходил до поселка Рассвет и шел еще дальше через населенный пункт Мускатный к поселку Александровка на реке Аксайке. По стандартам Красной Армии противотанковый ров мог быть в профиле треугольным или трапециевидным. Ростовский был сделан в виде правильной трапеции, метров 5-7 в ширину и метра 2 в глубину. Сейчас он, конечно, выглядит по-другому, чем в годы войны. Борта рва заплыли, дно в некоторых местах заросло кустарником, но все равно пространственно-планировочная система, да и сам профиль и сейчас представлены в достаточно фотогеничном состоянии.

Другая оборонительная линия была выполнена ближе к тогдашним границам города. Если посмотреть на спутниковый снимок северо-восточной части современного Ростова, несколько южнее Ростовского моря, в районе здешних садовых товариществ, можно увидеть некоторую зигзагообразность селитебной планировки. На самом деле это не изыски архитекторов, а сохранившиеся на местности очертания еще одного участка противотанкового рва, вырытого горожанами для защиты Ростова от фашистских войск. От самого рва здесь мало что осталось. Он почти полностью нивелирован. И только ориентация дач и лесополос выдает, что ров когда-то существовал. После войны по его дну провели водопровод, который ныне тоже разрушен или реконструирован. Бетонные глыбы и осколки труб часто попадаются на обочине построенной недавно асфальтированной дороги. Эта дорога или улица Золотистая повторяет зигзаги рва, что так хорошо видно из космоса.

Есть небольшой фрагмент противотанкового рва в районе Лесхоза севернее 2 поселка Орджоникидзе и на территории садовых товариществ восточнее комплекса зданий ЮФУ (РГПУ) на переулке Днепровском (поселок им. Чкалова). В этих местах ров почти везде снивелирован, и только в Лесхозе, в районе недавно запроектированных улиц Панорамной и Усадебной, где идет активная постройка недешевых коттеджей, остались еще на «целине» кое-какие очертания этого оборонительного укрепления.

Выше перечисленные укрепления существовали на ближних подступах к Ростову. Еще один противотанковый ров был обустроен вдоль правого берега реки Тузлов от станицы Грушевской почти до Петровки. Его остатки хорошо просматриваются везде. Примерное современное состояние его можно увидеть, например, в районе хутора Каменный Брод.

Ближе к Ростову хорошо сохранившиеся участки рва тоже есть. Не весь он нивелирован в ходе послевоенной хозяйственной деятельности, в основном, методом запахивания. Наиболее плохо сохранилась западная часть рва , лишь возле элеватора, около ост. пл. 1330, есть небольшой отрезок с узнаваемым профилем противотанкового укрепления.

Еще более удачно ров смотрится в его восточной части, северо-западнее поселка Опытный. Здесь на южном берегу небольшой балки, принадлежащей к водотоку Большого Лога, есть короткий отрезок рва в прекрасной сохранности. Его и сейчас можно использовать как наглядный пример для обучения военных инженеров строительству подобных противотанковых преград. Особенно впечатляет он, когда на бортах рва цветет соломоцветный ковыль-тырса. Другая часть рва уходит в лесополосу и почти незаметна среди древесной растительности.

Но самым впечатляющим отрезком рва является, конечно, его северный участок, примерно от хутора Красный Крым и до поселка Рассвет. Здесь есть места, где можно даже без дофантазирования представить, как выглядело это укрепление в деталях и в целом представить общую картину системы противотанковой обороны Ростова во время войны.

Немного западнее садового товарищества «Урожай» есть два кургана , которые могли бы служить дополнительными пунктами обороны в комплексе с противотанковым рвом. Сейчас рядом с курганами ров запахан, но на северной окраине с\т «Урожай» он уже очень хорошо просматривается на местности. С небольшими разрывами отсюда его можно проследить в восточном направлении почти до поселка Рассвет.

Отмечая огромные масштабы проделанной работы, для властей было бы умным делом установить в каком-нибудь месте сохранившегося участка рва памятный знак, посвященный героическому вкладу мирного населения Ростова в оборону своего города от фашистов.

Великий украинский ров April 29th, 2014

Как вы помните в Донецкой области от России отгородились противотанковыми рвами вдоль всей сухопутной части украино-российской границы на территории Донецкой области – это порядка 180 км »на случай возможных противоправный действий».

Окопы роют от Азовского моря до границы с Луганским регионом (попадают такие населенные пункты, как Новоазовск, Успенка и т.д.). Здесь появились рвы глубиной порядка 2-3 метров, шириной 4 метра с насыпными валами от 1,5 до 2-х метров. Именно эти траншеи должны, по мнению председатель Донецкой ОГА Сергея Таруты, остановить пересечение техникой украинской границы.

«Мы с братом на выходных за собственные средства вырыли ров, шириной четыре метра, вдоль всего участка границы. Таким образом, любой транспорт или техника теперь может попасть в регион только через пункты пропуска », – заявил миллионер .

Давайте под катом на видео посмотрим несколько вариантов преодоления таких рвов в дополнении к первой фотографии:

Украинский же ров такой:

Не похоже конечно на те, показатели, которые заявлены в начале поста.

А вот можно вспомнить, что в 2011 году Министерство обороны Греции собиралось вырыть вдоль сухопутной границы с Турцией 120-километровый противотанковый ров глубиной семь и шириной в тридцать метров, пишет греческая газета «Вима» («Трибуна»).

Сооружение, которое обещало стать одним из самых грандиозных за всю историю страны, должно послужить сразу двум целям: затруднить продвижение турецких войск в случае возникновения войны и прекратить поток нелегальных иммигрантов, пересекающих греческую границу на пути из Турции в страны Евросоюза.

Кроме того, проект, в разработке и реализации которого участвуют гражданские специалисты, призван послужить и гражданским целям — ров может стать частью ирригационной системы приграничных областей.

Сооружение защитного рва уже началось: греки прокопали около 14 с половиной километров на северном участке границы. Копают землю исключительно солдаты, офицеры и гражданский персонал греческой армии. Финансируются работы также из оборонного бюджета.

А вот каким должен быть правильный ров:

Противотанковые рвы, пожалуй, самое известное среди москвичей и ленинградцев уходящего сейчас из жизни поколения, противотанковое заграждение начального периода Великой Отечественной войны (1941-45гг.)

В конце лета — начале осени 41-го года десятки тысяч горожан копали эти рвы. Миллионы кубометров грунта было вынуто, миллионы человеко-часов было затрачено на эти в общем-то бесполезные сооружения.

Дело в том, что трудоемкость отрывки 100 метров противотанкового рва составляет около 20-25 машино-часов экскаватора. Если перевести на ручной труд, то на 100 метров рва требуется 125 человеко-дней квалифицированных землекопов. Если устраивать ров взрывным способом, то на 100 метров рва требуется 40-50 человеко-часов и 2-3 машино-часа экскаватора плюс 1200-1600 кг. тротила.

И в то же время на устройство перехода через ров требуется от 3 минут (танковый мостоукладчик), до 5 человеко-часов труда землекопов. Взрывным способом переход устраивается за 30-40 минут.

История войны достаточно убедительно показала, что устройство многокилометровых ПТ рвов при огромных трудозатратах не обеспечивает сколько-нибудь серьезную задержку танков противника. Сам ПТ ров и его отрывку невозможно скрыть от противника, а следовательно, в своих боевых планах он будет учитывать наличие рва и предпримет соответствующие меры.

И все же совсем скидывать со счетов этот вид противотанкового препятствия не стоит. Он может сыграть некоторую роль в благоприятных условиях. Например, с помощью рва длиной 100-200 метров можно закрыть промежуток между болотом и рекой. Под противотанковый ров можно дооборудовать овраг, ручей или речку с крутыми берегами, канал.

Однако, чтобы ров выполнил свою роль, требуется выполнение определенных условий.

Глубина рва должна составлять не менее 2 метров, ширина не менее 5 метров. Стенка, обращенная в сторону противника должна иметь уклон 45-60 градусов, а противоположная 60-65 радусов. Более крутые стенки делать нецелесообразно, т.к. земля с крутых откосов будет осыпаться, облегчая противнику работы по преодолению рва. Высота брустверов должна быть не выше 0.5 метра и края брустверов обращеные в поле должны быть пологими шириной около 7 метров. Такие брстверы в некоторой степени маскируют ров при наблюдении местности с уровня приборов наблюдения механика-водителя. Края брустверов, обращенные ко рву должны быть крутыми, причем напольный бруствер должено отстоять от края рва не менее чем, на 1.5 метра, но не более 2 метров. Эти полтора-два метра как бы уширяют ров. Дело в том, что при попытке перепрыгнуть ров, отрыв гусениц танка от земли будет происходить не от края рва, а с расстояния 1.5-2 метра до края рва. Берма противополжного брствера делается шириной около 40-50 см. Это диктуется тем, чтобы грунт с бруствера не осыпался бы в ров.

Ширина рва по низу выбрана, исходя из того, что танк, попавший в такой ров, не может развернуться вдоль рва, подняться по откосу назад. Глубина в 2 метра в сочетании с шириной 2 метра исключает танку возможность пользоваться своим оружием.

Естественно, что ПТ ров должен быть прикрыт огнем противотанковых средств и огнем пулеметов или снайперов. Минирование ПТ минами допустимо только в противоположном бруствере, причем мины должны быть неизвлекаемые, иначе противник может использовать их для взрывных работ при устройстве перехода через ров. Исходный бруствер может минироваться ПП минами для затруднения работ саперов противника.

А в общем-то, в условиях современной войны ПТ ров нельзя считать серьезным ПТ препятствием. В танковом полку Российской Армии для преодоления подобных преград имеется три мостоукладчика типа МТУ, МТУ-20, МТ-55, МТУ-72, плюс четыре пролета механизированного моста ТММ. Итого семь мостов. Кроме того, в каждом танковом батальоне три танка имеют навесные танковые бульдозеры (всего 9 бульдозеров БТУ). Плюс в саперной роте имеется путепрокладчик БАТ-М или БАТ-2. С такими средствами ров для полка не помеха.

ДА, а вот кстати свеженький МТУ — 90:
http://infoglaz.ru/?p=47088

В прошлом году край с размахом и очень достойно отметил праздник 9 Мая. Готовились к нему заранее, сама дата обязывала - 70 лет со дня Победы.

Ответственно, по-настоящему патриотично к мероприятию, ставшему, пожалуй, главным символом единения нации, отнеслась власть. Огромную работу в преддверии праздника проделали музейщики, историки, краеведы, журналисты, рядовые энтузиасты, старания которых, хочется верить, потомки еще оценят. Повсюду прошли акции, выставки, концерты, встречи, конкурсы. На Ставрополье появилось панно с фотографиями фронтовиков, гордостью нашей стала самая большая в стране копия Знамени Победы...

А в этом году мы подошли к другой дате - 75-летию с начала той самой войны, мимо которой край, конечно же, тоже не пройдет. Но именно тот период 1941 года и по сей день для исследователей остается во многом неизведанным.

Несмотря на то, что огромная страна со всеми ее материальными и людскими ресурсами до последнего винтика и человечка была вовлечена в процесс индустриализации и коллективизации, к войне мы оказались не готовы. Говорить о том, какой хаос творился тогда на фронтах и в тылу, долгое время запрещалось.

И только недавно историки по-настоящему обратились к 1941 году, пытаясь восстановить картину наших поражений и саму логику действий командующих армиями и партийных работников на местах. Только сделать это уже непросто - свидетелей тех событий почти не осталось.

Одним из белых пятен в истории края стало строительство с ноября 1941-го по май 1942 года между селом Бешпагир и хутором Базовая Балка линии оборонительных укреплений - дотов, противотанкового рва, траншей. Эти укрепления в народе прозвали оборонительной линией Суслова по имени первого секретаря крайкома партии. Но до сих пор о том беспримерном трудовом подвиге наших земляков, как правило, юных ребят допризывного возраста, девушек, женщин, нам мало что известно.

Мы попытались лишь приподнять завесу над той самоотверженной стройкой, в которую только в нашем крае было вовлечено более сотни тысяч человек. В основу публикации легли архивные документы, сведения, собранные нашим известным краеведом Германом Беликовым, сохранившиеся воспоминания трудармейцев, «детей войны» села Бешпагир.


Последний в селе свидетель

Места, связанные с той всенародной стройкой в селе Бешпагир, показать нам пообещала директор местного краеведческого музея Елена Чернова, человек обаятельный, радушный, в дело свое влюбленная без остатка.

Наше знакомство с ней, естественно, обернулось музейной экскурсией. Извинившись, что по образованию сама не историк, Елена Викторовна, тем не менее, водила нас по небольшим музейным комнаткам часа три.

Мы не были с ней знакомы до этого, да и увидимся ли еще?.. Но первое впечатление от знакомства было таким: не программами по импортозамещению живо село наше, а людьми, которые живут и работают в нем. И не надо быть историком, чтобы так искренне, так трепетно любить свою малую родину, с такой ответственностью подходить к своему делу, по крохам собирая историю заброшенного в степях села.

Елена Чернова узнала о судьбах почти всех без вести пропавших и погибших фронтовиков - жителей села, как правило, рядовых солдат. Ведет переписку с историками в Чехии, Польше, Болгарии, кому дороги подвиги наших воинов, к могилам которых они приносят цветы.

Представьте: попадаешь ты в неизвестное тебе место, слушаешь рассказы о людях, которых ты никогда не знал, но живших здесь, фронтовиках и военнопленных, вернувшихся с орденами или сожженных в печах концлагерей, всматриваешься в их лица на стареньких фотоснимках - и вдруг ощущаешь, что их судьбы - это и твоя судьба, это твое прошлое, твоя история, твоя страна. И щемит сердце… Ну что еще добавить?

Если кто из вас, уважаемый читатель, окажется в Бешпагире, зайдите в местный музей в небольшом деревянном домике бывшего волостного правления. Местные охотно покажут дорогу вам. Это одно из тех мест, где понимают разницу между рассчитанным на массы лубочным овеществлением войны и великой трагедией народа.

Строителей Сусловской оборонительной линии в селе давно уже не осталось. Елена Викторовна знакомит нас с Николаем Кузьмичом Клишиным, местным старожилом, в 1941 году восьмилетним мальчишкой, о том времени оставившем самые живые воспоминания. Как, например, срезал кожаные ремни, на которых немцы к мотоциклам крепили канистры с бензином, за что и был выпорот ими посреди двора. Как после спешного ухода немцев с товарищем пальнул из брошенной гаубицы - благо никто не пострадал, но соседний дом чуть не развалился.

Помнит и то, как до оккупации в их хатке с ноября 1941-го по апрель 1942-го жили шестеро городских, присланных на строительство оборонительной линии. Вместе с домашними на три крохотные комнатки приходилось десять человек, так что спали вповалку на полу, подстелив соломы.

Молодые ребята, студенты, не знавшие крестьянского труда, уже после первого дня стерли руки «до самого мяса». Никакой техники на стройке Николай Кузьмич не помнит, да и не было ее, копали вручную. Зимой в степи продувало до костей, не то что работать - порой устоять на ногах невозможно было. Но вся эта трудовая армия, состоявшая в основном из старшеклассников, студенток, упорно прокладывала противотанковые рвы - четыре метра в ширину, три в глубину.

Сохранилось, правда, еще одно свидетельство той стройки - давнишнее письмо работников бешпагирского колхоза имени В.И. Книги в редакцию краевой газеты: «Грянула война. Всех мужчин забрали в армию, остались в селе старики и женщины с малолетками. Родителей наших заставляли копать траншеи, чтобы не прошли танки. Холод, а они работали у Соленого озера и у хутора Базового...»

Больше о той стройке в селе ничего не известно.


500 и более процентов

На Бешпагирских холмах, по словам Кузьмича, точно можно отыскать следы восьми-десяти долговременных огневых точек, или дотов. Наверное, еще есть, но кто его знает, где они...

Мы едем в сторону Соленого озера, что за селом километрах в трех-четырех. По правую сторону от дороги среди гладкого распаханного поля Елена Викторовна показывает на холм - лет двести назад здесь находился Бешпагирский редут Азово-Моздокской оборонительной линии.

Неподалеку видны небольшие поросшие лесом и кустарником островки - один, второй, чуть поодаль третий. Там среди зарослей боярышника и дички огромными каменными глыбами из земли торчат остатки тех самых огневых точек.

Почему они не сохранились до наших дней, ведь строили на века - из местного камня и металлической арматуры? Разрушить эти толстостенные укрепления даже современной техникой дело непростое. Немцы перед отходом - Кузьмич подтвердил - их не взрывали, да и не до того было им, если по всему селу побросали танки, грузовики, легковушки.

Противотанковых рвов здесь не видно - еще в советские времена их распахали под колхозные поля.

Елена Викторовна показывает на высокий пригорок, левее озера. Между кошарами и посадками крымской сосны, в паре километров от нас, отчетливо видны два дота. Мы направляемся к ним.

У подножия холма переходим противотанковый ров. Несмотря на оползни в этом месте, ров сохранился очень хорошо. Выше, метрах в стах, находятся огневые точки. До самого сосняка от них с равными интервалами уходит сеть соединительных траншей.

Вся округа как на ладошке. Если подняться еще выше, к самому лесу, оттуда ясно виден Ставрополь. Вот оно место тех трудовых подвигов - для жизни, для победы.

Если по прямой, от Бешпагира до Базовой Балки будет километров семь-восемь. Сколько всего построено на этом участке таких укреплений? Сколько их вообще надо было возвести, чтобы остановить немцев или хотя бы задержать? На сколько километров протянулся огромный противотанковый ров - на десять, двадцать?..


Вообще же, масштабы стройки впечатляют. Странно, что никто не пытался даже установить здесь хотя бы скромный памятный знак.

К Ставрополю немцы подошли со стороны Ростова, заняв город 3 августа, а в Бешпагире были только спустя пять дней. Кому вообще на этом направлении советское военное командование хотело дать отпор?

Единственно возможная версия - Советский Союз всерьез опасался вступления в войну на стороне немцев Турции. И если под Ростовом подобные оборонительные сооружения строились на самых подступах к городу, чтобы не сдать его немцам, то на Ставрополье линия Суслова, по всему, имела иное предназначение.

Работы по созданию оборонительной линии, писали местные газеты, велись ударными темпами и «с большим патриотическим подъемом».

В приказе за №47 по бешпагирской стройке от 22 ноября 1941 года было сказано: «Ни холод и стужа, ни дождь и снег - ничто не останавливает советских патриотов выполнять и перевыполнять задания на 200-500 и более процентов!»

Между тем эта линия, отнявшая здоровье у тысяч молодых людей, но так и не завершенная, была пройдена немцами без единого выстрела.

Обходили и уничтожали

Из истории Второй мировой войны известно, что в Финляндии существовала оборонительная линия Маннергейма, во Франции - еще более укрепленная линия Мажино, в Германии - линия Зигфрида. Но мало кто знает, что и у нас была своя линия обороны - от Карельского перешейка до Черного моря, обойти которую врагу было просто невозможно. Негласно именовалась она линией Сталина и создавалась руками десятков тысяч советских заключенных.

Сначала вдоль западных границ СССР к концу 1930-х годов было возведено 13 укрепрайонов (УР), позже к ним добавилось еще восемь. По огневой мощи каждый укрепрайон равен был корпусу, включая пулеметные расчеты, артиллерию, танки, подразделения связи и инженерно-саперные части.

Каждый УР занимал пространство в 100-180 километров по фронту и 30-50 километров в глубину. Оборудовался сложной системой железобетонных и броневых сооружений. Внутри УР создавались подземные помещения для складов, госпиталей, командных пунктов, узлов связи. Все они соединялись сложной системой тоннелей, галерей, перекрытых ходов сообщения. Каждый УР мог самостоятельно вести боевые действия длительное время в условиях полной изоляции.

После подписания пакта Молотова - Риббентропа граница СССР за счет «присоединенных» территорий передвинулась на запад, примерно на 250-300 километров, где стали возводить уже новую сеть оборонительных укреплений - линию Молотова, простиравшуюся от Балтийского моря до Карпат и состоявшую из 13 укрепрайонов.

В 1939 году линию Сталина, как потерявшую свое стратегическое оборонное значение, законсервировали. В начале Великой Отечественной некоторые из укрепрайонов были заняты приписанными к ним пулеметными батальонами, а также отступавшими частями Красной армии, однако сложнейшее сооружение фактически использовано не было, за редким исключением.

На линии Молотова на начало войны, по имеющимся данным, из 5800 долговременных оборонительных сооружений построить успели меньше тысячи, да и то не до конца, в результате чего оборонительная линия не сыграла отведенной ей роли. Узлы обороны, которые успели занять советские войска, сначала немцами обходились и блокировались, а затем уничтожались штурмовыми группами.

Когда немцы вклинились в глубь страны, советское военное командование вновь вспомнило об оборонительных сооружениях. Срочно мобилизованная молодежь, женщины, старики рыли противотанковые рвы, наспех возводили надолбы, доты и дзоты, всевозможные заградительные сооружения, но… было поздно.


Куратор - товарищ Берия

Летом и осенью Ворошиловск, ныне Ставрополь, жил новой жизнью, вслушиваясь не только в сводки Совинформбюро о событиях на фронтах, но и к тому, что происходило в самом городе. Настораживало буквально все, особенно растущее число госпиталей, скоро занявших большинство зданий школ, институтов, клубов. Стремительно росло число беженцев, как правило, евреев.

В городском парке и в других местах появились бомбоубежища. Железобетонное газобомбоубежище, сложенное из бутового камня на специальном растворе, построили в начале бульвара, на углу сегодняшних проспектов К. Маркса и Октябрьской революции. Перекрытия и стены снаружи были покрыты слоем жирной газопоглощающей глины. Это было сооружение с герметически закрывающимися дверями, рабочими и спальными комнатами, столовой и могло выдержать прямое попадание 500-килограммовой авиабомбы.

Молодежь записывалась в различные кружки - связистов, автомобилистов, парашютистов. Проходили занятия по стрелковой подготовке и химзащите.

13 октября 1941 года Государственный комитет обороны принял постановление о создании Главного управления оборонительного строительства с целью форсированного возведения оборонительных линий по типу полевых укреплений. Специальным группам строителей поручалось возведение оборонительной линии в районе предгорий Северного Кавказа - от Темрюка по южному берегу реки Кубань через Баталпашинские предгорья и далее по южному берегу Терека до Каспия.

Предстояло возвести следующие укрепрайоны - Краснодарский, Тихорецкий, Ставропольский, Грозненский… Рубежи необходимы были для того, чтобы задержать немецкие войска и выиграть время для формирования воинских частей на периферии страны. Постановление Государственного комитета обороны подписал лично Сталин. Общее руководство оборонительным строительством поручалось Наркомвнуделу Берии.

Уже 21 октября в Ворошиловске прошло заседание бюро Орджоникидзевского крайкома, на котором было принято решение о строительстве укрепрайона на Бешпагирских высотах, а также о мобилизации 115,5 тысячи человек трудоспособного населения из числа колхозников, студентов вузов и техникумов, старшеклассников, служащих учреждений и домохозяек. Но и эти цифры, думается, сильно занижены, ведь строгого учета никто не вел.

Судя по документам, одновременно с мобилизацией «трудовых единиц» из колхозов и учреждений на стройку направлялось 7550 подвод с лошадьми, 126 автомашин и 176 тракторов.

Каждый за 40 дней работы должен был «выполнить 100 кубометров земляных работ». Если «трудовая единица» не выполнит объем работ в установленный срок, говорилось в решении бюро, то должна выполнить его в дополнительное время.

За работы по возведению линии Суслова непосредственно отвечали работники крайкома партии Шадрин, Баранов, Золотухин, Щелкунов и Громов.

Киркой и лопатой

Мобилизация населения «на окопы» проходила в большой спешке, людям зачастую не объясняли даже, что ждет их. Многие не брали с собой ни сменного белья, ни теплой одежды, ни подходящей обуви. Сажали в машину и - вперед! Десятки тысяч людей разного возраста (мужчины - от 15 до 55 лет, женщины - от 16 до 50) и профессий отправлялись на строительство оборонительных укреплений.

Понятно, что такую огромную трудовую армию требовалось снабдить кирками, топорами, стальными клиньями, но, как оказалось, инструмента катастрофически не хватало, не говоря уже о тракторах и машинах. Строители ходили по дворам колхозников и выпрашивали ломы и лопаты.

Осенью начались затяжные дожди, в степи стояла непролазная грязь, затем резко ударили морозы, доходившие до 20 градусов. Ледяной ветер валил с ног. Земля промерзала до метра, работа превращалась в сущий ад.

В декабре 1941 года «Орджоникидзевская правда» писала:

«Сильный холодный ветер сковывал движения, снег слепил глаза. Земля с трудом поддавалась даже под многократными ударами лома и кирки. Одно и то же место приходилось долбить долго, пока не отлетала глыба смерзшегося грунта… В двенадцать ночи отделение выбросило из котлована последнюю лопату грунта…

Никто из них раньше не был ни землекопом, ни каменщиком… Пурга была такая сильная, что кое-где вынуждены были прекратить стройку, работали почти 18 часов без отдыха… Поздно ночью сооружение было почти закончено».

Большинство строителей оборонительных укреплений на Ставрополье были девушками. Студентка Ставропольского педагогического института Ольга Грачева, выполнявшая по 150-200% нормы, была награждена медалью «За трудовую доблесть». Большинству же вручали грамоты.

К сожалению, в крае нет полных и точных сведений о строительстве оборонительных сооружений на Северном Кавказе. Вот лишь некоторые цифры.

Так, до 29 января 1942 года в крае было выполнено 8767 тысяч кубометров земляных работ. На танкоопасных направлениях под руководством военных инженеров и саперов населением было построено 533 километра противотанковых рвов, эскарпов и других преград, 2437 пулеметных и пушечных дотов и дзотов, а также открытых огневых площадок.

В мемуарах бывший командующий Закавказским фронтом генерал армии И.В. Тюленев в целом по югу страны приводит такие данные: построено около 100 тысяч оборонительных сооружений, из них свыше 70 тысяч огневых точек; противотанковых рвов вырыто 660 километров, противопехотных препятствий - 316 километров, ходов сообщения и траншей - 1639 километров.

Всего на строительстве оборонительных рубежей на Северном Кавказе было задействовано не менее 300 тысяч человек. В районе Туапсе, а также на высокогорных перевалах приходилось взрывать скалы, валить лес. Кроме гражданского населения были задействованы военные строители 9-й и 10-й саперных армий и заключенные.

Между тем труд сотен тысяч людей оказался практически напрасным. Уже после войны это признал бывший начальник штаба инженерных войск Северо-Кавказского фронта Б.В. Баданин:

«Никакой пользы не принесли и те оборонительные рубежи и заграждения, которые строились без учета реальной обстановки и боевых возможностей войск. Немало было противотанковых рвов и других земляных заграждений, заблаговременно отрытых на Кубани и Ставрополье по рубежам рек и на городских оборонительных обводах, которые легко были преодолены противником…»

Еще более категорично высказался бывший начальник оперативного отдела Генштаба генерал армии С.М. Штеменко: «Никаких серьезных, подготовленных к бою оборонительных рубежей южнее Ростова у нас не было».

Вот она, наверное, и есть та главная причина, по которой о народной стройке скоро забыли и сегодня не вспоминают, не знают. Да и зачем лишний раз напоминать о растерянности и бездарности верховного советского руководства, командармов, Героев Советского Союза, бросивших сотни тысяч граждан на бессмысленную стройку?! Так-то оно так...

Но разве можно забыть о трудовом подвиге наших родителей, защищавших родину на своем посту? Память наша о том событии и есть высшая награда для них.

Алексей КРУГОВ,

доцент кафедры

истории России СКФУ

Олег ПАРФЁНОВ,

обозреватель «Открытой»

К противотанковым заграждениям относятся:

а) минированные отдельные участки, полосы или сооружения;
б) искусственно созданные препятствия в виде земляных рвов, эскарпов, лесных завалов, надолб и т. п.;
в) разрушенные отдельные сооружения (мосты, дамбы, плотины, броды, дороги и т. п.).

Все эти препятствия создаются с целью задержать или совершенно исключить движение танков в определенных районах. Они возводятся преимущественно обороняющимся в предполье, на флангах оборонительной полосы и в самой оборонительной полосе.
Как в предполье, так и в оборонительной полосе эти препятствия прикрываются различными огневыми средствами: противотанковыми ружьями, пулеметами, противотанковыми пушками. Ряд препятствий, возведенных в предполье или на флангах обороняющегося, может быть заражен стойкими отравляющими веществами.

ИСКУССТВЕННЫЕ ПРОТИВОТАНКОВЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

Трапецеидальный ров (рис. 125). Трапецеидальный, безбрустверный ров устраивается на ровной местности перед передним краем и внутри оборонительной полосы. Отсутствие бруствера позволяет

Рис.125. Ров без бруствера

легко маскировать ров под окружающую местность. Размеры зависят от того, против каких типов танков он применяется.
Брустверный ров (рис. 126).
Бруствер создает дополнительное сопротивление и позволяет делать ров несколько уже. Устраивается такой ров на пересеченной местности - в предполье и внутри оборонительной полосы. Без маскировки сетью ров легко может быть обнаружен.

Рис. 126. Ров с бруствером

Ров с обратным бруствером (рис. 127).
Насыпь, вынесенная вперед, создает дополнительное сопротивление: танк от удара о крутую насыпь теряет скорость и падает носом к основанию тыльного откоса рва.

Рис.127. Ров с обратным бруствером

Треугольный ров (рис. 128) устраивается на ровной местности.
Легко маскируется под окружающий фон. Танк при неудавшейся попытке преодолеть ров легко может уйти с препятствия задним ходом.

Рис.128. Треугольный ров

Эскарп (рис. 129).
Эскарп устраивается на холмистой местности на передних скатах. Эскарпирование может также применяться для увеличения крутизны берега реки, откосов, насыпей, выемок и т. п.

Рис.129. Эскарп

Контрэскарп (рис. 130).
Контрэскарп у страивается на холмистой местности на обратных скатах. Он имеет вид обрыва, затрудняющего спуск танка. Стенки эскарпов и контрэскарпов могут быть одеты бетоном, камнем или деревом, и тогда сопротивляемость их значительно увеличивается.

Рис.130. Контрэскарп

Ловушки (рис. 131).
Ловушки устраиваются на дорогах в виде ям размерами 4X3 1/2 метра и глубиною до 2 метров. Сверху яма покрывается накатником и жердями и тщательно маскируется. Прочность перекрытия рассчитывается на разрушение при наезде определенного груза.

Рис.131. Ловушка

Воронки (рис. 132).
Воронки устраивают в таких местах дороги, где затруднен или невозможен объезд (насыпи, выемки, болотистые участки). На дне воронок и вокруг них могут устраиваться фугасы - ловушки, тщательно замаскированные ветками, сучьями, травой и т. п.

Рис.132. Воронка

Завалы из деревьев (рис.133).
Завалы устраиваются на лесных дорогах или дорогах, обсаженных деревьями, в тех местах, где невозможен объезд. Завалы, как правило, оплетаются колючей проволокой, усиливаются фугасами, минами и иногда заражаются СОВ. В горах на дорогах устраиваются каменные завалы.

Рис.133. Завалы из деревьев

Противотанковый барьер (рис. 134 и 135).
Противотанковый барьер устраивается в лесу средней густоты, в котором толщина отдельных деревьев не менее 40-50 сантиметров. К деревьям на определенной высоте прикрепляются бревна диаметром в 25-28 сантиметров. Вместо бревен иногда могут применяться проволочные канаты, скрученные из 40-50 ниток колючей проволоки.
Деревянный барьер (рис. 136). Высота стенки делается различной в зависимости от типа танков, против которых барьер применяется. Такой барьер устраивается преимущественно на дорогах, в дефиле, оврагах и т. д. в виде деревянных стенок, преграждающих путь движения.
Надолбы (рис. 137). Надолбы делаются из бревен диаметром в 25-30 сантиметров. Бревна зарываются или забиваются в землю на глубину 11/2 - 2 метра в шахматном порядке, несколько наклонно вперед. Иногда перед надолбами могут устраиваться пороги. Надолбы могут устраиваться также из рельсов, железобетона и камня.

Рис.134. Противотанковый барьер из бревен

Рис.135. Противотанковый барьер из металлического каната

Рис.136. Деревянные барьеры на дороге

Рис.137. Надолбы

Рис.138. Противотанковые мины

Противотанковые мины (рис. 138). Мина представляет собою плоскую коробку, начиненную взрывчатыми веществами. Мина взрывается при наезде на нее гусеницей танка. От взрыва мины гусеница пробивается и танк останавливается. Мины бывают нажимного, электрического и дистанционного действия.

Мины нажимного действия взрываются обыкновенным запалом; мины дистанционного действия могут взрываться не в момент первого нажима (наезда), а с некоторым запозданием. Уложенные поперек дороги 2-3 мины могут быть соединены жердью, отчего при наезде танком происходит одновременный взрыв всех мин. Соединительная жердь и мины сверху присыпаются грунтом и тщательно маскируются. При благоприятных естественных условиях (наличие кустарника, высокой травы), когда к тому же ограничено время, мины могут не зарываться в землю, а разбрасываться по земле.

Минные поля могут устраиваться из одного, двух и более рядов мин, расположенных различным способом. Демаскирующими признаками минного поля являются: тропинки, протоптанные при укладке мин, пятна свежей земли, высохшей или помятой травы, бугорки в местах укладки мин при твердом грунте, случайно оставленные предметы и т. п.
Против плавающих танков могут устраиваться подводные заграждения: проволочные сети, надолбы, береговые эскарпы и мины.
В зимнее время противотанковые заграждения могут устраиваться из снега в виде снежных заборов высотой 1,2-1,5 метра и шириной 3-5 метров.