Международные отношения 2 половины 20 века. Международные отношения в XX веке. Международные отношения в начале ХХ века

Подробное решение параграф § 26 по истории для учащихся 9 класса, авторов Л.Н. Алексашкина 2011

Вопросы и задания:

1. От чего зависело изменение характера международных отношений (переходы от обострения к разрядке, и наоборот) во второй половине XX в.? Рассмотрите это на конкретных примерах. Сделайте общие выводы.

К середине 1950-х годов на международной арене сложились два блока государств – «восточный» и «западный». Расхождение бывших союзников по антигитлеровской коалиции – СССР и западных держав – началось ещё при решении проблем послевоенного устройства Европы. Его основы определялись итогами Ялтинской и Потсдамской конференций (1945), а также подготовленными на Парижской мирной конференции (1946) мирными договорами с бывшими союзниками Германии – Болгарией, Венгрией, Италией, Румынией и Финляндией. Договоры были подписаны в феврале 1947 г. «Пробным камнем» урегулирования в Европе стала судьба Германии. Углубление противоречий между СССР и западными державами привело к расколу Германии на два государства с различным общественным строем. К концу 1940-х годов организационно оформился раскол Европы. В 1949 г. были созданы военно-политический блок НАТО и экономическая организация восточноевропейских государств – Совет экономической взаимопомощи (СЭВ); в 1955 г. появилась Организация Варшавского договора.

США и СССР, возглавлявшие эти военно-политические группировки, обладали атомным оружием. В 1950-е годы было создано также термоядерное оружие, а позже появились межконтинентальные баллистические ракеты, способные доставить его в любую точку земного шара. Сверхдержавы развернули гонку вооружений. Наращивание военной мощи сопровождалось формированием в противостоявших друг другу странах определённого общественного настроения, которое основывалось на ощущении постоянной внешней угрозы и запугивании силой противника. В СССР в послевоенные годы утвердилась концепция существования в Европе и мире в целом двух лагерей. В США доктрина президента Трумэна строилась на исходном тезисе о «коммунистической опасности». Один из идеологов «холодной войны» Дж. Даллес (бывший тогда государственным секретарём США) говорил: «Чтобы заставить страну нести бремя, с которым связано содержание мощных вооружённых сил, необходимо создать эмоциональную атмосферу, родственную психологической обстановке военного времени. Надо создать представление об угрозе извне».

Стремление укрепить свои позиции на мировой арене привело к созданию военно-политических блоков в разных регионах.

В целом переход к разрядке или обострению между США и СССР зависел от того, кто стоял у руководства этих стран. Кроме того в 1960-х годах был достигнут паритет (равенство) военной мощи двух государств. Это равновесие объективно укрепило международный мир, хотя и крайне непрочно. Количество ядерного оружия переросло все мыслимые пределы. Стратегия устрашения стала абсурдной, грозя взаимоуничтожением. Мир рассматривался как двухполюсная конструкция через призму противостояния ракет СССР и США. Однако при этом обе страны заявляли о неприменении первыми ядерного удара.

Такая ситуация создавала уникальную возможность для радикального изменения международных Отношений, для ослабления угрозы термоядерного конфликта, для ограничения и сокращения вооружейных сил и вооружений, для установления доверия между всеми странами.

Практическими шагами на пути разрядки явилось подписание в 1968 г. Советским Союзом, США и Великобританией Договора о нераспространении ядерного оружия, в 1971 г. – Договора о запрещении размещения ядерного оружия на дне морей и -океанов и в их недрах, а также других видов массового поражения.

На рубеже 1970 – 1980-х годов международная обстановка вновь обострилась. В ответ на замену Советским Союзом ядерных ракет средней дальности более совершенными США и НАТО приняли решение разместить на территории ряда западноевропейских государств американские ядерные ракеты, нацеленные на СССР и его союзников по ОВД. Резко отрицательную реакцию во многих странах вызвал ввод советских войск в Афганистан. Пришедшие к власти в странах Запада консервативные лидеры были сторонниками ужесточения отношений с «восточным блоком». В 1983 г. президент США Р. Рейган выступил со стратегической оборонной инициативой (СОИ), которая предусматривала развёртывание мощной противоракетной обороны США с элементами космического бази¬рования. СОИ не без основания назвали программой «космических войн». С конца 1970-х годов значительно возросло военное присутствие США во многих регионах мира. Объектами американского вмешательства стали государства Ближнего Востока и Центральной Америки.

Перемены в международном климате начались в середине 1980-х годов, после прихода к руководству в СССР М. С. Горбачёва. Он предложил концепцию нового политического мышления в международных отношениях. Её создатели считали, что глобальной в современном мире является проблема выживания человечества, это и должно определять характер международных отношений.

2. Покажите на карте, где происходили основные конфликты в период «холодной войны». В чём, по вашему мнению, состояли главные причины этих конфликтов?

На карте необходимо указать:

1. Корейская война (1950-1953 гг.)

2. Берлинская стена (1961-1989 гг.)

3. События в Венгрии (1956 г.)

4. Карибский кризис (1962 г.)

5. Вьетнамская война (1964-1968 гг.)

6. Пражская весна (1968 г.)

7. Война в Афганистане (1979-1989)

8. Ближневосточный конфликт (1948-наше время)

Причиной всех этих событий было существование биполярного мира и борьба за влияние между СССР и США.

3. Охарактеризуйте силы, выступавшие во второй половине XX в. за мир и безопасность народов (организации и движения, их участники, формы деятельности, оценка достигнутого).

Люди поколений, прошедших войну, не хотели её повторения. По мере того как разворачивалась гонка вооружений и возникали новые военные конфликты в разных частях света, усиливалось стремление защитить мир. В 1949 г. в Париже и Праге проводился Всемирный конгресс сторонников мира. Большинство организаторов данного движения были людьми левых убеждений, коммунистами. В обстановке международного противостояния это вызывало настороженное отношение к ним в странах Запада. Базой движения стали государства социалистического блока.

В 1955 г. в Бандунге (Индонезия) состоялась конференция 29 стран Азии и Африки, принявшая Декларацию содействия всеобщему миру и сотрудничеству. В 1961 г. освободившиеся страны основали Движение неприсоединения, в которое включились около 100 государств.

В Бандунгской декларации были предложены принципы, по которым должны строиться международные отношения в современном мире:

Уважение основных прав человека, а также целей и принципов Устава ООН;

Уважение территориальной целостности всех стран;

Признание равенства всех рас и наций, больших и малых;

Воздержание от интервенции и вмешательства во внутренние дела другого государства;

Уважение права каждой страны на индивидуальную или коллективную оборону в соответствии с Уставом ООН;

Отказ от использования договорённости о коллективной обороне в частных интересах какой-либо из великих держав;

Воздержание любой страны от оказания нажима на другие государства;

Воздержание от актов или угроз агрессии либо применения силы против территориальной целостности, политической независимости другой страны;

Урегулирование всех международных споров мирными средствами, такими как переговоры, примирение, арбитраж, или в судебном порядке, а также другими мирными средствами по выбору стран в соответствии с Уставом ООН;

Содействие взаимным интересам и сотрудничеству;

Уважение справедливости и международных обязательств.

Организации, выступающие за мир и разоружение:

Всемирный Совет Мира (создан в 1950 г. на Всемирном конгрессе сторонников мира);

Пагуошское движение (международное движение учёных за мир и разрядку, основано в 1957 г.;

Врачи мира за предотвращение ядерной войны (движение образовано в 1981 г. по инициативе советских и американских медиков);

Азиатская буддийская конференция за мир;

Паке Кристи – международное католическое движение за мир, также многие международные организации – ООН, профсоюзные, жен¬ские, молодёжные, религиозные организации и комитеты.

В 1970-е годы антивоенная деятельность получила новое развитие в Европе в рамках движения «зелёных». Первоначально это было движение гражданских инициатив в защиту окружающей среды. Защищая природу и человека от угрозы уничтожения, «зелёные» включились в антиядерную борьбу, участвовали в выступлениях против гонки вооружений, конфликтов и войн.

Движение неприсоединения – международная организация, объединяющая 120 государств мира на принципах неучастия в военных блоках (под которыми на момент основания организации подразумевались, прежде всего – Организация Североатлантического договора (НАТО) и Организация Варшавского договора, а также Организация Центрального Договора, Организация Договора Юго-Восточной Азии, АНЗЮС и т.п.).

Движение неприсоединения официально создано на Белградской конференции в сентябре 1961 года. Созданию Движения предшествовали Бандунгская конференция 1955 года, трёхсторонние консультации Иосифа Броза Тито, Гамаля Абдель Насера и Джавахарлала Неру в 1956 году.

Значение создания Движения неприсоединения очень высокое для развития международных отношений. По сути, создавался третий блок стран, которые не хотели становиться ни на сторону США, ни на сторону СССР, а выбирали свой путь развития. Возникло движение неприсоединения именно тогда, когда получили независимость ряд азиатских и африканских стран и они должны были выбрать свой путь развития.

5. Сопоставьте основные положения документов об отношениях между народами, принятых разными организациями и движениями во второй половине XX в. (используйте материал из § 16 и 26). Что в них общего? Каким принципам отводится главная роль?

Общим во всех документах об отношениях между народами, принятых разными организациями и движениями во второй половине ХХ века был отказ от войны, признание равенства народов и прав на самоопределение, урегулирование всех международных споров мирными средствами, свободный выбор своей политической, экономической и культурной системы; неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод, равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, сотрудничество между государствами, добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

То есть главенствующая роль отводилась принципам мирного сосуществования народов и признание равенства всех государств.

6. Какую роль в современных международных отношениях играют политические лидеры? Покажите на примерах конкретных событий и ситуаций (используйте при этом и материал из курса отечественной истории).

Роль лидера в международных отношениях огромна, так как политические лидеры обладают авторитетом, распространяющимся практически на все общество.

Например, речь Черчилля в Фултоне, именно после неё сформировался блок противников СССР, он повлиял на ход истории своим авторитетным мнением.

Или другой пример, новое политическое мышление М.Горбачёва позволило полностью перестроить принципы международных отношений и привело к очередной разрядке.

Дополнительные вопросы для обсуждения:

От чего зависит международный авторитет политического лидера? Приведите примеры. Чем определяются внешнеполитические действия государственных руководителей – личной позицией, предложениями советников, политической обстановкой в стране, союзническими обязательствами?..

В качестве примера можно привести США, Россию, Китай, страны Западной Европы, которые обладают и первым и вторым качеством, поэтому лидеры данных стран занимают главенствующую роль на международной арене.

Внешнеполитические действия государственный руководителей определяются всеми перечисленными пунктами в задании.

7. *Наше исследование. Подготовьте информационный материал

Международные отношения - явление, в котором отражается историческая эпоха. В XIX в. они были не такими, как в XVIII в., а во второй половине XX в. не такими, как в его начале. Особенности международных отношений второй половины XX в.

Определялись целым рядом обстоятельств, в том числе расколом мира на две противостоявшие друг другу системы; созданием атомного и других видов оружия, способных мгновенно уничтожить все человечество; глобализацией международных конфликтов и др. Это вызывало, с одной стороны, повышенную напряженность в мире и, с другой стороны, стремление тысяч людей защитить себя от угрозы уничтожения. Большая часть рассматриваемого периода прошла под знаком двух тенденций: противоборства и (или) мирного сосуществования. С первой тенденцией были связаны «холодная война», гонка вооружений, создание сети военных баз, региональные конфликты и войны и др.; со второй - обоснование программ мирного сосуществования, борьба за разоружение, движение за мир, безопасность и сотрудничество народов. В отдельные десятилетия брала верх то одна, то другая из названных тенденций. Так, например, 1950-е годы стали временем наибольшего развертывания «холодной войны», а 1970-е годы - периодом разрядки международной напряженности. Что касается 1990-х гг., то они связаны с общим изменением геополитической ситуации в Европе и мире.

О многих событиях международных отношений второй половины XX в. мы говорили в предыдущих параграфах. Вы уже знаете о начале «холодной войны», послевоенном урегулировании в Европе и германской проблеме, конфликтах и войнах в Юго-Восточной Азии, ближневосточном и Карибском кризисах и др. На основе этих событий можно составить конкретное представление о том, кто и как осуществлял международную политику, почему возникали и чем завершались те или иные конфликты и т. д.

Вместе с тем важно рассмотреть вопросы международных отношений данного периода в целом, так как это позволяет увидеть общую картину мировой политики этого периода - расстановку сил и характер отношений между отдельными государствами и группами стран; изменения международного климата от обострения к «потеплению» отношений и наоборот; деятельность международных организаций и движений и т. д. 1.

Эпоха «холодной войны». «Холодная война» началась на исходе 40-х гг. XX в. Когда же она закончилась? Некоторые пытались говорить о завершении этого состояния в международных отношениях в 70-е гг., когда наступила полоса разрядки международной напряженности. Но последовали афганские события, приход к власти неоконсерваторов с их жесткими внешнеполитическими позициями, начался новый виток гонки вооружений. Противостояние продолжилось. Другим рубежом называли середину 80-х гг., когда советским руководством были обоснованы принципы нового мышления в международных отношениях.

Третий рубеж - начало 90-х гг., когда распался СССР и «восточный блок», а с ними и одна из составляющих биполярного мира. Но и после этого в международных отношениях продолжают сохраняться некоторые явления, характерные для периода «холодной войны». Рассмотрим основные этапы «холодной войны».

Решающим десятилетием в развертывании «холодной войны» стали 50-е годы, когда и в США, и в СССР было создано атомное и термоядерное оружие, а позже - межконтинентальные баллистические ракеты, которые могли доставить его к цели. Между двумя лидерами развернулась гонка вооружений. Наращивание военной мощи сопровождалось созданием в противостоявших друг другу странах определенного общественного настроения. Это было ощущение постоянной внешней угрозы, запугивание силой противника. В СССР в послевоенные годы утвердилась концепция двух лагерей, враждебного окружения. В США доктрина президента Трумэна строилась на исходном тезисе о «коммунистической опасности». Один из идеологов «холодной войны» Дж. Даллес, бывший тогда государственным секретарем США, говорил: «Чтобы заставить страну нести бремя, с которым связано содержание мощных вооруженных сил, необходимо создать эмоциональную атмосферу, родственную психологической обстановке военного времени. Надо создать представление об угрозе извне».

Стремление укрепить свои позиции на мировой арене привело к созданию сети военно-политических блоков в разных регионах. Первенство в этом принадлежало США.

Противостояние, начавшееся в Европе, развернулось в более широких масштабах и жестких формах в других регионах мира, в первую очередь там, где народы, освободившиеся от колониальной и полуколониальной зависимости, становились на путь самостоятельного развития. Это были государства Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

Начавшийся в 1948 г. ближневосточный конфликт также привлек внимание великих держав. СССР выступил в поддержку арабских стран. США встали на сторону Израиля. В 1956 г. произошел Суэцкий кризис. Поводом для него стала национализация Суэцкого канала правительством Египта. В ответ на это войска Израиля, Великобритании и Франции вторглись в Египет. СССР заявил о готовности оказать помощь Египту. Страны-агрессоры вынуждены были вывести свои войска.

1949 г. - создан блок НАТО.

1951 г. - образован блок АНЗЮС (Австралия, Новая Зеландия, США). 1954

г. - создан блок СЕАТО (США, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Пакистан, Таиланд, Филиппины). 1955

г. - заключен Багдадский пакт (Великобритания, Турция, Ирак, Пакистан, Иран). После выхода Ирака организация получила название СЕНТО.

1955 г. - образована Организация Варшавского договора.

Для XX века было характерно хозяйственное взаимопроникновение развитых государств, растущее финансовое переплетение экономик и расширяющееся политическое взаимодействие стран и народов. Всё это объективно создавало основу для мирного развития.

Тем не менее всё столетие прошло под знаком военной опасности и оказалось самым кровавым в истории: до 20 миллионов убитых в Первую мировую войну, около 60 миллионов - во Вторую мировую войну, а также порядка 20 миллионов – в «локальных конфликтах» за годы «холодной войны».

На смену блоковому противоборству империй после Первой мировой войны пришла Версальско-Вашингтонская система международных отношений, продуманная и одобренная державами победительницами (США, Англия, Франция, Италия, Япония). В центре системы впервые стояла международная организация – Лига Наций, призванная согласовывать интересы стран-участниц, прежде всего в сфере безопасности.

Инициатором создания этой системы был президент США Вудро Вильсон, 20 лет проработавший в Принстонском университете, профессор юриспруденции и политической экономии. Лига Наций была учреждена в 1919 г., но сенат США не дал согласие на ратификацию Версальского мира, сочтя уступки, сделанные Англии и Франции Вудро Вильсоном чрезмерными. Таким образом, США не вошли в Лигу Наций.

Оказалась вне новой системы международных отношений и Советская Россия. Отсутствие двух этих крупных держав значительно ослабило Лигу Наций. СССР стал её членом лишь в 1934 г. по предложению 30 государств после исключения фашистской Германии и милитаристской Японии. В декабре 1939 г. из-за советско-финляндской войны 1939-1940 гг. СССР был исключён из Лиги Наций, после чего она фактически прекратила своё существование. Формальный роспуск этой организации произошёл в 1946 г.

Лига Наций не смогла обеспечить решение реальных международных проблем: сократить вооружения, продвинуть деколонизацию, эффективно противодействовать актам агрессии Германии, Италии и Японии в 1930-е гг. В результате разразилась Вторая мировая война.

Участники антигитлеровской коалиции потратили немало усилий для создания послевоенной системы международных отношений, гарантирующей безопасность и сотрудничество. Свидетельствами этого являются: решение Московской конференции США, Великобритании и СССР (1943 г.) об использовании их вооружённых сил после войны только на основе взаимного согласия, заключение двухсторонних договоров о взаимопомощи между СССР и Англией, СССР и Францией и т. д.

В центр новой Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений вновь была поставлена международная организация – Организация Объединённых Наций (ООН). ООН была учреждена в 1945 г. державами победительницами и существует по сей день. Она создана с целью поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами. Главные органы ООН: Генеральная Ассамблея ООН (состоит из всех стран членов), Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Кроме того, при ООН учреждены специализированные организации: Организация по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация труда (МОТ), Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития и др.



Совет Безопасности ООН является постоянно действующим органом, на который возложена ответственность за поддержание международного мира и безопасности. В настоящий момент он состоит из 15 членов: пяти постоянных – Россия (как правопреемница СССР), США, Великобритания, Франция и Китай и десяти непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на два года без права немедленного переизбрания.

Но, несмотря на создание ООН, победная эйфория длилась недолго. Организация Объединённых Наций сыграла немалую роль в разрешении международных конфликтов и координации международного сотрудничества, однако, реалии двухполюсного мира часто приводили к парализации её деятельности. США нередко использовали расположение штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке для оказания давления на эту организацию.

Реально сформировавшаяся в годы «холодной войны» (между странами социализма во главе с СССР и капитализма во главе с США) система международных отношений существенно отличалась от проектов военной поры. Биполярный (двухполюсный) мир, раскол Европы (в 1949 г. США со своими союзниками создали военный блок НАТО, в ответ в 1955 г. был создан блок Организация Варшавского Договора), ядерное устрашение, гонка вооружений, частые локальные войны при скрытом или явном участии великих держав, психологическая война, блокады и эмбарго характеризовали этап международной политики, длившийся четыре десятилетия.

Тем временем международные отношения интенсивно развивались. Научно-техническая революция вызвала невиданные перемены в сфере производства, изменив его структуру, усилив интеграционные процессы, расширив потоки товаров, капиталов, услуг, информации, рабочей силы между государствами и регионами.

По мере накопления ядерного оружия менялись акценты. Ядерная война уже не могла быть рациональным продолжением политики, поскольку её результатом стало бы полное уничтожение человечества. В этом случае, как справедливо заметил автор «политики нового мышления» советский лидер М. С. Горбачёв «пепел социализма был бы неотличим от пепла капитализма». Поэтому гонка вооружений перестала означать укрепление безопасности, а подчас давала и обратные результаты. Вместе с тем она превратилась для Запада в средство экономического изматывания СССР.

Параллельно с этим мир становился всё более взаимозависимым. На планете обострялись социально-экономические, экологические и иные проблемы, решение которых возможно лишь в глобальном масштабе. Формировалась группа общечеловеческих интересов. Их выразителем стал М. С. Горбачёв , поставивший эти интересы выше классовых и национальных.

Масштаб личности и парадоксы единственного президента СССР ещё предстоит оценить будущим поколениям, более свободным от эмоций в своих оценках. Именно благодаря нему была завершена «холодная война», преодолён раскол мира и Европы на две враждебные системы, введён мораторий на ядерные испытания, ликвидированы целые классы вооружений. Однако именно при его правлении распались СССР и Организация Варшавского Договора (ОВД). Прекращение «холодной войны» произошло фактически на условиях Запада, который цинично использовал благородство М. С. Горбачёва в своих собственных эгоистических интересах.

Учитывая опыт М. С. Горбачёва, России следует обратить большее внимание на свои национальные интересы. Это не означает, что нужно полностью отказаться от общечеловеческих ценностей. Наоборот, по мере нарастания глобализации и увеличения взаимозависимости мира роль этих ценностей будет только расти. Но Россия не может себе позволить приносить в жертву общечеловеческим ценностям свои национальные интересы, по крайней мере, на односторонней основе.

Концепция национальных интересов была основательно разработана школой «политического реализма», появившейся в США во второй половине 1940-х гг. Признанным мэтром этой школы считается Ганс Моргентау. Средисторонников этой школы можно отметить видных политиков З. Бжезинского, Г. Киссинджера (оба занимали ведущие посты в администрации США), известных политологов С. Хантингтона (США), Р. Арона (Франция) и многих др. Международная политика понимается «реалистами» как борьба за власть, начатая суверенными государствами в погоне за превосходством.

«Реалисты» выдели три основных составляющих национальных интересов:

1. Национальная безопасность (защита от внешней опасности).

2. Экономические интересы (сохранение связей с партнёрами, наращивание экспортного потенциала и заграничных инвестиций, защита внутреннего рынка).

3. Интересы поддержания мирового порядка.

Военно-политические блоки. Стремление западных стран и СССР укрепить свои позиции на мировой арене привело к созданию сети военно-политических блоков в разных регионах. Наибольшее число их было создано по инициативе и под главенством США. В 1949 г. возник блок НАТО. В 1951 г. образован блок АНЗЮС (Австралия, Новая Зеландия, США). В 1954 г. сформирован блок СЕАТО (США, Великобритания, Франция, Австралия. Новая Зе­ландия, Пакистан, Таиланд, Филиппины). В 1955 г. был заключен Багдадский пакт (Великобритания, Турция, Ирак, Пакистан, Иран), после выхода Ирака названный СЕНТО.

В 1955 г. была образована Организация Варшавского договора (ОВД). В нее вошли СССР, Албания (вышла в 1968 г.), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия.

Основные обязательства участников блоков заключались во вза­имной помощи друг другу в случае нападения на одно из госу­дарств-союзников. Главное военное противостояние развернулось между НАТО и ОВД. Практическая деятельность внутри блоков выражалась прежде всего в военно-техническом сотрудничестве, а также в создании США и СССР военных баз и развертывании своих войск на территории союзных государств на линии проти­востояния блоков. Особенно значительные силы сторон были со­средоточены в ФРГ и ГДР. Здесь же было размещено большое количество американского и советского атомного оружия.

«Холодная война» вызвала ускоренную гонку вооружений, ко-орая была важнейшей сферой противостояния и потенциального онфликта двух великих держав и их союзников.

Периоды «холодной войны» и международные кризисы. В «холодной войне» выделяют два периода. Период 1946-1963 гг. характерен нарастанием напряженности в отношениях между двумя великими державами с кульминацией во время Карибского кризиса в начале 60-х гг. XX в. Это период создания военно-политических блоков и конфликтов в зонах соприкосновения двух социально-экономических систем. Значительными событиями были война Франции во Вьетнаме (1946- 1954), подавление СССР восстания в Венгрии и 1956 г., Суэцкий кризис 1956 г., Берлинский кризис 1961 г. и Карибский кризис 1962 г.



Берлинский и Карибский кризисы. Появление у Советского Со­юза на рубеже 60-х гг. XX в. межконтинентальных ракет способ­ствовало активизации его внешней политики. Противоборство СССР и США охватило тогда весь мир. СССР активно поддержи­вал национально-освободительные движении разных народов, другие антиамериканские силы. США продолжали активно нара­щивать вооруженные силы, расширить всюду сеть своих поенных баз, в больших масштабах оказывать экономическую и военную помощь прозападным силам во всем мире. Стремление двух бло­ков к расширению сфер влияния дважды в конце 50-х - начале 60-х гг. XX в. ставило мир на грань ядерной войны.

Международный кризис начался в 1958 г. вокруг Западного Берлина, после того как Запад отклонил требование советского руководства превратить его в свободный демилитаризованный го­род. Новое обострение событий произошло 13 августа 1961 г. По инициативе руководства ГДР вокруг Западного Берлина была воз­ведена стена из бетонных плит. Эта мера дала возможность прави­тельству ГДР предотвратить бегство граждан в ФРГ и укрепить положение своего государства. Строительство стены вызвало возмущение на Западе. Войска НАТО и ОВД были приведены в бое­вую готовность.

Весной 1962 г. руководители СССР и Кубы приняли решение разместить на этом острове ядерные ракеты средней дальности. СССР рассчитывал сделать США столь же уязвимыми для ядер­ного удара, каким был Советский Союз после размещения аме­риканских ракет в Турции. Получение подтверждения размеще­ния советских ракет на Кубе вызвало панику в США. Противостояние достигло своего пика 27 - 28 октября 1962 г. Мир был на гра­ни войны, однако благоразумие восторжествовало: СССР вывез ядерные ракеты с острова в ответ на обещания президента США Д. Кеннеди не вторгаться на Кубу и убрать ракеты из Турции.

Берлинский и Карибский кризисы показали обеим сторонам опасность балансирования на грани войны. В 1963 г. было подписа­но исключительно важное соглашение: США, СССР и Велико­британия прекратили все ядерные испытания, кроме подземных. Второй период «холодной войны» начался в 1963 г. Он характе­рен переносом центра тяжести международных конфликтов в рай­оны «третьего мира», на периферию мировой политики. Одновре­менно отношения США и СССР трансформировались от конфронтации к разрядке международной напряженности, к перего­ворам и соглашениям, в частности, о сокращении ядерных и обыч­ных вооружений и о мирном решении международных споров. Крупнейшими конфликтами были война США во Вьетнаме и СССР в Афганистане.

Война во Вьетнаме. После войны (1946-1954) Франция была вынуждена признать независимость Вьетнама и вывести свои войска. Решающее событие войны произошло под местечком Дьенбьенфу, где вьетнамская Народная армия в марте 1954 г. заставила капитулировать главные силы французского экспедиционного корпуса. На севере Вьетнама утвердилось правительство во главе с коммунистом Хо Ши Мином (Демократическая Республика Вьет­нам), а на юге - проамериканские силы.

США оказывали помощь Южному Вьетнаму, однако его ре­жим оказался под угрозой краха, поскольку вскоре там разверну­лось партизанское движение, поддерживаемое ДРВ, Китаем и СССР. В 1964 г. США начали бомбардировки Северного Вьетнама, а в 1965 г. высадили свои войска в Южном Вьетнаме. Вскоре эти войска оказались втянуты в ожесточенные боевые действия с парти­занами. США применяли тактику «выжженной земли», осуществ­ляли массовые расправы с мирными жителями, но движение со­противления ширилось. Американцы и их местные подручные не­сли все большие потери. Американские войска действовали столь же безуспешно в Лаосе и Камбодже. Протесты против войны во всем мире, в том числе в США, наряду с военными неудачами заставили США пойти на мирные переговоры. В 1973 г. американ­ские войска были выведены из Вьетнама. В 1975 г. партизаны взяли его столицу Сайгон. Появилось новое государство - Социалисти­ческая Республика Вьетнам.

Война в Афганистане. В апреле 1978 г. в Афганистане произошла революция. Новое руководство страны заключило договор с Советским Союзом и неоднократно просило его о военной помощи. СССР снабжал Афганистан оружием и боевой техникой. Гражданская война между сторонниками и противниками нового ре­жима в Афганистане все более разгоралась. В декабре 1979 г. СССР принял решение о вводе в Афганистан Ограниченного контин­гента войск. Присутствие советских войск в Афганистане было расценено западными державами как агрессия, хотя СССР дей­ствовал в рамках соглашения с руководством Афганистана и ввел войска по его просьбе. Позже советские войска оказались втяну­тыми в гражданскую войну в Афганистане. Это отрицательно ска­залось на престиже СССР на мировой арене.

Ближневосточный конфликт. Особое место в международных отношениях занимает конфликт на Ближнем Востоке между госу­дарством Израиль и его арабскими соседями.

Международные еврейские (сионистские) организации выб­рали территорию Палестины в качестве центра для евреев всего мира. ООН в ноябре 1947 г. приняла решение о создании на терри-ории Палестины двух государств: арабского и еврейского. Иеру-алим выделялся в самостоятельную единицу. 14 мая 1948 г. было ровозглашено государство Израиль, а 15 мая Арабский легион, сходившийся в Иордании, выступил против израильтян. Нача-ась первая арабо-израильская война. В Палестину ввели войска Египет, Иордания, Ливан, Сирия, Саудоиская Аравия, Йемен, Ирак. Война закончилась в1949 г. Израиль оккупировал больше по­ловины территории, предназначенной для арабского государства и западную часть Иерусалима. Восточную его часть и западный берег реки Иордан получила Иордания, Египту достался сектор Газа. Общее число арабских беженцев превысило 900 тыс. человек. С тех пор противостояние еврейского и арабского народов в Палестине остается одной из острейших проблем. Неоднократно возникали вооруженные конфликты. Сионисты приглашали евре­ев всего мира в Израиль, на историческую родину. Для их разме­щения продолжалось наступление на арабские территории. Наи­более экстремистские группировки мечтали о создании «Велико­го Израиля» от Нила до Евфрата. Союзником Израиля стали США и другие западные страны, СССР поддержал арабов.

В 1956 г. объявленная президентом Египта Г.Насером национа­лизация Суэцкого канала ударила по интересам Англии и Фран­ции, которые решили восстановить свои права. Эта акция получи­ла название тройственной англо-франко-израильской агрессии против Египта. 30 октября 1956 г. израильская армия внезапно пе­решла египетскую границу. В зоне канала высадились английские и французские войска. Силы были неравны. Интервенты готовились к наступлению на Каир. Лишь после угрозы СССР применить атомное оружие в ноябре 1956 г. военные действия были прекра­щены, а войска интервентов покинули Египет.

5 июня 1967 г. Израиль начал военные действия против араб­ских государств в ответ на деятельность Организации освобожде­ния Палестины (ООП) во главе с Я.Арафатом, созданной в 1964 г. с целью борьбы за образование в Палестине арабского государ­ства и ликвидацию Израиля. Израильские войска быстро продви­гались в глубь Египта, Сирии, Иордании. Во всем мире раздава­лись протесты и требования немедленного прекращения агрессии. Военные действия остановились к вечеру 10 июня. За 6 дней Из­раиль оккупировал сектор Газа, Синайский полуостров, запад­ный берег реки Иордан и восточную часть Иерусалима, Голан-ские высоты на сирийской территории.

В 1973 г. началась новая война. Арабские войска действовали более удачно, Египту удалось освободить часть Синайского полу­острова. В 1970 и 1982 гг. израильские войска вторгались на терри­торию Ливана.

Все попытки ООН, великих держав добиться прекращения конфликта долгое время были безуспешны. Только в 1979 г. при посредничестве США удалось подписать мирный договор между Египтом и Израилем. Израиль выводил войска с Синайского по­луострова, но палестинская проблема не решалась. С 1987 г. на оккупированных территориях Палестины началась «интифада» - восстание арабов. В 1988 г. было объявлено о создании Государства Палестина. Попыткой разрешить конфликт стала договоренность между лидерами Израиля и ООП в середине 90-х гг. о создании Палестинской автономии на части оккупированных территорий.

Разрядка. С середины 50-х гг. XX в. СССР выступал с инициати­вами всеобщего и полного разоружения. Крупным шагом был до­говор о запрещении ядерных испытаний в трех средах. Однако важ­нейшие шаги по смягчению международной обстановки были сде­ланы в 70-е гг. XX в. И в США, и в СССР росло понимание, что дальнейшая гонка вооружений становится бессмысленной, что во­енные расходы могут подорвать экономику. Улучшение отноше­ний между СССР и Западом получило название «разрядка между­народной напряженности» или «разрядка».

Существенной вехой на пути разрядки стала нормализация от­ношений СССР с Францией и ФРГ. Важным пунктом договора между СССР и ФРГ было признание западных границ Польши и границы между ГДР и ФРГ. Во время визита в СССР в мае 1972 г. президента США Р. Никсона были подписаны соглашения об ог­раничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). В ноябре 1974 г. СССР и США договорились о подготовке нового соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2), который был подписан в 1979 г. Договоры предусматривали взаимное сокраще­ние баллистических ракет.

В августе 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопас­ности и сотрудничеству глав 33 европейских стран, США и Кана­ды. Его итогом стал Заключительный акт совещания, в котором были зафиксированы принципы нерушимости границ в Европе, уважения независимости и суверенитета, территориальной цело­стности государств, отказ от применения силы и угрозы ее при­менения.

В конце 70-х гг. XX в. снизилась напряженность в Азии. Прекра­тили свое существование блоки СЕАТО и СЕНТО. Однако ввод советских войск в Афганистан, конфликты в других частях света в начале 80-х гг. XX в. вновь привели к усилению гонки вооружений и росту напряженности.

Международные отношения в конце XX -начале XXI в. Перестройка, начавшаяся в СССР в 1985 г., очень скоро стала оказы­вать все более существенное влияние на развитие международных отношений. Обострение напряженности в отношениях между Во­стоком и Западом на рубеже 70 -80-х гг. XX в. сменилось их нор­мализацией. В середине 80-х гг. XX в. глава Советского Союза М.С.Горбачев выдвинул идею нового политического мышления в международных отношениях. Он заявлял, что главной проблемой является проблема выживания человечества, решению которой должна быть подчинена вся внешнеполитическая деятельность. Решающую роль сыграли встречи и переговоры на высшем уровне между М. С. Горбачевым и президентами США Р. Рейганом, а затем Дж. Бушем. Они привели к подписанию двусторонних договоров о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (1987 г.) и об ограничении и сокращении стратегических наступательны юружений (СНВ-1) в 1991 г.

Благоприятно сказалось на нормализации международных отношений завершение вывода советских войск из Афганистана в 1989г.

После распада СССР Россия продолжила политику поддержания нормальных отношений с США и другими ведущими западнь ми государствами. Был заключен ряд важных договоров по дальнейшему разоружению и сотрудничеству (например, СНВ-2). Резки снизилась угроза новой войны с использованием оружия массо­вого поражения. Однако к концу 90-х гг. XX в. осталась только одна сверхдержава - США, которая предъявляет претензии на особую роль в мире.

Серьезные перемены произошли на рубеже 80 -90-х гг. XX в. в Европе. В 1991 г. были ликвидированы СЭВ и ОВД. В сентябре 1990 г. представителями ГДР, ФРГ, Великобритании, СССР, США и Франции был подписан договор по урегулированию германского, вопроса и объединении Германии. СССР выводил из Германии свои войска и согласился на вхождение объединенного герман­ского государства в НАТО. В 1999 г. в НАТО вступили Польша, Венгрия и Чехия. В 2004 г. в НАТО вступили Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Литва, Латвия и Эстония.

В начале 90-х гг. XX в. изменилась политическая карта Европы. Возникла единая Германия. На шесть государств распалась Юго­славия, появились самостоятельные Чехия и Словакия. Распался СССР.

В условиях сокращения угрозы глобальной войны усилились локальные конфликты в Европе и на постсоветском простран­стве. Вспыхнули вооруженные конфликты между Арменией и Азербайджаном, в Приднестровье, Таджикистане, Грузии, на Северном Кавказе, в Югославии. Особенно кровопролитными оказались события в бывшей Югославии. Войны, массовые эт­нические чистки, потоки беженцев сопровождали процессы ста­новления самостоятельных государств в Хорватии, Боснии и Герцеговине, Сербии. НАТО активно вмешивался в дела этих государств на стороне антисербских сил. В Боснии и Герцеговине, а затем в Косове (автономном крае в составе Сербии) они оказа­ли этим силам военную и дипломатическую поддержку. В 1999 г. НАТО во главе с США без санкции ООН совершил открытую агрессию против Югославии, начав бомбардировки этой страны. В результате, несмотря на военные победы, сербы в Боснии и Косово были вынуждены согласиться на урегулирование на ус­ловиях противника.

Еще один очаг напряженности продолжал существовать в конце XX -начале XXI в. на Ближнем Востоке. Обстановка на оккупи­рованных Израилем палестинских территориях резко обострилась в 2000 г. Результатом террора палестинцев и действий израиль­ской армии является гибель множества мирных жителей. Усилия мирового сообщества по урегулированию палестинской пробле­мы остаются безрезультатными.

Другим неспокойным регионом Ближнего Востока стал Ирак. В 1990 г. он захватил небольшое, но богатое нефтью государство Кувейт. В ответ США в коалиции с рядом государств направили войска в зону Персидского залива. В 1991 г. иракские войска были изгнаны из Кувейта. В 2003 г. США и Великобритания под предло­гом борьбы с терроризмом без решения ООН захватили Ирак и свергли его правительство. Однако в стране развернулась борьба против оккупантов.

Сложными остаются отношения между Индией и Пакистаном. В Африке периодически вспыхивают локальные войны между не­которыми странами, нередки гражданские войны, сопровождаю­щиеся массовым истреблением населения.

С 2001 г. США провозгласили своей главной целью борьбу с международным терроризмом. Помимо Ирака американские вой­ска вторглись в Афганистан, свергнув там при помощи местных сил режим талибов. США угрожают также применить военную силу против Северной Кореи, Ирана, Сирии, других стран. Все это стало возможным из-за складывания монополярного мира, где гос­подствуют США. Уменьшились роль и авторитет ООН. Однако со­вершенно очевидно, что даже такое могущественное государство не сможет решить глобальные мировые проблемы. К тому же по­добным положением недовольны другие постоянно растущие цент­ры силы - Европейский союз, Китай, Индия. Они, как и Россия, выступают за создание многополярного мира.

Современная Россия

«Шоковая терапия». К 1992 г. в России, ставшей самостоятель­ным государством после распада СССР, необходимость перехода к рыночной экономике казалась неизбежной. Частичные меры по «вживлению» элементов рынка в плановую экономику лишь усу­губляли кризис. Повседневными явлениями стали пустые прилав­ки магазинов, бесконечные очереди. Социальная напряженность арастала.

Руководство России во главе с Б. Н. Ельциным единственным выходом из критического положения считало макроэкономическую мобилизацию - достижение баланса между платежеспособным просом и предложением товаров. Был взят курс на «шоковую терапию». Идеологом и основным проподником этой полич стал Е.Т.Гайдар, получииший пост вице-премьера и новом правительстве.

Идеологи реформ полагали, что сам рынок без помощи государства создаст оптимальную структуру экономического развития. В общественном сознании присутствовало ложное представление о недопустимости государственного вмешательства в экономиче­скую жизнь. Однако серьезным специалистам в области экономи­ки было очевидно, что в условиях системных преобразований роль государства как организатора преобразований должна была бы, напротив, неуклонно возрастать. Факторами, осложнявшими реформы, была дезинтеграция народно-хозяйственного комплекса бывшего СССР.

Уверенность команде реформаторов придавала и позиция За­пада. Правительство рассчитывало на получение крупных креди­тов от международных финансовых институтов - Международно­го валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконст­рукции и развития (МБРР).

Программа стабилизации экономики состояла во введении сво­бодной торговли, отпуске цен, приватизации государственной собственности. С начала января 1992 г. цены на большинство това­ров были отпущены. С целью сбалансировать бюджет правитель­ство пошло на резкое сокращение важнейших государственных программ. Резко упало государственное финансирование армии, снизился до опасной черты государственный оборонный заказ, что поставило на грань краха наиболее наукоемкие производства. До крайне низкого уровня упали социальные расходы.

Безудержный рост цен и последовавшее за ним обнищание значительной части населения заставило весной 1992 г. пойти на повышение зарплаты в государственном секторе. Начался без­удержный рост инфляции.

Приватизация и ее особенности в России. Важным направлени­ем в структурной политике правительства стала приватизация (разгосударствление) промышленности, розничной торговли и сфе­ры обслуживания. В результате приватизации уже в первый год в руки частных предпринимателей перешло более 110 тыс. промыш­ленных предприятий, что привело к утрате государством ведущей роли в экономике страны. Однако приватизация сама по себе, без продуманной структурной и инвестиционной политики, не могла привести к эффективности производства. Во-первых, в привати­зации политические цели доминировали над экономической целесообразностью. Власть стремилась к форсированному созданию класса собственников, который бы укрепил политический режим. Именно поэтому за бесценок приватизировались предприятия и целые отрасли. Новый хозяин, не вложивший в приобретаемую собственность значительных средств, не был заинтересован в обновлении производства. Таким образом, приватизация не привлекла необходимых финансовых ресурсов для оздоровления экономики и экономического роста.

Во-вторых, приватизация не получила всенародной поддерж­ки. Символом равных возможностей в создании своего бизнеса, по замыслу реформаторов, должен был стать приватизационный чек - ваучер, который каждый гражданин получал бесплатно и мог свободно им распорядиться. Но в условиях обнищания и эко­номической безграмотности многие граждане либо продавали ва­учеры, либо поместили их в инвестиционные фонды, выдававшие в обмен на ваучер акции и обещавшие соответствующий до­ход. Государство практически не контролировало деятельность инвестиционных компаний и фондов, а те перераспределяли на­циональное богатство.

Результаты приватизации. Спад производства и технологическое отставание приняли опасные размеры. Отечественные товаропро­изводители утратили контроль над 50 % национального рынка, который был занят дешевыми импортными товарами.

Вместо задуманной социальной модернизации общества, в ре­зультате которой было бы снято отчуждение личности от собствен­ности, приватизация привела к глубокому расколу общества. Лишь 5 % населения страны получили экономическую власть. Ведущее место среди них заняли представители бюрократического аппара­та, распоряжавшиеся приватизацией. По бросовым ценам скупи­ли богатства страны и представители «теневой» экономики и кри­минала.

Снижение социальной защищенности граждан России привело к серьезным демографическим последствиям в обществе. Убыль населения России достигает ныне около 1 млн. человек каждый год.

К 1996 г. объем промышленности сократился по сравнению с 1991 г. в два раза. Лишь продажа за рубеж сырья позволяла поддер­живать экономику и социальную устойчивость в стране. Однако правительству удалось несколько стабилизировать финансовую ситуацию, остановить падение курса рубля. В 1997- 1998 гг. спад производства замедлился, в некоторых отраслях наметилось ожив­ление.

Однако 17 августа 1998 г. произошел финансовый кризис, выз­вавший многократное падение курса рубля. Результатом кризиса стало дальнейшее ухудшение жизни. Тем не менее кризис имел и положительные последствия. Сократился ввоз из-за рубежа про­мышленных и продовольственных товаров, что способствовав росту отечественного производства. Дополнительным благоприят­ным фактором стали установившиеся п этот период на мировом рынке высокие цены на нефть. Поэтому в 1999 - 2004 гг. наблю­дался подъем в промышленности и сельском хозяйстве. Однако рост экономики остается неустойчиным и весьма противоречивым во многом зависит от мировых цен на нефть, доходы подавляющей части населения продолжают оставаться крайне низкими.

Общественно-политическое развитие в 1991 - 1993 гг. Экономическая политика не могла не привести к росту социальной и; пряженности в обществе и обострению политической борьбы. Вс ной 1992 г. соотношение политических сил решительно меняется. Трудности реформирования страны приводят к лишению прак тельства «кредита доверия». Авторитет оппозиционных сил растем. Непримиримую позицию к оппозиционным силам занял пре­зидент Ельцин. Призрак гражданской войны стал витать над Рос­сией. 21 сентября 1993 г. Ельцин приостановил деятельность съез­да народных депутатов и Верховного Совета. Одновременно вы­шел указ о поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации. Верховный Совет своим постановлением от 22 сентября 1993 г. признал указ президента недействительным, как противо­речащий Конституции.

В Москве оппозицией были организованы демонстрации. По­скольку телевидение тенденциозно освещало события, силами оппозиции 3 октября была предпринята попытка овладеть Остан­кинским телецентром. Руководство Верховного Совета заявило об отстранении Ельцина от власти. Был приведен к присяге новый президент - А. В. Руцкой, вице-президент Российской Федерации. Белый дом, где обосновался Верховный Совет, был блокиро­ван. 4 октября войска стали расстреливать здание Верховного Совета. В ходе событий несколько сот человек были убиты, многие ранены.

Основным итогом событий осени 1993 г. стал демонтаж систе­мы советской власти сверху донизу. Был подготовлен проект но­вой Конституции, существенно увеличивший власть президента. В соответствии с новой Конституцией, которая была принята на референдуме 12 декабря 1993 г., Россия становилась президент-ско-парламентской республикой. Президент получил полномочия формировать правительство, вносить законодательные инициати­вы, распускать органы законодательной власти в оговоренных случаях, издавать указы по ключевым политическим вопросам. Законодательным органом власти выступал двухпалатный парламент - Федеральное собрание. Оно состоит из Совета Федерации, пред­ставленного субъектами Федерации, и Государственной думы, депутаты которой избирались как по избирательным округам, так и по партийным спискам.

Общественно-политическое развитие в 1994 - 2004 гг. В декабре 1993 г. состоялись выборы в Государственную думу. Блок «Выбор России» во главе с Е. Гайдаром выдвигал либеральную программу. Поскольку в России основным носителем либерального сознания был неустойчивый слой собственников, а интеллигенция, это определило некоторые своеобразные черты российского либера­лизма: оторванность от здравого смысла, чрезмерное преувеличе­ние значения свободы в сфере потребления. В своей избиратель­ной кампании блок «Выбор России» опирался на поддержку административных структур, банков. Блок имел значительный успех на выборах 1993 г., но на выборах 1995 г. не смог попасть в парла­мент.

В ходе предвыборной кампании осенью 1993 г. сформировался блок «Явлинский - Болдырев-Лукин» («Яблоко»), стоящий на позициях умеренного либерализма. По общефедеральному списку блок получал в 1993, 1995, 1999 гг. около 7 -10 % голосов, а 2003 г. не смог преодолеть 5%-ного барьера. Лидеры «Яблока» подчерки­вали, что курсу Ельцина можно противопоставить не только ком­мунистическую альтернативу, но и демократическую.

Активную политическую деятельность на выборах 1993 г. раз­вернула ЛДПР (Либерально-демократическая партия России, ли­дер В.В.Жириновский), которая заявила о своем антизападни­ческом либерализме «простых людей». Жириновский снискал себе поддержку среди разнородных слоев. Опираясь на искусную дема­гогию и популизм, партия В.В.Жириновского в 1993 г. заняла 70 мест в парламенте. На последующих выборах представительство ЛДПР сократилось.

Значительную поддержку на выборах в 1993, 1995, 1999 и 2003 гг. получила Коммунистическая партия РФ (КПРФ) под ру­ководством Г.А.Зюганова. Идеалом партии стало новое видение социализма, построенного на принципах многоукладной эконо­мики; восстановление СССР; укрепление обороноспособности страны. Постепенно поддержка КПРФ населением снижалась.

Выборы 1995 г. показывали растущую роль в политической жизни страны оппозиции. Напряженной была президентская предвыбор­ная кампания 1996 г. Первый тур, не определивший кандидатуру президента, состоялся 16 июня; второй - 3 июля 1996 г. Во вто­ром туре борьба развернулась между Б.Н.Ельциным и Г.А.Зюга­новым. По итогам второго тура победу одержал Б. Н. Ельцин.

Для периода 1995- 1999 гг. была характерна частая смена пра­вительств, которым приходилось решать сложные экономические и социальные проблемы. Вопросы финансовой стабилизации вла­сти решали во многом путем массовых задержек зарплаты трудя­щимся. В результате в 1997- 1998 гг. большого размаха достигло забастовочное движение.

Усиливалась угроза распада Российской Федерации. К этому вел рост сепаратизма среди руководителей национальных респуб­лик. Во многих республиках усиление сепаратизма сопровождалось ростом притеснения русских, составляющих часто большинство населения. Особенно опасное положение сложилось на Северном Кавказе. Чеченская Республика превратилась в источник преступности во всей России. Попытка восстановить конституци­онную законность и правопорядок привела к войне в Чечне в 1995 - 1996 гг. Военные действия были неудачны для российской армии из-за непоследовательности центральных властей. Чечня факти­чески стала независимым бандитским государством.

После кризиса 17 августа 1998 г. президент Ельцин вынужден был выдвинуть на пост премьер-министра Е. М. Примакова, за ко­торого проголосовали и члены думской оппозиции. Новому пра­вительству удалось укрепить экономическое положение, добиться роста промышленности, спада социальной напряженности, пре­кращения массовых забастовок. Однако попытка Думы отстранить от власти Ельцина в мае 1999 г. привела к отставке правительства Примакова.

Летом 1999 г. боевики из Чечни совершили нападение на Даге­стан. Вновь развернулись боевые действия на Северном Кавказе. Они были довольно успешными для российской армии, которая во многом учла опыт первой чеченской кампании. При поддержке местного населения боевики были выбиты из Дагестана. Осенью 1999 г. произошли чудовищные террористические акты - взрывы жилых домов в Москве и ряде других городов. Их связали с дей­ствиями чеченских террористов. Осенью началась антитеррори­стическая операция в Чечне. К началу 2000 г. войска заняли почти всю территорию республики, разгромили основные силы сепаратистов. Ответственность за вторую чеченскую кампанию взял В.В.Путин, назначенный премьер-министром 9 августа 1999 г. Успех и решительность боевых действий привели к росту попу­лярности Путина.

В декабре 1999 г. состоялись очередные парламентские выборы. Второе место после КПРФ занял блок «Единство», созданный властями накануне выборов и заявивший о безоговорочной под­держке Путина. Вместе с другими проправительственными сила­ми «Единство» составило большинство в Думе. 31 декабря 1999 г. Ельцин заявил о сложении с себя обязанностей президента. Ис­полняющим обязанности президента стал Путин. На президент­ских выборах 26 марта 2000 г. он одержал победу в первом туре и стал Президентом России.

На рубеже XXI в. Итоги выборов 1999 - 2000 гг. во многом из­менили ситуацию в России. В Думе сложилось пропрезидентское большинство, позволившее принять ряд важных законов.

Правительство продолжило проведение реформ. Было призна­но, что залогом их успеха является наличие сильной государствен­ной власти. Президент В. В. Путин предпринял ряд шагов в этом направлении. Было создано семь федеральных округов, в которые назначены полномочные представители президента. Законодатель­ство республик, краев, областей приводится в соответствие с фе­деральными законами. Установлен новый порядок формирования первой палаты Федерального собрания - Совета Федерации. Он теперь состоит не из глав, а из представителей регионов. Принят закон о партиях, призванный повысить их роль и ответственность в жизни общества. Утверждение Думой в декабре 2000 г. герба, гимна и флага России было призвано консолидировать общество. В них соединены символы дореволюционной, советской и совре­менной России. Население поддерживало политику Путина. На парламентских выборах 2003 г. победу одержала пропрезидентская партия «Единая Россия». В марте 2004 г. Путин был второй раз избран Президентом Российской Федерации.

Осуществляются налоговая, судебная, пенсионная, военная и другие реформы. Решен вопрос об обороте сельскохозяйственных и других земель. С 2004 г. началась административная реформа, изменившая структуру министерств и других высших органов вла­сти России. Продолжилось проведение политической реформы. По предложению В.В.Путина были отменены прямые выборы губер­наторов населением. Их кандидатуры стали вноситься президен­том и утверждаться законодательным собранием регионов. Выбо­ры в Государственную думу стали проводиться исключительно по партийным спискам. Для обеспечения взаимодействия граждан с органами власти, защиты прав и свобод, с целью контроля за деятельностью органов власти была сформирована Общественная палата Российской Федерации.

В начале XXI в. продолжался рост российской экономики, хотя и сохранялась сильная зависимость этого роста от высоких миро­вых цен на нефть и газ. Успехи в экономике сделали возможным принятие в 2005-2006 гг. по инициативе президента национальных проектов, направленных на совершенствование здравоохранения, образования, развитие сельского хозяйства, обеспечения населе­ния жильем. Остро был поставлен вопрос о преодолении демогра­фического кризиса, охватившего Россию с начала 90-х гг. XX в. Приняты меры по стимулированию роста рождаемости, защите матери и ребенка. В целом укрепление властной вертикали усили­вало регулирующую роль государства во всех сферах жизни.

Реальной угрозой для России, как и для многих других стран, остается терроризм. Для России эта угроза во многом связана с напряженной обстановкой в Чечне. О серьезности проблемы сви­детельствуют захват заложников в октябре 2002 г., взрывы летом 2003 г. и зимой 2004 г. в Москве, чудовищный террористический акт в североосетинском городе Беслане в сентябре 2004 г. Наряду с военными мероприятиями в Чечне предпринимаются меры по налаживанию там мирной жизни, созданию органов управления. На референдуме в 2003 г. население Чечни приняло Конституцию, устанавливающую основы государственности республики и зак­репляющую се нахождение в составе России. Прошли выборы президента Чечни, а затем и парламентские выборы.

Совместное противостояние международному терроризму спо­собствовало развитию отношений России с США, НАТО Однако действия США, нацеленные на усиление своей гегемонии в мире подрыв роли ООН и международного права, вызвали возражение российского руководства. На этой основе укреплялись связи Рос­сии с Францией и Германией. Российская дипломатия действует на всех направлениях. В 2001 г. подписан российско-китайский до­говор о дружбе и сотрудничестве. Все большую роль в междуна­родных отношениях играет Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), возникшая в 2002 г. на базе так называемой «шанхайской пятерки» в составе России, Китая, Казахстана, Кирги­зии и Таджикистана, созданной еще в 1996 г. О намерении всту­пить в ШОС заявили Индия, Пакистан, Иран. В начале XXI в. Рос­сия стремилась восстановить взаимовыгодные отношения с дав­ними партнерами - Индией, Северной Кореей, Кубой, Вьетна­мом. Российская дипломатия защищала национальные интересы страны в ходе кризиса, вызванного попытками США и их союзников «наказать» Иран за развитие его ядерной программы.

Укреплялось разностороннее сотрудничество России со многими странами СНГ, продолжалось создание союзного государства России и Белоруссии. Однако события, связанные с приходом к власти в ряде стран СНГ (Грузия, Украина) проамерикан­ских сил, потребовали от руководства России поиска новых под­ходов к политике в рамках СНГ.

После второй мировой войны важнейшим вопросом было послевоенное устройство мира. Для его решения необходимо было согласовать позиции всех стран - участниц антигитлеровской коалиции. Необходима была реализация мер, зафиксированных в документах, подписанных в Ялте и Потсдаме. Подготовительная работа была возложена на Совет министров иностранных дел, учрежденный на Потсдамской конференции. В июле - октябре 1946 г. проходила Парижская мирная конференция, которая рассмотрела подготовленные СМИД проекты мирных договоров с бывшими европейскими союзниками гитлеровской Германии - Болгарией, Венгрией, Италией, Румынией, Финляндией.10 февраля 1947 г. они были подписаны. Договоры восстанавливали довоенные границы с некоторыми изменениями. Определялся также объем репараций, порядок возмещения ущерба, причиненного союзным государствам. Политические статьи обязывали обеспечить всем гражданам права человека и основные свободы, не допускать возрождения фашистских организаций. Активное участие в решении всех вопросов принимал СССР. В целом мирные договоры были справедливыми и способствовали независимому, демократическому развитию государств, с которыми они заключались. Тем не менее, выявившиеся разногласия сделали невозможным мирное урегулирование германской проблемы на взаимоприемлемой основе. Ив1949 г. раскол Германии стал историческим фактом. Отчуждение между великими державами возрастало. Идеологические расхождения и различные доктрины стали играть доминирующую роль в международных отношениях. Западные страны крайне негативно относились к тоталитарному социализму. СССР в свою очередь также враждебно относился к капитализму. Воздействие сторон на международные отношения и на более слабых их субъектов все более возрастало. США и СССР рассматривали себя лидерами, поставленными ходом истории во главе сил, отстаивавших различные общественно экономические системы.

Резко менялась геополитическая ситуация. Революция 40-х годов в Восточной Европе, заключение Советским Союзом с государствами этого региона договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи сформировали новую систему международных отношений. Эта система была ограничена рамками государств, развитие которых протекало в условиях действия сталинской модели социализма со всеми ее неотъемлемыми чертами.

Обострение отношений и осложнение политической обстановки в мире происходило и в связи с поддержкой Советским Союзом справедливой борьбы колониальных и зависимых стран за свое освобождение. Метрополии всячески препятствовали национально-освободительному движению. В 1949 г. победила народная революция в Китае, приведшая к радикальному изменению геополитической ситуации в Азии, что усилило беспокойство США и других западных стран. Все это укрепило недоверие двух сверхдержав друг к другу, обострило все имеющиеся противоречия.

Возникло глобальное соперничество СССР и США. И речь Черчилля в Фултоне 5 марта 1946 г., и доктрина Трумена, выдвинутая в марте 1947 г., были восприняты в СССР как открытое провозглашение "холодной войны", длившейся более 40 лет. За все это время соперничество двух великих держав не переросло в горячую войну, что дало основание именовать этот период "холодной войной". Она втянула в себя всю планету, расколола мир на две части, две военно-политические и экономические группировки, две общественно-экономические системы. Мир стал биполярным. Возникла своеобразная политическая логика этого глобального соперничества - "кто не с нами, тот против нас". Во всем и везде каждая сторона видела коварную руку противника.

Холодная война довела до невиданных размеров милитаризм в политике и мышлении. Все в мировой политике стали оценивать с точки зрения соотношения военной силы, баланса вооружений. Западные страны приняли на вооружение блоковую стратегию, которая на долгие годы сохраняла конфронтацию в международных отношениях. Большинство государств, принявших "план Маршалла", подписали в апреле 1949 г. Североатлантический договор (НАТО). Были созданы объединенные вооруженные силы под командованием американских военачальников. Создание замкнутой военно-политической группировки идеологизированного характера, направленной, по существу, против СССР и его союзников, оказало негативное влияние на развитие международных отношений.

Политика США "с позиции силы" встретила жесткую ответную реакцию СССР и вызвала обострение международной напряженности. В 1949 г. была ликвидирована атомная монополия США. После создания термоядерного оружия в 50-е годы, а вслед за тем средств его доставки к цели (межконтинентальных баллистических ракет) СССР приложил максимум усилий для достижения военно-стратегического паритета с США, который осуществился на рубеже 60-70 годов. Росло количество военных блоков. В 1951г. возникла военно-политическая группировка АНЗЮС. Был заключен "договор безопасности" между США и Японией. В 1954 г. был создан блок СЕАТО. В 1955 г. была образована еще одна замкнутая группировка - Багдадский пакт. После выхода из него Ирака этот блок стал называться СЕНТО. Опасаясь за свою безопасность, СССР и страны Центральной и Юго-Восточной Европы в ответ на соглашение западных стран о ремилитаризации ФРГ и принятиe ее в НАТО заключили в мае 1955 г. в Варшаве многосторонний Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Государства, подписавшие Договор, предусмотрели оказание немедленной помощи всеми средствами в случае вооруженного нападения в Европе на одно или несколько государств - участников Варшавского Договора.

сверхдержава международный советский война

Огромную опасность для мира на Земле таили в себе международные конфликты в различных регионах, угрожавшие перерастанием их в войну. В июне 1950 г. вспыхнула война в Корее, продолжавшаяся три года. В течение восьми послевоенных лет Франция вела войну в Индокитае. Осенью 1956 г. Великобритания, Франция и Израиль совершили агрессию против Египта. В 1958 г. США предприняли вооруженную интервенцию в Ливан, а Великобритания - в Иорданию. Самый опасный международный кризис возник осенью 1962 г. в связи с обстановкой вокруг Кубы, поставившей человечество на грань ядерной войны. Карибский кризис был разрешен благодаря достижению компромисса между СССР и США. Затяжной характер приобрела агрессия США в Индокитае. Это была самая жестокая война второй половины XX века. Вьетнам превратился в испытательный полигон самых изощренных средств ведения войны, созданных высокоразвитыми промышленными технологиями США. Попытка США вовлечь в войну своих союзников и придать ей характер международной акции провалилась. Однако некоторые страны участвовали в войне на стороне США. Огромная помощь, оказанная Вьетнаму СССР, поддержка героического вьетнамского народа всеми миролюбивыми силами вынудили США пойти на заключение соглашения о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме. Опасным очагом конфликта оставался Ближний Восток. Сложные противоречия и непримиримость сторон привели к нескольким Арабо-Израильским войнам и надолго исключили возможность мирного урегулирования в этом регионе.

Однако в эти трудные десятилетия человечество все более четко осознавало, что новая мировая война не является неизбежной, что усилия прогрессивных сил могут остановить сползание человечества к ядерной катастрофе.

50-60-е годы ознаменовались невиданной по масштабам гонкой вооружений. Огромные материальные, интеллектуальные и иные ресурсы растрачивались на разработку и производство все новых средств ведения войны. В то же время крайне остро не хватало их для решения социально-экономических проблем в большинстве стран мира. В 1960 г. СССР предложил Сессии Генеральной Ассамблеи ООН рассмотреть основные положения договора о всеобщем и полном разоружении государств под строгим международным контролем. Западные страны отклонили эту инициативу, однако, первый шаг к потеплению международных отношений был сделан. В августе 1963 г. Великобритания, СССР и США подписали в Москве Договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.

Постоянно усиливающаяся гонка вооружений, в особенности ядерных, подводила человечество к роковой черте, нужны были огромные усилия, чтобы остановить этот негативный процесс. Активная позиция СССР и его союзников, направленная на оздоровление международной обстановки, усилия движения неприсоединения, политический реализм руководителей ряда западных стран принесли положительные результаты. С начала 70-х годов международные отношения вступили в полосу разрядки. В марте 1970 г. вступил в силу Договор о нераспространении ядерного оружия. К началу 90-х годов его подписали более 135 государств. Для европейского региона важное значение имел Договор между СССР и ФРГ, заключенный в августе 1970 г.

В 1972-1974 г. велись интенсивные переговоры на высшем уровне между СССР и США, которые привели к подписанию ряда важных политических документов. "Основы взаимоотношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки" содержали платформу перевода двусторонних отношений на качественно новый уровень их радикального улучшения.

В этот же период был заключен Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), подписано Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (OCB-1).

Улучшение отношений между двумя сверхдержавами создало предпосылки для укрепления безопасности и развития межгосударственного сотрудничества на Европейском континенте. Большую роль в этом сыграли инициативы СССР и других социалистических стран. Немаловажное значение имело изменение позиции ФРГ по вопросам европейской политики. Коалиционное правительство социал-демократов во главе с Канцлером Вилли Брандтом предложило "новую восточную политику", стержнем которой было признание сложившихся в Европе послевоенных реальностей и нормализация отношений с СССР и странами Восточной Европы. Это дало толчок развитию процесса укрепления общеевропейской безопасности. В 1973 г. в Хельсинки состоялись многосторонние консультации 33 европейских государств, США и Канады по подготовке общеевропейского Совещания.30 июля - 4 августа 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Руководители 35 государств подписали Заключительный акт, в котором зафиксированы согласованные принципы взаимоотношений стран - участниц Совещания, определены содержание и формы сотрудничества между ними, меры по уменьшению опасности возникновения вооруженных конфликтов. Растущую заинтересованность в развитии процесса, начатого в Хельсинки, показали последующие встречи государств - участников СБСЕ в Белграде (1977-1978 г.), Мадриде (1980-1983 г.), Стокгольме (1984-1987 г.), Вене (1986 - 1989 г.), Париже (1990 г.), Хельсинки (1992 г.).

70-80-е годы были отмечены беспрецедентным ростом промышленных, научно-технических связей западных стран с СССР и другими социалистическими странами. Перспективные программы и соглашения с СССР заключили Франция, Великобритания, Австрия, Италия, Бельгия, Норвегия, Швеция, Греция, ФРГ и ряд других государств. Однако нельзя не отметить, что в конце 70-начале 80-х годов международная обстановка обострилась. Политический курс США в отношении СССР резко ужесточился с приходом к власти в январе 1981г. администрации Р. Рейгана. В марте 1983 г. он выступил со стратегической оборонной инициативой (СОИ). Напряженность достигла кульминации осенью 1983 г. в результате того, что над территорией СССР был сбит южно-корейский авиалайнер с пассажирами на борту.

Рост международной напряженности был связан также с внешнеполитическим курсом США и других западных стран. Сферой жизненно важных интересов США были объявлены почти все регионы планеты. Многие испытали на себе политическое, экономическое, а зачастую и военное давление США. В конце 70-начале 80-х годов объектами вмешательства становились Иран, Ливан, Ливия, Никарагуа, Сальвадор, Гренада и другие страны. Усилилась напряженность и в связи с вводом ограниченного контингента советских войск в Афганистан.

Перемены, происшедшие в СССР с приходом к власти в 1985 г. новых руководителей, позволили обосновать на государственном уровне основы нового политического мышления и приступить к их практическому осуществлению. Это привело к радикальному обновлению внешней политики СССР. Центральными идеями нового политического мышления стали: идея приоритета общечеловеческих интересов над классовыми, национальными, социальными; идея взаимозависимости человечества перед угрозой стремительно надвигающихся глобальных проблем; идея свободы выбора общественного устройства; идея демократизации и деидеологизации всей системы международных отношений.

Новая философия мира пробивала себе дорогу, воплощаясь в конкретных шагах. Реальным подтверждением этому явилось развитие и углубление политического диалога между СССР и США по всем узловым вопросам мировой политики и двусторонних отношений.

Советско-американские переговоры на высшем уровне в Женеве (1985 г.), Рейкьявике (1986 г.), Вашингтоне (1987 г.) и Москве (1988 г.) привели к важному результату. В декабре 1987 г. был подписан, а в июне 1988 г. вступил в действие Договор РОСМД. Это первое в истории соглашение, предусматривающее уничтожение двух классов ядерных вооружений при строгом международном контроле. Результатом явилось значительное улучшение советско-американских отношений. Дальнейшее их качественное развитие произошло в результате переговоров на высшем уровне в Вашингтоне (май - июнь 1990 г.) ив Москве (июль 1991г.). Исключительное значение имело подписание двустороннего договора об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений. Сбалансированность договора отвечала интересам укрепления стратегической стабильности и уменьшения вероятности ядерного конфликта. Однако в этом направлении имеются огромные возможности для движения вперед и более существенного сокращения СНВ.

В устранении напряженности в международных делах как в целом на планете, так и в Европе большую роль сыграло урегулирование отношений Германии и подписание 10 сентября 1990 г. соответствующего соглашения. Практически этот договор подвел окончательную черту под итогами второй мировой войны.

Впоследствии в международных делах возникли новые острые проблемы. Распад Югославской Федерации, а затем и СССР привел к возникновению новых региональных конфликтов, которые не урегулированы до настоящего времени. Изменилась геополитическая ситуация в мире, прекратила свое существование система международных отношений между социалистическими государствами. Страны Восточной Европы переориентировались на Запад. В июле 1997 г. на саммите НАТО в Мадриде было принято решение о расширении альянса за счет трех государств бывшего Варшавского Договора - Чехии, Польши и Венгрии. Приближение военной структуры НАТО к большинству государств СНГ может изменить геополитическую обстановку, способно подорвать систему договоров по ограничению вооружений. Такое развитие событий может осложнить создание новой структуры Европы, дестабилизировать всю систему международных отношений. Война на Балканах, другие конфликты в Европейском регионе, трудности переходного периода в странах Восточной Европы и в постсоветском пространстве создают угрозу безопасности в Европе. Эта угроза дополняется агрессивным национализмом, религиозной и этнической нетерпимостью, терроризмом, организованной преступностью, неконтролируемой миграцией. В последние годы усиливается борьба за контроль над принятием решений в глобальном масштабе. Наибольшее внимание "центры силы" сосредотачивают на деятельности, позволяющей контролировать основные финансовые, интеллектуальные и информационные потоки. Быстро возрастает значение контроля над экономическими процессами, развитием всей социальной сферы. Все это требует новых огромных усилий для сохранения и укрепления мира и международной безопасности.

Вступая в ХХI век, человечество столкнулось не только с новыми глобальными вызовами, но и с изменившейся геополитической ситуацией. Оставшись единственной сверхдержавой в мире, США подают свою главенствующую роль как необходимость, продиктованную не только американскими национальными интересами, но и желанием мирового сообщества.

Применение силы в Ираке и Югославии, расширение Североатлантического союза, использование силы в других регионах планеты демонстрируют желание установить абсолютную гегемонию США в мире. С этим вряд ли согласятся Китай, Россия, Индия и многие независимые государства, которые оказывают и будут оказывать сопротивление гегемонизму. В сложившейся ситуации подлинная безопасность человечества связана не с углублением противостояния между странами и народами, а с поиском новых путей и направлений всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества, способных обеспечить сохранение и расцвет человеческой цивилизации.