Лето: Наблюдаем за лягушкой. Прогулка — наблюдение за лягушкой в средней группе

Федеральное Государственное Образовательное Учреждение
Высшего профессионального образования
«Вологодский государственный педагогический университет »

Реферат

Тема: «Наблюдения за жизнью лягушки (травяной и остромордой)»

Факультет: Социальной работы педагогики и психологии
Направление: Педагогическое образование
Профиль: Начальное образование
Курс: I (заочное отделение)
Преподаватель: Колесова Наталья Сергеевна
Студент: Павлова Елена Андреевна

Вологда 2012
Содержание
Введение………………………………………………………… ……………3
Основная часть
Характеристика класса, отряда семейства земноводные………….5-7
Особенности биологии и годового жизненного цикла травяной и
остромордой лягушки………………………………………………..... 8
Характеристика внешнего вида и общее строения лягушки………12
Наблюдение за жизнью лягушек в начальной школе……………….13
Дополнительный материал для ознакомления с темой.....................15
Заключение…………………………………………………… ………………17
Список использованной литературы………………………………………...18

Введение
Начальная школа уже сегодня призвана проявлять настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача начального образования в настоящее время.
Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития
В период школьного возраста формируются основы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Работа со школьниками на уроках предполагает сотрудничество: сотворчество учителя, учащегося, родителей. Различные темы занятий, бесед, экскурсий в природу покажут свою эффективность: уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы, поможет преодолеть чувство брезгливости к земноводным. Лягушка - символ скрытой красоты. В славянской мифологии лягушка ассоциируется, прежде всего, с плодородием, влагой, дождем. Она - хранительница речек, озер, колодцев, владычица воды.
Поэтому школьников необходимо обогащать знаниями о земноводных (травяной и остромордой лягушки) объяснить, что маленькие животные беззащитны, а они, то есть дети, более сильные. При этом внимание детей нужно акцентировать не на их преимуществе, а пытаться вызывать сочувствие, стремление защищать животных. Осознание ребенком своей позиции возвеличивает его в собственных глазах, он сильнее и умнее других существ, поэтому должен заботиться о них.
Задачи наблюдений:
1.Расширить и углубить представления о животных, как представителе живого в мире природы (о многообразии внешнего строения, об основных жизненных функциях – питание, дыхание, движения, рост, развитие, размножение).
2.Расширять знания о лягушках, как представителях животного мира, о среде их обитания.
3.Продолжать учить детей использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач:
4.Совершенствовать уровень накопленных практических навыков.
5.Формировать осознанно-правильное отношение к представителям животного мира.

Характеристика класса, отряда семейства земноводные.
Характеристика класса земноводные.
Надцарство: Эукариоты (Eukaryota)
Царство: Животные (Animalia)
Тип: Хордовые (Chordata)
Подтип: Позвоночные (Vertebrata)
Инфратип: Челюстноротые (Gnathostomata)
Надкласс: Четвероногие (Tetrapoda)
Класс: Земноводные (Amphibia)
Подкласс: Беспанцирные (Lissamphibia)
Отряд: Бесхвостые (Anura)
Подотряд: Neobatrachia
Семейство: Настоящие лягушки (Ranidae)
Род: Настоящие лягушки (Rana)
Вид: Травяная лягушка (Rana temporaria Linnaeus, 1758), остромордая лягушка
Класс Земноводные , или амфибии (Amphibia) -ограниченный возможностями распространения из-за несовершенства адаптации к жизни на суше) Земноводные - первая небольшая по числу видов (2,1 тыс.) группа позвоночных животных, освоившая наземную среду, но сохранившая тесную связь с водой. Распространены повсеместно, но наиболее широко встречаются в регионах с теплым и влажным климатом. Живут вблизи водоемов, представленных тремя отрядами (хвостатых, безногих и бесхвостых).
Земноводные произошли от одной из групп древних пресноводных кистеперых рыб - стегоцефалов, обитавших около 300 млн. лет назад в заболоченных водоемах. Важнейшие адаптации, позволившие земноводным выйти в наземную среду, связаны с преодолением силы тяжести (гравитации) и защитой тела от потери влаги.
Характерные черты организации земноводных следующие:
1. Тело слегка уплощено и подразделяется на голову, туловище и две пары пятипалых конечностей. У небольшой группы земноводных имеется хвост.
2. Кожа тонкая, голая, влажная, богатая слизистыми железами.
3. Череп подвижно соединен с позвоночником, который состоит из четырех отделов: шейного, туловищного, крестцового и хвостового. Плечевой и тазовый пояса обеспечивают конечностям опору. Скелет конечностей построен по типу системы подвижных рычагов, позволяющих животному передвигаться по твердой поверхности. В скелете много хряща.
4. Мышечная система состоит из отдельных дифференцированных мышц. Движения разных частей тела более разнообразны, чем у рыб.
5. Земноводные - хищники. У них развиты слюнные железы, секрет которых увлажняет ротовую полость, язык и пищу. Активно схваченная добыча переваривается в желудке. Последний отдел пищеварительного канала - расширенная клоака.
6. Органы дыхания взрослых животных - кожа и легкие, у личинок - жабры.
7. Сердце трехкамерное. Имеются два круга кровообращения: большой (туловищный) и малый (легочный). По артериям большого круга кровообращения течет смешанная кровь, и только головной мозг снабжается артериальной кровью.
8. Органы выделения - парные туловищные почки. Моча оттекает по двум мочеточникам в клоаку, а из нее - в мочевой пузырь. Выводимый конечный продукт азотистого обмена - мочевина.
9. Передний мозг земноводных по сравнению с таковым у рыб имеет большие размеры и разделен на два полушария. Мозжечок развит хуже в связи с малой подвижностью. Строение органов слуха и зрения приспособлено к жизни на суше. У личинок земноводных имеется орган боковой линии.
10. Оплодотворение внешнее, в воде. Развитие с неполным метаморфозом, со стадией рыбообразной личинки.
Отряд бесхвостые(anura)
Из всех амфибий это наиболее высокоорганизованный и богатый по числу видов отрядов.Представители этого отряда, разнообразные лягушко - и жабоподобные существа с большой головой и коренастым туловищем, легко отличаются от других амфибий по отсутствию хвоста (что отражено в русском и латинском названиях отряда). Хвост имеется только у личинок (головастиков), которые совершенно не похожи на взрослых особей, и исчезает после метаморфоза.
Другое название этих животных, которое широко употреблялось ранее, а иногда и сейчас, Salientia ("прыгающие"), указывает на их характерный способ передвижения - прыжками, подчас довольно длинными.

Характеристика Семейства лягушки настоящие(Banidae)
Одно из самых больших семейств отряда бесхвостых земноводных, объединяющее более 550 видов, входящих в 45 родов. Чрезвычайно разнообразные амфибии этого семейства характеризуются присутствием зубов на верхней челюсти, цилиндрическими, нерасширенными (или слабо расширенными) поперечными отростками крестцового позвонка и отсутствием вставочных хрящей между фалангами пальцев. Вероятным центром возникновения амфибий этого семейства следует считать восточное полушарие, причем Африка стала местом их наибольшей дифференциации. Ныне распространены по всему свету, за исключением арктических районов, Австралии и крайнего юга Южной Америки. Самый обширный род - настоящих лягушек (Rana) объединяет более 200 видов. Сюда относятся как очень мелкие виды с максимальной длиной тела до 30 мм, так и самая крупная из бесхвостых земноводных - лягушка-голиаф, достигающая 326 мм.

2.Особенности биологии и годового жизненного цикла
травяной и остромордой лягушки.

Годовой цикл
Травяная лягушка (Rana temporaria)
Остромордая лягушка
(R.arvalis).
Подготовка к размножению, спаривание
Половой зрелости травяные лягушки достигают через 2–3 года, Из зимовок выходят в марте–апреле. Уже по дороге к водоему у травяных лягушек начинают формироваться пары, и самцы еще на суше обхватывают самок (в состоянии амплексуса травяные лягушки могут находиться достаточно долго – до трех суток). Брачная вокализация самцов травяных лягушек представляет собой достаточно громкое, но низкое урчание, усиливаемое боковыми внутренними парными резонаторами. Спаривание начинается через 2–10 дней после прихода в водоем (травяная лягушка успешно переносит низкие температуры воды.) для нереста выбирают прогреваемые участки водоемов.
От спячки пробуждаются в середине или конце апреля. Появившись в прудах, они сразу приступают к брачной вокализации и спариванию.
Нерест порой проходит у них в тех же водоемах, что и у травяной лягушки, но несколько позже и при более высоких температурах воды – 10–15 °С. Самцы остромордой лягушки в это время приобретают нежно- голубую или почти сиреневую окраску, которую часто называют брачным нарядом. Их крики в этот период сливаются в лающе- булькающий хор, хотя вокализация отдельного самца напоминает глухое кудахтанье курицы, усиленное внутренними боковыми резонаторами.
Деторождение и воспитание молодняка
В кладке содержится от 900 до 4000 яиц диаметром 2–3 мм. В одном водоеме порой скапливается до 40–90 кладок. Развитие икринок длится от 5 до 25 суток, причем чем позже отложенная икра, тем быстрее она развивается. Взрослые особи травяной лягушки заботы о потомстве не проявляют. Более того, им свойствен каннибализм (поедание своих сородичей меньшего размера). В норме головастики травяной лягушки развиваются примерно три месяца. Среди головастиков только 70% доживает до следующей стадии развития (сеголеток).
В кладке бывает обычно от 200 до 2000 яиц диаметром до 2 мм (с разбухшими оболочками – до 8 мм) в одном или двух икряных комках. Самцы активно защищают кладки, бросаясь на потенциальных врагов. Развитие икринок длится 2–21 сутки, личинок – от месяца до трех (иногда до четырех), в зависимости от температурных и иных внешних факторов. Обычно лишь менее 3% икринок остромордых лягушек развивается до сеголеток.
Подготовка к зимовке
На зимовку травяные лягушки уходят поздно (иногда по снегу и льду при температуре воздуха 2 °С). Переживать холода им помогает антифризное вещество (глицерол), растворенное в крови. Оно снижает температуру замерзания жидкостей организма. Сеголетки, обладая поразительной устойчивостью к низким температурам, уходят на зимовку еще позже взрослых особей.
Лягушки отправляются в зимовочные убежища (норы грызунов, пни, подвалы зданий) уже по снегу. Реже остромордые лягушки зимуют в слое ила в водоемах. Изредка они образуются зимовочные скопления из 20–60 особей.
Зимовка
Зимуют травяные лягушки на дне водоемов под нависшими берегами в зарослях растительности, под камнями, в ручьях, прудах с ключевой водой, в глубоких канавах, как правило, хотя бы с небольшим течением.
Находясь на зимовке, лягушка поджимает задние конечности, а передними закрывает голову сверху, повернув наружу ладони, где хорошо заметны ярко- розовые кровеносные сосуды, число которых в зимнее время увеличивается. В такой период лягушки малоподвижны, но не лишены возможности питаться. В водоемах с плохой аэрацией (то есть со стоячей водой и покрытых льдом) лягушки часто погибают от недостатка кислорода в воде. Спячка у этого вида лягушек длится 180–200 дней.
Зимовка остромордых лягушек на суше с октября по апрель, под листочками, хвоей, кучами хвороста, в норах грызунов.

Травяная лягушка
Двигательная активность : Активная деятельность у травяной лягушки начинается с наступлением сумерек. В пасмурную погоду лягушки часто встречаются днем. А иногда более суток могут находиться в состоянии покоя в убежищах и не появляться на поверхности.
Среда обитания: Летом травяные лягушки предпочитают держаться в темных смешанных лесах с преобладанием ели. В отличие от многих других видов, травяные лягушки еще достаточно обычны в лесопарковой зоне. Они предпочитают сырые биотопы и часто селятся на прибрежных лугах, около родников и т. д.
Продолжительность жизни: В природных условиях доживают до 17 лет.
Остромордая лягушка
Среда обитания: В летнее время остромордые лягушки предпочитают светлые леса с преобладанием сосны, обычны они и на сфагновых болотах.
Образ жизни и питание : В течение суток лягушки активны неодинаково. Чаще они встречаются утром и вечером, хотя в тенистых участках их можно видеть и днем. Обычно же в дневное время они прячутся среди деревьев под камнями и листовым опадом или в густой траве. Питаются остромордые лягушки различными насекомыми: жуки, гусеницы, комары, пауки, кобылки, гусеницы, клопы. Охотятся только за подвижными насекомыми, мгновенно хватая добычу длинным клейким язычком. Крупные особи способны проглотить и мелкую ящерку или даже лягушонка.
Продолжительность жизни: В природе представители этого вида доживают до 5–9 лет, хотя в неволе некоторые особи могут жить по 10–12 лет.

Характеристика внешнего вида и общее строения лягушки.
Общее строение скелета лягушки.

Характеристика внешнего вида остромордой лягушки.
Размеры - 4-6.5 см. Внутренний пяточный бугор у нее высокий, сжатый с боков, морда заостренная. Сверху эта лягушка малозаметна на траве, так как обладает серовато-коричневой окраской с темными пятнами и точками. Темное пятно, которое тянется от глаза через барабанную перепонку к плечу, прекрасно маскирует глаз амфибии на охоте. Горло у остромордой лягушки беловатое, большей частью с мраморным рисунком. Брюхо белое или желтоватое, в подавляющем большинстве случаев без пятен. Весной у самцов развивается яркая серебристо-голубая окраска и все тело становится раздувшимся, отекшим. Общий тон окраски остромордой лягушки зависит от погоды. Так, в солнечный день эти земноводные значительно светлеют. У самцов на большом пальце - черные или темно-коричневые брачные мозоли.
и т.д.................

Развлечение на участке ДОУ для детей 6-7 лет. Наблюдение за лягушкой.

Мыжевских Наталья Сергеевна, воспитатель МБДОУ "Лесобазовский детский сад", Ярского района.
Назначение: данный материал предназначен для воспитателей ДОУ, учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования. Данный материал поможет педагогам ввести ребенка-дошкольника в мир познания окружающей действительности, пробудить и утвердить в нем интерес к животным в природе, и увлечь познавательный интерес через игры.
Цель: ознакомление детей с внешним видом лягушки, с их образом жизни.
Задачи: 1. Дать детям представление о том, что лягушки – это обитатели сырых мест;
2. Развивать воображение, двигательную активность, ориентировку в пространстве; развитие мелкой моторики рук; формировать умение выполнять движения, не мешая друг другу;
3. Формировать интерес к природе, умение играть сообща.
Материал: картинки лягушек.

Воспитатель. Я предлагаю вам отправиться к одному из самых зеленых мест на участке. И мы с вами познакомимся с удивительным земноводным существом, а как его зовут, вы догадаетесь сами, отгадав загадку:
Скачет, как мячик,
Плавает, как рыба.
Дети. Это лягушка.
Воспитатель. Конечно, это лягушка. И вам всем известно, как их много на этом месте нашего участка. (Показывает картинку.)

Познавательная беседа с детьми.

Лягушки часто встречаются вблизи пруда, болота или озера, то есть там, где сырость. Они хорошо приспособлены передвигаться как по земле, так и в воде.


У них короткое компактное тело обтекаемой формы, голая, покрытая слизью кожа, длинные складывающиеся задние ноги, между пальцами которых есть перепонки, а передние лапки короткие. Такое строение позволяет им легко плавать в воде, а по земле передвигаться прыжками. На голове у лягушки выпуклые глаза, ноздри, большой рот, в котором длинный липкий язык. Уши покрыты барабанными перепонками, они незаметны. У лягушки маскировочная окраска кожи: на земле, в траве ее совсем не видно, если она затаилась. Лягушки полезные животные, их нужно оберегать, они питаются мошками и комарами: из воды или из травы они следят за их полетом, а потом «выстреливают» языком.
Вопросы для закрепления материала:
Дети, а хорошо ли видна лягушка среди травы? (Ответы детей.)
Легко ли ее можно поймать? (Ответы детей.)
Почему лягушка прыгает, а не бегает?
Дети. У лягушки задние ноги длиннее передних, поэтому она прыгает.


Воспитатель. Давайте немного подвигаемся, поиграем в веселую игру «Две лягушки»
Видим, скачут по опушке (Повороты в стороны.)
Две зеленые лягушки.
Прыг-скок, прыг-скок, (Переступание с носка на пятку.)
Прыгать с пятки на носок.
На болоте две подружки, (Руки на поясе.)
Две зеленые лягушки, (Полуприседания вправо-влево.)
Утром рано умывались, (Выполнять движения в соответствии с текстом.)
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо наклонялись,
Влево наклонялись.
Вот здоровья в чем секрет,
Всем друзьям физкультпривет! (Ходьба на месте.)
Воспитатель. Ребята, лягушек обижать не надо. Все в природе создано не случайно, и каждое создание имеет право на жизнь. А убивать кого-либо, значит не только делать зло, но и озлоблять свое сердце, делать его холодным и черствым. Врагов у лягушек и кроме человека хватает: хищные птицы, ласки, кабаны, куницы, змеи и, конечно, водные птицы. Какие из них вы знаете?
Дети. Аисты, журавли и цапли.
Воспитатель. Лягушка относится к земноводным животным. Давайте попробуем сами разобраться, что значит «земноводное» животное. Из каких слов состоит это слово? (Ответы детей.) Как эти слова относятся к лягушке?
Дети. Лягушки живут на земле и в воде.

Игровая деятельность.

Воспитатель (читает стихотворение К. Россетти.)
Лягушка-попрыгушка,
Скачи ко мне без страха,
Тебя я не обижу,
Не стукну никогда.
Скачи, скачи, лягушка –
Зеленая рубаха,
Должны мы жить,
Друг другу не принося вреда.
А теперь, ребята, давайте закроем глаза и «Вокруг себя повернитесь, и в лягушек превратитесь. Раз-два-три – глаза протри!».
Лягушата, давайте покажем веселых лягушек, о которых говорится в стихотворении.
Пальчиковая игра «Лягушки-хохотушки».
Две лягушки – хохотушки (Дети показывают указательный и средний пальцы, остальные собирают в щепоть.)
Прыгали – скакали. (Изображают прыжки пальцами.)
Лапкой – хлоп, другою – хлоп, (Хлопают рукой по ноге.)
Щеки раздували. (Показывают пальцами округлость щек.)
Увидали комара, (Показывают комара пальцами, сложенными в щепоть, прослеживают траекторию его полета.)
Закричали: «Ква-ква-ква!» (Изображают пальцами рот лягушки.)
Улетел комар, как ветер. (Резко выбрасывают руку вперед, выставив указательный палец.)
Хорошо пожить на свете! (Гладят ладонями по груди, выставляют большой палец вперед.)
Воспитатель. Когда лягушек много у них замечательный хор получается. Как квакают лягушки? (Дети имитируют кваканье лягушек.) А теперь предлагаю поиграть в подвижную игру «Музыкальные ребята».
На земле параллельно раскладывают два шнура – это «речка». Здесь лягушата будут «плавать».
Ква! Ква! Ква! (Дети прыгают и говорят: «Ква! Ква!».)
В речку прыгать нам пора.
Ква! Ква! Ква! (Дети «плавают» и повторяют: «Ква! Ква!»)
Плавать можно до утра!
Раз, два, три! (Дети «гребут» и повторяют: «Ква! Ква!»)
Лапками греби!
Ква! Ква! (Выпрыгивают из «речки».)
На берег пора!
Ква! Ква! (Ловят комаров.)
Поймайте комара!
Игра повторяется 2-3 раза.

Закрепление материала.

Воспитатель. Давайте вместе поищем лягушек. Однако их заметить бывает трудно, если они затаились, - у них маскировочная окраска. Их хорошо видно, когда они скачут. Тихонечко подойдем к их обитанию и посмотрим, что они делают.
Пойманную лягушку берут в руки и рассматриваем ее внешность.


Какая лягушка по размеру?
Какая у нее кожа (на ощупь, по окраске)?
Что у нее на голове?
Сколько у лягушки ног?
Чем различаются передние и задние ноги?
Есть ли у лягушки хвост?
Посмотрели и полюбовались лягушкой, а теперь ее нужно вернуть на место, не обижая его, так как он еще маленький (это был лягушонок) .


Воспитатель. К сожалению нам пора возвращаться в детский сад, но нам нужно превратиться обратно в детей. Итак, закрыли глаза: «Вокруг себя повернись и в ребят превратись. Раз, два, три – на меня смотри!».
Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? (Рассказы детей.)
А с кем бы вы хотели познакомиться на следующей прогулке? (Воспитатель выслушивает внимательно детей и фиксирует в тетрадке.)

Спасибо за внимание!

Для старшей группы
Цель. Показать все стадии развития лягушек , изменить традиционно непри­язненное отношение к ним, объяснить, насколько полезны и нужны природе эти безобидные существа, учить береж­ному отношению к ним и другим жи­вым организмам, показать значение лягушки в пищевых цепочках.

Материал. Магнитный пластиковый плакат «Водоем», магнитные карточки с изображением стадий развития лягуш­ки (см. фото на стр. 71, 72), игрушечная лягушка (лучше кукла бибабо).

Ход занятия

Педагог предлагает детям отгадать загадку.
У болотной мягкой кочки,
Под зелененьким листочком,
Притаилась попрыгушка,
Пучеглазая... (лягушка ).

Затем предлагает вспомнить, где дети видели лягушек, какого они цвета. Объ­ясняет, что маленькие лягушки-детки не похожи на взрослых. Их, не зная этого, даже узнать трудно, можно подумать, что это какие-то другие животные. И в воде, и на берегу лягушку заметить не­просто. Она маскируется, чтобы ее не поймали и чтобы стать незаметной для тех, кого она сама ловит.

Далее педагог рассказывает неболь­шую историю «Лягушонок и головас­тик» (по Ю. Дмитриеву), используя маг­нитные карточки и магнитный плакат. Карточку с изображением лягушки при­крепляет на берегу, а карточку с изобра­жением головастика - в толще воды.

«Лягушонок сидел на берегу пруда у самой воды. А головастик плавал в воде у самого берега. Лягушонок смотрел на головастика, а головастик - на лягу­шонка. Оба очень удивлялись друг другу. Потом лягушонок отвернулся и за­прыгал прочь от берега. И всем расска­зывал, кого он видел: без ног, без туло­вища - одна только большая голова и длинный хвост. А головастик посмот­рел еще раз на лягушонка и поплыл прочь от берега. Он тоже всем расска­зывал о том, кого видел: голова малень­кая, хвоста совсем нет, зато есть четыре ноги. И не знал, конечно, лягушонок, что совсем недавно он сам был таким же головастиком.

И не знал, конечно, головастик, что он сам станет таким лягушонком».

Затем проводится физкультминутка. Для этого детям предлагают встать в кружок и выполнить ряд упражнений под стихотворение «Лягушонок».

Мы приучены к порядку -
Я и все мои дружки,
Утром делаем зарядку -
Приседанья и прыжки.

А потом идет ученье:
Всех зеленых крикунов
Учит грамоте и пенью
Наш учитель Квакунов.

Учит важно, учит строго,
Хорошо, что слов немного:
«Ква-ква-ква» да «ква-ква-ква» -
Все лягушачьи слова.
(Е. Серова)

После этого на занятие приходит (игрушка) и рассказывает о себе, используя магнитные карточки.

Представим, что за окном весна, ярко светит солнышко, вода в реках, озерах становится теплее. В это время в водо­еме можно обнаружить вот такие слип­шиеся шарики (прикрепляем на маг­нитный плакат карточку). Они лип­кие, прозрачные, с черной точкой. Это икринки лягушки (можно сравнить: цыпленок развивается из яйца, а лягу­шонок - из такой икринки).

Через некоторое время из прозрач­ного шарика вырастает маленький го­ловастик , который тоже пока мало по­хож на лягушку. Давайте подумаем, по­чему его так назвали. (Большая голова и маленькое «туловище». Карточку с изо­бражением головастика прикрепляем на плакат и обращаем внимание на то, что сначала у головастика есть только туловище, голова и хвост?) Про­ходит время, головастик растет, у него появляются задние ноги (карточка). Чтобы расти, ему нужно много пищи. Затем у него появляются и передние лапки (карточка). Лягушка спрашивает у детей: похож ли теперь головастик на лягушку , чем он от нее отличается?

И, наконец, у головастика исчезает хвост, и он превращается в большую красивую лягушку (карточка).

Детям предлагают прослушать аудио­кассету с голосами животных (фраг­мент «Лягушки на болоте»). Лягушка-иг­рушка читает стихотворение.

Зеленеют все опушки, зеленеет пруд,
А зеленые лягушки песенку поют:
- Раньше были мы икрою! Ква-ква!
А теперь мы все герои, ать-два!
Головастиками были, ква-ква!
Дружно хвостиками били, ать-два!
А теперь мы лягушата, ква-ква!
Прыгай с берега, ребята, ать-два!
И с хвостом и без хвоста
Жить на свете красота!

Спрашивает у детей: «Как вы думаете, лягушки нужны природе?».

Выслушав ответы-рассуждения детей, педагог говорит, что лягушки действи­тельно необходимы природе. Головас­тики служат кормом для многих рыб и водных птиц, а сами питаются водорос­лями, личинками комаров и других вод­ных насекомых.

Взрослые лягушки пи­таются насекомыми: комарами и мош­ками, слепнями и оводами. На магнит­ной доске выкладываются элементар­ные цепочки питания разных стадий развития лягушки, например: водорос­ли - головастик - окунь; насекомые -лягушка - цапля (щука, выдра). Многие животные питаются лягушками: сомы, судаки, щуки, пушные звери (норка, вы­дра, барсук), птицы (аисты, чайки, воро­ны, совы и особенно цапли). Таким об­разом у лягушек много врагов в приро­де. Но животные ловят их только для то­го, чтобы прокормиться.

Для человека лягушки - верные друзья, и человек должен быть для них другом. Человеку лягушки приносят только пользу. Необходимо незаметно подвести ребенка к тому, что лягушки совершенно безопасны для человека, что они беззащитны перед ним, требу­ют нашего бережного отношения. Если к ним присмотреться, то они могут по­казаться даже красивыми (вспомним сказку «Царевна-лягушка»).

О. ЙОЗОВА,
детский сад № 2098, Москва

Основные понятия: лягушка, головастик, стадии развития лягушек, пищевые цепочки, магнитные карточки

Цели: уточнить представления детей о внешнем виде, спосо­бе передвижения лягушки; развить наблюдательность, интерес к земноводным, речь.

Педагог говорит, что лягушка погостит у детей несколько дней, а потом ее надо будет выпустить. «В неволе всем живот­ным плохо, даже если человек ухаживает за ними. Дикие жи­вотные должны жить в природе». Предлагает хорошо рассмот­реть лягушку и рассказать о ней, чтобы ее порадовать. Выпуска­ет лягушку в таз с водой.

Подвижная игра «Лягушки и цапля» («Поймай комара») Цели: развить умение прыгать, ловкость, внимание, закрепить

знание о способе передвижения лягушек, издаваемых звуках. Педагог предлагает детям превратиться в ловких маленьких

лягушат и ускакать от цапли, которая может их съесть.

Дидактическое упражнение «Лягушачий хор»

Цель: развить слуховое восприятие, умение подражать раз­ным звукам, внимание.

Педагог предлагает для Жанны устроить лягушачий хор. Но квакать не очень громко, чтобы не испугать ее.


Игра «Путешествие к лесному болотцу» Цели: закрепить знания детей о флоре и фауне болот; развить воображение, артистизм, речь; сформировать интерес к живой природе и желание ее сохранять.

Педагог предлагает детям отправиться в путешествие в род­ные края лягушки Жанны.

Игра-перевоплощение «Лягушкой была даже царевна»

Цели: закрепить знания о жизни лягушки; развить память, воображение, фразовую речь, артистичность, эмпатию; сфор­мировать бережное отношение к живой природе.

Разучивание стихотворения «Лягушки-хохотушки»

(по методике «Расскажи стихи руками»)

Две лягушки-хохотушки Показывают указательный и

средний пальцы, остальные под­бирают.

Прыгали-скакали. Изображают прыжки на этих

пальцах.

Лапкой - хлоп, другою - хлоп, Хлопают ладонью по ноге.

Щеки раздували. Показывают округлость вокруг

Увидали комара, Делают щепотку из трех паль-

цев правой руки, изображают траекторию полета комара, про­слеживая ее глазами.

Закричали: Ква-ква-ква! Ладони складывают пальцами

от себя, открывают и закры­вают, не отрывая запястья.

Улетел комар как ветер. Резко выдвигают руку вперед.

Хорошо пожить на свете! Поглаживают себя ладонью по

груди.

Работа с иллюстрациями

Цели: закрепить знания о сказочных образах, подготовиться к игре-драматизации; развить речь.

Дети рассматривают иллюстрации из сказок, в которых геро­иней является лягушка.

Игра-драматизация по сказке «Теремок»

Цели: развить вербальную и пантомимическую выразитель-нос! ь, артистичность детей; порадовать их.


Викторина «Что мы знаем о насекомых» Цели: проверка знаний детей по теме «Насекомые». Пчела Майя вместе с другими насекомыми прощается с детьми,

а на прощанье задает вопросы, чтобы проверить их знания о

насекомых.

Варианты развлечений и викторин можно найти в книге .

Список литературы по теме

Андерсен Г.Х. «Дюймовочка».

Бианки В. «Голубые лягушки».

Большая советская энциклопедия. Т. 15. М., 1974.

Гаршин В. «Лягушка-путешественница».

Детская энциклопедия «Земноводные» - любое издание.

Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Т. 1.

Жизнь животных: Энциклопедия. Т. 5. М., 1985. С. 17, 18.

Крылов И.А. «Лягушка и волк» (басня).

Лучич М.В. Детям о природе. М., 1989.

Мариковский ПИ. С магнитофоном в природу. М., 1983.

Михалков С. «Упрямый лягушонок».

Паустовский Г.К. «Квакша».

Пришвин М.М. «Журка», «Лягушонок».

Пшеничных С. «Лягушка и кузнечик» (стихотворение из кни­ги «Кто построил круглый дом»).

Сладкое Н. «Ухоронки», «Бежал ежик по дорожке», «Жалей-кин и мышонок», «Жалейкин и жабы» (из книги «Не долго ду­мая»), «Охота за голосами».

Снегирев Г. «Уха».

Сутеев В. «Кто сказал мяу», «Кораблик».

Тамбиев А. «Головастик ищет маму».

«Теремок» (русская народная сказка).

Тихонов Н. «Соловей и лягушка».

Ушинский К.Д. «Научная игра».

Хрестоматия. Природа и люди / Сост. В.Н. Горощенко. М., 1971.

«Царевна-лягушка» (русская народная сказка).

Чуковский К.И. «Цыпленок», «Черепаха».

Шарапова Л. «Как надутые подушки...» (стихотворение).

Энциклопедия юного биолога.

Описание: Задачи наблюдений:
1.Расширить и углубить представления о животных, как представителе живого в мире природы (о многообразии внешнего строения, об основных жизненных функциях – питание, дыхание, движения, рост, развитие, размножение).
2.Расширять знания о лягушках, как представителях животного мира, о среде их обитания.
3.Продолжать учить детей использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач:
4.Совершенствовать уровень накопленных практических навыков.
5.Формировать осознанно-правильное отношение к представителям животного мира.
Реферат содержит 1 файл:

Федеральное Государственное Образовательное Учреждени1.docx

Травяная лягушка

Двигательная активность : Активная деятельность у травяной лягушки начинается с наступлением сумерек. В пасмурную погоду лягушки часто встречаются днем. А иногда более суток могут находиться в состоянии покоя в убежищах и не появляться на поверхности.

Среда обитания: Летом травяные лягушки предпочитают держаться в темных смешанных лесах с преобладанием ели. В отличие от многих других видов, травяные лягушки еще достаточно обычны в лесопарковой зоне. Они предпочитают сырые биотопы и часто селятся на прибрежных лугах, около родников и т. д.

Продолжительность жизни: В природных условиях доживают до 17 лет.

Остромордая лягушка

Среда обитания: В летнее время остромордые лягушки предпочитают светлые леса с преобладанием сосны, обычны они и на сфагновых болотах.

Образ жизни и питание : В течение суток лягушки активны неодинаково. Чаще они встречаются утром и вечером, хотя в тенистых участках их можно видеть и днем. Обычно же в дневное время они прячутся среди деревьев под камнями и листовым опадом или в густой траве. Питаются остромордые лягушки различными насекомыми: жуки, гусеницы, комары, пауки, кобылки, гусеницы, клопы. Охотятся только за подвижными насекомыми, мгновенно хватая добычу длинным клейким язычком. Крупные особи способны проглотить и мелкую ящерку или даже лягушонка.

Продолжительность жизни: В природе представители этого вида доживают до 5–9 лет, хотя в неволе некоторые особи могут жить по 10–12 лет.

Характеристика внешнего вида и общее строения лягушки.

Общее строение скелета лягушки.

Характеристика внешнего вида остромордой лягушки.

Размеры - 4-6.5 см. Внутренний пяточный бугор у нее высокий, сжатый с боков, морда заостренная. Сверху эта лягушка малозаметна на траве, так как обладает серовато-коричневой окраской с темными пятнами и точками. Темное пятно, которое тянется от глаза через барабанную перепонку к плечу, прекрасно маскирует глаз амфибии на охоте. Горло у остромордой лягушки беловатое, большей частью с мраморным рисунком. Брюхо белое или желтоватое, в подавляющем большинстве случаев без пятен. Весной у самцов развивается яркая серебристо-голубая окраска и все тело становится раздувшимся, отекшим. Общий тон окраски остромордой лягушки зависит от погоды. Так, в солнечный день эти земноводные значительно светлеют. У самцов на большом пальце - черные или темно-коричневые брачные мозоли.

Характеристика внешнего вида Травяной лягушки.

Видовое латинское название "temporaria" от слова "tempora" - виски, подразумеваются хорошо заметные, тем ные височные пятна. Эта лягушка по длине более 100 мм не бывает. Морда у нее округлая, тупая. Сверху окрашена в светло-оливковый, желтый, коричневый, серый, бурый цвета со множеством оттенков и разных сочетаний, однако не образующих какого-либо определенного узора и рисунка. По спине разбросаны темные пятна или крапины, бока тела могут быть мраморными. Окраска нижней части тела может быть светло-желтой, грязно-белой или даже светло-охристой с пятнами или без пятен. На затылке головы обычно характерный рисунок в виде " ∧ ", направленный острием вершины вперед. Отклонение от обычной окраски свойственно самцам в брачный период, кроме того, лягушки обоих полов в разные времена года изменяются в окраске в зависимости от погодных условий.

Наблюдение за жизнью лягушек в начальной школе.

Наблюдение как метод познания окружающей действительности играет ведущую роль в формировании правильных первоначальных представлений и понятий, на основе которых делаются более сложные теоретические построения. Ведение наблюдений за предметами или явлениями оказывает большое влияние на формирование различных способностей школьников, на их развитие и становление как личности. От правильности и точности первоначальных наблюдений в значительной мере зависит эффективность дальнейшего обучения.

Рассмотрим основные приёмы наблюдения:

Наблюдение: В программе начальной школы предусмотрено наблюдение за лягушками (земноводные). Ознакомление школьников с этим вопросом происходит во время экскурсии в природу (водоем). Учитель предлагает внимательно рассмотреть лягушек. Обращая внимание на внешний вид лягушки, цвет ее кожи, формы тела (попытаться выделить в сравнении два вида лягушек: травяная и остромордая). Хорошо ли она видна среди травы? Легко ли ее можно поймать? Понаблюдать, как лягушки прыгают в водоем, греются в теплой воде. Предложить школьникам посмотреть как лягушка взбирается на камень (посадить лягушку в таз в котором есть камень)

Выделить в диалоге с детьми, что лягушки полезные животные, их нужно оберегать. Они уничтожают комаров и мух. Предложить школьникам подумать, почему лягушка прыгает, а не бегает (Интересно происхождение слова "лягушка". В старину на Руси длинные ноги называли "ляги", а, как известно, у лягушек задние лапки очень длинные, что и послужило основанием для названия животного).Обратить внимание на передние и задние ноги (задние ноги длиннее передних, поэтому она прыгает). Она прыгает по суше, плавает в воде. Предложить просто послушать кваканье лягушек.

Для более точного запоминания можно показать иллюстрации с разными видами лягушек и сравнить их. У детей сформировано представление о лягушке. Можно сделать общий вывод, чем два вида лягушек отличаются друг от друга (по внешнему виду)

Приём фиксации наблюдений. Это могут быть зарисовки в тетрадях, раскрашивание чёрно-белых рисунков (раскраски, трафареты, поделки из соленого теста, глины и т.д.) Выполнять рисунки можно по памяти или с натуры. При этом учитель должен требовать, чтобы рисунок был как можно ближе к оригиналу. Например можно предложить школьникам зарисовать головастиков, икру, лягушек.

Приём имитации учениками движений, звуков предметов и явлений природы. Учитель предлагает послушать природу так внимательно, чтобы этот звук можно было повторить. Например, можно повторить, как квакает лягушка, прыгает. Попытка таких имитаций заставляет ребёнка внимательно всматриваться, вслушиваться в явление, улавливать малейшие тонкости, т.е. ведут ребёнка к знаниям и развитие по образовательным задачам (развитие речи учащихся, сообразительности, наблюдательности)