Характеристики противокорабельной крылатой ракеты "яхонт". Ракета "оникс"- основное оружие комплекса "бастион"

Противокорабельная крылатая ракета (ПКР) «Оникс» (3М55) предназначена для борьбы с надводными военно-морскими группировками и одиночными кораблями в условиях сильного огневого и радиоэлектронного противодействия.
Работы по созданию оперативно-тактического противокорабельного комплекса четвертого поколения начались в конце 70-х - начале 80-х гг. в НПО Машиностроения под руководством генерального конструктора Г. Ефремова. В отличие от предшествующих отечественных ПКР, имеющих относительно узкую «специализацию» по носителям, новый комплекс с самого начала задумывался как универсальный: его предполагалось размещать на подводных лодках, надводных кораблях и катерах, самолетах и береговых пусковых установках. По степени «универсальности» он должен был превзойти зарубежного «рекордсмена» в этой области - американскую ПКР «Гарпун».
Отличительными особенностями ракеты «Оникс» являются:

  • загоризонтная дальность стрельбы;
  • полная автономность боевого применения («выстрелил-забыл»);
  • набор гибких («низкая», «высокая-низкая») траекторий;
  • высокие сверхзвуковые скорости на всех участках полета;
  • полная унификация для широкой номенклатуры носителей (надводных кораблей всех основных классов, подводных лодок и наземных пусковых установок).
  • незаметность для современных РЛС (технология “СТЕЛС”)

Основное достоинство ракет семейства «Оникс» - сверхзвуковая скорость полета, делающая ракету малоуязвимой от современных средств ПВО. ПКР оснащена автономной инерциальной системой управления с системой навигации и радиолокационной головкой самонаведения. Трехтонный «Яхонт» способен поразить боевой частью массой 200-300 кг современный боевой корабль класса «крейсер» на дальности до 300 км. Несколько ракет могут уничтожить авианосец.
Ракетный комплекс «Оникс» проходил испытания на МРК «Накат» (принят в опытную эксплуатацию в 1996) пр. 1234.7 с 2 УПУ СМ-403 по 6 ракет каждая, а так же на переоборудованной ПЛАРК К-452 пр.06704 («Чайка-Б») с 8 УВПУ СМ-315 на 3 ракеты каждая.
Одним из первых носителей комплекса П-800 стала многоцелевая атомная подводная лодка проекта 885 «Ясень» (по классификации НАТО «Granay»), относящаяся к четвертому поколению субмарин. Закладка головного корабля в серии, получившего название «Северодвинск», состоялась 21 декабря 1993 г. Лодка будет нести в наклонных пусковых шахтах 24 ракеты. В июне 2001 г. АПЛ «Северодвинск» уже вышла на ходовые испытания.
Ракетные комплексы «Оникс» / «Яхонт» составят основу вооружения ракетных катеров нового поколения проекта 12300/123001 «Скорпион». При модернизации катера проекта 1241 «Тарантул» вместо четырех ракет П-15 «Термит» может быть установлено 12 ПКР «Яхонт».
Натурный макет новой противокорабельной ракеты в экспортном исполнении (вариант для подводного, надводного и берегового базирования), был впервые публично продемонстрирован на выставке МАКС-97. Экспонировался он и на МАКС-99.
Поскольку дальность пуска ракеты (300 км) не превышает ограничений по договору о РКРТ, ракета имеет большой экспортный потенциал. Экспортный вариант ракеты носит наименование «Яхонт» (3М55Э).
Ракету 3М55 используется в береговых ракетных комплексах «Бастион », имеющих как подвижный, так и стационарный варианты.
Авиационный вариант «Яхонт-А» предназначен для вооружения самолетов МиГ-29, Су-30, Су-32, Су-33, Ту-142.
Серийное производство ПКР «Яхонт» начато на ПО «Стрела » (г.Оренбург).
По прогнозам военных аналитиков, ПКР «Яхонт» еще минимум 10 лет не будет иметь аналогов в мире. Подтверждением этого может быть интерес, высказываемый иностранными покупателями. Новинкой отечественного ВПК уже заинтересовался ряд стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, в прошлом покупавших российские корабли и катера с крылатыми ракетами. Хорошие перспективы у ПКР «Яхонт» и в плане модернизации кораблей иностранной постройки, где она может заменить противокорабельные комплексы “Гарпун”, “Экзосет”, “Отомат”.
По словам генерального конструктора НПО Машиностроения Герберта Ефремова, России сегодня важно занять место на международном рынке крылатой техники, потребности которого оцениваются специалистами в 7 тысяч ракет, а объемы продаж могут превысить 14 миллиардов долларов.
С 1998 г. дальнейшее развитие ПКР «Яхонт» ведется совместным российско-индийским предприятием «

Противокорабельная крылатая ракета (ПКР) "Яхонт" предназначена для борьбы с надводными военно-морскими группировками и одиночными кораблями в условиях сильного огневого и радиоэлектронного противодействия.

Работы по созданию оперативно-тактического противокорабельного комплекса четвертого поколения начались в конце 70-х - начале 80-х гг. в НПО Машиностроения под руководством генерального конструктора Г. Ефремова. В отличие от предшествующих отечественных ПКР, имеющих относительно узкую "специализацию" по носителям, новый комплекс с самого начала задумывался как универсальный: его предполагалось размещать на подводных лодках, надводных кораблях и катерах, самолетах и береговых пусковых установках. По степени "универсальности" он должен был превзойти зарубежного "рекордсмена" в этой области - американскую ПКР "Harpoon" .

Отличительными особенностями ракеты "Яхонт" являются:

  • загоризонтная дальность стрельбы;
  • полная автономность боевого применения ("выстрелил-забыл");
  • набор гибких ("низкая", "высокая-низкая") траекторий;
  • высокие сверхзвуковые скорости на всех участках полета;
  • полная унификация для широкой номенклатуры носителей (надводных кораблей всех основных классов, подводных лодок и наземных пусковых установок);
  • незаметность для современных РЛС (технология “СТЕЛС”).

Состав

Ракета "Яхонт" (см.схему ) выполнена по нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным складным крылом и оперением. Аэродинамика планера в сочетании с высокой тяговооруженностью обеспечивает "Яхонту" высокую маневренность (максимальный угол атаки - до 150), позволяющую ракете выполнять эффективные маневры уклонения от средств ПРО противника.

Cиловая установка ПКР включает маршевый сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (СПВРД) с интегральным стартовым твердотопливным ускорителем. СПВРД рассчитан на маршевый полет со скоростью 2,0-3,5 М в диапазоне высот от 0 до 20 тыс. м. Тяга двигателя - 4 тыс. кгс, сухая масса - 200 кг. Воздухозаборник СПВРД - носовой осесимметричный с центральным конусом.

По сути вся ракета - от лобового воздухозаборника до среза сопла представляет собой органично совмещенную с планером силовую установку. За исключением центрального конуса воздухозаборника, в котором размещены блоки системы управления, антенна радиолокационной станции самонаведения и боевая часть, все внутренние объемы ракеты, включая воздушный тракт прямоточного двигателя, использованы под маршевое топливо и встроенную твердотопливную стартово-разгонную ступень.

После выхода ракеты из пускового контейнера включается твердотопливный разгонный блок, установленный по принципу “матрешки” в камере сгорания маршевого двигателя. Несколько секунд его работы разгоняют ракету до скорости 2 маха. Затем стартовик выключается, его выбрасывает из маршевого набегающим потоком воздуха, и “Яхонт” продолжает полет на скорости в 2.5М, обеспечиваемой прямоточным жидкостным воздушно-реактивным двигателем. Ракета оснащена комбинированной системой наведения (инерциальной на маршевом участке траектории и активной радиолокационной - на заключительном этапе полета).

Полетное задание (см. схему ) формируется по данным от автономного источника целеуказания. Радиолокационная станция (РЛС) головки самонаведения может захватывать надводную цель класса "крейсер" на дальности до 75 км. После первоначального захвата цели ракета выключает радиолокационную станцию и выполняет снижение на предельно малые высоты (порядка 5-10 м). В результате на среднем участке полет осуществляется под нижней границей зоны ПВО. В дальнейшем, после выхода ПКР из-за радиогоризонта, РЛС включается повторно, захватывает и сопровождает цель, на которую наводится ракета. На этом относительно коротком участке полета сверхзвуковая скорость "Яхонта" затрудняет его поражение средствами ПВО малой дальности, а также постановку помех его головке самонаведения. Благодаря малому полетному времени и большой дальности действия головки самонаведения ПКР"Яхонт" (см.описание ГСН ) не предъявляет жестких требований к точности информации целеуказания.

Обзор всей зоны положения целей с большой высоты создает условия предварительного целераспределения ракет по кораблям группы и селекции ложных целей. Главное достоинство ракеты “Яхонт” - программа наведения на цель, позволяющая действовать против одиночного корабля по принципу “одна ракета - один корабль” или “стаей” против ордера кораблей. Именно в залпе раскрываются все тактические возможности комплекса. Ракеты сами распределяют и классифицируют по важности цели, выбирают тактику атаки и план ее проведения. В автономную систему управления заложены данные не только по противодействию РЭБ противника, но и приемы уклонения от огня средств ПВО. Уничтожив главную цель в корабельной группе, оставшиеся ракеты атакуют другие корабли ордера, исключив возможность поражения двумя ракетами одной и той же цели. Для исключения ошибки при выборе манёвра и поражения именно заданной цели в бортовую вычислительную машину (БЦВМ) ракеты заложены электронные портреты всех современных классов кораблей. К тому же в БЦВМ есть и чисто тактические сведения, к примеру, о типе кораблей, что позволяет определить кто перед ней - конвой, авианосец или десантная групппа, и атаковать главные цели.

Заблаговременное снижение ракеты из расчета ухода за радиогоризонт относительно обстреливаемой цели обеспечивает срыв сопровождения ПКР стрельбовыми комплексами ПВО, что наряду с высокой сверхзвуковой скоростью и предельно малой высотой полета на участке самонаведения резко снижает возможности по перехвату ПКР "Яхонт" даже самой развитой корабельной ПВО.

Сама ракета заключена в герметичный транспортно-пусковой контейнер (ТПК). О плотности компоновки свидетельствует почти полное отсутствие зазоров между фюзеляжем крылатой ракеты и внутренней поверхностью ТПК. Габариты ракеты дают возможность двух-, трехкратного наращивания боекомплекта носителей ПКР аналогичного класса.

Транспортно-пусковой контейнер - неотъемлемая часть ракеты. В ТПК, будучи полностью готовой к боевому применению, ракета покидает завод-изготовитель, транспортируется, хранится и выдается на носитель. Без извлечения из контейнера через специальный борт-разъем контролируется техническое состояние ракеты и ее систем.

ТПК с ракетой крайне неприхотлив в эксплуатации, не требует подвода жидкости и газа и не предъявляет дополнительных требований по микроклимату в местах хранения и на носителях. Все это в целом не только упрощает эксплуатацию, но и служит залогом высокой надежности техники, которая находится в "комфортных" условиях в течение всего срока службы.

Использование ТПК, широкий диапазон возможных углов старта, схема запуска, не требующая организации отвода газов реактивной струи, позволяют легко вписывать ракету в архитектуру широкого круга носителей. Причем для этого могут использоваться пусковые установки самой различной конструкции. Например - предельно простые по устройству пусковые установки стеллажного типа, предназначенные для малотоннажных судов класса "ракетный катер - корвет", и модульные вертикальные установки для надводных кораблей большего водоизмещения - фрегатов, эсминцев и крейсеров (см. состав КАСУ ) . Если комплекс устанавливается на модернизируемом корабле, вместо одной стартовой позиции “старой” крылатой ракеты можно будет установить три контейнера ПКР “Яхонт”. Например, при модернизации катера проекта 1241 “Тарантул” вместо четырех ракет П-15 “Термит” может быть установлено 12 ПКР “Яхонт”.

ПКР "Яхонт" может использоваться в береговом подвижном комплексе противокорабельной обороны К-300П “Бастион” (см. схему ). Подвижный береговой ракетный комплекс (ПБРК) "Бастион" с унифицированной сверхзвуковой самонаводящейся противокорабельной ракетой (ПКР) "Яхонт" предназначен для поражения надводных кораблей различных классов и типов из состава десантных соединений, конвоев, корабельных и авианосных ударных групп, а также одиночных кораблей и наземных радиоконтрастных целей в условиях интенсивного огневого и радиоэлектронного противодействия. ПБРК "Бастион" с ПКР "Яхонт" обеспечивает защиту: побережья протяженностью более 600 км от десантных операций противника, дальнего рубежа политико-административного района в составе единой системы его береговой обороны.

Состав комплекса:

  • ПКР "Яхонт" в транспортно-пусковом стакане;
  • Самоходные пусковые установки К-340П (СПУ) на шасси МЗКТ-7930 (экипаж 3 чел) (см. фото );
  • Машина боевого управления (МБУ) К-380Р на шасси КамАЗ-43101 (экипаж 5 чел);
  • Аппаратура информационно-технического сопряжения боевых средств ПБРК с головным командным пунктом;
  • Автоматизированная система боевого управления (АСБУ) ПБРК;
  • Комплекс средств технического обслуживания (КСТО). Дополнительно:
  • Транспортно-заряжающие машины К-342Р (ТЗМ);
  • Машины обеспечения боевого дежурства (МОБД);
  • Учебно-тренировочные средства (УТС);
  • Вертолетный комплекс целеуказания (ВКЦ);

Максимальный боекомплект комплекса: 36 ПКР (12 СПУ). Интервал старта КР при залповой стрельбе из одной СПУ - 2-5 с. Время приведения комплекса в боевую готовность из походного положения < 5 мин. Время автономного боевого дежурства без вспомогательных средств - 24 часа (30 суток с МОБД). Назначенный срок службы - 10 лет.

Количество пусковых установок, транспортно-заряжающих машин и машин боевого управления в составе комплекса может изменяться в зависимости от пожеланий заказчика.

Авиационный вариант "Яхонта" (см. схему ) при сохранении или некотором улучшении основных тактико-технических характеристик "корабельно-наземного" варианта (максимальная дальность 300 км, диапазон крейсерских скоростей 2,0-2,6 М, максимальная высота полета до 15 км) имеет значительно меньшую стартовую массу (2500 кг). Высота старта с самолета-носителя - до 9000м, интервал старта при залповой стрельбе 2-5с, время готовности комплекса к стрельбе - менее 4мин, назначенный срок службы - 10лет. Воздухозаборник и сопло закрыты сбрасываемыми после старта обтекателями (внешне именно носовой обтекатель отличает авиационный вариант от корабельного). Все это уменьшает аэродинамическое сопротивление ПКР на внешней подвеске самолета и позволяет вооружать новыми ракетами летательные аппараты различных классов. В частности, истребитель Су-33 может нести на подфюзеляжной подвеске одну ракету "Яхонт". Дальний патрульный самолет Ту-142 может нести восемь ПКР. В последнем случае высокая плотность залпа позволяет наносить эффективные удары по корабельным группам, имеющим мощную ПВО.

Тактико-технические характеристики

Дальность стрельбы,км:
- по комбинированной траектории
- по низковысотной траектории

300
120
Высота полета,м:
- на маршевом участке траектории
- на низковысотной траектории
- у цели

14000-15000
10-15
5-15
Скорость полета:
- на высоте 15км
- на низковысотной траектории

750м/c (2.6М)
2.0М
Длина ракеты, мм (корабельный вариант) 8000
Длина ракеты, мм (авиационный вариант) 6100
Длина ТПК, мм (авиационный вариант) 8900
Размах крыльев, мм 1700
Стартовый вес,кг
-авиационный вариант 2500
-корабельный вариант 3000
Вес в ТПК,кг 3900
Боевая часть
Тип проникающая
Вес,кг 200-250
Головка самонаведения
-дальность действия, км
-угол захвата цели,град
-время готовности,мин
-масса,кг

до 80
+/-45
2
89
Боеготовность комплекса к пуску из холодного состояния аппаратуры носителя, мин 4
Время межрегламентных проверок, год 3
Гарантийный срок эксплуатации, год 7
П-800 «Оникс»
Индекс УРАВ ВМФ: 3М55
по классификации МО США и НАТО: SS-N-26 Strobile (шишка)

«Яхонт» - экспортный вариант «Оникса», на авиасалоне МАКС
Тип универсальная противокорабельная ракета
Статус на вооружении
Разработчик /, ЦКБМ МОМ (НПОмаш)
Главный конструктор Г. А. Ефремов
Годы разработки конец 1970-х годов
Производитель НПО «Стрела»
Основные эксплуатанты
Другие эксплуатанты Вьетнам Вьетнам
Сирия Сирия
Индонезия Индонезия
Модификации PJ-10 «BrahMos»
Изображения на Викискладе

Разработка оперативно-тактического противокорабельного комплекса четвёртого поколения начата в конце 1970-х годов в ЦКБМ МОМ . В отличие от предшествующих отечественных ПКР, имеющих относительно узкую «специализацию» по носителям, новый комплекс с самого начала задумывался как универсальный: его предполагалось размещать на подводных лодках, надводных кораблях и катерах, самолётах и береговых пусковых установках. По степени «универсальности» он должен был превзойти зарубежного «рекордсмена» в этой области - американскую ПКР «Гарпун» .

Оникс, наряду с ракетами семейства Калибр , Х-35 "Уран" и перспективными ракетами Циркон в ближайшее десятилетие должны вытеснить большинство типов более старых противокорабельных ракет в ВМФ России . Все вышеперечисленные ракеты отличаются компактностью, взаимозаменяемостью и универсальностью .

Конструкция

Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме. Стартовый ракетный двигатель твёрдого топлива (РДТТ) размещён в камере сгорания прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД), при окончании работы стартовой ступени отделяется набегающим потоком воздуха .

Тактико-технические характеристики ракеты 3М55

Достоинства

Американская корабельная ПВО не имеет эффективных средств перехвата, за исключением ракет SM-6, недавно принятых на вооружение и использующихся в небольшом количестве . Другие зенитные ракеты имеют малую вероятность перехвата «Оникса». Авианосная ударная группа (АУГ) может гарантированно перехватить максимум 1-5 ракет. Массированная ракетная атака из 10-50 ракет приведет к серьезным потерям в кораблях вражеской АУГ (почти наверняка будет потоплен авианосец, охрана которого возложена на другие корабли эскадры) . Также весьма эффективно будет использование «Оникса» совместно с ракетами «Калибр» и Х-35 «Уран» . Также в скором времени на вооружение будет принята ракета «Циркон» с гиперзвуковой скоростью полета что сведет перехват данной ракеты практически к нулю. Вероятно использование 5-6 «Цирконов» совместно с 10-15 «Ониксами» или «Калибрами» позволит наносить гарантированное поражение вражеским эскадрам (первыми целей достигают «Цирконы» нанося первичные поражения целям, тем самым выводя из строя корабельные системы, облегчая задачу поражения корабля, затем поврежденные корабли добивают «Ониксы» либо «Калибры») . Важным фактом является то, что ракеты «Калибр», «Оникс», «Циркон», Х-35 «Уран» имеют почти одинаковую дальность, что упрощает совместное использование ракет .

Эксплуатанты и носители

«Ониксы» изначально планировались как универсальный комплекс для размещения на самолётах, надводных и подводных кораблях и береговых установках .

- «Оникс» Подвижный береговой ракетный комплекс «Бастион» . Малый ракетный корабль проекта 1234.7 - «Накат» КСФ ВМФ РФ. Малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М» - три МРК в составе Каспийской флотилии, два в составе Черноморского флота. МПЛАТКР проекта 885 «Ясень» . ПЛАРК проекта 949А Антей - в перспективе. Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» . В ходе ведущегося ремонта вместо ранее установленных ПКР П-700 «Гранит» установлены ПКР П-800 «Оникс». Спуск на воду запланирован на 2018 год . По неподтверждённым данным аналогичная модернизация предстоит остальным крейсерам проекта 1144 . Вьетнам Вьетнам - «Яхонт» Подвижный береговой ракетный комплекс «Бастион» - два комплекса поставлены в июне 2010 года . Сирия

Перевооружать ПЛ пр. 949 смысла мало. Допустим 3 х 24 = 72. Начинаем строить залп. Если цель у нас одна, находится на дальности ~300 км, то пуск всех ракет залпа происходит практически по одному и тому же азимуту. И тут всплывает следующее. Есть минимальный интервал старта ракет в залпе. Связан он с необходимостью обеспечить безопасный начальный участок полета и надежный запуск маршевого двигателя, который попав в струю предыдущей ракеты, может и не запуститься. Ну еще много причин, для ПЛ надо еще всякие манипуляции производить – люки открыть-закрыть, с балластом, наверное, делать надо что-то.
Ну это было бы ничего, подумаешь 2 секунды, ну или 5 секунд. Но, если это "Гранит", то ракеты потом соберутся в боевой порядок и пойдут на цель согласовано. Хотя, конечно, интересно посмотреть – 1-я ракета ждет 72-ю.
А здесь произойдет следующее - последняя ракета 72 ракетного залпа придет к цели почти через 6 минут (это если 5 сек. интервал). Ну и какое ПРО мы насыщаем? Причем подлетное время порядка 7 минут. Т.е. первая ракета уже попала, а последняя еще взлетает. Можно, конечно, заложить в БАСУ ракет, назначенных в залп программу - что делать после старта. Так и делают. Ведь залповая стрельба для «Яхонта» предусмотрена.
Но построить залп из 72 ракет на одном носителе... Там же еще предстартовая подготовка, расчет и ввод полетного задания в БАСУ. Во всяком случае моряки определили 24 ПКР в боекомплекте. Обратиться что ли в 1 ЦНИИ МО, как головной у моряков, рацпредложение внести . Можно и 4 ПКР в одну пусковую засунуть.

А то, что выгоднее иметь одну лодку с 72 ПКР "Яхонт" вместо 2 с 24 "Гранитами" вопрос спорный. Придется ведь подходить к АУГ на 200 км ближе. Это ведь близко очень. И вообще "Гранит" умнее. И еще не надо забывать, что у него ТРД, а у "Яхонта" - ПВРД. Есть там всякие хитрости. А еще можно было бы посчитать: сколько стоят 72 «Яхонта» и 24 (48) «Гранита». Я вот не уверен, что 24 «Гранита» дороже. А лодка на 72 ПКР будет явно дороже. И риск потерять ее дорогую такую выше.

Насчет дальностей. Как можно догадаться, для экспортных экземпляров, она не более 300 км. И логично предположить, что отличия "внутренних" продуктов, это скорее не военная, а коммерческая тайна, и следовательно охраняется лучше
Кроме того такое соображение. ТТЗ на экспортные варианты обязательно разрабатывается с учетом экспортных ограничений. Иначе не выйдешь на рынок. К тому же для ПКР тут ситуация следующая: кому из потенциальных покупателей того же «Яхонта» может понадобиться дальность более 300 км? А целеуказание на такую дальность чем они будут давать?

Ну, Кузин с Никольским классные парни Есть еще Широкорад. Он их как правило цитирует. Причем в последней книге "Оружие отечественного флота" вообще феноменально:
"чтобы избежать доносов стукачей из ОКБ-52". Если он заявиться на МАКС, то как я слышал, "стукачи из ОКБ-52" собрались набить ему морду .

Ну предположим доводим мы "Москит", т.е. фактически дорабатываем ему прямоточку. Она у него по сравнению с "Яхонтом" даже имеет преимущества некоторые. Например, меньше потери в канале воздухозаборника т.к. он короче, да и углы атаки большие она допускает. Только вот оптимизирована для полетов на малой высоте. И поэтому стартовая ступень здесь не особо поможет. Т.е. надо стартовиком забросить ПКР на высоту сброса с самолета, обеспечив ту же скорость. А стартовик у "Москита" и так не маленький.

Ну ладно, доработали. Еще перевели БАСУ на новую элементную базу. Что получили? ПКР имеющую местами лучшие (БЧ и маневр в конце полета), а местами худшие (250 км дальность) характеристики чем у «Яхонта». Но это все после того как ракету пустили.
Начинаем смотреть комплекс. Вертикального старта нет. Подводного старта нет. Габарит - почти в 1,5 раза больше по диаметру. Весит на тонну больше. В авиационном варианте (который не летает ни тот ни тот пока) вообще кошмар - 1 ПКР и 3! И как довести "Москит" до уровня "Яхонта"?
Как только применяем самое сильное средство по уменьшению диаметра и массы - убираем воздухозаборники с боков - получается "Яхонт".

По "Альфе". Ее выставляли на МАКСе-95 в виде полноразмерного макета. Макет выставочный, т.е. простая болванка, без лишней деталировки. Он же на всех фотографиях под самолетами.
А ситуация на сегодняшний день такая. "Альфа" - это хороший проект. Но дальше бумаги ПКР не пошла. Т.е. отдельные части есть (двигатель, говорят, например). Но в ВМФ России на проект денег нет.
У НПО машиностроения, как у далеко не бедной организации (на общем фоне) явно денег не хватит самим ее тащить.
Т.е. за свой счет, тут ничего не сделаешь.
А привлечь деньги внешнего инвестора под проект ракеты - это вряд ли. И поэтому "Альфа" тихо исчезла, по маркетинговым соображениям в том числе - мешает продавать "Яхонт".

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
Комплекс П-800 / 3К55 "Оникс", ракета 3М55 / К-310 "Оникс" - SS-NX-26 / SS-N-26 STROBILE
Комплекс 3К55Э "Яхонт", ракета 3М55Э "Яхонт" - SS-N-26 STROBILE

Комплекс 3К55Э "Яшма" (экспортный вариант для ПЛ)
Комплекс "Яхонт-А" (авиационный)

Противокорабельная крылатая ракета / унифицированная противокорабельная крылатая ракета. Постановление СМ СССР о начале работ по разработке ракеты принято 05.06.1981 г. Эскизный проект разработан и принят НПО "Машиностроение" (ОКБ-52 В.Н.Челомея) 10.03.1982 г. Генеральный конструктор - Г.А.Ефремов, главный конструктор - В.А.Модестов (). С 1991 г. группу разработчиков ракеты возглавил главный конструктор направления Вадим Меркулов (). В 2011 г. организована группа ведущих конструкторов по теме 3М55 (с Сергеем Бунаковым, Денисом Витушкиным, Юрием Воротынцевым и Алексеем Найденовым).

Испытания ПКР предполагалось начать в 1987 г., но в 1987 г. провден лишь бросковый пуск ракеты 3М55 с МРК "Накат" пр.1234.7, после чего МРК принят на вооружение. В 1991 г. выпущена техническая документация, освоено производство, проведены наземные испытания ракет. В период с 1992 по 1998 г.г. вероятно проводились испытания подводного варианта ПКР "Оникс" на ПЛАРК К-452 пр.06704 (модернизированная ПЛАРК пр.670М), но по состоянию на 2000 г. испытания не завершены и ракета не принята на вооружение. В надводном варианте испытания проводились на МРК "Накат" пр.1234.7 (см.ниже), в 1996 г. комплекс принят в опытную эксплуатацию ВМФ России. В феврале 1998 г. подписано соглашение с Индией на совместное создание ракетного комплекса .

После длительных перерывов, государственные испытания на МРК "Накат" пр.1234.7 завершены к концу 2002 г. и Постановлением правительства России от 23.09.2002 г. ПКР 3М55 "Оникс" была принята на вооружение ВМФ. Производство ракет ведется на ПО "Стрела" (г.Оренбург). Отличается от других разработок ОКБ-52 выполнением принципа "выстрелил и забыл", "lo-hi-lo" профилем полета и универсальностью применения с любых стартовых платформ (вода, воздух, земля).

Ракета и комплекс "Оникс" предназначены для размещения на надводных (экспортный вариант "Яхонт") и подводных (экспортный вариант "Яшма") судах. Встречалось так же названия комплекса П-800 и П-100.

Испытания ПКР "Оникс" на МРК "Накат" пр.1234.7 (http://www.atrinaflot.narod.ru)


Испытания ПКР "Оникс" на МРК "Накат" пр.1234.7 (фото из буклета НПО Машиностроения, http://www.npomash.ru)


Поздний вариант ракеты "Яхонт" ("Военная тайна", ТВ-передача, РенТВ, 23.10.2010 г.)


Пусковая установка - транспортно-пусковой контейнер (ТПК) - корпус транспортно-пусковой системы. ТПК / транспортно-пусковой стакан К341Н для ракет комплекса серийно производятся (на 2010 г.) ОАО "Авангард" (г.Сафроново). Корпус ТПС является основной силовой конструкцией и предназначен для защиты изделия от воздействия внешних неблагоприятных факторов (механических, метеорологических, термических, газодинамических, биологических и т.п.) и восприятия силовых воздействий при транспортировании и такелажных работах.

Угол запуска - от 15 до 90 градусов (т.е. в т.ч. установки вертикального пуска)

Для применения с подводных лодок в ПО Специального машиностроения (бывш. ЦКБ-34) разработана ПУ СМ-315 (3 ТПК "Оникс" в едином контейнере).

ПКР "Яхонт" на выставке (Царев В., Мельников В., Яхонт - новое поколение противокорабельных ракет. // Военный парад ., 1998 г.)

Для применения с МРК (для МРК "Накат" пр.1234.7, середина 1990-х годов) разработаны наклонные ферменные ложементы-ПУ СМ-403 (пакет 6 ТПК с каждого борта МРК).


Для применения на подводных лодках и кораблях разработано несколько вариантов ПУ вертикального пуска. На экспортном варианте для Индонезии использована ПУ с одиночными ТПК.



Заряжание ПКР 3М55Э "Яхонт" в пусковые установки вертикального пуска на индонезийском эсминце Oswald Siahaan 354, Индонезия, апрель 2011 г. (http://alutsista.blogspot.com ).


Одиночные пусковые установки вертикального пуска на индонезийском эсминце Oswald Siahaan 354, Индонезия, апрель 2011 г. (фото - Antara-Yudhi Mahatma,http://www.militaryphotos.net).

Пусковая установка вертикального пуска корабельной стрельбовой универсальной системы (КСУС):
ТТХ установки (на примере 3С-14Э):
Длина - 3760 мм
Ширина - 1970 мм
Высота - 9580 мм
Масса - 14700 кг
Время открывания крышки ПУ - 2.5 с
- - 3Р-14В - 2 ряда по 4 модуля - установлена на ПЛАРК
- - 3С-14Э -
2 ряда по 4 модуля - установлена на фрегатах , СУО 3Р14Н-11356 разработки НПО "Агат" , а так же на фрегатах .


Макет установки вертикального пуска 3С14Э на одном из салонов МВМС в Санкт-Петербурге (http://paralay.com).


ПУ вертикального пуска 3С14Э на СКР пр.11356 (http://alternathistory.org.ua).


Установка вертикального пуска 3С14Э на СКР пр.11356 - Mod.KRIVAK-III (фильм "Корабль нового поколения", http://www.youtube.com).


Установка вертикального пуска 3С14 на испытаниях (http://paralay.com).


Рисунок установки вертикального пуска 3С14Э на одном из салонов МВМС в Санкт-Петербурге, реконструкция по фотографиям (с) 2012 г. http://сайт


- самоходная пусковая установка берегового ракетного комплекса .


Ракета 3М55 "Оникс" / "Яхонт" :
Конструкция - крылатая ракета нормальной аэродинамической схемы с лобовым воздухозаборником с центральным телом. Тип старта - минометный. Крылья и стабилизаторы раскладываются после старта. Стартовый РДТТ находится в сопле маршевого ПВРД. Головной обтекатель отстреливается после старта.

Конструкция корпуса ракеты состоит из отсеков Ф1, Ф2 и Ф3 ().


Принципиальное устройство ракеты 3М55 "Оникс" / "Яхонт" (http://tula-mpf.narod.ru).

Технология изготовления корпуса воздухозаборника ПКР "Яхонт" разработана на кафедре механики пластического формоизменения им.Н.Демидова Тульского Государственного Университета. Оболочка отсека выполняется из термостойких композиционных материалов на основе полимидного связующего СП-97 и эпоксидного связующего ЭДТ-10.




Элементы конструкции ПКР "Яхонт". 1 - корпус воздухозаборника, 2 - конус воздухозаборника (http://tula-mpf.narod.ru).


Отработка наземной системы охлаждения для ракеты К310 "Оникс" в отделе 08-11 "НПО машиностроения" ().


Система управления и наведение - система управления ракеты с бортовой ЭВМ, инерциальным измерительным блоком, блоком датчиков угловой скорости и активной радиолокационной ГСН разработки ОАО "Концерн "Гранит-Электрон". Инерциальный измерительный блок и блок датчиков угловой скоростидля системы управления ракеты созданы в НПО электромеханики (г.Миасс). ГСН обеспечивает наведение ракеты на радиоконтрастные цели с селекцией целей по заданным параметрам, в обстановке помех и волнения моря.

Масса ГСН - 85 кг
Дальность обнаружения цели ГСН в активном режиме - 50 км (по одним данным)

Дальность обнаружения цели класса "крейсер" ГСН в активном режиме - 75-77 км

Дальность обнаружения цели ГСН в активном режиме минимальная - 1 км

Сектор обнаружения целей ГСН по азимуту - +-45 градусов
Предельный уровень волнения моря - 7 баллов
Время готовности к работе с момента включения - не более 2 мин



ГСН ПКР "Яхонт" в экспозиции МВМС-2007 в Санкт-Петербурге (фото - Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net).


ГСН ПКР "Яхонт" (http://granit.air.spb.ru , обработано).

ГСН ПКР "Яхонт" представляет собой бортовой двухканальный активно-пассивный радиолокатор со сложным широкополосным когерентным сигналом с фазо-кодовой манипуляцией по случайному закону как в режиме обзора, так и в режиме сопровождения цели при работе в активном режиме. ГСН осуществляет перестройку частотно-временных параметров, обладает высокой помехозащищенностью по отношению к различным видам активных помех, уводящих по дальности и угловым координатам, и пассивных помех типа дипольных облаков и уголковых отражателей, адаптивна к помеховой обстановке и условиям применения. ГСН построена по модульному принципу: антенна, передатчик, приемник, устройство обработки информации. ГСН оснащена средствами встроенного самоконтроля.




(http://granit.air.spb.ru).
После обнаружения и захвата цели ГСН с большой высоты, ГСН выключается и ракета "ныряет" под нижнюю границу зоны ПВО цели и летит под управлением инерциальной системы. После выхода на линию радиогоризонта первоначально обнаруженной цели ГСН вновь включается. Распределение целей в группе ракет происходит на первом этапе работы ГСН (на большой высоте). При групповом старте ПКР на первом этапе группа ракет перераспределяет цели по определенному алгоритму, исключая возможность поражения одной цели несколькими ракетами (если это не главная цель). Ракеты запрограммированы на совершение противоракетных маневров. В память бортовой БЦВМ заложены электронные "портреты" основных кораблей потенциальных противников и логика определения построения корабельных ордеров для выбора главной цели.


Корабельная аппаратура системы управления (КАСУ) комплекса ракетного обружия "Яхонт" создана и производится ОАО "Концерн "Гранит-Электрон". КАСУ обеспечивает:
- прием обработку информации от корабельных систем - БИУС, гиростабилизации, целеуказания, обеспечения безопасного применения оружия и ЛАГа;
- отображение на пульте КАСУ информации о состоянии комплекса и наличии ракет;
- выработку данных стрельбы по одной или нескольким целям;
- одиночную или залповую стрельбу;
- аварийный выброс ракет;
- тренировку личного состава без фактических пусков ракет;
- эксплуатационый контроль комплекса.

Состав и основные характеристики комлекса оборудования:
1) прибор К163Ц - центральный прибор управления - предназначен для управления предстартовой подготовкой и стартом ПКР;
- габариты - 500x600x600 мм
- масса - не более 80 кг
- количество - 1 экз
2) прибор К163 - периферийный прибор управления - предназначен для выработки напряжений электропитания ПКР, контроля его параметров и кодового обмена с ПКР, обеспечивает взаимодействие с двумя ПКР.
- габариты - 1025x500x500 мм
- масса - не более 100 кг
- количество - равно количеству пар ракет
3) прибор К231 - прибор управления электропитанием - предназначен для контроля параметров трехфазной сети, сопротивления изоляции и рапределения электропитания по приборам КАСУ.
- габариты - 500x530x250 мм
- масса - не более 30 кг
- количество - 1 шт

Электропитание:
- основное - трехфазное 400 Гц 220 В
- аварийное от аккумуляторныз батарей для аварийного выброса ПРК - 27 В

Охлаждение систем КАСУ естественное.


Двигатели
:

Стартово-разгонный РДТТ размещен в сопле маршевого двигателя. Разработан НПО "Искра" (г.Пермь), главный конструктор - М.И.Соколовский.

Масса РДТТ - около 500 кг

2 х РДТТ отделения и увода носового обтекателя разработки НПО "Искра" (г.Пермь).


РДТТ отделения носового обтекателя (Ракетно-космическая техника разработки НПО "Искра". Презентация. 2008 г.).

ПВРД 3Д55 на маршевой ступени - разработан КБ "Пламя" (закрыто в 2004 г.), главный конструктор И.Б.Леванов. Разработка двигателя начата в 1982 г. Эскизный проект - 1983 г. Испытания двигателя начаты в 1987 г. 3Д55 - первый отечественный многорежимный прямоточный воздушно-реактивный двигатель с полностью регулируемым соплом. Производство двигателя ведется ПО "Стрела" (г.Оренбург). По состоянию на 2010 г. работы по ПВРД для ракет НПО машиностроения ведет отделение 08 "НПО Машиностроения" - именно здесь выпущен полный пакет конструкторской документации на экспортный вариант ПВРД 3Д55 (). Сопло двигателя разрезное с регулирующими диаметр сопла поворотными створками - диаметр меняется в зависимости от расчетной скорости на данном участке траектормм полета ().

Тяга - 4000 кг
Диаметр камеры сгорания - 640 мм

Масса сухая - 200 кг


Двигатель 3Д55 в экспозиции НПО машиностроения на авиасалоне МАКС-2003 (фото - Евгений Ерохин, http://www.missiles.ru).



Работы с двигателем 3Д55 для ракет BrahMos / "Оникс" в отделении 08 "НПО Машиностроение" (Трибуна ВПК, №11 / 2010 г.).

"Яхонт-А" - разгонный РДТТ варианта ракеты авиационного базирования разработан НПО "Искра" (г.Пермь), главный конструктор - М.И.Соколовский.


ТТХ ракеты
:

Длина ТПК - 8900 мм

Диаметр ТПК - 710-720 мм

Размах крыла - 1700 мм

Масса ракеты - 3000 кг

Масса ракеты с ТПК - 3900 кг

Масса БЧ - 200-250 кг

Скорость полета:

750 м/с (2.5 М, на высоте 14000м)

680 м/с (2 М, на малой высоте)

2.5-2.8 М / до 3500 км/ч (Brahmos)

Скорость к моменту окончания работы стартового РДТТ - 2 М

Дальность действия:

На малой высоте - 120 км

При полете по смешанному профилю - 300 км

Высота полета по смешанному профилю - до 14000 м

Высота полета на конечном этапе - 5-15 м

Максимальный угол атаки при маневрировании - до 15 град.

Время готовности комплекса к стрельбе из выключенного состояния:

КАСУ - 4 мин
- бортовая аппаратура системы управления (БАСУ) - 2 мин
Временной интервал между пусками ракет - 2-5 с

Гарантированный срок хранения в ТПК - 10 лет (7 лет по др.данным)

Межрегламентный период ТПК - 3 года

Ракета может использовать несколько профилей полета:

Lo-Hi-Lo (смешанный профиль) - после старта ракета набирает высоту 14000 м м перед поражением цели снижается до высоты 5-15 м.

Lo-Lo-Lo (низковысотный профиль) - высота полета - несколько десятков метров, скорость ниже, дальность меньше.

Тип БЧ - проникающая (кумулятивная?)

Модификации :

Комплекс 3К55 "Оникс", ракета 3М55 "Оникс" - SS-NX-26 / SS-N-26 STROBILE - вариант комплекса и ракеты для ВМФ России.

Комплекс 3К55Э "Яхонт", ракета 3М55Э "Яхонт" - экспортный вариант комплекса и ракеты, ракета вероятно отличается несколько упрощенной системой управления и наведения.

Ракета "Яхонт-А" / "Яхонт-М" - вариант ПКР "Яхонт" для воздушного старта показанный на выставке МАКС-2003,

Вариант ПКР "Яхонт-М" для авиационных носителей на авиасалоне МАКС-2003 (фото А.Соколов)


- в упоминаются так же варианты комплектации или ракеты разного назначения - К310ТДР, К310СТ, экспортный вариант ракеты - СК310.

Носители :

ПЛАРК К-452 пр.06704 - переоборудованная для испытаний ПКР "Оникс" ПЛАРК пр.670М. 03.09.1992 г. лодка переименована в Б-452, а 22.12.1997 г. в "Новгород Великий". Переоборудование ПЛАРК велось на СРЗ №10 в Полярном с 1986 по 1992 г.г. Установлены ПУ СМ-315 для ТПК "Оникс" (три ТПК в одной ПУ, всего 8 ПУ на место ПУ ракет "Малахит"). ГАК "Рубикон" заменен на ГАК "Скат-М". Лодка исключена из состава флота и передана на долговременное хранение ОРВИ в бухту Ара (пос.Видяево) 30.05.1998 г. Испытания ПКР проводились в период между 1992 и 1998 г.г.

ПЛАРК пр.885 - 8 ПУ СМ-315 (24 ПКР "Оникс"), первая ПЛАРК пр.885 (К-329 "Северодвинск", заводской №160) заложена 21.12.1993 г., вторая - в 1996 г. Ввод ПЛАРК в состав флота планировался на 2004 и 2006 годы. По состоянию на 2008 г. первая лодка прошла перепроектирование и находится в достройке на ФГУП "ПО "Севмаш" (г.Северодвинск). Судьба второй не ясна.