Государство как основная политическая организация общества. Любое государство есть организация политической власти. Общие признаки государства

Всеми учеными отмечается, что определить понятие государства, которое бы отражало все без исключения признаки, свойства государства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем и будущем невозможно. Вместе с тем, как доказала мировая наука, любое государство обладает набором универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития. Эти же признаки были определены выше.

Обобщая, их можно сформулировать определение понятия государства. Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом .

Сущность государства. Соотношение общечеловеческих и классовых начал в государстве.

Раскрыть сущность государства – это значит выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства. При рассмотрении сущность государства нужно учитывать два аспекта:

2. Чьим интересам – классовым, общечеловеческим, религиозным, национальным, служит данная организация.

Выделяют два подхода к исследованию сущности государства:

1. Классовый подход .

Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как машина для поддержания господства оного класса над другим, и сущность такого государства заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса. Такое понятие государства отражает идею государства в собственном смысле как орудие диктатуры господствующего класса. Такое положение прямо или косвенно доказано мировой наукой и исторической практикой. Так, рабовладельческое государство по своей сущности было политической организацией рабовладельцев, феодальное государство – организацией феодалов и других богатых сословий, капиталистическое государство на первых этапах своего развития выступало как орган выражения интересов буржуазии. Государство здесь используется в узких целях как средство обеспечения главным образом интересов господствующего класса. Первоочередное удовлетворение интересов каких-либо других классов не может вызывать сопротивление противоположных классов, поэтому возникает проблема в постоянном снятии данного сопротивления с помощью насилия и диктатуры. Говоря о социалистическом государстве на этапе диктатуры пролетариата, следует заметить, что государство должно осуществлять эту диктатуру в интересах подавляющего большинства населения. К сожалению, многие теоретические положения о социалистическом государстве так и остались теорией, так как на практике государственный аппарат служил не широким слоям трудящихся, а партийно-номенклатурной верхушке.


2. Общесоциальный или общечеловеческий подход .

Другой подход государства заключается рассмотрении сущности государства с общечеловеческих и общесоциальных начал. Особенность рабовладельческого, феодального, капиталистического на первых этапах развития государств состоит в том, что они, прежде всего, выражали экономические интересы меньшинства рабовладельцев, феодалов, капиталистов. Однако по мере совершенствования общества экономическая и социальная база государства расширяется, принудительный элемент сужается, и в силу объективных причин государство превращается в организующую силу общества, которая выражает и охраняет личные и общие интересы членов общества. Вопреки предсказаниям политологов о кризисе и «загнивании» капитализма, об империализме как кануне и преддверии социалистической революции, капиталистическое общество устояло, сумело успешно преодолеть кризисные явления, спад производства. Капитализм как общественный строй постепенно укрепился, значительно видоизменился. Он оказался способным принять и реально внедрить прогрессивные идеи общественного развития в практику. Общество, которое сформировалось после Второй Мировой Войны в развитых странах Западной Европы и Азии стало уже качественно иным. Оно существенно отличалось от капиталистического общества времен Маркса и Энгельса и империалистического общества, которое изучал Ленин. Современное западное общество подчас более ориентировано на социализм чем страны, называющие себя социалистическими. Государственным механизм превратился из орудия, средства преимущественной реализации общих дел в инструмент достижения согласия и компромисса. В деятельности государства на первый план начинают выступать такие важные общедемократические институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, плюрализм мнений и так далее.

Таким образом, в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить как классовое начало, что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное начало, что все больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических государствах.

Что такое государство?

Государство

Государство

Государство

Государство

Государство

Государство

Вопрос:

К слову говоря: очень интересная проблема скрыта в этимологии происхождения термина «государство» в Древней Руси и в Западной Европе. В русском языке слово «государство» происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя в древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь» и «господь». Корень слова «государство» - «госуд» - также имеет происхождение от греческого слова «деспот». Можно предположить, что поскольку производные «государство», «господарьство» появляются позже, чем уже имевшие устоявшиеся значения «государь», «господарь», то в Средние века на Руси «государство» обычно воспринималось как непосредственно связанное с владениями «государя», а сам «государь» - как владелец всех подданных (рабов).

«рейх»

Интересно и другое происхождение слова «государство» - от греческого «полис» (греч. πόλις - город-государство), который ещё переводится как «умножение», «объединение», и римское слово «res-publica» - которое переводится как «общее дело».

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

Государство как организация власти в обществе отличается от форм власти в догосударственных первобытных сообществах людей рядом важных признаков. Основные из них таковы:

    Административно-территориальная организация. При государственном управлении возникает деление страны по административно-территориальному принципу. Это необходимо для более рационального управления обществом, сбора налогов и т. п. В первобытном обществе организация основывалась на кровнородствен­ных связях.

    Регулярный сбор налогов. Он необходим для содержания армии, государственного аппарата, проведения общественных работ.

    Суверенитет государственной власти. Это монопольное право государства на законодательство и управление внутри страны, а также его самостоятельность и независимость в отношениях с другими странами.

    Аппарат принуждения.

Дополнительные признаки государства:

    Язык как средство общения на территории того или иного государства.

    Единая оборонная и внешняя политика.

    Единые транспортная, информационная, энергетическая системы, общий рынок и др.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Функции государства весьма многочисленны. Основные из них были присущи уже древним государствам, другие возникали по мере развития цивилизации. Функции государства делятся на внутренние и внешние .

К основным внутренним функциям государства относятся:

    установление и поддержание режима законности и правопорядка в обществе;

    организация экономической жизни, денежного обращения в стране;

    осуществление общественно значимых работ (строительство дорог, мостов, систем орошения и
    т. п.);

    социальная функция - организация в обществе тех или иных систем здравоохранения, просвещения, помощи неимущим и инвалидам и т. п.

К главным внешним функциям государства относятся:

    защита границ и оборона страны при нападении извне;

    внешнеполитическая деятельность - представление страны в отношениях с другими странами;

    организация экономических связей с другими странами.

Что такое государство?

Государство есть особая достаточно устойчивая политическая единица, представляющая отделённую от населения организацию власти и администрирования и претендующая на верховное право управлять (требовать выполнения действий) определёнными территорией и населением вне зависимости от согласия последнего; имеющая силы и средства для осуществления своих претензий.

Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы. (В. Ленин)

Государство - это сосредоточение всех умственных и нравственных интересов людей. (Аристотель)

Государство - это союз людей, объединенных общим сводом прав и целями. (Цицерон)

Государство - это общество людей, которое само распоряжается и управляет собой. (Кант)

Государство - политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.

Вопрос: Есть ли разница в приведенных определениях государства? Можно ли попытаться разделить эти определения на какие-нибудь группы? Чем они отличаются между собой?

К слову говоря: Очень интересная проблема скрыта в этимологии происхождения термина «государство» в Древней Руси и в Западной Европе. В русском языке слово «государство» происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя в древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь» и «господь». Корень слова «государство» - «госуд», также имеет происхождение от греческого слова «деспот». Можно предположить, что поскольку производные «государство», «господарьство» появляются позже, чем уже имевшие устоявшиеся значения «государь», «господарь», то в Средние века на Руси «государство» обычно воспринималось как непосредственно связанное с владениями «государя», а сам «государь» - как владелец всех подданных (рабов).

В свою очередь на Западе слово «государство» имело совсем другое происхождение. Английское «state», немецкое «staat», французское «l’estate» имеет своим корнем латинское «status» - состояние, статус, т. е. состояние прав и обязанностей или, иначе говоря, характеризующее статус гражданина и негражданина. Таким образом, в западноевропейской традиции «государство» воспринимается как устройство или состояние людей.

В немецкой традиции существует термин «рейх» (от нем. Reich) - «империя», «государство», имеющее своим корнем слово «reiche» - ряд, строй. Кстати говоря, в русском языке есть похожее слово - «порядок», имеющее своим корнем слово «ряд» - договор.

Интересно и другое происхождение слова «государство» - от греческого «полис» (греч. πόλις - город-государство), который ещё переводится как «умножение», «объединение», и римское слово «res-publica», которое переводится как «общее дело».

Что характеризует государство (признаки государства)?

    Территориальная целостность - четко ограниченная территория государства, на которой функционируют его органы власти и действуют его законы.

    Государственный суверенитет - верховенство и независимость государственной власти от какой-либо другой власти на всей территории страны. Сюда же попадает и независимость в отношениях с другими странами.

    Право издавать общеобязательные для всех граждан законы, осуществлять правосудие, взимать налоги, эмиссию денег.

    Наличие публичной власти - выделенной из общества и наделённой определёнными властными полномочиями группы людей (чиновников) для управления делами государства.

    Наличие органов принуждения (армия, полиция, службы правопорядка), наделённых соответствующими полномочиями.

    Общий рынок.

    Символы государства - герб, флаг, гимн, девиз.

Основные направления государственной деятельности по управлению государством сосредоточены в функциях государства, которые на протяжении всей истории человечества постоянно изменялись. Ещё древние мыслители считали, что главная задача государства - это защита своих поданных от внешних врагов и поддержание порядка внутри страны. В XVII веке устами английского философа Т. Гоббса родилось представление о естественном состоянии людей как о войне «всех против всех». В этой связи государство стало рассматриваться как своеобразный «Левиафан», который должен сплачивать общество, управляя его делами, в обмен на большую часть гражданских прав и свобод, вплоть до физического уничтожения (казни) гражданина в интересах государства. Эпоха Просвещения и зарождение капитализма породили новые идеалы взаимоотношений общества и государства, которые нашли свое воплощение в идеях английского экономиста Адама Смита. Смит считал, что в условиях развития свободного рынка государство должно выполнять функции «ночного сторожа», то есть, не вмешиваясь в права и свободы граждан (особенно в их экономические отношения), поддерживать правопорядок, содержать на налоговые поступления армию и полицию, защищать жизнь и имущество граждан, заботиться об образовании низших классов, вести внешнюю политику и ограждать общество от внешней угрозы. В течение всего XIX века точка зрения А. Смита считалась определяющей для функционирования государства, пока Первая мировая война и Великая депрессия не породили феномен тотального государства, которое считало себя в праве вмешиваться в любые области жизни своих граждан - «Всё для государства, ничего кроме государства, ничего против государства» . Альтернативой ему стали идеи государства «всеобщего благоденствия», основы которого заложил американский президент Ф. Д. Рузвельт в своей программе «Новые рубежи», и послевоенная эволюция развития Америки и стран Западной Европы, которая строилась на поиске компромисса между интересами всех граждан страны и полномочиями государства.

Функции государства - это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение.

Внутренние Внешние

    Политическая - управление обществом через различные институты власти и процесс нормотворчества (создание законов).

    Экономическая - регулирование экономических отношений и проведение структурных преобразований.

    Социальная - развитие образования, здравоохранения, социального обеспечения общества.

    Идеологическая - воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через систему государственного образования и официальные СМИ.

    Обеспечение национальной безопасности.

    Развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами.

    Отстаивание государственных интересов в международных отношениях.

    Участие в решении глобальных проблем человечества.

ВОПРОСЫ:

1. Найдите в приведенном ниже списке признаки государства. Запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите все правильные ответы:

2. Приведите три примера выполнения государством своих внешнеполитических функций.

В качестве примеров выполнения государством своих внешнеполитических функций могут быть приведены:

1) разработка военной доктрины и концепции национальной безопасности;

2) поддержание достаточного уровня обороноспособности страны;

3) защита независимости и территориальной целостности государства;

4) участие в регулировании межнациональных и межэтнических конфликтов и др.

3. Найдите в приведённом ниже списке признаки государства. Запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите все правильные ответы:

4. (1−4). Прочитайте текст и выполните задания 1−4.

Есть в обществе особый тип власти. Его главной отличительной чертой является то, что решения, принимаемые субъектом власти, становятся обязательными для всех членов общества, всего населения. Это могут быть решения об определённом порядке взимания налогов, порядке, регулирующем право собственности, порядке рассмотрения и разрешения конфликтов и споров и многое другое. Этот тип власти называется политическим.

В основе политической власти лежит особый тип социального неравенства - неравенство политическое. <…>

…Разделение людей на принимающих политические решения, осуществляющих управление обществом, и на их исполнителей сохранилось. Изменился лишь порядок формирования группы управляющих, он стал более демократичным, открытым, а сама группа стала более подвижной, внутренне неоднородной. Эта группа получила в политологии и социологии собственное название - политическая элита, которая перестала совпадать с сословным или экономическим делением общества.

В основе политического неравенства лежит неравенство политических статусов. Право принимать ответственные политические решения человек получает именно благодаря своему особому статусу в иерархической структуре общества, становясь членом правительства, депутатом парламента, лидером политической партии и т. п. <…>

Политическое правительство создает предпосылки для управления обществом. Ведь для координации жизни социума необходим своеобразный управленческий центр, «мозговой штаб», а также преодоление центробежных тенденций, эгоизма, индивидуального и группового интересов. Вот почему история общества - это не история ликвидации политического неравенства, а поиск и создание эффективных способов его организации, чтобы само политическое неравенство не консервировало общество, а способствовало его развитию.

Воспроизводству отношений политической власти способствуют нормы и правила, регламентирующие этот тип ношений.

(Пушкарева Г. В. Власть как социальный иститут // Социально-политический журнал. 1995. № 2. 87−88.)

1) Опираясь на текст, укажите главную отличительную черту политической власти.

3) Право принимать ответственные политические решения, как отмечает автор, получает человек, обладающий особым статусом в иерархической структуре общества. Приведите с опорой на знания обществоведческого курса и акты общественной жизни три примера факторов, влияющих на достижение человеком в современном обществе такого статуса.

1.

Главная отличительная черта политической власти состоит в том, что решения, принимаемые её субъектом, становятся обязательными для всех членов общества.

2. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

К особенностям политического неравенства на современном этапе, по мнению автора, можно отнести следующие:

Изменение порядка формирования политической элиты в направлении усиления демократичности и открытости;

Изменение самой политической элиты, которая перестала совпадать с сословным и экономическим делением общества, стала более подвижной и внутренне неоднородной.

3. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

В качестве факторов, влияющих на достижение человеком особого статуса в иерархической структуре общества, могут быть приведены:

1) исключительные свойства личности;

2) уровень образования;

3) поддержка политической организации;

4) доступ к средствам массовой информации и др.

4. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

В качестве примеров данных норм могут быть указаны:

1) нормы, определяющие статус главы государства, политической элиты, государственных учреждений;

2) нормы, определяющие порядок формирования политической элиты (в демократических странах нормой стала конкурентная борьба на выборах, в странах с тоталитарным режимом - партийная принадлежность);

3) нормы, определяющие права и обязанности управляющих и управляемых, их взаимную ответственность («Русская Правда» Ярослава Мудрого, Соборное уложение Алексея Михайловича, Конституция Российской Федерации и др.)

5. Установите соответствие между примерами и функциями государства, которые они иллюстрируют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Запишите последовательность цифр.

6. (1−6). Прочитайте текст и выполните задания 1−6.

Излишне говорить, сколь похвальна в государе верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца; такие государи, в конечном счёте, преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность <…> Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй - зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя <…> Из чего следует, что разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Такой совет был бы недостойным, если бы люди честно держали слово, но люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же. А благовидный предлог нарушить обещание всегда найдётся <…> Надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым - и быть таковым на самом деле, но внутренне надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо <…> Может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом; поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх. Ибо о людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива: пока ты делаешь им добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить: ни крови, ни жизни, ни детей, ни имущества, но когда у тебя появится в них нужда, они тотчас от тебя отвернутся. Кроме того, люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно <…> Итак, возвращаясь к спору о том, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись, скажу, что любят государей по собственному усмотрению, а боятся - по усмотрению государей, поэтому мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого; важно лишь ни в коем случае не навлекать на себя ненависти подданных <…>

(Адаптировано по кн. Н. Макиавелли)

1) Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и оза­главьте каждый из них.

3) О каких чувствах подданных по отношению к государю пишет Н. Макиавелли? Какова его позиция по этому вопросу? Как автор обосновывает свою позицию?

5) М. возглавил государство в трудный момент. Он обещал вывести страну из кризиса, гаранти­руя права собственников и свободу предпринимательства. Вскоре, чтобы пополнить государ­ственный бюджет, М. объявил о национализации нефтедобывающих предприятий и введении ряда государственных монополий. Чем это можно объяснить? Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.

6) Нередко высказывается оценка суждений Н. Макиавелли как аморальных. Согласны ли вы с этой оценкой? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объ­яснения) в защиту своего мнения.

1. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

верность государя своему слову;

способы борьбы с врагами;

как народ должен относиться к правителю.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков

2.В правильном ответе могут быть названы следующие качества:

верность данному слову;

прямодушие;

неуклонная честность;

сострадательность;

милостивость;

искренность;

благочестие.

Могут быть названы другие качества.

3. В ответе должны быть следующие элементы:

два чувства в отношении людей к государю: любовь и страх;

обоснование: страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно.

4. В ответе могут быть приведены следующие рекомендации:

можно нарушать свое обещание, если оно вредит твоим интересам или если изменилась ситуация;

надо рассчитывать на то, что зависит от тебя, а не от кого-то другого;

ни в коем случае нельзя навлекать на себя ненависть подчиненных;

нельзя доверять льстецам, лицемерам.

На основе текста могут быть сформулированы иные рекомендации.

5. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

объяснение приведенного в задании факта, например: изменились обстоятельства, осознание им интересов государства, потому политик М. счел возможным нарушить данное обещание.

Может быть дано другое объяснение приведенного в задании факта.

фрагмент текста: «разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание».

6. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенной оценкой;

два аргумента - объяснения в защиту своего выбора, например:

в случае согласия может быть указано, что
Макиавелли призывает государя, по сути, выйти за рамки морали (добра, порядочности, верности и пр.);

советы Макиавелли исходят из того, что общество аморально по своей природе и руководствуется соображениями личной выгоды, а это не соответствует действительности;

в случае несогласия может быть указано, что

советы Макиавелли реалистичны, они учитывают специфику политической деятельности;

современный политик, чтобы победить на демократических выборах, должен, с одной стороны, нравиться избирателям, с другой - привлекать спонсоров, чьи интересы могут расходиться с интересами большинства общества, с третьей - принимать во внимание объективные потребности государства; всё это трудно реализовать в рамках моральных норм.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

Каждый из указанных аспектов заслуживает внимания. Дей­ствительно, понимание государства как организации политичес­кой власти подчеркивает, что среди других субъектов полити­ческой системы оно выделяется особыми качествами, представ­ляет собой официальную форму организации власти, причем единственную организацию политической власти, управляющую всем обществом. Вместе с тем политическая власть - один из признаков государства. Поэтому нецелесообразно сводить к нему понятие государства.

С внешней стороны государство выступает как механизм осуществления власти и управления обществом, как аппарат власти. Рассмотрение государства через непосредственное воп­лощение политической власти в аппарате, системе органов - также не раскрывает полностью его понятия. При таком рас­смотрении не учитывается деятельность системы органов мест­ного самоуправления и других.

Государство есть особая политическая реальность. Раскры­вая содержание понятия государства, следует подвести его под такое родовое понятие, как политическая организация. Если го­сударство до середины XIX века можно определять как полити­ческую организацию господствующего класса, то позднейшее, и особенно современное, государство - это политическая орга­низация всего общества. Государство становится не просто вла­стью, основанной на принуждении, а целостной организацией общества, которая выражает и охраняет индивидуальные, груп­повые и общественные интересы, обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов, реали­зует главное, что дает людям цивилизация, - народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности.

Основные подходы к определению понятия государства

Политико-юридический - представители этого подхода за основу берут организационный аспект государства и рассматривают его как выраженную в системе государственных органов особую специфическую организацию публичной власти.

Социологический - в рамках которого государство представляет собой организацию всех членов общества, которые объединяются в единое целое при помощи политических, управленческих процессов и отношений.

Государство - это суверенная, политико-территориальная организация публичной власти, которая осуществляет управление обществом и располагает для этого аппаратом, органами принуждения и системой законодательства и налогооблажения.

Признаки государства:

1. Государство предполагает наличие определенной территории, т.е. участка земной поверхности очерченного границами, на котором осуществляет свою власть. Территория государства включает сушу, недра, воздушное пространство, воды. Территорией государства признается территория дипломатических представительств, территория военных, воздушных и морских судов, где бы они не находились, гражданские воздушные и морские суда, находящиеся в нейтральных водах. Также территорией государства признается территория космических кораблей.

2. Государство предполагает население, которое включает людей, проживающих на территории данного государства. Юридическая связь между государством и населением осуществляется через институт гражданства (подданства). Созданием этой связи является совокупность взаимных прав, обязанностей и ответственности.

3. Государство отличает наличие публичной власти, отделенной от народа. Эта власть представлена государственным аппаратом, т.е. системой государственных органов, которые осуществляют эту власть.

4. Государство предполагает наличие системы налогов и сборов, т.е. безвозмездных обязательных платежей в пользу государства, на основе которых формируется материально-финансовая база деятельности государства. Совокупность доходов и расходов составляет бюджет государства.

5. Государство обладает монопольным (исключительным) правом (возможностью) издавать обязательные и исполнительные решения, которые могут выступить либо в виде нормативных щитов (законы, подзаконные акты), либо в виде индивидуальных актов (приговоры суда, решения административных органов).

6. Только государство располагает вооруженными формированиями и принудительными учреждениями (армия, полиция, тюрьма). Вооруженные формирования являются одним из важнейших факторов обеспечения действенной власти. Они выполняют функцию легализованного принуждения, для чего располагают соответствующими средствами.

7. Только государство является представителем всего общества. Оно олицетворяет общество и выступает от его имени.

Государство располагает особым политико-юридическим свойством -суверенитетом. Суверенитет состоит в верховенстве государственной власти внутри страны и независимости государства за его пределами.

Признаками суверенитета являются:

самостоятельность - возможность самостоятельно при­нимать решения внутри страны и вовне при соблюдении норм национального и международного права;

полнота (иначе: универсальность) - распространение го­сударственной власти на все сферы государственной жизни, на все население и общественные организации страны;

неделимость власти государства в пределах его территории - единство власти в целом и только функциональное ее разде­ление на ветви власти: законодательную, исполнительную, су­дебную; непосредственное осуществление властных велений по их каналам;

независимость во внешних сношениях - возможность са­мостоятельно принимать решения вовне страны при соблюде­нии норм международного права и уважении суверенитета дру­гих стран,

равноправии во внешних сношениях - наличие в между­народных отношениях таких прав и обязанностей, как и у дру­гих стран.

неотчуждаемость - невозможность произвольного отчуж­дения легитимной и легальной власти, только наличие закреп­лённой законом возможности делегировать суверенные права государства органам местного самоуправления (в унитарном го­сударстве), субъектам федерации и органам местного самоуп­равления (в федеративном государстве),

Суверенитетом обладают любые государства независимо от величины их территории, количества населения, формы прав­ления и устройства. Суверенитет государства является основ­ным принципом международного права. Он нашел свое выра­жение в Уставе ООН и других международно-правовых доку­ментах.

8. имеет формальные реквизиты - официальные символы: флаг, герб, гимн.

Таким образом, Государство - суверенная политико-территориальная орга­низация общества, обладающая властью, которая осуществляет­ся государственным аппаратом на основе юридических норм, обеспечивающих защиту и согласование общественных, груп­повых, индивидуальных интересов при опоре, в случае необхо­димости, на легальное принуждение.

Государство - это суверенная, политико-территориальная организация публичной власти, которая осуществляет управление обществом и располагает для этого аппаратом управления, органами принуждения и системой законодательства и налогооблажения.

Государство - это понятие, которое употребляется часто, которое знают почти что все, начиная с самого маленького возраста. С того еще возраста, когда царь-батюшка правит в сказках своим царством-государством. Но о том, что же это такое, рассказать могут далеко не все.

Ответить на вопрос о том, что такое государство, можно множеством способов. Вот некоторые из них:

  • государство - это организация политической власти, призванная обеспечить жизнедеятельность людей на своей определенной территории, обладающая органом принуждения и собирающая налоги и сборы для обеспечения своих внутренних и внешних функций;
  • государство - это сила, власть, организация, принуждающая человека к чему-то, и потому в своем начале несправедливая и неправильная.

И еще существует огромное количество вариаций, между тем дающих определенную и совершенно различную трактовку вопроса о том, что такое государство. В юриспруденции выделяется несколько признаков, которыми должно обладать государство:

1. Территория - четко закрепленная и хотя бы частично постоянная должна быть у любого государства.

Это условие порой хитро обходят обладатели таких организаций, как

Например, они регистрируют как территорию своего государства собственную квартиру или вообще сайт (никто не говорил, что территория должна быть реальной, а не виртуальной).

2. Право. Что такое государство - нечто упорядоченное, и как у любой организованной группы людей, у государства должны быть правила, т.е. право, законы, судебная система и т.д.

3. Аппарат принуждения - то есть полиция, ОМОН, ФБР, система штрафов и тому подобные вещи.

4. Публичная власть - важный Это люди, профессионально занимающиеся управлением, составлением законов, сбором налогов и больше ничем.

5. Налоги и сборы на эту социальные услуги, а также общественные нужды типа войны, голода, неурожая или, скажем, реставрации памятников, подготовки к Олимпиаде или ремонта дорог.

6. Идеология - факультативный пункт. Идеология в государстве - религия, философия или образ жизни. В случае отсутствия идеологии государство называется светским.

7. Социальные службы - т.е. школа, университеты, больницы и т.п.

8. Суверенитет - отношение государства с другими административными единицами.

Главным ответом на вопрос о том, что такое государство, является ли тот или иной объект государством или не является, считается признание или не признание его таковым. Признавать должны, конечно, другие страны и полномочные их представители.

Ученые расходятся не только в определении государства, но и в его происхождении. Теорий относительно формы существует несколько: теологическая (все создал Бог, авторы - Фома Аквинский и общественного договора (люди не могут без общества, вот и заключили договор, авторы - Жан - Жак Руссо, Д. Лорк, Г. Гоббс и некоторые другие), марксистская, расовая (государство - результат расового превосходства одних народов над другими, авторы - Губино, Ницше) и ряд других.

Государство - это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая правовой порядок на определённой территории.

Государство - совокупность политических институтов, главной целью которых является защита и поддержание целостности общества на определённой территории.

Государство возникает на определенной стадии развития общества как политическая организация, как институт власти и управления обществом. Существуют две основные концепции возникновения государства. В соответствии с первой концепцией государство возникает в ходе естественного развития общества и заключения договора между гражданами и правителями (Т. Гоббс, Дж. Локк). Вторая концепция восходит к идеям Платона. Она отвергает первую и настаивает на том, что государство возникает в результате покорения (завоевания) сравнительно небольшой группой воинственных и организованных людей (племя, раса) значительно превосходящего по численности, но менее организованного населения (Д. Юм, Ф. Ницше). Очевидно, в истории человечества имели место как первый, так и второй способ возникновения государства.

Термин «государство» обычно употребляется в широком и в узком значении.

В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. Например, мы говорим: «государство Индия». В приведенном примере под государством понимается целая страна вместе со своим народом, проживающими на определенной территории. Такое представление о государстве доминировало в античности и в Средние века.

В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Такое понимание роли и места государства обосновывается в период формирования институтов гражданского общества (XVIII - XIX вв.), когда происходит усложнение политической системы и социальной структуры общества, появляется необходимость отделения собственно государственных институтов и учреждений от общества и других негосударственных институтов политической системы.

Признаки государства:

Территория. Это пространственная основа государства. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство и др. На своей территории государство осуществляет независимую власть и имеет право защищать территорию от вторжения со стороны других государств.

Население. Его составляют люди, проживающие на территории государства. Население государства может состоять из людей одной национальности или быть многонациональным, как, например, в России, где проживает более 60 наций. Государство будет стабильным и будет развиваться, если отношения между ними будут добрососедскими, а не конфликтными.


Публичная власть. Публичная власть иначе называется властью общественной, т. е. властью, способной организовать жизнь людей. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении или иначе способность подчинять своей воле. Государственная власть осуществляется с помощью государственных органов и учреждений. Все они объединяются в единую систему, называемую государственным аппаратом. К важнейшим его составляющим относятся законодательные и исполнительные органы. Государственная власть распространяется на всех людей, проживающих на территории государства.

Суверенитет. Это независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни. Иначе, суверенитет - это самостоятельность, неподчиненность, неподотчетность государства кому-либо. Различают внутренний и внешний суверенитет. Внутренний суверенитет означает, что государственная власть независимо решает все вопросы жизни страны, и эти решения имеют обязательный характер для всего населения. Внешний суверенитет позволяет государству самостоятельно строить свои взаимоотношения с другими государствами, основываясь на своих интересах. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства не обязаны юридически подчиняться другим государствам.