Змея – описание, виды, где обитает, чем питается, фото. Исследовательский проект «Кто такие Змеи

Змеи — очень своеобразная группа животных с уникальными анатомическими, физиологическими и поведенческими чертами. Змеи составляют отдельный подотряд в отряде Чешуйчатых. На первый взгляд отличить их от ящериц легко — по наличию или отсутствию конечностей. Но на самом деле отсутствие ног не главный признак змеи, существуют также и безногие виды ящериц, которые внешне от змей трудно отличимы. Эти рептилии достигли огромного разнообразия — в мире существует 2500 видов змей!

Обыкновенная подвязочная змея (Thamnophis sirtalis).

Само название змея можно понимать двояко: в широком смысле слова змеями называют всех безногих рептилий, но в научной среде выделяют группы змей со специфическими названиями — гадюки, кобры, ужи, питоны, удавы, щитомордники, полозы, аспиды и т.д. Лишь некоторая часть видов сохранила за собой и научное название «змея». В этой статье пойдет речь именно о таких змеях в узком понимании этого слова, а другие систематические подгруппы будут освещены отдельно.

Тело змей необычайно вытянуто, его длина может превышать ширину и высоту в 10-1о0 раз. Размеры могут варьировать от 10 см до 5 м. Сама форма тела вовсе не такая уж однообразная, как это может показаться. У одних видов тело может быть укороченным и толстым, как бы вальковатым, у других умеренно длинным и широким, у третьих очень тонким, а у морских змей уплощено с боков подобно ленте. Голова имеет треугольную форму, причем кости в черепе змеи соединены очень подвижно. Особенно эластичны связки между верхней и нижней челюстями и… левая и правая половинки каждой челюсти (они у змей не соединены намертво).

Такое соединение позволяет этим рептилиям открывать рот чрезвычайно широко и заглатывать добычу во много раз крупнее самой змеи, причем во время заглатывания змея поочередно двигает правой и левой половинками верхней челюсти и тем самым проталкивает добычу в глотку.

Туловище змеи отличается невероятной гибкостью, этому способствует не только значительная длина тела, но и строение скелета: количество позвонков достигает 141-435, а ребра соединены со скелетом гибко. Это позволяет змеям изгибать тело волнообразно (необходимо для движения), сворачивать его в клубок (защитная реакция) и даже скручивать в узлы (необходимо при нападении). Хвост анатомически слабо отделен от туловища. Из-за вытянутой формы тела внутренние органы сильно видоизменены: все они также сильно вытянуты, парные органы расположены несимметрично, а легкое вообще только одно — правое. Правда, у примитивных видов змей может быть и левое легкое, но оно рудиментарное (недоразвитое).

Отсутствие конечностей отложило отпечаток не только на передвижение, но и на способ питания змей. А ну, попробуйте поймать добычу без рук и съесть ее! Поэтому единственным способом умертвить жертву для змеи остается яд. Змеиный яд — это высокотоксичная слюна, которая вырабатывается видоизмененными слюнными железами. Протоки этих желез открываются не прямо в рот, а в канал особых ядовитых зубов. У змеи таких зубов всего два, они могут располагаться ближе к краю или в глубине пасти (от этого зависит глубина укуса и в какой-то степени мера опасности каждого вида). Все виды змей в той или иной степени ядовиты, но у одних видов яд действует преимущественно на теплокровных животных (птиц, млекопитающих, в том числе и на человека), а у других — на холоднокровных (амфибий и рептилий). Поэтому первые виды условно называют ядовитыми, а вторые — неядовитыми. По своему действию яд бывает гемолитический (вызывает разрушение эритроцитов, нарушение свертываемости крови) или нейротоксический (поражает нервную систему, приводит к параличу, слепоте, галлюцинациям). Бывают яды смешанного действия.

Тонкое плетевидное тело мексиканской остроголовой змеи (Oxybelis aeneus) делает ее неотличимой от сухих веток.

В случае укуса змеи необходимо выдавить яд из ранки (в течение минуты после укуса), можно также отсосать и сплюнуть яд, но только в том случае если у вас нет повреждений в ротовой полости. Спустя пару минут после укуса эти меры уже неэффективны. В любом случае укушенного необходимо доставить в больницу, главное, не забыть впопыхах, как выглядела змея. Ее видовая принадлежность крайне важна для назначения противозмеиной сыворотки. В пути пострадавшему надо обеспечить полный психологический и физический покой, нужно давать тонизирующее питье (чай). А вот перевязывать укушенную конечность не стоит, это не препятствует всасыванию яда, но запросто может привести к токсическому поражению тканей. Помните, паника и страх вредны, поскольку учащают сердцебиение, а значит способствуют скорейшему распространению яда в крови! Кстати, ни один вид змей не обладает иммунитетом к собственному яду, если змее подкожно уколоть ее же собственный яд она погибнет точно так же, как и ее жертва.

Предупреждающее шипение змеи.

У змей весьма своеобразные органы чувств: наружных ушей нет, поэтому они практически глухи, зато змеи отлично ощущают малейшие вибрации почвы, что часто воспринимается наблюдателями как способность «слышать» шаги; зрение довольно слабое, змеи лучше всего видят подвижную добычу; вкуса как такового у них нет вообще — змеи не различают вкус пищи, да и заглатывают ее целиком. Зато у них прекрасно развито обоняние, причем обонятельные рецепторы располагаются не только в ноздрях, но и на языке. Сам язык устроен очень своеобразно: он имеет раздвоенный конец и рецепторы, расположенные на разных концах, воспринимают молекулы запаха независимо друг от друга. Это позволяет змее очень точно определять положение жертвы по запаху, по этой же причине змеи постоянно высовывают язык, так они нюхают.

Змея Декая (Storeria dekayi) обнюхивает воздух.

Кроме того, некоторые виды змей имеют на конце морды особые ямки, работающие как термолокаторы. То есть змея ощущает разницу в температуре окружающих предметов, причем ощущает настолько точно, что буквально «видит» окружающий мир как в тепловизоре. Такое уникальное чувство связано с охотой на теплокровных животных. Часто можно слышать, будто глаза змей лишены век, поэтому они не моргают. Но это правильно лишь отчасти. На самом деле веки у змей есть, но они срослись в прозрачную пленку, закрывающую глаз, поэтому змея действительно не моргает. Снаружи тело змей покрыто чешуей, размеры и форма которой варьируют у разных видов. У гремучих змей чешуйки на конце хвоста образуют своего рода «погремушку», которая издает треск, когда змея трет кончиком хвоста о туловище. Это защитная реакция, направленная на отпугивание копытных животных, которые могут растоптать змею. Помимо «погремушек» змеи могут шипеть, с силой выдыхая воздух. Однако шипение единственный звук издаваемый змеями, в остальном они безголосы (очевидно, потому что глухи).

Каждый из этих признаков встречается и у ящериц , от которых (предположительно) произошли змеи в меловом периоде (135–65 млн. лет назад), но все вместе они характерны только для змей. В настоящее время известно около трех тысяч видов змей.

Строение.

Тело змеи делится на голову, туловище и хвост. В большинстве случаев скелет состоит из черепа и позвоночника (от 141 до 435 позвонков у некоторых ископаемых форм), к которому крепятся ребра. Лишь у некоторых видов змей сохраняются рудименты задних конечностей.

Змеи отлично приспособлены к поглощению крупной добычи, это выражается в строении скелета. Правая и левая половина нижних челюстей соединены подвижно, связки обладают особой растяжимостью. Вершины зубов направлены назад: при заглатывании пищи змея как бы «насаживается» на нее, и пищевой комок постепенно продвигается внутрь. У змей нет грудины, и ребра оканчиваются свободно. Поэтому часть тела, в которой находится перевариваемая жертва, может сильно растягиваться.

Многие змеи ядовиты. На их верхней челюсти расположены крупные канальчатые или бороздчатые зубы. Яд , вырабатываемый видоизмененными слюнными железами, попадает на основание зуба и стекает по каналу или борозде к вершине. Когда рот змеи закрыт, ядовитые зубы лежат параллельно небу. При атаке рот широко раскрывается, а ядовитые зубы оказываются направлены вниз или под небольшим углом вперед, и змея вонзает их в жертву.

Все внутренние органы змей вытянуты в длину. Пищевод и желудок обладают значительной протяженностью, кишечник относительно короткий. Левое легкое обычно развито слабее или атрофируется, задняя часть правого легкого превращается в тонкостенный резервуар для воздуха. У некоторых змей есть мешкообразное расширение у задней стенки трахеи – трахейное легкое. Отсутствует мочевой пузырь.

Глаза змей покрыты прозрачной роговой оболочкой, образованной сросшимися веками. У дневных змей зрачок круглый или в виде поперечной щели, у ночных – вертикальной. Зрение, как и слух, не является основным органом чувств змеи и развито слабее, чем у ящериц. Нападая на добычу, змея может промахнуться, особенно часто это случается во время линьки, когда вместе со шкурой отделяется поверхностный слой век и глаза мутнеют. Из-за редукции среднего уха и барабанной перепонки змеи могут различать только громкие звуки, которые сопровождаются сотрясением воздуха или почвы.

Главный орган чувств змеи – длинный раздвоенный на конце язык. При закрытом рте язык высовывается через полукруглую вырезку верхней челюсти, а во время заглатывания пищи убирается в особое мускульное влагалище. С помощью языка змея ощупывает окружающие предметы, попадающие на язык молекулы пахучих веществ переносятся в парный орган обоняния – Якобсонов орган. Ориентируясь на запах, змея может двигаться и отыскивать жертву в полной темноте. Кроме того, язык может служить температурным датчиком. Такую же функцию выполняют специальные органы, расположенные на голове некоторых змей (питона, африканской гадюки, ямкоголовой змеи).

Головной мозг змей относительно небольшой, зато хорошо развит спинной мозг, поэтому, несмотря на примитивность реакций, змей отличает хорошая координация движений, их стремительность и точность.

Поверхностный слой кожи образует щитки и чешую в форме вытянутых пластинок, расположенных черепицеобразно, часто на них заметны продольные возвышения – ребрышки. Они играют большую роль в передвижении змей, живущих среди скал или на деревьях: благодаря шероховатости покровов змея может цепляться за неровности камней или кору. Напротив, виды, обитающие среди зарослей травы и кустарников, лишены выступов чешуи, которые в данном случае будут только тормозить движение.

Крупные щитки головы обычно неправильной формы; брюшные – шестиугольной. Они располагаются в один ряд, последний – заднепроходный – брюшной щиток разделен на два. Извиваясь, змея с помощью брюшных щитков отталкивается от поверхности, по которой ползет, и движется вперед. Кроме того, они защищают внутренние органы. Перед морскими змеями такие проблемы не стоят, и они лишены брюшных щитков. Подхвостовые щитки могут лежать в один (стройный удавчик, ящеричная змея) или два ряда (обыкновенная гадюка, амурский полоз).

При заглатывании пищи щитки и чешуя раздвигаются, обнажая спрятанные до этого складки кожи. Чешуйки прочно соединены между собой в продольные ряды, но каждый ряд может смещаться вбок относительно соседних. Брюшные щитки, наоборот, расходятся в продольном направлении. Тело змеи при этом удлиняется.

Линька происходит до нескольких раз в год. Старая кожа начинает отслаиваться в области губ, заворачивается и постепенно сходит. На «выползке» заметна прозрачная роговая оболочка глаз.

Окраска шкуры может меняться в течение жизни при линьках. Окраска также зависит от пола и индивидуальных особенностей змеи и в большинстве случаев выполняет маскировочную функцию.

Образ жизни.

Все змеи – хищники, многие из них могут захватывать добычу, по размерам значительно превосходящую саму змею. Обычно небольшие и молодые змеи питаются червями, моллюсками, насекомыми, некоторые – земноводными, рептилиями, птицами, рыбой, грызунами и более крупными млекопитающими. Между двумя приемами пищи может пройти несколько месяцев.

В большинстве случаев змеи неподвижно лежат, подстерегая добычу, а затем бросаются на нее с поразительной скоростью и сразу же начинают заглатывать. Ядовитые змеи кусают и ждут, когда яд подействует, а удавы обвиваются вокруг жертвы и душат ее.

Есть несколько способ передвижения змей. Обычно змея зигзагообразно изгибается и отталкивается прилежащими к грунту участками тела. В пустыне змеи используют так называемый «боковой ход»: тело касается поверхности только в двух точках, передняя часть тела переносится вбок (по направлению движения), затем «подтягивается» задняя и т.д. Способ передвижения «гармошка» отличается тем, что тело змеи собирается в тесные петли, а передняя часть тела перемещается вперед. Крупные змеи двигаются по прямой «гусеничным ходом», цепляясь щитками за почву и напрягая мышцы брюшной части тела.

Змеи распространены повсеместно, за исключением Новой Зеландии и мелких океанических островов. Они освоили жизнь в лесу, степи, пустыне, под землей и даже в море. Наибольшее число видов обитает в теплых странах Восточной Азии и Африки; более 50% змей Австралии ядовиты.

Одни змеи при благоприятных условиях могут приносить потомство до нескольких раз за сезон, другие размножаются не каждый год (например, кавказская гадюка). Бамбуковая куфия, обитающая в Индии и Пакистане, может размножаться круглый год. Как и у большинства животных, у змей есть свои «брачные ритуалы» разной степени сложности. После спаривания самки способны сохранять сперму партнера в активном состоянии довольно долгое время и не нуждаются в повторной встрече с самцом для нового оплодотворения.

Обычно детеныши вылупляются из яиц, но широко распространено и живорождение (характерно для морских змей, удавов, гадюк). У самки образуется плацента, через которую зародыши получают кислород, воду и питательные вещества. Иногда самка не успевает отложить кладку, и детеныши вылупляются внутри ее половых путей. Такой случай называется яйцеживорождением (гадюки, щитомордники).

В одной кладке находится в среднем 10 яиц. Эмбриональное развитие зависит от температуры, поэтому змеи заботятся о том, чтобы в гнезде поддерживалась высокая температура, а также защищают яйца от высыхания.

Змеи обычно живут 5–10 лет, некоторые особи доживают до 30–40 лет.

Змеями питаются многие птицы и млекопитающие (аисты, орлы, вороны;, ежи, представители отряда Хищные и даже свиньи), и даже другие змеи.

Змеиный яд.

Яд змей имеет сложный состав. В него входят ферменты , изменяющие или разрушающие многие вещества организма, токсины, белки со специфическим действием. Разные виды змей используют разные сильнодействующие вещества.

Яд аспидовых и морских змей содержит нейротоксины и ацетилхолинэстеразу, разрушающую ацетилхолин. В организме укушенного животного нарушается передача сигналов от нервов к мышцам, и развивается паралич мускулатуры. Чаще всего животное погибает от остановки дыхания.

Яд гадюковых и ямкоголовых змей вызывает повышение проницаемости кровеносных сосудов, нарушения в системе свертывания крови и падение артериального давления. В результате развиваются геморрагические отеки тканей и ухудшается их кровоснабжение.

Есть много сывороток, применяемых для лечения отравления, некоторые могут использоваться против ядов нескольких видов змей.

Активность змеиного яда оценивают в МЕД – мышиных единицах действия: при изучении различных токсинов их вводят лабораторным мышам и определяют количество яда, которое способно убить 50% подопытных животных. 1 МЕД соответствует активности 0,11 мг яда гюрзы или 0,0776 мг яда гадюки.

Для человека опасно около 500 видов змей. Считается, что ежегодно укусам змей подвергается до полумиллиона человек, из них до 50 тысяч погибает. Конечно, это не самая распространенная причина смерти в современном мире. Змеи не нападают без причины и стараются экономить яд. Работа ученых по созданию сывороток существенно сократила количество смертей от змеиных укусов. Например, в Таиланде в начале 20 в. погибало до 10 тысяч человек в год, в наши дни – 20 человек

Для получения сыворотки лошадям вводят небольшие количества яда. За несколько месяцев у них вырабатывается иммунитет к яду и в крови появляются вещества-антидоты, которые становятся основой сыворотки. Антидоты адсорбируют яд, могут окислять его или образовывать с ним нерастворимые соли, а также, конкурируя с ядом, вытеснять его из соединений.

Для получения змеиного яда змеи содержатся в специальных помещениях – серпентариях, первый из них был создан в конце 19 в. в Сан-Паулу (Бразилия) при институте исследования змей. Сейчас в России действует крупный серпентарий в Новосибирске (в СССР их было более десяти).

Змеиный яд в небольших дозах используют в лечебных целях, он оказывает противовоспалительное действие, обладает обезболивающим эффектом, а также стимулирует регенерацию тканей.

Классификация.

Подотряд Змеи разделяют на 8–16 семейств. Основные семейства:

Слепуны (Typhlopidae ). Небольшие змеи с червеобразным телом. Приспособлены к подземной жизни: голова покрыта крупными щитками, кости черепа плотно сращены, короткий хвост служит опорой тела при движении животного в толще грунта. Глаза практически полностью редуцированы. У слепунов обнаружены рудименты тазовых костей. Семейство насчитывает около 170 видов, большая часть обитает в тропических и субтропических областях.

Ложноногие (Boidae ) получили свое название за наличие рудиментов задних конечностей, которые превратились в коготки по бокам анального отверстия. К ложноногим относятся анаконда и сетчатый питон – самые крупные современные змеи (могут достигать 10 м в длину). Три подсемейства (Удавы, Питоны и Песчаные удавы) включают около 80 видов. Обитают в тропиках и субтропиках, некоторые виды – в засушливых областях Средней Азии.

К аспидовым змеям (Elapidae ) относится более 170 видов, в том числе кобры и мамбы. Характерный признак аспидовых – отсутствие скулового щитка. Тело удлиненное, хвост короткий, голова покрыта крупными щитками правильной формы. Представители семейства ведут наземный образ жизни и распространены, в основном, в Африке и Австралии.

Большинство морских змей (Hydrophiidae ) никогда не выходят на сушу, они приспособлены к жизни в воде: объемные легкие, клапаны, закрывающие ноздри, обтекаемое тело и весловидный хвост. Очень ядовиты. Семейство включает около 50 видов, обитающих в Индийском и Тихом океанах.

Гадюковые (Viperidae ) имеют толстое тело с плоской головой треугольной формы, вертикальный зрачок, хорошо развитые ядовитые железы и трахейное легкое. К подсемейству Ямкоголовых относятся щитомордники и гремучие змеи, к Настоящим гадюкам – гадюки, гюрза и песчаная эфа. Всего в семейство входит около 120 видов змей.

Ужеобразные (Colybridae ) – семейство, включающее около 70% современных змей (порядка 1500 видов). Ужовые распространены повсеместно; они приспособлены к жизни в лесной подстилке, норах, на деревьях, в полупустынях или водоемах. Отличаются разнообразием пищевых предпочтений и способов передвижения. Семейство в целом характеризуется отсутствием левого легкого, подвижных трубчатых зубов и рудиментов задних конечностей, а также горизонтальным положением верхней челюсти. По особенностям строения зубов и чешуйчатого покрова выделяют несколько подсемейств.

Змеи России.

По разным данным, на территории России обитает около 90 видов змей, в том числе 10–16 ядовитых видов.

Уж обыкновенный (Natrix natrix ) – крупная змея длиной до 140 см, обитающая на обширной территории от Северной Африки до Скандинавии, а на востоке – до Центральной Монголии. В России широко распространена в Европейской части. Окраска тела от темно-серой до черной. По бокам головы расположены хорошо заметные светлые пятна в виде полумесяца, окаймленные черными полосами. Уж предпочитает селиться во влажных местах. Охотится обычно днем на лягушек и жаб, изредка на мелких ящериц и птиц. Уж – активная змея, быстро ползает, лазает по деревьям и отлично плавает. При обнаружении старается скрыться, а если это не удается, расслабляет мышцы и широко раскрывает пасть, притворяясь мертвым. Крупные особи сворачиваются в клубок и угрожающе шипят, но человека кусают крайне редко. Кроме того, в случае опасности уж отрыгивает недавно пойманную добычу (иногда еще вполне жизнеспособную) и может выпускать из клоаки вонючую жидкость.

Медянка (Coronella austriaca ) – широко распространенная в Европейской части России змея длиной до 65 см. Окраска тела от серого до красно-бурого, вдоль туловища – несколько рядов темных пятнышек. По круглому зрачку медянку можно отличить от немного похожей на нее гадюки. При опасности змея собирает тело в плотный комок и прячет голову. Пойманная человеком, яростно защищается и может прокусить кожу до крови.

В книге Ядовитые животные и растения СССР перечислены следующие ядовитые змеи: гадюка обыкновенная (Vipera berus ), гадюка степная (V. Ursini ), гадюка кавказская (V. Kaznakovi ), гадюка малоазиатская (V. xanthina ), гадюка носатая (V. ammodytes ), гюрза (V. lebetina ), щитомордник обыкновенный, или палласов (Agkistrodon halys ), щитомордник восточный (A. blomhoffi ), разноцветный полоз (Coluber ravergieri ), тигровый уж (Rhabdophis tigrina ), обыкновенная медянка (Coronella austriaca ), среднеазиатская кобра (Naja oxiana ), песчаная эфа (Echis carinatus ) и некоторые другие.

Гадюка обыкновенная (Vipera berus ) – относительно крупная змея длиной до 75 см, с толстым телом и треугольной головой. Окраска – от серой до красно-бурой. Вдоль туловища идет темная зигзагообразная полоса, на голове заметен иксобразный рисунок и три крупных щитка – лобный и два теменных. Зрачок вертикальный; граница между головой и шеей хорошо различима.

Гадюка обыкновенная широко распространена в лесах и лесостепи Европейской части России, в Сибири и на Дальнем Востоке. Предпочитает леса с полянами, болотами, берега рек и озер. Селится в норах, гнилых пнях, ямах, среди кустов. Зимуют гадюки чаще группами в норах, под корнями деревьев и стогами сена. Зимовку покидают в марте-апреле. Днем любят греться на солнце, охотятся обычно ночью на мелких грызунов, лягушек, птенцов. Размножаются в середине мая, беременность длится три месяца. Гадюка приносит 8–12 детенышей длиной до 17 см. Через несколько дней после появления на свет происходит первая линька. Дальнейшие – с периодичностью 1–2 раза в месяц. Самки обычно крупнее самцов. Гадюки живут 11–12 лет.

Встречи гадюки и человека происходят достаточно часто. Нужно помнить, что гадюки любят проводить теплые дни на открытых участках, греясь на солнце. Ночью они могут приползти к костру, забраться в палатку и спальник. Плотность расселения гадюк очень неравномерна: можно не встретить ни одной змеи на достаточно большой площади, но на подходящей местности они образуют целые «змеиные очаги». Гадюки неагрессивны и не станут нападать на человека первыми. Они всегда воспользуются возможностью скрыться.

Степная гадюка (Vipera Ursini ) отличается от обыкновенной более мелкими размерами и заостренными краями морды. Окраска более тусклая, на туловище, помимо зигзагообразного рисунка вдоль хребта, по бокам располагаются темные пятна. Обитает в степной и лесостепной зоне Европейской части России, в Крыму и на Кавказе. Живет 7–8 лет.

Обыкновенный щитомордник (Agkistrodon halys ) населяет обширную область от устья Волги до берегов Тихого океана. Длина тела до 70 см, окраска – серая или коричневая с широкими темными пятнами вдоль хребта.

Тигровый уж – яркоокрашенная змея Дальнего Востока. Верхняя часть туловища обычно ярко-зеленая с черными поперечными полосами. В передней части тела чешуя в промежутках между полосами красная. Длина тела до 110 см. На верхней стороне шеи расположены так называемые нухо-дорзальные железы. Их едкий секрет отпугивает хищников. Тигровый уж предпочитает сырые места, питается лягушками, жабами и рыбой.

Среднеазиатская кобра (Naja oxiana ) – крупная змея (до 160 см в длину) коричневого или оливкового цвета. Раздраженная кобра приподнимает переднюю часть тела и раздувает «капюшон» на шее. Нападая, делает несколько молниеносных бросков, один из которых заканчивается укусом. Распространена в южных областях Средней Азии.

Песчаная эфа (Echis carinatus ) – змея песочного цвета длиной до 80 см. Вдоль хребта идут поперечные светлые полоски, по бокам туловища – светлые зигзагообразные линии. Питается мелкими грызунами и птицами, лягушками и другими змеями. Эфу отличает стремительность бросков; при движении она издает сухое шуршание. Распространена от восточного побережья Каспия до Аральского моря.

Елена Семейко



Начало, появление змея

Для того чтобы прояснить вопрос происхождения змея лукавого, необходимо вернуться в начало сотворения Земли и всех живых сущностей на ней, в том числе и главной сущности на Земле - человека.

Человек - это разум, сделанный из Божественного разума.

У Божественного разума, функции которого - творить новые идеи и принимать решения, есть помощница («художница при Нем», Соломон) - Премудрость или Высший разум, высший по отношению к разуму человека, разум же человека является низшим.

Разум человека ничем не отличается от Божественного разума, он также не является сущностью, отдельной от Божественного разума, он часть Его, ничем не ограниченная, как часть потока в реке.

Премудрость - это часть Божественного разума, которая отвечает за сбор и хранение знаний («я ищу рассудительного знания»), а также за исполнение решений Божественного разума, то есть за процесс созидания.

Человеку (разуму) Господь также сотворил помощника , соответственного ему.

«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей » (Быт.2:18-19).

То есть решателю-разуму человека Господь придает исполнителя - ум , сделанный из Премудрости, с теми же функциями, что и у Премудрости, самая главная из которых - быть исключительно исполнителем решений разума. Разумы животных делаются из разума Премудрости и в них отражаются образы умов людей, чтобы люди в последствии видели в поведении животных образы себя - людей, живущих исключительно умом, не использующих разум.

«Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные (живущие умом); потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание (духа деяние - функция исполнителя) у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все - суета! » (Екклесиаст, 3:18-19).

Почему ум получил название пресмыкающегося

Разум Премудрости использовался для образования разумов всех живых сущностей на Земле, за исключением разума человека, потому как замысел Господа состоял в том, чтобы сотворить на Земле владыку. Для реализации этой цели разум человека должен быть как у Бога - Владыки, поэтому Господь образовывает его непосредственно из Своего разума.

Разум человека получил название - «чело на век» или разум на вечную жизнь. Ум человека, сотворенный из разума Премудрости, получил название животной сущности - пресмыкающегося - «змей».

Душа и разум человека «рождены» Господом, человека можно назвать сыном Господа. Родителем же змея является исключительно Премудрость, которая наделила своего сына следующими способностями: мыслить, рождать собственное мнение; предвидеть или делать прогнозы на будущее; способность находиться в стабильном состоянии, которое может перерасти в застой без подпитки новыми знаниями; бессмертие; поиск и накопление знаний.

Змей имеет только мать, он - безотцовщина или пасынок по отношению к Богу.

Сущность змея

Ум человека в Библии представлен в образе змея лукавого . Именно ум рождает первое сомнение (собственное мнение): «И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт.2).

То есть ставится под сомнение истинность знаний из разума человека, как части Божественного разума. И человек выбирает для себя путь познания через сомнение (собственное мнение) или путь самоучек, когда каждая приходящая из разума мысль ставится под сомнение и ум ищет доказательств или опровержений этой мысли. Методом на этом пути познания является метод проб и ошибок, то есть перебора вариантов, а их бесконечное количество.

Господь определяет основные свойства самостоятельного, отделенного от Божественного разума ума:

Лишение ума человека подсказок из Премудрости, где есть знания обо всем во все времена («И сказал Господь Бог змею (уму): за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми»). Поэтому животные заранее убегают, например, от цунами (их разумы не лишены связи с Премудростью), а человек идет на берег любоваться «небывалым» явлением и погибает там.

Лишение возможности родить в себе новое знание, то есть бесплодность, безрезультатность деятельности («ты будешь ходить на чреве твоем», а тело без конечностей - это образ ствола дерева без веток и, следовательно, без плодов-результатов).

Так как ум лишен связи с Премудростью или пищи знаний из Премудрости, то единственной пищей для него становится опыт - старые, мертвые знания, полученные методом проб и ошибок («и будешь есть прах во все дни жизни твоей»).

В уме сажается семя гордыни - основы всех пороков, суть которой отделение, ограничение Божественного разума, препятствование потоку Божественных знаний и сил и накопление собственных. Соревнование ума с Премудростью безрезультатно, так как возможности ума и Премудрости несоизмеримы, как укус в пяту и удар в голову («и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту»).

Ум может пребывать только в состоянии скорби (скоро беда) или беспокойстве, ожидании беды или сомнении в успешном результате деятельности («умножая умножу скорбь твою в беременности твоей», «со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей»).

Ум накапливает в себе, в основном, ненужные знания («проклята земля за тебя; терния и волчцы произрастит она тебе»), а истинные знания, которые человеку все-таки удается получить путем перебора тысяч вариантов решений («в болезни будешь рождать детей» - принимать решения, «в поте лица твоего будешь есть хлеб»), так незначительны, как полевая трава в лесу с огромными деревьями («и будешь питаться полевою травою»).

Итак, ум или змей получил имя лукавый, потому как главный его метод на пути познания - метод проб и ошибок или метод самоучек. Учитывая отсутствие в уме истинных знаний об окружающем мире, человек пребывает в незнании или во тьме, что не позволяет с первого раза и ясно представить ту или иную закономерность, чтобы вывести закон - приходится ставить тысячи экспериментов.

Данный метод познания в духовном мире является порочным .

Земля - змея лукавого владения

Для пути самоучек не нужны знания Премудрости, где уже перебраны все варианты и выбраны лучшие. Человек решил сам открывать для себя уже открытое в Премудрости. Поэтому Господь лишает ум человека доступа к Премудрости, выделяет часть духовного мира (полигон) для реализации пути самоучек - землю или змея лукавого (ума) владение.

Так или иначе, состоялся замысел Господа в сотворении на Земле владыки - человека, только владыка этот или управляющий стал неразумным, за что был изгнан из духовного мира на землю в материальный мир.

Самоучка в материальном мире лишен памяти о духовном мире, перестает видеть Бога, потому находится в искушении не признать Творца и Создателя этого мира. Как правило, в искушении «падает», не верит в Хозяина мира, не признает Его законов.

Находясь в иллюзии отсутствия Хозяина, человек объявляет себя венцом природы («человек - это звучит гордо») и главным во владении миром становится лозунг: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача».

Ум за разум зашел

Ум занял в материальном мире главные позиции, оставив разуму низшую ступень или вообще забвение, выдумав различные мифы о мыслеобразовании материального органа - мозга.

Ум, лишенный общения с Премудростью, сформировал еще ряд мифов, с которыми до сих пор живет человечество:

  • миф о существовании сил добра и зла;
  • миф о некой сущности, как дьявол, сатана;
  • миф о первичности материального мира;
  • миф о том, что главное богатство человека - материальное;
  • миф об эволюционном развитии мира;
  • миф о примитивном первобытном человеке;
  • миф о влиянии на судьбу человека планет, звезд и т.д.

Поставив впереди разума ум (телегу впереди лошади), строя жизнь по сформированным умом мифам, человек оказался обманутым и блудным сыном Господа.

Накопив огромное количество знаний из разных сфер деятельности и не сумев определиться с главной целью своего существования, ум можно представить в образе негармоничной сущности, рожденной от прелюбодеяния «птицы», «зверя», «змеи».

Образ змея на иконах и в сказках

На иконе «Чудо Георгия над змием» видим как из тьмы материального мира в духовный выполз кощунник рожденный от прелюбодеяния или преступления против любви негармоничных между собой сущности: зверя и птицы, птицы и змеи. Образ этого прелюбодеяния видим, что у кощунника голова и передние лапы зверя, крылья и задние лапы птицы и хвост змеи. Этот кощунник, попав в духовный мир, хулит Господа.

Георгий защитник Господа. Он перед кощунником, как образ преимущества, на белом коне и тонким копьем не убивает кощунника, а колет его язык, делая его немым против Господа.

Георгий не Победитель, а всегда Победоносец, так как действует по указующему Персту Господа.

Если эта икона находится в российском гербе, в сердце орла, это означает, что каждый русский должен стать Георгием Победоносцем.

Образ прелюбодеяния или соединения негармоничных между собой сущностей: зверя и птицы, птицы и змеи, можем представить как получение умом знаний в разных областях человеческой деятельности. Незнание своего предназначения вынуждает человека методом проб и ошибок получать различные профессиональные знания. Выучившись в одном учебном заведении, не получив удовлетворения от реализации полученных знаний на практике, человек вынужден получать другое образование, из другой сферы деятельности. В образе это можно представить, когда змей пытается получить образование в сфере деятельности птицы, затем пробует себя в роли зверя и т.д.

В итоге таких проб и ошибок человек приобретает массу ненужных, не пригодных знаний - «змее» бессмысленно получать образование о полете «птиц» с целью научиться летать.

Олицетворение зла в русских сказках можно увидеть в образе Змея Горыныча (гордыни) и Кощея Бессмертного. Слово «кощей» имеет значение кощунник или противник Бога. Многоглавость змея может означать неудачные попытки в поиске своего предназначения в разных сферах.

Зло - змея лукавого образ

Господь, как Учитель, хотел, чтобы человек-сын был похож на Него, но не обликом, а знаниями и поступками. Так же как мы хотим, чтобы наши дети были похожи на нас. То есть Господь хотел, чтобы сын достиг Его образа, а это и есть смысл слова «добро», а змей лукавый хотел, чтобы человек достиг его образа или змея лукавого образа или зла. И поэтому добро и зло это состояния похожести на Бога или на змея.

Если у Господа был замысел выучить сына таким знаниям, чтобы он не знал зла, то знания змея вынужденно состояли из двух разделов: добра и зла, или добра и порока, так как сам метод познания - порочен.

Добро - достичь образа Божьего или желание стать богом , владыкой. Зло - змея лукавого образ. Добро и зло - желание стать богом путем самоучек, используя порочный метод познания - проб и ошибок, отказавшись от знаний Учителя, Господа, владеющего истиной.

Адам и Ева выбрали учителем не своего Отца, а выбрали путь самоучек или змея лукавого. А вот этот «учитель» стремился запутать человека, чтоб он ни в коем случае не стал похожим на Отца, не достиг образа Божия.

Путь самоучек порождает блудного, порочного сына, который верит в Бога - в его существование, но не верит Богу, а верит змею лукавому - своему уму, который учит и убеждает в том, что спасти от эпидемии, войн, пожаров, терроризма, гибели может икона или святой. Нужно поклоняться святым местам, землям, но не Богу.

Змей лукавый задержал движение человека к совершенству, оставив его разумным животным.

Поэтому целью жизни человека в основной массе является построение жилья, добыча пропитания, плодиться и работать, чтобы достичь эти цели. Змей должен был дать и дал формулировку добра, у него это хорошая услуга, а зло - плохая услуга. Так, он добро превратил в товар, и у нас идет торговля услугами: я тебе сделал добро на определенную сумму, теперь твоя очередь отплатить мне добром на эту же сумму.

С формулировкой зла встречаемся также перед Ноевым потопом в Ветхом Завете: «зло - есть помышление сердца человека». «И увидел Господь, что велико развращение человеков на Земле, и что все мысли и помышления их были зло во всякое время». Значит, зло - это мысли и помышления (по мысли, или поступок с мыслью) развращенного человека, отвернувшегося от Божественного пути и ставшего неверящим Богу, неисполняющим Его Законы и Заповеди, путающим Божественные цели и волю со своими целями и волей.

Кто такой дьявол, сатана, антихрист

«Иисус начал открывать своим ученикам замысел Господа, что Ему должно идти в Иерусалим, там много пострадать от первосвященников и быть убитым, и в третий день воскреснуть. И отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобой! Он же, отвратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое » (Мф 16:21-23)

В этом диалоге Иисус назвал Петра сатаной, потому что в данный момент он озвучил антибожественную мысль: не ходи в Иерусалим. В данный момент эта его мысль была сатанинская, дьявольская, нарушающая Божественную волю. Самого же Петра нельзя назвать дьяволом или сатаной.

Итак, дьявол, сатана - это порочная мысль, рождаемая в наших умах, и никак не какая-то невидимая живая сущность в виде черта с рогами, на которого мы списываем все свои грехи, оправдывая себя перед людьми и Богом. Сатана - это порочная, гнилая часть нашего разума, рождающая злые поступки и гнев.

Такому путанику, уверенному в том, что знает все писания, книжнику - искусителю дано второе имя: диавол, сатана.

Итак, дьявол, сатана, антихрист - звания человека, который выступает против воли Божественной, возможно верующего в Бога, в Его существование, но неверующего Богу, неисполняющего Его Законы и Заповеди, путающего Божественные цели и волю со своими целями и волей.

Язык змея

Змей в отличие от всех животных умеет разговаривать и даже способен создать свой язык общения.

Пребывание на Земле или в змея лукавого владениях материального мира накладывает свой отпечаток на процесс общения. В материальном мире змей создал своей особый язык общения - материальный или сокращенно - матерный .

Весь смысл этого языка связан с тематикой деторождения, отцовства и материнства. Язык матерный - язык хуления змеем человека (разума) и родителей человека - Отца и Мать в одном лице - Господа, так как сам он является по отношению к Богу - пасынком.

Образ «Чаша со змеей»

Образ устройства человеческого разума и взаимосвязь разума и ума можем увидеть в символе медицины «Чаша со змеей».

Чаша - образ разума, в котором человек за многие воплощения накапливает духовный хлеб - мудрость.

Змей - ум, который рождает собственное мнение или сомнение, отравляет чашу-разум ядом - не истинными знаниями, заблуждениями.

Заблуждения (блуд) приводят человека к получению наказаний (наказа деяний) от Бога, которые в конечном итоге выводят человека из здорового состояния, человек получает время для размышлений, пребывая в различного рода болезнях.

Чаша со змеей - является также и образом медицины по причине однобокого понимания человеческой природы, только как биологической субстанции - материального тела.

Когда змея наполнит чашу-разум ядом, вследствие чего человек заболевает, больному дают испить другого яда - заблуждений науки, которые предлагают произвести химчистку, пересадить или вырезать пораженный орган человека. «Яд» одному органу поможет, всем остальным навредит, но спасает от гибели человека, давая шанс найти причину болезни, при этом одновременно сокращает меру бытия.

Образ змея - дерево-ствол без веток

Образ ствола дерева без веток и, следовательно, без плодов-результатов - образ лишения возможности родить в себе новое знание, то есть бесплодность, безрезультатность деятельности («ты будешь ходить на чреве твоем», а тело без конечностей).

Поэтому ум бессилен открывать. Ум можно развить до известных пределов, но он все равно будет жить лишь былыми знаниями, полученными методами фиксации данных пятью чувствами (пускай с использованием усилителей, увеличителей...) и последующего их анализа (перебора и сопоставления). Суть ускользает, источник остается непознанным.

Ум совершенствуется посредством запоминания. Это неэффективный путь, регресс. Особенно это заметно сейчас, когда человечество накопило в библиотеках многие миллионы томов фактов, человек, даже просто читая по диагонали, успеет за свою жизнь проглядеть лишь ничтожную часть, не говоря уже о запоминании и анализе.

Разум начинает работать, когда ум бессилен, когда все попытки достичь чего-то с помощью ума становятся, очевидно, тщетными, когда происходит полная и искренняя капитуляция ума. Тогда приходит озарение, открытие, просветление: в работу включается разум.

Чтобы отключить ум, человек, в основном, использует метод его перегрузки, перенапряжения. В момент, когда ум доходит до своей критической точки, он расслабляется, отключается, и вот тут случается открытие. Поэтому история большинства великих открытий, озарений, связана с многолетней, изнуряющей работой ума по доказательству собственного бессилия. А открытие в итоге приходит, например, во сне, под влиянием какого-нибудь слова, события, ассоциации и т.п., т.е. когда ум отвлекается от решаемой задачи.

Избавь нас от лукавого...

В молитве «Отче наш…» мы просим Господа избавить нас от лукавого. Какого лукавого? Змея или ума, от его главенства, которого принято называть князем этого мира, князем тьмы, т.е. владыкой своего неразумия. Поэтому у каждого из нас свой лукавый.

Отче наш, сущий на небесах! (главное, мы признаем, что Господь Бог наш Отец и Он знает существо устройства духовного мира, ведь Он творил и созидал Землю и Небеса);

да святится имя Твое (святится постоянно Имя Твое в нашем разуме, чтобы мы не забыли обращаться к Тебе всегда за мыслями, решениями, советом, когда начинаем любое дело);

да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе (мы согласны с Твоим Замыслом-Программой построить на Земле Царствие, подобное Царствию Небесному, и согласны строить его, исполняя Твою волю (воля - творческая деятельность разума и Твои замыслы);

хлеб наш насущный дай нам на сей день (хлеб наших знаний сущих или о существе устройства Твоего мира, забытых - оставленных за бытием этого воплощения, дай нам вспомнить в этом бытии - дне сегодняшнем, и использовать их при строительстве царства);

и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим (прости нам долги, накопленные нашими душами в прошлых воплощениях, а мы берем на себя обязательство в этом бытии также, как и Ты, прощать своих должников);

и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого (мы так верим Тебе, обязуемся строить царство, все решать с Тобой, будем исполнять законы, поэтому более не искушай нас лукавым).

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки (признаем, что Твоя сила движет всем живым, и истинную славу человек может получить только от Тебя, и это вечно, и только так). Аминь .

Этот персонаж - один из самых ярких и известных в славянском былинном эпосе. Обычно, Змей Горыныч - антигерой, коварный и страшный, с которым сражается богатырь. При этом у него не антропоморфный образ, а внешность реликтового динозавра. Также злодей обладает несколькими головами и изрыгает пламя. Откуда в русских сказках появился этот диковинный образ?

Образ зла

В мифах очень многих народов присутствуют драконы - змееподобные монстры, которые также могли иметь несколько голов, как например, древнегреческая Лернейская Гидра или древнеперсидский Ажи-Дахака, у которого среди трех ликов, один был человеческим. Они тоже изрыгали пламя, как шумерский бог-дракон Зу и практически все летали, а некоторые еще и плавали.

Есть и в библейских текстах есть ряд упоминаний о драконоподобном морском чудище Левиафане.

Все эти ящеры, включая славянского Змея Горыныча, символизирует собой испытание, через которое нужно пройти главному герою, чтобы совершить подвиг и получить сокровище. Соответственно, монстры - олицетворение зла.

Некоторые исследователи славянских былин предполагают, что под собирательным образом Змея Горыныча таятся несметные полчища татаро-монгольских или других степных кочевников.

Нашествия, которые пытались отразить местные богатыри, были бесконечными, как головы чудища: отрубаешь одну, взамен вырастают две. Кроме того, историки подтверждают, что все нападения кочевников сопровождались страшными пожарищами и порой они начинались задолго до прорыва вражеского войска в укрепленное поселение.

Есть ряд подтверждений тому, что татаро-монгольские воины на Руси использовали порох или, по крайней мере, что-то вроде напалма с его добавлением, очевидно позаимствованным у китайцев. Как известно, этот народ изобрел порох еще за полторы тысячи лет до Рождества Христова. А вот для древних славян клубы огня, прилетающие за городские стены, наверно были сродни дыханию Змея Горыныча, изрыгающего пламя.

Страшная реальность в виде бесконечных нападений, сопровождавшихся огненными смерчами и сотнями смертей, в купе с мифологическим восприятием мира, возможно породили в человеческом сознании образ чудовища, уничтожающего поселения и уводящего в плен родных и близких.

Страж мира мёртвых

В известном культурологическом труде Владимира Проппа «Корни Волшебной сказки» говорится, что практически все славянские мифы связаны с обрядовой традицией инициации. Древняя общинная жизнь предполагала, что подрастающих мальчиков, чтобы те смогли стать мужчинами и воинами, надо отправить «на край света», где они совершат подвиг, «умрут, воскреснут», а затем вернутся домой другими, взрослыми и сильными.

В некоторых былинах усматривается происхождение Змея Горыныча, как сына Вия, владыки Среднего Подземного Царства. Поэтому чудовище имеет прозвище Горыныч, ведь оно настолько могучее и тяжелое, что Мать Сыра Земля, для которой он чужеродный, не может носить его на себе.

Соответственно, живет этот монстр в горах и охраняет там вход в царство мертвых. Между тем, юному славянскому герою, согласно волшебной сказке, нужно пройти в Подземное Царство, чтобы «умереть и воскреснуть», а значит, надо убить Змея Горыныча, то есть совершить подвиг.

Облик самого стража мира мёртвых у славян, очевидно сформировался на основе самых древних космогонических мифов. В одном из них говорится, что все живое на земле, и доброе и злое, произошло из яйца, высиженного священным змеем. Ну а Подземное Царство - тот сгусток неизвестного и невероятного, познав которое, можно понять мироздание.

Отголоски реальности

Существует вполне обоснованное мнение, что прообразом мифологических драконов в культуре всех народов являются когда-то проживавшие на земле динозавры. И если с самими реликтовыми животными человечество вряд ли сталкивалось, то их скелеты люди, вероятно, находили, и так возникали всевозможные мифы.

Известный специалист по истории и культуре Древней Руси академик Борис Рыбаков считал, что жители Новгорода IV - V веков поклонялись некоему ящеру - повелителю водной стихии. По этому поводу в своих трудах он писал: «…Особый интерес представляют подлинные гусли первой половины XII века из раскопок в Новгороде. (...) Левая (от гусляра) сторона инструмента оформлена скульптурно, как голова и часть туловища ящера. Под головой ящера нарисованы две маленькие головки „ящерят“. На оборотной стороне гусель изображены лев и птица. Таким образом в орнаментации гусель присутствует все три жизненных зоны: небо (птица), земля (конь, лев) и подводный мир (ящер). Ящер господствует над всем и благодаря своей трехмерной скульптурности объединяет обе плоскости инструмента...»

Также археологи при раскопках в новгородской и псковской областях находили многочисленные изображения ящеров, выполненные на конструкциях оконных наличников и на ручках ковшей. Все они представляют собой отнюдь не сказочный, а вполне реальной образ крупного зверя с вытянутой мордой и огромной пастью с чётко выделенными большими зубами.

В одной из летописей XI века «Беседа Григория Богослова об испытании града» в разделе, посвященном рыболовству и связанными с ним языческим обрядам, рассказывается о ящере-крокодиле, который выходил из реки и пожирал оставленную ему местным населением жертву.

Писатель-этнограф XIX века и собиратель народных песен Павел Якушин, во время своей поездки по новгородчине записал со слов одного старца историю появления Юрьевского скита: «...Был Зверь-змияка, этот Зверь-змияка жил на этом самом месте вот где теперь этот самый скит святой стоит (...). Кажинную ночь этот Зверь-змияка ходил спать в Ильмень-Озеро...»

Неизвестный летописец в XVI века, путешествовавший по России записал, что «...В лете 7090 лютые крокодилы выходили из реки и за ними затворялся путь, они поели много людей. Люди в ужасе бежали по всей земле и молились богу. Они прятались и он сбегал...»

И это далеко не все весьма странные записи древних лет о существовании в реках Руси неких «ящеров-крокодилов». Поэтому возможно происхождение сказочного персонажа Змея Горыныча имеет вполне реальную основу.

Кто такая змея? Пожалуй, каждый сможет ответить на этот вопрос, не задумываясь: это рептилия, которая ползает по земле, потому что у нее нет ног, чтобы ходить. Частично – правильный ответ. Почему частично? Потому что есть рептилии, которые не являются змеями, но также не имеют ног – это безногие ящерицы. Однако, речь в нашей статье пойдет не о них, а именно о змеях. Ведь группа этих животных невероятно разнообразна и интересна.

Ученые насчитывают в природе около 2500 змей. Эти животные составляют целый подотряд в отряде чешуйчатых пресмыкающихся. Змей легко отличить от других животных по форме тела: она вытянутая, как мы уже сказали, конечностей у змей нет. Туловище этих рептилий отличается гибкостью, они передвигаются полком по поверхности, совершая волнообразные движения. Особенное строение скелета и большое число позвонков делает из змей настоящих акробатов, ведь они могут свернуться в клубок и даже завязать себя в узел!

Размеры змей также поражают своим размахом: от нескольких сантиметров, до более, чем 10 метров! О , обитающих на нашей планете, мы подготовили для вас отдельный, очень познавательный рассказ.

Где живут змеи?


Обитают змеи почти на всей нашей планете, за исключением ледяного материка – Антарктиды. Самое большое видовое разнообразие этих животных можно наблюдать в тропических зонах. Тут змеи достигают невероятных размеров и встречаются особи самых разных окрасов. Селиться предпочитают в лесах, пустынях, болотах, горах, степях, а также в и пресных водах.

Образ жизни, питание и поведение змей в природе


По образу жизни все змеи – одиночки. Однако в брачный период можно наблюдать массовые скопления этих животных, особенно в период спаривания.

Многие из змей смертельно ядовиты. Особенно много таких змей встречается в Африке и Азии. О в мире расскажет это видео:

Что касается органов чувств у змей, то они не обладают ни отличным слухом, ни хорошим зрением. Все дело в том, что у змей напрочь отсутствует внешнее ухо, поэтому «слышит» змея практически только благодаря вибрациям почвы, либо поверхности, на которой она находится. Глаза змей зоркостью не отличаются, они способны заметить только то, что непрерывно движется, на неподвижную «добычу» змеи в большинстве случаев внимания не заостряют.


Если зрение и слух от природы у этих рептилий развиты слабо, может быть, вкусовые рецепторы у змей на высоте? К сожалению, и тут дело обстоит точно также. Змеи не различают вкуса поедаемой пищи. Они вообще особо не наслаждаются приемом пищи в привычном нам понимании, не разжевывают ее, а заглатывают целиком.


Единственное чувство, отменно развитое у змей – это их обоняние. Рецепторы, улавливающие запахи, находятся у этих рептилий не только в ноздрях, но и на их длинном языке. Поэтому змеи часто высовывают язык, чтобы учуять запах своей будущей жертвы.


А еще змеи наделены от природы так называемыми термолокаторами. Это такие особые устройства, расположенные на морде и имеющие вид ямочек. Ученые считают, что такие рецепторы позволяют змее видеть окружающий мир как будто сквозь тепловизор.


Голос у змей не развит, единственным звуком, который эти животные научились издавать в процессе эволюции, является шипение. Исключение составляют, пожалуй, лишь гремучие змеи, которые умеют из хвоста делать «погремушку»: у них в этой части тела имеются особым образом расположенные чешуйки.


Одной из особенностей змей является линька. Дело в том, что рано или поздно змея вырастает из своей чешуйчатой оболочки и требуется ее «сменить». Однако, каждая чешуйка не меняется у змеи по отдельности, животное сбрасывает старую «кожу» чулком. Сброшенный «наряд» называют выползком.


Змеи обладают самыми разнообразными окрасами: от скромных и неприметных, до невероятно ярких и красочных. Некоторые используют цвет кожи, чтобы спрятаться от врагов или незаметно подбираться к жертве. Другие, наоборот, своим цветом предупреждают, что лучше к ним не приближаться. Как правило, все ядовитые змеи имеют яркую чешую, но есть и исключения.


Все представители подотряда змей – хищные животные. Одни питаются мышами, другие – ящерицами, третьи поедают своих собратьев только более мелких, четвертые – обедают яйцами птиц, а пятые… и вовсе могут съесть целого крокодила!


Нередко добычей змей (естественно, очень больших) становятся крупные копытные животные. Змея буквально натягивает себя на тушу пойманного животного и постепенно заглатывает его, а затем долгое время переваривает.