Весенний сплав по реке ай совершила группа пензенских туристов. Весенний сплав по реке ай совершила группа пензенских туристов Рассказывает один из участников похода Борис Хейфец

Весной для туристов межсезонья не бывает: не успеешь снять лыжи, как можно уже и в байдарку залезать. Весенний сплав по речкам особенно хорош ранней весной, когда мутный поток несёт тебя через затопленные деревья и кусты, когда прозрачный лес пронизан светом и синим небом, когда на освобождающихся от снега солнечных склонах появляются сплошные ковры хрупких разноцветных подснежников, когда величественный хор птиц не смолкает даже днём, отовсюду слышится бормотание тетеревов и урчание лягушек, когда можно проплыть в таких местах, где летом легко перепрыгнуть с берега на берег...

Весна приходит с юга. Поэтому весенний сплав мы обычно начинаем с южных направлений подмосковных электричек. Снег на обширных полях, питающий здешние ручьи, сходит быстро, главное - успеть на волне его таяния пройти реку. Время это быстротечно, всего 3-4 дня. Сплавной сезон той весной начался для меня с аварии на маленькой речушке Городёнке. Эта речка, протекающая чуть севернее известной московским водникам Каширки, в пик весеннего паводка, который мы с Володей поймали погожим субботним днём, вышла из русла и текла в основном среди мощных стволов прибрежных деревьев.

Мы лихо слаломили, иногда на значительной скорости течения, и малейшая неточность манёвра могла привести к оверкилю. Морозным утром после ночёвки, стянув по хрустящему насту обледеневшие каяки в воду, мы продолжили игры с непредсказуемым потоком. Притупившееся от постоянных неожиданностей и опасностей чувство страха (а также, следовательно, и чувство самосохранения) не позволило мне реально оценить сложность ситуации и определить верную линию движения. Первым шёл Володя, я ориентировалась по нему. Я видела, как перед поворотом русла он наехал на надводное бревно, перегораживающее реку и, чуть застряв и поёрзав на нём, спрыгнул в слив.

Я взяла чуть правее (там было поглубже), не застряла на бревне, но в то же мгновение поняла, что мой манёвр неверный, однако уже было поздно. Каякер должен смотреть на несколько ходов вперёд, как шахматист. От следующего ствола, перегородившего реку низко над водой, я ещё успела увернуться, но меня неминуемо несло на третий ствол, нависшие ветви не дали сработать веслом, мгновение, меня наваливает на склонённое дерево, переворачивает и заклинивает под ним.

Вцепившись пальцами в обледенелый ствол, я старалась удержать голову над водой. Второй шпангоут был разломан, сдавленный каркас зажал мои ноги под водой.

Я пыталась выдернуть их, но любое движение вызывало резкую боль в ноге и нарушало шаткое равновесие моего тела, при котором я ещё могла дышать и было не очень больно ноге. Надетый на меня спас-жилет был объёмным, надувным, но струя всё равно тянула меня под воду, под ствол с ветвями, образующими подводный заслон. Каяк целиком скрылся под водой, торчал лишь кончик его кормы. Мне казалось, что на мои ноги сверху навалилось толстое бревно и, чтобы освободиться, его нужно будет распиливать.

Пальцы начинали терять чувствительность, всё труднее было держаться за скользкий ствол. Я смотрю на небо, туда, куда повёрнуто лицо. "Неужели здесь, на какой-то малюсенькой Городёнке? Как глупо... Успеет ли Володька добраться до меня и вытащить голову? Сможет ли откачать?" То, что самой мне не выбраться, я понимала вполне отчётливо. Я боялась, что начнёт ломать ногу в коленном суставе, и мне хотелось, чтобы всё скорее кончилось. Володя с другого берега зачем-то стал кидать мне "спас-гранату" - верёвку с карабином на конце.

Он думал, что я не хочу бросать каяк, и собирался вытаскивать нас обоих. "Ногу зажало!" - крикнула я ему, стараясь перекричать шум потока. Наконец он понял, перечалился на мой берег, залез на бревно, под которым я болталась, и, пошарив руками под водой, вытащил весло. Ноги сразу освободились, и я выбралась из каяка. Глубина в месте аварии была по пояс, но течение очень сильное. Итак, оказалось, что меня заклинило собственным веслом. Перед тем как каяк навалило на бревно, я автоматически положила весло вдоль борта на деку. А его нужно было закидывать наверх, на ветви завала, чтобы не мешалось.

В течение часа Володька пытался вытащить каяк, пока я отходила у костра на маленькой проталинке заснеженного склона. "Придётся резать шкуру, - резюмировал Володька, - и вытаскивать каяк по частям". - "Нет! - взмолилась я. - Давай попробуем вместе!" И мы вытянули судно. Кильсон был сломан, стрингеры погнуты, шпангоут разломан на кусочки. Я отделалась синяками. И потерей уверенности в себе на самостоятельном одиночном сплаве.

Каяк я вскоре починила, нога прошла, а вера в собственные силы вернулась лишь через год, когда в конце апреля мы отправились встречать весну на речку Рагушу, что течёт на юго-востоке Ленинградской области. Она протекает через выходы карста и в малую воду местами полностью уходит под землю. Мы плыли со льдами, попадали в заторы ледяных глыб, местами тащились по сплошным ледяным полям, неожиданно проваливаясь под лёд и повисая на весле, "рубились" вдоль берега узкими закраинами открытой воды.

Один раз меня затащило под бревно, мгновенно перевернуло, пронесло под стволом, и только затем я вынырнула. Вытягивая каяк на берег, я сообразила, что упустила весло. Но оказалось, что оно мирно покачивалось сверху на злополучном стволе. Не осознавая своих действий, я автоматически успела выбросить весло на завал перед переворотом, чтобы оно не заклинило меня, как в прошлогодней аварии. Выводы, которые я почерпнула из случившегося: каркасно-надувной каяк и каякер - довольно живучие.

Каякер, идущий в группе при взаимной страховке с воды, должен так же осторожно и внимательно относиться к препятствиям, как если бы он шёл в одиночку, должен оценивать препятствие с позиции собственных сил (одна бы я, наверное, обнесла сомнительный участок). Если каяк несёт на сплошной завал, от которого не увернуться и под которым всё-таки проходит вода, надо выбрасывать на завал не только весло, но и собственное тело, освобождённое от каяка.

Река Бебря это маленькая извилистая речушка, которая протекает по Вяземскому району с северо-запада на юго-восток, и в черте города впадает в одноименную реку. Сегодня на страницах Вязьма Ньюз новый фильм Евгения Баранова, автора сюжетов о и , протяжённостью в 60 километров. А это значит, что будет интересно.

Фильм начинается у истоков реки Бебря, неподалёку от церкви, построенной Ф.И. Маневским, в 1782 году в честь Одигитрии Божьей матери. Начало реки Бебря как и большинство рек, не имеет ярко выраженного источника, и зарождается в низинах и заболоченной местности. На протяжении своей истории, Бебря была свидетельницей всех исторических событий, проходящих на нашей земле, а по границе реки Бебря была линия укреплений во время трагических событий Великой Отечественной войны.

Бебря протекает мимо улиц Декабристов и 9-го января, ул. Карла Либкнехта и ул. Интернационала, через реку Бебрю имеется железный мостик, такой знакомый многим вязьмичам. На Бебре есть даже мини водопады, которые вы сможете увидеть в представленном фильме. Слияние Бебри и реки Вязьмы происходит в районе

Кроме того, в фильме о Бебре вы увидите как выглядит с реки наша - жемчужина русского зодчества и неповторимый памятник архитектуры, а также услышите местные легенды кладоискательства. Клад Наполеона, серебряные полтинники в районе деревни Ломы, и конечно, последняя легенда о подземных шахтах в Относово и .

Есть такое направление в туризме - сплавы по бурным рекам. Люди, которые увлекаются этим видом туризма, собираются небольшими компаниями, загружают в автомобиль снаряжение (плавсредство и весла), едут к реке и сплавляются.

Многие реки в наших краях (окрестности Красноярска) пригодны для таких сплавов в течение короткого промежутка времени: обычно 2-3 недели в году. Такими реками являются Есауловка, Кача, Базаиха. Происходит это в конце апреля - начале мая. Как раз на это время выпадают майские праздники. В теплую погоду происходит интенсивное таяние снега в лесу. В конце апреля - начале мая реки вскрываются от льда. За счет огромного количества талых вод уровень воды в реке поднимается. И в это время становится возможным сплав по реке на катамаранах.
Любители водного туризма каждый год в апреле тщательно готовятся к этому и ждут момента.

В городе Железногорске у меня есть знакомые туристы, с которыми я познакомился в 2006 году на Ергаках. Они увлекаются разными видами туризма. В том числе и экстремальными сплавами по бурным рекам.

В начале мая 2010 года Алексей Соколовский пригласил меня на сплав по реке Есауловка.
До этого я уже несколько раз сплавлялся на рафте по реке Катунь в Республике Алтай. А на катамаране я собрался сплавляться первый раз.

Утром мы на нескольких автомобилях приехали в поселок Малый Кускун.

Выгрузили снаряжение на дороге недалеко от моста.

Стали собирать катамараны.

Для сборки катамарана берутся две камеры сигарообразной формы из резины или другого не пропускающего воздух эластичного материала. Вставляются в чехол из прочной ткани. Ткань здесь нужна для защиты камеры от порезов.
В камеры с помощью насоса закачивается воздух.

Затем собирается каркас. Каркасы бывают из деревянных палок (дешевле, можно самим изготовить из стволов деревьев, но тяжелые) и из алюминиевых труб (дороже, нужно где-то специально заказывать, но зато легкие).
Детали каркаса скрепляются полосками резины из автомобильных камер.

Собранный каркас привязывается веревками к надувным камерам. А так же к нему веревками привязываются все вещи: рюкзаки, гермочехлы.

Собранный катамаран спускается на воду.

Сами сплавщики надевают на себя одежду, которая должна защитить их ноги от холодной воды и туловище от брызг.
В данном случае на Ирину надеты высокие брюки от костюма хим.защиты (ОЗК).

А еще сплавщики надевают спасательные жилеты. В том случае, если катамаран опрокинется, то спасательный жилет поможет человеку оставаться на плаву.

Славщики берут в руки весла и занимают места на катамаране.

А я еще надел каску на голову. Как я узнал позже, каска во время сплава защищает голову от "расчесок". ("Расческа" - это дерево, низко наклонившееся над рекой и цепляющее воду ветками)
Все остальные участники сплава были без касок.

В тот день у нас в группе было два катамарана 4-ки и один катамаран 2-ка.

На катамаран четверку кроме четырех гребцов иногда еще дополнительно садятся пассажиры.

А на двойку пассажиров не садят. Как правило, на двойке сплавляются только два гребца.
Здесь на фотографии плывут Алексей и Ирина.

Уровень воды в реке был высокий. Многие деревья на берегу были затоплены.

В начале сплава мы шли по спокойной воде.

На берегу валялось много кусков льда.

А кое-где снег еще не растаял.

Рельеф там плоский, поэтому плывем относительно спокойно.

Во второй половине сплава начинается горная местность. Берега становятся скалистыми.

На реке появляются волны. Растет эмоциональное напряжение и уровень адреналина в крови.

В середине сплава мы вышли на берег и остановились для перекуса.

После перекуса продолжили сплав.

И вот он кульминационный момент. Волны становятся выше. Брызги воды захлестывают участников сплава.

Командиры катамаранов все чаще подают всякие команды. Гребцам нужно работать очень быстро, интенсивно и слаженно, чтобы удержать катамаран на волнах, не врезаться в скалистый берег и не опрокинуться.

Самый экстремальный участок на реке Есауловка - это порог под названием "Плита".

Некоторые сплавщики проходят Плиту по 2-3 раза. Проходят порог, вытаскивают катамаран на берег и несут обратно чуть выше плиты.

Но, в тот раз уровень воды в реке был высокий и нам хватило одного раза.

Не обошлось и без приключений.
Катамаран двойка, на котором сплавлялись Алексей и Ирина, прямо на Плите сделал "свечку" (встал вертикально) и опрокинулся вверх дном. Катамаран и людей унесло дальше течением.
Четыре гребца с катамарана четверки, которые с берега наблюдали за Алексеем и Ириной, сразу ломанулись, побежали к катамарану, сели, быстро отчалили и помчались вдогонку за опрокинутой двойкой.
Все это произошло за несколько десятков секунд.
Я не успел толком осознать, что произошло и адекватно среагировать. В итоге я остался один стоять на берегу. Без катамарана.
Что бы я там делал один - не знаю. Товарищи уплыли ниже по течению. Они были явно заняты спасением Ирины и Алексея. Про меня они бы вспомнили только значительно позже.

Но, по счастливой случайности мимо проплывала на катамаране четверке другая группа. Я помахал руками. Они пристали к берегу, подобрали меня и посадили на катамаран.
Через некоторое время я увидел своих товарищей. Они стояли на противоположном берегу. Ирина и Алексей были живые и вроде бы без серьезных травм. Одежда конечно вся промокла. Но они могли самостоятельно грести оставшуюся часть маршрута.

Меня высадили на берег и я снова присоединился к своей группе.

После прохождения Плиты осталось 1/3 от всего маршрута.

Ирина после происшествия на Плите пересела на катамаран четверку.

Сплав закончился в поселке Бархатово.

Катамараны вытащили на берег.

И стали разбирать.

Там нас уже ждали водители автомобилей.
Детали катамаранов, весла, рюкзаки погрузили в автомобили и поехали домой.

Предлагаю посмотреть небольшой фрагмент видеозаписи со сплава.

Сплав по реке мне понравился. Это были незабываемые ощущения. Экстрим, бушующая стихия. Адреналин и эмоции.

Мне настолько понравилось, что на следующей неделе я напросился к еще одной компании и пошел сплавляться по реке Кача. Но, это уже другая история.

Проходил он во вторые майские праздники 2013 года. Предполагая, что маршрут почти в 60 км на 3 дня от Елкино до моста серовского тракта будет несколько напряжным, решили пойти от пос. Маломальский. Там плыть всего около 45 км. Проезжая реку Ис стало очевидно, что и от Елкино и от поселка ИС дойти было бы не трудно - река залила все, что можно и течение при этом было очень сильным. Вода продиралась через кусты, деревья, поля и явно определить основное русло было затруднительно.

Старт с Маломальского прошел бодро и уже через каких то 1,5 часа мы начали блуждать по лесу в буквальном смысле слова. Вроде и ориентировались на сильное течение, выбирая наиболее широкую и сильную струю воды, но русло потеряли. Вскоре течение прибило нас к непроходимому кустарнику и кусочку суши, через который пришлось перетаскивать все снаряжение. Правда, совсем рядом, буквально несколько метров. К счастью, больше такого не повторялось.

Везде, и на широких плесах и возле скалистых вершин наши лодки и катамараны несло несмотря на порой встречный ветер. Пришел полный паводок.

Практически на каждую стоянку ведут следы от автомобилей. Также видели немного рыбаков практически на всем протяжении реки. Рыбачат на налима на донки в немногочисленных пока заводях и заливах с относительно спокойной водой.

Пока блуждали по лесу, на первую стоянку приземлились только к вечеру. Это была стоянка перед порогом «Волчья пасть». В отличие от предыдущих лет, камни здесь полностью залиты водой и порог оказался относительно безопасен. До следующего ответственного порога «Лялинский» оставалось около 10 километров.

Плыть с одной стороны нетяжело, течение несет куда надо. Но приходится постоянно лавировать от веток нависающих по берегам деревьев и торчащих кустов, куда лодку прижимают разнонаправленные течения, все время разворачивает и норовит закрутить в одной из многочисленных воронок. В общем, гребли слабо, но был постоянный напряг на подруливания.

Еще заметил интересную вещь, как вода ступенькой стоит. На всей ширине участка на расстоянии всего где-то в полметра, река делает явную ступеньку вниз, видимую невооруженным глазом. При этом ни камней ни еще каких то препятствий под водой не видно, весло можно погрузить почти полностью. Вероятно, это вытворяет набор подводных течений. Сила воды во всей красе. Иногда было жутковато.

Хотя, были и красивые места.

Лялинский порог, казавшийся издали детским ручейком при ближайшем рассмотрении оказался черт знает чем. Я такого никогда в жизни не видел. Прибывшие на место осмотра опытные водники твердо заявили, что порог можно отнести к 3й, редкой для Свердловской области, категории, вполне проходимой для катамаранов. Про лодку, правда, они ничего не сказали, пожелав удачи и по возможности пройти порог по правой, наиболее безопасной части. Я пошел по центру и перевернулся в первой же бочке. Хорошо, что вещи привязал.

Если не открывается видео, его можно скачать .

На следующей стоянке нашли место даже для волейбольной сетки. Наигрались вдоволь. Ночью минус, но кроме жидкости в оставленных тарелках никто не замерз.

На третий день дошли до моста. Попался один неприятный поворот с водоворотом, откуда не хватило выгрести сил и пришлось продиратся через кусты и километрах в 5 от стоянки еще один приятный перекатик на двоечку. Зато был бонус в виде красивого и бурного водопада.

Не ожидал от уральской реки такого бурного нрава. Без спасжилетов здесь делать весной нечего.

А это фотография нашего дружного сплавного коллектива. Все молодцы!

Протяженность сплава: 120 км

Друзья! Приглашаем Вас на весенний сплав по реке Сакмара! Это одна из самых популярных рек для сплава среди туристов-водников. Она обладает практически на всей своей протяженности характером полугорной реки и несет свои воды по территории Башкортостана и Оренбургской области.
Самым интересным участком для сплавщиков является верхнее течение, которое характеризует настоящий горный характер. Недаром название толкуется, как "река, на которой нужно находиться с опаской". Быстрое течение, многочисленные перекаты, "слаломные" участки - это для туристов сплавщиков просто настоящая сказка!
Интересен порог Яманташ, название которого если перевести с башкирского языка означает "Дурной камень". Протяжённость Яманташа насчитывает около полутора километров и состоит он из четырёх ступеней, перепад уровней на каждой ступени составляет один метр.
За Яманташем начинается также непростая шивера длиной 400 метров, которую тоже не так-то просто пройти.
Около устья притока Баракал находится сложный порог, носящий такое же название. Его особенность еще и в том, что заранее его не увидеть - он резко появляется за правым поворотом реки. Вода падает с водослива порога более чем на метр.

ГРАФИК ТУРА

28 апреля (2 день)
11.00 Прибытие в поселок Юлдыбаево.
11:00-14:00 Сбор снаряжения, обед
14:00-18:00 Сплав по Сакмаре. Прохождение порога Ложный Яманташ 2 к.с. В течении дня обед перекусом.
18:00 Разбивка лагеря. Ужин. Сон в палатках.

29 апреля (3 день)
08:00 Подъем
08:30-9:30 Завтрак
9:30-11:00 Сбор лагеря, погрузка на катамараны.
11:00-18:00 Сплав по Сакмаре. Прохождение порога Яман-Таш 3к.с. с предварительной разведкой и страховкой. Яман-таш - каскад порогов - состоит из 4 ступеней, разделенных участками относительно спокойного течения. Прохождение шиверы Питекантроп. В течении дня обед перекусом.
18:00 Разбивка лагеря. Ужин Сон в палатках.

30 апреля (4 день)
08:00 Подъем
08:30-9:30 Завтрак
9:30-11:00 Сбор лагеря, погрузка на катамараны. Разведка и прохождение порога Баракал 2к.с. В течении дня обед перекусом.
18:00 Разбивка лагеря. Ужин. Туристическая баня. Сон в палатках.

1 мая (5 день)
08:00 Подъем
08:30-9:30 Завтрак
9:30-11:00 Сбор лагеря, погрузка на катамараны. По берегам много высоких живописных скал. На одну из этих скал мы совершим восхождение с хорошим обзором панорамы долины реки Сакмара, недалеко от деревни Сабырово
18:00 Разбивка лагеря недалеко от деревни Янтышево. Ужин. Сон в палатках.

2 мая (6 день)
06:00 Ранний подъем
06:30-7:30 Завтрак
7:30-9:00 Сбор лагеря, погрузка на катамараны.
9:00-10:00 Сплав до деревни Янтышево.
10:00-12:00 Сбор снаряжения, погрузка вещей в автобус. Обед.
12:00 Отправление группы в Пермь

3 мая (7 день)
3:00 Ориентировочное время возвращения группы в Пермь, ул.Ленина, 53 (Театр-Театр)

В СТОИМОСТЬ ВКЛЮЧЕНЫ

Транспорт, 3-х разовое питание, услуги инструктора, экскурсии по программе, место на катамаране, спасательный жилет и каска, туристическая баня, комплект личного снаряжения (коврик, место в палатке, спальник (т.комф до - 5), страховка от несчастного случая.