Сообщение про маршака. Биография маршака самуила яковлевича

Краткая биография Самуила Маршака

Самуил Яковлевич Маршак – советский писатель, поэт, драматург, а также переводчик и литературный критик. Самуил Яковлевич родился в Воронеже 3 ноября 1887 года в еврейской семье. Фамилия Маршак передалась писателю от потомка, который был известным раввином и талмудистом. Детство писателя прошло под Воронежем, где он также посещал гимназию. Помимо этого он посещал гимназии в Петербурге и Ялте. Любовь к классической поэзии Самуилу привил учитель словесности, который разглядел в нем талант.

Немалое влияние на его литературную карьеру оказал известный русский критик В. В. Стасов. Прочитав некоторые стихотворения Маршака, он заметил талант писателя и посодействовал переезду в Петербург. Там, Маршак проводил много времени в библиотеке. В 1904 году произошло знакомство с Максимом Горьким. Тот с интересом отнесся к творчеству юного писателя и даже пригласил его к себе в Ялту. Там Маршак провел почти два года. В 1907 году он начал печататься. Вышел в свет сборник «Сиониды», посвященный в основном еврейской тематике. В этот же период он работал над переводом нескольких стихотворений с идиша.

В 1911 году было решено совершить путешествие по странам Ближнего Востока, куда писатель отправился со своими друзьями. В этой поездке он познакомился со своей будущей супругой – Софьей Мильвидской. В сентябре 1912 молодая чета отправилась в Англию, где Самуил не только посещал Лондонский университет, но и работал над переводом английских баллад. Вернувшись в Россию, он публикует эти переводы в журналах «Русская мысль» и «Северные записки». В 1920 году, будучи в Екатеринодаре, он открывает ряд учреждений для детей, в том числе один из первых детских театров в России. Вскоре появляются его первые детские книги со стихотворениями «Сказка о глупом мышонке», «Дом, который построил Джек» и т.д. Он также являлся первым руководителем кафедры английского языка в Кубанском государственном университете.

В 1922 году писатель перебирается в Петроград, где создает студию детских писателей и выпускает детский журнал «Воробей». В 1937 году детское издательство было разгромлено, а лучшие его участники уволены или репрессированы. В связи с этим писатель был вынужден переехать в Москву. В годы войны он работал в основном в жанре сатиры и публиковался в «Правде». В 1960 году вышла в свет автобиографическая повесть Маршака под названием «В начале жизни», а годом позже вышел сборник статей «Воспитание словом». Умер писатель 4 июля 1964 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Маршак - фамилия, известная каждому с детства: его стихи, сказки и пьесы любимы не только детьми, но и взрослыми.

Краткая биография Маршака

В конце XIX века в Воронеже в еврейской семье талантливого заводского мастера в начале ноября по новому стилю родился мальчик. Известным всему миру он стал благодаря своему отцу, который считал правильным поддерживать детей в их увлечениях и мечтаниях. Звали мальчика Самуил Яковлевич Маршак. Биография великого автора начинается именно с этого момента.

Ранние стихи Маршака попали к литературному критику Стасову, который и посодействовал переводу талантливого мальчика из уездной школы в Петербург. К 20 годам Маршак начал публиковаться. В это же время ему довелось путешествовать на восток, после чего в 1912 году он поступил в университет Лондона. Английским языком Маршак владел превосходно, так что в свободное от учёбы время увлёкся переводами.

В начале Первой Мировой биография Маршака круто повернулась: писатель активно участвовал в организации детских домов на Кубани. Близкое общение с детворой подвигло его создать что-то интересное для них. В 1923 году и появились первые публикации для основанного им детского театра:

  • перевод произведения «Дом, который построил Джек»;
  • забавные «Детки в клетке»;
  • знаменитая «Сказка о глупом мышонке».

Так начался недетский путь детского писателя по фамилии Маршак. Биография для детей, конечно, не отображает все тяготы его жизни.

Занятные факты

Самуил Яковлевич был интересным собеседником, неравнодушным к людям и их судьбам, открытым и искренним, независимо от занимаемой им должности. На двери его кабинета никогда не видели таблички с часами приёма: он трудился не покладая рук, но всегда был готов принять всех, кто в нём нуждался.

Маршак обладал наблюдательностью и чувством юмора, что в совокупности придавало всем его суждениям забавный и поучительный вид. Один из его современников, Валентин Берестов, сохранил высказывание Маршака о "бабушках":

«Бабушки бывают хищными и домашними. Домашние дома нянчат внуков, а хищные сидят в редакциях». Кажется, с тех пор бабушки не изменились.

Самуил Маршак, биография которого тесно связана с родными, любил свою семью, что хорошо видно из стихотворения:

"...В поздний час все домашние в сборе -
Братья, сестры, отец и мать.
И так жаль, что приходится вскоре,
Распрощавшись, ложиться спать...»

Талант многоликий

Литература была жизнью Маршака: его творческое наследие обширно и разнообразно. Оно включает сказки и истории для детей, лирические произведения для взрослых, многочисленные переводы текстов англоязычных писателей, ставшие классикой благодаря выразительности и точности речевых оборотов автора. Красоту английских баллад и сонетов русскоязычной аудитории открыл Самуил Маршак.

Биография этого талантливого человека связана не только с литературой - Маршак обладал мощным педагогическим и организаторским даром. В 1923 году на базе Кубанского политеха им была основана кафедра иностранных языков, которой впоседствии он же и руководил. Открыв "Новый Робинзон" - журнал для детей, он объединил когорту талантливых авторов, а позднее возглавил и детское издательство.

За 10 лет столь насыщенной деятельности Самуил Яковлевич накопил огромный опыт, которым и поделился в 1934 году с делегатами 1 съезда советских писателей. Коллеги избрали его в правление Союза писателей СССР - великая честь для тех времён.

В период с 1939 по 1947 год ответственный пост депутата Московского горсовета занимал Самуил Яковлевич Маршак, биография которого удивляет своими поворотами.

Творческое наследие

Самым популярным пластом его творчества стали произведения для детей. Кто не знаком с удивительной сказкой "Двенадцать месяцев"? Кому родители не читали в детстве "Кошкин дом"? Или "Багаж" для школьного возраста, на финальных словах которого "Однако за время пути собака могла подрасти" улыбаются и взрослые, и дети? А ещё "Умные вещи", "Рассеянный с улицы Бассейнной", "Сказка об умном мышонке" и другие.

И серьёзные вещи писал Маршак: биография для детей старшего возраста и для взрослых под названием "В начале жизни" увидела свет в 1960 году. Последней его книгой стала "Избранная лирика", опубликованная в 1963 году. Современники отмечали, что его слова были просты и ясны, язык - краток и близок к разговорной речи.

Прижизненное признание

Вся биография Маршака удивительна: он один из тех творцов, заслуги которых признаются при жизни. Чудом его не коснулась сталинская государственная машина, хотя в тёмном 1937 году было разгромлено созданное им издательство, а воспитанники арестованы. Писатель также ожидал репрессий со дня на день, но, видимо, его судьба была дожить до старости, продолжая радовать детишек и взрослых своими творениями.

Советским государством был признан Самуил Маршак: биография, краткая карта его славы отражена в нескольких Сталинских и одной Ленинской премиях, орденах Ленина, Отечественной войны, Трудового красного знамени, которыми награждён писатель.

Маршак был признан не только на родине: Шотландия приняла его в ряды почётных граждан за переводы Бёрнса.

Всё лучшее - детям

Вот такой интересной и многогоранной может быть писательская биография. Маршак пропитанал детством всю свою жизнь: писатель очень любил детей, понимал их и уважал. Однажды он написал своему другу Чуковскому:

Могли погибнуть ты и я,
Но, к счастью, есть на свете
У нас могучие друзья,
Которым имя — дети!

Его стихи и сказки понятны и любимы детворой, они легко запоминаются, читаются почти нараспев. Маршак пишет с юмором на современные и понятные для детей темы, заставляя их не только смеяться, но и обращать внимание на окружающих, смотреть по сторонам более внимательно.

Сборник "Сказки, песни, загадки", в котором собраны лучшие произведения автора для детей, многократно переиздавался и переведён на многие языки. И сегодня творчество писателя остаётся любимым большими и маленькими, а биография Маршака - предметом пристального изучения и искреннего интереса.


Имя: Самуил Маршак (Samuil Marshak)

Возраст: 76 лет

Место рождения: Воронеж

Место смерти: Москва

Деятельность: поэт, драматург и переводчик

Семейное положение: был женат

Самуил Маршак - биография

Любимый детский писатель, знакомый всем с детства. Кто не знает его замечательные стихи про Джека, построившего дом, про корову безрогую, которую доит молочница строгая? А сказка про глупого мышонка? Кто не пытался найти рассеянного человека и улицу, на которой жил именно этот герой книжки Маршака? Но в этом человеке - писателе было очень много других достоинств, о которых следует рассказать.

Детство поэта

Самуил доставлял немало хлопот своим родителям в детские годы. Был драчуном, уходил в гости, не спросив разрешения, разбивал чужие окна. Рождение в еврейской семье означало, что не всех детей устроят в гимназию. В то время была определённая квота на обучение еврейских мальчиков и девочек в учебных заведениях. А жаль, так как ребёнок был наделён способностями, которым многие смогли бы позавидовать.


Но биография будущего писателя настолько была необычна, что никто не мог предположить, что из этого паренька сможет что-то получиться. Судьба вела Самуила по жизни. Какого-то учащегося отчислили за плохую учёбу, и на его место взяли Маршака. Учителю словесности сразу пришёлся по душе мальчишка, который был неравнодушным к литературе.

Самуил сочинял стихи, и однажды его литературные опусы увидел критик Владимир Стасов. Благодаря таланту, Маршака перевели из Острогожской гимназии Воронежской области в лучшую гимназию Петербурга.

Первые стихи Маршака

Стихи Самуила вошли в первый печатный сборник «Сиониды», в котором начинающий поэт использовал сюжеты из Библии. Всё было великолепно.

Самуил Маршак - биография личной жизни

Маршак всегда хотел побывать на Ближнем Востоке, и отправившись туда с другими молодыми евреями, повстречал свою судьбу в лице умной и красивой девушки Софьи Мильвидской. После поездки молодые люди сыграли свадьбу. Верность, любовь и преданность – качества, которые помогли сохранить супругам свой брак более сорока лет. Поженившись, они поехали в места своего дальнейшего обучения. В Англии их ждал столичный университет. Самуил выбрал факультет искусств, так как планировал всерьёз заняться литературой, а Софья предпочла факультет точных наук.


Школа простой жизни, которая расположена в Уэльсе, с её необычным образом жизни помогла Маршаку, когда он помогал екатериноградским беспризорникам. Супруги решили вернуться на родину, так как начиналась Первая мировая, но военные действия воспрепятствовали возвращению. Семья вынуждена была переждать неблагоприятное время в Финляндии в течение года.


Родилась дочь Натанэль, которую обожали родители, но случилась ужасная трагедия: полуторагодовалая девочка перевернула на себя самовар с кипятком. Маршаки никогда не могли себе простить этого. Через два года родился сын. Иммануэль скрасил одиночество родителей.Годы непонимания и работа для детей

Революцию литератор принял восторженно, но новой власти нужны были поэты – трибуны. Вставшие у руля были против Бога, а Самуил Маршак пересказывал сюжеты из Библии. Оставив Петроград и перебравшись в Екатеринодар, Маршак начинает работать в газете. Руками писателя в городе был создан городок для детей.


Дети могли ходить в библиотеку, посещать детский сад и театр. В этот период был очень востребован написанный им «Кошкин дом». С того времени для Маршака не было главнее занятия, как писать для детей. Он нашёл продолжение своей биографии, он стал издавать детский журнал «Воробей».

Для детишек хотели писать многие: Виталий Бианки, например. Через десять лет в России появилось издательство «ДЕТГИЗ», в котором главным редактором работал Самуил Яковлевич. высоко оценил работу писателя. Но Маршак относился к журналу очень серьёзно. Об этом говорит такой факт, что принёс в журнал «Дядю Стёпу», а Маршак полностью переделал стихотворение автора. Он был резок в словах, часто придумывал оскорбительные прозвища тем, кого за что-то не любил.

Добрый человек

У Маршак был секретарь, так как работы было много. В этой должности работал . Познер всегда отзывался о поэте с огромным уважением. Самуил Яковлевич многим помог не только морально, но и материально. Маршак был жизнерадостным человеком, но очень часто горе наведывалось в его семью.

Когда младшему сыну Якову исполнился 21 год, он заболел туберкулёзом и не смог справиться с болезнью. В очередную волну гонений попал и Маршак. Но за «хорошего поэта» вступился

Кто не знает произведений Корнея Чуковского, Сергея Михалкова, Агнии Барто? И уж, конечно, нет такого уголка в нашей стране, где бы не знали нашего замечательного детского писателя Самуила Яковлевича Маршака .

Начало творчества С. Я. Маршака

Самуил Яковлевич Маршак родился в 1887 году в г. Воронеже. Детство его и первые школьные годы прошли в небольшом городке Острогожске Воронежской губернии, где отец будущего поэта работал техником на мыловаренном заводе. Маленький Маршак очень рано пристрастился к чтению, а уже четырех лет стал сам сочинять стихи. В гимназии, где он впоследствии стал учиться, образованный учитель-латинист, сам влюблённый в литературу, обратил внимание на маленького способного гимназиста, познакомил его с русской и классической поэзией. Маршаку исполнилось едва 11 лет, когда он уже сочинил несколько поэм и перевёл оду Горация.

А затем… счастливый случай. Тринадцатилетним мальчиком, попав из провинции в Петербург, Маршак встретился со знаменитым русским критиком и неутомимым поборником отечественного искусства Владимиром Васильевичем Стасовым, которому очень приглянулись литературные опыты и творчество маленького гимназиста, «полтора вершка от полу».

Маршак стал постоянно бывать у Стасова, целые дни сидел в Петербургской публичной библиотеке, где тогда работал знаменитый критик, жил у него на даче, и вскоре юному поэту было поручено сочинить шутливую приветственную оду во славу «четырёх русских богатырей», которые должны были навестить Стасова на даче. То были Репин, Шаляпин, Горький и Глазунов. Величание имело большой успех.

Алексей Максимович заинтересовался юным поэтом и, узнав, что у него плохое здоровье, пригласил его к себе в Ялту.

Некоторое время Маршак жил в Крыму, в семье Горького. Он лечился, занимался своим образованием, много читал. Но, когда в 1905 году семья Горького из-за полицейских преследований принуждена была покинуть Крым, мальчик снова попал в Петербург, за Невскую заставу, где в то время на заводе работал его отец.

Наступило тяжёлое время в жизни писателя . Горький должен был уехать за границу. Стасов скончался. Пришлось молодому поэту зарабатывать себе на жизнь уроками, случайным сотрудничеством в юмористических журналах и в газетах. Всё свободное время Маршак проводил в залах Публичной библиотеки. Он стремился стать по-настоящему образованным человеком. Но в глазах тогдашних властей он был, из-за связи с Горьким, не совсем «благонадёжным» в политическом отношении.

Двери в университет были для него закрыты. Договорившись с некоторыми петербургскими журналами, Маршак получил возможность уехать для обучения в Англию.

Как Маршак стал детским писателем

На родину Маршак вернулся в 1914 году, буквально за несколько недель до начала первой мировой войны. Он жил в Воронеже, кормясь случайной работой и переводами английских и шотландских баллад и классической лирики английских поэтов.

Тогда же судьба впервые свела Маршака с теми, кому он вскоре посвятил на долгие годы свой талант, свой труд, свою жизнь. Ему пришлось принять участие в работе по оказанию помощи беженцам из тех мест, где бушевала война. Дети из разорённых, лишённых родного крова семей произвели особенно сильное впечатление на С. Я. Маршака , хотя в то время он ещё не думал, что главным делом его ближайшего будущего будет создание литературы для детей .

Это началось уже после Великой Октябрьской социалистической революции, когда Маршак вместе с группой педагогов создал «детский городок» в Краснодаре. В этом «городке» кроме библиотеки, детского сада и всевозможных самодеятельных кружков был и детский театр. Для сцены его надо было писать всевозможные интермедии, короткие пьески, сказки. Здесь Маршак и стал писать для детей. А уже в 1922 году в Краснодаре вышла из печати книга «Театр для детей», в которой были собраны пьесы, написанные Маршаком или им же в сотрудничестве с Е. Васильевой.

После того как театр распался, Маршак в 1923 году вернулся в Ленинград. Здесь и начался уже подлинный расцвет его творчества , обращенного к детям . Он работал в Ленинградском театре юного зрителя, переводил детские народные песенки Англии, среди которых был теперь уже знаменитый «Дом, который построил Джек». Он придумал книжку нового рода - книжку-картинку «Детки в клетке», завоевавшую с тех пор большую известность. Тогда же он написал и свои первые оригинальные сказки в стихах для детей . Это были ласковая и смешная «Сказка о глупом мышонке» и наизусть заученный миллионами ребят «Пожар».

Вскоре Маршак стал руководителем детского отдела Госиздата в Ленинграде. И маленькие читатели получили такие превосходные книги, как «Горы и люди», «Рассказ о великом плане» М. Ильина, «Лесную газету» В. Бианки, «Морские истории» Б. Житкова, «Пакет» и «Часы» Л. Пантелеева. В то время Ленинград был центром нашей детской литературы. А вскоре и в Москве появился большой отряд новых детских писателей, имена которых теперь хорошо известны.

Поддержанный в своих принципах А. М. Горьким, защитившим Маршака от нападок критиков, пытавшихся ополчиться против яркой увлекательности и радостной сказочной свежести маршаковских книжек, Самуил Яковлевич Маршак стал любимейшим детским поэтом .

Творчество Маршака — творчество для детей

Надо ли здесь перечислять все книжки С. Я. Маршака, его сказки, песни, загадки, пьесы, воспевающие добрую силу тружеников, веселую отвагу мастеров, пожарников, высмеивающие лентяев, трусов, жадных?! Обратитесь к любому из ребят, начиная с 4-5 лет и даже младше, и вам тотчас напомнят и об «Усатом Полосатом», и о вездесущей «Почте», и о знаменитом «Багаже», в котором так неожиданно за время короткого пути выросла собачонка, превратившись в огромного пса… И про то, «Откуда стол пришёл», и про «Разноцветную книгу», которая одинаково радует и слух и зрение ребят. И о «Кошкином доме», «Теремке», «Двенадцати месяцах» и других пьесах, которые не сходят со сцен наших детских театров. И об изобретательно построенном поэтическом путешествии «от А до Я» и о «Мистере Твистере».

Поэт высокой мысли, которую он умеет облечь в простые, доступные самому маленькому ребёнку стихи, человек обширной культуры, писатель широких горизонтов и блестящего мастерства, владеющий всеми красками, всеми изобразительными средствами, создающий стих лёгкий, полногласный, использующий все оттенки слова и в то же время чрезвычайно лаконичный, краткий в своём поэтическом языке, Самуил Яковлевич Маршак давно завоевал не только восторженную любовь уже нескольких молодых поколений, но и заслужил всеобщее признание как один из крупнейших поэтов нашей страны.

Все своё огромное умение, великолепный поэтический опыт, удивительное знание народного слова, способность в двух-трёх строках изложить мысль, изобразить картину, полную красок и действия, воссоздать чувтсво, вычеканить запоминающийся образ вкладывает Маршак в любое своё произведение для детей и взрослых .

Сатирические произведения

А в дни Великой Отечественной войны раскрылась перед читателем ещё одна сторона творчества Маршака . На всех фронтах читали его сатирические стихи, напечатанные в «Правде», меткие эпиграммы, которыми он как подлинный снайпер слова разил гитлеровцев. То, что ещё недавно звучало в очаровательной ребячьей полупесенке, полусчиталке о мастере-ломастере («Раз, два-по полену. Три, четыре — по колену»), зазвучало уже с иной интонацией в убийственно метких и скорострельных строках, плакатах, стихотворных листовках, антифашистских эпиграммах, например, в таких, направленных против палачей-гаулейтеров, которые удрали из фашистской Германии, избежав суда народов и теперь ищут для себя подходящую работу по прежней специальности:

Кули таскать? Рубить дрова?
За это платят скудно.
Притом дрова - не голова,
Рубить их очень трудно.
Лудить, паять, кроить, дубить
Труднее, чем дубасить.
Носить трудней, чем доносить,
И легче красть, чем красить.

Вот такими стихами, полными сокрушительной жгучей силы, построенными на остроумнейшей и находчивой игре слова, за которой всегда раскрывается у Маршака глубокое уважение к человеческому труду и яростное презрение к праздности и жестокости, участвовал поэт Маршак в великой борьбе советского народа за общее правое дело.

Маршак как переводчик. Стихи, сонеты Шекспира, баллады в переводе Маршака

Есть, наконец, ещё один большой раздел творчества С. Я. Маршака , в котором поэт показал себя несравненным мастером, художником классической силы, выдающимся деятелем самой передовой культуры. Имя Маршака, как поэта-переводчика , будет всегда занимать одно из самых почётных мест в истории и практике русского художественного перевода .

Маршак сделал достоянием миллионов советских читателей всю глубину, поэтическую прелесть и тончайшую лирическую мудрость сонетов Шекспира , впервые в русском языке обретших своё подлинное звучание. Он сделал широкочитаемым и популярным у нас поэтом великого шотландца Бернса , познакомил наших читателей с Китсом, Вордсвортом. Наконец, он подарил нашим детям блистательно переведённые им стихи итальянского поэта Джанни Родари, который благодаря этому ныне известен у нас даже значительно больше, чем у себя на родине, в Италии. Он переводил Петефи и Гейне, Тувима и Квитко. В Англии и Шотландии его встречали как испытанного друга, немало сделавшего для сближения русской, шотландской и английской культур. С огромным успехом и вдохновением выполняет Маршак эту почётную роль поэтического «связиста» между веками и народами.

Несмотря на свои 70 лет и частенько посещающую поэта болезнь, он работает с неиссякаемым молодым напором. Когда ни придёшь к нему, он всегда в работе, всегда обложен рукописями, чужими и своими, всегда готов прочесть тебе совсем новые стихи, переводы, эпиграммы. Беспрерывно звонит телефон - всем нужен Маршак, везде ждут его стихов, его статей, его слова, его совета, его участия. И он весь, рукава по локоть, в беспрерывном труде. Кажется, что жажда творчества его ненасытна. Глядя на него, когда он сидит за столом, бурно дымя папиросой, ворочая пласты рукописей и вороша груды разноязыких книг, я всякий раз вспоминаю могучих мастеров Возрождения, которых, вероятно, обуревала такая же жажда деятельности…

Из журнала «Семья и школа», 1963 год

П о словам Корнея Чуковского, поэзия для Маршака была «страстной увлеченностью, даже одержимостью». Маршак не только писал стихи для детей и взрослых, но и переводил поэтов разных стран, участвовал в создании одного из первых детских театров Советского Союза и первого издательства для детей.

«Сочинять стихи я начал еще до того, как научился писать»

Самуил Маршак родился в 1887 году в Воронеже. Семья несколько раз переезжала, в 1900 году они надолго поселились в Острогожске. Здесь Маршак поступил в гимназию, здесь же начал писать свои первые произведения. «Сочинять стихи я начал еще до того, как научился писать» , - вспоминал поэт. Увлеченный древнеримской и древнегреческой поэзией, Маршак уже в младших классах гимназии перевел поэму Горация «В ком спасение».

Когда отец будущего поэта, Яков Маршак, нашел работу в Петербурге, вся семья переехала в столицу. В Острогожске остались лишь Самуил Маршак и его младший брат: еврейское происхождение могло помешать поступлению в столичную гимназию. Маршак приезжал к родителям на каникулы. Во время одного из приездов он случайно познакомился с Владимиром Стасовым - известным критиком и искусствоведом. Стасов помог будущему поэту перевестись в петербургскую гимназию - одну из немногих, где после реформы образования преподавали древние языки.

В гостях у Стасова Самуил Маршак знакомился с творческой интеллигенцией дореволюционного Петербурга - c композиторами и художниками, писателями и профессорами. В 1904 году критик представил Маршака Федору Шаляпину и Максиму Горькому . Через месяц Горький устроил его в ялтинскую гимназию: со времени переезда в Петербург Самуил Маршак часто болел. Следующий год молодой поэт жил на даче Пешковых под Ялтой. После революции 1905 года семья писателя уехала из Ялты за границу, и Маршак вернулся в Петербург.

Самуил Маршак. 1962 год. Фотография: aif.ru

Самуил Маршак. Фотография: s-marshak.ru

Самуил Маршак с детьми. Фотография: aif.ru

«Детский городок»

В 1911 году Самуил Маршак путешествовал по Турции, Греции, Сирии, Палестине. Поэт поехал в страны Средиземноморья как корреспондент петербургских изданий «Всеобщая газета» и «Синий журнал». Вернувшись из поездки, он написал цикл стихотворений «Палестина».

Шумят открытые харчевни,
Звучат напевы дальних стран,
Идет, качаясь, в город древний
За караваном караван.
Но пусть виденья жизни бренной
Закрыли прошлое, как дым,
Тысячелетья неизменны
Твои холмы, Иерусалим!
И будут склоны и долины
Хранить здесь память старины,
Когда последние руины
Падут, веками сметены.

Самуил Маршак, отрывок из стихотворения «Иерусалим»

В поездке Самуил Маршак познакомился со своей будущей женой Софьей Мильвидской. Вскоре после свадьбы молодые супруги поехали в Англию - учиться в Лондонском университете.

«Пожалуй, больше всего подружила меня с английской поэзией университетская библиотека. В тесных, сплошь заставленных шкафами комнатах, откуда открывался вид на деловитую, кишевшую баржами и пароходами Темзу, я впервые узнал то, что переводил впоследствии, - сонеты Шекспира , стихи Вильяма Блейка, Роберта Бернса, Джона Китса, Роберта Браунинга, Киплинга».

Во время каникул они путешествовали по Англии, поэт изучал английский фольклор и переводил баллады. Он писал: «Переводил я не по заказу, а по любви - так же, как писал собственные лирические стихи» .

Самуил Маршак и Карпис Суренян. Фотография: krisphoto.ru

Писатель Самуил Маршак, художник Петр Кончаловский и актер Соломон Михоэлс. 1940 год. Фотография: aif.ru

Самуил Маршак и Александр Твардовский. Фотография: smolensklib.ru

В 1914 году Самуил Маршак вернулся в Россию. Он публиковал свои переводы в журналах «Северные записки» и «Русская мысль». В военные годы семья часто переезжала с места на место, а после революции Маршаки осели в Екатеринодаре (сегодня - Краснодар): там служил отец поэта.

В 1920 году краснодарские писатели, художники и композиторы, среди которых был и Маршак, организовали один из первых в стране театр для детей. Скоро он превратился в «Детский городок» с садиком, школой, библиотекой и кружками.

«Раздвигается занавес. Мы готовы к тому, что Петрушка потянет детей к себе поближе - к ширме. Самуил Яковлевич - главный «ответственный» за этот момент - чувствует, что минута настала, что вот-вот дети поднимутся и побегут к ширме и этим сорвут ход действия. И тогда он встает и делает, привлекая к себе внимание, озорной жест - дескать, пойдем поближе, но тихо и молча. Петрушка вовлекает ребят в общую игру. Все зрители и актеры сливаются воедино. Хохот стоит могучий, фантазия детей разгорается. Все - всамделишное! Всем понятное!»

Актриса Анна Богданова

«Другая литература»

В 1920-х годах Самуил Маршак с семьей вернулся в Петербург. Вместе с ученым-фольклористом Ольгой Капицей он руководил студией детских писателей в Институте дошкольного образования. Маршак начал писать свои первые поэтические сказки - «Пожар», «Почта», «Сказка о глупом мышонке» - и переводить английский детский фольклор.

Поэт стал фактическим редактором одного из первых советских журналов для детей - «Воробей» (позже он стал называться «Новый Робинзон»). Журнал рассказывал о природе, технических достижениях тех лет и предлагал юным читателям ответы на множество вопросов. В издании выходила постоянная рубрика - «Бродячий фотограф» Бориса Житкова, «Лесная газета» Виталия Бианки, «В Лаборатории «Нового Робинзона» М. Ильина (Ильи Маршака, работавшего под псевдонимом). В одной из первых редакционных статей говорилось: «Волшебной сказкою, феями, эльфами и королями не заинтересуешь современного ребенка. Ему нужна другая литература - литература реалистическая, литература, черпающая свой источник из жизни, зовущая к жизни» . В 30-х годах Самуил Маршак вместе с Максимом Горьким создал первое Издательство детской литературы (Детиздат).

В 1938 году поэт переехал в Москву. В годы Советско-финской и Великой Отечественной войн поэт сотрудничал с газетами: писал эпиграммы и политические памфлеты. За стихотворные подписи к плакатам и карикатурам в 1942 году Самуил Маршак получил первую Сталинскую премию.Обложка книги Самуила Маршака «Умные вещи». Художник Май Митурич. Издательство «Детская литература». 1966 год

В послевоенные годы вышли книги его стихов - «Почта военная», «Быль-небылица», энциклопедия в стихах «От А до Я». В театрах для детей ставили спектакли по произведениям Маршака «Двенадцать месяцев», «Кошкин дом», «Умные вещи».

В 1950-х годах Самуил Маршак путешествовал по Англии, он переводил сонеты Уильяма Шекспира, стихи Редьярда Киплинга, Джорджа Байрона, Перси Биши Шелли, произведения Алана Милна и Джанни Родари. За перевод шотландского поэта Роберта Бернса Самуил Маршак получил звание почетного гражданина Шотландии.

В 1963 году вышла последняя книга Самуила Маршака - «Избранная лирика». Писатель умер в Москве в 1964 году. Он похоронен на Новодевичьем кладбище.